Исследование и разработка метода алгебраического моделирования пространственных окрашенных объектов
Внедрение данного метода моделирования даст разработчиками еще одно стандартное средство, тем самым, расширит их выбор средств моделирования. В зависимости от требований разработчика к быстроте, точности, реалистичности, он будет использовать один или другой метод проектирования. Применение данных алгебраических моделей важно в тех областях, где принципиально такое качество моделей, как… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНЫХ МЕТОДОВ ОПИСАНИЙ И
- РАСКРАСКИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
- 1. 1. Полигональные поверхности
- 1. 1. 1. Описание полигональных каркасов
- 1. 1. 2. Корректность представлений полигональных сетей
- 1. 1. 3. Типы треугольных сетей
- 1. 2. Сплайновые поверхности
- 1. 2. 1. Параметрические кривые
- 1. 2. 2. Разновидности кривых
- 1. 3. Алгебраические поверхности
- 1. 3. 1. Приближенные методы решения алгебраических уравнений
- 1. 3. 2. Преобразования координат
- 1. 3. 3. Триангуляция
- 1. 4. Сочетание поверхностей разных типов
- 1. 5. Методы моделирования полигональными и сплайновыми поверхностями
- 1. 6. Окраска
- 1. 6. 1. Растровые текстуры
- 1. 6. 2. Процедурные текстуры 3 О
- 1. 6. 3. Использование текстур
- 1. 7. Обзор пакетов 3D моделирования
- 1. 8. Сравнение полигональных, сплайновых и алгебраических поверхностей
- 1. 9. Выводы
- 1. 1. Полигональные поверхности
- ГЛАВА 2. МЕТОД АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РАСКРАШЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
- 2. 1. Описание метода
- 2. 2. Алгебраические поверхности
- 2. 2. 1. Форма записи полиномов
- 2. 2. 2. Классификация алгебраических поверхностей
- 2. 2. 3. Преобразование алгебраических уравнений
- 2. 2. 4. Решение алгебраических уравнений
- 2. 3. Визуализация алгебраических поверхностей
- 2. 3. 1. Алгоритмы визуализации
- 2. 3. 2. Визуализация алгебраических поверхностей 2-го порядка
- 2. 3. 3. Определение видимости
- 2. 3. 4. Построение теней
- 2. 3. 5. Стерео изображения
- 2. 4. Алгебраическое моделирование геометрии объекта
- 2. 4. 1. Алгоритм формирования библиотеки алгебраических поверхностей
- 2. 4. 2. Технологии моделирования геометрии алгебраического объекта
- 2. 5. Выводы
- ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМЫ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ РАСКРАСКИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
- 3. 1. Компьютерная модель
- 3. 2. Объединения геометрических и негеометрических свойств в одном уравнении
- 3. 2. 1. Значение переменной с фиксировано для поверхности
- 3. 2. 2. Свойство поверхности — непостоянная величина
- 3. 3. Алгоритмы раскраски
- 3. 3. 1. Сопоставление корней цветового уравнения одному значению 101 г
- 3. 3. 2. Отображение решения цветового уравнения
- 3. 4. Выводы
- ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 4. 1. Методы исследования
- 4. 2. Сравнение с полигональным методом
- 4. 2. 1. Модель автомобиля
- 4. 2. 2. Периформа
- 4. 2. 3. Сложные поверхности
- 4. 3. Исследование алгебраической окраски пространственных объектов
- 4. 3. 1. Монохромный цвет
- 4. 3. 2. Dm — полином n-ой степени от 3-х переменных х, у, z
- 4. 3. 3. Использование карт цветов
- 4. 3. 4. Dm — любая функция от трех переменных х, у, z
- 4. 4. Выводы
Исследование и разработка метода алгебраического моделирования пространственных окрашенных объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время интерактивная компьютерная графика — это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий. Трехмерная графика, в частности, широко используется в системах автоматического проектирования, в области архитектурной визуализации, кинематографе и телевидении (для создания спецэффектов), в компьютерных играх, системах виртуальной реальности, для создания изображений в печатной продукции, а так же в науке (позволяет активизировать «свойственную человеку способность мыслить сложными пространственными образами"[1]). 3D модель может как соответствовать объектам из реального мира (автомобили, здания, ураган, астероид), так и быть полностью абстрактной (проекция четырёхмерного фрактала). Получаем несколько функций интерактивной компьютерной графики [2]: иллюстративную, когнитивную [3, 4] и развлекательную.
