Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические основы обеспечения региона продовольствием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российские регионы характеризуются резким различием условий, определяющих их продовольственное положение: наличием ресурсов сельскохозяйственных земель и их биоклиматическим потенциаломсостоянием материально-технической базы производства и переработки сельскохозяйственной продукцииразвитием транспортной системы, обеспечивающей связи с поставщиками и потребителями продовольствия других регионов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Регион в системе продовольственного обеспечения страны
    • 1. 2. Основные факторы формирования устойчивого продовольственного обеспечения региона
    • 1. 3. Основы государственного регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в регионе
  • Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ
    • 2. 1. Уровень самообеспечения региона основными видами продовольствия
    • 2. 2. Состояние производственной и рыночной инфраструктуры снабжения региона продовольствием
    • 2. 3. Экономический механизм продовольственного обеспечения региона
  • Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА
    • 3. 1. Методологические и методические основы анализа и прогноза уровня продовольственной безопасности региона
    • 3. 2. Основные факторы и принципы обеспечения региона продовольствием
    • 3. 3. Критерии, показатели и параметры устойчивого обеспечения региона продовольствием
    • 3. 4. Целевое программирование продовольственного снабжения региона
  • Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ
    • 4. 1. Создание устойчивой сырьевой базы производства продуктов питания
    • 4. 2. Формирование развитой производственной и рыночной инфраструктуры
    • 4. 3. Развитие межрегиональных и межгосударственных продовольственных и сырьевых связей
    • 4. 4. Совершенствование экономического механизма снабжения региона продовольствием

Организационно-экономические основы обеспечения региона продовольствием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Надежное обеспечение страны и ее регионов продовольствием имеет стратегическое значение, поскольку от его наличия зависит не только продовольственная, но и национальная безопасность. Однако радикальные экономические реформы, начатые без достаточно проработанной и обоснованной программы действий, без учета возможных социально-экономических последствий, особенно болезненно отразились на системе продовольственного обеспечения, имеющей для населения жизненно важное значение. Расширившийся ассортимент продовольственных товаров и их сравнительно высокая физическая доступность являются одним из немногих положительных результатов в области обеспечения населения продовольствием. Вместе с тем резкое снижение платежеспособного спроса, значительный спад производства продукции АПК обусловили сокращение почти на одну треть потребления населением продовольствия. Экономическая недоступность продовольствия для отдельных его категорий объясняется не только неуклонным ростом производственных издержек, но и неконтролируемым процессом ценообразования, неразвитостью рыночной инфраструктуры, засильем на продовольственном рынке посреднических и криминальных структур, а также действием многих других внутренних и внешних факторов, которые негативно отражаются на устойчивом обеспечении населения страны и ее регионов продовольствием.

В условиях, когда централизованная система снабжения продовольствием сменилась рыночными принципами, произошло смещение ее акцентов с федерального уровня на региональный уровень. Для России, с ее огромным разнообразием природных, экономических и социальных условий, обеспечение продовольствием в сравнении с другими жизненно необходимыми средствами является региональной проблемой.

Российские регионы характеризуются резким различием условий, определяющих их продовольственное положение: наличием ресурсов сельскохозяйственных земель и их биоклиматическим потенциаломсостоянием материально-технической базы производства и переработки сельскохозяйственной продукцииразвитием транспортной системы, обеспечивающей связи с поставщиками и потребителями продовольствия других регионов и странуровнем покупательной способности населениярегиональными и национальными традициями потребления продовольствия, а также возможностями удовлетворения спроса на него за счет собственного производства. Перераспределение правовых и бюджетных полномочий существенно расширило обязанности регионов в решении такой сложной и многогранной проблемы, какой является обеспечение их продовольствием. Вместе с тем отсутствие единой национальной политики в области продовольственного обеспечения, необходимость учета особенностей снабжения отдельных регионов продовольствием, неразработанность нормативно-правовой базы и государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса, ее сокращение приводят к тому, что эта проблема в каждом регионе страны решается самостоятельно, зачастую методом проб и ошибок, в зависимости от имеющихся у него возможностей. Изменение политики федерального Центра по отношению к регионам, увеличение разрыва в уровне их социально-экономического положения, переход АПК на рыночные отношения к ранее накопившимся проблемам добавили новые, связанные с издержками рыночных преобразований.

Актуальность решения проблемы повышения эффективности обеспечения региона продовольствием и недостаточная изученность ее отдельных теоретических и практических аспектов применительно к новым экономическим условиям предопределили выбор темы диссертационной работы и рассматриваемый в ней широкий круг вопросов.

Проблема обеспечения региона продовольствием, требующая комплексного решения многих организационных и экономических вопросов, сложна и многогранна. При всем многообразии освещаемых в экономической литературе вопросов устойчивого снабжения отдельных регионов продовольствием они не представляют собой комплексного исследования. В публикациях совершенно недостаточно уделено внимания роли региона в системе продовольственного снабжения страны, влияющих на нее основных внутренних и внешних факторов, мониторингу уровня продовольственного обеспечения региона, организационно-экономическому механизму снабжения региона продовольствием с учетом его специфических особенностей, саморегулированию продовольственного рынка, рациональному сочетанию рыночного механизма и государственного вмешательства, возможностям государства по поддержке отечественных товаропроизводителей, классификации регионов по условиям их самообеспечения продовольствием, потребностям в его ввозе и возможностям вывоза.

