Разработка системы обеспечения нормативных параметров воздуха рабочей зоны машинистов горно-транспортных машин на угольных разрезах Северо-Востока
Установлено, что более 50% рабочих мест на угольных разрезах не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и нормам по параметрам микроклимата и качества воздуха в рабочей зоне. Из-за необеспеченности требуемых норм микроклимата (1 = 18−20°С, W = 40−60%, концентрация пыли (ПДК), С = 5−10 кг/м3) возрастает профессиональная заболеваемость машинистов горно-транспортных машин пылевыми… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРЫ РАЗРЕЗОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И
- МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА МАШИНИСТОВ ГОРНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
- 1. 1. Источники и степень загрязнения атмосферы разрезов
- 1. 2. Анализ эффективности способов борьбы с пылью и газами на разрезах
- 1. 3. Микроклиматические условия труда машинистов горнотранспортных машин
- 1. 4. Способы и средства предупреждения загрязнения атмосферы кабин горно-транспортных машин
- Выводы
- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕРМОВЛАЖНОСТНОГО РЕЖИМА В КАБИНАХ ГОРНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
- 2. 1. Теплопоступление в кабины в летний период года
- 2. 1. 1. Теплопоступление через непрозрачные стены, потолок, пол
- 2. 1. 2. Поступление тепла через светопрозрачные ограждения
- 2. 2. Зимний тепловой режим в кабинах горно-транспортных машин
- 2. 3. Теоретическое обоснование выбора нагревательных приборов
- 2. 4. Теоретическое обоснование расчета необходимой мощности отопительных приборов для кабин в стационарных условиях наружного воздуха
- 2. 1. Теплопоступление в кабины в летний период года
- Выводы
- 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВРЕМЕНИ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА В МОДЕЛИ КАБИНЫ ЭКСКАВАТОРА
- 3. 1. Обоснование модели кабины экскаватора
- 3. 2. Выбор контрольно-измерительной аппаратуры и обоснование мест установки
- 3. 2. 1. Выбор контрольно-измерительной аппаратуры
- 3. 2. 2. Обоснование необходимого и достаточного количества измерений
- 3. 2. 3. Обоснование критериев подобия
- 3. 2. 4. Порядок проведения эксперимента
- 3. 3. Анализ результатов исследований на модели кабины
- Выводы
- 4. ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ > НОРМАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА В
- КАБИНАХ ГОРНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
- 4. 1. Обзор существующего положения в создании систем кондиционирования воздуха
- 4. 2. Анализ кондиционирующих установок, применяемых для кондиционирования воздуха в кабинах горно-транспортных машин
- 4. 3. Выбор и обоснование системы климатконтроля в кабинах горно-транспортных машин
- 4. 4. Методические основы проектирования системы обеспечения нормируемых параметров микроклимата
- Выводы
Разработка системы обеспечения нормативных параметров воздуха рабочей зоны машинистов горно-транспортных машин на угольных разрезах Северо-Востока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Угольные разрезы Северо-востока располагаются в районах с суровыми климатическими условиями, оказывающими негативное воздействие на трудящихся, вызывая различные формы заболеваний и нарушение технологических процессов.
Актуальность работы. В России в 2003 г. открытым способом добыто 183,3 млн. т угля, что составляет 66,0% от общей добычи. Общая добыча составила 276,5 млн. т.
Большая часть угольных разрезов территориально располагается в районах Северо-Востока, характеризующихся холодными зимами и сравнительно жарким летом, а также значительными суточными перепадами температур воздуха в летний и зимний периоды, что обусловливает неблагоприятные условия труда машинистов горно-транспортных машин.
Применение высокопроизводительной техники, транспортных средств и взрывных работ сопровождается интенсивным пылеобразованием и выбросами значительных количеств вредных газов в атмосферу разреза.
Практика показывает, что применение различных способов и средств искусственного улучшения атмосферы разрезов не обеспечивает создания требуемых микроклиматических и санитарно-гигиенических норм как в атмосфере разрезов, так и в кабинах горно-транспортных машин, что приводит к заболеваниям машинистов.
Подаваемого в кабины горно-транспортных машин средства очистки воздуха от вредных примесей не обеспечивают нормальный температурно-влажностный режим во всем объеме кабин, а в ряде случаев и не снижают концентрацию пыли до ПДК.
В этой связи необходимо провести тщательный анализ условий труда машинистов горно-транспортных машин, обосновать выбор системы кон.
