Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ограничение конституционных прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы и выводы данного диссертационного исследования могут быть также использованы в практической деятельности широким кругом работников государственно-правовой сферы, в том числе сотрудниками органов внутренних дел в практической деятельности, а также в ходе преподавания в юридических вузах системы МВД России курсов «Конституционное право», «Теория государства и права», «Административное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и правовые основы ограничения прав и свобод человека
    • 1. Ограничения прав и свобод человека: понятие, цель и принципы
    • 2. Пределы и средства ограничения прав и свобод человека
    • 3. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека
  • Глава II. Теория и практика ограничения прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов в Российской Федерации
    • 1. Понятие и сущность категорий «особый правовой режим»
    • 2. Правовые ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов

Ограничение конституционных прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Признание прав, свобод человека и гражданина и их гарантий в качестве приоритетных стало важным условием для создания основ развития демократии, четкого определения правового статуса личности в Российской Федерации.

Вопрос о правовом и не правовом ограничении прав и свобод человека со стороны государства всегда был и остается одним из самых актуальных в политико-правовом отношении на протяжении истории всей человеческой цивилизации. На рубеже ХХ-ХХ1 веков эта проблема приобрела особое звучание в контексте идеи и практики правовой государственности и нарушения прав и свобод человека со стороны государства, не только в нашей стране, но и в развитых странах западной Европы и Америки.

В любом демократическом государстве права, свободы и обязанности человека, составляют важнейший социальный и политико-правовой институт, объективно выступающий мерилом достижений общества, показателем его зрелости и цивилизованности.

Провозглашенная Конституцией Российской Федерации 1993' г. цельпризнание высшей ценностью человека, его достоинства, основных прав и свобод предполагает формирование новых взглядов на взаимоотношения личности, общества и государства, непосредственно определяет, что это положение составляет смысл деятельности государства, а также правовые ограничения прав и свобод человека, в том числе, в условиях введения на территории Российской Федерации особых правовых режимов.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, в то же время, не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.

1 Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета 1993. N 237.

На протяжении истории современной цивилизации представители научной мысли искали оптимальные формы соотношения интересов человека и государства, как выразителя общего интереса, что привело к различным результатам.

В эпоху европейского Просвещения сложилась идеалистическая концепция примата интереса личности над интересом общества в целом, которая была скорректирована проблемами развития общества, негативными общественными явлениями. Это привело к уменьшению роли индивидуалистической концепции и усилению концепции социализации личности, следовательно, права человека рассматриваются как высшее благо, но приоритет отдается общечеловеческим ценностям и интересам всего общества.

Закрепляя права и свободы человека, государство соотносит интересы каждого с общими и устанавливает границы деятельности людей, то есть «заменяет» естественную независимость, юридически закрепленной свободой в определенных границах.

Сложности процесса развития общества рождает ситуации, требующие от государства вмешательства в сферу автономии личности в ущерб гарантированному Основным законом и международным правом комплексу прав и свобод, что приводит к ограничению прав и свобод человека, как одному из способов регулирования степени свободы личности, ее прерогатив. Отсюда вытекает требование к государственной деятельности при применении государством ограничительных мер — нормативная регламентация на уровне закона оснований, порядка и пределов ограничений. Подобная практика рождает многие проблемы, которые в разное время решались по-разному, в зависимости от сущности политического режима и уровня политической и правовой зрелости общества.

Проблема обеспечения общественного интереса и правового ограничения прав и свобод человека в настоящее время приобретает особое значение, так как общественно опасные проявления в общественной жизни России и иных государств мира расставляют новые приоритеты государственной политики, связанные с деятельностью государства в особых условиях в целях обеспечения безопасности человека и общества, что неизбежно связано с ограничениями прав и свобод человека. В данном контексте не представляется важным и необходимым деление ограничения прав и свобод гражданина и ограничения прав и свобод человека, так как гражданин это человек. Поэтому, одна из важнейших задач современной юридической науки, законодательной и правоприменительной деятельности, в контексте признания Конституцией РФ прав и свобод человека высшей ценность и положением о их пределах, может быть сформулирована следующем образом: кто, как и в каких пределах устанавливает границы свободы личности, где обоснованное и правомерное, а где неправомерное ограничение прав и свобод человека?

Конституция Российской Федерации в ч. З ст. 55 вводит институт ограничения прав и свобод человека при наличии определенных, предусмотренных Конституцией РФ оснований, которые не вызывают ' сомнений, так как отражают интересы большинства, то есть, в данном случае, интерес общий ставится выше интереса частного. Ограничения прав и свобод человека государством осуществляется в целях поддержания правопорядкаобеспечения личной безопасностиобеспечения внутренней и внешней безопасности общества и государствасоздания благоприятных условий для экономической деятельности и охраны собственностиучета минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, то есть права ограничиваются в целях предотвращения противоправных посягательств на права и свободы граждан и случаях иных, в том числе техногенных и природных угроз.

Законодательство России и иных стран мира предусматривает правомерность ограничения прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов, практика, применения которых свидетельствует о том, что эти режимы рассматриваются в качестве правовых институтов, регламентирующих особый порядок осуществления государственной власти в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства невозможно. При этом введение особых правовых режимов неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, приобретающими жесткий характер, но ограничения прав человека всегда носят кратковременный характер и их необходимость связана с реальными обстоятельствами.

Положения Конституции России, касающиеся вопросов закрепления, правовых гарантий и ограничения прав и свобод соответствуют международным стандартам в гуманитарной сфере. Проанализировав международные акты, автор считает, что в международном праве существуют не только стандарты прав и свобод человека, но и стандарты ограничения прав и свобод, что подробно будет рассмотрено в третьем параграфе главы первой.

Познание правовых основ и пределов ограничения прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов важно как для правовой государственности, так и развития юридической науки, так как это в самом общем плане оказывает значительное влияние на правотворческую и правоприменительную практику, что в значительной степени влияет на уровень правовой защищенности человека в Российской Федерации. Ведь любая неясность в этой важной сфере может привести к негативным для общества и каждого конкретного человека последствиям.

