Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институт конституционного контроля в Республике Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Н. Кудрявцев, О. Е. Кутафин, Л. В. Лазарев, В. В. Лазарев, В. О. Лучин, В. В. Маклаков, Г. В. Мальцев, Т. Г. Морщакова, М. А. Митюков, Н. А. Михалева, В. С. Нерсесянц, Ж. КОвсепян, Б. А. Страшун, О. И. Тиунов, Б. Н. Топорнин, ВЛ. Туманов, Т. Я. Хабриева, Н. Ю. Хаманева, В. Е. Чиркин, Ю. Л. Шульженко, Б. С. Эбзеев, Ю. А. Юдин и др. Заметим, что в последние годы вышли работы, в которых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Роль конституционного контроля в правовой охране Основного закона Республики Дагестан
    • 1. Понятие конституционного контроля
    • 2. Становление института конституционного контроля в Дагестане
    • 3. Проблемы конституционного контроля в Основном законе Республики Дагестан 1994 года
  • ГЛАВА II. Конституционный суд — важнейший орган в сфере конституционного контроля в Республике Дагестан
    • 1. Юридическая природа Конституционного суда
  • Республики Дагестан и его организация
    • 2. Правовой статус судей Конституционного суда РД
    • 3. Компетенция Конституционного суда РД
    • 4. Конституционное судопроизводство

Институт конституционного контроля в Республике Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конституционный контрольэто сравнительно новый институт для нашей страны. Его реальное возникновение относится к концу 80-х — началу 90-х годов прошлого столетия, к периоду глобальных реформ в жизни российского общества. В социально-политической сфере они связаны прежде всего с созданием демократического правового федеративного государства, с воплощением на практике принципа разделения властей. Без конституционного контроля — важнейшего способа правовой защиты Основного закона — решить эти наисложнейшие задачи невозможно. Заметим, что становление данного института происходило и происходит в условиях сложной ситуации в стране. В принципе процесс его формирования в основном уже завершен на федеральном уровне. Это связано в первую очередь с созданием и успешным функционированием уже более десяти лет Конституционного суда РФ — основного механизма конституционного контроля в современных условиях. Он на практике доказал свою жизнеспособность.

Определенные процессы происходят в субъектах РФ, в Дагестане в частности. В теории и на практике здесь предлагаются разнообразные решения. Сегодня в субъектах функционируют самые различные системы органов конституционного контроля, которые известны мировой практике. Естественно, что есть как положительные, так и отрицательные моменты. Следует констатировать, что в настоящее время процесс формирования, стабилизации института конституционного контроля в субъектах РФ еще не завершен. Все это свидетельствует об актуальности избранной темы исследования. Она обусловлена прежде всего необходимостью разработки проблем, связанных с возникновением, функционированием и совершенствованием организации и деятельности конституционного контроля как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, поиском более оптимальной, эффективной его модели в Дагестане, которая в наибольшей степени отвечала бы современным социально-экономическим, политическим условиям, специфике данной республики. Большое значение здесь приобретает и четкое определение конкретных полномочий каждого органа, осуществляющего конституционный контроль. Это также одно из важнейших условий реальности и эффективности правовой охраны Основного закона.

Степень разработки проблемы. Следует отметить, что в социалистический период проблеме конституционного контроля уделялось мало внимания. Долгое время рассматривались в общем плане лишь вопросы функционирования, организации данного института в зарубежных странах. При этом преобладал критический подход. Позитивные тенденции прослеживаются лишь с конца 60-х годов. Стали исследоваться отдельные вопросы, связанные с функционированием конституционного контроля в СССР, более позитивной стала оценка зарубежного опыта в данной области. Это нашло свое отражение в разделах монографий, учебниках, статьях таких ученых-государствоведов, как Л. М. Гудошников, Ю. П. Еременко, Д. Л. Златопольский, И. П. Ильинский, И. Н. Кузнецов, М. А. Нудель, М. А. Шафир, В. В. Щетинин, Л. М. Энтин и др. Ряд вопросов, связанных с функционированием института конституционного контроля в Дагестане, рассматривался в трудах М. А. Казанбиева, А. Л. Летифова, А. М. Халилова, Ш. Б. Магомедова и др.

