Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе на основе развития надежности в действиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Руководящему составу, горных вузов рекомендовать внедрение в образовательный процесс разработанную педагогическую модель, профессиональной* подготовки горных спасателейстимулировать преподавательский состав, учебный отдел вуза на совершенствование образовательного процесса посредством внедрения модульных программ обучения, и рейтинговой системы контроляиспользоватьразработанную методику… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДЕОТОВКИ1СПЕ1ХДАЛИСТОВЩОЖАРНОН&БЕЗОПАСНОСТИ: Г0РНЬСПАСАТ-ЕЛШНЪ1Х<�П0ДРАЗДЕ
    • 1. 1. Особенности профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности’горноспасательных подразделений

    1.2: Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе как средство развития у них необходимых качеств и навыков для надежных действий в ¡-чрезвычайных ситуациях.:.1.21/

    1.3. научно-методические подходы к развитию надежности в действиях у с1ii-циалистов противопожар1юй службы горноспасательных подразделений.!.:.:.

    ГЛАВ, А 21ОРГАНИЗАЦИЯМИМЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ:.

    2.1. Организация исследования.

    2.2.Методы исследования".

    ГЛАВА М МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ! ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЬГХ ПОДРАЗДЕЛЕНИШВШУЗЕ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ НАДЕЖНОСТИ В ДЕЙСТВИЯХ.

    3.1. Оценка современного состояния процесса профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе.

    3.2. Структурно-функциональная модель процесса профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе.

    3.3. Методика отбора содержания учебного материала для развития профессиональной надежности действий у студентов горного вуза.

    3.4. Методика развития надежности действий у специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе и психолого-педагогические условия, необходимые для ее эффективной! практической реализации.*.

    ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В

    ВУЗЕ, НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ НАДЕЖНОСТИ В ДЕЙСТВИЯХ.

    4.1. Разработка критериев эффективности процесса профессиональной подготовки студентов горного вуза.

    4.2. Организация педагогического эксперимента.

    4.3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение.146.

Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе на основе развития надежности в действиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное количество аварий и техногенных катастроф, а также масштабы их последствий, становятся все более опасными" для населения, окружающей среды и экономики страны. Риск возникновения-чрезвычайных ситуаций техногенного характера4 растет. Большую, угрозу для социально-экономического развития страны представляют объектытопливно-энергетического комплекса. Многие потенциально опасные объекты топливно-энергетического комплекса (электроэнергетики, нефтегазодобывающей и неф-тегазоперерабатывающей отраслей, трубопроводного транспорта, угольной промышленности) имеют выработку проектного ресурса нач уровне 75−90%, что увеличивает риск возникновениям на них чрезвычайных ситуаций. Аварии на* угольных шахтах из-за взрывов’метана, угольной пыли, самовозгоранийобвалов и обрушений, породы* № угля приводят к тяжелым последствиямв том числе к гибели людей.

В структуре источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера, преобладают пожары в шахтах и на-промышленных объектах, от которых гибнет наибольшее число людей. В этой связи, значительно возросла нагрузка на специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений по-ликвидации аварий, в шахтах и спасению, людей. От их профессионального мастерства зависит количество спасенных жизней. Поэтому проблеме-повышения качества профессиональной подготовки этих специалистов в горных вузах должно уделяться первостепенное значение.

Практика профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузах требует решения задачи по формированию специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства. В' соответствии с этими фактами объективно возрастает потребность в высокопрофессиональных специалистах пожарной безопасности горноспасательной службы.

Профессиональная деятельность, требует от них проявления" надежности действий и высокого уровня развития личностных качеств: выносливости, силы, быстроты, смелости, решительности, мужества, самообладания, дисциплинированности, самоотверженности, ловкости, чувства коллективизма, рискованности, взаимовыручки и других (Ю.В. Байковский, 1996; Ф: А. Кропф| 1998; Г. Г. Соболев, 1991; Б. А'.Маринов, 1991; A.M. Новиков, 1989; A.A. Моха, 2010 и др.).

Между тем, профессиональная подготовка специалистов > пожарной безопасности горноспасательных подразделений в основном, ориентирована на формирование знаний, умений и навыков. Она недостаточно ориентирована на развитие надежности действий и личностных качеств, необходимых этим специалистам в повседневной профессиональной’деятельности.

Специфические особенности" профессиональной деятельности (работа с применением изолирующей, дыхательной аппаратурыбольшая физическая нагрузка привысокой' температуре* окружающей5 средынервно-эмоциональное напряжениепрофессиональная" деятельность, сопряженная, с* риском для? жизни и здоровьяогромная, ответственность за жизнь" других людей" и т. д.), предъявляют высокие требования к уровню развитиянадежности действий в чрезвычайных ситуациях у будущих специалистов, пожарной безопасности горноспасательных подразделений.

В связи с этим, особое место в профессиональнойподготовке будущих специалистов, пожарной безопасности горноспасательных подразделений должны занимать средства развития надежности действий, которые позволяют более качественно готовить их для действий в чрезвычайных ситуациях.

Однако, несмотря на наличие большого количества работ, раскрывающих различные стороны профессиональной подготовки этих специалистов (Ш.Г.Арадахов, 2010; C.B. Егорин, Б. Г. Лунев, 2009; Ф. А. Кропф, 1998; А. М. Новиков, 1989; Г. Г. Соболев, 1991; P.P. Магомедов, 2002; A.M. Магомедов, Ш. Г. Арадахов, 2008; A.A. Моха, 2010, Б. А. Маринов, 1991 и др.), нам не удалось обнаружить исследований, посвященных вопросам целенаправленного использования средств развития надежности действий в системе их профессиональной подготовки. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием и разработкой модели процесса профессиональной подготовки студентов в горном вузе для эффективного формирования надежности действий и профессиональных качеств, необходимых для этого. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что формирование надежности действий и личностных качеств у будущих специалистов пожарной безопасности в вузе, является важным этапом на пути их становления как профессионалов.

