Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы обеспечения качества и конкурентоспособности продукции предприятий строительной отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертация выполнена на данных Госстандарта РФ, статических материалах Госкомстата РФ и Госстроя России. При исследовании использована информационная база, включающая в себя данные, отражающие уровень качества в строительной отраслирезультаты экспертного опроса специалистов, проведенного в трехстах тридцати строительных предприятияхданные анализа спроса и предложения на рынке строительной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Этапы и основные особенности развития менеджмента качества
    • 1. 1. Развитие школ научного управления
    • 1. 2. Особенности развития менеджмента в отдельных странах
      • 1. 2. 1. Модель менеджмента в США
      • 1. 2. 2. Особенности японской модели менеджмента
      • 1. 2. 3. Специфика развития менеджмента в России
    • 1. 3. Концепция всеобщего менеджмента качества
      • 1. 3. 1. Развитие менеджмента качества
      • 1. 3. 2. Зарубежный опыт управления качеством
    • 1. 4. Международные стандарты ИСО серии
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Анализ состояния качества строительной продукции, методов и систем контроля и управления
    • 2. 1. Системы контроля и управления качеством
    • 2. 2. Показатели оценки качества строительной продукции
    • 2. 3. Методы контроля качества строительной продукции
    • 2. 4. Анализ состояния качества строительной продукции на современном этапе
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Методологические основы создания системы менеджмента качества на предприятиях строительной отрасли 123 3.1. Разработка концептуальной модели системы менеджмента качества
    • 3. 2. Исследование и анализ функций управления системы менеджмента качества
    • 3. 3. Исследование и анализ состава и содержания бизнес-процессов системы менеджмента качества
    • 3. 4. Методика создания системы менеджмента качества на предприятиях строительной отрасли
  • Выводы по главе
  • Глава 4. Исследование влияния качества на
  • КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ и показатели деятельности предприятий
    • 4. 1. Анализ взаимозависимости основных показателей деятельности предприятий, уровня качества и конкурентоспособности продукции
    • 4. 2. Установление характеристик, цены и объемов производства конкурентоспособной продукции
    • 4. 3. Управление улучшением качества продукции
  • Выводы по главе
  • Глава 5. Эффективность системы менеджмента качества и разработка методов ее оценки
    • 5. 1. Принципы оценки эффективности системы менеджмента качества
    • 5. 2. Определение, анализ и оценка затрат на качество
    • 5. 3. Методы расчета частных эффектов
    • 5. 4. Методика комплексной оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества в строительной организации
    • 5. 5. Пример расчета эффективности создания и функционирования системы менеджмента качества в строительной организации
  • Выводы по главе 5 Основные
  • выводы и предложения Библиографический
  • список Приложения

Проблемы обеспечения качества и конкурентоспособности продукции предприятий строительной отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный период состояния экономики России характеризуется сложностью процесса формирования рыночных отношений. В условиях конкурентной среды рынка развитие всех отраслей должно быть ориентировано на потребителя, расширение производства качественных товаров и услуг, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и выпускаемой ими продукции.

По поручению Правительства Российской Федерации Госстандарт России совместно с Минэкономразвития и Минпромнауки России разработали проект Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг, которая представляет из себя систему официальных взглядов на: f — роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;

— цели национальной политики России в области качества продукции и услуг;

— основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.

Применяемое в Концепции определение качества продукции и услуг соответствует определению, предлагаемому Международной организацией по стандартизации (ИСО). Национальная политика в области качества должна реализовываться с учетом состояния и развития отечественного рынка, а также динамики интеграции российской экономики в мировую и российского рынка в глобальный.

Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для мирового рынка в XXI веке приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество.

В процессе экономической реформы, направленной на решение этих вопросов, происходит структурная перестройка экономики, складываются новые формы взаимоотношений между производителем и потребителем. При производстве продукции, удовлетворяющей требованиям потребителя, неизбежно возникают объективные трудности и приходится решать множество проблем, оставшихся в наследство от прежней административно-командной системы управления. До недавнего времени в нашей экономике важнейшим считался количественный показатель объемов производства, а качеству придавалось второстепенное значение. Несомненно, на словах дело обстояло по-другому, даже девятая пятилетка была объявлена «пятилеткой качества». Однако на деле качество отечественной продукции оставляло желать много лучшего, и наличие на каждом предприятии бракованной продукции считалось «нормальным» резервом повышения эффективности работы. Это было естественно в условиях планово-административной экономики и господства государственных монополий.

Весьма непростая ситуация сложилась в настоящее время в строительной отрасли. Разбалансированность экономики, высокие цены на материалы, конструкции, технику и энергоресурсы, недостаточность государственного финансирования и собственных средств, и, как результат, неконкурентоспособный уровень качества выпускаемой продукции заставляют предприятия строительной отрасли активно искать выход из создавшегося кризисного положения.

Как известно, даже в самых сложных условиях решающим фактором экономического роста и повышения эффективности является целесообразная организация производственных процессов, целенаправленное управление ими на основе системного подхода и выгодная реализация выпускаемой продукции.

Проводившиеся в нашей стране мероприятия по повышению качества, в том числе, разработка и внедрение методов оценки и контроля, и так называемых «систем управления качеством» не дали ощутимых результатов. Причины известны — это: отсутствие упорядоченной, рационально организованной службы контроля и управления качествомответственности руководства и строгого спроса за брак с исполнителязаинтересованности всего коллектива в улучшении качествав противопоставлении управления качеством системе управления всем производством, и, самое главное, в отсутствии действительно системного подхода к решению этих вопросов.