Существенные изменения произошли во второй половине 80-х годов. Проблемы конституционного контроля теперь занимают одно из центральных мест в правовой науке нашей страны. Большую роль здесь сыграл тот факт, что этот институт вошел в отечественную практику. За последние 15 лет было издано значительное количество трудов по проблемам конституционного контроля. В данном контексте следует назвать таких ученых-государствоведов, как С. А. Авакьян, С. С. Алексеев, М. А. Баглай, А. А. Белкин, С. В. Боботов, Н. В. Витрук, О. А. Жидков, Б. С. Крылов, В. А. Кряжков,.

В.Н.Кудрявцев, О. Е. Кутафин, Л. В. Лазарев, В. В. Лазарев, В. О. Лучин, В. В. Маклаков, Г. В. Мальцев, Т. Г. Морщакова, М. А. Митюков, Н. А. Михалева, В. С. Нерсесянц, Ж. КОвсепян, Б. А. Страшун, О. И. Тиунов, Б. Н. Топорнин, ВЛ. Туманов, Т. Я. Хабриева, Н. Ю. Хаманева, В. Е. Чиркин, Ю. Л. Шульженко, Б. С. Эбзеев, Ю. А. Юдин и др. Заметим, что в последние годы вышли работы, в которых рассматривается ряд вопросов, связанных с отдельными механизмами института конституционного контроля в Республике Дагестан. Это, например, труды А. М. Халилова, Ш. Б. Магомедова. Однако до сегодняшнего дня не проводилось комплексного, всестороннего исследования развития института конституционного контроля, практики его функционирования в РД.

Цель и задачи исследования

В работе сделана попытка провести комплексное исследование возникновения и развития института конституционного контроля в Республике Дагестан, показать его роль в современных условиях как одного из важнейших факторов проведения демократических реформ в нашей стране, предложить ряд практических рекомендаций, направленных на создание более эффективной модели конституционного контроля, которая в наибольшей степени отвечала бы реальной действительности, своеобразию РД. Предмет исследования — институт конституционного контроля в Дагестане, теория и практика, накопленная в России, ее субъектах, в ряде зарубежных государств в области правовой охраны Основного закона.

Методологические основы исследования. Конституционный контроль — сложный, неоднородный в методологическом плане институт. Его исследование не может быть проведено с помощью методов одной из общественных наук. В связи с этим методологической основой настоящего исследования является целый комплекс научных методов познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системный подходы, методы логического и структурного анализа.

Научная новизна исследования, положения и выводы, выносимые на защиту.

1. Это — первое комплексное исследование возникновения, развития, нынешнего состояния института конституционного контроля в Республике Дагестан, организация деятельности его основного механизма — Конституционного суда РД. Выявлены и охарактеризованы важнейшие особенности конституционного контроля в Дагестане по сравнению с федеральным уровнем и субъектами РФ.

2. В научной литературе остается спорным вопрос о понятии термина «конституционный контроль». Высказываются различные точки зрения. Основываясь на них, мы предлагаем следующее определение конституционного контроля в Дагестане. Это — деятельность компетентных государственных органов республики по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствия нормативных актов Конституции Дагестана, в ходе которой данные органы правомочны отменять обнаруженные несоответствия.

3. В работе сделан анализ истории становления и развития института конституционного контроля в Дагестане. Он напрямую связан с основными законами, которые принимались в республике. В связи с этим в диссертации предлагается следующая периодизация становления и развития данного института:

I этап — 1921;1927 гг. — принятие Конституции ДАССР в 1927 г., что было связано главным образом с созданием Союза ССР. В этот период закреплялась парламентская форма конституционного контроля, в основе которой лежал принцип сосредоточения всей полноты власти, включая конституционный контроль, в руках верховного народного представительства. Данная форма просуществовала в Дагестане до конца 80-х годов прошлого столетия.

II этап — 1927;1937 гг. — функционирование конституционного контроля на этапе перехода от капитализма к социализму, создание основ социализма. Этот период характеризуется широким применением данного института на практике.

III этап — 1937;1978 гг. — функционирование конституционного контроля на этапе завершения строительства основ социализма и перехода к этапу зрелого социализма. Усиление роли Президиума Верховного Совета ДАССР в сфере правовой охраны Основного закона. Ослабление практики применения конституционного контроля в целом.

