Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности личности и их коррекция у подростков с делинквентным поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе результатов исследования разработана и апробирована программа по коррекции особенностей личности подростков в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Подготовлены и внедрены в учебный процесс Дальневосточного юридического института МВД России учебное пособие «Делинквентное поведение несовершеннолетних» (г. Хабаровск, 2008), научно-практическое пособие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема делинквентного поведения и его коррекции в теории и практике психологической науки
    • 1. 1. Делинквентное поведение у подростков как форма поведенческой девиации
    • 1. 2. Личностные особенности подростков с делинквентным поведением
    • 1. 3. Выводы
  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей личности подростков с делинквентным поведением
    • 2. 1. Организация и методы исследования личности подростков с делинквентным поведением
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования
    • 2. 3. Выводы
  • Глава 3. Коррекция личностных особенностей подростков с делинквентным поведением
    • 3. 1. Программа психологической коррекции личностных особенностей подростков с делинквентным поведением
    • 3. 2. Результаты коррекционной работы
    • 3. 3. Выводы
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение

Особенности личности и их коррекция у подростков с делинквентным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века наряду с позитивными изменениями в обществе усилили такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, социальную и психологическую дезадаптацию детей и подростков, безработицу, обострение криминальной обстановки, нарастание процессов деформации семьи. Данная тенденция привела подростковую среду к делинквентным формам поведения. На фоне выраженной проблемы «омоложения» преступности большое значение имеет изучение психологических подходов воздействия на личность подростков с делинквентным поведением.

Исследованию особенностей личности подростков с делинквентным поведением и поиску путей воздействия на них посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные психологи: Б. С. Братусь [32], Е. В. Змановская [58], Ю. А. Клейберг [68], А. А. Реан [146- 148, 150], Д. И. Фельдштейн [176, 178, 179], Р. И. Цветкова [188, 189], А. Фернхем, П. Хейвен [180], А. Айхорн, У. Уай-ворд [202], А. Коэн [203], С. и Е. Глюсл [204] др.

Несмотря на растущее внимание к указанной проблеме представителей разных областей психологии и смежных наук, приходится констатировать, что существует дефицит разработок действенных психологических подходов к возможности воздействия на личность подростков с делинквентным поведением. Поиск таких приемов затруднен, прежде всего, в теоретическом плане, поскольку среди ученых нет единого понимания самого феномена «делинквент-ное поведение».

Современная система предупреждения правонарушений среди подростков характеризуется противоречиями между недостаточностью изученности постоянно меняющихся условий их жизни и личностными особенностями подростков, находящихся как в специализированных, так и в общеобразовательных учреждениях. Все это потребовало от исследователей психологической науки создания неординарных научных решений, поиска эффективных способов коррекции делинквентного поведения подростков.

С точки зрения личностного подхода в отечественной психологии (Б .Г. Ананьев [5], А. Г. Асмолов [И], В. Н. Мясищев [121] и др.) личностные особенности подростков рассматриваются во взаимосвязи с внутренними и внешними условиями их развития. Это позволяет рассматривать различные проявления человека — мотивы поведения, аффекты, ценностные ориентации, социальные роли, самооценку, потребности, эмоции, установки и другие как личностные образования. Именно потребности и установки подростков детерминируют избирательность восприятия и мышления, что в конечном итоге определяет характер их поведения. Так, А. Г. Асмолов утверждает, что «в условиях преодоления социально-экономических кризисов особое место занимает вопрос о роли личностных характеристик"[11, с.364].

Исследование особенностей личности подростков с делинквентным поведением с точки зрения мотивационно-динамической (анализ проявления потребностей, влечений, мотивов, установок и эмоций, определяющих выбор направленности поведения) и поведенческо-интеракционнистской (взаимодействие между подростком и средой, обществом в целом, социальные установки, поступки) стратегий изучения организации личности позволяет определить пути воздействия на нее.

Актуальность разработки проблемы выявления особенностей личности подростков с делинквентным поведением и поиска возможности их коррекции с позиции психолого-педагогического подхода не вызывает сомнений. Решение поставленных вопросов возможно сегодня только при интеграции достижений в различных областях знаний о человеке (в педагогике, психологии, криминологии и т. д.).

В настоящее время существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности. Проблемой формирования правосознания у подростков является доминирование механизма психологического обмена, реализуемого по формуле «ты — мне, я — тебе», вместо взаимности и интерпретации прав и обязанностей.

Противоречия в сфере отношений «личность — другие» усугубляется из-за того, что преобладают не правовые, а морально-этические регуляторы поведения, которые у подростков либо еще несформированы, либо уже приобрели асоциальную направленность. На личностном уровне в правосознании подростков могут существовать два рода противоречий: одно связано с прямым, до сих пор имеющим место унижением достоинства личности со стороны государства, общества, его институтоввторое же — с неурегулированностью отношений «личность — другой/другие».

