Управление организационными отношениями промышленного предприятия на основе его потребностей: на примере макаронной промышленности
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем: уточнено понятие и содержание организационных отношений промышленного предприятия, отражающее основные свойства и характеристики взаимодействий организации и отличающееся системной точкой зрения, с позиции которой организационные отношения представляют собой одну из подсистем предприятия и направлены на удовлетворение его… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ д
- ОТНОШЕНИЯМИ ПРОМЫШЛЕНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. 1. Управление промышленной организацией как открытой д социально-экономической системой и ее взаимодействиями
- 1. 2. Научно-теоретические аспекты организационных отношений 22 промышленного предприятия
- 1. 3. Концептуальные подходы и определения к системе 34 организационных отношений промышленной организации
- 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ МАКАРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РАЙОНА
- 2. 1. Мониторинг функционирования макаронной промышленности 47 РФ в современных условиях
- 2. 2. Диагностика финансово-экономических результатовq деятельности предприятий макаронной промышленности ЦЧР
- 2. 3. Оценка состояния системы организационных отношений предприятий макаронной промышленности ЦЧР с применением 78 качественных методов
- 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
- 3. 1. Модель потребностей организации
- 3. 2. Методика оценки степени реализации потребностей в управлении jq^ организационными отношениями
- 3. 3. Разработка стратегии обеспечения и повышения эффективности организационных отношений предприятий макаронной промышленности ЦЧР
Управление организационными отношениями промышленного предприятия на основе его потребностей: на примере макаронной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Функционирование современных промышленных организаций характеризуется динамизмом и нестабильног стью, порождаемой деловой средой. Организационное окружение в лице заинi тересованных лиц постоянно воздействует на предприятия. При этом в большинстве случаев потребностям и интересам организаций уделяется недостаточно внимания как со стороны организационного окружения, так и менеджмента компаний. В конечном итоге результаты отношений организаций с деловой средой являются не всегда выгодными, что непосредственным образом сказывается на отрицательных результатах их деятельности и приводит к активизации деструктивных процессов. В сложившихся условиях решение вышеизложенной проблемы возможно лишь при кардинальном пересмотре роли и значения отношений, которые организации создают и осуществляют со всеми заинтересованными лицами и формировании полноценной системы управления ими.
Организационные отношения предприятия в современном научном мире до настоящего времени не получили должного признания в качестве приоритетного фактора социально-экономической и управленческой деятельности. К числу причин сложившегося положения можно отнести сложность, многоас-пектность, неоднозначность исследуемого явления, отсутствие единого мнения ученых и специалистов и недооценку его значимости большинством руководителей. С данных позиций актуальность исследования заключается в необходимости более глубокого комплексного изучения организационных отношений промышленных предприятий на основе учета важнейших факторов и формирования целостной картины процесса их создания и реализации.
Степень изученности вопроса. В исследовании использованы научные положения по изучаемым вопросам отечественных и зарубежных ученых — экономистов. Среди авторов, внесших наиболее значительный вклад в развитии теории организационных отношений, следует выделить В. Алдерсона, А. А. Богданова, О. С. Виханского, К. Гренруса, П. Дракера, Р. Дафта, Дж. Р. Коуза, К. Лафта, Г. Р. Латфуллина, Р. Моргана, Б. 3. Мильнера, Э. А. Смирнова, О. Г. Туровца. При исследовании организационных отношений предприятий пищеЕэй промышленности в условиях инновационной экономике автор руководствовался научными работами Ю. П. Анисимова, М. И. Баканова, В .П. Воронина, В. Н. Иванова, С. П. Куща, Т. И. Овчинниковой, А. Н. Полозовой, А. И. Хорева, Л. И. Чурикова, в которых отражены отдельные аспекты эффективной деятельности предприятий на основе изучения организационных отношений и развитии инновационной деятельности.
Несмотря на важность научных исследований в этом направлении, следует признать, что, они в основном носят фрагментарный характер, отсутствует комплексный подход к изучаемому явлению, до конца не разработаны методические процедуры оценки отношений, не учитывается стратегическая направленность осуществляемых взаимодействий. Поэтому требуется более глубокая разработка методических основ к формированию, реализации и совершенствованию организационных отношений предприятий.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является развитие теоретических и научно-методических положений в области управления организационными отношениями промышленных организаций на основе их потребностей и разработка практических рекомендаций по выбору стратегии их осуществления в рамках предприятий макаронной промышленности ЦЧР. Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач: исследовать сущность и содержание организационных отношений промышленного предприятиявыработать процедуру анализа организационных отношенийразработать модель организационных потребностей предприятия, определяющую характер и свойства организационных отношенийпредложить методику оценки степени реализации потребностей в управлении организационными отношениямиобосновать порядок разработки стратегии обеспечения и повышения эффективности организационных отношений промышленного предприятия;
Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны отраслевые предприятия макаронной промышленности Воронежской, Липецкой, Курской и Белгородской областей.
Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность организационных отношений, возникающих при управлении предприятиями в связи с реализацией их цели и миссии.
