Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм мобилизации налоговых доходов и перспективы его развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность научного анализа и теоретического обоснования процесса управления налогами обусловлена перераспределением компетенции федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять управление налогообложением. Функциональные возможности финансовых органов в сфере налогообложения в ходе административных преобразований исполнительных органов власти в России в 2004 году сведены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к организации механизма контрольно-экономической работы налоговых администраций в условиях налоговых реформ в России
    • 1. 1. Сущность, цели и принципы контрольно-экономической работы налоговых органов
    • 1. 2. Структура и место механизма мобилизации налоговых доходов в современных условиях социально-экономического развития России
  • Глава 2. Методические аспекты деятельности налоговых органов по обеспечению устойчивых налоговых поступлений в бюджетную систему
    • 2. 1. Основные формы контрольно-аналитической работы налоговых органов в условиях административной реформы
    • 2. 2. Мониторинг и администрирование крупнейших налогоплательщиков как основа исполнения доходной части бюджетов всех уровней
    • 2. 3. Содержание аналитической работы по оценке налогового потенциала и прогнозированию поступлений налогов и сборов
  • Глава 3. Основные направления развития механизма мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации
    • 3. 1. Функциональное содержание, значение и пути совершенствования методов взимания налоговых доходов
    • 3. 2. Реструктуризация как инструмент повышения уровня налоговых доходов и ликвидации недоимки

Механизм мобилизации налоговых доходов и перспективы его развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития России характеризуется становлением рыночных отношений, изменением функциональных целей и задач государственного управления социально-экономическими процессами, порождающими необходимость совершенствования налогообложения. Одним из направлений стратегии реформирования налоговой системы России является разработка методологических основ налогового администрирования, создания эффективного механизма обеспечения стабильных налоговых доходов, позволяющего сформировать прочную основу для поступления и возобновления бюджетных ресурсов всех уровней государственной власти и муниципальных образований. В этом процессе нашла отражение целенаправленная политика укрепления экономических основ федерализма, в основу которой положено упрочение единого экономического пространства на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования доходов. С другой стороны, преобразования в социально-экономическом устройстве общества требуют адекватных институциональных изменений, обеспечивающих регулирование процессов распределения созданной стоимости и контроль за соблюдением принятых параметров такого распределения. Очевидностью того, что результативность мероприятий в налоговой сфере находится в прямой зависимости от организационно-методического фактора, обусловлена реализация Федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов (2002;2004 годы)», которая призвана стать важным этапом административной реформы в России. Обеспечение эффективной деятельности налоговых органов по мобилизации доходов в бюджетную систему потребовало разработки новых методов контрольно-экономической работы, способствующих росту собираемости налогов. К их числу можно отнести, прежде всего, расширение аналитических приемов в управлении налогообложением — мониторинга и сегментирования налогоплательщиков, оценки налогового потенциала, налоговой паспортизации регионов и муниципальных образований. Однако, несмотря на значительное число научных разработок в области методического обеспечения деятельности налоговых органов, комплексные исследования, предполагающие изучение экономических и организационных основ налогового администрирования, остаются востребованными и актуализируются в условиях реформирования функциональной структуры фискальных администраций.

Степень разработанности проблемы. При создании теоретической базы и понятийного аппарата диссертационного исследования использовались научные положения и выводы отечественных ученых в области финансов и налогов — Э. А. Вознесенского, Л. Н. Павловой, В. Г. Панскова, В. М. Пушкаревой, В. М. Родионовой, М. В. Романовского, Т. Ф. Романовой, Б. М. Сабанти, В. К. Сенчагова, А. В. Толкушкина, Д. Г. Черника, Т. Ф. Юткиной и других. Формирование авторской концепции механизма мобилизации налогов базировалось на теоретических основах налогового контроля и налогового администрирования, изложенных в работах А. В. Брызгалина, А. З. Дадашева,.

A.Л.Коломийца, Н. Г. Кузнецова, И. И. Кучерова, Н. В. Лазаревой,.

B.И.Макарьевой, Ю. Ф. Кваши, О. А. Ногиной, А. Б. Паскачева, Р. А. Саакяна, Ф. К. Садыгова, И. Н. Соловьева, С. Д. Шаталова и других. Изучаемая проблематика обусловила необходимость обращения и к трудам зарубежных ученых. Вопросы оптимизации уровня и структуры налогов, мобилизуемых государством в рыночной экономике, рассматривались М. Алле, К. Баейр, Д. Брюммерхоффом, М. П. Девере, Дж. Кейнсом, М. Кином, А. Маршаллом, П. Самуэльсоном, И. Шумпетером, П. Хейне, Дж.Ю.Стиглицем, А. Харбергером, К. Хейди, Ф. Рамсеем, Р. Дернбергом и др. Тем не менее, многие проблемы организации и методики контрольно-экономической работы по мобилизации доходов в бюджетную систему изучены недостаточно и требуют дальнейшего рассмотрения. Налоговая система должна быть адекватна изменениям в хозяйственном механизме, что предполагает создание новых подходов к налоговому администрированию, совершенствование контрольных мероприятий и аналитических приемов. Теоретическая и практическая значимость разработки вопросов обеспечения эффективности мобилизации налоговых доходов обусловили выбор темы диссертации, ее цели и задачи.

