Уголовно-правовые и криминологические проблемы современных нетрадиционных форм мошенничества: На примере «финансовых пирамид» «МММ», «Русский дом селенга», «Тибет», «Хопер»
Всего в России в 90-х годах было создано около 1,5 тысяч нерегулируемых («нелицензированных») финансовых инвестиционных компаний. Получить точные данные о размере ущерба, нанесенного нелицензированными компаниями своим инвесторам, невозможно: во многих Ф компаниях учет велся с нарушениями, в ряде случаев он был уничтожен. Однако известно, что, например, АОЗТ «Русский дом селенга» (г. Волгоград… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Уголовно-правовые проблемы мошенничества
- §-1.Современные формы мошенничества
- 2. Некоторые элементы состава преступления
- 3. Способ совершения мошенничества и его уголовно-правовое значение
- 4. Проблемы квалификации современных нетрадиционных форм мошенничества
- Глава 2. Криминологические проблемы мошенничества
- 1. Криминологическая характеристика современного финансового рынка
- §-2.Причины и условия возникновения и развития новых нетрадиционных форм мошенничества
- A)Регистрация компаний и лицензирование их деятельности
- Б) Трастовые операции
- B) Страхование инвестиций
- Г)Деятельность акционерных компаний
- 1. «Семейное дело» № 1 — «Хопёр-инвест» и прочие «хопры»
- 2. «Семейное дело» № 2 — Братья Мавроди и АО «МММ».118 Д) Присвоение вверенных вкладчиками средств
- 1. «Русский дом селенга»
- 2. Концерн «Тибет»
- Е) Особенности вексельного обращения
- Ж) Ситуация с банковскими вкладами граждан
- Глава 3. Меры профилактики современных нетрадиционных форм мошенничества
- 1. Анализ уставного капитала
- 2. Обнаружение умысла на мошенничество
- 3. Контроль за соблюдением действующего законодательства
- 4. Оценка бизнес-плана и предпринимательских рисков
- 5. Анализ учредительских связей или «Кто есть кто?»
- 6. Изучение реальной деятельности компаний
- 7. Анализ рекламных материалов
- 8. Анализ соблюдения законодательства об учёте акционеров
- 9. Участие общественности в предупреждении преступлений
- Список нормативных актов и используемой литературы
Уголовно-правовые и криминологические проблемы современных нетрадиционных форм мошенничества: На примере «финансовых пирамид» «МММ», «Русский дом селенга», «Тибет», «Хопер» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из важнейших элементов рыночной экономики является финансовый рынок, т. е. рынок, где в роли товара выступают деньги, обслуживающие производство. Этот рынок состоит из двух сегментов: рынка ценных бумаг (фондовый рынок) и рынка банковских ссуд (или банковского кредита). В последнее время на финансовый рынок вышли страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. До недавнего времени основными участниками финансового рынка являлись крупные предпринимательские структуры, интересы которых и определяли развитие гражданского и финансового законодательства.
Перспективы экономического развития Российской Федерации зависят от уровня защиты инвестиций. При этом особое значение следует придать защите миноритарных частных инвесторов, так как «рядовые» граждане России в большинстве случаев имеют и небольшой опыт (как правило, неудачный) коммерческого вложения своих средств, и ограниченные возможности по использованию юридических инструментов защиты своих прав.
Вовлечение граждан в инвестиционную деятельность необходимо не только для формирования «нормального» рынка, но и для обеспечения роста благосостояния граждан: доход приносят деньги «работающие», а не лежащие под матрасом. Если государство не хочет иметь нищее население, оно должно вернуть доверие граждан к инвестиционным инструментам и обеспечить максимальную защиту миноритарных частных инвесторов.
Для граждан России на протяжении многих десятилетий наиболее привычным участием в финансовой жизни являлось хранение личных денежных средств на вкладах в сберкассе — срочном или до востребования. К этим привычным инструментам в постперестроечное время добавилось конвертирование рублей в доллары. События экономической жизни 1992;1995г* усиливали недоверие к профессиональным государственным структурам, и параллельно развивалось некоторое, буквально мистическое, отношение к коммерческим банкам и частным финансовым структурам, якобы способным остановить негативные явления финансовой жизни индивидуума.