Степень разработанности темы. Проблема ограничения основных прав является объектом исследования не только правоведения, но и многих иных наук. Отдельные правовые аспекты указанной проблематики были исследованы еще дореволюционным отечественным учеными (H.H. Алексеев, Д. Д. Гримм, В. Н, Дурденевский, Б. А. Кистяковский, М. М. Ковалевский, П. И. Новгородцев, A.A. Рождественский, E.H. Трубецкой, Б. Н. Чичерин и др.).

В работах советских и российских исследователей-юристов С. С. Алексеева, Н. В. Витрука, В. Е. Гулиева, Д. А. Керимова, В. А. Кучинского, Е. А. Лукашевой, Г. В. Мальцева, Н. И. Матузова, М. Ф. Орзиха, В. А. Патюлина, В. А. Ржевского, Ф. М. Рудинского, И. Е. Фарбера, В. М. Чхиквадзе и др. ограничение основных прав иногда освещалось путем простого упоминания необходимости пределов свободы и уважения прав иных членов общества. Анализ же критериев их допустимости сводился лишь к концепции законности и выработке предъявляемых к закону формальных требований.

Существуют работы по теории конституционного права, затрагивающие эти проблемы, но отдельных монографический исследований теоретических проблем ограничения прав и свобод человека нет. В опубликованных книгах, учебниках, учебных пособиях и защищенных диссертациях в рамках теории государства и права основное внимание уделяется общеправовым и международным аспектам прав и свобод человека и гражданина, конституционным основам допустимости ограничений, а также правовому статусу личности в современном государстве, включая его ограничение.

С принятием Конституции РФ 1993 г. и учреждением Конституционного Суда РФ проблема правового ограничения основных прав превратилась из сугубо теоретического вопроса в одно из важнейших направлений практики российского конституционализма. Она получила развитие в конституционно-правовой науке, толкованиях Конституционного Суда РФ, законодательных актах, правоприменительной деятельности судов.

Значимость этой проблемы была подчеркнута на проведенном журналом «Государство и право» в 1997 году круглом столе: «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод по российскому законодательству и международному праву», также иных научно — теоретических и научнопрактических конференциях и семинарах.

Новизна диссертационного исследования. Необходимость ограничений прав и свобод человека в литературе указывается практически всеми исследователями прошлого и настоящего. В современной зарубежной и отечественной науке по проблематике прав и свобод человека тема их правового ограничения, получила определенное отражение в исследованиях многих представителей общеправовой теории и науки конституционного и административного права.

В то же время трудно назвать какую-либо теоретическую разработку, в которой глубоко и целенаправленно анализировались само понятие, природа ограничения прав и свобод человека, классификация видов такого ограничения, его необходимость, основания, формы, средства, предельность, механизмы осуществления, условия допустимости, правомерности и т. д. в условиях особых правовых режимов в современной России, что особенно важно после принятия весной 2006 года федерального закона № 35-Ф3 от 26 февраля 2006 года «О противодействии терроризму"1, что вызвало небывалый интерес и критику в научной и политической сфере еще в период его рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации.

В работах указанных и иных авторов речь идет преимущественно о понятии и природе прав и свобод человека, их генезисе, классификации, механизмах их обеспечения и защиты.

Между тем, в работе представителей зарубежной и русской классической философии и' социологии права (Г. Еллинек, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, E.H. Трубецкой, Б. Н. Чичерин и др.) заложен значительный потенциал теоретического осмысления того, что представляет собой ограничение права и свободы человека и каковы его основные элементы и характеристики.

Теоретическая непроработанность проблематики ограничения прав и свобод человека создает определенные трудности в понимании особенностей различных аспектов взаимодействия государства, общества и личности, не способствует повышению качества и эффективности законотворческой и правоприменительной деятельности государственных институтов и органов местного самоуправления различных уровней.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования основных прав и свобод человека и гражданина и их правовых ограничений в условия особых правовых режимов в Российской.

1 Российская газета. 10 марта 2006.

Федерации. Предметом исследования являются нормативно-правовые основы и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов в Российской Федерации.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является комплексный анализ правовых основ и пределов ограничения прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов, которые являются важным элементом правовых систем практически всех государств мира.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи: определение понятия «правомерного ограничение прав и свобод человека" — выявление целей и принципов ограничения. прав и свобод человекаопределение пределов и средств ограничения прав и свобод человекаанализ международно-правовых стандартов и российского законодательства в области ограничения прав и свобод человекасоответствие российского законодательства международным стандартам ограничений прав и свобод человекареализация’правовых ограничения прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов в Российской Федерации.

Теоретические основы исследования. Теоретические основы исследования составляют, прежде всего, взгляды отечественных ученых-специалистов в области общей теории права, теории прав человека (С.С. Алексеев, М. И. Байтин, В. И. Гойман, H.A. Варламова, В. М. Ведяхин, Н. В. Витрук, Д. А. Керимов, В. А. Кикоть, А. И. Козулин, А. И. Ковлер, С. А. Комаров, В. А. Кучинский, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева, Н. И. Матузов, Л. А. Морозова, М. Н. Малеина A.B. Малько, Л. С. Мамут, Н. И. Матузов, A.B. Мицкевич, A.C. Мордовец, B.C. Нерсесянц, В. А. Патюлин, A.C. Пиголкин, C.B. Поленина, Ф. М. Рудинский, И. Н. Сенякин, В. Н. Синюков, Ю. А. Тихомиров, К. Б. Толкачев, Ю. В. Тихонравов, А. К. Черненко, Л. Д. Чулюкин, Л. С Явич, Н. Г. Янгол и др.).

Различные аспекты проблемы диссертационного исследования нашли свое отражение в работах отечественных ученых в области конституционного права: С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, A.A. Белкина, Н. С. Бондаря, A.A. Белкина,.

O.B. Виноградова, Л. Д. Воеводина, Ю. П. Еременко, В. Т. Кабышева, JI.M. Карапетяна, В. Т. Кабышева, Ю. В. Кудрявцева, O.E. Кутафина, Е. А. Лукашевой, В. О. Лучина, В. О. Лучина, В. В. Маклакова, Т. М. Пряхина, В. И. Радченко, В. А. Ржевского, Ф. М. Рудинского, О. Г. Румянцева, Б. Н. Страшуна, И. М. Степанова, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова, И. Е. Фарбера, Т. Я. Хабриевой, В. А. Четвернина, В. Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева, Ю. А. Юдина и др.

