Дифференцированный подход к отбору содержания обучения студентов основам самообороны в вузах физической культуры
Проведенный опрос профессорско-преподавательского состава физкультурных вузов и опытных специалистов-тренеров позволил выявить ранговую структуру факторов, определяющих высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны. К ним относятся: дифференцированный подход к отбору содержания обучения основам самообороны для студентов разных специализаций (ранговый показатель… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ САМООБОРОНЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 1. 1. Возникновение и развитие рукопашных противоборств на Руси и в России
- 1. 2. Анализ поведения личности в экстремальных ситуациях криминогенного характера, с использованием средств самообороны
- 1. 3. Методические подходы к обучению студентов основам самообороны в вузах физической культуры
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ ОСНОВАМ САМООБОРОНЫ
- 3. 1. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны
- 3. 2. Определение наиболее эффективных средств и тактико-технических действий для обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны
- 3. 3. Обоснование методики обучения студентов разных специализаций основам самообороны с использованием дифференцированного подхода к содержанию технико-тактических действий
- ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ САМООБОРОНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОТБОРУ ТЕХНИКО ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
- 4. 1. Организация педагогического эксперимента
- 4. 2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
Дифференцированный подход к отбору содержания обучения студентов основам самообороны в вузах физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В сложных условиях экономического и политического реформирования государственных структур России важнейшей проблемой является воспитание у подрастающего поколения высокой нравственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества. Кроме того, необходимо решать задачи, связанные с подготовкой их к труду, к службе в Вооруженных Силах России и спецподразделениях.
После распада СССР изменилась не только идеология, но произошли и глубокие социально-психологические изменения в жизни молодого поколения, появились новые запросы, требования, новые интересы. Затронуло это и физическую культуру и спорт. На смену популярности одним видам спорта приходят другие. Это касается и спортивных единоборств. Большой популярностью у молодежи пользуются восточные боевые искусства. Новые модернизированные рукопашные единоборства различного направления: спортивные рукопашные бои, крав-мага, универсальный бой, бои без правил типа «микс файт», неопанкратион, спортивно-боевое самбо и другие. Кроме того, в России сохраняется высокий уровень криминогенной обстановки, а низкая работа правоохранительных структур недостаточно эффективна. Это заставляет граждан самостоятельно искать формы и средства самозащиты. Все вышесказанное способствует повышению интереса граждан к овладению навыками физической самозащиты (самообороны), тем более что это разрешено ст. 37, 38 Уголовным Кодексом Российской Федерации (В.А. Морозов, 1998; А. Е. Тарас, 1996; А. Г. Левицкий, В. Б. Шестаков, 2004 и др.). Одной из основных задач государственной политики в области физической культуры и спорта, в современных условиях является укрепление здоровья и улучшение качества жизни граждан, а также формирование навыков самообороны, как одного из факторов национальной безопасности страны.
Этими обстоятельствами вызвана необходимость формирования навыков самообороны у учащейся молодежи. Приказом Министра образования и науки РФ в учебные планы системы «школа — вуз» введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в рамках которого предусмотрено обучение учащихся основам самообороны. Кроме того, в ряде педагогических и физкультурных вузов решением Ученых советов в учебный план был введен спецкурс «Основы самообороны». На занятиях по этой дисциплине будущие педагоги осваивают навыки рукопашных единоборств и самозащиты.
На протяжении последних трех десятилетий в России наблюдается широкое распространение различных видов восточных боевых искусств. Проникновение восточной физической культуры в практику отечественного физического воспитания молодежи отмечают многие отечественные специалисты (A.A. Долин, Г. В. Попов, 1990; С. Г. Гагонин, 1997 и др.).
При этом восточная система физического воспитания, с использованием боевых искусств, не наносит ущерба отечественной системе. Наоборот, происходит взаимообогащение техническим содержанием и методами обучающего воспитания. В практике физического воспитания и наряду с термином «боевые искусства», появляется новое название «спортивно-боевые единоборства». К ним относятся все комбинированные виды борьбы, бокса и многочисленные восточные боевые искусства: карате, джиу-джитсу, таэк-вон-до, таиландский бокс, ушу, крав-мага и другие. Все это создает уникальную ситуацию взаимоприкосновения, интеграции различных областей педагогических знаний и искусства обучения в некую новую направленность. Появляются новые соревнования по различным версиям спортивных рукопашных единоборств: рукопашный бой, русский бой, бой без правил, селекшин и некоторые другие. Эти направления набрали большую популярность в мире и многие спортсмены-единоборцы по чистым видам борьбы и бокса стали готовиться к выступлениям на соревнованиях по комбинированным единоборствам. В свою очередь приход узкопрофильных специалистов приносят новое содержание и свои методы в комбинированные единоборства. Все это способствует увеличению технико-тактического арсенала и методов обучения спортивно-боевым единоборствам, а также технике самообороны, как структуры самозащиты личности в экстремальных ситуациях жизни.
С другой стороны, обогащение технического арсенала рукопашных единоборств из других видов боевых искусств не может быть беспредельным и нуждается в тщательном отборе наиболее рациональной техники. Это необходимо учитывать при подготовке студентов вузов физической культуры, как будущих тренеров-преподавателей в области единоборств. Кроме того, овладение навыками самообороны является основой безопасности жизнедеятельности любого человека.
