Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование регбийной команды на основе модельных характеристик игрового амплуа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из всех игровых видов спорта регби предъявляет особые требования, которым должен отвечать игрок высокой квалификации. Выявлено, что на разных этапах подготовки регбиста спортивный результат зависит от уровня развития различных качеств (В.А. Кучин). Наряду с качествами, необходимыми и в других спортивных играх, важны такие, которые характерны только для регби и выделяют регбиста среди… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПРИГОДНОСТИ
    • 1. 1. Основные положения выявления пригодности к занятиям спортом
    • 1. 2. Комплектование команд в спортивных играх (специфика отбора на этапе высшего спортивного мастерства)
    • 1. 3. Отличительные особенности формирования регбийных команд
    • 1. 4. Эталонные модели спортсменов как средство повышения эффективности формирования команд
    • 1. 5. Принципы моделирования (этапы построения и компоненты модели)
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭТАЛОННЫХ МОДЕЛЕЙ ИГРОВЫХ АМПЛУА РЕГБИСТОВ
    • 3. 1. Обоснование методики формирования регбийной команды на основе модельных характеристик игрового амплуа спортсменов
    • 3. 2. Построение теоретических моделей игровых амплуа регбистов
    • 3. 3. Особенности внимания игроков регбийной команды
  • ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГБИЙНОЙ КОМАНДЫ НА
  • ОСНОВЕ ЭТАЛОННЫХ МОДЕЛЕЙ ИГРОКОВ
    • 4. 1. Оценка степени соответствия свойств внимания регбистов модельным
    • 4. 2. Методика корректировки свойств внимания регбистов для формирования команды
    • 4. 3. Оценка эффективности разработанной методики формирования регбийной команды в педагогическом эксперименте
  • ВЫВОДЫ

Формирование регбийной команды на основе модельных характеристик игрового амплуа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность: В условиях активного развития игровых видов спорта особенно велико значение своевременного определения пригодности ребенка или подростка к тому или иному виду спортивных игр и к данной группе видов спорта в целом. Соответствие индивидуальных задатков спортсменов и выполняемой деятельности дает возможность эффективно осуществлять их подготовку, избегая негативного влияния на физическое и психическое здоровье, уменьшая «отсев» учащихся спортивных школ из-за отсутствия положительной динамики спортивных результатов (В.М. Волков, В. П. Филин, А. А. Гужаловский, В. Б. Зеличенок, В. П. Губа, Н. Н. Мартынов, Б.А. Никитюк).

Игроки команды, формируя общую тактику игры, выполняют во время матча свои индивидуальные функции. Это наиболее важно учитывать при определении возможного игрового амплуа, так как обычно одному игроку лучше удаются созидательные действия, другому же — разрушительныеодин спортсмен больше организатор, второй — планировщик, третий — реализатор, т. е. каждый игрок предрасположен к определенному амплуа. Своевременное определение амплуа и игрового стиля позволит оценить способности и наклонности юных спортсменов, избежав при этом педагогических ошибок (М.С. Бриль). Важно для спортсмена-игровика (В.М. Волков, В.П. Филин) тактическое мышление, минимальное время реакции выбора, способность к антиципации (прогнозированию ситуации) и распределение внимания.

Из всех игровых видов спорта регби предъявляет особые требования, которым должен отвечать игрок высокой квалификации. Выявлено, что на разных этапах подготовки регбиста спортивный результат зависит от уровня развития различных качеств (В.А. Кучин). Наряду с качествами, необходимыми и в других спортивных играх, важны такие, которые характерны только для регби и выделяют регбиста среди представителей других видов спорта (Ж.К.Холодов). Прежде всего, это требования к морфологическим характеристикам игрока — весоростовым особенностям, пропорциям тела. Также, учитывая насыщенность игры жесткими силовыми контактами при высокой скорости, важны смелость, решительность, способность к самопожертвованию, стойкость в условиях физического и психического напряжения, высокий болевой порог.

Противоречий в комплектовании регбийных команд много. В ряде случаев требования к игрокам могут быть совершенно несходными (Ж.К.Холодов), например, в росто-весовых показателях. Имеет место противоречие, связанное с необходимостью учета характеристик представителей каждого игрового амплуа спортсменов при комплектовании регбийных команд и эти характеристики во многом различны и часто противоположны. Качества, определяющие успешную игру нападающего, могут быть совершенно неприемлемы, например, для полузащитника и наоборот. Одним из путей решения данного противоречия является создание ряда комплексных эталонных моделей высококвалифицированных регбистов с учетом специфики каждого игрового амплуа.

Все вышеизложенное и послужило основой для выбора темы данного исследования: «Формирование регбийной команды на основе модельных характеристик игрового амплуа».

Объект исследования: процесс формирования команд в игровых видах спорта.

Предмет исследования: условия формирования регбийной команды на основе модельных характеристик спортсменов-игроков различных игровых амплуа.

Цель исследования: разработать модели регбистов, выполняющих различные игровые функции, и проверить эффективность условий формирования регбийной команды на основе модельных характеристик игровых амплуа спортсменов в педагогическом эксперименте.