Отдельные аспекты проблемы диссертационного исследования нашли свое отражение в работах отечественных ученых в области административного права: Ю. А. Тихомирова, В. В. Соловьева, В. Б. Рушайло, C.B. Пчелинцева, Н. И. Матузова, А. В. Малько, В. В. Лозбинева, И. В. Гончарова, Д. Н. Бахраха и др.

Особое значение имеют юридические конструкции и выводы представителей науки конституционного права России (С.А. Авакьян, A.C. Автономов, М. В. Баглай, H.A. Богданова, Н. С. Бондарь, Г. А. Гаджиев, Н. В. Витрук, Ю. А. Дмитриев, М. И. Клеандров, И.А. В. В. Невинский, Б. А. Страшун, Б. Н. Топорнин, В. А. Туманов, Г. Н. Чеботарев, В. Е. Чиркин, Б. С. Эбзеев и др.).

Проблемы ограничения основных прав в целом и отдельных основных прав, а также некоторые конституционные критерии ' допустимости этих ограничений нашли осмысление в исследованиях A.A. Белкина, О. В. Брежнева, Л. Д. Воеводина, С. М. Воробьева, Д. И. Дедова, В. П. Камышанского, Г. Н. Комковой, Н. М. Колосовой, А. Л. Кононова, Ю. И. Лейбо, A.A. Подмарева, И. М. Приходько, В. А. Четвернина, Ю. М. Шмидта, И. Д. Ягофаровой и др.

Международно-правовые аспекты этой проблемы затронуты в работах A.M. Барнашова, И. П. Блищенко, С. А. Горшкова, Г. М. Даниленко, Г. В. Игнатенко, В. А. Карташкина, И. И. Лукашука, С. Ю. Марочкина, А. Н. Талалаева, О. И. Тиунова, В. А. Толстика, М. Л. Энтина и др.

В диссертации будут использоваться труды зарубежных ученых-конституционалистов Р. Бернхардта, Б. Визера, АА. Шайо и др. Особое внимание обращается на германскую доктрину основных прав (А. Т. Маунц, П. К. Хессе и др.), в которой проблема ограничения основных прав и критериев их допустимости проанализирована наиболее обстоятельно.

В диссертации использованы работы отечественных ученых-правоведов конца XIX — начала XX веков: В. М. Гессена, И. А. Ильина, Н. М. Коркунова, E.H. Трубецкова, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и др., а также труды великих мыслителей прошлого: Т. Гоббса, В. Гумбольта, И. Канта, Дж. Локка, Ш.-JI. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.

Методологическая и эмпирическая основы исследования. В процессе исследования поставленных' проблем применялись общенаучные (диалектический, системный) и частнонаучные (формально-юридический, исторический, социологический) методы познания. Особое место занимает метод сравнительного правоведения, позволяющий более глубоко проанализировать поставленные в диссертации вопросы.

В качестве нормативной базы диссертационного исследования использовались Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законодательство субъектов РФ. Основополагающую роль в анализе избранной проблематики сыграли решения Конституционного Суда РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сформулированное автором определение: «Правовое ограничение прав и свобод человека — обусловленное факторами политико-правового свойства, преследующее определенные Основным законом цели, осуществляемое правовыми средствами и способами, количественное и (или) качественное умаление субъектами власти прав и свобод человека в интересах общества или его части только на основании закона».

2. Цели сформулированы в ч. З ст. 55 Конституции РФ изначально подчинены смыслу статьи ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей высшую ценность прав и свобод человека. Конституционные основы, определяющие сущностные черты ограничений прав и свобод, позволяют защитить определенные социальные ценности, гарантируют сохранение в неприкосновенности некоторых прав и свобод в соответствии содержанием нормы-принципа зафиксированного в ст. 2 Конституции РФ.

3.

Введение

особого правового режима является оперативным способом стабилизации общественно-политической обстановки. Однако сопутствующие правовые ограничения не носят произвольного характераони четко регламентированы Конституциями и законами. Допускается ограничение только тех прав и свобод, реализация которых может помешать восстановлению правопорядка и эти ограничения носят временный характер.

4. Ограничение права и свобод человека должны быть санкционированы на трех уровнях: Конституция РФ, Федеральный (конституционный) закон, Указ Президента РФ.

5. На основании анализа норм международного права и зарубежного законодательства сделан вывод о том, что необходимо включить в Законы нормы, которые предусматривали бы на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, конкретные ограничения прав и свобод с указанием их пределов.

6. Необходимо внесение изменений в некоторые положения федерального закона, в частности, в п.п. 4 п. 3 ст.11, п. 1 ст. 11 и п. 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии терроризму» в целях его соответствия международным стандартам в сфере ограничения прав человека и положениям Конституции Российской Федерации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования. Результаты настоящего исследования основываются на объективном анализе отечественного и зарубежного опыта, законодательства и правоприменительной практики, международно-правовых актах, опубликованных материалах, относящихся к данному вопросу.

Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических положений и выводов, сделанных в диссертации, в дальнейшей научной разработке проблем конституционно-правовых оснований ограничений прав и свобод в условиях особых правовых режимов.

Ряд предложений и рекомендаций, содержащихся в диссертации, направлен на совершенствование действующего законодательства, ставит своей целью приведение российских правовых актов в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Материалы и выводы данного диссертационного исследования могут быть также использованы в практической деятельности широким кругом работников государственно-правовой сферы, в том числе сотрудниками органов внутренних дел в практической деятельности, а также в ходе преподавания в юридических вузах системы МВД России курсов «Конституционное право», «Теория государства и права», «Административное право», «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел», «Административная деятельность органов внутренних дел», а также разработке спецкурсов и учебно-методических пособий и при проведении других научно-практических исследований в данной области.

Апробация результатов исследования. Результаты подготовки диссертационного исследования и научные выводы по теме исследования нашли свое выражение на проходивших научно-практических и научно-теоретических конференциях в виде выступлений и опубликованных автором работах.

Материалы диссертационного исследования используются автором в процессе преподавания курсов «Конституционное право», «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел» в Новгородском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России.

