Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние рефлексивных качеств руководителя на социально-психологический климат в коллективе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-психологический климат выступал предметом изучения многих исследователей (К.К. Платонов, А. И. Донцов, В. А. Петровский, A.JI. Свенцицкий, Я. Л. Коломинский, Л. Г. Почебут, Б. Д. Парыгин, Е. С. Кузьмин, М. П. Ночевник, Н. С. Мансуров, В. П. Машеро, Г. А. Моченов, А. А. Русалинова, Ф. М. Русинов, Ю. Т. Тимофеев, В. А. Чикер, И. Е. Шварц, А. И. Щебетенко и др.). В социальной психологии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ подходов к проблеме социально-психологического климата
    • 1. 1. Анализ понятия «социально-психологический климат»
    • 1. 2. Эмпирические индикаторы социально-психологического климата
    • 1. 3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
    • 1. 4. Личностные характеристики руководителя и их влияние на социальнопсихологический климат в организации
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Роль рефлексии в управленческой деятельности
    • 2. 1. Проблема рефлексии в психологии
    • 2. 2. Виды рефлексии
    • 2. 3. Рефлексия и самопонимание
    • 2. 4. Рефлексия в структуре профессионально-значимых качеств руководителя
    • 2. 5. Специфика рефлексивного управления
    • 2. 6. Связь социально-психологического климата и рефлексивных качеств руководителя: логика обоснования идеи эмпирического исследования
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Эмпирическое исследование зависимости социально-психологического климата в трудовом коллективе от рефлексивных качеств руководителя
    • 3. 1. Организация и структура исследования
    • 3. 2. Характеристика выборки
    • 3. 3. Методическое обеспечение и процедура исследования
    • 3. 4. Обработка результатов
    • 3. 5. Результаты и их обсуждение
  • Выводы по главе 3

Влияние рефлексивных качеств руководителя на социально-психологический климат в коллективе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные изменения в культурной, политической и экономической жизни российского общества требуют научного осмысления тех процессов, которые связаны с реформированием устоявшихся форм социальных взаимодействий. За изменением политических и экономических отношений, прежде всего, стоит качественное преобразование отношений социально-психологического характера. В этой связи, успех осуществляемых в последние годы реформ непосредственным образом зависит от того, насколько складывающиеся формы социальных отношений будут отвечать актуальным тенденциям развития российского общества.

Важнейшей областью в пространстве социальных отношений является взаимодействие внутри трудового коллектива. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятельности, выражающейся в экономических показателях, но также отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой, внешняя мотивация и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Социально-психологический климат играет существенную роль в плане создания корпоративной культуры и повышения эффективности функционирования коллектива, объединенного общей целью.

Социально-психологический климат выступал предметом изучения многих исследователей (К.К. Платонов, А. И. Донцов, В. А. Петровский, A.JI. Свенцицкий, Я. Л. Коломинский, Л. Г. Почебут, Б. Д. Парыгин, Е. С. Кузьмин, М. П. Ночевник, Н. С. Мансуров, В. П. Машеро, Г. А. Моченов, А. А. Русалинова, Ф. М. Русинов, Ю. Т. Тимофеев, В. А. Чикер, И. Е. Шварц, А. И. Щебетенко и др.). В социальной психологии главным образом исследовалось влияние социально-психологического климата на процессы, происходящие в социальном образовании или на те или иные эффекты функционирования малой группы или коллектива. Однако не менее важно понять характер детерминации самого социально-психологического климата. Поэтому актуальной и значимой в собственно научном и научно-практическом плане видится задача изучения факторов, влияющих на социально-психологический климат. Решение этой задачи позволит разработать практические технологии и выработать конкретные рекомендации по его формированию и оптимизации в трудовых коллективах.

