Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональные факторы развития внешнеэкономической деятельности на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности развития внешнеэкономической деятельности в российских регионах выдвигают задачу разработки и применения современных подходов к формированию внешнеэкономической политики регионов, которые позволили бы максимально полно раскрыть и эффективно использовать их реальный внешнеэкономический потенциал в процессе дальнейшего экономического 5 развития этих территорий РФ. В этой связи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуально-методологические основы организации внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
    • 1. 1. Особенности формирования региональной внешнеэкономической политики в условиях современного этапа реформ
    • 1. 2. Сферы разграничения полномочий при осуществлении ВЭД и механизмы регулирования внешнеторговой деятельности на региональном уровне
    • 1. 3. Координация развития ключевых направлений ВЭД как фактор роста внешнеэкономической активности и расширения экспортного потенциала регионов
  • Глава 2. Анализ уровня развития внешнеэкономического комплекса регионов и оценка эффективности механизмов реализации их экспортного потенциала
    • 2. 1. Развитие внешнеэкономической деятельности в федеральных округах РФ на современном этапе
    • 2. 2. Анализ состояния внешней торговли и эффективности использования экспортного потенциала регионов (на примере РСО-Алания)
    • 2. 3. Оценка развития инвестиционной сферы и современных подходов к привлечению инвестиций
  • Глава 3. Развитие и совершенствование форм внешнеэкономической деятельности в регионах РФ
    • 3. 1. Перспективы развития и резервы повышения эффективности внешнеэкономической деятельности (на примере РСО-Алания)
    • 3. 2. Методологические аспекты разработки программ развития внешнеэкономической деятельности регионов

Региональные факторы развития внешнеэкономической деятельности на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска эффективных путей повышения внешнеэкономической активности и развития конкурентоспособное&tradeроссийских регионов на современном этапе реформ.

Формирование конкурентоспособной экономики в условиях глобализации и возросшей роли внешнеэкономического фактора в развитии мирохозяйственных процессов возможно лишь при качественном изменении её структурной организации, основанной на стремлении снизить зависимость национальной экономики от экспорта энергоресурсов и придании дальнейшему экономическому развитию РФ инновационного характера. Такие изменения невозможны без адекватных преобразований традиционных институтов и создания новых, в рамках которых координировались бы вопросы управления различными экономическими процессами и совершенствования правовой базы обеспечения экономической деятельности, принимались бы обоснованные управленческие решения, связанные с вопросами реструктуризации предприятий, диверсификации производства и применения современных подходов к развитию внешнеэкономической деятельности.

Следствием слабой внешнеэкономической активности значительной группы российских регионов, обусловленной невысоким уровнем их экономического развития и, как следствие, неконкурентоспособностью основных видов производимой на их предприятиях продукции, является низкий экспортный потенциал этих административно-территориальных образований РФ, снижающий возможности эффективной реализации ими своих конкурентных преимуществ и тем самым препятствующий их социально-экономическому росту.

В этой связи исследование факторов роста внешнеэкономической активности российских регионов представляет определённый теоретический интерес и потому нуждается в совершенствовании его методики и формировании новых подходов к его проведению, основанных на учёте возросшей роли внешнеэкономического фактора в нынешнем мирохозяйственном процессе и тщательном анализе условий современного этапа инновационного развития России.

Степень разработанности проблемы. Различные вопросы формирования национальных программ экономического развития и влияния на этот процесс состояния международных внешнеэкономических связей и уровня развитости внешнеэкономических комплексов государств, соответствующих постиндустриальному периоду мирового развития, рассматривались в многочисленных трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Основополагающие теоретические вопросы экономического развития были разработаны в классических трудах таких выдающихся зарубежных исследователей, как А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Милль, А. Маршалл, Дж. Кейнс, Дж. Гэлбрейт, М. Портер, П. Самуэльсон, И. Шумпетер, Ф. Хайек и др.

Теоретические и практические аспекты управления внешнеэкономическими связями, в том числе вопросы их совершенствования и повышения внешнеэкономической активности регионов в рамках национальной экономики, анализировались такими авторами, как О. Г. Абакумова, Д.П.Александров^.

A.В.Алимова, М. И. Бандман, А. В. Бабков, А. Н. Бусыгин, С. А. Васьковский,.

B.Н.Введенский, В. Т. Воротилов, А. Е. Жандаров, Л. Н. Козлов, Л. Н. Красин,.

C.Н.Кумакова, Л. К. Лузин, Н. А. Маркова, Н. П. Матрусов, Н. А. Некрасов, Б. Н. Осипов, С. Н. Тяглов, А. Р. Шамов, Р. Н. Шниппер, а также зарубежными исследователями Э. Хиллом, П. Даттоном, Ван Деком, Я. Остерхавином, Дж. Тейлором.

Различные аспекты проблем организации и управления внешнеэкономической деятельностью рассматривались в работах таких авторов, как Э. П. Бабин, В. А. Баринов, О. Н. Воронкова, В. Ю. Гречков, О. И. Дегтярёва, Т. М. Исаченко, С. В. Карпова, Т. Е. Кочергина, В. В. Покровская, Т. Н. Полякова, В. К. Поспелов, В. П. Пузакова, С. В. Саркисов, Г. В. Турбан, Д. А. Шевчук.

Вопросы организации внешнеэкономической деятельности на предприятии анализировались А. В. Алехнович, Л. Е. Стровским и др. Проблемы внешней торговли и различные теоретические и практические аспекты внешнеторговой 4 деятельности анализировались в работах таких исследователей, как В. Г. Забелин, И. И. Кретов, К. В. Садченко и др. Отдельные аспекты международных экономических отношений, в той или иной степени затрагиваемых в данном диссертационном исследовании, нашли отражение в работах таких экономистов, как Л. В. Балдин, В. Г. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин и др.

Теоретическое и методологическое обоснование роли и закономерностей влияния международного разделения труда и процессов глобализации на социально-экономическое развитие государств, а также исследование особенностей экономического развития в условиях вхождения экономики РФ в мировой глобализационный процесс, проводилось в научных трудах таких исследователей, как О. Т. Богомолов, С. Н. Захаров, О. К. Рыбаков, Н. П. Шмелёв, Н. Х. Токаев, Н. П. Кузнецов, Р. Б. Фатхутдинов и др.

При написании работы широко использовались материалы, имеющие отношение к анализу различных аспектов проблем внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических отношений. Исследованию этих вопросов были посвящены работы таких авторов, как Голубкова Е. Н., Лавров Ю. К., Ломанов А. К., Мазуров Ю. Л., Подхолзин Б. А., Семеркова Л. Н. Черенков В.И., Ямпольская Д. О., а также Альдхорн Б., Бернет Дж., Мориарти С., Перси Л., Росситер Дж. Р., Уэллс У., Файфман П. и др.

В условиях современного этапа реформ формирование активной внешнеэкономической политики регионов РФ приобретает ранг приоритетной научной проблемы, которая сегодня лишь начинает осваиваться отечественной экономической наукой и потому нуждается в изучении влияния новых факторов, выдвигаемых реалиями сегодняшнего дня, на эффективность предпринимаемых мер по её решению.