В настоящее время качество строительной продукции находится на недопустимо низком уровне, о чем свидетельствуют размеры затрат на исправление брака и различных дефектов в строительных организациях, а также участившиеся в последнее время аварии на объектах строительства. Как показывает анализ, предприятия строительной отрасли не соблюдают требования не только международных стандартов по качеству, но и действующих отечественных нормативов.

Скорейшему и эффективному решению этих проблем в строительной отрасли нашей страны может способствовать использование мирового опыта по управлению качеством на основе методологии всеобщего менеджмента качества — TQM (Total Quality Management).

В странах с развитой рыночной экономикой обеспечению качества продукции уделяется первостепенное внимание, так как именно качество является главным условием конкурентоспособности предприятий. В этих странах проблема управления качеством, или, в соответствии с принятой в 2000;м году терминологией, менеджмента качества, является приоритетной и решается на методологической и теоретической основе науки об управлении, а также в соответствии с основными принципами и требованиями концепции всеобщего менеджмента качества.

Всеобщий менеджмент качества — это концепция, предусматривающая всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при активном участии руководства и всего коллектива, и при рациональном использовании технических возможностей.

Методология TQM базируется на восьми основных принципах:

— ориентация на потребителя;

— активная роль высшего руководства (лидерство);

— сотрудничество и участие всех работников;

— процессный подход;

— системный подход к менеджменту;

— главная цель — постоянное улучшение;

— обоснованное принятие решений;

— взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Фундамент менеджмента качества — наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых таких, как Д. И. Гвишиани, Г. Х. Попов, А. Г. Аганбегян, И. Н. Герчикова, О. В. Козлова, А. А. Гусаков, Ю. П. Панибратов, Я. А. Рекитар, Н. И. Ильин и в трудах зарубежных авторов, как Ф. У. Тейлор, Г. Форд, А. Файоль, М. Х. Мескон, X. Вольфганг, М. Альберт, А. Хедоури и др.

Современный менеджмент качества базируется на исследованиях и трудах таких зарубежных ученых, как Ф. Б. Кросби, У. Э. Деминг, А. В. Фейгейнбаум, К. Исикава, Г. Тагучи, Дж.М. Джуран, В. Шухарт, а также российских ученых, внесших существенный вклад в решение проблем качества отечественной продукции таких, как Ю. П. Адлер, Г. Г. Азгальдов, J1.C. Авиром, И. А. Акимова, В. Г. Версан, Г. П. Воронин, А. В. Гличев, Ю. А. Гусаков, СД. Ильенкова, В. В. Окрепилов, Л. И. Покрасс, Н. В. Фрумен, ВД. Шапиро, Б. В. Щуров.

В строительной отрасли проблеме управления качеством посвящены научные исследования, выполненные под руководством проф., д.т.н. Монфреда Ю. Б., создавшего научную школу, многочисленные выпускники которой работают в различных регионах России и республиках бывшего Советского Союза.

На основе методологии всеобщего менеджмента качества Технический комитет 176 Международной Организации по Стандартизации (ИСО) подготовил стандарты ИСО серии 9000, в соответствии с требованиями которых должны создаваться системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях.

Система менеджмента качества — это совокупность органов управления и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции с учетом взаимодействия и взаимовлияния всех составляющих системы.

Опыт создания и внедрения СМК в странах с устоявшейся рыночной экономикой подтверждает высокую эффективность функционирования этих систем. Выпуск дефектной продукции сокращается, в среднем, на 50−60%, на 40% снижаются расходы на контроль и испытания готовой продукции, примерно в два раза снижаются затраты на качество. Рентабельность предприятий увеличивается на 15−20%.

Более 80% зарубежных фирм и компаний имеет сертифицированную систему менеджмента качества.

По данным международной организации по стандартизации, в мире по состоянию на 01.01.2001 года сертифицировано более 350 тысяч таких систем.

Россия по этому показателю существенно отстает от мирового уровня, по данным Госстандарта РФ сертификаты на системы качества имеют около 1000 предприятий.

В строительной же отрасли лишь несколько проектно-изыскательских организаций имеют такой сертификат. К сожалению, в этом списке нет ни одной строительной организации и ни одного предприятия стройиндустрии.

В 2000;м году ряд предприятий Московского строительного комплекса приступили к созданию систем качества. Экспертный опрос руководителей и специалистов Московского комплекса показал, что примерно 75% опрошенных считают создание СМК наиболее эффективным решением серьезных проблем, связанных с неудовлетворительным качеством строительной продукции.

Как показывает опыт, разработка СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО-9001:2000 на строительных предприятиях затруднена и продвигается медленно по ряду серьезных причин, связанных с тем, что стандарты ИСО универсальны и предназначены для использования в любых отраслях и сферах деятельности, хотя изначально они базируются на нормах и стандартах машиностроения. Специфика строительной отрасли столь значительна, что эффективное использование этих стандартов возможно только после адаптации их требований к строительству и разработки методов их практического применения.

Существующие проблемы, связанные с обеспечением качества и конкурентоспособности строительной продукции, возникшие в связи с переходом к рынку и требующие скорейшего решения малоизученны и недостаточно исследованы, хотя имеют важнейшее значение в повышении эффективности деятельности предприятий строительной отрасли и их выживаемости в условиях конкурентной рыночной среды. Представленное исследование, его теоретические, методологические положения и методические рекомендации в определенной мере восполняют этот пробел.

