Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и цели финансовой политики

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики введен иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов… Читать ещё >

Содержание и цели финансовой политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Содержание и цели финансовой политики Направления финансовой политики и их задачи в РФ на современном этапе Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики Современная финансовая политика РФ: её проблемы и пути решения Заключение Список используемой литературы финансовая политика стратегическая Введение Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодных посланиях федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу и определяет тактику действия на предстоящий период.

Главной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции — экономические, социальные, экологические, оборонные и другие. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объём финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение финансовой политики России на современном этапе развития.

Задачами курсовой работы является раскрытие таких понятий как, налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная, инвестиционная, внешнеторговая политика России, определение роли финансового механизма в регулировании развития экономики государства.

Содержание и цели финансовой политики Финансовая политика (англ. financial policy) — совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. [8]

При проведении финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. [2]

Основными целями финансовой политики является [9]:

Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов, для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований.

Направления финансовой политики и их задачи в РФ на современном этапе Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:

налоговой политики;

бюджетной политики;

денежно-кредитной политики;

ценовой политики;

таможенной политики;

социальной политики;

инвестиционной политики;

внешнеторговой политики.

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов: достижение социальной стабильности в обществе; оздоровление государственных финансов; восстановление нормального функционирования банковской сферы; поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков; достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства; создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов; меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Налоговая политика[11] — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

Фискальная — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

Экономическая или регулирующая — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

Контролирующая — контроль за деятельностью субъектов экономики.

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

Государственный бюджет[11] - это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.

Более полным и точным определением денежно-кредитной политики[9] есть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте — и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.

Таможенная политика — это, осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета. 10]

Финансовая политика государства имеет социальную направленность. Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

выплате в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнению графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

увязке перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;

сдерживанию роста безработицы и созданию условий для расширения занятости;

реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрению элементов накопительного финансирования пенсий;

упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

регулированию вынужденной миграции.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

повышение роли бюджета РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; * развитие ипотечного кредитования;

привлечение прямых иностранных инвестиций.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:

изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

изменение объема экспорта и импорта;

изменение структуры внешней торговли;

обеспечение страны необходимыми ресурсами;

изменение соотношения экспортных и импортных цен. 8]

Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма. Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения .

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений — агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

В соответствии с государственным устройством РФ в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики. Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируются развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются: объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения; соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования.

В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики введен иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля; связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений.

Современная финансовая политика РФ: её проблемы и пути решения В России в последние годы, отмечается интенсивное развитие финансового права, появились новые финансово-правовые институты, сформирована новая законодательная основа регулирования финансовых отношений.

На современном этапе одним из важных требованием к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении в жизнь. Это означает обязательное согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, с ориентацией их на выполнение главной задачи данного этапа развития. Не маловажным будет и обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой, кредитной, политикой в области ценообразования и заработной платы, как составными частями общей экономической политики.

Однако в настоящее время на пути проведения единой финансовой политики существуют проблемы структурно-организационного характера — это наличие межведомственных барьеров. Сейчас в России наряду с Министерством финансов РФ, функционируют в качестве самостоятельных органов управления финансами, такие структуры, как Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральной службе по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Все эти ведомства работают на реализацию единой цели, но такое количество структур приводит к снижению эффективности их совместной деятельности.

В новых условиях рыночной экономики активно используется механизм финансов, который функционирует в соответствии с задачами общества и государства осуществляется с помощью норм финансового права.

Нормы финансового права и бюджетная система Российской Федерации, обеспечивают финансирование всех экономических потребностей нашего государства, обороноспособность и развитие социальной сферы. При помощи норм финансового права работают государственные внебюджетные социальные фонды — Фонд государственного социального страхования и Пенсионный фонд, регулируется деятельность банков, осуществляется валютная и кредитно-денежная политика.

Важное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие налогообложение организаций и граждан, так налоги стали важным инструментом государственного регулирования экономики и главным источником бюджетных средств.

Новые процессы, происходящие в развитии местного самоуправления в нашем государстве, отразились также, и на структуре источников финансового права, так наряду с нормативными актами федерального уровня, в их состав, входят акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления применительно к их компетенциям.