IV этап — 1978;1985 гг. — конституционный контроль в период так называемого «зрелого социализма». Характерно формальное действие данного института, фактическое отсутствие практики в данной области.

V этап — 1985;1994 гг. — последовательный переход к новому демократическому пути развития, от парламентского к специализированному конституционному контролю, создание Конституционного суда РД.

VI этап — 1994;2002 гг. — формирование и функционирование новой системы конституционного контроля, основная роль в которой отведена Конституционному суду РД.

4. С учетом имеющихся в правовой научной литературе точек зрения предлагается следующая классификация полномочий Конституционного суда Республики Дагестан: контроль за соответствием Конституции РД иных правовых актовразрешение споров о компетенциизащита конституционных прав и свобод граждантолкование Конституции РДзащита Основного закона РД от нарушения его высшими должностными лицами республикиполномочия, связанные с правотворческой сферойиные полномочия, которые предоставлены Конституционному суду РД законами республики.

5. Спорным остается вопрос о стадиях конституционного судопроизводства. В связи с этим мы выскажем свою позицию. По нашему мнению, можно выделить следующие стадии конституционного судопроизводства в Республике Дагестан: внесение вопроса к рассмотрению Конституционным судомпринятие обращения к рассмотрениюпредварительное изучение вопросаназначение и подготовка заседания по делурассмотрение дела в судебном заседаниивынесение итогового решения по делу.

6. Нами проведен комплексный анализ практики деятельности, постановлений Конституционного суда РД. Он свидетельствует о том, что этот орган играет активную роль в деле защиты Основного закона Республики. Важно отметить и тот факт, что существует оперативное реагирование на постановления Конституционного суда РД. Органы государственной власти принимают необходимые меры по приведению нормативных актов в соответствие с Конституцией РД.

7. В работе предлагаются конкретные практические рекомендации по совершенствованию законодательства для повышения эффективности конституционного контроля и правовой охраны Конституции РД: включение в Закон о Конституционном суде РД особых разделов, касающихся рассмотрения конкретных категорий дел, например, по таким вопросам, как споры о компетенции, жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан, толкование Конституции и т. д. (так сделано на федеральном уровне, в ряде субъектов РФ) — подготовка и приятие специального закона, регулирующего вопросы ответственности за невыполнение решений Конституционного суда РДчеткое закрепление в Основном законе РД статуса прокуратуры при определении прежде всего ее полномочий, особенно в сфере конституционного надзора.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования в дальнейшем могут быть использованы для разработки различного рода проблем конституционного правапри подготовке правовых актов, направленных на совершенствование организации и деятельности органов конституционного контроля. Теоретические положения проведенного исследования могут быть применены в качестве дополнительных научных материалов в учебном процессе при изучении курсов «Конституционное право России» и «Конституционное право Республики Дагестан» .

Апробация результатов исследования. Важнейшие положения диссертационного исследования, его выводы нашли отражение в научных публикациях автора. Они использовались при чтении лекций по конституционному праву России, конституционному праву Республики Дагестан, проведении соответствующих семинарских занятий, а также при чтении спецкурса «Конституционное правосудие». Большинство положений, выводов диссертанта прошли апробацию на научных заседаниях, семинарах, конференциях.