Цель исследования заключалась в разработке организационно-экономических основ обеспечения региона продовольствием и практических рекомендаций по его совершенствованию в условиях формирования рыночной экономики.

В соответствии с этой целью были решены следующие основные задачи: определена роль региона в системе продовольственного обеспечения страны в рыночных условиях хозяйствования и разграничения полномочий между федеральным Центром и регионами по вопросам надежного снабжения населения продовольствиемвыявлены основные внутренние и внешние факторы формирования устойчивого продовольственного обеспечения регионадана оценка современному состоянию обеспечения региона продовольствием с учетом возможностей его собственного производства и межрегионального обменараскрыты критерии, основные показатели и параметры устойчивого обеспечения региона продовольствиемразработаны предложения по созданию развитой производственной и рыночной инфраструктуры для снабжения населения продовольствиемданы рекомендации по развитию межрегиональных и межгосударственных продовольственных и сырьевых связей в системе снабжения региона продовольствиемразработаны предложения по совершенствованию экономического механизма надежного снабжения региона продовольствием.

Предметом исследования была совокупность теоретических, методологических и практических проблем обеспечения региона продовольствием и сырьем для его производства.

Объектами исследования явились региональный агропромышленный комплекс и система обеспечения региона продовольствием.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых экономистов по проблемам развития аграрной сферы экономики и продовольственного рынка, вопросам организационно-экономического обеспечения населения продовольствием на федеральном и региональном уровнях.

Исходной базой исследования послужили научные труды ВНИИЭСХ, ВНИЭТУСХ, ВИАПИ, Удмуртского НИИСХ и других научных учреждений страны, статистические сборники Госкомстата России, а также нормативные документы федеральных и региональных органов власти по вопросам развития аграрной сферы экономики, функционирования продовольственного рынка и устойчивого обеспечения населения продовольствием.

В исследовании применялись абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, монографический, экономико-статистический и балансовый методы.

Научная новизна исследования состоит в следующем: раскрыты научные основы обеспечения региона продовольствием в системе продовольственного снабжения страны и показано влияние внутренних и внешних факторов на ее функционирование в условиях повышения экономической самостоятельности регионовразработаны рекомендации по мониторингу обеспечения населения региона продовольствием с учетом развития собственного производства продукции АПК и межрегионального обменапредложена классификация регионов страны по уровню их самообеспечения продовольствием и обоснованы приоритетные направления государственного регулирования регионального производства и рынка продовольствиясформулированы основные принципы и обоснованы параметры обеспечения региона продовольствием с использованием методов целевого программированияразработан прогноз устойчивого обеспечения региона основными видами продовольствиядоказана возможность создания комплексной системы обеспечения региона продовольствием путем формирования устойчивой сырьевой базы для производства продуктов питания, развития производственной и рыночной инфраструктуры, совершенствования межрегиональных и межгосударственных продовольственных и сырьевых связей и экономического механизма снабжения населения продовольствием.

Сформулированные в диссертационной работе научные положения и практические рекомендации позволяют на более высоком научно-методическом уровне решать задачи устойчивого обеспечения региона продовольствием и сырьем для его производства в условиях усиления экономической самостоятельности регионов, повышения их роли в продовольственном обеспечении населения.

Материалы диссертации были использованы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при выработке системы мер по обеспечению страны и ее регионов основными видами продовольствия. Отдельные результаты исследования, направленные на устойчивое снабжение региона продовольствием, были использованы непосредственно в Удмуртской Республике, вошли в научные отчеты ВНИИЭСХ и Удмуртского НИИСХ. Они послужили основой для докладов и сообщений, сделанных автором на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференциях и совещаниях.

Основные положения диссертации опубликованы в 37 научных работах объемом авторского текста 70,0 п.л.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Она изложена на 329 страницах машинописного текста, включает 38 таблиц, 3 рисунка.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Продовольственное обеспечение региона является одной из важных проблем его экономики и политики. В условиях замены планово-распределительной системы на рыночную и возрастания экономической самостоятельности регионов продовольственное положение в значительной мере определяется существенной и всевозрастающей дифференциацией уровня их социально-экономического развития. В этой связи важное значение имеют осуществляемые на федеральном уровне меры по совершенствованию механизма финансово-бюджетных отношений между федеральным Центром и отдельным регионом.

Отечественный и многолетний опыт решения региональных продовольственных проблем экономически развитых стран свидетельствует о необходимости целевой, дифференцированной по отраслям и регионам поддержки сельского хозяйства со стороны государственных органов в сочетании с всемерным использованием внутренних резервов повышения эффективности функционирования территориальных агропромышленных комплексов.

2. Продовольственная политика страны должна строиться на двух уровнях: общероссийском и региональном. Ее осуществление определяет необходимость создания системы мониторинга за продовольственным обеспечением как страны в целом, так и ее отдельных регионов на основе использования принципов системного подхода, системы критериев и показателей, характеризующих процесс развития регионального АПК и продовольственного рынка. При этом принципы обеспечения региона продовольствием можно разделить на общие и специфические. К числу общих принципов относятся: увеличение реальных доходов населения как условия повышения экономической доступности продовольствиястимулирование развития пищевой и перерабатывающей промышленности как средства рационального использования сырья и более полного удовлетворения потребностей в продуктах питания различных групп населенияустранение встречных перевозок сырья и конечных продуктовподдержка товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем им простое или расширенное воспроизводствозащита экономических интересов потребителей путем регулирования рыночных цен и социальной поддержки малообеспеченных слоев населенияобеспечение государственного контроля качества производимого и реализуемого продовольствия.