Цель н задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в обосновании концепции и принципов построения механизма мобилизации налоговых доходов, а также выработке рекомендаций по совершенствованию методики контрольно-аналитической деятельности налоговых органов по стабилизации и приращению налоговой базы и налоговых поступлений. Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

— уточнить содержание и иерархические связи понятийного аппарата налогового контроля и налогового администрирования на основе современного парадигмального анализа налоговых отношений;

— раскрыть содержание механизма мобилизации налоговых доходов и его функциональную структурупоказать специфику аналитической деятельности налоговых администраций, условия и формы ее проведения;

— разработать методологические положения и практические рекомендации по развитию контрольно-экономической работы налоговых органов, дать теоретическую оценку практическому инструментарию, обеспечивающему мобилизацию налоговых доходов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Объект н предмет исследования. Объектом явился механизм, обеспечивающий поступление налогов и сборов в бюджетную систему на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом особое внимание уделено организации контрольно-экономической работы налоговых органов. Предметом исследования избран процесс взаимодействия субъектов, участвующих в реализации налоговых отношений в Российской Федерации.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам функционирования налоговой системы, законодательные и нормативные акты, а также материалы научных конференций и периодических изданий.

Инструментарно-методический аппарат. Исследования проводились с применением общих методов научного познания: наблюдения, сравнения, системного и логико-смыслового анализа. Анализ статистических данных проведен с применением методов группировки, выборки, сравнения и обобщения.

Информационно-эмпирической базой исследования и обоснования основных положений диссертационной работы явились данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Ростовского областного комитета государственной статистики, отчетно-аналитическая информация Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Управления Министерства по налогам и сборам по Ростовской области.

Рабочая гипотеза состоит в том, что в условиях реформирования налоговой системы и обеспечения эффективной деятельности налоговых органов по мобилизации доходов в бюджетную систему Российской Федерации требуется разработка новых методов контрольно-экономической работы, способствующих росту собираемости налогов, стабилизации и приращению налоговой базы и налоговых поступлений.

Положения, выносимые па защиту:

1. Управление налоговыми отношениями может быть определено как государственный налоговый менеджмент, в процессе которого усилиями органов представительной, исполнительной, судебной власти, при участии общественных организаций, проводятся мероприятия по разработке, принятию и исполнению налогового законодательства с целью создания стабильной и сбалансированной налоговой системы, позволяющей обеспечить финансирование государственных программ при соблюдении разнонаправленных экономических интересов налогоплательщиков и государственных органов. Как элемент, государственного налогового менеджмента, контрольно-экономическая работа налоговых органов воплощает в себе функциональные обязанности налоговых органов по оценке и контролю экономических условий, оказывающих непосредственное воздействие на уровень налоговых поступлений с целью эффективной мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему. Содержание налогового администрирования в рамках контрольно-экономической работы налоговых органов можно определить как деятельность налоговых органов по исполнению налогового законодательства.

2. Механизм мобилизации налогов обеспечивает реализацию отношений по взиманию налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и мероприятий по его результатам, а также выявление и устранение тех последствий применения налогового законодательства, которые оказывают негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию в обществе. Эффективное функционирование этого механизма в современных условиях определяет новый подход к конструированию его базовых сфер, блоков и элементов, основанный на функциональной организации и целеполагающих результатах.

3. Для успешной реализации функции по обеспечению мобилизации налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, возложенной на налоговые органы, необходимо расширять применение аналитических методов налогового администрирования по трем основным направлениям: во-первых, использование приемов аналитических исследований при обосновании выбора объектов для проведения углубленных мероприятий налогового контроляво-вторых, проведение оценки финансового состояния налогоплательщиков с целью составления прогнозов уровня налоговых поступленийв-третьих, осуществление анализа состояния и тенденций изменения налоговой базы в территориальном аспекте.

4. Важными составляющими контрольной работы являются налоговые проверки со всеми присущими им процедурами: от выбора объекта до оформления постановления о наложении санкций по их результатам, а также взыскания в бюджет задолженности по налогам и сборам, по пеням и санкциям за нарушения налогового законодательства. Качественное содержание контрольных процедур обеспечивается соотношением «затраты — эффект» и переориентацией регламента их осуществления на выборочные, точечно нацеленные мероприятия, определяемые по результатам камеральных проверок и мониторинга деятельности определенных сфер бизнеса, крупнейших налогоплательщиков и аффилированных структур.

