Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегическое индикативное планирование в системе управления социально-экономическим развитием региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В российской экономике продолжается процесс развития рыночных отношений, в тоже время реальные результаты функционирования российской экономики выглядят несоответствующими современным требованиям. В условиях реализации социально-экономических преобразований центр тяжести в решении стратегических задач перенесён на регионы, поэтому возникает необходимость в создании эффективно… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Теоретические основы построения стратегии развития региона
    • 1. 2. Сущность и содержание процесса стратегического индикативного регионального планирования
    • 1. 3. Передовой отечественный и зарубежный опыт стратегического регионального планирования
  • 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ
    • 2. 1. Методические основы анализа уровня социально-экономического развития региона
    • 2. 2. Индикативная характеристика социально-экономического развития регионов ЦФО
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
    • 3. 1. Основные направления совершенствования стратегического индикативного планирования социально-экономического развития региона

    3.2. Методическое обеспечение процесса совершенствования регионального индикативного планирования 104 3.3 Практические рекомендации по повышению уровня регионального управления с использованием инструментария стратегического индикативного планирования

Стратегическое индикативное планирование в системе управления социально-экономическим развитием региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В российской экономике продолжается процесс развития рыночных отношений, в тоже время реальные результаты функционирования российской экономики выглядят несоответствующими современным требованиям. В условиях реализации социально-экономических преобразований центр тяжести в решении стратегических задач перенесён на регионы, поэтому возникает необходимость в создании эффективно действующей системы стратегического планирования регионального социально-экономического развития, способной консолидировать усилия региональных администрации, руководителей предприятий и общества в решении проблем реформирования в регионе. Особенностью стратегического планирования в современных условиях, является то, что произошло усиление зависимости деятельности объектов планирования от воздействия внешней среды. Это требует внедрения, по сути, нового механизма построения их плановой деятельности, всё большую роль в котором занимают процессы, связанные с индикативным планированием, позволяющим посредством системы экономических показателей сочетать государственное регулирование с рыночными принципами хозяйствования. Эффективность данного механизма во многом определяется адекватной системой стратегического, в том числе индикативного, планирования, способной учитывать качество, сложность и высокую подвижность процессов, происходящих как внутри, так и вне региональной социально-экономической системы.

Несмотря на то, что система стратегического планирования, по существу, является исходным и наиболее важным звеном в системе непрерывного управления регионом, в настоящее время она оказалась наименее разработанной и низкоэффективной на практике.

Не отрегулирован механизм взаимодействия различных уровней экономической системы по вопросам планирования и отсутствует видение, в каком концептуальном порядке оно будет развиваться. Это не позволяет на практике обеспечить требуемую эффективность управления данными процессами.

Принятие решения стратегического характера о будущем состоянии социально-экономической системы региона требует научного обоснования и безусловной практической реализации. Содержание планирования предполагает искусство прогнозирования, исследования, проведения расчетов и выбора альтернатив. Поэтому, важной задачей является придание процессам планирования и прогнозирования научно обоснованного, комплексного характера, обеспечивающего рассмотрение региона как открытой системы, гибко реагирующей на изменения внешней среды.

Таким образом, особую актуальность в современных условиях приобретает анализ, методическое обоснование стратегического индикативного планирования, прогнозирования и программирования как инструментов комплексного управления социально-экономическим развитием региона.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты стратегического управления и планирования социально-экономического развития регионов и муниципальных образований нашли отражение, как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Методологической основой исследования процесса стратегического планирования являются труды И. Ансоффа, М. Альберта, У. Кинга, Дж. Кейнса, М. Мескона, Ф. Хедоури, П. Самуэльсона, П. Холла, которые исследовали проблемы разработки и реализации стратегии на различных уровнях регионального хозяйства.

Значительный вклад в исследование теоретических и практических вопросов индикативного планирования внесли И. В. Максимова, Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин, Е. В. Самохвалова и др., хотя основоположником индикативных форм государственного регулирования по праву принято считать Жана Монне.

Особенностям государственного регулирования и индикативного планирования экономики в современных условиях, а также исследованиям проблем повышения эффективности управления социально-экономическим развитием региона на основе использования воспроизводственного подхода к формированию индикаторов посвящены труды Ю. В. Вертаковой, И. А. Козьевой, Е. В. Самофаловой, Э. Н. Кузьбожева.

Бурное развитие методов индикативного планирования, как самостоятельного направления отечественной экономической мысли приходится на период конца 50-х — начала 60-х годов. Данное направление было естественным продолжением и развитием исследований, начатых в 20 — 40-х годах.