На основании изучения" опыта профессиональной подготовки этих специалистов в горных вузах, анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы была выявлена и-сформулирована, проблема исследования, которая обусловлена противоречиями, между:

— потребностью горноспасательнойслужбы в квалифицированных, профессионально-компетентных специалистах пожарной*безопасностинедостаточным уровнем их профессиональной подготовленности;

— необходимостью повышения эффективности процесса профессиональной подготовки студентов в горных вузах, с целью развития надежности действий, а также значимых личностных качеств и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения данного процесса;

— необходимостью повышения уровня развития надежности действий у будущих специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений и отсутствием методических рекомендаций для этого.

Объективно существующая потребность разрешения данных противоречий определяет актуальность настоящего исследования и наличие главной задачи, направленной на совершенствование процесса профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений, с использованием средств для развития надежности действий.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка модели процесса профессиональной подготовки специал истов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе, с использованием средств для развития у них надежности действий.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов в горном вузе.

Предмет, исследования' - процесс целенаправленного формирования надежности действий и личностных качеств у будущих специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в ходе их профессиональной подготовки в вузе.

В’основу исследования положена гипотеза, основанная на том, что рост эффективности процесса профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе, может быть обеспечен в рамках специально разработанной, модели, основанной на использовании средств, направленных на развитие надежности* действий и необходимых для этого профессиональных и личностных качеств.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой* гипотезой определены следующие задачи-исследования:

1. Установить неблагоприятные факторы профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений и требованиям уровню их профессиональной подготовленности.

2. Разработать модель процесса профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений, на основе развития у них надежности действий и методику отбора содержания их профессиональной подготовки.

3. Обосновать методику развития надежности действий у будущих специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе и психолого-педагогические условия для ее реализации, а затем экспериментально проверить их эффективность.

Теоретическую основу исследования составили: психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теория профессионального образования, методология* профессиональной педагогики (Н.А.Алмазова, С. И-Архангельский, С. Я. Батышев, А. П. Беляев, В. Н. Козлов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, М. И. Махмутов, Е. В. Ткаченко, В. В. Шапкин и др.);

— теориям надежности профессиональной? деятельностиспециалистов? пожарной/ безопасности. (Ю.Г. Баскин, A.A. Благинин, А. Э. Болотин, НМ. Бороздинов, Н-Е.Винокзфова, A.A. Грешных, В Л. Гйлев-, (c)Я (c)*ЕфремовЕЛ51Игаин^ЖТ.Л0бжа^.В^Ж0ша^В^(c)садчук^:В-Ю:Рь1бниковВШ.Щеголев| Г. И. Щукина, Л. С. Узун и др.) — теории: организации, профессиональной? подготовки специалистов горноспасательных подразделений: (Ф.А. Кропф, A.M. Новиков,. F.F. (Соболев, Б-А'-.Маринов? .М'П'1 Цивилев-, А^А.НйканоровБ:М-.€услиншдрг)г.

Методы" исследования: логико-исторический анализе литературыпо изучаемой проблеметеоретический анализ философской. и психологической литературы для формулирования позиций исследованияанализ учебных программ профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности? горноспасательных подразделений в вузахобобщение эффективного педагогического опытапраксиметрические методы (анализ, результатов профессионалыюй деятельности, анкетирование, наблюдение), методыматематической статистики.

Научная новизна исследования состоит в обосновании и: разработке модели процесса профессиональной подготовкиспециалистов пожарношбезопасности горноспасательных подразделений в вузе* с использованием" средств развития надежности действий. Данная? модель, включает особенности использования средств развития надежности действий и личностных качеств у студентов в процессе обучения в горном вузе, а также раскрывает содержание деятельности профессорско-преподавательского состава и обучаемых.

Установлены неблагоприятные факторы профессиональной деятельности специалистов горноспасательных подразделений. К ним относятся: внезапные газодинамические явленияскопление различных газов и жидкостей в зонах геологических нарушенийвысокая напряженность горных пород, влияющих на сохранность выработокгорные ударыпрорывы, воды в выработкеувеличение газовыделения в горных выработках и рост температуры горных пород по мере увеличения глубины разработкисамовозгорания и связанные с ними подземные пожары в шахтах.

Выявлены требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений и-надежности их действий в чрезвычайных ситуациях.

Разработана методика отбора содержания1 учебного материала для развития" надежности действий в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе, включающая: анализ специфики действий этих специалистов на основе изучения практического опыта и наблюдения за действиями обучаемых в процессе ученийопределение номенклатуры знаний, профессиональных навыков и умений, на основе установления причин" недостаточной профессиональной" подготовленности для’надежных действий при-ликвидации аварий и катастроф? в> шахтахконкретизацию компонентногосостава содержания профессиональной4 подготовки специалистов* для развития надежности действий, и критериев-отбора учебного материала.

Разработана методика развития надежности действий1 у будущих. специалистов, пожарной безопасности горноспасательных подразделений, которая состоит из целого ряда, методических приемов, средств направленных на развитие способности’правильно определять характер и содержание деятельности в зависимости от ситуации при ликвидации аварий в шахтах и спасениилюдей. Данная методика основана на моделировании профессиональной деятельности в условиях ликвидации пожаров в шахтах.

Обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации разработанной методики развития надежности действий у будущих специалистов: структурирование содержания специальных дисциплин в интересах развития надежности действий у обучаемыхнацеленность процесса профессиональной подготовки на решение практических задач в условиях, требующих проявления эмоционально-волевой устойчивостисоздание обстановки на занятиях, требующей проявления способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от ситуациимоделирование элементов профессиональной деятельности на занятиях, требующих принятия правильных решений в сложных ситуацияхиспользование методических приемов, направленных на подавление неуверенности у обучаемыхсоздание обстановки на занятиях, требующей интенсивной мыслительной деятельности обучаемых в заданных интервалах времениучет индивидуальных возможностей и психолого-педагогических особенностей обучаемых при развитии надежности действий.