Теоретической и методологической основой исследования являются публикации современных отечественных и зарубежных ученых в области управления организационными отношениями предприятия, публикации в периодических изданиях, материалы научно-практических конференций, нормативно-правовые акты РФ, официальные данные Госкомстата РФ (территориальный орган государственной статистики), бухгалтерская, финансовая и иная отчетность исследуемых предприятий. Для решения поставленных задач применены методы системного, ситуационного подходов, графический, социологический (опрос, тестирование), экспертных оценок, абстрактно-логический, аналитический, статистический, ранжирования и сравнения.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем: уточнено понятие и содержание организационных отношений промышленного предприятия, отражающее основные свойства и характеристики взаимодействий организации и отличающееся системной точкой зрения, с позиции которой организационные отношения представляют собой одну из подсистем предприятия и направлены на удовлетворение его потребностейпредложена процедура анализа организационных отношений, отличительной чертой которой является применение комплексного подхода, учитывающего количественные, качественные методы и отраслевые особенности предприятий макаронной промышленностисоздана модель организационных потребностей, отличающаяся их систематизацией, идентификацией взаимосвязей между ними и подсистемами организации, определением приоритетной роли подсистемы отношений и максимально учитывающая целевую направленность предприятияразработана методика оценки степени реализации потребностей в управлении организационными отношениями, отличительной чертой которой является возможность определения эффективности организационных отношений промышленного предприятия, степени их гармоничности и уровня недоиспользованных возможностейобоснован порядок разработки стратегии обеспечения и повышения эффективности организационных отношений промышленного предприятия, отличительной особенностью которого является систематизированный подход, учитывающий зависимость отношений организации от процессов их формирования и реализации, позволяющий оценить экономическую эффективность внедрения стратегии.
Практическая значимость работы. Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, содержащие: процедуру анализа организационных отношениймодель организационных потребностей предприятийметодику степени оценки реализации потребностей в управлении организационными отношениямипорядок разработки стратегии совершенствования отношений.
Использование разработанных автором научно-методических положений и рекомендаций, обобщение опыта и исследование практических проблем формирования и совершенствования организационных отношений промышленных предприятий на основе их потребностей позволит разрешить основные противоречия, сложившиеся в управлении предприятиями макаронной промышленности, улучшить систему управления ими, что позволит повысить социально-экономический потенциал ЦентральноЧерноземного района в целом.
Апробация и реализация результатов исследования. Результаты исследований рассматривались и обсуждались на отчетных научных конференциях ВГТА (2005;2007 г.), на международной научно-практической конференции «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью» ВГТУ (2007г.) г. Воронежна всероссийской научно-практической конференции «Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике» ВГТУ (2007) в г. Волгоград.
В производственную практику были внедрены: методика оценки степени реализации потребностей в управлении организационными отношениямиОАО «Лимак» (2008 г., г. Липецк), процедура анализа отношений, порядок разработки стратегии обеспечения и повышения эффективности организационных отношений — ОАО «Воронежская макаронная фабрика» (2008 г., г. Воронеж), что подтверждается актами внедрения.
Методические положения, сформулированные в диссертации, внедрены в учебный процесс и используются при преподавании дисциплин «Менеджмент», «Управление персоналом» и при дипломном проектировании по специальности «Экономика и управление на предприятии (в пищевой промышленности)» (шифр 08.05.02.) в ВГТА.
Положения, выносимые на защиту: уточненное понятие и содержание организационных отношений, с позиции которого они представляют собой одну из приоритетных подсистем промышленного предприятия. процедура анализа организационных отношений, включающая идентификацию конечных результатов деятельности организации с учетом отраслевых особенностей и оценку внутреннего состояния подсистемы ее отношениймодель организационных потребностей, учитывающая их основные виды, взаимосвязь между ними и целевую направленность организации как системыметодика оценки реализации потребностей в управлении организационными отношениями, заключающаяся в определении степени удовлетворенности потребностей предприятия как основного индикатора функционирования его подсистемы отношенийпорядок разработки стратегии обеспечения и повышения эффективности организационных отношений промышленного предприятия, основанный на процессах их формирования и реализации.
Публикации результатов исследования. Основные положения работы, содержащиеся в ней выводы и рекомендации изложены в 15 опубликованных работах, общим объемом 12,94 п.л., в том числе авторский вклад 4,91 п.л.
Объем и структура работы. Диссертационная работа, объемом 141 страница основного текста состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников, включающего 165 наименований. Диссертация включает 29 рисунков, 26 таблиц, 9 приложений.
