Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговые аспекты управления развитием региона: На примере Оренбургской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы заключается в том, что исследование доведено до уровня использования рекомендаций в процессе управления развитием Оренбургской области. Результаты, полученные в ходе исследования, а именно: классификация региональных маркетинговых исследований и методика их проведения для товарных рынков регионарекомендации для краткосрочной и долгосрочной товарной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
    • 1. 1. Маркетинг как концепция управления
    • 1. 2. Управление развитием региона: теоретические аспекты
    • 1. 3. Методологические основы маркетингового управления развитием региона
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. АНАЛИЗ ПУТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЛЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Оценка социально-экономического положения Оренбургской области и анализ некоторых ее составляющих
    • 2. 2. Анализ рынка продовольственных товаров города Оренбурга
    • 2. 3. Оценка процессов управления и развития Оренбургской областью в контексте маркетингового подхода
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Маркетинговое управление развитием Оренбургской области: цели, приоритеты, задачи и рекомендации
    • 3. 2. Организационный аспект маркетингового управления развитием
  • Оренбургской области
    • 3. 3. Региональные маркетинговые исследования как инструмент маркетингового управления развитием Оренбургской области
  • Выводы по третьей главе

Маркетинговые аспекты управления развитием региона: На примере Оренбургской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С начала 90-х годов различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации существенно возросли. Если в 1995 году среднедушевое производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в 10 наименее развитых регионах отставало от соответствующего показателя в 10 наиболее развитых в 2,1 раза, то к 2003 году — уже в 3,4 раза. Указанная тенденция продолжает набирать силу. В этих сложных экономических и социальных условиях, когда государственная региональная политика не в силах остановить данную тенденцию, во много раз возрастает значение активной политики саморазвития регионов, реализация которой позволит не только преодолеть спад производства, но и выйти на экономический рост.

Одним из подходов к реализации экономической политики развития вообще и региональной, в частности, в условиях рыночных отношений, выступает маркетинг. Необходимость формирования и использования концепции маркетинга в качестве механизма осуществления региональной социально-экономической политики развития на региональном уровне обусловлена также следующим:

— происходит усиление конкуренции государственного и частного секторов экономики на уровне регионадеятельность последнего все больше ориентирована на захват рынков, ранее входящих в сферу государственного управления;

— наблюдается неудовлетворенность граждан качеством работы исполнительной власти, которая не способна выполнять свои прямые обязанности по исследованию и удовлетворению потребностей населения;

— возрастает неспособность исполнительных органов власти регионов принимать адекватные управленческие решения, требующие обоснованного рыночного анализа и маркетингового мышленияиспользование прежних организационных механизмов, управленческих инструментов и директивных методов не позволяет органам исполнительной власти проводить политику саморазвитияусиливается конкуренция между регионами, а также их дифференциация и разделение на развивающиеся, функционирующие и деградирующие.

Степень разработанности проблемы. Несомненный приоритет в разработке теории и практики маркетинга принадлежит западным ученым: Ф. Котлеру, Дж.М.Эвансу и Б. Берману, Г. Г. Леттау, Ж. Ж. Ламбену, А. Дайану и другим. В трудах известных отечественных ученых Е. Б. Голубкова, Г. Л. Багиева, А. А. Бравермана, А. Н. Романова, Р. Б. Ноздревой и др. представлено творческое осмысление зарубежного опыта маркетинга и его применение в российских условиях. Вопросы и особенности регионального маркетинга развиваются в работах А. М. Лаврова, Ю. П. Алексеева,.

A.П.Панкрухина, Н. П. Кретовой, А. Л. Гапоненко, А. Х. Тамбиева,.

B.С.Сурнина и др. Вопросы управления развитием регионов представлены в трудах Г. В. Гутмана, А. Л. Гапоненко, В. Г. Полянского, Е. В. Горшениной, В. Ф. Уколова, В. П. Орешина, Б. Е. Шпилева, Л. В. Потапова и др. Применение маркетинга в региональном управлении рассматривалось в работах В. Ф. Уколова, А. М. Лаврова, В. С. Сурнина, Т. П. Ламбаева, Р. И. Шнипера, А. Х. Тамбиева, Г. А. Морозовой, Е. Е. Нефедова, Б. Б. Хрусталева, Ю. П. Алексеевой, И. А. Тычинской, Н. Н. Шариной и др.

Несмотря на глубокую проработанность целого ряда проблем, за пределами научного рассмотрения остались многие вопросы, связанные с маркетинговым управлением развитием территорий, в данном случае региона. Недостаточно глубоким является анализ проблем эффективности принятия управленческих решений органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере экономики. Нуждаются в практических рекомендациях проблемы осуществления управления развитием региона на основе концепции маркетинга и его использования не как инструмента осуществления региональной экономической политики, а как целевой философии.

Теория и практика формирования управления развитием региона как социально-экономической системой, а также процедуры использования маркетинга как механизма осуществления региональной социально-экономической политики требуют методологического исследования и научного обоснования с перенесением принципов маркетинга микрои мезоуровня на макроуровень. Данное обстоятельство обусловило выбор цели исследования.

