Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формат печатного СМИ в современной российской медиаиндустрии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. Уч. пособие. — М.: Высшая школа, 1989; Грабелъников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. -М.: РИП-холдинг, 2001; Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702−2002) — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002; Засурский И. И. Реконструкция России. Масс медиа и политика в 90-е. — М.: Изд-во Моск. ун-та… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФОРМАТ СМИ: ЭВОЛЮЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
    • 1. История возникновения и развития понятия «формат»
    • 2. Современное состояние теоретических представлений о формате
    • 3. Определение понятия «формат» в СМИ
  • ГЛАВА II. ФОРМАТ ПЕЧАТНОГО СМИ КАК РЕДАКЦИОННЫЙ СТАНДАРТ И ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА
    • 1. Формат как элемент моделирования печатного СМИ в процессе создания медийного продукта
    • 2. Редакционные стандарты печатных СМИ как форматообразующий инструмент
    • 3. Типовая структура редакционного стандарта «Формат издания»
    • 4. Стратегии работы редакций печатных СМИ с контентом на российском медиарынке
    • 5. Внутриредакционные стандарты российских печатных СМИ как способ реализации формата: сравнительный анализ

Формат печатного СМИ в современной российской медиаиндустрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобальные трансформации в современной медиаиндустрии ведут к изменению общей стратегии поведения многих традиционных СМИ. В условиях развития современного российского медиарынка и нарастающей конкуренции между различными СМИ особую значимость приобретают стратегии работы медиакомпаний с информацией. Для успешной работы оказывается недостаточно производства качественного содержания — чтобы выжить им необходимо гибко реагировать на новые вызовы, перед которыми стоит современная медиаиндустрия. В результате развития подобных тенденций особое место в процессе управления СМИ приобретает маркетинговый подход, который ориентирован на производство медиапродукта с учетом интересов потребителя. В рамках маркетинговой стратегии издания решается вопроссоответствует ли предлагаемое содержание конкретному рынку в данный момент, так как для успешного существования СМИ нужен не только качественный текст, но и качественные коммуникации со своей аудиторией. Именно для этого российским медиакомпаниям важно уметь четко определять формат своего продукта — набор формальных требований к стратегиям сбора, обработки и доставки информации. Таким образом, в сложившихся условиях наиболее важным конкурентным преимуществом средства массовой информации становится грамотное определение формата.

Проблематика исследования заключается в том, что сегодня слабо описаны и структурированы элементы понятия «формат» в СМИ, не сложилось четкого представления о его границах. Уже при попытке дать определение формата ученые и практики сталкиваются с трудностями, связанными с его употреблением в различных значениях. Трудности изучения понятия связаны с его проникновением практически во все сферы современного общества. Особенно активно этот процесс стал прослеживаться с конца XX века, когда началось коммерческое использование Интернета. Понятие «формат» активно используется в российской профессиональной медийной среде, но технологии его создания и практического применения в прессе не разработаны. В современных условиях понятие «формат» переживает период накопления новых качеств, характеристик и уточнения используемых ранее в профессиональной среде значений.

В данном исследовании подробно изучается формат в российских печатных СМИ. Это связано с неоднородностью понятия и разными подходами к организации контента на радио, телевидении и в печати. Хотя тенденции последних лет, когда развитие Интернета повлекло за собой увеличение количества медийных платформ, диктуют интегрированные стратегии работы с информацией.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на повсеместное использование понятия «формат» в научной и профессиональной среде, в научном плане оно практически не изучено.

Значимым для диссертационного исследования представляются материалы методологического семинара факультета журналистики МГУ «Динамика форматов и жанров в современных СМИ», в рамках которого был представлен ряд подходов по осмыслению понятия «формат» в СМИ.1 Также.

1 Болотова Л. Д., Кравченко С. В. Радиоформаты, форматирование, переформатирование // «Вестн. Моск. ун-та». — № 6. — 2010; Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // «Вестн. Моск. ун-та». — № 6. 2010; Лащук О. Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // «Вестн. Моск. ун-та». — № 6. 2010; Лазутина Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // «Вестн. Моск. ун-та». -№ 6. — 2010; Макеенко М. И. Формат в массовых коммуникациях: индустриальный подход // «Вестн. Моск. ун-та». — № 6. — 2010; Николаева А. Н. Речевые жанры как новый формат текстовой журналистики // «Вестн. Моск. ун-та». — № 6. — 2010; Новикова А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // «Вестн. Моск. ун-та». — № 6. — 2010; Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины // «Вестн. Моск. ун-та». — № 6. — 2010; Сурикова Т. И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации // «Вестн. Моск. ун-та». — № 6. — 2010; Тертычный А. А. Форматы и жанры в современных СМИ // «Вестн. Моск. унта». — № 6. — 2010; Сухарева В. А. Что такое «формат»? Или искусство массовой кулинарии // «Вестн. Моск. ун-та». — № 6. — 2010; Межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов» // Медиаскоп. — 2010. — [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.ru/node/520 (режим доступа: 10.10.2011). определение формата представлено в трудах Л. М. Земляновой, В. Л. Иваницкого, Б. Н. Лозовского, А. А. Шереля. 1.

Формат в аудиовизуальной сфере подробно рассмотрели Дж. Мальбон и А. Моран, а также Е. Роут, Дж. Б. Макграс, Ф. А. Уэйс.2 Осмыслению понятия формат способствовали труды У. Найссера по психологии восприятия информации, Д. Элтейда по вопросам конструирования медиареальности.4.

При анализе проблематики использования понятия «формат» в современной медиаиндустрии вследствие ее слабой разработанности в научно-теоретическом и практическом планах автор постарался изучить по возможности максимальное количество существующих публикаций, представленных по данной теме в России и за рубежом.5.

1 Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства массовой информации: англо-русский словарь концепций и терминов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004; Иваницкий В. Л. Основы бизнес-моделирования СМИ. — М.: Аспект Пресс, 2010; Иваницкий В. Л. Формат как инструмент цензуры. Теперь ее осуществляют владельцы СМИ // Журналистика и медиарынок. — 2006. — № 2−3- Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь.. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004; Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. — М., Изд-во Моск. ун-та, 2002. См.: Malbon J., Moran A. Understanding the global TV format. Intellect books, 2006; Routt E., McGrath J. В., Weiss F. A. The radio format conundrum. N.Y., 1978.

3 Neisser U. Cognition and Reality. Principles and Implications of Cognitive Psychology. San Francisco, 1976.

4 Altheide D., Snow P. Media Logic. L., 1979.

5 См.: Reason R. The elements of style (books) and why every newspaper or website needs a design guide. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ronreason.com/style.html (дата обращения: 10.10.2011) — Reason R. WSJ’s new style: design stylebook a key ingredient of the Journal’s redesign. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ronreason.com/personal/articles.html (дата обращения: 10.10.2011) — Reason R. The Wall Street Journal Stylebook. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ronreason.com/personal/articles.html (дата обращения: 10.10.2011) — Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. — Екатеринбург: УрО РАН, 1999; Новые дизайны, новые форматы / WAN, Доклад о газетных стратегиях. — Июнь 2004. — Том 3. — № 3- Крысий Л. П. Иноязычные слова в современной жизни // Русский язык конца XX столетия. — М.: Наука, 1968; Феномен смены формата / WAN, Доклад о газетных стратегиях. — Июнь 2005. — Том 4. — № 5- Мирошниченко А. Взаимный канибализм форматов // Форбс. — 10 марта. — 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/tehno-opinion/internet-i-telekommunikatsii/64 661-vzaimnvi-kannibalizm-formatov (дата обращения: 06.10.2011) — Формат. [Электронный ресурс]. URL: http://seance.rU/categorv/n/29−30/vertigo-nulevvie/format/format/ (дата обращения: 10.10.2011).

