Особенности личности и их коррекция у подростков с делинквентным поведением
На основе результатов исследования разработана и апробирована программа по коррекции особенностей личности подростков в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Подготовлены и внедрены в учебный процесс Дальневосточного юридического института МВД России учебное пособие «Делинквентное поведение несовершеннолетних» (г. Хабаровск, 2008), научно-практическое пособие… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема делинквентного поведения и его коррекции в теории и практике психологической науки
- 1. 1. Делинквентное поведение у подростков как форма поведенческой девиации
- 1. 2. Личностные особенности подростков с делинквентным поведением
- 1. 3. Выводы
- Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей личности подростков с делинквентным поведением
- 2. 1. Организация и методы исследования личности подростков с делинквентным поведением
- 2. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- 2. 3. Выводы
- Глава 3. Коррекция личностных особенностей подростков с делинквентным поведением
- 3. 1. Программа психологической коррекции личностных особенностей подростков с делинквентным поведением
- 3. 2. Результаты коррекционной работы
- 3. 3. Выводы
- Заключение
- Литература
- Приложение
Особенности личности и их коррекция у подростков с делинквентным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века наряду с позитивными изменениями в обществе усилили такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, социальную и психологическую дезадаптацию детей и подростков, безработицу, обострение криминальной обстановки, нарастание процессов деформации семьи. Данная тенденция привела подростковую среду к делинквентным формам поведения. На фоне выраженной проблемы «омоложения» преступности большое значение имеет изучение психологических подходов воздействия на личность подростков с делинквентным поведением.
Исследованию особенностей личности подростков с делинквентным поведением и поиску путей воздействия на них посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные психологи: Б. С. Братусь [32], Е. В. Змановская [58], Ю. А. Клейберг [68], А. А. Реан [146- 148, 150], Д. И. Фельдштейн [176, 178, 179], Р. И. Цветкова [188, 189], А. Фернхем, П. Хейвен [180], А. Айхорн, У. Уай-ворд [202], А. Коэн [203], С. и Е. Глюсл [204] др.
Несмотря на растущее внимание к указанной проблеме представителей разных областей психологии и смежных наук, приходится констатировать, что существует дефицит разработок действенных психологических подходов к возможности воздействия на личность подростков с делинквентным поведением. Поиск таких приемов затруднен, прежде всего, в теоретическом плане, поскольку среди ученых нет единого понимания самого феномена «делинквент-ное поведение».
Современная система предупреждения правонарушений среди подростков характеризуется противоречиями между недостаточностью изученности постоянно меняющихся условий их жизни и личностными особенностями подростков, находящихся как в специализированных, так и в общеобразовательных учреждениях. Все это потребовало от исследователей психологической науки создания неординарных научных решений, поиска эффективных способов коррекции делинквентного поведения подростков.
С точки зрения личностного подхода в отечественной психологии (Б .Г. Ананьев [5], А. Г. Асмолов [И], В. Н. Мясищев [121] и др.) личностные особенности подростков рассматриваются во взаимосвязи с внутренними и внешними условиями их развития. Это позволяет рассматривать различные проявления человека — мотивы поведения, аффекты, ценностные ориентации, социальные роли, самооценку, потребности, эмоции, установки и другие как личностные образования. Именно потребности и установки подростков детерминируют избирательность восприятия и мышления, что в конечном итоге определяет характер их поведения. Так, А. Г. Асмолов утверждает, что «в условиях преодоления социально-экономических кризисов особое место занимает вопрос о роли личностных характеристик"[11, с.364].
Исследование особенностей личности подростков с делинквентным поведением с точки зрения мотивационно-динамической (анализ проявления потребностей, влечений, мотивов, установок и эмоций, определяющих выбор направленности поведения) и поведенческо-интеракционнистской (взаимодействие между подростком и средой, обществом в целом, социальные установки, поступки) стратегий изучения организации личности позволяет определить пути воздействия на нее.
Актуальность разработки проблемы выявления особенностей личности подростков с делинквентным поведением и поиска возможности их коррекции с позиции психолого-педагогического подхода не вызывает сомнений. Решение поставленных вопросов возможно сегодня только при интеграции достижений в различных областях знаний о человеке (в педагогике, психологии, криминологии и т. д.).
В настоящее время существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности. Проблемой формирования правосознания у подростков является доминирование механизма психологического обмена, реализуемого по формуле «ты — мне, я — тебе», вместо взаимности и интерпретации прав и обязанностей.
Противоречия в сфере отношений «личность — другие» усугубляется из-за того, что преобладают не правовые, а морально-этические регуляторы поведения, которые у подростков либо еще несформированы, либо уже приобрели асоциальную направленность. На личностном уровне в правосознании подростков могут существовать два рода противоречий: одно связано с прямым, до сих пор имеющим место унижением достоинства личности со стороны государства, общества, его институтоввторое же — с неурегулированностью отношений «личность — другой/другие».
