Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностные аспекты подбора и адаптации персонала страховых компаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное развитие. Однако, все еще довлеют стереотипы прошлого, когда в стране действовала государственная страховая монополия, в роли страховщика выступало государство и профессия страхового агента не привлекала должного внимания исследователей — психологов, что отражается… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
    • 1. 1. Общетеоретические вопросы проблемы
    • 1. 2. Профессиональное становление личности и условия достижения вершин профессионализма
    • 1. 3. Адаптация в профессиональной среде и индивидуально — психологические особенности личности
    • 1. 4. Мотивация как фактор профессиональной адаптации личности
    • 1. 5. Страховой агент в структуре страхового предприятия и особенности личности профессионала
    • 1. 6. Резюме
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи и организация экспериментального исследования
    • 2. 2. Исследование психологических свойств личности страховых агентов (первый этап исследования)
      • 2. 2. 1. Общая характеристика личности
      • 2. 2. 2. Стратегии поведения
      • 2. 2. 3. Профессиональная мотивация
    • 2. 3. Исследование уровня профессиональной адаптации второй этап исследования)
      • 2. 3. 1. Объективные показатели деятельности
      • 2. 3. 2. Самооценка
      • 2. 3. 3. Экспертная оценка
    • 2. 4. Методы статистической обработки и представления результатов
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Исследование психологических особенностей личности страховых агентов
      • 3. 1. 1. Сравнительный анализ различных групп претендентов на работу в страховую по их личностным особенностям
      • 3. 1. 2. Оценка взаимосвязи и интегрированности личностных характеристик
    • 3. 2. Соотношение личностных характеристик и параметров деятельности страховых агентов
    • 3. 3. Обусловленность уровня адаптированности в профессиональной среде личностными особенностями страховых агентов
    • 3. 4. Особенности взаимосвязи показателей результативности деятельности и профессиональной адаптированности страховых агентов
    • 3. 5. Резюме

Личностные аспекты подбора и адаптации персонала страховых компаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время одной из основных сфер практического применения достижений психологии личности становится психологическое обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в новых экономических условиях.

Данная работа посвящена психологическому анализу проблемы подбора и адаптации страховых агентов. Актуальность данного вопроса определяется запросами практики, а также отсутствием целенаправленных и комплексных исследований в этой области в отечественной и зарубежной психологии.

Быстрое развитие психологической науки в настоящее время все чаще сочетается с активным поиском различных практических выходов накопленных наукой знаний. Однако, чтобы связь психологии с практикой была эффективной и реальной «надо, — писал С. Л. Рубинштейн, — принять ее с двух сторон. Надо органически включить психологическую науку в решение жизненных проблем — это с одной стороныно с другой — надо в самой теории создать внутренние предпосылки для того, чтобы связь эта была реальной и действенной» /Рубинштейн С.Л., 1960, с.14/.

Проблемы психологического подбора и расстановки кадров неоднократно являлись предметом научных исследований. На это указывают многочисленные публикации: Атутов П. Р., Климов Е. А., 1984; Бодров В. А., 1985; Волков И. П., 1989; Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А., 1985; Киба-нов, А .Я., Захаров Д. К., 1994; Климов Е. А., 1983; Марищук В. Л., 1974; Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н., 1991; Никифоров Г. С., 198 $- Пары-гинБ.Д., 1981; Пшерс Т., Уотермен Р., 1986; Реан А. А., 1996; Тарасов В. К., 1989; Укке Ю. В., 1970; Филиппов А. В., 1990; Чарухилова С. М., Булаева К. Б., Вавилов В. А., 1995; Шадриков В. Д., 1974; Щекин Г. В., 1990; Back К., 1991; Cascio W.F., 1991; Lamberton L.H., 1995; McKenna E.F., 1994; Reece B.L., 1993; Wilson S B., 1994 и другие. Проведено значительное число исследований по разработке методов обучения и оптимизации процесса адаптации в конкретной профессиональной среде: Арефьев C.JI., 1978; Бубнова С. С., 1980; Васильев B.JI., 1991; Зазыкин В. Г., Чернышев А. П., 1992; Ильин Е. П., 1974; Кряжева И. К., 1983; Кузьмина Н. В., Реан А. А., 1993; Мамин В. А., 1994; Морогин В. Г., Соколова И. Ю., 1995; Овдей С В., 1978; Реан А. А., 1994; Романова Е С., 1992; Фирсова С. В., 1990; Lundin W., 1993; Myers M.S., 1991 и другие.

В настоящей работе мы остановимся на некоторых психологических аспектах работы с кадрами в страховой компании.

Важность поднятой проблемы определяется не только прикладными, но и теоретическими задачами психологии. Возрастанием роли и значения индивидуального подхода в различных сферах общественной жизни, переходом от анализа отдельных сторон личности к построению системы, которая отразила бы все стороны личности в их динамике и иерархической зависимости применительно к кадровому подбору.

