Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие судостроительных производственных систем в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определено, что производственная система представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, в которой интегрирующую роль в формировании параметров общего экономического пространства играют звенья, являющиеся носителями отраслевого признака, несущие ответственность за организацию, конечные результаты и риски хозяйственной деятельностивыделены основные проблемные области исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования и развития производственных систем
    • 1. 1. Воспроизводственная основа формирования производственных систем
    • 1. 2. Индикативное планирование развития производственных систем
    • 1. 3. Особенности развития производственных систем в судостроительной отрасли
  • Глава 2. Развитие отечественной судостроительной промышленности
    • 2. 1. Способы рыночной самоорганизации производственных систем в судостроении
    • 2. 2. Государственное регулирование и индикативное планирование развития судостроительной промышленности

Развитие судостроительных производственных систем в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью разработки концепции и научно обоснованных форм и методов организации крупных производственных систем, выполняющих в настоящее время функции мезоуровня управления территориально-отраслевой структурой экономики России. Исследование мезоэкономических отраслевых производственных систем связано с решением организационно-экономических проблем рыночных преобразований, обоснованием процессов реструктуризации производства, его переориентацией с планово-директивных форм организации на регулирование посредством конкурентно-рыночных механизмов. Это позволит преодолеть негативные тенденции функционирования отраслей реального сектора экономики, повысить эффективность экономических взаимодействий хозяйствующих субъектов за счет государственной экономической политики, направленной на эффективное взаимодействие отраслевых высокоспециализированных комплексов, на технологическое обновление производства.

Одной из отраслей промышленности, трудно переживающих рыночную адаптацию, является судостроение, от эффективной работы которого зависит качество функционирования и развития водной транспортной инфраструктуры национальной экономики, устойчивость транспортно-производственных внешнеэкономических связей, прибыльность внешней торговли, экономическая и продовольственная безопасность регионов. На примере судостроения можно проследить процессы формирования мезоуровневого звена управления, возникшего на базе промышленных предприятий, интегрированных в крупные межотраслевые системы, решающие многие проблемы развития узкоспециализированных стратегически важных производств и, в конечном счете, обеспечивающих воспроизводственную целостность отрасли в целом.

Степень разработанности проблемы. Теоретическая концепция формирования и развития производственных систем базируется на трудах классиков философии, общеэкономической и организационной науки А. Богданова, М. Вебера, Ф. Гегеля, А. Маршалла, В. Ойкена, И. Шумпетера, Ф. Энгельса и др., а также на взглядах современных отечественных ученых А. Аганбегяна, Д. Гвишиани, Б. Мильнера, Ю. Черняка и др.

Особое значение для осмысления организационно-экономических проблем производственных систем имеют труды известных методологов науки, представителей системного подхода и теории самоорганизации JI. фон Берталанфи, И. Блауберга, Н. Винера, С. Курдюмова, Г. Рузавина, В. Аршинова, Я. Свирского, А. Ахиезера, Г. Гольца, Н. Моисеева, И. Пригожина, Э. Юдина и др.

Для понимания сущности сложных процессов самоорганизации в производственных системах важное методологическое значение имеют труды отечественных и зарубежных ученых, активизировавших в последние десятилетия институциональные и эволюционные аспекты исследования, таких как J1. Абалкин, J1. Горичева, В. Гугняк, Б. Ерзнкян, В. Зотов, О. Иншаков, Г. Клейнер, Я. Корнай, Я. Кронрод, Д. Львов, В. Маевский, Р. Нельсон, А. Нестеренко, Ю. Осипов, В. Полтерович, С. Уинтер, Н. Федоренко, И. Шургалина и др.

Комплексному анализу организационно-экономических проблем реформирования хозяйства, роли планирования в организации производства, финансово-промышленной интеграции и других инструментов регулирования посвящены работы Л. Бальцеровича, Ю. Винслава, С. Глазьева, В. May, А. Некипелова, А. Петрова и др.

Проблемы организации управления в судостроительной промышленности, вопросы программно-целевого управления отраслью, прогнозирования рынков судостроительной продукции исследовались в трудах Л. Бреслава, В. Джеломанова, С. Логачева, Л. Кузьминой, А. Нарусбаева, В. Пашина, Р. Петухова, В. Соколова.

В то же время требуют комплексного научного обоснования возможности регулирования развития отрасли в условиях отсутствия мезоуровневого органа управления и усиливающегося влияния крупных предприятий, что актуализирует исследование проблем государственного вмешательства в деятельность стратегически значимых для национальной экономики производственных систем в судостроении.

