Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделены уровни сформированности способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию: оптимальный, когда результатом взаимодействия, чаще всего, является согласование целей, координация усилий контактирующих сторон, взаимоприятие и взаимопониманиепроявляется устойчивая позитивная динамика свойств и качеств личности субъектов взаимодействиядостаточный, когда результатом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
    • 1. 1. Особенности физкультурно-педагогической деятельности, педагогического общения и взаимодействия в контексте личностно-ориентированной дидактической концепции
    • 1. 2. Личностно-ориентированное взаимодействие специалиста по физической культуре и спорту в учебно-воспитательном процессе
    • 1. 3. Структура и содержание способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном процессе
    • 1. 4. Особенности формирования способности к личностноориентированному педагогическому взаимодействию
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы и проведение констатирующего исследования
    • 2. 2. Методика формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности методики формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры
  • Выводы по второй главе

Формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная личностно-ориентированная парадигма образования и гуманистическая концепция физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров и др.), направленные на индивидуальность, разностороннее развитие личности, ставят человека в центр учебно-воспитательного процесса, в связи с чем на передний план выдвигается проблема подготовки педагога-тренера, признающего за воспитанниками право быть субъектами, способного научить их совершенствоваться в этом качестве на основе доверительного общения, взаимодействия и сотрудничества.

Однако распространенность в массовой практике силовых, командно-авторитарных методов педагогического руководства учителей физической культуры и тренеров, негативно влияющих как на отношения между субъектами, так и на развитие их личности, противоречит требованиям современной гуманистически ориентированной парадигмы образования, смещающей акценты с педагогического управления и руководства на взаимодействие, соуправление, педагогическую поддержку личностного роста учащихся (Е.А. Александрова, О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.).

Кроме того, нынешние выпускники факультетов физической культуры организуют педагогическое взаимодействие на интуитивно-бытовом, а не на научно обоснованном уровне, строящемся на знаниях психолого-педагогических закономерностей развития личности, общения и деятельности.

В то же время теоретическая подготовка педагогов сферы физической культуры и спорта недостаточно подкреплена опытом организации личностно-ориентированного физкультурно-педагогического процесса, а практическая — связана в основном с освоением методик обучения и развития двигательного потенциала человека без учета условий и характера взаимодействия субъектов образовательного процесса, их личностных особенностей, проявляющихся нередко в силу специфики деятельности в склонности к соперничеству и агрессивности, в результате чего у выпускников недостаточно развиты способности, позволяющие вести обучение в диалоге, сотрудничестве, сотворчестве.

В социальной психологии имеется ряд исследований, раскрывающих содержание основных подходов к решению проблемы социального взаимодействия (Г.М. Андреева, А. В. Батаршев, В. Н. Куницина и др.). По сути дела все эти подходы можно систематизировать на основе ведущего признака, определяющего характер взаимодействия, а именно: особенности личности (личностный подход), специфика ситуации, требующая преобразования (деятельностный подход), или то и другое в равной степени (личностно-деятельностный подход).

Взаимодействие в педагогической науке, с одной стороны, рассматривается как условие функционирования учебно-воспитательного процесса, а с другой — как интерактивный компонент педагогического общения. Взаимодействие осуществляется только в процессе общения и деятельности, предполагая активность его субъектов и наличие обратной связи. Общение же может представлять собой ситуацию односторонней передачи информации, широко распространенную в массовой педагогической практике.

Проблеме общения вообще и педагогического общения, в частности, посвящены исследования А. А. Леонтьева, А. В. Мудрика, В.А. Кан-Калика, В. М. Соковнина, В. И. Страхова и др. Изучение общения ведется как с точки зрения его структурно-функционального анализа (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, А. В. Батаршев и др.), так и с точки зрения особенностей субъектов общения (А.А. Лобанов, А. В. Петровский, P.M. Фатыхова и др.).

Вопросы общения в спортивно-педагогической деятельности освещены в работах Г. Д. Бабушкина, ЕЛ. Ильина, Т. Т. Джамгарова, М. И. Станкина, Ю. Л. Ханина, А. И. Чучалиной и др.

Несмотря на то, что большинство исследователей рассматривают общение как взаимодействие (Г.М. Андреева, В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина, А. А. Лобанов и др.), в литературе основное внимание уделяется анализу конфликтного или затрудненного общения (А.А. Бодалев, Е. Д. Бреус, В. А. Лабунская, Ю. А. Менджеринская, Е. В. Цуканова и др.), в контексте которого вряд ли возможна разработка такого понятия, как личностно-ориентированное взаимодействие, составляющего основу гуманной педагогики.

