Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие промышленных кадров на советском предприятии. 
1929 – середина 1960-х гг.: социокультурный аспект (на материалах Горьковского автозавода)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пересмотр официальной истории рабочего класса в 1990;е годы привел к тому, что «разработки в этой области превратились из престижных в крайне непопулярные и гонимые"1. В результате произошло резкое сокращение количества работ по истории рабочего класса. Вместе с тем, «архивная революция» 1990;х годов позволила в новом свете увидеть картину советской действительности. Многие темы и проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Введние
  • Глава 1. Историография проблемы и характеристика источников
    • 1. Историография проблемы
    • 2. Источники
  • Глава 2. Производство и трудовые отношения на Горьковском автозаводе. 1929 — середина 1960-х годов"
    • 1. Становление и развитие массово-поточного производства на автозаводе
    • 2. Организация труда и производственные отношения
  • Глава 3. Количественные и качественные изменения в структуре промышленных кадров Горьковского автозавода 1929 — 1965 гг
    • 1. Становление и развитие трудовых ресурсов предприятия в 1930-е гг
    • 2. Изменения в системе промышленных кадров завода в годы Великой Отечественной войны
    • 3. Трудовой коллектив Горьковского автозавода в 1945—1965 гг.
  • Глава 4. Формирование и развитие социокультурной сферы предприятия
    • 1. Становление и развитие социокультурной среды Горьковского автозавода в 1930-е годы
    • 2. Социальное развитие коллектива автозавода в годы Великой Отечественной войны
    • 3. Социальная сфера Горьковского автозавода в послевоенный период
  • Глава 5. Власть и советские трудящиеся. Общественно-политические процессы и настроения автозаводцев
    • 1. Власть, рабочие и инженеры в годы первых пятилеток
    • 2. Власть и общество в чрезвычайных условиях войны
    • 3. Власть и советские трудящиеся в 1945 — 1965 гг

Формирование и развитие промышленных кадров на советском предприятии. 1929 – середина 1960-х гг.: социокультурный аспект (на материалах Горьковского автозавода) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью обобщения опыта социокультурного развития трудовых коллективов советских промышленных предприятий. Изучение количественных и качественных изменений в структуре промышленных кадров, образа жизни рабочих и инженеров, их общественно-политической активности является необходимым условием для создания объективной картины истории советского общества.

Пересмотр официальной истории рабочего класса в 1990;е годы привел к тому, что «разработки в этой области превратились из престижных в крайне непопулярные и гонимые"1. В результате произошло резкое сокращение количества работ по истории рабочего класса. Вместе с тем, «архивная революция» 1990;х годов позволила в новом свете увидеть картину советской действительности. Многие темы и проблемы, до этого момента пребывавшие в забвении, обрели научную жизнь. В последние годы начался процесс возрождения интереса к рабочей истории. Сегодня речь идет не только о новом прочтении истории трудовых коллективов, но и о всестороннем и полноценном их изучении на основе репрезентативного комплекса источников с использованием различных методов и подходов. Научная необходимость разработки темы обуславливается также и тем обстоятельством, что в советской историографии зачастую не исследовались многие аспекты истории отдельных предприятий. Эта история определялась как «мелкотемье». В настоящее время становится очевидным, что изучение конкретных трудовых коллективов в качестве определенной целостной социокультурной системы, постоянно эволюционирующей и находящейся в диалектическом взаимодействии с другими системами, позволяет выявить и понять многие.

1 Соколов А. К. Драма рабочего класса и перспективы рабочей истории в современной России // Социальная история. Ежегодник, 2004. — М.: «РОССПЭН», 2005. — С. 17. 4 сложные процессы, происходившие в советском обществе, осмыслить исторический опыт советского периода отечественной истории. Локальные, микроисторические исследования, традиционно тяготеющие больше к социально-исторической проблематике, являются одним из перспективных направлений современной российской историографии. Важность избранной темы подтверждается обращением к проблемам истории конкретных трудовых коллективов современных исследователей. А. К. Соколов, A.M. Маркевич, C.B. Журавлев, М. Ю. Мухин и другие на материалах отдельных заводов рассмотрели многие актуальные проблемы советской истории. В частности, в рамках российско-голландского исследовательского проекта «Мотивация труда в российской промышленности, 1861 — 2000 гг.: вознаграждение, побуждение и принуждение» на основе изучения конкретных трудовых коллективов был проанализирован исторический опыт стимулирования трудовой активности, в том числе — в советской промышленности.

Актуальность изучаемой проблемы определяется еще и тем, что кадры Горьковского автозавода, с точки зрения социокультурных характеристик, являются типичным трудовым коллективом новых промышленных предприятий. Вместе с тем, трудовые ресурсы Горьковского автозавода имели свою специфику, связанную с производственными особенностями машиностроительного предприятия, его масштабами, характером организации труда и так далее. Все это также подтверждает научную значимость темы настоящего исследования. О необходимости изучения истории завода как целостной социокультурной производственной системы свидетельствует и то обстоятельство, что завод являлся крупнейшим машиностроительным предприятием в СССР, в его истории отражаются многие тенденции развития мирового производства. Все вышесказанное указывает на актуальность и необходимость научного исследования избранной темы.

Такое исследование, несомненно, имеет общественный интерес и значимость, стимулируемые современными условиями развития промышленного производства и модернизации экономики страны. И сегодня рабочие, составляющие в начале XXI века более 40% всего экономически активного населения страны, занимают заметное место в структуре общества, являясь одним из важнейших факторов экономического, политического и культурного развития России. Вместе с тем, в 1990;е годы в общественном сознании наметились тенденции, связанные с девальвацией таких ценностей, как «труд», «трудовые коллективы», «рабочий класс». Изменились принципы организации труда и системы трудовых отношений, заметно упал престиж рабочих и инженерных профессий. Однако современные реалии движения России по пути инновационного развития и модернизации требуют осмысления исторического опыта решения этих вопросов в отечественной истории XX века. Сложное современное состояние российского автомобилестроения также актуализирует изучение процессов становления и развития автомобильной промышленности и ее трудовых коллективов в советский период отечественной истории.

Итак, развитие новых направлений и методов в исторической науке, позволяющих на основе «макро» и «микро» подходов создать объективную картину становления и функционирования трудовых коллективов как целостной социокультурной системы, а также необходимость обращения к историческому опыту для решения практических задач делают тему исследования актуальной как с научной, так и общественной точек зрения.

Объектом исследования является трудовой коллектив Горьковского (Нижегородского) автомобильного завода — крупнейшего машиностроительного предприятия Советского Союза. Под трудовым коллективом понимается определенная группа людей, функционирующая как единая социокультурная система, имеющая сложные внутренние и внешние взаимосвязи производственно-технического, общественно-политического и культурно-бытового характера. Трудовой коллектив включает в себя рабочих, инженерно-технических работников, руководителей, а также младший обслуживающий персонал, служащих. Его составной частью выступают различные общественные объединения, партийная, комсомольская, профсоюзная организации. Субъекты трудового коллектива связаны между собой единством целей, а также экономическими, политическими и культурными интересами.

Предметом исследования является процесс становления, формирования и развития промышленных кадров Горьковского автозавода в его социокультурном аспекте.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1929 года до середины 1960;х годов. Нижняя граница работы обусловлена началом строительства Горьковского автозавода и формирования его промышленных кадров. Верхняя граница связана с завершением определенного социально-экономического и политического этапа в индустриальном развитии страны и переходом к следующему этапу — периоду «развитого социализма».

Территориальные рамки работы определяются изменениями в структуре Горьковского автозавода. В период проектирования и строительства предприятия (1929 — 1932 гг.), кроме основной площадки в г. Нижнем Новгороде, действовали его представительства в Москве и Детройте (США). В его структуру входили завод КИМ (1933 — 1939 гг.), «Красная Этна» (1933 -1938 гг.) и автосборочный завод № 1 (1930;1933 гг.), автобусный завод (1939 -1946 гг.), Кременчугский автосборочный завод (1937 — 1941 гг.), Омский автосборочный завод (1936;1941 гг.), Ростовский автосборочный завод (1935.

1940 гг.), Ташкентский автосборочный завод (1937 — 1939 гг.), завод № 466 (1940 -1942 гг.), которые и составляли территориальный ареал ГАЗа.

Степень изученности темы. Анализ работ исследователей темы позволяет выявить два этапа в развитии историографии проблемы — советский (с 1930;х до начала 1990;х годов) и современный (с начала 1990;х годов до сегодняшнего времени). Подробный анализ историографии темы дан в Первой главе диссертации.

Изучение историографии позволило сделать вывод о необходимости специального, комплексного исследования проблемы, определить неизученные или слабоизученные аспекты темы, обосновать поставленные цели и задачи исследования, новизну полученных результатов.