Особенности развития внешнеэкономической деятельности в российских регионах выдвигают задачу разработки и применения современных подходов к формированию внешнеэкономической политики регионов, которые позволили бы максимально полно раскрыть и эффективно использовать их реальный внешнеэкономический потенциал в процессе дальнейшего экономического 5 развития этих территорий РФ. В этой связи представляется важным усилить разработки различных концепций роста региональной внешнеэкономической активности, которые опирались бы на сбалансированное, симметричное развитие всех значимых направлений внешнеэкономической деятельности. Между тем механизмы такого развития, основанного, в частности, на предлагаемом в диссертации подходе к проблеме обеспечения роста внешнеэкономической активности регионов за счёт согласованного, гармоничного развития таких ключевых сфер ВЭД, как внешняя торговля и инвестиционная деятельность, пока не получили должного отражения в экономической литературе, равно как не были отражены и соответствующим образом оценены эффективность использования названного подхода и его роль в развитии реального сектора регионов, расширении их внешнеторговых связей и росте их конкурентоспособности. Восполнение этих пробелов явилось одним из решающих аргументов при выборе темы данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении и использовании факторов роста региональной внешнеэкономической активности в условиях современного этапа реформ.

Достижение этой цели предполагает необходимость постановки и решения следующих задач, определяющих логику и структуру диссертационного исследования:

— уточнить сущность расширительного толкования понятия «регион» и на этой основе выделить особенности формирования региональной внешнеэкономической политики, оценить состояние правовой базы осуществления ВЭД в РФ и её регионах;

— выявить средства компенсации асимметрии в развитии российских регионов с выделением роли активной внешнеэкономической деятельности и определением основного инструментария, обеспечивающего эффективное функционирование её механизмов;

— разработать эффективный механизм реализации стратегии роста внешнеэкономической активности регионов за счёт гармоничного развития ключевых сегментов ВЭД;

— исследовать возможности оптимизации и обоснованного отбора универсальных факторов развития внешнеэкономической деятельности регионов;

— оценить состояние и выявить тенденции развития внешнеэкономической деятельности в округах и регионах РФ (в качестве примеров были выбраны соответственно ЮФО и РСО-Алания) на основе мониторинга формирования системы структурных показателей такого развития;

— разработать и обосновать рекомендации по формированию перспективных программ региональной внешнеэкономической деятельности.

Объектом исследования являются региональные факторы развития внешнеэкономической деятельности регионов РФ.

Предметом исследования выступают управленческие отношения, складывающиеся в процессе мобилизации, наращивания и использования внешнеэкономического потенциала российских регионов.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на фундаментальных положениях экономической теории и концептуальнокатегориальном аппарате трудов ведущих отечественных и зарубежных учёных в области теории и практики управления внешнеэкономической деятельностью, классической макроэкономической теории, теории экономического роста, определяющей концептуальные подходы к выбору модели внешнеэкономической деятельности, теории неолиберализма и неоклассической концепции внешней торговли, определяющих возможности сочетания интересов национальных экономик с либерализацией мирового рынка в рамках нарастающей глобализации хозяйственных связей и т. д. Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием методов экономической статистики, экспертных оценок и моделирования экономических процессов. В ходе написания работы использовались информационно-компьютерные 7 технологии обработки общефедеральных и региональных баз статистических данных.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы Госкомстата РФ, Управления по внешнеэкономическим связям Минэкономики РСО-Алания. К числу статистических материалов, имевших для автора при написании диссертационной работы большое значение, следует отнести ежегодные данные бюллетеней таможенной статистики внешней торговли РСО-Алания, а также цифровые индикаторы, содержащиеся в ежегодных сборниках социально-экономического положения РСО-Алания. Были также использованы отчёты министерств экономики и финансов субъектов Южного федерального округа РФ. Привлекались и материалы, размещённые на сайтах глобальной сети Internet.

Рабочая гипотеза исследования состоит в обосновании научной позиции, согласно которой высокая конкурентоспособность российских регионов может быть достигнута экономически обоснованной координацией инновационного развития этих территорий и усилением их внешнеэкономической активности, обеспеченной согласованным, взаимообусловленным развитием внешней торговли и инвестиционной сферы, являющихся ключевыми, определяющими направлениями внешнеэкономической деятельности.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Одной из главных задач российской экономики является обеспечение её конкурентоспособности, критериальными признаками которой выступают высокие темпы роста отраслей реального сектора, внедрение инноваций, рост инвестиций, а также активная внешнеэкономическая деятельность за счёт повышения эффективности использования как специфических для каждого региона, так и общих факторов развития экспортного потенциала территорий.

2. Необходимым условием осуществления региональной внешнеэкономической политики является разработка эффективных механизмов её реализации, обеспечивающих тесную взаимосвязь и гармоничное развитие её внешнеторговой и инвестиционной составляющих.

3. Конкурентоспособность регионов определяется не только развитостью инфраструктуры внешней торговли и экспортным потенциалом, но и их привлекательностью для отечественных и иностранных инвесторов возможностями оптимизации зарубежных и внутренних инвестиций, направляемых в первую очередь на развитие инновационных отраслей экономики.

4. Создание эффективной системы мониторинга состояния и развития внешнеэкономической деятельности является важным условием формирования региональной внешнеэкономической политики. Предложенная в работе методика мониторинга позволяет отслеживать и производить интегральную оценку текущего состояния и прогнозных параметров развития экспортного потенциала регионов.

5. Ключевым условием развития экспортоориентированной инвестиционной сферы является совершенствование системы формирования и отбора приоритетных инвестиционных проектов инновационной направленности с применением усовершенствованной методики оценки их эффективности на основе расчёта чистой приведённой стоимости по каждому альтернативному проекту.

6. В условиях нового этапа реформирования отечественной экономики, связанного с включением регионов РФ в процессы глобализации, целесообразно создание единого институционального органа по управлению и регулированию внешнеэкономической деятельности с сосредоточением основных усилий на проблемах привлечения внутренних и иностранных инвестиций к финансированию инвестиционных проектов инновационной направленности, производства конкурентоспособных товаров и расширения внешнеторговых связей регионов.

Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности новых подходов к обеспечению роста в реальном секторе экономики регионов за счёт развития их внешнеэкономической деятельности и разработке механизмов взаимосвязанного, симметричного развития ключевых её направлений, 9 способствующего повышению внешнеэкономической активности и росту экспортного потенциала этих территорий РФ.

