Совершенствование институциональной структуры национальной экономики России
В качестве основных путей оздоровления национальной экономики России представляется целесообразным использовать следующие: создание национальной контрольной системысоздание национальной системы управления производствомсоздание национальной системы управления финансамисоздание национальной системы инвестированияреформирование национальной системы страхованияреформирование национальной системы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Концепция институциональной структуры национальной экономики и методология ее совершенствования
- 1. 1. Концепции института и институциональной структуры
- 1. 2. Концепция национальной экономики
- 1. 2. 1. Концепция реального сектора национальной экономики
- 1. 2. 2. Концепция финансового сектора национальной экономики
- 1. 3. Методология совершенствования институциональной структуры экономической системы
- ГЛАВА 2. Анализ проблем национальной экономики России (НЭР)
- 2. 1. Выявление причинно-следственных взаимосвязей проблем НЭР
- 2. 2. Описание содержания проблем НЭР
- 2. 3. Определение ключевых проблем НЭР институционального характера
- ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию институциональной структуры национальной экономики России
- 3. 1. Создание системы управления национальной экономикой
- 3. 2. Создание системы долгосрочного развития национальной экономики
- 3. 3. Создание системы единой экономической информации
- 3. 4. Создание централизованной системы обращения продуктов реального сектора национальной экономики
- 3. 5. Реформация системы обращения финансовых инструментов
Совершенствование институциональной структуры национальной экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последнее время в мире экономики все большее значение придается отношениям между участниками экономических процессов. Отношения — лишь частный случай проявления институтов. Институты — механизм структурирования деятельности. «Институты невозможно увидеть, почувствовать, пощупать и даже измерить. Институты — это конструкции, созданные человеческим сознанием. Но даже самые убежденные представители неоклассической школы признают их существование и обычно в качестве параметров включают, в явном или неявном виде, в свои модели.» [29, с. 137] Без структуризации невозможно ведение любой целенаправленной деятельности. Институты имеют место как на мйкро, так и на микроуровне экономики. На любом уровне институты организуют порядок в процессах. Это подтверждает актуальность выбора для исследования институциональной структуры.
Национальная экономика — процесс, от которого зависит жизнь каждого члена нации. Для России понятие национальной экономики в последнее время становится особенно актуально. После того, как реализация пришедших с запада способов управления макроэкономикой потерпела поражение, российское общество в лице ведущих ученых, общественных деятелей, экспертов и бизнесменов находится в активном поиске приемлемых для России национальных способов управления хозяйством.
Степень важности институциональных структур в экономике нельзя недооценивать. Возможности повышения эффективности функционирования какой-либо системы за счет изменения институциональной структуры практически неограничены. История знает много примеров повышения эффективности функционирования экономики за счет институциональных изменений.
Итак, каждый из нас ждет от функционирования национальной экономики качественных результатов. Национальная экономика в целях своего совершенствования и развития требует к себе новых подходов, одним из которых является предлагаемый в настоящем исследовании институциональный подход. Настоящая работа — попытка предложить решения по повышению эффективности национальной экономики через ее ключевой фактор — институциональную структуру.
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки понятийного аппарата для сфер экономической науки, связанных с институтами и институциональной структурой экономики, методологической базы повышения эффективности институциональной структуры экономики, а также путей совершенствования иснтитуциональной структуры экономики России.
Целью настоящего исследования является формирование концепций института, институциональной структуры, институтов национальной экономики, методологии ее совершенствования и разработка предложений по совершенствованию инстуциональной структуры национальной экономики России.
Достижение поставленной цели связывается с постановкой и решением следующих задач аналитического и методического характера: проанализировать существующие определения базовых понятий диссертации (института, институциональной структуры, национальной экономики) — сформировать собственные концепции для базовых понятий диссертациисформировать методические основы для совершенствования институциональной структуры национальной экономики Россиипроанализировать причинно-следственные взаимосвязи проблем национальной экономики Россиивыделить ключевые проблемы национальной экономики России институционального характераобосновать необходимость совершенствования институциональной •структуры национальной экономики Россиивыявить и описать способы совершенствования институциональной структуры национальной экономики России и возможности их внедренияоценить последствия внедрения предлагаемых решений по совершенствованию институциональной структуры национальной экономики России.
