Психологические барьеры руководителей среднего звена в процессе дополнительного профессионального образования
Методологической базой и теоретической основой исследования явились теоретические позиции субъектно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова, А. В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн) — концептуальные идеи, разрабатываемые в рамках различных социально-психологических теорий личности, малых и больших социальных групп (Г.М.Андреева, А. Л. Журавлев, А. А. Бодалев, Б. Д. Парыгин и др.) — концепции мотивации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Личность и деятельность современного руководителя
- 1. 1. Инновационные процессы в современных условиях развития производства
- 1. 2. Теоретические представления о личности и деятельности руководителя среднего звена в современных социально-экономических условиях
- 1. 3. Психологические и социально-психологические проблемы в дополнительном образовании взрослых
- Глава 2. Теоретические исследования психологических барьеров
- 2. 1. Ценностно-мотивационная сфера личности руководителя
- 2. 2. Барьер как психологический феномен
- 2. 3. Специфика барьеров в процессе дополнительного образования
- Глава 3. Эмпирическое исследование барьеров руководителей среднего звена в дополнительном образовании
- 3. 1. Теоретические основания разработки методики исследования
- 3. 2. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности руководителя
- 3. 3. Объективные и субъективные трудности в профессиональной и учебной деятельности руководителя среднего звена
- 3. 4. Особенности психологических барьеров в дополнительном образовании взрослых
Психологические барьеры руководителей среднего звена в процессе дополнительного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В настоящее время в России, в условиях переходной рыночной экономики, осуществляется замена традиционной научно-технической политики на инновационную. Отставание от развитых стран и экономический кризис преодолевается за счет включения инновационных механизмов развития во всех сферах: экономики, промышленности, управления, предпринимательства, науки и, в том числе, образования.
В связи с этим возрастает роль дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки взрослых в системе непрерывного профессионального образования. В этих условиях дополнительное профессиональное образование (ДПО) служит определенным гарантом права на труд и защиты от безработицы, обеспечения конкурентоспособности работника, его мобильности на рынке труда, является средством увеличения эффективности производства.
Основными потребителями услуг ДПО являются руководители среднего звена. Вопрос их профессионализма входит в число наиболее важных социальных проблем, т.к. руководители — это люди, стоящие в центре всей инновационной деятельности, наиболее ориентированные в рыночной экономике, достигшие высокого социального статуса. Их потребность в продолжении образования обусловлена необходимостью в получении современных знаний для принятия безошибочных инновационных решений и грамотного управления.
На протяжении всей истории становления отечественной психологии учеными рассматривались вопросы развития личности в условиях той или иной деятельности. Однако, профессионализм деятельности руководителей различных сфер деятельности лишь недавно стал предметом специальных исследований в психологии личности и социальной психологии (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Н. Занковский, С. Л. Рубинштейн, А. Л. Свенцицкий и др.).
Руководитель среднего звена выступает одним из основных действующих лиц в инновационном процессе, является субъектом инновационной деятельности, который может быть как создателем, так и реализатором инновационных преобразований. Именно он осуществляет связь между высшим и низшим уровнями руководства и в его задачи входит необходимость одновременно решать множество проблем технического, экономического и социального характера, связанных с совершенствованием производственных процессов, повышением эффективности труда, определением путей достижения поставленных целей. То есть, от него зависит безошибочность управления и реализация производственно-экономических, социально-производственных и организационно-управленческих функций (А.Л.Журавлев, А. В. Карпов, Р.Х.Шакуров). Для быстрого и качественного решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности, руководителю среднего звена необходимо владеть современными методами управления, «идти ногу» с научно-технической мыслью, постоянно совершенствовать уже имеющиеся знания и умения. Таким образом, руководитель испытывает острую потребность в услугах ДПО. Включившись в процесс обучения, взрослый человек испытывает различные трудности психологического и социально-психологического характера, что обусловливает возникновение психологических барьеров, являющихся значительной помехой в получении дополнительного образования.
Основной механизм возникновения психологических барьеров руководителя среднего звена в ДПО связан с повторным вхождением в уже забытую роль: «Я-обучаемый». Для взрослого, независимого человека, состоявшегося руководителя с большим опытом работы, управляющего коллективом подчиненных, бывает сложно свыкнуться с этой ролью. Возникающее в подобной ситуации противоречие между позициями «Я-обучаемый» и «Я-руководитель» часто отражается на самооценке человека. Чем быстрее взрослый овладеет непривычной для него социальной ролью, тем успешнее будет усвоение необходимых знаний, тогда как неполное принятие роли может привести к неадекватному поведению в ситуации обучения и/или к образованию психологических барьеров — системных образований, препятствующих выполнению определенной деятельности.
Таким образом, руководитель среднего звена в процессе обучения сталкивается с рядом помех психологического и социально-психологического характера, что ведет к образованию психологических барьеров, снижающих успешность и результативность обучения. Данное противоречие определило в качестве научной проблемы исследования выявление содержания психологических барьеров руководителей среднего звена, необходимое в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.
Цель исследования — изучить специфику психологических барьеров, возникающих у руководителей среднего звена в процессе дополнительного профессионального образования.
Объект исследования — руководители среднего звена в системе дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования — содержание и структура психологических барьеров, возникающих в процессе дополнительного образования руководителей среднего звена.
Гипотеза исследования: руководитель среднего звена в системе дополнительного образования сталкивается с психологическими барьерами, содержанием которых являются особенности ценностно-мотивационной сферы личности и трудности объективного и субъективного характера.
Задачи исследования:
1. Выявить основные психологические трудности в профессиональной деятельности руководителя среднего звена, побуждающие их к получению дополнительного образования.
2. Исследовать проявления психологических барьеров руководителей среднего звена в дополнительном профессиональном образовании.
