Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм контроллинга в системе управления экономической безопасностью федеральных государственных унитарных предприятий Министерства обороны РФ: на примере ремонтных предприятий Военно-воздушных сил

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап военного строительства поставил перед экономикой ВС РФ ряд сложных задач. Преимущественная их часть связана с переводом оборонно-промышленного комплекса на новые рыночные отношения и обеспечение ВС РФ всем необходимым с наименьшими затратами сил и средств. Одним из приоритетных направлений в этом процессе является обеспечение потребностей ВВС в качественном и своевременном… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Концепции контроллинга в экономике промышленных предприятий 13 1.1 .Сущность концепций контроллинга, виды и функции контроллинга
    • 1. 2. Исторические аспекты развития современной концепции контроллинга
    • 1. 3. Роль и место контроллинга в системе управления экономической безопасностью унитарного предприятия
  • 2. Методические основы адаптации механизма контроллинга к системе управления экономической безопасностью
  • ФГУП МО РФ
    • 2. 1. Планирование контроллинга в системе управления экономической безопасностью
  • ФГУП МО РФ
    • 2. 2. Мониторинг экономической безопасности
  • ФГУП МО РФ
    • 2. 3. Корректировка управляющих воздействий в системе управления экономической безопасностью
  • ФГУП МО РФ
  • 3. Пути совершенствования механизма контроллинга в системе управления экономической безопасностью
  • ФГУП МО РФ
    • 3. 1. Анализ угроз экономической безопасности
  • ФГУП МО РФ, диагностируемых посредством механизма контроллинга
    • 3. 2. Совершенствование организационно-методического обеспечения механизма контроллинга при оптимизации системы управления экономической безопасностью
  • ФГУП МО РФ
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения
  • Принятые условные сокращения
  • АРЗ — авиационный ремонтный завод БРХВ — база ремонта и хранения вооружения ВА — воздушная армия

ВГК — резерв Верховного главнокомандующего ВВС — Военно-воздушные силы ВВТ — вооружение и военная техника ВС РФ (ВС) — Вооруженные Силы Российской Федерации ГлавФЭУ МО РФ — Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации ГОЗ — государственный оборонный заказ ЖКХ — жилищно-коммунальное хозяйство ЗАТО — завод авиационного технологического оборудования ЗРВТИ — завод по ремонту военного технического имущества МО РФ (МО) — Министерство обороны Российской Федерации МУСТ и ТО — Межведомственная (сопряжённая) унифицированная система технического и тылового обеспечения НИИ — научно-исследовательский институт ОПК — оборонно-промышленный комплекс ОПФ — основные производственные фонды ПВО — Войска противовоздушной обороны РЗ СОП — ремонтный завод средств обеспечения полетов УНВ ВВС (УНВ) — Управление начальника вооружения Военно-воздушных сил ФГУП — федеральное государственное унитарное предприятие ФПС РФ — Федеральная пограничная служба Российской Федерации ЦБРВ — центральная база ремонта вооружения

ЦРБ АСУ — центральная ремонтная база автоматизированных средств управления

ЦРБ РВ — центральная ремонтная база радиолокационного вооружения

ЦФО — центральный федеральный округ

ЭБП (ЭБ) — экономическая безопасность предприятия

Механизм контроллинга в системе управления экономической безопасностью федеральных государственных унитарных предприятий Министерства обороны РФ: на примере ремонтных предприятий Военно-воздушных сил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Структурные диспропорции в авиационной промышленности, которые начали проявляться еще в конце 80-х годов в связи с разрушением двухполярной мировой системы, переходом страны к рыночным отношениям, поставили авиационную промышленность России на грань выживания. Кризис в отрасли, как и в самом государстве не мог не отразиться на состоянии парка авиационной техники и средств ПВО. ВВС в условиях дефицита бюджетных средств не могли в полном объеме обеспечить строевые части не только новыми видами техники, но и достаточным уровнем ремонта эксплуатируемых видов ВВТ в целях поддержания военной безопасности государства. В этих условиях перед ремонтными ФГУП ВВС, полностью зависевшими от финансирования государственного оборонного заказа, проявились новые угрозы экономической безопасности, в результате чего предприятия были вынуждены искать самостоятельные пути выхода из критической ситуации путем сокращения и вывода в мобрезерв простаивающих производственных мощностей, поиска новых потребителей, освоения ремонта гражданской продукции, перестройки существовавшей системы управления, не отвечавшей изменившимся экономическим условиям.

Проблемы в оборонной сфере были отмечены в принятой в 1997 г. «Концепции национальной безопасности РФ», где указывалось, что «недостаточное финансирование национальной обороны, неразработанность современных подходов к военному строительству» проявляется в «недопустимом падении уровня укомплектованности войск (сил) современными и перспективными видами вооружения и военной техники, а в целом — в снижении возможностей государства для обеспечения безопасности Российской Федерации». При этом отмечалось, что «важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу» [8]. Только в последнее время государство заинтересовалось решением проблем оборонно-промышленного комплекса, и в частности проблем авиастроения, о чем свидетельствует принятая в 2005 г. «Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года», где указано: «военная авиация является одним из основных компонентов системы обороны и безопасности страны» [20, с.5].

Одним из аспектов деятельности Вооруженных Сил на современном этапе является новый подход в отношениях заказчиков и поставщиков в рамках перехода к МУСТ и ТО ВС РФ. Ещё в 2002 г. Совет Безопасности РФ определил переход к МУСТ и ТО Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов в качестве одного из приоритетов развития военной организации государства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 мая 2003 г. № 294 унитарным предприятиям МО РФ, как непосредственным производителям продукции оборонного назначения, предоставлена возможность реализовывать свои экономические интересы через конкурсы на поставку однотипной продукции в том числе по поставкам для других силовых ведомств [13]. Однако, в связи с повышенными требованиями, предъявляемыми к участникам конкурса, необходимо проведение определенной работы по улучшению значений показателей производственно-операционной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности, что в свою очередь предполагает создание и функционирование на данных предприятиях эффективной системы мониторинга экономической безопасности, реализуемой в рамках механизма контроллинга в системе управления экономической безопасностью.

