Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие креативности дошкольников и младших школьников, используя активные методы обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ отечествешюй и зарубежной литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях массовых учебно-воспитательных учреждений подтвердил актуальность темы исследования, помог выявить важные и недостаточно изученные психолого-педагогические аспекты этой проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как создание… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ГЛАВА II.
  • ГЛАВА III.

Развитие креативности дошкольников и младших школьников, используя активные методы обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Социальноэкономическая нестабильность общества, с одной стороны, и научно-технический прогресс, с другой стороны, ставят современного человека с самых ранних лет перед проблемой не только адаптации к условиям изменяюш-ейся жизни, но и необходимостью, а к т и в н о, творчески познавать окружающий мир. Культурный прогресс общества и его духовный ренессанс обеспечивается за счет творческого потенциала своих граждан. Поиск резервов и возможностей развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях массовых образовательных учреждений является проблемой, требующей (психолого-педагогического) научно-теоретического и практического решешш.

Актуальность темы

исследоваш1Я определяется необходимостью созда1шя образователыштх моделей, программ, технологий развития креативности дошкольников и младших школьшшов как важнейшего условия развития жизненной стратегии творческой личности. Сегодня все большее распространение в психологоориент педагогической науке и практике получает л и ч н о с т н о ированная образовательная парадигма, рассматривающая собственой самораскрытия, деятельное самостановления ребенка как творца, с у б ъ е к т, а т и, самореализахщи, (А.В.Брушлинский [20,21 П. В. Зинченко [56], Э. В. Ильенков [54], А. Маслоу [5], К. Роджерс [127,128 Л. Рубинштейн 129,130,131], В. Д. Шадриков [155,156,157], И. С. Якиманская 171,172,173] и др. И хотя наблюдается бурный рост исследований в области психологии творчества и творческих способностей [13, 17, 22, 23, 31, 42, 57, 58, 60, 80, 89, 92,101,103,118,121,133,142,145…], вместе с тем, недостаточно полно изучены вопросы о возможности развития творческих используя способностей у дошкольников и младших школышков, активные методы обучения (АМО), активные формы обучения (АФО). Анализируя проблему развития творческих способностей дошкольников и младших школьников, можно констатировать, что недостаточно разработанных технологий развития креативности детей указанного возраста. Можно констатировать также, что большинство педагогов не владеют, А М О АФО, элементами ТРИЗ-технологии. Недостаточно разработано психологически обоснованных программ развития креативности, построишых на принципах педагогики, имеющих вариативное содержа1ше интерактивной и технологию реализащш в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. В соответствующей адаптации и разработке, А М О АФО, ТРИЗ для дошкольников и школышков есть насуиц1ая необходимость, программу обучения, поскольку это позволит составить специализированную обучения, разработать технологии интенсивного психологачески подготовит педагога к успешной работе с детьми. Проблема настоящего исследования состоит в том, чтобы через возрастную адаптацию известных методов активного обучения в условиях совместной групповой творческой деятельности, разработать психологическое обоснование развивающей программы, построенной на прршщшах активных методов обучения, активных форм обучения, элементов ТРИЗ технолопш теорш! решешы задач). Разработка данной темы поможет глубже понять природу Hf творческих способностей, разработать формы и методы их развития, проследить преемственность детского сада разв1ггии креативности детей. и начальной школы в изобретательских Методологическая основа исследования: Методологическую составили положе1шя теоретическую основу о исследования культурнопсихических в развитии отечестве1шой психологии исторической обусловленности функцийведущей роли способностей развития высших и воспитания включая обуче1шя (Л.С.Выготский [33,35]), творческие. Исследование строится на зрении о роли деятельности в развитии личности (С.Б.Рубинштейн [129,130], А. Н. Леонтьев [76,77]), а также идеях субъектно-деятельностного подхода (А.В.Брушлинский [19,20,21]) и положениях гуманистического направления современной психологии и педагогики (Ш.А.Амонашвили [9]), А. Маслоу [86,87], pf К. Роджерс [128,188]). Мы опирались на положения кощегшии личностноА.Г.Асмолов) — ориентированного обучения (И.СЯкиманская [173], Концепцию дошкольного и начального школьного детства как своеобразного этапа в развитии человека и его социализации (.А.В.Петровского) — исследования отечественных и зарубежных психологов в области детского творчества (Н.С.Лейтес [74], Д. Б. Богоявленская [16,17], В. Д. Шадриков [157], Н. Н. Поддьяков [ПО]- Л. А. Венгер [24,25,26], О. М. Дьяченко [44], А. М. Матюшкин [82,83,84], А. И. Савенков [133,134,135], А. И. Красило [65,67], В. Штерн [162], Дж. Гилфорд [37,179], Э. П. Торренс [186,187], и др.) — совремешюй дидакпжи принципы (П.Г.Щедровицкий [159], А. В. Хуторской [149,150,151], М. В. Кларин [59]) — учение о физиологии активности (Н.А.Бернштейн.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель исследования достигнута: определены возможности построения и реализации специализированной программы развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возрастов на принципах активных форм и методов обучения с применением ТРИЗтехнологии. Программа «Умка» вошла в каталог рекомендуемых изданий, выпущенного Министерством Образования Российский Федерации в 2000 году.