Моделирование, создание компьютерной модели сцены и объектов в ней — первый шаг в получении трехмерного изображения. Существуют различные модели описания объектов в трехмерном пространстве. На сегодняшний день наиболее широко используемыми являются компьютерные модели на основе полигонов и сплайнов.
Основной проблемой компьютерной графики была и остается необходимость записи, обработки, хранения и передачи огромных объемов компьютерной информации, описывающей реальные объекты. Существующие в настоящее время методы компьютерной графики только частично решают эту проблему, идя по пути упрощения описания объектов. Наибольший интерес представляют аналитические модели, которые позволяют значительно снизить объемы записи моделей, ускорить обработку графической информации, описывающей реальные объекты в реальном времени с необходимой точностью. Аналитические модели позволяют создавать эффективные методы описания объектов, но при этом требуют сложных алгоритмов обработки.
Алгебраические поверхности, на основе которых строятся аналитические модели, практически не используются в современных пакетах ЗО-графики. Существуют лишь геометрические примитивы второго порядка, которые, как и сплайновые модели, при визуализации преобразуются в полигональную сетку, со всеми ее особенностями. Темой данной работы является исследование алгебраических поверхностей высших порядков, визуализация которых будет происходить напрямую, без конвертации в полигональную сетку. Положительными чертами аналитической модели, представленной алгебраическими поверхностями, являются легкая процедура расчета координат каждой точки поверхности и нормали, бессчетное множество форм, небольшой объем информации для описания сложных форм. Моделирование при помощи алгебраических поверхностей дает такие преимущества, как гладкость, непрерывность, диффе-ренцируемость, которые могут быть более важны при выборе метода проектирования, чем преимущества других моделей.
Использование алгебраических поверхностей — это альтернативный метод моделирования, который недостаточно изучен в настоящее время, но который является мощным средством моделирования.
Любой объект реального мира характеризуется не только геометрией, но и разными негеометрическими свойствами: раскраска, температура, плотность, давление и т. д. Раскраска, стоящая в ряду первых свойств при восприятии объекта, — интересна для рассмотрения и исследования.
Цель данной работы — повышение эффективности компьютерного моделирования пространственных объектов сложной формы и окраски. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ компьютерных методов и моделей описаний и раскраски пространственных объектов.
2. Исследование и разработка метода алгебраического моделирования пространственных окрашенных объектов.
3. Описание компьютерной модели, исследование и разработка алгоритмов алгебраического моделирования пространственных окрашенных объектов.
4. Экспериментальная проверка разработанного метода и сравнение с существующими методами.
Внедрение данного метода моделирования даст разработчиками еще одно стандартное средство, тем самым, расширит их выбор средств моделирования. В зависимости от требований разработчика к быстроте, точности, реалистичности, он будет использовать один или другой метод проектирования. Применение данных алгебраических моделей важно в тех областях, где принципиально такое качество моделей, как компактность, которое является отличительной характеристикой алгебраических поверхностей. К таким областям можно отнести, например, Web3D графика, 3D интерфейсы (например, RE-online UI для интеллектуальных зданий с функцией удаленного контроля). Многообразие форм так же может быть применено в области дизайна.
4.4 Выводы.
1. В данной главе описан инструментарий, который использовался автором для визуализации алгебраических поверхностей.
2. Описан интерфейс программы, разработанной автором для реализации и исследования предложенного метода и разработанных алгоритмов. Указаны пути улучшения программного прототипа, иллюстрирующего алгоритмы моделирования пространственных окрашенных объектов.
3. Приведены результаты экспериментальной проверки предложенных в третьей главе алгоритмов раскраски пространственных объектов. Выявлены некоторые закономерности в алгоритмах раскраски, приведены примеры разнообразных раскрасок.
4. Разработана методика проведения экспериментальной проверки и сравнения разработанного метода и алгоритмов с полигональным методом.
5. Эффективность работы алгебраических моделей выше при записи пространственных объектов, особенно, с высокой геометрической точностью и богатой цветовой палитрой. Объемы записи алгебраических моделей в среднем на 3 порядка меньше, чем у полигональных моделей. При высокоточном описании геометрии объектов этот показатель может вырасти до 7 порядков.
6. Экспериментальная проверка показала, что предложенный метод и алгоритмы обладают более широкими возможностями в области создания объектов сложной формы и окраски по сравнению с широко используемыми: полигональным методом конструирования и текстурным методом окраски пространственных объектов.