Таким образом, теоретическая значимость обусловлена тесной связью аспектов психологического обеспечения профессиональной деятельности с вопросами развития и интеграции качеств личности.

Практическая значимость поднятых вопросов диктуется запросами страховых компаний, серьезной проблемой которых является острая нехватка профессиональных специалистов низшего и среднего звена /Ефимов С.Л., 1993; Рудницкий В. В., 1993; Шахов В. В., 1992/, а также поиском путей наиболее полного и всестороннего развития индивидуальности человека в его практической жизнедеятельности.

Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное развитие. Однако, все еще довлеют стереотипы прошлого, когда в стране действовала государственная страховая монополия, в роли страховщика выступало государство и профессия страхового агента не привлекала должного внимания исследователей — психологов, что отражается в настоящее время дефицитом и значительной текучестью кадров страховых компаний.

ЦЕЛЬЮ данного исследования явилось изучение личностной обусловленности профессионального становления страховых агентов, а также определение путей оптимизации их профессиональной адаптации.

Общая ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ заключалась в следующем: эффективность профессиональной адаптации, а также успешность деятельности страховых агентов определяется структурой мотивационного комплекса, соотношением устойчивых личностных характеристик и вариативностью поведенческих стратегий, при этом имеет значение как интегрированность внутриуровневых связей, так и структура межуровневых связей.

Мы предположили, что существует комплекс индивидуально психологических свойств личности, обуславливающих с одной стороны — выбор данной (страховой) деятельности, а с другой — успешность профессиональной деятельности, а также оптимальный уровень адаптированности к ней. Мы также исходили из теоретической предпосылки, что комплексный психологический анализ структуры личности страхового агента и специфики его деятельности дает возможность разработать научные рекомендации, направленные на повышение эффективности этой деятельности, минимизации сроков и облегчения процесса адаптации, а также оптимизации профподбора и профконсультирования.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. Провести психологический анализ проблемы «личность и профессиональная среда» по данным отечественной и зарубежной литературы.

2. Экспериментально исследовать психологические свойства личности страхового агента, определить характер их взаимосвязи.

3. Определить уровень адаптированности к специфике страховой деятельности и ее качественные особенности.

4. Проанализировать взаимосвязи психологических характеристик личности и успешности деятельности, а также наличие и характер взаимосвязи между показателями, отражающими параметры деятельности и профессиональной адаптированности к ней.

5. Разработать практические рекомендации по психологическому обеспечению оптимизации кадровой работы в страховых компаниях.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются индивидуально — психологические свойства личности, их взаимосвязь и влияние на процесс профессиональной адаптации.

В исследовании приняли участие будущие страховые агенты ряда страховых компаний Санкт-Петербурга: «Доверие», «Медэкспресс», «Финно-Угрия», «Евробалт», «Совстройсервис». На разных этапах к участию в исследовании были привлечены 285 страховых агентов и 15 руководителей различных уровней (в качестве экспертов) Средний возраст испытуемых 28 — 45 лет.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертации послужили работы Б. Г. Ананьева, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Г. В. Сухо дольского, В. ДЛ1адрикова и других авторов, благодаря которым удалось установить общеметодологический фундамент в данном исследовании.

В работе был использован комплекс методов, адекватных предмету, объекту и задачам исследования:

1. Теоретические: анализ научной литературы по психологии, социологии, экономике и другим смежным областям исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

2. Эмпирические: анализ документации, метод беседы и анкетирования, метод экспертных оценок, опросники и тестовые методики: Фрайбургский Личностный опросник (FPI) — модифицированная форма В, Опросник Х. Смишека, тест описания поведения К. Томаса, методика К. Замфир в модификации А. Реана для диагностики профессиональной мотивации.

3. Приемы обработки данных: методы математической статистики: анализ средних и корреляционный анализ, а также методы графического отображения результатов.

При выборе экспериментальных методик мы ориентировались в первую очередь на возможность комплексного отражения особенностей личности испытуемого, доступность формулировок и такого инструктирования, которое мотивировало бы испытуемых на искренность и объективность ответов, а также необременительных в смысле затрат времени на их проведение.

Данные, полученные с помощью экспериментальных методик, были дополнены изучением так называемой «вторичной» информации: анализ документации, индивидуальных планов работы страховых агентов, самоотчетов, бесед с испытуемыми и руководством страховых компаний.

ДОСТОВЕРНОСТЬ проведенного исследования обеспечена разносторонним анализом литературы по представленной проблеме, опорой на результаты исследований в данной области в отечественной и зарубежной психологии, проведением взаимодополняющих и взаимопроверяющих психодиагностических исследований, а также статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА данной работа обусловлена рассмотрением психологических особенностей профессии, практически не изучавшейся отечественными психологами — с одной стороны, а с другой — рассмотрением и анализом психологических характеристик профессионала (страхового агента) в новых условиях экономического развития.

