Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценностно-целевой аспект образования является системообразующим в личностно ориентированном процессе и подготовке к нему учителя: приняв человека и его приобщение к культуре («выращивание» культуры в человеке) как абсолютную ценность, выбрав базовые ценностно-целевые объекты культуры, рассматривать их как план-карту, культурную матрицу, которая может быть расширена, уточнена, конкретизирована… Читать ещё >

Содержание

Глава I. Теоретические предпосылки организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования.

1.1. Основные положения педагогической инноватики как теоретические ориентиры развития инновационной образовательной практики школ.

1.2. Организационно-педагогические аспекты развития школ на ценностной основе личностно ориентированного образования.

1.3. Теоретико-методологические, социально-педагогические предпосылки развития инновационной образовательной практики сельских школ на ценностной основе личностно ориентированного образования.

Выводы по I главе.

Глава II. Развитие инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования средствами муниципальной методической службы.

2.1. Концептуальная идея исследования и модель организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики школ сельского района.

2.2. Технологические аспекты организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики школ сельского района.

2.3. Организация опытно-экспериментальной работы и анализ основных ее результатов.

Выводы по II главе.

Развитие инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Идея развития — ключевая в идеологии новой школы, поэтому в образовании естественными становятся процессы инновационного преобразования, при этом особое значение приобретает инновационная деятельность школ. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается обеспечение поддержки образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность, как опорных площадок процесса модернизации.

Развитие инновационной образовательной практики современной школы в контексте новой парадигмы требует создания организационно-педагогических условий по обеспечению перестройки всех компонентов образовательного процесса и сознания педагогического сообщества в целом.

В работах ученых Т. М. Ковалевой, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, A.M. Новикова, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, И. Д. Чечель и др. уделяется значительное внимание организационным аспектам перехода в режим развития на уровне образовательного учреждения. В работах М. В. Артюхова, В. Н. Беспалова, JI.JI. Портянской, Н. П. Неворотовой и др. исследуются организационные аспекты развития на примере крупного региона, города, округа.

Вместе с тем в каждой конкретной территории необходимо уточнение условий, обеспечивающих успешное развитие инновационной образовательной практики в контексте новой, личностно ориентированной парадигмы. Особенно это актуально для школ сельского района в связи с тем, что кроме инвариантных специфических условий, характерных для сельских школ в целом, в каждой из них имеются вариативные, определяемые социальными, культурными, экономическими аспектами развития села.

Переход к личностно ориентированному образованию предполагает построение педагогического процесса со специфическими целями, содержанием, технологиями, обеспечивающего развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида. Функцией образования становится не формирование личности с заданными свойствами, а создание благоприятных условий для полноценного проявления и развития личностных качеств учащегося в соответствии с его способностями и предпочтениями. Значительное продвижение в практическом решении проблем личностно ориентированного образования осуществлено благодаря работам Н. А. Алексеева, Ш. А. Амона-швили, Е. В. Бондаревской, В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, М. Е Кузнецова, В. В. Краевского, А. К. Марковой, JLM. Митиной, В. В. Серикова, Ю.В. Сень-ко, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского, И. С. Якиманской и др.

Имеется ряд исследований, способствующих пониманию специфики, места и роли сельской школы в социокультурной среде села, выявлению объективных предпосылок для ее развития. Исследованию «феномена» сельской школы, именно так определяют многие ученые ее состояние, посвящены работы Е. В. Бондаревской, Г. Н. Волкова, М. П. Гурьяновой, В. А. Ермолаева, М. И. Зайкина, Г. В. Пичугиной, М. М. Поташника, С. А. Рогачева, В. И. Семенова, В. К. Шаповалова, A.M. Цирульникова и др.

В работах Е. В. Бондаревской, М. П. Гурьяновой отмечено, что выполнение сельской школой своих функций возможно при условии ее развития как инновационного образовательного учреждения, жизнедеятельность которого направлена, с одной стороны, на поддержку сельского социума, а с другой — на создание социально-педагогических условий для личностного развития сельских школьников.

Ученые Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова утверждают, что не может быть качественно решена ни одна задача развития современной системы образования без работы муниципальной методической службы. Не выполняя в системе образования управленческих функций, вместе с тем муниципальные методические службы выполняют задачи повышения компетентности принимаемых в образовании управленческих решений. Эту роль ученые определяют как поддерживающую.

Анализ педагогической литературы, результаты констатирующего эксперимента выявили наличие противоречия в существующей практике школ сельского района: между потребностью, стремлением педагогических коллективов к инновационной деятельности по развитию школ в контексте новой парадигмы и недостаточным организационно-педагогическим обеспечением нового подхода в образовании, являющимся одной из причин неумения педагогических коллективов реализовать личностно ориентированный процесс в условиях массовой школы и в специфических условиях сельской образовательной среды.

Указанное противоречие определило проблему исследования: как помочь сельским школам в проектировании, реализации и рефлексивной оценке инновационной образовательной практики организационно-педагогическими средствами муниципальной методической службы? Каковы соответствующие условия и инструментарий?

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально подтвердить организационно-педагогические условия и средства муниципальной методической службы по обеспечению проектирования и реализации инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования.

