Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Генезис религиозной философии С. Н. Булгакова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что русский религиозно-философский ренессанс начала 20 в. явился своеобразной реакцией на безрелигиозность миросозерцания широкого слоя русской интеллигенции последних десятилетий 19 в. Этот период в истории России показывает пример перелома мировоззренческих основ русской интеллигенции (весьма значительной ее части) от атеизма к религиозности, от обязательного отрицания Бога к поиску… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ С. Н. БУЛГАКОВА
    • 1. 1. Марксизм в духовных исканиях С. Н. Булгакова
    • 1. 2. Влияние идей немецких философов на формирование философии С. Н. Булгакова (И. Кант, неокантианство, Ф. Шеллинг)
    • 1. 3. Русская религиозно-философская традиция в творчестве С. Н. Булгакова (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев)
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ С.Н.БУЛГАКОВА
    • 2. 1. Бог и мир как центральная тема религиозной философии С. Н. Булгакова
    • 2. 2. Социально-философские представления С. Н. Булгакова

Генезис религиозной философии С. Н. Булгакова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец 19 — начало 20 вв. представляет собой период чрезвычайно плодотворного развития русской культуры. Взлет художественного творчества, литературы, философии позволяет называть это время в России духовным (или культурным) ренессансом, «серебряным веком» русской культуры. Русский культурный ренессанс рубежа 19−20 в.в. — уникальное явление в истории. Эту уникальность определяет прежде всего высокая духовность русской культуры. Одно из главенствующих мест духовного ренессанса занимает религиозная философия.

В начале 20 в. усилился интерес к философскому наследию прошлого, как к западному, так и к национальному. Российская мыслящая общественность обращается к философским системам немецкой классики — к Канту, Фихте, Гегелю, Шеллингу. Духовными учителями многих русских философствующих интеллигентов становятся славянофилы, Н Ф. Федоров, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев. Периодические издания переориентируются на религиозно-философскую публицистику. Создаются новые журналы, освещающие преимущественно философские вопросы, например, «Новый путь» (впоследствии — «Вопросы жизни»), «Русская мысль». Существующий с 1889 г. журнал «Вопросы философии и психологии» посвящает свои страницы прежде всего статьям религиозно-мистической направленности. Возникают философские общества, собрания, кружки, в которых обсуждаются вопросы религиозной метафизики, а также провозглашается необходимость обращения к трансцендентному в силу неутоленной жажды личной веры у каждого индивида. Это наиболее полно обнаружило себя в идеологии «нового религиозного сознания». Секулярно-просветительская традиция, в русле которой в течение двух столетий преимущественно развивалось интеллигентское сознание, переживает кризис, который постепенно перерастает в качественно иную мировоззренческую установку, проявляющуюся в религиозной (в основном православной) направленности мысли.

Очевидно, что русский религиозно-философский ренессанс начала 20 в. явился своеобразной реакцией на безрелигиозность миросозерцания широкого слоя русской интеллигенции последних десятилетий 19 в. Этот период в истории России показывает пример перелома мировоззренческих основ русской интеллигенции (весьма значительной ее части) от атеизма к религиозности, от обязательного отрицания Бога к поиску смысла бытия через абсолютно трансцендентное. Начало нашего столетия привнесло в историю русской мысли качественно иной уровень философии как особой формы освоения действительности, когда философы вели, по словам Б. П. Вышеславцева, «философский диалог, касавшийся предельных тем на границе философии и религии», таких религиозно-метафизических вопросов, которые несколькими десятилетиями ранее «отбрасывались как реакционные и ненаучные» [66, с. 158], Действительно, русский религиозно-философский ренессанс рубежа 19 — 20 вв. можно по праву назвать взлетом или расцветом отечественной философской мысли, поскольку происходит отказ от упрощенного позитивистского рационализма и соответственно расширение круга проблем, к которым обращаются исследователи. Русский духовный ренессанс породил целую плеяду выдающихся мыслителей, к числу которых относится и С. Н. Булгаков (1871 — 1944). Его философское, экономическое, богословское творчество существенно обогатило русскую культуру. Актуальность исследования.

В настоящее время, в период качественных перемен во всех областях жизни российского общества, обращение к историческому опыту прошлых поколений, к общенациональным духовным ценностям приобретает особый смысл. В определенной степени нынешняя эпоха сходна со временем рубежа 19−20 столетий, что проявляется в экономической и политической нестабильности, в господстве бездуховности и утилитарного начала в массовом сознании, а также в отходе от марксизма и в усвоении иных, разноплановых духовных позиций. В связи с этим большой интерес вызывает сейчас духовное наследие «серебряного века», философская мысль конца 19 -начала 20 вв., в том числе и наследие С. Н. Булгакова.

В творческих исканиях С. Н. Булгакова, как в зеркале, отразился духовный путь многих русских интеллигентов конца 19 — начала 20 вв. Начав свою деятельность как ученый-экономист, стоявший на идейных позициях марксистского учения, в зрелые годы своей творческой жизни Булгаков получил известность религиозно мыслящего философа. В течение своей жизни он пережил несколько коренных мировоззренческих переломов, придя в конце концов от атеизма к религиозной вере. В 1923 г. С. Н. Булгаков был выслан из советской России в числе многих представителей отечественной интеллигенции и был вынужден работать за границей. Очень точно охарактеризовал духовный путь отца Сергия Булгакова, и с этим нельзя не согласиться, его ученик и последователь Л. А. Зандер: «Творчество мыслителя всегда определяется не только его личными дарами — его способностью видеть истину и говорить о ней, но и условиями той эпохи и культуры, к которым он принадлежит. В этом отношении о. Сергий. является не только представителем русского любомудрия, но и типичным выразителем духовных исканий последнего десятилетия 19 века. Если о. Сергий принадлежит к числу вождей русской мысли этого периода, то возможным это оказалось только в результате некоторой созвучности его исканий и интересов эпохи, общности их языка, единства устремлений. К таким культурно-историческим факторам, повлиявшим на творчество о. Сергия, относятся, во-первых, общее движение мысли от „марксизма к идеализму“ и дальше — к Православиюи, во-вторых, — борьба и неизбежно связанное с нею подчинение влияниям немецкой культуры и науки, простиравших свою гегемонию на русское образованное общество» [89, т. 1, с. 22]. Л. А. Зандер же условно делит все творчество русского философа на три периода: 1) марксистский (примерно.