В значительной мере социально-психологический климат зависит от стиля руководства, профессиональных и личностных качеств руководителя. Если проблема влияния стиля руководства на внутригрупповые процессы изучалась во многих исследованиях (И.П. Волков, Г. Б. Морозова, Л. И. Уманский, R.R. Mouton, J. S Blake, P. F Drucker и др.), то влияние личности руководителя на социально-психологический климат изучено еще далеко недостаточно. По всей видимости, это объясняется тем, что большинство исследований в рамках организационной психологии и социальной психологии управления направлены на выявление профессионально-значимых качеств руководителя. Несомненно, это важная научно-исследовательская задача, однако часто забывается, что управлениеэто не только или не просто сфера влияния, направленного воздействия руководителя на членов подчиненного ему коллектива, но главным образом, сфера взаимодействия, носящего субъектно-субъектный характер. Поэтому исключительно большое значение в процессе создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе следует придавать способности руководителя осуществлять «обратную связь» не только в аспекте исполнения управленческих решений (т.е., в профессиональном, организационно-технологическом контуре взаимодействия), но также и в межличностной коммуникации. Эта способность напрямую зависит от развития у руководителя рефлексивных качеств, в частности от способности к социальной рефлексии.

Проблема рефлексии рассматривалась в психологии с разных теоретических позиций (Д.Б. Эльконин, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Г. П. Щедровицкий, В. А. Петровский, А. В. Карпов, В. А. Лефевр, В. М. Розин, В.И.

Слободчиков, А. Ю. Агафонов, Г. Н. Траилин и др.). Самостоятельной областью изучения является феноменология социальной рефлексии, которую многие авторы трактуют как рефлексию коммуникативного типа (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, A.M. Матюшкин, JT.A. Петровская, А. В. Петровский и др.).

В последние годы интерес к проблеме рефлексии заметно возрос в прикладной психологии, в частности в психологии управления. Возник даже термин «рефлексивное управление», получивший в существующем в психологии понятийном аппарате свою отличительную терминологическую нагрузку. Поэтому можно уверенно утверждать, что изучение социальной рефлексии руководителей и влияние этой способности на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе лежит в русле современных тенденций развития научно-психологической мысли и представляется актуальным как в теоретическом, так и практическом планах.

Цель исследования: обосновать и эмпирически проверить зависимость социально-психологического климата в коллективе от степени развития социальной рефлексии руководителя.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-психологическую литературу по проблематике исследования.

2. Осуществить анализ понятия «рефлексия» и выявить различия в видах рефлексивных способностей.

3. Рассмотреть подходы к изучению социально-психологического климата.

4. Произвести анализ факторов, влияющих на социально-психологический климат в коллективе.

5. Обосновать положение о зависимости социально-психологического климата в трудовом коллективе от уровня развития социальной рефлексии руководителя.

6. Установить эмпирический критерий оценки степени сформированное&tradeсоциальной рефлексии руководителя.

7. Построить план эмпирического исследования по определению влияния социальной рефлексии руководителей на социально-психологический климат в коллективе.

8. Провести эмпирическое исследование, обработать и обобщить полученные результаты.

Объект исследования: социально-психологический климат в трудовом коллективе.

Предмет исследования: рефлексивная способность руководителя как детерминанта социально-психологического климата в коллективе.

Теоретические и методологические основания исследования.

Исследование строилось с опорой на следующие теории, подходы и концептуальные принципы: теоретические положения о природе самосознания, развитые в трудах C.JI. Рубинштейнаподходы к изучению социально-психологического климата, намеченные в работах отечественных ученых (К.К. Платонов, А. И. Донцов, АЛ. Свенцицкий, Л. Г. Почебут, Б. Д. Парыгин, Е. С. Кузьмин, Н. С. Мансуров, Ф. М. Русинов, В. А. Чикер и др.) — теория понимания и самопонимания В. В. Знаковаподход В.П. Зинченко к описанию структуры сознаниятеория рефлексивных процессов А. В. Карповатеория рефлексивного выбора и принцип саморефлексии В. А. Лефевраметаимпликативная модель поведения субъекта В. А. Петровскогоподход А.Ю. Агафонова к анализу рефлексивного механизма сознанияпринципы рефлексивного управления.

Положения, выносимые на защиту:

1. Рефлексия является гетерогенной системой способностей, которая включает в качестве необходимого компонента социальную рефлексию.

2. Социальная рефлексия является профессионально-значимым качеством руководителя.

3. Социально-психологический климат в коллективе зависит от степени выраженности у руководителя способности к социальной рефлексии.

Теоретическая гипотеза:

1. Благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе обусловлен развитой рефлексивной способностью руководителя.

Эмпирические гипотезы:

1. Эмпирическим критерием выраженности социальной рефлексии у руководителя является мера согласованности/рассогласованности субъектных позиций руководителя и оценочных представлений подчиненных.