Объект исследования: инновационная деятельность школ сельского района.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия и средства обеспечения перевода школ сельского района к инновационной образовательной практике на ценностной основе личностно ориентированного образования.

Гипотеза исследования: развитие инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования происходит успешно, если:

— оно осуществляется на основе эвристической модели организационно-педагогического обеспечения как ориентировочной основы для проектирования и реализации вариативных программ развития;

— проведена практико-ориентированная теоретическая подготовка педагогических коллективов, на этой основе в школах района актуализирована личностно ориентированная образовательная среда;

— обеспечена организационно-педагогическая, научно-методическая поддержка проектирования и реализации инновационных программ развития школ муниципальной методической службойразработаны критерии эффективности организационно-педагогического обеспечения, на основе критериев осуществлен мониторинг инновационной деятельности школ сельского района;

— осуществлена рефлексивная оценка развития школ сельского района.

Задачи исследования:

1. Обосновать необходимость и возможность организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики школ средствами муниципальной методической службы.

2. Выявить теоретико-методологические предпосылки развития инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования.

3. Разработать и экспериментально подтвердить модель организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики как организационную основу для разработки и реализации педагогическими коллективами вариативных проектов развития.

4. Разработать комплексную программу организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики, обеспечивающую реализацию модели.

5. Обеспечить организационно-педагогическую, научно-методическую поддержку развития инновационной образовательной практикиразработать и реализовать механизм взаимодействия муниципальной методической службы с субъектами инновационной деятельности.

6. Разработать и экспериментально подтвердить критериально-оценочный аппарат исследования.

7. Осуществить на основе разработанных критериев анализ полученных результатов для обоснования дальнейших действий по внедрению результатов эксперимента в широкую практику.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды по педагогической инноватике (JI. С. Подымова, А. И. Пригожин, М. М. Поташник, Э. Роджерс, Б. В. Сазонов, В. А. Сластенин, Г. Г. Шек, Н.Р. Юсуфбе-кова и др.) — методологические принципы социального проектирования и создания целевых программ управления развитием образовательных систем (Т.М. Ковалева, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, A.M. Новиков, М. М. Поташник, П. И Третьяков и др.) — идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Е.П.Белозерцев, В. И. Данильчук, Ю. В. Сенько, Е.Н. Шиянов) — труды философов образования Б. С. Гершунского, И. Я. Лернераработы В.В. Краевского, посвященные природе педагогического знанияосновные положения теории личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондарев-ская, М. В. Кларин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — личностно-деятельностного подхода И.А. Зимнейпрактико-ориентированная методология личностно ориентированного образовательного процесса в школе (М.Е. Кузнецов) — методология педагогического исследования (Р.А. Атаханов, Е. В. Бережнова, В. И. Загвязинский, A.M. Новиков) — современные исследования по методологии средового и проектного подходов к управлению развитием образовательных систем (М.В. Артюхов, В. Н. Беспалов, И. И. Проданов, А. П. Тряпицына, К. М. Ушаков, В.А. Левин) — исследования эвристического обучения А. В. Хуторскогоработы по изучению профессионального труда учителя А. К. Марковой, JI.M. Митиной, организационно-методических условий обеспечения инноваций в районной системе города (Л.Г. Тарита) — научно-методические материалы по развитию сельской школы (М.П. Гурьянова и ДР-).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ философско-методологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование организационно-педагогического обеспечения, изучение школьной документации, наблюдение за профессионально-личностным становлением субъектов педагогической деятельности, опрос, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, экспериментальная апробация эвристической модели, мониторинг деятельности школ, экспертная оценка программ развития и др.

Исследование проведено в три этапа с 1997 по 2004 гг.

Первый этап исследования (1997 — 1998 гг.) На основе теоретического анализа философско-методологической, психолого-педагогической, социологической литературы осуществлено изучение различных аспектов темы исследования. Выявлена необходимость разработки проблемы организационно-педагогического обеспечения инновационных преобразований сельской школы на ценностной основе личностно ориентированного образования. В ходе работы возник замысел исследования, определены тема, основные этапы, исходные параметры исследования. Разработана программа эксперимента.

Второй этап (1999 — 2003 гг.) Разработана модель организационно-педагогического обеспечения, программа действий по ее реализации, определены критерии, показатели, методики исследования. Проведен эксперимент на базе 2-х экспериментальных школ (пилотажный) и (масштабный) на базе 19 средних и 18 основных общеобразовательных школ района.

На третьем этапе (2003 — 2004 гг.) подведены итоги экспериментальной работы, осуществлен анализ и систематизация результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации, позволяющие судить о подтверждении гипотезы диссертационного исследования и объективности его результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость.

1 .Обоснована необходимость и возможность создания организационно-педагогических условий для проектирования и реализации инновационной образовательной практики школ сельского района муниципальной методической службой.

2. Определена совокупность теоретических положений, раскрывающих сущность и специфику инновационных процессов в сельской школе, роль организационно-педагогических факторов в инновациях.

3. Разработана эвристическая модель организационно-педагогического, научно-методического обеспечения развития инновационной образовательной практики в школах сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования, интегрирующая ее структурно-содержательную, структурно-временную, структурно-деятельностную компоненты.