Гипотеза: формирование регбийной команды на основе модельных характеристик игрового амплуа спортсменов будет эффективным, если будут реализованы следующие условия:

— изучена теория и практика выявления спортивной пригодности спортсменов для занятия командными игровыми видами спорта, при этом: а) выявлены основные положения определения пригодности к занятиям спортомб) исследованы особенности комплектования команд в спортивных играхв) установлены отличительные особенности формирования регбийных командг) обоснована целесообразность применения эталонных моделей высококвалифицированных игроков как средства повышения эффективности формирования команд, д) выявлены принципы моделирования, этапы построения и компоненты модели эталонного игрока регбийной команды;

— разработаны эталонные модели игровых амплуа регбистов и программа достижения соответствия между модельными параметрами и характеристиками реального контингента обучаемых спортсменов-регбистов, проверена их эффективность в педагогическом эксперименте.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Выявить и теоретически обосновать особенности комплектования команд в спортивных играх и специфику данного процесса на этапе высшего спортивного мастерства.

2. Выявить принципы моделирования, этапы построения и компоненты модели, отличительные особенности комплектования регбийных команд и целесообразность применения моделей как средства повышения эффективности формирования команд.

3. Разработать модели спортсменов-регбистов, выполняющих различные игровые функции, и проверить эффективность условий формирования регбийной команды на основе модельных характеристик игровых амплуа в педагогическом эксперименте.

Методологическая и теоретическая основа исследования: основные положения теории спортивной ориентации и диагностики спортивной пригодности (М.С.Бриль, Н. Ж. Булгакова, В. М. Волков, В.П.Филин), научные разработки в области организации спортивной тренировки (В.М.Зациорский, Л. П. Матвеев, А. И. Завьялов, Д.Г.Миндиашвили), современные концепции подготовки спортсменов в игровых видах спорта (А.Чанади, Ж. К. Холодов, Б. Грюнвальд), современные научные разработки в области психологической подготовки спортсменов (Е.П.Ильин, Г. Ф. Горбунов, Б. А. Вяткин, А. Л. Попов, Р.М.Найдиффер), современные принципы и основные положения моделирования в процессе спортивной подготовки (В.Б.Шварц, С.В. Хрущев).

Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературыанализ рейтингов результативности игроков и турнирных таблицинтервьюированиеанкетный опроспсихологическое тестированиепедагогический экспериментметоды математической статистикиметоды моделированияметоды сравнительного анализа.

Научная новизна результатов исследования:

1. Установлено, что учет сочетания индивидуальных особенностей нервной системы и личностных качеств спортсменов с выполняемыми ими игровыми функциями, при выявлении спортивной пригодности на этапе комплектования команд способствует повышению качества спортивной подготовки.

2. Определены методы и критерии диагностики пригодности к дальнейшему спортивному совершенствованию на каждом этапе подготовки регбистов, установлена приоритетная значимость для регбиста способности к быстрому и точному решению двигательных задач в изменяющихся ситуациях и способности игроков к взаимодействиям.

3. Установлено, что распределение функций между игроками является обязательным условием командных действий и основывается на использовании морфологических, психологических и двигательных особенностей спортсменов. Диагностику игрового амплуа регбистов при отборе в команду необходимо выполнять на начальном этапе подготовки спортсменов. Ошибка при выборе игрового амплуа спортсменов неизбежно ведет к снижению эффективности деятельности команды.

4. Разработаны эталонные модели игровых амплуа регбийной команды (нападающие 1-й линии №№ 1, 2, 3, нападающие 2-й линии №№ 4 и 5, нападающие 3-й линии №№ 6, 7, 8, полузащитники №№ 9 и 10, защитники №№ 11, 12, 13, 14, 15), каждая из которых отражает особенности спортсмена (росто-весовые, двигательные, социальные, социально-психологические и личностные), определяющие надежность регбиста, выполняющего определенные игровые функции.

Теоретическая значимость:

1. Описан комплекс характеристик регбистов высокой квалификации с учетом специфики игрового амплуа, а также критерии их диагностики, что указывает на особую важность своевременного выявления способностей к коллективным взаимодействиям при отборе в командных спортивных играх.

2. Обосновано влияние свойств внимания регбиста на его способности устанавливать и поддерживать устойчивые связи с членами команды и контролировать действия соперников.

3. Внесены изменения в структуру и содержание основ подготовки регбистов на этапе комплектовании команд с целью управления его эмоциональными состояниями в экстремальных условиях.

Практическая значимость:

Разработаны комплексные эталонные модели игроков регбийной команды с учетом выполняемых ими игровых функций, служащие ориентиром при практической диагностике возможного амплуа регбиста. Установлен достоверный положительный эффект при использовании эталонных моделей игроков различных амплуа, включая модель индивидуального профиля внимания, в процессе подготовки спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Доказано повышение эффективности соревновательной деятельности спортсменов-регбистов в результате применения разработанной методики.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием в работе методологических основ и принципов педагогических исследований, репрезентативностью выборки контингента испытуемых, применением апробированных на практике методов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на совещаниях с тренерами по регби. Материалы исследования внедрены в практику спортивной подготовки сборной молодежной команды Красноярского края по регби, а также внедрены как практические рекомендации в процесс подготовки студенческой регбийной команды Института архитектуры и строительства СФУ.