7. Показана необходимость реализации компактного хранилища для хранения большого числа систематизированных данных по алгебраическим окрашенным поверхностям.
8. Выявлена необходимость продолжения исследования алгебраических поверхностей и их свойств, необходимость разработки средств внедрения алгебраических поверхностей в графические пакеты.
Заключение
.
1. Проведен анализ существующих математических и компьютерных моделей пространственных объектов и их раскраски. Показана необходимость создания более быстрых и компактных математических и компьютерных моделей и методов, повышающих эффективность работы графических приложений. Для исследований и разработок выбрана алгебраическая компьютерная модель.
2. Исследован и разработан метод алгебраического моделирования пространственных окрашенных объектов. Метод включает алгоритмы:
• геометрическое моделирование пространственных объектов, а именно, формирование алгебраической компьютерной модели пространственного объекта, состоящего из алгебраических поверхностей любых степеней и трех переменных;
• создание библиотеки поверхностей, исходных для геометрического моделирования пространственного объекта;
• изменение геометрии поверхности объекта путем модификации коэффициентов алгебраических уравнений;
• выполнение функций переноса, поворота, масштабирования объекта и его элементов в пространстве;
• визуализация пространственного объекта. Метод включает также алгоритмы:
• алгебраической раскраски пространственных объектов, а именно, объединение алгебраических уравнений геометрии объекта и раскраски объекта в одно алгебраическое уравнение;
• изменение раскраски объекта путем модификации коэффициентов алгебраического уравнения цвета;
• визуализация раскрашенных объектов.
Разработанные средства обладают новизной и достаточны для экспериментальных проверок предложенного метода алгебраического моделирования пространственных раскрашенных объектов.
3. Разработана методика проведения экспериментальной проверки и сравнения разработанного метода и алгоритмов с другими методами. Экспериментальная проверка показала, что предложенный метод и алгоритмы по сравнению с широко используемыми: полигональным методом конструирования и текстурным методом окраски пространственных объектов обладает более широкими возможностями в области создания объектов сложной формы и окраски. Эффективность работы алгебраических моделей выше при записи пространственных объектов, особенно, с высокой геометрической точностью и богатой цветовой палитрой. Объемы записи алгебраических моделей в среднем на три порядка меньше, чем у полигональных моделей. При высокоточном описании геометрии объектов этот показатель может вырасти до 7 порядков.
4. Предложены пути дальнейшего развития полученных теоретических и практических результатов:
• исследование эффекта сглаживания стыков поверхностей пространственного объекта, путем изменения значений коэффициентов обобщенного алгебраического уравнения при формировании алгебраической модели пространственного объекта из отдельных поверхностей;
• создание библиотеки раскраски;
• введение в алгебраические модели, помимо геометрии и цвета, других свойств, таких как температура, плотность, давление, движение, звучание, запах и т. п. и создание средств отображения этих свойств пространственного объекта.
Список литературы
- Пилюгин В.В., Сумароков Л. Н., Фролов К. В. Машинная графика и автоматизация научных исследований. 1985 г. стр. 50−58.
- Дж.Гибсон. «Экологический подход к зрительному восприятию», Часть IV. Изображение. М.: «Прогресс», 1988 г.
- Зенкин А.В. Когнитивная компьютерная графика, ред. Д. А. Поспелова. Москва: Наука, 1991 г. стр. 192.
- Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995 г. стр. 138.
- Фоли Дж., А. вэн Дэм.,. Основы интерактивной машинной графики. Пер. с англ. В 2-х книгах. Москва: Мир, 1988 г.
- Тихомиров Ю. Программирование трехмерной графики. СПб: BHV СПб, 1998 г.
- Ньютон У Спрулл. Основы интерактивной машинной графики. Пер. с англ. Москва: Мир, 1976 г.
- Порев В. Компьютерная графика. СПб: БХВ-Петербург, 2002 г.
- Хирн Д., Бейкер М.,. Микрокомпьютерная графика. Москва: Мир, 1987 г.
- A polyhedron representation for computer vision. Baumgart B.G. NCC 75. стр. 589−596.
- Gumhold S., Straser W. Real Time Compression of Triangle Mesh Connectivity from SIGGRAPH'98 proceedings. 1998 r.