Экспериментально подтвержденавысокая эффективность разработанной модели процесса профессиональной^ подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе, с использованием1 средств для развития1 надежности действий.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теориипрофессионального образования специалистов горноспасательных подраздел енишновыми знанием: об использовании средств дляразвития? надежностидействий в процессе их профессиональной^ подготовкио построении модели процесса профессиональной подготовкиспециалистов пожарной^ безопасности горноспасательных подразделений в вузео методике отбора* учебного материалао психолого-педагогических условиях, необходимых для практической реализации разработанной методики развития" надежности действий у обучаемых.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию надежности действий и личностных качеств у будущих специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в, процессе их профессиональной подготовки в вузе. Эти рекомендации легли в основу создания учебно-методического пособия для педагогов высших учебных заведений по формированию надежности действий и личностных качеств у специалистов данного профиля. Полученные данные могут быть использованы преподавателями вузов, как в виде отдельного спецкурса, так и в виде отдельных заданий и тем в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена анализом современных достижений психолого-педагогических науклогикой исследованиявыбором методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки и полученных экспериментальных данныхположительными результатами экспериментальной работы, под твержденными методами математической статистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная' деятельность специалистов пожарной безопасности подразделений требует от них высокого уровня надежности действий и необходимых для этого профессиональных и личностных качеств.

2. Модель процесса профессиональной подготовки будущих специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений, включающая* особенности деятельности профессорско-преподавательского'состава, обучаемых и содержание методики развития у них надежности действий, в чрезвычайных ситуациях.

3. Методика отбора содержания учебного материала, включающая: анализ специфики действий специалистов горноспасательных подразделенийопределение номенклатуры профессиональных занятий, умений и, навыковконкретизацию компонентного состава, содержания профессиональной подготовки студентов горного вуза, для развития у них надежности действий и, критериев отбора содержания обучения.

4. К числу основных психолого-педагогических условий, необходимых для реализации методики развития надежности действий у студентов горного вуза относятся: создание обстановки на занятиях, требующей проявления способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от ситуациинацеленность процесса профессиональной подготовки на решение практических задач в условиях, требующих проявления эмоционально-волевой устойчивостимоделирование элементов профессиональной деятельности на занятиях, требующих принятия правильных решений в сложных ситуациях.

выводы.

1. В результате проведенного анализа профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений, были установлены неблагоприятные факторы, с которыми они сталкиваются при ликвидации чрезвычайных ситуаций. К ним относятся: внезапные газодинамические явленияскопление различных газов и жидкостей в зонах геологических нарушенийвысокая напряженность горных пород, влияющих на сохранность выработокгорные ударыпрорывы воды в выработкеувеличение газовыделения в горных выработках и рост температуры горных пород по мере увеличения глубины разработкисамовозгорания и связанные с ними подземные пожары в шахтах.

2. Выявленные неблагоприятные факторы профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений и сама деятельность в чрезвычайных ситуациях предъявляют высокие требования к уровню их подготовленности и надежности действий в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий аварий в шахтах, связанных с обвалами и обрушениями, взрывами и подземными пожарами, а также спасением людей требует от горных спасателей надежности профессиональных действий, выдержки, самообладания, смелости, решительности, выносливости, силы, быстроты, ловкости, проявления хороших профессиональных навыков и умений, специальной выносливости к работе в респираторах, устойчивости к воздействию высоких температур, а также других личностных и профессиональных качеств.

3. В результате исследования была разработана модель процесса профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе, включающая особенности деятельности профессорско-преподавательского состава, обучаемых и содержание методики развития у них надежности действий.

Было установлено, что надежность действий определяется уровнем развития профессионализма, настойчивости, дисциплинированности, смелости, выдержки, самообладания, способности принимать правильные решения в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности и другими качествами. Поэтому разработанная модель профессиональной подготовки этих специалистов была направлена, прежде всего, на развитие вышеперечисленных качеств.

4. В ходе исследования была разработана методика отбора' содержания учебного материала для развития надежности действий в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в".вузе включающая: анализ специфики действий этих специалистов на основе изучения практического опыта и наблюдения за действиями обучаемых в процессе ученийопределение номенклатуры знаний, профессиональных навыков и умений на основе установления причин недостаточной профессиональной подготовленности для надежных действий при ликвидации аварий и катастроф в шахтахконкретизацию компонентного состава содержания профессиональной подготовки специалистов" для развития надежности действий и критериев отбора учебного материала.

5. Методика развития надежности действий у будущих специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений состоит из целого ряда методических приемов, средств направленных на развитие способности правильно определять характер и содержание деятельности в зависимости от ситуации при ликвидации аварий в шахтах и спасении людей.

Данная методика основана на моделировании профессиональной деятельности в условиях ликвидации пожаров в шахтах.

6. В процессе исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации разработанной методики развития надежности действий у специалистов пожарной безопасности горноспасательных подразделений в вузе. К ним относятся: структурирование содержания специальных дисциплин в интересах развития надежности действий у обучаемых (ранговый показатель 21,1%) — нацеленность процесса профессиональной подготовки на решение практических задач в условиях, требующих проявления эмоционально-волевой устойчивости (19,2%) — создание обстановки на занятиях, требующей проявления способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от ситуации (16,2%) — моделирование элементов профессиональной деятельности на занятиях, требующих принятия правильных решений в сложных ситуациях (12,9%) — использование методических приемов, направленных на подавление неуверенности у обучаемых (11,8%) — создание обстановки на занятиях, требующей интенсивной мыслительной деятельности обучаемых в заданных интервалах времени (10,7%) — учет индивидуальных возможностей и психолого-педагогических особенностей обучаемых при развитии надежности действий (8,1%).

7. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики развития надежности действий у студентов горного вуза. Особенно существенные различия наблюдались у испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной в показателях профессиональной направленности, уровня развития волевых и физических качеств, организаторских способностей.

8. Объективным показателем высокой эффективности разработанной методики развития надежности действий, явились отзывы на выпускников горного вуза. Все выпускники экспериментальной группы имели положительные отзывы, в то время как в контрольной группе таких отзывов было около 70%.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Разработка и экспериментальная проверка педагогической модели профессиональной подготовки студентов горноговуза, готовящих специалистов для’горноспасательных подразделений позволили сформулировать следующие практические рекомендации:

1. Руководящему составу, горных вузов рекомендовать внедрение в образовательный процесс разработанную педагогическую модель, профессиональной* подготовки горных спасателейстимулировать преподавательский состав, учебный отдел вуза на совершенствование образовательного процесса посредством внедрения модульных программ обучения, и рейтинговой системы контроляиспользоватьразработанную методику оценкидеятельности преподавателей по! формированию профессиональной надежности у студентовразвивать учебно-материальную базу, способствующую внедрению интенсивных средств обучения, развивающих-у будущих горных спасателей профессиональную надежностьстимулировать профессорско-преподавательский состав к повышению своего уровня психолого-педагогической подготовленности.