Исследование психологических особенностей личности подростков-делинквентов позволит понять механизмы формирования делинквентного поведения. Это, в свою очередь, даст возможность разработать коррекционные программы для подростков-делинквентов. Дальнейшее исследование данной проблемы имеет большое теоретическое и прикладное значение для решения вопросов, связанных с оптимизацией профилактики противоправного поведения подростков.

Таким образом, недостаточная изученность особенностей личности подростков с делинквентным поведением и необходимость разработки психокор-рекционной программы определили выбор темы нашего исследования.

Цель исследования — выявить характерные личностные особенности подростков с делинквентным поведением и разработать программу их коррекции.

Объект исследования — делинквентное поведение подростков.

Предмет исследования — особенности личности подростков с делинквентным поведением и возможность их коррекции в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из следующих допущений:

1) Личность подростков с делинквентным поведением характеризуется деформациями в мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферах, искаженными социальными установками.

2) Доминирующими негативными особенностями личности подростков с делинквентным поведением являются примитивные, слабодифференцирован-ные потребности, неосознаваемые и аддиктивные мотивы, агрессивность, враждебность, тревожность, экстернальный локус контроля и асоциальные ценностные ориентации.

3) Специальная организованная работа по коррекции личностных особенностей подростков в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей будет способствовать повышению их адаптационных возможностей и развитию правосознания, если опирается на психолого-педагогическую поддержку, средства регуляции эмоциональных состояний и социально-психологический тренинг. Условием эффективного воздействия на подростков с делинквентным поведением является организация профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционного процесса.

Исходя из цели и гипотез исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме де-линквентного поведения.

2. Выявить психологические особенности личности подростков с делинквентным поведением и возможности их коррекции.

3. Разработать и реализовать коррекционную программу, направленную на преодоление негативных личностных особенностей подростков с делинквентным поведением.

Теоретико-методологические основы исследования являются принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, системности (Рубинштейн C.JI. [155], Леонтьев А. Н. [101]), положения культурно-исторической теории развития психики (Выготский Л.С. [43]), подходы в изучении личности Б. Г. Ананьева [5], А. Г. Асмолова [11], А. А. Бодалева [25], В. Н. Мясищева [121],.

В.И. Слободчикова [165]. В исследовании личности подростков с делинквентным поведением мы руководствовались теоретическими взглядами С.А. Бели-чевой [19], Г. Г. Бочкаревой [31], Б. С. Братуся [32], Е. В. Змановской [58], В. Н. Кудрявцева [89, 90], А. Е. Личко [105], А. А. Реана [146], Д. И. Фельдштейна [176].

Психолого-педагогическая работа строилась на основе ряда подходов: личностно-ориентированного (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А. Н., Ковалев, А .Г. и др.), предполагающего организацию воздействия на поведенческие девиации, исходя из индивидуально-личностных особенностей подростковличностно-деятельстного (Рубинштейн С.Л., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Ананьев Б.Г.), выражающегося в стимулировании активности подростков посредством организации социально и личностно значимой деятельности. Разработка и реализация программы коррекции личностных особенностей подростков с делинквентным поведением осуществлялась в соответствии с принципами гуманистической психологии, учитывающей оптимистический взгляд на природу человека и ориентированную на побуждение самодвижущих сил развития личности (Маслоу А. [111], Роджерс К. [153], Асмолов А. Г. [11], Гарбузов В. И. [44] и др.) — •.

Методы исследования. Для достижения целей и решения поставленных задач был применен комплекс методов, таких как теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, методы получения эмпирических данных, а также психокоррекционные методики. В диагностической части исследования применялись стандартизированные методики («Шкала совестливости» В. М. Мельникова, «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Рот-тера, опросник склонности к отклоняющемуся поведению, диагностика состояния агрессивности А. Басса — А. Дарки, опросник личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера — Ю. Ханина, диагностика осознанности различных компонентов мотива А. Ермолина — Е. Ильина, диагностика психических состояний и свойств личности (К. Леонгарда — X. Шмишека, сокращенный вариант MMPI, 16-факторный опросник Р. Кеттелла), а в коррекционной части разрабатывалась авторская коррекционная программа, в которую вошли комплекс методов регуляции эмоциональных состояний (дыхательная разминка по К. Рудестаму, аутотренинг Е. И. Рогова и Н. Н. Петрова, нервно-мышечная релаксация по Э. Джекобсону, упражнения на визуализацию по Д. Рейнуотеру), психотерапевтические методики В. И. Гарбузова, терапия общения с живой природой, социально-психологический тренинг, дебрифинги, психологическое консультирование, авторская анкета «Личность и общество», беседы. Полученные данные обрабатывались методами первичной и вторичной статистической обработки результатов эксперимента с помощью программ SPSS (версия 11.5) и Farofb Inc. (версия 1.0.3.193) (проводились факторный анализ по методу выделения главных компонент вращением по методу варимакс, дисперсионный, дискриминантный анализы, тест на проверку «нормального закона распределения», параметрический t-критерий Стьюдента).