Активизация процесса частных инвестиций была вызвана, с одной стороны, необходимостью спасать сбережения от инфляции и тем самым искать новые формы вложения денег, а с другой стороны, возможностью использовать для этой цели различные институты финансового рынка, о сущности деятельности которых массовый инвестор не имел ни малейшего представления. Этому, в свою очередь, способствовала широко пропагандируемая программа по использованию в рискованной инвестиционной деятельности приватизационных чеков, а не денежных средств.
Люди шли на неоправданный риск не только из-за отсутствия опыта: они не видели другого пути сохранения своих сбережений в условиях безудержной инфляции. Граждане стали заложниками новой социально-экономической политики государства и агрессивной рекламы на бывших государственных СМИ в условиях отсутствия действенного регулирования рынка. В результате население России потеряло веру и в инвестиционные инструменты, и в государство, пропагандировавшее «капиталистический» образ жизни, но не сумевшее создать действенную систему нормативно-правового регулирования инвестиций.
Относительно лёгкий доступ к денежным средствам граждан породил новые формы мошенничества, анализу которых и посвящена данная научная работа. В основу данного диссертационного исследования положен опыт работы автора в 1994;1999 годах Генеральным директором Московского городского внебюджетного фонда помощи потерпевшим от преступлений в сфере экономики и руководителем внештатной контрольно-ревизионной служба. Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации (КРС ФКЦБ РФ).
Общая схема финансового рынка.
Финансовый рынок частных инвесторов начал формироваться в России в 1992 г. в связи с началом чековой приватизации. Первые же «шаги» этого рынка сопровождались крупными скандалами, связанными с прямым мошенничеством руководителей некоторых предпринимательских структур. «.
Первые уголовные дела были возбуждены в г. Санкт-Петербурге, где две фирмы (АО «АМАРИС» и ТОО «РЕВАНШ»), собрав более 400 тысяч ваучеров, внезапно «исчезли». Вопрос о возмещении ущерба тогда решился очень просто — потерпевшим были выданы новые ваучеры из резерва Госкомимущеста и скандал постепенно забылся. Затиханию скандала способствовало именно то обстоятельство, что разворованными оказались приватизационные чеки, которые достались населению как бы бесплатно и поэтому экономическая потеря для личного кошелька практически была неощутима.
В связи с разразившимся скандалом никаких мер профилактического характера ни со стороны следственных органов, ни со стороны Госкомимущества и Министерства финансов принято не было. Поэтому вполне естественно, что аферы на чеково-финансовом рынке повторилось в Москве в 1993 г., а уже с первой четверти 1994 г. это явление приняло лавинообразный характер. Можно сколько угодно сетовать на несовершенство, нашего гражданского законодательства, допустившего создание этих* мошеннических компаний, но истинная причина лежит, видимо, в том, что разнообразие хозяйственной деятельности, обусловленное рыночной экономикой, не может предусмотреть всех форм привлечения инвестиционного капитала и отрегулировать этот процесс с математической точностью. В этой связи наряду с уголовно-правовыми формами защиты инвестиций не менее важное значение имеет высокий уровень подготовки массового инвестора, его информированность об особенностях к функционирования финансового рынка, умение правильно оценить экономическую сторону предложений и вовремя прекратить следовать за агрессивной рекламой. Тем более эти качества необходимы работникам правоохранительных органов, контролирующих работу подобных компаний.
Актуальность темы
исследования. Всё вышеперечисленное породило на рынке частных инвестиций волну массового нетрадиционного мошенничества с использованием так называемых «финансовых пирамид», т. е. юридических лиц, создаваемых исключительно с целью обмана граждан. Следственные и судебные органы оказались не готовы к такому количеству уголовных дел, что потребовало создания практически новой методологии расследования. Теория так же запаздывает с изучением данного феномена.