Таким образом, обострение противоречия между необходимостью обновления содержания физкулътурно-педагогического образования в плане подготовки специалистов сферы физической культуры к организации гуманно-личностного образовательного процесса и недостаточной разработанностью отвечающих современным требованиям подходов, средств и методов формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультетов физической культуры определило тему нашего исследования: «Формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры».

Объект исследования: образовательный процесс на факультете физической культуры.

Предмет исследования: способы, средства и условия формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультетов физической культуры, способствующую личностному росту участников образовательного процесса.

В основу рабочей гипотезы легло предположение о том, что формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры в процессе их профессиональной подготовки будет более эффективным, если:

— методологическую базу методики формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию построить на интеграции ценностно-смысловых ориентиров гуманной педагогики и спортивно-гуманистического воспитания: самоценности личности, честной игры и др.;

— согласование целей, координацию совместных действий и установление взаимопонимания контактирующих сторон в конкретной педагогической ситуации взаимодействия осуществлять на основе достижения разумного баланса между индивидуальным и коллективным смыслополаганием в процессе соотнесения ролевых позиций его субъектов, регламентированных условиями учебно-воспитательной («на равных», «снизу», «сверху») и соревновательной (спортсмен-партнер, спортсмен-противник, тренер, судья) деятельности;

— формирование ценностно-смыслового, деятельностного, аффективно-рефлексивного компонентов личностно-ориентированного педагогического взаимодействия осуществлять через одновременное освоение знаний и выработку методико-практических умений по организации педагогического взаимодействия в физкультурно-спортивной деятельности и обогащение индивидуального опыта студентов через стратегию поэтапного приближения к условиям физкультурно-педагогической деятельности (спецкурс «Педагогическое общение» дополнить проведением микроуроков на предметах спортивно-педагогического цикла и выполнением учебных заданий на педагогической практике) — использовать игры (коммуникативно-лингвистические, психотехнические, подвижные, спортивные) как основные средства, позволяющие моделировать, проживать и рефлексировать нестандартные ситуации взаимодействия, пополняя индивидуальный опыт их позитивного разрешения в условиях коллективного обученияопираясь на индивидуальные (прежде всего характерологические и др.) особенности субъектов образовательного процесса, использовать способы индивидуализации и дифференциации взаимодействия, рассматривая самодиагностику как рефлексию поведения и деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Определить содержание и структуру способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию в процессе физкультурно-педагогической деятельности.

2. Выявить типичные ситуации взаимодействия в физкультурно-педагогической деятельности и особенности взаимодействия лиц с различными акцентуациями характера.

3. Разработать и теоретически обосновать методику формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию в условиях физкультурно-педагогической деятельности.

4. Экспериментально проверить эффективность методики формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию.

Теоретико-методологической базой исследования являются: теория общения (М.С. Каган, В.М. Соковнин) — гуманистические теории личности (А. Маслоу, К. Роджерса) — психологическая теория деятельности (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) — теория личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — основные положения педагогики сотрудничества (B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, О. А. Казанский, А. В. Мудрик, И. В. Самоукина, М. И. Станкин и др.) — технология трансактного анализа Э. Бернаидеи спортивно-гуманистического воспитания.

В.И. Столяроватруды Г. Д. Бабушкина, Е. П. Ильина, М. И. Станкина, В. И. Страхова, Ю. Л. Ханина, отражающие специфику общения в физкультурно-спортивной деятельности.

Исследование проводилось в течение 1999 — 2004 гг. и включало три этапа. Первый этап работы — постановочный (1999;2000 гг.). На данном этапе рассматривалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике физической культуры и спортаизучались философская, психолого-педагогическая и методическая литература и диссертационные исследования по проблеме. Была сформулирована рабочая гипотеза и намечены задачи исследования. Проведено пилотажное исследование.

Второй этап — преобразующий (2000;2003 гг.). Разработана и экспериментально проверена методика формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов.

Третий этап — итоговый (2003;2004 гг.). Осуществлялась обработка результатов опытно-экспериментальной работы, выполнялись их систематизация и анализ, формулировались общие выводы, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования.