5. Реструктуризация накопленной кредиторской задолженности в бюджетную систему представляется важнейшим экономическим рычагом в механизме мобилизации налоговых доходов, применяемым в исключительных случаях в отношении налогоплательщиков, не способных единовременно погасить кредиторскую задолженность перед бюджетной системой и банкротство которых может повлечь за собой сокращение налогового потенциала. Усиление результативности процедур реструктуризации в современных условиях может быть обеспечено за счет законодательного закрепления ее базовых условий, возможности однократной «антикризисной» реструктуризации при обязательном проведении комплексной аналитической оценки финансового состояния организации-недоимщика, списания задолженности по штрафным санкциям и пеням после стабилизации текущих налоговых платежей, создания системы контроля за соблюдением принятых программ финансового оздоровления.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании нового подхода к организации контрольно-экономической работы налоговых органов, ориентированного на достижение стабильного поступления налоговых доходов в бюджетную систему на основе оценочно-аналитического подхода к деятельности хозяйствующих субъектов. Приращение научного знания состоит в следующем:

— выявлены иерархические связи понятийного аппарата, используемого для определения содержания управления налоговыми отношениями с учетом изменения функциональной направленности деятельности административных институтов, а именно: контрольно-экономическая работа налоговых органов, в рамках которой налоговое администрирование призвано способствовать исполнению налогового законодательства, является составной частью государственного налогового менеджмента, предполагающего объединение усилий представительной, исполнительной и судебной власти;

— обоснована сущность контрольно-экономической работы налоговых органов, которая заключается в реализации их функциональных обязанностей по оценке и контролю экономико-правовых факторов, влияющих на уровень налоговых поступлений, что позволило сформировать авторское представление о системе принципов ее организации;

— развиты теоретические положения об экономической сущности налогового механизма и его организационной структурев частности, впервые определены содержание и сущность понятия «механизм мобилизации налоговых доходов» как комплекса функциональных приемов и методов контрольно-экономической деятельности налоговых органов по управлению налоговыми отношениями с целью достижения стабильного поступления налоговых доходов в бюджетную системуобоснована его классификационная структура на основе взаимодействия в рамках правового поля организационно-административной, контрольно-аналитической, функционально-методической сфер;

— систематизированы методические направления контрольно-экономической работы налоговых органов, среди которых выделены: использование аналитических приемов отбора объектов для проведения налогового контроляосуществление мониторинга крупнейших плательщиковформирование функциональной структуры налогового администрирования, осуществления анализа состояния и тенденций изменения налоговой базы в территориальном аспекте на основе оценки взаимной зависимости показателя начисленных налогов и финансового положения основных отраслей региональной экономики, что будет способствовать достижению целевой направленности контрольных мероприятий на пресечение и недопущение впредь нарушений налогового законодательства;

— сформирован комплекс мероприятий по урегулированию неисполненных налоговых обязательств как правовыми, так и экономическими мерами, в частности, упрощение процедур взыскания с недоимщиков, проведения зачетов, списания недоимкиупорядочение механизма применения налоговых льготужесточение ограничений по регистрации юридических лиц и др.;

— разработаны теоретические и практические подходы к гармонизации экономической предопределенности и правового обеспечения процедур реструктуризации накопленной задолженности по платежам в бюджетную систему, предполагающие закрепление ее базовых положений в налоговом законодательстве, однократность реструктуризации при обязательном проведении анализа финансового состояния недоимщика, списание задолженности по штрафным санкциям и пеням при условии стабилизации текущих налоговых платежей, создание системы контроля за соблюдением программ финансового оздоровления.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что диссертация вносит существенный вклад в развитие контрольно-экономической работы налоговых органов. В ней отражается содержание и иерархические связи понятийного аппарата налогового контроля и налогового администрирования на основе современного парадигмального анализа налоговых отношенийраскрывается содержание механизма мобилизации налоговых доходов и его функциональная структурараскрывается специфика аналитической деятельности налоговых администраций, условия и формы ее проведенияразрабатываются методологические положения и практические рекомендации по развитию контрольно-экономической работы налоговых органов, дается теоретическая оценка практическому инструментарию, обеспечивающему мобилизацию налоговых доходов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании комплексного подхода к организации контрольно-экономической работы налоговых органов при ориентации на качественный критерий в виде достижения запланированного в бюджетах уровня мобилизованных налогов и сборов, что позволяет использовать выводы и рекомендации автора при разработке нормативно-правовых актов в сфере налогообложения и регламентов деятельности налоговых администраций. Материалы исследования применяются при проведении занятий в системе повышения квалификации работников налоговых органов Ростовской области и Южного федерального округа, могут использоваться в процессе преподавания курсов «Прогнозирование и планирование в налогообложении», «Налоговый анализ», «Организация и методика налоговых проверок» в высших учебных заведениях для подготовки специалистов по специальности «Налоги и налогообложение».

Апробация работы. Предложения и практические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере налогового администрирования, сформулированные в работе, нашли отражение в Программе повышения уровня собираемости налоговых доходов, принятой и реализуемой Межрегиональной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Южному Федеральному округу. Разработанные диссертантом концептуальные основы построения механизма мобилизации налоговых доходов освещались в докладах и выступлениях на научных конференциях на российском и региональном уровнях. Рекомендации соискателя по внедрению аналитических методов оценки и прогнозирования потенциальных налоговых доходов на основе мониторинга финансового положения крупнейших организаций-налогоплательщиков апробированы в Управлении финансовых ресурсов и налоговой политики Администрации Ростовской области. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 12 научных работ общим объемом 3,8 п.л.