4. Доказано, что результативность и успешность развития инновационной образовательной практики в школах сельского района в существенной мере определяется научно-педагогической разработкой эвристической модели — организационно-педагогического инварианта, играющего роль ориентировочной основы для проектирования и реализации педагогическими коллективами вариативных программ развития.

5. Разработан и обоснован механизм взаимодействия муниципальной методической службы и школ сельского района по обеспечению развития инновационной образовательной практики.

6. Разработан и теоретически обоснован критериально-оценочный аппарат, позволяющий адекватно цели исследования оценить изменения в образовательном процессе школ сельского района.

7. Подтвержден и конкретизирован на локальном уровне сельского района имеющийся в научно-методической литературе вывод о приоритетности решения на современном этапе организационных проблем развития инновационной образовательной практики.

Практическая значимость исследования заключается в вовлечении участников образовательного процесса школ сельского района в коллективную инновационную деятельностьв создании вариативных личностно ориентированных проектов и практик школ на ценностной основе личностно ориентированного процесса и как общий итог — зафиксированные приращения в личностном росте учащихся и профессионально-личностном росте учителейв изменении установок педагогов на создание личностно ориентированного образовательного процессав переводе ценностей личностно ориентированного образования в цели школв актуализации личностно ориентированной образовательной среды школ сельского района.

Конкретными организационно-педагогическими продуктами исследования являются: сеть из 17 районных экспериментальных площадок, школьные лаборатории учителей-экспериментаторов, методическая мастерская по проектированию личностно ориентированных уроков для руководителей школ и руководителей районных методических объединений, двухгодичный практико-ориентированный семинар профессионально-личностного повышения квалификации учителей на базе двух опорных экспериментальных школ, разработанные и изданные методические материалы из опыта экспериментальной деятельности в виде пяти сборников научно-методических статей, используемых в качестве методических пособий в школах Новокузнецкого района, Кемеровской и Новосибирской областей, а также методическое пособие в помощь проектировщикам программ развития школ, педагогам-исследователям.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положенийопорой на данные современной педагогической наукианализом специальной литературы по избранной темецелесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследованиясочетанием количественного и качественного анализа материаловцеленаправленным анализом реальной педагогической практикитеоретической обоснованностью разработанных рекомендацийрезультатами опытно-экспериментальной проверки гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на всероссийских, региональных, городских и районных научно-практических конференциях: Томск (2001, 2004 гг.), Новокузнецк (2001 -2004гг.), Новосибирск (2003, 2004 гг.), Кемерово (2002, 2003гг.), на научных семинарах кафедры педагогики, теории и методики профессионального образования Кузбасской государственной педагогической академии (2001;2004 гг.), на семинарах и совещаниях руководителей образовательных учреждений Новокузнецкого района (2000;2004 гг.), на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов и руководителей образовательных учреждений в институте повышения квалификации г. Новокузнецка (2003 — 2004 гг.), в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (2002;2004 гг.), на заседаниях районного научно-методического совета (1999;2004 гг.). Результаты исследования отражены в 10 публикациях автора.

Личное участие соискателя в исследовании заключается в теоретической проработке всех аспектов организационно-педагогического обеспечения в процессе создания и экспериментальной апробации эвристической модели, в инициировании, методической поддержке проектирования развития образовательных учреждений, в разработке методического инструментария, в проведении педагогического анализа результатов исследования и в непосредственном осуществлении руководства экспериментом.

Опытно-экспериментальной базой исследования являются 19 средних и 18 основных школ Новокузнецкого района Кемеровской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования возможно обеспечить средствами муниципальной методической службы.

2. Разработанная эвристическая модель организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики школ сельского района является организационной основой для проектирования и реализации педагогическими коллективами вариативных программ развития и соответствующих моделей образовательных учреждений.

3. Комплексная программа организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики школ сельского района, разработанная для реализации эвристической модели, актуализирует механизм продуктивного взаимодействия муниципальной методической службы с субъектами инновационной деятельности.

4. Зафиксированные в ходе экспериментальной апробации результаты развития инновационной образовательной практики школ сельского района подтверждают эффективность организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики школ сельского района средствами муниципальной методической службы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 200 источников, содержит 18 приложений.

Выводы по II главе.

1. В констатирующей части эксперимента установлено, что для инновационной деятельности школ района характерны недостатки, выявленные исследователями в массовой российской школе, специфически проявляются в конкретных условиях сельских школ района. Результаты этой части эксперимента дают основание для предположений о том, что наиболее важной причиной «пробуксовки» инноваций в школе является отсутствие системности в их проведении, обусловленное недостатками организационного плана.

2. В основу формирующего эксперимента положена эвристическая программа организационно-методического обеспечения инновационных преобразований в школах сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования. При ее реализации осуществляется системная подготовка педагогов к JIOO-процессу в школе на общедидактическом, методическом и практическом (в живой практике) уровнях, что наглядно представлено в структурно-временной схеме модели.

3. Существенной частью программы является разработка управленче-ско-методического механизма взаимодействия муниципальной методической службы со школами сельского района, системно сочетающего инвариантный и вариативный компоненты инновационной образовательной практики школ и отраженного в виде наглядной схемы.

4. Разработаны критерии и показатели результативности организационнометодического обеспечения инновационной образовательной практики школ сельского района, подобраны соответствующие методики. Об их комплексности и полноте можно судить по приведенной в работе модели критериально-оценочного аппарата.