Г. А. Фельдманом, лауреатом нобелевской премии по экономике Л. В. Канторовичем, В. В. Новожиловым, А. Л. Лурье и другими учёными.

Вопросам создания всеохватывающей системы народнохозяйственного планирования в 20-е годы были посвящены труды таких экономистов и статистиков, как П. И. Попов, В. Леонтьев, В. А. Базаров-Руднев, Н. Д. Кондратьев и др.

В трудах названных представителей отечественной и зарубежной науки решены многие важные методологические и прикладные проблемы стратегического, в том числе, индикативного, планирования.

Недостаточная разработанность методического инструментария индикативного стратегического планирования на региональном уровне, отсутствие в полной мере адаптированных к современным условиям зарубежных механизмов его реализации, дискуссионность проблематики обусловили выбор темы диссертации, объекта, предмета, её цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием региона с использованием инструментария стратегического индикативного планирования.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

— изучить теоретические и методические положения по построению и реализации стратегического управления на региональном уровне и уточнить понятие «индикативное планирование»;

— исследовать основные элементы системы индикативных планов социально-экономического развития и выявить проблемные аспекты формирования стратегии развития региона;

— установить состояние основных направлений социально-экономического развития регионов ЦФО на основе проведения индикативного анализа;

— разработать рекомендации по повышению уровня научно-методического обеспечения системы регионального управления;

— предложить и обосновать методику индикативной оценки социально-экономического развития региона.

Предмет и объект диссертационного исследования. Предметом диссертационного исследования являются организационные и социально-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического индикативного планирования, как обеспечивающей составляющей системы управления региональным развитием. Объектом исследования являются региональные социально-экономические системы Центрального федерального округа (ЦФО) и механизмы стратегического индикативного планирования.

Область исследования соответствует п. 5.1 «Развитие теории региональной экономикиметоды и инструментарий региональных экономических исследованийпроблемы региональных экономических измерений" — п. 5.10 «Оценка роли региона в национальной экономике, методы, показателипроизводственная специализация регионовэкономическая структура в территориальном аспекте, закономерности ее трансформацииструктурная политика и структурная перестройка» п. 5.16 «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления» специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) Паспорта специальностей ВАК России.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам разработки и реализации стратегии на различных уровнях регионального хозяйства. Для решения поставленных задач использовались приемы комплексного исследования, сравнительного, экономического и матема-тико-статистического анализа. Важнейшее место в методологии исследования принадлежит системному, структурно-логическому и интегральному подходам. В качестве инструментов исследования использовались методы сравнения, группировки и экономико-математического моделирования.

Эмпирическая база исследования включает нормативно-правовые документы Министерства регионального развития РФ, Программу территориального развития ЦФО до 2020 года, справочные материалы, опубликованные в научной литературе и периодических изданиях, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, а также материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров, посвященных современным проблемам управления на региональном уровне. Это позволило гарантировать достоверность результатов проведённого исследования и аргументированность практических рекомендаций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций по повышению эффективности управления социально-экономическим развитием региона, состоящих в использовании результатов индикативной экономико-математической оценки потенциала территории, позволяющей выявить проблемные направления регионального развития, а также определить целевые пороговые значения основных индикаторов в процессе стратегического планирования.

Научная новизна подтверждается следующими полученными автором научными результатами, выносимыми на защиту:

— уточнено понятие «индикативное планирование», предусматривающее повышение роли региональных органов власти в процессе управления инфраструктурными подсистемами регионального развития в достижении долгосрочных целей и отличающееся от существующих выделением его регулирующей функции, что позволило разработать модель реализации стратегического управления регионом (п. 5.1, п. 5.16 Паспорта специальности 08.00.05);

— обосновано применение индикативного анализа по ключевым параметрам социально-экономического развития территории, предусматривающего построение сводного рейтинга регионов ЦФО, что позволяет выявить «точки роста» региональной экономики (п. 5.10 Паспорта специальности 08.00.05);

— разработаны предложения по повышению эффективности научно-методического обеспечения региональных прогнозов и целевых программ в системе регионального управления в процессе реализации стратегических целей развития с позиций комплексного и системного подходов (п. 5.16 Паспорта специальности 08.00.05);

— предложена и апробирована методика индикативной оценки социально-экономического развития региона, базирующаяся на определении пороговых значений основных индикаторов регионального развития с помощью комплекса экономико-математических методов, отличительной особенностью которой является возможность выявления качественных изменений анализируемых индикаторов и определение их целевых пороговых значений в процессе разработки и корректировки программ и планов социально-экономического развития (п. 5.10 Паспорта специальности 08.00.05).