90-е гг. 19 в. до 1903 г.) — 2) философский (примерно с 1903 по 1925 гг.^З) богословский (примерно с 1925 г. вплоть до смерти) [см. 82, т. 1]. Этой периодизации придерживаются практически все последующие исследователи творчества С. Н. Булгакова, в частности, А. В. Гулыга, А. Ф. Замалеев, Д. А. Крылов и др. Б. Н. Яблонский в работе «Религиозно-философская система С. Н. Булгакова» (1994) предлагает более уточненную, с его точки зрения, периодизацию творчества мыслителя, чем периодизация Зандера. Яблонский считает, что, во-первых, можно выделить в творческой деятельности Булгакова этап, когда он занимался преимущественно экономикой и изучал экономические вопросы с позиции марксизма. Этот период продолжался от самого начала его научно-теоретической деятельности примерно до 1901 г., когда мыслитель, по его собственному признанию, перешел на философско-идеалистические позиции. С 1901 г. по 1903;1904 гг. продолжался своего рода переходный период от марксизма к религиозно-философскому мировоззрению. Следующим этапом творческой биографии Булгакова исследователь называет 1904;1918 гг., когда мыслитель выступает как вполне самостоятельный религиозный философ. Наконец, последний период начинается с 1918 г., с момента принятия им священства, стимулировавшего работу мысли Булгакова в области богословия [см. 174, с. 14]. Будем придерживаться данной периодизации, поскольку она представляется вполне обоснованной, значительно конкретизирующей периодизацию Зандера и не противоречащей ей в своих общих чертах. Весьма важно также иметь в виду, что подобный путь в известной мере прошли и другие выдающиеся русские мыслители того времени, в частности, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк и др. Наше переломное время характеризуется возникновением глубокого интереса к изучению духовного пути русских философов эпохи ренессанса конца 19 -начала 20 вв. Прежде всего это относится к русской религиозной философии, потому что она во многом является выражением самосознания России «серебряного века». Начиная примерно с конца 80-х гг., издаются и переиздаются труды многих отечественных мыслителей того времени — С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева, Н. О. Лосского, Л. И. Шестова и др. Появляются журнальные статьи, сборники работ, авторы которых стремятся непредвзято исследовать воззрения русских философов эпохи ренессанса. Это касается в первую очередь тех философов, которые в советское время были незаслуженно забыты и в силу политических обстоятельств развивали отечественную мысль вдали от Родины. Необходимо глубокое и всестороннее изучение их творческого наследия, что, безусловно, поможет России вернуть значительную часть своей духовной культуры .

С. Н. Булгаков — философ глубоко национальный, отразивший в своих произведениях многие проблемы, волновавшие в конце 19 — начале 20 вв. российскую общественность. Он писал о судьбе России, о сущности и задачах русской интеллигенции, о православии как духовном стержне русской культуры. Его волновали вопросы, связанные с определением путей развития России и судеб российской государственности, с поиском общественных и духовных идеалов. Эти вопросы стоят перед нами и сейчас. В связи с этим исследование творческого наследия С. Н. Булгакова приобретает в наше время особую актуальность.

Изучение творчества С. Н. Булгакова представляется весьма необходимым еще и потому, что оно обращено к вечным проблемам. Человек в его воззрениях предстает прежде всего как духовная и нравственная личность, как уникальное существо. В советское время такой подход к рассмотрению вопроса о человеке недооценивался. Индивидуальность личности, ее духовная природа оставались часто на втором плане, тогда как в основе решения вопроса о человеке лежали принцип коллективизма и примат социального над индивидуальным. Обращение к идеям С. Н. Булгакова способствует возрождению интереса к живой человеческой личности и потому является чрезвычайно важным и своевременным.

Для нас обращение к наследию Булгакова имеет особое значение: этот один из самых известных отечественных философов родился в Орловской губернии, в городе Ливны, учился в ливенском духовном училище и в Орловской духовной семинарии, Он соединен с нами «таинственными и не-исследимыми связями» — определенной геопсихологической общностью. Как он сам писал в своих «Автобиографических заметках», через родину создается индивидуальность человека, рождается «образ его существования». Чувство родины помогает человеку познать себя, формирует умение «полюбить свое, род и родину» [1, с. 11]. Поэтому, на наш взгляд, изучение интеллектуального и жизненного опыта С. Н. Булгакова весьма необходимо его землякам.

Степень научной разработанности.