Логическая структура, концептуальная логика и объем диссертации. Диссертация соответствует теме, целям и задачам исследования. Работа изложена на 171 стр., состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа проиллюстрирована 16 таблицами, 9 рисунками, 12 диаграммами.

Заключение

.

Исследование особенностей организации и осуществления контрольно-экономической работы налоговых органов в процессе осуществления ими функций по мобилизации налогов, сборов, обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, проведенное в диссертационной работе, привело к следующим результатам.

Актуальность научного анализа и теоретического обоснования процесса управления налогами обусловлена перераспределением компетенции федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять управление налогообложением. Функциональные возможности финансовых органов в сфере налогообложения в ходе административных преобразований исполнительных органов власти в России в 2004 году сведены, в-основном, к надзорно-методическому и правоустанавливающему содержанию, имеющему целью управление уровнем бюджетных доходов и регулирование процессов распределения части ВВП в виде платежей налогового характера в бюджет и внебюджетные фонды. Налоговые органы, в отличие от финансовых, не имеют права каким-либо образом влиять на величину поступления налоговых платежей (за исключением переноса срока платежа, а также процедур реструктуризации накопленной задолженности) и обязаны обеспечить неукоснительное соблюдение всеми налогоплательщиками своих обязательств, реализуя правоприменительное содержание своей деятельности. Таким образом, налоговые органы призваны исполнять налоговое законодательство, что позволяет считать исполнительскую функцию определяющей в характеристике содержания налогового администрирования. Расширение полномочий налоговых органов в ходе административной реформы требует пересмотра сложившейся теоретической позиции о налоговом контроле как системе исполнения налогового законодательства, что побудило автора диссертационной работы к обоснованию принципиально нового подхода к концепции деятельности налоговых органов.

Комплексная теоретическая оценка содержания контрольно-экономической работы налоговых органов, проведенная в диссертационном исследовании, опирается на функциональные требования к организации деятельности ФНС РФ и предполагает оценку ее результативности по показателю полноты взыскания налогов. Достижение качественного показателя собираемости требует проведения в процессе налогового контроля экономического анализаколичественных результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика, ее законности, целесообразности, а также финансовой устойчивости плательщика как основы для повышения налогового потенциала экономики.

Слабая степень изученности иерархических связей научных категорий, используемых в научном обороте для определения содержания процесса управления налоговыми отношениями, позволило сформировать авторское представление об их теоретическом содержании. При этом управление налоговыми отношениями в широком смысле слова, определено в диссертационном исследовании как государственный налоговый менеджмент, в процессе которого усилиями органов представительной, исполнительной, судебной власти, при участии общественных организаций, проводятся мероприятия по разработке, принятию и исполнению налогового законодательства с целью создания стабильной и сбалансированной налоговой системы, позволяющей обеспечить финансирование государственных программ при соблюдении разнонаправленных экономических интересов налогоплательщиков и государственных органов. Как составной элемент государственного налогового менеджмента автором выделена контрольно-экономическая работа налоговых органов, в процессе которой находят воплощение функциональные обязанности налоговых органов, возложенные на них законом.

Контрольно-экономическая работа — это деятельность налоговых органов по оценке и контролю экономических условий, оказывающих непосредственное воздействие на уровень налоговых поступлений с целью эффективной мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему. В свою очередь, отношения по мобилизации налогов можно определить как отношения по взиманию налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и реализации его результатов, а также отношения по выявлению и устранению тех последствий применения налогового законодательства, которые оказывают негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию в объцестве.

Функционирование налоговых органов может обеспечить ожидаемый обществом результат в виде стабильных и достаточных поступлений налоговых доходов только при условии соблюдения принципов организации их контрольно-экономической работы, которыми, по мнению автора, следует считать базовые условия, определяющие эффективность организации работы по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему и исполнению налогового законодательства. В диссертационной работе сформировано системное представление о совокупности таких принципов, в частности, выделены принципы налогообложения (справедливости, определенности, удобности, экономичности) — организационные принципы (законности, единства, независимости, централизации, соответствия уровням бюджетной и налоговой системы, соответствия административно-территориальному делению, презумпции добросовестности налогоплательщика) — технические принципы (правомочности, всеобъемлющей полноты контроля, недопущение причинения вреда налогоплательщику, превентивности (предупреждения), координации контрольных действий налоговых органов и иных государственных структур, соблюдение налоговой тайны).