2. На эмпирические показатели социально-психологического климата значимое влияние оказывает степень адекватности представлений руководителя об отношении к нему со стороны подчиненных.

Методы и методики исследования:

1. Теоретический анализ по проблеме исследования.

2. Метод наблюдения.

3. Социально-психологический опрос.

4. Методика субъективного шкалирования.

5. Методика изучения социально-психологического климата.

6. Статистические методы обработки.

Научная новизна.

1. Впервые получило научное обоснование положение, согласно которому, профессионально-значимым качеством руководителя следует считать способность к социальной рефлексии.

2. Впервые эмпирически подтверждено влияние социальной рефлексии руководителя на социально-психологический климат в трудовом коллективе.

3. Разработана оригинальная эмпирическая процедура оценки социальной рефлексии руководителей трудовых коллективов.

Теоретическая значимость.

1. Произведен анализ феноменологии рефлексии, в том числе в контексте осуществления управленческой деятельности.

2. В ходе теоретического анализа проблемы исследования и эмпирической проверки гипотез было доказано, что состояние социально-психологического климата в существенной мере зависит от развития у руководителя способности к построению адекватных представлений об отношении к нему подчиненных.

3. Предложен оригинальный подход к исследованию социальной рефлексии у руководителей профподразделений.

Практическая значимость.

1. Результаты диссертационного исследования могут применяться в практике оргконсультирования и организационного развития.

2. Результаты диссертации могут быть использованы при профессиональном отборе руководителей и для оценки их профессиональной пригодности.

3. Результаты диссертации отражены в содержании учебных курсов «Психология менеджмента», «Организационная психология» и «Социальная психология», читаемых в Самарском государственном университете.

4. Методические разработки, использованные в исследовании, нашли применение в практике проведения социально-психологических исследований в коммерческих организациях г. Самара и г. Тольятти.

Достоверность и надежность результатов.

Достоверность и надежность результатов обеспечены применением современных средств организации и проведения научных исследований, а также благодаря использованию статистических методов обработки (корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции.

Пирсона и рангового коэффициента корреляции Спирменанепараметрический критерий U-Манна-Уитни).

Эмпирические гипотезы исследования проверены на конвенционально принятом уровне значимости.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования были апробированы на методологических семинарах, проводимых на психологическом факультете Самарского государственного университетана заседаниях кафедры социальной психологии Самарского государственного университетана международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии» (Самара, 1999) — на III съезде российского психологического общества «Психология и культура» (Санкт-Петербург,.

2003) — на международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 2003) — на IV всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания «Ментальность российской провинции в настоящем и будущем» (Самара,.

2004) — на научных конференциях «Психея — Форум» (Самара, 2003, 2005, 2006, 2007) — на IV международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (Самара, 2007).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 3-х приложений. Диссертация изложена на 147 страницах, из них 121 страница основного текста. Основной текст содержит 11 таблиц.

Список литературы

содержит 177 наименований.

Выводы по главе 3.

1. Чувствительным эмпирическим критерием, определяющим уровень сформированности социорефлексивной способности у руководителя, является мера соответствия / несоответствия оценочных показателей, относящихся к трем представлениям: представление о себе руководителя и представление о нем подчиненныхпредставление о себе руководителя и его представление о себе с позиции подчиненныхпредставление подчиненных о руководителе и его представление о себе, выраженное с позиции подчиненных.

2. Количество сотрудников в трудовом подразделении непосредственно влияет на социально-психологический климат: чем больше членов коллектива, тем выше вероятность возникновения неблагоприятного социально-психологического климата.

3. В трудовых коллективах, руководители которых обладают выраженными рефлексивными способностями, более благоприятный социально-психологический климат, в то время как в коллективах, руководители которых имеют неадекватное представление о себе с позиции подчиненных (переоценивают оценку подчиненными своей профессиональной компетенции), низкий показатель социально-психологического климата.

Заключение

.