Структура и объем диссертации

определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании диссертации литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема соотношения прав и свобод человека с правами и свободами других лиц, интересами общества, государства имеет существенное значение и в своей основе является особенно важной для конституционного права в силу его практического приложения. Речь идет об определенном противопоставлении приоритетов: с одной стороны, независимая личность, реализующая свои права и свободыс другой — сфера интересов других лиц и государства.

При таком разграничении ориентиром служит не образ изолированного индивида, а образ человека, находящегося в сообществе людей. Границы основных прав, поэтому неизбежны и являются не самоцелью, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить стабильное и гармоничное развитие общества.

Историческое развитие ограничений основных прав и свобод человека и гражданина в России и в зарубежных странах имеет как сходства, так и определенные различия. Последние обусловлены спецификой правовых систем, истории, политического строя и территориального устройства каждого государства. Сходство в развитии ограничений основных прав и свобод обусловлено тем, что они имеют такое же естественное происхождение, как сами права и свободы, поскольку история прав человека — это вместе с тем и история формирования и эволюции представлений об ограничениях этих прав.

Права и свободы человека и гражданина — это особый правовой феномен. Их особенность проявляет себя, прежде всего, в самой значимости этих прав и свобод в жизни общества и государства. Права и свободы человека и гражданина составляют фундамент правовой системы общества, придают самому государству качество правового. Особенно важным аспектом в понимании феномена прав и свобод человека и гражданина выступает правовая природа их взаимодействия с демократическим государством, с государственной властью.

В настоящей работе с системных позиций раскрывается содержание понятия, оснований, целей, средств и принципов правового ограничения прав и свобод человекавыявляются международные стандарты в сфере ограничения прав и свобод человека и проверяются на соответствие с установленными российским конституционным законодательствомуточняется сущность категории «особый правовой режим" — затрагиваются вопросы специфики ограничения в сфере публичного права, а также ограничение прав и свобод в Российской Федерации в условиях особых правовых режимов.

Тема ограничения прав и свобод человека и гражданина не исчерпывается кругом рассмотренных в диссертации проблем. Исследование поднятых проблем будет, конечно, продолжено и развито автором в будущем в свете новых представлений о права и свободах человека и гражданина и их ограничениях.

Как подтверждает проведенное исследование, в теории права есть и другая, связанная с названной проблема — неопределенность категории «ограничения прав» в рамка российского законодательства и международного права. В свете современной теории права интересным представляется анализ ограничений различных видов правового статуса личности.

Выше отмечалось, в настоящем исследовании до конца, в полной мере не рассмотрены все аспекты ограничения основных прав и свобод человека. И в этом отношении еще предстоят дополнительные исследования.

Проведенное диссертационное исследование проблем ограничения прав и свобод человека и гражданина показало, что даже прямое действие Конституции Российской Федерации, международных актов вовсе не означает автоматической реализации их норм о правах человека и гражданина, включая и ограничения последнихв данной сфере выявлены многочисленные «узкие места» и нарушения. Поэтому здесь нужны сегодня новые научные разработки, конкретные процедуры, инструменты, содействие, направленные на устранение данных недостатков. Не права и свободы ради прав и свобод, не их ограничения ради ограничений, а права и свободы ради свободного развития личности.

На этом фоне, по нашему мнению, встает также наряду с проблемой «разумных» ограничений прав и свобод человека и гражданина и проблема юридической обязанности самой личности в современном обществе.

По результатам рассмотрения можно сделать следующие основные выводы:

— основополагающая идея Конституции РФ 1993 г. — обеспечение свободы личности, которая достигается через закрепление широкого перечня прав и свобод человека и гражданина реализуется в том числе через ограничение;

— закрепляя права и свободы человека и гражданина Конституция РФ, не абсолютизирует их, так как абсолютной свободы не существует, и свобода отдельной личности должна быть сбалансирована со свободой других людей, что допускает возможность их ограничения, устанавливая основы ограничения всех прав и свобод;

— обладая обобщенностью предписаний, Конституция связывает реализацию, своих положений, в том числе и об ограничениях прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь с федеральными законами в которых конкретизируются ее положения об ограничениях прав и свобод;

— необходимым является учет международных стандартов в этой области, но с учетом национальны особенностей политики, правовой культуры и традиций, законодательство не должно выходить за пределы международных стандартов ограничений;

— определено, что в законах, посвященных особым государственно-правовым режимам, невозможно устанавливать лишь потенциальную возможность ограничений, необходима более тщательная их проработка;

— необходимости обеспечить баланс интересов государства и личности в условиях особых правовых режимов;

— в рамках исследований понятия и содержания принципа соразмерности ограничений прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов существенное значение имеет изучение зарубежного опыта;

— необходимо проведение исследований в рамках формирования единого подхода к ограничениям прав и свобод;

— необходимо четко структура ограничения прав и свобод человека по вопросам основания, предела и критерия их ограничения.

Также необходимо отметить, что сформулированное автором определение соответствует международным стандартам в области прав человека и их правовому ограничению: «Правовое ограничение прав и свобод человека — обусловленное объективными факторами политико-правового свойства, преследующее определенные цели, осуществляемое как правовыми средствами и способами, умаление субъектами власти прав и свобод человека в интересах общества или его части только на основании закона».

Цели сформулированы в ч. З ст. 55 Конституции РФ изначально подчинены смыслу статьи ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей высшую ценность прав и свобод человека. Конституционные основы, определяющие сущностные черты ограничений прав и свобод, позволяют защитить определенные социальные ценности, гарантируют сохранение в неприкосновенности некоторых прав и свобод в соответствии содержанием нормы-принципа зафиксированного в ст. 2 Конституции РФ.

Введение

особого правового режима является оперативным способом стабилизации общественно-политической обстановки. Однако ограничения не носят произвольного характераони четко регламентированы конституциями и законами. Допускается ограничение только тех прав и свобод, реализация которых может помешать восстановлению правопорядка и эти ограничения носят временный характер.

На основании анализа норм международного права и зарубежного законодательства сделан вывод о том, что необходимо включить в законы Российской Федерации нормы, которые предусматривали бы на территории, где введено военное положение, конкретные ограничения прав и свобод с указанием их пределов.

Переходя к проблеме регулирования режима контртеррористической операции необходимо отметить, что п. 1 ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму»: «В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения» следует изложить более конкретно, например: «В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на срок не более 48 (72) часов, при необходимости продление срока допускается путем введения режима чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом».