3. Разработать комплексную методику измерения психологических барьеров руководителей среднего звена.
4. Выявить состав и структуру психологических барьеров личности руководителя среднего звена в дополнительном профессиональном образовании.
Методологической базой и теоретической основой исследования явились теоретические позиции субъектно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова, А. В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн) — концептуальные идеи, разрабатываемые в рамках различных социально-психологических теорий личности, малых и больших социальных групп (Г.М.Андреева, А. Л. Журавлев, А. А. Бодалев, Б. Д. Парыгин и др.) — концепции мотивации (Е.П.Ильин, А. Г. Ковалев, М. Г. Рогов и др.) — теоретические подходы к исследованию функций управления и психологических факторов эффективного руководства (А.Л.Журавлев, А. В. Карпов, А. Л. Свенцицкий и др.) — теоретические представления о барьерах (Ф.Генов, А. А. Немцов, К. К. Платонов, М. Г. Рогов, Р. Х. Шакуров и др.). Психологические барьеры личности руководителя среднего звена рассматривались как системное образование и исследовались в дополнительном профессиональном образовании.
Методы исследования включали в себя теоретический анализ проблемы, методы сбора эмпирической информации. В качестве основного эмпирического инструментария использовалась авторская методика исследования управленческих функций руководителя среднего звена, комплексная методика исследования ценностей и мотивов профессиональной подготовки и переподготовки, разработанная М. Г. Роговым и адаптированная нами с учетом специфики дополнительного образования.
Достоверность и объективность результатов обеспечивалась адекватностью используемых методик целям и задачам исследования, методологической обоснованностью комплекса методов, сочетанием количественного и качественного анализа, использованием методов математической статистики, теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
1. В результате анализа управленческих функций руководителей среднего звена: производственно-экономических, социально-производственных, организационно-управленческих, выявлена специфика профессиональных трудностей, связанных с недостаточностью новых знаний по внедрению инноваций.
2. Предложена единая классификация мотивов дополнительной профессионализации взрослых, заключающаяся в выделении двух видов мотивов — непосредственных и опосредованных. «Непосредственные» включают в себя мотивы развития личности, познавательные и достижения, а «опосредованные» -социальные, стимульные и мотивы опосредованных достижений. В обеих группах выделены профессиональные мотивы.
3. Исследованы состав и структура психологических барьеров личности руководителя среднего звена в дополнительном профессиональном образовании. Они включают в себя терминальные и инструментальные ценности личности руководителямотивы, выполняющие функцию барьеров учебной деятельности и затрудняющие еетрудности субъективного и объективного характера, возникающие в процессе обучения взрослых.
4. Выявлены особенности взаимосвязей ценностей, мотивов, трудностей руководителя среднего звена в дополнительном профессиональном образовании. Их основными характеристиками являются: трудности при достижении продуктивности действиймотивы развития личности, социальные и стимульные мотивы, препятствующие учебной деятельностиа также объективные трудности.
5. Определена специфика проявлений психологических барьеров руководителей среднего звена в дополнительном профессиональном образовании, характеризующаяся доминированием опосредованных мотивов — стимульных и достижения над другими мотивами, а также преобладанием объективных трудностей над субъективными при ярко выраженных терминальных и инструментальных ценностях.
6. Разработана методика выявления психологических и социально-психологических барьеров руководителя среднего звена в условиях дополнительного профессионального образования, а также методика определения трудностей в осуществлении управленческих функций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в дальнейшее развитие представлений о ценностно-мотивационных основаниях личности и социальной группы. Рассмотрены содержательные и структурные характеристики психологического барьера. Показана специфика барьеров, включающая в себя отношения между ценностями, мотивами и трудностями объективного и субъективного характера. В исследовании содержатся личностные и социально-психологические характеристики психологических барьеров в процессе дополнительной профессионализации специфической социальной группы — руководителей среднего звена. Полученные результаты расширяют представления об особенностях психологии образовательной деятельности взрослого человека.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в сферах профессиональной подготовки и переподготовки руководителей, в частности — руководителей среднего звена. Полученные данные могут быть использованы в качестве основы для разработки методов обучения руководителей, что должно способствовать снижению трудностей при обучении взрослых. Авторская методика выявления психологических барьеров руководителя среднего звена облегчает определение «лишений» психологической коррекции в условиях дополнительного профессионального образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. К трудностям в реализации организационно-управленческих функций в профессиональной деятельности руководителей среднего звена, побуждающим их к получению дополнительного профессионального образования, относятся: введение инновационных методов управления, необходимость научной организации управленческого труда.
2. Содержание психологических барьеров руководителей среднего звена в дополнительном профессиональном образовании включает в себя: особенности мотивации, лежащей в сфере опосредованных и непосредственных мотивов личностипреобладание объективных трудностей над субъективнымидоминирование ведущих терминальных (возможность образования, удовлетворенность, самосовершенствование и др.) и инструментальных ценностей (компетентность, достижение результата, образованность и пр.).
3. Структура социально-психологических барьеров руководителей среднего звена включает в себя: препятствия при достижении продуктивности деятельностимотивы развития личности, социальные и стимульные мотивы затрудняющие учебную деятельностьа также объективные и субъективные трудности взрослых людей, вынужденных вернуться к роли обучаемых.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и ее результаты докладывались и обсуждались на Всероссийском совещании «Региональные проблемы модернизации и развития дополнительного профессионального образования Российской Федерации» (Казань, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «В. М. Бехтерев и современная психология» (Казань, 2005), Международной конференции «Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения» (Ярославль, 2005), научно-методической конференции Казанского государственного технологического университета «Образовательный процесс в КГТУ: вчера, сегодня, завтра» (Казань, 2005), Российской научно-практической конференции «Образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования: традиции и инновации» (Казань, 2006), методологических семинаpax кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования Казанского государственного технологического университета.
Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений, общим объемом в 225 страниц (161 страница основного текста, остальное — приложения, список литературы). В работе содержится 12 таблиц, 8 иллюстраций, 15 приложений.
Список литературы
включает 214 наименований.
2. Результаты исследования ценностей личности руководителя среднего звена, его мотивов, выполняющих роль барьеров в учебной деятельности, а также трудностей объективного и субъективного характера в дополнительном профессиональном образовании взрослых позволили определить специфику психологических и психологических барьеров руководителей среднего звена в их учебной деятельности. Эта специфика проявляется в иерархии выраженности трудностей учебной деятельности, ценностей и «мотивов-барьеров» личности руководителя.
3. Наибольшие затруднения руководители среднего звена испытывают при реализации организационно-управленческих функций. Это введение инновационного метода организации управления работников, научная организация собственного управленческого труда, то есть сама система управления рассматривается как функция, требующая всегда инновационного подхода и соответствующих знаний. Затруднения в выполнении организационно-управленческих задач обуславливают потребность руководителя в дополнительной профессионализации, тем более, что руководитель среднего звена является центральной фигурой в инновационных преобразованиях производства. Таким образом, взрослые обращаются к услугам дополнительного профессионального образования.
Центральными управленческими функциями являются социально-производственные по формированию отношений в коллективе и обучению исполнителей. Именно социально-производственные функции являются наиболее значимыми для современных руководителей среднего звена, так как особенностью их профессиональной деятельности является социальность, направленность на трудовой коллектив, нежели на технические стороны производства.
4. В ценностной структуре личности взрослого «ядром» являются терминальные ценности «конкурентоспособность», «руководящая работа», «успех», «признание, уважение» и «развитие, самосовершенствование». А также многочисленные инструментальные ценности. Системообразующими ценностями, имеющими взаимосвязи со всеми другими параметрами, являются ценности-цели «продуктивность» и «руководящая работа», и ценности-средства, с помощью которых руководитель будет достигать своих целей -«твердая воля» и «образованность». По мере усиления данных ценностей интенсивность действия психологических барьеров будет снижаться, вследствие чего субъект без трудностей достигнет поставленных перед собой целей.
5. Мотивы учебной деятельности, выполняющие роль психологических барьеров в дополнительном профессиональном образовании взрослых, являющихся значительной помехой учебной деятельности руководителя среднего звена и образующихся в результате мотивационного конфликта, обозначенные нами условно как «мотивы-барьеры», также имеют свои отличительные особенности. Были выявлены различия между непосредственными и опосредованными мотивами взрослых. Результаты исследования показали, что в блоке опосредованных «мотивов-барьеров» присутствует больше трудностей, нежели в блоке непосредственных «мотивов-барьеров», и наиболее выраженными мотивами являются «мотивы-барьеры» опосредованного блока — социальные и стимульные. Значимые социальные мотивы отражают такие факторы жизни руководителя, как конкурентоспособность, одобрение со стороны других руководителей, быть в числе лучших руководителей, уверенность в отношениях с коллегами. Среди стимульных мотивов — это возможность профессионального роста, сохранение своего рабочего места, получение больших привилегий и др.
6. Особенности трудностей руководителей среднего звена в их учебной деятельности состоят в том, что наиболее значимые из них относятся к блоку объективных трудностей: это отсутствие свободного времени, финансовые трудности, чрезмерное давление на работе, недостаток методической литературы. С другой стороны, наиболее ярко выраженными являются субъективные трудности: плохая память, собственная лень, большая нагрузка, усталость.
7. Психологические барьеры руководителей среднего звена в их учебной деятельности образуются в результате взаимодействия трудностей, «мотивов-барьеров» личности взрослого с его ценностной сферой и особенностями профессиональной деятельности.
Заключение
и выводы.
Актуальность рассматриваемой в работе проблемы психологических барьеров руководителей в дополнительном профессиональном образовании очевидна с позиции инновационных преобразований производственных организаций, где центральной фигурой является руководитель среднего звена. Выявленные нами трудности в выполнении своих управленческих функций, играющих роль барьеров профессиональной деятельности, обуславливают потребность взрослого в дополнительном образовании.
Руководитель среднего звена с его ценностно-мотивационной структурой личности в процессе учебной деятельности сталкивается с трудностями как внешнего (объективного), так и внутреннего (субъективного) характера, в результате чего образуется социально-психологический барьер.
Без комплексного исследования проблемы психологических барьеров как системного явления невозможно эффективно противостоять их образованию в профессиональной и учебной деятельности. В настоящее время при растущем потребительском спросе у взрослых на услуги дополнительного профессионального образования и постоянном инновационном преобразовании производства наблюдается усиление психологических барьеров, существенно затрудняющих деятельность, снижающих ее результативность и практическую значимость.
Теоретический анализ проблемы психологических барьеров показал ее малоизученность, узконаправленность трактовок феномена, что еще раз подчеркивает актуальность исследования. Если в социально-психологических исследованиях в качестве объекта изучения подробно рассмотрены руководители среднего звена, то практически нет работ, посвященных анализу психологических и социально-психологических трудностей, их деятельности, как в профессиональной, так и в учебной, либо о них говорится в общих чертах. Важным в подобном исследовании является практическая значимость эмпирических и теоретических результатов. Описав, изучив и обосновав причины возникновения барьеров в дополнительном профессиональном образовании руководителей среднего звена можно оптимизировать образование взрослых в целом.