Элементы реального приращения научного знания представлены в работе следующим образом:

— предложено обобщённое определение понятия «регион», квалифицируемое как сложное системно-структурное образование, социально-экономическая форма которого отражает его воспроизводственную целостность, а стратегия экономического развития предполагает учёт не только его ресурсного и производственного потенциала, но также и потенциала сопредельных с ним территорий;

— обоснован вывод, что с усилением процессов глобализации и либерализации внешнеэкономической деятельности российским условиям в большей степени отвечает не отраслевая, а региональная концепция развития экспортного потенциала, учитывающая расширяющуюся географию спроса и более высокий уровень самостоятельности регионов при осуществлении ими своей внешнеэкономической деятельности, позволяющая преодолеть монопольную ресурсно-сырьевую ориентацию национальной экономики и способствующая формированию рациональной её структуры;

— обоснован подход к проблеме активизации внешнеэкономической деятельности регионов за счёт взаимосвязанного, равнодинамичного развития их внешнеторговой и инвестиционной сфер, расширяющий потенциал инновационного развития производственного сектора, увязывающий это развитие с ростом экспортного потенциала этих территорий РФ и способствующий устойчивому росту их конкурентоспособности вследствие чёткой координации указанных ключевых направлений ВЭД;

— разработан и представлен алгоритм осуществления мониторинга состояния внешнеэкономического комплекса региона, основанного на интегральной оценке текущего состояния и формировании системы показателей развития ВЭД регионов и способствующего повышению обоснованности прогнозов изменения этого состояния, что позволяет повысить оперативность реагирования на эти.

10 изменения и ускорить принятие оптимальных управленческих решений по коррекции процессов реализации программ внешнеэкономического развития территорий;

— предложена методика оценки эффективности инвестиционных проектов инновационной направленности, в усовершенствованном варианте основанная на учёте меняющихся затрат на все виды ресурсов в каждый временной период срока эксплуатации проекта вследствие изменения текущих цен на каждый отдельный вид ресурса или, иначе, вследствие различных величин коэффициентов дисконтирования, что позволяет более адекватно оценивать стоимость и внутреннюю рентабельность проектов, повышает качественный уровень их экспертизы и увеличивает вероятность принятия потенциальными инвесторами положительных решений об их финансировании;

— разработан методологический подход к проблеме формирования решональных внешнеэкономических программ, основанный на тесной координации инновационного развития производственной базы хозяйствующих субъектов реального сектора экономики регионов и расширения их внешнеторговых связей и подчинённый логике процесса реализации стратегии внешнеэкономического развития территорий РФ, что выдвигает требования выявления рациональной последовательности основных этапов разрабатываемых программ и определения организационных и функциональных характеристик всех составляющих каждый этап элементов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в расширении теоретических представлений и методик анализа состояния и способов управления внешнеэкономической деятельностью применительно к этапу инновационного развития экономики Российской Федерации.

Практическая значимость исследования состоит в доведении основных выводов и положений исследования до практических рекомендаций по активизации внешнеэкономической деятельности и развитию экспортного потенциала регионов.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы руководителями и специалистами региональных органов власти при формировании программ развития внешнеэкономической деятельности в регионах, а отдельные положения и выводы могут быть использованы в преподавании таких дисциплин, как «Государственное регулирование регионального развития в РФ», «Инновационный менеджмент» и некоторых других.

Апробация результатов исследования и публикации. Основные положения диссертационного исследования докладывались на методологических семинарах факультета экономики и управления Северо-Кавказского горнометаллургического института (технологический университет), а также на межвузовских и всероссийских научных и практических конференциях. Предложенные автором методы анализа и разработки инструментов повышения региональной внешнеэкономической активности и обоснованного отбора приоритетных инвестиционных проектов инновационной направленности прошли апробацию в Министерстве экономики РСО-Алания и были использованы в процессе составления Доклада о социально-экономическом развитии республики, рассмотренного и утверждённого Правительством РФ в июле 2007 года, и при формировании основных положений Программы социально-экономического развития РСО-Алания на 2008;2012 г. г.

Результаты диссертационного исследования отражены в шести авторских публикациях общим объёмом в 5,4 печатных листа:

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК 1. Кулиев А. А. Интегрированные коммуникационные программы, используемые при продвижении товаров в Республике Северная Осетия-Алания как инструмент повышения эффективности внешнеторговой деятельности. / Кулиев А. А., // Сборник «Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН» — Нальчик- 2008; № 1, с. 68−74. — 0,9 п.л.

Другие публикации.

2. Кулиев А. А. Анализ рынка маркетинговых коммуникаций г. Владикавказа. / Кулиев А. А. // Сборник «Труды молодых учёных» Владикавказского научного центра РАН-Владикавказ: 2007; № 3, -1,0 пл.

3. Кулиев А. А. Выбор средств рекламы и стимулирования на основе достижения главных эффектов коммуникации. / Кулиев А. А. // Сборник «Труды молодых учёных» Владикавказского научного центра РАНВладикавказ: 2007; № 4, -0,9 пл.

4. Кулиев А. А. Роль внешнеэкономической компоненты в социально-экономическом развитии российских территорий на современном этапе. / Кулиев А. А. // Сборник «Труды молодых учёных» Владикавказского научного центра РАН — Владикавказ: 2008; № 1, — 0,8 пл.

5. Кулиев А. А. Факторы согласованного развития основных сегментов внешнеэкономического комплекса РСО-Алания и анализ инструментов повышения эффективности внешнеэкономической деятельности./ Кулиев А. А. // Сборник «Труды молодых учёных» ВНЦ РАН — Владикавказ: 2008; № 2, — 1,0 пл.

6. Кулиев А. А. Анализ состояния инвестиционной сферы и оценка современных подходов к привлечению инвестиций. // Сборник «Труды молодых учёных» ВНЦ РАН — Владикавказ: 2009; № 1, — 0,8 пл.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа изложена на 226 страницах машинописного текстаона состоит из введения восьми параграфов, объединённых в три главы, библиографического списка из 192 наименований и приложения.

Заключение

Выводы и рекомендации.

Обобщая результаты исследований, проведённых в данной диссертационной работе, можно сделать следующие выводы:

1. Оценивая всё многообразие определений понятия «регион» в современной экономической литературе, представляется целесообразным квалифицировать его как органическую часть народнохозяйственного комплекса, которая являет собой сложное системно — структурное образование, имеющее воспроизводственную целостность, особую целевую функцию, направленную на удовлетворение региональных социальных и экономических потребностей, а также законченную систему управления.

2. Установлено, что следствием расширения экономической самостоятельности регионов является рост заинтересованности органов регионального управления в развитии внешней торговли, обеспечивающей увеличение объёмов валютных поступлений и соизмеримость расходов с конкурентоспособностью их экономик, а также способствующей росту валового регионального продукта, являющегося главным источником финансирования социальных и экономических программ регионов.

3. Сложившаяся к настоящему времени модель экстенсивного развития экспортного потенциала, основанная преимущественно на сырьевом и нефтегазовом экспорте, в современных условиях становится тормозом на пути повышения эффективности российской экономики, закрепляя разрыв в экономическом развитии регионов и воспроизводя худшие, по сравнению с развитыми странами, условия внешнеторгового оборота. В этой связи необходим переход к новым качественным параметрам реализации сравнительных преимуществ хозяйственных комплексов регионов, использование экспортного потенциала которых выступает одним из главных условий их роста и является фактором развития общенациональной экономической системы.