Также выполнены все поставленные в исследовании задачи, а именно:

1.Теоретический анализ отечествешюй и зарубежной литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях массовых учебно-воспитательных учреждений подтвердил актуальность темы исследования, помог выявить важные и недостаточно изученные психолого-педагогические аспекты этой проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как создание психологических условий, включающих прежде всего интерактивное взаимодействие между детьми и взрослымиразработка психо-физиологического и педагогического обоснования специальной развивающей программы, построенной на принципах активных форм и методов обучения с использованием элементов ТРИЗтехнологии. Кроме того, анализ литературы помог наметить подходы и определить пути изучения развития креативности как способности к творчеству. Им стал личностно-деятельностный подход, гуманистическое направление современной психологии. Мы рассматривали творческие способности, как системное образование (процесс, продукт, личность) с доминирующей ролью мотивации, исследовательской активностью, выражающейся в постановке и решении проблем, возможностью достижения оригинальных решений.

2. Подобраны и апробированы методики исследования, которые оказались достаточно валидными и надежными. Статистический анализ при помощи t — критерия Стыодента показал достоверность полученных результатов.

3. Полученные данные позволили сделать вывод, что наша гипотеза о том, что развитие креативности детей наиболее благоприятно и эффективно будет происходить, если разработать и реализовывать специальную программу развития творческих способностей, построенную на принципах активных форм и методов обучения с применением ТРИЗ-технологии подтвердилась.

4. Выявлены психологические особенности творческих способностей дошкольников и младших школьников, разработана характеристика качественных и количественных показателей развития креативности и описаны этапы этого развития.

5. Нами изучено и показано, что активные методы обучения творчеству возможны и необходимы в работе с детьми при условии личностно-ориентированного подхода к личности каждого ребенка, и эмоциональном принятии и позитивной поддержке личностных качеств детей (самоуважение, толерантность, умение взаимодействовать в группе), идей и продуктов детского творчества. Работа по специальной программе развития детской креативности более успешно осуществляется педагогами, прошедшими специальную подготовку на проблемном семинаре, построенном на активной психопедагогике .

6. Разработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогов, практических психологов, родителей по развитию у детей способности к творчеству (приложение 4) .

Кроме того, в процессе исследования были получены дополнительные данные, позволяющие поставить и решить другие немаловажные задачи. Мы предприняли попытку обосновать необходимость непрерывного организованного, целенаправленного, активного (по программе) развития творческих способностей детей с раннего дошкольного возраста до перехода детей в среднюю школу. Таким образом, была обоснована возможность и предложены рекомендации по преемственности детского сада и начальной школы в развитии творческого мышления и воображения, личностных качеств (поисковой мотивации, познавательной активности, самооценки) как е д и н с т в а, составляющего способность к творчеству.