Проведенные исследования управления организационными отношения ми промышленного предприятия на основе его потребностей позволили сде лать следующие выводы:
1. В современной действительности система управления предприятием фактически определяет успех его деятельности. Данный вывод обусловлива ет уточнение и формирование наиболее важных параметров и направлений осуществления управленческой деятельности, от которых зависит успех ком пании. По мнению автора, эффективность функционирования любой органи зации во многом определяется уровнем отношений, как с внешней, так и с внутренней средой. Исследование научных взглядов на понятие «организационные отно шения» позволило выявить различные точки зрения ученых и специалистов в данной области. Содержание организационных отношений является доста точно объемным, сложным и многоаспектным. В связи с этим изучаемое по нятие должно рассматриваться с системной точки зрения, представляя собой одну из наиболее важных подсистем предприятия. С данных позиций органи зационные отношения — это подсистема организации, результатом функцио нирования которой является определенная степень удовлетворенности по требностей организации посредством сопряжения ее интересов и интересов различных субъектов (отдельных личностей, других организаций);
2. Сложность организационных отношений обусловливает применение всестороннего комплексного подхода к их анализу. Авторская позиция ис следования отношений предприятий предполагает формирование процедуры, учитывающей как качественные, так и количественные методы с учетом от раслевых особенностей организаций. Аналитические методы должны макси мальным образом характеризовать конечный результат осуществления взаи модействий. Под данным термином диссертант понимает достигнутые орга низациями показатели деятельности за определенный период. В общем виде к ним возможно отнести индикаторы финансово-экономического состояния: показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой актив ности и доходности. На основании рассчитанных показателей необходимо произвести рейтинговую оценку деятельности организаций макаронной про мышленности ЦЧР с целью выявления предприятия наиболее эффективно осуществляющего взаимодействия с организационным окружением по кри терию конечного результата. Применение качественных методов исследования (экспертный, описа тельный, анкетный опрос, параметрическая оценка) позволяет выявить неко торые внутренние процессы протекания отношений в соответствии с их эле ментной структурой, определить состояния системы отношения в целом и выразить зависимость между реализацией каждого вида взаимоотношений и конечным результатом деятельности организаций. Реализация данной процедуры применительно к деятельности пред приятий макаронной промышленности ЦЧР позволило сделать вывод о том, что в настоящее время реализация им организационных отношений находит ся лишь на удовлетворительном уровне. Наиболее проблемными являются управленческие, маркетинговые, сбытовые, финансовые и отношения между большинством подразделений. В условиях функционирования макаронной промышленности, отличающихся обостряющейся конкуренцией и повыше нием требований потребителей менеджменту организациям необходимо су щественным образом пересмотреть политику осуществления отношений и уделить внимание приоритетным взаимодействиям, что непосредственным образом повлияет на конечные результаты деятельности организаций в сто рону их улучшения.3. В рамках сформированного взгляда на организационные отношения разработана модель потребностей предприятия, в которой отражены ее структурные составляющие, взаимосвязь между ними и подсистемами орга низации, базовые переменные, от которых зависят процессы, протекающие в ней и критерии эффективности ее функционирования. Основные достоинства сформированной модели заключаются в возможности: систематизировать теоретические и методические положения о по требностях организациивыявить круг основных потребностей организацииустановить взаимосвязь между потребностями и целевым назначением подсистем предприятияопределить место и значение подсистемы организационных отношений в реализации потребностей предприятияобосновать идею, заключающуюся в стремлении организации к разви тию через саморазвитие ее структурных составляющихРазработанная модель может быть полезна как в теоретическом, так и в практическом плане. Она, с одной стороны, создает базу и условия для даль нейшего развития концепций, апробации других известных мотивационных теорий, а также обоснования новой более развернутой концепции потребно стей организации. С другой стороны, модель дает представление о тесных взаимосвязях, подчиненности и соответствии, что позволяет менеджерам на этой основе совершенствовать управленческую деятельность и деятельность организации в целом.4. В целях повышения эффективности функционирования подсистемы отношений и организации в целом в диссертации разработана методика, ос нованная на модели потребностей и позволяющая объективно оценить сте пень удовлетворенности потребностей как основного индикатора осуществ ления взаимодействий, количественно охарактеризовать уровень недоис пользованных возможностей и идентифицировать основные проблемы, на основе которых менеджмент предприятия может осуществлять корректи рующее воздействие. Данная методика включает пять этапов, которые долж ны осуществляться последовательно и в конечном итоге обеспечить досто верные данные. На первом этапе создается аналитическая база, на втором — осуществляется балльная оценка, на третьем — рассчитывается степень удов 140 летворенности потребностей, на четвертом — определяется средний отрасле вой уровень удовлетворенности потребностей, на пятом — оценивается гар моничность отношений. Применение данной методики к деятельности предприятий макаронной промышленности ЦЧР позволило получить следующие данные: большинство организаций, вступая в отношения с внешней и внутрен ней средой, реализуют свои интересы лишь на 50%. Данную ситуацию мож, но охарактеризовать как негативную и нежелательную. Фактически предпри ятия выступают донорами для достижения интересов, заинтересованными лицаминаиболее проблемными сторонами функционирования исследуемых предприятий следует признать установление низкого уровня отношений с внешней средой, отсутствие ориентации на признание деятельности пред приятий общественной массой и на развитие, пренебрежением сложностей, существующих во внутренней среде, особенно во взаимоотношениях с соб ственным персоналом.5. По результатам диссертационного исследования, в целях улучшения функционирования предприятий макаронной промышленности ЦЧР обосно вана необходимость разработки стратегии в области организационных отно шений, под которой понимается комплекс мероприятий, способствующий обеспечению и повышению эффективности осуществления взаимодействий и ориентирующийся на долгосрочную перспективу. Для этого предложен по рядок, отличающийся комплексным, системным подходом, логичным после довательным аппаратом осуществления всех операций и возможностью ана литически оценить полученный результат, соизмерить эффективность вне дрения стратегии. На практике разработанный порядок был реализован для организации MF1. В результате были обоснованы цель, определена страте гия, сформирован портфель взаимоотношений, предложены мероприятия, способствующие эффективной реализации отношений, и рассчитана эффек тивность внедрения стратегии, которая составила 132,42%.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации Текст.: части первая, вторая и третья: [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 15 фев. 2002 г.]. -М.: Юрайт-М, 2002. — 462 с. — 10 000 экз.- 1. BN 5−94 227−139−9.