Подпункт 4 пункта 3 статьи 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» изложить в следующей редакции: «ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов осуществлять в порядке, установленном.

Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144 (по состоянию на 02. 12. 2005 года) «Об оперативно-розыскной деятельности"1.

В пункте 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии терроризму» изменить компетенцию руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, предоставив право сообщения Президенту РФ о необходимости проведения контртеррористической операции, а право на введение правового режима оставить за Президентом РФ, по аналогии с порядком введения чрезвычайного и военного положения.

Таким образом, проведенное исследование конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации призвано способствовать уяснению и конкретизации концепции свободы личности в демократическом правовом государстве, а также выявлению направлений совершенствования российского законодательства.

В области реализации оснований ограничений прав и свобод человека и гражданина свойственна многоуровневая иерархическая система законодательства строящихся на основе субординации нормативных актов. Необходимость такого регулирования заключается в уточняющем характере, предварительно детально разработанных на законодательном уровне, отдельных положений, призванных регламентировать порядок реализации законов.

Однако, поскольку в соответствии с Конституцией РФ регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71) и осуществляется посредством принятия федеральных конституционных и федеральных законов (ч. 1 ст. 76) во всех случаях, речь должна идти об обязательном двойном санкционировании: конституционном и федерально-законодательном, а ограничение на тройном: Конституция, Закон, Указ.

Необходимость двойного санкционирования заключается в том, что Конституция связывает реализацию конституционно-защищаемых целей, об.