Однако, несмотря на уже существующие работы по осмыслению понятия «формат», в российских медиаисследований нет масштабного, универсального труда, охватывающего все его аспекты в печатных СМИ. Это приводит к недостаточной обеспеченности исследователей и практиков СМИ теоретическими положениями и разработками, особенно необходимыми в условиях быстрого развития российской медиаиндустрии. В связи с этим автор постарался наиболее полно осветить аспекты, связанные с определение формата в печатных СМИ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые в отечественной научной литературе проведено комплексное исследование эволюции сущности понятия «формат» в СМИ.

2. Определено место понятия «формат» в системе понятий «тип», «концепция» и «миссия» применительно к печатному изданию.

3. Охарактеризована роль «формата» как маркетингового инструмента в процессе моделирования печатного СМИ.

4. Разработана типология внутриредакционных стандартов, которые представляют собой основной форматообразующий инструмент современных печатных СМИ.

5. Предложен типовой внутриредакционный документ «Формат издания» как инструмент организации контента печатного СМИ в интересах целевой аудитории.

6. Охарактеризованы стратегии работы с контентом современных российских печатных СМИ в рамках реализации их формата.

Объект исследования — формат печатного СМИ как явление, реализованный в корпусе внутриредакционных документов и неписаных стандартов российских печатных периодических изданий, лидеров в своих сегментах («Коммерсантъ», «Ведомости», «Космополитен» (Cosmopolitan), «Максим» (Maxim), «Русский репортер»), при помощи которых осуществляется процесс подготовки содержания и выпуска на медийный рынок готового продукта.

Предметом исследования является эволюция понятия «формат» в СМИ и его применение на практике в современных печатных периодических изданиях.

Основная теоретическая гипотеза. Развитие российского медиарынка повлекло за собой эволюцию значения понятия «формат» в печатных СМИ, которое изначально подразумевало только размерные характеристики. Формат как редакционный стандарт по подготовке контента стал одним из основных маркетинговых инструментов российских печатных СМИ. Сегодня формат печатного издания — это стандарты организации контента для целевой аудитории по определенным критериям, выявленным в процессе моделирования издания и закрепленным во внутриредакционных документах или неписаных правилах редакции. В условиях развития современной российской медиаиндустрии более точно прописанные параметры продукта, а именно печатного СМИ, оформленные в виде внутриредакционного стандарта «Формат издания», могут стать одним из основных факторов успешности издания в конкурентной среде.

Целью диссертационного исследования является определение значения понятия «формат», а также его роли в системе современных российских печатных СМИ в условиях развития современной медиаиндустрии.

Основные задачи диссертационного исследования:

1. Изучить эволюцию понятия «формат» в мировой медиаиндустрии, а также особенности его внедрения в деятельность российских СМИ.

2. Описать современные теоретические и практические представления о понятии «формат».

3. Определить содержание и эмпирические признаки понятия «формат» в СМИ.

4. Рассмотреть и систематизировать основные понятия в сфере печатных периодических изданий, которые зачастую трактуются как синонимичные понятию «формат» («тип», «концепция», «миссия»).

5. Доказать, что формат является маркетинговым инструментом и в основе успешной деятельности современного печатного СМИ лежит следование формату как стандарту организации контента в соответствии с интересами аудитории.

6. Провести обобщение полученного материала и предложить типологию внутриредакционных стандартов печатных СМИ.

7. Разработать типовой внутриредакционный документ «Формат издания» как один из основных факторов успешности медиапродукта.

8. Провести опрос российских экспертов и обработку результатов, проанализировать стратегии работы исследуемых изданий с информацией в рамках реализации заданного формата, изучить содержание и структуру российских внутриредакционных документов как форматообразующих инструментов.

Теоретико-методологическая база исследования. В связи с тем, что исследуемая тема находится на стыке нескольких научных дисциплин, автор обратился к большому кругу научных работ. Комплекс проблем, исследуемых в них, достаточно широк и разнообразен, поэтому, исходя из конкретных целей и задач диссертации, теоретическое исследование проводилось по тем направлениям, которые наиболее принципиальны для данной работы.

При подготовке работы методологические и исторические аспекты науки о СМИ были сформированы трудами ряда исследователей, среди которых можно выделить работы А. И. Акопова, Е. Л. Вартановой, А. А. Грабельникова, В. М. Горохова, Б. И. Есина, И. И. Засурского, Я. И. Засурского, И. В. Кузнецова, Г. В. Лазутиной, М. М. Лукиной, Р. П. Овсепяна, Е. И. Пронина, Е. Е. Прониной, Е. П. Прохорова, Л. Л. Реснянской, А. А. Тертычного, В. В. Тулупова, И. Д. Фомичевой, М. В. Шкондина, М. И. Шостак и др.1.

1 См.: Акопов А. И. Периодические издания. — Ростов на/Д.: Ин-т массов. коммуникаций, 1995; Вартанова Е. Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. — М.: Аспект Пресс, 2009;

Труды по экономике и менеджменту СМИ стали основополагающими при осмыслении исследуемой темы и представлены работами А. Айрис, Ж. Бюгена, Дж. Брауна, Е. Л. Вартановой, Д. Георгиева, С. М. Гуревича, В. Л. Иваницкого, У. Коула, Д. Морриша Р. Пикара, Т. Репковой, Д. Рендалла, К. Финка, Г. Г. Щепиловой и др. 1.

Осмыслению исследуемой темы во многом способствовали труды по теории коммуникации таких известных исследователей как М. Адорно, Г. Лассуэлл, В. Липпман, Г. Д. Маккуэйл, МакКлюэн, А. Моль, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер. Основные положения работ помогли.

Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. Уч. пособие. — М.: Высшая школа, 1989; Грабелъников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. -М.: РИП-холдинг, 2001; Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702−2002) — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002; Засурский И. И. Реконструкция России. Масс медиа и политика в 90-е. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001; Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика. 1990;2007. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007; Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917;2000). М., 2002; М., 2002; Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект Пресс, 2004; Лукина М. М. Интернет-СМИ: теория и практика. — М.: Аспект Пресс, 2010; Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917;начало XXI века. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005; Пронин Е. П. Социальная практика и журналистский текст. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991; Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. — М.: Изд-во Моск. унта, 2002; Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000; Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999; Тертычный А. А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект Пресс, 2000; Тулупов В. В. Теория и практика современной российской журналистики.. — Воронеж: Ф-т ж-ки Воронежск. гос. ун-та, 2007; Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. -М.: Пульс, 2002.

1 См.: Айрис А., Бюген Ж. Управление медиа-компаниями: реализация творческого потенциала / пер. с англ. — М.: Изд. дом «Университетская книга», 2010; Браун Дж., Коул У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении / пер. с англ. — М.: Мир, 2001; Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект Пресс, 2002; Основы медиабизнеса: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. JI. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2010; Георгиев Д. Режиссура газеты.. — М.: Мысль, 1979; Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М.: Аспект Пресс, 2004; Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации. — М.: Аспект Пресс, 2009; Гуревич С. М., Иваницкий В. Л., Назаров А. А., Щепилова Г. Г. Основы медиамаркетинга. — М.: МедиаМир, 2007; Иваницкий В. Л. Основы бизнес-моделирования СМИ. М., 2010; Рендалл Д. Универсальный журналист. -СПб.: Великий Новгород, 1999; Репкова Т. Новое время: как создать газету в демократическом обществе. — М.: IREX-Media, 2004; Финк К. Стратегический газетный менеджмент. — Самара: Корпорация «Федоров», 2004; Morrish J. Magazine editing: how to develop and manage successful publication. — 2nd edition. — London and New York, Routledge, 2003; Picard, Robert G. Media Economics: Concepts and Issues. — Newbury Park, Calif.: Sage Publications, 1998.