Целью диссертационного исследования является научное обоснование направлений регулирования развития производственных систем в судостроении, обеспечивающих их целостность с позиций национальных, отраслевых и конкретнохозяйственных интересов.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач: выявить совокупность методологических подходов, позволяющих адекватно интерпретировать процессы развития производственных систем в соответствии с авторской концепциейраскрыть свойства сложных производственных систем, возникающие в процессе их функционирования и развитияобосновать логику формирования воспроизводственной целостности хозяйства на различных уровнях его рассмотренияопределить роль индикативного планирования в обеспечении воспроизводственной целостности производственных системисследовать особенности организации управления в отрасли судостроенияпроанализировать состояние и перспективы развития рынка судостроительной продукции, определить возможности рыночной саморегуляции предприятий отраслиисследовать возможности государственного регулирования в организации эффективного функционирования и развития отрасли.

Объектом исследования являются процессы управления производственными системами в отрасли судостроения.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения государственного и рыночного регулирования развития производственных систем.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В качестве производственной системы рассматривается предприятие, интегрированная предпринимательская структура, отраслевой или межотраслевой комплекс. Функционирование и развитие производственной системы базируется на свойстве ее самоорганизации, позволяющем на микроуровне осуществлять рыночную структурно-функциональную адаптацию, на мезоуровне, — реализовывать преимущества финансово-промышленной интеграции и индикативного планирования отраслевой структуры, на макроуровне — проводить целенаправленную экономическую политику государства.

2. Обеспечение воспроизводственной целостности производственной системы, предполагающей устойчивость пространственно-временных характеристик природных, технико-технологических, человеческих, информационных, институциональных и организационных факторов, требует применения механизма индикативного планирования. Он предусматривает создание ориентиров формирования целей и траекторий функционирования и развития производства. При этом эволюция сущности индикативного планирования идет в направлении перехода от его конъюнктурной формы к структурной и стратегической.

3. Сущность производственных систем в судостроении обусловлена приоритетом технико-технологических факторов, включенностью судостроительных предприятий в укрупненную систему кооперации на отраслевом и межотраслевом уровне. Длительный производственный цикл в судостроении, масштабы привлечения финансовых ресурсов затрудняют осуществление специфических рыночных взаимодействий в современных институциональных условиях российской экономики. Основными направлениями стратегического развития большинства предприятий отрасли становится либо экспортная ориентация судостроительного производства в условиях неудовлетворительного состояния отечественной транспортной инфраструктуры и отсутствия спроса на внутреннем рынке, либо диверсификация производства, зачастую с утратой профильного производства.

4. Организация управления производственными системами в судостроительной промышленности предполагает разработку механизма индикативного планирования стратегического развития отрасли, включающего оценку возможностей и границ рыночной саморегуляции, финансово-промышленной, интеграции и систему мер государственного. воздействия. Предполагается разработка прогноза и плана краткои среднесрочного развития отдельного судостроительного предприятия на основе профильного производства и диверсификацииоценка перспектив и планирование производства в рамках интегрированных финансово-промышленных структур. Горизонтальная интеграция основана на объединении в холдинговую структуру судостроительных заводов и части предприятий судового машинои приборостроения. Вертикальная интеграция предполагает объединение верфей с крупными судоходными компаниями, которые сами могут выступать дочерними сервисными структурами крупных финансово-промышленных групп. Оценка возможностей и границ государственного регулирования предопределяет законодательное обеспечение поддержки национального торгового флота и судостроения, меры прямого воздействия на условия воспроизводства в отрасли.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

— определено, что производственная система представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, в которой интегрирующую роль в формировании параметров общего экономического пространства играют звенья, являющиеся носителями отраслевого признака, несущие ответственность за организацию, конечные результаты и риски хозяйственной деятельностивыделены основные проблемные области исследования производственных систем на основе системно-синергетического, структурного, институционального и воспроизводственного подходов, что позволило выявить их противоречия и тенденции развитияуточнена на основе прямых и обратных связей элементов логика формирования отраслевой производственной системыдифференцированы базовые (природные, технико-технологические) и координирующие (организационные, институциональные, информационные) факторы ее развитияраскрыты противоречия развития судостроительных производственных систем во взаимодействии с судоходным бизнесом и в отношениях с институтами государственного регулирования экономикиаргументировано использование для разрешения и эффективной реализации противоречий развития судостроительного производства механизма индикативного планирования, включающего целеполагание, диагностику и коррекцию комплекса кратко-, среднеи долгосрочного воздействия на параметры развития судостроительной отраслиобоснованы стратегические направления развития судостроительного производства современной России, реализующиеся на основе принципов рыночного и государственного регулирования.