В советской историко-философской науке воззрения С. Н. Булгакова исследовались чаще всего предвзято. Исходя из господствовавшего тогда в науке принципа партийности, Булгаков считался буржуазным мыслителем, проповедником классово-враждебных идей, представителем реакционной идеалистической философии. Его труды в советской России не печатались. Многие советские ученые вплоть до конца 80-х гг. руководствовались общепринятыми идеологическими стереотипами. Взгляды С. Н. Булгакова (экономические, философские) критиковались с марксистских позиций и оценивались как однозначно реакционные и ренегатские. Свободное от идеологической зашоренности изучение наследия русских религиозных мыслителей «серебряного века» и, в частности, наследия С. Н. Булгакова начинается только в 90-е гг. Выходят работы отечественных исследователей, стремящихся с максимальной объективностью оценить и проанализировать воззрения С. Н. Булгакова и других русских религиозных философов. Среди их авторов необходимо отметить В. Н. Акулинина, М. Антонова, В. Г. Безносова, В. Н. Бодрова, П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдова, А. В. Гулыгу, А. Л. Доброхотова, Б. В. Емельянова, А. Ф. Замалеева, А. В. Иванова, Л. К. Нагорную, И. Б. Роднянскую, И. П. Смирнова, В. В. Сапова, С. С. Хоружего, Л. Е. Шапошникова, В. П. Шестакова и др.

Философское творчество С. Н. Булгакова привлекает в последние годы внимание молодых ученых — Ю. В. Зартайской, И. В. Зиновьева, Д. А. Крылова, И. В. Кузнецовой, Л. А. Цветковой, Б. Н. Яблонского и др. Особенно интенсивно изучаются представления С. Н. Булгакова о христианском социализме, о судьбе России и русской идее, а также его софиология и философия хозяйства. Огромный интерес ученых к творчеству этого русского философа в прошедшие 2−3 года связан, на наш взгляд, с отмечавшимся в 1994 г. 50-летием со дня его смерти и со 125-летним юбилеем со дня его рождения, состоявшимся в 1996 г. Однако многогранное творчество мыслителя требует дополнительных серьезных исследований, написания работ монографического плана, которые целостно отражали бы противоречия и сложности процесса становления религиозной философии С. Н. Булгакова, более детально рассматривали бы различные идейные влияния, испытанные им на протяжении его творческого пути.

Наиболее фундаментальным и систематическим. изложением религиозно-философских воззрений С. Н. Булгакова является двухтомный труд Л. А. Зандера «Бог и Мир: Миросозерцание отца Сергия Булгакова» (Париж, 1948). Однако несмотря на то, что данная работа помогает глубже понять и систематизировать философские построения мыслителя, в ней отсутствует исследование генезиса его религиозной философии. Идеи С. Н. Булгакова очень внимательно рассматривались многими его современниками. Это находит подтверждение в произведениях Н. 0. Лосского, В. В. Зеньковского, Н. А. Бердяева, Н. М. Зернова, посвященных истории русской философии и вышедших в свет за границей. Достоинством этих исследований является не просто обращение к идеям Булгакова, а попытки дать собственные оценки его творческой деятельности, стремление показать связь философских умозрений отца Сергия с идейной атмосферой России последней трети 19 — первой четверти 20 вв., выявление взаимовлияния взглядов мыслителя и воззрений его современников — П. Б. Струве, С. Л. Франка, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского и др.

К сожалению, в иностранной исследовательской литературе философское творчество С. Н. Булгакова изучено весьма слабо. Создается впечатление, что зарубежных авторов не очень интересует тяготевшая к православию русская религиозная философия (исключения составляют взгляды Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьева, Н. А. Бердяева). Тем не менее, в работе над диссертацией использованы труды следующих иностранных авторов: Р. Гвардини, Э. ван дер Звеерде, О. Клемана, Ф. Коплстона, Г. Фликка, Дж. Саттона. Их работы посвящены как рассмотрению русской религиозной философии в целом, так и анализу творчества некоторых русских мыслителей. Диссертант обращается также к материалам Московской международной конференции, посвященной 50-летней годовщине со дня смерти С. Н. Булгакова (1994 г.). Среди них особого внимания заслуживают тезисы выступлений швейцарских ученых (К. У лих, Б. Халленслебена, М. Бюшера), в которых анализируются этико-экономические аспекты творчества русского философа.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы состоит в исследовании генезиса религиозно-философских взглядов С. Н. Булгакова. Под генезисом будем понимать зарождение и последующий процесс развития религиозной философии Булгакова, приведший его к созданию религиозно-философской системы. Для достижения поставленной цели диссертантом ставятся и решаются следующие задачи:

1) выявить основные идейные источники философского творчества С. Н. Булгакова и проанализировать их влияние на процесс становления его философского учения;

2) исследовать отношение С. Н. Булгакова к марксизму, установив при этом основные идейно-теоретические факторы, обусловившие отход мыслителя от марксизма и переход к философскому идеализму;

3) продемонстрировать эволюцию философских воззрений С. Н. Булгакова;

4) проанализировать сущностные черты религиозно-философской системы С. Н Булгакова.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1). Выявлены основные идейные источники философского творчества С. Н. Булгакова: марксизм, философия И. Канта, неокантианство, философия Ф. Шеллинга, а также философские воззрения Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева. Проанализировано их влияние на формирование религиозной философии С. Н. Булгакова.

2). Исследовано отношение С. Н. Булгакова к марксизму, при этом установлено, что на различных этапах творческой деятельности мыслителя это отношение менялось от приверженности марксистской доктрине в целом к постепенному неприятию ее экономической, социологической, философской сторон. Выделены определенные теоретические положения марксизма, которые перестали соответствовать мироощущению С. Н. Булгакова в период русского духовного ренессанса.

3). Продемонстрирована эволюция философских воззрений С. Н. Булгакова. Показано, что обратившийся в период критического осмысления марксизма к кантианству философ вскоре отошел от него, испытав сильное влияние шеллингианства. Усвоенные С. Н. Булгаковым вместе с шеллинги-анством представления Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева привлекли его внимание как разновидности религиозно-метафизического философствования и определили общую направленность его интеллектуальной деятельности — создание религиозно-философской системы.

