Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности соотношения общительности и тревожности подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, менее общительным подросткам рекомендовано развивать стремление и готовность к общению, углублять понимание сути и важности общительности в жизни и деятельности человека, повышать значимость коллективных потребностей, результативность проявления общительности в общественно значимой сфере, внутреннюю саморегуляцию, уверенность в себе при контактах с людьми, а также развивать навыки общения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Основные подходы к исследованию общительности как системного свойства личности
    • 1. 2. Теоретический анализ исследований тревожности
    • 1. 3. Особенности общения и тревожности в подростковом возрасте
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ КАК СИСТЕМНОГО СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Методика системного исследования общительности подростков
    • 2. 2. Содержательно-смысловые и инструментально-стилевые особенности и структурная организация общительности подростков
    • 2. 3. Особенности и психологическая структура общительности более и менее общительных подростков, обучающихся в школах с разными программами обучения
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ БОЛЕЕ И МЕНЕЕ ОБЩИТЕЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Методика исследования тревожности подростков
    • 3. 2. Особенности и психологическая структура тревожности подростков
    • 3. 3. Особенности тревожности более и менее общительных подростков, обучающихся в школах с различными образовательными программами

Особенности соотношения общительности и тревожности подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений исследований в современной психологической науке является изучение особенностей личности человека как особого системного качества, приобретаемого индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова и др.).

Одним из наиболее значимых видов деятельности человека является общение, в процессе которого происходит обмен информацией и организация взаимодействия людей, поэтому в современном обществе очень востребованным свойством личности является общительность, понимаемая как стремление к общению, готовность к межличностной коммуникации, легкость вступления в контакт, широта круга общения и т. д.

Процесс общения сопровождается переживанием целой гаммы разнообразных эмоций и чувств, при этом, как известно, стенические эмоции способствуют эффективной межличностной коммуникации, а астенические затрудняют ее осуществление.

Особую значимость в процессе формирования и развития личности, в том числе ее коммуникативной и эмоциональной сфер, имеет подростковый возраст, представляющий собой остро протекающий и противоречивый переход от детства к взрослости. В этот период более многообразными и содержательными становятся отношения с окружающими, возрастает самостоятельность, формируется нравственно-волевая сфера и самосознание личности, т. е. качественно новая социальная позиция, выражающаяся в сознательном, ответственном отношении к другим людям и себе как члену общества, интересе к своей собственной личности, своим возможностям, их оценке и развитии (Д.И. Фельдштейн).

Кардинально новое психическое состояние подростков прежде всего определяется их потребностью утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в общении с окружающими людьми, поэтому важнейшей сферой жизнедеятельности в подростковом возрасте является общение, особенности которого имеют огромное значение для формирования основных структурных компонентов личности. При этом у подростков, с одной стороны, отмечаются «ожидание общения», поиск его, постоянная готовность к контактам, существенное расширение сферы общения, увеличение времени, отводимого на общение, связанные с потребностью пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, с другой, — растущая индивидуализация отношений, высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность к общению в диаде.

Удовлетворение (или неудовлетворение) настоятельных потребностей в понимании со стороны окружающих, самопознании и самосовершенствовании вызывает у подростков глубокие и длительные эмоциональные переживания по поводу оценки себя другими и самооценки. Они отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением и противоречивостью чувств, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость по отношению к себе и своим товарищам. В связи с удовлетворением острой потребности в общении со сверстниками, которое устанавливает новые нормы поведения, а также с появлением интимно-личностных отношений у них появляется чувство страха, состояния психологического дискомфорта и тревожности. В этот трудный, кризисный период различных достижений, становления «Я», стремительного наращивания знаний и умений складываются не только черты их характера, но и способы эмоционального реагирования, устойчивое эмоциональное отношение к различным явлениям в жизни.

В связи с этим весьма актуальным, наш взгляд, является изучение соотношения особенностей общительности как важнейшего свойства личности подростков и тревожности, проявляющейся в процессе общения и во многом определяющей этот процесс, особенно на данном непростом этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т. д.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Феномен общения и общительности в отечественной психологии изучали A.A. Бодалев, Л. И. Божович, В. А. Домодедова, J1.B. Жемчугова, А. Н. Журавлев, А. И. Ильина, В.А. Кан-Калик, Е. Ф. Кокарева, А. И. Крупнов, М. И. Лисина, Л. И. Марисова, А. Е. Олынанникова, О. П. Санникова, В. Б. Щебетенко и т. д.- в зарубежной — Дж. Гилфорд, Ф. Зимбардо, Р. Кетелл и др. Особенности общительности как системного свойства личности исследовались А. Ю. Агаповой, А. Р. Акимовой, А. Г. Алейкиным, Т. М. Бабаевым, И. В. Баковой, М. И. Волк, Л. А. Журавлёвой, Г. В. Зарембо, И. С. Исаевой, Е. А. Коваленко,.

A.И. Крупновым, С. С. Кудиновым, И. А. Новиковой, O.A. Тырновой, H.A. Фоминой, Е. Ю. Чеботаревой, И. В. Чивилевой, Д. А. Шляхта, Н. Ф. Шляхта, Янь Бинь и др.

Тревожность как психическое состояние рассматривалась в трудах.

B.М. Астапова, Б. И. Кочубей, A.M. Прихожан, Д. И. Фельдштейна, Ю. Л. Ханина и др.

Особенности общения в подростковом возрасте изучались К. Левиным, Д. Б. Элькониным, Л. С. Выготским, Л. И. Божович, И. С. Коном, A.B. Мудриком и др., а различные аспекты эмоционального реагирования в этом сложном возрасте были предметом исследования И. В. Дубровиной, А. И. Захарова, В. В. Суворовой, A.M. Прихожан, Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого и др.

Проблема исследования определяется недостаточной изученностью соотношения особенностей общительности как свойства личности и тревожности как специфической характеристики эмоционального состояния подростков, которые необходимо учитывать в процессе формирования, развития и коррекции их коммуникативной и эмоциональной сфер и личности в целом.

Объект исследования — общительность как системное свойство личности и тревожность.

Предмет исследования — соотношение особенностей общительности и тревожности в подростковом возрасте.

Цель исследования — выявить связь между характеристиками общительности и тревожности подростков.

Гипотезы исследования состоят в предположении о том, что.