Проанализированы взаимосвязи личностных свойств, лежащих в основе успешной профессиональной адаптации страховых агентов, что способствует углублению знаний о личностной детерминации процесса адаптации.

Апробирован методический аппарат для диагностики степени адаптиро-ванности и обеспечения первичной расстановки кадров в страховых компаниях.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Успешность профессиональной адаптации страховых агентов определяется степенью интегрированности психологических свойств личности.

2. В качестве критериев профессиональной адаптации выступают как параметры результативности деятельности, так и показатели, отражающие самооценку успешности деятельности, отношения к ней и своего состояния в данной деятельности.

3. Условием успешного профессионального становления страхового агента является адекватность самооценки уровня профессиональной умелости и профессионально значимых личностных качеств.

4. Психологическое обеспечение деятельности страховых агентов должно осуществляться на трех последовательных и взаимосвязанных этапах, имеющих в свою очередь свои специфические особенности:

— первичный подбор,.

— профессиональная подготовка,.

— самостоятельная работа.

Результаты исследований внедрялись в практику кадровой работы в ряде страховых компаний Санкт-Петербурга, послужили основой для разработки курса лекций специальной психологической подготовки агентских кадрова также нашли отражение в лекционном курсе по теме «Психология общения» при подготовке менеджеров высшего и среднего звена на базе ЛИМТУ.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: Диссертация состоит из введения, трех глав, основных выводов и заключения, практических рекомендаций, библиографии, а также четырех приложений. Основной материал диссертации изложен на 149 страницах, содержит 11 таблиц и 15 рисунков.

Список литературы

включает 251 наименование, в том числе 22 на иностранном языке.

Выводы, полученные в данной работе, позволяют заключить, что для полноценного профессионального включения необходимо как успешное усвоение системы знаний и умений, так и серьезная психологическая подготовка, предполагающая целенаправленное развитие личности профессионала и опирающаяся на стойкие психологические особенности личности.

Таким образом, наиболее эффективным способом оптимизации процесса адаптации на этапе профессиональной подготовки является индивидуальная психологическая работа. Однако, в условиях массового подбора агентских кадров реальна лишь частичная индивидуализация, при которой претенденты на работу предварительно подбираются в группы, гомогенные по определенным психологическим параметрам, а затем обучаются по программе, адаптированной к этим параметрам.

Наибольшее внимание в этот период следует уделять:

1. Формированию и укреплению внутренней мотивации к данной профессиональной деятельностиотработке продуктивных поведенческих стратегий (компромисс и сотрудничество) — а также снятию излишнего психологического напряжения.

2. Использованию средств и методов обучения будущих страховых агентов навыкам эффективного общения, и, соответственно, развитию их коммуникативных способностей.

3. Осуществлению работы, связанной с повышением уровня ориентировочной активности, вариативности поведения.

Адекватными формами проведения занятий могут являться групповые беседа, профконсультации, тренинговые занятия, повышающие компетентность в общении, самоуверенность, саморефлексию, а также введение в общий план профессиональной подготовки' краткого лекционного курса «Психология деятельности страхового агента» .

Повторная психодиагностика предполагает оценку степени психоэмоционального напряжения, а также уровня сформированности поведенческих стратегий. На этой основе целесообразно составление индивидуальных рекомендаций и частичное прогнозирование профессиональной успешности.

При целенаправленной психологической подготовке следует опираться на основные принципы практической психологической работы:

1. Комплексный подход, охватывающий разноуровневые личностные особенности.

2. Индивидуальный подход к обучаемому.

3. Обратную связь.

Этап самостоятельной работы.

На основе составленных рекомендаций возможно выделение групп с прогнозируемой различной степенью адаптированности, что дает основание для проведения текущих индивидуально — психологических консультаций.

Для диагностики уровня текущей профессиональной адаптированности возможно применять методику самооценки, разработанную в данной работе, а также оценку уровня тревожности, психологического напряжения, самооценки и общего состояния по известным методикам.

Для оптимизации процесса адаптации желательно проводить индивидуальные и групповые консультации по формированию адекватной самооценки, обмена практическим опытом, выяснению и разбору ситуаций, требующих наибольшего психологического напряжения, практическому поиску оптимальных стратегий поведениясеансы релаксации.

На наиболее ответственные участки страховой работы следует рекомендовать агентов, имеющих более высокие показатели интегральной адаптированности. Для менее адаптированных, в целях сокращения текучести кадров, имеет смысл продлить сроки стажерской практики, а также оказание помощи в организации самостоятельной работы со стороны сотрудников компании, индивидуальные психологические консультации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

По результатам исследования работникам внешней службы (групп по работе с персоналом) страховых компаний, а также — по аналогии — работникам в смежных областях деятельности, отличающихся высоким уровнем сложности структуры поведения и многообразием требований и условий профессиональной среды, могут быть предложены ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию процессов подбора и адаптации персонала.