2 См.: Маклюэн M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003; Моль А. Социодинамика культуры. — М.: ЛКИ, 2008; Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ACT, 2004; наиболее четко очертить смысловое поле понятия формат как объекта массовой коммуникации в процессе производства и воспроизводства медийного продукта.

Вопросы особенностей оформления печатных периодических изданий являются ключевыми при определении формата конкретного СМИ. Их рассматривали в своих работах В. В. Волкова, С. Г. Газанджиев, С. И. Галкин, В. П. Ситников и др.1 Другая важная сторона формата — уровень текста СМИ, различные аспекты которого в своих трудах раскрыли А. Белл, Т. ван Дейк, Т. Г. Добросклонская, Я. И. Засурский, И. И. Клушина О. Р. Лащук, М. Монтгомери А. В. Николаева, В. В. Славкин, С. И. Сметанина, Г. Я. Солганик и др. При рассмотрении формата как правовой категории автор обратился к работам Ю. М. Батурина, И. А. Панкеева, А. Г. Рихтера, М. А. Федотова, В. Л. Энтина.3.

Перечисленные выше труды помогли сформировать целостный взгляд на явление использования понятия «формат» в системе печатных СМИ, позволили детально исследовать основные этапы трансформации понятия и.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект пресс, 2004; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб.: Наука, 2000; Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения: философские фрагменты. — М.: Медиум, 1997; Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1954; Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. N.Y., 1948; McQuail D. Mass Communication theory. 5th edition. Los Angeles-London-New Delhi-Singapore, SAGE Publications, 2007.

1 См.: Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала. — М.: Аспект Пресс, 2003; Галкин С. И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. М., 2008; Дизайн периодических изданий / Под ред. Э. А. Лазаревич. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

2 См.: Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989; Добросклонская Т. Г. Язык средств массовой информации. — М.: Книжный дом «Университет», 2012; Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. — М.: УРСС Эдиториал, 2005; Засурский Я. Н., Клушина Н. И., Славкин В. В., Солганик Г. Я. Язык массовой и межличностной коммуникации. — М.: МедиаМир, 2007; Лащук О. Р. Редактирование информационных сообщений. — М.: Аспект Пресс, 2004; Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры. М., 2002; Солганик Г. Я. Стилистика текста. — М.: Флинта, 2009; Он же. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения: ок. 10 000 слов и выражений. -M.: АСТ, Астрель, 2008; Bell A. The language of news media. — UK: Blackwell, 1991.

3 Батурин Ю. M., Федотов M. A., Энтин В. JI. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. — М.: Союз журналистов России, 2004; Панкеев И. А. Авторское право. Сборник нормативных актов. — М.: МедиаМир, 2007; Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики: учебник. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. поставили ряд вопросов, которые остаются нерешенными в рамках проведенных исследований. Осознавая ценность научного вклада предшественников, можно утверждать необходимость более детального изучения понятия и его составляющих в системе современных СМИ. Постоянные трансформации в медиаиндустрии являются источником новых материалов для исследований. Это и стало определяющим фактором при выборе темы нашей работы.

Методы диссертационного исследования. Междисциплинарный характер феномена использования понятия «формат» обусловил применение в исследовании принципов системной методологии, которые позволяют рассматривать эволюцию понятия как часть процесса преобразования медийной среды. Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные работы в области философии, теории журналистики, лингвистики, теории коммуникаций. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических научных методов. Для обработки данных, полученных в ходе исследования, автор использовал совокупность методов анализа, обобщения, сравнительного анализа, наблюдения, контент-анализа, индукции, систематизации и синтеза. Для сбора эмпирического материала были применен метод глубинного интервью с представителями российской медиаиндустрии. В работе использованы конкретно-научные и дисциплинарные методы исследования, в частности, социологические, филологические, журналистские, исторические методы.

Эмпирической основой исследования являются: • результаты двух эмпирических исследований, проведенных автором на основе интервью с экспертами — представителями исследуемых изданий «Коммерсантъ», «Ведомости», «Космополитен», «Максим», «Русский репортер», и анализа внутриредакционных документов этих изданий. Выбор изданий был обусловлен тем, что они являются лидерами в своих сегментах, а также доступностью их внутриредакционных документов (редакции, как правило, не делятся своими стандартами);

• вторичный анализ данных, полученных в результате изучения опубликованных теоретических работ в научных изданиях, результатов исследований, данных отраслевых обзоров, материалов лекций практиков российского и зарубежного медиабизнеса, стенограмм научных конференций, семинаров, в которых обсуждались близкие к настоящему исследованию темы и проблемы. Помимо редакционных стандартов изучаемых изданий в работе описаны стайлбуки агентств «Ассошиэйтед пресс» (АР), «Рейтер» (Reuters), «Интерфакс» (Interfax), стайлбуки газет «Гардиан» (Guardian), «Тайме» (The Times) и «Уолл Стрит Джорнел» (The Wall Street Journal).

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Формат сегодня является тем стандартом, который задают себе СМИ. Поступающий информационный поток трансформируется в содержание, конечный облик которого зависит от выбранной платформы и целевой аудитории. «Формат СМИ» — это стандарты организации информационного потока, которые оптимизируют процесс серийного выпуска контента на определенной платформе для конечного потребителя.

2. В рамках моделирования информационного потока выделяется коммуникационный канал прессы. Печатные СМИ, как и все остальные, вынуждены моделировать действительность — сокращать, обобщать и превращать в удобную для потребления форму. В этом им помогает определение собственного формата, формализованного во внутриредакционных документах или неписаных правилах редакции, после выявления типа издания, формулировки миссии и концепции.

3. Основным форматообразующим инструментом печатных СМИ сегодня выступают внутриредакционные документы. Можно выделить три группы стандартов печатных СМИ, на основе которых работают современные издания: брендбуки, стайлбуки и внутриредакционные инструкции. Содержание этих документов строится на основе трех основных принципов: алфавитный, тематический, алфавитно-тематический. Помимо формализованных документов, существуют также традиции и неписаные правила редакции, которые передаются от сотрудника к сотруднику. Таким образом формализованные и неформализованные правила работы редакции с контентом являются основным инструментом реализации формата печатного СМИ.

4. В условиях современного российского медиарынка более четко прописанные параметры продукта, закрепленные в текстовой форме в виде внутриредакционного стандарта «Формат СМИ», могут стать важным конкурентным преимуществом при формулировании стратегии развития издания на рынке. Этот документ также может заранее решить многие проблемы, связанные с определением облика медийного продукта, помочь избежать конфликтов как внутри редакции, так и при взаимодействии издания с внешней средой.

5. Анализ деятельности на российском медиарынке изданий «Коммерсантъ», «Ведомости», «Космополитен», «Максим», «Русский репортер», а также их внутриредакционных документов выявил общее стремление рассматриваемых печатных СМИ к более четкому определению своего формата. Формат для этих изданий — неотъемлемый фактор их успешности на медийном рынке. Однако говорить о единых подходах работы российских печатных СМИ с редакционным содержанием еще рано, так как рассматриваемые издания достаточно разнородны по своей сути.