Исследование психологических особенностей личности подростков-делинквентов позволит понять механизмы формирования делинквентного поведения. Это, в свою очередь, даст возможность разработать коррекционные программы для подростков-делинквентов. Дальнейшее исследование данной проблемы имеет большое теоретическое и прикладное значение для решения вопросов, связанных с оптимизацией профилактики противоправного поведения подростков.
Таким образом, недостаточная изученность особенностей личности подростков с делинквентным поведением и необходимость разработки психокор-рекционной программы определили выбор темы нашего исследования.
Цель исследования — выявить характерные личностные особенности подростков с делинквентным поведением и разработать программу их коррекции.
Объект исследования — делинквентное поведение подростков.
Предмет исследования — особенности личности подростков с делинквентным поведением и возможность их коррекции в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из следующих допущений:
1) Личность подростков с делинквентным поведением характеризуется деформациями в мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферах, искаженными социальными установками.
2) Доминирующими негативными особенностями личности подростков с делинквентным поведением являются примитивные, слабодифференцирован-ные потребности, неосознаваемые и аддиктивные мотивы, агрессивность, враждебность, тревожность, экстернальный локус контроля и асоциальные ценностные ориентации.
3) Специальная организованная работа по коррекции личностных особенностей подростков в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей будет способствовать повышению их адаптационных возможностей и развитию правосознания, если опирается на психолого-педагогическую поддержку, средства регуляции эмоциональных состояний и социально-психологический тренинг. Условием эффективного воздействия на подростков с делинквентным поведением является организация профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционного процесса.
Исходя из цели и гипотез исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме де-линквентного поведения.
2. Выявить психологические особенности личности подростков с делинквентным поведением и возможности их коррекции.
3. Разработать и реализовать коррекционную программу, направленную на преодоление негативных личностных особенностей подростков с делинквентным поведением.
Теоретико-методологические основы исследования являются принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, системности (Рубинштейн C.JI. [155], Леонтьев А. Н. [101]), положения культурно-исторической теории развития психики (Выготский Л.С. [43]), подходы в изучении личности Б. Г. Ананьева [5], А. Г. Асмолова [11], А. А. Бодалева [25], В. Н. Мясищева [121],.
В.И. Слободчикова [165]. В исследовании личности подростков с делинквентным поведением мы руководствовались теоретическими взглядами С.А. Бели-чевой [19], Г. Г. Бочкаревой [31], Б. С. Братуся [32], Е. В. Змановской [58], В. Н. Кудрявцева [89, 90], А. Е. Личко [105], А. А. Реана [146], Д. И. Фельдштейна [176].
Психолого-педагогическая работа строилась на основе ряда подходов: личностно-ориентированного (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А. Н., Ковалев, А .Г. и др.), предполагающего организацию воздействия на поведенческие девиации, исходя из индивидуально-личностных особенностей подростковличностно-деятельстного (Рубинштейн С.Л., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Ананьев Б.Г.), выражающегося в стимулировании активности подростков посредством организации социально и личностно значимой деятельности. Разработка и реализация программы коррекции личностных особенностей подростков с делинквентным поведением осуществлялась в соответствии с принципами гуманистической психологии, учитывающей оптимистический взгляд на природу человека и ориентированную на побуждение самодвижущих сил развития личности (Маслоу А. [111], Роджерс К. [153], Асмолов А. Г. [11], Гарбузов В. И. [44] и др.) — •.
Методы исследования. Для достижения целей и решения поставленных задач был применен комплекс методов, таких как теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, методы получения эмпирических данных, а также психокоррекционные методики. В диагностической части исследования применялись стандартизированные методики («Шкала совестливости» В. М. Мельникова, «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Рот-тера, опросник склонности к отклоняющемуся поведению, диагностика состояния агрессивности А. Басса — А. Дарки, опросник личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера — Ю. Ханина, диагностика осознанности различных компонентов мотива А. Ермолина — Е. Ильина, диагностика психических состояний и свойств личности (К. Леонгарда — X. Шмишека, сокращенный вариант MMPI, 16-факторный опросник Р. Кеттелла), а в коррекционной части разрабатывалась авторская коррекционная программа, в которую вошли комплекс методов регуляции эмоциональных состояний (дыхательная разминка по К. Рудестаму, аутотренинг Е. И. Рогова и Н. Н. Петрова, нервно-мышечная релаксация по Э. Джекобсону, упражнения на визуализацию по Д. Рейнуотеру), психотерапевтические методики В. И. Гарбузова, терапия общения с живой природой, социально-психологический тренинг, дебрифинги, психологическое консультирование, авторская анкета «Личность и общество», беседы. Полученные данные обрабатывались методами первичной и вторичной статистической обработки результатов эксперимента с помощью программ SPSS (версия 11.5) и Farofb Inc. (версия 1.0.3.193) (проводились факторный анализ по методу выделения главных компонент вращением по методу варимакс, дисперсионный, дискриминантный анализы, тест на проверку «нормального закона распределения», параметрический t-критерий Стьюдента).