Цель работы — комплексное, системное изучение на материалах Горьковского автозавода процесса становления и социокультурного развития трудового коллектива советского промышленного предприятия как одной из структур советской промышленности в эпоху индустриального развития. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. дать общую характеристику процесса становления и развития производства на Горьковском автозаводе;

2. выявить особенности производственной культуры, системы мотиваций и организации труда, производственных отношений на автогиганте;

3. проследить количественные и качественные изменения в структуре трудового коллектива предприятия;

4. рассмотреть специфику процессов становления и развития социальной инфраструктуры Горьковского автозавода (в том числе — Социалистического города);

5. определить характер развития культурно-просветительской сферы предприятияреконструировать образ жизни рабочих и инженеров завода;

6. показать особенности взаимодействия власти и трудящихся на микроисторическом уровне;

7. проследить реакцию автозаводцев на процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности, что предполагает рассмотрение изучаемых явлений в их развитии и взаимозависимости. Следует подчеркнуть, что комплексное изучение проблемы потребовало расширения традиционных (формационных) методологических установок и их корректного сочетания с модернизационным подходом. Теория модернизации рассматривает процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в том числе — через призму масштабных сдвигов в социальной структуре страны, изменений ее культурного ландшафта, связанного с урбанизацией и ростом промышленности. Кроме того, теория модернизации раскрывает процесс «догоняющего развития» России в отношении ведущих западных стран.

Важным методологическим аспектом исследования является рассмотрение прошлого с позиции социальной истории, включающей в себя рабочую историю, историческую антропологию, биографическую историю, историю частной жизни, историю эмоций и другие. Особо следует отметить такое направление, как история повседневности, позволяющее реконструировать жизнь «рядового» рабочего и «среднего» инженера, изучить «человека в труде и вне его». Этот подход дает возможность рассмотреть прошлое с позиции «обычных людей», детальнее раскрыть социальную практику.

Исследование опирается как на общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.), так и на приемы конкретно-исторической методологии. Историко-генетический метод позволил проследить этапы социокультурного развития трудового коллектива, выявить процессы, связанные с эволюцией производственных отношений. Историко-сравнительный метод дал возможность сравнить исследуемые исторические события с другими и выявить закономерности, происходившие в жизни трудового коллектива Горьковского автозавода. Историко-типологический метод способствовал выделению и упорядочению изучаемых явлений на качественно определенные типы на основе присущих им общих черт и признаков. Структурно-системный метод позволил рассмотреть промышленные кадры Горьковского автозавода как целостную сложную систему социокультурных взаимосвязей. В исследовании использовались методы количественного анализа, позволившие раскрыть количественные и качественные изменения в структуре трудового коллектива автозавода. Кроме того, в работе применялись проблемно-хронологический и другие методы, позволившие комплексно изучить сложный процесс социокультурного развития промышленных кадров Горьковского автозавода.

Использование указанных подходов, принципов и методов при изучении проблемы позволило решить основные задачи исследования.

Источнике вая база исследования представлена сложным комплексом исторических материалов, содержащих разностороннюю информацию по теме исследования. Она отражена в следующих группах источников: в нормативно-правовых актах, делопроизводственной документации партийных и советских органов власти, документах руководителей партии и правительства, в статистических материалах, в данных социологических опросов, в периодической печати, в источниках личного происхождения, в художественной литературе, в кино-фотодокументах, в памятниках изобразительного искусства. В целом, круг источников представляется репрезентативным для решения исследовательских задач. Подробный анализ источникового комплекса дан в Первой главе диссертации.

Научная новизна. Данная работа является одним из первых в отечественной историографии комплексных исследований особенностей социокультурного развития трудового коллектива советского промышленного предприятия. На материалах Горьковского автозавода проанализирован процесс становления промышленных кадров как единой социокультурной системы. При этом изучены производственная система автозавода, номенклатура и объем выпускаемой продукции, трудовые отношения, система мотивации труда, производственная культура. В научный оборот введены новые, полные данные о количественных и качественных изменениях, происходивших в структуре нового советского трудового коллектива, сформировавшегося в условиях первых пятилеток. С позиций социальной истории показано материально' бытовое положение советских трудящихся, реконструирован в основных моментах образ их жизни. Впервые в отечественной историографии проанализирован процесс создания и развития Социалистического города автозавода, оказавшего влияние на эволюцию урбанистической модели социального взаимодействия не только в Советском Союзе, но и в странах Восточной и Центральной Европы. В результате проведенного исследования была уточнена датировка памятников архитектуры местного и федерального значения в Соцгороде автозавода, впервые даны их подробные характеристики и описания. Существенную научную новизну имеют результаты анализа на микроисторическом уровне процесса взаимодействия власти и трудового коллектива, позволившие раскрыть динамику развития общественных настроений трудящихся, реакцию автозаводцев на важнейшие события политической и общественной жизни страны в разные периоды ее истории.

Новизна работы определяется также и тем, что поставленные задачи решались на основе нового разнопланового источникового комплекса, документальных материалов, ранее недоступных исследователям. В научный оборот был введен значительный массив неопубликованных архивных документов, которые раскрывают все важные аспекты социокультурного развития трудового коллектива советского промышленного предприятия.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Горьковский автозавод являлся ведущим автомобилестроительным предприятием Советского Союза, был важнейшим промышленным объектом страны по производству военной и специальной техники. С началом его работы в стране возникло массово-поточное производство автомобилей. На предприятии сложилась советская автомобильная конструкторская школа. Продукция ГАЗа составляла основу автомобильного парка СССР.

2. ГАЗ — первое предприятие автомобильной отрасли страны с конвейерной системой организации труда, в основе которой лежали принципы производственной системы компании «Форд». В советских условиях они подверглись значительной корректировке. В предвоенный период и в годы войны происходят изменения в системе мотивации труда: наряду с принуждением возрастает роль морально-нравственного фактора. В послевоенный период важнейшими механизмами повышения производительности труда стали хозрасчет и движение за коммунистический труд.

3. По концентрации трудовых ресурсов ГАЗ являлся крупнейшим машиностроительным предприятием страны. Рабочие автозавода представляли собой типичную категорию трудящихся промышленных новостроек первой пятилетки. Преимущественно — это были вчерашние крестьяне. Они отличались по своим социальным параметрам, культуре труда, образу жизни от коллективов заводов старых (таких, как Сормово). Трудовые ресурсы автозавода имели свою специфику: во-первых, часть специалистов прошла обучение на заводах «Форда», составив основу высококвалифицированных кадров автомобилестроительной отрасли страны, во-вторых, на автозаводе работала большая группа иностранцев, которые привносили на завод западную культуру. В годы войны коллектив обновился за счет неквалифицированных рабочих. В 1950;е — начале 1960;х годов завершилось формирование кадров с точки зрения их социокультурных характеристик (уровня образования, профессиональных качеств, образа жизни).

4.Соцгород автозавода стал одним из важнейших урбанистических проектов периода индустриализации. В его основе лежали идеи создания уникальной модели города как единой социокультурной среды, в которой будет формироваться новый советский человек. Рабочий город автозавода рассматривался в качестве экспериментальной площадки по созданию социалистической модели организации общества. Из-за нехватки финансовых и трудовых ресурсов, и, прежде всего, из-за начавшейся войны, первоначальный проект Соцгорода не был воплощен в жизнь.

5. Советская власть обращала самое пристальное внимание на вопросы формирования нового типа человека труда. ГАЗ рассматривался в качестве передового промышленного объекта, на котором будет проходить процесс культивации нового советского рабочего. Ускоренными темпами здесь осуществлялись ликвидация безграмотности, приобщение рабочих к отечественной и мировой художественной культуре. В кратчайшие сроки удалось значительно повысить уровень образования трудящихся, большие изменения произошли в области секуляризации общественного сознания и формирования научной картины мира.

6. Взаимоотношения власти и трудящихся завода носили сложный, противоречивый характер. Зачастую местная власть в силу объективных обстоятельств не могла адекватно проводить политику центра.

7. Власть формировала в общественном сознании образ рабочего класса как ведущей силы советского общества, создавала позитивные представления о.

13 труде и человеке труда, стимулировала чувство гордости за свой завод. С другой стороны, реальная действительность приводила к появлению критических настроений в среде трудового коллектива.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что * представленные в ней материалы, выводы и предложенные подходы могут быть востребованы как в научно-исследовательской, так и в учебно-педагогической практике для дальнейшего изучения широкого спектра проблем по истории советского общества. Материалы диссертации также могут быть использованы при создании трудов по социальной и экономической истории России, при подготовке сборников документов. Несомненно, что материалы и выводы исследования могут послужить основой для разработки социальных проектов на современных российских промышленных предприятиях.

Апробация результатов работы. Материалы и выводы диссертационного исследования изложены в докладах на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях, в материалах международного академического проекта «Власть и общество. Российская провинция» (Институт российской истории РАН — Дом наук о человеке (Париж)), отражены в 44 публикациях, в том числе 11 статьях в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Горьковский автозавод являлся ведущим предприятиям Советского Союза в области автомобилестроения, важнейшим промышленным объектом по выпуску боевой техники. На предприятии сформировалась советская автомобильная конструкторская школа (ее основоположником был A.A.