Методологической и эмпирической основой работы послужили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших проблемы организации народного хозяйства. Методология диссертационного исследования основана на использовании системного подхода, диалектической логики. В работе использовались методы логического, исторического, монографического, междисциплинарного анализа.

Информационной базой исследования явились законодательные акты, справочные материалы Госкомстата РФ, монографическая литература, публикации отечественной и зарубежной периодической печати, посвященные общеэкономическим, организационным вопросам развития судостроительной промышленности, материалы научно-практических конференций, зарубежные обзоры рынков судостроительной продукции.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для принятия стратегических решений в соответствующих сферах управленческой деятельности, прежде всего в разработке механизма государственного управления развитием судостроительной промышленности, в частности, в обосновании программно-целевого управления, индикативного планирования на уровне федерального отраслевого ведомства — Российского агентства по судостроению.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на различных научно-практических конференциях и семинарах по проблемам стратегического планирования предприятий, промышленной политики, трансформации механизмов социально-экономического развития в гг. Москва, Волгоград, Волжский. Выводы и положения диссертации используются в учебном процессе в Волгоградском государственном университете при чтении учебных курсов «Производственный менеджмент», «Государственное регулирование экономики», «Институциональная теория», «Теория организации», «Планирование и прогнозирование в условиях рынка».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 1,3 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Структура диссертации отражает цель и задачи исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основным в анализе организации управления развитием производственных систем становится вывод о необходимости целостного рассмотрения этих процессов, учете особенностей самоорганизации социально-экономических систем, способов поддержания их структурной целостности и устойчивости развития. Экономические исследования организационных сторон функционирования и развития хозяйства основаны прежде всего на выявлении структурных и функциональных составляющих развития производственных систем. Политэкономический аспект анализа организации производственных систем предполагает акцент на вопросах структурной упорядоченности в процессах развития производительных сил и производственных отношений. Критериальной установкой в анализе может выступать отношение к проблеме системной функции экономики как определенного вида специализированного вклада экономики в жизнедеятельность общества. Констатация факта системной, институциональной обусловленности хозяйственного механизма как механизма, организационно оформляющего систему производственных отношений, особенностями процессов социальной динамики обосновывает желательность теоретической и практической выработки концепции системы эволюционных изменений в хозяйстве.

Синергетический подход к изучению процесса социально-экономической эволюции позволяет определить особенность организационных процессов формирования хозяйственных порядков, отметить их связь с вопросами государственной экономической политики, а также охарактеризовать протекание процессов социально-экономической трансформации в России, признать при этом квазиинституциональный характер проводимых реформ. Анализ различных экономических форм организации регулирования хозяйства позволяет признать одной из перспективных форм, особенно в переходном периоде, — индикативное планирование. Последнее основано на процессах внутренней координации крупных экономических комплексов и, как отмечает В. М. Полтерович, «позволяет интегрировать различные фрагменты государственного регулирования экономики и создать непротиворечивую систему прогнозов, воздействий и стимулов, организовать диалог представителей различных социально-экономических и политических групп» [148, с. 44]. С принятием методологии индикативного планирования достигается институциональная сбалансированность и гармонизированность структурных составляющих экономических систем в процессах их поступательного развития.

Рассмотрение проблемы управления развитием производственных систем разных уровней основано на выявлении множества условий, факторов, влияющих на видовые особенности формы и организации управления. В зависимости от степени учета этих предпосылок будет определяться адекватность управления задачам обеспечения эффективности и устойчивости хозяйственных систем.

В работе исследуются технико-технологические, технико-экономические, организационные и другие классы особенностей производственной системы в судостроении. Выявляется определяющее значение технико-технологических факторов в системе экономических взаимодействий судостроительных заводов со структурой судоходного рынка, а также высокое значение кооперации отрасли.