— среди подростков можно выделить лиц с различным уровнем выраженности стремления и готовности к общению, т. е. более и менее общительных, имеющих различия в выраженности и соотношениях содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих данного свойства и его психологической структуре;

— особенности проявления общительности подростков как системного образования связаны с характеристиками их тревожности: более общительные, т. е. стремящиеся к общению, проявляющие инициативу в этом процессе и имеющие широкий круг друзей и знакомых, являются менее тревожными, и наоборот;

— у подростков, обучающихся в школах с различными программами обучения, существуют специфические особенности реализации общительного поведения;

— уровень и проявления тревожности у учащихся общеобразовательной школы и лицеистов также различны.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1. Выявить особенности содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих, а также психологической структуры общительности подростков с различным уровнем выраженности стремления и готовности к общению.

2. Определить особенности тревожности более и менее общительных подростков.

3. Выявить специфику реализации общительного поведения у подростков, обучающихся в школах с различными образовательными программами.

4. Определить особенности тревожности у учащихся общеобразовательной школы и лицеистов.

5. Разработать практические рекомендации по гармонизации коммуникативной и эмоциональной сфер менее общительных и тревожных подростков, в том числе обучающихся в школах с различными образовательными программами.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили принципы единства личности и деятельности (К.А. Абульханова, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, Н.И. Рейнвальд) — системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Э. А. Голубева, А. И. Крупнов, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Мерлин, В. Д. Небылицын, A.B. Петровский, В. А. Петровский, Н. И. Рейнвальд, Д. И. Фельдштейн и др.) — концепции периодизации психического развития (Л.С. Выготский, A.B. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.) и ведущие положения об особенностях подросткового возраста (В.М. Астапов, Б. И. Кочубей,.

A.M. Прихожан, Д. И. Фельдштейн, Ю. Л. Ханин и др.), концепция системно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности А. И. Крупнова, реализованная при исследовании различных свойств, в том числе общительности (А.Ю. Агапова, А. Г. Алейкин, И. В. Бакова, Т. М. Бабаев, И. С. Исаева, С. С. Кудинов, Т. В. Нечепуренко, И. А. Новикова, O.A. Тырнова, H.A. Фомина, И. В. Чивилева, Н. Ф. Шляхта и др.).

Методы и методики исследования. Для системного исследования общительности был использован Тест суждений «Общительность» А. И. Крупнова, для изучения тревожности подростков — методика многомерной оценки детской тревожности Е. Е. Ромицыной. Для обработки результатов исследования применялись статистические методы (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, факторный анализ) с использованием пакета SPSS for Windows 13.0, 17.0.

Наиболее существенные и новые результаты исследования, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в том, что осуществлено комплексное исследование 2-х важнейших сфер личности: коммуникативной и эмоциональной и выявлены особенности их соотношения в подростковом возрасте.

В частности,.

• При исследовании общительности как свойства личности в рамках системно-функционального подхода выделены группы более и менее общительных подростков с различным уровнем выраженности стремления и готовности к общению с окружающими людьми.

• Выявлена специфика в выраженности и доминировании содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих и психологических структурах общительности у выделенных групп подростков.

Установлено, что у более общительных подростков значительно развито стремление к общению, при проявлении общительности доминируют социоцентрические мотивы, интернальная регуляция и стенические эмоции, хотя отмечается большая продуктивность в субъектной сфере и иногда недостаточная осмысленность. Менее общительные подростки в одних ситуациях стремятся к общению, осознанно вступают в коммуникацию, в других, недооценивая важность общительности, избегают контактов с людьми, руководствуются в равной степени как социоцентрическими мотивами оказать внимание, помощь окружающим людям, так и личными потребностями. Как и более общительные, они ощущают результативность проявления общительности прежде всего в личностной сфере, от успешного взаимодействия в процессе коммуникации переживают эмоции радости и удовлетворения, берут на себя ответственность за взаимоотношения с окружающими, однако их интернальная регуляция и стеничность значительно менее, а операциональные и эмоционально-личностные трудности при контактах с людьми, наоборот, более выражены, чем у более общительных подростков.

• Определены особенности психологической структуры общительности у представителей сравниваемых групп.

В корреляционной структуре общительности и более, и менее общительных подростков наибольшее количество связей имеют переменные внутри содержательно-смыслового блока (особенно субъектность и эгоцентричность), а также стеничность, что подтверждает важность для них реализации потребности в самопознании, самореализации в процессе общения с окружающими и переживание при этом стенических эмоций. Однако у более общительных, помимо этого, с другими переменными коррелируют предметность общительности и эмоционально-личностные трудности при ее проявлении, а у менее общительных — операциональные трудности, связанные с астеническими эмоциями и недостаточно активной саморегуляцией.

В факторной структуре общительности более общительных подростков выделены стеннчно-смысловой, эмоционально-затрудняющий и предметный факторы, указывающие на противоречивые смысловые и эмоциональные характеристики их общительного поведения. Факторную структуру общительности менее общительных подростков составили эгоцентрично-субъектный фактор, фактор эмоционально-личностных проблем и содержательно-стилевой фактор, свидетельствующие о том, что их нечастое и не очень осмысленное стремление к общению, связанное с удовлетворением эгоцентрических желаний лучше узнать себя, избежать одиночества, удовлетворить собственные потребности и интересы, сопровождается переживаниями астенических эмоций страха быть непонятыми или отвергнутыми, отсутствием навыков общительного поведения и недостаточно активной саморегуляцией.

• Эмпирическим путем доказана связь особенностей общительности и тревожности. Обнаружено, что более общительные подростки характеризуются низкой выраженностью общей тревожности, тревожности в отношениях со сверстниками и учителями, в ситуациях самовыражения и проверки знаний, оценки окружающими или успешности обучения, а также меньшим снижением психической активности в связи с тревогойменее половины из них испытывают тревогу в отношениях с родителями, у трети повышается вегетативная реактивность из-за тревоги. В то же время половине менее общительных подростков свойственны повышенный или высокий уровень тревожности в отношениях с родителями, в связи с успешностью в обучении и проверкой знаний и снижение психической активности в ответ на тревожные факторы среды.

• Выявлены специфические проявления общительности как свойства личности у подростков, обучающихся в школах с различными образовательными программами. Установлено, что у более общительных учащихся общеобразовательной школы доминируют осмысленность данного свойства и его интернальная регуляция, а у более общительных лгщеистов — эгоцентрические желания раскрыть свои возможности и способности, не отстать от других и т. д., и большая значимость результатов в субъектной сфере, несмотря на то, для всех характерны стремление в общению, переживание положительных эмоций в процессе общения, коллективные мотивы общения. У менее общительных подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, по сравнению с лицеистами, более выражены простая осведомленность об общительности, а также эгоцентрические мотивы и астенические эмоции в процессе ее проявления.