Организация и база исследования. Работа проводилась в период с 2002 по 2008 гг. в три этапа. На констатирующем этапе исследования выборка составила 200 человек. Изучались особенности личности подростков, находящихся в следственном изоляторе (СИЗО) 27/1 г. Хабаровска (84 человека) и в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) управления внутренних дел по Хабаровскому краю (экспериментальная группа, 23 человека), состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних г. Хабаровска, Хабаровского района и района им. Лазо Хабаровского края (всего 31 человек), учащихся Хабаровского торгово-экономического техникума (39 человек). Формирующий этап исследования проводился на базе ЦВСНП. В нем приняли участие 23 подростка, 8 воспитателей и 3 инспектора ЦВСНП. Контрольную группу составили учащиеся средней школы № 30 г. Хабаровска (23 человека). Психологическим обследованием были охвачены подростки 12−15 лет.
На первом этапе (2002;2003 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование проблемы, выяснялась степень ее изученности, формулировались гипотеза, объект, предмет, задачи исследования, подбирались методы и методики, соответствующие целям и задачам исследования. На втором этапе (2003;2005 гг.) проводилось эмпирическое исследование, которое выявляло актуальность и значимость возможности воздействия на личность подростков с делинквентным поведением. Полученные данные позволили разработать комплексную программу по психологическому воздействию на личность подростков с делинквентным поведением. На третьем этапе (2005;2008 гг.) были систематизированы и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлен текст диссертационного исследования.
Достоверность результатов обеспечена опорой на основные теоретические и методологические принципы психологической наукииспользованием апробированных и надежных методов, адекватных поставленным целям и задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа результатов научного исследования, подтвержденного полученным позитивным результатом экспериментальной работойприменением статистических методов обработки данных.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что:
1. Обобщены и систематизированы научные представления о феномене делинквентного поведения современных подростков.
2. На основе теоретического анализа научной литературы представлена модель личности подростка с делинквентным поведением, состоящая из моти-вационного, эмоционального и ценностно-нормативного компонентов.
3. Выявлены характерные личностные особенности подростков с делинквентным поведением. В мотивационном компоненте: ситуационно-импульсный, примитивный, неиерархизированный, аддиктивный характер мотивов, рассогласованность между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания, преобладание экстернального локуса контроля, проявление аффекта неадекватности, нарушен процесс предвосхищения будущего поступкав эмоциональном компоненте — выражены агрессивность, враждебность, высокая личностная тревожность, доминируют акцентуации экзальтированного, циклотимического и эмотивного типов, паранойяльность, психопатия, низкий уровень волевого контроляв ценностно-нормативном компонентеаддиктивность, доминирование досуговой активности, конфликтность, низкие адаптационные возможности, пренебрежение к социальным нормам и ценностям, отчужденность, духовная опустошенность, подозрительность к своему ближайшему окружению.
4. Выделены условия, детерминирующие делинквентную направленность развития личности подростков, к которым относятся аддиктивность, способность к адаптации в асоциальной среде, эмоциональная неустойчивость, ла-тентность личностных деформаций, проблемные семьи.
5. Разработана и апробирована программа коррекции негативных особенностей личности подростков с делинквентным поведением в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей через воздействие на компоненты мотивационной сферы и регуляцию эмоциональных состояний.
6. Показано, что специальная психолого-педагогическая подготовка сотрудников Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей способствует оптимизации всего коррекционного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами, воспитателями как образовательных, так и закрытых специализированных учрежденийсотрудниками органов внутренних дел, занимающимися проблемами делин-квентного поведения и его профилактикипри преподавании в вузах курсов «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология девиантного поведения» и спецкурсов по психолого-педагогическим подходам в превентивной психологии.
На основе результатов исследования разработана и апробирована программа по коррекции особенностей личности подростков в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Подготовлены и внедрены в учебный процесс Дальневосточного юридического института МВД России учебное пособие «Делинквентное поведение несовершеннолетних» (г. Хабаровск, 2008), научно-практическое пособие «Профилактика де-линквентного поведения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях» (г. Хабаровск, 2006) и методические рекомендации «Условия и диагностика мотивации девиантного поведения несовершеннолетних» (г. Хабаровск, 2003). Разработан спецкурс «Психология делинквентного поведения несовершеннолетних», внедренный в 2006 г. в учебный процесс Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Делинквентное поведение подростков представляет собой разновидность девиантного поведения, детерминируемое деформированными потребностями и примитивными мотивами и реализуемое социально неприемлемыми способами на фоне негативных переживаний.