При большом объеме технических действий ударного и безударного арсенала определить место и базовое содержание борцовского арсенала в системе подготовки студентов по основам самообороны, становится необходимым условием для специалистов в области спортивной борьбы. Не менее важной проблемой для эффективного обучения студентов основам самообороны является необходимость создания такой методики, которая наиболее полно учитывала особенности их спортивной специализации и уровень физической подготовленности. Несмотря на высокую популярность различных видов рукопашных единоборств, до настоящего времени практически нет исследовательских работ, в которых был бы научно обоснован арсенал спортивной борьбы в комбинированных видах единоборств, отобран минимум содержания технико-тактических действий для обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны, с учетом их спортивной специализации. Необходим отбор наиболее эффективных приемов и способов единоборств, которые должны применяться при обучении студентов физкультурных вузов, с учетом из спортивной специализации. По мнению многих исследователей (A.A. Батукаев, 2008; В. И. Григорьев, А. Г. Семенов, Ю. П. Замятии, 1996;
A.Г. Левицкий, 1998; В. А. Морозов, Ю. Н. Труфанов, Т. В. Хегберг, 2004;
B.В.Нелюбин, 1999 и др.) для реализации данного направления следует применять дифференцированный подход к обучению.
Таким образом, актуальность нашей работы определяется:
— потребностью общества в высоконравственной физически крепкой личности выпускника физкультурного вуза готовой к трудовой жизни и защите Отечества;
— стремлением молодых людей овладеть навыками самообороны с использованием средств из спортивных рукопашных единоборств;
— отсутствием научных данных по отбору конкретного содержания обучения основам самообороны для студентов физкультурных вузов;
— необходимостью разработки методики обучения студентов различных спортивных специализаций, основам самообороны в физкультурном вузе, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий.
Степень научной разработанности проблемы. О значении обучения основам самообороны для подрастающего поколения, как одному из важных средств физического воспитания, развития и подготовки молодежи к службе в армии, а также для безопасности жизнедеятельности, посвящено достаточно много исследований (С.М. Ашкинази, 1996; С. П. Киреев, 1998; А. Ю. Бурлаков, 2000; И. В. Дутова, 2003; А. Г. Левицкий, В. Б. Шестаков, 2004 и др.).
Довольно широкий спектр проблем был решен рядом авторов связанных с подготовкой военнослужащих армейскому рукопашному бою (А.Ю. Чиха-чев, 1983; Н. Г. Цед, 1991; И. Л. Борщев, 1992; С. М. Ашкинази, 1994 и др.).
Отдавая должное вкладу многих исследователей в разработку рассматриваемой проблемы, хотелось бы отметить, что обоснованием и разработки методики обучения студентов различных спортивных специализаций, основам самообороны в физкультурном вузе, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий они не занимались.
Объект исследования — процесс обучения студентов вузов физической культуры основам самообороны.
Предмет исследования — методика подготовки студентов вузов физической культуры самообороне на основе применения дифференцированного подхода к отбору содержания обучения.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность обучения студентов самообороне можно повысить, если использовать дифференцированный подход к отбору содержания обученияметодика обучения основам самообороны будет основана на учете специализаций обучающихся в вузах физической культуры.
Научная задача, решаемая в диссертации, состоит в разработке методики обучения основам самообороны для студентов разных спортивных специализаций с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий и внедрения научно-методического инструментария, направленного на повышение эффективности образовательного процесса в вузах физической культуры.
Целью исследования является повышение эффективности обучения студентов различных спортивных специализаций основам самообороны за счет применения дифференцированного подхода к отбору минимума технико-тактических действий из спортивных видов борьбы и других единоборств.
Задачи исследования:
1. Провести историко-геотрафический анализ использования единоборств, в системе самообороны.
2. Выявить факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов основам самообороны в вузах физической культуры.
3. Определить наиболее эффективные средства и тактико-технические действия, необходимые для обучения основам самообороны.
4. Разработать методику обучения основам самообороны для студентов разных спортивных специализаций с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий и экспериментально проверить ее эффективность.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: системный подход, философские категории субъекта и объекта деятельности (П.К. Анохин, Б. А. Ашмарин, Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич, О. Ю. Ермолаев, В. В. Миронов, Н. В. Романенко, B.JI. Пашута, В. А. Щеголев и др.) — работы по исследованию системы формирования личности, с использованием средств самообороны (A.A. Карелин, С. И. Кусакин, А. Г. Левицкий, В. П. Липовка, Л. А. Михайлов, В. А. Морозов, A.B. Старос-тенко, A.M. Столяренко, В. А. Щеголев и др.) — работы по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки борцов (С.М. Ашкинази, E.H. Гогунов, Б. И. Мартьянов, Л. П. Матвеев, A.A. Новиков, P.A. Пилоян, Б. Р. Ротенберг, Б. И. Тараканов, Т. Р. Тменов и др.).
Методы исследования: логико-исторический анализ литературы по изучаемой проблеметеоретический анализ философской и психологической литературы для формулирования позиций исследованияанализ учебных программ обучения студентов вузов физической культуры основам самообороныобобщение эффективного педагогического опытапраксиметрические методы (анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, наблюдение), методы математической статистики.
Работа выполнена в соответствии с пунктом 1 паспорта специальности 13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
Информационной базой исследования послужили законодательные, нормативные и регулирующие документы Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность в вузах страны, материалы научных журналов и периодической печати, электронные научные издания, материалы научных семинаров и конференций, посвященные проблемам совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Научная новизна исследования состоит в разработке методики обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий для студентов разных спортивных специализаций.
Установлено, что становление системы самообороны в России осуществлялось на основе внедрения ее в наиболее эффективных приемов из национальных видов борьбы и единоборств.
Выявлены факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны. К ним относятся: дифференцированный подход к отбору содержания обучения основам самообороны для студентов разных спортивных специализацийвыбор наиболее эффективных средств тренировки для студентов разных специализацийотбор наиболее эффективных технико-тактических действий для обучения студентов основам самообороны, с учетом их спортивной специализацииопределение наиболее оптимального времени для обучения приемам самооборонырациональное распределение физической нагрузки на занятиях с учетом уровня физической подготовленности студентовпреимущественное использование упражнений, направленных на развитие силы, ловкости и силовой выносливостипроведение мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях самообороныопределение условий правомерности применения средств самообороны, в экстремальных ситуациях криминогенного характера.