Цель исследования заключается в научном обосновании применения концепции маркетинга в управлении развитием региона, разработке теоретических положений и практических рекомендаций в области проведения региональных маркетинговых исследований, формировании товарной политики и организации маркетинга на региональном уровне.

Задачи диссертационного исследования:

— выявить проблемы повышения эффективности управления развитием региона;

— обосновать необходимость маркетингового управления развитием региона;

— сформулировать приоритеты, цели, задачи и принципы маркетингового управления развитием региона;

— исследовать особенности региональных товарных рынков;

— обосновать схему и направления региональных маркетинговых исследований на основе выявленных приоритетов;

— разработать методику исследования и анализа товарных рынков в рамках региональной товарной политики;

— разработать рекомендации в области региональной товарной политики;

— выявить организационно-структурный вариант реализации маркетингового управления развитием Оренбургской области системой исполнительных органов власти.

Объектом исследования являются процессы управления регионом с целью обеспечения его развития и повышения уровня жизни населения Оренбургской области.

Предметом исследования является организационно-экономический механизм маркетингового управления развитием региона, касающийся аспектов формирования товарной политики, методики маркетинговых исследований и структурных вариантов его реализации.

Теоретическую базу исследования составляют научные положения и выводы отечественных и зарубежных ученых в области регионального маркетинга и управления, законодательные акты РФ, монографии, прикладные работы по рассматриваемой проблеме, материалы научных конференций и семинаров, тематические публикации в периодической печати.

Основой диссертационного исследования послужили положения теорий регионального маркетинга и управления А. П. Панкрухина, А. М. Лаврова, В. Ф. Уколова, Г. В. Гутмана, В. С. Сурнина, А. Л. Гапоненко, Б. Е. Шпилева. В процессе маркетингового анализа товарного рынка и системы управления регионом были использованы труды А. С. Новоселова, А. И. Ковалева, Р. И Шнипера, И. К. Беляевского, И. С. Березина.

Эмпирической базой исследования являются: нормативно-правовая база Российской Федерации, Оренбургской области, города Оренбурга, справочные данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации, комитета государственной статистики Оренбургской области, комитета потребительского рынка и уровня жизни администрации Оренбургской области, информационно-аналитического управления администрации Оренбургской области, результаты проведенного маркетингового исследования 65 предприятий торговли города Оренбурга, выборочного опроса населения г. Оренбурга, а также специалистов и руководителей структурных подразделений администрации Оренбургской области.

Методология исследования базируется на принципах диалектического познания, системном подходе к анализу социально-экономических явлений, использовании методологии научного познания, применении общенаучных методов исследования, методов логического, сравнительного и ситуационного анализа.

С целью решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: классификация,' прогнозирование, моделирование, тестирование, интервьюирование, беседа, табличный, графический, а также экспертный методы исследования. Основные задачи решались с помощью информационных систем в экономике с применением расчетно-графических программ.

Научная новизна диссертационной работы заключается в решении актуальной научной задачи, состоящей в раскрытии противоречия между объективной потребностью власти в эффективных механизмах управления развитием региона с целью наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей населения и отсутствием методологических подходов к реализации управленческих функций региональных органов исполнительной власти в рыночной среде.

1. Дано авторское определение маркетингового управления развитием региона, под которым понимается непрерывный процесс индикативного планирования, маркетинговой организации, стимулирования, контроля и координации в области оперативного и стратегического поведения, нацеленный на удовлетворение потребностей населения региона, в соответствии с его интересами, и получение благодаря этому улучшения показателей социально-экономического развития.

2. Выявлены проблемы в реализации экономической и социальной политики региона, значительно замедляющие темпы его развития: сокращение объемов продукции промышленного производства и продукции сельского хозяйстванизкий уровень их роста по сравнению с общероссийскимснижение уровня самообеспеченности продуктами питания, при превышении показателей объемов ввозимых продовольственных товаров над произведенными в области в 2,4 раза. Для решения указанных проблем и обеспечения экономической и, в первую очередь, продовольственной безопасности Оренбургской области необходимы новые рыночные подходы к управлению регионом.

3. Сформулированы цели, задачи маркетингового управления развитием региона и маркетинговые приоритеты Оренбургской области. Выявлены его принципы, которые на основе целевого критерия объединяются в четыре следующих блока:

— ценностно-ориентированные принципы, направленные на максимальное исследование и удовлетворение интересов населения региона (иерархия интересов, исследование потребностей, доступность информации);

— принципы обоснования и принятия управленческих решений на основе маркетинговых исследований (региональная конкуренция, маркетинговое обоснование управленческих решений);

— принципы оптимальности структуры экономики и использования потенциала региона (воспроизводство, целесообразность использования ресурсов региона, адаптированность структуры экономики региона);

— принципы формирования и развития организационных структур (системность управленческих процессов, гибкость механизмов управления, адаптированность организационных структур).

В качестве основных маркетинговых приоритетов выделена разработка обоснованной товарной политики региона на рынке продовольственных товаров Оренбургской области.

4. Определены особенности рынка продовольственных товаров Оренбургской области: на рынке доминирует внешний производительнасыщенность товарами высокая, хотя есть некоторые свободные рыночные сегментыежегодно в результате ввоза продовольственных товаров, которые могли бы производиться силами собственного производства, областной бюджет теряет 260,0 млн руб.- почти по всем номенклатурным позициям барьеры выхода на рынок минимальны. Для уменьшения этих потерь необходима грамотная маркетинговая деятельность региональных органов управления, базирующаяся на результатах маркетинговых исследований.