• Определены специфические особенности тревожности у подростков, обучающихся в школах с различными образовательными программами. Выявлено, что у более общительных учащихся общеобразовательной школы выражены общая тревожность, тревога в ситуации проверки знаний и вегетативная реактивность в связи с тревогой, а у лицеистов, активно и с легкостью участвующих в процессе общения, — тревожность в межличностных взаимоотношениях со сверстниками и родителями. Менее общительным подросткам, обучающимся в общеобразовательной школе, в большей степени свойственна тревожность, связанная с успешностью в обучении и возникающая в ситуациях проверки знаний, а менее общительным лицеистам — общая тревожность, тревожность во взаимодействиях с учителями, родителями, сверстниками, в связи с оценкой окружающих, а также повышение вегетативной реактивности и снижение психической активности из-за тревоги.

• Разработаны практические рекомендации по гармонизации общительности и эмоциональной сферы менее общительных и тревожных подростков.

Так, менее общительным подросткам рекомендовано развивать стремление и готовность к общению, углублять понимание сути и важности общительности в жизни и деятельности человека, повышать значимость коллективных потребностей, результативность проявления общительности в общественно значимой сфере, внутреннюю саморегуляцию, уверенность в себе при контактах с людьми, а также развивать навыки общения. Кроме того, менее общительным подросткам, обучающимся в общеобразовательной школе, следует снижать тревожность в связи с успешностью в обучении и проверкой знаний и возможностей, что будет способствовать формированию потребности в успехе, мотивации достижения высокого результата, уменьшит снижение психической активности в ответ на тревожные факторы среды и повысит эффективность их коммуникации. А менее общительным подросткам, обучающимся в лицее, для гармонизации коммуникативной и эмоциональной сфер необходимо уменьшать количество астенических эмоций в процессе проявления общительного поведения, общую и межличностную тревожность при взаимодействиях с учителями, родителями, сверстниками, в связи с оценкой окружающих, повышать самооценку, что приведет к гармонизации социальных контактов и повышению стрессоустойчивости их психики (минимизирует повышение вегетативной реактивности и снижение психической активности из-за тревоги).

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором в процессе обобщения различных подходов к изучению личности в подростковом возрасте, а также в процессе анализа результатов проведенного исследования выявлены особенности соотношения общительности как системного свойства личности подростков и их тревожности, свидетельствующие о необходимости и возможности одновременной гармонизации их коммуникативной и эмоциональной сфер.

Системное рассмотрение особенностей и психологической структуры общительности подростков с различным уровнем выраженности стремления и готовности к общению в связи с характеристиками их тревожности и программой школьного обучения вносит вклад в комплексные и сравнительные исследования свойств личности, относящихся к коммуникативной и эмоциональной сферам, дополняя и конкретизируя системно-функциональный подход к исследованию личности и индивидуальности А. И. Крупнова, тем самым обогащает общую, дифференциальную, возрастную и педагогическую психологию, психологию личности и психологию развития.

Выявленные автором содержательно-смысловые и инструментально-стилевые составляющие общительности и особенности тревожности подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и лицее, затрудняющие их общение, самореализацию и формирование их личности, служат обоснованием программ психокоррекционной работы с подростками в школах различного типа.

Практическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что выявленные автором особенности общительности и тревожности менее общительных подростков, обучающихся в школах различного типа, а также практические рекомендации по гармонизации их общительности и снижению тревожности могут быть использованы специалистами в области образования, прежде всего школьными психологами и педагогами, в процессе проведения комплексной индивидуальной и групповой воспитательной работы с подростками по формированию, развитию и коррекции их коммуникативной и эмоциональной сфер, а также при работе с педагогами и родителями.

Основные теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут быть включены в учебные курсы по общей, возрастной, педагогической и дифференциальной психологии, психологии личности, а также использованы при разработке спецкурсов и учебно-методических пособий.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2007 — 2008 гг.) была изучена научная литература по проблемам общительности и тревожности, в том числе подростковопределены логика и организация исследования, его объект, предмет, цель и задачисформулированы гипотезы исследованияопределены методы и подобраны конкретные методики исследования, соответствующие целям и задачам работысформирована выборка.

На втором этапе (2009 — 2010 гг.) было проведено эмпирическое исследование с целью диагностики общительности и тревожности подростков с различным уровнем выраженности общительности, обучающихся в школах различного типаосуществлена статистическая обработка полученных данных.

На третьем этапе (2010 — 2011 гг.) были проведены анализ, обобщение, систематизация, интерпретация полученных результатов, а также формулирование выводов и оформление диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Среди подростков выделяются лица с различным уровнем выраженности стремления и готовности к общению. Развитию общительности более общительных подростков способствуют развитое стремление к общению, доминирование социоцентрической мотивации, интернальной регуляции и стенических эмоций, несмотря на большую продуктивность в субъектной сфере и иногда — недостаточную осмысленность. Развитию данного свойства у менее общительных подростков препятствуют частое отсутствие стремления и готовности к общению, недооценка значения общительности в жизни и деятельности человека, руководство личными потребностями, ощущение результативности проявления общительности более всего в личностной сфере, а также операциональные и эмоционально-личностные трудности при контактах с людьми.

2. Особенности общительности подростков связаны с их тревожностью: у более общительных подростков менее выражены общая тревожность, тревожность в отношениях со сверстниками и учителями, с родителями, в ситуациях самовыражения и проверки знаний, оценки окружающими или успешности обучения, а также менее снижена психическая активность и повышена вегетативная реактивность в связи с тревогой, а у менее общительных, напротив, более высокие показатели тревожности в отношениях с родителями, в связи с успешностью в обучении и проверкой знаний и более снижена психическая активность в стрессогенных ситуациях.

3. У подростков, обучающихся в школах с различными программами обучения, общительность как свойство личности и тревожность имеют специфические проявления. Более общительные учащиеся общеобразовательной школы в большей степени осознают важность общительности и регулируют ее проявление, в то время как более общительные лицеисты чаще руководствуются эгоцентрическими мотивами раскрыть свои возможности и способности, не отстать от других и т. д. и получают результаты от взаимодействия с людьми более всего в субъектной сфере. У менее общительных подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, по сравнению с лицеистами, более выражены простая осведомленность об общительности, а также эгоцентрические мотивы и астенические эмоции в процессе ее проявления.