Организация и база исследования. Работа проводилась в период с 2002 по 2008 гг. в три этапа. На констатирующем этапе исследования выборка составила 200 человек. Изучались особенности личности подростков, находящихся в следственном изоляторе (СИЗО) 27/1 г. Хабаровска (84 человека) и в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) управления внутренних дел по Хабаровскому краю (экспериментальная группа, 23 человека), состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних г. Хабаровска, Хабаровского района и района им. Лазо Хабаровского края (всего 31 человек), учащихся Хабаровского торгово-экономического техникума (39 человек). Формирующий этап исследования проводился на базе ЦВСНП. В нем приняли участие 23 подростка, 8 воспитателей и 3 инспектора ЦВСНП. Контрольную группу составили учащиеся средней школы № 30 г. Хабаровска (23 человека). Психологическим обследованием были охвачены подростки 12−15 лет.

На первом этапе (2002;2003 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование проблемы, выяснялась степень ее изученности, формулировались гипотеза, объект, предмет, задачи исследования, подбирались методы и методики, соответствующие целям и задачам исследования. На втором этапе (2003;2005 гг.) проводилось эмпирическое исследование, которое выявляло актуальность и значимость возможности воздействия на личность подростков с делинквентным поведением. Полученные данные позволили разработать комплексную программу по психологическому воздействию на личность подростков с делинквентным поведением. На третьем этапе (2005;2008 гг.) были систематизированы и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлен текст диссертационного исследования.

Достоверность результатов обеспечена опорой на основные теоретические и методологические принципы психологической наукииспользованием апробированных и надежных методов, адекватных поставленным целям и задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа результатов научного исследования, подтвержденного полученным позитивным результатом экспериментальной работойприменением статистических методов обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что:

1. Обобщены и систематизированы научные представления о феномене делинквентного поведения современных подростков.

2. На основе теоретического анализа научной литературы представлена модель личности подростка с делинквентным поведением, состоящая из моти-вационного, эмоционального и ценностно-нормативного компонентов.

3. Выявлены характерные личностные особенности подростков с делинквентным поведением. В мотивационном компоненте: ситуационно-импульсный, примитивный, неиерархизированный, аддиктивный характер мотивов, рассогласованность между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания, преобладание экстернального локуса контроля, проявление аффекта неадекватности, нарушен процесс предвосхищения будущего поступкав эмоциональном компоненте — выражены агрессивность, враждебность, высокая личностная тревожность, доминируют акцентуации экзальтированного, циклотимического и эмотивного типов, паранойяльность, психопатия, низкий уровень волевого контроляв ценностно-нормативном компонентеаддиктивность, доминирование досуговой активности, конфликтность, низкие адаптационные возможности, пренебрежение к социальным нормам и ценностям, отчужденность, духовная опустошенность, подозрительность к своему ближайшему окружению.

4. Выделены условия, детерминирующие делинквентную направленность развития личности подростков, к которым относятся аддиктивность, способность к адаптации в асоциальной среде, эмоциональная неустойчивость, ла-тентность личностных деформаций, проблемные семьи.

5. Разработана и апробирована программа коррекции негативных особенностей личности подростков с делинквентным поведением в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей через воздействие на компоненты мотивационной сферы и регуляцию эмоциональных состояний.

6. Показано, что специальная психолого-педагогическая подготовка сотрудников Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей способствует оптимизации всего коррекционного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами, воспитателями как образовательных, так и закрытых специализированных учрежденийсотрудниками органов внутренних дел, занимающимися проблемами делин-квентного поведения и его профилактикипри преподавании в вузах курсов «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология девиантного поведения» и спецкурсов по психолого-педагогическим подходам в превентивной психологии.

На основе результатов исследования разработана и апробирована программа по коррекции особенностей личности подростков в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Подготовлены и внедрены в учебный процесс Дальневосточного юридического института МВД России учебное пособие «Делинквентное поведение несовершеннолетних» (г. Хабаровск, 2008), научно-практическое пособие «Профилактика де-линквентного поведения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях» (г. Хабаровск, 2006) и методические рекомендации «Условия и диагностика мотивации девиантного поведения несовершеннолетних» (г. Хабаровск, 2003). Разработан спецкурс «Психология делинквентного поведения несовершеннолетних», внедренный в 2006 г. в учебный процесс Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Положения, выносимые на защиту:

1. Делинквентное поведение подростков представляет собой разновидность девиантного поведения, детерминируемое деформированными потребностями и примитивными мотивами и реализуемое социально неприемлемыми способами на фоне негативных переживаний.

2. Характерными психологическими особенностями личности подростков с делинквентным поведением выступают нарушение процесса предвосхищения будущего поступка, подозрительность к своему ближайшему окружению, враждебность, духовная опустошенность, отчужденность, эмоциональная нестабильность, низкий уровень волевого контроля, доминирование примитивных потребностей с неприемлемыми способами их удовлетворения и аддиктив-ных мотивов.