Целью диссертационной работы является решение научной проблемы по обоснованию, созданию и апробированию методологии разработки, внедрения и оценки эффективности систем менеджмента качества, направленных на обеспечение качества, конкурентоспособности строительной продукции и повышение эффективности деятельности предприятий строительной отрасли.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решались следующие основные задачи:

— обоснование качества, как особой экономической категории и объекта управления в структуре реформируемой экономики, раскрытие его ключевой роли в повышении эффективности функционирования как строительной отрасли, так и народного хозяйства в целом;

— проведение анализа зарубежного опыта управления качеством, применения концепции всеобщего менеджмента качества и требований международных стандартов ИСО серии 9000;

— систематизация и анализ отечественного опыта использования систем контроля и управления качеством, выявление причин недостаточной эффективности их применения;

— анализ существующего состояния качества продукции строительной отрасли и определение основных направлений его улучшения;

— определение интегрального показателя качества строительной продукции;

— выявление и обоснование закономерностей влияния качества на конкурентоспособность строительной продукции и основные показатели деятельности предприятий;

— исследование процесса управления качеством в строительстве и определение стратегии в области повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции;

— обоснование и разработка концептуальной модели системы менеджмента качества для предприятий строительной отрасли;

— проведение системно-структурного анализа бизнес-процессов и определение набора и содержания документированных процедур, обеспечивающих функционирование СМК с соблюдением требований международных стандартов ИСО 9000;

— подготовка методических рекомендаций по созданию и внедрению СМК в проектно-изыскательских и строительных организациях, и предприятиях стройиндустрии;

— разработка методических положений по количественной оценке, анализу и управлению затратами, связанными с улучшением качества продукции;

— разработка методических подходов и методических рекомендаций по определению экономического эффекта от функционирования СМК на предприятиях строительной отрасли, а также создание экономико-математической модели для проведения расчетов.

Объектом исследования являются предприятия строительной отрасли различных организационно-правовых форм собственности независимо от объемов и видов выполняемых работ и типов выпускаемой продукции.

Предмет исследования составляют процесс управления качеством строительной продукции и его влияние на повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий строительной отрасли.

Теоретической и методологической основой исследования являются современные экономические теории, объективные экономические законы развития рыночных отношений, основные положения науки об управлении, современные теории менеджмента, концепция всеобщего менеджмента качества, а также труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики и управления предприятиями и менеджмента качества продукции, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации по рассматриваемой проблеме, а также стандарты ИСО серии 9000.

Исследование базируется на диалектических методах познания, обеспечивающих комплексный и объективный характер их изучения. В процессе исследования использованы методы системного, логического, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, комплексного анализа структуры управления и системно-структурного анализа производственного процесса предприятий строительной отрасли.

Диссертация выполнена на данных Госстандарта РФ, статических материалах Госкомстата РФ и Госстроя России. При исследовании использована информационная база, включающая в себя данные, отражающие уровень качества в строительной отраслирезультаты экспертного опроса специалистов, проведенного в трехстах тридцати строительных предприятияхданные анализа спроса и предложения на рынке строительной продукцииматериалы зарубежного опыта применения концепции TQM и стандартов ИСО серии 9000- а также результаты практического участия автора в разработке СМК на отечественных предприятиях.

Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании и решении на основе системного подхода теоретических и методологических проблем создания и функционирования СМК, обеспечивающих высокий уровень качества выпускаемой строительной продукции, существенное повышение ее конкурентоспособности в совокупности с ростом эффективности деятельности предприятий строительной отрасли.

В результате выполненного исследования автором получены следующие научные результаты.

1. Обоснована целесообразность разработки и внедрения СМК направленных на эффективное использование потенциала предприятий строительной отрасли в области повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

2. Разработана методология создания систем менеджмента качества на предприятиях строительной отрасли, базирующаяся на структурно-функциональном анализе управления качеством в процессе производства строительной продукции и последующей ее эксплуатации.

3. Предложен методический подход к моделированию системы менеджмента качества, позволяющий адекватно отражать взаимодействие и взаимосвязи всех составляющих ее элементов, на основе которого создана концептуальная модель СМК для предприятий строительной отрасли.

4. Разработаны методы анализа и определения состава и содержания бизнес-процессов, функций управления, набора и содержания документированных процедур СМК для проектно-изыскательских и строительных организаций, и предприятий стройиндустрии.

5. Обоснованы и выявлены зависимости влияния уровня качества на конкурентоспособность строительной продукции и основные показатели хозяйственной деятельности предприятий для использования их в определении стратегии на рынке строительных услуг.

6. Предложены аналитические и графические методы определения и обоснования улучшения уровня качества продукции, установления цены и объема производства для достижения максимально возможной прибыли предприятия.

7. Сформулированы новые методические подходы к качественной и количественной оценке эффективности системы менеджмента качества с учетом факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятий. На этой основе разработаны экономико-математическая модель и методические рекомендации для определения экономического эффекта от функционирования СМК.

8. На основе проведенного исследования обоснована необходимость создания и внедрения систем менеджмента качества, ориентированных на систематическое улучшение качества, оптимизацию производственных затрат и повышение конкурентоспособности строительной продукции.

Практическая значимость результатов выполненных исследований состоит в том, что на основе разработанных автором теоретических и методологических положений предложены методология создания СМК и комплекс научно-методических рекомендаций, обеспечивающих повышение качества, конкурентоспособности продукции и эффективности деятельности предприятий строительной отрасли. Разработаны модели систем менеджмента качества для проектно-изыскательских и строительных организаций, и предприятий стройиндустрии. Методические рекомендации и концептуальная модель СМК могут быть использованы во всех хозяйствующих субъектах строительной отрасли.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена применением современных теорий экономического анализа, основных положений науки об управлении, теории и практики менеджмента, использованием системного подхода, концепции всеобщего менеджмента качества, методологических и научно-практических положений, разработанных автором, а также применением репрезентативного объема данных, представляющих собой обширный массив информации по исследуемой проблеме.