Фактическое отсутствие научных исследований, направленных на изучение процессов мобилизации налогов в бюджетную систему, побудило автора к поиску системного подхода к теоретическому обоснованию организации механизма мобилизации налоговых доходов, в котором выделены три важнейшие составные части — организационно-административная, контрольно-аналитическая и функционально-методическая сферы. При этом механизм мобилизации налоговых доходов можно, по мнению автора, определить как комплекс функциональных приемов и методов контрольно-экономической деятельности налоговых органов по управлению налоговыми отношениями с целью достижения стабильного поступления налоговых доходов в бюджетную систему.

Преобразование организационной структуры налоговых администраций и изменения содержания их деятельности в направлении развития аналитических приемов в сфере осуществления контрольных мероприятий с учетом мирового опыта может быть поставлено в зависимость от вида налога, административной функции или типа налогоплательщика. В последние годы многие государства внедрили схему организационных структур, ориентированных на клиентов. Нередко разделение на такие группы происходит исходя из масштаба деятельности налогоплательщика, формы собственности или сектора экономики. В качестве причины распространения указанной модели можно выделить усиление качества контрольной деятельности за счет углубленной специализации работников по профилю экономической специфики осуществления деятельности избранной группы плательщиков.

Экономическая заинтересованность в налоговых злоупотреблениях не позволяет ограничиться только этими методами. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед посредством совершенствования нормативно-правовой базы, оперативного перекрытия возможных каналов возникновения налоговых нарушений. Среди актуальных направлений аналитической деятельности налоговых органов в диссертационной работе выделены следующие: анализ состояния и тенденций изменения налоговой базы, имеющий цель экономически обосновать перспективные прогнозы уровня налоговых поступленийанализ финансового положения налогоплательщиков, позволяющий не только дать заключение относительно налогового потенциала хозяйствующего субъекта, но и применить систематически получаемые результаты такого анализа для целей выявления налоговых правонарушений, предотвращения деятельности по уклонению от уплаты налогов, а также прогнозирования уровня собираемости налогованализ экономических условий деятельности плательщика, обеспечивающий обоснованность выводов о правильности произведенных расчетов по определению уровня налоговых обязательств и доказательства добросовестности действий плательщика по исполнению требований налогового законодательства.

Автором диссертационной работы предложена методика проведения анализа финансового состояния предприятий и организаций на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей с целью выработки рекомендаций по укреплению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия-налогоплательщика. Указанная методика нашла практическое применение в деятельности Управления финансовых ресурсов и налоговой политики Администрации Ростовской области, а также в процессе функционального планирования деятельности налоговых органов Ростовской области по мобилизации налоговых доходов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Укрепление системы налогового администрирования требует активного использования наиболее эффективных форм налогового контроля, прежде всего камеральных проверок налоговой отчетности. В настоящее время в соответствии с действующей методикой важнейшей составной частью процедуры камеральной проверки является камеральный анализ налоговой отчетности, включающий в себя анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе их сравнительный анализ с данными по аналогичным предприятиям, проверку логической связи между различными отчетными и расчетными показателями, представленных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников, предварительную оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины.

Внедрение механизмов специализированного контроля за деятельностью крупнейших налогоплательщиков обусловлена тем, что их деятельность не ограничивается территорией, контролируемой одной налоговой инспекцией, а их межрегиональные имущественные и хозяйственные связи предоставляют наибольшие возможности для оптимизации уплачиваемых налогов и сборов. Создание специализированных инспекций позволяет организовать эффективный мониторинг налоговой базы, осуществлять проведение сравнительного анализа суммарной налоговой нагрузки на единицу продукции, работ, услуг по организациям в каждой конкретной области с целью выявления причин дифференциации налогооблагаемой базы организаций. Деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства крупными налогоплательщиками предполагает сочетание нескольких типов контроля: комплексного, операционного и предметно-ориентированного, а также решение проблемы трансфертного ценообразования.

В диссертации отмечено, что дать объективную оценку налоговому потенциалу только по фактически поступившим платежам невозможно, так как объективно существует несоответствие между величиной налогов, фактически собранных и исчисленных согласно действующему законодательству. Оценивая качественные характеристики налогового потенциала, налоговые органы подвергают анализу финансовое состояние основных отраслей, общие показатели динамики экономического развития, физического объема промышленного производства, внешнеэкономической и инвестиционной активности, данные о полученных доходах и финансовых результатах деятельности, состоянии расчетов и структуры задолженности. В диссертационной работе предложена методика проведения экономического анализа состояния и тенденций развития налогового потенциала Ростовской области.

Проведенное исследование позволило выделить условия, которые оказали влияние на формирование налогооблагаемой базы: рост числа убыточных предприятий с 29% до 34% всей численности, рост убытков составил 1,9 раза при ростелрибыли 1,2 разаопережающий рост расходов на оплату труда и амортизацию над увеличением объемов производимой продукциипродолжающийся рост возмещений налога на добавленную стоимость экспортерам и импортерам продукциинизкая платежеспособность предприятий угольной отраслиналичие безденежных расчетов в хоздоговорных отношениях предприятий. Позитивное влияние на уровень налоговых начислений оказывают такие факторы, как улучшение общей экономической ситуации в областистабилизация финансового состояния ряда крупнейших налогоплательщиковувеличение денежных средств в расчетах (этот показатель в выручке достиг 70%) — увеличение спроса на продукцию предприятий Ростовской области (в 2003 году 95% произведенной продукции нашли своего потребителя) — улучшение собираемости налогов, в том числе в денежной форме.