Практическая значимость результатов исследования состоит в создании теоретико-методической базы построения стратегии социально-экономического развития региона на основе стратегического индикативного планирования. Научные положения и конкретные методические рекомендации позволяют усовершенствовать процесс разработки планов регионального развития. Разработанная методика определения пороговых значений индикаторов придает большую практическую значимость данному исследованию, так как полученные результаты, могут быть использованы при разработке и корректировке программ развития регионов ЦФО.

Полученные выводы и рекомендации работы могут служить методической базой для дальнейшего исследования по проблеме стратегического управления региональным развитием, а также предлагаются к использованию в учебном процессе в рамках преподавания дисциплин «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент» студентам экономических специальностей вузов, а также в системе переподготовки управленческих кадров.

Апробация и реализация результатов диссертационного исследования. Основные результаты диссертации обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе на: Международной конференции «Региональная социально-ориентированная политика: особенности и эффективность на различных уровнях территориальной организации» (г. Орел, 2007 г.) — Международной конференции «Региональная социально-экономическая политика развития инновационной деятельности» (г. Екатеринбург, 2008 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (г. Москва, 2008 г.) — Международной конференции «Управление социально-экономическими и политическими процессами в регионах России: инновационные подходы и механизмы оптимизации» (Орёл, 2008 г.) — Международной научно-практической конференции «Стратегии комплексного развития регионов России» (г. Орел, 2009 г.).

Результаты исследования, в частности, методика индикативной оценки социально-экономического развития региона, нашли применение в практической деятельности Правительства Орловской области в процессе разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Орловской области на 2010;2012 гг.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 10 научных работах, общий объем которых составляет 3,37 п.л., из них авторский вклад составляет 2,42 п.л., в т. ч. 3 научные работы 0,58 п.л., в изданиях рекомендованных ВАК России.

Объём и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, в том числе 19 рисунков, 11 таблиц, 6 диаграмм, 9 формул, списка литературы, содержащего 136 наименований и 15 приложений. Общий объём работы составляет 170 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время не вызывает сомнения необходимость стратегического планирования при разработке программ и планов социально-экономического развития России и её регионов, которое является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу принимать основополагающие решения. Мировой опыт доказывает, что планирование в том или ином варианте, — обязательный элемент выхода страны из экономического кризиса.

В Российской Федерации реализация стратегического регионального планирования экономического развития затруднена резкой дифференциацией её субъектов, поэтому его главной задачей в настоящее время должно являться обеспечение гибкости и нововведений в деятельности регионов, а также своевременная корректировка стратегических ориентиров.

В российской экономике продолжается процесс социально-экономических преобразований, требующий постоянного совершенствования действующей системы стратегического планирования регионального социально-экономического развития. Так как в последнее время центр тяжести в решении стратегических задач перенесён на региональный уровень, то это потребовало внедрения нового механизма построения их плановой деятельности, всё большую роль в котором должны занимать процессы, связанные индикативным планированием, позволяющим посредствам системы экономических показателей сочетать государственное регулирование с рыночными принципами хозяйствования.

Вместе с тем, применительно к рыночным условиям недостаточно решены вопросы управления процессом индикативного стратегического планирования. Не отрегулирован механизм взаимодействия различных уровней экономической системы по вопросам планирования и нет ясного видения, в каком концептуальном порядке оно будет развиваться, так как индикативное планирование находится только в начальной стадии своего развития. Это не позволяет на практике обеспечить эффективное управление этими процессами.

Автор видит в индикативном планировании эффективное средство по развитию взаимодействия федеральных и региональных органов власти в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее звеньев в соответствии со стратегией и концепцией социально-экономического развития территорий.

В диссертационном исследовании предлагается схема разработки системы индикативных планов и программ социально-экономического развития территории, учитывающая изменяющиеся сценарные условия социально-экономического развития территории. Однако механизм взаимодействия различных уровней экономической системы по проблемам индикативного планирования остается далеко несовершенным и не ясно, получит ли он развитие в будущем. Отчасти, данная ситуация сложилась из-за того, что не учитывался в достаточной степени опыт регионов, в которых применение на практике элементов индикативного планирования доказало свою высокую эффективность.

Рассмотрев передовой опыт стратегического индикативного планирования, автор приходит к мнению о необходимости взять на вооружение проверенный исторической практикой плановый подход, предусматривающий разработку и реализацию планово-индикативной программы социально-экономического развития России.

В последние годы существенно изменились способы управления экономикой, состав субъектов системы управления, взаимоотношения между ними, ценности и критерии оценки эффективности, что способствовало усложнению показателей характеризующих ее функционирование. Это потребовало критического анализа созданных ранее теоретических положений и методических подходов к разработке направлений и путей социально-экономического развития системы управления экономикой.