5. На основе критериально-оценочного аппарата осуществлен комплекс экспериментальных измерений, педагогических наблюдений, экспертных оценок, проведен анализ полученных результатов. Зафиксированы позитивные изменения по большинству показателей: в теоретической готовности учителей, в динамике числа инновационных образовательных продуктов, в качестве программ развития школы, в совокупности приведенных показателей, конкретизирующих позитивные продвижения школьных коллективов в личностно ориентированном измерении.

6. Успешность опытно-экспериментальной работы подтверждена и субъективными ощущениями, фиксируемыми учителями в своих отчетах, в выступлениях на семинарах, в личных беседах. Они свидетельствуют об изменениях в сознании и мировоззрении учителей.

Заключение

.

Анализ теоретических источников и результаты опытно-экспериментальной работы по решению поставленных задач исследования дают основание для выводов:

1 .На настоящем этапе развития образовательной практики в контексте Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года приоритетны не только и не столько содержательные, сколько организационно-педагогические аспекты инновационной деятельности школ. При этом особая роль отводится муниципальной методической службе, деятельность которой направлена на повышение компетентности принимаемых в образовании управленческих решений, на поддержку инновационных процессов, на создание благоприятных условий для развития образовательных учреждений и как наиболее приближенной к рабочему месту учителя.

2. При обсуждении сути изменений при переходе к инновационной образовательной практике в контексте новой личностно ориентированной парадигмы неизменно возникает необходимость изучения аксиологических проблем — проблем целей и ценностей образования. От ценностей образования, которые закладываются в основу проектирования образовательного процесса, зависит практическая деятельность педагога, результат и оценка этой деятельности.

Ценностно-целевой аспект образования является системообразующим в личностно ориентированном процессе и подготовке к нему учителя: приняв человека и его приобщение к культуре («выращивание» культуры в человеке) как абсолютную ценность, выбрав базовые ценностно-целевые объекты культуры, рассматривать их как план-карту, культурную матрицу, которая может быть расширена, уточнена, конкретизирована. Общество, человечество — часть природного мира (экологический уровень) — абсолютная, базовая ценность для общества есть человекдля педагогов — ребенок, ученик, его физическое и нравственное здоровье, «человек культуры" — для ученика его мироощущение себя как ценности. Приобщение ученика к культурным ценностям, их личностное освоение учащимися, его личностный рост как реализация заложенных в нем возможностей и есть главная, базисная цель образования.

Специфика управления развитием инновационной образовательной практики школ на ценностной основе личностно ориентированного состоит в том, чтобы создать необходимые организационно-педагогические условия, обеспечивающие «становление и функционирование» учителя как носителя личностно развивающей педагогической деятельности. Инвариантными условиями успешных инновационных преобразований в школе являются осознание педагогическим коллективом сущности инновации, изучение педагогического коллектива как потенциальных инноваторов и возможности их превращения в актуальных, активизация рефлексивной позиции педагогов. Для эффективности осуществления инновационных преобразований следует учитывать сущность, структуру, классификацию, законы и особенности протекания инновационных процессов в сфере образования. Педагогические инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые влияют на характер педагогической деятельности, тем самым, оказывая воздействие на развитие педагогической системы в целом. Качество новации (ее привлекательность) предопределяет результативность инновации, но при условии ее глубокого, а не поверхностногосистемного, а не фрагментарноготворческого, а не механическогозаинтересованного, а не формального освоения. Качественная характеристика освоения зависит не только от специфических особенностей постигаемого новшества, но также от характеристик субъекта освоения и составляющих этого процесса.

3. В школах сельского района наряду с трудностями, определяемыми, прежде всего, недостаточным ресурсным обеспечением, малочисленностью, удаленностью от культурных, научных центров и т. д., в ходе исследования выявлены теоретико-методологические, социально-педагогические предпосылки, определяющие возможность развития инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования. Вместе с тем доказано, что эффективность организационно-педагогической поддержки инновационных преобразований неизбежно связана с их сельской спецификой: муниципальным правовым статусом, малочисленностью и малокомплектностью, тесной связью с природным окружением, народными традициями, стихийной интегративностью и другими.

4. Успешность развития инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования в существенной мере определяется разработкой и реализацией эвристической модели организационно-педагогического обеспечения как организационной основы для проектирования и реализации программ развития и соответствующих моделей школ, ориентированных на создание условий для личностного роста учеников и профессионально-личностного роста педагогов. Эвристичность модели характеризуется, с одной стороны, поисковым, творческим подходом в ее проектировании в процессе формирующего эксперимента, с другой стороны, модель — не жесткие рамки, она — ориентировочная основа для поиска и создания индивидуальных моделей образовательного процесса школ сельского района.

5. Технологические аспекты реализации эвристической модели, отражены в комплексной программе организационно-педагогического обеспечения, разработанной в комплексе с другими методическими материалами в помощь проектировщикам развития школ сельского района. Содержательным ядром программы является практико-ориентированная теоретическая подготовка педагогов и руководителей школ к личностно ориентированному образовательному процессу. Критериально-оценочный аппарат ориентирован на оценку успешности и процесса, и результата организационнопедагогического обеспечения.