Структура диссертации и ее объем. Структура диссертация обусловлена характером исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Проводимые в РФ реформы, направленные на построение демократи ческого правового федеративного государства, стали началом создания в субъектах России института конституционного контроля. Сегодня здесь функционируют самые различные его системы. Вместе с тем до настоящего времени процесс формирования института конституционного контроля в субъектах РФ еще не завершен. Обратим внимание на одну особенность. Создание данного института в субъектах Российской Федерации проходило по их собственной инициативе. С принятием действующей Конституции РФ 1993 года, с введением в действие с 1 января 1997 г. Федерального консти туционного закона «О судебной системе Российской Федерации» появилась возможность легитимности деятельности конституционных судов субъектов В Республике Дагестан система органов конституционного контроля была образована в конце 1991 г. Она сочетает в себе черты как парламент ского контроля, так и контроля специализированного органа. Основная роль здесь отводилась Конституционному суду, создание которого было продик товано реальной необходимостью эффективного конституционного контро ля за деятельностью органов государственной власти и местного само управления в целях неукоснительного соблюдения ими норм Основного за кона, защиты прав и свобод человека и гражданина. За одиннадцать лет сво ей деятельности этот орган стал реальной контрольной властью. Сегодня конституционные (уставные) суды представляют собой обеспечивающие верховенство и высшую юридическую силу Конституции Республики Даге стан судебные органы конституционного контроля, которые самостоятельно и независимо осуществляют правосудие посредством конституционного су допроизводства. Их образование, функционирование способствует демократизации российского общества и реформированию конституционной моде ли федерализма в нашей стране. Вместе с тем в сложившейся ситуации по законодательному обеспе чению и практическому формированию конституционного правосудия в субъектах следует отметить, что становление конституционной юстиции субъектов России весьма осложнено неопределенностью в действующих на федеральном и региональном уровнях конституционных предписаниях, ус танавливающих статус субъектов РФ и противоречия в нормативно правовой базе, касающиеся проблем судопроизводства. Конституционная юстиция в Российской Федерации до сегодняшнего дня не обладает систем ностью, что и показано в данной работе на примере Республики Дагестан. Конституционный суд РД имеет достаточно слабые правовые и иные связи с Конституционным судом Российской Федерации и другими судами. Вме сте с тем, как справедливо отмечает Н. В. Витрук, «углубление и расшире ние сотрудничества конституционных судов — залог успеха в осуществле нии ими конституционного контроля во имя утверждения прав и свобод че ловека и гражданина, демократизации, мира, стабильности и прогресса в общеевропейском и мировом пространстве» Здесь есть и вина федерального законодателя. В частности, Федераль ный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» не определил четкую модель системы конституционной юстиции в Россий ской Федерации, в Конституции РФ отсутствуют указания на допустимость создания органов конституционной юстиции в субъектах России, существу ет неопределенность в вопросе о разграничении компетенции между Кон ституционным судом РФ и конституционными (уставными) судами субъек V тов РФ, что, в свою очередь, порождает ряд проблем, связанных с установ лением объектов конституционного контроля, разграничением компетенции «' Витрук Н. В. Конституционное правосудие в России (1991;2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001. 504. между судами общей юрисдикции и конституционными (уставными) суда ми. Правда, в этом направлении уже сделан ряд позитивных шагов, в числе которых — подготовка проекта модельного закона о конституционном (ус тавном) суде субъекта РФ. В целях совершенствования механизма исполнения федеральными ор ганами государственной власти, органами государственной власти субъек тов решений Конституционного суда РФ и конституционных (уставньк) су дов субъектов России, совершенствования законодательства по повышению эффективности правовой охраны Конституции Республики Дагестан пред лагаем следующее:

1) законодательным (представительным) органам субъектов России систематически рассматривать вопрос о совершенствовании механизма ис полнения решений конституционных (уставных) судов РФ;

2) практиковать обращения Конституционного суда РФ и конститу ционных (уставных) судов субъектов России к Федеральному собранию и законодательным (представительным) органам субъектов РФ о состоянии конституционной законности, акцентируя внимание на исполнение решений Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации;

3) доработать принятые законы о конституционных (уставных) судах в субъектах с учетом имеющегося российского и мирового опыта в сфере правовой охраны основных законов;

4) включить в Закон о Конституционном суде РД особые разделы, касающиеся рассмотрения конкретных категорий дел, например, по таким вопросам, как споры о компетенции, жалобы на нарушения конституцион ных прав и свобод граждан, толкование Основного закона и т. д. (как это сделано на федеральном уровне);

5) подготовить и принять специальный закон, регулирующий вопро сы ответственности за невыполнение решений Конституционного суда РД;