Следует отметить, что после краха множества чисто «финансовых ® пирамид» в хозяйственной жизни появились новые формы нетрадиционного мошенничества с использованием метода так называемого сетевого маркетинга, что свидетельствует об актуальности данного исследования.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования состоит в комплексном решении ряда значимых теоретических и практических ф проблем, связанных с применением нормы уголовного законодательства об V ответственности за незаконное присвоение чужого имущества, совершенного путём обмана или злоупотребления доверием, т. е. мошенничества и выработке на этой основе предложений по его совершенствованию.
Достижение этого возможно путём решения следующих задач:
1.Выявить уголовно-правовую сущность финансовых пирамид и дать подробное описание этого вида нетрадиционного мошенничества.
2. Рассмотреть природу и последствия юридических и фактических ошибок работников правоохранительных органов при квалификации, пресечении и расследовании данных преступлений.
3.Рассмотреть криминологические характеристики нетрадиционных # форм мошенничества.
4.Разработать и предложить меры профилактики этих преступлений.
5.Разработать меры предупреждения социальной напряжённости, • возникающей в связи с массовым обманом большого количества граждан. б. Подготовить предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность на рынке частных инвестиций.
Объектом диссертационного исследования является природа, основные характеристики и причины совершения преступлений в отношении большой массы людей. Предметом исследования явились новые, нетрадиционные формы мошенничества.
Методология исследования. Основой методологии исследования является диалектико-материалистический метод. Для изучения и разрешения теоретических и практических вопросов, возникающих при расследовании нетрадиционных форммошенничества, в качестве частного метода был применён системный анализ. Методологическими средствами для достижения поставленной цели стали институциональный и конкретно-социологический приёмы исследования. к.
Использование этой методологии обеспечило системность исследования нетрадиционных форм мошенничества, выявило недостатки правового регулирования деятельности юридических лиц на рынке частных инвестиций, выявило и позволило устранить проблемы расследования данной категории дел, позволило разработать и принять ряд нормативных актов, регулирующих защиту прав акционеров и вкладчиков.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских учёных-юристов и других специалистов. В ходе исследования были изучены научные работы Аванесова Г. А., Алексеева А. И., Бабаева М. М., Босхолова С. С., Борзенкова Г. Н., Брайнина" Я.М., Волженкина Б. В., Гаухмана Л. Д., Горяинова К. К., Гурова А. И., Долговой А. И., Жалинского А. Э., Игошева К. Е., Исправникова В. О., Карпеца И. И., Кочои С. М., Кудрявцева В. Н., Кригера Г. А., Кузнецовой Н. Ф., Куринова Б. А., Ларичева В. Д, Лопашенко H.A., Лунеева, В. В. Ляпунова Ю.М., Овчинского С. С., Овчинского B.C., Овчинского A.C., Пономарёва В. Г., Эминова В. Г., Яни П. С., Яблокова Н. П. и других.
Нормативную базу работы составили Конституция российской Федерации, уголовное законодательство России 1960 и 1996 гг., другие Законы. Указы Президента Российской Федерации, подзаконные, в том числе ведомственные, нормативные акты, относящиеся к теме диссертации.
Эмпирическая база исследования. В данной диссертации обобщён анализ деятельности более 200 различных мошеннических группировок, собиравших с граждан деньги под видом коммерческих структур и результат 39 ревизий, в том числе по таким известным финансовым структурам как «МММ», «Русский дом селенга», «Тибет», «Хопёр». Были изучены более 10 тысяч заявлений граждан, пострадавших от разных фирм-мошенников, изучено большое количество непроцессуальных документов (письма граждан в различные госорганы, выступления средств массовой информации).