- Сборников законов Российской Федерации Текст. М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. — 600 с. — 10 000 экз.- ISBN 5−04−7 668−1.
- Акофф, Р. Аккоф о менеджменте. Текст.: пер. с англ. под. ред. Л. А. Волковой. Спб.: Питер. — 2002. — 448с. -ISBN 5−318−286−2.
- Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы Текст. / М. М. Алексеева. М.: Финансы и статистика, 1999. — 248с. — ISBN 5−27 901 679−9.
- Алексеенко, В. Б. Организация и управление промышленным предприятием Текст.: учеб. Пособие. Изд. 2-е / В. Б. Алексеенко.- М.: Изд-во РУДН, 2005. 92 с.:ил. — ISBN 5−209−1 672−2.
- Алиев, В.Г. Организационное поведение Текст.: учебник для вузов / В. Г. Алиев, С. В. Дохлян. Минобразование РФ, учеб.- метод, обесп. вузов России по образованию в области менеджмента. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономика, 2004. — 310 с.
- Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: издательство «НАУКА», 1986.-209с.
- Андронов, В. В. Корпоративные отношения: специфика формирования Текст./ В. В. Андронов // Управление риском. 2004. — № 4. — С. 45−53.
- Анисимов, Ю. П. Гармонизация деятельности предприятия Текст.: Монография / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, С. В. Горин. — Воронеж: Воронеж, гос.технол.акад., 2003. 304 с. — 500 экз. — ISBN 5−89 448−279−8.
- Анисимов, Ю. П. Методический подход к гармонизации производственной и сбытовой деятельности предприятия Текст. / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, С. В. Горин. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 2003. -48 с. — 300 экз. — ISBN 5−89 448−246−1.
- Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Модели управления. Текст.: учеб. Пособие / Ю. Н. Арсеньев. М.: ЮНИШ-ДАНА, 2005. — 287 с. -ISBN 5−238−790−6.
- Беляев, А .А. Системология организации Текст.: учебник / А. А. Беляев, под. Ред. д.э.н., проф. Э. М. Короткова. -М.: ИНФРА-М, 2000. 182с. -ISBN-5−16−96−8.
- Баканов, М. И. Теория экономического анализа Текст.: учеб. пособие / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 416 е.: ил.- 21 см. — 10 000 экз. — ISBN 5−279−2 042−7.
- Баринов, В.А. Теория систем и системный анализ в управлении организациями Текст.: учеб. пособие / В. А. Баринов, А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006. — 848с.:ил. — ISBN 5−279−2 933−5.
- Богданов, А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука Текст. / А. А. Богданов, Т. 1. — М.: Экономика, 1989. — 257 с.
- Богомолова, И. П. Проблемы совершенствования паритетных отношений ценообразования в отраслях АПК Текст. / И. П. Богомолова, А. И. Хорев, А. А. Швец, С. А. Колесов. М.: Агропрогресс, 2002. — 50 с.
- Буробкин, И. И. Экономические отношения в системе агропромышленной интеграции Текст. / И. И. Буробкин, Е. А. Попова // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 2004. — № 1. — С. 21−24.
- Большая советская энциклопедия Текст.:в 30-ти т., 3-е изд. / A.M. Прохоров. М.: «Советская энциклопедия», т. 10.- 1972. — 591 с. — ISBN
- Бусыгин, А.В. Эффективный менеджмент: Учебник Текст. / А. В. Бусыгин. -М.: Изд-во «Финопресс», 2000. 1056с. — ISBN 5−8001−0025-Х.
- Бахрушина, М. А. Управленческий анализ Текст./ М. А. Бахрушина.- М.: Омега-Л, 2004. 432 с.
- Виханский, О. С. Менеджмент Текст.: учебник / О. С. Виханский, A.И. Наумов. 3-е изд. — М.: Гардарики, 2001. — 528 с.
- Виханский, О. С. Менеджмент: век XX — век XXI Текст.: сборник статей / О. С. Виханского, А. И. Наумова. — М.:Экономистъ, 2004. — 336с. — ISBN 5−98 118−063−3.
- Виханский, О. С. Стратегическое управление Текст.: 2-е изд. / О. С. Виханский. М.: Гардарика. — 2002. — 296с. — ISBN 5−85 332−078−3.
- Веснин, В. Р. Менеджмент Текст./ В. Р. Веснин. Элит-2000, 2003. — 546с. — ISBN 5−94 126−040−7.
- Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе Текст. / В. Р. Вересов. М.: Юристъ, 2001. — 496с. — ISBN 57 975−0105−8.
- Воронин, В. П. Стратегическое управление конкурентоспособностью организации Текст.: теория, методология, практика / В. П. Воронин, B. М. Самойлов, Э. П. Лесникова. Воронеж.: Воронеж, гос. технол. акад., 2004.- 188 с. — 500 экз.- ISBN 5−89 448−303−4.
- Вигман, С. Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах Текст.: учебное пособие / С. Л. Вигман. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. — 2004.-296с.- ISBN 5−98 032−707-Х.
- Гибсон, Дж. Организации: поведение, структура, процессы. Текст.: пер. с англ. / Гибсон Дж. Л, Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 662с. — ISBN 5−86 225−901−5.