Обоснована значимость и выявлена сущность личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, заключающаяся в достижении позитивных взаимоотношений субъектов образовательного процесса, способствующих их личностному росту и продуктивному решению учебно-воспитательных задач.

Определены функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия в образовательном процессе по физической культуре: познавательно-воспитательная, прогностически-организационная, экспрессивно-рефлексивная, фасилитативная, толерантно-адаптивная. Их реализация создает благоприятные условия для физического и духовного развития субъектов учебно-воспитательного процесса.

Доказана эффективность формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию при соблюдении условий: одновременного формирования профессиональных знаний, методико-практических умений и обогащения индивидуального опыта установления и поддержания позитивных контактовпоэтапного приближения условий протекания образовательного процесса к специфике физкультурно-педагогической деятельностиучета характерологических особенностей субъектов учебно-воспитательного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный аппарат физкультурного образования понятия личностно-ориентированного педагогического взаимодействия и в дополнении раздела педагогики физической культуры и спорта гуманистическим подходом к рассмотрению взаимодействия субъектов физкультурно-педагогической деятельности как способа построения взаимоотношений в учебно-тренировочной и соревновательной практике, как средства оптимизации и интенсификации учебно-тренировочного процесса при безусловном сохранении психического и физического здоровья преподавателей, тренеров, физкультурников и спортсменов, создающего условия для их личностного роста в соответствии с индивидуальными особенностями. Такой подход меняет характер педагогического управления и руководства, делая его менее жестким и более демократичным.

Выявлены критерии личностно-ориентированного педагогического взаимодействия в физкультурно-педагогической деятельности: благоприятное психоэмоциональное и физическое состояние (хорошее самочувствие, активность и настроение, нормальное физическое развитие и физическая подготовленность) — позитивная мотивации занятия физической культурой, развитие когнитивной и волевой сферы учащихся. и.

Разработана методика формирования способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию на основе интеграции ценностно-целевых ориентиров гуманной педагогики и спортивно-гуманистического воспитания, достижения разумного баланса между индивидуальным и коллективным смыслополаганием в процессе согласования целей, координации усилий и установления взаимопонимания контактирующих сторон, а также соотнесения ролевых позиций субъектов взаимодействия, регламентированных условиями учебно-воспитательной («на равных», «снизу», «сверху») и соревновательной (спортсмен-партнер, спортсмен-противник, тренер, судья) деятельности.

Выделены уровни сформированности способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию: оптимальный, когда результатом взаимодействия, чаще всего, является согласование целей, координация усилий контактирующих сторон, взаимоприятие и взаимопониманиепроявляется устойчивая позитивная динамика свойств и качеств личности субъектов взаимодействиядостаточный, когда результатом взаимодействия, чаще всего, являются: согласование его целей, координация усилий контактирующих сторон, взаимопринятие, но взаимопонимание достигается не всегдапроявляется позитивная динамика отдельных свойств и качеств личности субъектов взаимодействияминимальный, когда все усилия направлены на согласование целей, а координация совместных действий, взаимопринятие и взаимопонимание достигается не всегдапозитивная динамика свойств и качеств личности субъектов взаимодействия выражена недостаточно.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: — разработан и введен в учебный план факультета физической культуры спецкурс «Педагогическое общение" — разработана и экспериментально обоснована методика одновременного формирования знаний, методико-практических умений и обогащения индивидуального опыта в процессе поэтапного приближения студентов к условиям профессионально-педагогической деятельности;

— разработана комплексная система диагностики способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию, состоящая из трех ступеней: индивидуальной, личностно-поведенческой и интерактивно-результативнойразработаны рекомендации по организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, учитывающие индивидуальные, в том числе характерологические, особенности субъектов образовательного процесса.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование у студентов способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию необходимо осуществлять на основе комплексной системы диагностики, на трех ее ступенях (индивидуальной, личностно-поведенческой и интерактивно-результативной), по трем компонентам (ценностно-смысловому, деятельностному и аффективно-рефлексивному) с учетом характерологических особенностей субъектов образовательного процесса и специфики ситуаций их взаимодействия.