2. Характерными психологическими особенностями личности подростков с делинквентным поведением выступают нарушение процесса предвосхищения будущего поступка, подозрительность к своему ближайшему окружению, враждебность, духовная опустошенность, отчужденность, эмоциональная нестабильность, низкий уровень волевого контроля, доминирование примитивных потребностей с неприемлемыми способами их удовлетворения и аддиктив-ных мотивов.
3. Делинквентное поведение подростков обусловлено ограниченностью воспитательного ресурса семьи, дефицитом со-бытийного позитивного участия взрослых, недостатком сценариев правомерного поведения, аддиктивной направленностью подростковой среды, способностью к адаптации в асоциальном окружении.
4. Сущность психологической коррекции негативных личностных особенностей подростков с делинквентным поведением в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей состоит в специальном воздействии на мотивационный, эмоциональный и ценностнонорматив-ный компоненты личности подростков, с использованием социально-психологического тренинга, методов эмоциональной регуляции, психологопедагогической поддержки при условии профессионального взаимодействия сотрудников органов внутренних дел, воспитателей, педагогов.
Апробация результатов работы. Основные теоретические положения диссертации и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах (2002;2008 гг.), в том числе на международных научно-практических конференциях «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов» (г. Омск, октябрь 2006 г.) и «Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения» (г. Москва, август 2003 г.), VII Дальневосточном форуме «Молодежь Востока России: социальное воспитание и сохранение здоровья» (г. Хабаровск, сентябрь 2008 г.), краевом семинаре «Психолого-педагогические аспекты работы инспекторов по делам несовершеннолетних» (г. Хабаровск, сентябрь 2007 г.), городском семинаре «Современные технологии и организационно-управленческие механизмы системы работы по профилактике преступности в образовательном учреждении» (г. Хабаровск, декабрь 2007 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 208 наименований, и приложения. Основной текст диссертации содержит 173 страницы, 25 таблиц и 13 рисунков. Общий объем работы 196 страниц.
3.3. Выводы.
1. Выбор диагностических и коррекционных методик проведен с учетом нахождения подростков в специализированном учреждении закрытого типа.
2. При проведении диагностики нами использовались методики непосредственно направленные на изучение личностных образований.
3. В результате фонового обследования личности подростков с делинквентным поведением выявлены следующие особенности:
— представления о просоциальных ценностных ориентациях у подростков-делинквентов искажены или не сформированы в силу педагогической некомпетентности родителей или лиц их заменяющих, дефицита позитивной событийной общности с значимыми взрослыми;
— подростки-делинквенты имеют экстернальный локус контроля;
— подростки-делинквенты по сравнению с правопослушными подростками имеют более высокий уровень рассогласования между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания;
— доминирование деформированных потребностей над просоциальными интересами и установками порождает отмирание «отрицательного мотива», т. е. самозапрета, тормозящего побуждения, связанные с нарушением законов и нравственных норм поведения, а также с опасностью для жизни и здоровья;
— выбору поведения соответствующего моральным и правовым нормам препятствует ряд эмоциональных состояний (акцентуации характера, агрессивность и враждебность, повышенная тревожность, длительное пребывание в состоянии фрустрации, склонность к аффектам, психопатии);
— большое место в содержании личностной характеристики подростков с делинквентным поведением занимают аддиктивные мотивы.
4. Приемы психологической коррекции особенностей личности подростков-делинквентов применялись исходя из результатов фонового обследования (степени сформированности ценностных ориентаций, потребностей, самосознания и жизненных смыслов, мотивов поведения, эмоциональных состояний).
5. Психологическое воздействие на личность подростков-делинквентов осуществлялось через беседы, дебрифинги, тренинги по овладению просоциальных сценариев поведения, способами регуляции эмоциональных состояний, психолого-педагогическую поддержку, элементы логотерапии. Эффективность психологического воздействия зависит от специфических заданий, направленных на повышение уровня рефлексии и интернального локуса контроля, на усвоения нравственных ориентиров, на усвоение правоприемлемых способов достижения целей.
6. При специальной организации коррекционных занятий произошли позитивные изменения:
— повысился уровень саморефлексии подростков-делинквентов;
— произошло снижение уровня экстернального локуса контроля;
— проявился интерес у подростков-делинквентов к усвоению правоприемлемых форм поведения;
— подростками-делинквентами освоены способы разрешения конфликтов и приемы саморегуляции эмоциональных состояний;
— снизился уровень тревожности, агрессивности и враждебности.
7. У подростков-делинквентов по итогам проведения коррекционного этапа выявлена перестройка значимых отношений к своему поведению, к близким, к требованиям норм морали и права, повысился уровень осознанности результатов своих поступков. По сравнению с результатами фонового обследования наметилась позитивная тенденция к самоконтролю эмоциональных состояний, к попыткам прогнозирования своего поведения, снизилась склонность к девиантным формам поведения.