Определены наиболее эффективные средства, необходимые для обучения студентов основам самообороны. К ним относятся: самозащита с применением подручных средствсамозащита против вооруженного противникаудары и способы защиты от нихсамозащита против нескольких противниковброски и освобождения от захватов противниковупражнения на развитие силы, ловкости и силовой выносливостиупражнения на развитие координации и точности движенийупражнения, направленные на формирование оптимальной боевой стойкиупражнения, улучшающие подвижность в суставахсамостраховка и упражнения, формирующие правильные передвижения во время схватки с противником.
Установлены наиболее эффективные технико-тактические действия, необходимые для обучения студентов основам самообороны. К ним относятся: боксерско-ударные, борцовско-бросковые и комбинированные действия.
Определены технические действия, которые наиболее часто встречаются в реальных уличных конфликтах. В результате анкетирования установлено, что во время вынужденной самообороны студенты использовали удары в 47,3% случаевброски — 41,8% и болевые, удушающие борцовские приемы — только в 10,9% случаев. Эти данные свидетельствуют о необходимости перераспределения средств обучения студентов основам самообороны.
Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной методики обучения студентов физкультурных вузов с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий для обучающихся разных спортивных специализаций.
На защиту выносятся следующие основные научные результаты:
1. Определение места технических действий и спортивных видов борьбы позволяет целенаправленно структурировать и систематизировать учебные планы и программы по обучению студентов основам самообороны.
2. Дифференцированный подход к отбору приемов из спортивных видов борьбы способствует более эффективному обучению основам самообороны студентов физкультурных вузов.
3. Поэтапно-параллельная методика обучения студентов основам самообороны будет более эффективна, если на начальном этапе они освоят борцовские приемы, и параллельно будут отрабатывать технику из ударных приемов без контакта с партнером.
Отличие результатов, полученных лично автором от результатов, полученных другими исследователями состоит в основных подходах к исследованию изучаемой проблемы. В ранее проведенных исследованиях по совершенствованию процесса обучения основам самообороны (С.М. Ашкинази, 1996; И. Л. Борщев, 1992; А. Ю. Бурлаков, 2000; И. В. Дутов, 2003; С.П. Кире-ев, 1998; А. Г. Левицкий, В. Б. Шестаков, 2004; А. Ю. Чихачев, 1983; Н. Г. Цед, 1991 и др.) отражены отдельные стороны данной проблемы. Эти исследования не охватывают процесс обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны с позиций использования дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий в его комплексном, сущностном и психолого-педагогическом измерении.
Соискатель впервые научно обосновал и разработал методику обучения основам самообороны для студентов разных спортивных специализаций с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории и методики физической культуры новым знанием: об особенностях становления системы самообороны в Россиио факторах, определяющих высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороныо наиболее эффективных средствах и технико-тактических действиях самообороны для студентов разных спортивных специализацийо содержании методики обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий для тренировки. Кроме того, уточнены данные о технических действиях самообороны, которые наиболее часто встречаются в реальных уличных конфликтах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложен конкретный минимум борцовских приемов необходимых для обучения студентов в вузах рукопашным единоборствам и основам самообороны. Для проведения занятий по основам самообороны в вузах физической культуры предложена поэтапно-параллельная и видовая методика обучения.
Разработаны методические рекомендации для обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены: системным подходом к изучаемому объектуфункциональным подходом к анализу состояния системы обучения студентов основам самообороны в вузах физической культурыприменением современных методов исследования, их адекватностью поставленным научным задачамрепрезентативностью выборки испытуемых (более 200 человек) — статистической значимостью полученных результатов, практическим подтверждением этих результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные научные и практические результаты диссертации неоднократно обсуждались и получили одобрение на Всероссийских научно-практических конференциях, проводимых в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (2005;2012) и Военном институте физической культуры (2010;2012).
Результаты проведенного исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях, методических разработках, научных статьях, сборниках научных работ, а также в результатах по обучению студентов основам самообороны.
Автором опубликовано 19 научных работ общим объемом более 7 п.л., в том числе по теме диссертации — 10 научных работ общим объемом 2,3 п.л.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех глав, общего заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 144 страницах компьютерного текста, содержит 9 рисунков, 9 таблиц, 4 приложения.
Список литературы
насчитывает 188 наименований, из них 13 — на иностранных языках.
выводы.
1. Проведенный историко-географический анализ использования единоборств в системе самообороны свидетельствует, что становление этой системы неразрывно связано с развитием общества. Вся история развития цивилизации изобилует военными конфликтами. Это, в свою очередь, потребовало развития системы самообороны. В России совершенствование системы самообороны осуществлялось на основе внедрения в нее наиболее эффективных приемов из национальных видов борьбы и единоборств.
2. Проведенный опрос профессорско-преподавательского состава физкультурных вузов и опытных специалистов-тренеров позволил выявить ранговую структуру факторов, определяющих высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны. К ним относятся: дифференцированный подход к отбору содержания обучения основам самообороны для студентов разных специализаций (ранговый показатель составил 21,4%) — выбор наиболее эффективных средств тренировки для студентов разных специализаций (18,7%) — отбор наиболее эффективных технико-тактических действий для обучения студентов основам самообороны, с учетом их спортивной специализации (17,8%) — определение наиболее оптимального времени для обучения приемам самообороны (14,3%) — рациональное распределение физической нагрузки на занятиях с учетом уровня физической подготовленности студентов (10,7%) — преимущественное использование упражнений, направленных на развитие силы, ловкости и силовой выносливости (7,2%) — проведение мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях самообороны (6,3%) — определение условий правомерности применения средств самообороны в экстремальных ситуациях криминогенного характера (3,6%).
