Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования: определяется социальной востребованностью в углублении знаний об эмоциональном развитии у детей с различными видами дизонтогенеза, в аспекте профилактики и коррекции тревожно-фобических состояний, являющихся динамическими центрами невротических расстройств у детей. В исследовании описаны особенности страхов, тревожности и адаптации у детей с различными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
    • 1. 1. ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ НА ШКАЛЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
      • 1. 1. 1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ
      • 1. 1. 2. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХА: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
    • 1. 2. ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 4. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ КАК ФАКТОР, ПРОВОЦИРУЮЩИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
    • 1. 5. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
    • 1. 6. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
  • ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И У ДЕТЕЙ С Р АЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
    • 2. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП
    • 2. 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ДИНАМИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
    • 2. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
      • 2. 3. 1. ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
      • 2. 3. 2. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
      • 2. 3. 3. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
      • 2. 3. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы в центре внимания психологов и педагогов всё чаще оказываются дети с пограничными нервно-психическими расстройствами. К их числу, прежде всего, относятся различные невротические расстройства, проявляющиеся в тиках, заикании, энурезе и т. п. Наиболее уязвимым периодом развития является переход от домашнего обучения к пребыванию в дошкольном учреждении. Поэтому так важна проблема анализа места и роли страхов* и тревожности в детских психических и невротических расстройствах в период адаптации к дошкольному учреждению.

Актуальность исследования состоит в том, что невротические расстройства имеют психогенную природу и требуют создания специальных психолого-педагогических условий для их эффективного преодоления.

Тревожно-фобические расстройства относятся к числу наиболее распространённых нарушений в детском и подростковом возрасте. При этом достаточно часто — 2% от общей популяции детей (Costello et al, 1988) — они выступают как самостоятельная патология. Кроме того, тревожно-фобические состояния наблюдаются у детей с различными видами дизонтогенеза, как сопутствующие основному нарушению.

Имеются определённые, но недостаточно систематизированные данные о том, что страх и тревога как вторичные аффективные расстройства наблюдаются при различных дизонтогениях, в частности у умственно отсталых детей (О.С. Шаповалова, 1998, 2003; JI.M. Шипицына, 1998), детей с ранним детским аутизмом (Е.Ф. Баенская, К. С. Лебединская, О. С. Никольская, 1989 и другие), детей с задержкой психического развития (JI.B. Кузнецова, 1999; И. Ю. Кулагина, 1987; 3. Тржесоглава, 1986; Л. М. Шипицына, 1998), детей с нарушением зрения (Нора Гиббс, 1966; А. Г. Литвак, 1998; Л. И. Плаксина, 1998; Л. И. Солнцева, 2002), детей с В современной литературе большинство авторов употребляют страх и фобию в синонимичном значении. 4 заиканием (В.И. Селиверстов, 1994), детей, имеющих нарушения речи (Т.Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, 2004), детей с ДЦП (И.И. Мамайчук, 2006; Е. В. Устинова, 2005; Л. М. Шипицына, 2001).

Дети с различными видами дизонтогенеза представляют собой группу риска по развитию тревожно-фобических состояний, поскольку окружающий мир преломляется ими через не только незрелые, но и дефицитарные интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные структуры.

Любой страх или немотивированное беспокойство влечёт за собой значительные изменения в поведении ребёнка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение. Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально-психологической изоляции личности.

Наиболее сензитивными периодами для возникновения подобных аффективных состояний являются периоды смены или усложнения системы отношений «человек-человек» (В.Н. Мясищев, 1965; A.M. Прихожан, 2000). В дошкольном возрасте таким эмоционально-стрессовым фактором, провоцирующим возникновение и усугубление тревожно-фобических реакций, является период первичной адаптации ребёнка к образовательному учреждению (Н.Д. Ватугина, 1995; А. И. Захаров, 1988; А. А. Налчаджян, 1988; А. А. Солнцев, 1983; Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1980).

Отсутствие данных по психологической адаптации детей дошкольного возраста с различными видами дизонтогенеза к условиям образовательного учреждения и отрывочность сведений об общих и специфических особенностях тревожно-фобических нарушений при различных дизонтогениях детского возраста обусловили выбор темы данного исследования: «Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению».

Цель исследования: выявление общих и специфических особенностей тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению.

Объект исследования: тревожно-фобические состояния в дошкольном возрасте у детей с различными видами дизонтогенеза.

Предмет исследования: общие и специфические особенности тревожно-фобических состояний у детей 6-летнего возраста с различными видами дизонтогенеза в аспекте оценки их адаптивных возможностей.

Гипотеза исследования: специфика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте при различных видах дизонтогенеза обуславливает распространённость, содержание возрастных страхов, уровень тревожности, что в свою очередь, определяет вектор социально-психологических проблем детей с различными дизонтогениями.

Процесс адаптации к дошкольному учреждению выступает в качестве эмоционально-стрессового фактора, усугубляющего риск возникновения тревожно-фобических состояний и их проявления. Задачи исследования:

1. Провести ретроспективный анализ литературных источников по изучаемой теме и сделать выводы о состоянии проблемы исследования в специальной литературе.

2. Изучить распространённость и содержание страхов у детей с различными видами дизонтогенеза в сравнении с их допустимыми возрастными проявлениями в дошкольном возрасте.

3. Выявить особенности тревожности и её структуры у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

4. Изучить возможности родителей в адекватной оценке эмоционального состояния детей, в частности о наличии и распространённости у них страхов.