4. Тревожность более и менее общительных учащихся общеобразовательной школы и лицеистов также имеет специфические особенности. У более общительных учащихся общеобразовательной школы выше показатели общей тревожности, тревоги в ситуации проверки знаний и повышения вегетативной реактивности в связи с тревогой, а у активных в общении лицеистов — тревожности в межличностных взаимоотношениях со сверстниками и родителями. Для менее общительных подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, более характерна тревожность, связанная с успешностью в обучении и возникающая в ситуациях проверки знаний, а для менее общительных лш{еистов — общая тревожность, тревожность во взаимодействиях с учителями, родителями, сверстниками, в связи с оценкой окружающих, а также повышение вегетативной реактивности и снижение психической активности в связи с тревогой.

5. В целях гармонизации коммуникативной и эмоциональной сфер менее общительным подросткам необходимо развивать стремление и готовность к общению, углублять понимание сути и важности общительности в жизни и деятельности человека, повышать значимость коллективных потребностей, результативность проявления общительности в общественно значимой сфере, внутреннюю саморегуляцию, уверенность в себе при контактах с людьми, а также развивать навыки общения. Кроме того, менее общительным подросткам, обучающимся в общеобразовательной школе, следует снижать тревожность в связи с успешностью в обучении и проверкой знаний и возможностей, а менее общительным подросткам, обучающимся в лицее, — уменьшать количество астенических эмоций в процессе проявления общительного поведения, общую и межличностную тревожность при взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками, в связи с оценкой окружающих, и повышать самооценку, что приведет к гармонизации их социальных контактов и повышению стрессоустойчивости их психики.

Эмпирическая база исследования. В исследовании, которое проводилось на базах лицея № 4 и средней общеобразовательной школы № 51 г. Рязани, приняли участие 119 подростков в возрасте 13−14 лет, среди которых 68 (31мальчик и 37 девочек) учащихся общеобразовательной школы и 51 лицеист (26 мальчиков и 25 девочек).

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечены реализацией методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследованияметодологической обоснованностью и содержательным анализом исходных позиций, теоретических положенийсочетанием теоретического анализа и обобщением эмпирических данныхиспользованием апробированных методик исследования, адекватных поставленным в диссертации задачам и логике исследованиярепрезентативностью выборки, содержательным и статистическим анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина и докладывались на международных («Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», Рязань, 2009, 2010; «И. П. Павлов: диалог с XXI веком», Рязань, 2009; «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия»,.

Пенза, 2010; «Семья и современные проблемы формирования системы базовых гуманитарных ценностей», Рязань, 2011; «Современная деловая культура», Рязань, 2011; «Молодежь, семья, общество», Рязань, 2011; «Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии», Москва, 2012.) и всероссийской («Личность в условиях интенсификации интеграционных процессов: теоретические и прикладные проблемы», Махачкала, 2008) конференциях.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательную работу с подростками лицея № 4 и средней общеобразовательной школы № 51 г. Рязани.

По теме диссертации публиковано 12 работ, 3 статьи — в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (223 источника) и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками. Общий объем работы составляет 171 страница.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наша исследовательская работа посвящена одной из актуальных психологических проблем — особенностям формирования личности в подростковом возрасте.

Актуальность изучения особенностей общительности как важнейшего свойства личности и тревожности подростков, проявляющихся в процессе общения их со сверстниками и взрослыми и во многом определяющих и этот процесс, и формирование их личности в целом, наш взгляд, бесспорна. Это особенно своевременно на данном непростом этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т. д.

Полученные в результате исследования связи между содержательно-смысловыми и инструментально-стилевыми характеристиками общительности как системного свойства личности и особенностями подростковой тревожности позволяют разрабатывать практические рекомендации и конкретные программы гармонизации общительности и снижения тревожности.

Анализ полученных в исследовании результатов позволил нам сделать следующие выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту:

1. Среди подростков выделяются лица с различным уровнем выраженности стремления и готовности к общению, т. е. более и менее общительные, у которых имеется специфика в выраженности и соотношениях содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих данного свойства и его психологической структуре. Более общительным подросткам свойственны эргичность, доминирование интернальной регуляции и стеиических эмоций, большая продуктивность в субъектной сфере, кроме того превалирование социоцентрической мотивации, и иногда — недостаточная осмысленность. Менее общительные подростки тоже берут на себя ответственность за взаимоотношения с окружающими, переживают эмоции радости и удовлетворения от успешного взаимодействия, возможности раскрытия новых граней своей личности в процессе коммуникации и получают результаты проявления общительности более всего в личностной сфере, что еще раз подтверждает характерную для подросткового возраста направленность на самопознание, самовоспитание и самовыражение, кроме того отражает особенности современного этапа развития российского общества, но их интернальная регуляция и стеничность значительно менее выражены, чем у более общительных подростков. Помимо этого, среди них больше тех, кто не стремится и не желает контактировать с людьми, имеет очень ограниченный круг общения, чаще руководствуется эгоцентрическими мотивами, испытывает недостаток навыков общительного поведения и эмоционально-личностные трудности, связанные с чувством неуверенности в себе, тревожности и т. д.

2. В корреляционной структуре общительности и более, и менее общительных подростков наибольшее количество связей имеют переменные внутри содержательно-смыслового блока, особенно субъектность и эгоцентричность, а также стеничность, что подтверждает важность реализации потребности в самопознании, самореализации в процессе общения с окружающими в подростковом возрасте и сопровождение его переживанием стенических эмоций. Однако у более общительных, помимо этого, с другими переменными коррелируют предметность общительности и эмоционально-личностные трудности при ее проявлении, а у менее общительных — операциональные трудности, связанные с астеническими эмоциями и недостаточно активной саморегуляцией.

В факторной структуре общительности более обгцительных подростков выделены стенично-смысловой, эмоционалыю-затрудияющий и предметный факторы, указывающие на то, что проявление ими общительного поведения определяется противоречивыми смысловыми и эмоциональными характеристиками. Факторную структуру общительности менее объцителъных подростков составили эгоцентрично-субъектный фактор, фактор эмоционально-личностных проблем и содержательно-стилевой фактор, свидетельствующие о том, что их нечастое и не очень осмысленное стремление к общению, связанное с удовлетворением эгоцентрических желаний лучше узнать себя, избежать одиночества, удовлетворить собственные потребности и интересы, затрудняется переживаниями астенических эмоций страха быть непонятыми или отвергнутыми, отсутствием навыков общительного поведения и недостаточной активной саморегуляцией.

3. Общительность имеет специфические проявления у подростков, обучающихся в школах с различными программами обучения.