Предметом настоящего исследования является институциональная структура национальной экономики России в разрезе двух ее главных секторов — реального и финансового. Институциональная структура национальной экономики России — реальный компонент современной экономической действительности, представляющий все возможности для его корректного исследования.
Объектами настоящего исследования являются: институтинституциональные измененияинституциональная структуранациональная экономикареальный сектор национальной экономикифинансовый сектор национальной экономикиметодология совершенствования институциональной структуры системысовременная институциональная структура национальной экономики Россиисовременные проблемы национальной экономики Россииспособы совершенствования институциональной структуры национальной экономики России.
Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили фундаментальные труды ведущих ученых-институционалистов, таких, как Норт, Уильямсон, Тамбовцев, Шаститкоосновные российские учебники по двум основным секторам национальной экономики таких авторов, как Жуков, Дадашев, Черник, Лаврушин, Дробозина, Ковалеваработы специалистов-практиков в области экономикинормативные акты Российской Федерации.
Эмпирической базой для настоящего исследования послужила информация о современном состоянии национальной экономики России: данные Государственного комитета по статистике, Центрального банка России, финансовых и экономических информационных агенств и ученых-исследователей.
Настоящее исследование имеет логически связанную структуру. Три главы диссертации отражают методический (концептуально-теоретический), аналитический (проблемно-исследовательский) и проектный (конструктивно-рекомендательный) аспекты исследования.
В главе 1 на основе различных точек зрения выявляются грани базовых понятий диссертации. Базовыми для диссертации являются такие понятия, как институт, институциональная структура, национальная экономика и ее основные сектора — реальный и финансовый. Для базовых понятий диссертации в главе 1 формируются собственные концепции автора. В завершение главы 1 рассматривается методология совершенствования институциональной структуры экономической системы.
В главе 2 анализируются проблемы национальной экономики России, а затем выявляются институциональные основы этих проблем.
В главе 3 разработан ряд обоснованных предложений по совершенствованию институциональной структуры национальной экономики России.
В результате исследования были получены следующие основные научные результаты:
1. Разработаны концепции института и институциональной структуры экономики, обосновано функционирование институтов в экономике, рассмотрены предпосылки образования таких институтов.
2. Разработаны концепции национальной экономики, реального и финансового секторов национальной экономики на основе институционального подхода.
3. Предложен методический подход к совершенствованию институциональной структуры экономической системы и разработаны критерии совершенствования такой структуры относительно интересов национальной экономики.
4. Определены причинно-следственные взаимосвязи проблем национальной экономики России.
5. Выделены и объединены в группы ключевые проблемы национальной экономики России, имеющие институциональный характер.
6. Разработаны обоснованные предложения по совершенствованию институциональной структуры национальной экономики России.
Научная новизна исследования состоит в применении нового подхода к изучению национальной экономики и ее проблем через ее институциональную структуру. Новыми являются: разработанные концепции института, институциональной структуры и основных секторов национальной экономикиметодология совершенствования институциональной структуры экономической системы, а также способы совершенствования институциональной структуры национальной экономики России.
Полученные результаты играют важную роль для современного развития экономики России и имеют большую практическую значимость. Настоящее исследование предлагает ряд способов решения проблем национальной экономики России. Кроме того, диссертационное исследование направлено на формирование методологической базы для дальнейшего совершенствования исследования институциональных структур в российской экономике.
Автором проводится апробация работы и внедрение ее результатов.
Изложенные в настоящем исследовании концепции института, институциональной структуры, основных секторов национальной экономики и результаты анализа современного состояния национальной экономики России находят применение в учебном процессе в Государственном университете управления и других ВУЗах России.