Материалы диссертации опубликованы в 14-ти печатных работах, в том числе в сборнике научных работ «Вестник КрасГАУ», рекомендованном ВАК РФ для публикаций научных статей по материалам кандидатских и докторских диссертаций. Основные результаты исследования докладывались: на II-й научно-практической конференции с международным участием Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (2004), на XXIII-й научно-практической конференции Красноярской государственной академии архитектуры и строительства (2005), на всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука — третье тысячелетие» Красноярского государственного университета цветных металлов и золота (2005), на XXV научно-практической конференции Сибирского федерального университета (2007).

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявленные в результате сравнительного анализа графических моделей характерные особенности спортсменов, выполняющих различные игровые функции в команде, дают возможность применять методику определения индивидуальных свойств внимания с целью определения игрового амплуа регбиста, индивидуализируя тем самым процесс подготовки игрока на основе оптимального соответствия между особенностями личности спортсмена и выполняемой им деятельностью, что в итоге способствует повышению эффективности подготовки игроков и формирования команды.

2. Выявленные после специальной подготовки достоверные изменения свойств внимания экспериментальной группы регбистов и приближение их к свойствам эталонной модели, а также установленные у отдельных спортсменов особенности других игровых амплуа команды, указывают на возможность применения психолого-педагогических воздействий для повышения эффективности выполнения регбистами своих игровых функций и при переквалификации их по игровому амплуа.

3. Положительная связь между набранными и потерянными командой очками в матчах, указывает на повышение качества спортивной подготовки группы в результате примененных мер коррекции, выбранных дифференцированно в зависимости от выявленных в каждом конкретном случае отклонений от модельных для данного игрового амплуа параметров.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложения. Работа содержит 28 рисунков, 10 таблиц, библиографический список представлен 235 источниками.

выводы.

1. Диагностику пригодности применительно к определенному виду спорта можно охарактеризовать как самостоятельный вид деятельности, предполагающий организованный поиск талантливой в спортивном отношении молодежи, как систему организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, психологические, медико-биологические и социальные методы исследования пригодности для специализации в том или ином виде спорта.

2. Выявлено, что особую ценность на этапе комплектования команд представляет диагностика личностных качеств спортсменов, учет совместимости индивидуального стиля игры регбиста со стилями другими игроков при решении задач, поставленных перед командой. Перспективность каждого игрока оценивается на основе учета его двигательного потенциала, психической устойчивости в условиях стресса, а также оценки игровой эффективности. Поэтому одним из факторов, определяющих успешность деятельности игрока в команде, является его способность к целенаправленным групповым взаимодействиям.

3. Установлено, что при формировании команд решающим фактором является обеспечение игровой надежности, как сочетания стабильности и результативности спортсменов. Оценка спортивной пригодности связана с определением модельных характеристик игроков различного амплуа, разработкой констатирующих и перспективных моделей и подбором игроков в соответствии с необходимыми модельными характеристиками. Разработанные эталонные модели регбистов различных амплуа основаны на оценках личности, организма, специальной подготовленности и игровой эффективности высококлассных представителей данного вида спорта, полученных в результате анализа действий игроков в ходе игры. Практическое применение моделей способствовало формированию спортсменов-игроков для успешного функционирования в команде.

4. Использование эталонных моделей позволило разработать методики формирования игроков различных амплуа, способных успешно выступать в играх чемпионата России и демонстрировать высокую результативность. По результатам педагогического эксперимента наблюдается достоверное изменение отклонения характеристик игроков от модельных параметров. До применения мер корректировки достоверные различия (Р<0.001) между показателями свойств внимания группы резервного состава и модельными параметрами были выявлены по 18 позиций из 36, что составляло 50% от общего числа, а после педагогического эксперимента по формированию эталонных параметров моделей — по 5 позициям из 36, что составляет 12,8%, т. е. различия стали ниже на 37,2%.

5. Установленные в результате сравнительного анализа графических моделей характерные особенности внимания спортсменов, выполняющих различные игровые функции в команде, позволяют применять рассмотренную методику формирования команд с целью диагностики возможного амплуа регбиста. Процесс подготовки игрока индивидуализируется на основе оптимального соответствия между имеющимися задатками и выполняемыми действиями, что в итоге способствует повышению эффективности обучения спортсменов.

6. Выявлена положительная связь между набранными и потерянными командой очками в матчах, как следствие повышения качества спортивной подготовки группы в результате примененных мер коррекции, выбранных в зависимости от установленных в каждом случае отклонений от модельных для данного амплуа параметров.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основании проведенного исследования, в ходе которого экспериментально подтверждена эффективность применения рассмотренной методики, были выработаны следующие практические рекомендации:

1. При выявлении пригодности юношей к занятиям регби необходимо сопоставлять данные, полученные в результате тестирования двигательных, морфологических и личностных качеств игроков с их эталонными параметрами, входящими в состав разработанных нами моделей.

2. В составе модели эталонного регбиста первостепенным являются индивидуальные особенности внимания игрока, следовательно, при оценке перспектив дальнейшей подготовки необходимо учитывать факторы, непосредственно связанные с проявлениями данного качества.

3. Для повышения соревновательной надежности игроков применять такие методы, как самовнушение, внушение в состоянии бодрствования, обсуждение и анализ сыгранных матчей, участие спортсменов резервных составов команд мастеров в подготовке и играх молодежных команд в качестве тренеров и судей-общественников. Меры педагогического воздействия следует выбирать индивидуально, исходя из установленных отклонений от модельных параметров конкретного амплуа.