5. Разработана классификация региональных маркетинговых исследований и методика их проведения для товарных рынков региона, отличающаяся широким диапазоном входных данных и возможностью ее дальнейшего использования в качестве программного продукта. На основе указанной методики предложены рекомендации по реализации производственной политики области. В частности, даны рекомендации по развитию масложирового, мясомолочного производствавосстановлению консервного и кондитерского производств, а также стратегий и мероприятий товарной политики в отношении указанных производственных направлений.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

— авторское определение маркетингового управления развитием региона;

— методологические основы маркетингового подхода к управлению развитием региона,.

— принципы маркетингового управления развитием региона;

— классификация региональных маркетинговых исследований;

— методика проведения маркетинговых исследований и анализа товарного рынка региона;

— сформулированные рекомендации по формированию товарной политики Оренбургской области;

— структура нового организационного подразделения администрации Оренбургской области.

Практическая значимость работы заключается в том, что исследование доведено до уровня использования рекомендаций в процессе управления развитием Оренбургской области. Результаты, полученные в ходе исследования, а именно: классификация региональных маркетинговых исследований и методика их проведения для товарных рынков регионарекомендации для краткосрочной и долгосрочной товарной и производственной политики Оренбургской области, полученные на основании проведенного анализа областного рынка продовольственных товаров — используются структурными подразделениями областной администрации, что подтверждено соответствующими актами о внедрении.

Предложенное новое структурное подразделение администрации области может быть внедрено при принятии маркетинговой концепции управления развитием региона, а также для разработки стратегии управления развитием Оренбургской области, особенно в товарной и производственной политике, отдельных отраслях и сферах жизнедеятельности.

Основные положения диссертационного исследования могут служить материалом для дальнейшего совершенствования управления развитием региона. Результаты исследования используются в учебном процессе факультета экономики Оренбургского государственного университета при преподавании дисциплин «Управление маркетингом», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации были отражены в 7, опубликованных автором, работах общим объемом 2,4 печатных листа. Материалы диссертации докладывались на международных научно-практических конференциях в Оренбурге, Москве, Пензе, Кирове, Иваново, Актобе в 20 022 003 годах. Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре «Маркетинг и коммерция» Оренбургского государственного университета.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, изложенных на 171 странице машинописного текста, содержит 28 таблиц, 18 рисунков и 17 приложений. Список использованной литературы состоит из 165 наименований.

3.4 Выводы по третьей главе.

1. Определены цели маркетингового управления развитием Оренбургской области, заключающиеся в:

— самообеспеченности продовольственными товарами и производстве промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью.

— обеспечении экономической устойчивости и безопасности Оренбургской области;

— достижении уверенного устойчивого роста уровня жизни населения Оренбургской области, а также создании условий для жизнедеятельности будущих поколений.

— формировании социально-ориентированной рыночной экономики в Оренбургской области, путем обеспечения социального равновесия в жизненном уровне отдельных социальных групп, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой государства.

— создании условий свободного развития хозяйствующих субъектов в рамках концепции социально-этического маркетинга.

В соответствии с целями определены задачи и направления деятельности органов исполнительной власти по управлению развитием Оренбургской области.

2. Выявлены следующие приоритетные направления развития Оренбургской области:

— рост сельскохозяйственного производства;

— структурная перестройка промышленного производства в сторону увеличения доли отраслей производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью;

— развитие товарных рынков и их инфраструктуры;

— развитие малого предпринимательства;

— развитие маркетинговой среды;

— развитие инновационной среды и научного потенциала.

3. Для системного и четко направленного анализа товарных рынков, а также в качестве метода обоснования принимаемых исполнительными органами власти управленческих решений, необходимо проведение комплексных фундаментальных и разовых региональных маркетинговых исследований.

Основные задачи маркетингового исследования в системе управления Оренбургской областью формируются в соответствии с общей функцией региональных маркетинговых исследований.

Общая функция региональных маркетинговых исследований состоит в устранении во всей управленческой деятельности неточных оценок, риска в принятии управленческих решений, а также неэффективных затрат труда и времени.

В соответствии с указанной функцией основными задачами маркетинговых исследований в системе управления Оренбургской областью являются:

— обеспечивать работу руководства областной администрации;

— своевременно оценивать возможности и риски планируемых решений;

— содействовать пониманию и принятию целей исполнительной властью;

— всесторонне и объективно представлять ситуацию на всех этапах поиска решений;

— способствовать повышению профессионализма работников областной администрации, ее структур и ведомств.

4. Составной частью маркетингового исследования является анализ товарного рынка Оренбургской области с целью выявления диспропорций спроса и предложения, потенциальных точек роста реального сектора экономики и возможностей эффективной реализации потенциала области.

Товарная политика региона должна строиться на основе методик анализа товарных рынков с целью определения приоритетных отраслей. Этим целям может служить разработанная методика исследования и анализа товарного рынка региона, отличающаяся широким диапазоном входных данных и возможностью ее дальнейшего использования в качестве программного продукта.