Некоторые отдельные элементы, предлагаемые в настоящей работе, имели практическое применение на микроэкономическом уровне. Однако настоящая работа предполагает главным образом внедрение предлагаемых решений на макроэкономическом уровне. Поэтому положения настоящей работы могут послужить основой для разработки Федеральной долгосрочной программы по реформированию институциональной структуры национальной экономики России.
Касательно опробации взимания налога с денежного обращения — в 30-х годах нашего столетия было проведено несколько экспериментов с беспроцентными деньгами, доказавших правильность этой мысли. В Австрии, Франции, Германии, Испании, Швейцарии и США предпринимались попытки внедрения свободных денег для устранения безработицы. Наиболее успешным оказался эксперимент в австрийском городе Вёргль. [73].
Автор настоящего исследования имеет следующие публикации по теме диссертации:
1. Деньги, кредит, банки. Рабочая программа дисциплины, ЭЮК, 1998 г.
2. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Рабочая программа дисциплины, ЭЮК, 1999 г.
3. Состояние и перспективы развития институционального устройства финансовой системы. Тезисы доклада в Сборнике 14-й Всероссийской конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления — 99», ГУУ, 1999 г.
4. Фондовая биржа. Методические рекомендации к деловой игре, МАЭП, 1999 г.
5. Разработка управленческого решения. Рабочий учебник, С ГУ, 1999 г.
6. Финансово-кредитное законодательство России. Рабочий учебник, СГУ, 2000 г.
7. Механизм институциональных изменений. Тезисы доклада в Сборнике 15-й Всероссийской конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления — 2000», ГУУ, 2000 г.
8. Методология совершенствования институциональной структуры экономической системы. Тезисы доклада в сборнике конференции, ГУУ, 2000 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Самостоятельные индивиды и члены организаций являются инициаторами предпосылок институциональных изменений, на основе которых определяются институциональные ограничения. Чтобы закрепиться, институциональные ограничения принимают какие-либо формы вне индивидов. Закрепленные в формах институциональные ограничения, структурируя какие-либо сходные по предмету (сфере) отношения, образуют институт, который функционирует (действует) в реальной жизни.
2. Институциональные ограничения являются содержанием институтов. Форма институциональных ограничений является носителем набора институциональных ограничений. По сути институт — это функционирующий набор оформленных ограничений, структурирующих отношения в определенной сфере по поводу определенного предмета.
3. Институциональная структура какой-либо системы, состоящей из некоторого числа институтов — взаиморасположение и связь институтов. Основные по назначению виды институтов в институциональной структуреинструменты, процессы и участники.
4. Национальная экономика — хозяйство, воспроизводящее нацию, следовательно, главной целью национальной экономики является воспроизводство нации. Национальная экономика имеет два основных секторареальный и финансовый.
5. Концепции основных секторов национальной экономики в настоящем исследовании основаны на институциональном подходе, сектора рассматриваются с точки зрения их институциональных структур. Реальный сектор национальной экономики представлен производственной системой, а финансовый сектор — финансовой системой.
6. Производственная система — совокупность отношений (процессов) участников системы, производимых с помощью или посредством производственных инструментов для обеспечения создания благ (продуктов). Производственная система занимает в национальной экономике главное место, т.к. результатом ее функционирования является непосредственной результат функционирования национальной экономики. В качестве функции производственной системы можно выделить в конечном счете создание результата труда как продукта и доведение его до потребителя.
7. Финансовая система — совокупность отношений (процессов) участников системы, производимых с помощью или посредством финансовых инструментов для обеспечения распределения или обмена благ (ресурсов). Финансовая система нужна обществу только как система, повышающая эффективность экономики, влияя главным образом на такие ее процессы, как распределение, обмен и управление. Т.о. финансы — обратная сторона реального сектора экономики, и общество использует финансы в качестве средства для своих целей. В качестве функции финансовой системы можно выделить управление результатом труда, его распределение и обмен, т. е. по сути влияние на передвижение результата труда от одного владельца к другому, на распределение прав на результаты труда между правообладателями.