3. Установлено, что наиболее эффективными средствами, необходимыми для обучения студентов основам самообороны являются: самозащита с применением подручных средствсамозащита против вооруженного противникаудары и способы защиты от нихсамозащита против нескольких противниковброски и освобождения от захватов противниковупражнения на развитие силы, ловкости и силовой выносливостиупражнения на развитие координации и точности движенийупражнения, направленные на формирование оптимальной боевой стойкиупражнения, улучшающие подвижность в суставахсамостраховка и упражнения, формирующие правильные передвижения во время схватки с противником.
4. В результате проведенного исследования были определены наиболее эффективные технико-тактические действия, необходимые для обучения основам самообороны студентов. К ним относятся: боксерско-ударные, бор-цовско-бросковые и комбинированные.
Боксерско-ударные действия осуществляются в процессе соперничества без захватов. К ним относятся: классический бокс, кик-бокс, бокс сават, тай-бокс, таэквондо.
Борцовско-бросковые действия осуществляются в процессе соперничества в захватах, без ударов. К ним относятся: греко-римская борьба, дзюдо, вольная борьба, самбо и национальные виды борьбы.
Комбинированные действия осуществляются в ходе жестких физических противоборств, боев, поединков, действий с захватами и без них, с использованием боксерской, борцовской и каратистской техники. К ним относятся: каратэ-до, рукопашный бой, бои без правил, ушу-саньда, таэквондо, рукопашный бой, неопанкратион и другие.
5. Проведенный опрос студенческой молодежи позволил проанализировать технические действия, которые наиболее часто встречаются в реальных уличных конфликтах.
Во время вынужденной самообороны студенты использовали удары в 47,3% случаевброски — 41,8% и болевые, удушающие борцовские приемы только в 10,9% случаев. Эти данные свидетельствуют о необходимости перераспределения средств для обучения студентов основам самообороны.
6. В результате проведенного исследования, была разработана методика обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий, включающая три этапа: «начальной подготовки», «совершенствования», «комбинированных действий».
Содержание этой методики включает преимущественное использование средств, методов и методических приемов для обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны: единоборцев, спор-тигровиков, лыжников и легкоатлетов, а также прочих специализаций.
В основе методики обучения основам самообороны лежит интегральный принцип, определяющий, что обучение защите от нападения вооруженного противника следует обучать только после усвоения базовой техники безударных и ударных действий.
7. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики обучения студентов основам самообороны. Студенты экспериментальных групп имели достоверно более высокие результаты по физическим, функциональным и психологическим показателям по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Также они показали более высокий уровень подготовленности при выполнении приемов рукопашного боя.
При демонстрации техники самозащиты в полуобусловленных условиях у испытуемых ЭГ уровень их подготовленности достоверно улучшился — с 3,17±0,11 балла до 4,18±0,10 балла (Р < 0,05). У испытуемых КГ отмечена положительная динамика, однако она не достигла достоверного уровня — с 3,21±0,12 балла до 3,39±0,14 балла (Р > 0,05). Важно, что в конце эксперимента разница в этом показателе между ЭГ и КГ также достоверна (Р < 0,05).
8. В конце эксперимента были проведены полуобусловленные схватки против нападающего с ножом. В 20 схватках, когда атаковали испытуемые КГ, в 12 боях они победили испытуемых ЭГ, то есть счет боев был 12:8 в пользу испытуемых КГ. В 20 схватках, когда атаковали испытуемые ЭГ, счет боев был 15:5 в их пользу. Общий счет результатов полуобусловленных схваток 23:17 в пользу испытуемых ЭГ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Проведенное исследование позволяет сформулировать целый ряд практических рекомендаций для педагогов, проводящих занятия.
1. Средства и методы, включаемые в программы, должны быть нацелены на развитие осознанной внутренней готовности действовать адекватно уровню и степени общественно-опасного посягательства. Такой подход мы считаем более оправданным, так как большинство жизненных проблем образуется из-за внутренней неустроенности.
2. В процессе обучения по программам самообороны необходимо создавать побудительный толчок и поощрять деятельность студентов по изучению разных видов единоборств в полном объёме.
3. Эффективное обучение приёмам и способам самообороны возможно только при создании на занятиях со студентами строгой дисциплины и ответственности.
4. В ходе обучения основам самообороны нельзя переходить к изучению последующих приёмов или действий пока не изучены надлежащим образом предыдущие.
5. На начальном этапе разучивания при показе той или иной техники самообороны необходима привязка к конкретному жизненному опыту.
6. Профессиональная подготовка педагога, обучающего студентов самообороне, должна носить основательный характер хотя бы по одному из видов единоборств.
Список литературы
- Агеевец В.У., Поликарпова Г. Н. Олимпийские игры. Из прошлого -в будущее. СПб., 1996. — 280 с.
- Адаме Б. Специальный курс скоростного боя (прикладное каратэ). -Минск: Шерхол, 1996. 80 с.
- Алексеев А.И., Герасимов С. Т., Сухарев, А .Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт проблемы // Сб. науч. работ Краснодарского юр. ин-та МВД России. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2008. — С. 5−8.
- Алике Б., Гиллот Л. Педагогика французского бокса. М.: МТПИ, 1991.-88 с.
- Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы: учеб. пособие для спортсменов-разрядников. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 304 е.: ил.
- Андреев В.М. Рекомендации по многолетней подготовке дзюдоистов.-Волгоград: СО «Динамо», 1981.-21 с.