Результаты практической работы налоговых органов Ростовской области позволяют сделать вывод о том, что имеющийся в регионе налоговый потенциал пока используется недостаточно эффективно. Основной причиной этого является уклонение от уплаты налогов не только за счет «теневых» оборотов, но и путем применения расчетов через третьих лиц, вексельных и других неденежных форм расчетов, расчетов через «проблемные» банки. При проведении анализа налогооблагаемой базы региона установлено, что темпы роста начислений налогов по налоговым декларациям налогоплательщиков отстают от темпов роста производства продукции. При этом следует признать, что административный ресурс роста налогов за счет повышения их собираемости в области в основном исчерпан. Поэтому наряду с работой по полному урегулированию задолженности, налоговые органы проводят последовательную и планомерную работу по анализу и контролю процессов формирования налоговой базы в разрезе отдельных видов налогов.

Наибольшее влияние на уровень мобилизуемых в Ростовской области налоговых доходов оказывает налог на добавленную стоимость (НДС), который занимает в структуре мобилизованных доходов 24% в консолидированный бюджет и 66% в федеральный бюджет. При этом темпы роста начислений налога отстают от темпов роста валового регионального продукта. В качестве причин указанного явления выделены следующие: расширение объема экспортных поставок, приводящее к возникновению выпадающих доходов и росту возмещения налога по сырью и материалам, использованным при производстве экспортируемой продукцииувеличение объемов импорта и возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость предприятиям-импортерамреорганизация крупнейших налогоплательщиков и их переходом на уплату налога на добавленную стоимость по месту регистрации головной организацииотраслевая специфика Ростовской области.

Анализ структуры налогового потенциала и факторов, оказывающих влияние на его формирование, позволил обозначить пути увеличения налоговой базы региона, в том числе — стабилизация деятельности и оздоровление финансового положения предприятий — налогоплательщиковсистематический и всесторонний анализ необходимости и возможности совершенствования элементов региональных и местных налоговужесточение государственного контроля за финансовыми потоками экономических агентов и ответственности за нарушение законодательстваоптимизация налоговых льгот за счет предъявления более жестких требований к лицам, претендующим на получение преференциального режимаограничение и последующее исключение неденежных форм расчетов в расчетах между экономическими агентамисокращение до минимума наличных расчетовсоздание условий для развития и укрепления малого бизнесаформирование позитивного отношения общества к уплате налогов.

По мнению автора диссертационной работы, перспективы улучшения ситуации с мобилизацией налоговых доходов связываются с необходимостью институционального изменения условий взимания налогов за счет соответствующего правового укрепления полномочий налоговых органов. Автором предложен комплекс мер по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры взимания налогов, который был принят ко внедрению в Межрегиональной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Южному федеральному округу при разработке Программы по улучшению собираемости налоговых доходов, что подтверждено соответствующей справкой. В числе указанных мер, в частности, выделены: предоставление права налоговым органам рассматривать вопрос о списании недоимки и штрафных санкций в суммах до 1 рубля, которые находятся без изменений в течение срока исковой давностивосстановление ограничений по открытию и использованию банковских счетов предприятиями-недоимщикамипредоставление налоговым органам права обращения взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторовувеличение срока принятия решения о возмещении сумм налога на добавленную стоимость с 3 до 6 месяцев в отношении плательщиков, не являющихся производителями экспортируемых товаров, отмена льготной О% ставки НДС для сферы инфраструктурного обслуживания экспортных поставокопределение персональной ответственности учредителей организаций за неуплату начисленных сумм налогов и обязательных платежей, за отсутствие хозяйственной деятельности организаций в течение 6 месяцев после государственной регистрации (без ограничения суммой вклада в уставный капитал) — исключение ограниченного срока давности на взыскание налоговых санкций с предоставлением права их бесспорного взыскания налоговым органамупрощение процедуры закрытия плательщиков, не ведущих хозяйственную деятельности и не представляющих налоговую отчетностьпересмотр и отмена дублирующих друг друга норм законодательства об административной и налоговой ответственности в части налоговых правонарушений ^ ряд др.