4. Подтверждено, что одной из важнейших основ региональной экономической политики в современных условиях является неукоснительное следование принципам федерализма, базирующимся на разграничении полномочий, предметов ведения, собственности, ресурсов, ответственности и т. п. между центром и субъектами РФ, гармонично сочетающееся с возможностью самостоятельного регулирования регионами экономических отношений и принятия ими управленческих решений. Указано на особое значение в условиях современного этапа реформ выравнивания уровня жизни в различных российских регионах, выбора приоритетных направлений развития региональных хозяйственных комплексов, развития межрегиональной экономической интеграции на основе развития межрегиональной инфраструктуры (транспорт, связь, информационные сети), формирования современного общероссийского рынка товаров и услуг и совершенствования механизмов его функционирования.

5. Оценка и анализ динамики состояния мирохозяйственных связей позволили установить возросшую роль внешнеэкономического фактора в мировом экономическом развитии, а также обосновать детерминирующий характер влияния этого фактора на трансформационные процессы в экономике российских регионов на современном этапе инновационного развития России.

6. Обоснована необходимость модернизации структуры управления внешнеэкономической деятельностью на основе разграничения управленческих функций, которые должны выполнять исполнительные органы власти субъектов РФ — с одной стороны, и представительства федеральных органов на местах — с другой,.

Анализ управленческих функций федеральных и региональных органов государственной власти, осуществляющих непосредственный контроль над внешнеторговыми операциями, указывал на недостаточную эффективность осуществления региональными органами государственного управления контрольно-регулирующих функций. Эти функции в новой структуре целесообразно делегировать представительствам федеральных органов власти на местах, а оперативное управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов регионов, регулирование вопросов организации внешнеэкономического маркетинга и менеджмента, содействие осуществлению в регионах внешнеторговых операций, которые должны проводиться непосредственно самими участниками внешнеэкономического процессадолжно остаться за региональными органами и стать прерогативой соответствующих инстр1тутов, расположенных на территориях регионов и осуществляющих регулирование их внешнеэкономической деятельности. В настоящее время они сосредоточивают своё внимание главным образом на организационно-технической поддержке участников ВЭД, в то' время как наиболее эффективные финансово-экономические рычаги, включая кредитование, страхование и предоставление гарантий по экспортным поставкам, в большинстве случаев не используются с необходимой для экономики регионов степенью интенсивности, причём не только по причине несоответствия их внешнеэкономического потенциала и финансовых возможностей требованиям современной стратегии регионального внешнеэкономического развития, но и вследствие несовершенной институциональной структуры. Поэтому проблема укрепления и расширения функций институтов, регулирующей ВЭД регионов, на сегодняшний день является весьма актуальной.

7. В работе устанавливается асимметричный характер экономического развития российских регионов и исследуются причины, его обусловившие, среди которых следует выделить различные стартовые условия регионов при их вхождении в рынок, уровень их ресурсной обеспеченности, состояние промышленно-производственного сектора, развитость институциональной инфраструктуры обеспечения внешнеэкономической деятельности, результативность мер по использованию собственной ресурсной базы и способов реализации своих сравнительных преимуществ, эффективность применяемых моделей развития экспортного потенциала и проводимых мероприятий по.

205 улучшению инвестиционного климата на территориях этих административно-территориальных образований РФ, а также результаты деятельности их властных и управленческих структур.

8. Не все регионы России обладают достаточным потенциалом, чтобы его можно было бы продуктивно использовать в процессе реализации национальных программ развития приоритетных отраслей отечественной экономики, поэтому в числе средств компенсации асимметрии регионального развития, наряду с реструктуризацией и диверсификацией производственного сектора, восстановлением и инновационной модернизацией убыточных предприятий, применением современных способов и приёмов привлечения инвестиций, эффективным использованием регионами своих абсолютных (географическое расположение, курортно-рекреационный потенциал, благоприятные условия для развития сельского хозяйства) и сравнительных (наличие развитой промышленной и транспортной инфраструктуры, высокий трудовой и интеллектуальный потенциал и пр.) преимуществ, должны присутствовать инструменты выявления экспортных позиций в общем перечне производимых в. регионах товаров и увеличения масштабов их выпуска, механизмы расширения внешнеторговых, в том числе приграничных, связей хозяйствующих субъектов и меры, применение которых способно обеспечить устойчивый рост внешнеэкономической активности регионов и развитие их экспортного потенциала.

9. В результате проведённых исследований было выяснено, что современным условиям либерализации внешнеторговой деятельности российским регионам более соответствует не отраслевая, а региональная концепция повышения их внешнеэкономической активности и развития их экспортного потенциала. В решении этой проблемы важная роль принадлежит реализации региональных экономических программ, которые предусматривают тесную координацию инновационного развития с ростом внешнеэкономической активности.' Подобное согласованное и взаимодополняющее развитие максимизирует эффект от активизации внешнеэкономической деятельности регионов, способствуя.

205 выравниванию уровней развития и расширению их экспортного потенциала, а также обеспечивая высокие темпы социально-экономического роста этих административно-территориальных образований РФ:

10. Стратегия диверсификации структуры экономики регионов должна строиться с учётом территориально-географических приоритетов внешнеторговой деятельности. В работе устанавливается, что координация стратегий и программ внешнеэкономической деятельности сопредельных регионов является одним из главных условий обеспечения их эффективности и фактором укрепления приграничного внешнеэкономического сотрудничества.

11. Анализ динамики макроэкономических показателей развития России последних лет свидетельствуют об увеличении доли поступлений от внешнеторговой деятельности регионов в общем объёме доходов страны. Для сохранения такой тенденции, наряду с выравниванием уровней развития регионов, инновационной модернизацией реального сектора, повышением внешнеэкономической активности и расширением контингента региональных участников внешнеэкономического процесса, необходимо создание условий для защиты интересов региональных экспортёров на внешнем рынке, эффективной реализации регионами своих конкурентных преимуществ и расширения их экспортного потенциала, предполагающее активное участие в этом процессе государства.

12. В условиях глобализации мирового хозяйства регулирующие функции национальных государств ослабляются, что обусловливает необходимость применения современных механизмов! и учёта новых факторов при разработке системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности регионов,' предусматривающей государственную поддержку экспортёров продукции с высокой степенью переработки, оптимизацию таможенно-тарифной и кредитно-финансовой системы стимулирования экспорта, использование эффективных организационных и информационно-консультационных инструментов регулирования внешнеторговой и инвестиционной деятельности, а также тщательный отбор приоритетных объектов такой поддержки на основе.

207 перспектив роста платёжеспособного спроса на производимые ими товары и услуги, их капиталоёмкости, рентабельности и значимости для экономики регионов.

13. Для упрощения выбора объектов государственной поддержки в развитии их внешнеторговой деятельности в диссертации обосновывается необходимость предварительного выявления приоритетных отраслей экономики регионов и определения эффективных механизмов расширения их экспортного потенциала. Кроме того, была установлена необходимость реформирования старых и создания новых институциональных структур, координирующих внешнеторговые и инвестиционные процессы, согласованное развитие которых во многом определяет уровень внешнеэкономической активности и состояние экспортного потенциала регионов.