8. Совершенствование институциональной структуры системы означает проведение изменений в институциональной структуре в целях повышения эффективности системы. Критериями совершенствования институциональной структуры национальной экономики являются: составляющие качества результата функционирования системы, составляющие издержек (затрат) функционирования системы и интересы приложения повышения качества результата и снижения издержек. Для совершенствования институциональной структуры национальной экономики интересами приложения являются национальные интересы.
9. Существующая институциональная структура национальной экономики России имеет ряд недостатков, ведущих к возникновению проблем.
Такая институциональная структура или кому-то нужна и целенаправленно создавалась, или россияне проявили в последнее десятилетие неорганизованность и несплоченность по отношению к национальной экономике достаточную для того, чтобы отбросить ее назад.
10. Проблемы национальной экономики России можно объединить в цепочку причинно-следственных взаимосвязей, в начале которой можно выделить ключевые проблемы институционального характера Решение таких проблем во многом зависит от качества институциональных изменений (изменения институциональной структуры национальной экономики).
11. Основными группами ключевых проблем национальной экономики России институционального характера являются следующие: отсутствие единоначалия в финансовом и реальном секторах национальной экономики Россиинеэффективное устройство общенациональных фондов финансовых средств для развития национальной экономикинеудовлетворительная информированность участников национальной экономики Россиинизкая эффективность процессов обращения и обмена в реальном секторе национальной экономики Россиинизкая эффективность использования денежных финансовых инструментов для интересов национальной экономики России, или низкая эффективность использования денежных финансовых инструментов для интересов национальной экономикинизкий уровень развития управления на предприятиях, неэффективные отношения в области оплаты и распределения результатов труданизкая эффективность использования фондовых, имущественных и производных ценных бумаг для интересов национальной экономики.
12. Возможно совершенствовать институциональную структуру национальной экономики России по следующим основным направлениям, соответствующим группам решаемых ключевых проблем институционального характера: создание системы управления национальной экономикойсоздание системы долгосрочного развития национальной экономикисоздание системы единой экономической информациисоздание централизованной системы обращения продуктов реального сектора национальной экономикиреформация системы обращения финансовых инструментов.
13. В качестве основных путей оздоровления национальной экономики России представляется целесообразным использовать следующие: создание национальной контрольной системысоздание национальной системы управления производствомсоздание национальной системы управления финансамисоздание национальной системы инвестированияреформирование национальной системы страхованияреформирование национальной системы государственных бюджетовреформирование национальной системы нормативных актов в сфере экономических отношенийреформирование национальной системы единого экономического учетареформирование национальной системы итоговой экономической информациисоздание централизованной системы обращения продуктов реального сектора национальной экономикиреформирование системы обращения денежных финансовых инструментов и самих денежных финансовых инструментов.
14. Возможно применение двух разных подходов к совершенствованию институциональной структуры национальной экономики России: системный подход, позволяющий реформировать всю институциональную структуру национальной экономики, и эпизодический подход, позволяющий принять какую-либо часть из предлагаемых в настоящей работе изменений. Оптимальным вариантом представляется создание и реализация долгосрочной федеральной программы (на 5−10 лет) по реформированию национальной экономики с учетом предложений, указанных в настоящей работе.
15. Можно выделить следующие основные прямые следствия совершенствования институциональной структуры национальной экономики России: повышение цельности национальной экономики как единого механизма, повышения уровня соответствия содержания и формы национальной экономикиповышение скорости, точности и надежности функционирования национальной экономикиповышение заинтересованности участников национальной экономики в качественных результатах своего трудаповышение заинтересованности работников национальной экономики в качественных и количественных результатах своего трудаповышение уровня прозрачности национальной экономикиснижение издержек на эксплуатацию финансовой системы национальной экономикиснижение затрат времени работников реального сектора национальной экономики на взаимодействие с финансовой системой.