Акционирования воздуха, подаваемого в кабины, и способ автоматического регулирования параметров ее работы.
Необходимо рассмотреть также теоретические положения термовлаж-ностного режима в кабинах в теплый и холодный периоды года и дать обоснование выбора устройств и приборов контроля, регулирующих работу системы с учетом изменяющихся условий вне кабины и внутри ее.
Создание систем обеспечения нормативных параметров микроклимата в рабочей зоне машинистов горно-транспортных машин, работающих в режиме автоматического регулирования параметров работы средств кондиционирования воздуха, подаваемого в кабины, с учетом меняющихся условий в кабинах и вне их в течение суток и времени года, является актуальной задачей с социальной и экономической точек зрения.
Цель работы: установление теоретических зависимостей, описывающих динамику термовлажностного режима в кабинах горно-транспортных машин и обоснование параметров и метода автоматического регулирования установок кондиционирования для снижения уровня заболеваемости.
Идея работы заключается в использовании законов тепломассопере-носа для установления зависимостей, описывающих термовлажностный режим в кабинах горно-транспортных машин.
Основные научные результаты, разработанные лично соискателем, н их новизна:
1. Предложены зависимости, учитывающие влияние солнечной радиации и коэффициента обеспеченности параметров микроклимата, позволяющие обосновать мощность и производительность установок кондиционирования воздуха.
2. Нормативные параметры воздуха рабочей зоны во всем объеме кабины должны обеспечиваться путем использования автоматических систем регулирования параметров и управления установок кондиционирования в следящем режиме.
3. Обоснование и учет коэффициента обеспеченности нормируемых параметров микроклимата повышает точность расчета теплопотерь в кабинах.
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов н рекомендаций подтверждена:
• использованием фундаментальных законов тепломассопереноса;
• значительным объемом экспериментальных исследований (100 циклов измерений);
• хорошей сходимостью результатов наших исследований с результатами работ других авторов (погрешность не превышает 15%).
Научное значение диссертации состоит в определении параметров процесса теплообмена в кабинах горно-транспортных машин с учетом влияния температуры внутренних поверхностей кабин и коэффициента обеспеченности, а также в обосновании системы кондиционирования воздуха, работающей в автоматическом режиме, с учетом меняющихся параметров микроклимата и концентрации пыли и газов в кабинах горнотранспортных машин.
Практическая ценность работы состоит в разработке методических основ расчета системы кондиционирования воздуха, подаваемого в кабины (теплонагревательных и холодопроизводящих агрегатов).
Апробация работы. Основные результаты исследований по теме диссертации докладывались на симпозиуме «Неделя горняка» (2004 г.), на конференции «Безопасность жизнедеятельности» (Новочеркасск, 2004) и семинарах кафедры Аэрологии и охраны труда Московского государственного горного университета (Москва, 2003;2004 гг.).
Реализация работы. Основные научные результаты работы приняты угольным департаментом Министерства энергетики в качестве рекомендаций по разработке проекта систем кондиционирования воздуха, подаваемого в кабины горно-транспортных машин.
Публикации. Основные результаты научных исследований изложены в 6 публикациях, 2 из которых — в ведущих научных журналах.
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка использованной литературы из 78 наименований, содержит 19 табл., 20 рис.
Выводы.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Для автоматизированного контроля параметров микроклимата в кабинах горно-транспортных машин и управления работой кондиционеров необходимо применять прецизионные системы, привязанные к конкретным условиям.
2. Комфортные системы не обеспечат требуемые параметры микроклимата в зимний период.
3. Для обеспечения требуемого качества воздуха, подаваемого в кабины необходимо предусмотреть в системе управляющего воздействия на работу средств очистки воздуха от пыли.
4. В качестве автоматизированной системы контроля параметров микроклимата и управляющего воздействия на работу средств кондиционирования и очистки воздуха целесообразно использовать систему «Микроклимат».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенный анализ результатов исследований показал:
1. Установлено, что более 50% рабочих мест на угольных разрезах не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и нормам по параметрам микроклимата и качества воздуха в рабочей зоне. Из-за необеспеченности требуемых норм микроклимата (1 = 18−20°С, W = 40−60%, концентрация пыли (ПДК), С = 5−10 кг/м3) возрастает профессиональная заболеваемость машинистов горно-транспортных машин пылевыми бронхитами, пневмокониозом, вибрационной болезнью, болезнью опорно-двигательного аппарата.
