Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эволюция творчества и формирование художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема творческой индивидуальности в литературоведении не нова. Каждая новая эпоха вносит свой вклад в ее понимание и решение, она конкретизируется, прежде всего, особенностями реальных исторических условий. В национальной литературе расцвет поэзии определяется развитием творческих исканий в конкретные исторические периоды: общие черты духовной жизни эпохи, народа, социальной среды по-разному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Творческая судьба поэта
  • Глава II. ^Художественно-философское осмысление человека и истории в творчестве Али Хашагульгова
    • 2. 1. Образ родины и народа в поэзии А. Хашагульгова
    • 2. 2. Проблема поэта и поэзии
    • 2. 3. Художественное решение темы детства в творчестве А. Хашагульгова
    • 2. 4. Философское осмысление жизни и смерти
  • Глава III. Мотивы любви и одиночества в поэзии
  • Али Хашагульгова

Эволюция творчества и формирование художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что в современном литературоведении проблемы творческого самоопределения, формирования художественной индивидуальности и этапов эволюции творчества отдельных художников слова остаются постоянным объектом научных изысканий. В тесной связи с данными проблемами находятся и вопросы взаимосвязи фольклора и национальной литературы, типологии, жанровой специфики, поэтики.

Проблема творческой индивидуальности в литературоведении не нова. Каждая новая эпоха вносит свой вклад в ее понимание и решение, она конкретизируется, прежде всего, особенностями реальных исторических условий. В национальной литературе расцвет поэзии определяется развитием творческих исканий в конкретные исторические периоды: общие черты духовной жизни эпохи, народа, социальной среды по-разному проявляются во внутреннем мире отдельных личностей — у одних в меньшей степени, у других — в значительной степени яркости, глубины и индивидуальности. Именно они оказываются характерными носителями социального сознания своего народа, своей среды, своего времени. Одним из таких ярких художников, несущих в своем творчестве социальное сознания народа и эпохи, является ингушский поэт Али Хашагульгов.

Яркая творческая индивидуальность, художественно воплощающая в поэзии проблемы своего времени, способствует ускоренному развитию национальной литературы. Значение творческой индивидуальности трудно переоценить для формирования и развития молодой литературы: она совмещает в своем творчестве и национальную историю, и эстетические достижения времени, вносит значительный вклад в культурное богатство своего народа.

Процесс формирования творческой индивидуальности — это непрерывный контакт, взаимовлияние различных творческих направлений, личностей, это взаимообогащение и поиск собственного художественного «я». Философская, интеллектуальная поэзия А. Хашагульгова формировалась не одно десятилетие, пользовалась широкой популярностью, провоцировала исследовательский интерес. Тем не менее, многогранное творчество А. Хашагульгова в силу объективных причин еще не стало предметом серьезного научного анализа, хотя отдельные аспекты творчества поэта изучались в том или ином ракурсе. До настоящего времени литературоведческая работа по творчеству поэта была затруднена отсутствием архивных материалов. Это актуализирует научно-исследовательский поиск по обозначенной проблеме.

Данная диссертационная работа — первая попытка монографического исследования проблем эволюции и формирования художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова в контексте русской и северокавказской литератур.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является сравнительно-исторический и структурно-теоретический анализ творчества ингушского поэта Али Хашагульгова, чья поэзия впервые подвергается монографическому исследованию. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:

— изучить этапы эволюции творчества Али Хашагульгова;

— исследовать творчество поэта во взаимосвязи аналогий мирового опыта и индивидуальных национальных творческих открытий поэта;

— выявить круг проблем его творчества, а также своеобразие воплощения основных поэтических тем;

— провести анализ индивидуальной поэтической манеры Али Хашагульгова, определить новаторство его поэзии;

— определить роль и место Али Хашагульгова в ингушской, а также в северокавказской литературе.

Опираясь на общетеоретические положения, а также на труды ведущих ученых по данной проблематике, мы в нашей работе рассматриваем вопросы эволюции творчества поэта, основные темы и мотивы его лирики, отдельно анализируем тему детства в творчестве писателя, а также исследуем поэзию А. Хашагульгова в контексте русской и национальных литератур XX века.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые анализируется проблема эволюции творчества ингушского поэта Али Хашагульгова и вопросы формирования его художественной индивидуальности.

В данной диссертационной работе предпринята попытка детального, комплексного изучения творчества крупного национального поэта, прозаика, лингвиста, переводчика с учетом достижений современной литературоведческой науки. Нами анализируется не только содержательный уровень его произведений, но также выявляются особенности рифмы, ритмики, поэтического языка.