Анализ товарного рынка предлагается проводить в разрезе методики, состоящей из трех последовательных алгоритмов.

На основе указанной методики предложены рекомендации для производственной и товарной политик, а также стратегии и мероприятия по их реализации в Оренбургской области.

5. В новом варианте организационного построения исполнительных органов власти, в части экономического блока, заключающегося в создании на базе департамента администрации Оренбургской области по вопросам экономики, в качестве адаптированного маркетингового к новым рыночным условиям элемента предложен Департамент регионального развития, реализующий в силу своих функций маркетинговое управление развитием области. В рамках вышеуказанного изменения пересмотрены и расширены функции департамента по вопросам экономики, а также разработаны нормативы, отражающие административные горизонтальные и вертикальные связи, задачи и функции для нового организационного образования.

Управление региональных маркетинговых исследований, являясь не преобразованным, а созданным элементом организационной структуры Департамента регионального развития, проводит маркетинговые исследования в соответствии с представленной классификацией.

Использование вышеуказанного является обязательным рекомендуем условием маркетингового управления развитием Оренбургской области для достижения устойчивого динамичного саморазвития области.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать ряд выводов, обобщений, внести практические рекомендации и предложения.

1. Выявлены проблемы повышения эффективности управления развитием региона, главными из которых являются:

— отсутствие маркетингового целеполагания у региональных органов исполнительной власти;

— недостаток эффективных механизмов управления развитием региона в условиях рыночных изменений;

— квалификация работников органов региональной исполнительной властибессистемность товарной, производственной и инвестиционной региональных политик;

— неразвитость маркетинговой среды на уровне региона.

2. Изучены сущностные основы маркетинга как концепции управления, в результате чего подтверждено предположение о том, что маркетинг на региональном уровне способен выступить не только инструментом, но и концепцией управления развитием, а аспекты маркетингового управления являются ее базисными ориентирами.

В процессе формирования концепции управления социально-экономической системой региона принципы, функции, инструменты маркетинга могут быть перенесены в трансформационной форме с учетом стратегических целей и системного подхода на региональный уровень управления.

Использование маркетинга в аспекте регионального управления позволяет учитывать при принятии управленческих решений потребности населения и экономических агентов, состояние и динамику спроса, предложения и конъюнктуру рынка региона, а также создавать условия для максимального приспособления регионального производства к требованиям рынка и общества.

3. Обоснован маркетинговый подход к управлению развитием региона, базирующийся на реализации принципов, объединенных на основе целевого критерия в следующие блоки:

— ценностно-ориентированные принципы, направленные на максимальное исследование и удовлетворение интересов населения региона;

— принципы обоснования и принятия управленческих решений на основе маркетинговых исследований;

— принципы оптимальности структуры экономики и использования потенциала региона;

— принципы формирования и развития организационных структур.

4. Разработан процесс маркетингового управления развитием региона, который в отличие от традиционных подходов включает в себя следующие рыночные стадии управленческого цикла: проведение фундаментальных и разовых исследований потребностей регионапланирование и прогнозирование товарной и производственной политикмониторинг рыночной ситуации и реализация маркетинговых мероприятий, в том числе продвижение продукции региона и формирование его имиджаанализ степени удовлетворенности потребностей населения и контроль исполнения маркетинговых решений. Определены особенности указанных стадий управления в конкретных региональных условиях.

Управление региональным развитием включает стимулирование предпринимательства, активизацию точек роста, научно-технических комплексов, перестройку структуры экономики, формирование кластеров взаимосвязанных производств, привлечение инвестиций в регион, развитие регионального маркетинга, развертывание постиндустриальных факторов роста и т. д. для того, чтобы выйти на качественный уровень удовлетворения духовных, материальных, социальных и других потребностей людей.

5. Проведена оценка эффективности управления развитием Оренбургской области. Представлены показатели оценки и их значение в динамике. Для этого в качестве цели оценки был выбран уровень и качество жизни населения.

Указанная цель наиболее актуальна в сложившихся условиях низкого уровня и качества жизни большинства населения многих регионов, в т. ч. и Оренбургской области, а также является первичной, представляющей ориентир для дальнейшего развития экономики и социальной сферы региона. В результате проведенной оценки сделан вывод о неэффективном управлении развитием Оренбургской области.

6. Проведенный в диссертационном исследовании анализ рынка продовольственных товаров г. Оренбурга, а также применение методов экономического моделирования, позволили сделать оценочные заключения о соответствующем рынке Оренбургской области в целом, основными из которых являются следующие: исследованный рынок является рынком внешнего производителянасыщенность рынка товарами довольно высокая, хотя есть некоторые свободные сегментыежегодно в результате ввоза продовольственных товаров, которые могли бы производиться силами собственного производства областной бюджет теряет 260,0 млн руб. в совокупном ВРП, в то время как Оренбургская область — сельскохозяйственный регион и должна обеспечивать себя в продовольственных товарахпочти по всем номенклатурным позициям барьеры выхода на рынок минимальны и при прочих равных условиях зависят в основном от грамотной маркетинговой деятельности и удаленности предприятия производителя от рынка сбыта.