4). Проанализированы сущностные черты религиозно-философской системы С. Н. Булгакова: креационизм, софиология, социально-философская направленность. Подчеркивается, что стержнем философских исканий С. Н. Булгакова является тема «Бог и мир» .

Методология исследования.

Диссертант пытается объективно, с гуманистических, общечеловеческих позиций исследовать источники и литературу по заявленной теме. Автором диссертационной работы используются диалектический метод исследования, а также сочетание исторического и логического методов.

Научно-практическая значимость исследования.

Материалы и результаты диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшем изучении русской религиозной философии, при чтении лекций, проведении практических занятий по философским дисциплинам, а также в рамках учебных курсов по истории мировой и отечественной культуры. Кроме того, результаты нашего исследования могут быть полезны при анализе ряда сторон духовной жизни современного российского общества.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило получить результаты, которые, по мнению автора, могут претендовать на определенную степень новизны и содержательной интерпретации.

Путь С. Н. Булгакова от марксизма к религиозной философии был далеко не простым. Он сопровождался долгими и мучительными раздумьями, критическим осмыслением накопленного интеллектуального опыта, глубоким изучением философских идей не только современников, но и мыслителей прошлого. Собственные философские построения Булгакова основывались на метафизических интуициях Канта, Шеллинга, Вл. Соловьева, Достоевского, то есть на мощном фундаменте философской традиции. Отправной точкой, с которой начался генезис его философии, стал марксизм, причем не столько философские изыскания его основоположников, сколько их экономическая теория. Неудовлетворенность некоторыми сторонами марксистского учения (прежде всего игнорированием метафизической проблематики, чрезмерной абстрактностью социальной теории, сугубо политико-экономическим решением проблемы хозяйства) стимулировала стремление Булгакова к философским обобщениям. Далее происходило постепенное формирование Булгакова-философа: от усвоения философского наследия других мыслителей к созданию собственных философских конструкций. Иными словами, религиозная философия отца Сергия Булгакова строилась не на пустом месте. В связи с этим справедливо говорить о ее теоретических источниках, основными из которых являются марксизм, кантианство (вместе с неокантианством), шеллингианство, метафизика всеединства Вл. С. Соловьева, философские идеи Ф. М. Достоевского. Данный факт, тем не менее, нисколько не умаляет оригинальности и самостоятельности воззрений Булгакова, так как наследие указанных мыслителей подверглось в его сочинениях серьезной творческой переработке, интуитивной проверке на соответствие с собственным мироощущением, пропущению «через себя». В конечном счете это привело к органичной включенности (в специфически булгаков-ской интерпретации) целого ряда воззрений этих философов в общий строй религиозной метафизики С. Н. Булгакова.

Развивая основную тему своей философии — тему внутренней связи Бога и мира, осуществляемой посредством Софии, — С. Н. Булгаков, как и его учитель Вл. С. Соловьев, стремился философски обосновать свою религиозную веру, рационализировать свой религиозный опыт, выразить философским языком свое понимание Бога. Эта тема является стержнем его философствования, на котором строятся его онтология, гносеология, социальная философия, философия хозяйства, этика, антропология и, наконец, теология. Тема «Бог и мир» составляет фундаментальную основу философского творчества отца Сергия. Она усвоена им из мировой и национальной философской традиции и именно через эту тему проходит линия преемственной связи Булгакова с другими отечественными софиологами — с Е. Н. и С. Н. Трубецкими, П. А. Флоренским, В. Ф. Эрном, Л. П. Карсавиным, В. В. Зеньковским.

Говоря о значительном вкладе С. Н. Булгакова в русскую философскую мысль, нельзя не согласиться с мнением В. В. Зеньковского о том, что в основании своего философствования Булгаков не был оригинален, поскольку, создавая свою религиозную философию в русле соловьевской метафизики всеединства, он, по сути, «брал старые меха для нового вина», то есть наполнял идею всеединства своим (достаточно индивидуальным) содержанием [см. 92, с. 201]. Данное воззрение не может считаться замечанием оскорбительного или уничижительного характера, так как нахождение «под гипнозом» той или иной идеи свойственно практически любому мыслителю (вспомним, в частности, Шеллинга и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Кьерке-гора и экзистенциалистов). В этой связи обратимся к чрезвычайно импонирующему нам выводу русского философа Б. В. Яковенко. Он писал, что «основным критерием ценности любого философского движения является одновременная наличность в нем и глубокого традиционализма и смелой оригинальности». Любая вновь созданная философская система есть не что иное, как «детище» всего предшествующего развития философии [175, с. 4]. Религиозная философия С. Н. Булгакова, как показано в диссертации, представляет собой органичное сочетание традиции и новации и именно в этом заключается ее непреходящий смысл и ценность.

К сожалению, сейчас, в самом конце 20 века, своеобразная «мода» на русскую религиозную философию проходит. Обратившись в конце 80-х — начале 90-х годов к невостребованному (в силу различных обстоятельств) пласту отечественной философской культуры, в том числе и к творчеству Булгакова, исследователи несколько «пресытились» им. Очевидно также, что в связи с распадом СССР интерес к русской философии «остыл» и на Западе, где, собственно говоря, он и не был никогда особенно большим. Как западные, так и современные отечественные ученые видят в Булгакове прежде всего значительного экономиста и авторитетного богослова, тогда как его философские воззрения остаются сейчас вне сферы их внимания. Поэтому наша попытка исследовать генезис религиозной философии С. Н. Булгакова отчасти обусловлена стремлением «реанимировать» интерес к его философскому наследию, продолжить начатое в конце 80-х — начале 90-х годов дело всестороннего изучения русской религиозной философии «серебряного века» .