Так, более 500 томов бухгалтерских и следственных документов было изучено по компании «Русский дом селенга» и более 1000 томов по компании «Хопёр». По остальным компаниям изучалось от 20 до 50 томов по каждой.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на монографическом уровне осуществлено комплексное научное исследование, посвящённое вопросам уголовной ответственности за совершение преступлений с использованием в качестве орудия преступления юридического лица, создаваемого специально для этой цели. Сложность анализа проблем, затронутых в представленной работе, обусловлена многими обстоятельствами. Одно из наиболее существенных обстоятельств состоит в том, что в последние годы в России происходят глубокие изменения в общественных отношениях, в социальной сфере, в экономике и политике. Эти изменения происходят на фоне криминализации общества, которая быстро развиваясь, продолжает захватывать всё новые сферы жизни и проявляется в самых разнообразных формах.
В ряде случаев, как показывает следственная практика, компании, работавшие с населением, изначально создавались с целью мошенничества и представляли собой «финансовые пирамиды». Иногда они являлись элементами более сложных преступных схем: например, процедура работы с клиентами московской компании «Блэк-дизайн» (говоря по-русски, «Черный проект», или «Черная схема») предусматривала убийство клиентов с целью ф завладения их собственностью. Более сотни «проектов» было реализовано.
Всего в России в 90-х годах было создано около 1,5 тысяч нерегулируемых («нелицензированных») финансовых инвестиционных компаний. Получить точные данные о размере ущерба, нанесенного нелицензированными компаниями своим инвесторам, невозможно: во многих Ф компаниях учет велся с нарушениями, в ряде случаев он был уничтожен. Однако известно, что, например, АОЗТ «Русский дом селенга» (г. Волгоград) собрало примерно с 2,5 миллионов граждан России около 3 миллиардов деноминированных рублей. Наличные деньги из региональных филиалов в генеральное представительство в Волгоград перевозились тоннами (например, автору знакома накладная на отправку принятых от населения средств: «Дензнаки РФ — 1,8 тонны»). # В данной диссертации обобщён анализ деятельности более 200 различных мошеннических группировок, собиравших с граждан деньги под видом коммерческих структур, и 39 ревизий, в том числе по таким известным финансовым структурам, как акционерные общества «МММ», «Русский дом селенга», «Тибет», «Хопёр» .
Одновременно анализировались и другие материалы, имеющиеся в распоряжении Комиссии по законности, правопорядку и борьбе с преступностью Московской Городской Думы, органов прокуратуры, судов и других организаций, имеющих отношение к данной проблеме. Об «объёме» этой проблемы можно судить хотя бы по тому факту, что помимо упомянутых выше уголовных дел, по состоянию на 1 января 1995 г. 1 в производстве народных судов Москвы находилось более 100 тысяч нерассмотренных исковых заявлений граждан о возмещении ущерба, причиненном неисполнением обязательств коммерческими банками, финансовыми компаниями, акционерными обществами, то есть столько, сколько все суды Москвы рассматривали за год по всем видам исков. Помимо этого только в приёмную Московского городского внебюджетного Фонда помощи потерпевшим от преступлений в сфере экономики поступило более 150 тысяч заявлений граждан, потерпевших от мошеннических действий различных предпринимательских структур.
Анализ возбужденных уголовных дел позволил автору сделать некоторые выводы о причинах и методах совершения данных преступлений, внести некоторые предложения по методике расследования таких уголовных дел и профилактике финансовых преступлений в сфере частных инвестиций.
Научная новизна исследования раскрывается в основных положениях, выносимых на защиту.
1. Всесторонний анализ и оценка современных нетрадиционных форм мошенничества, основными характерными чертами которых являются:
• массовый характер обмана граждан (от нескольких сот человек до сотен тысяч человек), что создаёт огромные трудности в работе следственного аппарата и судебного рассмотрения таких дел, выявившей неготовность существующей правоохранительной системы к работе с таким числом потерпевших;
• использование для совершения обмана юридических лиц, специальносоздаваемых для этой цели, что позволяет мошенникам в течение.
1 На эту дату приходится «пик» нерассмотренных исков. длительного времени обманывать граждан и избегать привлечения к уголовной ответственности, создавая видимость некоей хозяйственной деятельности;
• неопределённость места совершения преступления из-за создания массы филиалов и приёмных пунктов денежных средств, причём в ряде случаев в разных субъектах федерации, что на практике привело к невозможности своевременного и полного расследования преступлений;
• использование множества подставных юридических лиц для последующего вывода денежных средств из-под контроля, их обналичивания и перевода за рубеле, что затрудняет их обнаружение в ходе расследования.