Подчеркивая необходимость психологического сопровождения деятельности страховых агентов, важно отметить следующее:

1. Целесообразно выделить ряд этапов психологического обеспечения кадровой работы в страховых компаниях:

— первичный подбор,.

— формирование профессиональных умений (или профессиональная подготовка),.

— самостоятельная работа.

2. Каждый из представленных этапов имеет свои качественные особенноI сти.

3. На каждом этапе важна координация психологических методов работы и профессиональной идеологии конкретной страховой компании.

Этап профессионального подбора.

В соответствии с полученными в нашем исследовании данными, прямых психологических противопоказаний к работе страховым агентом нет. А, следовательно, акцент с профотбора следует сместить в сторону профконсультации, когда право выбора, при любом заключении специалиста, всегда остается за личностью.

Роль психологической диагностики на этом этапе — помочь претенденту на работу в страховую компанию не ошибиться в оценке своих способностей и склонностей.

Таким образом, профессиональный подбор имеет смысл ориентировать на определение критических значений по ряду показателей, имеющих значимые различия в первую очередь, в характеристиках выбывших — продолжающих работу, а также, среди оставшихся: «успешных» — «неуспешных» .

Основными из которых являются:

1. Тип мотивационного комплекса, значения ВОМ более 3,8 ±0,8.

2. Соотношение поведенческих стратегий с преобладающими показателями избегания и приспособления.

3. Уровень депрессивности более 6,2 ±0,7- неврошчности более 5,8 ±0,5- застенчивости более 6,4 ±0,2- эмоциональной лабильности более 6,1 ±0,3.

4. Уровень общительности менее 3,3 ±0,4- уравновешенности менее 4,6 ±0,8- экстравертированности менее 4,1 ±0,5- маскулинности менее 3,5 ±0,6.

5. Выраженность акцентуаций педантичного, эмотивного, тревожного и дистимического типов.