Анализ, проведенный в ходе диссертационного исследования, показал, что в психологической науке не существует единого, общепринятого понимания природы социально-психологического климата. Многообразие трактовок и авторских определений этого понятия отражает сложность и неоднозначность исследуемого феномена. Социально-психологический климат имеет многокомпонентную структуру, что предполагает анализ его различных структурных элементов, а также учет тех факторов, которые оказывают на него влияние в совместной деятельности, в частности в деятельности профессиональной. Однако, несмотря на различие во взглядах, большинство исследователей связывают состояние социально-психологического климата со значимыми для членов коллектива отношениями, поэтому исследование социально-психологического климата предполагает анализ мнений членов социальной организации в плане отношения к собственной профессиональной деятельности, руководителю и коллегам по работе. Наиболее информативным индикатором социально-психологического климата в коллективе является состояние взаимоотношений. Качество и уровень развития взаимоотношений складываются на основе сходства мнений, ценностей, отношений, убеждений и т. п. Главными показателями социально-психологического климата являются «удовлетворенность / неудовлетворенность» выполняемой деятельностью и состоянием взаимоотношений в группе, а также «сплоченность» коллектива.

Важную роль в формировании благоприятного социально-психологического климата в коллективе играет руководитель. В этом плане имеет значение не только его профессионализм, его знания, умения и управленческие навыки, но и личностные качества и способности. Одним из профессионально-значимых качеств руководителя является социальная рефлексия.

Рассмотрение проблемы рефлексии в русле существующих в психологии подходов позволяет утверждать, что рефлексия пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, составляя основу самосознания и обусловливая поведенческие реакции и жизненные выборы. Объединяющим началом при рассмотрении многообразных форм рефлексии служит момент смены субъектной позиции. Такая смена происходит в когнитивной активности, в ходе деятельности, в общении, при анализе жизненных приоритетов и в ценностно-смысловой сфере личности. Рефлексия, таким образом, не просто является гетерогенным образованием, но и представляет собой сквозную, стержневую характеристику, отвечающую за организацию и регуляцию любых форм активности, включая активность в русле социальных форм взаимодействия. Развитая рефлексивная способность помогает встать в позицию наблюдателя или исследователя не только по отношению к собственному Я, но также по отношению к Другому, его действиям, его переживаниям и его мыслям. Такая способность является абсолютно необходимой при осуществлении управленческой деятельности.

Рефлексия в контексте управленческой деятельности является определенной системой способностей, необходимой для оптимизации этой деятельности. В зависимости от специфики деятельности активизируются разные элементы этой системы. В определенных ситуациях и при определенном характере деятельности на передний план выступает рефлексивное самопознание, связанное с самонаблюдением, анализом своего поведения. В другом случае, важным оказывается прогноз последствий управленческих решений, регуляция стратегии достижения желаемых результатов деятельности. В третьем случае, первостепенное значение приобретает рефлексия в коммуникации с подчиненными.

Современные междисциплинарные исследования рефлексии способствовали формированию теоретической основы рефлексивного управления. В рамках этой области знания изучаются проблемы рефлексивного взаимодействия субъектов управления и рефлексивные способы принятия решения в ситуации неопределенности. Деятельность руководителя при рефлексивном управлении является для личности развивающей. Рефлексивный компонент включает анализ, совершенствование и развитие субъектом собственной деятельности. При таком подходе рефлексия действительно является особым профессионально-значимым качеством руководителя.

Развитые рефлексивные качества руководителя как важнейшая составляющая общей компетенции менеджера, во многом, обусловливают не только эффективность профессиональных коммуникаций, но также социально-психологический климат в коллективе, психологическую атмосферу, позитивно влияют на взаимопонимание между руководителем и подчиненными, способствуют снижению социально-психологической напряженности.

Таким образом, эмпирически проверяемым следствием, проведенного в работе анализа, стало положение, согласно которому, степень сформированности рефлексивных качеств руководителя непосредственно влияет на социально-психологический климат в подчиненном ему коллективе. С целью проверки этого положения было проведено исследование, результаты которого подтвердили правомерность исходной логики обоснования гипотезы.

В исследовании было продемонстрировано, что информативным показателем способности руководителя к социальной рефлексии является мера совпадения/несовпадения его собственных представлений, выраженных с разных субъектных позиций и представлений подчиненных относительно руководителя. Самым важным в плане анализа результатов оказался показатель, который отражает наличие/отсутствие рассогласований между реальной оценкой подчиненными профессиональной компетенции своего руководителя и предполагаемой руководителем оценкой подчиненными этого оцениваемого параметра. Это рассогласование иллюстрирует способность руководителя адекватно представлять то, что думают о нем подчиненные. Совпадение оценок руководителя и подчиненных в данном случае рассматривалось как проявление высокого уровня социальной рефлексии руководителя. Иными словами, чем ближе разностные показатели к нулю, тем более адекватным является понимание руководителем мнения подчиненных о нем.