В «Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года» указано, что одной из основных частных задач по обеспечению военной безопасности в мирное время кроме прочих является «. обеспечение. руководителей органов государственной власти информацией, необходимой для принятия решений в области обороны и безопасности» [9]. Кроме того, в области совершенствования и повышения качественного уровня системы государственного управления военным строительством и обеспечением военной безопасности РФ предусмотрено «.обеспечить развертывание информационно-управляющих структур, совершенствовать алгоритм принятия управленческих решений в сфере обеспечения военной безопасности РФ» [9, с. 10]. Таким образом, в целях обеспечения экономической безопасности ремонтных ФГУП ВВС в части обеспечения руководства необходимой информацией о текущем состоянии экономической безопасности, для принятия обоснованных управленческих решений, представляется необходимым применение инструментария контроллинга.

Подтверждением отсутствия обоснованной политики в области экономической безопасности ФГУП МО РФ явилось «недостаточное качество антикризисного управления со стороны органов государственного управления и менеджмента предприятий, которые не могли существенно повлиять на общий ход развития структурных диспропорций в отрасли. Кризис авиапромышленности был объективно неизбежным» [20, с.4].

Таким образом, в настоящий момент назрела настоятельная необходимость в поиске новых путей повышения экономической безопасности ремонтных ФГУП ВВС. Одним из эффективных механизмов является, по нашему мнению, контроллинг, который как свидетельствует опыт зарубежных стран «обеспечивает успешное функционирование организационной системы (предприятий, торговых фирм, банков и др.) в долгосрочной перспективе» [87, с.7]. В этой связи возникает необходимость исследования возможностей адаптации к системе управления экономической безопасностью российских предприятий концепции контроллинга.

Научная разработанность проблемы. Базовые элементы экономической безопасности хозяйственных систем сформированы в трудах JL Абалкина, В. Бурцева, С. Глазьева, К. Ипполитова, Ю. Кобрина, Е. Олейникова, В. Сенчагова [30, 46, 50, 62, 85, 92, 104, 120, 122, 142, 143, 148, 150, 153]идр.

Существенный вклад в изучение теоретических и прикладных проблем экономической безопасности оборонной сферы внесли такие отечественные ученые как С. Викулов, В. Воробьев, А. Пожаров, Е. Хрусталев [54, 58, 60, 126, 167] и др.

Теоретическим и прикладным проблемам управления экономической безопасностью предприятий (далее по тексту ЭБП) посвящены труды И. Бланка, Я. Вишнякова, О. Грунина, С. Грунина, В. Гусева, Р. Качалова, Г. Клейнера, А. Козаченко, В. Комарова, А. Ляшенко, В. Пономарева, В. Тамбовцева, С. Харчен-ко [41, 42, 56, 65, 66, 68, 90, 95, 96, 99, 108, 115, 119, 172] и др.

Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях рассматривали в своих работах такие зарубежные и российские ученые как Н. Ананькина, В. Баранов, Н. Данилочкина, С. Данилочкин, А. Дейли, В. Ивашкевич, А. Карминский, Э. Майер, Н. Оленев, А. Примак, С. Фалько, Д. Хан, Б. Штагмайер [39, 40, 49, 52, 53, 57, 61, 69−71, 81−84, 86−88, 91, 97, 98, 100, 101, 106, 109−111, 114, 117, 118, 125, 127, 130, 133, 136−140, 145−147, 151, 152, 154−157, 159, 161−164, 166, 177, 178, 180−183, 185−186, 188−192]и др.

Несмотря на то, что исследованию контроллинга в общественной и научной среде уделяется все больше внимания, до сих пор сохраняются противоречивые взгляды на теорию и практику его применения. Отсутствие единого мнения о сущности данной концепции предопределило необходимость систематизации взглядов исследователей на теоретические положения контроллинга. Кроме того, на сегодняшний день из-за недооценки роли аналитической работы на предприятиях МО РФ практически отсутствует механизм оценки и прогнозирования угроз экономической безопасности, организованный на единой методологической базе, в основу которого может быть положен механизм контроллинга в системе управления экономической безопасностью предприятия.

Работы отечественных и зарубежных ученых посвящены в основном финансовому контроллингу, а другие направления его применения разработаны в значительно меньшей степени. Кроме того, механизму функционирования контроллинга в системе управления экономической безопасностью промышленных предприятий практически не уделялось внимания, кроме частичного рассмотрения в трудах профессора А. И. Бланка в одной функциональной области — контроллинге финансовой безопасности. Более разработанной в этом отношении является смежная область — система риск-контроллинга (или контроллинга рисков), рассмотренная в трудах отечественных и зарубежных ученых И. Бланка, М. Бух-тина, О. Енгалычева, Я. Парамонова, Г. Шахдинарова, X. Ширенбека [42, 51, 7677, 123, 170, 187] и др.

Теоретическая и практическая значимость указанных выше проблем, их актуальность и отсутствие комплексного исследования, посвященного адаптации концепции контроллинга к системе управления экономической безопасностью.

ФГУП МО РФ, определили выбор темы, объекта, предмета, а также целей и задач диссертационного исследования.

Объектом исследования является система управления экономической безопасностью ФГУП МО РФ.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения по внедрению механизма контроллинга в систему управления экономической безопасностью авиаремонтных ФГУП МО РФ.

Целью исследования является решение научной задачи по разработке механизма контроллинга и его внедрению в систему управления экономической безопасностью ФГУП МО РФ.

Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании были поставлены и реализованы следующие задачи: с учетом отечественного опыта управления экономической безопасностью ремонтных ФГУП ВВС проанализировать развитие концепций контроллинга, его функций и составных элементовна основе анализа современных угроз экономической безопасности обосновать возможность и приоритетность функций контроллинга в действующей системе управления производственно-операционной, финансово-экономической и хозяйственной деятельностью ФГУП ВВСуточнить место и роль контроллинга в системе управления экономической безопасностью ФГУП ВВСобосновать методику применения элементов механизма контроллинга в системе управления экономической безопасностью ФГУП ВВСразработать комплексную методику организации мониторинга экономической безопасности ФГУП ВВС, как необходимого элемента механизма контроллингаразработать рекомендации по организационно-методическому обеспечению выполнения функций контроллинга в системе управления экономической безопасностью ФГУП ВВС с помощью механизма контроллинга.

Методологической основой исследования явились научные труды по проблемам применения контроллинга в практике хозяйствования промышленных предприятий, теоретико-методологические исследования, посвященные проблемам экономической безопасности, нормативные правовые акты Российской Федерации. В процессе исследования использованы аналитические материалы, представленные в специализированных изданиях и средствах массовой информации. Исследование опиралось на теоретические положения концепции контроллинга, как системной поддержки принятия решений руководством по всем значимым аспектам деятельности предприятия (Е. Бадоева, Г. Королева, С. Рубцов и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось с применением системного подхода, общенаучных методов (сравнений, обобщений, аналогий), экономико-статистических методов (выборки, группировки, алгоритмизации, построения параметрических матриц, ранжирования, расчета отдельных финансовых показателей), а также табличных и графических приемов визуализации теоретических и практических положений.

Диссертационное исследование соответствует пункту 11.4 области исследования «Экономическая безопасность» паспорта специальности' 08.00.05 -«Экономика и управление народным хозяйством».

Информационной базой исследования послужили материалы бухгалтерских отчетов, аудиторских проверок ФГУП, подчиненных Управлению начальника вооружения ВВС (далее по тексту УНВ ВВС), доклады Счетной палаты РФ, статистические материалы Минэкономразвития РФ, приказы и директивы МО РФ, данные Арбитражного Суда РФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем на основе анализа концепций контроллинга по-новому оценен отечественный опыт управления экономической безопасностью ремонтных ФГУП ВВС, детализированы составные элементы и обоснованы возможности применения механизма контроллинга в системе управления экономической безопасностью ремонтных ФГУП ВВС, уточнены его место и роль в данной системе, разработана научно-обоснованая методика применения элементов механизма контроллинга, выработан комплекс методических и организационных рекомендаций по адаптации механизма контроллинга к системе управления экономической безопасностью ремонтных ФГУП ВВС.

На защиту выносятся следующие основные научные результаты исследования, имеющие самостоятельное научно-практическое значение:

1. Методика применения элементов механизма контроллинга, включающая дополненную схему планирования, комплексную методику мониторинга и периодизацию управленческих воздействий в зависимости от степени нарастания возникающих экономических угроз.

2. Комплексная методика организации мониторинга экономической безопасности ФГУП ВВС на основе сгруппированных контроллинго-ориентированных показателей и их пороговых значений по уровням принимаемых решений (стратегический, тактический, оперативный), областям оценки угроз (закупок, производства, маркетинга, финансов, качества, персонала, логистики, инвестиций, инноваций, экологии) и степени влияния деструктивных факторов (вызовов, опасностей, угроз, кризисов) с необходимым документационным и наглядным сопровождением результатов мониторинга.

3. Организационно-методические рекомендации по трем вариантам внедрения функций контроллинга в систему управления экономической безопасностью ФГУП ВВС в зависимости от объемных показателей производственно-операционной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности, численности работников и организационно-штатной структуры (перераспределение функциональных обязанностей, формирование внештатной экспертной группы или создание службы контроллинга).

Научно-практическая значимость результатов исследования. Методические и организационные рекомендации по адаптации механизма контроллинга к системе управления экономической безопасностью ФГУП ВВС могут применяться ведомственными органами управления МО РФ (УНВ МО РФ, 3 управлением ГлавФЭУ МО РФ, видами, родами войск, УНВ ВВС, военными округами), других силовых министерств и ведомств: для организации мероприятий по определению текущего состояния подведомственных ремонтных ФГУП путем проведения мониторинга экономической безопасностидля совершенствования системы управления производственно-операционной и финансово-хозяйственной деятельностью ФГУП посредством оптимизации их организационно-штатной структуры в соответствии с требованиями экономической безопасностипри разработке нормативных и типовых организационно-распорядительных документов для ФГУП.

Полученные результаты исследования могут также применяться руководством ремонтных ФГУП МО РФ и других предприятий промышленности при создании эффективной системы управления экономической безопасностью в целях недопущения угрозы банкротства.

Предложенные элементы механизма контроллинга в системе управления экономической безопасностью предприятий могут использоваться научными и учебными учреждениями экономического профиля в области профессионального образования, при повышении квалификации и переподготовке руководителей и специалистов предприятий и в научно-исследовательской работе.

Апробация работы. Результаты и основные положения работы изложены в 7 публикациях, общим объемом 3,18 п.л. (в т.ч. одна в журнале из перечня периодических научных изданий, рекомендуемых ВАК РФ), а также докладывались на 3-х международных, 3-х всероссийских научных и научно-практических конференциях.

Отдельные положения и материалы диссертации нашли отражение в научно-исследовательской работе «Методические рекомендации по порядку проведения аудита государственных федеральных унитарных предприятий и проверке организации в них внутреннего аудита с учетом специфики их финансово-хозяйственной деятельности», выполненной по заказу аудиторской компании «Аудит-Информ» (шифр «Аудит»).

Полученные результаты использованы при разработке внутренних нормативных документов Управления финансово-экономического и организационно-плановой работы УНВ ВВС. Методические рекомендации по проведению комплексного мониторинга экономической безопасности ФГУП рекомендованы для использования в практической деятельности подведомственных авиаремонтных.