На примере, в частности, ОАО «Волгоградский судостроительный завод» проводится маркетинговый анализ предприятия и выявляются основные проблемные моменты поведения судостроительных производственных систем микроуровня (отдельные хозяйствующие субъекты) в нынешних условиях, характерные для большинства предприятий отрасли. Низкий платёжеспособный спрос российских судоходных компаний на строительство судов затрудняет ориентацию на долгосрочное партнерство судостроительных заводов с флотом. Отмечается проблема разрыва системы кооперативных связей между судостроительными заводами (верфями) и заводами судового машииои приборостроения, большинство из которых находится сейчас на территории Украины. Именно эти предприятия составляли основу крупнейшей мезоэкономической производственной отраслевой системы, организационные границы которой в советский период очерчивались структурой и функциями министерства судостроительной промышленности СССР. Министерство представляло собой, по существу, крупнейшую мировую судостроительную корпорацию. В работе делается вывод о том, что разрушение производственных и хозяйственных взаимосвязей этой системы, нарушение долгосрочных контрактных отношений с отечественными пароходствами, с зарубежными заказчиками предопределило трудности рыночной адаптации судостроительных заводов.

В процессе рыночных преобразований отечественной экономики актуализировались противоречия взаимодействия, во-первых, судостроительного производства и рыночной структуры сбыта судостроительной продукции, во-вторых, судостроительного производства, судоходных компаний и государства. Возникает цепь диспропорций в воспроизводственном процессе: судостроительные заводы не обеспечивают загрузкой свои мощности, что вызывает рост непроизводительных расходов и снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровнейсудоходные компании выводят налогооблагаемую базу за пределы страны, ограничивают участие своего флота во внешнеторговом обороте России. Это приводит к существенному подрыву воспроизводственной целостности судостроительного производства, усилению центробежных тенденций взаимодействий судоходных компаний, финансовых институтов. Возникают противоречия согласования экономических интересов развития судостроительной отрасли на разных уровнях ее организации. Происходит дезинтеграция мезоэкономического пространства самоорганизации производственных систем отрасли.

В исследовании осуществляется попытка с системных позиций обосновать необходимость формирования и реализации государственной политики развития отечественного судостроения. Большое значение в таком случае приобретает совершенствование самого маркетингового управления предприятиями. Последнее опосредует процессы рыночной самоорганизации судостроительных производственных систем России. Оно предполагает, в свою очередь, определение направлений модификации структуры и целевой функции судостроительных заводов, основанной на действии конкурентно-рыночного механизма и свободного закрепления новых организационных и институциональных границ в обеспечении своей воспроизводственной целостности. Определяется, что оно реализуется по двум основным направлениям:

— внутрифирменное стратегическое маркетинговое управление, предполагающее перепроектирование организационных процессов для повышения гибкости судостроительных заводов;

— применение интеграционных стратегий развития, основная роль в которых принадлежит инициации предприятиями отрасли и связанными с ними структурами создания финансово-промышленных групп, обладающих большим стратегическим потенциалом.

Государственная политика развития отрасли представляется как основа гарантированной самонастройки отдельных предприятий в устойчивом и эффективном развитии. Важное значение имеет законодательное регулирование, предполагающее адекватную поддержку государством национального судостроения. В системе управления развитием судостроения основой применения программно-целевого управления, которое следует осуществлять либо на уровне отрасли, либо на уровне интегрированных структур, становится долгосрочный цикл индикативного (направляющего) государственного планирования.