2. Профессорско-преподавательскому составу горного вуза рассматривать разработанную модель профессиональной подготовки студентовнаправленную на развитие у них надежности действий, как принципиальное требование для повышения своего уровня профессиональной подготовленностииспользовать в своей практической деятельности разработанную нами методику оценки эффективности процесса формирования профессиональной надежности у студентоввнедрять в практику профессионального развития студентов методические разработки и модульные программы обучения по всем учебным дисциплинамосваивать интерактивные технологии, способствующие интенсификации профессиональной подготовки и развитию профессиональной надежности у студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова-Славская. — М.: Изд-во Наука, 1980.- 335 с.
  2. B.C. Содержание, структура и динамика межгрупповых представлений/ B.C. Агаев, A.A. Теньков//Вестник МГУ. Вып. 14 — 1986 — № 1- С.18−24.
  3. М.А. Высшее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы/ М.А. Акопова// Вопросы методики преподавания в вузе.-Вып.5. СПб.: СПбГПУ, 2003.-C.3−7.
  4. H.A. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты/ H.A. Алексеев. М.: Мысль, 1988.
  5. Н.В. Использование моделирования при обучении пожарных/ Н.В. Алексеева// Проблемы обеспечения безопасности-при чрезвычайных ситуациях: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2004. — С.15−19.
  6. , Б.Г. О соотношении способности и одаренности.- В' кн.: Проблемы способностей/ Б.Г. Ананьев- под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982.-С. 15−32.
  7. , В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: Учебное пособие/В.И. Дндреев. Казань, 1998.- 154с.
  8. В. А. Педагогические технологии/В .А. Андреева — М.: Профессионал, 2001— 32 с.
  9. , Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Л. А. Андреева. — Орел, 1999. — 28 с.
  10. П.К. Кибернетика и интегративная деятельность/ П.К. Анохин// Вопросы психологии—1966 —№ 3.— С.10−15.
  11. , Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. В кн.: Методологические и"теоретические проблемы- психологии/ Л. И. Анцыферова. — Mr. Наука, 1989. — 359 с.
  12. IH.F. Содержание и методика базовой подготовки в горном туризме: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ Ш. Г. Арадахов- РГПУ им. А. И. Герцена.- СПб., 2010.- 23с.
  13. Ш. Г. Экспериментальное обоснование содержания и методики базовой подготовки в горном туризме/ Ш. Г. Арадахов// Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2010. — № 4 (62). — С.6−9.
  14. Асеев, В Л7. Мотивация поведения и формирование личности/ В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1996. 158 с.
  15. , А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологи-ческого анализа/ А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. — 416 с.
  16. В.Г. Общество: системность познания и" управления/В.Г. Афанасьев:-М.: Политиздат, 1981. -432 с.
  17. , Ю.К. Интенсификация* процесса обучения/ Ю. К. Бабанский. М: Знание, 1987. — 78 с.
  18. , С.А. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива/ С. А. Багрецов, В. А. Кулганов, И. П. Горелов. СПб.: ВИКА, 1996.-305 с.
  19. , A.C. Карьера и профессиональные компетенции специалистов/ A.C. Бажин// Высшее образование сегодня.- 2007.-№ 9.- С. 37−44.
  20. Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта/Ю.В. Байковский.- М.: Физкультура и спорт, 1996.- 140с.
  21. A.B. Теоретические и методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии/ A.B. Барабанщиков, Н: И. Конюхов. М.: ВПА, 1982. -42 с.
  22. Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России/ Ю. Г. Баскин, Е.П. Соловьева// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. 2006. -№ 4 (15). — С.35−38.
  23. , С .Я. Профессиональная педагогика/ С. Я. Батышев. -М.: Педагогика, 1999! 504 с.
  24. А.К. Меры, безопасности при ликвидации- последствий стихийных бедствий и производственных аварий: Учебное пособие/ А. К. Бахтин: -М.: Энергоатомиздат, 1994, — 115с.
  25. А.К. Профессиональная надежность при выполнении неотложных аварийно-восстановительных работ в.очаге поражения/ А. К. Бахтин. М.: Атомиздат, 1989.- 125с.
  26. , A.A. Методика исследования формирования понятий, учений и навыков у студентов вузов/ A.A. Беляева. — М.: Высшая школа, 1996. — 198*с.
  27. В.Д. Библиотека экстремальных ситуаций/ В. Д. Беляков, A.A. Дегтярев, Ю. Г. Иванников: М.: ГНПП «Аэрогеология», 1995. — 185с.
  28. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание/ Р.Бернс. — М.: Мысль, 1986.- 66 с.
  29. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов/ В. П. Беспалько. — М.: Высшая школа, 1989. 141 с.
  30. С.А. Моделирование как стратегия современного образования/ С. А. Бешенков // Инновации в образовании.- 2007.- № 6.- С. 21−26.
  31. A.A. Психофизиологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем: Автореф. дис. .д-ра психол. наук/ A.A. Благинин.- СПб., 2005.- 55с.
  32. И.В. Становление и сущность системного подхода/ И. В. Блаумберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1983. — 270 с.
  33. A.A. Вершина в развитии"взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998.-168 с.
  34. A.A. Личность и общение. Психолого-педагогические проблемы формирование личности/ A.A. Бодалев. М., 1983. — 272 с.
  35. Бодров’В. А. Психология профессиональной пригодности/ В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
  36. Г. Педагогическая* подготовка.преподавателей/ Г. Бокарева, С. Мойсеенко//Высшее образование в России 2004. — № 7. — С.154−155.
  37. А.Э. Теориями практика игрового обучения специалистов ¡-физической подготовки и спорта: Монография/ А. Э. Болотин.- СПб.: Гос. Академия спорта- 2000.- 221с.
  38. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В: Сериков// Педагогика. 2003. -№ 10. — С.8−14.42'. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования/ Н.В. Бор-довская. СПб., 2001. — 121 с.
  39. Г. А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки/ Г. А. Бордовский// Подготовка специалистов в области образования. Основные направления совершенствования. СПб., 1996. — Вып. IV. — С. 14−18.
  40. Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография/ Г. А. Бордовский, A.A. Нестеров, С. Ю. Трапицын. СПб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2001.-359 с.
  41. , T.B. Психология делового общения/ Т. В. Бороздина. М.: Инфра — Mi, 2003: — 216 с.
  42. H.A. Компетентность руководящего работника и пути ее повышения/Н1А.Буйко.-М-: АОН-1988.-104 с.
  43. О.Н. Психолого-педагогические основы формирования1 профессиональной! деятельности/ 0-Н. Бурмыкина, Н. А. Нечаев. — М.: Изд-во МГУ, 1998. 166с.