2. Алгоритм деятельности педагога по организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия включает в себя три этапа: подготовительный (изучение себя и обучающихся (характерологических особенностей и др.), определение мотивации физкультурно-спортивной деятельности и уровня физической подготовленности (коррекционного, базового, продвинутого), принятие себя и других) — основной (определение и согласование цели взаимодействия (социально-ролевые, учебные, интимно-личностные), выделение особенностей ситуации взаимодействия в физкультурно-педагогической деятельности (статично-оптимальная, динамично-напряженная, динамично-критическая, неопределенная), выявление пространственных и временных границ ситуации взаимодействия (интимное, персональное, социальное, публичное), выбор позиции по отношению к субъекту взаимодействия («сверху», «на равных», «снизу», учитывая отношения тренер-спортсмен, судья-спортсмен, спортсмен-спортсмен), оформление занятой позиции посредством использования вербальных, невербальных (кинесика, проксемика, такесика, общение действиями, кодово-символическое общение) средств общения, осуществление взаимодействия (воздействие, сотрудничество, содействие, сотворчество) при координации совместных усилий и постоянном функционировании каналов обратной связи (взвешенная, конкретная, объективная, уместная, понятная, достаточная) — оценочно-корректировочный (оценка достижения цели (подготовленность к использованию различных средств и методов поддержания здоровья, физического самосовершенствования), оценка эмоционального оттенка взаимодействия в условиях регламентированного взаимодействия, составление плана коррекции поведения).

Эффективность личностно-ориентированного педагогического взаимодействия проявляется в согласовании целевых ориентиров, координации совместных усилий и взаимопонимании контактирующих сторон, обеспечивающих решение учебно-воспитательных задач и личностный рост его субъектов.

3. Интегральным показателем эффективности личностно-ориентированного педагогического взаимодействия является личностный рост субъектов образовательного процесса (повышение мотивации занятий физической культуройулучшение теоретической и методико-практической подготовленности к использованию различных средств и методов поддержания здоровья, физического самосовершенствованияпозитивная динамика состояния здоровья и физических кондицийулучшение волевой регуляции деятельности и поведения и т. д.), переживание ими эмоционального благополучия, благоприятное физическое состояние, желание заниматься физической культурой и спортом.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе сообщений на региональной научно-практической конференции «Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования» (Тюмень, 2000) — на межрегиональной научно-практической конференции «Инновации в управлении сферы физической культуры и спорта» (Тюмень, 2000) — на семинаре учителей физической культуры и тренеров Департамента образования и науки Тюменской области (Тюмень 2000) — на региональных научно-практических конференциях «Спорт, физическая культура, здоровье: состояние и перспективы совершенствования» (Тюмень, 2001, 2002) — на международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки 1 и практики» (Ставрополь, 2004) — на региональной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов» (Омск, 2004).

Достоверность результатов исследования обеспечена четкостью методологических позиций, разносторонностью теоретического анализа проблемы, длительностью экспериментального исследования, использованием адекватных задачам методов исследования, статической значимостью полученных результатов.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 197 страницах текста и включает 37 таблиц, 9 рисунков. Библиография содержит 200 наименований, в том числе 4 — на иностранном языке.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Современная образовательная парадигма ориентирует педагога на реализацию личностного потенциала учащихся и смещение акцентов с педагогического управления и руководства на поддержку, соуправление, взаимодействие, самоуправление.

С учетом гуманистически-ориентированной специфики физкультурно-педагогической деятельности, проявляющейся в направленности на совершенствование не только биологической, но и социальной природы человека, высокой динамичности и напряженности, регламентированном соперничестве, эмоциональности и творчестве, возрастает значимость личностно-ориентированного педагогического взаимодействия.

2. Способность к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию представляет собой системное явление, включающее структурный, функциональный и результативный аспекты. Функциями личностно-ориентированного педагогического взаимодействия в образовательном процессе по физической культуре являются: познавательно-воспитательная, прогностически-организационная, экспрессивно-рефлексивная, фасилитативная, толерантно-адаптивная. Способность к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию будущих педагогов обеспечивает достижение позитивных взаимоотношений субъектов образовательного процесса, способствующих их личностному росту и продуктивному решению учебно-воспитательных задач.

3. Формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию следует осуществлять на основе личностно-деятельностного подхода, согласно которому характер взаимодействия зависит как от индивидуальных особенностей его субъектов (прежде всего характерологических), так и от особенностей ситуациистатично-оптимальной, динамично-напряженной, динамично-критической, неопределенной, требующей преобразования.