- Гаврилов, А. Концепция финансово-экономического мониторинга Текст. / А. Гаврилов // Консультант директора. 2001. — № 5. — С. 3−5.
- Гаврилов, А. Концепция финансово-экономического мониторинга Текст./ А. Гаврилов// Консультант директора. -2001. № 6. — С. 8−10.
- Гончаров, В. Д. Оценка функционирования производственного потенциала пищевой промышленности России Текст. / В. Д. Гончаров, Т. Н. Леонова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003.-№ 6. — С. 11−14
- Горшкова, JI.A. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий Текст./ JI.A. Горшкова. -М.: Финансы и статистика, 2003. -208 с.:ил. ISBN 5−279−2 796−0.
- Гребенников, В. В. Выбор стратегии экономической безопасности предприятий Текст./ В. В. Гребенников, Ю. В. Журавлев // Актуальные проблемы экономики предпринимательства: межвузов, сб. научных трудов. -Вып. 3, часть 3. Воронеж: ВГПУ, 2002. — С. 139−142.
- Дафт, Р. Организации Текст.: учебник для психологов и экономистов / Р. Дафт.- СПб.: Питер., 2001. 304 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка: в 4-х т. Текст.: т.2 / В. И. Даль. М.: Рус. яз.: И-О. — 1989. — 779 с.
- Донская, П. П. Эффективный менеджмент Текст. / П. П. Донская, A. С. Попов. М.:Изд-во Эксмо, 2005. — 384 с. — ISBN 5−699−9 464−4.
- Донцова, JI. В. Текст./ анализ финансовой отчетности: учебник / JI.B. Донцова, Н. А. Никифорова. — 4-е изд., переаб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис». 2006. — 368с.
- Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения Текст.: [ пер. с англ. М. Котельниковой]. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.-288с.- (Успех в бизнесе). ISBN 5−8183−0018−8.
- Друкер, П. Ф. Задачи менеджмента XXI векеТекст.: пер. с англ. / П. Ф. Друкер. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 272с. — ISBN 58 459−0127−8.
- Друкер, П. Ф. Практика менеджмента Текст.: пер с анг. /П. Ф. Друкер. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 398 с.:ил. — ISBN 5−84 590 085−9.
- Захаров, Н. JI. Управление социальным развитием организации Текст.: учебник / Н. JI. Захаров, A. JI. Кузнецов. М.:ИНФРА-М, 2006. -263с. — (Высшее образование). — ISBN 5−16−2 670−3.
- Зенин, А. А. Природа организационных отношений Текст./ А. А. Зенин // Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур: Межрегиональный сборник научных трудов.- Вып.7., часть 2.-Воронеж, ВГТА 2007- 295с. С. 169- С. 172.
- Зенин, А. А. Модель потребностей организации Текст./ А. А. Зенин, // Материалы научной конференции. Стратегия и тактика управленческого процесса в переходной экономике. Волгоград. Выпуск 14. с 280с. с. 56 — с. 65.
- Илышева, Н. Н. К вопросу о функциях финансового менеджмента организации Текст. // Финансы и кредит. 2005. — № 1. — с.2 — 8.
- Коуз, Р. Фирма, рынок и право Текст./ Р. Коуз- пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. — 285 с.
- Карташова, JI. В. Организационное поведение. Текст.: учебник / JI. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина. М.: ИНФРА-М. -2000. — 220с. — ISBN 5−16−186−7.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации. Текст.: учеб-ниик/ под. ред. А. Я. Кибанова. М.:ИНФРА-М, 2002. — 638с. — (Серия «Высшее образование). — ISBN 5−16−315−0.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом: регламентация труда Текст.: учеб. пособие 3-е изд. Перераб. и доп. / А. Я. Кибанов, Г. А. Ма-мед-Зеде, Т. А. Родкин. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 480с. — ISBN 5−94 692−220−3.
- Кох, Р. Законы силы Текст.: пер. с англ. О. Г. Белошеев / Р. Кох. -Мн.: ООО «Попурри», 2003. 400с. — ISBN 985−438−867−0.
- Кох, Р. Как создавать и использовать эффективную стратегию. Текст. / СПб.: Питер. 2003. — 320с. — ISBN 5−94 723−398−3.
- Кохановский, В. П. Философия науки Текст.: учеб. изд. 2-е / В. П. Кохановский, В. П. Золотухина, Т. Б. Фатхи. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-448 с. -ISBN 5−222−3 544−1
- Кубра, М. Управленческое консультирование Текст.: пер. с анг. М. К. Бабунашвили / Милан Кубра. М.: СП «Интерэксперт», 1992. — 319с. -ISBN 5−85 523−004−1.
- Кузин, Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Текст.: практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф. А. Кузин. М.: «Ось-89», 2000. — 320с. — ISBN 586 894−384−8.
- Лайкер, Д. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира Текст.: пер с англ. / Д. Лайкер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402. — ISBN 5−9614−0124−3.
- Лафта, Дж. К. Менеджмент Текст.: учебник / Дж.К. Лафта. М.: ПБОЮЛ Григорян А. Ф., 2002. — 262с. — ISBN 5−94 654−008−4.
- Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций Текст.: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. М.:ИНФРА-М, 2007. — 311с. — (Высшее образование). -ISBN 5−16−2 839−0.