  44. Г. Вербицкий A.A., Активное обучение в * высшей школе: контекстный* подход Метод., пособие/ A.A. Вербицкий.-М.: Высшая школа, 1991.-207с:
  45. О.В. Самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности студентов/ О.В. Виштак// Высшее образование в России. — 2004. -№ 7. С.151−153.
  46. , И.П. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса/ И. П. Волков, А. И. Захаров, а др.// Руководство и лидерство: Опыт социально-психологического исследования. Л.: Лениздат, 1987. -С. 53−61.
  47. В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды/-В.Г. Волович. М.: Мысль, 1993.- 186с.
  48. , JT.C. Педагогическая психология/ JI.C. Выготский- Под ред.
  49. B.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1989. — 534 с.
  50. A.C. Моделирование организации медицинской помощи при катастрофах/ A.C. Гандз- Ю.И. Толуев// Советское здравоохранение.- 1991.- № 2.1. C.23−25.
  51. Р.П. Профессионально-творческое саморазвитие студентов/ Р.П. Гареев// Высшее образование в России. 20 041 —№ 9. — С. 174−176.
  52. М.Г. Развитие у студентов опыта1 самостоятельной профессиональной деятельности/ М. Г. Гарунов, P.A. Блохина, Г. С. Лаптева. М: НИ-ИВШ, 1985.-14с.
  53. , Б.С. Философия" образования- для? XXI века/ Б. С. Гершунский. М.: Наука, 1998. — 605 с.
  54. О.Б. Социально-психологические факторы производственного травматизма: Автореф. дисс. .канд. психол. наук/ О. Б. Годлиник. М., 1986. — 25с.
  55. Л.В. Проектная технология формирования н профессиональной коммуникативной компетентности студентов техническогоt вуза.: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Л.В. Голикова- СПбГПУ- СПб, 2005. 27с.
  56. Л.В. Проектная технология формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза.: Автореф: дис. .канд. пед. наук/ Л.В. Голикова- СПбГПУ.- СПб, 2005. 27с.
  57. Л.И. Медицинская помощь населению в очагах поражения/ Л. И. Горелов, В. И. Дубинин. М.: Воениздат, 1992.- 125с.
  58. A.B. Энциклопедия экстремальных ситуаций/ А. В: Гостю-шин.- М.: Зеркало, 1994.- 250с.
  59. , A.C. Введение в социологическое исследование профессиональной деятельности. Методология, исследовательские практики/ A.C. Готлиб. М.: Флинта, 2005. — 382 с.
  60. В.П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста/ В. П. Давыдов, O.A. Рахимов // Инновации в образовании. -2002.- № 2.- С. 62−83.
  61. H.A. Как быстро научиться интересно, и эффективно обучать специалистов: Учебно-метод. пособие/ H.A. Давыдов, H.A. Бойченко. Симферополь: Изд-во «Таврия», 1992.- 145с.
  62. , И.А. Психология общения и развитие личности/ И.А. Джи-дарьян// Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — С. 127−158.
  63. O.A. Очерки по философии образования/ O.A. Долженко. — М.: Про-Медиа, 1995.-70 с.
  64. A.B. Профессиональная компетентность как показатель качества образования/ A.B. Дорофеев// Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С.30−33.
  65. C.B. История спасательной службы- в горах и её организация в современных условиях/ C.B. Егорин, Б.Г. Лунев//Вестник безопасности.-2009.-№ 4.- 22−24.
  66. , Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: Монография/ Б. В .Ендальцев.- СПб.: МО РФ, 2008.- 198 с.
  67. Забродин, Ю. М1 Модель-личности в психодиагностике/ Ю. М-Забродин. М.: Наука, 1994: — 190 с.
  68. Загвязинский В: И. Теория обучения: Современные интерпретации: Учеб. пособие для студентов вузов/ В. И: Загвязинский. — М.: Академия, 2001. — 188с.
  69. , А.М. Психолого-педагогические основы деятельности командира подразделения/ А. М- Захаров. Л.: ВАС, 1989.- 120с.
  70. Зданович, И: А. Физическая и техническая подготовка в горном туризме* в условиях искусственно созданной горной среды: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ И. А. Зданович Омск, 2005. — 23 с.
  71. Т.В. Профессиональное становление личности инженера/ Т.В. Зе-ер.- М.: Академия, 1998, — 89 с.
  72. Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности/ Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк// Психологический журнал.- 1997.- № 6.- С. 35 44.
  73. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие/ Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1997. — 156с.
  74. , Э.Ф. Психология профессий/. Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2 005 336 с.
  75. , Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие для вузов/ Э. Ф. Зеер. М.: изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.
  76. И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/ И. А. Зимняя. М.: Исслед. центр’проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 32с.
  77. , В.П. Психологическая педагогика/ В. П. Зинченко. — Самара: Изд-во Самарского гос. пед. ун-та, 1998. 296 с.
  78. И.И. Методология и методы системной организации комплексного мониторинга качества образования/ И. И. Ивакина — Красноярск: СГТУ, 2002. 56 с.
  79. H.JI. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: Монография/ H.JI. Иванова, Е. В. Конева.- Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, Междунар. акад. психол. наук. Ярославль, 2003'. — 131 с.
  80. B.C. Когнитивные факторы обучения/ B.C. Идиатулин// Образовательные технологии.-2004.- № 1.- С. 74−75.
  81. Е.П. Мотивация и мотивы/ Е. П. Ильин, — СПб., 2004. 154 с.
  82. Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека: Учебник/Е.П. Ильин. JL, 1968.- 175с.
  83. Ю.А. Искусство выживания/ Ю. А. Ильичев //Военные знания.-1992.- № 2.- С. 34−36.
  84. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя/ И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2004. — 208 с.
  85. , А.И. Активные методы обучения/ А. И. Каменев. М.: Педагогика, 1989.-210 с.
  86. Ю.Ю. Аварийные работы в очагах поражения: Учебное пособие/ Ю. Ю. Каммерер, А. Е. Харкевич. М.: Энергоатомиздат, 1990.- 158с.
  87. В.Б. Профессиональная компетентность офицерского, состава- филосовско-социологический анализ: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ В. Б. Капустин. -М.:ГА ВС, 1993.- 28с.
  88. , В .Я. Психология- педагогика- высшего образования/ ВЖСикоть.-СПб-, 1996i-320Гс /. .
  89. И.В. Педагогическая технология у учебном процессе: Анат лиззарубежного опыта/ ИЖКлариш-М-: Знание, 1989! 312 с.
  90. Кларин-М-В: Инновации: в обучении- Метафоры и модели: Анализ*зарубежного опыта/И.В.Кларин- Mi: Наука- 1997. — 223с:
  91. Е. А. Путь в профессию/ Е. А. Климов. Л., 1984. — 190 с.
  92. , Е.А. О принципиальных основах управления процёссом профессионализации личности на этапе выбора профессии /Е.А. Климов// В сб.: Мат.-лы к XX Международному психологическому конгрессу. М., 1992 — С. 89−91.