14. В целях объективной оценки состояния внешнеэкономического комплекса и качественного индикативного планирования развития ВЭД в приоритетных отраслях экономики регионов необходимо проведение силами их органов макроэкономического управления мониторинга формирования организационно-экономических параметров внешнеэкономической деятельности в целях оценки эффективности внешнеэкономических связей ' хозяйствующих субъектов регионов, принятия обоснованных решений по их оптимизации и выбора инструментов, способствующих обеспечению положительной динамики развития их внешнеторговой деятельности.

15. Внешнеторговые связи в современных условиях для большинства регионов и для России являются важным стимулирующим фактором экономической стабилизации и роста производства. Одновременно развитие внешнеэкономической деятельности выступает в качестве важного элемента долгосрочной экономической стратегии регионов, направленной на решении задач модернизации, создания конкурентоспособного регионального хозяйства и инновационного их развития. На этом пути важнейшей задачей является определение приоритетов внешнеэкономической деятельности регионов, обеспечивающих гармоничное их вхождение в систему мирового хозяйства, а.

208 также установление принципов формирования современной региональной внешнеэкономической политики, важнейшим из которых должно стать органичное соединение инновационной модернизации производственного сектора, согласованного развития внешней торговли и сферы инвестирования и обеспечения предусмотренной российским законодательством самостоятельности в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности регионов.

16. В диссертации была представлена картина общего состояния современного инвестиционного рынка в РФ и произведена оценка инвестиционных возможностей российских регионов с различными уровнями их развития и разными показателями инвестиционного рейтинга этих административно-территориальных образований. Выявлен ряд проблем, среди которых можно выделить нерациональность отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций (которые сегодня концентрируются главным образом в проектах с относительно низким техническим уровнем и коротким циклом! возврата вложенных средств), отсутствие иностранных инвестиций в развитие сельских районов, низкую долю портфельных инвестиций, малое число ПИИ (или ПЗИ), функционирующих в отраслях реального сектора и т. д.

17. В результате анализа изменений, происходивших в инвестиционной среде в последние годы, было установлено, что стратегия развития инвестиционной сферы регионов должна формироваться с учётом состояния инфраструктуры, уровня ресурсной обеспеченности, наличия условий для реализации конкурентных преимуществ и координации развития инвестиционной деятельности с расширением внешнеторговых связей регионов, однако универсальной задачей при её формировании, независимо от уровня экономического развития тех или иных административно-территориальных образований РФ, становится направленность этой стратегии на привлечение иностранных капиталовложений в приоритетные сферы экономики регионов в контексте её (т.е. экономики) ориентации на инновационное развитие.

Указано также на тенденцию использования в последние годы отдельными регионами дополнительных льгот и специальных гарантий безопасности для вложений капитала в те инвестиционные проекты, которые затрагивают конкурентоспособные сегменты экономики и реализация которых может принести наибольший эффект с точки зрения их экономического роста.

18. Предложена методика оценки чистой текущей стоимости инвестиционного проекта, основанная на учёте затрат на ресурсы, которые меняются по каждому временному периоду срока эксплуатации инвестиционного проекта, но неодинаково, а в зависимости от цены на них, действующей в каждый рассматриваемый временной период. Особенностью метода является именно тот факт, что изменения затрат на ресурсы не имеют постоянного прироста, как это предусматривается во всех применяемых в настоящее время методиках, основанных на дисконтированных оценках инвестиционных проектов и дающих результаты, не в полной мере отражающие динамику текущих цен на ресурсы. Основным принципом предлагаемой методики является оценка приведённой стоимости чистых денежных поступлений по каждому году проекта с учётом изменения текущих цен на каждый отдельный вид ресурса, а, следовательно, различных величин ставок дисконтировании (или, иначе, различных значений коэффициентов приведения величины дохода от реализации проекта для каждого года в рамках срока его эксплуатации). При этом результаты расчётов доходности и эффективности инвестиционных проектов, произведённых в соответствии с предлагаемой методикой, зачастую регистрируют более низкие значения показателя внутренней нормы их рентабельности, какие можно было бы получить по другим методам, поскольку инвестиционные проекты чувствительны даже к малейшим изменениям цен на ресурсы и прочих факторов среды. Между тем большая приближенность указанных прогнозируемых изменений к реальным трансформациям, которые могут происходить в ходе реализации проектов, и возможность их учёта при разработке элементов системы управления инвестиционной деятельностью предприятий, нивелируют более высокую степень риска реализации указанных инвестиционных проектов и расширяют вероятность принятия инвесторами решений об инвестировании.

19. Инвестиционный климат регионов определяется не только уровнем их экономического развития, но и наличием у них таких сравнительных преимуществ, как выгодное географическое положение, приемлемый уровень ресурсной обеспеченности, разветвлённость сети транспортных коммуникаций, развитость инфраструктуры материального производства, способной к освоению конкурентоспособных видов продукции и т. д., которые расширяют их возможности в привлечении иностранных инвестиций. Подчёркивается, что инвестиционный климат в проблемных регионах зависит от инвестиционного рейтинга в целом по стране в гораздо большей степени, чем инвестиционный климат регионов-доноров.

20. Установлено значение активной государственной поддержки ВЭД для расширения приграничных внешнеэкономических контактов и повышения эффективности межрегионального сотрудничества при осуществлении хозяйствующими субъектами сопредельных регионов совместных внешнеэкономических проектов федерального значения. Отмечено также повышение роли приграничного внешнеэкономического сотрудничества в социально-экономическом развитии страны и обеспечении экономической безопасности приграничных её территорий.

21. Обоснована научная позиция, согласно которой на этапе инновационного развития экономики РФ самым эффективным методом повышения внешнеэкономической активности регионов является сбалансированное, взаимообусловленное развитие ключевых сфер ВЭД — внешней торговли и инвестиционной деятельности, способное обеспечить устойчивый рост их экспортного потенциала, расширение контингент региональных участников внешнеэкономического процесса и максимальную реализацию регионами своих сравнительных и конкурентных преимуществ.

22. Проведённое в диссертации исследование позволило установить, что в современных условиях наиболее действенной стратегией интеграции регионов в.

111 систему мирового хозяйства является сочетание структурной перестройки экономики с опережающим ростом экспорта производимых на их территориях товаров, прежде всего готовых изделий и продукции с высокой степенью переработки. Поэтому вопросы активизации внешнеэкономической деятельности на всех уровнях и развития экспортного потенциала хозяйствующих субъектов регионов приобретают особую актуальность, выступая в качестве фактора развития производственного сектора и источника роста валютных поступлений как для удовлетворения' первоочередных нужд их хозяйственного комплекса, так и для более прочного их встраивания в систему мирохозяйственных связей.