У более общительных учащихся общеобразовательной школы более осмысленное проявление общительности и ее интернальная регуляция, а у более общительных лицеистов доминирование эгоцентрических желаний раскрыть свои возможности и способности, достичь успеха, самореализоваться в процессе общения, хотя для обеих групп этих подростков характерны стремление к общению, переживание положительных эмоций в процессе общения, важность коллективных мотивов (у лицеистов они выражены наравне с эгоцентрическими) общения, получение результатов от взаимодействия с людьми в различных сферах жизнедеятельности (для лицеистов все же более значима субъектная сфера).

У менее общительных подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, по сравнению с лицеистами, более выражены простая осведомленность об общительности, а также эгоцентрические мотивы и астенические эмоции в процессе ее проявления.

4. Особенности общительности и тревожности подростков соотносятся друг с другом. У подавляющего большинства более общительных подростков низкий или нормативный уровень общей тревожности, тревожности в отношениях со сверстниками и учителями, в ситуациях самовыражения и проверки знаний, оценки окружающими или успешности обучения, менее заметно снижение психической активности, связанное с тревогой. Лишь менее половины из них испытывают тревогу в отношениях с родителями, и у трети повышается вегетативная реактивность из-за тревоги. В отличие от них, половине менее общительных подростков свойственны повышенный или высокий уровень тревожности в отношениях с родителями, в связи с успешностью в обучении и проверкой знаний, а также снижение психической активности в ответ на тревожные факторы среды.

5. Обучение в школах с различными программами обучения определенным образом влияет и на эмоциональную сферу подростков.

У более общительных учащихся общеобразовательной школы более выражены общая тревожность, тревога в ситуации проверки знаний и вегетативная реактивность в связи с тревогой, а у лицеистов — тревожность в межличностных взаимоотношениях со сверстниками и родителями. Менее общительным подросткам, обучающимся в общеобразовательной школе, в большей степени свойственна тревожность, связанная с успешностью в обучении и возникающая в ситуациях проверки знаний, а менее общительным лицеистам — общая тревожность, тревожность во взаимодействиях с учителями, родителями, сверстниками, в связи с оценкой окружающих, а также повышение вегетативной реактивности и снижение психической активности из-за тревоги.

6. С менее общительными и тревожными подростками необходима специальная работа по гармонизации коммуникативной и эмоциональной сфер их личности.

Так, менее общительным подросткам, независимо от места учебы, следует развивать стремление и готовность к общению, углублять понимание сути и важности общительности в жизни и деятельности человека, повышать значимость коллективных потребностей, результативность проявления общительности в общественно значимой сфере, внутреннюю саморегуляцию, уверенность в себе при контактах с людьми, а также развивать навыки общения.

Кроме того, менее общительным подросткам, обучающимся в общеобразовательной школе, можно рекомендовать снижать тревожность в связи с успешностью в обучении, проверкой знаний и возможностей, что будет способствовать формированию потребности в успехе, мотивации достижения высокого результата и приведет к уменьшению снижения психической активности в ответ на тревожные факторы среды и повышению эффективности их коммуникации.

А менее общительным подросткам, обучающимся в лицее, для гармонизации коммуникативной и эмоциональной сфер, необходимо снижать количество астенических эмоций в процессе проявления общительного поведения, общую и межличностную тревожность при взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками, в связи с оценкой окружающих, повышать самооценку, что приведет к гармонизации социальных контактов и повышению стрессоустойчивости их психики.

В дальнейшем с учетом полученных в ходе исследования результатов нами планируется разработка конкретных программ по гармонизации общительности и снижению тревожности подростков.

Здесь же представим некоторые практические рекомендации для психологов и педагогов, работающих с подростками.

Работа по развитию общительности менее общительных подростков может быть связана с повышением их стремления к общению, увеличением количества стенических эмоций, снижением уровня эмоционально-личностных трудностей, экстернальной регуляции, мешающих их нормальному общению, а также с формированием и развитием навыков осуществления общительного поведения.

Для усиления стремления к общению, расширения круга друзей этих подростков необходимо учить их быть более терпимыми, толерантными, принимать окружающих такими, как есть. Этому могут способствовать включение их в школьные и внеклассные активные формы взаимодействия (культмассовые мероприятия), проведение с ними психологических тренингов, включающих в себя упражнения на взаимодействие, способствующих запуску групповой динамики, на развитие взаимопонимания в классе и др.

Тренинги делового общения, направленные на развитие приемов и способов общительности, в частности навыков знакомства, налаживания положительных эмоциональных контактов, партнерского взаимодействия с малознакомыми и незнакомыми людьми, поддержание диалога его конструктивное и перспективное завершение и др. будут способствовать гармонизации эмоционального компонента общительности.

Кроме того, для решения проблем, связанных с нежеланием подростков общаться, избеганием контактов, повышенной тревожностью и страхом быть непонятыми или отвергнутыми в процессе общения при налаживании контактов, можно рекомендовать классным руководителям и педагогам организовывать коллективные эмоционально окрашенные мероприятия, вызывающие у них положительные переживания, например, вечер «Разговор у свечи», посещение различных концертов, выставок, культурно-массовых мероприятий и др.

Поскольку чаще всего причиной тревожного состояния человека в процессе общения являются опасения за его отрицательный результат, справиться с эмоционально-личностными проблемами в общении может помочь изменение отношения личности к своим неудачам. В связи с этим тревожным и застенчивым менее общительным подросткам можно посоветовать сознательно поддерживать и подкреплять хорошее настроение в течение всего днястараться чаще вспоминать свои удачи и победы в общениизаранее мысленно проигрывать предстоящую ситуацию общения, обдумывая, что может привести к неудаче и что необходимо будет сделать, чтобы изменить ситуацию в этом случае.

Для формирования навыков произвольной регуляции эмоций можно рекомендовать им осуществлять глубокий мысленный и письменный анализ отрицательных эмоций и причин своего беспокойства в процессе общения, использование проективных рисуночных техник («Нарисуй свой страх», «Настроение» и др.), репетировать перед зеркалом те или иные реплики, записывать и прослушивать собственную речь, анализировать невербальные проявления (например, выражение лица) и т. д.

Помогут менее общительным подросткам снизить тревожность индивидуальные упражнения по саморегуляции эмоциональных состояний в ходе реализации общительности, направленные на их осмысление, рефлексию и сознательную регуляцию эмоций в ходе общения, которые может разработать и рекомендовать педагог-психолог.