Достоверность подтверждается внедрением разработанной методологии при создании СМК на отечественных предприятиях, результатами их эффективного функционирования и сертификацией этих систем независимыми российскими и международными сертификационными органами.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические и практические положения диссертации докладывались и были одобрены на международных и всероссийских конференциях и семинарах в Москве (1999, 2000 гг.), Новосибирске (1998г.), Лондоне (1998г.), Хельсинки (2000 гг.) и др.

Теоретические положения и методические рекомендации были предложены и внедрены при создании системы менеджмента качества в следующих организациях: ДО АО «Гипрогазцентр» (г. Нижний Новгород), ДОАО «ВНИПИгаздобыча» (г. Саратов), ОАО «Стройпроект» (г. Москва), ЗАО «Завод Мосметаллоконструкция» (г. Москва), ОАО «Гордорстрой» (г. Москва).

Результаты исследований использованы автором при разработке практических рекомендаций по созданию и внедрению СМК на предприятиях московского строительного комплекса, а также при проведении занятий на семинарах и курсах в системе повышения квалификации и аттестации специалистов строительной отрасли в рамках Российского Общества Инженеров Строительства (РОИС).

На защиту выносятся:

— методология создания и внедрения систем менеджмента качества в строительстве в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9000;

— концептуальная модель системы менеджмента качества для предприятий строительной отрасли;

— методологические положения и методические рекомендации по определению состава бизнес-процессов, набора и содержания документированных процедур, обеспечивающих функционирование СМК;

— механизм контроля и регулирования функционирования СМК с целью обеспечения качества и конкурентоспособности строительной продукции;

— методические рекомендации по разработке и внедрению системы менеджмента качества на предприятиях строительной отрасли;

— зависимости конкурентоспособности строительной продукции и основных показателей деятельности предприятий от уровня качества продукции;

— методологические подходы и методические рекомендации по оценке и управлению затратами на улучшение качества продукции и оценке эффективности функционирования СМК на предприятиях строительной отрасли;

— экономико-математическая модель расчета экономического эффекта от функционирования СМК в строительной организации.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В диссертации обобщены научные и практические результаты, полученные автором за многолетний период работы по проблеме обеспечения качества и конкурентоспособности строительной продукции. Они основаны на комплексном исследовании, которое включает в себя все этапы решения поставленных задач от разработки теоретических, методологических и методических основ до практических рекомендаций и внедрения.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что эффективное управление качеством продукции является определяющим фактором конкурентоспособности предприятий и остается важнейшим направлением в развитии народного хозяйства на современном этапе. Процесс интеграции отечественного рынка в мировой рынок ставит свои условия, в числе которых создание системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000, что позволяет обеспечить производство конкурентоспособной продукции.

2. Анализ современного состояния качества и рынка строительной продукции в России свидетельствует о том, что применявшиеся ранее методы и системы управления и контроля качества в настоящее время не функционируют, что привело к ухудшению качества строительной продукции, наличию значительных затрат на ликвидацию дефектов и, соответственно, к снижению эффективности деятельности предприятий. По данным проведенного исследования из общего числа обнаруженных дефектов примерно 40% составляют критические дефекты, которые влияют на прочность и устойчивость здания и его частей, 43% - значительные, и только 17% приходится на прочие дефекты.

3. Результаты экспертного опроса руководителей и специалистов строительной отрасли показали, что более 72% экспертов считают внедрение систем менеджмента качества, разработанных в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000, приоритетным направлением решения проблемы улучшения качества строительной продукции.

4. Созданию систем менеджмента качества предшествует этап разработки модели, в которой отражаются все элементы системы и взаимодействие между ними. Исследование процессов управления предприятиями строительной отрасли дало возможность построить концептуальную модель системы менеджмента качества для этих предприятий. Модель СМК так же, как и система управления предприятиями, имеет двухуровневую иерархическую структуру. На нижнем уровне модели отражаются бизнес-процессы, обеспечивающие выпуск продукции, на верхнем уровне — функции управления, реализуемые в СМК.

5. Состав, содержание бизнес-процессов и взаимосвязи между ними установлены путем исследования производственных процессов с использованием системного подхода. Функции управления в СМК определены на основании изучения систем управления предприятиями и требований международных стандартов. Структурирование бизнес-процессов и анализ содержания функций управления позволили определить набор и содержание документированных процедур, необходимых для функционирования СМК.

6. На основе выполненных теоретических исследований и сформулированных методологических положений разработаны методические рекомендации по созданию СМК, содержащие совокупность основных этапов и мероприятий по разработке и внедрению системы, начиная с анализа существующей системы управления предприятием и заканчивая сертификацией СМК. В рамках методических рекомендаций разработан механизм контроля и регулирования функционирования СМК с.

279 целью обеспечения заданного уровня качества и конкурентоспособности строительной продукции. Данная методика дает возможность упорядочить, систематизировать и строго регламентировать процесс разработки СМК на предприятиях строительной отрасли.

7. Доказано, что важнейшим фактором, определяющим потребительскую ценность и конкурентоспособность продукции, влияющим на повышение прибыли предприятий, является качество выпускаемой продукции. В работе предложен методический подход, который позволяет с помощью матричной информационной модели и использования метода бенчмаркинга определить характеристики конкурентоспособной строительной продукции на основе анализа аналогичной продукции, выпускаемой предприятиями-кокурентами.

8. Выявлены и обоснованы зависимости между основными показателями деятельности предприятий и уровнем качества продукции. На этой основе разработаны графические модели, которые дают возможность с учетом рыночной ситуации устанавливать цену продукции и необходимый объем производства, обеспечивающие получение максимально возможной прибыли.