1 СЗРФ. 1995. N33. Ст. 3349. ладающих декларативным содержанием, приближающихся к теоретической модели, приобретающих общие надотраслевые черты, с действием отраслевых законов, которые непосредственно развивают, конкретизируют основополагающие конституционные положения, уточняют их значение и содержание.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета от 25 декабря 1993.
  2. Устав Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций. Сборник документов. М., 1981.
  3. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.). Сборник документов. М., 1981.
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998.
  5. Устав Совета Европы // Собрание законодательства РФ. 1996. № 12. Ст. 1390.
  6. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.). // СЗ РФ 1998. N 36. Ст. 4465.
  7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) (в редакции Протокола N 11)//СЗРФ. 2001. N2. Ст. 163.
  8. Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) // Действующее международное право т. 1.
  9. Итоговый документ Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15 января 1989 г.). Текст официально опубликован не был.
  10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» от 14.12.1974 г./ Международное публичное право. Т.2. М., 1996.
  11. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  12. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.
  13. Федеральный закон № 35-Ф3 от 26 февраля 2006 года «О противодействии терроризму» // Российская газета. 10 марта 2006.
  14. Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995 г. (по состоянию на 22 августа 2004) // СЗ РФ 1995. N 14. Ст.1212
  15. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (по состоянию на 31 декабря 2005) // СЗ РФ. N 14. Ст. 1650.
  16. Федеральный закон от 4 ноября 1995 г. N 163-Ф3 «О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека». // СЗ РФ 1999. N 13. Ст. 1489.
  17. Федеральный закон РФ от 30.03.1998. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
  18. Федеральный закон РФ от 30.03.1998. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
  19. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446−1 «О безопасности» (по состоянию на 7 марта 2005) // Российская газета. 1992. N 103.
  20. Указ Президента РФ от 2.08.1999 «Об утверждении Положение «О Совете Безопасности РФ» // Российская газета. № 152.
  21. Постановление Конституционного Суда РФ N 11-П от 27.06.2000 г. «По делу о проверке конституционности положений ч.1 ст. 47 и ч.2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина Маслова». // СЗ РФ. № 27. Ст. 2882.
  22. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1999 г. по делу о проверке конституционности положений частей 1 и 2 ст. 295 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина М. А. Клюева //Российская газета. № 16.
  23. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21.06.1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Российская газета. № 233.
  24. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 и п. З ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 5.
  25. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 и п. З ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 5.
  26. Постановление Конституционного Суда РФ от 2.07.1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 УПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан // Российская газета. № 131.
  27. Постановление Конституционного Суда РФ от 2.07.1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 УПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан // Российская газета. № 131.
  28. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 г. по делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Смирнова //СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 54.
  29. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.10.1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 6 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина О. В. Сушкова // СЗ РФ. 1996. № 45. Ст.5203
  30. Постановление Конституционного Суда РФ от 3.05.1995 г. по делу о проверке конституционности статей 220−1 и 220−2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна // Российская газета. № 91.
  31. Постановление Конституционного Суда РФ от 3.05.1995 г. по делу о проверке конституционности статей 220−1 и 220−2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна //Российская газета. № 91.-
  32. Постановление Конституционного Суда РФ от 3.05.1995 г. по делу о проверке конституционности статей 220−1 и 220−2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна // Российская газета. № 91.
  33. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 07.1998 г. по делу о проверке конституционности ч.5 ст. 325 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. В. Шаглия // Российская газета. № 132.
  34. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Российская газета. 1995. № 298.
  35. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Российская газета, от 28 декабря 1995.
  36. H.H. Основы философии права. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 256с.
  37. С. С. Права человека как институт естественного и позитивного права // Права человека: История, теория и практика: Учеб. пос. / Отв. ред. Б. Л. Назаров. М.: Изд-во, 1995. 325с.
  38. С.С. Философия права. М.: Изд-во Норма, 1999. 329с.
  39. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Изд-во НОРМА-ИНФА, 2001. 608с.
  40. С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М.: Изд-во СТАТУТ, 1999. 709с.
  41. С.С. Теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во БЕК, 1995. -320с.
  42. С.С. Философия права. М.: Изд-во НОРМА, 1999. 329с.
  43. Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М.: Изд-во Права человека, 1996. 426с.
  44. У. Бредли Доклад «Право на свободу и безопасность личности согласно Европейской конвенции по правам человека» / Права человека впосткоммунистическом мире. Конференция // Бюллетень по правам человека. 1998. Вып. 8. С. 156−166.
  45. В.К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. -Нижний Новгород, 1997. 203с.
  46. С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры: государственно-правовые проблемы. М.: Изд-во, 2001. 324с.
  47. С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во, 1997. -432с.
  48. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательство Норма (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2001.-800с.
  49. М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. 1999. № 1. С. 98−107.
  50. И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. № 5. С. 21−30.
  51. С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях//Правоведение. 1991. № 2. С. 41−51.
  52. C.B. Всеобщая декларация прав 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового статуса личности. // Правоведение. № 4. 1998. С. 3−11.
  53. Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.
  54. Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2001. 640с.
  55. Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь: Изд-во, 1962. 132с.
  56. .Т. Судебно-правовая защита прав и свобод граждан в отношениях с государственными органами и должностными лицами. М.: Изд-во «ЮрЛитИнфоР», 1997 128с.
  57. Бекназар-Юзбашев Т. Б. Права человека и международное право. М.: Изд-во Норма, 1996.-327с.
  58. Г. Дж. Кризис западной традиции права. // Вестник международного университета, серия «Право». М., 2000.№ 4. С. 70−80.
  59. П. Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Изд-во Юристъ, 1999.-416с.
  60. Большая российская юридическая энциклопедия. / Отв. ред. А. Я. Сухарев. М.: Изд-во Инфра-М, 2000. 893с.
  61. Большой юридический словарь. / Под ред. А. Я. Сухарева и др. М.: Норма-Инфа, 1997.-790с.
  62. А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М.: Изд-во Рос. право, 1992. 320с.
  63. В. И. Римская И. Н. Этика права. М.: Изд-во Юрайт, 2000. 336с.
  64. А.П., Миронов A.B. Права человека, социальная справедливость и равенство // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 127−133.
  65. В.Н. Институт государственно правовой охраны конституционных прав и свобод граждан. // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 80−91.
  66. А. В. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. 3-е изд. М.: Изд-во Юриспруденция, 2000. 528с.
  67. П. Г. Государственный строй Англии // Политический строй современных государств. Сб. статей. Т. I. СПб., 1905.
  68. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Изд-во Наука, 1979. 289с.
  69. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во МГУ-НОРМА. 1997.-304с.
  70. Военное право: состояние и перспективы развития: «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1994. N 3−10.
  71. В.М. Европейская конвенция о защите прав человека и российский уголовный процесс. С.П., 1998. 148с.
  72. Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2005. N 2. С. 93−100.
  73. H.H. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. № 8. 1998. С. 43−44.
  74. Ф.С. Вопросы чайного положения (на примере ФРГ) // Московский журнал международного права. 1998. № 4. С. 14−19.
  75. , К. К., Стремоухов, А. В. Абсолютные права человека и ограничения прав // Правоведение. 2004. № 1 (252). С. 164−173
  76. Г. В, Ф. Философия права. / Пер. с нем. Столпнера Б. Г.,' Левиной М. И. М.: Изд-во Мысль, 1990. -524с.