Поскольку тревожности и стрессу сопутствует мышечное напряжение, полезными могут быть упражнения на расслабление и напряжение мышц век, бровей, переносицы, лбаспециальные дыхательные упражнения (задержка на вдохе и расслабление мышц на выдохе) — упражнения на внушение чувства тепла и др. [Крупное 2007: 101−106], дыхательно-голосовые упражнения для развития свободы в общении, медитации-визуализации («Вершина горы», «Мудрец» и др.).

Целенаправленную консультативную, развивающую и коррекционную индивидуальную работу с менее общительными подростками по снижению аэргичности и астеничности, повышению самооценки, уверенности в себе и тревожности, конечно же, должны проводить психологи и специалисты психологической службы школы (если таковая имеется).

С более общительными подростками также необходима определенная работа по дальнейшему развитию их общительности.

Для общительных подростков, стремящихся к общению, проявляющих инициативу в этом процессе, имеющих достаточно широкий круг друзей и знакомых, но оценивающих продуктивность общительности более всего в субъектной сфере, в целях гармонизации и развития общительности можно рекомендовать следующее.

Наполнять образовательный процесс активными формами и методами обучения: проводить уроки в форме дискуссий, театрализованных уроковспектаклей, уроков — деловых игр, круглых столов и т. п., побуждая этих подростков к активному высказыванию своей точки зрения, развивая навыки порождения публичной монологической речи, привлекая к участию в научных конференциях, семинарах и т. п.