5. Изучить особенности протекания и динамику адаптации к дошкольному учреждению у детей с различными видами дизонтогенеза как фактора возникновения тревожно-фобических состояний.

6. Проанализировать различные параметры адаптации с точки зрения информативности эмоционального состояния ребёнка.

7. Оценить качественное своеобразие тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в аспекте их адаптивных возможностей и направлений коррекционной работы. Методологической основой исследования являются:

Учение об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (JI.C. Выготский, В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Ж.И. Шиф) — концепция А. Адлера — JI.C. Выготского о природе компенсаторных процессов и видов компенсации, как в норме, так и, при патологии развитиязарубежные и отечественные теории о месте и роли тревожно-фобических состояний в становлении и развитии здоровой личности (С. Гроф, А. И. Захаров, Ф. Риман, 3. Фрейд, К. Хорни) — современные представления о механизмах формирования адаптивной и психологически здоровой личности (С.А. Беличева, И. С. Кон, И. А. Коробейников, Г. Ф. Кумарина, А.А. Налчаджян).

Методы исследования: для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Анамнестический — состоял в сборе о ребёнке: об истории его развития, наличия социально-психологических проблем.

2. Эмпирический метод, основу которого составили психодиагностические методы выявления особенностей тревожности и страхов у детей с различными видами дизонтогенеза. (В. Амен, М. Дорки, Р. Теммл, JI. Дюсс, А. И. Захаров, JI.B. Кузнецова).

3. Методы количественного и качественного анализа полученных данных.

4. Интерпретационные методы, позволяющие выделить виды страхов и тревожности, свойственные как для всех категорий детей, так и для детей с сенсорным и интеллектуальным недоразвитием.

Достоверность и надёжность полученных данных обеспечивались репрезентативностью выборки, применением комплекса взаимно дополняемых методов адекватным целям и задачам исследования, использованием методов математической статистики.

Научная новизна заключается в том, что впервые в сравнительном плане дана характеристика общих и специфических особенностей тревожности и страхов дошкольников с интеллектуальным и сенсорным недоразвитием. Получены данные о характере протекания психологической адаптации детей с различными дизонтогениями к условиям дошкольного образовательного учреждения и её влияния на возникновение и проявление тревожно-фобических состояний.

Теоретическое значение: определена специфика тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза. Выявлены виды страхов и тревожности, свойственные детям с сенсорным и интеллектуальным недоразвитием, расширены теоретические представления о формировании страхов и тревожности у дошкольников с различными видами дизонтогенеза. Внесён вклад в понимание динамики адаптации к образовательному учреждению дошкольников с различными видами дизонтогенеза.

Практическая значимость исследования: определяется социальной востребованностью в углублении знаний об эмоциональном развитии у детей с различными видами дизонтогенеза, в аспекте профилактики и коррекции тревожно-фобических состояний, являющихся динамическими центрами невротических расстройств у детей. В исследовании описаны особенности страхов, тревожности и адаптации у детей с различными дизонтогениями, определены векторы коррекционной работы в зависимости от причин тревожно-фобических состояний и вида дизонтогенеза. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов, дефектологов, а также воспитателей детских садов, социальных педагогов, при оказании психологической помощи детям с проблемами в развитии, при консультировании родителей в качестве фактической основы для организации психолого-педагогической коррекции и профилактики аффективных расстройств детей с различными видами дизонтогенеза. Положения, выносимые на защиту:

1. Тревожно-фобические состояния при различных дизонтогениях в дошкольном возрасте занимают одно из решающих мест в формировании трудностей социально-психологического характера.

2. Факторы, вызывающие тревожно-фобические состояния у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными видами дизонтогенеза, разнообразны.

3. Количество и содержание страхов, описываемых самими детьми и их родителями, могут иметь значительные отличия.

4. Особенности и динамика процесса адаптации к дошкольному учреждению как фактора возникновения тревожно-фобических состояний у нормально развивающихся дошкольников и у дошкольников с различными видами дизонтогенеза различны.

5. Специфика тревожно-фобических состояний обусловлена как возрастом, так и присущими тому или иному виду дизонтогенеза особенностями и может лечь в основу коррекционных и профилактических программ для воспитателей, родителей и педагогов.

выводы.

По результатам проведённого нами исследования можно сделать следующие выводы:

1. Анализ современного состояния проблемы тревожно-фобических состояний и адаптации к дошкольному учреждению у детей с различными видами дизонтогенеза показал малую изученность.

2. В популяции детей выраженность и структура страха связаны с видом дизонтогенеза и с дефицитарным, искажённым восприятием мира. Среднее количество страхов, приходящихся на одного ребёнка с дизонтогенетическим недоразвитием, превосходит количество страхов, испытываемых нормально развивающимся ребёнком. У детей с интеллектуальным недоразвитием страхи связаны с непониманием реальности и назначения предмета и типичны скорее для детей более младшего возраста: страхи сказочных персонажей, врачей, транспорта, стихий. У детей с сенсорным дефектом — пространственные страхи, страх оставаться одному дома, страх смерти.

3. Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей нормально развивающихся детей и дошкольников с различными видами дизонтогенеза, показывает недостаточную осведомлённость родителей об эмоциональном состоянии и наличии страхов у своих детей.

