Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению
Практическая значимость исследования: определяется социальной востребованностью в углублении знаний об эмоциональном развитии у детей с различными видами дизонтогенеза, в аспекте профилактики и коррекции тревожно-фобических состояний, являющихся динамическими центрами невротических расстройств у детей. В исследовании описаны особенности страхов, тревожности и адаптации у детей с различными… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
- 1. 1. ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ НА ШКАЛЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
- 1. 1. 1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ
- 1. 1. 2. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХА: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
- 1. 2. ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
- 1. 3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
- 1. 4. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ КАК ФАКТОР, ПРОВОЦИРУЮЩИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
- 1. 5. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
- 1. 6. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
- 1. 1. ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ НА ШКАЛЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
- ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И У ДЕТЕЙ С Р АЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
- 2. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП
- 2. 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ДИНАМИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
- 2. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
- 2. 3. 1. ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
- 2. 3. 2. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
- 2. 3. 3. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
- 2. 3. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы в центре внимания психологов и педагогов всё чаще оказываются дети с пограничными нервно-психическими расстройствами. К их числу, прежде всего, относятся различные невротические расстройства, проявляющиеся в тиках, заикании, энурезе и т. п. Наиболее уязвимым периодом развития является переход от домашнего обучения к пребыванию в дошкольном учреждении. Поэтому так важна проблема анализа места и роли страхов* и тревожности в детских психических и невротических расстройствах в период адаптации к дошкольному учреждению.
Актуальность исследования состоит в том, что невротические расстройства имеют психогенную природу и требуют создания специальных психолого-педагогических условий для их эффективного преодоления.
Тревожно-фобические расстройства относятся к числу наиболее распространённых нарушений в детском и подростковом возрасте. При этом достаточно часто — 2% от общей популяции детей (Costello et al, 1988) — они выступают как самостоятельная патология. Кроме того, тревожно-фобические состояния наблюдаются у детей с различными видами дизонтогенеза, как сопутствующие основному нарушению.
Имеются определённые, но недостаточно систематизированные данные о том, что страх и тревога как вторичные аффективные расстройства наблюдаются при различных дизонтогениях, в частности у умственно отсталых детей (О.С. Шаповалова, 1998, 2003; JI.M. Шипицына, 1998), детей с ранним детским аутизмом (Е.Ф. Баенская, К. С. Лебединская, О. С. Никольская, 1989 и другие), детей с задержкой психического развития (JI.B. Кузнецова, 1999; И. Ю. Кулагина, 1987; 3. Тржесоглава, 1986; Л. М. Шипицына, 1998), детей с нарушением зрения (Нора Гиббс, 1966; А. Г. Литвак, 1998; Л. И. Плаксина, 1998; Л. И. Солнцева, 2002), детей с В современной литературе большинство авторов употребляют страх и фобию в синонимичном значении. 4 заиканием (В.И. Селиверстов, 1994), детей, имеющих нарушения речи (Т.Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, 2004), детей с ДЦП (И.И. Мамайчук, 2006; Е. В. Устинова, 2005; Л. М. Шипицына, 2001).
Дети с различными видами дизонтогенеза представляют собой группу риска по развитию тревожно-фобических состояний, поскольку окружающий мир преломляется ими через не только незрелые, но и дефицитарные интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные структуры.
Любой страх или немотивированное беспокойство влечёт за собой значительные изменения в поведении ребёнка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение. Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально-психологической изоляции личности.
Наиболее сензитивными периодами для возникновения подобных аффективных состояний являются периоды смены или усложнения системы отношений «человек-человек» (В.Н. Мясищев, 1965; A.M. Прихожан, 2000). В дошкольном возрасте таким эмоционально-стрессовым фактором, провоцирующим возникновение и усугубление тревожно-фобических реакций, является период первичной адаптации ребёнка к образовательному учреждению (Н.Д. Ватугина, 1995; А. И. Захаров, 1988; А. А. Налчаджян, 1988; А. А. Солнцев, 1983; Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1980).
Отсутствие данных по психологической адаптации детей дошкольного возраста с различными видами дизонтогенеза к условиям образовательного учреждения и отрывочность сведений об общих и специфических особенностях тревожно-фобических нарушений при различных дизонтогениях детского возраста обусловили выбор темы данного исследования: «Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению».
Цель исследования: выявление общих и специфических особенностей тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению.
Объект исследования: тревожно-фобические состояния в дошкольном возрасте у детей с различными видами дизонтогенеза.
Предмет исследования: общие и специфические особенности тревожно-фобических состояний у детей 6-летнего возраста с различными видами дизонтогенеза в аспекте оценки их адаптивных возможностей.
Гипотеза исследования: специфика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте при различных видах дизонтогенеза обуславливает распространённость, содержание возрастных страхов, уровень тревожности, что в свою очередь, определяет вектор социально-психологических проблем детей с различными дизонтогениями.
Процесс адаптации к дошкольному учреждению выступает в качестве эмоционально-стрессового фактора, усугубляющего риск возникновения тревожно-фобических состояний и их проявления. Задачи исследования:
1. Провести ретроспективный анализ литературных источников по изучаемой теме и сделать выводы о состоянии проблемы исследования в специальной литературе.
