Законодательство и судебный процесс
Их направляли в рудник для того, чтобы, по словам Диодора, «одновременно и наложить наказание на осужденных, и получить доходы от использования работников. Отданные туда в огромном числе, все заключенные в оковы, они непрестанно работают, не получая никакой передышки ни днем, ни ночью, абсолютно лишенные всякой возможности побега, так как сторожами к ним приставлены солдаты-варвары, говорящие… Читать ещё >
Законодательство и судебный процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как «владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат — ее символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу — душе умершего).
Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.
Разделение ролей мужчины и женщины было закреплено обычаем. Часть занятий — музыка, украшательство, парикмахерские услуги — можно считать профессией, а не упомянутым разделением ролей. Женщины могли вырасти до ранга «надзирательниц» за женской прислугой в богатых домах или же присутствовать на высокопоставленных приемах во дворце или храме. Они никогда не назначались на административные посты, но они могли представлять мужей с официальными поручениями. В их пользу могли быть составлены завещания, они могли владеть собственностью и иметь слуг. Некоторые из них достигали независимости за счет хорошей семейной обеспеченности. Однако вдовы и незамужние считались среди самых несчастных; а в семейной жизни замужние женщины в большинстве зависели от диктата мужей.
Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделывателю документов или мер и весов отрубали одну руку.
Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древности важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправления: они разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и везир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.
Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона либо великого везира. Идеалом судебного решения считалась «строгая справедливость», даже если речь шла о заговоре против фараона (реальный эпизод времен Рамзеса III после 1198 г. до н. э.). В одной из инструкций начала 2-го тысячелетия до н. э. фараон наставлял везира, чтобы тот судил все случаи в соответствии с законом, и это значило, что нужно уважать справедливость. В некоторых хвалебных надписях упоминается деятельность фараона в качестве законодателя: он диктует, а приглашенный писец записывает его установление. Законность как атрибут правления упоминается в документах, а также в более поздних описаниях греческого историка Геродота. При этом земная законность, согласно преданию, полностью согласуется с законами, установленными богами.
Решению дел обычно предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.
О судебной атмосфере можно составить представление по документу XIV в. до н. э., описывающему судебную процедуру у вельможи, главного чиновника города Фивы, древней столицы государства. У самого вельможи седалище со спинкой, рядом с ним — жезл, под ногами и за спиной — кожаная подушка. По обе стороны от него разложены 40 кожаных свитков с законами. Его окружают 10 вельмож, начальники и заведующий канцелярией по приему посетителей. Наказания выносятся «соответственно проступку». Если спор идет о земельных участках (пашнях), то заведующему пашнями дается трехдневный срок на представление документов.
Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и именовались «дневниками». Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате.
На технику изготовления законов в древнеегипетском государстве проливает свет указ фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н. э.). В нем повествуется о том, как, «ища благое дело для Египта, исследуя дела», фараон «самолично говорит в виде указа», а писец с прибором и свитком записывает «согласно всему тому, что сказал его величество». В этом же указе перечислены критерии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Цель судейского участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению — умиротворение конфликтующих и непослушных.
Все наказания отличались жестокостью — с телесными мучениями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), с обращением в рабство за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику. Диодор Сицилийский в своей «Истории» (I в. до н. э.) сообщает о практике осуждения за преступления в виде подневольной работы на рудниках по добыче золота в южных районах Позднего царства (район Напата и Мероэ).
Здесь преступники работали наряду с взятыми в плен или несправедливо оклеветанными, которых ссылали вместе с родней.
Их направляли в рудник для того, чтобы, по словам Диодора, «одновременно и наложить наказание на осужденных, и получить доходы от использования работников. Отданные туда в огромном числе, все заключенные в оковы, они непрестанно работают, не получая никакой передышки ни днем, ни ночью, абсолютно лишенные всякой возможности побега, так как сторожами к ним приставлены солдаты-варвары, говорящие на языках, отличных от их родного, так что никто не может ни обещаниями, ни любезной просьбой подкупить кого-либо из приставленных солдат… Нет такого человека, который, увидев все это, не пожалел бы обездоленных из-за чрезмерности их несчастья».