В процессе апробирования программы «Умка», построенной на АФО, АМО и элементах ТРИЗ-технологии нами были адаптированы отдельные методики, приемы, операторы («Мозговой штурм», «Да-нетка», «Прессконференция», имитационные игры, АРПС и др.), изучено их влияние на развитие продуктивности (беглости, гибкости, оригинальности, разработанности) воображения и мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также учащихся начальной школы (1−3 классов), сделаны выводы об их положительном влиянии особенно на вербальные показатели креативности. При этом получены статистические достоверные данные о неравномерности этих показателей в разные периоды жизни детей, существенные отличия по различным показателям между мальчиками и девочками (у мальчиков показатели выше). Описанные в работе этапы формирующего эксперимента показывают возможности каждого возраста в овладении специальными способами, приемами, инструментами творческой деятельности (задать вопрос, выдвинуть предположение, генерировать идеи, планировать, проектировать и реализовывать планвоспринимать и разрешать противоречия, используя ресурсы и специальные приемы оперирования временем и пространством). Результаты нашего исследования подтвердили большие возможности составленной программы в формировании не только познавательной активности, но и решении задач социализации, личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В связи с этим встает актуальный вопрос о создании психологических основ педагогики творчества, направленной на процесс и создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Наша программа может стать одной из ступеней или составной частью, вариантом, подходом, возможной моделью п е д, а г огики творчества.

На основании теоретического анализа и экспериментального исследования делаем выводы:

1. Гипотеза о том, что развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста более благополучно и эффективно происходит в условиях организации опыта групповой, активной творческой деятельности с использованием адаптированных к возрасту АМО, АФО, ТРИЗ подтвердилась.

2. Творческие способности детей дошкольного и младшего школьного возрастов — это действительно системное психологическое образование (личность — процесс — продукт) с доминирующей ролью мотивации, познавательной активностью, выражающейся в умении понять и решить проблему, достичь субъективно значимого, оригинального результата.

3. Детское творчество можно рассматривать и как инструментальное и как управляемое, т. е. как творческую целенаправленную деятельность. К тому же следует добавить, что чем более широк набор способов и приемов активного взаимодействия в творческой деятельности, тем продуктивнее и оригинальнее проявляет себя ребенок в затруднительной ситуации, разрешая возникающие противоречия.

4. Процесс развития творческих способностей, как усвоения интеллектуальной, эстетической, социальной, духовной культуры возможен для детей дошкольного и младшего школьного возрастов и наиболее благоприятен через активные методы и формы, как и организует их социокультурная среда, в которой ребенок постоянно тренирует способности самостоятельного решения задач в проблемных ситуациях.

5. ТРИЗ-технология, построенная на разрешении различного рода противоречий и имеющая определенный алгоритм решения изобретательских (проблемных) задач (ситуаций) может быть эффективно использована в развитии творческих способностей при условии ее возрастной адаптации и определенной трансформации ее интеллектуального компонента в притягательно эмоциональный образный компонент.

6. Творческие способности детей может воспитать творческая личность педагога. Работа по развитию способностей и одаренности, как творческого типа развития, требует от педагогов и практических психологов определенных профессиональных и личностных качеств: наличия высокого творческого потенциала, творческой жизненной стратегии, включающей достойную цель и творческую направленность педагогической деятельности, специальных способностей коммуникативного характера, импровизационных и режиссерских умений, способностей суггестатора и фасилитатора. ft ?