Философские воззрения С. Н. Булгакова, представлявшие огромную интеллектуальную ценность в начале 20 в., удивительно своевременны и сейчас, в самом конце столетия. Нас, отстоящих от Булгакова на более чем полстолетия, привлекает в его мысли глубокий оптимизм и нравственно-гуманистическое содержание. Это проявляется в понимании им личности как величайшей ценности, в утверждении ее абсолютного достоинства. С точки зрения отца Сергия, личность богоподобна, и это богоподобие выражается в ее созидательной деятельности, в ее труде и культурном творчестве. Все достижения культуры, все взлеты человеческого духа освящены божественной благодатью и потому вечны. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что забвение тех или иных пластов духовной культуры человечества всегда будет временным, преходящим явлением, зачастую искусственно внедряемым в угоду тем или иным политическим амбициям. Но вечные духовные ценности выше политической сиюминутности. Об этом свидетельствует выход из десятилетий забвения русской религиозной философии и наследия ее великого представителя — Сергея Николаевича Булгакова.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Н. Булгакова.
  2. С. Н. Автобиографические заметки. Париж, ИМКА Пресс, 1991 — 166 с.
  3. С. Н. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Орел, Изд-во ОГТРК. 1998. — 476 с.
  4. С. Н. Апокалиптика и социализм: Религиозно-философские параллели. Соч. — М.- Наука, 1993. — Т.2. — С.368−434.
  5. С. Н. Без плана // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1989. — № 6. — С. 51 — 61.
  6. С. Н. Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев: Параллели./ Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. — С. 142−158.
  7. С. Н. Венец терновый. Памяти Ф. М. Достоевского. Соч. — М.: Наука, 1993. — Т.2. — С. 222−239.
  8. С. Н. Героизм и подвижничество /Из размышлений о религиозных идеалах русской интеллигенции/. Соч. — М.: Наука, 1993. -Т. 2. -С. 302−342.
  9. С. Н. Два Града. М.: Путь, 1911.
  10. С. Н. Душевная драма Герцена. Соч. — М.: Наука, 1993. — Т. 2. -С. 95−130.
  11. С. Н. Загадочный мыслитель /Н. Ф. Федоров/. Соч. — М.: Наука, 1993.-Т. 2.-С. 286−301.
  12. С. Н. Иван Карамазов /в романе Достоевского «Братья Карамазовы"/ как философский тип. Соч. — М.: Наука, 1993. -Т. 2. — С. 15−45.
  13. С. Н. Интеллигенция и религия. М., 1908. — 48 с.
  14. С. Н. История социальных учений в 19 веке. М., 1913. — 402 с.
  15. С. Н. Капитализм и земледелие. Спб, 1900. — Т. 1 — 338 е., Т. 2- 458 с.
  16. С. Н. Карл Маркс как религиозный тип. Соч. — М.: Наука, 1993.-Т. 2.-С. 240−272.
  17. С. Н. Моя родина. К 125-летию со дня рождения. Избранное. -Орел, изд-во ОГТРК, 1996. 240 с.
  18. С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность. Соч. — М.: Наука, 1993. — Т. 2. — С. 343−367.
  19. С. Н. Об особом религиозном призвании нашего времени -Прага, 1923. 7 с.
  20. С. Н. О рынках при капиталистическом производстве. -М., 1897.-260 с.
  21. С. Н. Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве. М., 1916. — 75 с.
  22. С. Н. Основные проблемы теории прогресса. Соч. — М.: Наука, 1993. — Т. 2. — С. 46−94.
  23. С. Н. О тварности // Вопросы философии и психологии. -1915.- Кн. 129. С. 293−344.
  24. С. Н. От марксизма к идеализму. Спб. 1903. — 347 с.
  25. С. Н. Первохристианство и новейший социализм /Религиозно-историческая параллель // Вопросы философии и психологии.-1909. -Кн. 98.-С. 215−268.
  26. С. Н. Письма к С. Н. Дурылину // Вопросы философии. 1990.- № 3. С. 156−164.
  27. С. Н. Под знаменем университета. Соч. — М.: Наука, 1993. — Т. 2. — С. 273−285.
  28. С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М.: Терра, 1991.-416 с.
  29. С. Н. Природа в философии Вл. Соловьева. Соч. -М.: Наука, 1993.-Т. 1. — С.17−49.
  30. С. Н. Природа науки / Философский сборник Л. М. Лопатину. -М., 1912. С.10−49.
  31. С. Н. Проблемы философии хозяйства // Вопросы философии и психологии. 1910. — Кн. 104. — С. 504−527.
  32. С. Н. Религия человекобожия у Л. Фейербаха. Соч. — Т.2. М.: Наука, 1993.-С. 162−221.
  33. С. Н. Русская трагедия. Соч. — М.: Наука. 1993. — Т.2. — С. 499 526.
  34. С. Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.
  35. С. Н. Софийность твари (Космодицея) // Вопросы философии и психологии. 1916. — Кн. 132. — С. 208−345. — Кн. 133. — С. 347−412.
  36. С. Н. Социальная философия Роберта Оуэна. // Вопросы философии и психологии. 1911. — Кн. 107. — С. 167−185.
  37. С. Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. — 509 с.
  38. С. Н. Трагедия философии. Соч. — М.: Наука, 1993. — Т.1. -С.311 -519.
  39. С. Н. Трансцендентальная проблема религии // Вопросы философии и психологии. 1914. — Кн. 124. — С.580−582. — Кн. 125. — С. 728 780.
  40. С. Н., прот. Философия имени. М.: КаИр, 1997. — 330 с.
  41. С. Н. Философия хозяйства. Соч. — М.: Наука, 1993. -Т. 1. — С. 49−311.
  42. С. Н. Христианский социализм: споры о судьбах России / Сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск- Наука, 1991. — 350 с.
  43. С. Н. Чехов как мыслитель. Соч. — М.: Наука, 1993. — Т.2.- С. 131−161.1. Книги и статьи.