6. Выполнение комплексной программы обеспечивается поддержкой муниципальной методической службы. С этой целью разработан и реализован механизм продуктивного взаимодействия муниципальной методической службы со школами сельского района, в результате которого осуществляется комплекс необходимых условий и мер, разрабатывается и апробируется необходимый инструментарий.

7. Осуществлен комплекс экспериментальных измерений, педагогических наблюдений, экспертных оценок, на основе критериально-оценочного аппарата проведен анализ и оценка полученных результатов. Зафиксированы позитивные изменения по большинству показателей: в теоретической готовности учителей, в динамике числа инновационных образовательных учреждений, инновационных образовательных продуктов, в качестве программ развития школы, в совокупности приведенных количественных показателей, конкретизирующих позитивные продвижения школьных коллективов в личностно ориентированном измерении. Успешность опытно-экспериментальной работы подтверждена и субъективными ощущениями, фиксируемыми учителями в своих отчетах, в выступлениях на семинарах, в личных беседах.

8. Эвристическая модель организационно-педагогического обеспечения инновационных процессов в образовательной среде сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования и разработанная для ее реализации комплексная программа являются образовательным проектом, специфика которого состоит в сочетании централизованного и инициируемого педагогическими коллективами освоения нового профессионально-педагогического мировоззрения, целевого, содержательного и процессуального компонентов деятельности муниципальной методической службы.

9. Благодаря реализации эвристической модели организационно-педагогического обеспечения развития инновационной образовательной практики школ сельского района на ценностной основе личностно ориентированного образования в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте и в образовательной системе района в целом, создана инновационная образовательная среда, способствующая формированию новой педагогической культуры, в основе которой исследовательская деятельность педагогов и управленцев. Инновационность образовательной практики характеризуется динамикой инновационного движения, увеличением количества инновационных образовательных учреждений, реализующих программы развития по актуальным направлениям модернизации российского образования, ориентированных на построение личностно ориентированного образовательного процессаналичием программ развития школ и их соответствием научным требованиямувеличением количества и видов инновационных образовательных продуктов и др.