Практическая значимость исследования. Результаты и выводы исследования могут быть полезными для современных редакций печатных СМИ при решении вопросов, связанных с организацией производства контента, включенного в комплекс маркетинга и ориентированного на определенную целевую аудиторию.

Материалы могут быть использованы журналистами, студентами факультетов и отделений журналистики, редакциями печатных средств массовой информации при подготовке и переподготовке журналистских кадров.

Структура диссертации обусловлена исследовательскими задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать определенные выводы, оценить специфику российской системы СМИ, определить основные параметры исследуемого понятия, предоставить теоретикам и практикам журналистики информацию, необходимую для выработки оптимальных методов их работы.

Изучение исторических обстоятельств, повлиявших на эволюцию понятия «формат СМИ», помогло выявить основные этапы его становления. Все началось в конце 19 века, когда машинное производство открыло новые возможности доставки информации читателю — тираж изданий и количество выпускаемых книг увеличились многократно. Развитие индустриального производства содержания повлекло за собой увеличение аудитории. Унификация размеров книг стала одной из основных составляющих их массового выпуска. Появилось понятие «формат издания», которое определяло размерные характеристики книги.

Массовое производство книги повлекло за собой и массовое производство газет и журналов. Слово «формат» приходит и в сферу печатных периодических изданий. У информации, размещенной на носителе определенного размера (формата), выходящей заранее заданным тиражом и с определенной периодичностью, появляется постоянная аудитория со своими характеристиками. Как следствие, газеты и журналы начинают играть роль площадки для размещения и доставки не только журналистской информации читателю, но и рекламной. Рекламодатели через этот информационный носитель получили возможность доступа к аудитории.

На сегодняшний день можно выделить несколько основных форматов печатных периодических изданий. В газетном производстве это бродшит, таблоид, берлинец и микро, в журнальном — стандартный, малоформатный и крупноформатный.

С появлением радио и телевидения возникают новые формы доставки информации массовому потребителю — у печатных СМИ появляются конкуренты, которые дают возможность аудитории получить эту информацию не только на бумажном носителе. Наличие звука и видеоизображения, а также легкость доставки сообщения при помощи сигнала обеспечивают популярность аудиовизуальных СМИ в массовой аудитории.

Конкуренция между радиостанциями и телевидением стала причиной использования слова «формат» в сфере радио. Если вначале его употребляли только по отношению к внешним характеристикам изданий, то есть линейным размерам газет и журналов, то теперь оно получило новое значение. Под форматом радиостанции профессионалы стали понимать определенный подбор программных элементов для удержания внимания определенного сегмента аудитории. Это же значение понятия «формат» через некоторое время стали использовать и на телевидении.

Как и в сегменте печатных СМИ, на телевидении и радио понятие «формат» стало активно употребляться в связи с серийным производством содержания для определенного сегмента аудитории. Стандарты сбора, обработки и доставки информации конечному потребителю в аудиовизуальных СМИ стали частью процесса. Слово «формат» некоторые исследователи начали связывать с «информационным процессингом».

Сегодня существует целый ряд форматов радиостанций и телепрограмм. Каждый из них имеет свою историю, описание и характеристики. Форматы в аудиовизуальных СМИ получили устойчивое определение в профессиональной среде.

С начала 50-х годов у понятия «формат» появляется новое значение, которое вбирает в себя целый ряд определений. Все сводится к систематизации внутренних характеристик определенного продукта или объекта для представления потребителю. Этим продуктом или объектом может быть размещенная информация (как текстовая, так и цифровая), образ действия, торговля, способ развлечения, мероприятие и т. д. В данном значении слово может использоваться во всех сферах.

Особенно активно понятие используется в сфере средств массовой информации. Более того, понятие «формат» сегодня связывают не только с особенностями технической упаковки содержания — выбор формата влияет на основные стандарты медийного продукта, принципы сбора, обработки и предоставления информации целевой аудитории.

Частое использование понятия «формат» на современном российском медийном рынке породило споры по поводу его определения. Профессиональное сообщество дало ряд дефиниций, которые охарактеризовали исследуемый термин. Мы выделили несколько подходов к интерпретации понятия «формат»: технологический, психологический, феноменологический, индустриальный, содержательный и правовой.

Изучение эволюции понятия «формат», теоретических представлений о нем, трудов по теории коммуникации, медиаменеджменту, теории журналистики, личных наблюдений автора в работе было представлено определение понятия формат в медиа: формат СМИ — стандарты организации информационного потока, которые оптимизируют процесс серийного выпуска информации на носителе для конечного потребителя.

Одной из основных стратегий реализации формата на современном медийном рынке является использование внутриредакционных документов, которые структурируют требования редакций к процессу производства и воспроизводства содержания для конечной аудитории. Внутриредакционные документы, представленные на рынке СМИ, достаточно разнородны по своей сути. Можно выделить три основных типа: брендбуки, стайлбуки и небольшие внутренние инструкции. Каждый из этих документов имеет свои особенности. Более того, в рамках каждого из типов нет единой структуры. Практики отмечают, что, к сожалению, нет единых прописанных стандартов подобных документов. Разработанные редакциями стандарты так и остаются документами с внутрифирменным доступом. Тем не менее некоторые зарубежные СМИ не скрывают своих принципов работы с информацией, связанных со стилистическими особенностями. Часть из них размещает их в открытом доступе на своем сайте, часть — распространяет при помощи различных современных платформ.

Российские СМИ стали использовать внутриредакционные стандарты в начале 90-х годов, когда только зарождавшийся медиарынок требовал новых стратегий поведения печатных изданий, радио и ТВ. Среди печатных изданий новые стратегии работы с информацией, предназначенной для определенной аудитории, показала только появившаяся тогда для зарождавшегося класса предпринимателей газета «Коммерсантъ». Жесткие требования к написанию материалов вскоре позволили говорить о школе «Коммерсанта», которая выпустила на российский медиарынок огромное количество профессионалов, работавших впоследствии в других изданиях и создававших новые редакции. Некоторые из требований к редакционному содержанию были оформлены в 2003 году в виде документа под названием «Толмут».

Одним из первых зарубежных брендов, представленных на российском медиарынке в первой половине 90-х годов, стал женский глянцевый журнал «Космополитен», который стал внедрять западные технологии работы с информацией. Новый формат подачи информации и специфика российской аудитории создали уникальный продукт, который оказался самым тиражным среди глянцевых журналов и задал новые стандарты работы с контентом. Интересно отметить, что оформленный брендбук у издания появился около двух лет назад — до этого идентичность бренда поддерживали при помощи образцов, постоянного контакта с редакцией, консультациями с головным офисом и периодическими съездами главных редакторов со всего мира.

Появившаяся в конце 90-х годов при поддержке западных изданий «Уолл Стрит Джорнел» и «Файненшл Тайме» деловая газета «Ведомости» стала родоначальником новой школы журналистики, которая отделила факты от мнений и предоставила читателю самому делать выводы. Процесс производства новостей стал достаточно технологичным, а технологию поддерживали при помощи созданного спустя полтора года после запуска внутриредакционного документа «Догма». Многие редакции современных российских деловых изданий обращаются к нему как к наиболее авторитетному источнику информации по созданию контента.