Этап профессиональной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. -415 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
  3. Абульханова Славская К. А. К проблеме социальной обусловленности психического // Вопросы философии. 1970. N 7. С. 75 — 85.
  4. О.В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности: Дисс. канд. пс. н., Л., 1981.- 176 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 1, 2. 232 с. — 288 с.
  6. .Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Л., 1967. Вып. 2. 95 с.
  7. Т.В. Социально психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов): Дисс. канд. пс. н. Л., 1989. — 209 с.
  8. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995. 264 с.
  9. П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975. -447 с.
  10. Е.А. Социальная роль и активность личности. М., МГУ, 1971.- 152 с.
  11. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. М., 1981.-365 с.
  12. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 7 -17.
  13. С.Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности: Дисс. канд. пс. н. Л., 1978. 181 с.
  14. С.Д. Социальные проблемы адаптации рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. М., 1970. С. 135 148.
  15. В.Г. Мотивационные резервы человека //Психологический журнал. 1987. Т. 8. N 5. С. 3 -12.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -159 с.
  17. П.Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки к труду и выбору профессия // Вопросы психологии. 1984. N 1. С. 12 -19.
  18. В.В. Общевидовые нелинейные инварианты ортогональных свойств темперамента // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. С. 213 232.
  19. А.Н. Проблема физиологической регуляции активности. М., 1966. 349 с.
  20. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математике статистические методы экспертных оценок. М., 1980. — 159 с.
  21. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. Т. 6. N 2. С. 85 94.
  22. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна, М., 1995. 209 с.
  23. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. С. 7 44.
  24. Е. В Петербурге появились страховые брокеры // Деловой Петербург. 1994. N 13. С. 12.
  25. Е.М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1986. N 1. С. 77 82.
  26. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. -365 с.
  27. А.В. Психологические проблемы экономической социализации// Педагогика. М., 1994. N4. С. 12 -18.
  28. С. Управление персоналом. М., 1994. 62 с.
  29. А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. 64 с.
  30. С.С. О некоторых критериях оценки эффективности деятельности оператора наблюдателя // Психологический журнал. 1980. Т. 1. N 4. С. 112−115.
  31. Ю. Страховой рынок России // Экономика и жизнь. 1995. N 7.1. С. З
  32. М.П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве // Человек и общество. Л., 1971. Вып. 8. С. 51 — 55.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 216 с.
  34. В.Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. СПб, 1995. Раздел Ш. Этика и идеология предпринимательской деятельности. С. 53 76.
  35. В.Л. Юридическая психология. М., 1991. Гл.1У: Психология личности и деятельности. С. 38 100.
  36. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 283 с.
  37. Н.Н. Организация и оплата труда в страховых компаниях // Бизнес информ. 1993. N 27. С. 20−21.
  38. Н.Н. Практика страхового бизнеса. Киев, 1994. 29 с.
  39. К.Г. Основы экономии страхования. М., 1993, — 227с.
  40. Водопьянова Н Е. Исследование «Психического выгорания» в управленческой деятельности // Психология: итоги и перспективы / тезисы научно -практической конференции 28−31 октября 1996 г./ Под общ. ред. А. А. Крылова, СПб, 1996. С. 111−112.
  41. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41 46 лет) / Редкол.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. М., 1984. -88 с.
  42. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социал. психологический практикум. JI., 1989. — 221 с.
  43. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя -практика. М., 1991. 312 с.
  44. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -500 с.
  45. И.А. Социально психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дисс. канд. пс. н.Л., 1986. — 18 с.
  46. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. N 3. С. 43 52.
  47. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. 142 с.
  48. И.В. Психолог о первой встрече агента с клиентом. М., 1994. -35 с.
  49. Грейсон Джексон Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.-319 с.
  50. Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб, 1992. 192 с.
  51. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния. Л., 1981, С. 91.
  52. Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990. -171с.
  53. К.М., Матвеев В. Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала нергосистем. М., 1966. 219 с.
  54. К.М. Психологическая диагностика: ее проблемы и методы / Ред. К. М. Гуревич, В. И. Лубовский. М., 1976. 177 с.
  55. И. Измерение профессиональной установки молодых рабочих // Вопросы психологии. 1985. N 4. С. 162 164.
  56. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
  57. И.Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов: Автореф. дисс. канд. пс. н. Л., 1991. -15 с.
  58. Диагностика профессиональных и познавательных способностей // Сб. научн. трудов. Редкол.: Шадриков В. Д., Дружинин В Н., Степанов В. Б., М., 1988. -261 с.
  59. Т.Г., Тарасов К. К. Проблема адаптации человека: Методический и социальный аспекты. М., 1976. -184 с.
  60. М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991. С. 43−60.
  61. М.А. Человеческий фактор на производстве. JI., 1989. -18 с.
  62. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.
  63. С.Л. Организация работы страховой компании: теория, практика, зарубежный опыт. М., 1993. 94 с.
  64. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение / Под ред. М. Х. Титма. Таллинн, 1985. 370 с.
  65. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор информации. М., 1993. Вып. 6. 47 с.
  66. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992. 84 с.