В исследовании была обнаружена сильная положительная взаимосвязь рассматриваемого показателя и социально-психологического климата. Другими словами, отрицательным значениям данного показателя, т. е. переоценке руководителем мнения о нем подчиненных, соответствуют более низкие значения социально-психологического климата.

В подавляющем большинстве случаев, в исследовании имела место переоценка руководителями, как своей профессиональной компетенции, так и мнения о ней подчиненных. Такая переоценка является фактором, препятствующим созданию благоприятного социально-психологического климата в организации.

Обнаруженные статистически значимые различия дают основания утверждать, что в трудовых коллективах, руководители которых обладают выраженными рефлексивными способностями, наблюдается более благоприятный социально-психологический климат, в то время как в коллективах, руководители которых имеют неадекватные представления о своей профессиональной компетенции, т. е. обладают низкой степенью сформированности рефлексивных способностей, показатели социально-психологического климата низкие.

По результатам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Анализ по проблеме исследования позволяет утверждать, что социально-психологический климат выражается в отношениях членов социальной группы к выполняемым обязанностям, к руководству организации и коллегам по профессиональной деятельности. Качество и уровень развития взаимоотношений в социальной группе, которые складываются на основе сходства мнений, ценностей, убеждений и т. п., в наибольшей степени характеризуют социально-психологический климат в коллективе.

2. К числу основных детерминант социально-психологического климата в организации относятся: характер межличностного общения, общественное мнение, эмоциональный настрой, индивидуальные особенности членов коллектива, а также личностные качества и способности руководителя.

3. Рефлексия является профессионально-значимым качеством, интегрирующей основой общей компетенции руководителя.

4. Рефлексия представляет собой систему способностей, включающей в качестве структурного компонента социальную рефлексию.

5. Эмпирическим маркером уровня развития способности руководителя к социальной рефлексии является мера согласованности/рассогласованности субъектных позиций руководителя и оценочных представлений подчиненных, что выражается в степени адекватности представлений руководителя об оценочных отношениях к нему со стороны подчиненных.