Для повышения продуктивной, общественно значимой результативности общения, позволяющей подросткам лучше понимать других людей при совместной деятельности, активно формировать свою жизненную позицию, а лучше усваивать учебные предметы, необходимо включать их в коллективную, общественную деятельность, успешность которой зависит от проявления общительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 218 с.
  2. А.Ю. Особенности общительности менеджеров и педагогов и их проявления в речевой деятельности: Дисс. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2010.- 164 с.
  3. X. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность: Хрестоматия. СПб., 2001.
  4. А.Р. Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2008. — 22 с.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.
  6. А.Г. Психологические особенности общительности, ответственности и организованности студентов-будущих управленцев и специалистов. М., 2012. — 25 с.
  7. . Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под. ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  9. В.А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов: Дисс.. докт. психол. наук. -СПб., 1998,-394 с.
  10. Ю.Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 4−7.11 .Астапов В. М. Тревожность у детей. — СПб., 2004.
  11. В. М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряженных условиях деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1986.
  12. Т.М. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности (На примере профессии продавца): Дисс.. канд. психол. наук. М., 2005. — 206 с.
  13. Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. М., 1978.
  14. И.В. Связь общительности и особенностей личностной адаптированное&trade- студентов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2008.-22 с.
  15. Л.А. Индивидуально-психологические особенности общительности студентов интернационального вуза: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1986. — 203 с.
  16. О.Б. О некоторых трудностях в реализации настойчивости студентов // Формирование и развитие личности. М.: Институт молодежи, 1992. — С. 23.
  17. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
  18. Т.М. Проявления ответственности в речевой деятельности курсантов военного вуза и старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2008. — 21 с.
  19. В.М. Коллективная рефлексология. Петроград: Колос, 1921. -432 с.
  20. A.A. Психология общения. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2002. — 320 с.
  21. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. Пед. Акад., 1995. -212 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -СПб.: Питер-Пресс, 2009. 398 с.
  23. A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230 с.
  24. Л.Д. Отношение общительности замкнутости к симптомокомплексам экстраверсии, эмоциональности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — 1970, — № 2. -С. 138−142.
  25. Л.Д. Психологический симптомокомплекс, обусловленный подвижностью нервной системы // Типологические исследования по психологии личности. Пермь, 1967. — Т. 48 — Вып. 4. — С. 56−63.
  26. М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1996. -122 с.
  27. Д.А. Проявления свойств активности темперамента в параметрах речевых действий: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М: РУДН, 2006, — 19 с.
  28. Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 6. — С. 6−90.
  29. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  30. JI.A., Крылова Г. Ф. Связь активности общения шестилетних детей с экстраверсией интроверсией // Общение и формирование личности. — Гродно: ГрГУ, 1984. — 113 с.
  31. Н.В. Психология социальных ситуаций: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.-247 с.
  32. А.Т. Параметр общительности, коммуникативности и тип нервной системы // Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 42−43.
  33. В.В. Специальная психология: Методические рекомендации. — Волгоград, 2008.-С. 14.
  34. В.Н. Динамические характеристики общительности и успеваемость освоения языка // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции 16−18 октября 2003 г. М.: Уникум-Центр, 2003.
  35. И. В. Школьная психологическая служба. — М.: Педагогика, 1991. 232 с.
  36. А. К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. -1982-№ 4.-С. 56−61.
  37. Р.В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности: Дисс.. докт. психол. наук. — М., 2009. 409 с.
  38. JI.В. Природные предпосылки индивидуальных проявлений общительности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: Свердловский ГПИ, 1985.
  39. Л.В. Факторный анализ динамических качеств активности общительности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: Свердловский ГПИ, 1979. -С. 34- 39.
  40. А.Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985.-С. 179−191.
  41. Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2004. — 176 с.
  42. Ю.М. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности // Вестник Московского университета. 1983. — № 4. — С. 46−54.
  43. Т.В. Сравнительная характеристика общительности у студентов и педагогов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М: РУДН, 2007, — 17 с.
  44. A.B., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. — М.: Педагогика, 1974. 288 с.
  45. Г. В. Особенности общительности личности успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся:
  46. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М: РУДН, 2011. — 22 с.
  47. А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб., 2000.
  48. А. И. Неврозы у детей и подростков. — Л., 1988.
  49. А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. —Л., 1982.
  50. А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. — СПб., 2006.
  51. Е. И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная психотерапия. 1997. — № 1. —С.67−76.
  52. Л. Н., Сергиюк П. И., Кузьминова М. П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной нестабильности.—М., 1994.
  53. Д., Хьелл Л. Теории личности. Спб: Питер, 2008. — 607 с.
  54. А.И. Индивидуальные особенности общительности в связи со скоростными проявлениями темперамента подвижных и инертных групп учащихся: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1965. — 20 с.
  55. А.И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь: Книжное издательство, 1961. — 120 с.
  56. А.И. Особенности проявления общительности в связи с подвижностью нервной системы // Ученые записки. Вып. 23. -Пермь: Пермский пединститут, 1958. — С. 78 -113.
  57. И.С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2008. — 21 с.
  58. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе // Формирование личности специалиста в ВУЗе: Сборник научных трудов. М., 1990. — С. 5−13.
  59. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985.-№ 4.-С. 16−20.
  60. Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2005.- 170 с.
  61. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1972. 170 с.
  62. А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1969. — 391с.
  63. Е.А. Специфические особенности общительности при некоторых типах акцентуации характера // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. — № 3. — С. 226−230.
  64. Е.Д. Роль общительности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-М., 1989.-21 с.
  65. В.А. Проблема общения в советской психологии // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989. — С. 77 — 90.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  67. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -192 с.
  68. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  69. . И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — M., 1998 96 с.
  70. А.И., Шляхта Н. Ф. Общительность как свойство личности и различные подходы к ее изучению // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. М.: Институт молодежи, 1996. — С. 6 — 65.
  71. А.И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Психологическая структура общительности, её половозрастные и национально-этнические особенности. М.: Институт молодежи, 1995. — С. 21−25.
  72. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25−33.
  73. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и её базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сборник научных трудов. М.: Университет дружбы народов, 1988. — С. 28 -39.
  74. А.И. Психологическая структура общительности как системного качества личности // Принципы системности в современной психологической науке. Третьи международные Ломовские чтения. М.: Институт психологии РАН, 1996. — Т. 2. -С. 38−41.
  75. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983. — 72 с.
  76. А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: -М.: РУДН, 2007.- 131 с.
  77. А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». М.: РУДН, 2006. — № 1(3). — С. 63−74.
  78. А.И. Целостно функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск: СГПИ, 1985. — 112 с.
  79. А.И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1979. — С. 17 — 25.
  80. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  81. М.А. Специфика проявления креативности и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте: Дисс.. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2007. — 239 с.
  82. В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. М.: ACT, 2001.-688 с.
  83. С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — 274 с.
  84. С.С. Тендерные особенности динамики развития общительности личности: Дисс.. канд. психол. наук 2009. 161 с.
  85. Куницына В. Н Стиль общения и его формирование. Д.: Знание, 1985.-20 с.
  86. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  87. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  88. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  89. М.И. Проблема онтогенеза общения. П.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  90. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. -1982.-№ 4. с. 18−35.
  91. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 324 с.
  92. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 39.
  93. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М: Наука, 1975.-С. 124 — 135.
  94. .Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. -М.: Наука, 1981.-С. 3−23.
  95. Л.И. О потребностно-мотивационной основе общения // Тезисы научных сообщений советских психологов XXII Международного психологического конгресса. М.: Наука, 1981. — 4.2. — С. 371 — 372.
  96. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. -278 с.
  97. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 254 с.
  98. О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М.: РАО, 1993. — 97 с.
  99. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  100. И. А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени: Дисс.канд. психол. наук. — М., 1993.
  101. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. -М.: АПН РСФСР, 1960. Т. 2. — С. 110 — 125.
  102. В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Институт практической психологии, 1995. 356 с.
  103. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  104. Т.А., Филлипова Е. В. Различие в эмоциональном отношении к школе и учению у детей 6-летнего и 7-летнего возраста // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.-М., 1971. С. 112−134.