4. Полученные данные в начале опытно-экспериментальной работы (высокий уровень агрессивности (у девушек — вербальной, у юношейфизической), заниженный уровень эмпатии, средний уровень коммуникативных и организаторских склонностей, склонность к соперничеству в конфликтных ситуациях студентов-спортсменов факультета физической культуры) определили основные линии коррекционной работы по четырем направлениям: снижение агрессивности, повышение эмпатичности, развитие рефлексивности и способности к согласованию индивидуальных и коллективных смысловых ориентиров деятельности студентов-спортсменов.

5. Доказана целесообразность и эффективность формирования способности к личностно — ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры в период профессиональной подготовки на основе интеграции ценностно-целевых ориентиров гуманной педагогики («самоценности личности» и др.), спортивно-гуманистического воспитания («честной игры» и др.) и достижения разумного баланса между индивидуальным и коллективным смыслополаганием в процессе согласования целей, координации усилий и установления взаимопонимания контактирующих сторон, а также соотнесения ролевых позиций субъектов взаимодействия, регламентированных условиями учебно-воспитательной и соревновательной деятельности, при одновременном формировании знаний, методико-практических умений и обогащения индивидуального опыта установления и поддержания позитивных межличностных контактов.

6. Общая логика дифференциации педагогического взаимодействия определяется с учетом задач учебно-воспитательного процесса для коррекционной (оздоровительной), базовой (кондиционной) и продвинутой (спортивной) групп, а также склонности обучающихся к экстра-интроверсии и связана со смещением акцентов с педагогического управления учебной деятельностью (воздействия) на соуправление (сотрудничество), затем на поддержку в самоуправлении (содействие) и сотворчество.

7. Использование игры, проведение микроуроков и выполнение специальных заданий на педагогической практике позволяют включить каждого студента в активную методическую практику с целью обогащения личностного опыта в процессе решения игровых и учебных задач по достижению согласования, координации, взаимопонимания и рефлексии результатов деятельности.