Важное значение для обеспечения мобилизации налоговых доходов имеет процедура реструктуризации накопленной задолженности. Однако проведения процедур реструктуризации свидетельствует о ряде недоработок., в том числеслабое правовое обеспечение, отсутствие четких законодательных норм относительно процедурных аспектов реструктуризации, несогласованность условий проведения реструктуризации, принятых в разные годы, неподготовленность к проведению реструктуризации налогоплательщиков и налоговых органов, что привело в ряде случаев к ее формальному проведению и утрате права на реструктуризацию из-за невыполнения ее условий. В результате задолженность по налогам и сборам продолжает прирастать, увеличившись за 2001;2002гг. на 200 млрд руб. и составив на 1 января 2003 г. 1113,7 млрд руб. или 36% от уровня налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2002 году. В диссертационном исследовании рассмотрен комплекс мер, которые позволят обеспечить эффективность данной меры. Среди них можно выделить законодательное закрепление статуса и базовых условий, возможности однократной «антикризисной» реструктуризации при обязательном проведении комплексной аналитической оценки финансового состояния организации-недоимщика, списание задолженности по штрафным санкциям и пеням после стабилизации текущих налоговых платежей, создание системы контроля за соблюдением принятых программ финансового оздоровления.

Реализация выводов и предложений по совершенствованию организации контрольно-экономической работы налоговых администраций, изложенных в работе, будет способствовать, по мнению автора, укреплению налогового потенциала и доходной базы территориальных бюджетов, обеспечению результативности налогового контроля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1994.
  2. Ф.Х. Концептуальные положения налогового процесса // Налоговый вестник. 1999. — № 12.
  3. О.А., Зайцев Д. А. Налоговые проверки. М., Главбух, 2000.
  4. Д. Теория государственных финансов. М.: Пионер-Пресс, 2002.
  5. Д.Г. Изменения в налоговом администрировании в условиях модернизации налоговых органов/ Налоговый вестник. 2002. — № 1
  6. А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. 1997. — № 8.
  7. Введение в экономико-математические модели налогообложения: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2000.
  8. Д.В. Субъекты налогового права. М.: Издательство НОРМА, 2000.
  9. Г. А. Эффективно вести работу с налогоплательщиками// Финансы.- 1996. № 8.
  10. В.В. Главная задача мобилизация доходов в бюджетную систему // Финансы — 1996 — № 3.
  11. Государственная налоговая служба (Под ред. Бабаева К.А.). Н.Новгород. 1995.
  12. В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. 2002. — № 4.
  13. И.В. Сколько функций у налога // Налоговый вестник 2002. — № 3.
  14. И. В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетныхотношений II Финансы. -1999. № 6.
  15. Д.А. Сбор налогов как инструмент управления региональной экономикой// Налоговый вестник 2002. — № 4.
  16. А.З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., Книжный мир, 2002
  17. А.В. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность // Налоговый вестник. 2002. — № 3.
  18. В.В. Изучение налоговой базы позволит повысить доходы бюджета // Российский налоговый курьер. 2000. — № 10.
  19. JI.B. Налоги и налогообложение Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
  20. JI.B. Обособленные подразделения. Учет и налогообложение. — М.: «Бератор-Пресс», 2002.
  21. В.П. Налоговый паспорт региона проходит апробацию // Налоговый вестник. 2000. — № 7.
  22. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. Монография. СПб.: Знание, 2000.
  23. В.А., Бобоев М.Р.О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник. 2002. — № 12.
  24. A.JI. Об основных положениях определения налоговой нагрузки регионов РФ // Налоговый вестник. 2000. — № 4.
  25. Коломиец A. JL, Мельник А. Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона // Налоговый вестник. 2000. — № 1.
  26. Коломиец A. J1. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов // Налоговый вестник. 2000. — № 2.
  27. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000.
  28. Т.Д. Органы налоговой службы в механизме российского государства. СПб.: Издательство Юридического института, 2000.
  29. Концепция (основные направления) бюджетной и налоговой политики
  30. Ростовской области на 2003 год и среднесрочную перспективу.
  31. В.В. Налогоплательщик и налоговые органы. М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  32. Н.Г., Зерщиков Ю. С., Корсун Т. И., и др. Налоги в воспроизводственном механизме региональной экономики: Монография. Под редакцией Кузнецова Н. Г. РГЭА/ Ростов н/Д., 2000.
  33. Э. Экономический рост и реформы в России // Вопросы экономики. 2002. — № 6.
  34. И.И. Налоги и криминал. М., «ЮрИнфоР», 2000
  35. И.И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001.
  36. Н.В. Финансовый контроль как элемент управления финансовыми ресурсами территории: Монография / Рост.гос.эконом.акад. Ростов н/Д, 2000.
  37. В.Д., Бембетов А. П. Налоговые преступления. -М.: Экзамен, 2001.
  38. А.П. Налогово-бюджетный потенциал регионов России//Налоговый вестник 1997. — № 4.
  39. В.П. Спасение бюджета не налоги, а восстановление материального производства // Налоговый вестник — 1997. — № 3
  40. A.M. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Российский экономический журнал. 1998. — № 5.
  41. М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 1998. — № 5.
  42. С.И. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. 2002. — № 7.
  43. В.И. Сущность камеральных и документальных проверок, проводимых налоговыми органами и особенности бухгалтерского учета дляцелей налогообложения. -М.: Налоговый вестник, 1997.