23. Основными методологическими принципами формирования региональной программы развития. ВЭД республики Северная Осетия-Алания являются следующие: разработка и принятие долгосрочной внешнеэкономической стратегии и программы развития экспортного потенциалаопределение оптимального профиля международной специализации регионасовершенствование институциональной инфраструктуры организации' и. регулирования внешнеэкономической деятельностиформирование территориально-географических приоритетов внешнеэкономических связей регионовфинансовое содействие экспорту предприятий реального сектора экономики регионов ориентация на развитие ВЭД среднего и малого бизнесастимулирование инвестиций, в том числе использование высокого1 потенциала внутренних инвестициймаксимальная реализация предпринимательским сообществом трудового и интеллектуального потенциала регионовукрепление партнёрства государства и бизнесаобеспечение роста внешнеэкономической активности за счёт сбалансированного, взаимообусловленного развития всех основных форм ВЭДрост конкурентоспособности индустриального сектора за счёт инновационной модернизации его инфраструктуры и диверсификации производства, расширения ассортимента продукции перерабатывающих и наукоёмких отраслей, снижения издержек производства и повышения производительности трудаповышение качества внешнеэкономических связей.

212 хозяйствующих субъектов регионовсоздание системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельностисовершенствование институциональной инфраструктуры сопровождения и поддержки внешнеторговой и инвестиционной деятельности в регионахсовершенствование правового обеспечения внешнеэкономической деятельности.

24. Сформулированы основные задачи программы развития внешнеэкономической деятельности в РСО-Алания, среди которых выделяются: превращение ВЭД в элемент стратегии социально-экономического развития республикисоздание системы активного продвижения товаров, производимых на предприятиях республики, на внутреннем и внешних рынкахувеличение доли продукции перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей в структуре экспортакоординация инновационного развития республики и роста внешнеэкономической активности её хозяйствующих субъектов;