9. С учетом рассмотренных в диссертации основных экономических принципов функционирования рыночной среды разработаны три методических подхода к оценке эффективности СМК: оценка затрат на обеспечение качестварасчет частных показателей эффективности отдельных мероприятийкомплексная оценка эффективности функционирования СМК.

10. Основой методики комплексной оценки эффективности СМК является предложенная логическая модель формирования экономического эффекта, которая дает возможность определить направления повышения эффективности деятельности предприятий при функционировании СМК, а также установить, за счет каких конкретных документированных процедур формируются источники экономического эффекта. Проведенное.

280 исследование показывает, что источники экономического эффекта являются: снижение издержек строительного производства, увеличение объемов строительно-монтажных работ и повышение цены строительной продукции.

11. Разработанная в диссертации экономико-математическая модель позволяет определить прирост прибыли при функционировании СМК за счет повышения качества и конкурентоспособности продукции. По предложенной модели выполнен расчет экономического эффекта для конкретной строительной организации, прирост прибыли в этой организации составил 2,4% годового объема строительно-монтажных работ.

12. Научная обоснованность и практическая целесообразность разработанных автором теоретических, методологических положений и методических рекомендаций подтверждена результатами внедрения на предприятиях строительной отрасли.

Дальнейшее развитие общей стратегии повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции предполагает создание ряда законодательных, правовых и других нормативных актов по обеспечению широкого внедрения и сертификации систем менеджмента качества в строительной отрасли в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Практикум по менеджменту. М.: Финансовая академия, 1996.- 155с.
  2. С.И. Организация инвестиционно-строительной деятельности. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. 240с.
  3. С.И. Инвестирование. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 440с.
  4. А.С. Управление качеством крупнопанельного домостроения. -М.: Стройиздат, 1983. 200с.
  5. Ю.П., Аронов И. З., Шкер B.J1. Менеджмент XXI века краткий обзор основных тенденций// Методы менеджмента качества. — 1999. — № 3.
  6. Г. Г. Потребительная стоимость и ее измерение. М.: Экономика, 1971. — 168с.
  7. Г. Г., Сендерова О. М. Оценка и аттестация качества в строительстве. -М.: Стройиздат, 1977. 65с.
  8. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982. -260с.
  9. К., Вегхорн Т. Миссия возможного, или Как стать компанией мирового класса: Пер. с англ. Челябинск: «Урал Ltd», 1998. — 292с.
  10. A.M. Управление качеством продукции в строительстве. М.: Стройиздат, 1989. — 134с.
  11. П.Версан В. Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. М.: ВНИИС, 1994. — 218с.
  12. В.Г. и др. Сертификация. Отечественная и зарубежная практика. -М.: Центр «Наука и техника», 1994. 215с.
  13. В.Г., Чайка И. И. и др. От сертификации к оценке и подтверждению соответствия // Сертификация. — 1997. — № 3. — С. 8−13.
  14. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. М.: Гардарика, 1996. — 416с.
  15. О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1995.-252с.
  16. В.И. Системы качества и рынок. Серия «Сертификация и бизнес». Выпуск 1. М.: Колос, 1992. — 62с.
  17. И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-478с.
  18. А.В., Панов В. П. и др. Что такое качество? М.: Экономика, 1968.- 180с.
  19. А.В., Круглов М. И. и др. Управление качеством продукции. М.: Экономика, 1979. — 260с.
  20. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: МАИ, 1998. -215с.
  21. О.П. и др. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999. 260с.
  22. Г. И., Мурадов Э. Г. Основы стандартизации и управления качеством продукции промышленности строительных материалов. М.: Высшая школа, 1987. — 335с.
  23. П.Г., Цай Т.Н., Маражда Б. Конкуренция и управление рисками на предприятиях. М.: AJIAHC, 1996. — 280с.
  24. П.Г., Кулаков Ю. Н., Лукманова И. Г. и др. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов. Смоленск, Смолин-Плюс- М.: АСВ, 1999.-567с.
  25. П.Г., Кулаков Ю. Н., Лукманова И. Г. и др. Экономика и управление недвижимостью. Примеры, задачи, упражнения: (в двух частях).- Смоленск, Смолин-Плюс- М: АСВ, 2001. 800с.
  26. А.А. Системотехника строительства. М.: Стройиздат, 1993. -368с.
  27. А.А., Монфред Ю. Б., Прыкин Б. В. и др. Организационнотехнологическая надежность строительства. М.: SvR-Аргус, 1994. — 472с.
  28. А.А., Ильин Н. И., Эдели X. и др. Экспертные системы в проектировании и управлении строительством. М.: Стройиздат, 1995. -322с.
  29. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФА-М, 1997.-280с.
  30. У.Э. Выход из кризиса: Пер. с англ. Тверь: Альба, 1994. — 497с.
  31. Д. Все о качестве: Зарубежный опыт. Выпуск 2. Высший уровень руководства и качество. М.: Экономика, 1993. — 62с.
  32. П. Эффективное управление: Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.-288с.
  33. Л.Г. Практика сертификации систем качества// Сертификация. -1997. -№ 3.-С. 17−20.
  34. В.В., Барт Т. В. Расчет цены и конкурентоспособности продукции// Методы менеджмента качества. 2000. — № 8. — 4с.
  35. Г. Я. Управление качеством механомонтажных работ. М.: Стройиздат, 1984. — 105с.
  36. Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 1997. — 172с.
  37. С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 199с.