Липгарт). В годы Великой Отечественной войны ГАЗ сыграл одну из ключевых ролей в обеспечении советских вооруженных сил автомобилями, бронетехникой, боеприпасами. Машины, выпущенные ГАЗом, составляли основу автомобильного парка СССР.

ГАЗ стал первым предприятием автомобильной промышленности СССР с массово-поточной системой организации труда. В ее основе лежали принципы производственной системы компании «Форд». В советских условиях американская технология претерпела существенные изменения. В первой половине 1930;х годов культура труда новых рабочих была низкой, что было обусловлено социокультурными характеристиками промышленных кадров. Попытки власти с помощью различных мер, в том числе, Стахановского движения, которое противоречило системе поточной организации труда, оптимизировать производственный процесс не увенчались успехом. Во второй половине 1930;х годов на заводе прошла реконструкция предприятия. В предвоенный период и в годы войны происходит ужесточение в системе мотивации труда, при этом большую роль играет осознание рабочими и инженерами необходимости достижения Победы. Большое развитие на заводе получили такие трудовые инициативы, как движение «двухсотников», «трехсотников», комсомольско-молодежных фронтовых бригад. В послевоенный период эффективным механизмом, направленным на повышение производительности труда, стал метод хозрасчета, свернутый к середине 1950;х годов. Большое значение в производственной жизни завода имело движение за коммунистический труд. В 1960;е годы на предприятии был проведен масштабный процесс реконструкции, направленный на расширение производственных площадей и улучшение условий труда. Автозаводские специалисты внесли решающий вклад в развитие технологии автомобилестроения в СССР, важные открытия были сделаны в области металлургии, электронагрева и другие.

По количеству промышленных кадров ГАЗ являлся крупнейшим машиностроительным предприятием страны. Его кадровый состав начал формироваться в конце 1920;х — начале 1930;х годов. По своему профессиональному уровню рабочие автозавода представляли собой типичную категорию новых трудящихся периода индустриализации. Это были кадры, приехавшие из села, не имевшие производственного опыта, не знакомые с культурой труда на промышленных объектах. Они отличались по своим социальным характеристикам от промышленных кадров старых, возникших еще до революции предприятий. К концу 1930;х годов образовательный и профессиональный уровень трудовых ресурсов автозавода повысился. В годы войны состав коллектива обновился за счет неквалифицированных кадров. В 1950;е — начале 1960;х годов произошло окончательное оформление промышленных кадров предприятия с позиции социокультурных характеристик. Отметим, что эти тенденции были типичными для крупных промышленных предприятий, возведенных в годы первых пятилеток.

В 1930;е годы проходил активный процесс формирования основ социалистического образа жизни. Несомненно, что произошел существенный позитивный сдвиг в области развития просвещении и культуры, приобщения тысяч малообразованных молодых рабочих к произведениям мировой художественной культуры, одновременно проходил сложный и неоднозначный процесс формирования советского рабочего новых промышленных предприятий. С одной стороны, вчерашние крестьяне достаточно быстро адаптировались к новым городским условиям, но с другой стороны — они привносили и свою деревенскую специфику. Поэтому и сам социо-культурный ландшафт Соцгорода нельзя в полной мере обозначить как городскую среду, это был уникальный, переходный тип населенного пункта, вобравшего в себя как городские, так и аграрные черты. Заметим также, что в полной мере реализовать на практике как идеальную градостроительную модель Соцгорода, так и сформировать идеального советского рабочего, безусловно, не удалось, но вместе с тем, заметный прогресс в социальной и культурной сфере в рамках конкретного трудового коллектива, произошедший менее чем десятилетие, является очевидным. В социальной сфере произошла четкая стратификация трудящихся района. Эти явления социо — культурного развития Автозавода были характерны и для аналогичных социальных систем страны.

Соцгород автозавода стал одним из важнейших урбанистических проектов периода 1930;х годов. Он рассматривался в качестве идеальной модели организации социалистического общества. В 1930;е годы были построены кварталы Соцгорода, быстрыми темпами развивалась инфраструктура района. В это время Соцгород не являлся населенным пунктом индустриального типа в чистом виде, его черты носили переходный (полуаграрный) характер. Из-за нехватки финансовых и трудовых ресурсов, но, прежде всего, из-за начавшейся войны, проект Соцгорода не был воплощен в жизнь. В 1941;1943 годах жилищному фонду и инфраструктуре района был нанесен значительный ущерб, темпы жилищного строительства заметно снизились. К началу 1950;х годов сложилось крайне тяжелое положение в области обеспечения жильем рабочих и инженеров. В середине 1950;х — начале 1960;х годов за счет типового строительства произошло быстрое увеличение жилой площади за счет отказа от авторских проектов кварталов и перехода к типовому строительству. Именно типовое строительство, наряду с методом «народной стройки», позволили совершить «жилищную революцию» на Автозаводе и переселить тысячи рабочих из бараков в новое, более комфортное жилье, что, безусловно, повлияло на качество жизни значительной части рабочих. Переломным моментом стали финансовые мероприятия, проведенные в 1947 году, и отмена карточной системы. Предприятие имело социально ориентированную политику — обеспечивало трудовой коллектив жильем, медицинским обслуживанием, организацией отдыха автозаводцев. Быстрыми темпами развивалась система здравоохранения — наблюдался рост лечебных учреждений и специалистов, работавших в них. Однако стационарная помощь полностью не могла удовлетворить всех потребностей. В области охраны труда происходит снижение частоты несчастных случаев на производстве. Огромное внимание уделялось культурно-просветительской работе среди трудового коллектива автозавода.

Важнейшей государственной задачей было формирование нового типа человека труда. Благодаря широкой культурно-просветительской работе, проводившейся на ГАЗе, ускоренными темпами проходил процесс ликвидации безграмотности, знакомства рабочих с произведениями отечественной и зарубежной культуры. В результате в кратчайшие сроки удалось значительно повысить уровень образования трудящихся, большие изменения произошли в области секуляризации общественного сознания и формирования научного мировоззрения. Эти тенденции также носили общесоюзный характер.

Взаимоотношения власти и трудящихся носили сложный, противоречивый характер. С момента строительства Горьковский автозавод рассматривался как центр концентрации наиболее передовой в политическом отношении части советских рабочих. В действительности в составе его трудового коллектива оказалось значительное количество «враждебных элементов». На заводе происходил сложный процесс выкристаллизации из «вчерашнего крестьянства» — социальной группы рабочих. Большая общественно-политическая работа проводилась заводской партийной, комсомольской и профсоюзной организациями, выступавшими проводниками генеральной линии партии и правительства". Крупным событием в общественно-политической жизни на автозаводе стало обсуждение проекта Конституции и выборы в Верховный Совет. В 1937;1938 годах на Автозаводе прошли массовые репрессии, направленные, прежде всего, против руководящего звена предприятия. В 1930;е годы на автозаводе действовала разветвленная сеть общественных организаций (МОПР, СВБ, ОСОАВИХИМ), проводивших широкую общественно-политическую работу среди трудового коллектива, формировавших научное мировоззрение, идеи интернационализма и патриотизма. Большие значение отводилось образу Запада в процессе создания политического сознания трудящихся.

В годы войны вся общественно-политическая работа была направлена на достижение победы над врагом. В чрезвычайных условиях доверие власти со стороны общества было высоким. Рабочие и инженеры осознавали необходимость сплотиться, в самый критический момент поддержать власть и пойти на жертвы.