На финансовое право и уровень его действенности, большое влияние оказывают противоречивость политических и социально-экономических процессов различные кризисные ситуации в современной России, кризисные ситуации всё это негативно отражается на экономике страны.

В целом российское финансовое право на современном этапе жизни общества соответствует новым условиям сегодняшнего дня именно это и определяет его важную роль в развитии производственного потенциала страны, и проведении экономических и социальных преобразований.

В настоящее время государственная финансовая политика России является одним из элементов макроэкономической политики страны и определяет перспективы развития всех секторов экономик.

Финансовая политика в зависимости от решаемых задач, фактора времени (периода) подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Говоря о стратегическом управлении финансами одной из ключевых составляющих является стратегия. Впервые это слово употреблялось в военном деле, «стратегия» произошло от греческого strategos — «искусство развертывания войск в бою», «искусство генерала». Позже это слово стало употребляться, как философский, политэкономический, а в XX веке и экономический термин.

На современном этапе в широком смысле это понятие обозначает долгосрочные меры или подходы по использованию финансов. Выбор и реализация стратегии составляют основную часть содержания стратегического управления финансами.

Профессор Гарвардского университета А. Д. Чандлер, автор книги «Стратегия и структура», дал следующее определение стратегия — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

Профессор, доктор экономических наук А. М. Ковалёва, в своей работе «Финансы и статистика» считает что «стратегия — это постановка среднесрочных и долгосрочных целей, заключающихся в максимизации выгоды (прежде всего дохода и прибыли). Тактика предполагает краткосрочные, оперативные решения для реализации стратегической установки в конкретных условиях». [6]

Под финансовой стратегией понимается долговременный курс финансовой политики государства (постановка целей и средств их достижения) рассчитанный на перспективу на основе которого вырабатывается программа действий. Финансовая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией развития страны.

В процессе её разработки формируются концепции, и даётся прогноз основных тенденций развития финансов. В финансовой политике постановка долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития страны. Сущность выработки и реализации стратегии заключается в том, чтобы из многочисленных альтернатив выбрать именно нужное направление развития государства и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Финансовая тактика — направлена на оперативное решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перераспределения финансовых ресурсов в масштабе страны.

При сравнении финансовой стратегии и финансовой тактики последняя, как правило, отличается большей гибкостью это позволяет без потерь реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

Взаимосвязь стратегии и тактики финансовой политики заключается в том, что стратегия создает оптимальные условия для решения тактических задач, как говорится стратегия определяет тактику. Тактика же, изменяя способы и формы организации финансовых связей, выявляет основные проблемы развития экономики и социальной сферы страны, что позволяет в более сжатые сроки с наименьшими затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

В последние время существенное влияние на тактику и стратегию финансовой политики в Российской Федерации оказала нестабильная обстановка в мире. Применение санкций со стороны США и Западных государств, являются прямым призывом к конфронтации на уровне государств и официальному объявлению новой геополитической и «экономической холодной войны» против Российской Федерации. Свою ставку США делают на провоцирование экономических и финансовых кризисов с целью выкачать, как можно больше средств из нашей экономики. Основная их задача разрушить наши фондовые рынки, «подсадить» Россию на свои кредитные ресурсы и обвалить нашу финансовую систему.

После введенных Госдепартаментом США, санкций против России, когда были заблокированы расчеты по картам международных платежных систем VISA и MasterCard семи российских банков остро встал вопрос о необходимости создания собственной национальной платежной системы.

Новая национальная платежная система должна быть создана и полностью быть независимой от всех иностранных валют. Без этого шага трудно будет поднять промышленность России. Пока в России не будет этого сделано, к сожалению, никаких позитивных изменений не произойдет.

В сложившейся ситуации нашему государству нужна новая финансовая и экономическая политика, интересам которых должны служить денежно-кредитная, валютно-финансовая, налоговая, и тарифная политика государства.

Для построения своей мощной и конкурентоспособной кредитно-финансовой системы наше государство должно полностью пересмотреть свою денежно-кредитную политику.