2. Изучить распространённость и содержание страхов у детей с различными видами дизонтогенеза в сравнении с их допустимыми возрастными проявлениями в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности тревожности и её структуры у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
4. Изучить возможности родителей в адекватной оценке эмоционального состояния детей, в частности о наличии и распространённости у них страхов.
5. Изучить особенности протекания и динамику адаптации к дошкольному учреждению у детей с различными видами дизонтогенеза как фактора возникновения тревожно-фобических состояний.
6. Проанализировать различные параметры адаптации с точки зрения информативности эмоционального состояния ребёнка.
7. Оценить качественное своеобразие тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в аспекте их адаптивных возможностей и направлений коррекционной работы. Методологической основой исследования являются:
Учение об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза (JI.C. Выготский, В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Ж.И. Шиф) — концепция А. Адлера — JI.C. Выготского о природе компенсаторных процессов и видов компенсации, как в норме, так и, при патологии развитиязарубежные и отечественные теории о месте и роли тревожно-фобических состояний в становлении и развитии здоровой личности (С. Гроф, А. И. Захаров, Ф. Риман, 3. Фрейд, К. Хорни) — современные представления о механизмах формирования адаптивной и психологически здоровой личности (С.А. Беличева, И. С. Кон, И. А. Коробейников, Г. Ф. Кумарина, А.А. Налчаджян).
Методы исследования: для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анамнестический — состоял в сборе о ребёнке: об истории его развития, наличия социально-психологических проблем.
2. Эмпирический метод, основу которого составили психодиагностические методы выявления особенностей тревожности и страхов у детей с различными видами дизонтогенеза. (В. Амен, М. Дорки, Р. Теммл, JI. Дюсс, А. И. Захаров, JI.B. Кузнецова).
3. Методы количественного и качественного анализа полученных данных.
4. Интерпретационные методы, позволяющие выделить виды страхов и тревожности, свойственные как для всех категорий детей, так и для детей с сенсорным и интеллектуальным недоразвитием.
Достоверность и надёжность полученных данных обеспечивались репрезентативностью выборки, применением комплекса взаимно дополняемых методов адекватным целям и задачам исследования, использованием методов математической статистики.
Научная новизна заключается в том, что впервые в сравнительном плане дана характеристика общих и специфических особенностей тревожности и страхов дошкольников с интеллектуальным и сенсорным недоразвитием. Получены данные о характере протекания психологической адаптации детей с различными дизонтогениями к условиям дошкольного образовательного учреждения и её влияния на возникновение и проявление тревожно-фобических состояний.
Теоретическое значение: определена специфика тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза. Выявлены виды страхов и тревожности, свойственные детям с сенсорным и интеллектуальным недоразвитием, расширены теоретические представления о формировании страхов и тревожности у дошкольников с различными видами дизонтогенеза. Внесён вклад в понимание динамики адаптации к образовательному учреждению дошкольников с различными видами дизонтогенеза.
Практическая значимость исследования: определяется социальной востребованностью в углублении знаний об эмоциональном развитии у детей с различными видами дизонтогенеза, в аспекте профилактики и коррекции тревожно-фобических состояний, являющихся динамическими центрами невротических расстройств у детей. В исследовании описаны особенности страхов, тревожности и адаптации у детей с различными дизонтогениями, определены векторы коррекционной работы в зависимости от причин тревожно-фобических состояний и вида дизонтогенеза. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов, дефектологов, а также воспитателей детских садов, социальных педагогов, при оказании психологической помощи детям с проблемами в развитии, при консультировании родителей в качестве фактической основы для организации психолого-педагогической коррекции и профилактики аффективных расстройств детей с различными видами дизонтогенеза. Положения, выносимые на защиту:
1. Тревожно-фобические состояния при различных дизонтогениях в дошкольном возрасте занимают одно из решающих мест в формировании трудностей социально-психологического характера.
2. Факторы, вызывающие тревожно-фобические состояния у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными видами дизонтогенеза, разнообразны.
3. Количество и содержание страхов, описываемых самими детьми и их родителями, могут иметь значительные отличия.
4. Особенности и динамика процесса адаптации к дошкольному учреждению как фактора возникновения тревожно-фобических состояний у нормально развивающихся дошкольников и у дошкольников с различными видами дизонтогенеза различны.
5. Специфика тревожно-фобических состояний обусловлена как возрастом, так и присущими тому или иному виду дизонтогенеза особенностями и может лечь в основу коррекционных и профилактических программ для воспитателей, родителей и педагогов.
выводы.
По результатам проведённого нами исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ современного состояния проблемы тревожно-фобических состояний и адаптации к дошкольному учреждению у детей с различными видами дизонтогенеза показал малую изученность.
2. В популяции детей выраженность и структура страха связаны с видом дизонтогенеза и с дефицитарным, искажённым восприятием мира. Среднее количество страхов, приходящихся на одного ребёнка с дизонтогенетическим недоразвитием, превосходит количество страхов, испытываемых нормально развивающимся ребёнком. У детей с интеллектуальным недоразвитием страхи связаны с непониманием реальности и назначения предмета и типичны скорее для детей более младшего возраста: страхи сказочных персонажей, врачей, транспорта, стихий. У детей с сенсорным дефектом — пространственные страхи, страх оставаться одному дома, страх смерти.
3. Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей нормально развивающихся детей и дошкольников с различными видами дизонтогенеза, показывает недостаточную осведомлённость родителей об эмоциональном состоянии и наличии страхов у своих детей.
4. У дошкольников всех обследуемых групп, включая нормально развивающихся, наблюдается преимущественно средний уровень тревожности, а в ситуации общения со сверстниками, у всех детей с разными видами дизонтогенеза — высокий.
5. Уровень адаптации к дошкольному образовательному учреждению в течение двух недель у дошкольников с различными видами дизонтогенеза различный. У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает низкий и средне-низкий уровень адаптации, у детей у сенсорными дефектами — средне-низкий и средний уровень адаптации, в то время как у нормально развивающихсясредний и высокий уровень адаптации. Динамика процесса адаптации у всех категорий детей различна. У детей с интеллектуальным дефектом процесс адаптации в первую и вторую неделю происходит в одном и том же темпе, в то время как у детей с сенсорными дефектами темп адаптации нестабильный. Так у слабовидящих и глухих он увеличивается, а у детей с ОНР и слабослышащих он замедляется.
6. Качественный анализ исследуемых параметров адаптации показывает, что наиболее информативными являются показатели: дневной сон, эмоциональное состояние, контакт с детьми и взрослыми, соблюдение правил, игровая активность, что коррелирует с зонами наибольшей уязвимости детей, и может служить источником возникновения или усугубления тревожно-фобических состояний.
7. Уровень психологической адаптации к дошкольному учреждению связан с выраженностью тревожно-фобических состояний. Так дети, имеющие наибольшее количество страхов (дети с умственной отсталостью, глухие) показывают наиболее низкий уровень адаптации, чем дети с меньшим количеством страхов.
8. Специфика тревожно-фобических состояний, обусловленная как возрастом, так и присущими тому или иному виду дизонтогенеза особенностями, может лечь в основу разработки специальных психокоррекционных и профилактических программ, рекомендуемых для дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, в диссертационном исследовании решены все поставленные задачи, достигнута цель исследования, получены результаты, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы.
Полученные в исследовании результаты могут послужить основой для разработки индивидуальных коррекционных программ по преодолению и профилактике тревожно-фобических состояний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Диссертационное исследование было посвящено изучению специфики тревожно-фобических состояний у нормально развивающихся детей и у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению.
Анализ литературных источников позволил сопоставить феномены: страх, фобия, тревога и тревожность, встречающихся не только у нормально развивающихся детей, но и у детей с различными видами дизонтогенеза, а так же проанализировать причины и механизмы формирования страха. Так же выделены рекомендации по профилактике тревожно-фобических расстройств.
Таким образом, страх — это первичная эмоциональная реакция на конкретную, определённую реальную опасность. Фобия — это патологически сильный страх, объектом которого могут быть различные предметы и ситуации (события). Тревога — это ситуативное эмоциональное состояние, которое вызывается угрозой безопасности или неопределённостью, тесно связанной с ощущением страха. Тревожность — это свойство личности, предполагающее повышенную склонность к переживаниям состояния тревоги. Все перечисленные понятия, такие как: страх, фобия, тревога и тревожность, — являются неотъемлемой частью нормального психического развития. Поэтому важно чётко отграничивать их и отличать нормальное и патологическое проявление этих состояний.
В ходе теоретического исследования были выявлены особенности детей с нарушением слуха и зрения, аутичных детей, детей с ДЦП, ЗПР, умственной отсталостью, с нарушениями речи и заиканием. Экспериментально изучены нормально развивающиеся дети, дети с ЗПР, ОНР, умственно отсталые, глухие, слабослышащие и слабовидящие дети. Подтверждена гипотеза исследования: специфика социальной ситуации развития при различных видах дизонтогенеза накладывает в детском возрасте отпечаток на формирование тревожно-фобических состояний, их распространённость и содержание возрастных страхов, определяя вектор социально-психологических проблем. Выявлена связь между основным дефектом и особенностями тревожно-фобических состояний. Определены закономерности тревожно-фобических состояний при интеллектуальном и сенсорном дефекте.
Подтверждаются положения, выносимые на защиту:
1. Тревожно-фобические состояния при различных дизонтогениях в дошкольном возрасте занимают одно из решающих мест в формировании трудностей социально-психологического характера.
2. Факторы, вызывающие тревожно-фобические состояния у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными видами дизонтогенеза, разнообразны.
3. Количество и содержание страхов, описываемых самими детьми и их родителями, могут иметь значительные отличия.
4. Особенности и динамика процесса адаптации к дошкольному учреждению как фактора возникновения тревожно-фобических состояний у нормально развивающихся дошкольников и у дошкольников с различными видами дизонтогенеза различны.
5. Специфика тревожно-фобических состояний обусловлена как возрастом, так и присущими тому или иному виду дизонтогенеза особенностями и может лечь в основу коррекционных и профилактических программ для воспитателей, родителей и педагогов. Использованные нами методы диагностики показали надёжность исследования тревоги и страха у разных категорий детей, что нашло подтверждение в статистической обработке полученных данных. Результаты, полученные в нашем исследовании, могут быть использованы не только в работе детского психолога, но и в работе дефектолога и психоневролога.