В конце 1940;х — нач. 1950;х годов на автозаводе прошла последняя волна сталинских репрессий. Местная власть в период разворачивания политической кампании стремилась найти «врагов народа» и в рабочем районе. Однозначного восприятия рабочими и инженерами этих событий не было. После войны произошел перелом в сознании людей. Смерть И. В. Сталина потрясла общество. Дальнейший процесс десталинизации в рабочем районе сопровождался неоднозначной реакцией населения. Наиболее острая общественно-политическая ситуация сложилась в Горьковской области весной-летом 1956 года. Местным властям удалось удержать ситуацию под контролем. Создаваемый советской историографией образ, выразившийся в формуле «народ и партия — едины», едва ли полностью соответствует действительности. Под влиянием критического осмысления прошлого страны произошли существенные изменения в системе ценностных ориентиров и мировоззрении автозаводцев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.2931.0п.1.Д. 996. Зоткин Г. Поездка в Америку. Путевые заметки
  2. Ф.2931.0п.1.Д.1023.-Кемпбэлл У. Англичанин в СССР. Воспоминания.
  3. Ф.2991.0п.1.Д.109−110. Планировка г. Горького11.3.Государственное учреяедение Центральный архив Нижегородской области.
  4. Ф.2431.- Конторы Управления по постройке автомобильного завода «Автострой» при ВСНХ
  5. Ф.2435- Горьковский (Нижегородский) (государственный) автомобильный завод (им. В. М. Молотова)
  6. Ф. 2561- Автозаводский районный Совет депутатов трудящихся
  7. Ф.6191.- Инспектура Центрального управления народнохозяйственного учета при Госплане РСФСР по Автозаводскому району г. Горького11.4.Государственное учреждение Государственный общественно-политический архив Нижегородской области.
  8. Ю.Ф.2.- Горьковский (Нижегородский) краевой комитет ВКП (б)
  9. Ф.З. Горьковский (Нижегородский) областной комитет ВКП (б) (КПСС)
  10. Ф.39. Комитета ВКП (б) (КПСС) Горьковского автомобильного завода
  11. Ф.37.- Автозаводского районного комитета ВКП (б) (КПСС)
  12. Ф.2340. Горьковский обком профсоюзов рабочих автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
  13. Ф.4523. Горьковский Областной Совет ВЦСПС
  14. Ф.4740- заводской комитет ВЛКСМ Горьковского автозавода 1.2 Документы музеев12.1. Музей истории ОАО «ГАЗ»
  15. Документы партийных и советских органов
  16. Г. А. Доклад к XX-летию автозавода им. В.М. Молтова
  17. Два года борьбы за овладение передовой техникой. Материалы к отчету парткома автозавода им. Молотова на третьей заводской партконференции. Декабрь 1933 г.
  18. Договор между компанией «Форд Мотор» и ВСНХ СССР (31 мая 1929 г.).
  19. Договор между Автостроем и Акционерным обществом «Остин и К» (23 августа 1929 г.).
  20. Доклада Автостроя Нижегородскому крайплану (28 марта 1930 г.).
  21. История библиотеки Горьковского автозавода.
  22. A.A. Справка о работе автомобильного завода им Молотова по созданию конструкций грузовых и легковых автомобилей за 1932 -1951 гг.
  23. Материал о работе завода в связи с его десятилетием (1 января 1932 г. 1 января 1942 г.).
  24. Отчет о работе автозавода им. Молотова за 1936 г. 26. Отчет о работе автозавода им. Молотова за 1937 г.
  25. Отчет по основной деятельности Государственного автомобильного завода -им. Молотова за 1942 г.
  26. Отчет по основной деятельности за 1944 г. Государственного ордена Ленина и ордена Красного Знамени автомобильного завода им. Молотова.
  27. Отчет о размещении заказов на оборудование в Европе и США (на 1 июня 1931 г.).
  28. Пояснительная записка к расположению Автозавода на площадке дер. Монастырка.
  29. Источники личного происхождения
  30. А.Х. Автобиография.
  31. В.Н. Воспоминания.
  32. Д.Г. Воспоминания.36. Дехтяр Б. А. Воспоминания.37. Дыбец С. С. Письмо.
  33. Н.В. 80 лет назад.
  34. Н.В. Первый автосборочный завод в Канавино.
  35. H.A. Испанцы в УКЭР ГАЗ.
  36. В .А. Дневник (1935−1936- 1940−1945).
  37. Н.Г. Воспоминания.
  38. Г. М. Автобиография.44. Пермовский И. И. Дневник.
  39. М.Я. Воспоминания. Начальный период проектирования Горьковского автозавода. t
  40. М.С. Воспоминания.
  41. В.П. Автобиография.
  42. Хроника важнейших событий Московского автозавода им. И.А. Лихачева//Сост. В. М. Растяпин.13. Частные архивы51. Личный архив Б. М. Анисимова.52. Богачев Ю. М. Воспоминания // Архив A.A. Гордина.
  43. В.П. Воспоминания // Архив A.A. Гордина.
  44. А.Т. Воспоминания // Архив A.A. Гордина.
  45. В.А. Дневник (1938−1940- 1946−1967).//Архив Г. В. Гамаюновой.
  46. В.В. Воспоминания // Архив A.A. Гордина.
  47. Т.В. Воспоминания.//Архив A.A. Гордина.
  48. Г. И. Воспоминания // Архив A.A. Гордина.
  49. Д.А. Воспоминания // Архив A.A. Гордина.
  50. Публикации и сборники документов
  51. Документы КПСС и работы партийных, советских руководителей
  52. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК- Т.5−9. 9 — изд., доп. и испр. — М.: Политиздат, 1984−1986.
  53. XIV съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). 18−31 декабря 1925 г. Стенографический отчет. М.: Государственное изд-во, 1926. — 1029с.
  54. XVI съезд ВКП (б). Стенографический отчет. M.-JL: Государственной изд-во, 1930.-781с.
  55. XVII Съезд ВКП (б). 26 января 10 февраля 1934 г. Стенографический отчёт. М.: Партиздат, 1934 — 716 с.
  56. XVIII Съезд ВКП (б). 10−21 марта 1939 г. Стенографический отчёт. М. ОГИЗ, 1939.-742 с.
  57. , С.М. Избранные статьи и речи (1912−1934)/ С. М. Киров М.: Госполитиздат, 1957.- 718 с. 80.0рджоникидзе, Г. К. Статьи и речи. Т. 1,2 / Г. К. Орджоникидзе.- М.: Госполитиздат, 1958.
  58. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Госполитиздат, 1962. 307 с.
  59. , И. Вопросы ленинизма / И. Сталин М.: Госполитиздат, 1952. -651 с.
  60. , С.Г. Избранные произведения. Воспоминания и Публицистика/ С. Г. Струмилин М.: Наука, 1968.- 480 с. 1. Сборники документов
  61. Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории (1941−1945 годы). Книга третья / Сост. Л. П. Гордеева, В. А. Казаков, В. П. Киселев, В. В. Смирнов. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1995. — 670 с. i
  62. История индустриализации Нижегородского Горьковского края (19 261 941)/ Под ред. Ф. Г. Евграфова, З. К. Звездина, В. П. Фадеева.- Горький: Волго- Вятское книжное издательство, 1968. — 615 с.
  63. Неизвестная Россия. XX век / Пред. ред. совета И. Д. Ковальченко. Кн. 13. М.: Историческое наследие, 1992.
  64. Общество и власть. 1930-е годы. Повествование в документах / Отв. ред. А. К. Соколов М: РОССПЭН, 1998 — 352с.
  65. Общество и власть. Российская провинция. 1917 средина 30- х годов Т.1. / Сост. A.A. Кулаков, В. В. Смирнов. — М.: ИРИ РАН, 2002. -640 с.
  66. Общество и власть. Российская провинция. 1930 г. июнь 1941 г. Т.2. / Сост. A.A. Кулаков, В. В. Смирнов. — М.: ИРИ РАН, 2005. — 1152 с.
  67. Общество и власть. Российская провинция. Июнь 1941 г. 1953 г. Т. З/ Сост. A.A. Кулаков, В. В. Смирнов, JI. П. Колодникова. — М.: ИРИ РАН, 2005. -1080 с.
  68. Общество и власть. Российская провинция. 1953 г. -1965 г. Т.4Ч1,2/ Сост. A.A. Кулаков, В. В. Смирнов, J1. П. Колодникова. М.: ИРИ РАН, 2007.
  69. Общество и власть. Российская провинция. 1965 г. -1985 г. Т.5./ Сост. A.A. Кулаков, В. В. Смирнов, JI. П. Колодникова. М.: ИРИ РАН, 2008.936 с.
  70. Общество и власть. Российская провинция. 1986 -1991.Т.6. / Сост. A.A. Кулаков, В. В. Смирнов, JI. П. Колодникова. -М.: ИРИ РАН, 2010. 976 с.
  71. Промышленность и рабочий класс СССР. 1946 -1950: Документы и материалы /Отв. ред. М. И. Хлусов М.: Наука. 1989. — 388 с.
  72. Советская повседневность и массовое сознание. 1939−1945/ Сост. А. Я. Лившин, И. Б. Орлов. М.:РОССПЭН, 2003. — 472 с.