В целом в данной работе разрабатывается комплексный подход непротиворечивого сочетания систем рыночной самоорганизации производственных систем микрои мезоуровней и самоорганизации, основанной на установлении структурных взаимосвязей в функционировании крупных мезоэкономнческнх производственных систем, объединенных отраслевыми особенностями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена 27 июля 2001 г. Президентом РФ) // Судостроение. 2002. № 1. С. 9−11.
  2. Положение о Российском агентстве по судостроению (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1418) // Судостроение. 2000. № 1. С. 68−71.
  3. Постановление Правительства РФ «О концепции инновационной политики РФ на 1998−2000 годы» // Российская газета. 1998. 19 августа.
  4. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства ФС РФ, 1995. 8749. № 49.
  5. ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2002−2010 годы» // http://www.programs-gov.ru/
  6. Л.И. Избранные труды: в 4-х тт. Т.1: Политическая экономия. М.: Экономика, 2000.
  7. С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: Магистр, 1998. 320 с.
  8. А. Г. Научно-технический прогресс и ускорение социально-экономического развития. М.: Экономика, 1985. 66 с.
  9. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990. 216 с.
  10. В. JI. Российское судостроение в условиях рынка // Судостроение. 2001. № 4. С. 27.
  11. Н. В. Эффективные пропорции управления и самоорганизации в экономике: Автореф. дис.. д-ра экон. наук / ИГЭА- науч. рук. В. И. Самаруха. Иркутск, 1999. 33 с.
  12. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Издательство «Питер», 1999.416 с.
  13. В. И., Свирский Я. И. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. 1993. № 3.
  14. С. А. Экономическая политика и модели экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4. С. 40−47.
  15. А.С., Гольц Г. А. Критические пороги социальных систем // Общественные науки и современность. 1992. № 1.
  16. Г. JT. и др. Маркетинг: Учеб. для вузов / Под общ. ред. Г. JI. Багиева. М.: Экономика, 1999. 701 с.
  17. К. А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Новое в методологии управления крупными научно-техническими программами в современной экономике / Препринт. М.: ЦЭМИ РАН, 1998. 68 с.
  18. JI. Социализм, капитализм, трансформация: Очерки на рубеже эпох: Пер. с польск. М.: Наука: Изд-во УРАО, 1999.
  19. Ю. В. Методика оценки конкурентоспособности судов на мировом рынке // Экономика судостроительной промышленности, 1987, вып. 4 (80). С. 133−142.
  20. А. Как возродить былую славу. Флот «ЛУКОЙЛа"продолжает пополняться современными судами // Нефть России. 1998. № 10−11.С. 61−63.
  21. Р. Политическая экономия: В 2-х тт. Т.1. Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1995.
  22. JI. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодн., 1969. М.: Наука, 1969.
  23. И. В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 448.
  24. И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем // Системные исследования: Ежегодн., 1969. М.: Наука, 1969.
  25. А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. Кн. 1.М.: Экономика, 1989.
  26. О. Т. Реформы в зеркале международных сравнений. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. 159 с.
  27. JI. Б. Экономические модели в судостроительном производстве. Л.: Судостроение, 1984.
  28. . Е. Принцип избирательности в когнитивных системах // Общественные науки и современность. 1993. № 5.
  29. В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под ред. Н. Н. Ливенцева. М.: Финансы и статистика, 1996. 160 с.
  30. В. В. Антимонопольное регулирование региональной экономики: проблемы и решения. Волгоград: Перемена, 1999. 32 с.
  31. В. Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7. С. 28−37.
  32. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  33. Н. Кибернетика и общество. М.: Советское радио, 1958.
  34. В. А. Приватизация: опыт Франции на фонеглобальных тенденций // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 10. С. 24−39.
  35. Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур // Российский экономический журнал. 1997. № 1.С. 35−44.
  36. С. Ю. Национальная экономика и Ф.Лист // Вопросы экономики. 1992. № 2.
  37. О. С. Стратегическое управление: Учеб. М.: Изд-во МГУ, 1995. 252 с.
  38. Е. Транспорт и проблемы национальной экономики // Экономист. 2002. №.10. С. 32−37.
  39. С. Г. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность. 1994. № 2.
  40. Д. М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 332 с.
  41. Д.М. Теоретико-методологические основания системных исследований и разработка проблем глобального развития // Системные исследования: Методол. пробл.: Ежегодн., 1982. М.: Наука, 1982.
  42. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х тт. т. 1. М.: Мысль, 1970.
  43. С. Ю. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики // Российский экономический журнал. 2001. № 3. С.76−85. № 4.С. 101−106.
  44. С. Ю. Управление развитием фактор устойчивогоэкономического роста // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 4. С. 26−31.