Список литературы
- Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение. Вопросы развития и воспитания детей первых 3-х лет жизни. -М., 1972.
- Аксарина Н.М., Голубев Л. Г. Характер адаптации детей раннего возраста при поступлении в детское учреждение. М., 1974.
- Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1983.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. М. 1974.
- Амен В., Дорки М., Тэммл Р. Тест тревожности. М.: Центр социально-психологического взаимодействия «Дейс», 1992. — 36 с.
- Андрусенко В.И. Социальный страх. Свердловск, 1991.
- Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 160с.
- Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряжённых условиях деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986. — 20с.
- Бакеев В.А. О соотношении внушаемости и тревожности. -Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР, Тбилиси, 1971, с. 57.
- Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации у подростков: Автореф. Дис.. д-ра психол. наук. М., 1989.
- Белоус В.В. Психофизиологическая характеристика некоторых типов темперамента: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1968,20 с.
- Берне Д. Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений. М.: Вече-Персей-АСТ, 1995.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофтедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека. /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Вопросы психологии, 1978 № 4, 1979 № 2,4.
- Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. М., 2002.
- Бреслав Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М., 1990.
- Бурменская Г. В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. // Психологические проблемы нормального детства: Тематическое приложение к «Журналу практического психолога». 1-е полугодие М., 1998.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: «Питер», 2001. (Серия «Мастера психологии»).
- Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1987. — 24с.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980.
- Васильева Е.В. Понятие страха в философии и психологии. // Сборник работ молодых учёных МГПУ. Выпуск 7. М., 2001. — с.35−37.
- Васильева Е.В. Особенности страхов у дошкольников с проблемами в развитии. // Сборник работ молодых учёных МГПУ. Выпуск XIX. -М., 2004. с.52−60.
- Васильева Е.В. Особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению. / Коррекционная педагогика, 2006.-№ 5−6.-с. 103−110.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., МГУ, 1984.
- Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад. М., 1995.
- Венгер A.JI. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. М.: Генезис, 2001.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. -142с.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. -104 с. (Специальная психология).
- Выготский JI.C. Собр. соч. в 6 т., М., 1984.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. JI., Медицина, 1990.
- Гарбузов В.И. Неврозы детского возраста и их профилактика. Д.: Знание, 1982.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. -СПб.: АО «Сфера», 1994. 160с.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1997.
- Герасимов Е. Страхи у дошкольников. // Дошкольное воспитание. -1991, № 4, с. 75−80.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Как общаться с ребёнком? М., 1997.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
- Грау Абало Хорхе Амадо. Психологические аспекты патологической тревожности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1982. -25с.
- Гроф С. За пределами мозга. Пер. с англ. 2-еизд. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993.
- Групповая психотерапия при неврозах детского возраста. Методические рекомендации. / Сост. А. И. Захаров. / Под ред. В. К. Мягер.-Л., 1979.-25с.
- Гусейнова А.А. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжёлыми двигательными нарушениями. Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2001.
- Гусейнова А.А. Особенности познавательной деятельности и личности детей старшего дошкольного возраста с проявлениями детского церебрального паралича. / Специальная психология, № 2(4), 2005.-с. 23−28.
- Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971.
- Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция. / Сост. НеболюбоваТ.В., Гриншпун И. Б. М.: Международная Педагогическая академия, 1993. — 27с.
- Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. -М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
- Запорожец А.В., Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии. 1974, № 6.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: СОЮЗ, 2000.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребёнка. -М., 1993.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. -СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
- Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 464 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
- Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте //Психологические исследования. Тбилиси, 1966. — с. 49−57.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. -М., 1993.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
- Калижнюк Э.С. Задержки психического развития при детском церебральном параличе и принципы её коррекции. Методические рекомендации. М., 1982.
- Калижнюк Э.С. Психогенные реакции, особенности формирования личности при детских церебральных параличах и принципы их коррекции. Методические рекомендации. М., 1982.
- Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев, 1987.
- Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998 № 4 с. 2−9.
- Каменка Г. Заикание как психоз и новейшие попытки его лечения. -Спб., 1900.
- Каптерев П.Ф. О детском страхе. // Народное образование. № 3, 2000, с.257−267.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. — 304с.
- Кен Р. Заикание, шепелянье, захлёбывание, картавление и прочие дефекты речи. М., 1878.
- Кириченко Е.И. Психические нарушения у детей, страдающих церебральным параличом: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1965.
- Кириченко Е.И., Трифонов О. А. О патологическом формировании личности у детей и подростков, страдающих церебральным параличом. Журн. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1969, № 10.
- Киршбаум Э.И., Ермеева А. И. Психические состояния. Владивосток, 1990.- 144с.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дисс. канд. псих, наук, М., 1972. 26с.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Дис. канд. психол. наук. М., 1972.
- Ковалёв В.В. Невроз навязчивых состояний у детей и подростков: клиника, диагностика и лечение: (Методические рекомендации) М., 1980.
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М., 1979. -607 с.
- Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
- Кожевникова В.А. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе. Рига, 1990. — 41 с.
- Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, ЧССР, 1974.-407с.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.: Знание, 1988.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Детские тревоги: что откуда, почему. // Семья и школа, 1988. №№ 3, 7,8,9.
- Краткий психологический словарь. М., 1985.
- Кудрявцева В.П. О психотерапии у детей со слабой нервной системой. -В кн.: Вопросы психотерапии. -М., 1958, с. 147−154.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. -М., 2001.
- Кучерова Е.В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психического здоровья. / А. В. Запорожец и современная наука о детях: тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца. -М., 1995. -с.95−97.
- Къеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М., 1993. — 383с.
- Кэмпбэлл Р. Как по-настоящему любить своего ребёнка. Спб., 1995.
- Лагузен X. Способы излечения заикания. Спб., 1938.
- Лебединская К.С., Никольская О. С., Баенская Е. Ф. и другие. Дети с нарушениями общения. М., 1989.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие. -М, 1985.
- Лебединский В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.- 156с.
- Левис ILL, Левис Ш. Ребёнок и стресс. СПб.: Питер Пресс, 1996. -80с.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1.
- Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с ДЦП: Моногр. -М.: Альфа, 2001.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 575с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. — 38с.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1990. — 272с.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. -СПб.Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 1998. 270 с.
- Лифтон Р.Д. Смерть при жизни. М., 1968.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
- Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989.
- Лук А. Н. Эмоции и чувства. М., 1972. — 80с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. — 176с.
- Любимова Т.Г. Учиться не только мыслить, но и чувствовать. -Чебоксары, 1994.-80с.
- Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия. М.: Школа-Пресс, 1996.-304с.
- Мамайчук И.И., Бахманова Е. Н. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича. Дефектология, 1984, № 6, с. 14−20.
- Мамайчук И.И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. СПб., 2004.
- Мамайчук И.И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом. Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. JL, 1992.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
- Мамайчук И.И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции / Вместе с семьёй. СПб., 1996.
- Мамайчук И.И., Шипицына JI.M. Детский церебральный паралич. -СПб.- М., 2001.
- Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития: (дети 5−10 лет). // Школа здоровья 1999, № 1 — с. 8−25.
- Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. МГУ, 1982.
- Мастюкова Е.М. Интеллектуальные нарушения у детей с церебральными параличами. В кн.: Клиническое и психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976, с. 39−52.
- Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития у учащихся с церебральным параличом. Дефектология, 1982, № 4.
- Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. -М., 1987.
- Мерлин B.C. (ред.) Очерк теории темперамента. Пермь, 1973, 291с.
- Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
- Мерлин B.C. Проблемы интегральной характеристики индивидуальности в дифференциальной психофизиологии. В кн.: Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. -Пермь, 1975, с. 4−13.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. / Под ред. Е. А. Климова. М.: Институт практ-й психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996. -448с.
- Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дис. JL, 1998.
- Мишина Т.М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений. Л., 1983.
- МКБ-Ю/ICD-IO. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. /Пер. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб., «Оверлайд» 1994.
- Морозова Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса. Автореф. дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2002.
- Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Автореферат. М., 199р.
- Мэй Р. Проблема тревоги. / Пер. с англ. А. Г. Гладкова. М.: ЭКСМО -Пресс, 2001.
- Мягер В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах. Метод. Рекомендации. Л., 1976.
- Мясицев В.Н. Личность и неврозы. JL: ЛГУ, 1960.
- Мясицев В.Н. Значение проблемы неврозов, её современное состояние и задачи её разработки. В кн.: Пограничные состояния. М., 1965.
- Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. -Ереван, 1988.
- Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
- Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение, 1994.
- Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания. Новый психологический способ лечения. М., 1913.
- Николаенко В.И. Психологический анализ личностных особенностей школьников с тяжёлыми двигательными нарушениями. // Специальная психология, 2004, № 2(2), с. 28−31.
- Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников. // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985. — с.42−55.
- Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. // Общение и формирование личности школьника. СПб. М.: Педагогика, 1987. -149с.
- Основы специальной психологии. /Под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002.
- Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1985.
- Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей. // Дефектология. 1981, № 4, с. 37−42.
- Плакеина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 1998.
- Поройкова С.И. Системный анализ комплекса поведенческих реакций детей раннего возраста при адаптации к дошкольному учреждению. Дисс. канд. наукМ.: 1986.
- Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М.:ТЦ «Сфера», 1997.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., Воронеж: МОДЕК, 2000. — 304с.
- Психология воспитания детей с нарушением зрения./ Под ред. Л. И. Солнцевой, В. В. Денискиной, М.: «Налоговый вестник», 2004. — 320 с.
- Психотерапия в дефектологии. Книга для учителя. // Вайзман Н. П. -М., Просвещение, 1992.
- Раттер Р. Помощь трудным детям. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. -269с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1977.
- Рекомендации «Контроль за течением адаптации детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и школу». Иваново, НИИ материнства и детства, 1982.
- Репина Т.А., Смолева Т. О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути её коррекции. / Как помочь ребёнку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. М., 1995. — с.34−48.