ФГУП (имеется акт внедрения).

Рекомендации по проведению комплексного мониторинга экономической безопасности ФГУП использованы при разработке стандартов и положений, регламентирующих производственно-операционную и финансово-хозяйственную деятельность ФГУП «121 АРЗ» (имеется акт внедрения).

Организационно-методические рекомендации внедрения функций контроллинга в систему управления экономической безопасностью в рамках формирования отдельного структурного подразделения с функциями защиты экономических интересов предприятия (в т.ч. разработанные автором Положение об отделе (службе) контроллинга экономической безопасности предприятия, примерная форма должностной инструкции руководителя отдела (службы) контроллинга экономической безопасности предприятия, квалификационные требования к сотрудникам данного подразделения) реализованы в деятельности Управления экономической безопасности ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) при совершенствовании системы управления экономической безопасностью предприятия (имеется акт внедрения).

Материалы диссертации были использованы в учебном процессе Ярославского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в разработке и преподавании учебных курсов по дисциплинам «Контроллинг», «Экономическая безопасность», «Антикризисное управление» (имеется акт внедрения).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный этап военного строительства поставил перед экономикой ВС РФ ряд сложных задач. Преимущественная их часть связана с переводом оборонно-промышленного комплекса на новые рыночные отношения и обеспечение ВС РФ всем необходимым с наименьшими затратами сил и средств. Одним из приоритетных направлений в этом процессе является обеспечение потребностей ВВС в качественном и своевременном ремонте ВВТ, выполняемое ремонтными ФГУП ВВС. С особой остротой на сегодняшний день выступают вопросы всестороннего и полного обеспечения руководства предприятий своевременной и качественной информацией о состоянии экономической безопасности вышеуказанных предприятий. Результаты проведенного исследования показывают необходимость и возможность применения механизма контроллинга в системе управления экономической безопасностью, при котором обеспечивается защита экономических интересов на уровне не ниже критического предела, поступательное развитие, внутренняя организационная целостность и возможность противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам. Руководство данных предприятий получает возможность системной поддержки принятия решений по всем ключевым направлениям деятельности.

Основные научные результаты исследования состоят в следующем:

1. На основе критического анализа существующих подходов к определению сущности контроллинга раскрыто содержание, виды и функции современной концепции контроллинга. Обоснована позиция автора по отнесению современной концепции контроллинга к информационной поддержке менеджмента.

2. На основе проведенной функциональной выборки (из 19 источников 27 авторов) доказана приоритетная функция контроллинга — системная поддержка принятия решений руководством предприятия по всем ключевым направлениям деятельности.

3. Показана взаимосвязь возникновения концепции контроллинга с этапным развитием предметных областей науки управления, заключающаяся в постепенном переходе узконаправленного контроллинга (контроллинга затрат) к контроллингу, как информационной поддержке менеджмента. По итогам рассмотрения исторического развития концепций контроллинга определены временные рамки с учетом факторов способствующих его становлению.

4. На основе анализа опыта развития теории и практики контроллинга развиты отдельные положения до формулирования обособленного направленияконтроллинга в системе управления ЭБП, для чего определены его цель, предмет, задачи и систематизированы составные элементы, включающие: объект, субъекты, нормативно-правовое регулирование, механизм, функции контроллинга в системе управления ЭБП и практические действия по обеспечению экономической безопасности.

5. Предложено авторское рассмотрение адаптированного к специфике ФГУП МО РФ механизма контроллинга в системе управления ЭБП, для чего установлены приоритетные составные элементы, включающие планирование ЭБП, мониторинг ЭБП и корректировку управляющих воздействий в процессе защиты экономических интересов предприятия.

6. Показана взаимосвязь оперативного, тактического и стратегического контроллинга в системе управления ЭБП с областями оценки угроз, заключающаяся в необходимости учета оперативных, тактических и стратегических целей отдельных направлений деятельности предприятия при организации текущего наблюдения за показателями обеспеченности защиты экономических интересов посредством механизма контроллинга.

7. Сформулированы основные задачи механизма контроллинга в системе управления ЭБП в области планирования, к которым отнесены: бюджетирование ЭБП, индикативное планирование контроллинго-ориентированных показателей ЭБП, планирование мер по противодействию угрозам ЭБП. Предложены методические основы реализации задач планирования при условии внедрения механизма контроллинга в систему управления экономической безопасностью ФГУП МО РФ и обосновано внесение изменений в схему планирования производственно-операционной и финансово-хозяйственной деятельности.

8. Разработана комплексная методика проведения мониторинга ФГУП МО РФ в рамках внедрения механизма контроллинга в систему управления ЭБП (предложен процесс проведения мониторинга ЭБП, новая группировка показателей используемых при мониторинге состояния ЭБП в зависимости от уровня принимаемых руководством решений (стратегический, тактический, оперативный) и областей оценки угроз (закупки, производство, маркетинг, финансы, качество, персонал, логистика, инвестиции, инновации, экология), документальное сопровождение (карта учета оценки угроз, карта расчета эффективности принимаемых мер по обеспечению ЭБП), сгруппированы пороговые значения для наиболее часто применяемых финансовых показателей.

9. С помощью метода параметрических матриц построены и проанализированы матрицы экономической безопасности ФГУП ВВС, по наиболее комплексному показателю — финансовой составляющей ЭБП за период 2003;2005 гг., позволившие наглядно визуализировать динамику состояния экономической безопасности.

10.С опорой на теорию принятия решений в отношении корректировочных мероприятий в рамках контроллинга в системе управления ЭБП предложен алгоритм проведения корректировки управляющих воздействий в зависимости от степени влияния деструктивных факторов внешней и внутренней среды и адекватного им периода управления, уточнены варианты действий по устранению отклонений.