- Connectivity Compression Quadriliteral Meshes. King D., Rossignac J., Szmezak A. Graphics, Visualization and Usability Center, Colledge of Computing Georgia Institute of Technology, T. November 19, 1999 r.
- Pajarola R., Rossignac J. SQUEEZE: Fast and Progressive Decompression of Triangle Meshes. Gamasutra materials. 1999 r.
- Evans F., Skiena S., Varshney A.,. Optimizing Triangle Strips for Fast Rendering. Gamasutra materials. 1999 r.
- Foley J.D., Dam A.,. Computer graphics: principles and practice. Adison-Wesley Systems Programming Series, 1992−1995 r.r.
- Using CISSes for Detailed Modeling of Cylinders. Murugaiyan E., Clapworthy G.,. Санкт-Петербург: Третья международная конференция по компьютрной графике и визуализации. Конкурсные доклады., 13−17 сентября 1993 г.
- Дегтярев В.М. Структурно-аналитический способ представления трехмерных геометрических объектов в ЦВМ. Обмен опытом в радиопромышленности 10 (НИИЭИР). 1973 г.
- Дегтярев В.М., Морозов С.М.,. Машинная реализация структурно-аналитической модели трехмерных объектов. Сборник трудов ЛМИ, серия 6. 1991 г.
- Дегтярев В.М. Графическая система динамических трехмерных сцен. Тезисы докладов на Всесоюзном семинаре «Системы автоматизированного проекти-рования радиоэлектроники». Тверь: НПО «Центрпрограммсистем», 1991 г.
- Верхов П.А., Дегтярев В. М. Стерео визуализация трехмерных аналитических машинных моделей и ее использование в телемедицине. Москва: Телекоммуникации, 2001 г.
- Nomizu, К. and Sasaki, Т. Affine. Differential Geometry: Geometry of Affine Immersions. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1994 r.
- Hunt, B. «Some Beautiful Algebraic Surfaces.», http://www.mathematik.uni-kl.de/~hunt/drawings.html. В Интернете.
- Coxeter, H. S. M. «The Pure Archimedean Polytopes in Six and Seven. Dimensions.». Proc. Cambridge Phil. Soc. 24, 7−9, 1928 r.
- Канторович JI.B. О методе Ньютона. Санкт-Петербург: Труды матем. института им. В. А. Стеклова, XXVIII, 1949 г.
- Беланов А.А. Решение алгебраических уравнений методом Лобачевского. Москва: Наука, 1989 г.
- Загускин B.JI. Справочник по численным методам решения алгебраических и трансцендентных уравнений. Москва: Физматгиз, 1960 г.
- Introduction to numerical analysis. Hildebrand F.B. New York-Toronto -London, 1956 r.
- Палувер H.B. Об одном итерационном методе разложения многочленов на множители., Таллинн: труды Таллинского политехнического института, 1955 г., № 62, стр. 1−9.
- On the Classification of Cubic Surfaces. J. and Wall, С. Т. C.,. 19, London: Math. Soc., 1979 г., стр. 245−256.
- Кострикин А.И. т.1. Основы алгебры. Москва, 2001 г.
- Линейная алгебра, т. 2. Москва, 2001 г.
- Основные структуры алгебря. т 3. Москва, 2001 г.
- Никифоровский В.А. В мире уравнений. // Москва: Наука, 1987 г.
- SIGGRAPH'96. Bernardo P. Carneiro, Arie E. Kaufinan. ред. 1996 г. стр. 205 210.
- Gueziec, Andre. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics, Vol. 1, Issue 4. December 1995 г. стр. 328 342.
- Vaclav Skala. Conference on Scientific Computing 2000. В Интернете. 2000 г. http://www.emis.de/journals/AMUC/contributed/algo2000/skala.pdf.
- Андрей Семенихин, Алексей Игнатенко,. Сравнительный анализ методов интерактивной триангуляции сеточных функций. В Интернете. http:// cgm.graphicon.ru/content/view/63/61 /#Тос75 591 535.
- CG vol.21. William Е. Lorensen, Harvey E. Cline ,. no.4, July 1987 r.
- Ф.Препарата, М.Шеймос. Вычислительная геометрия. М.: Мир, 1989. стр. 478.
- Основы компьютерной анимации и моделирования. В Интернете. http://ruseti.ru/bookl7/.
- Sailor, перевод. Глава KapKacHoe (Mesh) моделирование. В Интернете. http://www.is.svitonline.com/sailor/doc/man/meshmod/meshmodeling.htm.