6. Существует статистически значимая зависимость между состоянием социально-психологического климата в коллективе и уровнем сформированности рефлексивной способности руководителя. В трудовых коллективах, руководители которых обладают выраженными рефлексивными способностями — более благоприятный социально-психологический климат, в то время как в коллективах, руководители которых имеют неадекватное представление о себе с позиции подчиненных (переоценивают оценку подчиненными своей профессиональной компетенции) отмечаются низкие показатели социально-психологического климата.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Рефлексивное управление: методологические основания. -М., 2003.
  2. А.В. Труд руководителя: рефлексивное управление. Дис. канд. экон. наук. М., 2000.
  3. А.В., Розманов O.JL, Сидоров Н. И. Новый взгляд на деятельность руководителя // Проблемы теории и практики управления. М., 1998. № 3.
  4. А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания. Самара, 2006.
  5. А.Ю. Новый взгляд на проблему рефлексии // Известия Самарского научного центра РАН. «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион. 2002». Самара, 2002.
  6. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003.
  7. А.Ю., Макаров А. В. Методологические принципы изучения сознания // Психологические исследования: Сборник научных трудов. Вып.2 / Под ред. А. Ю. Агафонова, В. В. Шпунтовой. Самара, 2005.
  8. Г. В. Российское сознание. Историко-психологические очерки. Самара, 2002.
  9. Г. В. Проблема сознания в российской психологии. М. Воронеж, 2004.
  10. Н.Г., Глячков И. Д. Коммуникативные и содержательные аспекты в решении задач на соображение // Рефлексия в науке и обучении. -Новосибирск, 1984.
  11. В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
  12. В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика. Т.1). СПб., 2000.
  13. Г. М. Закономерности общения и взаимодействия людей // Социальная психология. М., 1980.
  14. О.С. Стратегическая форма рефлексивного управления в контексте ситуации в России // Рефлексивные процессы и управление. 2001. -№ 1. С. 73−87.
  15. И.Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы психологии личности. М., 1982. -С. 134−144.
  16. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  17. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  18. А.А. Личность и общение. М., Педагогика, 1983.
  19. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
  20. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  21. А.В. Психология субъекта. СПб., 2003.
  22. Г. А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя. Ижевск, 1995.
  23. Г. А. Теоретические основы формирования нравственно-психологического климата в профессионально-педагогических коллективах: Дис. д-ра психол. наук. СПб., 1998.
  24. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М., 1996.
  25. В.В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
  26. И.П. О стилях руководства // Организационная психология. -СПб., 2001.
  27. П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. -№ 1. С. 31−38.
  28. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. -М., 1982.
  29. JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
  30. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Автореф. дисс.. канд.психол.наук. -М., 1985.
  31. Дж.Е., Лефевр В. А. От предсказаний к рефлексивному управлению // Рефлексивные процессы и управление. Т. З, 2003, № 2. С. 3552.
  32. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  33. К.Е. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп // Теоретические проблемы социальной психологии. М., 1977. -С. 109−125.
  34. Р. Сочинения: В 2 т. T.l. -М., 1989.
  35. С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия. -Нижний Новгород, 2003.
  36. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  37. У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М, 1996.
  38. А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 1976.
  39. Зак А. Э. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии, 1978. № 2. С. 102−110.
  40. А.В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психологического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982. — С. 152−162.
  41. .В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды 2-е изд., испр. М., 2003.
  42. В.П. «Миры сознания и структуры сознания» // Вопросы психологии, 1991.-№ 2.-С.16−36.
  43. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991.-№ 2.
  44. В.П. Образ и деятельность. М. — Воронеж, 1997.
  45. В.П., Мамардашвили. М. К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7. — С. 109−125.
  46. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. -М., 1994.
  47. В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
  48. В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал, 2000. № 2. — С. 7−15.
  49. В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М., 2005.
  50. В.В. Самопознание и самопонимание как проблемы психологии человеческого бытия // Психология субъекта профессиональной деятельности. М. — Ярославль, 2001.
  51. В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал, 2005, Т. 26. № 1. -С. 18−28.
  52. А.В. Рефлексия как психологический механизм развития Я-концепции взрослого человека в обучении. Дис.. канд. психол. наук. -Калуга, 2003.
  53. Т.В. Городская ментальность как предмет психологического исследования. Самара, 2003.
  54. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2005.
  55. Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983.
  56. .В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Автореф. дис.докт. психол. наук. -М., 1999.
  57. И. О форме и ~ принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Кант И. Соч. в 8-и томах. Т. 2. М., 1964.