В данной работе была предпринята попытка психологического анализа психологического барьера на примере руководителей среднего звена в процессе их дополнительной профессионализации. Исследованием были затронуты такие факторы как трудности в реализации управленческих функций руководителя среднего звена, обуславливающие его потребность в дополнительной профессионализациифакторы, ведущие к образованию психологического барьера учебной деятельности: ценностно-мотивационная структура личности взрослого, трудности субъективного и объективного характера, с которыми сталкивается руководитель в процессе обучения.
Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и позволили сделать обобщенные выводы:
1. Инновационная деятельность руководителей среднего звена сопровождается рядом проблем, возникающих при реализации руководителями организационно-управленческих функций в виду нехватки новых знаний по управлению нововведениями. К этим функциям относятся задачи по введению инновационного метода управления работниками, научная организация труда и прочие, что обуславливает потребность взрослого в дополнительной профессионализации.
2. Исследование ценностно-мотивационной сферы личности руководителей среднего звена, трудностей субъективного и объективного характера в их учебной деятельности позволили выявить содержание психологических барьеров руководителя как субъекта дополнительного профессионального образования.
• Наиболее важными терминальными ценностями руководителей среднего звена являются: «семья, ее благополучие», «дети, их благополучие», «уверенность в себе», «интересная работа», «деньги» и «самостоятельность». Для их достижения руководитель использует такие средства, как: «умение довести дело до конца», «компетентность», «честность», «добрые отношения с людьми» и «общение с близкими по духу людьми».
• Основные трудности в мотивации руководителей среднего звена лежат в сфере опосредованных мотивов — стимульных и достижения. Этополучение власти и привилегий, материальное благосостояние, положение в обществе, карьера. Трудности, связанные с непосредственными мотивами — планирование рабочего времени, потребность все делать хорошо, потребность в карьерном и служебном росте.
• Выявлены объективные и субъективные трудности руководителей среднего звена. К объективным трудностям относятся финансовые, нехватка свободного времени, давление на работе и недостаток методической литературы, к субъективным — плохая память, собственная лень, большая нагрузка и усталость.
3. Анализ ценностей личности руководителя среднего звена и мотивов, препятствующих деятельности, а также трудностей субъективного и объективного характера учебной деятельности взрослых позволил выявить структуру психологических барьеров, взаимосвязанность и взаимообусловленность ее компонентов:
• Наиболее значимыми ценностями-целями являются: «конкурентоспособность», «руководящая работа», «успех», «признание, уважение» и «развитие, самосовершенствование». К системообразующим составляющим ценностной сферы личности руководителей относятся ценности-цели — «продуктивность» и «руководящая работа» и ценности-средства — «твердая воля» и «образованность».
• Усиление терминальной ценности «продуктивность» приводит к уменьшению влияния психологических барьеров руководителей среднего звена в их учебной деятельности, так как она является системообразующей и вокруг нее строится вся структура психологического барьера в дополнительном профессиональном образовании.
• Значительную роль в образовании психологических барьеров играют социальные и стимульные «мотивы-барьеры». Это — конкурентоспособность, одобрение со стороны других руководителей, принадлежность к числу наиболее успешных руководителей, уверенность в своих отношениях с коллегами, а также возможность профессионального роста и т. д. А также непосредственные мотивы развития личности: возможность личного профессионального роста, непрерывное саморазвитие, высокая самооценка личностного потенциала и другие.
• Основными структурными компонентами психологического барьера являются препятствия при достижении продуктивности в действиях, социальные и стимульные мотивы, затрудняющие учебную деятельность, а также объективные и субъективные трудности взрослых.
4. Разработанная методика исследования позволяет выявить основные трудности руководителей при выполнении управленческих функций, особенности их ценностно-мотивационной сферы и психологические барьеры учебной деятельности. Методика даёт возможность определить основные психологические барьеры руководителей среднего звена в системе дополнительного профессионального образования, описать и обосновать причины их возникновения.
Список литературы
- Абульханова К.А. Личностные особенности и детерминанты социальных представлений / К. А. Абульханова // Идея системности в современной психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.-С. 299−314.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 239с.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 296 с.
- Алавидзе T. JL Социальные изменения: восприятие и переживание/ Т. Л. Алавидзе, Е. В. Антонюк, Л. Я. Гозман // Социальная психология в современном мире: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М.: Аспект-Пресс, 2002. С.302−322.
- Алишев Б.С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): Автореф. докторской дис.. психол. наук / Б.С.Алишев- Каз. соц.-юр. ин-т. Казань, 2002. — 32с.
- Ананьев Б, Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. 2 т. — 232с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Т.1 — М., 1988. -232с.
- Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999. № 3. С. 15−23.
- Андреева Г. М. Социальная психология и социальные изменения // Психологический журнал, 2005, том 26, № 5, С.5−15.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособ. / Е. В. Андриенко и др.- отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 264 с.
- Аунапу Ф.Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства / Ф. Ф. Аунапу. М., Экономика, 1971. — 102 с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). Изд. 2-ое, доп. / В. Г. Афанасьев. М.: Полиздат, 1973. — 392 с.
- Базаров Т.Ю. Социальное познание: практическая психология управления / Т. Ю. Базаров, М. Ю. Кузьмина // Мир психологии. 2004. — № 3(39). — С. 102−108.
- Барвенко О.Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / О. Г. Барвенко. Ставрополь, 2004.-230 с.
- Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С.25−31.
- Бодалев А.А. Психологические трудности общения и их преодоление / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 65−70.
- Бодалев А.А. Личность в общении / А. А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 326 с.
- Бодалев А.А. Межличностное познание, децентрация, рефлексия, идентификация, эмпатия и их роль в общении / А. А. Бодалев // Психология общения. Изб. психологические труды. М. — Воронеж, 1986. — С. 225.