Заключение
.
Современное общество все больше испытывает на себе негативные последствия делинквентного поведения подростков. В связи с этим необходимы эффективные формы и методы работы с такими подростками. Особую значимость приобретает психологическая коррекция делинквентного поведения подростков через воздействие на их личностные образования, в том числе и в условиях Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.
Анализ психологической и педагогической литературы отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами личности подростков-делинквентов, показал, что изучение особенностей таких подростков требует учета различных объективных и субъективных факторов, в том числе:
— компонентов, составляющих мотивационную сферу (потребности, мотивы, ценностные ориентации), которые способствуют установлению причинности противоправного деликта и определяют пути психолого-педагогического воздействия;
— особенностей эмоциональных состояний и процессов подростков (от аффекта неадекватности, акцентуаций характера, агрессивности, враждебности, фрустрации, тревожности до способности к саморегуляции);
— условий их воспитания в семье, степени влияния асоциальных молодежных субкультур.
Установлено, что для подростков-делинквентов характерны ситуативные, большей частью примитивные «планы» противоправной деятельности, цели которой носят непосредственно потребительский характер. Агрессия подростков-делинквентов — это следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Они испытывают острую нехватку сопричастности и духовной близости с родными и близкими. У подростков-делинквентов нарушена система мотивации поведения, временная перспектива сужена, распределение «мотивационных объектов» предметы потребностей) происходит в «ближайшем будущем» (сегодня, неделя, месяц) — их поступки часто совершаются без определенных целейв рамках волевого сознательного действия, в силу индивидуально-психологических особенностей, нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата поступка.
Результаты фонового обследования позволили выявить следующие особенности личности подростков-делинквентов:
— доминирование аддиктивных мотивов;
— преобладание экстернального локуса контроля;
— противоправная направленность поведения проявляется на фоне сниженного волевого контроля, низкого уровня рефлексии и отсутствия представлений о социально приемлемых вариантах поведения;
— потребности и интересы, попытки, удовлетворения которых служат впоследствии источником правонарушения, уже во время своего формирования не соответствуют общепринятым нормам, противоречат им;
— длительное нахождение в состоянии фрустрации, тревожности, напряжения;
— совершение правонарушений нередко происходит в силу чрезмерной импульсивности, неуемной активности, гипертрофированного интереса к развлечениям, из-за озорства;
— мотивы правоприемлемого поведения знаемые, но неосознаваемые;
— дефицит позитивного со-бытийного участия значимых взрослых в их жизни.
Результаты коррекционной программы свидетельствуют о позитивной перестройке значимых компонентов мотивационной сферы подростков, таких как повышение осознанности мотивов поведения, снижение уровня экстернального локуса контроля, обретение представлений о жизненных смыслах, возникновение интереса к конструктивному поиску разрешений конфликтов в межличностном общении. В процессе психологического воздействия на подростков-делинквентов улучшилось их эмоциональное состояние, произошло снижение уровня тревожности и агрессивности. Важной составляющей всего кор-рекционного процесса стало вовлечение в него сотрудников Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Установлено, что подростки-делинквенты, по сравнению с правопослуш-ными сверстниками, имеют более высокий уровень рассогласования между смыслообразующими мотивами и механизмами целеполагания. Получены убедительные доказательства того, что делинквентное поведение подростков детерминируется аддиктивными мотивами. Характерное для подростков-делинквентов агрессивное поведение (прежде всего враждебность) рассматривается нами как проявление пагубной «инфантильной» привычки.
Доказано, что доминирование деформированных потребностей над про-социальными интересами и установками порождает отмирание самозапрета, т. е. «отрицательного мотива», тормозящего побуждения, связанные с нарушением законов и нравственных норм поведения, а также с опасностью для жизни и здоровья.
При реализации цели и решении поставленных задач были достигнуты следующие результаты:
— определены основные теоретико-методологические подходы к изучению личности подростков с делинквентным поведением;
— показано, что предпосылкой делинквентного поведения подростков становятся состояния, вызванные невозможностью достижения целей законными средствами;
— представлена факторная модель условий определяющих делинквентную направленность поведения подростков, состоящая из пяти основных групп: ад-диктивная направленность, эмоциональная нестабильность, способность к адаптации в асоциальной среде, проблемные семьи, латентность;
— на основе результатов фонового обследования разработана модель личностных особенностей подростков с делинквентным поведением;
— разработанная и экспериментально проверенная программа по коррекции особенностей личности подростков-делинквентов позволила убедительно доказать эффективность ее использования, что подтверждено статистическими даннымипредставленная программа может быть рекомендована психологам образовательных учреждений и органов внутренних дел.