- Латфуллин, Г. Р. Теория организации Текст.: учебник для вузов/ Г .Р. Латфуллин, А В. Райченко. СПб.: Питер, 2003. — 400 е.: ил.
- Лысенко, Г. В. Управление общественными отношениями Текст.: учебное пособие. / Г. В. Лысенко. Волгоград: Изд-во В АТС. — 2004. — 120с. -ISBN 5−7786−0122−0.
- Маренков, Н. Л. Экономический анализ Текст. / Н. Л. Маренков, Т. Н. Веселова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 416 с.
- Маркарьян, Э. А. Финансовый анализ Текст./ Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко. М.: «ПРИОР», 1997. -160 с. — ISBN 5−85 572−179−5.
- Медведев, Г. М Технология макаронных изделий Текст.: учебное пособие / Г. М Медведев.- СПб.:ГИОРД, 2005. 312с. — ISBN 5−901 065−95−6.
- Месарович, М. Теория иерархических многоуровневых систем Текст.: учебное пособие / М. Месарович, Д. Мако Д., И. Такахара — М., Мир, 1973.—344 с.
- Мескон, М. X. Основы менеджмента Текст.: пер. с англ./ Майкл X. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури- под. общ. ред. Л. И. Евенко- авт. вступ. Ст. Л. И. Евенко- М.: «Дело ЛТД», 1994. — 702 с. -30 000 экз. — ISBN 5−86 461−140−9 (в пер.).
- Минцберг, Г. Школы стратегий. Текст.: пер. с англ. под. ред. Кап-туревского. СПб.: «Питер». -2001. -336с. — ISBN 5−272−210−5.
- Мильнер, Б. 3. Системный подход к организации управления Текст. / Б. 3. Мильнер, JI. И. Евенко, В. С. Рапопорт. — М.: Экономика, 1983. 224 е.: 22 см. — Библиогр.: с. 220−222. — 15 000 экз.
- Мильнер, Б. 3. Теория организаций Текст.: учебник / Б. 3. Мильнер. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. — XVIII+558 е.- 21 см. -Библиогр.: с. 546−553. — 6000 экз. — ISBN 5−16−1 174−9.
- Наумов, А. И. Экономические отношения в процессе освоения инновационных проектов в агропромышленных объединениях Текст. / А. И. Наумов.- М.: Агропрогресс, 2003. 36 с.
- Нуждин, Р. В. Бизнес-отношения в свеклосахарном производстве Текст./ Р. В. Нуждин, О. Ю Коломыцева, А. Н. Полозова// Сахар. — 2005. № 5.-С. 18−24.
- Пикунова, С. Концепция и методология Текст. / С. Пикунова // Экономика и жизнь. — 2006. № 35. — С. 31.
- Показатели экономического и социального развития городов и районов Воронежской области. Стат. сб. Текст. Воронеж, 2003. — 228 с. — 54 экз.
- Полозова, А. Н.Формирование и развитие бизнес-отношений в промышленных экономических системах Текст. / А. Н. Полозова, Р. В. Нуждин, И. С. Лохманова. -М.: МАИ, 2006. 172 с.
- Полозова, А. Н. Стратегическое управление развитием промышленных организаций Текст. / А. Н. Полозова. М.: Изд-во МАИ, 2003. — 464с. -ISBN 5−7035−1398−7.
- Портер, М. Конкуренция Текст.: учеб. Пособие / М. Портер- пер. с англ. изд-ва «Вильяме». СПб.: Вильяме, 2000. — 495с.:ил. — Перевод изд.: On Competition / М. Porter. Harvard Bisness Press. 1998. — Предм. указ.:с. 490−495. -ISBN 5−8459−055−7
- Пригожин, А. И. Современная социология организации Текст. / А. И. Пригожин. М., 1998. — 345с.
- Рейфе, А. Е. Механизм формирования стратегии интегрированных бизнес-коммуникаций в международном предпринимательстве Текст. / А. Е. Рейфе // Российское предпринимательство. Вып.2. — 2008 г. — с.50−55.
- Ростокин, Д. Г. Применение концепции стратегического управления для построения стратегии развития промышленного предприятия Текст. / Д. Г. Ростокин // Менеджмент: теория и практика. 2004. -№ 3−4. — С. 167−170.
- Раздорожный, А. А. Управление организацией (предприятием) Текст.: учебник / А. А. Раздорожный. М.: Издательство «Экзамен», 2006. -637 с. — ISBN 5−472−2 130−8.
- Ричи, Ш. Управление мотивацией Текст.: учеб. пособие для вузов, пер. с англ. / Ш. Ричи, П. Мартин. М.:ЮИИТИ-ДАНА, 2004. — 399с. — ISBN 5−238−599−7.
- Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. Текст. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2006. —431 с. — 3000 экз.- ISBN 5−89 476−171−9.
- Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. Текст. / Госкомстат России. -М., 2006. 398 с. — 2700 экз.- ISBN 5−89 476−129−8.
- Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. Текст. / Госкомстат России. М., 2006. — 690 с. — 2800 экз.- ISBN 5−89 476−123−9.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Текст.: учебник / Г. В. Савицкая. -2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. — 400 с. (Высшее образ-е). — ISBN 5−16−1 454−3.