3. Решение задачи улучшения обеспечения населения региона продовольствием во многом зависит от степени благоприятности для ведения сельскохозяйственного производства природных условий и землеобеспе-чения и непосредственно связано с увеличением платежеспособного спроса как составной части повышения жизненного уровня, наращиванием местных продовольственных ресурсов, совершенствованием их ассортимента и улучшением качества, а также рационализацией продовольственных и сырьевых связей как формы совершенствования территориального разделения труда в агропромышленном комплексе.

Критерием устойчивости продовольственного обеспечения региона является стабильность удовлетворения потребностей и спроса на основные виды продовольствия за счет местного производства, ввоза и использования резервных фондов. Уровень регионального потребления продовольствия характеризуется показателями его физической и экономической доступности. Физическая доступность продовольствия отражается в удельном весе имеющихся в продаже товаров в общем объеме спроса, а экономическая — в показателях покупательной способности населения, его среднего дохода, выраженного в количестве отдельных продовольственных товаров, которое может быть приобретено на него, а также стоимостью набора продуктовой потребительской корзины.

4. Всесторонний анализ обеспечения продовольствием населения региона представляется наиболее целесообразным на основе формирования и представления его в виде сложной вероятностной и динамично развивающейся социально-экономической системы, охватывающей все процессы воспроизводства и обращения продовольственных товаров и сырья для их производства. Сложность и многогранность обеспечения населения региона продовольствием требует его государственного регулирования с учетом экономических интересов субъектов продовольственного рынка. В отсутствии действенной системы мер государственного регулирования продовольственного обеспечения на федеральном уровне необходима разработка системы организационно-экономических мероприятий на региональном уровне, учитывающей особенности региона и развития его АПК, совершенствования межрегиональных и межгосударственных продовольственных и сырьевых связей.

Регулирование продовольственного обеспечения населения региона является важной функцией его представительной и исполнительной власти. Принципы этой деятельности определяются рядом объективных факторов развития отраслей агропромышленного комплекса и реализации их продукции. Среди них необходимо выделить такие приоритетные виды продовольствия, как зерно, растительное масло, сахар, молочные и мясные продукты.

5. Выявление и оценка основных факторов, обоснование принципов обеспечения регионов продовольствием вызывают необходимость разработки дифференцированных рекомендаций по вывозящим, ввозящим и самообеспечивающим регионам. Их классификацию следует осуществлять по показателю объема производства зерна и продукции животноводства на душу населения. Для группы вывозящих регионов основополагающими в деятельности их органов власти по поддержке АПК являются содействие развитию наиболее эффективных организационно-правовых форм агропромышленной интеграции, обеспечение восстановления материально-технической базы сельского хозяйства через формирование разного рода агропромышленных объединений, приоритетное бюджетное финансирование семеноводства, племенного дела, применения минеральных удобрений, создания машинно-технологических станций, лизинга техники и племенного скота. Государственное регулирование продовольственного обеспечения этих регионов требует всемерного содействия товаропроизводителям в реализации их продукции на местном рынке. Самообеспечивающим и ввозящим регионам особенно необходима протекционистская политика по отношению к местным товаропроизводителям, которые ведут сельское хозяйство в менее благоприятных, чем в других регионах, природных условиях.

6. Оценку современного состояния продовольственного обеспечения Удмуртской Республики, входящей в группу самообеспечиваемых регионов страны, целесообразно определять показателями производства и потребления продуктов питания в расчете на душу населения по сравнению со средними данными по стране и Уралу, рациональными и на уровне прожиточного минимума нормами потребления продовольствия. В республике благодаря самообеспечению молоком, картофелем и овощами сложился более высокий уровень потребления этих продуктов, чем средний по стране и Уралу, а мяса — равный среднероссийскому показателю. Однако она лишь на 60% покрывает за счет собственных ресурсов потребление зерна, а сахар и растительное масло потребляются только за счет их ввоза. Оценка перспективы продовольственной ситуации в республике позволяет выявить возможность значительно повысить обеспеченность зерном, одновременно увеличив производство и потребление овощей, мяса и молока. Крупные резервы улучшения продовольственного обеспечения ее населения связаны с развитием перерабатывающей и пищевой промышленности, увеличением емкости хранилищ в оптовой торговле, созданием оптовых продовольственных рынков и распределительных центров.

7. Важным элементом прогнозных разработок в части создания устойчивой сырьевой базы для производства продуктов питания является метод балансовых расчетов, учитывающий перспективные сдвиги в формировании продовольственных ресурсов и направлений их использования, позволяющий провести объективное сравнение перспективного и фактического уровня самообеспеченности региона основными продуктами питания. При совершенствовании племенной работы и улучшении кормовой базы отраслей животноводства, углублении интеграции его с перерабатывающими предприятиями, рационализации межрегиональных продовольственных и сырьевых связей к 2010 г. в республике возможно увеличение среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов на 44%, молока и молочных продуктов — на 25%. Существенным резервом роста объемов местных мясных ресурсов является развитие производства мяса птицы, которое может быть увеличено в 1,8 раза. Прогнозируемый баланс ресурсов продовольствия свидетельствует о стабильном потреблении хлебопродуктов, возможности обеспечить рост потребления яиц и овощей при незначительном сокращении потребления картофеля и некотором недостатке мяса и зерна.