- Андрэ Э. Сто способов защиты на улице для безоружного. М.: Семигор, 1991.-38 с.
- Ашкинази С.М. Развитие содержания, теории и методики обучения рукопашному бою с древности до нашего времени. СПб.: ВИФК, 1992. -234 с.
- Антонян Ю.М., Бабаев М. М., Гуров А. И. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М.: б.и., 2005. — 85 с.
- Бардамов Г. Б. Совершенствование индивидуального комбинационного стиля ведения поединков борцов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. № 2(36). — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2008. — С. 22−24.
- Батукаев A.A. Методика специальной физической тренировки юных борцов вольного стиля // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. № 11(45). — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2008.-С. 5−10.
- Белов А.К. Изначалие. Славяно-горицкая борьба. М.: ВИНИТИ, 1992.-234 с.
- Белоусов С.Н., Виноградов А. И. Индивидуальная манера ведения боя и некоторые личностные характеристики боксеров // Методы и средства тренировки квалифицированных спортсменов. Л., 1975. — С. 31−32.
- Белоусов С.Н. Учет индивидуально-психологических особенностей спортсменов для формирования манеры ведения боя. Л., 1975. — 135с.
- Боджиев C.B. Каратэ-до (Сетокан): справочное пособие. СПб.: Искусство России, 1994. — 560 с.
- Борьба греко-римская: учебник для СДЮШОР, спорт, фак-тов пед. институтов, техникумов физ. культуры и училищ олимп. Резерва- доп. Минобороны РФ / под общ. ред. Ю. А. Шулика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -796 е.: ил., табл.
- Булочко К.Т. Обучение рукопашному бою: метод, пособие. М.: Воениздат, 1942. — 86 с.
- Бурлаков А.Ю. Направленное использование приемов единоборств, методов физической культуры и боевых искусств востока при подготовке юношей (14−17 лет): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1999. -21 с.
- Бурцев Г. А. Основы рукопашного боя: учеб. пособие. М.: Воен-издат, 1992.-206 с.
- Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. М.: Аквариум, 1994.-350 с.
- Вельмякин В.Н. Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск: метод, пособие. Рязань: Вектор, 1993. — 172 с.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 175 с.
- Вихманн В.Д. Школа каратэ. М.: Советский спорт, 1993. — 304 с.
- Волгушев С.С. Эффективность средств восстановления в управлении тренировочным процессом каратиста // Теория и практика физ. культуры. 1998,-№ 7.-С. 23.
- Волков В.П. Курс самозащиты без оружия «самбо»: учебное пособие. М.: Ассоциация «Олимп», 1993. — 644 с.
- Волостных В.В. Энциклопедия боевого самбо. М.: Ассоциация «Олимп», 1993.-582 с.
- Гавриков А., Масюков Ю., Зенько Л. Боевое дзю-до. Рига: ЛЭТ-РА, 1991.- 138 с.
- Гавриков А.Р. Кик-боксинг. Рига: Лэтра, 1991. — 46 с.
- Гагонин С. Спортивно-боевые единоборства. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 352 с.
- Галковский Н.М., Керимов Ф. А. Вольная борьба: учебное пособие. -Ташкент: Медицина, 1997. -223 с.
- Галковский Н.М., Катулин А. З. Спортивная борьба. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 588 с.
- Гаткин Е. Мегаполис: жизнь без риска. Безопасное существованиеженщины. M.: КИТ, 1994. — 85 с.
- Гилби Д.Ф. Секреты боевых искусств мира. Рига: Ларо, 1991.96 с.
- Гилинский Я.И. Социальный контроль над девиантностью в современной России: теория, история, перспективы // Сб. науч. работ Краснодарского юр. института МВД России. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2008. -С. 15−19.
- Гилл К., Хват Ким Чур. Искусство таэквондо. М.: Советский спорт, 1993. — 176 с.
- Гожин В.В., Дементьев В. Л., Сизяев C.B. Значимость и особенности психологической подготовки юных спортсменов на начальном этапе специализации в восточных единоборствах // Детский тренер. 2005. — № 2. — С. 10−15.
- Горевалов И.И. Боевые искусства мира. Йошкар-Ола, 1994.558 с.
- Горюнов А.И. Особенности становления спортивного мастерства боксеров // Средства и методы повышения технического мастерства боксеров: сб. науч. трудов. Л.:ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1987. — С. 6−13.
- Гостюшин A.B. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1996.-320 с.
- Гравина A.A. Уголовный кодекс Российской Федерации (тексты, комментарии) / Сост. A.A. Гравина, В. П. Кашепов, Т. О. Кошаева, И.Л. Маро-гулова и др. М.: Интел-синтез, 1996. — 286 с.
- Градополов К.В. Бокс. М.: Физкультура и спорт, 1961. — 340 с.
- Григорьев В.И., Семенов А. Г., Замятин Ю. П. Греко-римская борьба в физической культуре студентов вузов. СПб.: СПбУЭиФ, 1996. -336 с.
- Гулевич Д.И., Звягинцев Г. Н. Борьба самбо: метод, пособие. М.: Воениздат, 1968. — 113 с.
- Даурцев К.В. Обучение старшеклассников приемам самозащиты на основе индивидуального подхода в рамках программ ОБЖ и физического воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 24 с.
- Дашинорбоев В.Д. Особенности национальных видов борьбы народов России, СНГ, Азии и их влияние на современную методику тренировки борцов вольного стиля: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 2000. -46 с.
- Дзюдо: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2003. -96 с.
- Дмитриев О.Б. Методика подготовки судей, тренеров, спортсменов по правилам соревнований в каратэ и система оценки уровня их компетентности: учеб. пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. — 85 с.