4. Одновременно с диагностикой и корректировкой индивидуальных свойств внимания каждого игрока производить экспертную оценку его игровой эффективности (количество результативных технико-тактических действий из 100 осуществленных, в %), что позволит повысить надежность прогнозирования спортивного результата и эффективность комплектования команд в регби.

5. Исследованную методику, эффективность которой была экспериментально подтверждена, принять к применению с целью диагностики возможного амплуа регбиста, а также с целью индивидуализации процесса подготовки игроков на этапе комплектования команд.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.У. Основные методы сбора и обработки информации в социальных исследованиях физической культуры / В. У. Агеевец, В. Д. Гончаров. Л.: ЛНИИФК, 1979. — 56 с.
  2. В.У. Социальное исследование физической культуры / В. У. Агеевец, В. Д. Гончаров. Л.: ЛНИИФК, 1979. — 27 с.
  3. А.А. Психогенетика / А. А. Александров. СПб.: «Питер», 2004. — 192 с.
  4. И.В. Как определить тренированность спортсмена / И. В. Аулик. -М.: Физкультура и спорт, 1977. 102 с.
  5. .А. Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  6. Г. Д. Психология труда тренера по спорту. Омск, ОГИФК, 1985,-85 с.
  7. В.И. и др. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин и др. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 191 с.
  8. Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
  9. Биомеханика и техника отдельных видов спорта /Под ред. А. Н. Лапутина. Киев: ЬСИФК, 1973. — 71 с.
  10. П. К теории тестирования двигательных способностей / П. Благуш. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 137 с.
  11. Д.Я. Личностные особенности спортсмена / Д. Я. Богданова. Л.: ЛГИФК, 1974. — 58 с.
  12. Большая медицинская энциклопедия /Под ред. Б. В. Петровского. — Т. 15. -М.: «Советская энциклопедия», 1981. 576 с.
  13. М.С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 127 с.
  14. М.С. Отбор теннисистов М.С. Бриль, Т. С. Иванова. //Теннис: Ежегодник. М.: ФиС. — 1976. — С. 55−56.
  15. Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. -М.: Физкультура и спорт, 1986. 190 с.
  16. Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 215 с.
  17. Ю.В. Основы СФП спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  18. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  19. Возраст и спортивные достижения олимпийцев 76 /Под ред. Чу-динова В.И., Хордина А. В. — М.: ВНИИФК, 1978. — 107 с.
  20. В.М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  21. Вопросы морфофункциональной адаптации опорно—двигательного аппарата. Омск: ОГИФК, 1986. — 82 с.
  22. Вопросы общей и специальной работоспособности спортсмена /Под ред. Соколовой Л. С. Л.: ЛНИИФК, 1974. — 130 с.
  23. Вопросы спортивной морфологии. Волгоград: ВГИФК, 1986. — 83 с.
  24. Вопросы спортивной психогигиены. М.: ВНИИФК, 1973.-162 с.
  25. Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Эксмо—Пресс, 2000.- 1008 с.
  26. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. -М.: Физкультура и спорт, 1978. — 136 с.
  27. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткин. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112 с.
  28. А.Д. Индивидуализация спортивной тренировки на основе учета психофизиологических различий / А. Д. Ганюшкин. — Смоленск: СГИФК, 1978.-26 с.
  29. Л.Д. Время стрессов / Л. Д. Гиссен. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 191 с.
  30. Л.Д. Психология и психогигиена в спорте / Л. Д. Гиссен. -М.: Физкультура и спорт, 1973. 149 с.
  31. Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов. М.: Академия, 2000. — 287 с.
  32. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
  33. Г. Ф. Психопедагогика спорта / Г. Ф. Горбунов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 207 с.
  34. Гримм Ганс Основы конституционной биологии и антропометрии / Ганс Гримм. -М, «Медицина», 1967. -291 с.
  35. А.А. Проблемы теории спортивного отбора / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. — 1986 — № 8. —1. С.24—25.i
  36. А.С. Анатомия (с основами гистологии и эмбриологии) / А. С. Гусев, Ю. П. Сергеев. М.: Медицина, 1967. — 296 с.
  37. Л.Н. Проблема психической надежности в спорте / Л. Н. Данилина, В. А. Плахтиенко. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 56 с.
  38. Н.Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. — М.: Аспект-Пресс, 1998.-373 с.
  39. Ю.И. Очерки физиологии физкультурных упражнений / Ю. И. Данько. М.: Медицина, 1974. — 255 с.
  40. А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины / А. Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 295 с.
  41. А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов / А. Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 120 с.
  42. В.Е. Многомерная биометрия для антропологов / В. Е. Дерябин. М.: изд-во МГУ, 1983. — 227 с.
  43. Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники / Д. Д. Донской. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 287 с.
  44. Р.Н. Телосложение спортсмена / Р. Н. Дорохов, Л.П. Рыб-чинская. Смоленск: СГИФК, 1977. — 86 с.
  45. В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
  46. В.И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. М.: Владос, 1999.-480 с.
  47. К.П. Волевая подготовка спортсменов / К. П. Жаров. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 151 с.
  48. Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Перов. — М.: Академия, 2002. 264с.