  67. Закон Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. N 4016 -1 // Страховое дело. 1993. N 1. С. 7 -13.
  68. К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога / Пер. с рум., М., 1983.- 142 с.
  69. А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986. -316 с.
  70. В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования / Ежегодник 1975, М&bdquo- 1976. С. 56 58.
  71. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 173 — 188.
  72. Е.П. Дифференциальная психофизиология, ее место и роль в изучении личности спортсменов // Спортивная и возрастная психофизиология. Л., 1974. С. 5 24.
  73. Информационно поисковая система «Профессиография», методические рекомендации /Под общ. ред. Е. А. Климова. М., 1972. — 304 с.
  74. Кан-Калик В.А., Укке Ю. В. Управление формированием личности специалиста с высшим образованием. М., 1985. 95 с.
  75. Карлоф Бенгт Деловая стратегия М., 1993. 366 с.
  76. А.К. Функциональные взаимоотношения между свойствами темперамента как условие успешного выполнения трудовых операций // Вопросы теории темперамента. Ученые записки / Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1974. С. 42 86.
  77. А.Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. М., 1994. 80 с.
  78. Е.А. Введение в психологию: Пособие для самообразования работников службы занятости. М., 1992. -156 с.
  79. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань. 1969. 391 с.
  80. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990. 158 с. 82. Климов Е. А. Личность, профессиональная и научно-практическая консультация // Молодежь и труд / Под.ред. В. А. Ядова. М., 1970. — 302 с.
  81. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях М, 1995. 222 с.
  82. Е.А. Психолого педагогические проблемы профессиональных консультаций, М., 1983. — 95 с.
  83. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. 509 с.
  84. Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. 190 с.
  85. И. Система отбора и подготовки кадров для страховой компании // Экономика и жизнь. 1994. N 12. С. 10.
  86. А.Г. Психология личности /Учебн. пособие. М., 1969. 391 с.
  87. В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. 1981. Т. 2. N 1.С. 35−43.
  88. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. -191 с.
  89. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.
  90. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М., 1979. -175 с.
  91. Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991. С. 61 83.
  92. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности//Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6,1986. Вып. 4. N27.
  93. Ф. Основы маркетинга. СПб, 1994. 697 с.
  94. А.А. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972. 192 с.
  95. Н.И. Адаптация молодых рабочих выпускников средней школы в производственном коллективе // Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. С. 131 -132.
  96. И.К. Социально психологические факторы адаптированности личности: Автореф. дисс. канд. пс. н. М., 1980. -18 с.
  97. Й.К. Социально психологические факторы адаптированности рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С. 203−213.
  98. Кто такой страховой посредник? // По материалам семинара консультации в Доме Ученых «Страховые посредники — правовое регулирование и экономические основы их деятельности // Бизнес — Шанс. 1994. N 10. С. 2.
  99. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. И 1. С. 86 93.
  100. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. N2. С. 51.
  101. И.В. Учет индивидуальных свойств личности в процессе подготовки и принятия решения о выборе профессии // Диагностика познавательных способностей / Редкол.: В. Д. Шадриков и др. Ярославль, 1986. С. 84 -88.
  102. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. -216 с.
  103. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967. 389 с.
  104. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, 1993. 54 с.
  105. Т.А. Адаптация молодых специалистов инженеров: Дисс. канд. пс. н. Л., 1980. 225 с.
  106. X. Синдром сгорания // Социально психологические исследования / Под ред. Х.Миккина. Таллинн, 1984. С. 65−77.
  107. А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. 271 с.
  108. К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Киев, 1989. -374 с.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304 с.
  110. А.Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология / Под ред. АЛ. Смирнова и др. М., 1962. С. 362 373.
  111. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М., 1971. 40 с.
  112. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1979. 279 с.
  113. .Ф. Личность в системе личностных отношений //Психологический журнал. 1981. Т. 2. N 3. С. 3 -17.
  114. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/Отв. ред. Ю. МЗабродин, Е.В.ШороховаМ., 1984. 444 с.
  115. .Ф. Человек и техника. Л., 1963. 465 с.
  116. В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте, (на материале деятельности операторов АЭС): Автореф. дисс. канд. пс. н. М., 1994.-18 с.
  117. А. Основы страхового дела / Пер. с нем. М., 1992. 112 с.
  118. В.Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе // Методология исследования по инженерной психологии и психологии труда. Л., 1974. Ч. I. 148 с.
  119. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф дисс. докт. пс. н. Л., 1982. 52 с.
  120. А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: Дисс. канд. пс. н. Л., 1987. 152 с.
  121. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Учебн. пособие. Пермь, 1971. 120 с.
  122. B.C. Очерки теории темперамента. М., 1964, — 304с.
  123. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968. 262 с.
  124. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. 701 с.
  125. Методы обучения трудовым действиям / Под ред. М. А. Жиделева. М., 1972. 208 с.
  126. И.А. Адаптационная ситуация и адаптационная потребность в сфере «личность социальная среда» // Проблемы формирования социогенных потребностей: Материалы I Всесоюзной конференции 4−6 ноября 1974 г. Тбилиси, 1974. С. 87 — 88.