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Степанович В. А. Деловые игры. /Теория и организация. -Екатеринбург. 1999.-186 с.
  2. И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». /Пособие для психологов. М.1996. — 60 с.
  3. Активные методы и формы обучения в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов АПК. / Сб. часть 1. Основные принципы обучения и его психологические аспекты./ -М., 1992.- 55 с.
  4. Альманах психологических тестов. М.,"КСП", 1996.- 400 с.
  5. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты, — М.,"КСП", 1997. — 320 с.
  6. Г. С., Шустерман М. Н. Фантастика и реальность. М., 1996.- 51 с.
  7. Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии, /теория и практика решения изобретательских задач.-Кишенев., 1989.-381 с.
  8. Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач -Новосибирск, «Наука», 1991.-225 е.
  9. АмонашвилиШ. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1995.- 496 с.
  10. Антология гуманной педагогики. Выготский Л. С. /Сое. А. А. Леонтьев. -М., 1996.-221 с.
  11. Г. И. Методологический аспект проблемы способностей.-М., 1997.- 183 с.
  12. Ю.С. Методологические вопросы деловых игр.//Применение активных методов обучения Л., 1987.- 85 с.
  13. Ю.Д. Динамическая теория одаренности./Сб. М.: «Молодая гвардия», 1997.- с.39−56.
  14. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: «Медицина», 1966.- 349 с.
  15. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. //Вопросы психологии.-1976.-№ 4. С 69−79.
  16. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества.- М., 1983.- С. 182−195.
  17. Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально- деятельностной парадигмы./Сб. -М.: «Молодая гвардия», 1997.- С.328−348.
  18. Боно де Э. Серьезное творчество./Сб.- М.: «Молодая гвардия», 1997.- С. 9095.
  19. А.Е. Писхология мышления и проблемное обучение. -М., 1983.-96 с.
  20. А.В. Проблемы психологии субьекта. 2-е изд. — М.: ИП РАН, 1994.
  21. А.В. О Субьекте мышления и творчества. /Сб. М.: «Молодая гвардия», 1997.-С.39−56.
  22. В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 1993.- 97 с.
  23. В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: «Педагогический поиск», 2000.- 144 с.
  24. JI.A. Педагогика способностей. М, 1973.
  25. Венгер JI.A.Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве.//Проблемы способностей в советской психологии.М., 1984.- С. 56−76.
  26. A.JI., Цукерман Г.А.Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста.- Томск: «Пелинг», 1993.- 69 с.
  27. Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте,//Вопросы психологии, -1987.-№ 4, — С. 135−139.
  28. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. //Вопросы психологии. -1990.- № 4. С. 5−14,
  29. А.А., Борисова Н. Б. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М.?1990.- 69 с.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.- 204 с.
  31. Возможные миры или создание практики творческого мышления./Пособие для преподавателей. Авт. Ефимов B.C., Лаптева А. В., Ермаков С. Е. и др. -М.:Интнерпракс, 1994.- 128 с.
  32. И.П. Учим творчеству.//3-е изд. Сб. Педагогический поиск.- М.: «Педагогика»., 1990.- СД 01−142.
  33. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения.- М.: «Педагогика»., 1993. 224 с.
  34. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Санкт-Петербург, 1997.-96 с.
  35. Выготский Л. С. Психология искусства.-Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.- 480с
  36. С.Г., Сьтроежкин И. М. Игровое имитационное моделирование экономических процессов./Деловые игры.- М.: «Экономика», 1986.- 116 с.
  37. Гилфорд Дж, Три стороны интеллекта в психологии мышления./Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965, — С. 435−456.
  38. С.В. Тренинг развития креативности: гимнастика чувств.- СПб: «Речь», 2001.- 346 с.