16. Косвенным следствием совершенствования институциональной структуры национальной экономики России является положительное влияние на решение таких важных проблем национальной экономики, как Обнищание населения (34), Рост государственного долга (13), Инфляция (63), Неплатежи или высокая доля использования денежных суррогатов в качестве средств платежа (20), Зависимость национальной экономики от экономик других стран, в частности от Казначейства США (67), Влияние ограниченного круга лиц на состояние всей национальной экономики (73), Нестабильность в ценах на рынке ценных бумаг на разных уровнях (77), Низкая доля реальных инвестиций и высокая доля финансовых инвестиций (45), Несвоевременное и некачественное принятие решений руководителями предприятий (25), Низкий внутренний инвестиционный потенциал (36), Неэффективная работа рынка ценных бумаг (83), Недостаточное покрытие реализованных (осуществившихся) рисков (50), Отсутствие качественной координации и поддержки действий предприятий реального сектора национальной экономики (84), Отсутствие качественного обращения (обмена) продуктов реального сектора национальной экономики (85), Сложность обмена в реальном секторе национальной экономики (68).
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ, часть 1.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. N146-ФЗ
- О банках и банковской деятельности (ред. от 03.02.96) Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. N 395−1
- О бухгалтерском учете Федеральный Закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ
- О государственной налоговой службе РСФСР (ред. от 24.06.92) Верховный Совет РСФСР Закон от 21 марта 1991 года N 943−1
- О денежной системе Российской Федерации Закон РФ от 25 сентября 1992 г., N3537−1
- О драгоценных металлах и драгоценных камнях Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ
- О залоге. Закон РФ от 29 мая 1992 г. N 2872−1
- О рынке ценных бумаг (ред. от 26.11.98) Федеральный закон от 22 апреля 1996 годаЫ 39-Ф3
- Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (ред. от 28.04.97) Федеральный Закон <уг 2 декабря 1990 годаЫ 394−1
- Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-Ф3
- Об инвестиционной деятельности в РСФСР (ред. от 19.06.95) Закон РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488−1
- Об инвестиционном налоговом кредите (ред. от 16.07.92). Закон РФ от 20 декабря 1991 года N 2071−1
- Об ипотеке (залоге недвижимости). Федеральный Закон от 16 июля 1998 года N102-ФЗ
- Об организации страхового дела в Российской Федерации (ред. от 31.12.97) Закон от 27 ноября 1992 года. N 4015−1
- Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР (в ред. от 31.07.95) Закон от 10 октября 1991 года N 1734−11. Книги
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
- Введение в институциональный анализ. Учебное пособие по курсам «Общая экономическая теория» и «Институциональная экономика» Под ред.
- B. Л. Тамбовцева. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1996.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.22. Глазьев С.Ю.
- Дадашев А.З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1997.
- Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Желудков А. Финансовое право (конспект лекций).— М.: Изд-во ПРИОР, 1999.
- Жуков Е.В. Инвестиционные институты: Учебное пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Кеннеди М. Деньги без процентов и инфляции. Швеция, Lilalex, 1993.
- Монтес М.Ф., Попов В. В. «Азиатский вирус» или «голландская болезнь»? Теория и история валютных кризисов в России и других странах: Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Пер. С англ. А. Н. Нестеренко- предисл. И науч. Ред. Б. 3. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
- Норт Д. С. Институты и экономический рост: историческое введение. THESIS, Весна, т. 1, вып.2, 1993.
- Общая теория денег и кредита. Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Общая теория финансов: Учебник / Под ред. JI.A. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
- Райзберг Б.А., Лозовский И. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Семь нот менеджмента. Издание второе. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997.
- Советский энциклопедический словарь. -М, 1985.
- Сорос Дж. Алхимия финансов. М.: «Инфра-М», 1996.
- Справочник финансиста предприятия. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник / Под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
- Финансы. Учебное пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1998.1. Статьи и публикации
- Бондаренко И. Институциональная экономическая теория: некоторые основные вопросы // МЭиМО. 1995. — № 11. — с. 31- 35.