8. Надежное обеспечение населения республики высококачественным продовольствием невозможно без создания современной инфраструктуры продовольственного рынка, координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. В этом процессе необходимо участие государства, поскольку ее формирование сопряжено с большими затратами и не может быть осуществлено в короткие сроки. На уровне отдельно взятого региона даже при мобилизации значительных финансовых средств такую задачу полностью решить невозможно. Организация в республике информационноконсультационной службы должна способствовать формированию развитой производственной и рыночной инфраструктуры, оказать методическую и практическую помощь в становлении специализированной системы оптовых продовольственных рынков, распределительных центров, межрайонных оптово-распределительных звеньев.

9. Составной частью формирования развитой системы продовольственного обеспечения Удмуртии является совершенствование межрегиональных продовольственных и сырьевых связей, которые традиционно развиваются прежде всего в рамках Урала. В перспективе целесообразно сохранение зерновых связей республики с регионами Юга Урала как поставщиками в основном пшеницы твердых, сильных и ценных сортов. Основным поставщиком зерна из стран ближнего зарубежья по-прежнему останется Казахстан. Зерновые связи с этими территориальными партнерами целесообразно поставить на долговременную договорную основу.

Занимая на Урале первое место по производству картофеля на душу населения, республика располагает значительными возможностями увеличения его вывоза в Оренбургскую, Челябинскую и Тюменскую области, что вызывает необходимость изменения организационных форм производства и реализации картофеля. Она располагает потенциальными возможностями для наращивания поставок мяса птицы, свинокопченостей, цельномолочной продукции, кисломолочных продуктов длительного хранения, сливочного масла, высококачественных сычужных и плавленых сыров, кондитерских изделий, минеральных вод. Возможны альтернативные варианты по выбору партнеров по ввозу сахара, растительного масла, продукции теплолюбивых овощных и плодовых культур. Расходы по ввозу этих продуктов могут быть частично компенсированы доходами от вывоза избытка картофеля, продукции нетребовательных к теплу овощных культур, некоторого количества молочных продуктов.

10. К числу основных требований, предъявляемых к регулированию республиканского продовольственного рынка и надежному обеспечению населения продовольствием, относятся: ориентация на выполнение региональной программы развития аграрной сферы экономикиполный учет природных, экономических и социальных условий, рациональное использование имеющегося производственного потенциаламаксимизация при наличии соответствующих природных и экономических условий продовольственного самообеспечения основными продуктами питанияориентация на повышение качества жизни населениягибкость, оперативность, системность и комплексность регулирующих воздействийобеспечение равных условий всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и хозяйствованияполучение максимально отдачи от вложенных средств. Особенностью Удмуртии является высокая насыщенность предприятиями ВПК, на которых занята значительная часть трудоспособного населения, что должно учитываться не только на республиканском, но и на федеральном уровнях.