4. У дошкольников всех обследуемых групп, включая нормально развивающихся, наблюдается преимущественно средний уровень тревожности, а в ситуации общения со сверстниками, у всех детей с разными видами дизонтогенеза — высокий.

5. Уровень адаптации к дошкольному образовательному учреждению в течение двух недель у дошкольников с различными видами дизонтогенеза различный. У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает низкий и средне-низкий уровень адаптации, у детей у сенсорными дефектами — средне-низкий и средний уровень адаптации, в то время как у нормально развивающихсясредний и высокий уровень адаптации. Динамика процесса адаптации у всех категорий детей различна. У детей с интеллектуальным дефектом процесс адаптации в первую и вторую неделю происходит в одном и том же темпе, в то время как у детей с сенсорными дефектами темп адаптации нестабильный. Так у слабовидящих и глухих он увеличивается, а у детей с ОНР и слабослышащих он замедляется.

6. Качественный анализ исследуемых параметров адаптации показывает, что наиболее информативными являются показатели: дневной сон, эмоциональное состояние, контакт с детьми и взрослыми, соблюдение правил, игровая активность, что коррелирует с зонами наибольшей уязвимости детей, и может служить источником возникновения или усугубления тревожно-фобических состояний.

7. Уровень психологической адаптации к дошкольному учреждению связан с выраженностью тревожно-фобических состояний. Так дети, имеющие наибольшее количество страхов (дети с умственной отсталостью, глухие) показывают наиболее низкий уровень адаптации, чем дети с меньшим количеством страхов.

8. Специфика тревожно-фобических состояний, обусловленная как возрастом, так и присущими тому или иному виду дизонтогенеза особенностями, может лечь в основу разработки специальных психокоррекционных и профилактических программ, рекомендуемых для дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, в диссертационном исследовании решены все поставленные задачи, достигнута цель исследования, получены результаты, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы.

Полученные в исследовании результаты могут послужить основой для разработки индивидуальных коррекционных программ по преодолению и профилактике тревожно-фобических состояний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование было посвящено изучению специфики тревожно-фобических состояний у нормально развивающихся детей и у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению.

Анализ литературных источников позволил сопоставить феномены: страх, фобия, тревога и тревожность, встречающихся не только у нормально развивающихся детей, но и у детей с различными видами дизонтогенеза, а так же проанализировать причины и механизмы формирования страха. Так же выделены рекомендации по профилактике тревожно-фобических расстройств.

Таким образом, страх — это первичная эмоциональная реакция на конкретную, определённую реальную опасность. Фобия — это патологически сильный страх, объектом которого могут быть различные предметы и ситуации (события). Тревога — это ситуативное эмоциональное состояние, которое вызывается угрозой безопасности или неопределённостью, тесно связанной с ощущением страха. Тревожность — это свойство личности, предполагающее повышенную склонность к переживаниям состояния тревоги. Все перечисленные понятия, такие как: страх, фобия, тревога и тревожность, — являются неотъемлемой частью нормального психического развития. Поэтому важно чётко отграничивать их и отличать нормальное и патологическое проявление этих состояний.

В ходе теоретического исследования были выявлены особенности детей с нарушением слуха и зрения, аутичных детей, детей с ДЦП, ЗПР, умственной отсталостью, с нарушениями речи и заиканием. Экспериментально изучены нормально развивающиеся дети, дети с ЗПР, ОНР, умственно отсталые, глухие, слабослышащие и слабовидящие дети. Подтверждена гипотеза исследования: специфика социальной ситуации развития при различных видах дизонтогенеза накладывает в детском возрасте отпечаток на формирование тревожно-фобических состояний, их распространённость и содержание возрастных страхов, определяя вектор социально-психологических проблем. Выявлена связь между основным дефектом и особенностями тревожно-фобических состояний. Определены закономерности тревожно-фобических состояний при интеллектуальном и сенсорном дефекте.

Подтверждаются положения, выносимые на защиту:

1. Тревожно-фобические состояния при различных дизонтогениях в дошкольном возрасте занимают одно из решающих мест в формировании трудностей социально-психологического характера.

2. Факторы, вызывающие тревожно-фобические состояния у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными видами дизонтогенеза, разнообразны.

3. Количество и содержание страхов, описываемых самими детьми и их родителями, могут иметь значительные отличия.

4. Особенности и динамика процесса адаптации к дошкольному учреждению как фактора возникновения тревожно-фобических состояний у нормально развивающихся дошкольников и у дошкольников с различными видами дизонтогенеза различны.