7. Выявлены следующие маркетинговые приоритеты в управлении развитием региона:

— приоритетные отрасли и производства региона в соответствии с межрегиональной ориентацией его потенциала и ресурсов, а также согласно требованиям внутреннего и внешнего региональных рынков;

— позиционирование и формирование имиджа региона в соответствии с его потребностями и возможностями;

— создание маркетинговой среды в регионе с целью улучшения условий для развития его обоснованной товарной политики и повышения конкурентоспособности;

— развитие собственного продовольственного рынка Оренбургской области на основе использования результатов маркетинговых исследований для обеспечения продовольственной безопасности.

8. Для системного и четко направленного анализа товарных рынков, а также в качестве метода обоснования принимаемых исполнительными органами власти управленческих решений, необходимо проведение комплексных региональных маркетинговых исследований. В работе обоснована классификация региональных маркетинговых исследований, в соответствии с которой исследуются потребности населения региона, социально-экономические процессы в регионе, внутренние и внешние рыночные тенденции, возможности и направления реализации товарной, производственной и инвестиционной политик региона. Даны рекомендации по организации региональных маркетинговых исследований.

9. В новом варианте организационного построения исполнительных органов власти, в части экономического блока, предложен Департамент регионального развития, созданный на базе департамента администрации Оренбургской области по вопросам экономики. В качестве адаптированного маркетингового элемента Департамента регионального развития предложено его структурное подразделение — управлении региональных маркетинговых исследований. В рамках вышеуказанного изменения пересмотрены и расширены функции прежнего департамента по вопросам экономики, а также разработаны нормативы, отражающие административные горизонтальные и вертикальные связи, задачи и функции для нового организационного образования.