  58. А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. -М., 1991.
  59. А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
  60. А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003. № 5. — С. 4557.
  61. А.В. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности // Психология менеджмента. М., 2005. — С. 438−445.
  62. А.В. Способности к управленческой деятельности // Психология управления. Самара, 2006. — С. 240−261.
  63. А.В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М., 2002.
  64. А.В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М., 2002.
  65. А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал, 2006. № 6. Т.27. — С. 18−28.
  66. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975.
  67. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л., 1987.
  68. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
  69. Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1993.
  70. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
  71. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
  72. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.- С. 2−28.
  73. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Саморегуляция познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М., 1977.
  74. И.С. Методология и методы организации интеллектуальных систем. Новосибирск, 1987.
  75. И.С., Поляков В. Г. Интеллект управления и консультирование. Новосибирск, 1992.
  76. Г. В. Об идеях // Сочинения в четырех томах. Т.2. М., 1983.
  77. Г. В. Переписка с королевой Пруссии Софией-Шарлоттой и курфюрстиной Софией // Сочинения в четырех томах. Т.З. М., 1984.
  78. Г. В. Сочинения в четырех томах. Т.1.-М., 1982.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  80. Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. № 6.
  81. В. Конфликтующие структуры. М., 1978.
  82. В.А. Алгебра совести. М., 2003.
  83. В.А. Закон само-рефлексии: возможное общее объяснение трех различных психологических феноменов // Рефлексивные процессы и управление, 2003. № 1. Т.З. — С.64−73.
  84. В.А. Ментализм и бихевиоризм: слияние? // Рефлексивные процессы и управление, 2004. № 1, т.4. — С.75−98.
  85. В.А. О самоорганизующихся и саморефлексивных системах и их исследовании // Проблемы исследования систем и структур. М., 1965.- С.61−68.
  86. В.А. Элементы логики рефлективных игр // Проблемы инженерной психологии. Вып. IV. М., 1966.
  87. В.Н. Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции. Вып.2. Рига, 1969.
  88. Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения: В 2 т. Т.1. М., 1960.
  89. .Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 151−164.
  90. Е.В. Динамика рефлексивных процессов в социально-психологическом тренинге: Проблема децентрации // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1984. № 4. — С. 70−72.
  91. Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1989.
  92. А. С. Педагогические сочинения в 8 т. М., 1983.
  93. Л.К., Рубцов В. В., Якиманская И. С. Психологические основы новых педагогических технологий // Вопросы психологии, 1991. -№ 2. С. 174.
  94. С.А. Психологический отбор менеджеров // Психология управления. Самара, 2006. — С. 282−341.
  95. И.П. Какой руководитель нам нужен. М., 1993.
  96. А. По направлению к психологии бытия. М., 2002.
  97. A.M. Основные направления и проблемы изучения мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. № 1. Т.5. — С. 413.
  98. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995.
  99. Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей. Автореферат. канд. псих. наук. Л., 1991.
  100. Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е. Б. Моргунова. -М., 2001.
  101. Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М., 2000.
  102. Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб., 2006.
  103. ЮЗ.Моченов Г. А., Ночевник М. П. К вопросу о социально-психологическом климате научно-исследовательского коллектива. М., 1969.
  104. М.П. Групповая рефлексия в решении творческих задач при различной степени готовности к интеллектуальному труду. Дисс.. канд.психол.наук. Киев, 1988.
  105. Е.Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. -Психология. 1984. — № 4. — С. 71−72.
  106. Н.Н. Психология менеджмента. СПб., 1994.
  107. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  108. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. -М., 1999.
  109. .Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1981.
  110. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  111. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  112. А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психологический журнал, 1981. № 2. Т.2 — С. 33−43.
  113. А.В. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  114. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
  115. В.А. Метаимпликативная модель экзистенциального выбора // Известия самарского научного центра РАН. Самара, 2002. — С. 95 102.
  116. В.А. Феномены субъектности в развитии личности. -Самара, 1997.
  117. В.А., Таран Т. А. Модель рефлексивного выбора: транзактная версия // Рефлексивные процессы и управление, 2003. № 1. Т.З. -С. 74−91.
  118. В.А., Черепанова Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии, 1987. № 5. -С. 45−58.
  119. Платон. Сочинения. Т.З. М., 1971.
  120. К.К., Казаков В. Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е. В. Шороховой и О. И. Зотовой.-М., 1979.
  121. М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
  122. Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960.
  123. Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1988. — С. 279−295.
  124. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. -СПб., 2000.
  125. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте //Мир психологии. 1999. N 3. — С. 155−159.