Материалом для исследования послужили произведения поэта, написанные в период 1960;1980;х годов: стихи о родине, о народе, о поэте и поэзии, о детстве, о родной природе, о женщине. Нами анализируются произведения, написанные как на ингушском, так и на русском языках.

Методологической основой диссертационного исследования являются основные положения и принципы современного литературоведения, разработанные в трудах Л. Абрамовича, А. Богданова, Ю. Борева, Г. Гачева, Л. Гинзбург, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, а также.

Х.Бакова, М. Сокурова, З. Толгурова, Т. Толгурова, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, Т. Эфендиевой и др.

Теоретическую основу диссертационной работы составили труды исследователей, непосредственно занимавшихся изучением творчества.

A.Хашагульгова: Р. Гайсановой, Х. Точиевой, Х. Хазбиевой, МЛндиевой и др.

Степень научной разработанности темы. Лирика Али Хашагульгова не подвергалось монографическому исследованию, хотя в некоторых статьях и главах монографий, посвященных ингушской поэзии, анализировались отдельные аспекты его творчества. Среди таких работ необходимо отметить статьи Р. Гайсановой «Поэт, художник, человек высокой чести» (1999) — Х. Точиевой «Национальный поэт» (1999) — Х. Хазбиевой «Удивительная сила» (1998) — М. Яндиевой «Духовное мужество» (1998) и «Поэзия как альтернатива спасения» (2003) и др. В этих работах анализируются художественные особенности поэзии Али Хашагульгова, которые в совокупности дают определенное представление о самобытности поэта, его ярко выраженном индивидуальном стиле. Однако в существующих работах исследуется, как правило, какой-то отдельный период творчества или тематический цикл произведений автора. Так что при всем многообразии мнений относительно поэзии Али Хашагульгова специального монографического исследования, посвященного вопросам эволюции творчества поэта и формирования его художественной индивидуальности, нет.

В анализе теоретических аспектов проблемы творческой индивидуальности мы опирались на труды В. Г. Белинского, Д. Благого,.

B.Виноградова, М. Горького, Н. А. Добролюбова, В. Кулешова, Ю. Лотмана, Ю. Манна, Д. И. Писарева.

Значительную роль в формировании нашей научной концепции сыграли также труды исследователей, изучающих поэтические жанры в литературах Северного Кавказа: Р. Ахмедовой «Кумыкская поэма» (1990) — Х. Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994) — З. Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (1970) — З. Толгурова «Движение балкарской поэзии» (1984) — Ф. Узденовой «Поэма в литературах народов Северного Кавказа» (2001) — Ч. Юсуповой «Дагестанская поэма» (1989) и др.

В исследование проблем формирования и развития ингушской литературы значительный вклад внесли И. Дахкильгов, Б. Зязиков, В. Корзун, А. Костоев, А. У. Мальсагов, Д. Мальсагов, А. Танкиев, Р. Ужахова, М.Яндиева. В трудах этих авторов исследуются вопросы истории ингушской литературы и фольклора, проблемы их взаимовлияния, особенности формирования и развития национальной прозы, поэзии и т. д. Особое место в трудах занимает проблема творческого становления отдельных ингушских писателей и поэтов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление об этапах эволюции творчества Али Хашагульгова, о жанровой и художественно-стилистической специфике его поэзии, о роли и месте поэта в истории ингушской и северокавказских литератур. Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории ингушской литературы XX века, при чтении специального курса по творчеству Али Хашагульгова, а также при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории ингушской литературы для филологического факультета Ингушского государственного университета.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета (июнь 2005), а также на заседании научного семинара кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь 2005 г.). Основные положения диссертационного проекта заслушаны и обсуждены на пленарном и секционном заседаниях научной конференции в честь десятилетия Ингушского государственного университета, а также отражены в ряде статей.

Структура работы. Структура диссертационного исследования определена его материалом, основными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Али Хашагульгов является одним из самых сложных ингушских поэтов XX века, что обусловливает, на наш взгляд, непреходящий интерес к его творчеству.

Непосредственные, откровенные, окрашенные субъективной страстью стихи составляют содержание его лирики. Страстно и сильно пробиваясь сквозь оболочку иносказаний, звучит живой голос поэта, полный надежд, насыщенный раздумьями о жизни, о любви, повествующий обо всех горестях и радостях, выпадающих на долю человека. Его поэзия передает тончайшие оттенки любого переживания, воспроизводит извечные споры между сердцем и разумом. Лирический герой А. Хашагульгова — живой человек, индивидуально неповторимая, внутренне самостоятельная личность, человек во власти сильного чувства.