  39. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб:" «OMS», 1994. -178 с.
  40. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии.- М.: «Народное образование», 2001.- 179 с.
  41. В.В. проблемы развивающего обучения. -М., 1986.
  42. В.Н. Психология общих способностей. -М.: Латерна Вита, 1995.- 150 с.
  43. Дыои Д. Психология и педагогика мышления. /Пер. с англ.Н. М. Никольской.-М.: «Совершенство», 1997.- 208 с.
  44. О.М. Развитие воображения дошкольника. -М. Международный Психологический Колледж, 1996.- 197 е.
  45. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л.:ЛГУ, 1985.- 166 с.
  46. Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников.//Вопросы психологии.- 1999, — № 4.- С. 28−34.
  47. П.М. и др. Общение на уроке или режисура поведения учителя. -М.: «Флинта"Л998.-334 с.
  48. Зинкевич -ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т. М. практикум по креативной терапии.-СПб? 2001.-390 с.
  49. .Л., Зуссман А. В. Месяц под звездами фантазии./Школа развития творческого воображения.- Кишенев, 1988.- 228 с.
  50. .Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. Кишенев: Лумина, 1989.- 255 с.
  51. . Л., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. -Кишенев, 1991.- 178 с.
  52. Ф.И. Психология воспитания школьников. -Минск, 1999.- 136 с.
  53. Игровое моделирование. Методология и практика/АН СССР/Ред.Ладенко И. С. Сибирское отделение наук, Новосибирск: „Наука“, 1987.- 228 с.
  54. Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.-М.: Политиздат, 1974.-192 с.
  55. Э.В. Школа должна учить мыслть! //Хрестоматия по педагогической психологии.-М.- Международная педагогическая академия, 1995.-С.284−312.
  56. Инновационное обучение и наука: научно-аналитический обзор./Сост.В. Я. Ляудис. Россия.-АН ИНИОР.-М, РАН, 1992.
  57. И.П. соотношение интеллектуальной и творческой одаренности у детей 4−6 лет: Автореф.канд.психол.наук.-М.?1993.
  58. Как определить и развить способности ребенка. Методы творчества. //Сост.Воскобойников В.М.-М.: „РЕСПЕКС“, 1996.- 426 с.
  59. М.В. Ишговациошше модели обучения в зарубежных педагогических поисках./Пособие.- М.: Арена, 1994.- 222 с.
  60. М.В. Инновации в мировой педагогике.- Рига: „Эксперимент“, 1995, — 176 с.
  61. Козырева АЛО. Лекции по педагогике и психологии творчества.-Пенза, 1994.- 341 с.
  62. А.Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего взраста.-Минск: „Университет“, 1999.- 318 с.
  63. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность.- „Институт практической психологии“, Воронеж, МПО „МОДЭК“, 1997, — 47 с.
  64. А.И., Новгородцева А. П. Методические рекомендации по освоению активных методов обучения./для слушателей ПКМ/ М., 1995.- 58 с.
  65. А.И. Преодоление объективации в процессе обучения изобразительному искусству как формирование активности субъкта.//мир психологии и психология в мире.- 1995.- № 4.- С. 121−134.
  66. А.И., Новгородцева А. П. Рекомендации по организации активного обучения.//Хрест. по педагогической психологии.-М, 1995.- С. 342−380.
  67. А.И. Психология обучения художественному творчеству.- М.: Институт практической психологии, 1998. 136 с.
  68. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма/Перевод с англ. Щебланова Е. И., Аверина И.С.- М, 1995.- 43 с.
  69. Е. Школа творческой личности. //Дошкольное воспитание. -1992.-№ 7,8,9,10.-1993.-№ 3,6,11.- 1994.-№ 5,10.
  70. В. Т. Синельников В.Б. Ребенок дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей.//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 9.- С 52−59.-№ 10, — С. 66−70.
  71. В.Т. Выбор и надсигуальность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа.//РАН, Психолог, журнал.-т.8.-№ 1.-1997.- С. 16−30.
  72. В.И. Принципы активной педагогики.-М."Академия», 2001.- 116 с.
  73. Ю.Н. Культура групповых дискуссий.-СПб, Университет., 1997.22 с.
  74. Н.С. Возрастная одаренность школьников. Уч. пособие.- М.: «Академия», 2000.- 320 с.