- Claudio Andauer, Manuel Bastioni, Baldassarre Cesarano,. Документация Blender’a Том I Руководство Пользователя. В Интернете. http://www.is.svitonline.com/sailor/doc/man/begin.htm.
- Иллюстрированный самоучитель по Maya для продвинутых. В Интернете. http://www.realcoding.net/teach/mayapro/index.html.
- Колесников В.Г., Димент Л.И.,. Моделирование и пересечение поверхностей: учебное пособие. СПбГТУ, 1997.
- В., Токмаджян Л. «Образование поверхностей, индуцируемых множествами линейных преобразований. Киев: Автореферат дис. на соиск. К.т.н., 1991.
- Woo Т. «А Combinatorial Analysis of Boundary Data Structure Schemata». CG & A. March 1985 г., 5(3), стр. 19−27.
- Перри Харовас, Джон Кундерт-Гибс, Питер Ли. Maya Complete. Уроки мастерства: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2001. стр. 784.
- Ratner, Peter. Моделирование головы (NURBS), (отрывок из книги). В Интернете. 1999 г. http://www.render.ru/books/showbook.php?bookid=35.
- Самоучитель по Maya для продвинутых. В Интернете. http://risovalki.ru/gruppa/l 40.htm.
- McKay, Allan. Reactor Твердые тела. В Интернете. 2003 г. http://www.marketer.rU/articles/design/3 dmax? from=10.
- The Clipmap: A Virtual Mipmap Christopher С. Tanner, Christopher J. Migdal, and Michael T. Jones Silicon Graphics Computer Systems.
- Головин, Евгений. Использование мегатекстур (megatexture, clipmaps). GameDev.ru. В Интернете. 5 февраля 2008 г. http://www.gamedev.rn/code/articles/Megatexture.
- Светлана Шляхтин. 3D Studio МАХ: первые шаги. Урок 11. Основы проецирования материалов. Компьютер Пресс. В Интернете. декабрь 2006 г. http://compress.ru/article.aspx?id=17 003&iid=786.
- Джим Адаме. Программирование ролевых игр с DirectX (2-е издание). Thomson Course Technology PTR, 2004 г.
- Киричук B.C., Яковенко Н. С. Обработка сигналов и изображений., Автометрия, 1994 г., № 2, стр. 3−6.
- Сергеев В.В. Применение методологии распознавания образов в задачах цифровой обработки изображений. Автометрия, 1998 г., № 2, стр. 63−76.
- Бучнев А.А., Калантаев П. А., Ким П.А., Пяткин В. П. Системная поддержка процесса обработки цифровых изображений., Математические структуры и моделирование, 1999 г., № 3, стр. 42−46.
- Ильин Михаил. Создаем генератор процедурных. «GameDev.ru». В Интернете. 2001−2008 г. г.http://www.gamedev.ru/community/toolcorner/articles/TFScript.
- Шум Перлинга (Perlin Noise). В Интернете. http://www.soe.ucsc.edu/classes/cmps260/Spring02/submit/weishen/html/.
- Центр компьютерной графики render.ru. В Интернете. 1999−2008 г. http://www.render.ru/.
- Ресурс для разработчиков игр «GameDev.ru». В Интернете. 2001—2008 г. http://www.gamedev.ru.
- Самоучители по системам 3D графики. Рисовалки.ру. В Интернете. http://risovalki.ru/.
- Цыпцын Сергей. SIGGRAPH 2005. Архив журнала «Техника и технологии кино» № 2/2005 г. В Интернете. http://rus.625-net.ru/cinema/2005/02/siggraph.htm.
- Федорова Дарья. Autodesk: Мах и Maya под одной крышей. В Интернете. 2006 г. http://www.render.ru/books/showbook.php?bookid=405.
- Стоянова, Кристина. Эксклюзивное интервью: Autodesk отвечает на вопросы Render.ru. В Интернете. 2005 г. http://render.ru/books/showbook.php?bookid=164.
- Вилейтнер Г. История математики от Декарта до середины 19 столетия, пер. с нем. Москва: 2 изд., 1966 г.
- Леонард Эйлер. Сборник статей, посвященный 250-летию со дня рождения. М.: Изд-во АН СССР, 1958 г .
- Блинов В.Ф. Великая теорема Ферма: Исследование проблемы. М.: ЛКИ, 2008 г.
- Курош А.Г. Алгебраические уравнения произвольных степеней. Москва: Наука, 1983 г.