  105. P.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  106. Т.В. Связь общительности и агрессивности студентов // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской конференции 24−25 ноября 2006 г., Москва, РУДН. — М. РУДН, 2008.-С. 231 235.
  107. H.A., Нечепуренко Т. В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология, педагогика». 2007. — № 1. — С. 20 — 28.
  108. Л.Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.-374 с.
  109. Е.К. Общительность и индивидуальный стиль тележурналистов: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1997. — 214 с.
  110. Л. Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. — Новосибирск: Наука, 1981. —177 с.
  111. Д.Б. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-348 с.
  112. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  113. Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1987. — 16 с.
  114. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
  115. А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. № 2. — 1998. — С. 11 — 17.
  116. А. Н. Причины тревожности как свойства личности // Школьный психолог. 2004. — № 8. — С. 18.
  117. А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе, —М., 1997.
  118. А. М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987.
  119. А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дисс. канд. психол. наук. —М., 1977.
  120. А. М. Игры и задания для занятий с подростками: личностное развитие // Психологическая реабилитация детей и подростков. — Калуга, 1994.
  121. А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Личные методы в работе школьного психолога. — М., 1990.
  122. А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. — С.305.
  123. В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. -Новосибирск, 1999.-41 с.
  124. В.П. Ответственность как системное качество личности. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001. 209 с.
  125. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 2000. — 160 с.
  126. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Ред. Б. Г. Ананьев, A.A. Бодалев и др. -Л.: ЛГУ, 1976.-248 с.
  127. Психология / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1974. -304 с.
  128. М. Помощь трудным детям. ML 1987. 424 с.
  129. A.A. Психология изучения личности // Учебное пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  130. A.A. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ). Ижевск: УдГУ, 1994. — 83 с.
  131. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. -С. 133 — 151.
  132. Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста // Студент на пороге XXI века. — М.: Университет дружбы народов, 1990.-С. 16−31.
  133. Н.И., Бану Л. А. Общение и общительность в студенческом возрасте // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сборник научных трудов. М., Университет дружбы народов, 1988.
  134. Е.Е. Многомерная оценка детской тревожности. СПб., 2006.- 112 с.
  135. Л.С. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002. — С. 40 — 65.
  136. В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопросыпсихологии. 2003. — № 6. — С. 23 — 31.
  137. В.В. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1980. — 25 с.
  138. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород: Нижегородский университет, 1994. — 163 с.
  139. О.П. Соотношение устойчивых индивидуально -типических особенностей эмоциональности и общительности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1982. 17 с.
  140. О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 123 — 128.
  141. М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М: РУДН, 2007. — 17 с.
  142. Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1979. 123 с.
  143. В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Д.: ЛГУ, 1983, — 104 с.
  144. Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1987. — 280 с.
  145. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО Речь, 2004. 350 с.
  146. О.В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1996. — 21 с.
  147. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л.: ЛГУ, 1979.-230 с.
  148. Словарь практического психолога / Под общ. ред. С. Ю. Головина-Минск: Харвест, 1997. С.26
  149. Ю.М. Индивидуально-типические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М: РУДН, 2006.- 17 с.
  150. И.В. Психология педагогического общения. Саратов: Саратовский университет, 1980. — 459 с.
  151. В. В. Психофизиология стресса. М., 1975. — С.266.
  152. О. В. Особенности ответственности подростков с девиантным поведением: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2011.-22 с.
  153. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М: Медицина, 1986 — 384 с.
  154. O.A. Факторная структура общительности у юношей и девушек // Психологическая структура общительности, её половозрастные и национально-этнические особенности. М.: Институт молодежи, 1996. — С. 35 — 44.
  155. Д.Н. Общая психология. Тбилиси: ТГУ, 1940. — 256 с.
  156. Р.Ф. Педагогические условия развития общительности у студентов-первокурсников: Дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 2004. — 222 с.
  157. Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. — № 6. — С. 26— 38.
  158. H.A. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Дисс.. д-ра психол. наук. М., 2002.-404 с.
  159. H.A. Сравнительная характеристика различных типов реализации общительности // Проблемы современного высшего образования. М., 2002. — С. 22 — 28.
  160. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Фолио, 2001. -516с.
  161. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.-208 с.
  162. Е.Ю. Психологические проявления индивидуальности в речевых действиях субъекта: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1996, —23 с.
  163. И.В. Личностные характеристики активности и их проявления в речи: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2005. -24 с.
  164. В.Б. Словарь практического психолога / В. Шапарь. М: ACT- Харьков: Торсинг, 2005. — С. 672.
  165. Т. Социальная психология. М.: Феникс, 2002. — 544 с.
  166. Ши Си Нин. Опимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу российского вуза: Дисс.. канд. психол. наук. Тула, 2002. — 175 с.
  167. Д.А. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательных сферах: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2009. — 24 с.
  168. Н.Ф., Крупное А. И. Общительность как свойство личности и различные подходы к ее изучению // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. М.: Институт молодежи, 1995. — С. 6 — 21.
  169. Н.Ф. Связь общительности со свойствами темперамента // Психология образования. Бийск, 1999. — С. 31 — 32.
  170. А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1984. — 20 с.
  171. А.И. Структура динамических характеристик общительности // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 128 — 132.
  172. Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. JI.: Медицина, 1990. — 192 с.
  173. В. А. О связи психических состояний и свойств личности // Психические состояния / Под ред. A.A. Крылова. Д.: ЛГУ, 1980. -С. 17−23.
  174. Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента // Учёные записки Саратовского пединститута. 1957. — Вып. 29. — С. 111 — 126.
  175. Янь Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М: РУДН, 2004. 16 с.
  176. Adler A. Individual Psyhology // Theories of Personality / Lindsey G., Hall C. New York: Wiley, 1957. — P. 114 — 156.
  177. Anastasi A. Psychological Testing. New York, 1982. — 192 p.
  178. Bandura A. Techniques of behavior modification. New York, 1969.
  179. Cattell R.B. The nature and genesis of mood states: a theoretical model with experimental measurements concerning anxiety? Depression? Arosal and other mood states //Anxiety. Current trends in Theory and Research.V.l.- N.Y., 1972.
  180. Collins M., Amabile T. Motivation and creativity // Handbook of creativity / edited by R.J.Sternberg. Cambridge: University press, 1999. — P. 297 — 309.
  181. Erikson, E.H. Childhood and society. New York: Norton, 1950.
  182. Erikson, E. Identify, youth and crisis. New York, 1968. — 117 p.
  183. Eyzenck H.J., Arnold W., Meili R. Encyclopedia of Psychology. New York, 1972.
  184. Eyzenck X.P. The Structure of Human Personality. London, 1971.
  185. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. New York, 1957.
  186. Freud A., Das ich und die Abwehrmechanismen. London, 1946.
  187. Freud S. The economic problem in masochism. London: Standard Edition, 1924. — P. 159 — 170.
  188. Freud S. The Ego and the mechanisms of Defence. London, 1937.
  189. Freud. S. The problem of anxiety. New York: Norton, 1936.
  190. Guilford J. P. Factors and Factors personality // Psychol. Bull. 1975.-V. 82.-P. 802 — 814.
  191. Guilford J. P. Fundamental statics in psychology and education. New York, 1975. — V. 82. — P. 802 — 814.
  192. Guilford J. P. Personality. New York, 1959. — 562 p.
  193. C.S. Hall, G.Lindsey. Theories of Personality N.Y.: John Wiley and Sons, 1970
  194. Hartmann H. Ego psychology and the problem of adaptation. New York: International Universities Press, 1958.
  195. Kealey D.J., Ruben B.D. Cross-cultural personnel selection criteria: issues and methods // Handbook of intercultural training. New York, 1983. — Vol.
  196. Kretschmer E. Physique and character (J.H. Sprott, Trans.) New York: Harcourt, Brace & World, 1925.
  197. Lazarus R. S. Psychological stress and coping process. New York: Me Graw-Hill, 1966.
  198. Lazarus R. S., Averil J.R. Emotion and cognition with special reference to anxiety//Anxiety, Current Trends in Theory and Research/ N.Y., Academic Press, 1972.V.1.
  199. Mandler G. Helplessness: Theory and research in anxiety//Anxiety Current Trends in Theoru and Research. N.Y., 1972. V.2.
  200. Maslow A. Motivation and Personality. New York: Harper and Row, 1954.
  201. Mead G.H. Mind, Self, and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist / Ed. by Charles W. Morris. Chicago, 1934.
  202. Philips L. Human adaptation and his failures. — New York, 1968.
  203. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971. — 324 p.
  204. Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974. — P. 57 — 58.
  205. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  206. Rogers & R.F. Dymond. Psychotherapy and personality change. -Chicago: University of Chicago Press, 1954. P. 259 — 348.
  207. Rogers C.R. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
  208. Sarason S.B.et al. Anxiety in Elementary School Children. N.Y.: John Wiley, 1960.
  209. Selye H. Stress and distress. Toronto, 1974.
  210. Sheldon W.H. Social traits and morphological types // J. Pers. Res. — 1927. -V. 6. -№ 1.
  211. Sheldon W.H., Stevens S.S. The Varieties of Temperament: Psychology of Constitutional Differences. New York: Harper, 1942.
  212. Simonson M. R., Maurer M. Development of a standardized test of computer literacy and a computer anxiety index // J. Educat. Computer Res. 1987. V. 3(2)
  213. Spielberger Ch.D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the State-Nrait-Anxiety Inventory. Palo Alto, California: Consulting Psychologist Press, 1970.
  214. Taylor J. A. A personality scale of manifest anxiety// J. Abnormal & Soc. Psychol. 1953. XL VIII.
  215. L. L. Thurstone. The Vectors of Mind Psychological Review, 41, p. 1−32, 1934.
  216. G. Zimbardo, S. Radl. The Shy Child Philip. McGraw Hill Book Company, 1981.
Заполнить форму текущей работой