  44. Т. В. Космизм в русской религиозной философии: В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков: Автореферат дис. канд. филос. наук, -М., 1994. 18 с.
  45. В. Н. Философия всеединства: От Вл. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. — 158 с.
  46. М. Этика живого христианства: проблемы философии хозяйства в трудах С. Н. Булгакова // Наш современник. 1990. — № 12.
  47. А. А. Критика этических воззрений русских неокантианцев (конец 19 начало 20 вв.) Автореферат дис. канд. филос. наук. — М., 1974. — 22 с.
  48. Э. В. Православные принципы хозяйственной деятельности в трудах С. Н. Булгакова / Творческое наследие С. Н. Булгакова и современное социально-экономическое знание. Под ред. Ю. М. Осипова и Е. С. Зотовой. М.: Диалог-МГУ, 1996. — С. 88−90.
  49. А. В. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) //Вопросы философии. 1990. — № 1.
  50. В. Г. «Смогу ли уверовать»: Ф. М. Достоевский и нравственно-религиозные искания в духовной культуре России кон. 19 нач. 20 века. -СПб, 1993.- 199 с.
  51. В. Г. Ф. М. Достоевский и нравственная философия в России кон. 19 нач. 20 в.: Автореферат дис. докт. филос. наук. — Спб, 1994.
  52. В. Г. Христология С. Н. Булгакова // Звезда. 1994. — № 1. — С. 148−149.
  53. Н. А. Марксизм и религия /Христианство, атеизм и современность. Париж: ИМКА-Пресс, 1969. — С.5−61.
  54. Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли 19 в. и начала 20 в. / Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов.: Сост. А. Ф. Замалеев. Спб: Наука, 1992. — С. 37−260.
  55. Н. А. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Париж, 1931. — 48 с.
  56. Н. А. Русский духовный ренессанс начала 20 в. и журнал «Путь» / Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994.-Т. 2. — С.301−322.
  57. Н. А. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  58. В. Н. Сергий Булгаков: софиологическое видение мира // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1989. — № 5.- С. 55−64.
  59. М. Этика и методология экономической науки // Общественные науки и современность. 1996. — № 2. — С. 123−127.
  60. А. В. Сущность и эволюция богоискательства Н. А. Бердяева.: Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1992. — 19 с.
  61. М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. М: Прогресс, 1990. — С. 61−272.
  62. Вехи .Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия, 1991. — 462 с.
  63. А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. — 592 с.
  64. В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. — 687 с.
  65. В. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. -М.: Наука, 1993.- 103 с.
  66. Е. И. Русское неокантианство кон. 19 н. 20 вв. — Л.: Наука, 1966.
  67. . П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. -297 с.
  68. Н. К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 37−45.
  69. П. П. Антиномическая диалектика С. Н. Булгакова / Критика немарксистских концепций диалектики 20 в. М.: МГУ, 1988.-С.24−76.
  70. П. П. «Вехи»: неуслышанное предостережение // Вопросы философии. 1992. — № 2. — С. 103−122.
  71. Р. Спаситель в мифе, откровении и политике: Теологополити-ческие раздумья // Философские науки. 1992. — № 2. — С. 132−165.
  72. Р. Человек и вера. Брюссель, 1994. — 146 с.
  73. Геннадий (Эйкалович), прот. Дело прот. Сергия Булгакова /Историческая канва спора о Софии/. Сан-Франциско, 1980. — 45 с.
  74. Е. К. Воспоминания /Н. Бердяев, JI. Шестов, С. Булгаков, В. Иванов, М. Волошин, А. Герцык/. Париж, ИМКА-Пресс, 1973. — 192 с.
  75. В. В. Идея соборности в русской религиозной философии /Пять избранных портретов/. М.: Феникс, 1994. — 180 с.
  76. А. В. Русская идея и ее творцы. М.: Товарищество «Соратник», 1995.-310 с.
  77. А. В. Русский религиозно-философский ренессанс // Наш современник. 1990. — № 7. — С. 21−24.
  78. Ю. Н. Горькие истины «Вех»: Трагический опыт самосознания российской интеллигенции // Социологические исследования. 1990. -№ 10.-С. 23−32.
  79. Ю. Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии. 1994. — № 2. — С. 54−73.
  80. Ю. Н. Два подхода к пониманию российской интеллигенции: -М. Вебер и «Вехи» // Свободная мысль. 1991. — № 18.
  81. Ю. Н. Две бездны два лица России // Вопросы философии. -1991.-№ 8.-С. 75−97.
  82. К. М. Софиология смерти / Творческое наследие С. Н. Булгакова и современное социально-экономическое знание. М.: Диалог-МГУ, 1996.-С.225−233.
  83. . В. Очерки русской философии начала 20 в. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1992. — 100 с.
  84. . В. Этюды о русской философии. Екатеринбург, 1995. -262 с.
  85. . В., Новиков А. И. Русская философия «серебряного века». Екатеринбург, 1995. — 281 с.
  86. М. Н. Борьба в мире идей: К характеристике исторических судеб философии. Харбин, 1928. — 32 с.
  87. А. Ф. Лекции по истории русской философии. Спб.: Изд-во Спб. университета, 1995. — 338 с.
  88. Л. А. Бог и мир: Миросозерцание отца Сергия Булгакова. -Париж: ИМКА-Пресс, 1948. Т. 1. — 479 с. — Т.2. — 485 с.
  89. Звеерде, Э. ван дер. Конец русский философии как русской? // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 120−135.