10. Товарная политика региона должна строиться на основе методик анализа товарных рынков с целью определения приоритетных отраслей. Этим целям может служить разработанная методика исследования и анализа товарного рынка региона, отличающаяся широким диапазоном входных данных и возможностью ее дальнейшего использования в качестве программного продукта. На основе указанной методики предложены рекомендации для производственной и товарной политик, а также стратегии и мероприятия по их реализации в Оренбургской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.П. Информационно-правовые аспекты регионального управления (постановка проблемы) /Р.П.Абдрашитов, А. Т. Раимова //Вестник ОГУ. — 2003 № 8. — С. 154−159
  2. Т.Н. Мониторинговые исследования / Т. Н. Агапова, JI.B. Вахрушева //Экономический анализ: теория и практика. 2003. — № 1. — С. 17−20.
  3. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. — 1022 с.
  4. Академия рынка: маркетинг. 100 с.
  5. Американская ассоциация управления. М.: Издатцентр, 1997. — Т.1.-10 с. Беляевский И. К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. — М: Финансы и статистика, 2001. — 320 е.: ил.
  6. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: М.: Финансы и статистика, 1997.-416 с.
  7. И.С. Практика исследования рынков.- М.: Бератор-Пресс, 2003. — 376 с.
  8. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика Калининград: Янарный сказ, 1998.-316 с.
  9. А.О. Управление региональными рынками . 2003. — № 1. С. 19−26
  10. Е.Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1993. — 437 с.
  11. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 270 с.
  12. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1994.-С. 435 '
  13. В. Перестройка регионального управления: проблемы и альтернативы//Проблемы теории и практики упр. М., 1990. — N 6. — С. 42−46.
  14. А.А. Маркетинг в Российской экономике переходного периода: методология и практика. М.- Экономика, 1997.
  15. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов н/Д: 2001.-448 с.
  16. У., Менеджмент в организации. М.: Инфра.-М., 1997. — 344 с. — (Профессиональная библиотека. Сер. «Менеджмент»)
  17. С.А., Игнатьев А. В. Организационный менеджмент: Учебн. Пособие для вузов. -М., Нефть и газ, 1993. 168 е.: ил.
  18. С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. М.: Финпресс, — 416 с.
  19. О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарика, 1998.- с
  20. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарики, 2002. — 528 с.
  21. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро измерении // Российский экономический журнал. 1998. № 2.-е
  22. Гапоненко A. JL, Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления.: Изд. РАГС, 1999 — 91 с.
  23. Дж.Л. Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х. мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. — 8-е изд. — М.- ИНФРА — М, 2000. -XXVI, 662 с.
  24. X. Анализ развития территориальных систем //Общество и экономика. 2000. — № 6 — С. 121.
  25. А. Черчилль Маркетинговые исследования СПб: Издательство «Питер», 2000. — 752 е.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»)
  26. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. — СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1998. 659 с.
  27. В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования, Железнодорожный Моск. обл: ООО НПЦ «Крылья», 2000, — 416 с. (общество — экономика- человек).
  28. .М. Современная концепция социального маркетинга //Маркетинг в России и за рубежом. 01. — № 6. — С.3−10.
  29. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: Выбор лучшего решения. М.: Экономика. 1993. — 222 с.
  30. Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. М.: «Дело», 1995.-192 с.
  31. Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга /Е.П.Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2002 — № 1 — С. 117 — 139
  32. Е.В. Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона. Докторская диссертация. Тверь. 2000. — С. 53.)
  33. В.Д. Деятельностная теория управления. М.: РАГС, 1997. — 9 с.
  34. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1. -М.: Юрид. Лит., 1995.- 239 с.
  35. А.Б. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
  36. Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. Москва.: Финансы и статистика, 2001, — 176 е.: ил.
  37. Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: ИНФРА М, 2001. — 334 с.
  38. Г. В. Конкурентные преимущества региона основа развития региональной экономики // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 1999. № 2
  39. А.А. Повышение эффективности управления регионом: Дисс. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. М.: Российская академия управления, 1994, — 164 с.
  40. П.Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. М., 1998. — 58 с.
  41. Е., Хершген X. Практический маркетинг /Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1995. — 14 с.
  42. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. — 480 е.: ил. (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  43. В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. — М.: ИНФРА М, 2000. — 285 с.
  44. Ю.А. Экономический потенциал территорий. С-Пб.: Химия, 1997.-237 с.
  45. Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности.
  46. Экономист. 2001. — № 2. — С.42
  47. Ю.С. Региональная политика и управление. М.: РАГС, 1998.
  48. А.П. Маркетинг предпринимательской деятельности. — Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. 24 с.
  49. К.И. Вопросы оценки экономической безопасности региона /К.И.Ефремов, Е. И Георгадзе // Вопросы статистики. 2002. — № 2. — С. 57−59
  50. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 157 с.
  51. А. Управление ресурсным обменом /А.Журавлев //Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 5. — С.76−81
  52. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей. — М.: Норма-ИНФР AM., 1998.-781 с.
  53. Закон Оренбургской области «Об оптовых продовольственных рынках на территории Оренбургской области», принят решением ЗС Оренбургской области от 18 ноября 19 998 г. № 156
  54. Закон Оренбургской области «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Оренбургской области»
  55. Закон Оренбургской области «О принципах организации торговой деятельности в Оренбургской области», принят решением ЗС Оренбургской области от 20 июня 2001 г. № 241
  56. Д.М. Сегментация покупателей. Практика использования факторного анализа данных /Д.М.Зверев //Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 2 — С.30−40
  57. Е.Н. Теория и практика маркетинга в США. М.: Экономика, 1984.-4 с.
  58. Р., Макконел К. Р., Брю C.JI. Экономикс, принципы, проблемы и политика. М.: «Республика», 1992. — Т. 1−2