  49. Н.В. Системный подход и целевое управления в спорте / Н. В. Жмарев. Киев: Здоров’я, 1984. — 143 с.
  50. Н.В. Управленческая и организационная деятельность тренера / Н. В. Жмарев. Киев: Здоров’я, 1986. — 126 с.
  51. А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура /
  52. A.И. Журавлева, Н. Ф. Граевская. М.: Медицина, 1993. — 432 с.
  53. В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека /
  54. B.М. Зациорский, А. С. Аруин, В. Н. Селуянов. — М.: Физкультура и спорт, 1981.-143 с.
  55. В.М. Биомеханические основы развития выносливости / В. М. Зациорский, В. М. Алешинский, Н. А. Якунин. — М.: Физкультура и спорт, 1982.-143 с.
  56. В.М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека (материалы исследования на близнецах) / В. М. Зациорский, Л. П. Сергиенко // Теория и практика физической культуры". 1975. — № 6. — С.22−29.
  57. В.М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 152 с.
  58. В.М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  59. В.Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В. Б. Зеличенок, В. Г. Никитюк, В. П. Губа. М.: Терра-спорт, 2000. — 238 с.
  60. М.Ф. Анатомия человека / М. Ф. Иваницкий. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 544 с.
  61. В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / В. В. Иванов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 256 с.
  62. А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена / А. В. Ивойлов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 108 с.
  63. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-513 с.
  64. Е.П. Психология / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004. — 560с.
  65. Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2 000 288 с.
  66. Е.П. Психология спорта / Е. П. Ильин. Л.: ЛГУ, 1989. — 191 с.
  67. Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1988. — 199 с.
  68. В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карп-ман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1988. -206 с.
  69. B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / B.C. Келлер. Киев: Здоров’я, 1977. — 183 с.
  70. Киселев J1.B. Системный подход к оценке адаптации в спорте / J1.B. Киселев. Красноярск: КГУ, 1986. — 175 с.
  71. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 508 с.
  72. А.И. Биологические проблемы учения о конституциях человека / А. И. Клиорин, В. П. Чтецов. М.: Наука, 1979. — 164 с.
  73. Книга тренера по легкой атлетике /Под ред. JI.C. Хаменкова. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 397 с.
  74. В.И. Основы спортивной морфологии / В. И. Козлов, А. А. Гладышева. — М.: Физкультура и спорт, 1977. 103 с.
  75. Е.Г. Социально—педагогическая оценка команды регбистов высокой квалификации / Е. Г. Козлов, Э. А. Татурян, В. П. Черемисин // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 3. — С. 10−12.
  76. З.И. Центральная нервная система и двигательная деятельность человека / З. И. Коларова. Ташкент: Медицина, 1968. — 132 с.
  77. Г. В. Введение в механику человека / Г. В. Коренев. -М.: Наука, 1977.-246 с.
  78. .Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. — М.: Физкультура и спорт, 1978. 224 с.
  79. Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 608 с.
  80. Кричевский P. JL Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р. Л. Кричевский, М. М. Рыжак. М.: МГУ, 1985. — 223 с.
  81. В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена / В. В. Кузнецов. М.: Советская Россия, 1975. — 192 с.
  82. Ю.Ф. Найдите свой талант / Ю. Ф. Курамшин, В. М. Поповский. JL: Лениздат, 1987. — 80 с.
  83. С.Г. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины / С. Г. Куртев, JI.A. Лазарева, С. И. Еремеев, И. А. Кузнецова. Омск: СибГАФК, 2000. — 123 с.
  84. В.А. Структура физической и технической подготовки регбистов различного возраста и квалификации / В. А. Кучин // Научно-методические основы подготовки резервов в спортивных играх. М.: ВНИ-ИФК, 1981.- 108 с.
  85. А.Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский. —М.: Наука, 1995.-271 с.
  86. Легкая атлетика /под ред. Н. Г. Озолина, Ю. Г. Правдина, В. П. Филина и др. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 670 с.
  87. .Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. М.: Наука, 1980. — 277 с.
  88. Лях В. И. Определение координационных способностей с помощью тестов / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1998. — № 12. — С. 56−59.
  89. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях.- М.: Издательство ACT, 1998. 272 с.
  90. Малая медицинская энциклопедия / Под ред. В. Х. Василенко, Т.1.- М.: Сов. энциклопедия, 1965. 568 с.
  91. С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена/ С. В. Малиновский. -М.: Физкультура и спорт, 1981. 192 с.
  92. В.А. Методики психодиагностики в спорте / В.А. Мари-щук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1981. -191 с.
  93. В.Л. Информационные аспекты управления спортсменом / В. Л. Марищук, Л. К. Серова. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 110 с.
  94. А.А. Физиология / А. А. Маркосян. М.: Медицина, 1975.-343 с.
  95. Э.Г. Методы исследования в спортивной антрополо175гии / Э. Г. Мартиросов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 199 с.
  96. Н.Н. К проблеме отбора способных детей для занятий спортом / Н. Н. Мартынов, П. З. Сирис, В. А. Стрельцов // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 6. — С. 32−33.