11. Решение проблемы гарантированного удовлетворения потребностей всех групп населения республики в высококачественной продукции невозможно без совершенствования экономического механизма и осуществления мер организационно-экономического характера по созданию необходимых условий для роста потребления конкретных видов продовольствия, рационализации структуры питания путем увеличения размеров душевого потребления овощей, плодов и ягод, растительного масла, молока и молочных продуктов, мяса и мясопродуктов. Одним из условий этого является формирование развитой системы организации продовольственного рынка, доступности продовольствия для всех категорий населения региона за счет собственного производства при широком развитии территориальных продовольственных связей и совершенствовании организационно-экономического механизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы / Собрание законодательства РФ. М.: Известия. — 1996. — № 26. -24 июня.-Ст. 6337−6378.
  2. JI.A. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. 2000. — № 12. — С. 27−40.
  3. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспектива развития. -М.: Наука. 1993. — 241 с.
  4. Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения. Отв. редакторы Беляева З. С., Самончик О. А. М. -1998.-97с.
  5. Аграрный рынок (теория и практика). М.: ВНИЭСХ. — 1994.- 167с.
  6. Аграрная реформа в России. Концепции, опыт, перспективы. Научные труды Всероссийского института аграрных проблем и информатики. М.: НКПО «Энциклопедия российских деревень». — 2000.- 423 с.
  7. Аграрный сектор США в конце XX века. / Под редакцией Чер-някова Б.А. М.: Институт США и Канады. — 1997. — 392с.
  8. Агропромышленный комплекс России: ресурсы, продукция, экономика. Стат.сборник. В 3-х томах. Новосибирск. — 1995. Т. 1 — 260с., Т. 2−380с.
  9. Академия рынка. Научн. ред. Худокормов А. Н. М.: Экономика. — 1993. — 572с.
  10. И.М. и др. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и Сервис. — 1998. — 319с.
  11. А.И., Боев В. Р., Вермель Д. Ф. и др. Продовольственное обеспечение страны: состояние и перспективы. М.: МП «Петит», ВНИЭСХ, — 1996.- 166с.
  12. А.И., Макин Г. И. Региональный продовольственный рынок: проблемы формирования и развития. М., 1997. — 150с.
  13. А.И., Г.И. Макин, М. А. Бабков. Развитие продовольственного рынка России. Ч. I. — М.: «АгриПресс». — 1999. -336с. 14. Андреева Н. М. США: специализация сельского хозяйства. -М.: Наука.-1974.- 147с.
  14. Н.М. Развитие специализации сельскохозяйственного производства в США в условиях АПК. М.: ВНИИТЭИСХ. — 1978. -48с.
  15. И.В., Кундиус В. А., Лобова С. В. Организационно-экономический механизм государственного регулирования АПК региона в условиях многоукладной экономики. Барнаул: ГИ1111 «Алтай». — 2000. -С. 183−185.
  16. С.И. Проблемы развития перерабатывающей промышленности АПК и пути их решения. Мн.: Бел. НИИЭИ АПК. -1998.-208с.
  17. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность М.: МГФ «Знание». — Раздел 1. — 2000. — 544с., Раздел 2. — 2001. — 479с.
  18. X. Разделение труда и специализации в сельском хозяйстве. М.: Изд-во «Прогресс». — 1969. — 289 с.
  19. Г. В. Основные направления агропродовольст-венной политики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 1.
  20. А.И., Заверюха А. Х., Тужилин В. И. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК. (Наука, технология, экономика). М.: Издательский комплекс МГУПТ. — 1998. — 531 с.
  21. В.Р., Вермель Д. Ф. Проблемы совершенствования прогнозирования развития и размещения сельского хозяйства в системе АПК // Экономика сельского хозяйства. 1987. — № 11. — С. 10−19.
  22. Н.А. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня (середина 80-х-90-х годов XX столетия). М.- 2001.
  23. Н.А., Назаренко А. Механизм поддержки доходов производителей продукции // АПК: экономика, управление. 1991. — № 10.-С. 45−52.
  24. И.Н. Оптовые продовольственные рынки: значение, опыт и проблемы развития. Екатеринбург. — 1998. — 164с.
  25. В.М., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Книжный Дом «Университет». М.: Издательский центр «Март». — Ростов-на-Дону. — 2000. — 287с.
  26. О.И., Гусев В. В. и др. Продовольственный рынок региона: формирование, управление. Екатеринбург-Ижевск: УрО РАН. -1999.-237 с.
  27. В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России // Экономист. 2001. — № 1. — С. 76−82.
  28. A.M. Экономическая теория: толковый терминологический словарь. М.: Колос. — 1998. — 248с.
  29. О.А. Конъюнктуроформирующие и регулирующие функции корпораций на региональных рынках сельхозпродукции. Автореф. дисс.канд. эк. наук. Ростов-на-Дону. — 2000. — 27с.
  30. М.З. Научные основы формирования регионального продовольственного рынка. Новосибирск. — 1999. — 187с.
  31. Государственное регулирование и преодоление экономического кризиса. М.: Институт экономики РАН. — 1999. — 109с.
  32. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень (вопросы теории и практики. Под ред. Волгина Н. А. М.: РАГС. — 1998. — 319с.
  33. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ. — 2000. — 329 с.
  34. С. Вертикальная интеграция магистральный путь развития // Экономист. — 2001. — № 1. — С. 3−49.
  35. В.В. Регулирование регионального продовольственного рынка.-М., 1997.- 163 с.
  36. В.В. Организационно-экономические основы обеспечения региона продовольствием. М.: АМБ-агро. — 2001. — 263с.
  37. В.А. Реформирование агропромышленного комплекса: теория и практика. Минск: Армита. — Маркетинг, Менеджмент. -1997.- 120с.