  93. , Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов. Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  94. , В.И. Мотивы поведения и деятельности/ В: И. Ковалев. М.: Наука, 1988. — 191 с.
  95. , Г. А. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/Г. А. Ковалев. М.: Политиздат, 1983. — 144 с.
  96. В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста/ В. Ф. Ковалевский: М., 1987.- С. 38−52.
  97. Г. М. Теория" и практика профессионального педагогического самообразования/ Г. М. Коджаспирова.-М.: Альфа,&bdquo-1993. 120с.
  98. А.П. Саморегуляция деятельности^ человека в условиях социального/ перелома/ А.П.Корнилов//Вопросы психологии.- 1995.- № 5.-С. 5963.
  99. МА. Безопасность труда. Психологические аспекты: Учебное пособие/ М. А. Котик. М.: Знание, 19 891
  100. Ф.А. Организация и проведение спасательных работ в горах/ Ф. А. Кропф.- М.: Физкультура и спорт, 1990: — 85с.
  101. Кропф (Ф.А. Спасательные работы в горах/ Ф. А. Кропф. М.^Физкультура и спорт, 1998.- 125с.
  102. Е.С. Психология в управлении/ Е. С. Кузьмин. Л., 1983. — 192 с.
  103. , Н.В. Методы системного педагогического исследования/
  104. H.В. Кузьмина. Л: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  105. Курносов Г. В: Морально-психологическая подготовка курсантов вузов МЧС России в процессе обучения/ Г. В. Курносов// Тезисы 2-й Междунар. на-уч.-практ. конф.- Смоленск, 2006. С. 57- 64.
  106. Г. В. Проблемы адаптации и методика формирования.психологической устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности/ Г. В. Курносов// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.- 2006.- № 4 (15). С. 45−48.
  107. Г. В. Психолого-педагогические особенности подготовки сотрудников МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска/ Г. В. Курносов// Антитеррор. Проблемы глобальной безопасности.- 2008 № 1.- С. 67−82.
  108. Г. В. Формирование психологической готовности, курсантов в процессе тактико-специальной подготовки: уч.-методич. пособие/ Г. В. Курносов.- СПб, СПб УГПС МЧС России, 2007. 58с.
  109. Е.В. Метод проектов Новые педагогические технологии: проблемы и решения/ Е.В. Ладыгин//Сб. трудов коллектива МКОЦ «Новоко-сино"/ Под ред. С. Г. Черного. М, 1999. — 160с.
  110. Ларионова О. П! Компетентность основа контекстного обучения/ О.П. Ларионова// Высшее образование в России. — 2005. — № 10. — С.118−122.
  111. K.M. Основы' педагогической деонтологии/ K.M. Левитан. -М.: Наука 1995.- 125с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.-302с.
  113. И.Я. Дидактика/И-Я. Лернер: — Mi: Знание, 1990.- 185с.
  114. Лисовская (В.А. Формирование творческого, потенциала., личности* воспитателя в педагогическом. вузе: Дис.. канд. пед. наук/ В. А. Лисовская. — Киев- 1984.-170 с.
  115. О.В. Этапы проектирования деятельности/ О.В. Ломакина// Высшее образование в России- 2003. —№ 3. -С.127−130.
  116. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: Учебное пособие/ Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1999. 350 с.
  117. A.M. Профессионально-прикладная подготовка специалистов горноспасательной службы МЧС России (на материале Дагестана): Учеб. пособие/ A.M. Магомедов, Ш. Г. Арадахов.- Махачкала, 2008.- 160с.
  118. , P.P. Педагогическая система многолетней подготовки спортсменов в горном туризме: Автореф. дис. .д-ра пед. наук/ P.P. Магомедов.- Майкоп, 2002. 57 с.
  119. А.К. Анализ профессиональной компетентности специалиста/ А.К. Макарова// Советская педагогика.- 1990.- № 8.- С. 62−71.
  120. A.A. Меры безопасности в альпинизме/ A.A. Малеинов. М.: Профиздат, 1995.- 85с.
  121. Е.А. Проблемы управления профессиональной подготовкой сотрудников МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях/ Е.А. Малыгина// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, № 1. СПб.: -СПбИГПС МЧС России, 2003. С. 78−82.
  122. В. Современные технологии в инженерном образовании/ В1Мануйлов, И. Федоров, М. Благовещенская//Высшее образование в России. -2003. -№ 3.-С.117−119.
  123. .А. Проблемы- безопасности в горах/ Б. А. Маринов.- М.: Физкультура и спорт, 1991. 120с.
  124. Марищук, В Л. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного < учебного заведения/ В Л. Марищук, Н. В. Романенко. СПб., 1996.-299 с.
  125. , B.JI. Принципы и методы обучения в военной педагогике и физической подготовке/ В Л. Марищук, Г. А. Щуревич. — СПб.: ВИФК, 1992. -59 с.
  126. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996.-245с.
  127. , А.К. Формирование мотивации учения/ А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  128. Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего технического специалиста:Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Н. В. Матяш.-М., 1994.-25 с.
  129. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при воздействии экстремальных ситуаций/ В. И. Медведев. -Л.: Наука, 1989.- 125с.
  130. И.И. Труд/ И. И. Менгли. -М.: Наука, 1973.- С. 49.
  131. Л.Д. Человек в мире геологических стихий/i Л.Д. Мирош-ников. Л.: Недра, 1989.- 146с.
  132. Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий/ Е. П. Михно. М.: Атомиздат, 1989.- 150с.
  133. A.A. Модель процесса профессиональной подготовки горных спасателей в вузе с использованием средств физической культуры/-A.A. Моха// Научно-теоретический журнал „Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта“. 2010. — № 8 (66). — С.61−66.
  134. , А.Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. — Челябинск: ГУ ПТО Админ. Челяб. обл., 1995. 278 с.
  135. В.И. Самообразование и самовоспитание в жизни человека /Сост. В. И. Нефедов. Нальчик: Эль-Фа, 2002. — 61с.
  136. Нечаев M’A. Техника* безопасности в газовом хозяйстве промышленных предприятий/ М. А. Нечаев. Л.: Недра, 1992.- 135с.
  137. НовикоВ’А.М! Обеспечение безопасности в горах/ A.M. Новиков. М.: Турист, 1989.
  138. A.M. Организация и проведение обучения безопасному выполнению работ на учебном тренировочном полигоне/ A.M. Новиков. М.: Изд. ЦБНТИ ММСС СССР, 1988.
  139. A.M. Организация поисково-спасательных работ в горах/ A.M. Новиков. М.: Турист, 1983.
  140. , A.M. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста: Учебное пособие/ A.M. Новиков. M.: Академия, 2005. -54с.
  141. С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н. Ю. Шведовой 13-е изд., испр.- М.: Русский язык, 1995.- 670 с.
  142. О.Л. Формирование профессиональной надежности специалиста/ О.Л. Осадчук// Фундаментальные исследования.- 2005.-№ 1.-С.86−88.
  143. Основы управления в чрезвычайных ситуациях: Информ. бюллетень.-Новогорск: АГЗ, 1996.- 58с.
  144. И.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития будущего инженера в вузе: Автореф. дис: .канд. пед. наук/ И. В. Переверзева. СПб., 2007. — 20 с.