В начале 2000;х годов на российский рынок пришел мужской глянцевый ежемесячный журнал «Максим» и быстро завоевал свою аудиторию. Сегодня он самый тиражный в России. Подробно прописанный бренд бук помог редакции изначально запустить издание. Однако закрытие британской версии журнала, которая как основатель бренда была образцом для подражания, показало, что не всегда создатели знают, как дальше развивать свой продукт. Это позволило редакции самостоятельно выбирать стратегии дальнейшего развития, сохраняя при этом основные параметры бренда.

Российский еденедельный журнал «Русский репортер» был запущен в 2007 году как реакция на новую сформировавшуюся аудиторию, которой были бы интересны длинные репортажи и крупноформатные фотографии. Нестандартная стратегия создателей издания оказалась успешной. Но так как проект относительно новый, говорить об окончательно сформировавшемся формате еще рано — редакция постоянно пробует новые приемы и в качестве образца пользуется стайлбуком английского журнала «Тайм», планируя в будущем создать свой собственный.

Анализ внутриредакционных документов показал, что на медиарынке не представлено единых стандартов работы с контентом — все они разные по своей структуре и зависят от той задачи, которую ставит перед собой редакция. Стандарты российских версий международных глянцевых изданий более технологичны, поэтому содержат информацию об издании как продукте. Российские издания больше делают акцент на стандартах работы журналистов с контентом. При этом носителями неформализованных правил работы являются сотрудники редакции, роли между которыми распределяются в зависимости от стиля и традиций управления данного конкретного СМИ.