Превращение регионов страны в экономически самоуправляемые территории, привело к возрастанию роли региональной диагностики, позволяющей получить более конкретную и качественную информацию о состоянии региона, о происходящих в нем процессах, а также факторах экономического развития субъектов страны. В связи с этим, автором рассмотрена общая технология анализа экономики региона, а также выявлены обобщённые и частные задачи диагностического исследования, решаемые при помощи многомерных математико-статистических методов. В процессе исследования сделан вывод о том, что только системное использование математико-статистических методов, приёмов и показателей обеспечит на практике всесторонний научно-обоснованный анализ, который является базовым фундаментом разработки региональных программ и планов социально-экономического развития.

Индикативный анализ социально-экономического развития регионов ЦФО позволил разработать систему индикаторов, обеспечивающих объективную оценку динамики социально-экономических процессов и продемонстрировал высокую дифференциацию регионов ЦФО по значениям основных индикаторов социально-экономического развития, а также выявил оптимальные для инвестирования регионы, имеющие значительный потенциал и наименьший инвестиционный риск. На основе проведенного анализа построен сводный рейтинг регионов ЦФО, в основу которого заложены относительные показатели экономического развития и темпы экономического роста. По результатам полученного рейтинга в работе даны рекомендации, направленные на повышение уровня конкурентоспособности регионов.

Рассмотрев основные пути совершенствования стратегического индикативного планирования можно сделать вывод о том, что одним из направлений дальнейшего повышения уровня регионального социально-экономического развития является становление научно обоснованной системы территориального планирования, особое место в которой занимает процесс разработки региональных программ, позволяющих комплексно подходить к региональному развитию. В связи с этим автором предлагается система отраслевых факторов, требующих учета при прогнозировании отраслевого регионального развития промышленности на перспективу. Также обосновывается целесообразность включения блока «научно-методическое обоснование» в систему регионального управления, определяются его элементы и функции.

Решение задач экономического и социального развития отдельного региона должно предусматривать разработку эффективной экономической политики субъекта Федерации, направленной на более полное использование экономического потенциала региона и межрегиональных связей. При этом, важнейшим условием выработки рациональной региональной политики является прогнозирование регионального развития, приоритетной задачей которого является определение стратегически важных направлений развития регионов и путей решения региональных проблем, имеющих важное значение, как для отдельных субъектов Федерации, так и для государства в целом.

В диссертации отмечены существенные недостатки сложившейся к настоящему времени системы прогнозирования регионального развития, а именно: данная система не охватывает такие жизненно важные региональные проблемы, как внутрирегиональная дифференциация ситуации в экономической и социальной сферах, интенсивность оттока финансовых ресурсов, инвестиционная привлекательность региона и др., и вследствие, не может служить инструментом для принятия эффективных решений по региональному развитию.

В работе обосновывается целесообразность разработки прогнозных документов, отражающих весь комплекс проблем социально-экономического развития регионов, в том числе и носящих локальный характер. В процессе составления таких документов важно установить целевые пропорции регионального хозяйства. По мнению автора, это позволит определить основные структурные сдвиги, от которых зависит прогрессивный облик региональной экономики, а также источники и факторы этих сдвигов. Опираясь на плановый опыт России, этим целям может служить использование комплекса экономико-математических моделей, применение которого позволит обеспечить управление макроструктурными и межрегиональными пропорциями, отраслевой и региональной структурами в рамках решения приоритетных задач.

В третьей главе диссертации автором разработано методическое обеспечение процесса регионального стратегического индикативного планирования, в рамках которого:

— сформирована и проанализирована система индикаторов, характеризующих состояние и развитие регионов с помощью выражения значений индикаторов через функцию желательности;

— разработан и реализован подход, позволяющий осуществлять качественный анализ показателей социально-экономического развития регионов;

— проведена социально-экономическая дифференциация регионов ЦФО с помощью корреляционного анализа, дополненного факторным по методу главных компонент, а также применения двух методов кластерного анализа (иерархического и итеративного);

— определены пороговые значения четырёх индикаторов социально-экономического развития регионов ЦФО.

Таким образом, автором отмечается эффективность использования психофизической шкалы Харрингтона для преобразования значений индикаторов социально-экономического развития в функцию желательности.