- Бодалев А.А. О человеке в экстремальной ситуации / А. А. Бодалев // Вопросы социальной психологии личности. Вып.4 / Под ред. Р. М. Шамионова. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2003. С. 4−15.
- Бойко В.Ю. Типология ценностных позиций и состояния кризисного сознания / В. Ю. Бойко // Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991. -С. 59−73.
- Бугазов А.Х. Социально-психологический стереотип как элемент познания / А. Х. Бугазов // Знание: семантика и прагматика. Фрунзе, 1991. — С. 54−62.
- Будинайте Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Будинайте, Т.В.Корнилова// Вопросы психологии. 1993.-№ 3- С. 99−105.
- Бэрон Р. Социальная психология группы / Р. Бэрон, Н. Керр, Н.Миллер. -СПб.: Питер, 2003.-272с.
- Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. М-Л.: Наука, 1966. — С. 41−49.
- Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием / И. А. Васильев, М.Ш.Магомед-Эминов. -М.: Изд-во МГУ, 1991, — 144 с.
- Ващенко В.П. О концептуальных основах инновационной практики Электронный ресурс. / В. П. Ващенко // Информационно-аналитический журнал «Бизнес предложения». 2003. — № 1−2. — Режим доступа: http://consulting.infobus.ru, свободный.
- Ващенко В.П. О подготовке предпринимателей для инновационной деятельности Электронный ресурс. / В. П. Ващенко // Информационно-аналитический журнал «Бизнес предложения». 2002. — № 3−4. — Режим доступа: http://consulting.infobus.ru, свободный.
- Вербина Г. Г. Социально-психологическая регуляция эмоциональных состояний предпринимателей в изменяющихся условиях экономической деятельности. Дисс.канд. психол. н.: 19.00.05 /Г.Г.Вербина-Чебоксары, 2001 164с.
- Винер Н. Человек управляющий / Н.Винер. СПб.- М.- Минск- Харьков: Питер, 2001.-288 с.
- Войнич М.В. Особенности конфликта в рамках инновационной деятельности / М. В. Войнич // Социальная психология 21 столетия, Т.1 / Под ред. Козлова В. В. Ярославль, 2003. — 348 с.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социал.-психол. практикум / И. П. Волков. Л.: Лениздат, 1989.-221 с.
- Волхонская Ю.Н. Психологические барьеры профессионально-личностной самореализации творчески-ориентированных студентов в учебном процессе / Ю. Н. Волхонская // Социальная психология 21 столетия. Т.1 / Под ред. Козлова В.В.-Ярославль, 2004.-С. 147−149.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. JL: Изд-во ЛГУ, 1984.- 176 с.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани. М.: Наука, 1972.- 536 с.
- Генов Ф. Психологические барьеры при внедрении достижений научно-технического прогресса / Психологический журнал. Том 3, № 4. 1982. С.45−51.
- Генов Ф. Психология управления / Ф. Генов- пер. с болгар. М.: Прогресс, 1982.-422с.
- Гончарова А.А. Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщин (На примере службы занятости по Московской области): Дис. .канд.психол. наук: 19.00.05 / А. А. Гончарова. М., 2004. — 150 с.
- Горбунова Л.Д. Социальная психология личности: Текст лекций / Л. Д. Горбунова. Новочеркасск: НПИ, 1990. — 67 с.
- Городецкая И.М. Ценностно-мотивационные проявления личности безработных в процессе их вторичной профессионализации: Автореф. дис.. канд. психол. наук / И. М. Городецкая: Каз. гос. пед. ун-т. Казань, 1999. — 24 с.
- Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России / В. В. Гриценко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. — 252 с.
- Грузд JI.B. Ценностные ориентации наркозависимой личности: Дис.канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.05: защищена 18.06.04: утв. 27.10.04 / Л. В. Грузд. -Казань, 2004.-217 с.
- Дизель П.М. Поведение человека в организации / П. М. Дизель, У. Мак-Кинли Раньян. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. — 272 с.
- Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 17−25.
- Донцов А.И. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко // Социальная психология в современном обществе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцовой. М.: Изд-во МГУ, 2002. — С. 76−96.
- Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005. № 1. С.73−78.
- Душацкий JI.E. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социологические исследования. 1999. № 7. С.91−98.
- Дырин С.П. Особенности российской модели управления персоналом: Монография / С. П. Дырин. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет" — Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2004. — 232 с.
- Дьяконов С.Г. Практика функционирования университетского комплекса // Научно-педагогический журнал Министерства Образовании и науки РФ «Высшее образование в России». 2004. № 8. С. 51−56.
- Ельникова О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: Дис. .канд. психол. н.: 19.00.05 / О. Е. Ельникова. Елец, 2004.-185 с.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме / Ю. М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — 248 с.
- Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности / А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 640 с.
- Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 476 с.
- Журавлев А.Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива / А. Л. Журавлев // Совместная деятельность: методология, теории, практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, П. И. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988.-С. 122−138.
- Журавлев П.В. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. Монография / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. М.: Изд-во Рос. экон. акад.- Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 232 с.
- Завьялова Е.К. Психология предпринимательства: Учеб. пособие / Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2004. — 296 с.
- Занковский А.Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
- Иванов В.Г. Дополнительное профессиональное образование в ВУЗе /
- B.Г.Иванов, А. Пахомов// Научно-педагогический журнал Министерства Образовании и науки РФ «Высшее образование в России». 2004. — № 5. — С. 57−65.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб: Издательство «Питер», 2000.-512с.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С.27−41.
- Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2000. -№ 3, — С. 57−66.
- Каганов В.Ш. Электронный ресурс. / В. Ш. Каганов // Информационно-аналитический журнал «Бизнес предложения». 2002. — № 3−4. — Режим доступа: http://consulting.infobus.ru, свободный.