2. Существенными причинами заболевания машинистов являются неравномерность распределения температуры воздуха в объеме кабины, резкие перепады температуры и относительной влажности воздуха по высоте кабины, а также подвижность его при открывании и закрывании дверей кабины.
3. Исследованиями влияния открывания дверей модели кабины установлено, что время охлаждения кабины в зимний период при открытой двери составляет 20−30 секунд, а время нагрева воздуха при закрытой двери во много раз превосходит время охлаждения и составляет 10−15 мин.
4. Теоретические положения теплообмена кабин горно-транспортных машин учитывают изменения температуры атмосферы вне кабин, допустимые колебания температуры внутренних стенок кабин и параметры солнечной радиации, что позволяет более точно рассчитать производительность и мощность установок кондиционирования воздуха, подаваемого в кабины.
5. Обосновано, что для обеспечения качества воздуха и параметров микроклимата в кабинах горно-транспортных машин необходимо создавать единые системы, работающие в следящем режиме и обеспечивающие автоматическое регулирование параметров работы с учетом меняющихся условий.
6. Обосновано применение автоматизированной системы «Микроклимат», обеспечивающей требуемое качество и нормативные параметры температур и относительной влажности воздуха в кабинах горнотранспортных машин.
7. Разработаны методические основы расчета параметров системы очистки и кондиционирования воздуха, подаваемого в кабины.
Список литературы
- A.C. № 583 937 СССР. Устройство для кондиционирования воздуха в рабочей кабине машины. Ю. А. Волокитин, Л. С. Еремин. Опубл. в Б.И. 1977, № 46.
- A.c. № 1 017 523 СССР. Система кондиционирования воздуха для транспортного средства. А. И. Лавочник, Г. С. Вальдман, И. М. Геллер и др. Опубл. в Б.И. 1983.-№ 18.
- A.C. № 1 418 080 СССР. Устройство для кондиционирования воздуха транспортного средства. В. А. Арефьев, В. В. Толстых, В. А. Джунь и др. Опубл. в Б.И. 1988, — № 31.
- ASHRAE Handbook. Systems. USA, Atlanta, 1992.
- Балаболкин A.H., Соковнин В. И. Кондиционирование воздуха в кабинах горных машин, применяемых в условиях сухого и жаркого кбимата. Сб. Борьба с пылью на открытых горных работах. М, Изд. ИГД им. А. А. Скочинского, 1969.
- Баратов Э.Ш., Хохотва H.H. Вентиляция и кондиционирование воздуха на глубоких шахтах Бельгии. Киев, Гостехиздат УССР, 1964, 71 с.
- Бересневич П.В. Нормализация атмосферы рабочих зон железорудных карьеров при интенсификации горных работ. Автореф. дисс.. докт. техн. наук. Кривой Рог, 1983. 43 с.
- Бержанский В.М., Евстафьев И. И., Лагунов И. М., Ляшко Д. А. Автоматизированная система «Микроклимат». В кн. Экобезопасность. Технология устойчивого развития.
- Гармаш А.П. Исследование искусственной вентиляции и разработка методики ее расчета для вытянутых в плане карьеров. Дисс.. канд. техн. наук. 1977.
- Гиндоян А.Г. Теплотехнические основы расчета и оценки полов жилых и общественных зданий. Научные труды НИИ Мосстроя, вып. III. Изд-во «Советская Россия», 1966.
- Гуль Ю.В. Методы управления параметрами микроклимата и воздухообмена в глубоких карьерах. М., Изд. ЛГИ, 1975,43 с.
- Гухман A.A. Применение теории подобия к исследованию процессов тепло-массообмена. Изд-во «Высшая школа», 1967.
- Ивашкин B.C. Борьба с пылью и газами на угольных разрезах. М., Недра, 1980.- 152 с.
- Ищук И.Г., Поздняков Г. А. Средства комплексного обеспыливания горных предприятий. Справочник. М., Недра, 1991. с. 253.
- Калинушкин М.П. Вентиляторные установки. М., Высшая школа, 1979. 223 с.
- Каменев П.Н. Отопление и вентиляция. Ч. 2. Вентиляция. М., Стройиз-дат, 1966.-480 с.
- Карслоух С., Егер Д. К. Теплопроводность твердых тел. Минск, изд-во «Наука», 1964.
- Кирин Б.Ф., Слепцов В. И. Анализ существующих систем очистки воздуха в кабинах горно-транспортных машин. Безопасность труда в промышленности. № 5,2002, с. 37−38.