5. Специфика тревожно-фобических состояний обусловлена как возрастом, так и присущими тому или иному виду дизонтогенеза особенностями и может лечь в основу коррекционных и профилактических программ для воспитателей, родителей и педагогов. Использованные нами методы диагностики показали надёжность исследования тревоги и страха у разных категорий детей, что нашло подтверждение в статистической обработке полученных данных. Результаты, полученные в нашем исследовании, могут быть использованы не только в работе детского психолога, но и в работе дефектолога и психоневролога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение. Вопросы развития и воспитания детей первых 3-х лет жизни. -М., 1972.
  2. Н.М., Голубев Л. Г. Характер адаптации детей раннего возраста при поступлении в детское учреждение. М., 1974.
  3. Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1983.
  4. В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. М. 1974.
  5. В., Дорки М., Тэммл Р. Тест тревожности. М.: Центр социально-психологического взаимодействия «Дейс», 1992. — 36 с.
  6. В.И. Социальный страх. Свердловск, 1991.
  7. В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 160с.
  8. В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряжённых условиях деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986. — 20с.
  9. В.А. О соотношении внушаемости и тревожности. -Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР, Тбилиси, 1971, с. 57.
  10. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации у подростков: Автореф. Дис.. д-ра психол. наук. М., 1989.
  11. В.В. Психофизиологическая характеристика некоторых типов темперамента: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1968,20 с.
  12. Д. Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений. М.: Вече-Персей-АСТ, 1995.
  13. Ф., Лейзерсон А., Хофтедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
  14. Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.
  15. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  16. Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека. /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
  17. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Вопросы психологии, 1978 № 4, 1979 № 2,4.
  18. К. Полное руководство по детской психотерапии. М., 2002.
  19. Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М., 1990.
  20. Г. В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.
  21. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. // Психологические проблемы нормального детства: Тематическое приложение к «Журналу практического психолога». 1-е полугодие М., 1998.
  22. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: «Питер», 2001. (Серия «Мастера психологии»).
  23. А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1987. — 24с.
  24. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980.
  25. Е.В. Понятие страха в философии и психологии. // Сборник работ молодых учёных МГПУ. Выпуск 7. М., 2001. — с.35−37.
  26. Е.В. Особенности страхов у дошкольников с проблемами в развитии. // Сборник работ молодых учёных МГПУ. Выпуск XIX. -М., 2004. с.52−60.
  27. Е.В. Особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению. / Коррекционная педагогика, 2006.-№ 5−6.-с. 103−110.
  28. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., МГУ, 1984.
  29. Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад. М., 1995.
  30. A.JI. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. М.: Генезис, 2001.
  31. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. -142с.
  32. Т.Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. -104 с. (Специальная психология).
  33. JI.C. Собр. соч. в 6 т., М., 1984.
  34. В.И. Нервные дети: Советы врача. JI., Медицина, 1990.
  35. В.И. Неврозы детского возраста и их профилактика. Д.: Знание, 1982.
  36. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. -СПб.: АО «Сфера», 1994. 160с.
  37. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1997.
  38. Е. Страхи у дошкольников. // Дошкольное воспитание. -1991, № 4, с. 75−80.
  39. Ю.Б., Как общаться с ребёнком? М., 1997.
  40. P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
  41. Грау Абало Хорхе Амадо. Психологические аспекты патологической тревожности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1982. -25с.
  42. С. За пределами мозга. Пер. с англ. 2-еизд. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993.
  43. Групповая психотерапия при неврозах детского возраста. Методические рекомендации. / Сост. А. И. Захаров. / Под ред. В. К. Мягер.-Л., 1979.-25с.
  44. А.А. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжёлыми двигательными нарушениями. Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2001.
  45. А.А. Особенности познавательной деятельности и личности детей старшего дошкольного возраста с проявлениями детского церебрального паралича. / Специальная психология, № 2(4), 2005.-с. 23−28.
  46. X. Мозг и сознание. М., 1971.
  47. Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция. / Сост. НеболюбоваТ.В., Гриншпун И. Б. М.: Международная Педагогическая академия, 1993. — 27с.
  48. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. -М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.
  49. В.Н. Психология семьи. М., 1996.
  50. А.В., Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии. 1974, № 6.
  51. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: СОЮЗ, 2000.
  52. А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребёнка. -М., 1993.
  53. А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.
  54. А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.
  55. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. -СПб.: СОЮЗ, 1997.
  56. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
  57. К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 464 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
  58. Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте //Психологические исследования. Тбилиси, 1966. — с. 49−57.
  59. М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. -М., 1993.