6) четко закрепить в Конституции РД статус прокуратуры и опреде лить прежде всего ее полномочия, в особенности в сфере конституционного надзора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательство, сборники законодательных актов
  2. Конституция Республики Дагестан. Махачкала, 1999.
  3. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Дагестанской ССР: Закон ДАССР от 3 ноября 1989 г. // Дагестанская правда. 13 ноября. 1989.
  4. О конституционном надзоре в Дагестанской АССР: Закон ДАССР от 25 июля 1990 г. // Дагестанская правда. 1 августа. 1990.
  5. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Дагестанской ССР: Закон ДССР от 17 сентября 1991 г. // Текущий архив Верховного Совета ДССР. 1991.
  6. О Конституционном суде Дагестанской ССР: Закон ДССР от 18 декабря 1991 г. Махачкала, 1991.
  7. О выборах депутатов Народного собрания Республики Дагестан: Закон РД. Махачкала, 1999.
  8. О Государственном совете Республики Дагестан: Закон РД от 16 августа 1994 г. Махачкала, 1994.
  9. О Конституционном суде Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 25 апреля 1996 г. Махачкала, 1996.
  10. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан «О Конституционном суде Республики Дагестан»: Закон РД от 25 сентября 2000 г. // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2000. № 9. Ст. 695- Дагестанская правда. 8 октября. 2000.
  11. О местном самоуправлении в Республике Дагестан: Закон РД 1996 г. // СЗ РД. 1996. № 5. Ст. 220.
  12. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Дагестан: Закон РД от 20 сентября 2000 г. // Дагестанская правда. 30 сентября. 2000.
  13. Регламент Народного собрания Республики Дагестан. Махачкала, 1996.
  14. Постановления Конституционного суда Республики Дагестан. Архивные материалы Конституционного суда РД за период с 1990 по 2001 гг.
  15. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  16. О Конституционном суде РСФСР: Закон РСФСР 1991 г. // ВСНВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1017.
  17. О Конституционном суде Российской Федерации: Федеральный ^ конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ в ред. Федерального конституционного закона от 8 февраля 2001 г. № 1-ФКЗ.
  18. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. 18.0 конституционном надзоре в СССР: Закон СССР 1989 г. // ВСНВС СССР. 1989. № 29. Ст. 572.
  19. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.
  20. Конституции зарубежных стран: Сборник. М., 2000.
  21. КНР. Конституция и законодательные акты. М., 1984.
  22. Конституции зарубежных социалистических стран / Отв. ред. В. А. Дурденевский. М., 1956.
  23. Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып.1. V М., 1995- Вып.2.1996.
  24. Конституционный суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992−1996 / Сост. и отв. ред. Т. Г. Морщакова. М., 1997.
  25. Конституционный суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992−1999 / Сост. и отв. ред. Т. Г. Морщакова. М., 1997.
  26. Конституционный суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 2000 / Сост. и отв. ред. Т. Г. Морщакова. М., 2001.
  27. Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии: Сборник нормативных актов / Сост. В. К. Боброва, М. А. Митюков, А. А. Подавалов. М., 1998.
  28. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации: Сборник нормативных актов / Сост. М. А. Митюков, А. А. Подавалова. М., 1997.
  29. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Конституции (основные законы) автономных республик, входящих в состав РСФСР. М., 1979.
  30. Новые конституции стран СНГ и Балтии. М., 1997.
  31. Современные зарубежные конституции: Сборник документов. М., 1996.
  32. Социалистическая Республика Вьетнам. Конституция и законодательные акты. М., 1988.
  33. Съезды советов РСФСР и автономных республик РСФСР: Сборник документов. 1917−1922 гг. Т.1. М., 1959.
  34. Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик: Сборник документов. 1923−1937 гг. Т.4. 4.1. М., 1962.
  35. А. Конституция России, природа, эволюция, современность. М., 1997.
  36. М.Г. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.
  37. В.И. Прокурорский надзор. М., 1996.
  38. А.А. Конституционная охрана. Три направления российской идеологии и практики. СПб, 1995.
  39. СВ. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). V М., 1994.
  40. А.Д. Третья власть в России. М., 1997.
  41. Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. — М., 1998.
  42. Н.В. Конституционное правосудие в России (1991−2001 гг.). Очерки теории и практики. М., 2001.
  43. Государственное право Германии. T. I, II. М., 1994.
  44. О.П., Сурков Д. Л. Правовые основы организации и деятельности Уставного суда субъекта Российской Федерации. Иркутск, 1998.
  45. И.П., Страшун Б. А., Ястребов В. И. Конституционное право зарубежных социалистических стран. М., 1985.