3. Делинквентное поведение подростков обусловлено ограниченностью воспитательного ресурса семьи, дефицитом со-бытийного позитивного участия взрослых, недостатком сценариев правомерного поведения, аддиктивной направленностью подростковой среды, способностью к адаптации в асоциальном окружении.

4. Сущность психологической коррекции негативных личностных особенностей подростков с делинквентным поведением в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей состоит в специальном воздействии на мотивационный, эмоциональный и ценностнонорматив-ный компоненты личности подростков, с использованием социально-психологического тренинга, методов эмоциональной регуляции, психологопедагогической поддержки при условии профессионального взаимодействия сотрудников органов внутренних дел, воспитателей, педагогов.

Апробация результатов работы. Основные теоретические положения диссертации и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах (2002;2008 гг.), в том числе на международных научно-практических конференциях «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов» (г. Омск, октябрь 2006 г.) и «Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения» (г. Москва, август 2003 г.), VII Дальневосточном форуме «Молодежь Востока России: социальное воспитание и сохранение здоровья» (г. Хабаровск, сентябрь 2008 г.), краевом семинаре «Психолого-педагогические аспекты работы инспекторов по делам несовершеннолетних» (г. Хабаровск, сентябрь 2007 г.), городском семинаре «Современные технологии и организационно-управленческие механизмы системы работы по профилактике преступности в образовательном учреждении» (г. Хабаровск, декабрь 2007 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 208 наименований, и приложения. Основной текст диссертации содержит 173 страницы, 25 таблиц и 13 рисунков. Общий объем работы 196 страниц.

3.3. Выводы.

1. Выбор диагностических и коррекционных методик проведен с учетом нахождения подростков в специализированном учреждении закрытого типа.

2. При проведении диагностики нами использовались методики непосредственно направленные на изучение личностных образований.

3. В результате фонового обследования личности подростков с делинквентным поведением выявлены следующие особенности:

— представления о просоциальных ценностных ориентациях у подростков-делинквентов искажены или не сформированы в силу педагогической некомпетентности родителей или лиц их заменяющих, дефицита позитивной событийной общности с значимыми взрослыми;

— подростки-делинквенты имеют экстернальный локус контроля;

— подростки-делинквенты по сравнению с правопослушными подростками имеют более высокий уровень рассогласования между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания;

— доминирование деформированных потребностей над просоциальными интересами и установками порождает отмирание «отрицательного мотива», т. е. самозапрета, тормозящего побуждения, связанные с нарушением законов и нравственных норм поведения, а также с опасностью для жизни и здоровья;

— выбору поведения соответствующего моральным и правовым нормам препятствует ряд эмоциональных состояний (акцентуации характера, агрессивность и враждебность, повышенная тревожность, длительное пребывание в состоянии фрустрации, склонность к аффектам, психопатии);

— большое место в содержании личностной характеристики подростков с делинквентным поведением занимают аддиктивные мотивы.

4. Приемы психологической коррекции особенностей личности подростков-делинквентов применялись исходя из результатов фонового обследования (степени сформированности ценностных ориентаций, потребностей, самосознания и жизненных смыслов, мотивов поведения, эмоциональных состояний).

5. Психологическое воздействие на личность подростков-делинквентов осуществлялось через беседы, дебрифинги, тренинги по овладению просоциальных сценариев поведения, способами регуляции эмоциональных состояний, психолого-педагогическую поддержку, элементы логотерапии. Эффективность психологического воздействия зависит от специфических заданий, направленных на повышение уровня рефлексии и интернального локуса контроля, на усвоения нравственных ориентиров, на усвоение правоприемлемых способов достижения целей.

6. При специальной организации коррекционных занятий произошли позитивные изменения:

— повысился уровень саморефлексии подростков-делинквентов;

— произошло снижение уровня экстернального локуса контроля;

— проявился интерес у подростков-делинквентов к усвоению правоприемлемых форм поведения;

— подростками-делинквентами освоены способы разрешения конфликтов и приемы саморегуляции эмоциональных состояний;

— снизился уровень тревожности, агрессивности и враждебности.

7. У подростков-делинквентов по итогам проведения коррекционного этапа выявлена перестройка значимых отношений к своему поведению, к близким, к требованиям норм морали и права, повысился уровень осознанности результатов своих поступков. По сравнению с результатами фонового обследования наметилась позитивная тенденция к самоконтролю эмоциональных состояний, к попыткам прогнозирования своего поведения, снизилась склонность к девиантным формам поведения.

Заключение

.

Современное общество все больше испытывает на себе негативные последствия делинквентного поведения подростков. В связи с этим необходимы эффективные формы и методы работы с такими подростками. Особую значимость приобретает психологическая коррекция делинквентного поведения подростков через воздействие на их личностные образования, в том числе и в условиях Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

Анализ психологической и педагогической литературы отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами личности подростков-делинквентов, показал, что изучение особенностей таких подростков требует учета различных объективных и субъективных факторов, в том числе:

— компонентов, составляющих мотивационную сферу (потребности, мотивы, ценностные ориентации), которые способствуют установлению причинности противоправного деликта и определяют пути психолого-педагогического воздействия;

— особенностей эмоциональных состояний и процессов подростков (от аффекта неадекватности, акцентуаций характера, агрессивности, враждебности, фрустрации, тревожности до способности к саморегуляции);

— условий их воспитания в семье, степени влияния асоциальных молодежных субкультур.