  145. Л.А. Компетентность специалиста/ Л. А. Петровская. М1: МГУ, 1989. —216 с.
  146. Пидкасистый П. И- Навыки* самообразования важная цель обучения/ П. И. Пидкасистый, А.Е. Пасекунов// Вестник высшей школы. — 1987. — № 4:-С.31−34.
  147. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002: -160 с:
  148. , А.П. Патриотизм как ценность российского общества (социально-философский анализ): Автореф. дис.. канд. философ, наук/ А. П. Погорелый. М., 2004. — 22 с.
  149. Л.В. Технология самостоятельной работы студентов: Учебно-метод. пособие/ Л. В. Подкользина. СПб., 1999. — 90с.
  150. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Е. С. Полат, М: Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров М.:-Академия, 2000. — 272с.
  151. И.Я. Самостоятельная работа студентов: деятельност-ный аспект/ И. Я*. Половников, В.А. Суханова// Высшее образование в России: — 2005. — № 1. — С.178−179.
  152. И.Я. Самостоятельная работа студентов: деятельност-ный аспект/ И.'Я-. Половников, В.А. Суханова// Высшее образование в России. -2005.-№Ь-С. 178−179.
  153. Е.М. Особенности формирования» личности специалиста в системе инженерно-технического образования/ Е.М. Проходимова// «Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, 2006, № 4.- С. 67−69.
  154. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н. С. Пряжников. М. — Воронеж, 1996. — 123 с.
  155. , Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебник/ Н. С. Пряжников.- М.: Академия, 1999.- 245с.
  156. Психология формирования и развития личности/ Под ред.: Л. И. Анциферова. М., 1981.- 239 с.
  157. , В.Т. Поиск и утверждение новой парадигмы социально-гуманитарного знания и образования/ В.Т. Пуляев// Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. — С.5−12.
  158. , З.А. Психологические основы профессионального обучения/ З. А. Решетов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  159. В.А. Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в горных условиях/ Романенко В. А. и др.- М., ВНИИ ГОЧС, 1991.- 160с.
  160. А.Ф. Самостоятельная работа студентов/ А. Ф. Рубаник, Г. Н. Большакова, Н.П. Тельных// Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 120−124'.
  161. C.JI. Основы общей психологии/ C. JI-. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1998. -705с.
  162. Л.И. Самовоспитание личности/ Л.И. Рувинский- М.: Педагогика, 1984.-22 с.
  163. Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений. М., ВНИИ ГОЧС, 1994.
  164. , В.И. Исследование функций лидерства в групповой деятельности/ В.И. Румянцева// Личность и деятельность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1992. -87 с.
  165. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Автореф. дис. .канд. пси-хол. наук/В.Ю .Рыбников.- М., 2007.- 25с.
  166. Сборник временных типовых: инструкцийшо? охране труда и безопасному ведению поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций: Приложение к приказу МЧС России? от 5.06.2006 г. № 3541-М, 2007.-54с.
  167. Система предупреждения. и действий в чрезвычайных ситуациях. -Минск: Полымя, 1992.
  168. Г. Г. Горноспасатели: Учебное пособие/ Г. Г. Соболев. М.: Недра, 1991.- 135с.
  169. Г. Г. Особенности профессии горноспасателя/ Г. Г. Соболев, Я. М. Мещеряков.- М-, 1988-- 125с.193- Соболев Г. Г. Профессиональный отбор горноспасателей: Методические указания/ Г. Г. Соболев.- Mi, 1986.
  170. Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов/ Г. В. Сороковых// Педагогика. -2004. — № 1. -С.62−68.
  171. А.И. Педагогическая модель профессионального становления личности руководителя/Сб. трудов X Междунар. науч.-практ. конф.: Высокие интеллектуальные технологии образования» и науки. СПб.: СПбГТУ, 2004.- С.38−40.
  172. Справочник спасателя. М.: ВНИИГОЧС, 1995.
  173. Справочник специалиста аварийно-спасательной' службы. М.: Воен-издат, 1989.- 158с.
  174. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и экологического происхождения.- 4.1: Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.-М>, 1990--215с.
  175. Стихийные бедствия: изучение и методы борьбы. М'.: Прогресс, 1988.
  176. И.Ю. Учет психофизиологических особенностей деятельности сотрудников ГПС МЧС России в процессе подготовки^ вузе/ И.Ю. Стригельская// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России,-СПб., 2003.-С. 45−47.
  177. Н.Д. Комплексная организация спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ/ Н. Д. Тараканов, В. В. Овчинников. М.: Энергоатомиздат, 1994.
  178. H.B. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли/ Н.В.Титушина// Научно-теоретический журнал. «Ученые записки университета имени П. Ф- Лесгафта». 2008. — № 1(35). — С.89−93.
  179. П.И. Адаптивное управление педагогическими, системами/ П. И. Третьяков. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  180. A.A. Психологические условия' эффективной деятельности руководителя спасательно-пожарного формирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций: Автореф. дис. .канд. пед. наук/А.А. Федосеев: — СПб., 2005: 26 с.
  181. J Фонарев А. Р: Развитие личности в процессе профессионализации / А.Р. Фонарев// Вопросы психологии.- 2004.- № 6.- С. 72−83-.
  182. М.С. Физическая тренировка в горном туризме/ М. С. Фураев. -М.: Турист, 1989:
  183. С.Я. Специфика труда шахтера/ С. Я. Хейфиц, В. Я. Балтайтис.-М.: Знание, 1978.-90с.
  184. М.П. Горноспасательные работы: Учебник/ М. П. Цивилев, A.A. Никаноров, Б. М. Суслин. М.: Воениздат, 1995.- 256с.
  185. В.А. Организационно-педагогические1 условия профессиональной? подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС в учреждениях среднего профессионального образования: Автореф. дисс: .канд. пед. наук/В:А. Шубнякова.-СПб, 2010.-25с.
  186. В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории)/ В.В. Юдин// Педагогические технологии — 2007- № 1. С. 37−45.1. На иностранном языке
  187. Bales, R.F. Interaction process analysis: A method for the study of small groups/ R.F. Bales. Cambridge, 1992. — P. 29.
  188. Bennis, W. A theory of group development/ W. Bennis, H. Shhepard// Hum. Relat. 1996. — Vol. 9. — P. 415−437.
  189. Folger, R. Organizational Justice and Human Resource Management/ R. Folger, R. Cropanzano. Thousand Oaks, С A: Sage, 1998.
  190. Hyman, J. Managing Employee Involvement and Participation/ J. Hyman, B. Mason. London: Sage, 1995.
  191. Van Dyne, L. Extra-role behaviours. Research in Organizational Behaviour/ L. Van Dyne, L.L. Cummings, J.M. Parks. 1995. — 17. — P. 85−215.
  192. Wright, P. Managerial Leadership/ P. Wright. London: Routledge, 1996.
Заполнить форму текущей работой