11.На основе анализа типовых угроз экономической безопасности ФГУП ВВС установлен перечень и критерии диагностирования деструктивного воздействия внешних и внутренних факторов на состояние их ЭБ, выявляемые посредством внедрения механизма контроллинга.

12.Предложены пути совершенствования механизма контроллинга в системе управления экономической безопасностью ФГУП МО РФ, заключающиеся в организационном проектировании системы управления к требованиям ЭБП в зависимости от размеров ФГУП (определяемых по численности работающих, объему производства, количеству существующих отделов и служб) по трем альтернативным вариантам: перераспределение дополнительных обязанностей без создания отдельного структурного подразделения, формирование внештатной экспертной группы, организационное формирование службы контроллинга ЭБП в виде отдельного структурного подразделения. В рамках третьего варианта разработаны: примерная форма приказа руководителя ФГУП ВВС о формировании отдела (службы) контроллинга ЭБП, Положение об отделе (службе) контроллинга ЭБП, примерная форма должностной инструкции руководителя отдела (службы) контроллинга ЭБП, обоснованы требования к квалификации сотрудников подразделения контроллинга ЭБП.

Самостоятельное научно-практическое значение имеют:

1. Методика применения элементов механизма контроллинга, включающая дополненную схему планирования, комплексную методику мониторинга и периодизацию управленческих воздействий в зависимости от степени нарастания возникающих экономических угроз.

2. Комплексная методика организации мониторинга экономической безопасности ФГУП ВВС на основе сгруппированных контроллинго-ориентированных показателей и их пороговых значений по уровням принимаемых решений с необходимым документационным и наглядным сопровождением результатов мониторинга.

3. Организационно-методические рекомендации по трем вариантам внедрения функций контроллинга в систему управления экономической безопасностью ФГУП ВВС (перераспределение функциональных обязанностей, формирование внештатной экспертной группы или создание службы контроллинга) в зависимости от объемных показателей производственно-операционной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности, численности работников и организационно-штатной структуры.