  60. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
  61. Э.С. Задержки психического развития при детском церебральном параличе и принципы её коррекции. Методические рекомендации. М., 1982.
  62. Э.С. Психогенные реакции, особенности формирования личности при детских церебральных параличах и принципы их коррекции. Методические рекомендации. М., 1982.
  63. Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев, 1987.
  64. Р. Ребёнок пошёл в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998 № 4 с. 2−9.
  65. Г. Заикание как психоз и новейшие попытки его лечения. -Спб., 1900.
  66. П.Ф. О детском страхе. // Народное образование. № 3, 2000, с.257−267.
  67. .Д. Психотерапия. М., 1985. — 304с.
  68. Кен Р. Заикание, шепелянье, захлёбывание, картавление и прочие дефекты речи. М., 1878.
  69. Е.И. Психические нарушения у детей, страдающих церебральным параличом: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1965.
  70. Е.И., Трифонов О. А. О патологическом формировании личности у детей и подростков, страдающих церебральным параличом. Журн. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1969, № 10.
  71. Э.И., Ермеева А. И. Психические состояния. Владивосток, 1990.- 144с.
  72. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дисс. канд. псих, наук, М., 1972. 26с.
  73. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Дис. канд. психол. наук. М., 1972.
  74. В.В. Невроз навязчивых состояний у детей и подростков: клиника, диагностика и лечение: (Методические рекомендации) М., 1980.
  75. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М., 1979. -607 с.
  76. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
  77. В.А. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе. Рига, 1990. — 41 с.
  78. Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, ЧССР, 1974.-407с.
  79. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002.
  80. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.: Знание, 1988.
  81. .И., Новикова Е. В. Детские тревоги: что откуда, почему. // Семья и школа, 1988. №№ 3, 7,8,9.
  82. Краткий психологический словарь. М., 1985.
  83. В.П. О психотерапии у детей со слабой нервной системой. -В кн.: Вопросы психотерапии. -М., 1958, с. 147−154.
  84. И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. -М., 2001.
  85. Е.В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психического здоровья. / А. В. Запорожец и современная наука о детях: тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца. -М., 1995. -с.95−97.
  86. С. Страх и трепет: Пер. с дат. М., 1993. — 383с.
  87. Р. Как по-настоящему любить своего ребёнка. Спб., 1995.
  88. X. Способы излечения заикания. Спб., 1938.
  89. К.С., Никольская О. С., Баенская Е. Ф. и другие. Дети с нарушениями общения. М., 1989.
  90. В.В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие. -М, 1985.
  91. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.- 156с.
  92. Левис ILL, Левис Ш. Ребёнок и стресс. СПб.: Питер Пресс, 1996. -80с.
  93. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1.
  94. И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с ДЦП: Моногр. -М.: Альфа, 2001.
  95. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 575с.
  96. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. — 38с.
  97. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1990. — 272с.
  98. А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. -СПб.Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 1998. 270 с.
  99. Р.Д. Смерть при жизни. М., 1968.
  100. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
  101. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989.
  102. Лук А. Н. Эмоции и чувства. М., 1972. — 80с.
  103. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. — 176с.
  104. Т.Г. Учиться не только мыслить, но и чувствовать. -Чебоксары, 1994.-80с.
  105. Е.Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия. М.: Школа-Пресс, 1996.-304с.
  106. И.И., Бахманова Е. Н. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича. Дефектология, 1984, № 6, с. 14−20.
  107. И.И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. СПб., 2004.
  108. И.И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом. Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. JL, 1992.
  109. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
  110. И.И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции / Вместе с семьёй. СПб., 1996.
  111. И.И., Шипицына JI.M. Детский церебральный паралич. -СПб.- М., 2001.
  112. Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития: (дети 5−10 лет). // Школа здоровья 1999, № 1 — с. 8−25.
  113. А. Самоактуализирующаяся личность. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. МГУ, 1982.
  114. Е.М. Интеллектуальные нарушения у детей с церебральными параличами. В кн.: Клиническое и психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976, с. 39−52.
  115. Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития у учащихся с церебральным параличом. Дефектология, 1982, № 4.
  116. В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. -М., 1987.
  117. B.C. (ред.) Очерк теории темперамента. Пермь, 1973, 291с.
  118. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  119. B.C. Проблемы интегральной характеристики индивидуальности в дифференциальной психофизиологии. В кн.: Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. -Пермь, 1975, с. 4−13.
  120. B.C. Психология индивидуальности. / Под ред. Е. А. Климова. М.: Институт практ-й психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996. -448с.
  121. Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дис. JL, 1998.
  122. Т.М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений. Л., 1983.
  123. МКБ-Ю/ICD-IO. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. /Пер. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб., «Оверлайд» 1994.
  124. Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса. Автореф. дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2002.