8. На основе результатов опытно-экспериментальной работы формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию и его организацию в различных педагогических ситуациях рекомендуется осуществлять с учетом характерологических особенностей субъектов учебно-воспитательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П., Самюэл Д. Язык жестов. Позы спящего: Nonaction (деловой бестселлер). Пер. с англ. Н. Е. Котляра, Л. Островского. / Сост. В. В. Шарпило / Мн.: ПАРАДОКС, 1995. 416 с.
  2. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. 216 с.
  3. А.В. Себя преодолеть: Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт, 1982. 192 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
  5. Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. 144 с.
  6. Г. М. Социальная психология: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 432 с.
  7. Г. М. Социальная психология: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с.
  8. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
  9. Ю.К. Педагогика (Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. 478 с.
  10. Г. Д., Бобровский В. А. Психология физического воспитания. -Омск: Юридический институт МВД России, 1997. 285 с.
  11. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. -Монография. Омск: СибГАФК, 1998. 181с.
  12. Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 419 с.
  13. А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности: Учеб. пособие для студентов школы практической психологии. Талин: центр информационных и социальных технологий «Регалия», 1998. 108 с.
  14. А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента -к характеру и типологии личности. М.: ВЛАДОС, 2001. 56 с.
  15. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Учеб. пособие / Батракова С. Н.: Яросл. гос. ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 1986. 80 с.
  16. А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческих взаимоотношений. Психология человеческой судьбы / Пер. с анг. с. — Пб. — Москва: Университетская книга: ACT, 1996. 398 с.
  18. Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. — Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2003. 272 с.
  19. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М.: Просвещение, 1993. 223 с.
  20. К., Шебек М. Я твой ученик, ты мой учитель: Кн. для учителей: Пер. с чеш. — М.: Просвещение, 1991. 141 с.
  21. А.А. Об одарённости человека как субъекта общения // Мир психологии. 1998. № 4. С. 272−275.
  22. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  23. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 5. С.29−36
  24. Н.В., Реан АА. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.304 с.
  25. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других М.: Информационно-издательский дом «Филень», 1996. 472 с.
  26. B.C. Теория и практика физического воспитания школьников: Автореф. дисс.. .д-ра пед. наук. Челябинск, 1999. 47 с.
  27. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 208 с.
  28. С.Г. Учитель о себе и профессии. Л.: Знания, 1988. 32с.
  29. А.Е. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. 2-е изд., доработ. и доп. — М.: Знание, 1990. 240 с.
  30. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997. 288 с.
  31. Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  32. О.С., Вейс P.M., Крылова М. Б. Новые ценности образования. -М., 1995. 103 с.
  33. В.И. Проблемы структурирования образовательного пространства//Педагогика, 1997. т. 3. С. 10−15.
  34. Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2003. 416 с.
  35. С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учеб.пособие. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. 88 с.
  36. С.А. Учитель-ученик: от ролевого общения к содержательно-культурному взаимодействию индивидуальностей // Межличностные взаимодействия и развитие индивидуальности. Тюмень, 1999. Вып.1. С.28−44.
  37. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: (Для вузов по спец. «Психология»). М.: Из-во МГУ, 1988. 318с.
  38. Е.Н., Мартьянов Б. Ф. Психология физического воспитания и спорта. Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Специальность 22 300 физическая культура и спорт. — М, 2000. 35 с.
  40. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия. // Психол. журн. 1997. № 6. С. 73−83.
  41. Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. 2-е изд., испр. И доп. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. 121 с.
  42. B.C. Культура педагогического общения: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 181 с.
  43. Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск 3. Спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи: Сборник Сост. и ред.: В. И. Столяров, Е. В. Стопникова, Т. Г. Ольхова. Москва-Сургут: МГИУ, 2000.212 с.
  44. С.А. Педагогический словарь самоучителя. Екатеринбург, 1996. 270 с.
  45. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  46. Доценко E. J1. Межличностное общение: семантика и механизмы. -Тюмень, ТОГИПРО, 1998. 202 с.
  47. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 368 с.
  48. Е. Учимся общаться: (опыт социально-психологического тренинга) // Высш. образование в России. 1999. № 3. С. 43−47.
  49. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1974. 112 с.
  50. Н.Д. Особенности конструирования и реализации индивидуальной (авторской) педагогической технологии: Дисс. канд. пед. наук: Спец. 13.00.01. общая педагогика / Тюменский государственный университет — Тюмень, 2000. 180 с.
  51. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  52. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  53. В.И. Педагогическое предвидение. -М.: Знание, 1987. 80 с.
  54. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
  55. И.А. Педагогическая психология. Ростов Н/Д: «Деникс», 1997. 480 с.
  56. В., Гурьян Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности. // Высш. образование в России. 1997. № 4. С. 4449.
  57. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 208 с.
  58. Ф.И. Особенности установления психологического контакта с учащимися // Педагогика. 1999. № 2. С. 36−38.
  59. Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвящение, 1987. 375 с.
  60. Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 486 с.
  61. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  62. О.А. Педагогика как любовь. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 133 с.
  63. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общение: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  64. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  65. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения: Педагогические рекомендации. М.: Центр по проблемам общения, 1990. 32 с.
  66. Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. -Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