10. В целом гипотеза подтверждена, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989.-20 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К.А. Альбуханова-Славская // Проблемы психологии личности.-М.: Наука, 1982. С.240−257.
  3. Н.А. Теоретические аспекты организации личностно ориентированного образования / Н. А. Алексеев // Образование в Сибири. 1998.-№ 1. — С.133−141.
  4. . Вклад в будущее: приоритет образования / Ж. Аллак / Пер. с англ. М.: Педагогика — Пресс. 1993. — 168 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амо-нашвили. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  6. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. / К. Ангеловски М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  7. М.В. Муниципальная система образования: проблемы управления / М. В. Артюхов. М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 1999.- 136 с.
  8. М.В. Управление развитием муниципальной системы образования / М. В. Артюхов. Томск Изд-во Том. Ун-та, 1999. 256 с.
  9. Т.П. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. Методическое пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова / Под ред. Н. В. Немовой. М.: АПК и ПРО, 2004.-131с.
  10. JI.В. Воспитание в сельской школе /Л.В Байбородова, А. П. Чернявская. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 176 с.
  11. В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации / В. А Беляева, А. А. Петренко. М.: АРКТИ, 2004. -160 с.
  12. Е.В. Прикладное исследование в педагогике: Монография / Е. В. Бережнова. М. — Волгоград: Перемена, 2003. — 164 с.
  13. В.Н. Управление развитием личностно-ориентированных образовательных систем в регионе. Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук / В. Н. Беспалов. Волгоград, 2001. -195 с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  15. Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 52 — 64.
  16. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.- 352 с.
  17. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 29 — 36.
  18. Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования / Т. Г Браже // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя. Материалы к конф. // Инт-т образ. Взрослых РАО.-СПб.: 1992.-86с.
  19. С. Л. Гуманитарная экспертиза в образовании: критерии личностного роста / С. Л. Братченко // Школьные технологии. 2001. — № 2. -С. 179−195.
  20. С. Л. Гуманитарная экспертиза в образовании: условия проведения / С. Л. Братченко // Школьные технологии. 2001. — № 3. — С. 204−226.
  21. Г. А. Диагностика качества обучения в системе дополнительного профессионального образования / Г. А. Вержицкий, И. В. Кулакова. -Новокузнецк: ИПК, 2000. 118с.
  22. Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Ю. Г. Волков / Под ред. Н. И. Загузова. М.: Гардарики, 2002. -160 с.
  23. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Выготский Л. С. /Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.- 480 с.
  24. В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Геници-анский. С.-Пб.: Изд-во С.П. ун-та, 1992. — 154 с.
  25. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский.-М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  26. Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся / Ю. З. Гильбух //Советская педагогика. 1990.-№ 5. -С. 81−87.
  27. Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н. М. Гнатко.- М., 1994. 184 с.
  28. A.M. Формирование проектировочных умений учителя в системе повышения квалификации. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. — Кемерово.- 2002.- 22с.
  29. Городское образовательное пространство: сценарии организации. М.: Сентябрь, 2002. — 176с.
  30. В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учебное пособие к спецкурсу / В. В. Горшкова. -Л.: РГГГУ им. А. И. Герцена, 1991.-77 с.
  31. Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Российско-американский семинар по проблемам образования. Пленарные доклады. -Екатеринбург: УГПИ, 1993.-61 с.
  32. М.П. Сельская школа и социальная педагогика / М. П. Гурьянова / Пособие для педагогов. Мн.: Амалфея, 2000. — 448 с.
  33. М.П. Теоретические основы модернизации сельской школы России / М. П. Гурьянова. Дисс.докт. пед. наук. М., 2001. — 405 с.
  34. М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен / М. П. Гурьянова // Педагогика. 1999. — № 7. — С.45−59.
  35. М. П. Сельская социальная среда как педагогический фактор / М. П. Гурьянова. М.: — 1994. — 191 с.
  36. М.П. Сельская социальная среда как педагогический фактор. Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Москва, 1994. -195 с.
  37. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В. В Давыдов // Новое педагогическое мышление /Под. ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989.
  38. А.Н. Российское образование: модернизация или развитие? / А. Н. Дахин // Народное образование. 2003, № 2. — С. 113−119.
  39. Заир-Бек Е. С. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса) / Е.С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. СПб.: Изд. «Петроградский и Ко», 1995. — 64 с.
  40. Зеленина J1.M. Развитие личности — цель системы непрерывного образования / JI.M. Зеленина // Перспективы развития системы непрерывного образования / Под. ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990.- С. 109 -118.
  41. А. Ф. Сельская школа: состояние и перспектива развития / А. Ф. Иванов //Современная педагогика. 1999. -№ 10. — С. 14 — 21.
  42. Инновационное движение в Российском школьном образовании. М.: Парсифаль, 1997. — 416 с.
  43. . Г. Заботы сельской школы / Ж. Г. Калеева // Педагогика. -2002.- № 5. -С. 64−69.
  44. И.Р. «Портфолио» как средство развития и самореализации личности / И. Р. Калмыкова //Образование в современной школе. 2002. -№ 5. — С.23−25.
  45. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дисс. докт. психол. наук. Л., 1985. -37 с.
  46. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект / П. И. Карташов М.: Педагогика, — 1984.- 128 с.
  47. М. В. Обучение на основе целостного личностного опыта / М. В. Кларин //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: тезисы доклада. М.: Знание. 1993. с. 68−69.
  48. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. М.: Знание. 1983. -75 с.
  49. Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т. М. Ковалева. М.: Издательство Московского психологического-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК «, 2003. — 256 с.
  50. И. А. Как приблизить подготовку учителя к потребностям школы / И. А. Колесникова // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 71−78.
  51. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: ГУПМ, 1999. — 242 с.
  52. А.К. Энциклопедия педагогических технологий.: Пособие для преподавателей. / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2004.- 368 с.
  53. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. / Ю. А. Конаржевский. М.: Профиздат, 1997, — 80 с.
  54. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. — № 4. — С.254−269.
  55. Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации. М.: АПК и ПРО, 2002.- 12 с.
  56. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 19 — 26.
  57. В. В. Основные характеристики и логика педагогического исследования / В. В. Краевский. -Волгоград: Перемена, 1994.-32 с.
  58. В.В. Методологическая рефлексия / В. В. Краевский // Советская педагогика. 1989. — № 2. — С.72 -79.
  59. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994. -165 с.