  75. А.Н. О формировании способностей.//Вопросы психологии.- 1960.-№ 1.-С. 7−12.
  76. А.Н. Проблемы развития психики./3-е изд.- М., МГУ, 1972.
  77. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  78. В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М.: «Педагогический поиск», 2002.- 160 с.
  79. В.Г. Об активных методах в психологической подготовке т руководителей и педагогов.(методические вопросы).//Психолог. журнал. — 1982.-№ 5. С. 73−81.
  80. А.А. Динамика умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте.- Дисс.канд.психол. наук, МПУ.-1999.
  81. A.M. Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети.//Вопросы психологии.- 1982.- № 4 С.88−97.
  82. A.M. Загадки одаренности.- М., 1993.
  83. A.M. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. -1989.- № 6. С. 7−12.
  84. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./Хрестоматия по педагогической психологии.- М, 1995, — С. 312−326.
  85. А.К. Психология труда учителя.-М.: «Просвещение», 1993.
  86. Маслоу А.Самоактуализация.//Журнал «Психолог, личности». -М, 1982.110 с.
  87. А. Самоактуализирующаяся личность.//Психология личности. Под. Ред.Ю. Б. Гипенрейтер. -М., 1985.
  88. М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: «Просвещение», 1997, — С. 40.
  89. М.И., Шаргина Л.И.Технология творческого мышления./Практическое пособие.- Минск-Москва, 2000.- 431 с.
  90. Мелик — Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.-81 с.
  91. Мелик Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеныш к творчеству.- М.: «Педагогика», 1987.- 127 с.
  92. Е.Л. Психологическая модель поготовки учителя к работе с одаренными школьниками. Автореф.дис.канд.психол. наук.-М., 1998.
  93. Методы активного социально-психологического обчения: методические рекомендации./Сост. Т. С. Яценко.- Киев: РУМП, 1991.- 54 с.
  94. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя.//Вопросы психологии. -1990.-№ 3.- С. 54−61.
  95. Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М.: «Флинта»: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200 с.
  96. О.И. Психология самопознания личности. /Практическое пособие. М., 1993.- 97 с.
  97. С.Д. Игровые методы подготовки кадров./Под ред.В. В. Давыдова.-М.: Высшая школа, 1995.-205 с.
  98. Нить в лабиринте./Сост.А. Б. Селюцкий.- Петрозаводск: «Карелия». 1988.227 с.
  99. Д. А. Закономерности интерактивного научения. М., 1998.- 96 с.
  100. Новые технологии воспитательного процесса. ЯЦуркова Н.Е., Питюков В. Ю., и др. — М., 1994, — 111 с. .
  101. Г. С. Развитие воображения в обучении младших школьников./Учебное пособие.- Свердловск: СГПИ, 1990.- 69 с.
  102. Одаренные дети./Пер. с англ. Общая редакция Г. В. Бурменской, В. Н. Слуцкого. — М.: «Прогресс», 1991.- 376 с.
  103. Одаренный ребенок./Под ред. О. М. Дьяченко.- М., 1997.-133 с.
  104. Основные современные концепции творчества и одаренности. /Под ред. Д.Б. БогоявленскойМ.: «Молодая гвардия»", 1997.- 402 с.
  105. Организационно- деятельностные игры в народном образовании./Под ред. Ю. В. Громыко .-М, Д990.- 159 с.
  106. Юб.Педагогока + ТРИЗ //Сб.статей.- Гомель.- ИПП «СОЖ». -1997.-е 64.
  107. В.А., Кларина JI.M. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.-М-, 1993.-61 с.
  108. П.И., Чудновский В. Э. Программа: психолого-педагогические основы развитя одаренности учащихся. -М., 1997.- 30 с.
  109. В.Ю. Основы педагогической технологии./Учебно-методическое пособие. 2-ое изд. -М., 1999.- 187 с.
  110. Н.Н. Современные психолого- педагогические проблемы дошкольного воспитания. /Сб. научных трудов.- М., 1988.С. 6−14.
  111. Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисуикам./Пособие для школьных психологов.- Москва Рига, 2000.- 153 с.
  112. Я.П. Психология творения. Избранные психологические труды.-Москва Воронеж, 1999. — 472 с.