- Долгова А.И. Преступность, её организованность и криминальное общество // Сб. науч. трудов Московского ин-та МВД России. М.: Изд-во Моск. ин-та МВД России, 2009. — С. 25−29.
- Дутова И.В. Применение борьбы самбо в структуре физического воспитания студентов вузов // Физкультурное образование Сибири. № 4(18). -Омск, 2003.-С. 34−37.
- Журавлев С.И. Выручает каратэ. М.: Советский спорт, 1991.48 с.
- Завьялов Д.А. Содержание двигательных компетенций в соревновательной деятельности единоборцев // Физкультурное образование Сибири. № 2(43). — Омск, 2006. — С. 53−56.
- Завьялов Д.А., Трутнев П. В. Анализ факторов оптимизации спортивного мастерства борцов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ученые практикам. — № 4. — М., 2002. — С. 49−53.
- Завьялов Д.А. Двигательные компетенции борцов-студентов на предсоревновательном этапе // Взаимовлияние народов России и Казахстана: матер. Междунар. науч.-пакт. конф. Павлодар: ПГПИ, 2004. — С. 101−104.
- Завьялов Д.А., Илюхин В. Н. Обучение технике вольной борьбы в группах начальной подготовки // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина КГПУ: матер, науч.-практ. конф. Вып. 3. — Красноярск: Каре-тианум, 2000.-С. 12−16.
- Завьялов Д.А., Завьялов А. И. Оценка тактического мастерства борцов // Физкультурное образование Сибири. № 1(5). — Омск, 1997. — С. 5356.
- Завьялов Д.А. Теория ключевой двигательной компетенции в спортивной борьбе: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 276 с.
- Завьялов Д.А., Миндиашвили Д. Г. Управление работоспособностью борцов // На соискание премии им. Д. Г. Миндиашвили: сб. науч. трудов. Красноярск: Кларетианум, 1996. — С. 4−6.
- Зайначабидов A.C. Преступность в современном российском обществе: опыт системного анализа: Автореф. дисс.. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004. — 58 с.
- Захаро, E.H., Карасев A.B., Сафонов A.A. Рукопашный бой. М.: Культура и традиции, 1994. — 240 с.
- Зиборов O.E. Библиотека кикбоксера. М.: ПК Издатель, 1993.476 с.
- Иванов A.JI. Кикбоксинг. Киев: «Перун», 1995. — 312 с.
- Иванов С., Касьянов Т. Основы рукопашного боя. Воронеж: Советский патриот, 1990. — 125 с.
- Иванов С.А., Касьянов Т. Р. Основы рукопашного боя. М.: Терра-спорт, 1998.-368 с.
- Иванов-Катанский С.А. Джиу-джитсу: Техника боевых приемов. -М.: Фаир-пресс, 1996. 336 с.
- Иванюженков Б.В., Нелюбин В. В. Выносливость в спортивной борьбе // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры и докторантуры. Вып. 12. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. -С.102−109.
- Иштван А. Киокушинкай каратэ. Будапешт, 1985. — 271 с.
- Кира П. Кикбокс, каратэ. Будапешт: Спорт, 1989. — 189 с.
- Козак В.В., Ашкинази С. М. Рукопашный бой. Тула: Поли-графинформ-экспресс, 1992. — 40 с.
- Короткое И.М. Подвижные игры в занятиях по борьбе // Физкультура в школе. М., 1978. — 150 с.
- Котов И.В., Снустиков Г. К. Каратэдо Дошинкан. М.: ХГС, 1992. — 447 с.
- Кривошапкин П.И. Общая и специальная физическая подготовка юных борцов с ориентацией на развитие гибкости: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 2004. — 23 с.
- Кривошапкин П.И. Резервы скоростно-силовой подготовки // Довузовская подготовка в системе непрерывного физкультурного образования: матер, науч.-пакт. конф. Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002. — С. 95−96.
- Крутьковский В.К. Вольная борьба: В помощь инструкторам и тренерам. М.: б. и., 1984. — 154 е., ил.
- Кук Д. Ч. Сила каратэ. М.: Паломник, 1992. — 207 с.
- Куликов А.Н. Кикбоксинг. М.: Агентство «Фаир», 1997. — 320 с.
- Кун JL Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.-400 с.
- Лапшин С.А. Каратэ-До. Донецк: Радяньска Донеччина, 1991.448 с.
- Ласло X. Таэквондо. Будапешт, 1984. — 298 с.
- Левин Б.М. Девиантное поведение и криминогенная обстановка в России: вчера, сегодня, завтра. -М.: б.и., 2010. 105 с.
- Левицкий А.Г. «Основы самозащиты» экспериментальный курс для учащихся старших классов // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга: матер, городской науч.-практ. конф. СПб, 1998. — С. 56−60.
- Левицкий А.Г., Нестеров A.A. Индивидуализация физической подготовки дзюдоистов высшей квалификации: монография. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. — 95 с.
- Левицкий А.Г. От безопасности человека к безопасности общества // Теория и практика управленческой деятельности: Вестник Балтийскойпедагогической академии. Вып. 7. — СПб., 1996. — С. 34−36.
- Левицкий А.Г. Прикладные задачи подготовки специалистов по спортивной борьбе: метод, рекомендации. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лес-гафта, 1998.-28 с.
- Левицкий А.Г. Проблема самозащиты граждан в современных условиях // Физическое воспитание, спорт и бизнес: теория и социальная практика: тез. междунар. науч.-практ. конф. Минск, 1994. — С. 54−56.
- Левицкий А.Г. Пути обеспечения безопасности населения в современных условиях // Вопросы укрепления здоровья населения, теории, методики и психофизиологии физического воспитания и спорта: сб. науч. трудов. Т. 2. — Чебоксары, 1995. — С. 67−69.