- Риман Ф. Основные формы страха / Пер. с нем. Э. Л. Гушанского. Изд. 3-е. М.: Алетейа, 2000. — 336 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс-Универс, 1994.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. -1996, № 4, с.34−48.
- Свядощ A.M. Неврозы. 3-е изд.- перераб. и доп. — М., 1982. — 336с.
- Селиверстов В.И. Заикание у детей. М., 1994. 200с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982. — 126с.
- Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития. // Психотерапия в дефектологии. /Сост. Н. П. Вайзман. М., 1992.-с. 123−126.
- Сергеев И.И., Казанцева Э. Л. Фобические расстройства у детей и подростков, М., 2005. — 198 с.
- Сеченов И.М. Психология поведения. М. — Воронеж, 1995. — 318с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы у детей в онтогенезе. М., 1985.
- Симеон Т.П. Детская нервность, её предупреждение и лечение. М., Знание, 1956.
- Симеон Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. М.: Медгиз. — 1958. — 216 с.
- Славина Л.С. Трудные дети. М.-Воронеж, 1998.
- Случевский Ф.И. Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. — 293с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. // под ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М., 1980.
- Социальное и душевное здоровье ребёнка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. (Москва, 22−25 сентября 1998 г.). М., 1998. — 252 с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.- 174с.
- Солнцев А.А. Основные типы эмоционального реагирования детей при адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы. -Педиатрия, № 7, 1983.
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2002.-250 с.
- Солнцева Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях. -М.: РГБС, 2005. 62 с.
- Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. // Специальная психология. -2006, № 2(8), с. 4−25.
- Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1996. — № 1. — с. 62−67.
- Соловьёва Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности. // Дефектология. 1996. — № 6.
- Спиваковская А.С. Профилактика неврозов у детей и подростков. -М., 1986.-112с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М.: МГУ, 1988. — 200с.
- Справочник детского психиатра и невропатолога. / Под ред. Л. А. Булаховой. Киев, 1985.
- Справочник по психиатрии. / Под ред. А. В. Снежневского. М., 1974. -392с.
- Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребёнка: Советы психолога родителям. М.: Педагогика — Пресс, 1995. — 168с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
- Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. -207с.
- Сухарева Г. Е. Вопросы детской психиатрии. М., 1940. — с.67−70.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.З. М., Медицина, 1965.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. М., 1972. — 429с.
- Тиллих П. Бытие, небытие и тревога. // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 1, с.48−72.
- Тиллих П. Патологическая тревога, витальность и мужество. // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 2, с.113−131.
- Тиллих П. Теология культуры. Пер. с англ. -М.: Юрист, 1995.
- Тревога и тревожность. / Сост. и общ. редакция В. М. Астапова. -СПб.: Питер, 2001.-256с.
- Тржесоглава 3. Лёгкая дисфункция в детском возрасте. М., 1986.
- Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. — 191с.
- Уотсон Джон Б. Психологический уход за ребёнком. / Перевод с англ. Под ред. Е. В. Гурьянова. М., 1930.
- Устинова Е. В, Психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями и психокоррекционная система их преодоления: Дисс, канд. псих. наук. Самара, 2005. -244 с.
- Файнберг С.Г. О предупреждении детских нервных заболеваний. М., 1964.-79с.
- Файнберг С.Г. Почему ребёнок стал нервным. (Записки психоневролога). Л., 1975. — 56с.
- Файнберг С.Г. Предупреждение неврозов у детей, М., 1978. — 88с.
- Филатов А.Т. Аутогенная тренировка. Киев, 1987. — с. 17.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Фомичёва Л.В. Педагогика предупреждения эмоционального напряжения у детей с амблиопией и косоглазием. //В кн.: Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. СПб: Образование, 1977, с 101.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., Наука, 1965.
- Фрейд 3. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991. — 92с.
- Фрейд 3. Психоанализ детского страха.- М., 1937.
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1923. — 250с.
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. — 143с.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». Л., 1924. — 62с.
- Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. — 345с.
- Ханин Ю.Л. Исследования тревоги в спорте // Вопросы психологии. -1978.-№ 6.-с. 94−105.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Прогресс, Ювента, 2000. -480с.
- Христозов X. К вопросу о невротических реакциях страха у детей: В кн. Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. Труды (Ленингр. педиатрический мед. ин-т.), Т.5. Л., 1968. — с.235−238.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001.
- Хювеш И.Э. Развитие самостоятельной ориентации ребёнка младшего дошкольного возраста в новой социальной ситуации. Дисс. канд. псих. наук. М.: 1987.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг. М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Цуладзе С.В. О месте и значении проективных методов в изучении личности. В кн.: Проблемы личности. — М., 1969.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М.: Изд. центр «Академия», 1996.-96с.
- Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному. // Дефектология. № 1,1998, с.37−42.
- Шаповалова О.Е. Методические рекомендации по изучению эмоционального развития при умственной отсталости. Биробиджан, 2003.
- Шаповалова О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников: Монография. М.: МПГУ, 2005.
- Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов (тесты для детей). Тюмень: «Скорпион», 1999.
- Шишова Т.Л. Страхи это серьёзно. — М., 1997.
- Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. М., 1990.