— повышение инвестиционной привлекательности республики за счёт восстановления инфраструктуры промышленных предприятий, создания институтов сопровождения инвестиционных проектов и обеспечение государственных гарантий инвестиционных вложений[25,с.406].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации М. 2001.
  2. Конституция Республики Северная Осетия Алания. Принята Верховным Советом Республики Северная Осетия, 12.11.94 г. — Владикавказ, ноябрь, 1994. (в редакции конституционного закона РСО — Алания № 10-РЗ 19.07.2000 г.).
  3. Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания». РЗ № 8 от 15 апреля 2000 г.
  4. Закон Республики Северная Осетия-Алания «О науке и научно-технической политике в Республике Северная Осетия-Алания». РЗ № 7 от 15 апреля 2000 г.
  5. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. (Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803).
  6. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. (Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271).
  7. В.В. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию // Российская газета, 2007. — 16 февраля, № 31, с. 2.
  8. Указ Президента РФ «Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации», утверждённый 11 июля 2004 года.
  9. Федеральный закон № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», принятый Государственной думой РФ 15 июля 1995 года
  10. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», принятый Государственной думой 24 октября 1995 года .
  11. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4.01.1999. — Информационно- компьютерная система «Консультант^».
  12. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов», принятый Государственной думой РФ 14 апреля 1997 года.
  13. Федеральный закон № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», принятый Государственной думой РФ 4 января 1999 года.
  14. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской
  15. Федеральный закон „О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“, № 157-ФЗ от 13.10.1999.
  16. О.Г. Управление внешнеэкономической деятельностью. Курс лекций- М.: Приор- 2006.
  17. Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: 2001.
  18. А.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Практикум. М.: Дикта- 2007.
  19. Г., Бэйли Дж., Шарп У. Инвестиции. Учебник. М.: Инфра-М- 2007.
  20. Анализ тенденций развития регионов России: типология регионов, выводы и рекомендации / под. ред. A.M. Лаврова и В. К. Кашина.- М.: 200 122. Андрианов А. Ю., Валдайцев С. В., Воробьев П. В. Инвестиции. Учебник. М.: Велби- 2007.
  21. А.Ю., Валдайцев С. В., Воробьев П. В., Иванов В. В., Ковалев В. В., Лялин В. А. Инвестиции. Учебник. М.: Проспект- 2007.
  22. С.С. Возможности государства в разрешении региональных проблем. Развитие городских и сельских ареалов Великобритании и России. М.: Институт географии РАН- М.: 2000, с. 186
  23. В.В. Развитие организации статистического наблюдения внешнеэкономических связей: на примере Пермской области. Дисс. канд. экон. наук. -М.: 2002, с. 138.
  24. С.Н. Территория гшосударства. Правовые и геополитические проблемы. М.: Изд. МГУ, 2001.
  25. Э.П., Исаченко Т. М. Внешнеэкономическая политика. Учебное пособие. М.: Экономика- 2006.
  26. БариновВ.А. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. М.: Форум-
  27. JI.K. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России. // Внешняя торговля- 2001, № 6.
  28. Ю.М., Глухов В. В. Организация внешнеэкономической деятельности: особенности менеджмента. Учебное пособие.-СПб.:Лань, 2001.
  29. В.В. Инвестиции. Учебник. СПб.: Питер- 2008.
  30. Большой Экономический словарь: экономика финансы, бух. учёт, налоги, страхование, маркетинг, менеджмент, управление. / авт. и сост. А. Б. Борисов. — 2-е изд. переработ, и доп. -М.: Кн. мир, 2004, с. 860, Библиогр.: с.858−859.
  31. Большой экономический словарь./ Под ред. А. Н. Азриэляна. 4-е изд. — М.: Институт новой экономики- 2003, с. 1248.
  32. И.М. Концептуальные основы европейского регионализма. // Проблемы европейского регионализма. М., 2002, с. 13−23. (Доклады Института Европы РАН, № 61).
  33. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. — Москва, Ростов-на-Дону- 2000, с 448.
  34. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 1994 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. с. 53.
  35. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 1995 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. с.51
  36. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 1996 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. с. 73.
  37. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 1997 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. с. 61.
  38. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 1998 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. с. 56.
  39. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 1999 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. — с. 52.
  40. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания 2000 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. с. 57.
  41. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 2001 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. с. 62.
  42. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 2002 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. — с. 70.
  43. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания 2003 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. — с. 55.
  44. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания 2004 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. — с. 58.
  45. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 2005 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. с. 56.
  46. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 2006 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. с. 57.
  47. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли республики Северная Осетия-Алания. 2007 года. Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Северо-Кавказское таможенное управление. — с. 57.
  48. Л.Б. Региональные проблемы внешнеэкономической либерализации в России: Дисс. канд. экон. наук. М.: 2002, с. 283.
  49. Л.Б. Открытие Российской экономики: региональное измерение. -М.: ИМЭПИ РАН- 2003, с. 14.
  50. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. / под ред. Л. Е. Стровского. Учебник. М.: Юнити- 2007.
  51. Внешнеэкономическая деятельность региона: тенденции, проблемы, перспективы. / B.C. Селин и др.- РАН, Кол. науч. центр, ин-т экон. проблем. — Апатиты: КЦН РАН, 2001.
  52. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы: Учебник для вузов. / Г. Д. Гордеев, Л. Я. Иванова, С. К. Казанцев и др.- Под ред. проф. Л. Е. Стровского. — М.: Закон и право- ЮНИТИ, 2003 с. 408.
  53. Внешнеэкономические связи республик, краёв и областей северокавказского региона в 1999—2006 годах. Статистический сборник. Ростов-на-Дону- 2007, -с.54
  54. Всемирная торговая организация и развивающиеся страны. М: ИНИОН РАН- 2004.
  55. В.Ю., Ростовский Ю. М. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. М.: Экономиста- 2007.
  56. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: 1999.
  57. А.Г. Основы региональной экономики. Учебник. Изд. пятое. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ- 2006.
  58. Р.С., Косикова JI.C. Россия: поиск новых моделей экономического взаимодействия. М.: ИМЭПИ РАН, 2000.
  59. С.Г. Региональные аспекты внешнеэкономической политики России: история и современность: Монография. / С. Г. Горшенин. — М.: 2003, с.92
  60. А.Ю. Социально-экономическая оценка природно-техногенных комплексов. — Екатеринбург- 2001, с. 323.
  61. О.И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Дело- 2007.
  62. Ю.А. Экономический потенциал территории СПб: 2001, с. 274.
  63. В.А. Прямые иностранные инвестиции в странах ближнего зарубежья. Научный доклад. М.: ИМЭПИ РАН.
  64. В.Г. Внешняя торговля России. Учебник. М.: Экономистъ- 2007.
  65. Западная Европа и Россия. Экономические связи: Ежегодный справочник. -М.: ГИК ВНИИТИ- 2006, с. 512.
  66. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение. Ростов-а-Дону, 2003.
  67. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе / Раевский С. В., Абдуллаев Ф. Р. Монография. М.: Экономика- 2007.
  68. Инвестиционная деятельность. / Киселева Н. В., Боровикова Т. В., Захарова Г. В. Учебное пособие. М.: КноРус- 2006.
  69. Инвестиционная деятельность. / под. ред. Пошиваленко Г. П., Киселева Н. В. М.: КноРус- 2006.
  70. Инвестиции. Учебник. М.: КноРус- 2008.
  71. Инвестиции: источники и методы финансирования. / Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Учебно-практическое пособие. СПб.: Омега-Л- 2007.
  72. Инвестиции. Системный анализ и управление. Учебно-практическое пособие. М.: Дашков и К.- 2007.
  73. Инвестиции. / Иванов А. А., Кучумов А. В. М.: Учебное пособие. Элит- 2007.
  74. Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. М.: Изд. Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ- 2006.
  75. Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. М.: Феникс- 2006.
  76. А.Д., Метелёв С. Е., Дубенская Е. С. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономика- 2006.
  77. И.И., Садченко К. В. Внешнеторговое дело. Учебное пособие. М.: ДиС- 2006.
  78. В.В. ИНВЕСТИЦИИ. Проспект. М.: 2003.
  79. Н.П., Овчинников В. Н. Региональная экономика. Универсальный учебный экономический словарь. — Ростов-на-Дону- 2002.
  80. В.И. Территориальное развитие. Методология и опыт регулирования. СПб.: 2000.
  81. И.М. Россия: пространство как экономическая и политическая категория. // МэиМО, 2001, № 8 .с. 54.
  82. В.И. Инвестиции. Учебное пособие. М.: Приор-издат.- 2007.
  83. А.С. Инвестиции. Учебник. М.: Дашков и К.- 2008.
  84. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. // под ред. Е. В. Беловой. — М.: Новая книга- 2002.
  85. В.П. Россия на мировых рынках товаров и услуг. // Внешнеэкономический бюллетень. 2005, — № 2, с. 24−28.
  86. З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: 2003.
  87. Е.П., Воронкова О. Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. Учебное пособие. М.: Экономистъ- 2007.