  46. М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970.
  47. М.И. Очерки российского судоустройства. Проблемы настоящего и будущего. Новосибирск, 1998.
  48. Козлова Е. И, Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1995.
  49. Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999.
  50. В.В., Магомедов Ш. Б. Глава государства, региона Российской Федерации. М., 1999.
  51. Комментарий к Конституции Российской Федерации. (Подготовлен Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ). М., 1994.
  52. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996.
  53. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1−2. Общая часть / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1996.
  54. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1999.
  55. Конституционный строй России. М, 1992.
  56. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997.
  57. Конституция СССР: Политико-правовой комментарий. М., 1982.
  58. В.А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 1998.
  59. В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999.
  60. Кукушкина Ю. С, Чистяков О. И. Очерки истории Советской конституции. М., 1987.
  61. В.М. Становление социалистической законности. М, 1983.
  62. Курс советского государственного права / Под ред. Б. В. Щетинина и А. Г. Горшенева. М., 1971.
  63. О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.
  64. А.Л. Возникновение и развитие советской национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1968.
  65. В.О., Доронина О. Н. Жалобы граждан в Конституционный суд Российской Федерации. М., 1998.
  66. Ш. Б. Российский федерализм и правовой статус Республики Дагестан: вопросы истории, теории и конституционного строительства. СПб, 1998.
  67. М.А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. М., 1999.
  68. Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998.
  69. М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах. -М., 1968.
  70. .И. Судебный конституционный контроль в зарубеж- НБЛХ странах. Правовая защита конституций. Ростов-на-Дону, 1992. ^^
  71. Советское государственное право / Под ред. С.Кравчука. М., 1985.
  72. Советское государственное право / Под ред. И. Е. Фарбера. Саратов, 1979.
  73. Современный немецкий конституционализм. М., 1994.
  74. Социалистическое правовое государство: концепции и пути развития. М., 1990.
  75. Сравнительное конституционное право. М., 1996.
  76. Теория права: новые идеи. Вып.1. М., 1991.
  77. Труды высшей школы МВД СССР. Волгоград, 1969.
  78. И.А. Федерализм и конституционное правосудие в России. М., 1999.
  79. Ученые записки ВНИИ Советского законодательства. Вьш.29. М., 1973.
  80. Федерализм. Теория. Институты. Отношения (сравнительно- правовое исследование) / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 2001.
  81. Федеральный конституционный закон о Конституционном суде Российской Федерации: Комментарий / Отв. ред. И. В. Витрук, Л. В. Лазарев, Б. С. Эбзеев.М., 1996.
  82. Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995.
  83. Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998.
  84. A.M., Магомедов Ш. Б. Государственное (конституционное) право Республики Дагестан. Махачкала, 1998.
  85. A.M., Магомедов Ш. Б., Гамзатов Я. Б. Конституция Республики Дагестан: Научно-практический и историко-правовой комментарий. Махачкала, 2001.
  86. Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999. -^
  87. В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.
  88. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.
  89. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.
  90. Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.
  91. Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М., 1998.
  92. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М., 1997.
  93. Ю.А., Шульженко Ю. Л. Конституционное правосудие в федеративном государстве (сравнительно-правовое исследование). М., 2000.
  94. Ю. Дагестанская АССР — Советское социалистическое государство. Махачкала, 1970.
  95. Domagala М. Kontrola zgodnosci prawa z konstitucja w europejskich panstwach socjalistycznych. — W-wa, 1986.
  96. Garlicky L. Sadownictwo konstytucjne w Europe zachodniej. — W-wa, 1987. IV. Статьи, авторефераты, диссертации ПО. Авакьян А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия // Вестник Московского университета. Право. 1995. № 4.
  97. А. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации: нерешенные проблемы // ВКС. 1997. № 2.
  98. М.К. Конституционный суд Кабардино-Балкарии и проблемы федерализма // Государство и право. 1999. № 6. т ИЗ. Баишев Ж. Н. Конституционный суд в системе государственной власти: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1994.
  99. А. Проблемы развития российской прокуратуры // Законность. 1998. № 7.