  45. С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного управления. М.: Наука, 1992. 208 с.
  46. А. В. Реформирование экономики и фактор качества (к методологии вопроса) // Стандарты и качество. 1997. № 4. С. 5−15.
  47. М. М.Современная политэкономия. Что век грядущий нам готовит? М.: Эдиториал УРСС, 1998. 152 с.
  48. Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. 222 с.
  49. С. А., Догадин А. В., Кораблёв А. В., Соколов В. Ф. Организационно-технологические пути снижения накладных расходов на постройку судов // Судостроение. 1999. № 1. С. 44−48.
  50. Е. А. и др. Мировое судостроение: Состояние и перспективы // Морской журнал. 1998. № 4. С. 18−25.
  51. JI. Г. Культурно-историческая целостность национально-государственного хозяйства // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 1. С. 81−89.
  52. Государство в переходной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 2. С. 20−31.
  53. JI. На российские верфи возвращаются заказчики // Морской флот. 2003. № 3. С. 20−23.
  54. В.Я. Институциональная парадигма в политической экономии: На примере Франции. М.: Наука, 1999.
  55. В.П. Рыночные институты и трансформация российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 7. С. 50−64.
  56. В. Т. Программное планирование и пути развития отечественного судостроения // Судостроение. 1994. № 8−9. С. 53−61.
  57. М., Херрманн А. Ориентация на клиента // Проблемытеории и практики управления. 1999. № 2.С. 96−101.
  58. С. Н. Возрождение национального торгового флота // Судостроение. 1993. № 11−12. С. 8−12.
  59. С. Н. Морской флот Российской Федерации: ретроспектива, состояние, перспектива, проблемы // Развитие морского судоходства: Сборник научн. трудов ЦНИИМФа. Спб., 2001. 209 с.
  60. Э. П. Создание ФПГ в России // Вестник МГУ. Серия 6: Экономика. 1994. № 4. С. 3−9.
  61. А. В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. 368 с.
  62. JI., Евстигнеев Р. От стандартной экономической теории к экономической синергетике // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 24−39.
  63. П.С. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность // Маркетинг. 1996. № 4. С. 18−30.
  64. JI. Национальные экономические системы в глобальных процессах // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № П.С. 17−24.
  65. В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Некоторые институциональные аспекты анализа эволюционных проблем российского рынка // Экономическая наука современной России. 2000. № 2. С. 22−34.
  66. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000.
  67. Инструкция по планированию и учету производства продукции на судостроительных объединениях (предприятиях). 299 031−81-И-82.1. Л.: ЦНИИ «Румб», 1982.
  68. О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: (Методологические и методические проблемы формирования). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 96 с.
  69. О. В., Лебедева Н. Н. Институциональная теория современной России: Достижения и задачи развития: Препринт # WR/2001/12. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.
  70. История отечественного судостроения. В пяти томах. / Под ред. акад. И. Д. Спасского. Т. 5. СПб.: Судостроение, 1996.
  71. Т. Интеграция маркетинга и стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6. С. 106−111.
  72. . Деловая стратегия. Пер. с англ. М.: Экономика, 1992.239 с.
  73. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  74. Дж. Общая теория процента, занятости и денег // Антология экономической классики. Т. 2. М.: Эконов, 1993. 496 с.
  75. И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. М.: Юнити-Дана, 2001. 239 с.
  76. Г. Б. Управление корпоративным предприятием в переходной экономике // Вопросы экономики. 1999. № 8.
  77. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997. 288 с.
  78. Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10. С. 47−69.
  79. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Советское радио, 1979. 279 с.
  80. А. Рычаги управления прогрессом // Нефть России. 1997. № 11. С. 46−48.
  81. Н. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. 523 с.
  82. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом прстранстве. Доклад по материалам Ученого совета ИМЭМО РАН 20 ноября 2000 г. М., 2001.
  83. Я. Системная парадигма // Общество и экономика. 1999. № 3−4.
  84. В.Н. Изменяющиеся системы. М.: Наука, 1993.
  85. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М. гПрогресс, 1990.736 с.
  86. Р. Фирма, рынок и право. Пер. с англ. М.: Дело, Catallaxy, 1993. 192 с.
  87. Краткий очерк тенденций мирового флота к 2000 году // Судоходство. 1998. № 12. 17−20.
  88. Я. А. Очерки социально-экономического развития XX века. М.: Наука, 1992.
  89. Я. А. Планомерность и механизм действия экономических законов социализма. М.: Наука, 1988. 384 с.
  90. А. Н. Мои воспоминания. 7-е изд. JI.: Судостроение, 1979.
  91. В. Вопросы развития маркетинговых систем // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.С. 113−118.