- Капцов А.В. Диагностика направленности личности руководителя промышленного предприятия / А. В .Капцов, Л. В. Карпушина // Современные проблемы психологии и управления: Сборник научных статей / Под ред. С. П. Дырина и
- C.Г. Прыгина. Набережные Челны: Изд-во института управления, 2004. — С. 141−151.
- Каранова В.В. Формирование конкурентноспособности слушателей системы дополнительного профессионального образования / В. В. Каранова // Социальная психология 21 столетия. Т.1 / Под редакцией Козлова В. В. Ярославль, 2004.-С. 258−260.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие / А. В. Карпов. М.: Гардарики, 1999.-584 с.
- Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с.
- Кедров Б.М. Творчество в науке и технике: (Научно-популярные очерки для молодежи) / Б. М. Кедров. М.: Мол. гвардия, 1987. — 192 с.
- Кедров Б.М. Микроанатомия великого открытия / Б. М. Кедров. М.: Наука, 1970.-247 с.
- Кедров Б.М. О методологических вопросах психологии (часть вторая)// Психологический журнал. 1982. Том 3. № 6. С. 14−21.
- Киллен Н. Вопросы управления: сокр. пер. с англ. / Н. Киллен- отв. ред. И. М. Верещагин. -М.: Экономика, 1981.-200 с.
- Киселева Т.А. Формирование мотивационного блока личности предпринимателя / Т. А. Киселева // Социальная психология 21 столетия. Т.1 / Под редакцией Козлова В. В. Ярославль, 2004. — С. 326−327.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. М.: Пед. центр «Эксперимент», 1995. — 176с.
- Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 528 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. М: Наука, 1988.- 192с.
- Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе подготовки / В. И. Ковалев, В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 1982. -ТомЗ. — № 6. — С.35−44.
- Коврова М.В. Специфика негативных коммуникативных установок в сфере межличностных отношений среди студентов высшей школы / М. В. Коврова // Социальная психология 21 столетия. Т.1 / Под редакцией Козлова В. В. — Ярославль, 2004.-С. 340−341.
- Кочарян А.С. Преодоление эмоционально-трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции. Автореф. дисс. канд. психол. наук / А. С. Кочарян. Л., 1976. — с.23.
- Красовский Ю.Д. Руководитель трудового коллектива: Из опыта психолого-управленческого консультирования / Ю. Д. Красовский. М.: Сов. Россия, 1987.- 160 с.
- Кричевский Р.Л. Если ты руководитель / Р. Л. Кричевский. — М.: Дело, 1996.-384с.
- Кричевский Р.Л. Психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. -М.: Изд-во МГУ, 1991.-205 с.
- Крупник Е.П. Психологическая устойчивость учителя как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности / Е. П. Крупник, Н. А. Подымов // Мир психологии, № 2.: М. Воронеж, 1999. — С. 175−178.
- Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 448с.
- Кузнецова В. «Второе высшее»: мотивация выбора / В. Кузнецова, Е. Князева // Журнал «Высшее образование в России». 2004. — № 1. — С. 68−76.
- Кузьмин Е.С. Руководитель и коллектив: социально-психологический очерк / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов. Л.: Лениздат, 1974. — 167с.
- Куницына В.Н. Потребности и мотивы личности / В. Н. Куницына и др. // Психология. Учебник под. ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998. — 584 с.
- Куницына В.Н. Стадии и барьеры межличностного неформального общения / В. Н. Куницына // Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения 98») / Под ред. А. А. Крылова. — СПб.: Изд-во СПб Университета, 1998. — 219 с.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Поголнина В. И. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. И. Поголнина. -СПб.: Питер, 2001.-544 с.
- Купер К. Л., Маршал Д. Источники стресса «белых воротничков» / К. Л. Купер, Д. Маршал- отв. ред. Леонова А. Б., Чернышова О. Н. // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. -М.: «Радикс», 1995. С. 179−205.
- Лейбович Х.И. «Психологические барьеры» и их преодоление / Х. И. Лейбович и др. // Психология и менеджмент: вчера, сегодня, завтра. Коллективная монография / Под ред. Шикунина А. Ф. М.: Воентехиниздат, 2002 -252с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993.-43 с.
- Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 10. № 4. С. 19−33.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я. А. Лупьян. Ростов н/Д.Кн. изд-во, 1991.-222 с.
- Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) // Психологический журнал. 1990. Т.П. № 6. С. 38−46.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: «Просвящение», 1990. — 191 с.
- Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. М.: Дело, 1999. — 800 с.
- Мнльман В.Э. Внутренний и внешние мотивы учебной деятельности // Вопросы психологии. 1988. № 5. С.53−59.
- Миронова Т.И. Психологические барьеры у соматически ослабленных детей / Т. И. Миронова // Социальная психология 21 столетия. Т.2 / Под редакцией Козлова В. В. Ярославль, 2004. — С. 41−42.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28−38.
- Михайлов Ф.Б. Реорганизация управления персоналом на предприятии // Журнал «Служебная лестница». 2003. № 2. С.29−30.
- Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности / В. Ф. Моргун // Мотивация личности. Сб науч. тр. / Отв. ред. А. А. Бодалев М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-С. 30−41.
- Мотивация познавательной деятельности. Сб науч. тр. / Под ред. Ю. И. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: НИИ общего образования взрослых, 1972.- 117 с.
- Назметдинова С.С. Психологические барьеры и барьероустойчивость в профессиональной деятельности учителя: Дис.. канд. психол. наук / С. С. Назметдинова. М., 2004. — 229с.
- Неймер Ю.Л. Авторитет руководителя и сплоченность производственного коллектива / Ю. Л. Неймер // Актуальные проблемы социологии труда. М., 1975.-С. 43−64.