  100. А.А. Теоретические, правотворческие и правоприменительные проблемы конституционной охраны: Дис. докт. юрид. наук. М., 1995.
  101. А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного суда Российской Федерации // ВКС. 1997. № 2.
  102. В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России // Законность. 1999. № 10.
  103. А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Советское государство и право. 1989. № 1.
  104. Н.А. Конституционный суд Российской Федерации в системе конституционного права // ВКС. 1997. № 3.
  105. СВ. Конституционный контроль в буржуазных странах: доктрина и практика // Советское государство и право. 1989. № 3.
  106. В. Конституционные (уставные) суды вынесли 250 решений // Российская юстиция. 2001. № 5.
  107. А.Д. Конституционное судопроизводство как вид правосудия//ВКС. 1997. № 3.
  108. Л.В. Конституционная юстиция в посткоммунистических странах // ВКС. 1997. № 2.
  109. Л.В. Конституционная юстиция. Теория интерпретации и демократический процесс // ВКС. 1997.
  110. Н.В. Конституционная законность и конституционное правосудие // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. «^ •
  111. Ю.В. Правовые вопросы организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: Ав-тореф. дис. канд. юрид. наук. СПб, 1998.
  112. К. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (организационно-правовые аспекты): Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб, 1996.
  113. А.Б. Конституционные основы развития Дагестанской АССР: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1988.
  114. Г. А. Соотношение целевых установок гражданского и конституционного судопроизводства // Журнал российского права. 1999. № 5/6.
  115. И.П., Щетинин Б. В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. 1969. № 9.
  116. Интервью Председателя Конституционного суда Российской Федерации В. А. Туманова журналу «Государство и право» // Государство и право. 1995. № 9.
  117. Ю.Х. Пять причин войны законов // Известия. 4 апреля. 1991.
  118. Л.М. Гарантии независимости органа конституционного контроля // ВКС. 1997. № 2.
  119. Е.Ю. Конституционный суд и конституционное судопроизводство: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
  120. Г. Н. Закон о Конституционном суде: ухудшить нельзя, улучшить // Журнал российского права. 1998. № 3.
  121. .С. О некоторых решениях Конституционного суда Российской Федерации // ВКС. 1997. № 2.
  122. В. Конституционный контроль в Российской Федерации // Российская Федерация. 1994. № 2. >-
  123. В.А. Конституционные суды земель Германии // Государство и право. 1995. № 5.
  124. В.А. Толкование Конституции Российской Федерации Конституционным судом Российской Федерации: практика и проблемы // ВКС. 1997. № 3.
  125. В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности // Государство и право. 1995. № 9.
  126. В.А. Проблемы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Государство и право. 1998. № 9.
  127. Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы (международный научный семинар) // Государство и право. 1994. № 1.
  128. О.М. Конституционное судопроизводство в Республике Адыгея // Журнал российского права. 1999. № 2.
  129. Л.В. Гражданин и Конституционный суд // Российская Федерация. 1995. № 18.
  130. Л.В. Конституционное правосудие: механизмы реализации, проблемы // Российская Федерация. 1995. № 10.
  131. Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 6.
  132. Л.В. Конституционный суд России и развитие конституционного права // Журнал российского права. 1997. № 11.
  133. Л.В. Некоторые вопросы теории и практики конституционного правосудия // ВКС. 1997. № 3.
  134. Л.В. Разграничение юрисдикции и взаимодействие судов в защите прав и свобод личности // Российская юстиция. 1996. № 4. -ь
  135. Л.В. Система судебной власти в России: проблема взаимодействия // Российская юстиция. 1995. № 6.
  136. В.В. Конституционное правосудие как фактор стабильности конституционно-правовых отношений // Журнал российского права. 1999. № 5/6.
  137. В., Моисеенко М. Испытание федерализмом. Роль Конституционного суда в упрочении российской государственности // Российская Федерация. 1994. № 16.
  138. М.А. Исполнение актов Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов // Дайджест оперативной информации. Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации. 2001. № 4.
  139. М.А. Проблемы федерализма и организация региональной государственной власти в решениях Конституционного суда Российской Федерации // ВКС. 1997. № 2.
  140. М.А. Толкование конституций конституционными судами государств-участников СНГ // Журнал российского права. 1998. № 4/5.
  141. М.А. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения // Российская юстиция. 2000. № 3.
  142. Н.А. Конституционная юстиция — гарантия федерализма (Региональный аспект проблемы) // Российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений. М., 1998.