  59. В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. — 528 с.
  60. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга. — Изд. 2-е, перераб. и доп., 2000. — 256 е.: ил.
  61. Е.Б. К вопросу определения степени удовлетворения спроса сегмента потребительского рынка //Маркетинг в России и за рубежом. 2001. -№ 6. — С. 10−33.61 Концепция развития РФ
  62. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Информационный обзор. Новосибирск: СО РАН. 1992.
  63. Ю.В. Бюджет как инструмент социально-экономического развития регионов / Ю. В. Коростелев // Финансы 2002. — № 7. — С. 11 -15
  64. Ф. Маркетинг менеджмент СПб.: Питер Компромисс, 1999. -896 е.: ил.
  65. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс-Универс. 1993. — 733 с.
  66. Ф. Управление маркетингом. М.: Экономика. 1980. — 224 с.
  67. Н.Д., Федоров В. Г., Сергеев М. Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона //Вопросы статистики. 2001. — № 2. — С.42
  68. Ф.А. Конъюнктура рынка при социализме. — М.: Экономика, 1968.-9 с.
  69. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб.: Юлбис, 1997.- 15 с.
  70. Г., О Донеел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М.: «Прогресс», 1981. Т. 1.-495 с.
  71. .Л., Якушева Е. В. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. М.: Экономика, 1990. — 157 с.
  72. A.M., Сурнин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты. Ч. 2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово: Кузбассвузиэдат, 1994. -146 с.
  73. В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 1996. — 110 с.
  74. Т.П. Стратегическое управление развитием экономики региона: Дисс. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. М.: РАГС, 2000. — 141 с.
  75. М.Г. Организация производства импортозамещающих продукции как направление экономического развития региона /М.Г.Лапаева, Д. Н. Зайцев, Оренбург: ОГУ, 2002 — 134 с. — Библиогр.: с. 116−127.
  76. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. Учебное пособие. М: Экономика, 1998. — 173 с.
  77. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теоретика и практика государственного территориального развития. М.: УРСС, 1997. — 372 с.
  78. О.В. Управление и стратегии. Челябинск: издательство ЮурГУ, 2001.-704 с.
  79. Т. Имидж региона как фактор инвестиционной привлекательности //Рынок ценных бумаг. 1999. — № 11.- с.48−50
  80. В.В. Предпосылки устойчивого развития Байкальского региона. В сб. Наш отчий край. Улан.-Удэ. 1995 — С. 40−56. Регион: теория и практика устойчивого развития. Спецкурс. Вып. Седьмой. — М.: БСТ. 1998
  81. В.Г. Анализ эффективности с помощью оптимизационных моделей // Экономика и математические методы. — 1996 т. 32, вып.2. — с. 104 116.
  82. Модели и методы управления организационными системами / В. И. Бурков, В. А. Ириков. М.: Наука, 1994.-270 с.
  83. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, ТОО «КоМарктЛтд», 1997
  84. Маркеинг: Толковый терминологический словарь-справочник. М.: СП «Инфоконт», 1991.-222 с.
  85. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- под.ред. А. Н. Романова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 — 560 е.: ил.
  86. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“», 2001.- 718 с.
  87. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. -М.: Экономика, 1998. 192 с.
  88. А., Голдман. Менеджмент и устойчивый экономический рост //Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 4 — С.93−97
  89. Т.П. Исследование потребительского рынка товаров как основная составляющая маркетингового управления. Т. П. Медведева //Вестник ОГУ. 2002 — № 4. — с. 19−24
  90. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.: ИНФРА — М., 1997. — 429 с.
  91. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1998. 93 с.
  92. Механизм управления социально-экономическими системами. Сб. научи, тр./ЛИЭИ Редкол.: B.C. Набаков и др. Л., 1988. — 160 с.
  93. .З. Реформы управления и управление реформами. М., 1994. Минакер П. Государственная региональная политика на современном этапе // Общество и экономика. 2003. — № 6 — С. 231−254.
  94. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. Учебное пособие. Москва.: Финансы и статистика, 2002
  95. Н. Маркетинговые технологии в обеспечении деловой активности организации // Проблемы теории и практики управления. 2000. — :. -98 с.
  96. Г. А. Маркетинг в управлении промышленным регионом.
  97. Е.Е. Формирование конкурентоспособности региона в переходной экономике: Дисс. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. -Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2001.- 153 с.
  98. А.С. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 448 с.
  99. Общероссийский классификатор продукции. /Ко'митет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации/, официальное издание, ОК 005−93
  100. Ю., Русаков В. Маркетинг и управление: традиционный и маркетинговый подход к управлению//Маркетинг. 1993. — N 3. — С. 19−27.
  101. О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2003 год /Закон Оренбургской области/ от 25 декабря 2002 года, № 493
  102. В.П., Потапов JI.B. Управление региональной экономикой: Учебное пособие. М. Ж ТЕИС, 2003. — 330.
  103. Основы местного самоуправления в городах России. Под ред. Когута.-СПб: Институт соц.-эк. проблем РАН, 1995. 93 с.
  104. Основы теории оптимального управления /Кротов В.Ф., Лагома Б. А., Лобанов С. М. и др. М.: Высшая школа, 1990. — 430 с.
  105. О социально-экономическом положении Оренбургской области в 2002 году. / Оренбургский областной комитет государственной статистики/, от 24 января 2002 года.
  106. А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии. Становление в России. Особенности в различных сферах деятельности: Учеб. Пособие М.: Изд-во РАГС, 1997. — 364 е.- ил.
  107. А.П. Маркетинг территории: Учебное пособие для вузов / А. П. Панкрухин. М.:РАГС, 2002. — 328 с.
  108. Т.С. Устойчивое развитие и сопоставимость показателей. В сб. Экономические реформы в России: проблемы, перспективы развития. Труды международной научно-практической конференции. Т.2 Улан-Удэ, 1999. — С. 64−66.)
  109. И.Н. Безопасность экономического пространства субъекта /И.Н.Петренко // Управление риском — 2002. № 3 -г 6. — С. 3−10
  110. Планкетт Лорн Выработка и принципы управленческих решений: опережающее управление /Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997. — 335 с.
  111. Поведение потребителей / Энджелл Дж.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П.У./Пер. с англ.- СПб.: Питер Ком, 1999. 25 с.
  112. Г. Х. Труды вольного экономического общества России. — М., 1996.-554 с.
  113. Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области на 1998−2003 годы.