- Левицкий А.Г. Самозащита населения в современных условиях // Физическая культура, спорт и здоровье нации: матер, междунар. конгресса. -СПб., 1996.-С. 45−48.
- Левицкий А.Г., Шестаков В. Б. Самозащита. СПб., ИПК «Вести», 2004.-27 с.
- Левский В. 500 советов по самообороне (приемы джиу-джитсу, каратэ, самбо). М.: Фаир-пресс, 2001. — 272 с.
- Ледовских В.Е. Мир боевых искусств. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. — 54 с.
- Ленд А.Н. Классическая борьба: учебное пособие для занятий со спортсменами-разрядниками. М.: Физкультура и спорт, 1960. — 74 с.
- Ли Б. Путь опережающего кулака. М.: ООО Школа боевых искусств, 1996. — 206 с.
- Линдер И.Б., Оранский И. В. Боевые искусства Востока: Маленькие «секреты» больших школ. М.: Каисса, 1992. — 224 с.
- Лукашев М.И. Родословная самбо. М.: Просвещение, 1986. — 160с.
- Лялько В.В. Тренажеры в боевых искусствах. Минск: Харвест, 1998.-384 с.
- Макаров H.A., Антонов Г. В. Психологическая самоподготовка к рукопашному бою: учеб. пособие. Минск: ПКФ «Издательский Дом», 1994. -80 с.
- Маслов A.A. Ушу традиции духовного и физического воспитания Китая — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 125 с.
- Матвеев В. Айкидо М.: Физкультура и спорт, 1990. — 62 с.
- Миллер Д. Искусство дзю-дзюцу: 108 приемов школы Фу-кури-рю. Минск: Харвест, 1998. — 304 с.
- Миндиашвили Д.Г., Завьялов А. И. Учебник тренера по борьбе. -Красноярск: КПГУ, 1995. 213 с.
- Михалев А.И. Сила слабого пола: методическое пособие для женщин по самообороне. М.: ТОО «Шанс», 1992. — 46 с.
- Морозов В.А. Боевые искусства и спортивные единоборства мира.- СПб.: Петрофонд, 1998. 178 с.
- Морозов В.А. Самбо. Основы самозащиты. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. — 41 с.
- Морозов В.А., Морозов Д. В., Труфанов Ю. Н. Самбо. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. — 145 с.
- Морозов В.А., Труфанов Ю. Н., Хегберг Т. В. Спортивная борьба.- СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. 31 с.
- Морозов В.А. Школа единоборств и самозащиты // Основы безопасности. -№ 1.-СП6., 1996. -С.101−111.
- Мусаси М. Книга пяти колец: руководство по стратегии для практикующих боевые искусства. СПб.: Евразия, 1997. — 320 с.
- Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация методика подготовки: учеб. пособие. -М.: б.и., 2003. 120 с.
- Накаяма М. Динамика каратэ. Новосибирск: СО РАН, 1993.272 с.
- Накаяма М., Дрэгер Д. Практическое каратэ на улице. М.: Фаир-пресс, 1999.-288 с.
- Нелюбин В.В. Развитие теории и практики классификаций тактико-технических действий в спортивной борьбе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.-СПб., 1999.-44 с.
- Огуренков Е.И. Ближний бой.- М.: Физкультура и спорт, 1969.210 с.
- Пантелеев М.В., Айданов А. П., Артюк В. Д. Учебное пособие по обучению технике каратэ для отделения спортивных школ. М: ГЦОЛИФК, 1981.- 122 с.
- Панченко Г. К. История боевых искусств. Колыбель цивилизаций. М.: Олимп- ООО «Издательство ACT», 1997. — 480 с.
- Пархомович Г. П. Основы классического дзю-до: учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов. Пермь: Урал пресс, 1993.-302 с.
- Полишко В.В., Буянов H.A., Быстринин В. А., Федусенко Н. Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Смоленск.: Вен-тана-граф, 1995. — 216 с.
- Преображенский С.А. Борьба занятие мужское. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
- Пучков С.Г. Техника ног кунфу. СПб.: Пилон, 1994. — 157 с.
- Радюк В.И. Рукопашный бой. Минск: Полымя, 1995. — 364 с.
- Ретюнских А.И., Заяшников С. И. Русский стиль рукопашного боя (стиль Кадочникова): метод, пособие. Новосибирск: ВЕСТЬ, 1991. — 75 с.
- Рожков В. Искусство защиты без оружия. СПб.: Нотабэне, 1992. — 208 с.
- Рожков В.А. Искусство защиты без оружия: по системам защиты и нападения джиу-джитсу, кэмпо, дзю-до, каратэ-до, айкидо, боксу и военно-прикладному самбо. СПб.: Нотабене, 1992. — 286 с.
- Романов В.М. Бокс. Бой на дальней, средней и ближней дистанции. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 189 с.
- Рудман Д.Л. Самбо. Учись защищать себя. М.: Терра-спорт, 2000.-215 с.
- Селиверстов С.А. Самбо (спортивный, боевой и специальный разделы): учебно-методическое и наглядное пособие. М.: Витязь, 1998. — 510 с.
- Селиверстов С.А. Самбо (спортивный, боевой и специальный разделы). -М.: ОАО «Оригинал», 1997. 510 с.
- Сенчуков Ю.Ю. Да-цзе-шу искусство пресечения боя. Минск: «Современное Слово», 1998. — 352 с.
- Сизяев C.B. Средства и методы восточных единоборств в психологической подготовке юных спортсменов-единоборцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. -№ 1. — С. 52−54.
- Соколов И.С. Основы таэквондо. М.: Советский спорт, 1994.256 с.
- Сологуб Е.Б. Физиология спорта. М.: Терра-спорт, 1999. — 250 с.