  38. В.А., Дадалко А. В. Международное экономическое сообщество, современное состояние и перспективы. Мн.: Армита-Маркетинг-Менеджмент. 1999. — 304с.
  39. В.Б., Тебердиева И. А. О выравнивании социально-экономического развития регионов // Пищевая промышленность. -2000. -№ 3.с. 12−14.
  40. А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 1999 г. // Вопросы экономики. 2000. — № 4. — С. 36−53.
  41. А., Фомин О., Самарин А. Северный завоз (по материалам Хабаровского края // Экономист. 2000. — № 2. — С. 57−61.
  42. В.И. Государственное регулирование продовольственного рынка. М.: ГУП «Агрипрогресс». — 2000. — 263 с.
  43. А.В. Теория и методология формирования интегрированных структур в агропродовольственном комплексе. Автореф. дисс.. докт. эк. наук. Саратов. — 2000. — 36с.
  44. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с анг. В. Лукашевича и др. под общ. ред. Б. Лисовина и В. Лукашевича. С.-Пб. — 1992. — 165с.
  45. И.И. Разработка региональных продовольственных программ в условиях рынка. М.: «Колос». — 1998. — 224с.
  46. Ежегодный обзор рынка сельскохозяйственных продуктов. Печатается в изд.: ООН. Европейская экономическая комиссия. Сельскохозяйственный отдел (Издания). Нью-Йорк.
  47. Н., Савченко П. Новый тип индустриального предприятия в сельском хозяйстве // Экономист. 2000. — № 10. — С. 56−57.
  48. Е.Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России. М.: Информитик. — 1996. — 228с.
  49. И.Б., Половинкин П. Д. Экономические проблемы повышения устойчивости сельскохозяйственного производства. — М.: Экономика. 1984. — 240с.
  50. М.И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: региональный аспект. М.: Наука. — 1993. — 210с.
  51. М.И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: региональный аспект. М.: Наука. — 1998. — 128с.
  52. А.Б. Методология прогнозирования структурных изменений АПК. М.: Информагробизнес. — 1997. — 102с.
  53. А.Б. Методология прогнозирования структурных изменений АПК. М.: РПО СО РАСХН. — 1998. — 262с.
  54. В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. -Мн.: Полымя. 1997. — 571с.
  55. В.Я. Экономическая теория: введение в рынок. М.: ИНФРА.- 1997. -512с.
  56. М.М. Регулирование регионального рынка молока и молочной продукции. М.: АгриПресс. — 1999. — 127 с.
  57. А. Регулирование сельскохозяйственного рынка и политика поддержки // АПК: экономика, управление. 1996. — № 2. -С. 45−49.
  58. Е.С. Размещение сельского хозяйства России в период капитализма (1860−1914 гг.) Изд-во Академии наук СССР. М., 1951. -215с.
  59. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: 1994. — 179с.
  60. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М.: ГП УСЗ Минсельхозпрода России. — 1998. -208с.
  61. В.А., Мельников Д. И. Организация оптовых продовольственных рынков: теория, методология, практика. Т. I. М., 1999. -243с.
  62. В.А., Мельников Д. И. Организация оптовых продовольственных рынков: теория, методология, практика. Т. II. М. — 1999. -234с.
  63. Концепция аграрной политики России в 1997—2000 гг. (под ред. Е.С. Строева). М.: ООО «Вершина клуб». — 1997. — 352с.
  64. Концепция развития многоукладной экономики аграрного сектора России. РАСХН, ВНИЭСХ. М., 1999. — 48с.
  65. Концепция продовольственной безопасности Российской Федерации. -М.: ВНИЭСХ. 1999. — 31с.
  66. Концепция аграрной политики Российской Федерации. М.: ВНИЭСХ.-1999.-72с.
  67. О. Пути стабилизации социально-экономического положения региона // Экономист. 2000. — № 8. — С. 62−65.
  68. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс». — 1995. — 702с.
  69. В.В., Серков А. Ф. и др. Социально-экономическое планирование и прогнозирование в АПК. Ростов-на-Дону: ВНИИ экономики и нормативов. — 1999. — С. 51−126.
  70. Ю.А. Развитие межрегиональных связей в целях эффективного функционирования продовольственного рынка России // Аграрная наука. 1999. — № 8. — С. 4−6.
  71. . Изменения региональной асимметрии на примере России // Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С. 42−47.
  72. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие (НГАЭиУ). М.: ОАО Экономика. — 1998. — 172с.
  73. В.Н., Реймер А. А., Назарова О. М. Пригородно-терри-ториальный агропромышленный комплекс. -М: Колос. 1984. — 159с.
  74. Г. Стратегия Западно-Европейской интеграции и отношение к России // Экономист. 1998. — С. 85−91.
  75. Е. Развитие сельскохозяйственной кооперации и интеграции // Экономист. 1998. — № 1. — С. 80−84.
  76. В. Наши прогнозы оптимистичны // АПК: экономика, управление. 1999. — № 8. — С. 4−12.
  77. Г. И. Проблемы организации государственного управления производством и закупками сельскохозяйственной продукции в регионе.-М., 1997.- 102с.
  78. Г. И. Система управления агропромышленным комплексом в переходный период (методология и региональный уровень). -М.: АгриПресс. 1998. — 298с.
  79. Г. И. Товарные ресурсы продовольственного рынка страны.-М., 1998.- 124с.
  80. К., Брю С. Экономика. Т. 1. М.: Республика. -1992.-399 с.
  81. М.Л. Основы продовольственной безопасности США // Аграрная наука. 1998. — № 12. — С. 23−25.
  82. А. Принципы экономической науки. Т. 2. / Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс. — 1993. — 310с.
  83. М., Николаев М. Вопросы экономического развития Псковской области // Экономист. 2000. — № 11. — С. 73−78.
  84. Межрегиональные и межгосударственные продовольственные связи России: экономические основы и направления развития. — М.: ВНИЭСХ.-2000.- 132с.