  90. В., прот. Окамененное нечувствие / Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. — С. 200−212.
  91. В. В. История русской философии. Л.: ЭГО, 1991. — Т.2, ч.2. — 269 с.
  92. В. В. Основы христианской философии. Франкфурт-на-Майне. — Т.1. — 1960. — 150 с. — Т.2. — 1964. — 189 с.
  93. В., прот. Принципы православной антропологии / Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. — С. 115−148.
  94. В. В. Русские мыслители и Европа. Париж: ИМКА-Пресс, 1926. — 292 с.
  95. Н. Русское религиозное возрождение 20 века. Париж: ИМКА-Пресс, 1991.-368 с.
  96. И. В. «Философия хозяйства» С. Н. Булгакова: на пути к идеалистической системе.: Автореферат дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995. — 17 с.
  97. Зяблицев Георгий, священник. Богословие протоиерея Сергия Булгакова и Церковное Предание // Журнал Московской Патриархии русской православной церкви. 1996. — № 10. — С. 21−24.
  98. А. В. Философско-богословская идея Софии: современный контекст истолкования // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. — № 2. — С. 3−19.
  99. Вл. Н. Из воспоминаний о протоиерее Сергии Булгакове // Журнал Московской Патриархии русской православной церкви. -1996. № 10.-С. 24−25.
  100. И. Критика чистого разума. Спб.: Наука, 1995. — 572 с.
  101. И. Критика практического разума. Спб.: Наука, 1995. — 528 с.
  102. Кант и философия в России. М.: Наука, 1994. — 271 с.
  103. Э. Познание и действительность. Спб: Шиповник, 1912. — 454 с.
  104. Л. А. «Выслать за границу безжалостно»: (новое об изгнании духовной элиты) // Вопросы философии. 1993. — № 9. — С. 61−85.
  105. М. А. С. Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1903 -1905) // Вопросы философии. 1993. — № 11. — С. 101−114.
  106. Е. А. Русская софиология в контексте метафизики всеединства: Автореферат дис. канд. филос. наук. Спб., 1995. — 16 с.
  107. В. В. Не будем проклинать изгнань^е. (Пути и судьбы русской эмиграции). М.: Международные отношения, 1990. — 464 с.
  108. Д. А. Эволюция философских взглядов С. Н. Булгакова: Автореферат дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995. — 19 с.
  109. В. А. Религиозная философия в России: начало 20 в. -М.: Мысль, 1980. 309 с.
  110. Ю. Г. Бунт или религия (о мировоззрении Ф. М. Достоевского). М.: Изд-во Московского университета, 1969. — 170 с.
  111. Ю. Г. Три круга Достоевского (Событийное. Социальное. Философское). М.: Изд-во Московского университета, 1979. — 344 с.
  112. И. В. Интерпретация философских идей Ф. М. Достоевского представителями «нового религиозного сознания» в России (начало 20 в.).: Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1990. — 19 с.
  113. В. М. Социокультурный аспект экономической методологии (современный взгляд через призму идей С. Н. Булгакова) /Творческое наследие С. Н. Булгакова и современное социально-экономическое знание. М.: Диалог-МГУ, 1996. — С. 79−82.
  114. В. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1976. — 199 с.
  115. В. И. Аграрный вопрос и «критики Маркса». Поли. собр. соч. -М: Политиздат, 1972. — С. 95−268. — Т. 5.
  116. В. И. Заметки к вопросу о теории рынков (по поводу полемики гг. Туган-Барановского и Булгакова) Полн. собр. соч. — Т. 4. — М.: Политиздат, 1959. — С.44−54.
  117. О. М. Критика православной концепции культуры: Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1978. — 24 с.
  118. А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. — 719 с.
  119. Н. 0. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -599 с.
  120. М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии: Критический анализ. М.: МГУ, 1988. — 207 с.
  121. В. А., Харламов Ю. А. Русская религиозная философия как социально-культурный феномен. М.: Институт русского языка им. А. С. Пушкина, 1993. — 30 с.
  122. Л. К. Богочеловечество в русской религиозной философии (сер.19-нач.20 в.). Барнаул, Изд-во Алтайского университета, 1994. -143 с.
  123. П. Кант и марбургская школа // Новые идеи в философии. Спб, 1913.-№ 5.-С. 93−132.
  124. Паисий, архиепископ Орловский и Ливенский. Духовное призвание профессора протоиерея Сергия Булгакова // Журнал Московской Патриархии русской православной церкви. № 10. — 1996. — С. 19−21.
  125. С. А. Концепция «христианского социализма» в творчестве С. Н. Булгакова.: Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1993.- 18 с.
  126. М. Г. Место С. Н. Булгакова в истории русской экономической мысли / Творческое наследие С. Н. Булгакова и современное социально-экономическое знание. Под ред. Ю. М. Осипова и Е. С. Зотовой. М.: Диалог-МГУ, 1996. — С.51−53.
  127. Н. П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. — № 2. — С. 126−140.
  128. А. H. О философии космического хозяйства С. Н. Булгакова /Творческое наследие С. Н. Булгакова и современное социально-экономическое знание. М.: Диалог-МГУ, 1996. — С.210−224.
  129. JI. А. Грани духовности // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 40−43.
  130. Л. А. Драма духовности // Народное образование. 1997. -№ 5. -С.63−64.
  131. Л. А. В. Соловьев о нравственном потенциале государства // Социально-политический журнал 1997. — № 6. — С. 156 — 163.