  73. Источники личного происхождения
  74. , А.Х. Жизнь моя и моих друзей /Бусыгин А.Х. М.: Профтехиздат, 1939. -128 с.
  75. , А.Х. Свершения/Бусыгин А.Х. -М.: Профиздат, 1972. 192 с. 98. 125. Вольф, М. Трое из 30-х./ М. Вольф. М.: Прогресс. 1990 -366с.
  76. , H.A. 50 лет с Горьковским автомобильным/ H.A. Пугин- Н. Новгород: Кварц, 2008 -304 е.
  77. , К.К. Солдатский долг / Рокоссовский М.: Воениздат, 1984 -367с.
  78. , С.А. Мой рост / С. А. Фаустов Горький: Горьковское областное издательство, 1938.
  79. , Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра/ Г. Форд М.: ACT, Мн: Харвест, 2005 -448с.
  80. , К.Н. Исповедь металлурга / К. Н. Эпштейн Н. Новгород, 2010.
  81. , И. Люди, годы, жизнь. Воспоминания. Т. 1. / И. Эринбург- М., 1991.
  82. , А. Д. Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомобильного транспорта в СССР/ А. Д. Абрамович -М.: НАМИ, 1958.-29 с.
  83. Автомобилестроение СССР / Ред. кол. A.M. Тарасов, Н. И. Строкин и др. -М: НИИНавтопром, 1967. 200 с.
  84. Автомобильный гигант: Сборник очерков / Бригада НАПП- А. Зубков и др. Н. Новгород: ОГИЗ, 1931- 160 с.
  85. Автомобильная промышленность народному хозяйству /A.M. Тарасов — М.: «Машиностроение», 1971. — 104 с.
  86. Автомобильная промышленность в девятой пятилетки / Под ред. A.A. Андерс М: «Машиностроение», 1976. — 104 с.
  87. Автострой: Анализ организации строительства Горьковского автозавода им. т. Молотова / Б. С. Ухов, Н. Д. Аверин, Г. А. Маранс, Б.Л. Длугач- под ред. М. В. Вавилова и др. М.-Л.: ОНТИ НКТП СССР, гл. ред. строит, лит-ры, 1934. — 350 с.
  88. , И.М. Соцгород Нижегородского автозавода /И.М. Ашавский -Н.Новгород: ОГИЗ, 1932. 56с.
  89. Пб.Беглов, С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерки теории и практики/ С. И. Беглов М., 1984. — 375 с.
  90. , М.Л. Партийное руководство интернациональным воспитанием рабочего класса (1928−1937) / М. Л. Бичуч Саратов: Саратовский университет, 1980.
  91. , М., Богушевич, Ю., Вайнруб, Е. Минский автомобильный. Очерки истории завода /М. Блистанов, Ю. Богушевич, Е. Вайнруб Минск: Беларусь, 1972. — 240 с.
  92. , Ю.Н., Орельская, О.В. Архитектура города Горького: Очерки истории. 1917- 1985 / Ю. Н. Бубнов, О. В. Орельская Горький: Волго- Вятское кн. изд-во, 1986. — 191 с.
  93. , М. Время, завод, люди / М. Буренков Горький: Горьковское областное государственное изд-во, 1950. — 128 с.
  94. Верность интернациональному долгу Горький: Волго-Вятское книж. изд-во, 1970.-256 с.
  95. Вдовин, М. Н, Горева, A.M. Все для Победы! (Очерки истории оборонной промышленности Горьковской области. 1930−1945 гг.) / М. Н. Вдовин, A.M. Горева Н. Новгород, 2010.- 270 с.
  96. В вечном поиске совершенства. Из истории рационализаторской и изобретательской деятельности Горьковского автозавода / А. И. Кирьянов, JI.A. Золотов, В. И. Крылов, Г. С. Дмитриев. Н. Новгород: Тип.: ОАО «ГАЗ», 2001. -403с.
  97. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги / Под ред. Ю. А. Полякова М.: Наука, 1992. — 256 с.
  98. Вторая мировая война. Итоги и уроки / Под ред. C.JI. Соколов. М.: Воениздат, 1985 — 447с.
  99. , И.Е. Очерки историографии рабочего класса СССР / И. Е. Ворожейкин -М. Политиздат, 1975. 288 с.
  100. , П. Действующая армия тыла / П. Гельбах М.: Молодая гвардия, 1942 — 46 с.
  101. Герасимов, Н., Драгунов, М., Пласкин, В. Больше, дешевле, лучше / Н. Герасимов, М. Драгунов, В. Пласкин Горький: Горьковское книжноеизд-во, 1962 63 с.
  102. , Е.Я. Хроника инструментального производства (1931−1971) / Е. Я. Глинер Горький, 1972.
  103. , A.B. «Весь мир против нас»: Запад глазами советского общества 1930-х годов / A.B. Голубев // «Труды института российской истории РАН 1997−1998 г.» М.: ИРИ РАН, 2000. — С.-287−310.
  104. A.B. «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920—1940-е гг. М: Кучково поле, 2 008 384 с.
  105. Горяева, Т. М. Радио России. Политический контроль радиовещания в 1920 -х -начале 1930-х годов. Документальная история / Т. М. Горяева М: РОССПЭН, 2000. — 175 с.
  106. Горьковский автомобильный завод: К сороковой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции / Ред. И. И. Киселев. Горький, тип. автозавода, 1957. — 24с.
  107. Горьковский автомобильный: Очерки истории завода/ Алешина П., Голиков С., Гуляев А., Драгунов М. М.: Профиздат, 1964. — 296с.
  108. Горьковский автозавод X пятилетке. Горький, 1976. — 74с.
  109. Горьковский автомобильный завод. Производственное объединение «ГАЗ». Горький: Внешторгиздат, 1978. — 144с.
  110. Горьковский автомобильный / Редкол.: И. И. Киселев, В. Я. Доброхотов, A.B. Новиков и др. М.: Мысль, 1981. — 303 с.
  111. , М.В. Это было на нашем заводе. Хроника 1941−1945 гг / М. В. Драгунов М.: Изд-во ВЦСПС, Профиздат, 1948 — 220с.
  112. М.В. Фронтовые бригады / М. В. Драгунов Горький: ОГИЗ, 1944 -35с.
  113. , М. О людях, создающих автомобили / М. Драгунов Горький, 1951 -106с.
  114. , М.В. В первых рядах / М. В. Драгунов Горький, 1960 — 32с.
  115. , М.В. Новый директор / М. В. Драгунов Горький, 1961 — 150с.
  116. , В.З. Советский рабочий класс в период социалистической реконструкции народного хозяйства. / В. З. Дробижев. М.: Изд-во ВШИ и АОН при ЦК КПСС, 1961.
  117. , Ф.Г. 30 лет борьбы и побед: Страницы истории Горьковского автозавода/Ф.Г. Евграфов Горький: Горьковское книжное из-во, 1962.
  118. , В.А. Ведущая сила строительства коммунизма в СССР. / В. А. Ежов -Л.: Знание, 1979−26с.
  119. , В.А. Класс, преобразующий мир. / В. А. Ежов М.: Знание, 1975 -120с.
  120. , В.А. Рабочий класс СССР. Социально-политический очерк Л.: Лениздат, 1974−270с.
  121. , Ю. Люди 30-х годов /Ю.Жуков М.: Советская Россия, 1966.
  122. , Ю. СССР-США: дорога длиною в семьдесят лет / Ю. Жуков М. Политиздат, 1988. -319с.
  123. , С.Н., Травкина, И.Л. Автозавод моя судьба /С.Н. Жулина, И. Л. Травкина — Н. Новгород: ООО «Печать НН», 2006. -211 с.
  124. , C.B. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы Московского электрозавода в советском обществе 1920−1930-х годов / C.B. Журавлев -М.:РОССПЭН, 2000. 352 с.
  125. , C.B., Мухин, М.Ю. «Крепость социализма»: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928 1938 гг / C.B. Журавлев, М. Ю. Мухин — М.:РОССПЭН, 2004. — 240 с.
  126. Завод штампов и пресс-форм. 1967−1997. 30 лет ЗШП ГАЗ.- Н. Новгород: ОАО «ГАЗ», 1997. 24 с.
  127. , М.С. Трудовой подвиг рабочего класса .1941 -1945 (по материалам отраслей машиностроения)/ М. С. Зинич М.: Наука, 1984. — 231с.
  128. , С. Павловский автобусный завод им. A.A. Жданова / С. Ивакин -Рига: Авотс, 1981 84 с.
  129. , А.Е. Интернациональные, научные и культурные связи Советского Союза (1928−1932) / А. Е Иоффе М.: Наука, 1962 — 200с.
  130. , И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы / И. Н. Ильина М.:ИРИ РАН, 2001. — 215 с.
  131. Инструментальное производство ОАО «ГАЗ». 60 лет. 1937−1997.- Н. Новгород: ОАО «ГАЗ», 1997. 30 с.
  132. Инструментальное производство ОАО «ГАЗ». Н. Новгород: ГАЗ, 1999. -9с.
  133. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс./ Под ред. комиссии ЦК ВКП (б) М.: ОГИЗ, 1945 — 351 с.
  134. История героической борьбы за Нижегородский автозавод: Фотоальбом / Под ред. П. И. Бураги, Ф. И. Индисова. Н. Новгород: Автогигант, 1931 — 36с.
  135. История Московского автозавода имени И. А. Лихачева / Редколлегия: Д. А. Баевский, И. Л. Бачило и др. М: Мысль, 1966. — 647с.
  136. История советского рабочего класса. Т. З. Рабочий класс СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1938 -1945 гг. // Отв. ред. A.B. Митрофанова М.: Наука, 1984. — 592с.
  137. История советского рабочего класса. Т.4. Рабочий класс СССР в годы упрочнения и развития социалистического общества. 1945−1960 гг.//Отв. ред. В. Б. Тельпуховский. -М.: Наука, 1987. 520 с.
  138. , Ю.К. Рабочий класс и советская культура в 20−30-е годы . Монография / Ю. К. Калистратов Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. — 209с.
  139. , В.И. Советский образ жизни (историографический очерк) / В. И. Касьяненко М.: Знание, 1980. — 64 с.
  140. , В.И. Страна Советов и США: опыт и уроки сотрудничества в 20-х начала 30-х годов / В. И. Касьяненко — М.: Знание, 1989. — 62 с.
  141. , В.И. Завоевание экономической независимости СССР (19 171 940) / В. И. Касьяненко М.: Политиздат, 1972. — 335 с.
  142. В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти. 1953 -1985 гг / В. А. Козлов М. ЮЛМА-ПРЕСС, 2006 -448с.
  143. , A.A. Век XX: Общество и региональная власть. Проблемы историографии: монография / A.A. Кулаков Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. -327с.
  144. , Е.А. Большой Билл в Кузбассе. Страницы интернациональных связей./ Е.А. Кривошеева- Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1990.- 175 с.
  145. Лекае, А. 24. Новая «Волга». Книга о последней «Волге» великой страны / А. Лакае СПб., 2011 — 296 с.
  146. Международное рабочие движение: Вопросы истории и теории.Т.5. Созидатель социализма, борец против фашизма// Редкол.: С. С. Салычев (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1981. -7 50с.
  147. , A.M., Соколов, А.К. «Магнитка близ Садового кольца»: Стимулы к работе на Московском заводе «Серп и молот», 1883−2001 гг / A.M. Маркевич, А. К. Соколов М.: РОССПЭН, 2005. — 368с.
  148. , Л.А. Процесс производства на Нижегородском автозаводе / Л.А. Мертц- Н. Новгород: ОГИЗ, 1931- 43с.
  149. Множить ряды изобретателей: Из опыта работы Горьковского автозавода / Л. А. Золотов, А. И. Кирьянов, И. К. Крюков, П. Т. Уваров. Горький: Волго-Вятское книжное из-во, 1964, — 56с.
  150. Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генез с личности, семьи, гражданского общества, демократии и правового государства. Т. 1, 2./ Б. Н. Миронов СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
  151. , В.Ф. Тринадцать «железных» наркомов: художественно-документальное повествование/ В. Ф. Некрасов М.: Версты, 1995. — 416 с.
  152. Нетрадиционная продукция «ГАЗ» / Н. М. Шаталин, Ю. П. Заозерский, В. М. Денисов, А. И. Корочкин, Н. П. Шубин, A.C. Медов. -Н. Новгород, 1999.
  153. , Г. Елизар Куратов кузнец первого класса Горьковского автозавода им. Молотова, лауреат Сталинской премии / Г. Николаев -Горький: ОГИЗ, 1948 — 76 с.
  154. Новаторы: Сборник / В. Лельчук, А. Бусыгин. М.: Молодя гвардия, 1972. -416с.
  155. , В.Н., Мертц, П.А., Тюрин, B.C. Автомобильная техника ОАО «ГАЗ». Краткий исторический обзор. (К 75-летию УКЭР ОАО «ГАЗ») / В. Н. Носаков, П. А. Мертц, B.C. Тюрин Нижний Новгород, 2004.
  156. , А.И. Моя пятилетка / А.И. Огнев- Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1972. 96 с.
  157. , JI.C. Из истории интернациональных связей с рабочими зарубежных стран / Л. С. Озеров М.: Знание, 1982. — 64с.
  158. , Л.С. Дело трудящихся всех стран: Международная солидарность трудящихся СССР и зарубежных стран в период строительства социализма / Л. С. Озеров М.: Политиздат, 1978- 214 с.
  159. , Л.С. Строительство социализма в СССР и международная пролетарская солидарность(1921−1937) / Л. С. Озеров М.: Мысль, 1972 — 236с.
  160. , О.В. Архитектура советского авангарда в г. Нижнем Новгороде / О. В. Орельская Н. Новгород: Промграфика, 2005 — 192с.
  161. , В.Н. Над крышей дома своего. Документальные очерки о противоздушной обороне в годы Великой Отечественной войны / В. Н. Окороков Н. Новгород, 1992.
  162. , В.М. Правда против лжи: Пресса и общественное мнение / В. М. Острогорский М.: Наука, 1986. — 208с.
  163. , И.В. ГАЗ. 1932 1982. Русские машины/ И. В. Падерин -Краснодар, 2011.
  164. Памятка-тезисы о сооружении автомобильного завода: К дню пуска автозавода / Сост. А. З. Кобзарь. Н. Новгород: Автогигант, 1931 — 21с.
  165. Первые стахановцы Горьковского края. Горький, 1935 -71с.
  166. , Ю.А. Советы Волго-Вятского региона РСФСР, 1941−1945 гг /Ю.А.Перчиков Самара: Изд-во Саратовского Университета, 1992−145с.
  167. , Е.И., Титков, Е.П. Нижегородские машиностроители -Красной армии (1941−1945) / Е. И. Подрепный, Е. П. Титков Арзамас: АГПИ, 2010.
  168. , Е.И., Титков, Е.П. Нижегородский арсенал Великой Победы / / Е. И. Подрепный, Е. П. Титков Арзамас: АГПИ, 2010.
  169. Производственное объединение ГАЗ: 60 лет. Нижний Новгород / Авт.-сост. JI. Шугуров. -М.: Мир искусства, 1991.
  170. Путь к рекорду / Сост. А. Г. Кузьмин. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.-207с.
  171. , Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма/ Ш. Плаггенборг СПб: Нева, 2000. — 414 с.
  172. A.B., Данилов A.A. Рождение сверхдержавы. 1945 1953 гг. — М.: РОССПЭН, 2001- 304с.
  173. Рабочий класс СССР и его ведущая роль в строительстве коммунизма./Ред кол.: Степанян Ц. А., Арнольдов А. И. и др.- М.: Наука, 1975.- 568с.
  174. , С. М. Совершенствование учета на предприятии: Опыт Горьковского автозавода/ С.М. Ручин-М.: Финансы, 1967. 144с.
  175. Г. Ш. Опыт и уроки организации соревнования промышленных рабочих в условиях экстенсивного развития советской экономики (1960−1970-е годы): монография / Г. Ш. Сагателян М.: ИРИ РАН, 1998.-315с.
  176. , Н.В. Социальные проблемы тружеников тыла: организация здравоохранения в горьковской области накануне и в годы Великой Отечественной войны: учеб. пособие для вузов.- Н. Новгород: ННГАСУ
  177. , А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация / А. Н. Сахаров -М.ИРИ РАН, 2004. 956с.
  178. , Г. 140 ООО советских «фордов» / Г. Семин Н. Новгород: ОГИЗ, 1931.-51с.
  179. , Г. В. Волго-Вятский арсенал: промышленность накануне и годы Великой Отечественной войны 1938−1945: Монография / Г. В. Серебрянская Н. Новгород: Изд-во НГТУ, 1997.- 251с.
  180. , Г. В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона Российской Федерации в конце 30-х первой половине 40-х годов XX века: Монография / Г. В. Серебрянская — Н. Новгород: ННГАСУ, 2003.- 476 с.
  181. , JI. Машины для товарищей. Биография советского автомобиля / JI. Сигельбаум М.:РОСПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцин», 2011.
  182. , Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление/ Н. С. Симонов М.:РОССПЭН, 1996. — 336с.
  183. , B.C. Нехоженой тропой: Сборник очерков и рассказов / B.C. Сколотов Н. Новгород, 2004 — 278с.2Ю.Смыков, А. И. Гордое звание рационализатор /А.И.-Смыков — Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1977 — 79 с.
  184. Строительство второй очереди автозавода им. В. М. Молотова в г. Горьком. (Из опыта работы треста СтройГАЗ): Сборник статей стахановцев и специалистов / Под ред. A.A. Головачинова. М.-Л.:Гос.изд-во строит, лит-ры, 1940 -122с.
  185. , С.И. Молодые новаторы / С. И. Телегаев Горький: Горьковское книжное изд-во, 1956 -36с.
  186. Труд и подвиг историю пишут / Сост. Г. А. Кузьмин. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981.- 223с.
  187. , Е.А., Лирман, Н.Я. Советское автомобилестроение в период Великой Отечественной войны. 1941−1945 гг. (к 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне)(Обзор) /Е.А. Устинов, Н. Я. Лирман -М.: НИИАВТОПРОМ, 1975.- 78 с.
  188. , В.В. Оружие Победы /В.В. Федоров Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985 — 222с.
  189. В.Д. Люди новых заводов: Рабочие нижегородского края в первой пятилетке. Горький: Волго — вятское кн. изд-во, 1981. -114 с.
  190. , Д. Советские рабочие и поздний сталинизм. Рабочий класс и восстановление сталинской системы после окончания Второй мировой войны / Д. Фильцер М.: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцин», 2011 — 359 с.
  191. , Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история советской России в 30-е годы: город / Ш. Фицпатрик М.:РОСПЭН, 2001- 336с.
  192. , О.В. Политбюро. Механизмы политический власти в 30-е годы/ О. В. Хлевнюк -М.:РОСПЭН, 1996 304с.
  193. , Дж. История Советского Союза. 1917−1991 / Дж. Хоскинг -Смоленск: Русич, 2011- 496с.
  194. , К. Американские автомобили. Автомобили, прославившие Америку / К. Читэм М.: ACT: Астрель, 2007 — 445 с.
  195. , В.В. Психология класса. Проблемы методологии исследования/ В. В. Шаронов Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973 — 143с.
  196. , Б.М. Генри Форд: жизнь и бизнес / Б. М. Шпотов М.: КДУ, 2003.- 384с.
  197. , К., Юрушкин, Д. «Форд» и Россия: 95 лет сотрудничества /
  198. К. Шляхтинский, Д. Юрушкин СПб, 2002.559
  199. JI.M., Ширшов В. П. Автомобили Страны Советов. М.: ДОСААФ, 1983 -128с.
  200. , В.И. Славное имя моторщик: Страницы истории / В. И. Щепин -Н. Новгород: ОАО «ГАЗ», 2002 — 375с.
  201. Статьи в сборниках научных трудов
  202. Американская цивилизация как исторический феномен. Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли / Ответственный редактор академик H.H. Болховитинов М.: Наука, 2001.-495 с.
  203. , Е.Э. Рост рабочего класса СССР в условиях развитого социализма (По материалам всесоюзных переписей населения 1959 и 1970 гг.) / Е. Э. Бейлина // Исторические записки. М.: Наука, 1977. С. 7 — 54.
  204. , A.A., Литвак, Б.Г. О методике использования источников в некоторых трудах по истории рабочего класса / A.A. Воронецкая, Б. Г. Литвак //Источниковедение отечественной истории М.: Наука, 1976 — С. 339 — 357.
  205. Всесоюзное совещание историков/ Ред. кол. Е. М. Жуков, П. Н. Поспелов и др.- М.: Наука, 1964 518с.
  206. О.П. Автозаводский район города Горького// Ученые записки ГГПИ им М. Горького. Серия географические науки. Выпуск 136 Горький, 1971-С. 15−25.
  207. , Р.П., Липатов, Н.П., Митрофанова, A.B., Рогачевская, Л. С. Рабочий класс СССР в советской историографии от XX к XXI съезду КПСС. История СССР. Сб. статей / Р. П. Дадыкин, Н. П. Липатов, A.B. Митрофанова, Л. С. Рогачевская М., 1962. — С. 429−448.
  208. Депретто, Ж.-П. Офиициальные концепции рабочего класса в СССР (1920−1930-е годы) / Ж.-П. Депретто // Социальная история. Ежегодник, 2004 М., 2005 — С.72−92.
  209. C.B. «НКВД напрасно не сажает»: особенности изучения следственного делопроизводства 1930-х годов.// Социальная история. Ежегодник, 2004 М.: РОССПЭН, 2005. — С.371−400.
  210. , H.A. Андрей Александрович Липгарт / H.A. Куняев // Записки краеведов. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1983- С.80−87.
  211. , B.C. Научно техническая революция и промышленное развитие СССР / B.C. Лельчук // Исторические записки. — М.: Наука, 1979. С. 5 -61.
  212. , А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии / А. Людтке // Социальная история. Ежегодник, 19 981 999. М.: РОССПЭН, 1999. — С.77−100.
  213. , Л.П. Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной истории.// Социальная история. Ежегодник, 1998−1999 /Л.П. Репина-М.: РОССПЭН, 1999. С.7−38.
  214. , И.М., Полетаев, A.B. Микроистория и опыт социальных наук.// Социальная история. Ежегодник, 1998−1999/ И. М. Савельева, A.B. Полетаев -М.: РОССПЭН, 1999 -С.101−119.
  215. , С.Л. Рабочий класс и социальные сдвиги в советском обществе (1946 1975 гг.) / С. Л. Сенявский // Исторические записки. — М.: Наука, 1977. С.40−72.
  216. , Л. Поздний роман с советским рабочим в западной историографии / Л. Сигельбаум // Социальная история. Ежегодник, 2004 М., 2005 -С.53−71.
  217. , А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии и источниковедения / А. К. Соколов // Социальная история. Ежегодник, 1998−1999. -М.: РОССПЭН, 1999. -С.39−76.
  218. , А.К. Драма рабочего класса и перспективы рабочей истории в современной России / А. К. Соколов // Социальная история. Ежегодник, 2004. -М.: РОССПЭН, 2005. -С.7- 52.
  219. Трудовой подвиг горьковчан в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.: Суровые будни тыла. -Н.Новгород: ФГУИПП «Нижполиграф», 2004 -192с.
  220. , Б.М. Рост культурно-технического работников автомобильнойпромышленности в пятой пятилетке (1951−1955 гг.) / Б. М. Яковлев //
  221. Исторические записки. М.: Наука, С. 11−34.56 323.Периодическая печать
  222. , А.И. Из истории деятельности МОПР СССР в годы первой пятилетки/ А. И. Аврус // История СССР. 1986. — № 5.- С. 139−147.
  223. , H.A. Брак и семья в РСФСР в послевоенные годы / H.A. Араловец //Российская история. 2010. — № 4. С. 55 — 62.
  224. , Д. Внутриквартальные зеленные насаждения соцгородов / Д. Аранович // Советская архитектура. 1931. — № 6. — С. 65−69.
  225. , Ж.В. Открытый московский процесс 1936 года как мобилизационная политическая кампания/ Ж. В. Артамонова // Российская история. 2010. -№ 6 — С. 161 — 170.
  226. Бон, Т. «Социалистический город» или «европейский город»: урбанизация и рурализация в Восточной Европе / Т. Бон // Российская история. -2009.-№ 1. С.65−76.
  227. , Ф., Якиманский, Н. Постановления Государственного Комитета Обороны по совершенствованию противовоздушной обороны страны / Ф. Бутурлин, Н. Якиманский// Военно-исторический журнал. -1975.-№ 10. -С.24 -34.
  228. , А.Ф. Новейшие исследования по истории промышленности и рабочего класса СССР периода Великой Отечественной войны/ А. Ф. Васильев //Вопросы истории. 1977. — № 6. -С. 141 — 148.
  229. , Е.Я. Социальная структура советского рабочего класса в освещении новейшей буржуазной историографии / Е. Я. Виттенберг // История СССР. 1987. — № 3. — С. 194 — 210.
  230. , Б.А. Технический музей Андрея Липгарта / Б. А. Дехтяр // Нижегородский музей. 2011.- № 21.-С.100−104.
  231. , H. Вклад рабочего класса СССР в достижение победы в Великой Отечественной войне в освещении советской историографии / Н. Дунаева// Военно-исторический журнал. 1978. — № 7. — С.102- 105.
  232. , В.Б. Война и старение российского населения / В. Б. Жиромская //Российская история. 2010. -№ 4. -С.46 -55.
  233. Зима, В. Ф. Голод в России 1946 1947 гг / В. Ф. Зима // Отечественная история.- 1993. — № 1. — С. 35 — 52.
  234. , В.Ф. «Второе раскулачивание»: (Аграрная политика конца 40- нач. 50-х гг) / В. Ф. Зима // Отечественная история. 1994. — № 3. — С. 109 — 125.
  235. , В.П. Горьковский автозавод в годы Великой Отечественной войны / В. П. Киселев // Вопросы истории. 1981. № 5. — С.79−90.
  236. , Н.В. Сто дней и ночей (по материалам фондов музея истории ОАО «ГАЗ») / Н.В. Колесникова// Нижегородский музей.- 2005. -№ 1−2-С.68−70.
  237. , С.А. «Большой террор» и его жертвы в зеркале советской пропаганды 1931- 1938 годов / С. А. Кропычев // Российская история. — 2011 -№ 2 -С.116 — 124.
  238. , С. Шабаш от системы, или Вальпургиева ночь в одной, отдельно взятой стране / С. Кулешов //Родина.- 1996. -№ 5. -С.28- 32.
  239. , Г. Б. СССР 1920−1930-х годов глазами западных интеллектуалов / Г. Б. Куликова //Отечественная история. 2001. — № 1.- С. 4 -24.
  240. , Г. Б. Под контролем государства: пребывание в СССР иностранных писателей в 1920—1930-х годах / Куликова Г. Б. // Отечественнаяистория.- 2003. № 4. — С.43 — 59.
  241. , Г. К вопросу общественно-пространственной организации поселения последовательного социалистического типа / Г. Крутиков // Советская архитектура. -1931. № 1−2. — С. 29−34.
  242. Ладовский, Н. Планировка Автостроя и Магнитогорска / Н. Ладовский // Советская архитектура. 1931. — № 1−2. — С. 21−24.
  243. Лельчук, В.С., Пивовар, Е. И. Менталитет советского общества и «холодная война» / B.C. Лельчук, Е. И. Пивовар // Отечественная история.-1993. № 6.-С. 63 — 78.
  244. , В. Развитие советских танков в годы Великой Отечественной войны / В. Мостовенко // Военно-исторический журнал. 1961. — № 9. — С.33−45.
  245. , Н. Автомобильный транспорт Советской армии в Великой Отечественной войне / Н. Милюгин// Военно-исторический журнал. -1975. -№ 1. С.80−84.
  246. , М.М. «Стратегия сокрушения»: Стратегическая и военно-техническая концепция будущей войны в структуре советской военной доктрины 1930 -х -начала 1940 -х гг. / М. М. Минц //Российская история. -2010.-№ 3- С.3−18.
  247. , Н. Основы социалистической планировки населенных мест / Н. Милютин // Советская архитектура. 1931. — № 6. — С. 3−5.
  248. , А.Л., Ворожейкин, И.Е., Митрофанова, A.B., Полетаев, В.Е., Сенявский, С. Л. Некоторые актуальные проблемы истории советского рабочего класса /А.Л. Нарочницкий и др. //История СССР. 1978. — № 4 -С.З -18.
  249. , В.А. Метаморфозы советской пропаганды в 1939- 1941 годах / В. А. Невежин // Вопросы истории. 1994. — № 8.-С.164 — 171.
  250. , В. Поэт, ученый, изобретатель /В. Немцов //Наука и жизнь. -1967.-№ 3.-С.17−21.
  251. , Р. Строя Утопию / Р. Остин // Нижегородский музей. 2006−2009.
  252. , И.В. 1937 г.: выборы как мистификация, террор как реальность/ И. В. Павлова //Вопросы истории. 2003. — № 10. -С.19 -37.
  253. , С.А. Карательное правосудие на трудовом фронте в СССР в 1941 1945 гг / С. А. Папков // Вопросы истории. — 2011. — № 12. -С.72 -80.
  254. , В. О. Переписка И.В. Сталина с У. Черчиллем осенью 1941 года / В. О. Печатное // Новая и Новейшая история. 2011. — № 4. — 86−107.
  255. . Ю.А., Писаренко, Э.Е. Исторические аспекты изучения советского образа жизни (к постановке вопроса / Ю. А. Поляков, Э. Е. Писаренко //Вопросы истории. 1978. — № 6. — С. З-14.
  256. , А.Я. Кампания по борьбе с «дезертирством» предприятий военной промышленности СССР/ А. Я. Кондицев //Отечественная история.-2008. № 6. — С.101−107.
  257. , С.А. Новейшая отечественная историография о масштабах политических репрессий в 1937 1938 гг. / С.А. Кропачев//Российская история. -2010. — № 1. -С. 166 — 172.
  258. , А.К. Перспективы изучения рабочей истории в современной России / А. К. Соколов // Отечественная история. 2003. — № 4−5
  259. , В.В. Ленд -лиз в годы Второй мировой войны/ В. В. Соколов // Новая и Новейшая история. 2010. — № 6. — С. 3 -17.
  260. , В. Сто дней / В. Соколовская // Волга. 1971. — № 8.-С.114−123.
  261. , Н. Ю. Работа К.К. Платонова на Горьковском автомобильном заводе / Н. Ю. Стрюхина //Нижегородский музей.- 2008. № 16.- С.9−17.
  262. , М.А. Рабочие промышленности СССР и Германии к июню 1941 г.: сравнительные характеристики / М. А. Фельдман // Российская история. 2009. — С.79−92.
  263. , Д.В. Вторая молодость автогиганта / Д. В. Шитенков // Записки краеведов. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1973. — С.18−31.
  264. , Б.М. Взаимовосприятие американцев и русских в годы первой пятилетки / Б. М. Шпотов // Отечественная история. 2007. — № 4.- С. 135−140.
  265. , Б.М. Сталин дал заказ // Власть. 2000. — № 43.
  266. , Б. М. Льюс X. Сигельбаум Автомобили для товарища Сталина. Биография советского автомобиля / Б. М. Шпотов //Российская история. 2010. -№ 1. -С.173 -176
  267. Справочные издания, энциклопедии, словари
  268. Великая Отечественная война. 1941−1945: Энциклопедия / Гл. редактор М. М. Козлов. -М.: Сов. энциклопедия, 1985. 832 с.
  269. ГАЗ: Кто есть кто: От Автостроя до наших дней. 1929 2004: Справочник / Авт.-сост. В. А. Белов. — Н. Новгород: ООО «Печать НН», 2004. — 397 с.
  270. Герои Советского Союза горьковчане/ Л. К. Тюльников, Я. И. Басович -Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1972 — 352с.
  271. Горьковский автомобильный завод. 1929−2006. Люди. События. Факты: Энциклопедический справочник / Авт.-сост. В. А. Белов. Н. Новгород: Кварц, 2006 — 608с.
  272. Заводские лауреаты. 1971−2005. Справочник / Авт.-сост. В. А. Белов Н. Новгород: ООО «Печать НН», 2004. — 224 с.
  273. Нижегородская энциклопедия промышленности и предпринимательства / Сост. и науч. ред. Ф. А. Селезнев Н. Новгород:Кварц, 2011
  274. Промышленно-хозяйственная элита Нижегородской области. 1917−1996: Научно-справочное издание / Сост. В. И. Белоус, Л. П. Гордеева, O.A. Колобов, В. В. Смирнов. -Н. Новгород: КиТиздат, 1996 -256с.
  275. СССР. Энциклопедический справочник / Гл. ред. A.M. Прохоров М.: Сов. Энциклопедия, 1982 — 607 с.
  276. СССР в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг./ Под ред. С. М. Кляцкина, A.M. Синицина М.: военное изд-во Министерства обороны СССР, 1970−856 с.
  277. Диссертации и авторефераты
  278. , Н.Б. Власть и воздействие на массовое сознание в 30-е годы XX века. Автореферат на защиту степени кандидата исторических наук/ Н.Б. Баранова- М. 1997.
  279. , В.И. Подготовка и воспитание рабочих кадров в годы Великой Отечественной войны (1941 1945) (на материалах Горьковской области), дис. канд. ист. наук/В.И. Белоус — Горький, 1980.
  280. , В.И. Социально-политические аспекты подготовки кадров рабочего класса в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. (на материалах Поволжья): дис. .д-ра ист. наук / В. И. Белоус — М, 1994.
  281. , Е.Д. Роль исторического романа советских писателей в утверждении в массовом сознании официальной концепции отечественной истории в 1930-е -первой половине 1940-х годов: дис. д-ра ист. наук / Е. Д. Гордина Н. Новгород, 2012.
  282. , Ф.Г. Партийное руководство индустриальным развитием Горьковского края в годы первых пятилеток (1929 1941): дис. .д-ра ист. наук / Ф. Г. Евграфов — М., 1971.
  283. , Н.В. Опыт промышленного и социального развития Горьковской области в 1945—1953 гг.: дис.канд.ист. наук / Н.В. Занозин-Н.Новгород, 2002.
  284. , A.A. Автомобильная промышленности РСФСР (1966 1980 гг.): дис.. .д-ра ист. наук/А.А. Зубков — Н. Новгород, 2001.
  285. , Ю.Л. Советский город 1940-х первой половины 1950-х годов. От творческих поисков к практике строительства: автореферат дис. доктора архитектуры/ Ю. Л. Косенкова — М, 2000.
  286. , Ю.А. Советы депутатов трудящихся Горьковской области в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.): дис. канд. ист. наук / Ю. А. Перчиков Горький, 1979.
  287. , Ю.А. Местные органы государственной власти в условиях Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. (на материалах Волго-вятского региона РСФСР): дис. .д-ра ист. наук/Ю.А. Перчиков-Ярославль, 1994.
  288. , Е.Ю. История отечественной автомобильной промышленности: от единичного к массовому типу организации производства (1896 1991 гг.): автореферат дис. д-ра ист. наук /Е.Ю. Прокофьева -Саратов, 2011.
  289. , Г. В. Промышленность Волго-Вятского региона Российской Федерации в конце 30-х первой половине 40-х годов, дис. д-ра ист. наук / Г. В. Серебрянская Н. Новгород, 1998.
  290. , В.А. Внеэкономические факторы мотивации трудового поведения рабочих и колхозников Волго-Вятского региона Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны (1941 1945): дис. д-ра ист. наук / Сомов В. А. — Нижний Новгород, 2009.
  291. , В.Д. Формирование рабочих кадров на новостройках первой пятилетки, дис .канд. ист. наук. /В.Д. Федоров-Горький, 1966.
  292. , В.Д. Обеспечение организованного трудоустройства и пополнения рабочего класса в Советской России (Деятельность государства и общественно политических организаций. 1917 — конец 1930 гг.): дис. .д-ра ист. наук /В.Д. Федоров — СПбГУ, 1993.
Заполнить форму текущей работой