- Никифирова Н.А. Формирование стереотипов восприятия в различных системах социального взаимодействия / Н. А. Никифирова // Социальная психология: теория и практика. Сб. статей. / Под ред. М. Г. Рогова и С. П. Дырина. -Н.Челны, 2002.-С. 99−118.
- Ольшанский Д.В. Политическая психология / Д. В. Ольшанский. СПб.: Питер, 2002. — 576 с.
- Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии. 1982. № 5. С.139−141.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб., ИГУП, 1999. — 592 с.
- Перлаки И. Нововведения в организациях / И.Перлаки. М.: Прогресс, 1980.- 144 с.
- Пиняева С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С. Е. Пиняева, Н. В. Андреев //Вопросы психологии, 1998. № 2. — С. 3−10.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К. К. Платонов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. Шк., 1984. — 174 с.
- По дымов Н. А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: Дис. .д-ра психол. наук: 19.00.02 / Н. А. Подымов. М., 1999. -390 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976. 280 с.
- Почебут Л.Г. Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2002. — 297 с.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин. М.: Полиздат, 1989. — 270 с.
- Прыгин Г. С. Психодиагностика. Уч. пособие для студ. псих, факультета / Г. С. Прыгин. Наб. Челны, 1998. — 164 с.
- Психологические основы менеджмента: Учеб. пособие / М. Г. Рогов, Н. Ш. Валеева. Казань: Казанский гос. технолог, ун-т, 1995. — 120 с.
- Психология менеджмента // Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. — 527 с.
- Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Дис. .д-ра психол. наук: 19.00.05 / М.Г.Рогов- ИДПО КГТУ. Казань, 1999. — 350 с.
- Рогов М.Г. Ценности и мотивы: соотношение понятий / М. Г. Рогов, Б. С. Алишев // Социальная психология 21 столетия. Т2 / Под ред. В. В. Козлова -Ярославль, 2003−410 с.
- Рогов М.Г. Концепция исследования личности и деятельности руководителей современных российских предприятий / М. Г. Рогов, И. М. Городецкая // Журнал «Служебная лестница». 2004. — № 4. — С. 34−37.
- Рогов М.Г. Ценностная природа директивных методов руководства на современных российских предприятиях / М. Г. Рогов, С. П. Дырин // Журнал «Служебная лестница». -2002. -№ 1. С. 34−37.
- Рогов М.Г., Юскевич О. И. Социально-психологические барьеры к обучению взрослых / М. Г. Рогов, О. И. Юскевич // Проблемы социальной психологии 21 столетия, Т. З / Под ред. Козлова В. В. Ярославль, 2001 — С. 6−8.
- Родионова Г. А. Ценностные ориентации управляющих приватизированных предприятий // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 111−118.
- Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. № 4. С.69−76.
- Розанова В.А. Психология управления / В. А. Розанова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 384 с.
- Розанова В.А. Российский кризис и невротизация современных руководителей // Трудовое право. 1999. № 1. С. 80−85.
- Романова М.И. Импровизация как один из методов активного обучения творчеству / М. И. Романова // Проблемы социальной психологии 21 столетия, Т. З / Под ред. Козлова В. В. Ярославль, 2001 — с.8−10.
- Рубинштейн JT.C. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101−109.
- Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема тендерных исследований // Личность. Культура. Общество. T.V. 2003. Вып. 1−2 (15−16). С. 120−139.
- Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты / А. Л. Свенцицкий. М.: «Полиздат», 1983. — 159 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления / А. Л. Свенцицкий. Л.: Издательство ленинградского университета, 1986. — 176 с.
- Семенов И.Н. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых / И. Н. Семенов, Ю. А. Репецкий // Мир психологии, № 2.: М. -Воронеж, 1999.-С. 32−38.
- Синягина Н.Ю. К вопросу о мотивации инновационной деятельности руководителей образовательных учреждений / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская // Мир психологии, № 2.: М. Воронеж, 1999. — С. 63−68.
- Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 308 с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
- Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М: Наука, 1983. — 239 с.
- Социологические и социально-психологические проблемы нововведений / Отв. ред. П. П. Лакис. Рига: ЛГУ, 1989. — 103с.
- Ставропольский Ю.В. Вопросы методологии исследования «Я» и идентичности / Ю. В. Ставропольский // Социальная психология 21 столетия. Т.2 / Под редакцией В. В. Козлова Ярославль, МАПН, 2004 — С.257−260.
- Столин В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
- Страхов В.И. Инстанции социализации внимания / В. И. Страхов // Вопросы социальной психологии личности. Вып.4 / Под ред. Р. М. Шамионова. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2003. 220 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Тащева А.И., Паненко О. Б. основные психологические трудности студентов вузов / А. И. Тащева, О. Б. Паненко // Социальная психология 21 столетия. Т.2 / Под редакцией В. В. Козлова Ярославль, 2004. — С. 272−274.
- Терещенко Н.Г. Закономерности структурной организации субъективных детерминант управленческой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Н.Г.Терещенко- Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 2004. — 23с.
- Тихомандрицкая О.А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методические аспекты) / О. А. Тихомандрицкая, Е. М. Дубовская // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 80−90.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. М.: «Просвящение», 1980. — 160 с.
- Урбанович А.А. Психология управления: Учеб. пособие / А. А. Урбанович. Минск: Харвест, 2002. — 604 с.
- Филиппова Ю.В. Мотивация получения дополнительных форм профессионального образования во взрослом возрасте / Ю. В. Филиппова // Социальная психология 21 столетия.Т.2 / Под ред. В. В. Козлова.- Ярославль, 2004 С .338 342.
- Фридман JLM. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. -М.: Знание, 1984.-80 с.
- Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р.Фрэнкин. СПб.: Питер, 2003. — 651с.
- Хант Дж. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера / Дж. Хант- пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. 360 с.
- Хьелл Л. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер- пер. с англ. СПб.: Питер Пресс, 1997.-308 с.
- Цуканова Е.В. Психологические особенности затруднительного общения в условиях современной деятельности: Автореф.. канд. психол. наук / Е. В. Цуканова. М., 1980. — С. 23.
- Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения / Е. В. Цуканова. К.: Вища школа, 1985. — 158 с.
- Шакирова Д.М. Функциональная грамотность специалиста как основа разработки программ непрерывного профобразования // Журнал «Служебная лестница».2003. № 2. С.26−28.
- Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3−18.
- Шакуров Р.Х. Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом. Автореф. дисс. .докт. психол. наук / Р.Х.Шакуров- Казанский соц.-юрид. инс-т. Л., 1978. — 39с.
- Шакуров Р.Х. Об эмоциональном компоненте ориентировочного рефлекса//Вопросы психологии. 1962. № 1. С. 156−165.
- Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики)/ Р. Х. Шакуров. Казань: Центр инновационных технологий, 2001 — 180 с.
- Шафиев P.M. Перспективы развития экспортного потенциала отраслей российской экономики Электронный ресурс. / Р. М. Шафиев // Информационно-аналитический журнал «Бизнес предложения». 2002. — № 3−4. — Режим доступа: http://consulting.infobus.ru, свободный.
- Шепель В.М. Управленческая психология / В. М. Шепель. М.: Экономика, 1984.-248 с.
- Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности / Е. В. Шорохова // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.- С. 63−71.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
- Achievement motivation and attribution theory / B. Weiner (Ed.). -Morristown, N.J.: General Learning Press, 1974.
- Allport G.W., Vernon P.E., Lindzey G. (1960). A study of values (3rd ed.). Boston: Houghton Mifflin.
- Andersen S.M., and Klatzky R.L. Traits and social stereotypes: levels of categorization in person perception // J. of Personality and Social Psychol. 1987. -V.53. -P.235−246.
- Arrow K.J. Social choice and individual value. -N.Y.: Wiley, 1951. 99 p.
- Blass T. Social psychology and personality: Toward a convergence // J. Of Personality and Social Psychology. 1984. — V.47. — PP. 1013−1027.
- Burn S.M. The social psychology of gender. N.Y.: McGraw-Hill, 1996.
- Caprara G.V., & Rutter M. Individual development and social change // Psychological disorders in young people / M. Rutter, & D. Smith (Eds.). Chichester, UK.: John Wiley & Sons, 1995. -P.35−66.
- Deci E.L. et al. When trying to win: Comperetition and intrinsic motivation // Pers. Soc. Psychol. Bull. 1981. V. 7. — P.79−83.
- Differentation between Small Groups: studies in the social psychology of in-tergroup relations / H. Tajfel (Ed.). L.: Academic Press, 1978.
- Emmons R.A. Motives and goals // Handbook of personality psychology / R. Hogan, J. Johnson, & S. Briggs (Eds.). N.Y., San Diego, CA: Academic Press, 1997. P.485−512.
- Farr R.M. The Roots of Modern Social Psychology. 1872−1954. Oxford: Blaclcwell, 1996.
- Feather N.T. Values, valences, and choice: The influence of values on the perceived attractiveness and choice of alternative // J. of Personality and Social Psychol.- 1995. V.68. -P.l 135−1151.
- Geen R.G. Social motivation // Annual Review of Psychol. 1991. — V.42. -P.377−399.
- Heckhausen H. Motivation and action. Berlin: Springer, 1991.
- Kahneman D., & Tversky A. Choices, values and frames // American Psychologist.-V.39.-P.341−350.
- Kluckhohn C. Value and Value Orientation in the Theory of Action // Toward a general theory of action / T. Parsons, E. Shils (Eds.). N.Y.: Harper, 1962. — P.388−433. (Cambridge MA: Harvard University Press, 1951. — P.388−433.
- Koenig, F. Group affective stimulus value and stereotype homogeneity // J. of Social Psychol. 1999. — V.139 (2). — P.245−246.
- Maslow A. Motivation and Personality. New York, Harper and Brothers, 1954.- 763p.
- Maslow A.H. A. theory of metamotivation: the biological rooting of the value-life // J. of Humanistic Psychol, 1967. V.7. — PP.93−127.
- McClelland C.C. How motives, skills and values determine what people do // American Psychologist. 1985. — V.40. -P.812−825.
- McClelland D., & Winter D. Motivating economic achivement. N.Y.: Free Press, 1969.
- Morris S.W. Varieties of human value. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1956.-XV, 208p.
- Moscovici S. Theory and society in social psychology // The context of social psychology / J. Israel, H. Tajfel (Eds.). London, 1972.
- Motivation and personality: Handbook of thematic content analysis / C.P.Smith (Ed.). -N.Y., Cambridge, Cambridge University Press, 1992.
- Murdal G. Value in social theory. -N.Y.: Harper, 1958.
- Raynor J. Motivation, career striving, and aging. Washington, DC: Hemisphere, 1982.
- Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. N. Y. 1968.
- Spranger E. Trans: P. Pigors, Types of men. Halle: Niemeyer, 1928.
- Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behaviour. Oxford: Basil Blackwell, 1984. — P. 144−167.
- Vroom V.H. Work and motivation. N.Y.: Wiley, 1964.
- Winter D.G. Power Motivation Revised // Motivation and Personality / C.P.Smith et al. (Eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — P.311−324.
- Zuckerman M. Et al. On the importance of self-determination for intrinsically motivated behavior // Pers. Soc. Psychol. Bull. 1978. V. 4. P. 443−446.