  113. Правила игры без правил./Сост. А. Б. Селюцкий.- Петрозаводск: Карелия, 1989.- 280 с.
  114. Программа «Одаренный ребенок». (Основные положения). — М.: «Новая школа», 1995.- 63 с.
  115. Психология одаренности детей и подростков.//Под ред. Н. С. Лейтеса. 2-ое изд.- М.: «Академия», 2000.- 334 с.
  116. Психология одаренности. От теории к практике./Под ред. Д. В. Ушакова. — М., Институт психологии, РАН, 2000.- 96 с.
  117. Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. 1 ч.-Тула, 1994. -229 с.
  118. В.Д., Ушачев В. П. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности.- Магнитогорск: МГПИ, 1998.- 62 с.
  119. Рабочая книга школьного психолога./Под ред.И. В. Дубровиной. -М.: Международная педагогическая академия, 1995.- С. 291−307.
  120. Развитое познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. /Под ред. Венгера JI.A.-M.: «Педагогика», 1986.- 186 с.
  121. Ев.С. Цвирко В. И. Условия, пути, средства формирования творческих способностей учащихся.- Минск, 1989.- 195 с.
  122. Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучецие./Межвузовский сборник научных трудов. Ред. В. Г. Степанов. М., 1990.
  123. Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения. М.: «Молодая гвардия», 1997.- С. 214−242.
  124. Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. — М.: «Владос», 1999, — 126 с.
  125. Рибо Т. Творческое воображение./Перевод с французского, т- СПб, 1901.- С. 11−17- с. 132−140.
  126. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.- М., 1988. С. 194 207.
  127. Н. Творчество как усиление себя. //Вопросы психологии.- 1990.-№ 1.- С 164−168.
  128. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М., 1994.- 479 с.
  129. C.JI. Основы общей психологии.- М., 1935.
  130. C.JI. Принципы творческой самодеятельности. М., 1940.
  131. C.JI. Бытие и сознание.- М., 1957,
  132. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.-М., 1999.- 219 с.
  133. А.И. У колыбели гения. Учебное пособие. М., 2000, — 224 с.
  134. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: «Сентябрь», 2001.-207 с.
  135. В.А., Иванкевич О. В. Эстетическое восприятие и детская фантазия. -Минск., 1999.- 126 с.
  136. Е.А. Межполушарная асимметрия мозга и обучение иностранному языку в подростковом возрасте. М.1999.- МПУ.- Диссер.канд. психол. наук.
  137. A.M. Методы активного обучениябНаучно-методическое пособие.-М.: Высшая школа, 1991.- 176 с.
  138. Р.У. Мозг и разум. М.: Наука, 1994.- С. 20 -44.
  139. Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента.- М.: Молодая гвардия, 1997.- С.111−126. -Учись думать творчески. С. 186 — 213.
  140. В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие. М, «АКАДЕМИЯ», 2001, 336 с.
  141. A.M. Методы активизации мышления дошкольников. В 3 т.-0бнинск.-2000.
  142. Тегагов Б. М. Способности и одаренность. /Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии.- М., 1941.-С. 129−138.
  143. Типология и технология щсгивных форм обучения,/Сбрник научных трудов. Под. Ред. Г. И. Олешко.- Пермь: издательство Пермского фармацевтического института, 1991.- 72 с.
  144. Х.С. Основные направления экспериментального изучения творчества./Хрестоматия по общей психологии мышления. Под. Ред. Ю. Б. Гипенрейтер.
  145. К.А. Современные направления экспериментального изучения творчества.//Вопросы психологии.- 1998.- № 4.- С. 123−132.
  146. А.Н. Школа самоопределения.Шаг второй. — М.1994, — 480 с.
  147. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.-СПБ, 1997.- 33 с.
  148. . Творческая одаренность: набросок социолог&trade- субъекта./Пере. с немец. Франфурт на Майне, 1978.- 299 с.
  149. А.В. Технология эвристического обучения.//Технологии эвристического обучения.- 1998.- № 4.- С. 55−76.
  150. А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения.-М.: Владос, 2000.- 319 с.
  151. А.В. Современная дидактика/Учебник для ВУЗов.- СПб: «Питер», 2001.-536 с.