  127. И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной научно-технической революции // Философия и социальная психология / Научные доклады XXVII Герцен, чт. JI., 1974. С. 132 -136.
  128. В.Г., Соколова И. Ю. Зависимость профессионального предпочтения студентов технического ВУЗа от их индивидуально типологических особенностей // Психологический журнал. 1995. Т. 16. N2. С. 114 — 119.
  129. Мотивация личности: феноменология, закономерности и механизмы формирования // Сб. научн. трудов / Отв. ред. АЛ. Бодалев М., 1982. 120 с.
  130. И.Э., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства -новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. 1995. Сер. 14. N 1.С. 3−8.
  131. В.Б. Отношение спортивных специалистов к предпринимательской деятельности в спорте: Автореф. дисс. канд. пс. н. СПб, 1996. -21с.
  132. В.Н. Основы общей и медицинской психологии. Л., 1969. -216 с.
  133. Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991. -151 с.
  134. Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Работе с кадрами научное обеспечение / Редколл.: Ю. Н. Голубев и др. Л., 1989. — 175 с.
  135. Н.Н. К вопросу об оптимальном отборе и комплектовании учебных студенческих групп. Вестник ЛГУ. 1975, N 17. С. 28 32.
  136. К. Психология влечений человека / Пер. с польск. В. И. Могилева. М., 1972. 247 с.
  137. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А. А., Сталина В. В. М., 1987. 304 с.
  138. С.В. Проблемы социально психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: Автореф. дисс. канд. пс. н. Л., 1987. -21 с.
  139. Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1986. «447 с.
  140. С.Н., Рустомджи М. К. Бизнес это люди. М., 1995. — 222 с.
  141. .Д. Научно технический прогресс и социально — психологическая культура трудового коллектива: (Проблемы и результаты исследования). Л., 1986. — 36 с.
  142. .Д. Социально психологический климат коллектива: Пути и методы изучения / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1981. — 192 с.
  143. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.-190 с.
  144. Л. Эволюционная теория. М. Л., 1928. — 223 с.
  145. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 174 с.
  146. К.К. О системе психологии. М., 1972. 216 с.
  147. К.К. Проблемы способностей. М., 1972. 312 с.
  148. К.К. Теория и методы // Личность и труд. М., 1965. 365 с.
  149. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Крылова А. А. Л., 1990. 272 с.
  150. Прикладная психология: Тезисы докладов VI областной научно -практической конференции молодых ученых и специалистов. Ярославль, 1990. -35 с.
  151. Проблемы адаптации научных и инженерных коллективов в условиях перехода к рынку // Сб. научн. трудов / Редкол.: Барютин Л. С. и др. СПб, 1993. -95 с.
  152. Проблемы адаптации студентов // Материалы конференции окт. 1977. г. Каунас / Под ред. Ю. Леонавичюс и др. Вильнюс, 1978. 157 с.
  153. В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М., 1989. 205 с.
  154. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно -исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. N 1. С. 62 72.
  155. ПрошинВ. Полис «Информстраха»: престижно, выгодно, надежно// Экономика и жизнь. 1994. N 9. С. 12.
  156. Психологические закономерности профессионализации // Межвуз. сб. научн. трудов / Редкол.: Анисимова Н. П. и др. Ярославль, 1991. 146 с.
  157. Психологические проблемы профессиональной деятельности / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский. М., 1991. -166 с.
  158. Психологический анализ трудовой деятельности / Научн. ред. Шад-риков В. Д. Ярославль, 1980. 91 с.
  159. Психология в управлении / И. П. Волков, И. В. Головко Гаршина, Е. С. Кузьмин и др. Л., 1983. — 192 с.
  160. Психология профессиональной подготовки / Общ. ред. Г. С. Никифоров. СПб, 1993. -169 с.
  161. Работа с кадрами на предприятии: Психологический аспект / Составитель Е. С. Жариков. М., 1984. 63 с.
  162. А.А., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. СПб, 1993. 47 с.
  163. А.А. Профессиональная самооценка личности // Психология: итоги и перспективы (тезисы научно практической конференции 28−31 октября 1996 г.) / Под общ. ред. А. А. Крылова. СПб, 1996, С. 95 — 96.
  164. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб, 1996. -110 с.
  165. Реан А, А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. N 1. С. 83 88.
  166. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. -81с.
  167. А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М., 1990. 80 с.
  168. А.А. Психолого дидактические аспекты подготовки специалистов в высшей школе // Психолого — педагогические проблемы подготовки инженера. Казань, 1985. С. 79 — 80.
  169. А.А. Формирование творческой личности специалиста в ВУЗе, (мотивационный и когнитивный аспекты) // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1983. С. 77. Вып. 1.
  170. Ф.Дж. ИБМ Взгляд изнутри: человек фирма — маркетинг. М., 1990. — 278 с.
  171. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. докт. пс. н. М., 1992. 31 с.
  172. Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: Автореф. дисс. канд. пс. н. JI., 1987. 18 с.
  173. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
  174. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. -354 с.
  175. С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 348 374.
  176. В.В., Федорова Т. А. Основы страховой деятельности. СПб, 1992. 76 с.
  177. В.В. Экономика и организация страхового дела. СПб, 1993. -135 с.
  178. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология JI., 1990. -252 с.
  179. Е.Ф. Становление личности // Социальная психология личности / Научн. ред. А. А. Бодалев. Л., 1974. 223 с.
  180. Н.Н. Производственная активность молодых рабочих // Социологическое исследование. 1983. N 4. С. 92 95.
  181. Рюттингер Рольф Культура предпринимательства / Пер. с нем. М., 1992. 238 с.
  182. А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986. -176 с.
  183. Становление специалиста / Крокинская O.K. и др. Под. ред. Е. Э. Смирновой. Л., 1989. 136 с.
  184. Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых Л., 1984.-110 с.
  185. В.И., Чумакова Н. П. Психодиагностика. СПб, 1992. 58 с.