Пришло время вводить валютное регулирование и привлекать капиталы, которые будут способствовать техническому перевооружению страны.

Требованием времени выступает необходимость изменения и в налоговой политике, а именно развитие налогового стимулирования производств, возможность получения налоговых льгот для тех, кто в сложившихся условиях создает новые производства или производит модернизацию старого.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Не менее остро нуждается в переменах и тарифная политика, которая реализуется в рамках антимонопольной деятельности и поддержки конкуренции на рынках. Новая тарифная политика создаст благоприятные условия для возвращения и сохранения бизнеса.

Проводимая государством финансовая политика должна учитывать современные тенденции развития экономики в мире, с учётом специфики сложившейся внутренней и международной обстановки, реальный экономический и финансовый потенциал страны, и именно от степени ее рациональности будут зависеть темпы развития агропромышленного, и других отраслей промышленности России.

Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы необходимо:

обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Главными проблемами современной финансовой политики нашей страны являются:

сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

совершенствование налоговой системы;

оптимизация структуры расходов государства;

применение реального и прозрачного бюджета;

увеличение инвестиционного финансирования;

обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;

стабилизация валютного курса рубля;

повышение эффективности использования государственной собственности;

переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.

1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита.

2. Увеличение сбора налогов достигается путем увеличения и расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции.

3. Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям.

4. Стратегический курс в сфере государственных финансов — это прежде всего реальный бюджет. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой.

5. Расширение совокупного предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.

6. Известно, что активы Федеральной резервной системы США (ФРС) формируются в основном за счет правительственных займов, доходность которых соответствует учетной ставке ФРС. Такие монетаристские методы проведения финансовой и денежно-кредитной политики вполне могла бы позаимствовать Россия.

7. Стабилизация валютного курса рубля имеет большую роль. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО российских коммерческих банков в Центральный банк Российской Федерации. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке.

8.Повышение отдачи от использования государственной собственности — одна из проблем федерального бюджета. Необходимо обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества.

9. Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета.

10. Необходима ориентация финансовой и денежно-кредитной политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов Таким образом, в своей основе финансовая политика, является формой экономической политики, и её основное предназначение содействовать достижению поставленных целей социально-экономического развития страны. Достижение этих целей возможно лишь при эффективном распределении, перераспределении и использовании имеющихся финансовых ресурсов с учётом интересов всех субъектов финансовой системы государства.

Сегодня наша страна, располагает мощным экономическим и оборонным потенциалом и способна обеспечить достойный уровень и качество жизни населения.

Список используемой литературы Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов/ А. М. Бабич, Л. Н. Павлова — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. — 687 с.

Дрозбина А. М. Финансы: Учеб. пособ. / А. М. Дробозина.-М., 2009. -237c.

Журнал налоговая политика и практика «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.» // URL NalogKodeks.ru… osnovnye-napravleniya…2014…i…2015…

Залогов Н. А. Финансовые основы городского самоуправления в России/Н.А. Залогов.- М.:Финансы. — 2005.-№ 2. — 77с.

Колесов А. С. Финансовая политика: цели и задачи / А.С. КолесовМ.:Финансы, 2002. 55 с.

Ковалева А. М. Финансы: 4-е изд., перераб. и доп. / А. М. Ковалёва — М.: Финансы и статистика, 2005. — 384 с.

Ковалев В. В. Финансы: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп./ В. В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 640 с.

Направления совершенствования законодательства в сфере валютных правоотношений/ Под редакцией А. В. Карагодин, А. Н. Александров, И.Б. Кондрашов// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2013, № 3.

Финансы: Учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. — М.: Юрайт-М, 2004;

Поляк Г. Б. Бюджетная система России/ Г. Б. Поляка. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 306с.

Финансовая политика России/ Под ред. Р. А. Набиева, Г. А. Тактарова, Р. К. Арыкбаева. М.: Финансы и статистика, 2008, С. 6−12, 24−38.

Родионова В. М. Финансы: Учебник / В. М. Родионовой.-М., 2009. — 264с.

Родионова В. М. Финансы: учебник для вузов / В. М. Родионовой. — М.:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой