Семейная экономика
Большинство предпочтений не относятся к числу факторов ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей. Например, покупатель всегда предпочитает большее количество товаров меньшему их количеству при той же цене; качественные товары более предпочтительны, чем некачественные или устаревшие; экологически чистые товары также более предпочтительны при одинаковой цене и прочих… Читать ещё >
Семейная экономика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Экономическая сущность семейных отношений
1.1 Сущность и особенности семейной экономики
1.2 Семейный бюджет. Понятие «доход» и его источники
2. Бюджет семьи
2.1 Потребительские бюджеты
2.2 Источники формирования доходов семьи
2.3 Налоги семьи
3. Потребительское поведение домашних хозяйств
3.1 Поведение покупателей
3.2 Потребление, сбережения и инвестиции
3.3 Бюджетные ограничения и покупательная способность Заключение Список использованной литературы
семья экономический доход бюджетный
Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно — домашнее хозяйство как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.
Актуальность темы
подчеркивается тем, что институт семьи сегодня переживает кризис. Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений. Последствия перехода к рыночной экономике и устранения государства от комплексной поддержки семьи не замедлили сказаться.
Косвенным подтверждением тому служит захлестнувшая страну волна детской беспризорности и безнадзорности. Прямым — низкий уровень доходов основной массы российских семей, жилищно-бытовая неустроенность, сознательная ориентация на малодетность, основанная на неуверенности в завтрашнем дне, рост числа гражданских браков и внебрачных рождений.
Создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования и использования семейного бюджета.
Целью работы является установление происхождения термина «семейная экономика», определение его сущности и содержания, взаимосвязи с родственными по смыслу понятиями.
1. Экономическая сущность семейных отношений
1.1 Сущность и особенности семейной экономики Очевидно, что базовым термином для семейной экономики выступает экономика с акцентом на ее «формирование в семье».
Экономика как таковая — производное от термина «эконом», определяемого по словарю В. И. Даля как «хороший хозяин, домострой, скопидом, расчетливый, сберегающий что можно; домоправитель, домостроитель, правящий хозяйством, расходом денег и припасов; ключник» [3, с. 345].
В современном понимании «эконом — заведующий хозяйством» [2, с. 739].
Итак, семейная экономика (экономика домохозяйства) являет собой одну из элементных составляющих экономики как таковой.
Возможность трактовки экономики домохозяйства и семейной экономики как синонимов подтверждается также и тем, что основное смысловое содержание экономики сводится к понятию «хозяйство», одной из разновидностей которого являются домашние хозяйства (семьи) Обосновать это можно, как минимум, двумя ключевыми экономическими обстоятельствами:
— именно домохозяйства выступают в роли конечного потребителя производимых в экономике товаров и услуг;
— развитие домохозяйств, являющих собой не абстрактную, а конкретную категорию, представленную семьями, их членами, отдельным человеком, выступает главной целью экономического развития общества, его социальных приоритетов.
Отсюда нам представляется необходимым выделить особенности экономики домохозяйств (семейной экономики), определяющие ее отличия от экономик других секторов национальной экономической системы (государства, предприятий и организаций).
В частности:
— мелкотоварный характер производства и малочисленность участников экономической деятельности (семейного бизнеса);
— высокая доля ручного труда в большинстве видов деятельности, связанных с ведением личного подсобного хозяйства: пчеловодство, овощеводство и т. д.;
— возможность использования ресурсов, не представляющих интереса для крупных и средних субъектов экономической деятельности: многоконтурных участков земли, неугодий, зданий и сооружений с высокой степенью износа, некоторых видов кормовых ресурсов, используемых в кормлении домашнего скота и птицы и т. д.;
— высокая степень слияния личных и коллективных интересов участников семейной экономики, определяемая их родственными связями, общностью интересов;
— комфортная моральная атмосфера, максимальная психологическая совместимость, доверие, доброжелательность участников семейной экономики;
— высокий уровень взаимопомощи и взаимозаменяемости, быстрая передача трудового и жизненного опыта, знаний и навыков;
— возможность широкого привлечения к семейному бизнесу членов семьи с ограниченной трудоспособностью — детей, подростков, пенсионеров, инвалидов;
— развитая социальная ответственность, определяемая духовно-нравственными ценностями семьи, передаваемыми от поколения к поколению.
Следует признать, что перечисленные отличительные признаки семейной экономики в настоящее время не являются определяющими при разработке нормативно-правовой базы в сфере государственной семейной политики, которая по-прежнему ориентирована на выборочную экономическую поддержку отдельных категорий домохозяйств.
1.2 Семейный бюджет. Понятие «доход» и его источники Доход — это общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период (обычно за год). [14, c.23]
Существует четыре вида дохода: заработная плата, процент, рента и прибыль. Их источниками служат соответственно труд наемных работников, капитала, земля и предпринимательская способность. Обобщенно доход — это цена факторов производства.
Обычно в номинальный доход (исчисляемый в денежном выражении) включают и наличные трансфертные платежи (пособия, пенсии, стипендии и т. д.). Некоторые экономисты считают, что в доходы необходимо включать и субсидии на оплату жилья, продовольственные талоны, помощь государства на образование и медицинское обслуживание и прочие.
Доходы должны создавать условия для поддержания определенного уровня жизни. Понятие «уровень жизни» можно определить как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребности людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает и такие потребности, как условия труда, образование, здравоохранение, качество питания, жилье и т. д. [13, c.25]
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход (NT) — количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.
Располагаемый доход (DI) — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т. е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальный доход (RI) — представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен.
Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.
Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.
Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, — в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).
Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода — показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей.
Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае — при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но «рыночными» они, строго говоря, не являются. [3, c.56]
Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных — для других людей — усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым «другими людьми» спросом. Взаимодействие спроса и предложения — объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.
2. Бюджет семьи
2.1 Потребительские бюджеты Существует бюджет минимальной материальной обеспеченности, бюджет для средней семьи, бюджет высокого достатка, бюджет для пенсионеров и других групп населения.
Минимум материальной обеспеченности — это прожиточный минимум, или «черта бедности». Все группы населения, живущие за «чертой бедности», считаются бедняками. Черта бедности в значительной степени повышается за счет роста объемов цен и не отражает роста объемов потребления. Состав потребительской корзины (продукты питания) в Российской Федерации в 2012 г. (Таблица 1)
Таблица 1. Потребительская корзина в РФ
Наименование продукта | Объем потребления в среднем в расчете на одного трудоспособного человека | |||
в год | в месяц | в день | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку), мука, крупа, бобовые, кг | 133,7 | 11,1 | 0,37 | |
Картофель, кг | 107,6 | 9,0 | 0,3 | |
Овощи и бахчевые, кг | 89,4 | 7,5 | 0,25 | |
Фрукты свежие, кг | 16,7 | 1,4 | 0,05 | |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, кг | 20,3 | 1,7 | 0,056 | |
Мясопродукты, кг | 37,2 | 3,1 | 0,1 | |
Рыбопродукты, кг | 16,0 | 1,3 | 0,044 | |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, кг | 210,7 | 17,5 | 0,6 | |
Яйца, шт. | 0,5 | |||
Масло растительное, маргарин и другие жиры, кг | 12,0 | 1,0 | 0,03 | |
Прочие продукты (соль, чай, специи), кг | 4,9 | 0,4 | 0,014 | |
Помимо продуктов питания в минимальную потребительскую корзину входят также непродовольственные товары (например, количество чулочно-носочных изделий на одного трудоспособного человека определено 5шт. в год, школьно-письменных товаров для взрослого населения — 3шт. в год, на детей — 27шт.) и услуги (оплата жилья, включая услуги ЖКХ, транспортные услуги и другие виды услуг, на которые предусмотрено 15% от величины расходов на все услуги). По мнению ученых, российская минимальная потребительская корзина составляет 30% биологической нормы выживания. По официальной статистике в России 20% населения в 2012 г. жили за чертой бедности. Кроме абсолютной черты бедности в экономике рассчитывают и ее относительную величину, которая определяется социальными и культурными условиями. Например, в США также считается, что 20% населения относится к бедным. Однако бедняками в этой стране считается семья из трех человек, при условии что ее ежегодный доход не превышает 17 тыс. долл. (1400 долл. в месяц).
Бюджет для средней семьи определяется по доходам среднего класса. В комплект потребительской корзины для этой категории населения входят дом, автомобиль, дача, современный дизайн жилья, возможность путешествовать, обучать детей, наличие ценных бумаг и драгоценностей. Средний класс составляют состоятельные люди, т. е., образно говоря, все небогатые и небедные. В мировой практике развитыми принято считать государства, в которых население на питание тратит не больше 20% доходов. В России же бедные на питание тратят все, что получают, а средний класс — больше 30%.
К богатым в России относят тех людей, в чьих семьях отношение доходов 10% семей с самым высоким достатком к доходам 10% семей с самым низким достатком называется децильным, или структурным, коэффициентом. В 2012 г. он составлял по стране 14, в частности по Москве — 45 (для сравнения: в Японии он равен 6, в Германии — 7).
2.2 Источники формирования доходов семьи Все семейные доходы подразделяются на два вида: денежные и натуральные.
Основными доходами семьи обычно являются денежные, которые, в свою очередь, можно разделить на четыре группы.
Первая и основная группа семейных денежных доходов — это оплата труда членов семьи на предприятиях, в учреждениях, организациях. Оплата труда включает в себя основную заработную плату, все доплаты и вознаграждения за труд.
Вторая группа денежных доходов семьи состоит из пенсий, пособий, стипендий и других социальных и страховых выплат членам семьи государством, предприятиями, учреждениями и организациями.
Третья группа семейных денежных доходов — прочие доходы, к которым относятся всевозможные вознаграждения за нетрудовую деятельность (за донорскую помощь, возврат находки, обнаружение клада), наследство, полученные подарки, премии (за исключением премий по результатам труда), алименты на содержание детей и родителей, другие выплаты и компенсации по решению суда.
Четвертая группа денежных доходов семьи — это доходы от домохозяйственной и предпринимательской деятельности членов семьи, подразделяющиеся на четыре подгруппы:
1) доходы от реализации сельскохозяйственной продукции личного подсобного хозяйства и семейного огородничества;
2) доходы от операций с домашним имуществом (продажа и сдача в аренду земельных участков и помещений, продажа и сдача напрокат машин, оборудования, мебели и др.);
3) полученные кредиты и другие доходы от финансово-кредитных операций (проценты, дивиденды по вкладам, акциям, от продажи ценных бумаг, предоставления кредита и т. п.);
4) доходы от предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимательства, крестьянского (фермерского) хозяйства и от частных предприятий членов семьи).
Денежные доходы могут быть как в гривнах, так и в валюте (долларах США, немецких марках, французских франках и т. п.). Для суммирования денежных доходов в валюте с доходами в гривнах денежная единица валюты переводится в гривны по курсу, объявленному Национальным банком Украины на дату получения дохода в валюте.
Натуральные доходы семьи могут быть в виде различной продукции собственного домохозяйства, готовой продукции предприятий, выдаваемой ими в счет заработной платы, а также различные материально-вещественные ценности, получаемые членами семьи в порядке пособия, пожертвования, дарения и т. п. Натуральные доходы при их суммировании с денежными доходами оцениваются по средним рыночным ценам в данном регионе на дату получения этих натуральных доходов.
Все суммированные денежные и натуральные доходы также подразделяются на несколько видов в зависимости от степени полноты их исчисления. Наиболее полными являются совокупные доходы семьи, представляющие собой сумму всех денежных и натуральных доходов всех членов семьи. Все денежные и натуральные доходы семьи, которые подлежат налогообложению, называются совокупными налогооблагаемыми доходами. А совокупные доходы за вычетом всех налогов и обязательных платежей составляют располагаемые или чистые доходы, поступающие в полное распоряжение семьи.
Все денежные доходы, оцениваемые в гривне, по их покупательной способности и реальности подразделяются на номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы семьи — это ее доходы, выраженные денежной суммой на момент их получения. Реальные доходы характеризуют их покупательную способность — количество товаров и услуг, приобретаемое на эти доходы. Покупательная способность денежных доходов семьи определяется количеством товаров, которые можно приобрести на эти доходы.
2.3 Налоги семьи В экономической науке все конечные расходы семейного бюджета принято делить на три основные группы:
1) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);
2) налоги и другие обязательные платежи;
3) денежные накопления и сбережения.
Преобладающей по величине является первая группа, так как она связана с удовлетворением личных потребностей. Налоги и другие обязательные платежи уменьшают сумму средств, которые семья может потратить на потребительские цели.
Величина расходов семьи на покупку товаров и услуг зависит от уровня розничных цен, потребности семьи в конкретных благах, объема ее денежных доходов, а также от суммы налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых семьей. Снижению расходов семьи на покупку товаров и услуг способствует удовлетворение части потребностей за счет натурального самообеспечения путем производства продуктов питания в личном подсобном хозяйстве. Уменьшают текущие потребительские расходы также наличие запасов продуктов, одежды, высокая обеспеченность предметами длительного пользования за счет расходов предыдущих периодов. С другой стороны, значительно увеличить объем покупок (товаров и услуг) может использование имеющихся денежных сбережений, покупка товаров в кредит и на деньги, взятые в долг.
Среди потребительских расходов на долю товаров в настоящее время приходится 65% этой группы расходов, а на долю услуг — 14%. С ростом благосостояния семьи, как правило, повышается удельный вес расходов на услуги.
Ориентировочное представление о современной структуре расходов средней украинской семьи на покупку товаров дает структура розничного товарооборота. Преобладают расходы на покупку продуктов питания (55%), среди которых основное место занимают мясопродукты, алкогольные напитки, хлебобулочные изделия. Среди непродовольственной сферы наибольший удельный вес имеют одежда, ткани, обувь (15,7%), культтовары. В современной структуре платных услуг, предоставляемых населению, почти ¾ приходится на услуги пассажирского транспорта, сферы бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.
Структура потребительских расходов резко различается в семьях с разным уровнем душевого дохода. У бедных семей покупка товаров в основном концентрируется на продовольственных (причем преимущественно дешевых) товарах, затраты на услуги — главным образом на тех, которые плохо поддаются сохранению (на пассажирский транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство). В семьях с высоким доходом — все наоборот.
Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые с предприятий и организаций (юридических лиц) и граждан (физических лиц), являются основными источниками общегосударственных, региональных и местных (городских, районных и т. п.) расходов, необходимых для содержания государственных и местных органов власти и управления, вооруженных сил, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, просвещения, науки, культуры, искусства, для выплаты пенсий, пособий, субсидий, компенсаций пенсионерам, инвалидам, студентам, учащимся, малообеспеченным и многодетным семьям и другим категориям граждан, нуждающимся в материальной поддержке и помощи. Без налогов не может существовать ни одно государство. Без налогов не может быть и социально справедливого общества. Чем выше налоги, тем богаче казна государства и больше у него возможностей в материальном обеспечении престарелых, больных и бедных людей.
С позиции граждан-налогоплательщиков все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги, о которых речь пойдет ниже, это лишь небольшая часть всех налогов, уплачиваемых гражданами. Основная доля всех налогов, идущих в конечном счете от налогоплательщиков в государственную казну, приходится на невидимые ими косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и оплачиваемые при его покупке. Розничные цены товаров включают в себя налог на добавленную стоимость, социальный налог, таможенные пошлины, налоги на доходы и имущество предприятий и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.
В конечном счете, граждане, налогоплательщики и покупатели, уплачивая прямые и косвенные налоги, покрывают все общегосударственные, региональные и местные расходы. И каждый из налогоплательщиков имеет моральное и юридическое право требовать от государства и органов местной власти обеспечения и защиты своих законных интересов.
В настоящее время в стране происходит процесс упорядочения налоговой системы, направленный на сокращение общего числа налогов и обеспечение надежности их исчисления и уплаты.
Анализ действующей системы налогообложения РФ показывает, что наиболее существенные последствия неучета семейных обстоятельств наблюдаются в отношении подоходного налога с граждан, и изменение системы налогообложения в первую очередь должно осуществляться в части подоходного налога.
Для достижения целей представляется необходимым:
1. освободить от налогообложения доходы, необходимые для поддержания жизнедеятельности граждан и их семей (в том числе иждивенцев) и обеспечивающие достойное существование на уровне минимальных социальных стандартов;
2. учесть при налогообложении и налоговом контроле факторы первичного перераспределения доходов внутри семьи (домохозяйства), направления расходов на общие нужды семьи (домохозяйства), распределения функций по ведению хозяйства между членами семьи (домохозяйства);
3. привести в соответствие порядок налогообложения и характер владения имуществом домохозяйства;
4. учитывать при налогообложении различия в составе семей, структуре доходов и расходов.
Предлагаемые меры реализации задач:
1. переход к совместному налогообложению супружеских пар с учетом режима собственности супругов;
2. предоставление возможности присоединения доходов детей, нуждающихся родственников и иных материально зависимых лиц к доходу налогоплательщиков (супругов или лица, не состоящего в браке), с целью максимально полного использования прав на льготы и вычеты;
3. переход от фиксированных вычетов к вычетам, учитывающим инфляцию;
4. увеличение размеров вычетов до уровня определенных минимальных социальных стандартов;
5. дифференциация вычетов в зависимости от особенностей состава группы;
6. расширение перечня необходимых расходов семьи, не подлежащих налогообложению, приведение перечня расходов в соответствие государственным социальным стандартам;
7.
введение
шкалы подоходного налога, учитывающего семейное состояние.
Достижение поставленных целей, разработка принципов и правил семейного налогообложения требует разрешения следующих вопросов:
1. Выделение областей налоговых отношений, где учет семейных обстоятельств представляется необходимым;
2. Установление круга лиц, в отношении которых изменяется порядок налогообложения.
3. Определение понятий: «семьи» («домохозяйство»), «иждивенец», «дети» (возраст, родные и усыновленные).
4. Оценка необходимости учета характера проживания членов семьи (домохозяйства) (совместное, раздельное).
5. Учет характера совместного владения имуществом. Порядок определения совладельцев.
6. Порядок установления статуса семьи (домохозяйства), установления фактических обстоятельств, имеющих значение для целей налогообложения. Определение перечня необходимых документов.
7. Оценка возможного влияния порядка налогообложения и предоставления льгот на состав семей (домохозяйства) в целях налогообложения.
8. Установление налогового статуса членов семьи (домохозяйства), определение налогоплательщика, выбор схемы налогообложения.
3. Потребительское поведение домашних хозяйств
3.1 Поведение покупателей Потребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т. е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены —на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.
Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т. д.
Предпочтения людей достаточно трудно учитывать также по причинам так называемых эффектов покупательских взаимовлияний. Например, в поведении покупателей иногда имеет место «эффект подражания», когда покупки делаются только потому, что их приобрели другие (например, соседи Ивановы, друзья Петровы и т. д.) Известен также «эффект сноба», когда покупки делаются «наоборот, вопреки тому, что предпочитают другие». Исследованиями выявлен также «эффект демонстрации исключительности», т. е. когда покупателем подчеркнуто и демонстративно делаются престижные покупки дорогих товаров, которые служат не столько для потребления, сколько для того, чтобы «произвести впечатление» исключительностью своих возможностей.
Большинство предпочтений не относятся к числу факторов ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей. Например, покупатель всегда предпочитает большее количество товаров меньшему их количеству при той же цене; качественные товары более предпочтительны, чем некачественные или устаревшие; экологически чистые товары также более предпочтительны при одинаковой цене и прочих равных условиях. Покупательские предпочтения можно сфокусировать по конкретным группам потребителей (молодежная, детская, мужская, женская, пенсионерская группы в товарных закупках); по товарным ассортиментам (зимнем и летнем, промышленным и продовольственным, услугам материальным и нематериальным и т. д.). Однако и в этих случаях требуются некие конкретные основания для того, чтобы установить реальные основания для движения цен по товарным и покупательским группам.
Можно сгруппировать потребительские предпочтения в виде ассортиментных товарных наборов, покупаемых практически всеми группами населения в сравнительно короткие периоды времени (как например, неделя, месяц, квартал, год), куда входят наиболее употребляемые товары, хотя и в различной их комбинации.
Однако и в этом случае варианты и наборы товаров должны быть приведены к некоему «общему знаменателю», делающему их реально покупаемыми по текущим ценам. Очевидно, что таким «знаменателем» выступает доход потребителей в рассматриваемый текущий период. Доход выступает как фактор спроса вообще и гипотетического распределения потребительских предпочтений, в частности, по таким группам товаров, как одежда и продукты.
С точки зрения процесса формирования спроса и определения цен предлагаемых к продаже товаров, уровень дохода потребителей выступает одним из наиболее реальных, поддающихся более или менее точному учету факторов. Однако это еще не означает, что покупатель распределит собственный доход именно так, как показано в таблице или как хотел бы предприниматель, устанавливая рыночные цены товаров. Равнозначную сумму денежного дохода одни покупатели могут распределить между питанием и одеждой, предавая меньшее или большее значение каждому виду товаров. Другие — покупают одежду и услуги так, чтобы какую-то часть дохода сэкономить, сократив до минимума расходы. Третья группа покупателей «не укладывается» в рамки своего дохода и, видимо, будет обращаться к займу денег для оплаты своих покупок Экономическая теория.
3.2 Потребление, сбережения и инвестиции Весь продукт, созданный в обществе, предназначен для потребления. Потребление — индивидуальное и совместное использование благ, нацеленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Потребление населения — ведущий показатель развития экономики, так как на него приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы — важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения людей, их потребительские ожидания.
С потреблением тесно связаны сбережения. Сбережения — это временно отложенное потребление. Оно возникает тогда, когда доход и потребление не совпадают между собой. Причиной, побуждающей фирмы не использовать полностью полученный доход, а сберегать и накапливать его, является их инвестиционная активность с целью расширения бизнеса.
Мотивы сбережения у домохозяйств более разнообразны и связаны с психологическими особенностями людей.
Размеры, как потребления, так и сбережения зависят от получаемого дохода и лимитируются им.
Зависимость потребляемой и сберегаемой частей дохода от его общей величины принято называть функциями потребления и сбережения.
Психология людей оказывает существенное влияние на использование дохода, поэтому в экономической теории применяются показатели средней склонности к потреблению и сбережению:
Средняя склонность = потребление © / доход (у) Ч100%
к потреблению (АРС) Средняя склонность = сбережения (S) / доход (у) Ч100%
к сбережению (APS)
За средней склонностью населения к потреблению и сбережению стоят колебания, как дохода, так и настроений людей, поэтому важно знать, как человек реагирует на изменение его доходав сторону увеличения потребления или сбережения? Для этой цели применяются, соответственно, показатели предельной склонности к потреблению и сбережению.
Величины МРС и МРS всегда колеблются в пределах прироста дохода — в этом проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость.
а) МРС + МРS = 1;
6)1 — МРС = МРS;
в) 1 — МРS = МРС.
Корректирующее воздействие на МРС и МРS, помимо дохода, оказывают:
— уровень цен;
— налогообложение;
— накопленное имущество
Мотивами сбережения домашних хозяйств являются:
— покупки дорогостоящих товаров и туризм;
— обеспечение в старости;
— страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т. д.);
— обеспечение детей в будущем и т. п.
Источником инвестиций являются сбережения. Проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими агентами (субъектами), а инвестиции могут осуществлять совсем другие хозяйствующие субъекты. Сбережения широких слоев населения (рабочих, учителей, врачей и т. д.) являются источником инвестиций, но сами эти лица не осуществляют капиталовложения или инвестирование. Другим источником инвестиций являются накопления функционирующих в обществе фирм (промышленных, сельскохозяйственных и др.). Здесь понятия «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Однако роль сбережений домашних хозяйств весьма значительна и несовпадение процессов сбережения и инвестирования вследствие указанных различий может приводить экономику в состояние, отклоняющееся от равновесия.
К факторам, определяющим динамику инвестиций, относятся:
1. ожидаемая норма прибыли;
2. реальная ставка банковского процента;
3. уровень налогообложения;
4. изменения в технологии производства;
5. наличный основной капитал;
6. экономические ожидания;
7. динамика совокупного дохода.
Охарактеризуем наиболее важные из перечисленных факторов. Во-первых, процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены. Во-вторых (и это тесно связано с первым обстоятельством), инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень банковской процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода или фабрики, а может и разместить свои денежные ресурсы в банке. Если норма банковского процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма банковского процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели и домашние хозяйства будут осуществлять проекты капиталовложений.
3.3 Бюджетные ограничения и покупательная способность
Теория потребительского поведения логично и закономерно рассматривает, прежде всего, категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.
В любой данный момент времени личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную денежную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т. д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. В данном случае на индивидуальном уровне каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах.
Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах, цену. Потребительские цены, как и денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывая их с личным бюджетом покупателя.
Рост или снижение бюджетных ограничений потребителя представляют собой изменения, которые обычно называют номинальным и реальным уровнем дохода, определяющего благосостояние людей. Так, номинальный доход — это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей.
Реальный доход — это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах. Покупатели их ощущают в виде реальных возможностей и ограничений личного бюджета. Чаще всего это происходит в виде частичного изменения цен на отдельные товары или товарные группы. Так, рост даже отдельных цен усиливает бюджетные ограничения, снижает возможности покупок и уровень благосостояния. И наоборот, любое даже частичное снижение цен отдельных товаров снимает ограничения личного бюджета потребителя, увеличивает возможности благосостояния.
Ограниченность личного бюджета и стремление более рационально его распределить при различных и подвижных ценах вынуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета. Полезность товара — это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности покупаемых товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности.
Если покупатель убежден, что полезность товара соразмерна с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наибольшее удовлетворение. Поскольку будет возрастать и суммарный объем этой полезности, то покупатель, возможно, продолжит закупки этого товара.
Заключение
Семья — основное звено формирования и накопления человеческого капитала. Функции семьи на всех стадиях формирования и реализации человеческого капитала взаимосвязаны между собой. Они имеют целевую направленность на накопление и возмещение затрат, связанных с созданием человеческого капитала и развитием предпринимательского потенциала. Поэтому для изучения экономического роста на длительные периоды в самых различных странах понятие капитала и накопления капитала следует расширить, чтобы включить капиталовложения в здравоохранение, образование и обучение самих людей, т. е. капиталовложения в человека.
На современном этапе развития высоких технологий и информатизации общества повышается значение рекреационной функции семьи, поскольку человек, интенсивно работающий, должен иметь больше возможностей для восстановления работоспособности в здоровой среде обитания.
Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т. д.
Потребление населения — ведущий показатель развития экономики, так как на него приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы — важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения людей, их потребительские ожидания.
С потреблением тесно связаны сбережения. Сбережения — это временно отложенное потребление. Оно возникает тогда, когда доход и потребление не совпадают между собой. Мотивы сбережения у домохозяйств более разнообразны и связаны с психологическими особенностями людей.
Рост или снижение бюджетных ограничений потребителя представляют собой изменения, которые обычно называют номинальным и реальным уровнем дохода, определяющего благосостояние людей. Так, номинальный доход — это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей.
Экологические блага, а если точнее — пригодная для жизни человека природная среда, наравне с производством экономических благ, есть важнейшее условие для жизни человека. Ущерб, нанесенный здоровью ухудшением природной среды в результате хозяйственной деятельности, войн и т. д., нельзя возместить за счет наращивания производства материальных благ.
Домашний труд — форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком; отличается по объему и содержанию для домохозяйств, состоящих из одного человека или семьи, в квартире или доме с садом; имеет несколько стадий, соответствующих стадиям жизненного цикла семьи или домохозяйства; может осуществляться членами семьи или наемным работником.
Критерием выделения домохозяйств различных типов является модель занятости женщин: полная занятость, частичная занятость и незанятость в общественном производстве. Чем активнее женщина включается в процессы на рынке труда, тем менее она участвует в домашнем труде. Мужья этих женщин, последовательно увеличивающих свое «домохозяйственное» участие, наоборот, последовательно снижают количество времени, затраченное ими на домохозяйственную деятельность.
1. Бартов В. Ф., Седов В. В. Концепции взаимодействия экономики и природы. — М.: Мысль, 2007.
2. 2. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. — 2008. — № 16.
3. Борисов Е. Ф. «Хрестоматия по экономической теории» — М., 2007 г.
4. Горелов Н. А. «Политика доходов и качество жизни населения» — Изд. «Питер», 2009 г.
5. Делягин М. Повышение благосостояния населения как стратегическое направление развития // ВЭ. — 2006. — № 5.
6. Добрынин А. И., Салов А. И. Экономика. — М.: Юрайт, 2008.
7. Жербин В. М., Романов А. Н. «Экономика домашних хозяйств» — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008 г.
8. Камаев В. Д., Ильчиков М. З., Борисовская Т. А. «Экономическая теория» — М.: Кнорус, 2007 г.
9. Левин Б. М., Петрович М. В. Экономическая функция семьи. — М.: Финансы и статистика, 2009
10. Попов А. И. «Экономическая теория» — Изд.: «Питер», 2010 г.
11. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары. М.: Академия, 2009
12. Чернов А. Ю. «Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета» — М.: «Перспектива», 2007 г.
13. Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В. И. и др. — М.: ИНФРА-М, 2009.
14.. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В. Д. — М.: ВЛАДОС, 2008.
15. Юрьева Т. В. «Социальная экономика» — Изд.: «Дрофа», 2007 г.