Лирика ингушского поэта провозглашает право земного человека на счастье, на наслаждение, на любовь. Она отстаивает абсолютную ценность и неповторимость земной жизни, а не райскойжизни нынешней, грешной, зовет радоваться каждому мгновению собственного бытия, любому проявлению красоты мира (сборник стихов «Ты»).

А.Хашагульгов пел о своей родине, ее образ возникает перед нами в самых разных картинах. Родина поэта — это горы, небо, земля. Для А. Хашагульгова характерна полная отдача своему делу, он является выразителем своего времени, другом своего народа, передающим в своих произведениях сложность эпохи, в которой жил и творил.

По А. Хашагульгову, душа человека является полем битвы добра и зла, бога и дьявола. Философская мысль поэта определяла новаторство его художественного мышления, принципы создания вымышленного мира. Как художник он интересен тем, что изображал не столько устоявшиеся формы жизни, сколько эволюцию складывающихся форм и отношений, пытаясь предсказать их развитие (сборник стихов «Ты»). Любовь для А. Хашагульгова — великая сила, помогающая человеку понять сущность природы. Раскрывая внутренние переживания человека, разнообразные состояния его духовной жизни, поэзия ингушского поэта по-своему отображает его стремление к любви, мудрости, справедливости.

Особенность мышления данного поэта в том, что он шел от факта к идеепричем идея у него не отвлеченная, а в факте реализованная, одетая в плоть и кровь. Речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности.

Какое отношение все сказанное имеет к процессу формирования творческой индивидуальности? Думается, самое прямое. А. Хашагульгов сформировал свое основное эстетическое кредо — искусству нельзя придумывать целей, его целью является, прежде всего, удовлетворение духовных потребностей человека в красоте и идеале. Он видел в поэзии великие возможности влияния на человеческое сознание, говорил о высоком предназначении поэта и его миссии на земле.

А.Хашагульгов всегда был чуток и внимателен к тому, что происходит в жизни, будь это общество или душа человека. Он видит все, потому в его поэзии выражена, прежде всего, любовь к прекрасному, светлому, вечному.

А.Хашагульгов был мыслителем синтетического склада, объединявший воедино вопросы эстетические, общественные и вечные. Примером такого синтеза в искусстве является сборник стихов «Ты». Этот сборник явился своеобразным завершением длительных раздумий поэта, связанных с решением проблемы любви, явился не только результатом творческой эволюции поэта, но и завершением длительного процесса внутренней эволюции, ибо любовь — великая тайна, и из процесса ее постижения во многом складывается судьба поэта и художника.

Справедливо заметим и тот момент, что, изучая творчество А. Хашагульгова, исследователь, как нам представляется, должен заранее отказаться от претензии выдавать и, тем более, утверждать свою точку зрения за стопроцентную истину. Произведение поэзии всегда многозначно, оно живет и развивается по-новому в сознании каждого поколения. Каждый читатель может увидеть свое, но это не исключает задачи объективного исследования, чему мы следовали в процессе написания диссертации.

Глубина философских проблем и острота нравственных вопросов эпохи определили масштабность его творчества. Споры о философской сущности произведений А. Хашагульгова никогда не будут исчерпаны. Нам известно, что у поэта есть немного стихотворений, которые, на наш взгляд, необходимо отнести к философской лирике. Это стихи о молодости и старости, о чести, о языке.

А.Хашагульгов оказался той личностью, которую востребовало время. Обладал огромным жизненным опытомпройдя через лишения и страдания, через тюрьмы, он стал тонким психологом и человековедом, поэтому всегда стремился влиять на подрастающее поколение, воспитывать нравственное сознание общества. Не это ли высокое предназначение поэта? За ним признавалось право быть учителем своего народа, обращаться к обществу со словами судьи и гражданина. В главе «Проблема поэта и поэзии» мы показали эту особенность поэта-пророка, поэта-гражданина. А. Хашагульгов стал собеседником для людей, обменивающихся с ним своими мыслями, переживаниями, опытом освоения жизни. Он учил своих современников искать истину в сложной действительности, учил людей быть нравственными и духовными.

Предсказания поэта, связанные с представлениями о будущем, свидетельствуют, прежде всего, о высокой и чистой любви к человеку, его вере в него, торжестве гармонии на земле.