- Кирин Б.Ф., Слепцов В. И. Выбор газопылеочистительной системы по технико-экономическим параметрам. Безопасность труда в промышленности, № 4, 2002, с. 27−28.
- Кирин Б.Ф., Харькова Н. Б. Санитарные и микроклиматические условия труда машинистов горно-транспортных машин эксплуатируемых на угольных разрезах Северо-востока РФ. Горные машины и автоматика, № 4, 2004, с. 22−24.
- Кирин Б.Ф., Харькова Н. Б. Теоретические положения тепловых процессов в кабинах горно-транспортных машин угольных разрезов Северо-востока. Научные сообщения ННЦ ГП ИГД им. А. А. Скочинского. М., № 328, 2004.
- Кисин М.И. Расчет потерь тепла при лучистом отоплении. Сб. ЦНИИПСа. «Вопросы отопления и вентиляции» № 2. Стройиздат, 1952.
- Козлов В.М., Пономарчук Г. П. Опыт применения водовоздушной и быстродействующей полимерной пены на дренажных полигонах. Колыма. 1976, № 7, с. 28−29.
- Конорев М.М., Нестеренко Г. Ф. Вентиляция и пылегазовыделение в атмосфере карьеров. Изд-во Екатеринбург. 2000.
- Коркин В.Д. Кондиционирование воздуха что это такое. Журнал АВОК№ 1,2004.
- Кочай В.Я., Замараев В. Н. Датчики влажности и температуры. Тезисы докладов II Международного симпозиума «Композиты и глубокая переработка природных ресурсов». Н. Челны, 1999, с. 59.
- Кудряшов В.В., Уманцев Р. Ф., Шуринова М. К. Термовлажностная обеспыливающая обработка многолетнемерзлого разрушенного угольного массива. М., 1991.
- Кулешов A.A., Тымовский Л. Г. Эксплуатация карьерного транспорта в условиях Севера. М., Недра, 1973. 144 с.
- Куликов В.П. Кондиционирующая вентиляция кабин управления экскаваторов. «Уголь», 1968, № 11.
- Куликов В.П., Рогалис Ю. П. Проветривание угольных разрезов. М., Недра, 1973.224 с.
- Кунин А.Н., Загидцулин P.P., Зиновьев А. П. и др. Пылесвязывающие средства для борьбы с пылью на автодорогах разрезов в зимний период «Борьба с силикозом», М., Наука, 1986. Вып. 12. С. 141−147.
- Кунин А.Н. Испытание экспериментального образца передвижного пылеулавливающего агрегата АПП «Совершенствование технологических процессов добычи угля открытым способом. Челябинск, НИОГР, 1990. С. 119−124.
- Кунин А.Н., Назарова Н. Ю. Технология обеспыливания автодорог уни-версинами. Повышение эффективности производства на открытых горных работах. Киев. УкрНИИпроект, 1986, с. 35−42.
- Кунин В.Н., Матвеев Г. И. О возможности принудительной вентиляции карьеров мощными тепловыми струями: Сб. научн. тр. Челябинск, ЦПИ, 1972, с. 61−63.
- Купцов С.И., Малинин Е. А. Исследование воздухообмена в микроавтобусе РАВ-977 с помощью сидетона. Автомобильная промышленность. 1970, № 2, с. 13−14.
- Лыков A.B. Теория теплопроводности. Изд-во «Высшая школа», 1967.
- Лыков A.B. Тепломассообмен. Справочник, М., Энергия, 1975, с. 207 268.
- Мазырин Г. П., Филатов С. С. Создание комфортных условий труда в кабинах машин с двигателями внутреннего сгорания. Борьба с пылью игазами на карьерах. Свердловск, Уральское книжное изд-во. 1972, вып. 4, с. 12−17.
- Миханлов A.M. Охрана окружающей среды при разработке месторождений открытым способом. М., Недра, 1981, с. 184.
- Никитин B.C., Битколов Н. Э. Проветривание карьеров. Изд. 2-е. М., Недра, 1975.
- Никитин B.C., Битколов Н. З. Проектирование вентиляции в карьерах. М., Недра, 1980.50.0ценка влияния Кангаласского угольного комплекса на окружающую среду. Препринт. Я., 1997.
- Полушкин В.И., Русак О. Н., Бурцев С. И. и др. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха (теоретические основы создания микроклимата в помещении). Учеб. пособие. СПб, Профессия, 2002.