  152. Е. Место творческого мышления в структуре личности подростка./ Диссер. канд.психол.наук.- МОПУ, 2002.
  153. В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей.//Вопросы психологии.- 1986.- № 6.- с.
  154. Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субьеьсгов учебной деятельности.//Вопросы психологии.- 1999.- № 6 .С. 3−18.
  155. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М., 1993.-137 с.
  156. В.Д. Психология деятельности и способности человека.- 2 изд. -М., 1996.
  157. В.Д. Способности человека.- М.: «Молодая гвардия», 1997. С. 2438, 361−370.
  158. Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников. //Вопросы психлогии.-1998.-№ 4.-С. 111.-122.
  159. Г. П. Педагогика и логика.- М.: «Касталь», 1993.- 415 с.
  160. П.Г. Очерки по философии образования. -М., 1993.- 154 с.
  161. Л.И. Логика воображения. /Учебное пособие.- М.:Народное образование", 2001.- 191 с.
  162. В. Умственная одаренность.- СПб: «Союз», 1997. 128 с.
  163. Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей //Вопросы психологии.- 1996.-№ 3, — С. 34 — 43.
  164. Эдварде Бетти. Откройте в себе художника./Лучший курс обучения рисованию. Пер. с англ.П. А. Самсонова. Минск, 000"попури", 2000.-240 с.
  165. Д.Б. Послесловие к четвертому тому Собрания сочинений Л.С.Выготского./ Л. С. Выготский.Собран.соч. в 6 т.-М., 1984. Т 4.
  166. Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 1989.
  167. Экспериментально-психологическое обследование детей в период предшкольной диспансеризации./Методические рекомендации.- М, 1978.- 43 с.
  168. Эриксон Эрик. Детство и общество. /Под ред. А. Г. Лидерса.- Обнинск: «Принтер"Д993.-С 13−19.
  169. B.C. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность.- М.- «Просвещение», 1996.- 131 с.
  170. B.C. О «наивной» и «культурной» креативности.- М.?: «Молодая гвардия», 1997.- С. 127−142.
  171. И.С. Развитие и обучение.- М, 1979.- 227 с.
  172. И.С. Основные направления исследования образного мышления.//Вопросы психологии.- 1985, — С. 80−87.
  173. И.С. Технология личностно- ориентированного образования. — М.: «Сентябрь», 2000.- 176 с.
  174. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности./Методическое пособие.- М.: «Флинта», 1997.- 224 с.
  175. Barron F. Harrington D. Creativity intelligence and personality//Ann, Rev of Psychol, v 32, 1981, -p 439−476.176. de Bono E, The direct teaching of thinking as a skill //Rhi Delta. N. Y., 1970, p, 703−708.
  176. Davidson J. The role of insight in giftedness //Cambridge- Cambr. Unio. Prees, 1990, p. 201−222
  177. Gordon W. J. J. Synectics: /The development of creative capacite, N. Y. 1961.- 202 p.
  178. Guilford J. The nature of human intelligence. New York: Me Graw Hill, 1967.
  179. Feldman D. Y. Creativity: dreams, insights and transformation, Yale Press, 1988, p. 271−297.
  180. From E. The creative attitude. New York: Herper Row, 1959.
  181. Heller K. A. Evaluation of programs for the gifted //m. W. Assen: van Gorcum, 1995, p. 264−267.
  182. Maslow A. Self-actualiizing and beyond Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967, 240 p.
  183. Osborn AlexF. Applied imagination. New York, 1957, 379 p.
  184. Taba H. Curriculum development: Theory and practice / Under the general editorship ofeducatioal/Ed. by B. S. Bloom etal. N. Y., 1967, Vols 1−2.
  185. Torrance E. P. Can we teach children to think creativite, //Journal of Creative Behavior. 1972. Vol. 6, p. 114−143.
  186. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing //R Sternferg, T. Tardif//1988.-p. 43−75.
  187. Rogers C. R. Client-centered therapy its current practice, implications and theory. Boston, Haughton Miffm, 1965, 50 p.
  188. Sternberg R., Luburt T, Defyning the croud: Cultivating creativity in culture ofcomformite. N. Y.: Free Press, 1995 -p. 218−240.
Заполнить форму текущей работой