  38. Н.И., Лукманова И. Г., Немчин A.M. и др. Управление проектами: Учебник для вузов. СПб, Два-ТрИ, 1996. — 610с.
  39. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.-290с.
  40. ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» М.: ВНИИС, 2001. — 30с.
  41. ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» М.: ВНИИС, 2001.-20с.
  42. ИСО 10 014 «Руководящие принципы управления экономикой качества» (Первая редакция 01.08.1998 г.): Пер. с англ. М.: ВНИИС, 1999. — 17с.
  43. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 350с.
  44. Качество и его эффективность / Г. А. Круглов, В. Н. Гусев, М. Г. Круглов. -М.: «Станкин», 1995.- 185с.
  45. Р.Г. Рынок нового жилья Москвы. М. АгиСО, 1999. — 200с.
  46. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 176с.
  47. М.И. Управление строительством: опыт США, Японии, Великобритании, ФРГ, Канады. М.: Стройиздат, 1994. — 415с.
  48. И.К. Перестройка управленческого и хозяйственного механизма в строительстве. М.: Знание, 1989. — 65с.
  49. И.К., Арбатов А. А., Лукманова И. Г. и др. Инвестиции в Россиии зарубежных странах. М.: РАУ-Университет, 2001. — 360с.
  50. Г. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-230с.
  51. Н.Ф. Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельностью в условиях экономики переходного периода. -М.: ЦНИИЭУС, 1998. 227с.
  52. Ф. Основы маркетинга. М: Прогресс, 1993. — 436с.5 9. Край ер Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000: Пер. с нем. -М.: ИздАТ, 1999, 211с.
  53. М.Г., Сергеев С. К., Такташов В. А. и др. Менеджмент систем качества: Учебн. пособие. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. — 368с.
  54. М.Г., и др. Менеджмент систем качества: Учебн. пособие. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. — 368с.
  55. М.Г., Шишков Г. М. Управление качеством TQM. М.: МГТУ «Станкин», 1999.- 112с.
  56. Кружки качества на японских предприятиях. М.: Издательство стандартов, 1990. — 70с.
  57. Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: «Аудит». Изд. объединения «ЮНИТИ», 1998. -463с.
  58. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Издательство стандартов, 1992, — 154с.
  59. Ю.А. Имитационные модели и их применение в управлении строительством. JI.: Стройиздат. Ленингр. отд., 1986. — 224с.
  60. Ю.А., Хачатуров А. Е. Экономические аспекты систем качества // Методы менеджмента качества. 2001. — № 5. — 8с.
  61. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: ЛОГОС, 1998.-576 с.
  62. А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.: Издательство стандартов, 1994.180с.
  63. Р. и др. Экономика: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. — 400с.
  64. В.А. Всеобщее управление качеством (TQM) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 432с.
  65. В.А., Ковальский М. И. Организация управления строительством в капиталистических странах. М.: Стройиздат, 1987. -290с.
  66. С.П., Павлов К. В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. -г.Апатиты: КНЦ РАН, 1993. 178 с.
  67. И.Г., Шапиро В. Д., Романова К. Г. и др. Методическое пособие по разработке систем управления проектами. М.: МГСУ — АО «Инфосервис», 1994.-460с.
  68. И.Г., Петрова С. Н., Романова К. Г. и др. Толковый словарь по управлению. М.: Алане, 1994. — 252с.
  69. И.Г. Менеджмент качества в строительстве. М.: МГСУ, 2001.-262 с.
  70. И.Г. и др. Система обеспечения качества строительства в соответствии с международным стандартом ИСО 9000. М.: ЗАО «Издательский дом «Логос-Развитие», 2001. — 152с.
  71. И.Г., Орел Т. Я. Системы качества на основе международных стандартов// Проект. 1997. — № 6. — 6с.
  72. И.Г., Орел Т. Я. Управлять качеством по международным стандартам// Промышленное и гражданское строительство. 1997. — № И. -4с.
  73. И.Г., Орел Т. Я., Петрова С. Н., Романова К. Г. Документирование системы качества// Проект. 1998. — № 2.- 10с.
  74. И.Г., Куцый Д. В. Экономическая эффективность функционирования системы качества в строительных организациях/ Сб. научных трудов факультета ЭОУС. М.: МГСУ, 1998. — 8с.
  75. И.Г., Петрова С. Н., Романова К. Г. и др. Разработка систем обеспечения качества в проектных и строительных организациях в соответствии с МС ИСО 9000// Промышленное и гражданское строительство. 1999. — № 8. — 7с.
  76. И.Г. Эффективность систем качества в строительстве/ Сб. научных трудов. М.: МГСУ, 1999. — Юс.
  77. И.Г., Грабовый П. Г., Кулаков Ю. Н. и др. Научные и практические аспекты управления недвижимостью в России// Промышленное и гражданское строительство. 2000. — № 1. — 4с.
  78. И.Г. Принципы построения концептуальной модели системы управления качеством в строительстве// Проекты и инвестиции. 2000. -№ 3/6. — 6с.
  79. И.Г. Использование системного подхода при разработке концептуальной модели системы управления качеством// Проекты и инвестиции. 2001. — № 1. — 10с.
  80. И.Г. Основные положения методического подхода к разработке системы управления качеством// Промышленное и гражданское строительство. 2001. — № 2. — 6с.
  81. И.Г. Зависимость цены строительной продукции от качества// Экономика строительства. 2001. — № 2. — 6с.
  82. И.Г. Концептуальная модель системы управления качеством на предприятиях стройиндустрии// Промышленное и гражданское строительство. 2001. — № 4. — Юс.
  83. И.Г. Методический подход к оценке эффективности системы управления качеством в строительстве// Экономика строительства. 2001. -№ 4. — 8с.
  84. И.Г. Моделирование системы менеджмента качества в строительстве/ Сб. научных трудов. М.: МГСУ, 2001. — 6с.
  85. К.Р., Брю C.JL Экономикс: Пер. с англ. М.: Республика, 1992.-400с.