- Ржевский В.В. О соответствии техники, технологии и организации открытых разработок карьеров будущего. Интенсификация открытых разработок месторождения полезных ископаемых. М., Недра, 1975. 56 с.
- Ржевский В.В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ. М., Недра, 1980.
- Рогалев В.А., Цейтлин A.A., Коваленко В. Т. Вентиляция кабин машинистов экскаваторов в условиях Севера. Вентиляция шахт и рудников. Л., 1976, вып. 3, с. 99−101.
- Рыжов П.А. Математическая статистика в горном деле. М., Высшая школа, 1973. С. 287.
- Силаев В.В. Аэрологические основы проектирования вентиляции карьеров. Дисс. дот. техн. наук. 1993.
- Слепцов В.И. Кондиционер для теплохладодснабжения кабин горнотранспортных машин в условиях Севера. Информационный листок № 85−006−01 Якутского ЦНТИ. Якутск, 2001.
- Слепцов В.И. Микроклимат кабин северной техники. Якутск. Изд-во СО РАН. 2001.С. 192.
- Слепцов В.И. Система очищения воздуха от вредных примесей в кабине транспортных машин в условиях загазованности и запыленности. Информационный листок № 85−008−01 Якутского ЦНТИ, Якутск, 2001.
- Слепцов В.И. Способы кондиционирования воздуха и гашения вибрации в кабинах горно-транспортных средств при воздействии холодного климата. Информационный листок № 85−007−01 Чкутского ЦНТИ. Якутск, 2001.
- Сотников А.Т. Система кондиционирования воздуха с количественным регулированием. J1., Стройиздат, 1979. 168 с.
- Стефанов Е.В. Вентиляция и кондиционирование воздуха. Л., ВВИТКУ, 1970.
- Титов В.П. К вопросу теплотехнического расчета нарушенных стен с учетом инфильтрации воздуха. Техн. инф. № 4(8). Главстройпроект, 1961.
- Уманцев Р.Ф., Мезенцев Ю. Н., Рябчиков В. Т. Опыт борьбы с пылью в зимнее время на автодорогах Нерюнгринского разреза. Безопасность труда в промышленности, 1988, № 1, с. 23−25.
- Ушаков К.З., Михайлов В. А. Аэрология карьеров. М., Недра, 1985. 271 с.
- Ушаков Ф.В. Теплопередача через ограждения при фильтрации воздуха. Стройиздат, 1969.
- Филатов С.С., Михайлов В. А., Вершинин A.A. Кондиционирование воздуха в кабинах горных машин. Борьба с пылью и газами на карьерах. М., Недра, 1973, с. 50−58.
- Филатов С.С., Павлов А. И., Конарев М. М., Шадрин A.C. Способы об-щеобщеобменной вентиляции карьеров турбулентными струями. Безопасность труда в промышленности, 1971, № 11.
- Харькова Н.Б. Анализ условий труда машинистов горно-транспортных машин в условиях сурового климата Северо-востока. Горный информационно-аналитический бюллетень. Изд-во МГГУ, № 3,2004, с. 15−18.
- Харькова Н.Б. К обоснованию выбора системы очистки воздуха, подаваемого в кабины горно-транспортных машин. Горный информационно-аналитический бюллетень. Изд-во МГГУ, № 3, 2004, с. 18−20.
- Харькова Н.Б. К обоснованию системы контроля и обеспечения требуемых санитарно-гигиенических и микролкиматических условий труда машинистов горно-транспортных машин на угольных разрезах Северо-востока. Справка № 27/9−327 от 14.11.2003.
- Хохотва H.H., Яковенко А. К. Кондиционирование воздуха при строительстве глубоких шахт. М., Недра, 1985, 183 с.
- Цейтлин A.A. Кондиционирование воздуха в кабинах экскаваторов. Научные работы институтов охраны труда ЫЦСПС, вып. 65. М., Профиз-дат, 1970.
- Чулаков П.Ч. Очистка и кондиционирование воздуха в кабинах экскаваторов. Сб. Опыт борьбы с загазированностью и запыленностью атмосферы карьеров. М., Изд. Цветметинформация, 1968.
- Чулаков П.Ч. Теория и практика обеспыливания атмосферы карьеров. М., Недра, 1973.
- Щербань А.Н., Кремнев O.A., Журавленко В. Я. Руководство по регулированию теплового режима шахт. М., Недра, 1977, 359 с.
- Языков В.Н. Теоретические основы проектирования судовых систем кондиционирования воздуха. М., Высшая школа, 1971.