Еще одна особенность его творчества в том, что он довел до совершенства жанр хокку, обогатил стихи щедрой звукописью. Но главное, что он в этом жанре писал о природе, о жизни, о любви — не мистической, а человеческой, чувственно-яркой, насыщенной, противостоящей всему дурному в мире. Бескорыстие, искренность душевных порывов — черты лирического героя А.Хашагульгова. Он возвел на уровень важнейших событий переживаемые им чувства и невыносимость разлуки. Это важный, на наш взгляд, шаг на пути постижения человеческого сердца. Человеческая любовь выступает у поэта как величайшая ценность бытия. Имя А. Хашагульгова известно, он творец богатой лирической поэзии — любовной, философской, пейзажной, детской. В ней запечатлелись черты многовековой культуры ингушейнепрерывные полеты нравственного совершенства, вера в человеческие возможности, в неодолимость любви и, самое главное, осознание нерасторжимой связи каждого отдельного человека со всей вселенной.

А.Хашагульгов, писавший на ингушском и русском языках, оставил прекрасное творческое наследие. Он ощущал неизбежность хороших перемен у себя на родине и в стране в целом, приветствовал любые лучшие начинания. Его лирический герой глубоко осознает свою непосредственную причастность ко всему, что совершается в мире.

Еще одна особенность таланта А. Хашагульгова в том, что он значительно обогатил ингушский литературный язык. Его тропы и фигуры речи (эпитеты, сравнения, метафоры, параллелизмы и др.) связаны, прежде всего, с природой родного края, горами и башнями, реками и озерами. Его лирику прошивают фольклорные приемы. Он часто использует гиперболу и литоту, параллелизмы, обращение к человеку, монологи и диалоги, приводящие к определенным выводам. Поэт своим творчеством демонстрирует неограниченные возможности ингушского национального языка. Однако в наших собственных переводах стихотворных произведений А. Хашагульгова это трудно было показать, так как, на наш взгляд, перевести поэтическую суть творений поэта с ингушского на русский невозможно.

Еще одна важнейшая характеристика творчества и личности А. Хашагульгова — его нравственная чистота и порядочность, честь и достоинство, благородство и доброта.

Все испытания, через которые ему пришлось пройти, очистили и одухотворили его. И поэтому он терпеливо и мужественно перенес все страдания, выпавшие на его долю. Поэзия для него стала своеобразным разговором с современниками о высоких ценностях. Объектом и предметом его стихотворений был духовный мир человека и его связь с окружающим миром.