  125. Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Автореферат. М., 199р.
  126. Мэй Р. Проблема тревоги. / Пер. с англ. А. Г. Гладкова. М.: ЭКСМО -Пресс, 2001.
  127. В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах. Метод. Рекомендации. Л., 1976.
  128. В.Н. Личность и неврозы. JL: ЛГУ, 1960.
  129. В.Н. Значение проблемы неврозов, её современное состояние и задачи её разработки. В кн.: Пограничные состояния. М., 1965.
  130. А.А. Социально-психическая адаптация личности. -Ереван, 1988.
  131. М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
  132. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
  133. Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение, 1994.
  134. Г. Д. Клиника и психотерапия заикания. Новый психологический способ лечения. М., 1913.
  135. В.И. Психологический анализ личностных особенностей школьников с тяжёлыми двигательными нарушениями. // Специальная психология, 2004, № 2(2), с. 28−31.
  136. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников. // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985. — с.42−55.
  137. Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. // Общение и формирование личности школьника. СПб. М.: Педагогика, 1987. -149с.
  138. Основы специальной психологии. /Под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002.
  139. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1985.
  140. В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей. // Дефектология. 1981, № 4, с. 37−42.
  141. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 1998.
  142. С.И. Системный анализ комплекса поведенческих реакций детей раннего возраста при адаптации к дошкольному учреждению. Дисс. канд. наукМ.: 1986.
  143. A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М.:ТЦ «Сфера», 1997.
  144. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., Воронеж: МОДЕК, 2000. — 304с.
  145. Психология воспитания детей с нарушением зрения./ Под ред. Л. И. Солнцевой, В. В. Денискиной, М.: «Налоговый вестник», 2004. — 320 с.
  146. Психотерапия в дефектологии. Книга для учителя. // Вайзман Н. П. -М., Просвещение, 1992.
  147. Р. Помощь трудным детям. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. -269с.
  148. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
  149. Н.И. Психология личности. М., 1977.
  150. Рекомендации «Контроль за течением адаптации детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и школу». Иваново, НИИ материнства и детства, 1982.
  151. Т.А., Смолева Т. О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути её коррекции. / Как помочь ребёнку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. М., 1995. — с.34−48.
  152. Ф. Основные формы страха / Пер. с нем. Э. Л. Гушанского. Изд. 3-е. М.: Алетейа, 2000. — 336 с.
  153. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс-Универс, 1994.
  154. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  155. Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. -1996, № 4, с.34−48.
  156. A.M. Неврозы. 3-е изд.- перераб. и доп. — М., 1982. — 336с.
  157. В.И. Заикание у детей. М., 1994. 200с.
  158. Г. Стресс без дистресса. М., 1982. — 126с.
  159. М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития. // Психотерапия в дефектологии. /Сост. Н. П. Вайзман. М., 1992.-с. 123−126.
  160. И.И., Казанцева Э. Л. Фобические расстройства у детей и подростков, М., 2005. — 198 с.
  161. И.М. Психология поведения. М. — Воронеж, 1995. — 318с.
  162. Э.Г. Мозг и психические процессы у детей в онтогенезе. М., 1985.
  163. Т.П. Детская нервность, её предупреждение и лечение. М., Знание, 1956.
  164. Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. М.: Медгиз. — 1958. — 216 с.
  165. Л.С. Трудные дети. М.-Воронеж, 1998.
  166. Ф.И. Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. — 293с.
  167. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. // под ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М., 1980.
  168. Социальное и душевное здоровье ребёнка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. (Москва, 22−25 сентября 1998 г.). М., 1998. — 252 с.
  169. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.- 174с.
  170. А.А. Основные типы эмоционального реагирования детей при адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы. -Педиатрия, № 7, 1983.
  171. Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2002.-250 с.
  172. Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях. -М.: РГБС, 2005. 62 с.
  173. Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. // Специальная психология. -2006, № 2(8), с. 4−25.
  174. Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1996. — № 1. — с. 62−67.
  175. Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности. // Дефектология. 1996. — № 6.
  176. А.С. Профилактика неврозов у детей и подростков. -М., 1986.-112с.
  177. А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М.: МГУ, 1988. — 200с.
  178. Справочник детского психиатра и невропатолога. / Под ред. Л. А. Булаховой. Киев, 1985.
  179. Справочник по психиатрии. / Под ред. А. В. Снежневского. М., 1974. -392с.
  180. С.С. Большие проблемы маленького ребёнка: Советы психолога родителям. М.: Педагогика — Пресс, 1995. — 168с.
  181. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
  182. Е.В. Ребёнок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. -207с.
  183. Г. Е. Вопросы детской психиатрии. М., 1940. — с.67−70.
  184. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.З. М., Медицина, 1965.
  185. Г. В. Основы математической статистики для психологов. М., 1972. — 429с.
  186. П. Бытие, небытие и тревога. // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 1, с.48−72.
  187. П. Патологическая тревога, витальность и мужество. // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 2, с.113−131.
  188. П. Теология культуры. Пер. с англ. -М.: Юрист, 1995.
  189. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. редакция В. М. Астапова. -СПб.: Питер, 2001.-256с.
  190. Тржесоглава 3. Лёгкая дисфункция в детском возрасте. М., 1986.