Таким образом, цели и задачи диссертационного исследования выполнены, а реализация на практике выводов и предложений позволит повысить эффективность принимаемых решений руководителями в сфере ЭБ ФГУП МО РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.).
  2. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе».
  3. Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. № 60-ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г.)
  5. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. № 1850 «О стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонной промышленности и мерах по обеспечению государственного оборонного заказа».
  7. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608).
  8. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
  11. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-р (с изменениями от 12 сентября 1994 г.).
  12. Приказ ФСФО РФ от 23 января 2001 г. № 16 «Об утверждении „Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций“».
  13. Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года. -М, 2005.
  14. Доклад об итогах социально экономического развития российской федерации за 2004 год и задачах экономической политики правительства Российской Федерации на 2005 год. — Москва, Февраль, — 2005 г.
  15. Приказ МО РФ от 7 апреля 1998 года № 165 «Об итогах финансово-хозяйственной деятельности войск (сил) в 1997 году и мерах по совершенствования финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации».
  16. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 92 003 (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 сентября 2003 г. № 276-ст).
  17. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994. № 12.
  18. С.А., Мордвинцев А. И., Фомин П. А., Шаховская Л. С. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. М.: Высшая школа, 2002. — 412 с.
  19. И. Новая корпоративная стратегия /Пер с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 1999.-416 с. 33. 775 артиллерийский ремонтный завод. Бездарное прощание с оружием // Российская газета, 28.02.2003 г.
  20. A.A. Финансовые аспекты реформирования оборонно-промышленного комплекса России // Военно-экономический вестник, 2003. -№ 4. С.5−12.
  21. А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий // Экономист. 1996. — № 10. — С.20−26.
  22. А. Управление государственными унитарными предприятиями // Вопросы экономики, 2003. № 7. — С.87−92.
  23. Е.Т. Формирование системы контроллинга персонала на промышленных предприятиях Автореферат дисс. канд. экон. наук. — Ярославль, 2003. -22 с.
  24. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа / Учебник. -4-е изд., доп. и перераб. М: Финансы и статистика, 2002. — 416 с.
  25. В.В. Организация системы эффективного контроллинга на машиностроительном предприятии: методические рекомендации. М.: Альпина паблишер, 2003.-20 с.
  26. X. Контроллинг в сфере исследований и разработок // материалы сайта www.devbusiness.ru/development/ controlling/ cntrlberr. htm
  27. И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия. -К.:Эльга, Ника-центр, 2004. 784 с.
  28. И.А. Управление финансовыми рисками. К.: Ника-центр, 2005. -600 с.
  29. А.А. Всеобщая организационная наука (Тектология). В 2-х т. -М.: Экономика, 1989.
  30. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна.-5-e изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. — 686 с.
  31. Г. Д. Информационная безопасность предпринимательства. Практические рекомендации М.: Баярд, Школа охраны, 2005. — 168 с.
  32. В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. № 1.
  33. В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом, 2002. № 4.
  34. В.В. Методы контроля финансовой политики предприятия // Финансовый вестник, 2005. № 12. — С.3−16.
  35. В.В. Диагностика и контроллинг финансовых потоков предприятия // Финансовый вестник, 2005. № 5. — С.9−20.
  36. А.Д., Дюженкова Н. В., Лягушев Г. Е. Управление экономической безопасностью региона: теория и методология. Ярославль: ЯВФЭИ, 2004. -140 с.
  37. М.А. Контроллинг рисков в коммерческом банке // Контроллинг, 2002.-№ 3,4.
  38. Г. А. Показатели оценки эффективности работы подразделения контроллинга // Контроллинг, 2002. № 2.
  39. Введение в теорию контроллинга./ Окороков В. Р., Ветров А. А., Соколов Ю. А. СПб.: СПбГТУ, 2000. — 249 с.
  40. С.Ф. Современные проблемы экономического обеспечения оборонной безопасности России: Учебное пособие. М.: ВФЭФ при ФА при Правительстве РФ, 1997. — 145 с.
  41. C.JI. Эволюция взглядов на контроллинг // Контроллинг, 2002. -№ 2.
  42. Я.Д., Харченко С. А. Управление обеспечением безопасности предприятий: экономические подходы // Менеджмент в России и за рубежом, 2001.-№ 5.
  43. Внедрение сбалансированной системы показателей (Horvath & Partners) // Controlling Review, 2005. № 1. — C.3−32.
  44. Военная экономика. Теория и актуальные проблемы. Учебник. Авт. кол. под рук. А.И.Пожарова-М.: Военное изд-во, 1999. 320 с.
  45. Военно-экономический анализ / Под ред. С. Ф. Викулова. М.: Воениздат, 2001.-352 с.
  46. В.В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. С.-Пб.: С.-ПбГУЭФ, 2003. — 414 с.
  47. JI., Белкин В. Контроллинг как база обоснования и принятия управленческих решений // Управление собственностью, 2002. № 2. — С.31−37.
  48. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс // РЭЖ, 1997. — № 1−2.
  49. В. В. Управление рисками. Страхование. Железнодорож-ный: ТОО НПЦ «Крылья», 1999. — 336 с.
  50. В. В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000. — 400 с.
  51. А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. М.: Финпресс, 2002. — 128 с.
  52. О.А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. -СПб.: Питер, 2002.- 160 с.
  53. А. Информационная безопасность. Учебное пособие. М.: Новый ИД, 2005.- 128 с.
  54. B.C. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 288 с.
  55. А. Практика контроллинга: Пер с нем. /Под ред. и с предисл. M.JI. Лукашевича, E.H. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2003. — 336 с.
  56. А., Штайгмайер Б. и др. Контроллер и контроллинг // Финансовая газета. №№ 34−37, 4012, 44, 45, 47−50 за 1997 г.- №№ 4, 5, 9, 11, 14, 18−25 за 1998 г.
  57. Н. Контроллинг сервисная служба для менеджера (новоеявление в теории и практике современного управления)//Управление компанией, 2002.-№ 2.
  58. А. Действия налоговиков грозят переделом собственности в ОПК // ВПК, 2004. -№ 44 (61).
  59. В. Особенности национальной охоты за чужой собственностью // БДИ, 2004.-№ 5 (56), С. 10−14.
  60. Д. Переделыцики // Бизнес-журнал, 2005. № 3. — С.31−36.
  61. JI.B., Никифорова H.A. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. — 304 с.
  62. О. Управление рисками предприятия на основе концепции контроллинга // Контроллинг, 2005. № 1(13).