  92. С. П., Князева Е. Н. Разве вся природа не одушевлена? //Мост. 2000. № 11
  93. С. Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1989. 216 с.
  94. Э. Рождение слова-науки— эпохи//Полис. 1993. № 12.
  95. Н. Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 326 с.
  96. Ю. Г., Плахотников В. П. Государственное субсидирование судостроения за рубежом // Судостроение. 1994. № 2−3. С. 33−38.
  97. С. И. Дума обсуждает положение дел в российском судостроении // Морской журнал. 1998. № 4. С. 14−16.
  98. С. И. О необходимости государственной поддержки российского судостроения // Судостроение. 1999. № 2. С. 46−51.
  99. С. И., Кузьмина Л. А. Прогноз конъюнктуры мирового рынка транспортных судов // Судостроение. 1993. № 11−12. С. 38−45.
  100. С. И., Чугунов В. В. Мировое судостроение: современное состояние и перспективы развития. СПб.: Судостроение, 2001. 312.
  101. О. А. Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. 342 с.
  102. Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки / Отд-ние экон. РАН. М.: Экономика, 1999. 79 с.
  103. Д. С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 512 с.
  104. В. И. Эволюционная макроэкономика и неравновесные процессы // Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000. С. 15−30.
  105. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. И. Романова. М.: Банки и биржи, Юнити, 1996. 560 с.
  106. К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13.М.: Госполитиздат, 1959. С. 1−167.
  107. А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1983.
  108. С. А., Касилов В. П. Стратегический маркетинг на российском предприятии // ЭКО. 1999. № 10. С. 71−75.
  109. Материалы Всероссийского совещания о повышенииэффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса РФ и перспективах отечественного судостроения. М.: Изд-во ВНИРО, 1999. 113 с.
  110. May В. Посткоммунизм. Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Вопросы экономики. 2002. № 7. С.4−25.
  111. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2001. 516 с.
  112. К. Экономика организаций. Пер. с франц. М.: Инфра-М, 1996. 160 с.
  113. Д. И. Проблемы экономического развития России. М.: Наука, 1960.616 с.
  114. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.
  115. . 3. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980. 376 с.
  116. . Исполнительная власть: принципы организации и управления // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 94−108.
  117. Мировая экономика: тенденции 90-х годов.М.: Наука, 1999. 304 с.
  118. Т. Японские организационные формы в западной экономике // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2. С. 101−106.
  119. А. «Круги ада» вокруг рентабельности отечественного судостроения // Судоходство. 1998. № 12. С. 41−47.
  120. В. Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Экономика, 1999.
  121. Н. Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. 480 с.
  122. А. А. Становление отечественного гражданского судостроения // Судостроение. 1993. № 11- 12. С. 62−65.
  123. А. Д. Очерки по экономике посткоммунизма / Институт международных экономических и политических исследований. М.: ЦИСН Миннауки России, 1996. 340 с.
  124. Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. 474 с.
  125. А. Н. Возможен ли синтез эволюционной экономики и «мэйнстрима» // Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000. С. 55−61.
  126. А. Н. Современное состояние и проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  127. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 6−17.
  128. В. Основные принципы экономической политики: Пер с нем. М.: Прогресс, 1995.496 с.
  129. В. Основы национальной экономии: Пер. с нем. М.: Экономика, 1996.351 с.
  130. Организация процессов управления / Под ред. Г. X. Попова. М.: Экономика, 1975. 279 с.
  131. Ю. М. Опыт философии хозяйства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 382 с.
  132. Основы технологии судостроения: Учебник / Под общ. ред. В. Ф. Соколова. СПб: Судостроение, 1995. 400 с.
  133. А. Б., Чепраков С. В., Дубинин С. К. и др. США: государство и рынок. М.: Наука, 1991.
  134. В. М., Орлов О. П., Логачев С. И. Программа возрождения российского флота // Судостроение. 1993. № 11−12. С. 4−7.
  135. Пен А. В. Программное планирование в условиях глубокого экономического кризиса // Вторая международная конференция по судостроению. Труды. 24−26 ноября 1998 г. Секция А. Т.1. СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, 1998. С. 137−144.
  136. В. П. Анализ целевой программы как динамической системы // Экономика и математические методы, т. 34, вып. 1. С. 78−84.
  137. С. Б. Концепция «минимализма» в управлении производством и реструктуризация российских предприятий / Препринт. М.: ЦЭМИ РАН, 1997, 26 с.
  138. Р. М., Постнова Л. С. Экономика судостроительнойпромышленности: Учеб. пособие. JI.: Судостроение, 1984. 328 с.
  139. А. И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 2001. 464 с.