- Юзвак Ж.М. Трудности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их предупреждения. Дисс. канд. псих. наук. Киев: 1989.
- Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с ОНР. Н. Новгород, 2003.
- Ямпольская Р.В. Проблема адаптации при поступлении детей в дошкольные учреждения. / Педиатрия. № 3, 1979.
- Adler A., The Individual Psychology of Alfred Adler, New York, 1950.
- Alder A. Uber den nervosen Charakter. Munchen, 1928.
- Allport G. The Individual and His Religion. New York: Macmillan, 1970.
- Arnold M. Stress and Emotion. In Psychological stress New York, 1967, pp. 123 — 130.
- Bandura A., Menlove F. Factors determining vicarious extinction of avoidance behavior through symbolic modeling. J. Pern, and Soc. Psych., 1968, Vol. 5, pp. 16−23.
- Barrat E. Anxiety and impulsiveness: Towards a neuropsychological model. In Anxiety: Current Trends in Theory and Research / Ed.Ch. Spielberger-Vol. 1, New York-London, 1972, pp. 195−222.
- Basowitz M. Anxiety and stress. New York, 1955, 278 p.
- Bower T. Development in Infancy. Freeman, San Francisco, 1974.
- Bowlby J. The nature of the child’s tie to his mother. Int. J. Psychoanal., 1951, Vol. 39, pp. 350−357.
- Bowlby J. Attachment and loss. Vol. I. Attachment. New York, Basic Books, 1969.
- Bowlby J. Attachment and loss. Vol. II. Separation, anxiety and anger. -New York, Basic Books, 1973.
- Brown Т., Barlow D. Comorbidity among anxiety disorders: Implications for treatment and DSM-IY. J. of Cons. And Clin. Psychology, 1992, Vol. 60, pp. 835−844.
- Buss A. Two anxiety factors in psychiatric patients. J. Abn. Soc. Psychol., 1962, Vol. 62, p. 426.
- Carron A. Reactions to «anxiety and motor behavior» Journal of motor Behav, 1971, Vol. 2, pp. 181−188.
- Castaneda A., McCandlees В., Palmero D. The children’s form of the Manifest Anxiety Scale. J. Child Development, 1956, Vol. 16, pp. 317 326.
- Cattell R. Anxiety and motivation: theory and critical experiments In: Anxiety and behavior / Ed. Ch. Spielberger. New York — London, 1966, p. 23
- Cattell R. Psychological definition and measurement of anxiety. J. Neuropsychiat, 1964, Vol. 5, p. 396.
- Cattell R., Scheier I. The meaning and measurement of neuroticism and anxiety, New York: The Roland Press Company, 1961, p.2.
- Costello E., Angold A. J. Amer. Acad. Child and Adolescent Psychiatry. 1988, Vol. 27, pp. 726−737.
- Dollard J., Miller N. Personality and psychotherapy. New York, McGraw-Hill, 1950.
- Endler N., Hunt J., Rosenstein A. An. S-R inventory of anxiousness. J. Psychol. Monogr., 1974, Vol. 76, pp. 145 — 162.
- Eysenk S. Anxiety and the natural history of neurosis. In: Stress and anxiety. Vol.1/ Eds. Ch. Spielberger, J. Sarason. New York, 1975, p.51.
- Flescher J. A dualistic viewpoint on anxiety. J. Amer. Psychoanal. Ass., vol.3, p.415,1955.
- Freud S. Breur J. Ober Die Berechting von der Neuasthenia einen bestimmten Symptomen Komplex als «Angstneurose» abzutvennen // G.W.Bd. 1,1895, S.315.
- Garre W. Basic Anxiety. N-Y: Philosophical Library, 1962.
- Goldstein K. The Organism: A Holistic approach to Biology. New York: American Book Co., 1939.
- Gordon R.A., PET: Parent Effectiveness Training, New York, 1970.
- Gray J. The neuropsychology of anxiety Br. J. Psychol., 1978, Vol 69, p.417.
- Grinker R. A Theoretical and Experimental Approach to Problems of Anxiety. In Progress in Psychotherapy. Vol. II, 1957.
- Hambridge G., Structured play Therapy, New York, 1979.
- Hoehn-Saric R. Anxiety: Normal and abnormal. J. Psychiant. Ann., 1979, vol. 9, pp. 11−24.
- Hoehn-Saric R., McLeod D. The peripheral sympathetic nervous system: Its role in normal and pathologic anxiety. J. Psychiat. Clin. N. Am., 1988, vol. 11, pp. 375−386.
- Homey K. Our inner conflicts. New York, 1945.
- Horney K. Neuros: and human groneth, № 9,1950.
- Hubert W., de Jong-Meyer R. Saliva Cortisol responses to unpleasant film stimuli differ between high and low trait anxious subjects J. Neuropsychobiology, 1992, vol. 25, pp. 115−120.
- Ingram R.E., Kendall P.C. $ Chen A.N., Cognitive behavioral interventions. New York 1991.
- Ingram R., Kendall P. The cognitive side of anxiety J. Cognitive ther. Res., 1987, vol 11, pp. 523−536.
- Izard C., Tomkins S. Affects and behavior: anxiety as negative affect. In: Anxiety and Behavior / Ed. Ch. Spielberger. New York — London: Acad. Press, 1966, p. 81.