  191. В.П. Личность и общество. М., 1965. — 191с.
  192. Уотсон Джон Б. Психологический уход за ребёнком. / Перевод с англ. Под ред. Е. В. Гурьянова. М., 1930.
  193. Устинова Е. В, Психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями и психокоррекционная система их преодоления: Дисс, канд. псих. наук. Самара, 2005. -244 с.
  194. С.Г. О предупреждении детских нервных заболеваний. М., 1964.-79с.
  195. С.Г. Почему ребёнок стал нервным. (Записки психоневролога). Л., 1975. — 56с.
  196. С.Г. Предупреждение неврозов у детей, М., 1978. — 88с.
  197. А.Т. Аутогенная тренировка. Киев, 1987. — с. 17.
  198. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  199. Л.В. Педагогика предупреждения эмоционального напряжения у детей с амблиопией и косоглазием. //В кн.: Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. СПб: Образование, 1977, с 101.
  200. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., Наука, 1965.
  201. Фрейд 3. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991. — 92с.
  202. Фрейд 3. Психоанализ детского страха.- М., 1937.
  203. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1923. — 250с.
  204. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. — 143с.
  205. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Л., 1924. — 62с.
  206. А. Азбука для родителей. Л., 1991.
  207. Э. Иметь или быть? М., 1990. — 345с.
  208. Ю.Л. Исследования тревоги в спорте // Вопросы психологии. -1978.-№ 6.-с. 94−105.
  209. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Прогресс, Ювента, 2000. -480с.
  210. X. К вопросу о невротических реакциях страха у детей: В кн. Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. Труды (Ленингр. педиатрический мед. ин-т.), Т.5. Л., 1968. — с.235−238.
  211. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001.
  212. И.Э. Развитие самостоятельной ориентации ребёнка младшего дошкольного возраста в новой социальной ситуации. Дисс. канд. псих. наук. М.: 1987.
  213. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг. М.: Физкультура и спорт, 1988.
  214. С.В. О месте и значении проективных методов в изучении личности. В кн.: Проблемы личности. — М., 1969.
  215. Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М.: Изд. центр «Академия», 1996.-96с.
  216. О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному. // Дефектология. № 1,1998, с.37−42.
  217. О.Е. Методические рекомендации по изучению эмоционального развития при умственной отсталости. Биробиджан, 2003.
  218. О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников: Монография. М.: МПГУ, 2005.
  219. . Открой своего ребенка с помощью тестов (тесты для детей). Тюмень: «Скорпион», 1999.
  220. Т.Л. Страхи это серьёзно. — М., 1997.
  221. Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
  222. Г. Страхи здоровых детей. М., 1981.
  223. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. М., 1990.
  224. .М. Трудности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их предупреждения. Дисс. канд. псих. наук. Киев: 1989.
  225. Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с ОНР. Н. Новгород, 2003.
  226. Р.В. Проблема адаптации при поступлении детей в дошкольные учреждения. / Педиатрия. № 3, 1979.
  227. Adler A., The Individual Psychology of Alfred Adler, New York, 1950.
  228. Alder A. Uber den nervosen Charakter. Munchen, 1928.
  229. Allport G. The Individual and His Religion. New York: Macmillan, 1970.
  230. Arnold M. Stress and Emotion. In Psychological stress New York, 1967, pp. 123 — 130.
  231. Bandura A., Menlove F. Factors determining vicarious extinction of avoidance behavior through symbolic modeling. J. Pern, and Soc. Psych., 1968, Vol. 5, pp. 16−23.
  232. Barrat E. Anxiety and impulsiveness: Towards a neuropsychological model. In Anxiety: Current Trends in Theory and Research / Ed.Ch. Spielberger-Vol. 1, New York-London, 1972, pp. 195−222.
  233. Basowitz M. Anxiety and stress. New York, 1955, 278 p.
  234. Bower T. Development in Infancy. Freeman, San Francisco, 1974.
  235. Bowlby J. The nature of the child’s tie to his mother. Int. J. Psychoanal., 1951, Vol. 39, pp. 350−357.
  236. Bowlby J. Attachment and loss. Vol. I. Attachment. New York, Basic Books, 1969.
  237. Bowlby J. Attachment and loss. Vol. II. Separation, anxiety and anger. -New York, Basic Books, 1973.
  238. Brown Т., Barlow D. Comorbidity among anxiety disorders: Implications for treatment and DSM-IY. J. of Cons. And Clin. Psychology, 1992, Vol. 60, pp. 835−844.
  239. Buss A. Two anxiety factors in psychiatric patients. J. Abn. Soc. Psychol., 1962, Vol. 62, p. 426.
  240. Carron A. Reactions to «anxiety and motor behavior» Journal of motor Behav, 1971, Vol. 2, pp. 181−188.
  241. Castaneda A., McCandlees В., Palmero D. The children’s form of the Manifest Anxiety Scale. J. Child Development, 1956, Vol. 16, pp. 317 326.
  242. Cattell R. Anxiety and motivation: theory and critical experiments In: Anxiety and behavior / Ed. Ch. Spielberger. New York — London, 1966, p. 23
  243. Cattell R. Psychological definition and measurement of anxiety. J. Neuropsychiat, 1964, Vol. 5, p. 396.
  244. Cattell R., Scheier I. The meaning and measurement of neuroticism and anxiety, New York: The Roland Press Company, 1961, p.2.
  245. Costello E., Angold A. J. Amer. Acad. Child and Adolescent Psychiatry. 1988, Vol. 27, pp. 726−737.
  246. Dollard J., Miller N. Personality and psychotherapy. New York, McGraw-Hill, 1950.
  247. Endler N., Hunt J., Rosenstein A. An. S-R inventory of anxiousness. J. Psychol. Monogr., 1974, Vol. 76, pp. 145 — 162.
  248. Eysenk S. Anxiety and the natural history of neurosis. In: Stress and anxiety. Vol.1/ Eds. Ch. Spielberger, J. Sarason. New York, 1975, p.51.
  249. Flescher J. A dualistic viewpoint on anxiety. J. Amer. Psychoanal. Ass., vol.3, p.415,1955.
  250. Freud S. Breur J. Ober Die Berechting von der Neuasthenia einen bestimmten Symptomen Komplex als «Angstneurose» abzutvennen // G.W.Bd. 1,1895, S.315.
  251. Garre W. Basic Anxiety. N-Y: Philosophical Library, 1962.