Глобальные трансформации в медиаиндустрии ведут к изменению общей стратегии поведения СМИ. В сложившейся ситуации СМИ необходимо выстраивать свою стратегию поведения на основе тщательного анализа рынка и выстраивания требований к формату в соответствии с полученными результатами. В связи с этим в работе представлена типовая матрица стандарта «Формат издания», по которой редакции печатных СМИ смогут создавать свои документы внутреннего пользования для оптимизации процесса работы с информацией в условиях конкурентной медийной среды и достижения определенной целевой аудитории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Редизайи издания идеальное время для создания или дополнения стайлбука.
  2. Создайте группу по разработке стайлбука, состоящую из журналистов, редакторов, дизайнеров, работающих как на высоких позициях в издании, так и на более низких. Это укрепит стремление к сотрудничеству и планированию издания.
  3. Дайте возможность сотрудникам, которые будут использовать этот документ, его утвердить. Это сделает его более прозрачным и функциональным.
  4. Д.С. Профессиональная этика журналиста. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999.-224 с.
  5. А., Бюген Ж. Управление медиа-компаниями: реализация творческого потенциала / пер. с англ. М.: Изд. дом «Университетская книга», 2010. — 560 с.
  6. А.И. Периодические издания: учеб.-метод, пособие. Ростов на/Д.: Ин-т массов. коммуникаций, 1995. — 126 с.
  7. В.В. Оформление газет разного типа: учеб.-метод, пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-81 с.
  8. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. М.: Прогресс, 1989.-616 с.
  9. Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975.-468 с.
  10. Батурин Ю. М=, Федотов М. А., Энтин В. Л. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. М.: Союз журналистов России, 2004. — 500 с.
  11. . Система вещей. М.: Рудомино, 1999. — 224 с.
  12. . К критике политической экономии знака. М.: Библион Русская книга, 2003. — 190 с.
  13. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). М.: Сов. энциклопедия, 1984.
  14. У.Дж. Графическое представление информации / пер. с англ. -М.: Мир, 1971.-225 с.
  15. Дж., Коул У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: в 2-х томах / пер. с англ. -М.: Мир, 2001. Т. 2 — 557 с.
  16. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
  17. Вартанова E. J1. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 2002. 335 с.
  18. E.JI. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.: Аспект Пресс, 2009.-488 с.
  19. Л.И. Всеобщая история книги. М.: Книга, 1988. — 310 с.
  20. В.В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала. М.: Аспект Пресс, 2003. — 224 с.
  21. В.В. Менеджмент СМИ. Конспект лекций. СПб: Издательство Михайлова В. А., 1999. — 48 с.
  22. Газетное оформление. Теория и практика моделирования / под ред. С. И. Галкина. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1981. 87 с.
  23. С. И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2008.-213 с.
  24. Н. Слово живое и мертвое. М.: Время, 2007. — 592 с.
  25. Д. Режиссура газеты. М.: Мысль, 1979. — 264 с.
  26. В.М. Основы журналистского мастерства: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 119 с.
  27. А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: РИП-холдинг, 2001. — 336 с.
  28. С.М. Номер газеты: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. -192 с.
  29. С.М. Газета и рынок: как добиться успеха: пособие для журналистов. Изд. 2-е. М.: Евразия, 1998. — 240 с.
  30. С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. — 288 с.
  31. С.М. Экономика средств массовой информации: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. — 296 с.
  32. С.М., Иваницкий В. Л., Назаров A.A., Щепилова Г. Г. Основы медиамаркетинга. М.: МедиаМир, 2007. — 208 с.
  33. Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М.: УРСС Эдиториал, 2005. — 288 с.
  34. Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта, Наука, 2008. — 264 с.
  35. Т. Г. Язык средств массовой информации. М.: Книжный дом «Университет», 2012. — 116 с.
  36. Дизайн периодических изданий / Под ред. Э. А. Лазаревич. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 152 с.
  37. Р. Изменение убеждений с помощью НЛП / пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 192 с.
  38. Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. — 125 с.
  39. .И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702−2002). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 224 с.
  40. .И. Русская газета и газетное дело в России: задачи и теоретико-методологические принципы изучения. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. -132 с.
  41. Е., Ефремов А., Климина И., Фрейдлин С. Сегментирование рынка российской прессы: концептуальный подход. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2011. — 3 52 с.
  42. И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 288 с.
  43. Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика 19 902 007. Сборник статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. — 560 с.
  44. Я. Н., Клушина Н. И., Славкин В. В., Солганик Г. Я. Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: МедиаМир, 2007. — 574 с.
  45. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / под ред. А. Г. Рихтера. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. -431 с.
  46. Л.М. Коммуникативистика и средства массовой информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 416 с.
  47. Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2003. — 237 с.
  48. В.Л. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. -М.: Пульс, 2000. 48 с.
  49. В.Л. Основы бизнес-моделирования СМИ: учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 2010. 254 с.
  50. В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. М.: Изд. Моск. ун-та, 2010. — 360 с.
  51. В.И. Экономика редакции газеты: учеб. издание. М.: Аспект Пресс, 2002.- 112 с.
  52. Ким М. Н. От замысла к воплощению. Технология подготовки журналистского произведения: учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 1999. -101 с.
  53. И.В. Зарубежный медиамаркетинг: учеб. пособие. М.: Изд-во «ВК», 2006. — 147 с.
  54. А.П. От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1974. — 48 с.
  55. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  56. С.Г. Основы журналистики: учеб. М.: Аспект Пресс, 2001.-287 с.
  57. Л.П. Иноязычные слова в современном русском языке. М.: Наука, 1968.-208 с.
  58. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебн. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 240 с.
  59. Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 1999.-208 с.
  60. О. Р. Редактирование информационных сообщений: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. — 159 с.
  61. У. Общественное мнение / пер. с англ. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
  62. .Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. — 116 с.
  63. .Н. Журналистика: профессиональные стандарты. -Екатеринбург: Ф-т ж-ки УрГУ, 2007. 93 с.
  64. Ю.М. Об искусстве. Спб: Искусство-СПб, 1998. — 702 с.
  65. Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. — 356 с.
  66. М. М. Интернет-СМИ: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010.-348 с.
  67. В.Н. О художественном конструировании книги. М.: Книга, 1975.-95 с.
  68. В.Н. Искусство книги: избранные историко-теоретические и критические работы. М.: Сов. художник, 1978. — 248 с.
  69. М. Галактика Гуттенберга / пер. с англ. Киев: Ника Центр, 2003.-432 с.
  70. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с.
  71. А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. -478 с.
  72. Методы журналистского творчества / Под ред. В. М. Горохова. М.: Изд. Моск. ун-та, 1982. — 152 с.
  73. А. Социодинамика культуры. М.: ЛКИ, 2008. — 416 с.
  74. А.Ю. Типология в социальном познании: философско-методологический анализ. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001. — 140 с.
  75. П.А., Кизер А. Организационная коммуникация: структуры и практики / пер. с англ. X.: Изд-во Гуманитарный центр, 2005. — 438 с.
  76. Д. Издание журнала: от идеи до воплощения. М.: Университетская книга, 2008. — 297 с.
  77. М. Массовая коммуникация в современном обществе: методология анализа и практика исследования. М.: УРСС, 1999. — 364 с.
  78. А.Н. Рекламная деятельность газет и журналов. М.: РИП-Холдинг, 2002. — 205 с.
  79. У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии / пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. — 232 с.
  80. Р.П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917-начало XXI века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. — 304 с.
  81. Основы медиабизнеса / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2010.-360 с.
  82. И. А. Авторское право. Сборник нормативных актов. М.: МедиаМир, 2007. — 251 с.
  83. Е. Профессиональная этика в деловой прессе. М.: Хроникер, 2004. — 174 с.
  84. В.В., Гуревич С. М. Производство и оформление газеты. Изд. 2-е. М.: Высш. шк., 1977. — 246 с.
  85. М. Конкурентная стратегия. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -452 с.
  86. Е. И. Социальная практика и журналистский текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 154 с.
  87. Е. Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 320 с.
  88. Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.-210 с.
  89. Радиожурналистика: учеб. / под ред. А. А. Шереля. М., Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 480 с.
  90. Работа с письмами в редакции / Под ред. С. М. Гуревича. М.: Высш. шк, 1991, — 157 с.
  91. Л., Райе Э. 22 закона создания брэнда. М.: ACT, 2003. — 152 с.
  92. Э., Траут Дж. Маркетинговые войны / пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  93. Ю.И. Управление качеством: учеб. пособие. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.- 174 с.