- Саликов Ю. А. Развитие принципов менеджмента Текст. / Ю. А. Саликов // Материалы XXXVIII отчетной научной конференции (часть 3), ВГТА, Воронеж, 2000 С. 22 — 100 экз.
- Саликов Ю.А. Анализ современных подходов к определению эффективности управления Текст. / Ю. А. Саликов, Ю. И. Мартынов, Ю. В. Журавлев // Материалы XXXVIII отчетной научной конференции (часть 3), ВГТА, Воронеж, 2000 С. 19 — 100 экз.
- Саликов Ю. А. Кадры и сегодня решают все Текст. / Ю. А. Саликов, Ю. И. Мартынов // Проблемы региональной экономики. Вестник Центра исследований региональной экономики. Выпуск 2. Воронеж 2003 С. 28 — 31−100 экз.
- Саликов Ю. А. Анализ основных направлений управленческого консалтинга Текст. / Ю. А. Саликов, А. А. Зенин, Е. Н. Елфимова, С.Н. Фо-мичев // Проблемы региональной экономики. Вестник ЦИРЭ, вып.6 Воронеж, 2005 г. С. 72−77 100 экз.
- Саликов, Ю. А Организационные отношения как основа совершенствования управления инновациями Текст./ Ю. А Саликов А. А. Зенин // Материалы научной конференции. Инновации и инновационные процессы. ВГТУ. Вьгаб. с 54−56.
- Саликов, Ю .А Анализ существующих взглядов на понятие организация Текст./ Ю. А. Саликов А. А. Зенин // Вестник ЦИРЭ. Серия «Проблемы региональной экономики». Вып.23. / Под ред. профессора Ю. А. Корчагина. Воронеж: ЦИРЭ, 2008. — С. 56−59.
- Саликов, Ю. А. Обоснование целевой направленности организации Текст. / Ю. А. Саликов // Вестник государственного университета управления: развитие отраслевого и регионального управления. — Выпуск 6,2007.-стр. 184−189.
- Саликов, Ю. А. Менеджмент Текст.: учебное пособие / Ю. А. Саликов. Ворон^ж.гос. технол.акад. — Воронеж: ВГТА, 2008. — 240с. — ISBN 978−5-89 448−554−6.
- Саликов, Ю. А Проблемы взаимоотношений организации с внешней средой Текст./ Ю. А Саликов, А. А. Зенин. // Материалы XLI отчетной научной конференции за 2007 год (часть 3), ВГТА, Воронеж, 2007.
- Саликов, Ю. А Методика определения проблем и приоритетных направлений финансового и общего менеджмента Текст./ Ю. А Саликов, JI.E. Совик, А. А Зенин // Финансы и кредит. 2007. — № 44. С .8 — 12.
- Саликов, Ю. А Обоснование концепции организационных потребностей Текст./ Ю. А Саликов, А. А Зенин // Управление персоналом.2008. № 15. С.54- 55.
- Слоненко, А. Российский менеджмент: попытка системного подхода Текст. / А. Слоненко // Консультант директора. 2000. — № 13(121). -С.16.
- Смирнов, Э. А. Теория организации Текст.: учеб. пособие / Э. А. Смирнов. -М.: ИНФРА-М, 2002. 248 с.
- Соколова, Н. А. Виды стратегий фирмы и особенности их реализации в рыночной экономике Текст. / Н. А. Соколова // Менеджмент: теория и практика. 2004. — № 3−4. — С. 196−199.
- Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом Текст. /В. А. Спивак. СПб.: Питер, 2000.- 416 с.: ил.
- Старобинский, Э. Е. Менеджмент на практике. Управление персоналом. Управление производством. Управление качеством. Текст. / Э. Е. Старобинский. М.: Книжный мир, 2002, 152с. — ISBN 5−8041−0140−4.
- Сухов, С. В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием Текст. / С. В. Сухов // Менеджмент в России и за рубежом. -2001.-№ 6.-С. 34−39.
- Табачникова, М. Б. Эволюция отношения к применениям в системном ведении организаций Текст. / М. Б. Табачникова // Проблемы региональной экономики. Вестник ЦИРЭ- под редакцией Ю. А. Корчагина. Вып. 1. — Воронеж: ВЭПИ, 2003. — С. 84−89.
- Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разо-аботки и реализации стратегии Текст.: учебник для вузов / пер. с англ. под. Ре д. Л. Г. Зайцева.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1998. -576c.-ISBN 585 173−059−5.
- Травин, В. В. Основы кадрового менеджмента Текст.: практ. Пособие — 3-е изд, испр. и доп. / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М.:Дело, 2001. -336с. — ISBN 5−7749−0169−6.
- Уолш, К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании Текст. / К. Уолш- пер. с англ. М.: Дело, 2000. — 352 с.
- Уорд, М. 50 методик менеджмента. Текст.: пер. с англ. — Финансы и статистика. -2003. 200с. — ISBN 5−279−2 599−2.
- Фатхутдинов, Р .А. Организация производства. Текст.: учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М. -2001. -672с. — ISBN 5−16−201.
- Фатхутдинов, Р. А. Производственный менеджмент Текст. / Р. А. Фатхутдинов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 447с. — ISBN 585 173−111−7.
- Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент Текст.: учебник для вузов / Р. А. Фатхудинов. М.: ЮНИТИ, 2002. — 448с.- ISBN 5−7749−0235−8
- Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент. Текст.: учебник для вузов. / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»». -1999.-416с.-ISBN 5−87 057−137−5.