  132. Л. А. Начала этики. Орел, 1995. — 114 с.
  133. Л. А. Нравственное воспитание и марксизм // Педагогика. 1994. — № 3. — С.40 — 42.
  134. Л. А. Этика. Курс лекций. М.: Центр, 1998. — 160 с.
  135. В. В. В «Религиозно-философских» собраниях в С. Петербурге 1902 — 1903 гг. / Розанов В. В. Около церковных стен. — М.: Республика, 1995.-С.470−489.
  136. Русская идея / Сост. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — 496 с.
  137. Русская религиозно-философская мысль 20 века / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. — 413 с.
  138. Русские философы (конец 19 середина 20 века): Антология. Вып. 1. / Сост.: А. Л. Доброхотов, С. Б. Неволин, Л. Г. Филонова. — М.: Кн. палата, 1993. — 368 с.
  139. С. Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале 20 века. Л.: ЛГУ, 1987. — 183 с.
  140. В. В От марксизма к «христианской социологии» (С. Н. Булгаков) // Социологические исследования. 1990. — № 4.
  141. П., прот., проф. Афоризмы. // Журнал Московской Патриархии русской православной церкви. 1993. — № 7. — С.114 — 115.
  142. H. С. Философия богоискательства, Критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986. — 175 с.
  143. К. С. Социальная философия С. Н. Булгакова как разновидность христианской «критики» марксизма: Автореферат дис. канд. фи-лос. наук. М., 1968. — 21 с.
  144. И. П. «От марксизма к идеализму»: М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев. М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1995. — 285 с.
  145. Г., прот. Воспоминания // Журнал Московской Патриархии русской православной церкви. 1996. — № 10. — С.27- 28.
  146. В. С. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. — 496 с.
  147. В. С. Оправдание добра /Соловьев В. С. Сочинения. М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — С.47 — 581.
  148. В. С. Тайна прогресса /Соловьев В. С. Сочинения. М.: Мысль, 1990. — Т.2. — С.556 — 558.
  149. В. С. Чтения о Богочеловечестве / Соловьев В. С. Сочинения. -М.: Раритет, 1994. С. 13 — 169.
  150. Н. А. Предисловие / Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. Дневники, статьи. Орел, ОГТРК, 1998. — С. З — 6.
  151. Е. Н. Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства // Философские науки. 1989. -№ 5. — С. 89 — 102.
  152. К. «Экономический человек» глазами С. Н. Булгакова // Общественные науки и современность. 1996. — № 2. — С.127 — 130.
  153. Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая половина 19 в.). М.: Наука, 1975. — 320 с.
  154. П. А. Столп и утверждение истины. / Флоренский П. А. Сочинения. М.: Мысль, 1990, — Т. 1. — 491 с.
  155. Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. -599 с.
  156. С. JI. Материализм как мировоззрение. Париж, 1928. — 31 с.
  157. Франк С. JL Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. — № 5. — С.81 — 91.
  158. . Кто субъект истории? // Общественные науки и современность. 1996. — № 2. — С. 130 — 133.
  159. С. С. Неопатристический синтез и русская философия // Вопросы философии. 1994. — № 5. — с. 75 — 88.
  160. С. С. После перерыва. Пути русской философии. Спб.: Изд-во «Алетейя» при участии Русского христианского Гуманитарного Института, 1994. — 447 с.
  161. С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991.- № 5. — С.26 — 57.
  162. JI. А. Религиозно-этическое учение С. Н. Булгакова и русская православная церковь к. 19 н.20 вв.: Автореферат дис. канд. филос. наук. — Спб., 1994. — 18 с.
  163. О. И. Теологические принципы этики С. Н. Булгакова / Очерки истории русской этической мысли. М.: Наука, 1976. — С.318 — 341.
  164. А. Б. Православная философия и современность: критический анализ «метафизики всеединства» и ее роли в идеологии современного православия. Рига, Авотс, 1989. — 364 с.
  165. Шапошников JL Е. Русская религиозная философия 19−20 вв. -Нижний Новгород, Волго-Вятское книжное издательство, 1992. -222 с.
  166. Ф. Система трансцендентального идеализма / Шеллинг Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1987. — T.l. — С.227 — 489.
  167. Ф. О мировой душе / Шеллинг Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1987. -Т.1.-С. 89−181.
  168. В. П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). М.: Мысль, 1995.- 205 с.
  169. И. Критика В. И. Лениным «Вех» и современность // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1970. — № 2. — С. 17 -20.
  170. В. Д. Кантовское понимание высшей сущности // Философские науки. 1988. — № 4. — С.61 — 69.
  171. . Н. Религиозно-философская система С. Н. Булгакова: Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1994. — 17 с.
  172. . Очерки русской философии. Берлин, 1922. — 128 с.
  173. Clement O. Berdiaev: Un philosophe russe en France. Paris, 1991. — 241 p.
  174. Copleston F. Russian religious philosophy: Sel. Aspects. Tunbridge Wells, Kent: Search press, 1988. — 257 p.
  175. Flikke G. Democracy or Theocracy: Four Idealist Philosophers and 1905 Revolution. Oslo, 1993. — 94 p.
  176. Naumov K. Bibliographie des oeuvres de S. Boulgakov. Paris, 1984.
  177. Sutton J. The Religious philosophy of Vladimir Solovyov. Hong Kong, 1988.
Заполнить форму текущей работой