Полученные с помощью данной методики целевые значения индикаторов социально-экономического развития позволяют сориентировать органы регионального управления при утверждении плановых документов на ключевых параметрах.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов в процессе разработки и корректировки программ развития регионов ЦФО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 191 ФЗ от 29.12.2004.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2008.
  3. Паспорт Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005−2010 годы. — Режим доступа: http://mert.tatar.ru/rus/info.php?id= 107 020&pubid=316.
  4. , A.M. К вопросу о повышении эффективности использования инновационных технологий в государственном управлении и бизнесе / A.M. Ажлуни // Среднерусский вестник общественных наук. — 2008. № 1 (6). — С. 29−33.
  5. , О.Б. Институциональные механизмы регионального развития / О. Б. Алексеев, П. Г. Щедровицкий, Д. И. Шейман // Казанский Федералист. 2002. — № 3. — С. 12−17.
  6. , Р.З. В условиях кризиса сбалансированное развитие регионов будет обеспечено на основе новых экономических моделей / Р. З. Алтынбаев // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 20 (113).-С. 2−4.
  7. , В.Д. Финансово-экономический кризис в республике Корея и меры правительства по его преодолению / В. Д. Андрианов // Проблемы Дальнего Востока. 1999. — № 5. — С. 47−52.
  8. , Е.Г. Градоведение / Е. Г. Анимица, Н. Ю. Власова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, — 2006. — 417с.
  9. , И.В. Рейтинг регионов южного федерального округа по уровню инновационного потенциала / И. В. Антоненко // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. № 26 (119).- С. 18−24.
  10. , Г. Г. Экономический анализ уровня благосостояния населения региона / Г. Г. Аралбаева // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 10 (67). — С. 47−53.
  11. , М. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета / М. Байгереев // Человек и труд. М. — 2001. — № 8. — С. 5560.
  12. , В.Г. Механизмы, обеспечивающие удвоение темпов экономического роста регионов / В. Г. Балашов, В. А. Ириков, В. Я. Ларин. М.: ООО «Витое». — 2004. — 180 с.
  13. , Н.Я. Методика разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития территории / Н. Я. Бамбаева, A.C. Борзова // Региональная экономика. 2006. — № 7. — С. 20−24.
  14. , JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. М, 2002. — 260 с.
  15. , И.В. Анализ качества программно-целевого планирования в условиях реализации социально-экономической стратегии региона / И. В. Булавин // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. № 6 (63).-С. 21−25.
  16. Бююль, A. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / А. Бююль, П. Цёфель. Киев: «ДиаСофт». — 2002. — 608 с.
  17. В администрации Ярославской области создан центр информации и стратегического планирования. Вести Отечества. — № 48 (374) от 21.12.2006.
  18. , Ю.В. Прогнозирование и индикативное планирование в регионе: учебное пособие /Ю.В. Вертакова, Е. В. Самофалова, Э.Н. Кузь-божев Курск гос. техн. ун-т, Курск, 2001. — 124с.
  19. , Ю.В. Индикативное планирование воспроизводственных пропорций устойчивого развития экономики региона: монография — М.: Высшая школа, 2005. 240с.
  20. , H.B. Территориальное стратегическое планирование устойчивого развития регионов / Н. В. Владымцев // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 13 (70).- С. 39−45.
  21. , Р.Г. Регионы России: внутрирегиональная политика, устойчивое развитие и безопасность, 1997.
  22. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т.6. Кн. 1/МГУ им. М. В. Ломоносова. Гл. редкол.: В. Н. Черковец (гл. ред.) и др. — М.: Мысль, 1997. 782 с.
  23. , А.Г. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование / А. Г. Гранберг, В. И. Суслов, С. А Суспицын. -Новосибирск: Сибирское науч. изд-во. — 2007. 360с.
  24. , А.Г. Основы региональной экономики//3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.-495 с.
  25. , А.Г. Проблемы стратегии территориального развития России / А. Г. Гранберг, Б. М. Штульберг и др. М.: СОПС. — 2000. — 72 с.
  26. , А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / А. Г. Гранберг. М.: Экономика. — 2000. — 435 с.
  27. , А.Г. Регулирование регионального развития и региональная экономическая политика Российской Федерации / А. Г. Гранберг. — М.: СОПС. -2000.- 145 с.
  28. , A.B. Стратегический анализ / A.B. Граничев. СПб.: Питер, 2006. — 254 с.
  29. , М.Р. Современный стратегический анализ / М. Р. Грант. — СПб: Питер. 2008. — 560 с.