  140. Г. В. О материалистическом понимании истории. М.: ОГИЗ. Госполитиздат, 1948. 44 с.
  141. В.М. На пути к новой теории реформ // Экономическая наука современной России. 1999.№ 3.
  142. Г. X. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1974. 318 с.
  143. И., Стенгерс И. Порядок их хаоса. М.: Прогресс, 1986.
  144. Проблемы планирования и управления: опыт системных исследований / Под ред. Е. П. Голубкова, А. М. Жандарова. М.: Экономика, 1987. 208 с.
  145. Развитие морского судоходства: Сборник научных трудов ЦНИИМФа. СПб., 2001. 209 с.
  146. Развитие национального флота России, поддержка отечественного судостроения // Судостроение. 2002. № 4. С. 70−72.
  147. . А., Лазовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2002. 480 с.
  148. В.О. Институциональные факторы реформирования российской экономики // Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.:Наука, 2000.
  149. Д. К. Управление промышленностью в России. Автономное государство и экономическое развитие // Отечественная история. 1995. № 1. С. 119−134.
  150. Г. И. Синергетика и принцип самодвижения материи // Вопросы философии. 1984. № 8.
  151. В. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX—XX вв.ек. СПб.: Наука, 1998. 796 с.
  152. Ю. Н., Портной А. С. Перспективы освоения морских нефтегазовых месторождений России // Судостроение. 1998. № 2. С. 8−13.
  153. Системный анализ в экономике и организации производства: Учеб. Для вузов / Под общ. ред. С. А. Валцева, В. Н. Волковой. J1.: Политехника, 1991. 398 с.
  154. В. П. Постановка задач экономического обоснования судов. JL: Судостроение, 1987. 164 с.
  155. В. JI. Теоретические вопросы институционального проектирования // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  156. В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организаций предвестники эры реинжиниринга // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4. С. 67−72.
  157. . Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности: Пер. с англ. СПб.: Экон. школа, 1996.
  158. В., Хакунов Т. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием // Маркетинг. 1999. № 3. С. 17−22.
  159. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. М.: РОССПЭН, 1998.
  160. И. Синергические связи как новая модель организации производства // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.
  161. Р. А. Производственный менеджмент: Учеб. для вузов. М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. 447 с.
  162. Н. Россия: уроки прошлого и лики будущего.
  163. М.: Экономика, 2001. 490 с.
  164. М. Морской транспорт и национальная безопасность России //Морской флот. 2001. № 3. С. 10−13.
  165. Н. В. Три удара правительства, которые разрушили судостроение // Судоходство. 1999. № 3. С. 20−22.
  166. Э. Теория монополистической конкуренции. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 468 с.
  167. М. Н., Беляничев В. С. Проектные разработки ЦКБ «Шельф» // Судостроение. 1993. № 11−12. С. 26−27.
  168. Д. Концепция программы развития судостроения Украины // Судоходство. 1998. № 3. С. 36−40.
  169. Г. П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М.: РОССПЭН, 2002. 416с.
  170. Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975. 191 с.
  171. В. М. Состояние и перспективы развития Россудостроения // Судостроение. 2003. № 2. С. 54−57.
  172. С. Глобализация, модернизация или интернализация? // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4.
  173. И. Теория экономического развития. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  174. И.Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. М.: РОССПЭН, 1997.
  175. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. 335 с. экономического развития. М.: Экономика, 1985. 66 с.
  176. К. Возможности и пределы рынка как механизм распределения ресурсов // THESIS. Вып. 2. Весна 1993. Т. 1.
  177. А. Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис, 1996. 272 с.
  178. Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
  179. А. И. Организация и управление в сложных системах. Проблема моделирования науки // Системные исследования: Методол. пробл.: Ежегодник, 1986. М.: Наука, 1987. С. 377−387.
  180. И. И. Свободная торговля и покровительственная система // Янжул И. И. Между делом: Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1904. С. 357−388.
  181. Dutch Maritime Industry: The concentration trend is likely to carry on // Schff&Hafen. 2000. № 11. P. 43−46.
  182. Einschatzung des polnischen Schiffsneubaus // Hansa. 1998. Nr. 4. S. 20−24.
  183. Russian shipbuilding: Upward trend in national exports // Schiff&Hafen. 2001. № 9. P. 21−28.
  184. Schiffbau in Mecklenburg-Vorpommern — Erfolg mit der zweiten Privatisierung // Hansa. 1998. Nr. 2. S. 30−36.
  185. Schottelndreyer W. Feste Tendenzen in Schiffbau werden durch politische Unsicherheiten bedroht// Schff&Hafen. 1999. Nr. 1. S. 27−29.
  186. F. 1999 bleibt die See rauh // Schff&Hafen. 1999. Nr. 1. S. 33−34.
  187. Stewen H. Masa-Yards aiming for new orders // Navigator. 2001. № 5. P. 26−29.
Заполнить форму текущей работой