  85. С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения. — 1996. -368с.
  86. Методика обеспечения продовольствием населения крупных городов. -М.: ВНИЭСХ. 1999. — 135 с.
  87. Методические рекомендации по анализу и прогнозу развития продовольственного рынка страны. М.: ВНИЭСХ. — 1998. — 80с.
  88. В.В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. М.: Агропроиздат. — 1990. — 296с.
  89. Многоукладная экономика АПК России. Под ред. А.А. Шуть-кова. -М.: Колос. 1998. — 360с.
  90. Т.Г. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ. -1998.-472с.
  91. Н. Стимулирование инвестиций как фактор социальной стабильности в регионе // Экономист. 2000. — № 2. — С. 59, 67.
  92. В., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере // Вопросы экономики. 1996. — № 9. — С. 40−53.
  93. Народнохозяйственный агропромышленный комплекс: теория и практика. М.: Экономика. — 1980. — 208с.
  94. Научные основы разработки и реализации региональных программ стабилизации и развития агропромышленного производства. Т. 1. (РАСХН, Сиб. отд., СибНИИЭСХ). Новосибирск. — 1998. — 132с.
  95. Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика. -1978.-344с.
  96. Е. Эффективность кооперации: ее составляющие и критерии // АПК: экономика, управление. 1996. -№ 4. — С. 70−73.
  97. М., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист. 2000. — № 3. — С. 54−60.
  98. Ю. Пищевой и перерабатывающей промышленности- приоритетное развитие // АПК: экономика, управление. — 1999. № 8. -С. 23.
  99. Е.С. Организационно-экономические основы формирования рынка научно-технической продукции в АПК. М., 1993.
  100. С.Б. Информатизация экономики в АПК. М.: ООО ГУП. — 2001.
  101. Организационно-экономические основы аграрного рынка. М.- Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент». 1997. — 238с.
  102. Организационно-экономический механизм функционирования финансово-промышленных групп в аграрной сфере. A.M. Югай и др. М.: ВНИИЭСХ. — 2000. — 100 с.
  103. А., Фирсова М. Об условиях разработки региональной экономической политики // Экономист. 1999. — № 12. — С. 47−52.
  104. Основы организации аграрного производства и бизнеса: зарубежный опыт. Минск. — 1996. — 361с.
  105. Основы рыночной экономики в агропромышленном комплексе: Учебное пособие / В. В. Кузнецов, JI.E. Звягинцев, JI.H. Усенко и др. Отв. ред. В. В. Кузнецов. Ростов-н/Д.: РГЭА. — 1994. — 232с.
  106. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК (Наука, технология, экономика) / Под ред. акад. В. И. Тужилкина. М.: Издательский комплекс МГУПП. — 1998. — 844 с.
  107. О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы: Указ Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 933 // Собр. законодательства российской Федерации. — 1996. № 26. — Ст. 3061.
  108. А.Г. Государственное субсидирование АПК в развитых зарубежных странах. М.: НИИТЭИагропром. — 1994. — 19с.
  109. А.Г. Новые направления государственного регулирования сельского хозяйства в условиях проведения реформы аграрной политики ЕС. М.: ВНИИТЭИ АПК. — 1996. — 35с.
  110. А.Г. Организация страхования урожая сельскохозяйственных культур США. М.: ВНИИТЭИ АПК. — 1993. — 52с.
  111. Переход к рынку. Концепция и программа. М.: Министерство печати и массовой информации РСФСР. — 1990. — С. 164.
  112. А., Узун В. Земельные отношения: проблемы и решения // АПК: экономика, управление. 1999. — № 6. — С. 3−12.
  113. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. -М.: «Ось-89». 1999. — 80с.
  114. В. Состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Тверской области // АПК: экономика, управление. 1998. -№ 12.-С. 4−10.
  115. П.Д., Коновалов Б. М. Экономические основы формирования продовольственного рынка. Воронеж. — 1997. — 57с.
  116. П.Д., Вакуленко Р. Я. Экономические основы формирования оптового рынка АПК. Воронеж. — 1998. — 49с.
  117. Положение по формированию и организационно-экономическому механизму функционирования финансово-промышленных групп в АПК / Югай A.M. и др. М. — 1998. — 219с.
  118. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» от 21 июня 1996 г. № 723.
  119. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. М.: Госкомстат России. — 2000. — 45 с.
  120. Потребительский рынок России (продовольственный аспект). Гончаров В. Д. и др. М. — 1997. — 77с.
  121. Предпринимательство в АПК. Под ред. И. С. Грядова. М.: «Колос». — 1997.-351с.
  122. Т. Регулирование деятельности сельскохозяйственных предприятий различных правовых форм в ФРГ // АПК: экономика, управление. 1997. — № 8. — С. 43−48.
  123. Т. Управление сбытом аграрной продукции за рубежом. / Обзор. М.: ВНИИТЭИагропром. — 1999. — 11с.
  124. Проблемы формирования сельскохозяйственного рынка. М.: ВНИЭСХ. — 1993. — Ч. 1 и 2. — 282 с.
  125. Проблемы формирования аграрного рынка России. Труды Независимого экономического общества России. М.: Издательство МСХА. — 1997. — Вып. 1. — 584 с.
  126. Прогноз развития агропромышленного комплекса на 19 962 005 гг. М.: МП «Петит». — 1996. — 60с.
  127. Прогноз развития социально-экономической ситуации в АПК России. М.: ВНИЭСХ. — 1996. — 54с.
  128. Продовольственное обеспечение страны: состояние и перспективы / Алтухов А. И., Боев В. Р., Вермель Д. Ф., Федичкин А. Г. и др. М.: МП «Петит», ВНИЭСХ. — 1996. — 166с.
  129. Продовольственное обеспечение населения России в 1990—1995 гг. / Манелля А. И., Гончарова М. В., Лезина M.JI. и др. М.: Центр экон. конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. -1996.-55с.