  143. Т.Г. Несколько замечаний, касающихся процессуальной стороны деятельности Конституционного суда // Конституционный вестник. 1991. № 6.
  144. Т.Г. Разграничение компетенции между Конституционным судом и другими судами Российской Федерации // ВКС. 1996. № 6.
  145. Э. Правовые проблемы становления специализированного конституционного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринб) фг, 1994.
  146. .И. Акты органов судебного (квазисудебного) конституционного контроля. (На материале Австрии, Италии, Испании, Франции, ФРГ) // Государство и право. 1994. № 4.
  147. .И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1994.
  148. .И. Субъекты права на обращение в Конституционный суд Российской Федерации // Российская юстиция. 1996. № 1.
  149. .И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации (Сравнительный анализ) // Государство и право. 1996. № 1.
  150. .И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации // Государство и право. 1996. № 1.
  151. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: практика, проблемы, предложения // ВКС. 1996. № 4.
  152. Председатель Конституционного суда Российской Федерации М. В. Баглай отвечает на вопросы журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. № 2.
  153. О.В. Правовые позиции Конституционного суда России по вопросам нормотворчества федеральных органов (1994−1999): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  154. В.И., Стуканов А. П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Правоведение. 2000. № 5.
  155. К. Швейцарский федеральный суд и надзор за конституционностью законов // Государство и право. 1995. № 12. -*-
  156. В.А., Терюкова Е. Ю. Решения Конституционного суда Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации // ВКС. 1997. № 3.
  157. В. Модели конституционного судопроизводства // Российская Федерация. 1994. № 6.
  158. Совершенствование правосудия в России. Интервью главного редактора журнала с В. А. Тумановым // Государство и право. 1998. № 12.
  159. .А. Научно-практическая конференция «Судебный конституционный контроль в России: уроки, проблемы и перспективы» (Обзор) // Государство и право. 1997. № 5.
  160. О.И. Новый Закон о Конституционном суде Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1995. № 1.
  161. О.И. О решениях Конституционного суда Российской Федерации в связи с жалобами граждан на нарушение их конституционных прав и свобод // Российский юридический журнал. 1996. № 2.
  162. Ю.А. Критерии конституционности правовых актов // ВКС. 1996. № 6.
  163. В.А. Пять лет конституционной юстиции в России: уроки, проблемы, перспективы // ВКС. 1996. № 6.
  164. В.А. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов // Советское государство и право. 1999. № 3.
  165. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1997.
  166. Ученый совет Института государства и права РАН обсуждает научный доклад Председателя Конституционного суда Российской Федерации // Государство и право. 1992. № 5.
  167. В.Т. Из опыта работы Конституционного суда Республики Саха (Якутия) // ВКС. 1996. № 1. -ч
  168. В.Т. Конституционный контроль в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // ВКС. 1997. № 3.
  169. Т.Я. Конституционный суд Российской Федерации — главный субъект толкования Конституции // ВКС. 1997. № 3.
  170. Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 10.
  171. О.В., Мурзина Е. А. Из опыта работы Конституционного суда Республики Бурятия // Государство и право. 1999. № 4.
  172. В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4.
  173. В.Е. Органы конституционного контроля: Россия и международный опыт // Журнал российского права. 1998. № 4/5.
  174. Х.Б. Доказательства в конституционном судопроизводстве//ВКС. 1996. № 6.
  175. Н.В. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1997. № 2.
  176. Т.Э. Проблемы образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2000. № 3.
  177. Ю.Л. Парламент и специализированный орган конституционного контроля и надзора // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.
  178. Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации // Государство и право. 1995. № 7.
  179. Ю.Л. Конституционный контроль в России: Дис. докт. юрид. наук. М, 1995.
  180. .С. Конституционный суд Российской Федерации: правовая природа, функции, основные направления деятельности // ВКС. 1996. № 6.
  181. .С. Конституционный суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля // ВКС. 1995. № 2−3.
  182. .С. Толкование Конституции Конституционным судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. № 5.
  183. Т.А. Конституционный суд Российской Федерации: анализ деятельности и проблемы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1994. Т
Заполнить форму текущей работой