  114. Э., Траут Дж. Маркетинговые войны / Пер. с англ. С.-Пб, 2000
  115. Региональная экономика./Под ред. Т. Г. Морозовой. М., 1995.
  116. Региональное развитие // Вестник экономики. 2001. — № 24. — С.42−48 Регион: Теория и практика устойчивого развития./Под ред. Ю. П. Алексеева, Б. Е. Шпилева. М.: «БСТ», 1998 — 147 с.
  117. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. — М.: Экономика, 2000. 435 с.
  118. Региональная экономика /Под. ред. Т. Г. Морозовой. М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.-304 с.
  119. Регион: ресурсы местного самоуправления: Спецкурс, вып. восьмой/под научн. Ред. Ю. П. Алексеева., Е.Шпилева. М.: Изд.БСТ. 1999 — 200 с.
  120. Рекомендации по разработке комплексной программы маркетинга города и привлечения инвестиций. Под ред. д.э.н. Б. М. Гринчеля. Санкт-Петербург, 1996 С. 12.
  121. Роль региональной экономики в становлении развитого экономического пространства: Сборник материалов Международной научно-практической конференции Часть 1,2,3 // Под ред. проф. Б. Н. Ичитовкина. Киров: Изд-во ВятГУ, 2002. — 202 е., 184 е., 153 с.
  122. A.M. Менеджмент: основы организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001.-248 с.
  123. Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый / Под ред. Д. Н. Карпухина, Б. З. Мильнера. М.: Издат. центр, 1997,. — 584 с.
  124. Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого. -М., 1991. — 105 С.
  125. .А. Управление маркетингом: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 13. М.: ИНФРА -М, 2000. 228 с.
  126. Статистика рынка: Учебник /Под ред. И. К. Беляевского. — М.: Финансы и статистика, 1997. 65 с.
  127. Л.Н., Аверин А. Н. Социальное управление: опыт философского анализа. М., 1994 .-6с.
  128. Социально-экономическое положение Оренбургской области 2003 год.: Статистический сборник. Государственный комитет статистики Оренбургской области.
  129. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, исследования и управления. Екатеринбург: УрО Ран, 1997. — 205 с.
  130. А.Х. Региональный маркетинг как инструмент обоснования и реализации рыночной стратегии республики: Дисс. на соискание уч. степениканд. эконом, наук. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 1997.-231 с.
  131. Ф.У. Принципы научного менеджмента: пер. с англ. А. И. Зак. Науч.ред. и предисл. Е.А.Кочергина-М.: Контроллинг, 1991. 104 с. / Классика менеджмента- Вып. I/
  132. С. Регулирование экономическим развитием на базе программно-целевого похода: Опыт Западной Европы //Регион: экономика и социология. 2000. № 1 с.3−36
  133. .Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: Учебно-практич. Пособие. М.: Юристъ, 2001. — 256 с.
  134. И.А. Формирование регионального маркетинга: Дисс. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. М.: РАГС, 1998. — 164 с.
  135. В.Ф., ред. Менеджмент в сфере услуг: Учебное пособие для вузов. М.- Луч, 1995. — 346 с.
  136. В.Ф. и др. Механизмы управления развитием региона. М.: 2001, 336 с.
  137. В.Ф. и др. Приоритеты управления региональным развитием. Москва: 2001 ю — 256 с.
  138. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2001.-669
  139. Управление это наука и искусство. — /А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлов и др./ - М.: Республика, 1992. — 351 с.
  140. Устав Оренбургской области
  141. Р. А. Менеджмент как инструмент достижения конкурентности // Вопросы экономики. 1997. № 5.
  142. Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 240 с.
  143. В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: Учебное пособие для вузов/ В. В. Федосеев, Н.Д.Эриашвили-
  144. Под.ред. В. В. Федосеева. 2 изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. -159 с.
  145. Т.С. Экономическая безопасность Иркутской области /Т.С.Филлипович //Вопросы статистики. 2002. — № 11. — С.38−41.
  146. К.Н. Инвестиции в регионы важнейший фактор финансово-экономического роста и стабильности / Н. К. Фролова //Финансы. — М.: Роспечать. — 2003. — № 1 -С.9−12
  147. Е.М. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок. -М., 1991
  148. К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизационного предпринимательства: Учебное пособие М.: Инфра — М, 1996.-224 с.
  149. A.M. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике: разработка управленческих решений: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. -320 е.: ил.
  150. Е.А. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: Приор, 1999.-38 с.
  151. В. Тенденции стабилизации и роста экономики региона : (на примере Ульяновской области) // Экономист. 2003. — № 5. — С.68−72
  152. Н.Н. Состояние и развитие маркетинговой деятельности в регионе: Дисс. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. Саранск.: Мордовский ордена Дружбы народов государственный университет имени Н. П. Огарева, 1998.- 172 с.
  153. Р.И. Конкурентные позиции региона и их оценки // Регион: экономика и социология. 1995. № 1.
  154. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск, 1996.
  155. Р. И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск, 1991.
  156. .Е. Формирование условий устойчивости развития экономики региона. Канд.диссерт.РАГС, 1999 г.
  157. Г. П. Совершенствование управления и маркетинг. /Г.П.Шуба //Эко. -2002. № 7. — С.131−138.
  158. Эванс Дж. Р, Берман Б. Маркетинг. / Пер. с англ.М.: Экономика, 1990.
  159. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов/В.В. Федосеев, А. Н. Гармаш, Д. М. Дайитбегов и др.- Под. ред. В. В. Федосеева. -М.: ЮНИТИ, 2002.-391 с.
  160. Batzing W. Nachhaltichkeit auf Grund socialer Verantwortung. // Neue Zuricher Zeitung. 1993, № 54, s. 21
  161. Healy S.A. Science, technology and future sustainability// Futures. Vol. 27, No. 6.p.612.
  162. Marketing: Grungladen der Absatpolitik- mit Fallstudien Ein fuhrung und Relaunch des VW-Golf/H.Meffert.-7., uberarb.u.erw.Aufl., Nachdr.-Wiesbarden: Gable, 1991.
  163. Динамика производства важнейших видов промышленной продукции Оренбургской области в 1990—2003 годах (крупные и средние предприятия), в натуральном выражении, в % к уровню 1990 года
  164. Наименование 1990 год 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003* год
  165. Электроэнергия (млн.кВт/ч) 100,0 73,3 72,8 75,1 71,9 75,1 71,9
  166. Нефть, включая газовый конденсат (тыс.тонн) 100,0 86,2 85,4 85,4 84,9 85,4 84,9
  167. Газ естественный (млн. куб.м.) 100,0 69,1 65,2 65,2 61,8 65,2 61,8
  168. Чугун (тыс.тонн) 100,0 60,9 62,0 60,1 63,6 60,1 63,6
  169. Сталь (тыс.тонн) 100,0 64,5 61,6 72,4 61,6 64,8 72,4
  170. Прокат черных металлов (тыс.тонн) 100,0 64,6 59,9 58,9 67,8 58,9 67,8прогнозные данные департамента по вопросам экономики администрации Оренбургской области
Заполнить форму текущей работой