В ходе проведенного исследования выдвигаемые гипотезы нашли свое подтверждение. Результаты исследования дополняют существующие в науке представления об особенностях личности подростков с делинквентным поведением и возможностях ее психологической коррекции. Представленные в нем теоретические положения позволяют успешно их применять как на практике — в работе с подростками в учреждениях закрытого типа, так и в общеобразовательных учреждениях.
Дальнейшие исследования личности подростков с делинквентным поведением позволят разрабатывать эффективные психолого-педагогические подходы к профилактике правонарушений, что, в свою очередь, повысит их адаптационные возможности.
Список литературы
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995. —291 с.
- Айхорн А. Трудный подросток. — М.: Апрель Пресс, 2001. 186 с.
- Акбиева З.С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1997.-24 с.
- Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень. 1985. — С. 5−11.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980, в 2-х т.
- Антонян Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1991.-327 с.
- Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 с.
- Аптикиева JI.P. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Самара. 2005.-24 с.
- Асеев В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1988.-С. 27−33.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. -157 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 368 с.
- Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств // Прикладная психология. 2002. № 2. С. 32−38.
- Бабушкин Г. Д., Караваев А. Ф. Психология правонарушающего поведения //Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 1. — С.97−100.
- Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Питер, 2000. —320 с.
- Басин М.А. Формирование волевой регуляции у подростков с делинквентным поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тула.2006. 24 с.
- Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1973. — 128 с.
- Беличева С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 181 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. — 221 с.
- Белогуров С.В. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб.: Питер, 1998. -101с.
- Березин С.В. Психология ранней наркомании. — Самара: Изд-во СГПУ, 1997.-89 с.
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999.-281 с.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Т.2. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 448 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. —М.: Просвещение, 1964. 418 с.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 221 с.
- Бодмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. —М.: Мысль, 1999. -96 С.
- Божович Л.И. Психологические особенности развития подростка. -М.: Просвещение, 1979. -39 С.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. -С. 22−29
- Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, 2002. — 160 с.
- Большакова В.В. Экспериментальное изучение психологии школьников в трудах А.П. Нечаева // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. -М.: Наука. 1999. -189 с.
- Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М. 1968.-24 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
- Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер, 1999. 528 с.
- Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. М.: Диософ, 2002. — 600 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2000. — 586 с.
- Ватова JI.C. Психологические причины и условия возникновение подросткового вандализма: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Калуга. 2000. -24 с.
- Васильев B.JI. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001. — 486 с.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.: Изд-во МГУ, 1991.-144 с.
- Велицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45−54.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 247 с.
- Воспитание трудного ребенка / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Просвещение, 2001.-240 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. -СПб.: Сфера, 1994.-160 с.
- Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков//Психологический журнал. 1994.Т.15. № 2. С. 57−64.
- Гриффин К. Репрезентация молодежи: исследования молодежи и подростков в Британии и Америки. — Ульяновск: НИЦ «Регион». 13 с.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. М.: Изд-во МГУ, 1999.-183 с.
- Дриль Д.А. Маленькие преступники. М., 1884. — 24 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2003. -319с.
- Дубинин Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.: Знание, 1989. — 184 с.
- Дунаевский В.В., Стяжкин В. Д. Наркомания и токсикомания. JL: Медицина, 1990. — 128 с.
- Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон, 1995. — 349 с.
- Еатаев В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Орехово-Зуево: Изд-во ОЗГПИ, 1992.-56 с.
- Ельникова О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Елец, 2004. 24 с.
- Заика Е.В., Крейдун Н. П., Якина А. С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. № 4, 1990. С.83−90.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Мысль, 1980. — 218 с.
- Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учеб.пособие. -М.: Академия, 2006. 288 с.
- Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. — М.: Высшая школа МВД СССР, 1971. 173 с.
- Из опыта работы практических психологов / Под ред. С. Н. Шаховской -М. 1997.- 121с.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. -464 с.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 2.-С. 27−40.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотив: Учеб.пособие. СПб.: Питер, 2000. -512 с.
- Иманкулов Р.И., Психолого-педагогические аспекты формирования правового сознания: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Краснодар. 1998. -24 с.
- История китайской философии / Под ред. M.JI. Титаренко. М.: Просвещение, 1989. — 552 с.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие. -М.: Сфера, 2004. -192 с.
- Клиническая и судебная подростковая психиатрия/ Под ред. В. А. Гурьевой. М.: Генезис, 2001. — 480 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности личности. — JI. Изд-во ЛГУ, 1960. 250 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. — 289 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука 1988. 192 с.
- Ког JI.A. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. М.: Изд-во МГЛУ, 2000. — 192 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Педагогика, 1989. — 106 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. -254 с.
- Кондрат Е.Н. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. СПб.: СПбГУ. 2006. — 168 с.
- Конев Ю.А. Агрессивное поведение детей в школе: перспективы исследования проблемы / «Психология и практика», 2001 г. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. — С.20−25.
- Королев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М.: Медицина, 1998. — 206 с.