  77. Гегель Г. В. Ф. Философия права: история и современность. М.: Изд-во Наука, 1990.- 180с.
  78. В.М. Исключительное положение. СПб., 1908.
  79. С.И. Права человека в России: Учебное пособие. М.: Изд-во Юристъ, 2005.-278с.
  80. П.П. Конституционные права и свободы граждан России: современные проблемы социально-правовой защиты. Монография / Под. общ. Ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.-234с.
  81. П. А. Избр. Произведения в 2-х Т. Под общ. ред. Х. Н. Момджяна. М.: Соцэкгиз, 1963. 563с.
  82. Д. Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека. Страсбург, 1994.
  83. И.В. Законодательство о чрезвычайном положении: проблемы действия и пути совершенствования // Юрист. 1998. № 3. С.3−9.
  84. Государственное право Германии: В 2-х т. Т. 2. М., 1994.
  85. А. В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения // Государство и право. 1994. № 6. С. 31−37.
  86. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.
  87. Э.И. А. Свобода личности в праве. Исследование по вопросу об обязанностях личности перед обществом и ограничениях прав и свобод человека по статье 29 Всеобщей декларации прав человека. ООН. Нью-Йорк, 1993.
  88. В.Н. Декларация прав и реальность: к 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М.: Изд-во Международные отношения, 1989. -208с.
  89. М., Кэй Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии). Пер. с англ. М.: Изд-во «Права человека», 1997.-640с.
  90. Законность в Российской Федерации. М.: Изд-во Спарк, 1998. 215с.
  91. Защита прав человека в современном мире / Отв. ред. И. А. Ледях. М.: Изд-во ИГПАН, 1993.
  92. А. В. Конституционное право России. / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2005. 480с.
  93. А. В. Конституционное право России: Учеб. пос. М.: ИМЦ ГУК МВД, 2002.-173с.
  94. И.В. Механизм реализации Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» // Государство и право. 1997. № 1. С.45−51.
  95. Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир: материалы международной научно-практической конференции. Сборник. Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. 356с.
  96. В. Б. Правомерное и неправомерное ограничения права на доступ к информации // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Ч. 1. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. юрид. ин-тМВД РФ, 1998.
  97. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М.: Наука, 1983. 324с.
  98. История, теория и практика прав человека / Под ред. Т. Н. Нуркаевой. Уфа: «Восточный университет», 1998. — 90с.
  99. В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений /Личность и власть (конституционные вопросы): Межвузовский сборник научных работ. Ростов-на-Дону. Саратов, 1995.
  100. В.А. Права человека и международная безопасность // Юрист-международник. 2003. N 1.
  101. В.А. Россия и Всеобщая декларация прав человека // Московский журнал международного права. 1998. № 2.
  102. Д.А. Категория цели в советском праве // Правоведение. 1964. № 3.
  103. С. А. Малько А. В. Теория государства и права. Краткий учебник для ВУЗов. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Норма, 2001. 448с.
  104. С. А. Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во ЮРАЙТ, 1998. 416с.
  105. Г. Н. Конституционные принципы правового статуса личности в Российской Федерации // Институт прав человека в России. Саратов. 1998.
  106. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М. Изд-во Норма, 1996. 536с.
  107. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. ред. Л. А. Окуньков. М. Изд-во Норма, 1996. 479с.
  108. Комментарий к Конституции РФ. Вопросы и ответы. / Под общ. ред. Червонюка В. И. М.: Изд-во ЭКМОС, 2001. 288с.
  109. А.Л. Защита прав и свобод человека и гражданина / Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. М.: Изд-во, 1997. 581с.
  110. Конституции зарубежных государств / Сост. В. В. Малков. М.: Изд-во БЕК, 2000. 592 с.
  111. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и М. Л. Энтина. 2-е изд. М.: Изд-во Норма, 2005.-731с.
  112. Конституционное право: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1999.-592с.
  113. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий Отв. ред. В. А. Четвернин. М.: Изд-во Тасис, 1997. 702с.
  114. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. / Отв. ред. В. А. Четвернин. М.: Изд-во Гардарика, 1997.
  115. РФ. Научно-практический комментарий под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Изд-во Юристъ, 1997. 716с.
  116. Н. М. Русское государственное право. Т. 1: Введение и общая часть. 3-е изд., перераб. СПб., 1899.
  117. А.П., Соковых Ю. Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования // Государство и право. 1997. № 10.
  118. В.И. Дискриминация и дифференцированный подход к обладателям конституционных прав и свобод. // Государство и право. 2005. N 12.
  119. В.В. Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания. // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 103−115.
  120. . В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина. // Законодательство и экономика. 2005 .Ы 1.
  121. Ларин А. М Презумпция невиновности. М.: Изд-во Наука, 1982. 151с.
  122. В.А. Ограничения политических прав и свобод граждан в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. N2.
  123. И. А. Защита прав и свобод человека и гражданина функция российской системы конституционного контроля // Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 1996. — 716с.
  124. И. А. Проблема прав человека в современной идеологической борьбе. // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1988. 546с.
  125. Ю.И., Толспопятенко Г. П., Экштайн К. А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. Экштайна К. А. М.: «Издательство ЭКОМ», 2000. 448с.
  126. Лимбургские принципы применения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. // Вестник МГУ. Серия «Право». 1996. № 2. С. 76−92.
  127. В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика) М., 2001.
  128. В.В. Новый закон «О чрезвычайном положении» требует изменения ряда норм федерального законодательства. // Российская юстиция. 2002. N 7. С.46−48.
  129. Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. -480с.
  130. Е.А. Права человека. М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 1999. -560с.
  131. Е. А. Право, мораль, личность. /Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. М.: Наука, 1986. 263с.
  132. ЮЗ.Малько А. В Стимулы и ограничения в праве. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1994. 184с.
  133. A.B. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции РФ: О пробелах в обсуждении проекта Основного закона России // Государство и право. 1993. N 3.
  134. A.B. Смертная казнь, как правовое ограничение // Государство и право. 1993. № 1.С. 73−79.
  135. A.B. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
  136. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25. Ч. 2. М.: Изд-во Госполитиздат, 1955.
  137. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СП6., 1882.
  138. М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. М.: Изд-во Юристь, 2001. 656с.
  139. Н. И. Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юристь, 2001. 776с.
  140. Н. И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. № 3.
  141. Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 4.
  142. Н.Л. Личность. Права. Демократия. Саратов: 1972. 153с.
  143. Маунц Т. TocyflapcTBeHHoe право Германии (ФРГ и ГДР). М., 1959.
  144. Международное право. / Г. В. Игнатенко, В. Я. Суворова, О. И. Тиунов и др. М., 1995.
  145. Международное право. / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1998.
  146. Международно-правовое обеспечение безопасности человека (по материалам «круглого стола») // Государство и право. 2001. № 6.
  147. Международные акты о правах человека. М.: НОРМА, 2000. 784с.
  148. Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ Под общ. ред. В. М. Жуйкова. М., 1996. 432с.
  149. A.A. Предупреждение террористических актов по законодательству Франции, Италии и Испании. // Журнал российского права. 2003. N9.
  150. A.A. Проблема свободы и ответственности человека // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 49−62.
  151. О. О. Методы конституционного регулирования. // Правоведение. 1980. № 2.
  152. И. Чрезвычайное положение. Юристы обсуждают: каким должен быть закон для экстремальной ситуации // Московские новости. 1989. № 26. С. 9−15.
  153. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. / Под ред. Лазарева B.B. М.: Изд-во, 1997.
  154. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2. С. 4−15.
  155. П. Е. Применение советских правовых норм. С. 108.
  156. B.C. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости. // «Социс». 2001. № 10.
  157. Т.Н. Суд и общепризнанные нормы международного права // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3. С. 134−135.
  158. П.И. О задачах современной философии права // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. М. 1992. № 3. С. 71−75.
  159. Общая теория государства и права. Академ. курс в 3-х т. Т. 1. /Под ред. проф. M. Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.- Изд-во Зерцало, 2001. — 528с.
  160. Общая теория государства и права. Академ. курс в 3-х т. Т. 2. /Под ред. проф. M. Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Зерцало, 2001с.