  67. Г. М., Коджаспиров А.Ю Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Государственный центр «Академия», 2000. 176 с
  68. Я.Л., Ланько Е. А. Диагностика педагогического взаимодействия. Минск. — НИО, 1993. 79 с.
  69. В.В. Подготовка студентов института физической культуры к педагогическому взаимодействию: Автореф. дис. на соиск. учён. степ, канд. пед. наук Малаховка, 1993. 23 с.
  70. И.Г. Культура педагогического общения: Учеб. пособие по спецкурсу. Калининград, 1992. 73 с.
  71. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 1. С.97−126.
  72. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е изд. — М.: Смысл- Академический проект, 1999. 279 с.
  73. Н.Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001. 448 с.
  74. Л.М., Михайлова Е. Л. Человек оркестр: микроструктура общения. М.: ТОО Независим, фирма «Класс», 1993. 160 с.
  75. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Сов. Педагогика. 1982. № 3. С.63−66.
  76. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. 287 с.
  77. Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. Л.: Знания, 1985. 32 с.
  78. В.Н., Казаринова., Н. В. Поголыпа В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. 544 с.
  79. С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  80. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов Н/Д: Феникс, 1999. 608 с.
  81. В.А. Проблемы обучения кодированию интерпретации невербального поведения. т. 18, № 5. С. 85−94.
  82. К.М. Культура педагогического общения. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 102 с.
  83. В.Л. Искусство быть собой: Индивидуал, психотехника. — М.: Знание, 1991. 253 с.
  84. Н.Д. Психология характера. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1969. 424 с.
  85. К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. (ГДР, Народ и здаровье, 1976 г.) Киев: Вища школа «Главное издательство», 1981. 392с.
  86. А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. 365 с.
  87. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 567 с.
  88. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  89. А.А. Основы профессионально педагогического общения: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
  90. Т.И. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов технических вузов и специалистов при подготовке к профессиональному общению: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. 23 с.
  91. М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психология АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. 143 с.
  92. Э. Оптимизация педагогического общения студентов-практикантов: Атореф. Дисс. канд. пед. наук. -М.: 1992. 20 с.
  93. .Т. Педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для вузов и слушателей ин-тов и ф-тов повыш. квалиф. и переподгот. кадров. М.: Юрайт, 1999. 523 с.
  94. А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е, доп. и перераб. -М.: Медицина, 1983. 256 с.
  95. А. Язык тела: Пер. с англ. / Лоуэн А. СПб.: Ростов — на — дону. Дону. Акад. проект: Феникс, 1998. 384 с.
  96. Л.И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Материалы международной конференции «Современные исследования в области спортивной науки». СПб НИИФК, 1994.
  97. А.А. Развитие коммуникативных способностей у сотрудников таможенных органов: методические рекомендации. Челябинск: Урал-ГАФК, 2001. 55 с.
  98. А.А. Индивидуализация процесса развития коммуникативных способностей у сотрудников таможенной службы: Автореф. дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 21с.
  99. И.В. Стилевые особенности педагогического взаимодействия в физкультурном образовании // Образование и наука. 2004. № 4. С. 28−39.
  100. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  101. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986. 256 с.
  102. М. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. Спб: Питер, 2001. 208 с.
  103. Методика психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Л. Марищук, Б. Ф. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. 2-е изд., доп. и испр.- М.: Просвещение, 1990. 256 с.
  104. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогич. подготовки учителя / Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
  105. В.Л. Личностно-ориентированное педагогическое общение. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. 125 с.
  106. В.И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопр. Психологии. 1997. № 6. С. 30 — 38.
  107. Л.Г. Организация самовоспитания педагогического такта студентов в системе высшего физкультурного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук Омск, 2000. 25 с.
  108. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  109. А .Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997. 256 с.
  110. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 экз. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. 688 с.
  111. М.Н. Человеческое общение. М.: Политиздат, 1988. 127 с.
  112. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 448 с.
  113. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под. ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. 301 с.
  114. .Д. Совершенное состояние и проблемы социальной психологии. -М.: Знание, 1973. 63 с.
  115. Педагогика и психология высшей школы. Серия Учебники, учебные пособия. Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 1998. 544 с.
  116. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др., Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 512 с.
  117. Педагогическое сотрудничество или когда нравиться учиться и учить. -М.: Сентябрь, 1999. 128 с.
  118. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа -Пресс, 1999. 512 с.
  119. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико ориетированная монография / Науч. Ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. — М. — Тюмень, 1994. 277 с.
  120. Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М.: Московское городское педагогическое общество, 1998. 222 с.
  121. П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — 112 с.
  122. А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995. 496 с.
  123. JI.A. Компетентность в общение: Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216 с.
  124. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. 168 с.
  125. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. заведений. 2-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 512 с.
  126. Н.А. Формирование готовности учащихся колледжа к педагогическому общению: Автореф. Дисс. Канд. пед. наук. -Челябинск: УралГАФК, 2001. 20 с.
  127. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1980. 112 с.
  128. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практ. пособие. М.: Рос. пед. агенство, 1997. 176с.