  44. Налоги и налогообложение // под.ред. И. Г. Русаковой М.:ЮНИТИ, 1998 г.
  45. Налоги и налоговое право // под.ред. А. Г. Брызгалина М.: Аналитика -Пресс, 1997 г.
  46. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб: Питер, 2000.
  47. Налоговые системы зарубежных стран (под ред. В. Г. Князева, Д.Г.Черника) -М.: Финансы 1997.
  48. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: «Проспект», 2003.
  49. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: ИД ФБК-Пресс, 2003.
  50. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практич.пособие / Под ред. проф. Ю. Ф. Кваши. М.: Юристъ, 2001.
  51. А.И., Мельник А. Д. Налоговый паспорт региона в центре внимания//Налоговый вестник. — 2000. — № 3.
  52. О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002.
  53. Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики. 2002. — № 5.
  54. Е.В. Реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам как форма изменения срока уплаты налоговых платежей/ Ваш налоговый адвокат. 2001. — № 4.
  55. И.Х. Основы финансовой науки. М.: ГИЗ, 1923.
  56. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.
  57. Учебное пособие для вузов. -М.: МЦФР, 2002.
  58. В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. -М.: МЦФР, 2003.
  59. В.Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник, 2001, № 4.
  60. А.Б., Коломиец A.JI. О региональном аспекте совершенствования налогового законодательства // Налоговый вестник, 2000, № 10.
  61. А.Б., Мельник А. Д. Перспективы расширения налоговой базы // Налоговый вестник, 2000, № 8.
  62. Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  63. И.А., Вишневская В. Г. Формирование налоговой базы регионов в переходный период // Налоговый вестник. 2000. — № 7.
  64. С.В., Терехин В. И. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий. -М.: Экономика, 2000.
  65. А.В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. -М.: Юрайт-М, 2001.
  66. В. Трактат о налогах и сборах. М.: «Ось-89», 1997.
  67. Ю. Селективная финансовая политика: повышение собираемости налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития экономики // Российский экономический журнал. 1999. -№ 4.
  68. Положение о Федеральной налоговой службе. Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 // Российская газета. 2004 -1.10.2004г.
  69. В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000.
  70. С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы // Налоговый вестник. 2002.- № 6.
  71. В.М. Государственный бюджет и его роль в сбалансированномразвитии экономики. М.: Финансы и статистика. 1985
  72. В.М. Бюджетная реформа : содержание и проблемы // Финансы. -1994. -№ 8.
  73. В.М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. М.: Изд-во «Перспектива», «Юрайт», 2000.
  74. Т.Ф. Финансовый механизм бюджетных учреждений: теория и методология. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  75. С.Н. Модели реструктуризации налоговой задолженности и последствия их применения // Финансовые исследования. 2002. — № 5.
  76. Р.А., Ананьева Г. И. О некоторых аспектах налоговой нагрузки экономики и прогнозе поступления налогов в 2000 году // Налоговый вестник. -2000. № 4.
  77. Р.А., Ананьева Г. И. О некоторых аспектах налогового прогнозирования и планирования // Налоговый вестник. 2000. — № 12.
  78. Р.А., Мельник А. Д. Об основных аспектах расчета налоговой базы // Налоговый вестник. 1999. — № 10.
  79. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие / Институт экономики РАН. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.
  80. С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. -М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.
  81. Собираемость налогов в~России: вчера, сегодня, завтра. // Все о налогах. -2000. № 4.
  82. А.А. Теория налогов. -М.: ООО «ЮрИнфор-Пресс», 2003.
  83. И.Н. Налоговые преступления в торговле. М.: «Налоговый вестник», 2001.
  84. Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. -М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  85. С.П. Бюджеты территорий. М.: Финансы и статистика, 1993.
  86. Дж.Ю. Экономика государственного сектора М.: Изд-во МГУ:1. ИНФРА-М, 1997.
  87. Дж. Государственные финансы Канады / Пер. с англ. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  88. А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. -М.: Юристъ, 2001.
  89. Ю., Кирова Е. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения // Экономист. 1998. — № 10.
  90. Финансы // Учебник под ред. В. М. Родионовой М.: Финансы и статистика, 1993 г.
  91. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. М.: Юрайт-М, 2001.
  92. М.Н. Уроки реструктуризации // Налоговый вестник. 2002. — № 2.
  93. С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. М.: МЦФР, 2000.
  94. А.В. Теневая экономика. М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2000.
  95. А.В., Шестаков Д. А. Введение в финансово-экономическую экспертизу. М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2000.
  96. С.С. О мерах по повышению эффективности работы налоговой службы // Финансы. 1998. — № 5. С.20−25.
  97. Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, 1997.
  98. Ю.В., Сомик К. В. Информационно-аналитическая работа в федеральных органах налоговой полиции. М.: Изд-во МГУ, «ЧеРо», 1999
  99. Экономика налоговой политики. Пер. с англ. / Под ред. Майкла П. Девере. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2001.
  100. Т.Ф. Налоги и налогообложение. -М., ИНФРА-М, 2001.
  101. Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., ИНФРА-М, 1999.
Заполнить форму текущей работой