  161. Общая теория государства и права. Академ. курс в 3-х т. Т. 3. /Под ред. проф. M. Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Зерцало, 2001с.
  162. Общая теория прав человека. Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 1996.-520с.
  163. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. Яз., 1985. 912с.
  164. В.Н., Экимов А. И. Цель в норме социалистического права. // Правоведение. 1968. № 5.
  165. В.А. Неприкосновенность личности, как правовой институт \ Советское государство и право. 1973. № 11.
  166. Ю. Лекции по философии права. Самара: «Самарский университет», 1995.- 120с.
  167. P.M. Лайла. Исследование морали. М.: Лавка Языков, 2001. — 218с.
  168. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.
  169. И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 9.
  170. C.B. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993.
  171. В. Ф. Абсолютные (монопольные) права предпринимателя. СПб.: Ладья, 1995.
  172. Права человека и вооруженные конфликты / Отв. ред. В. А. Карташкин. М., 2001.
  173. Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2005.
  174. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Лукашева Е. А. М., 2000.
  175. Права человека. Словарь-справочник. М.: Инфра-М, 2001.
  176. Права человека: история, теория и практика под ред. Б. Назарова. М.: Русслит, 1995.-304с.
  177. Права человека: постоянная задача Совета Европы. Пер. с англ. М.: Права человека, 1996. 128с.
  178. Правовое положение личности Отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Наука, 1987. -272с.
  179. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. № 7. С. 20−42.
  180. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. № 8. С. 39−70.
  181. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. № 10. С. 45−62.
  182. Проблемы правового регулирования в современных условиях: Материалы НПК. Ижевск: УдГУ, 1997. Часть 2. 103с.
  183. A.C. Безопасность личности и ее соотношение с другими правовыми категориями // Закон и право. 1999. № 3. С. 42−44.
  184. O.A. Социальная свобода. Теоретико-правовые вопросы сущности. Екатеринбург: УрГЮА, 1999. 152с.
  185. C.B. О возможных ограничениях прав и свобод граждан. Из практики Европейского Суда по правам человека. // Российская юстиция. 2006. N 1.
  186. C.B. Пределы возможных ограничений в условиях особых правовых режимов в государствах Восточной Европы, СНГ и Балтии: сравнительный анализ. // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. N3. С. 136−144.
  187. C.B. Проблемы реализации положений конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2003. N 8.
  188. C.B. Развитие законодательства об осуществлении правосудия в условиях особых правовых режимов: история и современность // Журнал российского права. 2003. N 6. С. 97−105.
  189. В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000.
  190. В. К. Абсолютные и относительные права // Известия экономического факультета Ленинградского политехнического института. Вып. 1 (XXV). Л., 1928.
  191. Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе. / Защита прав человека в современном мире. М., 1993.
  192. A.A. Ограничения свободы СМИ и борьба с терроризмом. // Журнал российского права. 2003. N 5.
  193. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. 192с.
  194. Ф.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград: 1976.-115с.
  195. О.Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М. НОРМА, 1997.
  196. В.Б. Административно-правовой режим особого положения: понятие и сущность // Современное право. 2004. N 1. С. 29−35.
  197. О.Ю. Личность и правовая политика // Российская правовая политика. М.: Норма, 2003.
  198. Свобода личности в- праве. Исследование по вопросу об обязанностях личности перед обществом и ограничениях прав и свобод человека по ст. 29 Всеобщей-декларации прав человека подготовлено Э.-И. А. Даес. -Нью-Йорк: ООН, 1993. 254 с.
  199. Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах. // Вестник МГУ. Серия «Право». 1992. № 4.
  200. Словарь по этике /Под ред. A.A. Гусейнова и И. С. Кона. М., 1989.
  201. Словарь синонимов русского языка. М., 1986.
  202. Современные историко-правовые проблемы России. Уфа: Изд-е БГУ, 2001. 124с. ¦¦, '
  203. В .В. О некоторых проблемах военной безопасности страны // Проблемы глобальной безопасности / Под ред. В. А. Виноградова. М., 1995.179- Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2001. 304с. .
  204. .А. Конституционное право России, его источники и. структура. .//Журнал российского права. 1997. № 4-
  205. А. В. Правовая защита человека: Теоретические проблемы. Монография. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. 416с. 1
  206. А. В. Человек и его правовая защита: Теоретические проблемы. СПб., 1996-
  207. Строгович Mi С. Основные вопросы: советской социалистической законности. М., 1966.
  208. А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ // Государство и право. 1998. № 3.
  209. А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция РФ // Московский журнал международного права. 1994. № 4.
  210. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Право и закон, 2001.-576с.
  211. Теория государства и права: Учебник / Под ред. P.A. Ромашова. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. 630с.
  212. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова М.: «Издательство Норма», 2002. 616с.
  213. Л.Б. Проблема общесоциальной безопасности и правовая государственность // Правоведение. 1991. № 5.
  214. Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. 2002. № 11. С.3−12.
  215. Ю.А. Коллизионное право. Учебное и научно- практическое пособие. М., 2000.
  216. Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе. // Журнал российского права. 1999. №¾.
  217. E.H. Труды по философии права. СПб., 2001.
  218. Г. Н. Теория международного права. М., 1970.
  219. В.В. Зарубежный опыт правового регулирования борьбы с терроризмом: международно-правовые стандарты и национальная законодательная практика. // Законодательство. 2002. N 8, 9.
  220. Г. В. Роль государства в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций // Право и политика. 2001. N 1. С. 57.
  221. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М.: 1991.
  222. Т.Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005.
  223. К. Основы конституционного права ФРГ / Под ред. Н. А. Сидорова. М., 1981.
  224. О.И. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации. // Журнал российского права. 1997. № 12. С. 20−25.
  225. А. Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М.: ЮРАЙТ-М, 2001. 432с.
  226. В. Е. Конституционное право зарубежных стран. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Зерцало», 2001. 448с.
  227. В.Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость // Советское государство и право. 1991. № 9.
  228. B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002.
  229. А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001.
  230. Шайо Самозащита конституционного государства // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N 2. С. 3−10.
  231. .С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.
  232. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1996.-361с.
  233. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. 252 с.
  234. К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции: Учебное пособие для вузов. M.: NOTA BENE, 2004. 457с.
  235. Юридическая Энциклопедия. / Под ред. Тихомировой J1.B., Тихомирова М. Ю. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 972с.
  236. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Я. Сухарев. 2-е доп. изд. М.: Сов. энцикл., 1987. 415 с.
  237. Диссертационные исследования и авторефераты
  238. Н.И. Административно-правовое положение граждан в сфере общественного порядка: Дис. канд. юрид. наук. М., 1986.
  239. Е. Г. Проблемы ограничения неприкосновенности личности в уголовном процессе: Дисс. канд. юрид. наук. Уфа, 2002.
  240. О.В. Административно-предупредительные меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
  241. Д. М. Правовые и организационные основы режима чрезвычайного положения. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
  242. И. Л. Конституционный режим военного положения в России (по реализации права на индивидуальную и коллективную самооборону). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2000.
  243. А.Н. Конституционный институт чрезвычайного положения в зарубежных странах. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1992.
  244. Д.С. Административно-правовые режимы и их роль в государственном управлении: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  245. А.И. Административно-правовой режим общественной безопасности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  246. В.Н. Организационно-правовые основы обеспечения общественного порядка и безопасности на объектах железнодорожного транспорта (по материалам Северо-Западного региона Российской Федерации): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2005.
  247. С. Д. Правовое регулирование чрезвычайного положения в Российской Федерации (административно-правовое исследование). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
  248. Н.Г. Свобода личности и деятельность органов внутренних дел в условиях чрезвычайных правовых режимов (теоретический и историко-правовой аспекты): Дис.. доктора юрид. наук. СПб., 1999.
Заполнить форму текущей работой