  129. М.М., Вульфов Б.З Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. 144 с.
  130. Практикум по спортивной психологии / Под ред. В. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  131. Практические занятия по психологии: Пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волкова. М.: Физкультура и спорт, 1989. 160 с.
  132. Практические занятия по психологии педагогического общения: Учебно-методическое пособие // СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. 42 с.
  133. Практическая психология для преподавателей /Под ред. Тутушкиной М. К. изд. Дом «Филинъ», 1997. 328 с.
  134. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991. 48 с.
  135. А.С. Видеть человека в другом. .М.: Знание, 1992. 56 с.
  136. А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. 49 с.
  137. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. 544с.
  138. Т. Навыки эффективной обратной связи. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 176 с.
  139. А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ): Учеб. пособ. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1994. 83 с.
  140. А.А. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов психол. Ф-тов и психол. Дисципл. Гуманит. Ф-тов вузов. -СПб.: Питер, 1999.416 с.
  141. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1998. 480 с.
  142. К. О становлении личности. М.: Педагогика, 1995. 21 с.
  143. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
  144. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. 488 с.
  145. К. Групповая психотерапия СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. 384 с.
  146. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  147. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998.319 с.
  148. X. Ваше тайное оружие в общении = Korpersrache fur Manager: Мимика, жест, движение: Сокр. пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт». АО «Инфа — М», 1996. 277 с.
  149. И.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995. 144 с.
  150. A.JI. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 336 с.
  151. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994.-№ 5. С.8−10.
  152. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 161 с.
  153. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 304 с.
  154. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Школа Пресс, 1995. 384 с.
  155. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1997. 174 с.
  156. М.И. Психология общения: курс лекций: М.: Институт практической психологии, 1996. 296 с.
  157. М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  158. М.И. Психологический климат и взаимоотношения в коллективе // Физическая культура в школе. 1995. № 5. С. 43−46.
  159. . М.И. Если мы хотим сотрудничать. М.: Издательский центр Академия, 1996. 325 с.
  160. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. 368 с.
  161. М.И. Приёмы интерактивного общения // Специалист. 1992. -№ 3. С. 21−22.
  162. М.И. Учитель физической культуры: личность, общение. М.: А.П.О., 1993. 160 с.
  163. Л.Д. Основы психологии. Ростов Н/Д. Изд-во Феникс, 1996. 736 с.
  164. В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект // Теория и практика физической культуры, 1997. № 7. С.2−5.
  165. В.И. Педагогический такт преподавателя физического воспитания: методические рекомендации. М.: 1970. 27 с.
  166. И.И., Михалёв В. И. и др. Общее физкультурное образование. Учебник т. 1. Школьное физкультурное образование. -Омск: СибГАФК, 1998. 268 с.
  167. И.И. Основы спортивной конфликтологии: Монография. -Омск: СибГАФК, 1997. 314 с.
  168. Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. 2000. № 1.С. 25−27.
  169. Тайна характера: чтение характера по лицу. Харьков: «ФОЛИО», 1996.496с.
  170. М.К. Проблемы личностного и профессионального развития с позиции практической психологии //Вестник БПА. № 2. С.5−7.
  171. Д.В. Проблемы социального взаимодействия. Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Философия и социология. 1998. № 1. с. 88−92.
  172. P.M. Теоретические основы формирования культуры педагогического общения: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -Екатеринбург. БГГГУ, 2001. 39 с.
  173. И.Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997. 256 с.
  174. И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. 242 с.
  175. С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликт / Уч. пособие. -М.: Юристь, 1997. 240 с.
  176. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 208 с.
  177. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: «Академия», 2000. 480 с.
  178. Хрестоматия по педагогической психологии. Учеб. пособие для студентов: сост. и вступ. очерки. А. Красило и А. Новогородцевой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 416 с.
  179. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 256с.
  180. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. 544с.
  181. Л., Зиглер Д. Теория личности (основные положения и применения). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
  182. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.
  183. Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  184. Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. 336 с.
  185. А.И. Формирование профессиональной речи у студентов отделения «Физическая культура» педагогического колледжа: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Омск: СибГАФК, 2001. 24 с.
  186. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  187. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. пособие. -М.: ВЛАДОС, 1999. 517 с.
  188. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. ВЛАДОС, 1995. 544 с.
  189. В.Д. Информационное обеспечение педагогической коммуникации // Образование и наука. 2000. № 3 (5). С.41−48.
  190. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.
  191. Юнг К. Психологические типы: Пер. с нем. / Под ред. В. Зеленского. — СПб.: Ювента, 1995. 720 с.
  192. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Воп. Психологии. 1994. № 2. С.48−51.
  193. В.А. Обучение как процесс управления: Психол. аспекты / ЛГУ им. А. А. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 159 с.
  194. В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной сфере. Под. Ред. Панова П. И., М.: Молодая гвардия, 1998. 176 с.
  195. Leathers D. Successful Nonverbal communication: Principles and Applications. University of Georgia, 1997. 115 p.
  196. Noller P. Nonverbal communication and marital interaction. Oxford, Pergamon Press, 1984. 98p.
  197. Remland M., Jones Т., Brinkman H. Interpersonal Distance, Body Orientation, and Touch: Effects of Culture, Gender, and Age. // The Journal of Social Psychology. 1995. P. 281−297.
  198. Richmond V.P., McCroskey J.C. Nonverbal Behavion in Interpersonal Relations, West Virginia University, 1995. 78 p.
Заполнить форму текущей работой