  97. Т.М. Психогенетика / Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко, Равич-Щербо И.В. М.: Аспект Пресс, 1998. — 400 с.
  98. Н.А. Математическо-статистические методы в спорте / Н. А. Масальгин. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 151 с.
  99. А.Г. Мотивация и личность: пер. с англ. A.M. Талыбаевой / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  100. Л.П. К теории построения спортивной тренировки / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 12. — С. 11−21.
  101. Л.П. Общая теория спорта / Л. П. Матвеев. М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. — 304 с.
  102. Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1965. — 244 с.
  103. Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 542 с.
  104. Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта /Под ред. В. В. Матова, Р. Е. Мотылянской. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 214 с.
  105. Медицинский справочник тренера. М.: Физкультура и спорт, 1976.-270 с.
  106. B.C. Очерк теории темперамента / B.C. Мерлин. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1973. 292 с.
  107. Методическое пособие по регби. Федерация регби Шотландии: пер. с англ. Диль М. Красноярск: изд. Регбийный клуб «Красный Яр», 2001. -34 с.
  108. Юб.Милерян Е. А. О надежности оператора в различных режимах работы / Е. А. Милерян // Вопросы психологии. -№ 4. 1971. — С. 51−81.
  109. Д.Г. Учебник тренера по борьбе / Д.Г. Миндиашви-ли, А. И. Завьялов. Красноярск, Издательство КГПУ, 1995, 213с.
  110. Моделирование функционального состояния спортсменов различной подготовленности. Киев: изд. КГИФК, 1976. — 77 с.
  111. Морфофункциональные и метаболические сдвиги в организме при занятиях физической культурой и спортом. Алма-Ата: Казахский ин-т ФК, 1979.- 120 с.
  112. Ю.Морфофункциональные особенности высококвалифицированных спортсменов /Под ред. Э. Г. Мартиросова. М.: Физкультура и спорт, 1988 — 132 с.
  113. Морфофункциональные особенности юных спортсменов /Под ред. И. И. Бахраха. Смоленск: СГИФК, 1984. — 99 с.
  114. Морфофункциональные показатели развития детей и подростков: сб. науч. тр. Новосибирск: НГПИ, 1980. — 95 с.
  115. В.Т. Движения спортсмена / В. Т. Назаров. Минск: Полымя, 1984.- 176 с.
  116. P.M. Психология соревнующегося спортсмена / P.M. Найдиффер. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 224 с.
  117. Начальная подготовка юного спортсмена /Под ред. В. П. Филина, С. С. Грошенкова. -М.: Физкультура и спорт, 1966. 255 с.
  118. С.В. Математическая статистика в спорте / Начинская С. В. Киев: Здоров’я, 1978. — 134 с.
  119. В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  120. .А. Анатомия и спортивная морфология / Б. А. Никитюк, А. А. Гладышева. -М.: Физкультура и спорт, 1989. 174 с.
  121. .А. Антропология. Т.4: Конституция человека / Б.А. Ни-китюк. -М.: Наука, 1991. 152 с.
  122. .А. Генетические маркеры и их роль в спортивном отборе / Б. А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 11-С. 38−40.
  123. .А. Морфология человека / Б. А. Никитюк, В. П. Чтецов. -М.: МГУ, 1983.-320 с.
  124. Общая и медицинская генетика / под ред. Р. Г. Заяц, В.Э. Бутвилов-ского, И. В. Рачковской, В. В. Давыдова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 320 с.
  125. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: ООО «Издательство Оникс», 2006. — 976с.125.0золин Н. Г. Развитие выносливости спортсменов / Н. Г. Озолин. — М.: Физкультура и спорт, 1959. 128 с.
  126. Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 479 с.
  127. Основы силовой подготовки регбистов: методические рекомендации /под ред. Ж. К. Холодова, В. К. Петренчука, В. П. Хроменкова. М.: Спорткомитет СССР, 1981. — 75 с.
  128. Отбор и подготовка квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям. Л.: ЛНИИФК, 1975. — 178 с.
  129. Оценка двигательных и функциональных возможностей спортсменов /Под ред. Булкина В. А. Л.: ЛНИИФК, 1984. — 153 с.
  130. В. Психодинамика спортивной группы: пер. с сербо-хорв. В. М. Полиевктова / В. Параносич, Л. Лазаревич. М.: Физкультура и спорт, 1977.- 119 с.
  131. JI. Личность. Теория и исследование: пер с англ. / Л. Пер-вин, О. Джон. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 672 с.
  132. Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. — М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.
  133. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 284 с.
  134. В.Н. Современная спортивная тренировка / В. Н. Платонов. -Киев: Здоров’я, 1980.-336 с.
  135. В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов. Киев: Здоров’я, 1984. — 350 с.
  136. К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1972.-312 с.
  137. В.А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  138. Подготовка высококвалифицированных гандболистов. — Киев: КГИФК, 1981.-86 с.
  139. А.Л. Спортивная психология / А. Л. Попов. М.: Флинта, 2000.- 152 с.
  140. С.Н. Практические занятия по врачебному контролю / С. Н. Попов, Ж. А. Тесленко. -М.: Физкультура и спорт, 1976. 128 с.
  141. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред.
  142. A.А. Крылова.- Л.: ЛГУ, 1987. 255 с.
  143. Практикум по спортивной психологии /Под ред. И. П. Волкова. -СПб.: Питер, 2002. 160 с.
  144. Практические занятия по психологии / Под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волкова. — М.: Физкультура и спорт, 1989. 160 с.
  145. Проблемы резервных возможностей человека / Под ред. Кузнецова