  86. Р.А. От «учета и контроля» к системному построению производственных процессов // Методы менеджмента качества. 2001. — № 5.-4с.
  87. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. (Вторая редакция) Официальное издание. М.: Экономика, 2000. -422с.
  88. Методические рекомендации по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов. Письмо Госстроя России от 06.04.94. № б/н.
  89. Методические рекомендации по определению стоимости строительства, свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений. Письмо Госстроя России от 10.11.92. № БФ-926/12.
  90. Методические рекомендации по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формирования финансовых результатов. Утверждены
  91. Госстроем России от 6 апреля 1994 г. по согласованию Минэкономики России и Минфином России. Письмо Минфина России от 23.05.94. № 66.
  92. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 701с.
  93. Миттаг Х.-Й., Ринне X. Статистические методы обеспечения качества: Пер. с нем. М.: Машиностроение, 1995. — 211с.
  94. В.М. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303с.
  95. Я. «Тоета». Методы эффективного управления: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1989. 128с.
  96. Ю.Б. Организация систем управления качеством строительства: Учебн. пособие. М.: МИСИ, 1986. — 76с.
  97. Ю.Б. Функционирование систем управления качеством строительной продукции: Учебн. пособие. М.: МИСИ, 1988. — 52с.
  98. Н.Г., Архангельская Е. А. Современные методы и алгоритмы обработки измерений и контроля качества продукции. М.: Издательство стандартов, 1995. — 161с.
  99. Нив Г. Пространство доктора Деминга. Кн. 1: Пер. с англ. Тверь: Городской общественный фонд «Развитие через качество», 1998. — 212с.
  100. В. и др. Оценка эффективности системы качества в строительных организациях// Стандарты и качество. 2000. — № 6. — 5с.
  101. О введении единой системы экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров (с изменениями на 19 января 1998 г.). Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.95. № 1267.
  102. О мерах по повышению качества строительно-монтажных работ, роли и ответственности органов Госархстройнадзора России. Письмо Госстроя России от 27.05.98 № П.
  103. О мерах по предотвращению аварий строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений. Письмо Госстроя России от 27.11.97. № БЕ-19−42/16.
  104. О методических рекомендациях по определению величины сметной прибыли в строительстве при формировании свободных цен на строительную продукцию. Письмо Госстроя России от 30.10.92. № БФ-906/12.
  105. О методических рекомендациях по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР). Письмо Госстроя России от 04.06.93. № 12/146.
  106. О резерве средств на непредвиденные работы и затраты в строительстве. Распоряжение заместителя премьера правительства Москвы от 06.05.96 № 551-РЗП.
  107. Об упорядочении процесса согласования проектов строительства. Письмо Госстроя России от 13.02.96. № БЕ-19−4/9.
  108. Об утверждении «Методологических положений по расчету индексов цен в капитальном строительстве». Постановление Госкомстата России от 21.05.97.-№ 30.
  109. В.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов, 2-е издание, дополненное и переработанное. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. — 639с.
  110. Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве и условиях развития рыночных отношений. Письмо Госстроя России от 22.10.93. № БЕ-19−21/12.
  111. Ю.П. Планирование и хозяйственный расчет в строительстве в современных условиях. Учебное пособие. JI.: ЛИСИ, 1987. -84 с.
  112. С.О., Иваненко И. Б. Комплексная система управления качеством труда и продукции (опыт Львовского производственного объединения «Электрон»). М.: Экономика, 1978. — 120с.
  113. А.Н., Фомин В. Н. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей// Маркетинг. 2000. — № 2. — 4с.
  114. План действия Правительства Российской Федерации в областисоциальной политики и модернизации экономики на 2000−2001 годы. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г. № 1072 р.
  115. Я.Ф. Комплексная система управления качеством строительной продукции. М.: Стройиздат, 1980. — 134с.
  116. Р.Д., Витон В., О’Сильвиан А. Жилищная экономика: Пер. с англ. М.: Дело., 1996. — 224с.
  117. Л.И. Управление качеством в строительном тресте. Киев: Будивельник, 1976. — 136с.
  118. Л.И. Рекомендации по повышению качества строительства в УССР. Киев: Издательство НИИСП, 1980. — 67с.
  119. Положение об оценке качества проектно-сметной документации для строительства. Постановление Госстроя СССР от 06.06.85 № 28-Д.
  120. Т.М., Соловьев В. П., Карпов Ю. А., Основы управления качеством продукции. Раздел 3. Контроль качества продукции: Учебн. пособие. М.: МИСиС, 1992. — 219с.
  121. Т.М., Карпов Ю. А., Соловьев В. П. Основы управления качеством продукции. Раздел 3. Сертификация продукции: Учебн. пособие. М.: МИСиС, 1990. — 173с.
  122. С.А. Стратегическое управление: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: Инфра-М, 2000. — 304с.
  123. Т.Д. Учет затрат на качество// Бухгалтерский учет. 2000. — № 11.-6с.
  124. А.Г. Управление инвестициями в условиях перехода к рынку.-М.: 1993.- 111 с.
  125. Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений (с изменениями от 25 апреля 1996 г.). Письмо Госстроя России от 29.12.93. № 12−349.
  126. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Утвержден постановлением Правительства РФ от 21.09.94 г. № 15.
  127. Постановление Государственной Думы от 19.06.96 г. № 467−115Д. «О концепции экономического и социального развития Российской Федерации на 1996−2005 годы».