  130. Н.П. Радикальная экономическая реформа в российской Федерации и продовольственная безопасность страны. М., 1996.203 с.
  131. М. О регулировании продовольственного рынка // АПК: экономика, управление. 1993. — № 5. — С. 59−67.
  132. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы. Екатеринбург: Ур ГСХА. — 1999. — 280с.
  133. Региональный аспект функционирования эффективного сельского хозяйства. / Под ред. О. Н. Боткина. Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, УГНИИСХ. — 2000. — С. 39.
  134. Региональная экономика / Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. -М.: «Банки и биржи». 1995. — 304с.
  135. Региональная экономика: проблемы, стратегия развития АПК /
  136. B.В. Кузнецов, В. В. Гарькавый, А. Н. Тарасов и др. Под ред. В. В. Кузнецова. Ростов-н/Д. — 1998. — 267с.
  137. Региональная экономика: стабилизация и развитие. Сб. науч. трудов ВНИЭТУСХ. Том 1. М., 2000. — 565с.
  138. Рекомендации по организации маркетинга в системе распределения сельскохозяйственной продукции. М.: ВНИЭСХ. — 1999. — 142с.
  139. Рекомендации по регулированию регионального продовольственного рынка / Кузнецов В. В., Гарькавый В. В., Гайваронская Н. Ф. и др. -М., 2001.-47с.
  140. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат России.-М.- 1998.-815с.
  141. Россия и страны мира. Стат.сб. / Госкомстат России. М. -1998.-325с.
  142. Н.А. Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК. Справочное пособие. М.: ВО «Агропромиз-дат». -1990.-271с.
  143. Рынок продовольствия и сырья: тенденция и стратегия. Под. ред. Ильиной З. И. Минск. — 1996. — 100с.
  144. Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики. 2000. — № 1.1. C. 56−70.
  145. Дж. Рыночная экономика в России. М.: Экономика. -1995.-331с.
  146. С. Пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства // АПК: экономика, управление. 1999. — № 8. -С. 17−18.
  147. А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства // АПК: экономика, управление. 2000. -№ 11. -С. 37−43.
  148. А., Донник И. Перспективы развития агропромышленного производства северных территорий Среднего Урала // АПК: экономика, управление. 2000. — № 3. — С. 9−13.
  149. Г. М. Сельское хозяйство региона проблемы государственного регулирования и реформирования. — Сыктывкар. — 1997. -189с.
  150. А.Ф. Формирование рыночных отношений в АПК России // АПК: экономика, управление. 1994. — № 4. — С. 43−50.
  151. А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. -М.: Информагробизнес. 1996. — 160с.
  152. А.Ф. Реформирование продовольственного рынка в России // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 9.
  153. Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов. -М.: ГУ ВШЭ. 1999. — 480с.
  154. С.И. Региональные аспекты социальной политики. -М.: Гелиос АРВ. 1999. — 320с.
  155. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 33.-Ст. 8060−8063.
  156. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. -№ 43.-Ст. 8730.
  157. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. Ежегодный доклад. М.: ГУП «Агро-прогресс». — 2000. — С. 224.
  158. Статистический бюллетень № 8 (71). М.: Госкомстат России. — 2000. — С. 24−76.
  159. Г. И., Дуданов И. И. Оценка конкурентоспособности производства и реализации продовольствия. М.: «Колос». — 1998. — 46с.
  160. А.Н. Организационно-экономические аспекты формирования и развития сельскохозяйственных предприятий. Ростов на Дону. — 1995.- 154с.
  161. JI.JI. Инфраструктура продовольственного рынка. В сб. «Социально-экономические проблемы развития АПК». М.: РАСХН. ВНИИЭСХ. — 2000. — С. 158−162.
  162. Территориальное разделение труда и рынок продукции АПК. Под ред. Боева В. Р. М. — 1995. — 178с.
  163. А. Проблемы продовольственного рынка в СНГ // АПК: экономика, управление. 1999. — № 5. — С. 27−33.
  164. В.Ф. Методология саморегулирования региональных АПК. М.: РАСХН, ВНИИЭСХ. — 1998. — 192с.
  165. JI.H. Теория и практика продовольственного рынка. -Ростов-на-Дону. 1998. — 96с.
  166. К. Экономическая теория: теория свободного рынка. -М.:Юнита.- 1997.-278с.
  167. JI. Система государственного регулирования АПК // АПК: экономика, управление. 1997. — № 4.
  168. А.В. Организация кооперации сбыта. М. — 1922.
  169. С. Состояние и перспективы развития АПК Свердловской области // АПК: экономика, управление. 2000. — № 7. — С. 10.
  170. JI.C. Конкурентная стратегия на товарном рынке. На примере системы хлебопродуктов. М.: Хлебпродинформ. — 1999. -С. 182−183.
  171. И. Развитие производства основной источник повышения уровня жизни населения // Экономист. — 2000. — № 4. — С. 6365.
  172. Ф. Государство и экономика (власть и бизнес). М.: Экономика. — 1999. — 414с.
  173. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: ВО «Наука». — 1993. -443с.
  174. И. Интеграция в АПК России // АПК: экономика, управление. 1999. — № 6. — С. 50−53.
  175. Экономические проблемы АПК. М.: ВНИЭСХ. — 1995.231с.
  176. Экономическая энциклопедия. М.: ОАО «Издательство «Экономика». — 1999. — С. 257−259.
  177. Д. Региональная аграрная политика в современных условиях // АПК: экономика, управление. 1998. — № 10. — С. 20.
  178. FC/C Should Strengten Actual Production History Program Controls. GAO. Washington. 1988. 27p.
  179. Participation in the V.S. Federal Crop Insurance Program // VSDA. 1992. 9p.
  180. Peview of Training in Agriculture and Horticulture 1986−87, L. 1987.13р.
Заполнить форму текущей работой