2.Предложения по совершенствованию действующего законодательства. В том числе: подготовка проектов Указов Президента Российской Федерации № 1157 от 18.11.1995 г., № 408 от 21.03.1996 г. и Федерального закона «О. защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ.
3.Разработки предложение мер профилактики современных нетрадиционных форм мошенничества.
4. Предложения по нивелированию социальной напряжённости, вызванной обманом большого количества граждан, потерявших свои сбережения.
Апробация результатов исследования. Постановка фундаментальных криминологических исследований преступной деятельности в сфере финансов и инвестиций сталкивается с чрезвычайно быстрыми изменениями ситуации.
Первые результаты анализа деятельности мошеннических финансовых компаний были получены автором в 1994 году и через Московскую городскую думу были доведены до сведения Аппарата Президента Российской.
Федерации и Правительства. Эти выводы легли в основу Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» .
В тоже время автором в конце 1994 года был дан прогноз того, что финансовый рынок России находится на пороге новой волны преступлений в сфере инвестиций, которая связана с преобразованием финансовых компаний в паевые фонды. Этот прогноз явился основанием для принятия Президентом РФ ещё ряда Указов: от 26 апреля 1995 г. № 416 «О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий» и «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» от 18 ноября 1995 года № 1157.
В 1996 году волны новых преступлений удалось избежать именно потому, что в конце 1995 года по результатам первого этапа проведённых и представленных в данной работе исследований, совместно с научными учреждениями МВД РФ был подготовлен для министра внутренних дел и Правительства РФ аналитический отчёт, в котором на фактическом материале. были раскрыты механизмы движения денежных средств в преступном бизнесе.
Отчёт вызвал большой общественный резонанс и бурную, причём в основном отрицательную, реакцию прессы на предложение взять под государственный контроль сферу финансов и инвестиций. Однако определённые выводы в правительственных кругах были сделаны, и начиная с 1996 года, в отличие от предыдущих трёх лет, был проведён комплекс щ мероприятий, направленных на усиление государственного, регулирования финансовых отношений в стране на разных структурных уровнях. Прежде всего надо отметить Указ Президента РФ от 21 марта 1996 года № 408, которым была утверждена комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, который был дополнен Указом Президента РФ от 02.04.97 № 277- в 1997 году для обеспечения постоянной работы на этом направлении. Указом Президента РФ «О Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России» была создана специальная комиссия под председательством В. С. Черномырдина (в ред. Указов Президента РФ от 16 июля 1997 года № 730, от 06.10.97 № 1085, от 14.11.97 № 1226, от 22.12.97 № 1364, от 26.01.98 № 77). В состав специальной экспертной группы этой комиссии был включён автор данного исследования.
5 марта 1999 года по материалам, подготовленным вышеназванной комиссией, Государственная Дума приняла Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг «№ 46-ФЗ.
Основные положения нашли отражение в восемнадцати научных статьях и методических пособиях, опубликованных в центральных, региональных и специальных издательствах. Материалы диссертации были апробированы на 6 научно-практических конференциях в 1996, 1998, 1999, 2000, 2001 и 2002 годах, использованы при преподавании уголовного права на юридическом факультете МГОУ, материалы исследования легли в основу подготовленного учебно-методического пособия для работников правоохранительных органов «Внимание: «Кидал-инвест» (1996г.) и брошюры «Государство и экономика» (1998г.), серии брошюр «Анатомия финансовых пирамид» (Бюллетень Фонда «Антимафия» №№ 1−4 за 2003 г), учебных пособий для студентов «Ревизия, как источник доказательства в уголовном процессе» и «Правовые и организационные проблемы банкротства» (1998г), вошли в монографию «Организованная преступность и частные инвестиции» (Главы VII и VIII -1998 г.).
Структура. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, содержащих 15 параграфов, библиографии.