  63. О.В. Контроллинг рисков в деятельности промышленного предприятия // Вестник машиностроения, 2005. № 1. — С.35−40.
  64. С.М. Экономика Вооруженных Сил: Учебное пособие. М.: Воениздат, 1989.-216 с.
  65. Зайцев Н. JL Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2002. 384 с.
  66. A.JI. Прокурорский надзор // Арбитражный управляющий, 2004. -# № 2(9).
  67. H.H. Контроллинг и управленческий учет: Учебное пособие. -СПб.: СПбГУЭФ, 1997. 147 с.
  68. В.Б. Контроллинг сущность и назначение // Бухгалтерский учет, 1991. -№ 7. -С.8−12.
  69. В.Б., Зайцев С. И. Контроллинг на предприятиях Федеративной Республики Германии // Бухгалтерский учет, 1996. № 10. — С.76−80.
  70. В.Б., Ивашкевич А. И. Контроллинг: экзотика или необходимость? // Бухгалтерский учет, 1996. № 2. — С.28−29.
  71. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России / Рос. Союз предприятий безопасности. М.: Политех-4, 1996. — 263 с.
  72. Д. Финансовый контроллинг: точка зрения // Финансовая газета, 1999.-№ 36.
  73. A.M., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С. Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях (2 изд.). М.:Финансы и статистика, 2003. — 356 с.
  74. А.Я. Управление машиностроительным предприятием на основе функционально-стоимостного анализа. М.: Машиностроение, 1991. — 160 с.
  75. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997. -288 с.
  76. В. Контроллинг как система повышения эффективности менеджмента.-М.: РАГС, 1998. 119 с.
  77. Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности России //Экономист, 1999. № 7.
  78. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. — 432 с.
  79. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.- М.: Финансы и статистика, 2002. 560 с.
  80. Д., Сухорукова Т. Экономическая безопасность предприятия // Экономика предприятия, 2001. № 4.
  81. A.B., Пономарев В. П., Ляшенко А. Н. Экономическая безопасность предприятия. Киев.: Либра, 2003. — 217 с.
  82. О.В., Борискина Т. Б. Контроллинг: Учебное пособие. Волгоград: Политехник, 1999. — 83 с.
  83. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Анань-кина, C.B. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н.Г. Данилоч-киной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 279 с.
  84. А.Ю. Контроллинг и анализ основных показателей бюджета // Финансы, 1999. -№ 11.- С.52−54.
  85. Г. А. Методические основы и организация системы контроллинга на промышленном предприятии Автореферат дисс. канд. экон. наук. — Ярославль, 2004. — 26 с.
  86. В.В. Логистика и принятие управленческих решений //Сборник материалов Московского Международного Логистического Форума (2−6.02.1999).-М.: Брандес, 1999. С.73−78.
  87. .Н. Россия и мир в XXI веке. М.: Институт экономических стратегий, 2005. — 544 с.
  88. .Н. Экономика военной сферы. Учебник. М.: МГФ «Знание», 2006. — 224 с.
  89. Г. М. Теория антикризисного управления предприятием. СПб.: Речь, 2002. — 278 с.
  90. В.В. Особенности формирования системы контроллинга в Российских отделениях транснациональных концернов // Внешнеэкономический бюллетень, 2000. № 2. — С.54−59.
  91. A.M., Смирнов M.K. Военно-хозяйственный механизм и управление военной экономикой: Учебное пособие. М.: ВФЭФ при ФА при Правительстве РФ, 1988. — 72 с.
  92. В.И. Экономическая безопасность. Учебно-практическое пособие. -М.: МГУ ЭСИ, 1999. 134 с.
  93. Э. Контроллинг как система мышления и управления / Пер. с нем. Ю. Г. Жукова и С. Н. Зайцева. Под ред. С. А. Николаевой. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  94. Л.А. Какой контроллинг нужен предприятиям? // Директор ИС, 2002, № 7,8. — материалы сайта http://www.osp.ru/cio/2002/07−08/057.htm.
  95. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Система управления прибылью/Пер. с нем. Ю. Г. Жукова. Под ред. и с предисл. д-ра экон. наук В. Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. -304 с.
  96. В.Д. Развитие общественного управления экономикой эффективный фактор обеспечения экономической безопасности России // Материалы межрегиональной, научно-практической конференции. — Ярославль.: ЯФ ВФЭУ, 2000. — С.144−148.
  97. Методика изучения финансового и производственного потенциала предприятий поставщиков товаров и услуг для ФПС России. — М.:Граница, 1997. -47 с.
  98. Э.С. Основы контроллинговых исследований: Учебное пособие. -М.: МАИ, 1994.-26 с.
  99. А. Безопасность бизнеса современная мифология // Управление персоналом, 2005. — № 3. — С.46−51.
  100. И.В., Дзыбов K.M. Инновационный менеджмент в современном производстве (Развитие социальных технологий). Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1998. — 105 с.
  101. A.B. Технологический контроллинг: проблемы, задачи, перспективы // Контроллинг, 2002. № 2.
  102. Ю.Г., Никонова T.B. Аудит и контроллинг персонала. Уч. пос. -М.: Изд-во «Экзамен», 2002. 448 с.
  103. А. А Защита предпринимательства (экономическая и информационная безопасность). Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2003. -328 с.
  104. Г. С. Финансы и экономика оборонной безопасности Российской Федерации. М.: Военное изд-во, 2001. — 214 с.
  105. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) /Под редакцией Е. А. Олейникова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.-288 с.
  106. Я.В. Контроллинг в системе управления финансовыми рисками // Дайджест Финансы, 2005. — № 4(124). — С.46−50.
  107. A.A. О совершенствовании бюджетирования и финансирования обороны и безопасности // Военно-экономический вестник, 2002. № 1. — С.27−29.
  108. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления, 2001. № 3.
  109. А.И. Экономика национальной безопасности. // Военная мысль, 1998. -№ 3. С.64−66.
  110. JI.B., Исакова P.E., Головина Т. А. Контроллинг. Учебное пособие -М.: Дело и сервис, 2003. 128 с.
  111. Предпринимательское право Российской Федерации / Учебник под ред. Губина Е. П., Лахно П. Г. М.: Юристъ, 2003. — 562 с.
  112. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, A.B. Бандурин, Г. Я. Горбовцов и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 583 с.
  113. С.Н., Тутинас В. В. Контроллинг в ОАО Комирегионбанк «Ухта-банк» // Российское предпринимательство, 2001. № 5,7.
  114. А., Мальгинов Г., Симачев Ю., Гонтмахер А., Газетов А., Шилкин М. Реформирование унитарных предприятий в российской экономике: отраслевой и региональный аспекты. М.: ИЭПП, 2004. — 284 с.
  115. . А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
  116. Т. Менеджмент и контроллинг. Одни цели разные пути и инструменты //Междунар. бух. учет, — № 5. — 1999 г. — С.40−52.
  117. Реформа предприятия и управление финансами: Учебно-методич. пособие для рос. бизнеса. / Авт. кол.: Ильдеменов C.B., Дранко О. И. М.: ИСАРП, 1999. -156 с.
  118. А.К. Балансы акционерных предприятий. СПб.: ТИ полит «Якорь», 1910.