Установлено, что для подростков-делинквентов характерны ситуативные, большей частью примитивные «планы» противоправной деятельности, цели которой носят непосредственно потребительский характер. Агрессия подростков-делинквентов — это следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Они испытывают острую нехватку сопричастности и духовной близости с родными и близкими. У подростков-делинквентов нарушена система мотивации поведения, временная перспектива сужена, распределение «мотивационных объектов» предметы потребностей) происходит в «ближайшем будущем» (сегодня, неделя, месяц) — их поступки часто совершаются без определенных целейв рамках волевого сознательного действия, в силу индивидуально-психологических особенностей, нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата поступка.

Результаты фонового обследования позволили выявить следующие особенности личности подростков-делинквентов:

— доминирование аддиктивных мотивов;

— преобладание экстернального локуса контроля;

— противоправная направленность поведения проявляется на фоне сниженного волевого контроля, низкого уровня рефлексии и отсутствия представлений о социально приемлемых вариантах поведения;

— потребности и интересы, попытки, удовлетворения которых служат впоследствии источником правонарушения, уже во время своего формирования не соответствуют общепринятым нормам, противоречат им;

— длительное нахождение в состоянии фрустрации, тревожности, напряжения;

— совершение правонарушений нередко происходит в силу чрезмерной импульсивности, неуемной активности, гипертрофированного интереса к развлечениям, из-за озорства;

— мотивы правоприемлемого поведения знаемые, но неосознаваемые;

— дефицит позитивного со-бытийного участия значимых взрослых в их жизни.

Результаты коррекционной программы свидетельствуют о позитивной перестройке значимых компонентов мотивационной сферы подростков, таких как повышение осознанности мотивов поведения, снижение уровня экстернального локуса контроля, обретение представлений о жизненных смыслах, возникновение интереса к конструктивному поиску разрешений конфликтов в межличностном общении. В процессе психологического воздействия на подростков-делинквентов улучшилось их эмоциональное состояние, произошло снижение уровня тревожности и агрессивности. Важной составляющей всего кор-рекционного процесса стало вовлечение в него сотрудников Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Установлено, что подростки-делинквенты, по сравнению с правопослуш-ными сверстниками, имеют более высокий уровень рассогласования между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания. Получены убедительные доказательства того, что делинквентное поведение подростков детерминируется аддиктивными мотивами. Характерное для подростков-делинквентов агрессивное поведение (прежде всего враждебность) рассматривается нами как проявление пагубной «инфантильной» привычки.

Доказано, что доминирование деформированных потребностей над про-социальными интересами и установками порождает отмирание самозапрета, т. е. «отрицательного мотива», тормозящего побуждения, связанные с нарушением законов и нравственных норм поведения, а также с опасностью для жизни и здоровья.

При реализации цели и решении поставленных задач были достигнуты следующие результаты:

— определены основные теоретико-методологические подходы к изучению личности подростков с делинквентным поведением;

— показано, что предпосылкой делинквентного поведения подростков становятся состояния, вызванные невозможностью достижения целей законными средствами;

— представлена факторная модель условий определяющих делинквентную направленность поведения подростков, состоящая из пяти основных групп: ад-диктивная направленность, эмоциональная нестабильность, способность к адаптации в асоциальной среде, проблемные семьи, латентность;

— на основе результатов фонового обследования разработана модель личностных особенностей подростков с делинквентным поведением;

— разработанная и экспериментально проверенная программа по коррекции особенностей личности подростков-делинквентов позволила убедительно доказать эффективность ее использования, что подтверждено статистическими даннымипредставленная программа может быть рекомендована психологам образовательных учреждений и органов внутренних дел.

В ходе проведенного исследования выдвигаемые гипотезы нашли свое подтверждение. Результаты исследования дополняют существующие в науке представления об особенностях личности подростков с делинквентным поведением и возможностях ее психологической коррекции. Представленные в нем теоретические положения позволяют успешно их применять как на практике — в работе с подростками в учреждениях закрытого типа, так и в общеобразовательных учреждениях.