  60. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин, A. J1. Никифоров / Под ред. Д. П. Горского. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
  61. В.В. Организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. БГПИ им. академика И. Г. Петровского — Брянск, 1994. — 16 с.
  62. Н. Б. Среда: социокультурная, образовательная. Образование через сообщество / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: Тезаурус. — М.: АО «ВНИИМП Вита», 1995. — с. 91 — 94.
  63. М. Е. Личностно ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект / М. Е. Кузнецов. Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 2000. — 375с.
  64. М. Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Моногр. / М.Е. Кузнецов- Новокузнецк, 2000. — 342 с.
  65. Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы. — Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.- 22с.
  66. С.В. Управление современной школой. Практическое пособие. Выпуск III / С. В. Кульневич, В. И. Гончарова, Е. А. Мигаль. Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2003. — 224 с.
  67. Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. / Ф. Г Кумбс / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1970.
  68. B.C. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы / B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. № 3, — 2003. — С. 17−25.
  69. B.C. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян //Педагогика. 2004. — № 4. — С. 72−79.
  70. B.C. Системное развитие школы. / B.C. Лазарев. М.: Педагогическое общество России. 2002. — 304 с.
  71. B.C. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей учреждений /B.C. Лазарев, М. М. Поташник. М.».Новая школа, 1993. — 48 с.
  72. Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит / Д. Г. Левитес. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК «, 2001. — 256 с.
  73. Личностно ориентированное воспитание сельских дошкольников: Материалы научно-практической конференции. Новокузнецк: ИПК, 2004. -108с.
  74. Личностно ориентированное воспитание сельских школьников: Материалы научно-практической конференции. Новокузнецк, Кузбасская государственная педагогическая академия, 2003. — 233с.
  75. Личностно ориентированное образование: единство в концепции разнообразие в школьной практике: Материалы научно-практической конференции. — Новокузнецк, Новокузнецкий государственный педагогический институт, 2002. — 142с.
  76. Личностно ориентированное образование: опытно-экспериментальный поиск: Материалы научно-практической конференции / Новокузнецкий гос. пед. ин-т. Новокузнецк, 2000. — 93с.
  77. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография / В. В. Сериков, В. И. Данильчук, В. М. Симонов и др. -Волгоград: Перемена, 2000. — 148 с.
  78. Личностно ориентированное образование: школьный урок: Материалы научно-практической конференции. — Новокузнецк, Кузбасская государственная педагогическая академия, 2002. 191с.
  79. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128с.
  80. Н.А. Сборник научно-методических материалов / Н. А. Ляпунова / Под ред. М. Р. Леонтьевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 160с. (Б-ка «Сельская школа России»).
  81. А. К. Психологический анализ профессиональной компетенции учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 3. -С.82 — 88.
  82. А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу Перев. с англ. Спб, Евразия, 1997.
  83. А. Психология бытия / А. Маслоу / Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — 300 с.
  84. Менежмент в управлении школой: Учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования./ Под ред. Т. И. Шамовой. М.: МИП «NB Магистр», 1992. — 232с.
  85. Л.М. Психология профессионального развития учителя /Л.М. Митина М.: Московский психолого-социальный институт: Флинт, 1998−204 с.
  86. Т.К. Составление образовательных программ (практические рекомендации) / Т. К. Молчанова, Н. К. Виноградова М.: УЦ «Перспектива», 2002.- 116с.
  87. Н. Научность наших конференций: реальность или декларация / Н. Мочалова // Народное образование. 2000.- № 6. — С. 124−128.
  88. А. В. Личностный подход / А. В. Мудрик // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия. 2003. — Т. 1. — С. 522.
  89. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1979. — 39с.
  90. Н.П. Организационно-педагогические условия инновационных образовательных учреждений (на примере региона): Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Кемерово, 1997. -22 с.
  91. Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству. / Н. Д. Никандров, В.А. Кан-Калик // Сов. педагогика. 1987. — № 6. — С. 147 — 155.
  92. A.M. Почему реформы неэффективны? / A.M. Новиков // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 15−24.
  93. A.M. Методология образования / A.M. Новиков. — М.: Эг-вес, 2002. 320 с.
  94. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  95. Л. И. Сельская школа в воспитательном пространстве села / Л. И. Новикова // Внешкольник. 2001. — № 1. — С.26 — 27.
  96. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. 280 с.
  97. Новые ценности образования: Забота-подцержка-консультирование: Сборник: Вып.6. -М.: Инноватор, 1996. -196 с.
  98. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов: Сборник: вып.1. М.: Инноватор, 1995. — 114 с.
  99. Образовательная выставка: ресурсы развития образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 26−27 марта 2003 г. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.- 321с.
  100. А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / А. В. Петровский //Вопросы психологии. 1984. — М. -С. 239−251.
  101. Портянская JI. J1. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук / J1.JI. Портянская. Москва, 1996. -187 с.
  102. Построение модели личностно ориентированной школы (из опыта работы городской экспериментальной площадки) / Под научной редакцией Якиманской И. С. М.: КПС +, 2001. — 128с.
  103. Построение модели личностно ориентированного обучения. / Под научной редакцией Якиманской И.С.-М.: КСП+, 2001.-128 с.
  104. М. М. Управление развитием школы / М. М. Поташник, B.C. Лазарев и др. М., Педагогика, 1995. — С. 30.
  105. М.М. Инновационные школы России: Становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / М. М. Поташник / Вступит, ст. B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  106. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания / М. М. Поташник. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  107. М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.
  108. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия / А.И. При-гожин А. И — М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
  109. Проблемы развития личности в условиях сельской школы: Сб. научных трудов / Редкол.: Р. З. Тагариев и др. — М.:РАО, 1996.- Вып. 1. 208 с.
  110. Проблемы результативности педагогической деятельности. СПб, РГПУ, 1997.-57 с.
  111. И. И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образовательного региона / И. И. Проданов СПб., РГПУ, 1998. — 238 с.
  112. В.А. Психология подражания: автореферат дис. докт. психол. наук / В. А. Просецкий .- М., 1989, — 42 с.
  113. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. — 2-е изд., исп. и доп.- М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  114. Развитие личности ученика в современной школе (Опыт психологического сопровождения).- Новокузнецк.: ИПК, 2000. 120 с.