- James W. Psychology (Briefer Course). Collier McMillan, Canada, 1962.
- Kardiner A., Karush A. and Ovesey L. The structural hypothesis, the problem of anxiety and post-Freudian ego psychology. J. Ment. Dis., vol. 129, p. 341,1959.
- Kelman H. A unitary theory of anxiety. Amer. J. Psychoanal., 1957, vol. 17, p. 2.
- Klein M. A contribution to the theory of anxiety and guilt. J. Psychoanal., 1948, Vol. 29, pp. 114−148.
- Klein M. The Psychoanalysis of Children. Hogarth Press, London, 1948.
- Koeppen A.S., Relaxation training for Children. Elementary School Guidance and Counseling, 9,14−21 1974.
- Kraepelin E. Psychiatrie. Johann A. Barth, Leipzing, 1915.
- Lang P., Bradley M., Cuthbert B. Emotions, attention and the start reflex. -J. Psychol. Rev., 1990, vol. 97, pp. 377−395.
- Lang P., Lazovik A. Experimental desensitization of a phobia. J. Abnorm. and Social Psychology, 1963, Vol. 66, pp. 519−525.
- Levitt E. Research on psychotherapy with children. In: Handbook of Psychotherapy and Behavior Change. A. Bergin and S. Garfield (Eds). New York, 1971, pp.474−494.
- Lewis M, Rosenblum L. A. (Eds.). The development of affect. New York, Plenum, 1978.
- Martens R. Sport Competition Test. Illinois, Human Kineties Publishers, 1977, 150 p.
- May R. The meaning of anxiety. New York, 1979, pp. 179−205.
- McCleland D.C. et al., The Achievement Motive. New York, 1953.
- McReynolds P. Assimilation and anxiety. In Emotions and anxiety / Eds. M. Zuckerman, Ch. Spielberger. New York, 1976, p. 35.
- Miller L., Barret С., Натре E. Phobias of childhood in a prescientific era. In: A. Davids (Ed.) Child Personality and Psychopathology. John Wiley, New York, 1974.
- Mowrer 0. A stimulus response analysis of anxiety and its role as a reinforcing agent — J. Psychol. Rev., 1939, pp.553−565.
- Mowrer 0. Learning Theory and Behavior. J. Wiley, New York, 1960.
- Nora Gibbs. Emotional Difficulties in Blind Children. In: What is special Education? London, 1966. P. 69−71.
- Noyes R., Hoehn-Saric R. The anxiety Disorders. Cambridge University Press, 1998.
- O’Conner K.J. The Play Therapy Primer. New York, 2000.
- Ollendick T. Anxiety based disorders. — In: M. Hersen (Ed.) Outpatient behavior therapy: A clinical guide. New York, 1983, pp. 273−305.
- Peterson R.W., The collaborative metaphor technigue, Journal of Child Care, 1988,3, 11−27.
- Phillips B.N. School Stress and Anxiety. N.Y., 1978.
- Rogers C.R. The Clinical Treatment of the Problem Child. Boston: Houghton Miffin, 1939.
- Sarason J. et al. Anxiety in elementary school children. N-Y, 1960.
- Sarason J. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information In: Anxiety, Current trends in theory and research. Vol.2 / Ed. Ch. Spielberger. New York — London, 1972.
- Spielberger Ch. Theory and research on anxiety. In. Anxiety and Behavior / Ed. Ch. Spielberger. New York — London, 1966, p.3.
- Spielberger Ch. Trait-Slate anxiety and motor behavior // J. Motor Behavior. -1971. V.3. — P. 265−279.
- Spitz R. The First Year of life. International Universities Press. New York, 1965.
- Stern M. Anxiety, trauma and shock. Psychoanal. Quart. Psychiat., 1956, vol. 113, p. 443.
- Sullivan H. The meaning of anxiety in psychiatry and in life J. Psychiatry, 1948, vol.11, p.l.
- Taylor J. The relationship of anxiety to the conditioned eyelid response. -J. Experimental Psychology, 1951, Vol. 42, pp. 183−188.
- Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. I. The positive affects.- New York, Springr, 1962.
- Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. II. The negative affects.- New York, Springr, 1963.
- Walder H. Psychotherapic speciale. 'NeuchateP, 1968.
- Watson J. В., Raynor R. Conditioned emotional reactions. Journal of Experimental Psychology, 1920,3,1−14.
- Webb N.B. Play Therapy Primer with children in crisis: Individual, Group and Family Treatment, New York, 1999.
- Welsh, R. Psychosocial Dimensions: In «Foundations of Orientation and Mobility». N.Y.: AFB, 1980. — P. 225−264.
- Wolpe J. The practice of behavior therapy. New York, Pergamon Press, 1969.
- Zetzel E. The concept of anxiety in relation to development of psychoanalysis J. Amer. Psychoanal. Ass., vol. 3,1955, p. 369.
- Zuckerman M. General and situation specific- specific traits and states: new approaches to assessment of anxiety and other constructs In: Emotions and anxiety / Eds. M. Zuckerman, Ch. Spielberger: J. Wiley and sons. 1976, p. 133.