  146. B.В. М.: ВНИИФК, 1982. — 192 с.
  147. Проблемы спортивной антропологии: сб. науч. тр. под ред. Э. Г. Мартиросова, Ю. П. Сергеева. М.: ВНИИФК, 1977. — 128 с.
  148. Психология и педагогика / Под ред. В. М. Николаенко. — М.: ИН-ФРА- -М.- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 175 с.
  149. Психология и психофизиология индивидуальных различий (к 80летию со дня рождения Б.М. Теплова). М.: Педагогика, 1977. — 184 с.
  150. Психология и современный спорт: сборник научных работ психологов спорта соц.стран. / Составители: П. А. Рудик, В. В. Медведев, А. В. Родионов. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 328 с.
  151. Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена /Под ред. Ильина Е. П. Л.: ЛГПИ, 1976. — 178 с.
  152. Р. Регби. Игра и тренировка / Р. Пулэн. — М.: Физкультура и спорт, 1978.- 152 с.
  153. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л.: ГИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1977. — 48 с.
  154. А.В. Системные принципы и особенности подготовки теннисистов в регионах (на примере Сибирского теннисного центра) / А. В. Пыжьянов. Доклад на Всероссийском семинаре тренеров. — Томск: СТЦ. — 2004.-16с.
  155. А.С. Организация процесса подготовки юных регбистов в условиях общеобразовательной школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук./ А. С. Пылев — М.: МГАФК, 2007.-26с.
  156. Регби-2000. Справочник. -М.: Союз Регбистов России, 2000.- 64с.
  157. Р. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский. — М.: Аст—Пресс, 1999. — 393 с.
  158. А.В. Психодиагностика спортивных способностей / А. В. Родионов. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 216 с.
  159. А.В. Психология спортивного поединка / А. В. Родионов.- М.: Физкультура и спорт, 1968. — 127 с.
  160. А.В. Спортсмен прогнозирует решение / А. В. Родионов.- М.: Физкультура и спорт, 1973. 72 с.
  161. А.В., Алексеев А. В. Психология спорта высших достижений / А. В. Родионов, А. В. Алексеев. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 144 с.
  162. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 333 с.
  163. В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка / В. М. Русалов. -М.: Смысл, 1992. 21 с.
  164. В.М. Опросник структуры темперамента / В. М. Русалов. -М.: Смысл, 1992.-36 с.
  165. В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников //"Теория и практика физической культуры". 2002. — № 4. — С. 16−20.
  166. И.Н. Двигательные взаимодействия спортсменов / И. Н. Сальченко. Киев: Здоров’я, 1980. — 110 с.
  167. М.В. Особенности подходов к разработке проекта подготовки высококвалифицированных регбистов в годичном цикле / М. В. Сахарова // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 2000. — С.47−52.
  168. Сенсомоторика и двигательный навык в спорте / Под ред. Зимкина Н. В. Л.: ЛНИИФК, 1973.- 102 с.
  169. Л.П. Прогнозирующее значение генетических факторов в системе отбора и спортивной ориентации детей / Л. П. Сергиенко // Материалы III Всесоюзной конференции по проблеме юношеского спорта. М.: НИИФК, 1973.-С. 158−159.
  170. М.В. Некоторые психофизиологические особенностибаскетболистов и регбистов / М. В. Скворцов // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 7. — С. 24−25.
  171. В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов. М.: Владос-Пресс, 2002. — 604 с.
  172. Ю.И. Спортивная метрология / Ю. И. Смирнов, М.М. По-левщиков. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  173. Современная система спортивной тренировки / Под ред. Ф. П. Суслова, B.JI. Сыча, Б. Н. Шустина. М.: Физкультура и спорт, 1995. — 446 с.
  174. Е.Б. Спортивная гимнастика / Е. Б. Сологуб, В.А. Тайма-зов. М.: Терра-спорт, 2000. — 127 с.
  175. А.А. Регби / А. А. Сорокин. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 120 с.
  176. Спорт и возрастная психофизиология /Под ред. Ильина Е. П. Л.: ЛГПИ, 1974.- 184 с.
  177. Спорт, психофизическое развитие и генетика. Винница-Одесса // Материалы симпозиума. — М., 1976. — 196 с.
  178. Спортивная медицина и лечебная физкультура /Под ред. А. Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 368 с.
  179. Спортивные игры / Под ред. В. В. Марущака. М.: Воениздат, 1985.-269 с.
  180. Спортивные игры / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. Н. Портнова. М.: Академия, 2004. 400 с.
  181. Спортивные игры и методика преподавания /Под ред. Ю. И. Портных. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 318 с.
  182. Е.Н. Антиципация в спорте / Е. Н. Сурков. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 144 с.
  183. Е.Н. Психомоторика спортсмена / Е. Н. Сурков. — М.: Физкультура и спорт, 1984. 126 с.
  184. A.M. Воистину мужская / A.M. Талызин. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 95 с.
  185. Темперамент и спорт / Под ред. Вяткина Б. А. Пермь: ПГИ, 1976. -119 с.
  186. Теоретическая подготовка юных спортсменов /Под ред. Буйлина Ю. Ф., Курамшина Ю. Ф. -М.: Физкультура и спорт, 1981. 192 с.
  187. Теория и методика физической культуры /Под ред. Б. М. Шияна. -М.: Просвещение, 1988.-224 с.
  188. Теория и методика физической культуры /Под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.: Физкультура и спорт, 2003. — 464 с.
  189. .М. Избранные труды. В 2-х томах /Под ред М. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо / Б. М. Теплов. Т.1. — М.: Педагогика, 1985. — 329 с.
  190. .М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-536 с.