  115. Районная методическая служба (опыт, поиск, находки). СПб.: СПбГУПМ, 1998.- 88 с.
  116. И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя / И. П. Раченко — Пятигорск. 1990. -119с.
  117. Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. -Ростов на Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  118. К. К науке о личности / К. Роджерс //История зарубежной психологии (ЗО-бОгг. XX в.). Тексты. -М.: 1986. С. 238.
  119. Л.Г. Проблемы управления инновационными процессами в системе образования: Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. / Л. Г. Родионова. М.: 1997. — 187 с.
  120. А. М. Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем: Автореф. дисс докт. пед. наук. -Волгоград, 2000. 21 с.
  121. Сборник научно-методических материалов. Б-ка «Сельская школа России». М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 160 с.
  122. Сборник нормативных документов и методических материалов. Б-ка «Сельская школа России».- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -192с.
  123. Н.Л. Сельская школа как культурно-образовательный центр / Н. Л. Селиванова // Педагогический вестник. 2004. — № 13−16 (340 343). — С.8−9.
  124. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю. В. Сенько. М.: Издательский центр Академия, 2000. — 240 с.
  125. В.В. Личностно ориентированный подход в образовании: концепция и технологии: Моногр. / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1996.- 150 с.
  126. А.С. Нужен ли эксперимент практику? / А. С. Сиденко // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С. 71−79.
  127. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
  128. А.Н. Концепция реформирования сельской школы /А.Н. Скопин // Управление школой. 2001. — № 44. — С. 4−5
  129. В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, J1.C. Подымова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  130. В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. М.: Инноватор — Bennet College, 1997. -Вып. 7.-С. 181−189.
  131. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапцевич Е.С.- Мн.: Современное слово, 2001.- 928 с.
  132. Современное мироздание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1996. № 6.-С. 102.
  133. Е.Н. Критерии, показатели и методы изучения, анализа и оценки результатов реализации образовательной программы / Е. Н. Степанов // Практика административной работы. 2002. — № 6. — С.49−51.
  134. В. Экспериментальная площадка весь район. / В. Тагиров, 3. Валеева // Народное образование. — 2000.- № 6. — С. 103−105.
  135. В.В. Теория и практика развития региональной системы педагогического образования учителя: Автореф. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1997. -35 с.
  136. Л.Г. Методическое обеспечение инноваций в районной образовательной системе / Л. Г. Тарита // Школьные технологии. 2001. -№ 2. — С. 87−92.
  137. Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук / Л. Г. Тарита Спб, 2000. — 173 с.
  138. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 316 с.
  139. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе / П. И. Третьяков. М.: Педагогика, 1991.-188 с.
  140. А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. докт. пед. наук. / А.П. Тряпицина-Л., 1991.-396 с.
  141. А. Уклад жизни школы как компонент образования. / А. Тубельский // Воспитание школьников. 2001. — № 1. — С. 5−10.
  142. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М .: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  143. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. B.C. Кукушкина. М.: ИКЦ «Март «- Ростов-на-Дону, — 2003. — 464с.
  144. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  145. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. B.C. Лазарева.- М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.-336 с.
  146. К.Д. Возможности, порожденные слабостями. / К. Д. Ушаков // Директор школы, 2001. — № 3. — С. 11−13.
  147. В.В. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы /В.В. Филиппов // Народное образование. 2000. — № 2.1. С. 3−9.
  148. Г. Н. О достоверности педагогических исследований / Г. Н. Филонов // Педагогика. -2004. № 4. — С.30−35.
  149. Философский словарь / Под ред. И. П. Фролова. — М.: Политиздат. 1987.-590 с.
  150. Т.А. Организационно-педагогические условия становления районного образовательного округа: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук / Т. А. Фральцова Кемерово, 1999. -23с.
  151. JI.M. Какая школа нам нужна? Концепция личностно развивающего обучения перестройки школы / Л. М. Фридман. Кемерово, 1992.- 45 с.
  152. О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / О.Г. Хоме-рики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  153. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  154. A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы / A.M. Цирульников М.: 1992. — 97с.
  155. Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: Дисс. докт. пед. наук. / Н. М. Чегодаев. Спб, 1997. — 408 с.
  156. В.В. Инновационные процессы в сельской школе / В. В. Черепанов. Тюмень: ИПК ПК, 1994. — 23с.
  157. .П. Образовательная выставка как средство управления развитием региональной системы образования / Б. П. Черник Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. — 275 с.
  158. Т.В. Организационно-управленческое консультирование руководителей образовательных учреждений / Т. В. Черникова // Педагогика. -2002. № 9. — С. 60−66.
  159. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель М.: Сентябрь, 1998. — 144с.
  160. И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях / И. Д. Чечель, Т. Г. Новикова М.: АП-КиПРО, 2003.- 116с.
  161. Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин / Под ред. Т. И. Шамовой.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.320 с.
  162. Шек Г. Г. Средовый подход как педагогическая инновация и условия его освоения: Дисс на соискание ученой степени канд. пед. наук / Г. Г. Шек-СПб.: 1993.- 16 с.
  163. P.M. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологический аспект). Дисс. докт. пед. наук / P.M. Шерайзина. Елец, 2001. — 178 с.
  164. Е.Е. Моделирование креативной образовательной среды в муниципальной системе образования / Е. Е. Шестерников М.: Лилия ЛТД, 2000. — 64 с.
  165. В.В. Технология личностно ориентированного урока: Учеб.-метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / В. В. Шоган Ростов нД: Изд-во «Учитель», 2003. — 160 с.
  166. С.Т. Школа для детей или дети для школы. Деревенские дети и работа с ними / С. Т. Шацкий // Педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1980.-Т.2.-С. 39- 122.
  167. П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) / П. Г. Щедровицкий. М., 1993. — 156 с.
  168. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. док. пед. наук М. М. Поташника. М.: 1991.- 212с.
  169. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опытразработки теории инновационных процессов в образовании /Н.Р. Юсуфбе-кова. 1991.-141с.
  170. И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и процедура анализа и оценки ее деятельности / И. С. Якиманская // Директор школы. — 2003. — № 6. — С. 30 — 35.
  171. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  172. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31- 42.
  173. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. Сентябрь, 2000. — 176 с.
  174. В. А. Проектирование образовательной среды / В. А. Ясвин // Дополнительное образование. 2000.- № 2. — С. 17 — 22.
Заполнить форму текущей работой