  88. Практикум по внешнеэкономической деятельности предприятий / под. ред. Н. А. Сберегаев. Учебное пособие. М.: Феникс- 2006.
  89. В.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. М.: Экономиста- 2006.
  90. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. — М.: Юристъ, 2001, с. 456.
  91. В.В., Корниевец B.C. Внешнеторговая стратегия России для обеспечения защиты внутреннего рынка. — М.: 2000.
  92. Политика и экономика в региональном измерении: Сборник учебных материалов по курсу „Политическая регионалистика“ / под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. -М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. с. 256.
  93. М. Международная конкуренция. М.: ЮНИТИ.
  94. Г. А., Трейвиш А. И. и др. Территориальная структура хозяйства староосвоенных районов. М.: ИНФРА-М.
  95. Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. Сборник научных трудов / Донец, гос. ун-т, бизнес-центр. Донецк: ДонГУ, 2004.
  96. Развитие международного разделения труда и размещение производительных сил России: теория, методы, практика. / Под ред. Н. И. Некрасова.- М.: Изд. Наука
  97. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Выпуск 2/под ред. В. Е. Селиверстова. -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003.
  98. М.И., Касатов А. Д., Матиенко Н. Н. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие. СПб.: Питер- 2006.
  99. В.Е., Щербанин Ю. А., Балдин Л. В. Международные экономические отношения. Учебник. М.: Юнити- 2005.
  100. Ю.М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. М.: Экономистъ- 2006.
  101. В.И. Программы иностранных государств по стимулированию инвестиций. // Внешнеэкономический бюллетень. — 2000 № 4, с. 51−59.
  102. Регионы и города России: экономика и внешнеэкономические связи / Ин-т междун. и полит, исслед. РАН- Л. Б. Вардомский и др. -М.: ИМЭПИ, 2004, с. 140
  103. Регионы России: Статистический сборник. Т. 1. Госкомстат России М.: 1999
  104. Регионы России: Статистический сборник. Т.2.Госкомстат России.— М.: 1999
  105. Регионы России: Статистический сборник. Т. 1. Госкомстат России — М.: 2000
  106. Регионы России: Статистический сборник. Т.2.Госскомстат России.-М.: 2000
  107. Регионы России: Статистический сборник. Т. 1. Госкомстат России М.: 2001
  108. Регионы России: Статистический сборник. Т.2.Госскомстат России.-М.: 2001
  109. Регионы России: Статистический сборник. Т. 1. Госкомстат России — М.: 2002
  110. Регионы России: Статистический сборник. Т.2.Госкомстат России М.: 2002
  111. Регионы России: Статистический сборник. Т. 1. Госкомстат России М.: 2003
  112. Регионы России: Статистический сборник. Т.2.Госкомстат России.- М.: 2003
  113. Регионы России: Статистический сборник. Т. 1. Госкомстат России — М.: 2004
  114. Регионы России: Статистический сборник. Т.2.Госкомстат России М.: 2004
  115. Регионы России: Статистический сборник. Т. 1. Госкомстат России М.: 2005
  116. Регионы России: Статистический сборник. Т.2.Госкомстат России М.: 2005
  117. Регионы России: Статистический сборник. Т.1 .Госкомстат России. -М.: 2006
  118. Регионы России: Статистический сборник. Т.2.ГоскомстатРоссии.-М.: 2006
  119. Д. Соч. т.1 = М.: 1955.
  120. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат РФ. -М.: 1999
  121. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат РФ. -М.: 2000
  122. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат РФ. — М.: 2001
  123. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат РФ. М.: 2002 227. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат РФ. — М.: 2003
  124. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат РФ. М.: 2004
  125. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат РФ. — М.: 2005
  126. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат РФ. М.: 2006
  127. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат РФ. М.: 2007.222
  128. И.В., Беляева Е. Н. Внешнеэкономическое положение северокавказского региона. // Внешняя торговля, № 3, с. 10−15.
  129. И.А. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения ЕС. М.: Экономика- 2003, с. 111.
  130. К.А. Государственное регулирование внешнеэкономических связей России. -М.: Ассоциация „Гуманитарное знание“, с. 257.
  131. Северная Осетия в 1998—2004 годах: ступени развития* / Под общ. ред. А. Х. Чельдиева и Б. М. Гадзаова. — Владикавказ: Проект-Пресс- 2005.
  132. Смирнов* А. Н. Этнические контуры северокавказской геополитики // М.: МэиМО- 2000 № 5, с. 40−48.
  133. В.П., Рогов В. В. К вопросу о стратегии развития внешней торговли России // Внешнеэкономический’бюллетень, 2004, № 12, с.4−12.
  134. А.В. Некоторые проблемы внутрирегиональной, торговли СНГ. // МЭиМО- 2002- № 6, с.34−39.
  135. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М.'
  136. Татаркин' А.И. и др. Социально-экономический потенциал региона: проблемы, оценка пользованиями управления. Екатеринбург: 2004- с. 380.
  137. Т.М. Экономическая история России. М.: ИИД,"Филинъ», 1998
  138. Т.С. Присоединение России к ВТО и принцип- наибольшего благоприятствования. // Внешнеэкономический бюллетень, 2000, № 6, с. 28−35.
  139. Е.Д. Мировая экономика. М.: Юристъ, 1999.
  140. И.П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание. М.: Изд-во Росс. экон. акад., 2003, с. 156.
  141. Г. Н., Пресняков В. Н., Фоминский И. А. Регулирование внешнеэкономических связей. -М.: ИНФРА-М, с. 201.
  142. Экономическая география России. Учебник. / Под общей ред. Видяпина В. И. -М.- ИНФРА-М: Российская экономическая академия.
  143. Direction of Trade Statistic IMF/ Washington, 2003.
  144. Fare astern Economic Review/ Hong Kong, 1999−2005/
  145. From Plan to Market/ World Development Report 2005, Washington D.C., 2005.
  146. Globalization and Regionalization: the challenge for developing countries. Paris: OECD. p. 15.
  147. International Financial Statistics/ International Monetary Fund. Washington.
  148. Regions and Cities and Structural Funds Reform 2000−2006. Brussels, 2000.
  149. Schumpeter I. Theorie der wirtschaftlichen Einwicklund В., 1911, s.101.
  150. The Economic/ New York London, 1992−2006.
  151. The State in a Changing World. 2004 World Development Report/ New York: Oxford University Press.
  152. World Investment Report 2003. Transnational Corporations, Market Structure and competition Police UN, -N.Y., 2003.1. Периодическая печать
  153. Ю.А. Россия система содействия экспорту. // Внешнеэкономический бюллетень. 2003- № 11, с. 57.
  154. С.Н. Стимулирование поступления иностранных инвестиций в промышленность региона. // Внешнеэкономический бюллетень. -М.: № 3.
  155. А. Д. Внешняя торговля России в 1998 году.// Внешнеэкономический бюллетень. -М.: 1999- № 3, с. 10−12.
  156. А.Д. Динамика и структура внешней торговли в 1999 году. // Внешнеэкономический бюллетень. -М.: 2000- № 3, с. 16−28.
  157. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2000−2001 годы // Эксперт. -2001- № 39, с.20−32.
  158. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2001−2002 годы // Эксперт. 2003- № 41, с.39−47.
  159. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2003−2004 годы // Эксперт. -2005- № 43, с.61−65.
  160. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2004−2005 годы // Эксперт. 2006- № 44, с.38−44.
  161. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2005−2006 годы // Эксперт. -2007- № 46, с.46−50.
  162. .И. Измерение региональной асимметрии на примере России. // Вопросы экономики- 2005, № 3. с.42−52.
  163. Г. А., Мачульская О. И. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики. 2004, № 7.
  164. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 1998 год // Северная Осетия, 1999, № 39.
  165. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 1999 год // Северная Осетия, 2000, № 34.
  166. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 2000 год // Северная Осетия, 2001, № 36.
  167. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 2001 год // Северная Осетия, 2002, № 41.
  168. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 2002 год // Северная Осетия, 2003, № 33.
  169. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 2003 год // Северная Осетия, 2004, № 38.
  170. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 2004 год // Северная Осетия, 2005, № 43.
  171. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 2005 год // Северная Осетия, 2006, № 52.
  172. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 2006 год // Северная Осетия, 2007, № 31.
  173. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания за 2007 год // Северная Осетия, 2008, № 14.
  174. Программа деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания на 2004−2007 г. г. // Северная Осетия, 2005, № 56.
  175. Н. Подходы к оценке внешнеторгового потенциала территории. // Внешняя торговля. М.: № 7−9.
  176. Н. Подходы к оценке внешнеторгового потенциала территории. // Внешняя торговля. М.: № 7−9.
  177. И.В. Российская практика стимулирования ВЭД на региональном уровне // Внешнеэкономический бюллетень. 2000, № 5, с. 41−45.
  178. Юг России: за проблемами видны перспективы //Северная Осетия,№ 214, с.2
  179. Диссертационные исследования:
  180. Балабина J1.A. Регионы России в системе внешнеэкономических связей: Методологический анализ. Дисс. канд. экон. наук. — СПб.- 2000, с. 93.
  181. О.Н. Проблемы развития ВЭ-связей субъектов ЮФО РФ (на примере РСО-Алания): Дисс. к.э.н., Владикавказ, 2000.
  182. С.В. Регионализация внешнеэкономических связей как фактор социально-экономического развития региона: На материалах Ставропольского края. Дисс. К.э.н. Москва- 2005.
  183. Ф.Р. Промышленно-торговая политика как фактор развития экспортного потенциала отрасли (на примере РСО-Алания): Дисс. к.э.н., Владикавказ, 2004.
  184. Р.К. Проблемы внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации: дисс.канд. экон. наук. -М: 2000.
  185. С.Ю. Внешнеэкономические связи регионов на современном этапе: Дисс. канд. экон. наук. М.: 2000.
  186. М.Т. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью в регионе (на материалах РСО Алания): Дис. к.э.н., Кисловодск, 2002.
Заполнить форму текущей работой