- Коротенко А.И., Насинник О. А. Курение в подростковом возрасте и пути его профилактики. Киев: Радянська школа, 1989. -128 с.
- Корниенко Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. -244 с.
- Корнилова Т.В., Григоренко E.JL, Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
- Коцюбинский А.П., Аксенова И. О., Коцюбинский Д. А. Клинические варианты конформной акцентуации // Российский психиатрический журнал. 2003. № 2.-С. 9−13
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Политиздат, 1985.— 431 с.
- Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Изд-во МГУ, 2000.-544 с.
- Криминальная мотивация / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 156 с.
- Кудрявцев А.Г. Общая психологическая характеристика личности трудных подростков. Алма-Ата: Изд-во АГПИ, 1967. — 218 с.
- Кудрявцев В.Н. Механизмы преступного поведения. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 182 с.
- Кудрявцев В.Н. Правовое поведение. Норма и патология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-278 с.
- Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 224 с.
- Кудрявцев И.А., Семенова О. Ф. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения //Психологический журнал. Т.23. 2002. № 3. — С. 54−59.
- Кудрявцев И.А., Морозова Г. Б., Потнин А. С. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. — С. 76−89.
- Кудрявцев И.А., Ратинов А. Р. Криминальная агрессия. М.: Изд-во МГУ, 2000.- 192 с.
- Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. — М.- СПб: Фолиум, 1996. 47 с.
- Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних нарушителей с корыстной ориентацией // Вопросы психологии. 1996.4. С. 55−62.
- Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. -М.: Изд-во МГПИ, 1988. 162 с.
- Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. —С. 118−128.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. № 6.-С. 168−172.
- Леонгард К. Акцентуированные личности/Пер. с нем. В.М. Лещин-ский- Под ред. В. М. Блейхера. Киев: Выща шк., 1989. — 374 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-544 с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск: Изд-во ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 1992. — 264 с.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. — М.: Физическая культура и спорт, 1952. Т.2 384 с.
- Лифанова М.В. К вопросу о роли семьи в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя // Уголовное право. 2001.№ 4. -С. 4−9.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М.: Изд-во Московского университета, 1982. -320 с.
- Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: руководство. -М.: Сфера, 1991.-18 с.
- Локк Дж. Мысли о воспитании. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
- Лучшие психологические тесты / Пер. с англ. Дружининой Е.А.- Харьков: Принтал, 1994. 320 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. Петрозаводск: Гос. изд-во Карел. АССР, 1959. — 439 с.
- Масагутов P.M. Девиантная и делинквентная подростковая агрессия: разграничение, клинические особенности, прогноз //Российский психиатрический журнал. 2003. № 2, С. 42−46.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
- Меграбян А. А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — 256 с.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие.- М.: МЕДпресс, 2001. 432 с.
- Методы эффективной психокоррекции / Под ред. К. В. Сельченюк. -Минск: Изд-во МНПУ, 1999. 818 с.
- Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1985. -140 с.
- Мехеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М.- Изд-во МГПИ, 1986. -84 с.
- Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев: КВШ МВД СССР, 1987. — 256 с.
- Моисеева С.И. Психологические особенности подростков склонных к девиантным формам поведения в современных социально-экономических условиях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб. 2003. — 24 с.
- Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1997.-289 с.
- Москвин В.Г. Психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением. М.: АПКиПР0.2002. — 88 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 393 с.
- Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности: опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. -М.: Наука, 1988. 80 с.
- Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. Т. 1. -576 с.
- Немов Р.С. Психология. -М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. Т.З. -512 с.
- Никольская А.А. Основные направления развития русской педагогической психологии дореволюционного периода / История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. — М. 1990. — С.173−188.
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977.-479 с.
- Озерова С.А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М. 1999. — 24 с.
- Орлов Ю.М. Мотивация поведения. -М.: МУ МВД РФ, 1996. 318 с.
- Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М., Воронеж: Изд-во МПСИ, 2000. — 240 с.
- Пежемская Ю.С. Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-СПб., 2001.-24 с.
- Песталоцци И.Г. Лебединая песня / Педагогическое наследие. Сост. В. М. Кларин. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
- Петракова Т.И., Лимонова Д. Л., Меньшикова Е. С. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков // Вопросы психологии. 1999. № 5.-С. 45−49.
- Петров Н.Н. Аутогенная тренировка. М.: Ахилл, 1990. -34 с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1985.-496 с.
- Пономарев Н.Л. Использование средств физической культуры для предупреждения правонарушений несовершеннолетних. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2001.-88 с.
- Понкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. М.: Медицина, 2001.-352 с.
- Прокурова С.В. Психологические особенности работы с подростками, находящимися в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М. 2006. -24 с.
- Пронин М.В. Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Воронеж. 2003. — 24 с.
- Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста. — М.: Просвещение, 1991. — 16 с.
- Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1985. 187 с.
- Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М.: Сфера, 2000. — 656 с.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б Гиппен-рейтера. М.: Изд-во МГУ, 1993.-304 с.
- Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А. Б. Фоминой. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 128 с.
- Ратинов А.Р. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М.: Изд-во МГУ, 1990. —250 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 222 с.
- Реан А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов.// Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 139−144.
- Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности// Психологический журнал. 1994.Т.15. № 2. С. 39−44.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 51−56.
- Реан А.А. Социально-педагогическая психология. СПб.: Речь, 2000. -416с.
- Реан А.А. Семьи и дети группы риска (проблемы профилактики преступности несовершеннолетних) // Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения. М.: МУ МВД России. 2003. — С. 23−33.
- Реан А.А. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. — 420 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Медицина, 1994. 143 с.
- Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. -М.: Лотос, 2001.-48 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, Т.2. 1989.-499 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000. -384 с.
- Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. М.- СПб.: Ювента, 1999.-345 с.
- Самохина А.А. Психолого-педагогические особенности ресоциали-зации личности делинквентов средствами спортивной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — СПб. 2002. — 24 с.
- Северов А.С. Психологические особенности и социализация поведения несовершеннолетних: Автореф. дисс.канд. психол. наук.-Киев. 1978.-25 с.
- Селецкий А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев: Радянська школа, 1981. — 238 с.
- Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 96 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2001.-350 с.
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.-234 с.
- Славина JI.C. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966.-211 с.
- Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. — 272 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995. — 384 с.
- Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб. 2002. -24 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. -М. 1999. 272 с.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. — М.: Изд-во Институт прикладной психологии, 2000. — 512 с.
- Соловьева В.А. Психологические условия актуализации мотивов деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М. 1997. — 24 с.
- Сорокин В.М. Наркотики и подростковая субкультура //в сб. тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). -М. 2001. С. 104−106.
- Сосновикова Ю.Е. Психические состояния и поведение подростков. -М. 1993.-212 с.
- Степанов В. Г. Психология «трудных» школьников. М.: Академия, 1996.-320 с.
- Уварова Г. В. Психологические особенности личности юношей с криминальным поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Ставрополь. 1999.-24 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1953.Т. 1.-638 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978.-47 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар.пед.академия, 1993. — 366 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления (структурно-содержательные характеристики процесса развития личности). Избранные труды. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 672 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологическое развитие личности. — М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. 512 с.
- Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001.-368 с.
- Фирсова Т.А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Самара.2002. -24 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1999. — 66 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск: Изд-во Национальный институт образования, 1997. — 515 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Смысл- - СПб.: Питер, 2003, Т.2. — 860 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — СПб: Питер, 1994. 192 с.
- Хуторной В.Н. Психолого-педагогическая терапия: проблемы и опыт их решений. — Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1999. — 184 с.
- Цветкова Р.И. Психология трудного подростка — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1990.-80 с.
- Цветкова Р.И. Мотивация и коррекция поведения детей и подростков. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. — 88 с.
- Цветкова Р.И. Изучение мотивационной сферы личности в психоло-гии//Проблемы развития мотивационной сферы личности. 2001 г. Хабаровск: ХГПУ. — С.4−21.
- Цветкова Р.И., Мотивационная сфера личности — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.-104 с.
- Черникова И.А. Предкриминальное поведение несовершеннолетних и его значение// Актуальные проблемы работы ОВД. М.: МУ МВД России, 2000.-С.117−122.
- Чиж В. Ф. Лекции по судебной психопатологии: Юридическая хрестоматия/ В. В. Романов, Е. В. Романова.- М.: Юрист, 2000. 127 с.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека.// Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116−130.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1980, Т.2.-256 с.
- Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. — М.: Московский рабочий, 1987. — 239 с.
- Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт СПб.: Речь, 2002. -480 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные труды. М.: Просвещение, 1989. — 320 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. Лебединского В. В. М. 1990. — 197 с.
- Эфрусси П.О. Профилактика хулиганства в школе. — М.- Д.: Госиздат, 1928.-24 с.
- Яссман JI.B. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. К.-на- Ам.: Изд-во КГПИ, 1996. — 116 с.
- Aichorn A., Wayward Y. Juvenile Delinquency. N.Y. 1968. p. 122
- Cohen A. Delinquent boys. N.Y. 1955. p. 155
- Gluecle S. and E. Physique and Delinquency. N.Y. 1956. p. 87
- Hirschi T. Causes of Delinquency. 1969. p. 257
- Wirt R., Briggs P. Juvenile Delinquency. N.Y. 1965. p. 386
- Wolff K.N. Anomie and sociology of knowledge, in Durkheim and to-day//Philosophy and social criticism. Chestnut Hill. 1988. № 14 (1) p. 15−17
- Worchel S., Cooper J. Understanding social psychology. Homewood, Illinois: University Virginia, 1979. — 420 p.