  30. , А.П. Системное управление региональными программами социально-экономического развития: монография / А. П. Грузков. — Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2004. — С. 51−54.
  31. , Дж. К. Экономическая политика измеряется результатами / Дж. К. Гэлбрейт // Проблемы теории и практики управления. М., 1999. -№ 5. — С. 32−36.
  32. , Б. Есть ли будущее у макроэкономического планирования в Восточной Европе / Б. Даллаго // РЭЖ. 1992. — № 3−4. — С. 37−41.
  33. , Ю.А. Факторный анализ экономической эффективности общественного производства региона / Ю. А. Даренских, Н. С. Колотова, Л. Б. Храмова // Вопросы экономики. 2005. — № 12 — С. 11−19.
  34. , Б. Современный взгляд на экономическую роль государства / Б. Денисов, Г. Богачева // Маркетинг. 2000. — № 4. — С. 24−28.
  35. , A.M. Многомерные статистические методы: для экономистов и менеджеров / A.M. Дубров, B.C. Мхитарян, Л. П. Трошин. М.: Финансы и статистика. — 2000. — 368 с.
  36. , B.C. Американский и Западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? / B.C. Дудкин // РЭЖ. 1997. — № 10. — С. 99−101.
  37. , B.C. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии / B.C. Дудкин // РЭЖ. 1997. — № 4. — С. 11−20.
  38. . А. Из практики французского индикативного планирования / А. Евграшин // РЭЖ. 1998. — № 2. — С.84−87.
  39. , В.М. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения / В. М. Жеребин, М. А. Ермакова // Вопросы статистики. — М. 2001. -№ 6. — С. 3−9.
  40. , Н. Кировская область: основные индикаторы уровня и качества жизни / Н. Зорин, Р. Кудрявцева, А. Завалина // Человек и труд. М. -2001.-№ 11.-С. 14−19.
  41. , В.А. Теория и практика принятия решений в экономике и управлении экспертными методами / В. А. Иванов, В. Г. Шуметов, Ф. Г. Милых и др. М.: МГУДТ. — 2003.
  42. , А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А. Б. Идрисов. М: Информационно-издательский дом «Филинъ». — 1996.
  43. , Р. Об индикативном (рекомендательном) планировании в капиталистических странах / Р. Ильина // Плановое хозяйство.— 1990. № 11.-С. 108−114.
  44. , В.А. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для экон. спец. вузов / В. А. Колемаев, О. В. Староверов, В. Б. Турундаевский. -М.: Высшая школа, 1991.
  45. , К.В. Оценка устойчивости социально-экономического развития Курской области / К. В. Коптева // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 4 (61).- С. 34−39.
  46. , М.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения / М. Д. Кремлев // Вопросы статистики. М. — 2000. — № 8. — С. 18−23.
  47. , О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — Издание 3-е, стереотипное. М.: КомКнига. — 2005. — С.49−69.
  48. , Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: учеб. / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2006. — 427 с.
  49. , Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. Л. Яковец. -М: Экономика. -2008. 575 с.
  50. Курс для высшего управленческого персонала / пер. с англ. М.: Экономика, 1970. 525с.
  51. , И.Б. Оценка качества жизни населения: объективные и субъективные детерминанты / И. Б. Кушнир // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 25 (1118).- С. 46−51.
  52. , Ю.Г. Концептуальные основы и практика реализации кластерного подхода в регионах России / Ю. Г. Лаврикова // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 22 (79). — С. 23−28.
  53. , А. Между равенством и эффективностью / А. Ландаба-со: Материалы сайта http://eur.academy-go.ru /Eurosoyz/.
  54. , В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: Изд-во ЖИ. — 2007. — С. 18−25.
  55. , И.В. Повышение эффективности управления социально-экономическими процессами в регионе: маркетинговый подход. Монография. — Волгоград: Изд-во ВАГС, 2004. — 464с.
  56. , А.Ф. Модели и механизмы управления развитием хозяйственных систем на основе экспертной информации / А. Ф. Мартынов, Ф. Г. Милых, A.A. Свалов, В. Г. Шуметов: под общей ред. В. Г. Шуметова. -Орел: ОГАУ. -2003.
  57. Методические указания к разработке планов экономического и социального развития РСФСР. М: Экономика — 1985.
  58. , Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альтстрэнд, Дж. Лэмпел. С-Пб.: Питер. — 2000. — 336 с.
  59. , М.В. Исследование региональных различий в темпах социально-экономического развития / М. В. Морошкина // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 6 (63).- С. 26−31.
  60. На пороге новой регионализации России. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа за 2000 г. — Нижний Новгород. 2001.