- Солодков A.C., Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. М.: Терра-спорт, 2001. — 519 с.
- Сорокин H.H. Спортивная борьба (классическая и вольная): учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1960. — 483 с.
- Спилберг-Ханин Г. Пульсовая оценка психофизиологической напряженности в процессе двигательной активности // Физиология человека. -1982.- № 4.-С. 28−56.
- Старченков В.П. Рукопашный бой: учебно-метод. пособие. М.: Воениздат, 1985. — 120 с.
- Сулимо-Самуйло З.К., Загрядский В. П. Оценка степени утомления человека. JL: BMA им. С. М. Кирова, 1976. — 177 с.
- Суханов В.Г. Боевое каратэ и его нераскрытые тайны. М.: Глория, 1995.-275 с.
- Таймазов В. А. Индивидуальный подход к технико-тактической подготовке боксеров с учетом их спортивно-важных качеств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Д., 1981.-24 с.
- Таймазов В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1997.
- Таймазов В.А. Основы обучения бою на средней дистанции: монография. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 99 с.
- Тарас А.Е. Боевая машина: руководство по самозащите. Минск: Харвест, 1997.-592 с.
- Тарас А.Е. Боевые Искусства: энциклопедический справочник. 200 школ боевых искусств Востока и Запада. Минск: Харвест, 1996. — 640 с.
- Тарас А.Е. Рукопашный бой СМЕРШ: практическое пособие. -Минск: Харвест, 1998. 400 с.
- Тарас А.Е. Французский бокс сават: история и техника. Минск: Харвест, 1997.-304 с.
- Тимершин Х.А. Исследование проблем вины и криминогенного поведения личности: монография. М.: Изд-во ВЗПШ, 2009. — 144 с.
- Тишков Ю.Н. Особенности применения сложнокоординирован-ных упражнений в спортивной тренировке борцов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 1999. — 19 с.
- Трутнев П.В., Козлов Г. А. Основы теории тренировки в дзю-до: учебное пособие. Красноярск: ИЦ «Платина», 2004. — 240 с.
- Факеев М.А. Подготовка юных спортсменов в рукопашном бое на основе развития психомоторных функций: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 2011.-22 с.
- Флоке А. Самозащита. Практическое руководство для самостоятельного изучения: пер. с фр. Е. Гупало. М.: Фаир-Пресс, 1998. — 320 с.
- Фомин В.П., Линдер И. Б. Диалог о боевых искусствах Востока. -М.: МГУ, 1991.-368 с.
- Фохтин В.Г. Атлетизм дома (упражнения без снарядов). М.: Советский спорт, 1990. — 81 с.
- Харлампиев A.A. Система самбо. Боевое искусство. М.: Советский спорт, 1995. — 96 с.
- Цвилюк Г. Школа безопасности. М.: ЭКСМО, 1995. — 135 с.
- Цед Н. Г. Средства и методы единоборств в системе физической и боевой подготовки военнослужащих: монография. Л., 1992. — 152 с.
- Цой Хонг Хи. Таэквондо: Корейское искусство самообороны. -М.: АО «ТКД», 1995. 764 с.
- Чин Джуный. Оптимизация индивидуальной подготовки таэквондистов с учетом их психофизиологических качеств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1994. — 24 с.
- Чихачев Ю.Т. Рукопашный бой. Л.: ВИФК, 1983. -382 с.
- Чумаков Е.М., Корягин Б. П. Вчера и сегодня каратэ // Спортивная борьба. Ежегодник. М., 1972. — С. 31−33.
- Чумаков Е.М. Сто уроков самбо 4-е изд., испр. и доп. — М.: Фа-ир-пресс, 2005.-400 с.
- Ширяев А.Г. Бокс как он есть. М.: Гонг, 1994. — 82 с.
- Школьников Р.А., Галковский Н. М., Харлампиев А. А. Самбо -вольная борьба в одежде. М.: Гранд-фаир, 2006. — 541 е.: ил.
- Штурмин А.Б., Ни колаев А.В., Касьянов Т. Р. Борьба каратэ: Поурочная программа для отделения спортивных школ. М.: ГЦОЛИФК, 1979. -39 с.
- Яцинович Г. А. Защита: программа подготовки по самообороне. -СПб.: б.и., 2001.-35 с.
- Яцинович Г. А. Программа по формированию безопасного типа поведения: программа по основам самообороны. СПб.: б.и., 2000. — 24 с. на иностранном языке:
- Bishop M. The Okinavsky karate (Teachers, styles, secret traditions and the confidential technics of schools of military art). N.Y., 1999. — 304 p.
- Brand R. Ajkido: the Doctrine and technics of harmonious development.-N.Y., 1994.-320 p.
- Brook R. L. The Thai boxing.-N.Y., 1998.- 120 p.
- Cooc D.C. Power karate. Sweden, 1992. — 207 p.
- Funakoshi G. Karate dojo. My Way of Life. Tokyo, 1978. — 285 p.
- Inokuma I. Judo. Tokio, 1989.- 198 p.
- Levsku U. Karate-do. Kata. Sport Bratislava, 1988. — 186 p.
- OyamaM. Vife of karate. -N.Y., 1983.
- Parutski R. Karate’s modern master contemporary. Chicago, 1990.175 p.
- Sato T., Okano I. Vital judo. Gripping Technicues. Japan Publications InC, Printed in U.S.F., 1992. — 191 p.
- Tegner B. Karate Boxe. — Los Angeles, 1993. — 173 p.
- Tissier Chr. Aikido. Paris: Sedirep, 1995.- 168 p.
- Urvov C., Pelletier G. Judo superior. Paris: La maison lu judoka, 1979, — 159 p.