  191. Технические средства обучения в спортивных играх /С.А. Полиев-ский, Л. А. Латышкевич, В. А. Романов. Киев: Здоров’я, 1986. — 176 с.
  192. Толковый словарь спортивных терминов Абсалямова И. В. и др. / Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1993. -351 с.
  193. Точностные движения в спортивных играх. Волгоград, «Волгоградская правда», 1986. — 134 с.
  194. Тренировка вратаря в гандболе. Минск: Вышэйшая школа, 1980.-77 с.
  195. В.Г. Спортивная антропология и морфология / В. Г. Тристан, Ю. Н. Глухих. Омск: СибГАФК, 2000. — 112 с.
  196. Г. С. Телосложение и спорт / Г. С. Туманян, Э.Г. Мартиро-сов. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239 с.
  197. В.Л. Биомеханические аспекты спортивной тактики / В.Л.
  198. Уткин. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 110 с.
  199. B.JI. ГТО: техника движений (с основами контроля и оптимизации) / B. J1. Уткин. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 111 с.
  200. B.JI. Культура движений (основы оптимизации) / B.JI. Уткин. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 59 с.
  201. Учение о тренировке /Под ред. Д. Харе.: пер. с нем. — М.: Физкультура и спорт, 1971. 326 с.
  202. B.C. Управление движениями в спорте / B.C. Фарфель. -М.: Физкультура и спорт, 1975. — 208 с.
  203. И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И. М. Фейнберг, В. А. Иванников. М.: МГУ, 1978. — 112 с.
  204. Физиологическая характеристика высокой работоспособности спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1966. 221 с.
  205. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте /Под ред. Зимкина Н. В. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 216 с.
  206. Физиологическая характеристика некоторых видов спорта /Под ред. Войкова В. М. Смоленск: СГИФК, 1974. — 132 с.
  207. Физиология мышечной деятельности. — М.: Физкультура и спорт, 1982.-445 с.
  208. Физиология человека /Под ред. Жукова Е. К. — М.: Физкультура и спорт, 1959. 607 с.
  209. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1974. 232 с.
  210. В.П. На пути к спортивному мастерству (Адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам) / В. П. Филин, Н. А. Фомин. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 256 с.
  211. В.П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 255 с.
  212. В.П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 128 с.
  213. Ф. Генетика человека: пер. с англ. / под ред. Ю.П. Алтухова) / Ф. Фогель, А. Мотульски. М.: Мир, 1990. — 366 с.
  214. Функциональные резервы спортсменов различной квалификации и специализации. Л.: ГДОИФК, 1986. — 148 с.
  215. Е. Регби на высоких скоростях / Е. Хайхем, В. Хайхем. -М.: Физкультура и спорт, 1970. 196 с.
  216. Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 208 с.
  217. Дж. Биология человека: пер с англ. / Под ред. Бунака. В.В. / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Таннер и др. М.: Мир, 1979. — 611 с.
  218. Р. Спортивная физиология: пер. со швед. / Р. Хедман. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 152 с.
  219. .К. Основы подготовки регбистов / Ж. К. Холодов, Б. А. Варакин, В. К. Петренчук. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 189 с.
  220. Е.Н. Антропология / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков.-М.: МГУ, 1991.-318 с.
  221. Ф.К. Всестороннее руководство по развитию силы: пер. с англ. Пешко В. Е. /Под ред. Богащенко Ю. А. / Ф. К. Хэтфилд. Красноярск: Восток, 1992.-288 с.
  222. А. Футбол. Стратегия / А. Чанади. М.: Физкультура и спорт, 1981.-208 с.
  223. А. Футбол. Техника / А. Чанади. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 256 с.
  224. А. Футбол. Тренировка / А. Чанади. — М.: Физкультура и спорт, 1985. 256 с.
  225. О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте /
  226. О.А. Черникова. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 104 с.
  227. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В. Д. Шадриков //Психологический журнал. 1982. — № 3. — С. 38−46.
  228. В.Д. Развитие и диагностика способностей / В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин. -М.: Наука, 1991. 153 с.
  229. В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В. И. Шапошникова. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 159 с.
  230. В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В. Б. Шварц, С. В. Хрущев. М.: Физкультура и спорт, 1984. -151 с.
  231. Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена / Е. П. Щербаков. Омск: ОГИФК, 1986. — 87 с.
  232. Энциклопедический словарь /Под ред. Б. А Введенского. — Т. 1. -М.: Советская энциклопедия, 1953. — 720 с.
  233. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность /Под ред. А. Н. Карелина. М.: ACT, 1997. — 297 с.
  234. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты /Под ред. А. Н. Карелина. — М.: ACT, 1997.-279 с.
  235. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения /Под ред. А. Н. Карелина. -М.: ACT, 1997. -300 с.
  236. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы /Под ред. А. Н. Карелина. М.: ACT, 1997. — 247 с. 2337 IRB seven-a-side coaching manual. Ireland, Dublin, 2001 105 p.
  237. Fupball. Trainingsprogramme fur die C-Jugend. Autorenkollektiv unter der Leitung von Wolfgang und Detlef Krauspe. Berlin: Sportverlag. 2001−253 S.
  238. Groenewald В., Joubert R. Principles for Successful Coaching. SARFU Game Development. South Africa. First edition 1998, 155 p.
Заполнить форму текущей работой