- Чеботарев. Основы теории Галуа. 4.1 Изд. 2. Н.Г., 2004 г.
- Мироновский Л.А. Инварианты математических моделей. Текст Лекций, 1991 г. В Интернете. http://k44.artspb.com/lab2209/demo/Invariants91.doc.
- Введение в трассировку лучей, (из книги Джефа Проузиса). В Интернете. http://graphics.cs.msu.ru/courses/cg99/notes/lectl2/prouzis/raytrace.htm.
- Лабусов А.Н. Генерация сетки. Отдел вычислительной гидромеханики. Центр перспективных исследований СПбГПУ. В Интернете. http://www.spbcas.ru/cfd/techn/Grids.htm#chl 1.
- Тарасова Т.С., Методы формирования сложных алгебраических поверхностей и их раскраска. СПб: Труды учебных заведений связи / СПбГУТ, 2005 г., № 172, стр. 107−111.
- Obtaining the algebraic presentation of the real world objects the four variable input results analysis. Tarasova T.S., Degtyarev V.M. Vol. 9, p. 105−107, «Proc. of SPAS», 2005.
- Tarasova, Tatyana S. 3-D моделирование реальных объектов при помощи алгебраических поверхностей // WordPress. http://d, 17−71.com/2008/01/07/20 080 107 001/. В Интернете. 2008 г.
- Бурланков Д.Е. Что такое «Теория глобального времени»? Н.Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005 г.
- Бурланков Д.Е. Монография. Динамика Пространства. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005.
- Третье издание Большой Советской Энциклопедии. В Интернете. 19 691 978 г. г. http://bse.sci-lib.com/.
- Кулигин В.А., Кулигина Г. А., Корнева М. В. Физика и философия физики. Воронеж: ВИНИТИ, 2001 г., Т. № 729. (http://n-t.ru/tp/ns/fff.htm).
- Банковский Ю.М., Галактионов В. А. Современные проблемы компьютерной (машинной) графики. Москва: Едиториал УРСС, 2005 г., Будущее прикладной математики. Лекции для молодых исследователей., стр. 445−473.
- Proc. of GraphiCon'2004 The 14-th International Conference on Computer Graphics and Vision. V. Vassiliev, A. Voloboy, N. Vyukova,. Moscow: б.н., 2004. Context-Aided Visualization of Volumetric Data.
- Круглинской Д., Уингоу С., Шеферд Дж.,. Программирование на Microsoft Visual С++ 6.0 для профессионалов. СПб: Питер, 2001 г.
- Томсон Н. Секреты программирования 3-х мерной графики для Win-95. Пер. с англ. СПб: Литер, 1997 г.
- Антон Бреусов. Технические характеристики графических акселераторов. IT Community united. В Интернете. 2006 г. http://www.itc.ua/node/26 286.
- Using the CodeDOM. .NET Framework Developer’s Guide. В Интернете. http://msdn2.microsoft.com/en-us/library/y2k85ax6(vs.71).aspx.
- Крылов И.П., Дегтярев B.M., Библиотека алгебраических поверхностей, используемая для передачи геометрических образов по каналам связи., СПб: Труды учебных заведений связи / СПбГУТ, 2003 г., № 169, стр. 70−81.
- Томпсон Н. Секреты програмирования трехмерной графики для windows 95 Санкт-Петербург : издательство Питер, 1997 г.
- Шикин Е.В., Боресков А.В.,. Компьютерная графика. Динамика, реалистиче-ские изображения. Москва: Диалог-Мифи, 1995 г.
- Александр Медведев. Реальная Виртуальность, ixbt. В Интернете. 2000 г. http://www.ixbt.com/peripheral/real-vrml.html.
- Кузин Андрей. VRML шаг за шагом. Первые шаги. В Интернете. 19 992 006 г. http://www.firststeps.ru/www/vrml/vrmll.html.
- Антон Конушин. VRML. Справка по языку. Graphics & Media lab Лаборатория компьютерной графики при ВМК МГУ. В Интернете. http://graphics.cs.msu.ni/ru/libraiy/vrml/vrmlshort.html.
- Использование карт цветов при визуализации радиолокационного изображения (входит в перечень ВАК). Тарасова Т. С., Дегтярев В. М., Офицеров П. Л. Выпуск 3, Вопросы радиоэлектроники, серия Радиолокационная техника (РЛТ), 2007 г., стр. 132−138.