- Фатхутдинов, Р. А. Системный подход к управлению Текст. / Р. А. Фатхутдинов // Управление персоналом. 1999. — № 12. — С. 63−78.
- Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе Текст./ Майкл Хаммер, Джеймс Чампли. — Манн, Иванов и Фербер, 2006. 288с. — ISBN 5−902 862−08−6.
- Холл, Р. Организации: структуры, процессы, результаты. Текст.: / Ричард Холл. СПб.: Питер, 2001. -512с. — 5−272−234−2.
- Хорев, А. И. Стратегия управления экономической безопасностью предприятия Текст./ А. И. Хорев, В. В. Гребенников. Воронеж, 2002. — 180 с.
- Хорев, А. И. Приоритетные направления промышленной политики предприятия / Текст. / А. И. Хорев, Ю. А. Саликов, Ю.И., Е. Ю. Саликова // Воронеж, ВГТА, 2005 164 с. — 50 экз.
- Хорев, А. И. Формирование механизма стратегического управления устойчивым развитием предприятия (на примере предприятий мясной промышленности) / Ю. А. Саликов, А. И., Хорев, А. И. Пахомов, С. А. Ушаков // Воронеж: ВГТА, 2006. 220 с. — 500 экз.
- Хорев, А. И. Управление персоналом на предприятиях пищевой промышленности. Текст.: учебное пособие / А. И. Хорев, Т. И. Овчинникова, Ю. А. Саликов /Воронеж, гос. технол. Акад. Воронеж, 2005. 187с. — ISBN 5−89 448−342−5.
- Хоскинг, А. Курс предпринимательства. Текст.: практическое пособие / пер. с англ. М.: Междунар. Отношения. — 1993. — 352с.- ISBN 57 133−0614−3.
- Хорев, А. И. Управление финансово-экономической состоятельностью пищевых предприятий (на примере Белгородской области) Текст. / А. И. Хорев, Н. Г. Акулова. — Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии, 2001. 92с. — ISBN 5−88 454−231−3.
- Хорев, А. И. Управление маркетингом Текст.: Учеб. пособие / А. И. Хореев, Т. И. Овчинникова, А. А. Швец. — Воронеж.: Воронеж, гос. технол. акад., 2003. 268 с. — 500 экз. — ISBN 5−89 448−253−4.
- Чуриков, Л. И. Маркетинговые исследования на преуспевающих фирмах Текст. / Л. И. Чуриков, Ю. В. Журавлев, С. А. Житенев. — Воронеж.: Воронеж, гос. технол. акад., 2002.- 276 с. 500 экз.- ISBN 5−89 448−177−5.
- Ульянов, Е. В. Продовольственная безопасность и виды экономических угроз Текст. / Е. В. Ульянов, О. А. Масленникова, С. С. Теребулин, Е. И. Бровко // Пищевая промышленность. 2002. — № 2. — С. 13−14.
- Шапарь, В. Б. Терминаторский менеджмент, или искусство уничтожения компетентных работников Текст. / В. Б. Шапарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256с. — ISBN 5−222−7 273−8.
- Швальбе, Б. Личность, карьера, успехм Текст.: перевод с нем. / Б. Швальбе, X. Швальбе. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Про-гресс-интер». — 1993.- 240с. — ISBN — 5−01−4 054−9.
- Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до япониза-ции. Текст.: пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Спб: Питер. — 2001. — 352с. -ISBN 5−318−28−2/
- Шепеленко, Г. И. Антикризисное управление производством и персоналом. Текст.: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. 176с. — ISBN 5−241−102−6.
- Шепель, В. М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски. Текст. / М.: Финансы и статистика. 2005. -384с. — ISBN 5−279−3 076−7.
- Шепелев, С. Е. Теоретические подходы к анализу макроэкономических взаимосвязей Текст. / Шепелев, С .Е.// Российское предпринимательство. Вып.2. — 2008 г. — с.4−9.
- Шеремет, А. Д. Текст.: Методика финансового анализа: учебник / А. Д. Шеремет, С. М. Сайфулин Р. М.: ЮНИТИ. — 2007. — 365с.
- Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности Текст./А.Д.Шеремет.-М.:ИНФРА-М, 2006.-415с. -ISBN5−16−2 687−8.
- Щедровицкий, Г. П. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления Текст. / Г. П. Щедровицкий. — М.: Дело, 2003. — 160 с. ISBN 5−7 740 315-Х.
- Щедровицкий, Г. П. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления Текст. / Г. П. Щедровицкий. — М.: Дело, 2003. -160 с. ISBN 5−7 740 315-Х.
- Экономикс: Анго-русский словарь-справочник / Э.Дж. Долан, Е. И. Домненко. М.: Лазурь, 1994. — 544 с.
- Bartol К.М., Martin D.C. Management. New York, 1991. 813 p.
- Beckhard R. A model for the executive / R. Beckhard // Management of transformational change. 1989.
- Huse E.F. Organization Development and change (2nd edition) / E.F. Huse Minnesota: West Publishing Co. — 1980.
- Porras J.I. Organization development and transformation / J.I. Porras, R.C. Silvers // Annual Review of Psychology. 1991. — № 42. — pp. 51−78.
- Greiner L.E. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. July August. 1972.