  126. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  127. В.М. О необходимости различения понятий «схема рефлексии», «рефлексивная работа», «контекст рефлексии» // Рефлексивные процессы и управление, 2001. № 1. — С. 55−60.
  128. И.А. Самопонимание личности // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе (к 110-летию со дня рождения СЛ. Рубинштейна). М., 1999. — С. 131−132.
  129. СЛ. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  130. СЛ. Основы общей психологии. В 2-х томах. Т.2. М., 1989.
  131. В.В. Основы социально-генетической психологии. М. Воронеж, 1996.
  132. Е.В. Социальная психология. -М. Новосибирск, 1997.
  133. Ш. Русалинова А. А. Изучение социально-психологического климата впервичных производственных коллективах // Организационная психология. -СПб., 2001.
  134. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М., 1996.
  135. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. — С. 35−42.
  136. Е.А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002. — С. 270−309.
  137. В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания // Экспериментальные исследования по проблемам общей и специальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1979. — С. 15−20.
  138. Е.В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) // Социальная психология личности. -Л., 1973.
  139. А. П. Проблема измерения конформных реакций в малых группах: Автореф. дис. канд. наук. JL, 1969.
  140. Л.Д. Основы психологии. М., 1999.
  141. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М., 1977.
  142. Т.Л. Рефлексивное управление в России: теория и военные приложения // Рефлексивные процессы и управление, 2002. № 1, Т.2. — С. 71−89.
  143. Г. Н. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессиональной переподготовки. Дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 1997.
  144. А.А. Психологические исследования в комплексном изучении систем деятельности // IV семинар по психологии управления. -Рига, 1979.
  145. А.А. Исследования организационно-управленческой деятельности и понятия руководства, организации, управления // Актуальные проблемы общей, социальной и педагогической психологии. М., 1980.
  146. М.В., Аверченко Л. Н. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону, 2001.
  147. Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды. Кострома, 2001.
  148. Л.И. Организаторские способности и их развитие. -Курск, 1967.
  149. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  150. А.Б., Зарецкий В. К., Семенов И. Н. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии // Вестник Моск. Ун-та, Сер. 14. Психология. 1981.-№ 3.
  151. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М., 1996.
  152. В.Д. Способности и деятельность. М., 1995.
  153. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М., 1993.
  154. В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями. М., 1974.
  155. В.М. Управленческая психология. М., 1986.
  156. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования рече-мыслительной деятельности. Психология. Вып. III. -Алма-Ата, 1974. С. 12−28.
  157. Г. П. Рефлексия и ее проблемы // Рефлексивные процессы и управление, 2001. № 1. — С. 47−54.
  158. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. № 4. — С. 6−20.
  159. Е.И., Семенов И. Н., Склизков Д. М. Рефлексивно-организационное управление корпоративной культурой // Рефлексивные процессы и управление. Тезисы V Международного симпозиума 11−13 октября 2005 г., Москва / Под ред. В. Е. Лепского М., 2005.
  160. И. Самопонимание // Психотерапевтические истории. М., 2002. — С. 750−755.
  161. Berlew D.E. Leadership and organizational excitement // California Management Review. N. 17, 1974. P. 21−30.
  162. Blake R.R., MoutonJ.S. The managerial grid. Houston: Gulf Publishing, 1964.
  163. Burton J. Conflict: Human Needs Theory. St. Martiv’s Press. New York, 1990.
  164. Cook-Greuter S.R. Rare Forms of Self-Understanding in Mature Adults // Transcendence and Mature Thought in Adulthood. The Further Reaches of Adult
  165. Development / Ed. by M.E. Miller, S.R. Cook-Greuter. London: Rowman and Littlefield Publishers, Inc. 1994. — P. 119−143.
  166. Drucker P.F. The Practice of Management. New York, 1954.
  167. Franks J.J. Toward understanding understanding // Cognition and symbolic processes. New Jersey, 1974.
  168. Gadamer H.G. On the Problem of Self-Understanding // Philosophical Hermeneutics / Translated and edited by D.E. Linge. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1977. — P. 44−58.
  169. Heuvel H., Tellegen G., Koomen W. Cultural Differences in the Use of Psychological and Social Characteristics in Children’s Self-Understanding // European J. of Social Psychology. V. 22. No. 4. 1992. P. 353−362.
  170. Lefebvre V.A. The Structure of Awareness: Toward a Symbolic Language of Human Reflexion, SAGE, Beverly Hills, 1977.
  171. Lefebvre V.A. The Law of Self-Reflexion. Journal of Reflexive Processes and Control. N. 2. 2002. P. 91 -100.
  172. Lefebvre V.A., Adams-Webber J. Function of Fast Reflexion in Bipolar choice. Reflexive Processes and Control, N. 1, 2002. P. 29−40.
  173. Rafaeli-Mor E., Gotlib I.H., Revelle W. The Meaning and Measurement of Self-Complexity // Personality and Individual Differences. No. 27. 1999. P. 341−356.
  174. Scandell D.J. Is Self-Reflectiveness an Unhealthy Aspect of Private Self-Consciousness? // The J. of Psychology. V. 135. Issue 4. 2001. P. 451−461.
  175. TannenbaumR., Schmidt W.H. How to choose a leadership pattern // Harvard Business Review 36, 1968. P. 95−101.
  176. Vroom V.H. A New Look at Managerial Decision Making // Organizational Dynamics. Vol. 1, N. 4. 1973.
Заполнить форму текущей работой