Дальнейшие исследования личности подростков с делинквентным поведением позволят разрабатывать эффективные психолого-педагогические подходы к профилактике правонарушений, что, в свою очередь, повысит их адаптационные возможности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995. —291 с.
  2. А. Трудный подросток. — М.: Апрель Пресс, 2001. 186 с.
  3. З.С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1997.-24 с.
  4. М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень. 1985. — С. 5−11.
  5. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980, в 2-х т.
  6. Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1991.-327 с.
  7. Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.
  8. JI.P. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Самара. 2005.-24 с.
  9. В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1988.-С. 27−33.
  10. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. -157 с.
  11. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 368 с.
  12. В.М. Тревожные расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств // Прикладная психология. 2002. № 2. С. 32−38.
  13. Г. Д., Караваев А. Ф. Психология правонарушающего поведения //Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 1. — С.97−100.
  14. А. Теория социального научения. СПб.: Питер, 2000. —320 с.
  15. М.А. Формирование волевой регуляции у подростков с делинквентным поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тула.2006. 24 с.
  16. А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1973. — 128 с.
  17. С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 181 с.
  18. С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. — 221 с.
  19. С.В. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб.: Питер, 1998. -101с.
  20. С.В. Психология ранней наркомании. — Самара: Изд-во СГПУ, 1997.-89 с.
  21. В.М. Избранные труды по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999.-281 с.
  22. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Т.2. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 448 с.
  23. П.П. Избранные психологические произведения. —М.: Просвещение, 1964. 418 с.
  24. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 221 с.
  25. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. —М.: Мысль, 1999. -96 С.
  26. Л.И. Психологические особенности развития подростка. -М.: Просвещение, 1979. -39 С.
  27. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. -С. 22−29
  28. В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, 2002. — 160 с.
  29. В.В. Экспериментальное изучение психологии школьников в трудах А.П. Нечаева // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. -М.: Наука. 1999. -189 с.
  30. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М. 1968.-24 с.
  31. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  32. Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер, 1999. 528 с.
  33. А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. М.: Диософ, 2002. — 600 с.
  34. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2000. — 586 с.
  35. JI.C. Психологические причины и условия возникновение подросткового вандализма: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Калуга. 2000. -24 с.
  36. B.JI. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001. — 486 с.
  37. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.: Изд-во МГУ, 1991.-144 с.
  38. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45−54.
  39. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 247 с.
  40. Воспитание трудного ребенка / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Просвещение, 2001.-240 с.
  41. JI.C. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.
  42. В.И. Практическая психотерапия. -СПб.: Сфера, 1994.-160 с.
  43. И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков//Психологический журнал. 1994.Т.15. № 2. С. 57−64.
  44. К. Репрезентация молодежи: исследования молодежи и подростков в Британии и Америки. — Ульяновск: НИЦ «Регион». 13 с.
  45. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. М.: Изд-во МГУ, 1999.-183 с.
  46. Д.А. Маленькие преступники. М., 1884. — 24 с.
  47. В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2003. -319с.
  48. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.: Знание, 1989. — 184 с.
  49. В.В., Стяжкин В. Д. Наркомания и токсикомания. JL: Медицина, 1990. — 128 с.
  50. Э. Социология. М.: Канон, 1995. — 349 с.
  51. В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Орехово-Зуево: Изд-во ОЗГПИ, 1992.-56 с.
  52. О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Елец, 2004. 24 с.
  53. Е.В., Крейдун Н. П., Якина А. С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. № 4, 1990. С.83−90.
  54. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Мысль, 1980. — 218 с.
  55. Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учеб.пособие. -М.: Академия, 2006. 288 с.
  56. К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. — М.: Высшая школа МВД СССР, 1971. 173 с.
  57. Из опыта работы практических психологов / Под ред. С. Н. Шаховской -М. 1997.- 121с.
  58. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. -464 с.
  59. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 2.-С. 27−40.
  60. Е.П. Мотивация и мотив: Учеб.пособие. СПб.: Питер, 2000. -512 с.
  61. Р.И., Психолого-педагогические аспекты формирования правового сознания: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Краснодар. 1998. -24 с.
  62. История китайской философии / Под ред. M.JI. Титаренко. М.: Просвещение, 1989. — 552 с.
  63. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  64. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  65. Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие. -М.: Сфера, 2004. -192 с.
  66. Клиническая и судебная подростковая психиатрия/ Под ред. В. А. Гурьевой. М.: Генезис, 2001. — 480 с.
  67. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности личности. — JI. Изд-во ЛГУ, 1960. 250 с.
  68. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. — 289 с.
  69. В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука 1988. 192 с.
  70. Ког JI.A. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. М.: Изд-во МГЛУ, 2000. — 192 с.
  71. Я.А. Великая дидактика. М.: Педагогика, 1989. — 106 с.
  72. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. -254 с.
  73. Е.Н. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. СПб.: СПбГУ. 2006. — 168 с.