  94. Д. Универсальный журналист / пер. с англ. СПб.: Великий Новгород, 1999.-364 с.
  95. Т. Новое время: как создать профессиональную газету в демократическом обществе. М.: IREX-Media, 2004. — 468 с.
  96. Л.Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М.: ИКАР, 1999.-232 с.
  97. А.Г. Правовые основы журналистики: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 352 с.
  98. Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. М.: Гамма-С.А., 1999.-368 с.
  99. Л.Г., Ширяева A.A. Журналист и его работа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.- 191 с.
  100. Семь нот менеджмента: изд. 5-е. М.: ЗАО «Эксперт», 2001. — 656 с.
  101. Сибрук Д. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / пер. с англ. М.: Ад Маргинем, 2005. — 304 с.
  102. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. — 259 с.
  103. С.И. Медиатекст в системе культуры. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 383 с.
  104. Г. Я. Стилистика текста: учеб. пособие. М.: Флинта, 2009. -256 с.
  105. Г. Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения: ок. 10 000 слов и выражений. М.: ACT, Астрель, 2008. — 749 с.
  106. Ф. де. Курс общей лингвистики / пер. с фр. М.: Эдиториал УРСС, 2004. — 224 с.
  107. Социология журналистики: учеб. пособие для вузов / под ред. С. Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 с.
  108. И.Н. Газета делается по модели. Теория и опыт композиционно-графического моделирования: учеб.-метод, пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 95 с.
  109. М. Всемирная история рекламы. М.: Альпина бизнес букс, 2008.-285 с.
  110. O.JI. Антикварная книга: учеб. для вузов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1996. — 264 с.
  111. A.A. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2005.-256 с.
  112. A.A. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000.-320 с.
  113. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, O.A. Воронова и др.- под ред. М. В. Шкондина, J1.JI. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007. — 236 с.
  114. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998. -576 с.
  115. Э. Третья волна / пер. с англ. М.: ACT, 2004. — 781 с.
  116. Дж. Новое позиционирование / пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. -192 с.
  117. В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет. Воронеж: Кварта, 2001. — 320 с.
  118. B.B. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. -Воронеж: ИНФА, 1996. 112 с.
  119. В. В. Теория и практика современной российской журналистики. Воронеж: Ф-т ж-ки Воронежск. гос. ун-та, 2007. — 232 с.
  120. А. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат, 1968.-328 с.
  121. Ф. Теории информационного общества / пер. с англ.- под ред. E.JT. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  122. Э. Десять заповедей журналиста / пер. со шведск. М.: Наука, 1999.-70 с.
  123. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. 719 с.
  124. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 836 с.
  125. К. Стратегический газетный менеджмент. Самара: Корпорация «Федоров», 2004. — 496 с.
  126. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. СПб.: Наука, 2000. — 277 с.
  127. М., Адорно Т. Диалектика просвещения: философские фрагменты. М.: Медиум, 1997. — 310 с.
  128. Художественно-техническое оформление периодических изданий: сб. статей / под ред. А. П. Киселева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 106 с.
  129. О.В. Режиссура газетного номера. Теория и практика партийно-советской печати. Курс лекций. М.: Мысль, 1968. — 190 с.
  130. А. Мир современных медиа. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007. — 312 с.
  131. И.Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
  132. М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М.: Пульс, 2002. — 120 с.
  133. М.И. Журналист и его произведение: практ. пособие. М.: Гендальф, 1998. — 96 с.
  134. Г. Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 455 с.
  135. Юнг К. Г. Психологические типы: монография / пер. с нем. М.: Университетская книга, Аст, 1996. С. 525. — 716 с.
  136. А. А. Этика журналистского творчества. СПб: СПбГУ, 2003. -140 с.
  137. Язык массовой и межличностной коммуникации / ред. Засурский Я. Н., Клушина Н. И., Славкин В. В., Солганик Г. Я. М.: Медиамир, 2007. -574 с.
  138. Тематические сборники статей и материалов
  139. Кара-Мурза Е. С. Речевые преступления в журналистике и политическом дискурсе // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы межвуз. науч.-практич. конф. СПб., 2009. — С.147−148.
  140. Менеджмент СМИ в 2002 году: матер, семинара / Под общ. ред. B.JI. Иваницкого. М.: Пульс, 2002. — 266 с.
  141. А. В. Трэш-журналистика как новый стандарт публицистического текста // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: тезисы межвуз. науч.-практич. конф. СПб., 2009. — С. 157.
  142. Новые редакционные концепции / WAN, Доклад о газетных стратегиях.- Июнь 2006. Том 5. — № 4.
  143. Новые дизайны, новые форматы / WAN, Доклад о газетных стратегиях.- Июнь 2004. Том 3. — № 3.
  144. Л.П. Иноязычные слова в современной жизни // Русский язык конца XX столетия. М.: Языки русской культуры, 1996. — С. 142−161.
  145. Феномен смены формата / WAN, Доклад о газетных стратегиях. июнь 2005. -Том 4. -№ 5.
  146. Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2005 / Отв. ред. и составитель E.JI. Вартанова. М.: МедиаМир, 2006. — 124 с.
  147. Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2006 / отв. ред. и составитель E. J1. Вартанова. М.: МедиаМир, 2007. — 98 с.
  148. Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2007 / отв. ред. и составитель E. J1. Вартанова. М.: МедиаМир, 2008. — 146 с.
  149. Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2008 / отв. ред. и составитель E.JI. Вартанова. М.: МедиаМир, 2009. — 124 с.
  150. Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2009 / отв. ред. и составитель E.JI. Вартанова. М.: МедиаМир, 2010. — 217 с. 1. Статьи
  151. А.И. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. -2000. -№ 1.-С. 42−44.
  152. Бершидский JL Журналистика стала сервисной профессией // Известия. -2005. 22 февраля.
  153. Л.Д., Кравченко C.B. Радиоформаты, форматирование, переформатирование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -2010.-№ 6. -С. 79−90.
  154. Е.Л. Медиаэкономика: ключевые понятия // Вестн. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. — 2002. -№ 1. — С. 17−34.
  155. Е.Л. Саморегулирование в информационном обществе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2006. — № 3. — С. 8−20.
  156. Ф. Умные деньги Бершидского: куда несется самый известный российский издатель. // Индустрия рекламы. 2005. — № 20 (95), октябрь. — С. 22−27.
  157. B.JI. Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2005. — № 5. — С. 71−75.
  158. В. JI. Бизнес-моделирование СМИ: представление о методе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 4. — С. 180— 187.
  159. А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 42−52.
  160. И.Н. Формат как способ позиционирования программы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 66−70.
  161. Л.П. Лексическое заимствование и калькирование в русском языке последних десятилетий // Вопросы языкознания. 2002. — № 6. — С. 27−34.
  162. Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6.-С. 14−22.
  163. O.P. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. — № 6. — С. 36−42.
  164. М.И. Формат в массовых коммуникациях: индустриальный подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. -С. 90−96.
  165. А.Н. Речевые жанры как новый формат текстовой журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6.-С. 30−36.
  166. A.A. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. -С. 56−66.
  167. Светана-Толстая С. В. Русский язык в массмедийном пространстве // Журналистика и культура русской речи. 2006. — № 2. — С. 5−17.
  168. Д. Воспоминания о В.Е. Яковлеве и не только // Московские новости. 1998. — 26 июня — 5 июля.
  169. Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 22−25.
  170. Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. -№ 6.-С. 25−30.
  171. В.А. Что такое «формат»? Или искусство массовой кулинарии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 70−79.
  172. A.A. Форматы и жанры в современных СМИ // Вестн. Моск. ун-та. 2010. — № 6. — С. 8−14.
  173. Цвик B. J1. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 6. -С. 52−56.
  174. М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2003. — № 2. — С. 12−32.
  175. Диссертации и авторефераты
  176. B.JI. Модель газетной редакции в условиях рынка: организационно-функциональный аспект. Канд. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М.: Фак-т журналистики МГУ, 2002. — 170 с.
  177. Е.В. Газетная графика: структура, функции и принципы моделирования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. -М.: 1973.
  178. Источники на иностранных языках
  179. А. В., Chan-Olmsted S. М., Wirth М. О. Handbook of media management and economics. Lawrens Elbaum Assosiates, Publisher, 1996. -750 p.
  180. Altheide D. Snow P. Media Logic. L., 1979. — 49 p.
  181. Altheide D. Media Power. L., 1985.- 104 p.
  182. Altheide D. Creating Reality. How TV News Distort Events. L., 1974. — 113 P
  183. Baird, Russell N., McDonald D., Pittman, Ronald K., Turnbull, Arthur T. The Graphics of communication: methods, media and technology. Sixth edition. -Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1993. 410 p.
  184. Bell A. The language of news media. UK: Blackwell, 1991.-287 p.
  185. Brooks В., Pinson J., Sissors J. The art of editing in the age of convergense. 8th edition. USA: Pearson Education, Inc., 2005.