  119. C.B. Применение организационного контроллинга к управлению персоналом // Бизнес: организация, стратегии, системы, 2000. № 10. — С.36−38.
  120. C.B. Парадигма контроллинга и управление психическими процессами персонала // Современное управление, 2000. № 10. — С.47−61.
  121. C.B. Целевое управление корпорациями. Управление изменениями. М.: БОСС, 2001.-288 с.
  122. Т.Н. Контроллинг маркетинговых проектов // Российское предпринимательство, 2001. № 1.
  123. Т.Н., Гаврилова М. С. Основные принципы и задачи контроллинга маркетинговых процессов // Контроллинг, 2002. № 4.
  124. А. Информационная безопасность. Учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2005.-336 с.
  125. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики, 1995. № 1.
  126. В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики, 2001. № 8.
  127. А. Проблемы банкротства стратегических предприятий // Арбитражный управляющий, 2005. № 2 (15).
  128. Т. Управленческий учет / Пер. с англ. Под ред. Н. Д. Эриашвили. -М.: ЮНИТИ, 1997.- 179 с.
  129. С.А. Контроллинг: Учебное пособие. М.: МЭСИ, 1999. — 212 с.
  130. Е. Конфликт контроллера и руководителя // Контроллинг. Технологии управления, 2003. № 2.
  131. C.B., Шульц B.JI. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб.: СПб ГТУ, 1994.-218 с.
  132. А.И., Куклин A.A., Романова O.A., Чуканов В. Н., Яковлев В. И., Козицин A.A. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. — 240 с.
  133. Э.А. От контроля к контроллингу // Банкир России, 1996. № 2. -С.46−48.
  134. Э.А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999. — 272 с.
  135. Л.И., Протасов В. Д. Мониторинг социально-экономической безопасности: методические основы // Сборник научных трудов. Серия «Экономика» СевКавГТУ. Ставрополь, 2002. С.54−58.
  136. С.Г. Контроллинг: современное состояние и перспективы // Российское предпринимательство, 2001. № 1. — С.96−101.
  137. С.Г., Носов В. М. Контроллинг на предприятии. М.: Об-во «Знание», 1995.-80 с.
  138. С.Г., Расселл К. А., Левин Л. Ф. Контроллинг: национальные особенности российский и американский опыт // Контроллинг, 2002. — № 1.
  139. С.Г., Федоров Б. С. Контроллинг инновационных проектов. М.: МГТУ им. Баумана, 2001. — 56 с.
  140. В. Финансы предприятий: особенности и возможности укрепления // Экономист, 1997. № 1. — С.58−64.
  141. .С. Экоконтроллинг: Контроллинг в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности // Контроллинг, 2003. № 2(6).
  142. С.А. Информационная безопасность. Учебное пособие. М.: Альфа-Пресс, 2006.-412 с.
  143. Х.Й. Инструменты контроллинга. М.: Финансы и статистика, 2001.-288 с.
  144. Ф. Финансовый контроллинг. Концепция финансовой стабильности фирмы // Финансовая газета. №№ 13−19, 22−24, 26−29, 32, 34, 35, 37, 38, 4012, 45, 47−51 за 1999 г.- №№ 1, 2, 4, 10, 12, 15, 16, 19, 24, 33, 38, 40, 4418 за 2000 г.
  145. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика Пер. с нем. Под ред. и с предисл. A.A. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича, 1997. — 800 с.
  146. Хан Д., Хунгенберг X. Планирование и контроль: Стоимостно ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 2005.-928 с.
  147. Л. Механизм принятия оперативных управленческих решений // Российский экономический журнал, 1993. № 12.
  148. П. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 269 с.
  149. Е.Ю. Экономическая безопасность российской оборонной промышленности // Сборник материалов научно-практической конференции «Финансово-экономические проблемы военного строительства в современных условиях». -М.: ВФЭУ МО РФ, 1999. -С.79−82.
  150. М. С кратким вражеским визитом // Коммерсант-Деньги, 2005. № 11. — С.32−34.
  151. C.B. Анализ нормативов показателей финансовой устойчивости предприятия // Финансы, 2003. № 2. — С. 17−19.
  152. Г. М. Методы и модели риск-контроллинга в антикризисном управлении предприятиями: Дисс.. док. экон. наук. Санкт-Петербург, 1999. -299 с.
  153. К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. 2-е изд., пераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. — 592 с.
  154. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов: учебник, 2-е изд., авт. кол. СПб.?Питер, — 2004. — 288 с.
  155. Экономика предприятия: Учебник / Колл. авт. под ред. проф. H.A. Саф-ронова. М.:Юристъ, 2001. — 608 с.
  156. Экономика промышленного производства в министерстве обороны: учебник. Авт. кол. под рук. Г. С. Подистова М.: 12 ЦТ МО РФ, 1998. — 240 с.
  157. Экономическая безопасность. Произволство-Финансы-Банки./Под ред. В. К. Сенчагова. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. 621 с.
  158. В.И. Информационная безопасность. Учебник. 3-е изд. — М.: Академический проект: Трикста, 2005. — 544 с.
  159. Bruggemeier, M. Controlling in der offentlichen Verwaltung. Ansatze, Probleme und Entwicklungstendenzen eines betriebswirtschaftlichen Steuerungskonzeptes. 2. Auflage. — Muenchen: Hampp, — 1997. — 138 s.
  160. Broder Carstensen, Ulrich Busse: Anglizismen-Woerterbuch. Der Einfluss des Englischen auf den deutschen Wortschatz nach 1945. Berlin / New York 1993−1994.
  161. Blum H.S. Logistik-Controlling. Schriften des Kuhne-Zentrums fur Logistikmanagement. Deutscher Universitatsverlag: Gabler, 2005. — 256 s.
  162. Bliesener M.-M. Logistik-Controlling. GmbH: Vahlen, 2002. — 136 s.
  163. Kupper, H.-U. Controlling. Konzeption, Aufgaben und Instrumente, 2. Auflage., Stuttgart: Poeschel. — 1997.
  164. Kupper, H.-U.- Weber, J. & Zund, A. Zum Verstandnis und Selbstverstandnis des Controlling. Thesen zur Konsensbildung, in: Zeitschrift fur Betriebswirtschaft 60,1990. S.281−293.
  165. Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategy safari. A guided tour through the wilds of strategic management. L. etc., 1997.
  166. Horvath P. Controlling. 6. Auflage — Muenchen: Vahlen, 1996. — 376 s.
  167. Reichmann T. Controlling mit Kennzahlen und Managementberichten: Grundlagen einer systemgestutzten Controlling-Konzeption. 4 uberar., erweit. Auflage. -Muenchen: Vahlen. — 1995. — 384 s.
  168. Schierenbeck H. Ertragsorientiertes Bankmanagment, Bd.2, Risiko-Controlling und integrierte Rendite-/Risikosteuerung. 7 Aufl. — Wiesbaden: Gabler, 2001. — 696 s.
  169. Schmidt, A. Das Controlling als Instrument zur Koordination der Unternehmungsfuhrung, Frankfurt a. M.: Lang. — 1986.
  170. Sjurts I. Kontrolle, Controlling und Unternehmensfuhrung. Theoretische Grundlagen und Problemlosungen fur das operative und strategische Management. Wiesbaden: Gabler. — 1995. — 298 s.
  171. H. & Scherer A. G. Controlling, strategisches und operatives, in: Schulte, C. (Hrsg.): Lexikon des Controlling, Muenchen: Vahlen, 1996. — S.135−139.
  172. Weber J. Einfuhrung in das Controlling. 3. Auflage — Stuttgart, 1992. — 298 s.
Заполнить форму текущей работой