  61. , В.Г. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности / В. Г. Напреенко, Л. С. Нариньяни, Е. П. Смирнов // Финансы, экономика, безопасность. 2005 — № 4 (9). — С. 31 -35.
  62. , C.B. Перспективы развития регионов России в условиях макроэкономического роста / C.B. Недосекин // Региональная экономика. -2007. № 3. — С.25−29.
  63. , И.А. Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ): аналитический доклад / И. А. Николаев, О. С. Точилкина.- М., ФБК, Департамент стратегического анализа, июнь 2006. — 29 с. — Режим доступа: htpp:// www. fbk. га/regions.
  64. , И.А. Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ): Аналитический доклад / И. А. Николаев, О. С. Точилкина.
  65. М.: Аудиторско-консалтинговая компания ФБК- Департамент стратегического анализа. — 2006. С. 3−9.
  66. , В. Изменения социально-экономический процессов / В. Новосельцев // Экономист. М. — 2001. — № 3. — С. 39−44.
  67. О стратегических картах и сбалансированной системе показателей см.: Каплан Роберт, Нортон Дэвид. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Изд. 2-е, испр. и доп.: пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 320 с.
  68. , М.С. Кластерный анализ / М. С. Олдендерфер, Р. К. Блэшфилд // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. — М.: Финансы и статистика. 1989. — С.139−215.
  69. , В.И. Южная Корея: «экономическое чудо» и продолжающаяся политическая конфронтация / В. И. Осипов // Проблемы Дальнего Востока. 1988. — № 4. — С. 194−199.
  70. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 304 с.
  71. , К.В. Внешнеэкономический аспект управления региональной эффективностью экономики / К. В. Павлов, С. Н. Растворцева // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 20 (113) — С. 12−19.
  72. , Е. Тень стагфляции / Е. Письменная, Н. Иваницкая, М. Цветкова, О. Кувшинова// Ведомости. -№ 5 от 15.01.2009 г.
  73. , С. В. Метод экспертизы / C.B. Попов // Кентавр. 2000 — № 23.-С. 8−11.
  74. Попова, Е. К общегосударственной программе планово-индикативного развития / Е. К. Попова // Экономист. — 2007. — № 3 — С. 3−10.
  75. Прикладная статистка и основы эконометрики: учеб. / С. А. Айвазян, B.C. Мхитарян. М: ЮНИТИ, 1998. — 102 с.
  76. , Е. Удвоение ВВП невозможно без элементов планирования и прогнозирования / Е. Примаков: 18.11.2004 г. Материалы сайта www.government.ru.
  77. Регионы России. Социально-экономические показатели 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2006. — 987 с.
  78. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 991 с.
  79. , A.B. Проблемные аспекты формирования стратегии социально-экономического развития региона / A.B. Резвяков, Ю. И. Смоляков // Региональная экономика: теория и практика. 2010. — № 7(142). — С. 67−71.
  80. , A.B. Стратегические приоритеты социально-экономического развития региона / A.B. Резвяков, Ю. И. Смоляков // Вестник ОрёлГАУ. 2009. — № 5(20). — С. 2−5.
  81. , A.B. Факторы формирования инновационного потенциала регионов России / A.B. Резвяков, A.A. Анненкова, И. В. Резвякова // Инновации и инвестиции. 2009. — № 3. — С. 20−23.
  82. JI. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения.// Экономист. М.: — 2001 — № 4 — С. 43−64.
  83. , В.Г. Моделирование устойчивого социально-экономического развития регионов России / В. Г. Родионов // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 3 (96).- С. 55−58.
  84. Российский статистический ежегодник 2008. — 819с.
  85. , О.В. Доходы и уровень жизни населения Орловской области на фоне Российских и мировых тенденций / О. В. Рудакова // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 22 (79). — С. 54−58.
  86. , Е.Д. Кластерные стратегии развития экономики региона / Е. Д. Рыжаков, Е. И. Царегородцев // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 9 (66).- С. 43−49.
  87. , Ш. М. Некоторые аспекты программирования регионального социально-экономического развития Российской Федерации / Ш. М. Салихов // Региональная экономика. — 2005. — № 7. — С. 41−48.
  88. , В.П. Оценка неравномерности социально-экономического развития субъектов Центрально-черноземного экономического района / В. П. Самарина // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 8 (65).- С. 63−69.
  89. , В. О японском опыте управления (размышления после командировки) / В. Сенчагов // Вопросы экономики. 1990. — № 5. — С. 142 150.
  90. , А. Прогнозирование и индикативное планирование в сельском хозяйстве / А. Серков // Экономист. 2001. — № 11. — С. 81−85.