  186. Daly Charles P., Henry P., Ryder E. The magazine publishing industry. -USA: Allyn & Bacon, 1997. 310 p.
  187. Global entertainment and media outlook: 2011−2015: Digital forecast and trends: PwC. электронный ресурс. URL: http://www.pwc.com/gx/en/global-entertainment-media-outlook (дата обращения: 11.10.2011).
  188. Harrigan J., Dunlap K. The editorial eye. 2nd edition. Boston/New York: Bedford, 2003.-434 p.
  189. Hillard, Robert L. Radio Broadcasting: an introduction to the sound medium. -N.Y.: Longman, 1974.-334 p.
  190. Keeble R. The newspapers handbook (media practice). 2nd ed. London and N.Y.: Routledge, 1998. — 288 p.
  191. Laacaniemi R. Newswriting in transition. Chicago: Nelson-Hall Publishers, 1995.-428 p.
  192. Lasswell H.D. The structure and function of communication in society. In: Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.- 145 p.
  193. Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1954.
  194. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.
  195. Lowell R. The newspaper: an introduction to newswriting and reporting. -USA: Belmont, 1980. 355 p.
  196. MacFarland, David T. Future radio programming strategies: cultivating listenership in the digital age. London: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1997.-288 p.
  197. Malbon J., Moran A. Understanding the global TV format. Intellect books, 2006.-256 p.
  198. Martin R.P. The Wall Street journal guide to business style and usage. NY: Dow Jones & Company, Inc, 2002. — 266 p.
  199. Maynard N. Hicks. Mega Media: how market forces are transforming news. -N.Y.: Maynard Partners Inc., 2000. 180 p.
  200. McQuail D. Mass Communication theory. 5th edition. Los Angeles-London-New Delhi-Singapore: SAGE Publications. 2007. — 616 p.
  201. Moen, Daryl R. Newspaper layout and design. 3rd ed. — Iowa State University Press, Ames, Iowa, 1995. — 263 p.
  202. Mogel L. The Newspaper everything you need to know to make it in the newspaper business. USA: Pittsburg, Gaftpress, 2000. — 248 p.
  203. New Russians // Коммерсант-Daily. 1992. — 7 сент. — № 136. электронный ресурс. URL: http://www.kommersant.ru/doc/6700/print (дата обращения: 10.10.2011).
  204. Neisser U. Cognition and Reality. Principles and Implications of Cognitive Psychology. San Francisco: W. H. Freeman & Co, 1976. — 230 p.
  205. Patterson В., Patterson E. The editor in chief: a management guide for magazine editors. 2nd edition. Iowa State Press, 2003. — 200 p.
  206. Picard R. The Economics and Financity of Media Companies. New York: Fordham University Press, NY, 2002. — 270 p.
  207. Robert L. Hilliard. Radio broadcasting: an introduction to the sound medium. Third Edition. N.Y., Longman Inc., 1985. — 352 p
  208. Richter, William A. Radio (Media Industries). N.Y.: Peter Lang Publishing, Inc., 2006.-285 p.
  209. Reason R. The elements of style (books) and why every newspaper or website needs a design guide. Электронный ресурс. URL: http://www.ronreason.com/style.html (дата обращения: 10.10.2011).
  210. Reason R. WSJ’s new style: design stylebook a key ingredient of the Journal’s redesign. Электронный ресурс. URL: http://www.ronreason.com/personal/articles.html (дата обращения: 10.10.2011).
  211. Reason R. The Wall Street Journal Stylebook. Электронный ресурс. URL: http://www.ronreason.com/personal/articles.html (дата обращения: 10.10.2011).
  212. Routt E., McGrath James В., Weiss Frederic A. The radio format conundrum. -N.Y.: Hasting House, Publishers, Inc., 1978.
  213. Smith H. The new russians. N.Y.: Harper Perennial, 1990. — 734 p.
  214. The Associated Press stylebook and Briefing on Media Law / Norm Goldstein, style editor. N.Y.: Associated Press, 2011. — 448 p.
  215. The New York Times manual of style and usage, revised and expanded edition by Allan M. Siegal and William G. Connolly. 1st ed. N.Y.: Three Rivers Press, 1999. — 384 p.
  216. Oxford American Writers Thesaurus. USA: Oxford University Press, 2008. — 1128 p.
  217. Webster’s New World College Dictionary. Fourth Edition. USA: Webster’s New World, 2004.- 1736 p.
  218. Webster’s New International Dictionary of the English language. Second Edition. USA, 1952.
  219. Williams J. Style: towards clarity and grace. Chicago: University of Chicago Press, 1996.-226 p.
  220. JI. Ремесленное и др. Электронный ресурс. URL: http://bearshitsky.livejournal.com/107 043.html (дата обращения: 06.10.2011).
  221. Блог материалов по дизайну СМИ. электронный ресурс. URL: http://labazov.livejournal.com (дата обращения: 10.10.2011).
  222. Гарантированные тематики // Коммерсантъ. 1992. — 7 окт. — № 134. электронный ресурс. URL: http://www.kommersant.ru/Doc/6330 (дата обращения: 10.10.2011).
  223. А.И. Причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке // Язык и культура. Новосибирск, 2003. -С. 35−43. Электронный ресурс. URL: http://www.lingvotech.com/dyakov-03 (дата обращения: 06.10.2011).
  224. Единый отраслевой классификатор печатных СМИ. М.: ГШ III, 2004. -Электронный ресурс. Систем. требования: PDF. URL: http://www.gipp.ru/opennews.php?id=2327 (дата обращения: 22.10.2011).
  225. В.Л. Формат как инструмент цензуры. Теперь ее осуществляют владельцы СМИ // Журналистика и медиарынок 2006. -№ 2−3. Электронный ресурс. URL: http://library.cjes.ru/online/?a=con&bid=710&cid=9478 (дата обращения: 06.10.2008).
  226. A.M. Современный дизайн газет: учеб. пособие. М.: Информационное агентство США, 1995. — 16 с. — Электронный ресурс. URL: http://evartist.narod.ru/text4/19.htm (дата обращения: 06.10.2011).
  227. Книга стиля журнала «Нэшнл Джеографик». ГЭлектронный ресурс. URL: http://stylemanual.ngs.org (дата обращения: 10.10.2011).
  228. И. Девид Ремник: «Управление журналом это мягкий диктат» // Афиша. — 30 ноября 2011. — Электронный ресурс. URL: http://www.afisha.ru/article/david-remnick-on-the-new-yorker/ (дата обращения: 05.12.2011)
  229. Межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов» // Медиаскоп. 2010. — Электронный ресурс. URL: http://mediascope.ru/node/520 (режим доступа: 10.10.2011).
  230. А. Взаимный канибализм форматов // Форбс. 10 марта, 2011. — Электронный ресурс. URL: http://www.forbes.ru/tehno-opinion/internet-i-telekommunikatsii/64 661-vzaimnyi-kannibalizm-formatov (дата обращения: 06.10.2011).
  231. Осколков-Ценципер И., Гатов В. Влияние Сократа на современные медиа. Электронный ресурс. Систем, требования: программа для просмотра видео. URL: http://theoryandpractice.ru/videos/287-vliyanie-skrata-na-sovremennye-media (дата обращения: 22.10.2011).
  232. Н. Елена Мясникова: «Я не вижу никого, кто реально мог бы догнать Cosmo» // Слон. -2010.-12 мая. Электронный ресурс. URL: http://slon.ru/russia/ya ne vizhu nikogoktorealno mog by dognatsosmo -370 709.xhtml (дата обращения: 10.10.2011).
  233. Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития: доклад. М.: Фед. аг-во по печ. и массов. коммуникац., 2011. — Электронный ресурс. URL: http://www.gipp.ru/zip/32374dofladfapmc2010.pdf (дата обращения: 06.10.2011).
  234. Сайт Оксфордского словаря английского языка. Электронный ресурс. URL: http://dictionary.oed.com (дата обращения: 10.10.2011).
  235. Сайт Гильдии издателей периодической печати (ГИПП). Электронный ресурс. URL: http://www.gipp.ru (дата обращения: 10.10.2011).
  236. Сайт профессионального рекламного портала. Электронный ресурс. URL: http://www.sostav.ru (дата обращения: 10.10.2011).
  237. Сайт портала о медиабизнесе для профессионалов. Электронный ресурс. URL: http://www.mediaguide.ru (дата обращения: 10.10.2011).
  238. Сайт энциклопедии «Британника». Электронный ресурс. URL: http://www.britannica.com/ (дата обращения: 10.10.2011).
  239. Сайт этимологического словаря. Электронный ресурс. URL: http://www.etymonline.com/ (дата обращения: 10.10.2011).
  240. Образовательный сайт для визуальных редакторов. Электронный ресурс. URL: http://www.visualeditors.com (дата обращения: 10.10.2011).
  241. Сайт мировых новостей о печатных изданиях. Электронный ресурс. URL: http://www.editorsweblog.org (дата обращения: 10.10.2011).
  242. Сайт профессионалов медийной индустрии. Электронный ресурс. URL: http://www.inma.org (дата обращения: 10.10.2011).
  243. Сайт дизайнера газет и журналов Марио Гарсия. Электронный ресурс. URL: http://www.garcia-media.com (дата обращения: 10.10.2011).
  244. Сайт Института Пойнтера. Электронный ресурс. URL: http://www.poynter.org (дата обращения: 10.10.2011).
  245. Сайт Американской газетной ассоциации. Электронный ресурс. URL: http://www.naa.org (дата обращения: 10.10.2011).
  246. Сайт агентства «Ассошиейтед Пресс». Электронный ресурс. URL: http://www.ap.org (дата обращения: 10.10.2011).
  247. Сайт полезных источников по медиа. Электронный ресурс. URL: http://www.mediaedu.co.uk (дата обращения: 10.10.2011).
  248. Сайт ИД «Коммерсант». Электронный ресурс. URL: http://www.kommersant.ru (дата обращения: 10.10.2011).
  249. Сайт газеты «Ведомости». ГЭлектронный ресурс"!. URL: http://www.vedomosti.ru (дата обращения: 10.10.2011).
  250. Сайт дизайнера газет и журналов Рона Ризона. Электронный ресурс. URL: http://www.reason.com (дата обращения: 10.10.2011).
  251. Сайт стайлбуков в открытом доступе. Электронный ресурс. URL: http://www.onlinestylebooks.com (дата обращения: 10.10.2011).
  252. Сайт открытых лекций, учебных курсов, видео-записей лекций, интервью. Электронный ресурс. URL: http://www.theoryandpractice.ru (дата обращения: 10.10.2011).
  253. Формат // Сеанс. № 29−30. — Электронный ресурс. URL: http://seance.ru/category/ri/29−3 О/vertigo-nulevyie/format/format (дата обращения: 10.10. 2011).
  254. Что мы наделали: история русских медиа 1989−2011 // Афиша. № 12 (300). — Электронный ресурс. URL: http://www.afisha.ru/article/media/ (дата обращения: 10.10.2011).
Заполнить форму текущей работой