- Дискин И. Реформы и элиты: институциональный аспект // ОНС. 1995. -№ 6.-с.29−41.
- Интриллигатор М. Реформа российской экономики: роль институтов // Экономические и математические методы. 1997. — Том 33. — № 3. — с. 16−26.
- Круз Рональд X. Институциональная структура производства: Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1991 г. // Вестник С.-П. Университета. Сер. 5. Экономика. — 1993. — Вып. 4. — с.86−95.
- Левита Р. Я. О социально-психологической компоненте институциональных изменений в экономике // Экономические и математические методы. -1996. Том 32. — № 4. — с.91−106.
- Малахов С. Трансакционные издержки в Российской экономике // Вопросы экономики. 1997. — № 7. — с.77−86.
- Мильчакова Н. Игра по правилам: «Общественный договор» Дж. Бкженена // Вопросы экономики. 1994. — № 6. — с. 114−121.
- Надо выскочить из долговой петли. Интервью с А.Шохиным. // Эксперт. 1999. — № 25. — с.20.
- Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. — № 3. -с.42−57.
- Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. -1997. № 3. — с.6−17.
- Олейник А. В поисках институциональной теории переходного общества // Вопросы экономики. 1997. -№ 10. — с.58−68.
- Ореховский П. А. Институционалнзм и мифы отечественной экономической теории // ЭКО. 1997. — № 6. — с.44−54.
- Рушайло Петр. Последние дни первой биржи // Деньги. 1999. — № 33.-с. 14.
- Сиваков Д. Входя, думай о выходе // Эксперт. 1999. — № 39. — с. 1819.
- Тамбовцев В. Теоретические вопросы институционального проектирования // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — с.82−94.
- Урнов М. Существует ли инвестиционный потенциал населения России? // Информ. Бюл. Мониторинга 1997. — № 3.
- Шаститко А. Неоинституционализм // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика 1997. — № 6. — с.3−32.
- Шаститко А. Трансакционные издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации) // Вопросы экономики. 1997. — № 7. — с.65−76.
- Шаститко А. Условия и результаты формирования институтов // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — с.67−81.
- Электронные источники http:
- Баланс банка России, 1998, www.cbr.ru. ЦБ РФ.
- Банковский рынок, 1998, www.referats.ru.
- Деньги по-российски, 1996, www.nns.ru. Национальная служба новостей.
- Лекции по финансам и денежному обращению, несколько источников, 1998, www.referats.ru.
- О реструктуризации внутреннего долга России, Национальная электронная библиотека, 1998.
- Платежный баланс РФ, 1997, www.cbr.ru. ЦБ РФ.
- Средства денежного обращения, 1999, www.referats.ru.
- Chaum D. Achieving Electronic Privacy. Scientific American, Aug, 1992.69. Dugger, W., 1979.70. Hodgson, G.M., 1998.71. Neale, W., 1987.72. North, D.C., 1991.
- Werner Onken, «Ein vergessenes Kapitel der Wirtschaftsgeschichte. Schwanenkirchen, Worgi und andere Freigeldexperiment», Zeitschrift fur Sozialokonomie, Nr. 58/59, Mat 1983, pp. 3−20.
- Инвестиционная деятельность РФ. Обзор, 1998.
- Инвестиционная и структурная политика. Обзор, 1998.
- Иностранные инвестиции в Россию в январе-сентябре 1997 года составили $ 9 млрд. Сообщение Интерфакса. М, 26 декабря, 1997.
- Обзор макроэкономических показателей за 1995−1998 гг. Эксперт.
- Российский статистический ежегодник 1994 г. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1994.
- Российский статистический ежегодник 1998 г. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998.
- Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. Госкомстат России. М., 1999.
- Сбережения населения РФ. Аналитический доклад. М.: ИСЭПН РАН, 1997.
- Телевизионные новости, 22 мая 2000 г.