  186. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972. 429 с.
  187. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. 168 с.
  188. Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Л., 1982. Вып. II. С. 11 20.
  189. В.К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989.-368 с.
  190. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 с.
  191. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. 210 с.
  192. Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопросы психологии. 1990. N 5. С. 150 157.
  193. Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США // Вопросы психологии. 1970. N1. С. 121 128.
  194. Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику- факты, гипотезы, проблемы // Психологические закономерности профессионализации / Редкол.: НЛХАнисимова и др. Ярославль, 1991. С. 31 39.
  195. Файоль Анри Управление это наука и искусство. М., 1990. — 349 с.
  196. Т.А. Страхование в условиях рыночной экономики: принципы и практика. СПб, 1995. -112 с.
  197. Д.И. Психология становления личности. М., 1994. -192 с.
  198. А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект. М., 1990.48 с.
  199. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И.Царегород-цева. М., 1975. 240 с.
  200. С.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки водителей троллейбуса: Автореф. дисс. канд. пс. н. Л., 1990. -18 с.
  201. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. 455 с.
  202. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.- 406с. 207. Цандер Эрнст Практика управления / Пер. с нем. В. П. Воронькова / Общ. ред. Р. М. Гринева. Обнинск, 1992. 240 с.
  203. С.М., Булаева К. Б., Вавилов В. А. Психогенетический подход к профотбору // Психологический журнал. 1995. Т. 16. N 5. С. 24 31.
  204. Человек и профессия / Ред. Е. А. Климов. Л., 1975.- 159с.
  205. Человек производство — управление: Психологический словарь -справочник руководителя / Под. ред. АА. Крылова, В. П. Сочивко. Л., 1982. -174 с.
  206. А.П. Психологическая оценка и повышение уровня профессиональной готовности в целях профконсультации: Дисс. канд. пс. н. СПб, 1992. 155 с.
  207. В.А. Психологические факторы эффективности труда инженеров // Экспериментальная и прикладная психология ЛГУ. 1987. Вып. 12. С. 10.
  208. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. N 3. С. 116 -132.
  209. В.Д. Изучение путей воздействия на уровень активации в процессе формирования профессиональных навыков // Проблемы инженерной психологии. Ярославль, 1976. С. 203 216.
  210. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. -185 с.
  211. В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1974. 64 с.
  212. В.М., Попов А. Л. Типологические свойства нервной системы и индивидуальный стиль деятельности // Проблемы психологии индивидуальных различий / Редколл.: Н. М. Пейсахов, В. М. Шадрин, А. П. Кашин. Казань, 1974. С. 211 -227.
  213. P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дисс. канд. пс. н. СПб, 1997.-20 с.
  214. В.В. Введение в страхование: экономический аспект. М., 1992. -192 с.
  215. Т. Кибернетический подход к мотивации // Кибернетические проблемы бионики. М., 1971. 375 с.
  216. П.Б. Метод экспертных оценок. Учебное пособие. М., 1987.80 с.
  217. Г. В. Как работают с людьми за рубежом: методические рекомендации. Киев, 1990. 203 с.
  218. Г. В. Профессиональная ориентация: этапы и методы / Сост. Г. В. Щекин, Т. М. Потапенко. Киев, 1990. -175 с. 224, Щекин Г. В. Психологическое изучение личности работника. Киев, 1989. 87 с.
  219. Г 225. Щекин Г. В. Теория и практика управления кадрами: общие положения. Киев, 1989. 89 с.
  220. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. -167 с.
  221. Якокка Ли Карьера менеджера / Пер. с англ. М., 1993. 358 с.
  222. В.А., Мешков Н. И. Психолого педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ Серия: экономика, философия, право. 1980. Вып. 2. N 11. С. 55 — 59.
  223. М.Г. История психологии. М., 1985. 445 с.
  224. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. Boston, 1937. -588 p.
  225. Applying psychology in business. Lexington, Mass.- Lexington Books, 1991.- 142 p.
  226. Back K. Assertiveness at work. London, New York, 1991. -194 p.
  227. Brown D., Brooks L. and oth. Career Choice and Development. Applying Contemporaiy Theories to Practice. SanFrancisco. Jossey — Bass. Bubl. 1984. -321 p.
  228. Cascio W.F. Applied psychology in personnel management. Englewood Cliffs, N.Y. 1991.-56 p.
  229. Cofer C. The history of the concept of motivation // J. History Behav. Scien. 1980. V.7.P. 48−53.
  230. Crites J. Vocational psychology. The Study of Vocational Behaviour and Development. N.Y., 1969. 452 p.
  231. Deri E.L. Intrinsic motivation. N.Y.: Plenum, 1975. 527 p.
  232. Dettenborn H. und Frohlich H.-H. Psychologische Probleme der Taterpersonlichkeit. Berlin, 1974. 225 p.
  233. Guilford G. Isolation and prescription of occupational stereotypes. J. of Occup. Psychol., 1967. P. 57 — 64.
  234. Handbook of psychological assessment in business. N.Y., 1991. 485 p.
  235. Harlow H.F. Learning and satiation of response in intrinsically motivated complex puzzle perfomance by monkeys // J.Compar. and Physiol. Psychol. 1950. V. 43. P. 289 294.
  236. Lamberton L. H. Human relations. Chicago: Irwin / Mirror Press, 1995. 424 p.
  237. Levi L. Psychosocial stress and disease: A conceptual model 11 Life stress and illness / E.K.Erik Gunderson, R.H.Rahe. Springfield ill, 1974. 280 p.
  238. Lundin W. The healing manager. San Francisco, CA.: Berrett Koehler, 1993. -198 p.
  239. Madsen K. Theories of Motivation. Human motivation., Lincoln, 1975. -472 p.
  240. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y., 1954. 411 p.
  241. McKenna E.F. Business psychology and organisational behaviour. Hove, UK- Hillsdale USA- Lawrence Erlbaum, 1994. 245 p.
  242. Myers M.S. Every employee a manager. San Diego, 1991. 132 p.
  243. Reece B.L. Effective human relations in organizations. Boston, 1993.-231 p.
  244. Roe A. The psychology of occupations. N.Y.: Wiley, 1956. 340 p.
  245. Wilson S.B. Goal setting. N.Y., 1994. 327 p.
Заполнить форму текущей работой