  74. Ю.А. Агрессивное поведение детей в школе: перспективы исследования проблемы / «Психология и практика», 2001 г. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. — С.20−25.
  75. В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М.: Медицина, 1998. — 206 с.
  76. А.И., Насинник О. А. Курение в подростковом возрасте и пути его профилактики. Киев: Радянська школа, 1989. -128 с.
  77. Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. -244 с.
  78. Т.В., Григоренко E.JL, Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
  79. А.П., Аксенова И. О., Коцюбинский Д. А. Клинические варианты конформной акцентуации // Российский психиатрический журнал. 2003. № 2.-С. 9−13
  80. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Политиздат, 1985.— 431 с.
  81. Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Изд-во МГУ, 2000.-544 с.
  82. Криминальная мотивация / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 156 с.
  83. А.Г. Общая психологическая характеристика личности трудных подростков. Алма-Ата: Изд-во АГПИ, 1967. — 218 с.
  84. В.Н. Механизмы преступного поведения. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 182 с.
  85. В.Н. Правовое поведение. Норма и патология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-278 с.
  86. И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 224 с.
  87. И.А., Семенова О. Ф. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения //Психологический журнал. Т.23. 2002. № 3. — С. 54−59.
  88. И.А., Морозова Г. Б., Потнин А. С. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. — С. 76−89.
  89. И.А., Ратинов А. Р. Криминальная агрессия. М.: Изд-во МГУ, 2000.- 192 с.
  90. С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. — М.- СПб: Фолиум, 1996. 47 с.
  91. Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних нарушителей с корыстной ориентацией // Вопросы психологии. 1996.4. С. 55−62.
  92. К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. -М.: Изд-во МГПИ, 1988. 162 с.
  93. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. —С. 118−128.
  94. Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. № 6.-С. 168−172.
  95. К. Акцентуированные личности/Пер. с нем. В.М. Лещин-ский- Под ред. В. М. Блейхера. Киев: Выща шк., 1989. — 374 с.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-544 с.
  97. В.Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск: Изд-во ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 1992. — 264 с.
  98. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. — М.: Физическая культура и спорт, 1952. Т.2 384 с.
  99. М.В. К вопросу о роли семьи в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя // Уголовное право. 2001.№ 4. -С. 4−9.
  100. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М.: Изд-во Московского университета, 1982. -320 с.
  101. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: руководство. -М.: Сфера, 1991.-18 с.
  102. Дж. Мысли о воспитании. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
  103. Лучшие психологические тесты / Пер. с англ. Дружининой Е.А.- Харьков: Принтал, 1994. 320 с.
  104. А.С. Книга для родителей. Петрозаводск: Гос. изд-во Карел. АССР, 1959. — 439 с.
  105. P.M. Девиантная и делинквентная подростковая агрессия: разграничение, клинические особенности, прогноз //Российский психиатрический журнал. 2003. № 2, С. 42−46.
  106. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
  107. А. А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — 256 с.
  108. В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие.- М.: МЕДпресс, 2001. 432 с.
  109. Методы эффективной психокоррекции / Под ред. К. В. Сельченюк. -Минск: Изд-во МНПУ, 1999. 818 с.
  110. Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1985. -140 с.
  111. В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М.- Изд-во МГПИ, 1986. -84 с.
  112. Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев: КВШ МВД СССР, 1987. — 256 с.
  113. С.И. Психологические особенности подростков склонных к девиантным формам поведения в современных социально-экономических условиях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб. 2003. — 24 с.
  114. Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1997.-289 с.
  115. В.Г. Психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением. М.: АПКиПР0.2002. — 88 с.
  116. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 393 с.
  117. Е.Е. Методы изучения мотивации личности: опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. -М.: Наука, 1988. 80 с.
  118. Р.С. Психология. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. Т. 1. -576 с.
  119. Р.С. Психология. -М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. Т.З. -512 с.
  120. А.А. Основные направления развития русской педагогической психологии дореволюционного периода / История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. — М. 1990. — С.173−188.
  121. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977.-479 с.
  122. С.А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М. 1999. — 24 с.
  123. Ю.М. Мотивация поведения. -М.: МУ МВД РФ, 1996. 318 с.
  124. А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М., Воронеж: Изд-во МПСИ, 2000. — 240 с.
  125. Ю.С. Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-СПб., 2001.-24 с.
  126. И.Г. Лебединая песня / Педагогическое наследие. Сост. В. М. Кларин. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
  127. Т.И., Лимонова Д. Л., Меньшикова Е. С. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков // Вопросы психологии. 1999. № 5.-С. 45−49.
  128. Н.Н. Аутогенная тренировка. М.: Ахилл, 1990. -34 с.
  129. Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1985.-496 с.
  130. Н.Л. Использование средств физической культуры для предупреждения правонарушений несовершеннолетних. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2001.-88 с.
  131. В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М.: Медицина, 2001.-352 с.
  132. С.В. Психологические особенности работы с подростками, находящимися в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М. 2006. -24 с.
  133. М.В. Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Воронеж. 2003. — 24 с.
  134. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста. — М.: Просвещение, 1991. — 16 с.
  135. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1985. 187 с.
  136. Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М.: Сфера, 2000. — 656 с.
  137. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б Гиппен-рейтера. М.: Изд-во МГУ, 1993.-304 с.