  91. , Я.П. Город и политика: проблемы формирования и развития / Я. П. Силин. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005. — 199 с.
  92. Словарь иностранных слов. Изд. 15-е, испр. — М.: Русский язык. — 1998.-С. 156.
  93. Совещание по рассмотрению схемы территориального планирования Рязанской области. ИА «Альянс Медиа», 04. 07. 2007.
  94. Социальное положение и уровень жизни населения в России: стат. сб. / Госкомстат России. М. — 2001. — 493 с.
  95. Статистический ежегодник. Орловская область в 2006: Государственный комитет РФ по статистике. — Орловский облкомстат, 2007.
  96. , С.Н. Проблемы теории и практики формирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона / С. Н. Стехина // Региональная экономика. 2007. — № 7. — С. 12−18.
  97. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. академика А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004. — 720 с.
  98. Стратегическое планирование в ЦФО: много политики, мало практики. ИА «Альянс Медиа», 15.12.2006.
  99. , А.И. Конъюнктура региональной конкурентоспособности / А. И. Татаркин // 5-я межд. науч. конф. «Конкурентоспособность и модернизация экономики»: материалы сайта www.hse.in/ic5 /.
  100. , И.Д. Сравнительный анализ практики стратегического планирования социально-экономического развития в крупнейших городах России / И. Д. Тургель, С. А. Маковкина // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 6 (99).- С. 22−30.
  101. , Э.А. Возможные пути совершенствования системы территориального управления России / Э. А. Уткин, А. Ф. Денисов // Государственное и региональное управление. 2002. — 329с.
  102. , В.П. Региональное программирование в переходной экономике / В. П. Федоров. Тверь, 1998. — С. 19−23.
  103. , Г. Г. Региональная экономика и управление / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин: Учебник. М.: ИНФРА-М. — 2006. — 416с.
  104. , A.A. Российская экономика в 2000—2001 гг.. / A.A. Френкель // Вопросы статистики. — М. — 2000. № 12. — С. 60−67.
  105. Фридмен и Хайек о свободе / пер. с англ. под ред. А. Бабича, CAT OJNSTITUTE, 1985. 135с.
  106. , В. Общегосударственное планирование рыночной экономики / В. Хлынов // Экономист 1994. — № 4. — С. 90−98.
  107. , O.A. Методология статистического исследования экономики региона: моногр. / O.A. Хохлова. Иркутск: Изд-во БГУЭП. — 2006. -276 с.
  108. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free.
  109. Цзинь Вэнь Ли. Роль государственного регулирования в экономике Китая / Цзинь Вэнь Ли // Вопросы экономики 1997. — № 7. — С. 156 161.
  110. , А.И. Критерии, индикаторы развития и показатели эффективности воспроизводственного комплекса регионов / А. И. Шадрин // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 3 (60).— С. 22−28.
  111. , Г. Г. Кластеры в экономике России / Г. Г. Шамлина, А. И. Гагарин // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 6 (63).-С. 11−17.
  112. , Ш. И.Стратегия регионального развития: выравнивание и поляризация? / Ш.И. Шарипов // Региональная экономика. 2006. -№ 2.-С. 19−23.
  113. , В.Б. Республика Карелия: уровень и масштабы бедности населения / В. Б. Шмелев, Н. К. Кобылина // Вопросы статистики. М. -2001. -№ 6.- С. 10−14.
  114. , Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский. — М.: Гелиос АРВ. 2000. — 206 с.
  115. , В.Г. Анализ данных в управлении: курс лекций Том 1: Введение в анализ данных./ В. Г. Шуметов. Орел: ОРАГС, 2004.
  116. , В.Г. Управление инновационным процессом в хозяйственной системе на основе современных информационных технологий: моногр. / В. Г. Шуметов. М.: Изд-во «Палеотип», 2004.
  117. , К. Эффективная экономика шведская модель: пер. со швед. / К. Эклунд. — М.: Экономика, 1991. — 349 с.
  118. Экономическая и социальная политика Франции / пер. с франц. М.: Французская организация технического сотрудничества, 1995. — 149с.
  119. , Д. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран / Д. Юилл // Регион: экономика и социология. -Специальный выпуск. 1999. — С. 7−13.
  120. , H.H. К вопросу о принципах формирования стратегии развития экономики региона / H.H. Яковенко // Региональная экономика. -2006.-№ 12.-С. 41−45.
  121. Vanhove, N. Regional policy: European approach. Aldershote etc.: Ashgate. — 1999.
  122. Wren C., Taylor J., Industrial Restructuring and Regional Policy // Oxford Economic Papers. № 3. — 1999.134.URL: http://www.fcinfo.ru
  123. URL: http://www.enippf.ru/publicat/books/b43/43−09.htm/.136. URL: http://www.finec.ru.
Заполнить форму текущей работой