  128. Е.М. и др. Управление качеством жилищного строительства. -Киев: Будивельник, 1990. 129с.
  129. И.И. Управление производительностью. Киев: Техника, 1990.-319с.
  130. В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас. М.: ЗАО «Япония сегодня», 2000. — 334с.
  131. РДС 82−202−96. Правила разработки и применение нормативов трудно устранимых потерь и отходов материалов в строительстве.
  132. РДС 82−201−96. Привила разработки норм расхода материалов в строительстве.
  133. Я.А. и др. Строительный комплекс в капиталистической экономике. М.: Наука, 1991. — 273с.
  134. Рыночная экономика: Словарь/ Под общ. ред. Г. Я. Кипермана М.: Республика, 1993. — 524с.
  135. Сборник договоров. М.: Проспект, 1999. — 560с.
  136. Сборник сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР-91).
  137. М.З., Мацута В. Д., Трофимов В. М. Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия: Учебн. пособие. М.: ВИСМ, 1991.-59с.
  138. Сертификация. Принципы и практика: Пер. с англ. М.: Издательство стандартов, 1990. — 70с.
  139. Н.Е. Управление реформированием строительнойорганизации. М.: СИНТЕГ, 1998. — 224с.
  140. В.И. Экономико-статистическое исследование качества продукции. М.: Статистика, 1971. — 162с.
  141. JI.E. Методология оценивания затрат на качество// Методы менеджмента качества. 2001. — № 1. — 6с.
  142. СНиП 3.01.01−85. Организация строительного производства (издание 1995 г.)
  143. СНиП 3.01.04−87. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов.
  144. Соглашение по определению стоимости строительства и выполненных подрядных работ на 1995 г. Соглашения между государственными органами и (или) другими субъектами права от 24.01.95. № б/н.
  145. В. Деловая Япония. М.: Мысль, 1991. — 216с.
  146. Строительное производство: Энциклопедия/ Под ред. А. К. Шрейбера и др., авторский коллектив, в т. ч. И. Г. Лукманова. М.: Стройиздат, 1995. -464с.
  147. И.С., Лукманова И. Г., Шайтанов В. Я. и др. Экономика строительства: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1997. — 414с.
  148. И.С., Лукманова И. Г., Лукинов В. А. и др. Менеджмент в строительстве: Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 1999. — 540с.
  149. И.С., Лукманова И. Г., Шайтанов В. Я. и др. Маркетинг в строительстве: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2001. — 344с.
  150. В.А. Экономический механизм предпринимательской деятельности. М.: АО СОЛИД, 1996. — 144 с.
  151. Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (Извлечение). Письмо Госстроя России от 04.12.95. № БЕ-11−250/7.
  152. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272с.
  153. Указания о порядке отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения данных о законченном строительством жилье. Утверждены постановлением Госкомстата России от 22.11.97. -№ 137.
  154. В.А. Методология экономического развития предприятий в условиях рыночной экономики (принципы и методы). Диссертация. д.э.н. 08.00.05.-М.: ГАУ, 1995.
  155. Р.А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998. — 416с.
  156. Р.А. Проблемы оценки и повышения конкурентоспособности России// Стандарты и качество. 2000. — № 7. — 7с.
  157. Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности// Стандарты и качество. № 1. 1995. — 6с.
  158. А. Контроль качества продукции: Пер. с нем. М.: Экономика, 1994. — 187с.
  159. Философия качества по Тагучи. Серия «Все о качестве». Зарубежный опыт. Выпуск 6: Пер. с англ. М.: НТК «Трек». — 1997. — 78с.
  160. К., Эриашвили Н. Д., Соловьев Б. А., Цыпкин Ю. А. Маркетинг. Принципы и технологии маркетинга в свободной рыночной системе. М.: ЮНИТИ, 1997.
  161. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат: Пер. с англ. М.: Инф.-изд. Дом «Филинъ», 1996.
  162. Цай Т.Н., Грабовый П. Г., Романова К. Г. и др. Организация строительного производства: Учебник для вузов. М.: АСВ, 1999. — 432с.
  163. В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента// Стандарты и качество. 1997. — № 6. — 8с.
  164. В.В. и др. Управление инвестициями: в двух томах. М.: Высшая школа, 1998. — 980с.
  165. Шим Джей К., Сигел Джоел Г. Методы управления стоимостью ианализа затрат: Пер. с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.-344с.
  166. И.Ф., Станякин В. И. Квалиметрия и управление качеством. -М.: Издательство ВЗПИ, 1992. — 255с.
  167. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ.- под ред. А. А. Горячева. М.: Экономика, 1990. — 350с.
  168. Hughes Т., Williams Т. Quality Assurance: A Framework to Build on// 2nd edition, Blackwell Science, 1995 187p.
  169. Juran J.M. Juran on leadership for quality. An executive handbook. New York, N.Y.: Free Press, 1989. — 376p.
  170. Juran J.M. A history of managing for quality: the evolution? trends? and future directions of managing for quality. New York, N.Y.: Press, 1995. — 688p.
  171. Lukmanova I.G. An efficiemy estimate for the system of quality management in construction// Civil engineering. Finland, 2001. — № 3. — 7p.
  172. Paradis G.W., Small F. Demystifying ISO 9000// Addison Wesley Publishing Company, 1996. — 153p.
  173. Quality Assurance in the construction industry. Edited by Alan Foster. Hutchinson Education, 1989. 123p.
  174. Richard H. Neale. David E. Neale. «Construction Planning.» Thomas Telford, London, 1989. 160p.
  175. Shewhart W.A. Statistical Methods from the Viewpoint of Quality Control. Lancaster press, Lancaster, PA, 1979. — 318p.
  176. Stephen Wearne. «Civil Engineering Contracts.» Thomas Telford, London, 1989. 108p.
Заполнить форму текущей работой