  138. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А. Б. Фоминой. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 128 с.
  139. А.Р. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М.: Изд-во МГУ, 1990. —250 с.
  140. М. Помощь трудным детям. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 222 с.
  141. А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов.// Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 139−144.
  142. А.А. Локус контроля делинквентной личности// Психологический журнал. 1994.Т.15. № 2. С. 39−44.
  143. А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 51−56.
  144. А.А. Социально-педагогическая психология. СПб.: Речь, 2000. -416с.
  145. А.А. Семьи и дети группы риска (проблемы профилактики преступности несовершеннолетних) // Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения. М.: МУ МВД России. 2003. — С. 23−33.
  146. А.А. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. — 420 с.
  147. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  148. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Медицина, 1994. 143 с.
  149. А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. -М.: Лотос, 2001.-48 с.
  150. С.Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, Т.2. 1989.-499 с.
  151. К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000. -384 с.
  152. Г. Интерперсональная теория в психиатрии. М.- СПб.: Ювента, 1999.-345 с.
  153. А.А. Психолого-педагогические особенности ресоциали-зации личности делинквентов средствами спортивной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — СПб. 2002. — 24 с.
  154. А.С. Психологические особенности и социализация поведения несовершеннолетних: Автореф. дисс.канд. психол. наук.-Киев. 1978.-25 с.
  155. А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев: Радянська школа, 1981. — 238 с.
  156. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 96 с.
  157. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2001.-350 с.
  158. Е.В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.-234 с.
  159. JI.C. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966.-211 с.
  160. В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. — 272 с.
  161. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. — 384 с.
  162. Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб. 2002. -24 с.
  163. Р. Групповая работа с детьми и подростками. -М. 1999. 272 с.
  164. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. — М.: Изд-во Институт прикладной психологии, 2000. — 512 с.
  165. В.А. Психологические условия актуализации мотивов деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М. 1997. — 24 с.
  166. В.М. Наркотики и подростковая субкультура //в сб. тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. 2001. С. 104−106.
  167. Ю.Е. Психические состояния и поведение подростков. -М. 1993.-212 с.
  168. Степанов В. Г. Психология «трудных» школьников. М.: Академия, 1996.-320 с.
  169. Г. В. Психологические особенности личности юношей с криминальным поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Ставрополь. 1999.-24 с.
  170. К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1953.Т. 1.-638 с.
  171. Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978.-47 с.
  172. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар.пед.академия, 1993. — 366 с.
  173. Д.И. Психология взросления (структурно-содержательные характеристики процесса развития личности). Избранные труды. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 672 с.
  174. Д.И. Психологическое развитие личности. — М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. 512 с.
  175. А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001.-368 с.
  176. Т.А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Самара.2002. -24 с.
  177. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  178. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1999. — 66 с.
  179. Э. Человек для себя. Минск: Изд-во Национальный институт образования, 1997. — 515 с.
  180. X. Мотивация и деятельность. М.: Смысл- - СПб.: Питер, 2003, Т.2. — 860 с.
  181. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — СПб: Питер, 1994. 192 с.
  182. В.Н. Психолого-педагогическая терапия: проблемы и опыт их решений. — Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1999. — 184 с.
  183. Р.И. Психология трудного подростка — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1990.-80 с.
  184. Р.И. Мотивация и коррекция поведения детей и подростков. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. — 88 с.
  185. Р.И. Изучение мотивационной сферы личности в психоло-гии//Проблемы развития мотивационной сферы личности. 2001 г. Хабаровск: ХГПУ. — С.4−21.
  186. Р.И., Мотивационная сфера личности — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.-104 с.
  187. И.А. Предкриминальное поведение несовершеннолетних и его значение// Актуальные проблемы работы ОВД. М.: МУ МВД России, 2000.-С.117−122.
  188. Чиж В. Ф. Лекции по судебной психопатологии: Юридическая хрестоматия/ В. В. Романов, Е. В. Романова.- М.: Юрист, 2000. 127 с.
  189. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека.// Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116−130.
  190. С.Т. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1980, Т.2.-256 с.
  191. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. — М.: Московский рабочий, 1987. — 239 с.
  192. А.Г. Психодиагностика личностных черт СПб.: Речь, 2002. -480 с.
  193. Д.Б. Избранные труды. М.: Просвещение, 1989. — 320 с.
  194. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. Лебединского В. В. М. 1990. — 197 с.
  195. П.О. Профилактика хулиганства в школе. — М.- Д.: Госиздат, 1928.-24 с.
  196. JI.B. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. К.-на- Ам.: Изд-во КГПИ, 1996. — 116 с.
  197. Aichorn A., Wayward Y. Juvenile Delinquency. N.Y. 1968. p. 122
  198. Cohen A. Delinquent boys. N.Y. 1955. p. 155
  199. Gluecle S. and E. Physique and Delinquency. N.Y. 1956. p. 87
  200. Hirschi T. Causes of Delinquency. 1969. p. 257
  201. Wirt R., Briggs P. Juvenile Delinquency. N.Y. 1965. p. 386
  202. Wolff K.N. Anomie and sociology of knowledge, in Durkheim and to-day//Philosophy and social criticism. Chestnut Hill. 1988. № 14 (1) p. 15−17
  203. Worchel S., Cooper J. Understanding social psychology. Homewood, Illinois: University Virginia, 1979. — 420 p.
Заполнить форму текущей работой