  252. Goldstein K. The Organism: A Holistic approach to Biology. New York: American Book Co., 1939.
  253. Gordon R.A., PET: Parent Effectiveness Training, New York, 1970.
  254. Gray J. The neuropsychology of anxiety Br. J. Psychol., 1978, Vol 69, p.417.
  255. Grinker R. A Theoretical and Experimental Approach to Problems of Anxiety. In Progress in Psychotherapy. Vol. II, 1957.
  256. Hambridge G., Structured play Therapy, New York, 1979.
  257. Hoehn-Saric R. Anxiety: Normal and abnormal. J. Psychiant. Ann., 1979, vol. 9, pp. 11−24.
  258. Hoehn-Saric R., McLeod D. The peripheral sympathetic nervous system: Its role in normal and pathologic anxiety. J. Psychiat. Clin. N. Am., 1988, vol. 11, pp. 375−386.
  259. Homey K. Our inner conflicts. New York, 1945.
  260. Horney K. Neuros: and human groneth, № 9,1950.
  261. Hubert W., de Jong-Meyer R. Saliva Cortisol responses to unpleasant film stimuli differ between high and low trait anxious subjects J. Neuropsychobiology, 1992, vol. 25, pp. 115−120.
  262. R.E., Kendall P.C. $ Chen A.N., Cognitive behavioral interventions. New York 1991.
  263. Ingram R., Kendall P. The cognitive side of anxiety J. Cognitive ther. Res., 1987, vol 11, pp. 523−536.
  264. Izard C., Tomkins S. Affects and behavior: anxiety as negative affect. In: Anxiety and Behavior / Ed. Ch. Spielberger. New York — London: Acad. Press, 1966, p. 81.
  265. James W. Psychology (Briefer Course). Collier McMillan, Canada, 1962.
  266. Kardiner A., Karush A. and Ovesey L. The structural hypothesis, the problem of anxiety and post-Freudian ego psychology. J. Ment. Dis., vol. 129, p. 341,1959.
  267. Kelman H. A unitary theory of anxiety. Amer. J. Psychoanal., 1957, vol. 17, p. 2.
  268. Klein M. A contribution to the theory of anxiety and guilt. J. Psychoanal., 1948, Vol. 29, pp. 114−148.
  269. Klein M. The Psychoanalysis of Children. Hogarth Press, London, 1948.
  270. Koeppen A.S., Relaxation training for Children. Elementary School Guidance and Counseling, 9,14−21 1974.
  271. Kraepelin E. Psychiatrie. Johann A. Barth, Leipzing, 1915.
  272. Lang P., Bradley M., Cuthbert B. Emotions, attention and the start reflex. -J. Psychol. Rev., 1990, vol. 97, pp. 377−395.
  273. Lang P., Lazovik A. Experimental desensitization of a phobia. J. Abnorm. and Social Psychology, 1963, Vol. 66, pp. 519−525.
  274. Levitt E. Research on psychotherapy with children. In: Handbook of Psychotherapy and Behavior Change. A. Bergin and S. Garfield (Eds). New York, 1971, pp.474−494.
  275. Lewis M, Rosenblum L. A. (Eds.). The development of affect. New York, Plenum, 1978.
  276. Martens R. Sport Competition Test. Illinois, Human Kineties Publishers, 1977, 150 p.
  277. May R. The meaning of anxiety. New York, 1979, pp. 179−205.
  278. McCleland D.C. et al., The Achievement Motive. New York, 1953.
  279. McReynolds P. Assimilation and anxiety. In Emotions and anxiety / Eds. M. Zuckerman, Ch. Spielberger. New York, 1976, p. 35.
  280. L., Barret С., Натре E. Phobias of childhood in a prescientific era. In: A. Davids (Ed.) Child Personality and Psychopathology. John Wiley, New York, 1974.
  281. Mowrer 0. A stimulus response analysis of anxiety and its role as a reinforcing agent — J. Psychol. Rev., 1939, pp.553−565.
  282. Mowrer 0. Learning Theory and Behavior. J. Wiley, New York, 1960.
  283. Nora Gibbs. Emotional Difficulties in Blind Children. In: What is special Education? London, 1966. P. 69−71.
  284. Noyes R., Hoehn-Saric R. The anxiety Disorders. Cambridge University Press, 1998.
  285. O’Conner K.J. The Play Therapy Primer. New York, 2000.
  286. Ollendick T. Anxiety based disorders. — In: M. Hersen (Ed.) Outpatient behavior therapy: A clinical guide. New York, 1983, pp. 273−305.
  287. Peterson R.W., The collaborative metaphor technigue, Journal of Child Care, 1988,3, 11−27.
  288. Phillips B.N. School Stress and Anxiety. N.Y., 1978.
  289. Rogers C.R. The Clinical Treatment of the Problem Child. Boston: Houghton Miffin, 1939.
  290. Sarason J. et al. Anxiety in elementary school children. N-Y, 1960.
  291. Sarason J. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information In: Anxiety, Current trends in theory and research. Vol.2 / Ed. Ch. Spielberger. New York — London, 1972.
  292. Spielberger Ch. Theory and research on anxiety. In. Anxiety and Behavior / Ed. Ch. Spielberger. New York — London, 1966, p.3.
  293. Spielberger Ch. Trait-Slate anxiety and motor behavior // J. Motor Behavior. -1971. V.3. — P. 265−279.
  294. Spitz R. The First Year of life. International Universities Press. New York, 1965.
  295. Stern M. Anxiety, trauma and shock. Psychoanal. Quart. Psychiat., 1956, vol. 113, p. 443.
  296. Sullivan H. The meaning of anxiety in psychiatry and in life J. Psychiatry, 1948, vol.11, p.l.
  297. Taylor J. The relationship of anxiety to the conditioned eyelid response. -J. Experimental Psychology, 1951, Vol. 42, pp. 183−188.
  298. Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. I. The positive affects.- New York, Springr, 1962.
  299. Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. II. The negative affects.- New York, Springr, 1963.
  300. Walder H. Psychotherapic speciale. 'NeuchateP, 1968.
  301. J. В., Raynor R. Conditioned emotional reactions. Journal of Experimental Psychology, 1920,3,1−14.
  302. Webb N.B. Play Therapy Primer with children in crisis: Individual, Group and Family Treatment, New York, 1999.
  303. Welsh, R. Psychosocial Dimensions: In «Foundations of Orientation and Mobility». N.Y.: AFB, 1980. — P. 225−264.
  304. Wolpe J. The practice of behavior therapy. New York, Pergamon Press, 1969.
  305. Zetzel E. The concept of anxiety in relation to development of psychoanalysis J. Amer. Psychoanal. Ass., vol. 3,1955, p. 369.
  306. Zuckerman M. General and situation specific- specific traits and states: new approaches to assessment of anxiety and other constructs In: Emotions and anxiety / Eds. M. Zuckerman, Ch. Spielberger: J. Wiley and sons. 1976, p. 133.
Заполнить форму текущей работой