Место А. Хашагульгова во времени, на наш взгляд, одинокое. Символом свободы, проводником из мира вещей является в его поэзии образ птицы. Память выступает у него как категория индивидуальная, но и в тоже время всеобще-универсальная. Эта память народа. За своей личной судьбой он видит и судьбу народа, его историю. Его стихи организованы, прежде всего, духом воспоминания. И ему важно, что скажут о нем потомки. Это своеобразный знак пробы нравственного качества человека. Таким образом, творчество Али Хашагульгова — это целый мир, который необходимо как следует изучить и по достоинству оценить.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Абхазская поэзия и устное народное творчество. — Тбилиси: Мецниереба, 1971. — 157 с.
  2. Л. У очага поэзии. — М.: Современник, 1972. — 312с.
  3. X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. — Майкоп, 1994. — 257 с.
  4. Ю. Вопросы эстетики и поэтики. — М.: Современник, 1978.-384 с.
  5. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Нскусство, 1979.-444 с.
  6. Л. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск, 1974. -288 с.
  7. В.Г. Нолное собрание сочинений, т. 10. М.: Изд. АН СССР, 1959.- 560 150
  8. А. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989.-406 с.
  9. В. Избранные труды. — М.: Иаука, 1976. — 511 с.
  10. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: Наука, 1963.-480 с.
  11. Л. Психология искусства. — М.: Паука, 1968. — 370с.
  12. П. Александр Твардовский. — М.: Советский писатель, 1958. — 270 с.
  13. П. Русская советская поэзия и народное творчество. — М.-Л.: Паука, 1963. — 290 с.
  14. Г. Дагестанский феномен возрождения — Махачкала, 2000. — 270 с.
  15. М. Записи и выписки. — М., 2000. — 283 с.
  16. Гегель. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. — М., 1971.
  17. П. Письма о русской поэзии. — М., 1990. — 370 с.
  18. Ч. Этот живой феномен. — М.: Советский писатель, 1988.-429 с.
  19. А. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. — Пальчик: Эльбрус, 1999.- 198 с.
  20. И. Мифы и легенды вайнахов. — Грозный, 1991. — 334 с.
  21. Н.А. Избранные сочинения. Т.1. — М.: Госполитиздат, 1945.
  22. Е. Талант есть чудо неслучайное — М.: Советский писатель, 1980. — 349 с.
  23. Ингушский фольклор. — Грозный, 1991. — 340 с.^ - *
  24. Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. — М.-Л., 1975.
  25. Г. Единство и многообразие. — М.: Советский нисатель, 1957. — 280 с.
  26. А. Диалектика мифа. — М.: Искусство, 1971. — 470 с.
  27. Ю. Анализ поэтического текста. — М.: Нросвещение, 1988.-349 с.
  28. А., Туркаев X. Нисатели советской Чечено- Ингушетии. — Грозный, 1969. — 148 с.
  29. Е. Нроисхождение героического эпоса. — М.: Наука, 1963.- 462 с.
  30. А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. — Нальчик: Эльбрус, 1993. — 192 с.
  31. Налоев 3. Нослевоенная кабардинская ноэзия (1945 — 1956). — Нальчик: Эльбрус, 1970. — 230 с.
  32. Овсянико-Куликовский. Нсихология национальности. — СНб.: Время, 1922.
  33. В. Постижение лирики. — М., 1988. — 250 с.
  34. В. Фольклор и действительность. — М.: Паука, 1976. — 325 с.
  35. А. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. — М.: Наука, 1987.
  36. В. Писатель и народная поэзия. — М., 1980. — 230с.
  37. И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. — Л.: Паука, 1977. — 276 с.
  38. Ю. Русский фольклор. — М.: Паука, 1971. — 370 с.
  39. Ю. О поэтах и поэзии. — Тбилиси, 1962. — 230с.
  40. Л. Очерки теории и истории русского стиха. — М., 1958.-415 с.
  41. Толгуров 3. Движение балкарской поэзии. — Пальчик: Эльбрус, 1984.-250 с.
  42. X. Исторические судьбы чеченцев и ингушей. — Грозный, 1988.-348 с.
  43. Ю. Художественный мир Али Шогенцукова. — Нальчик: Эльбрус, 1994. — 130 с.
  44. Ю. Проблемы стихотворной речи. — М.: Наука, 1982. -227с.
  45. Л. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. — М.: Наука, 1973. — 217с.
  46. А. Адыгские просветители. — Нальчик: Эльбрус, 1978.-258 с.
  47. А. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве ноэта. — Нальчик: Эльбрус, 2000. — 352 с.
  48. Р. Адыгские просветители второй половины XIX — начала XX веков. — Нальчик, Эльбрус, 1983. — 244 с.
  49. Т. В зашиту человека. — Майкоп, 1992. — 132 с.
  50. Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. З, — М., 1947.
  51. Шаховский Лирика Павла Тычины. — М., 1978. — 210 с.
  52. В. Поэт и мир. Творческая индивидуальность в советской иоэзии. — М.: Паука, 1966. — 310 с.
  53. А. Пзбранные произведения. — М., 1992.
  54. . О поэзии. — Л.: Паука, 1969. — 234 с.
  55. П.П. Разговор с Гёте в последние годы его жизни. — М., 1981.
  56. Т.Е. Поэзия жизни. — Пальчик: Эльбрус, 1977. — 255с.
  57. Т.Е. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. — Пальчик: Эльбрус, 1997. — 120 с. II
  58. А. О поэтическом образе // День поэзии. — М., 1981. 156
  59. А. Статьи // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Т.1.- М., 1974.
  60. Я. Лирика // Структурная поэтика. — М., 1985.
  61. А. Глазами истории // Вопросы литнратуры. 1972, № 2.
  62. На чем мы спотыкаемся // Звезда. 1960, № 5.
  63. М. Художественный образ // Философская энциклопедия. Т. 5. — М., 1981.
  64. П. Что такое эмоция // Паука и жизнь. 1965, N2 3.
  65. X. Национальный поэт // Сердало. 1999.
  66. X. Удивительная сила. // Сердало. 1998.
  67. Чахкиева 3. Поэт, художник слова и кисти. // Ингушская поэзия. 2003, № 3.
  68. М. Поэзия как альтернатива спасения// Сердало. 2003. III
  69. А. Сочинения. Т. 5. — М.-Л., 1960.
  70. Р. По-зимнему беспокоясь… — Махачкала, 1987.
  71. А. Избранное. — Пальчик, 1985.
  72. П. Братские песни. — М., 1987.
  73. К. Собрание сочинений. В 3 т. — Пальчик, 1991.
  74. Мустай Карим. Притча о трех братьях. — М., 1998.
  75. А. Доверие. — Пазрань, 1998. 157
  76. А. Отцовы башни, отцовы сёла. — Назрань, 1998.
  77. А. Первый цветок. — Назрань, 1987.
  78. А. Страна гор. — Назрань, 1998.
  79. А. Ты. — Назрань, 1998.
Заполнить форму текущей работой