Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дифференцированный подход к отбору содержания обучения студентов основам самообороны в вузах физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный опрос профессорско-преподавательского состава физкультурных вузов и опытных специалистов-тренеров позволил выявить ранговую структуру факторов, определяющих высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны. К ним относятся: дифференцированный подход к отбору содержания обучения основам самообороны для студентов разных специализаций (ранговый показатель… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ САМООБОРОНЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Возникновение и развитие рукопашных противоборств на Руси и в России
    • 1. 2. Анализ поведения личности в экстремальных ситуациях криминогенного характера, с использованием средств самообороны
    • 1. 3. Методические подходы к обучению студентов основам самообороны в вузах физической культуры
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ ОСНОВАМ САМООБОРОНЫ
    • 3. 1. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны
    • 3. 2. Определение наиболее эффективных средств и тактико-технических действий для обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны
    • 3. 3. Обоснование методики обучения студентов разных специализаций основам самообороны с использованием дифференцированного подхода к содержанию технико-тактических действий
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ САМООБОРОНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОТБОРУ ТЕХНИКО ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
    • 4. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 4. 2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Дифференцированный подход к отбору содержания обучения студентов основам самообороны в вузах физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В сложных условиях экономического и политического реформирования государственных структур России важнейшей проблемой является воспитание у подрастающего поколения высокой нравственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества. Кроме того, необходимо решать задачи, связанные с подготовкой их к труду, к службе в Вооруженных Силах России и спецподразделениях.

После распада СССР изменилась не только идеология, но произошли и глубокие социально-психологические изменения в жизни молодого поколения, появились новые запросы, требования, новые интересы. Затронуло это и физическую культуру и спорт. На смену популярности одним видам спорта приходят другие. Это касается и спортивных единоборств. Большой популярностью у молодежи пользуются восточные боевые искусства. Новые модернизированные рукопашные единоборства различного направления: спортивные рукопашные бои, крав-мага, универсальный бой, бои без правил типа «микс файт», неопанкратион, спортивно-боевое самбо и другие. Кроме того, в России сохраняется высокий уровень криминогенной обстановки, а низкая работа правоохранительных структур недостаточно эффективна. Это заставляет граждан самостоятельно искать формы и средства самозащиты. Все вышесказанное способствует повышению интереса граждан к овладению навыками физической самозащиты (самообороны), тем более что это разрешено ст. 37, 38 Уголовным Кодексом Российской Федерации (В.А. Морозов, 1998; А. Е. Тарас, 1996; А. Г. Левицкий, В. Б. Шестаков, 2004 и др.). Одной из основных задач государственной политики в области физической культуры и спорта, в современных условиях является укрепление здоровья и улучшение качества жизни граждан, а также формирование навыков самообороны, как одного из факторов национальной безопасности страны.

Этими обстоятельствами вызвана необходимость формирования навыков самообороны у учащейся молодежи. Приказом Министра образования и науки РФ в учебные планы системы «школа — вуз» введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в рамках которого предусмотрено обучение учащихся основам самообороны. Кроме того, в ряде педагогических и физкультурных вузов решением Ученых советов в учебный план был введен спецкурс «Основы самообороны». На занятиях по этой дисциплине будущие педагоги осваивают навыки рукопашных единоборств и самозащиты.

На протяжении последних трех десятилетий в России наблюдается широкое распространение различных видов восточных боевых искусств. Проникновение восточной физической культуры в практику отечественного физического воспитания молодежи отмечают многие отечественные специалисты (A.A. Долин, Г. В. Попов, 1990; С. Г. Гагонин, 1997 и др.).

При этом восточная система физического воспитания, с использованием боевых искусств, не наносит ущерба отечественной системе. Наоборот, происходит взаимообогащение техническим содержанием и методами обучающего воспитания. В практике физического воспитания и наряду с термином «боевые искусства», появляется новое название «спортивно-боевые единоборства». К ним относятся все комбинированные виды борьбы, бокса и многочисленные восточные боевые искусства: карате, джиу-джитсу, таэк-вон-до, таиландский бокс, ушу, крав-мага и другие. Все это создает уникальную ситуацию взаимоприкосновения, интеграции различных областей педагогических знаний и искусства обучения в некую новую направленность. Появляются новые соревнования по различным версиям спортивных рукопашных единоборств: рукопашный бой, русский бой, бой без правил, селекшин и некоторые другие. Эти направления набрали большую популярность в мире и многие спортсмены-единоборцы по чистым видам борьбы и бокса стали готовиться к выступлениям на соревнованиях по комбинированным единоборствам. В свою очередь приход узкопрофильных специалистов приносят новое содержание и свои методы в комбинированные единоборства. Все это способствует увеличению технико-тактического арсенала и методов обучения спортивно-боевым единоборствам, а также технике самообороны, как структуры самозащиты личности в экстремальных ситуациях жизни.

С другой стороны, обогащение технического арсенала рукопашных единоборств из других видов боевых искусств не может быть беспредельным и нуждается в тщательном отборе наиболее рациональной техники. Это необходимо учитывать при подготовке студентов вузов физической культуры, как будущих тренеров-преподавателей в области единоборств. Кроме того, овладение навыками самообороны является основой безопасности жизнедеятельности любого человека.

При большом объеме технических действий ударного и безударного арсенала определить место и базовое содержание борцовского арсенала в системе подготовки студентов по основам самообороны, становится необходимым условием для специалистов в области спортивной борьбы. Не менее важной проблемой для эффективного обучения студентов основам самообороны является необходимость создания такой методики, которая наиболее полно учитывала особенности их спортивной специализации и уровень физической подготовленности. Несмотря на высокую популярность различных видов рукопашных единоборств, до настоящего времени практически нет исследовательских работ, в которых был бы научно обоснован арсенал спортивной борьбы в комбинированных видах единоборств, отобран минимум содержания технико-тактических действий для обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны, с учетом их спортивной специализации. Необходим отбор наиболее эффективных приемов и способов единоборств, которые должны применяться при обучении студентов физкультурных вузов, с учетом из спортивной специализации. По мнению многих исследователей (A.A. Батукаев, 2008; В. И. Григорьев, А. Г. Семенов, Ю. П. Замятии, 1996;

A.Г. Левицкий, 1998; В. А. Морозов, Ю. Н. Труфанов, Т. В. Хегберг, 2004;

B.В.Нелюбин, 1999 и др.) для реализации данного направления следует применять дифференцированный подход к обучению.

Таким образом, актуальность нашей работы определяется:

— потребностью общества в высоконравственной физически крепкой личности выпускника физкультурного вуза готовой к трудовой жизни и защите Отечества;

— стремлением молодых людей овладеть навыками самообороны с использованием средств из спортивных рукопашных единоборств;

— отсутствием научных данных по отбору конкретного содержания обучения основам самообороны для студентов физкультурных вузов;

— необходимостью разработки методики обучения студентов различных спортивных специализаций, основам самообороны в физкультурном вузе, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий.

Степень научной разработанности проблемы. О значении обучения основам самообороны для подрастающего поколения, как одному из важных средств физического воспитания, развития и подготовки молодежи к службе в армии, а также для безопасности жизнедеятельности, посвящено достаточно много исследований (С.М. Ашкинази, 1996; С. П. Киреев, 1998; А. Ю. Бурлаков, 2000; И. В. Дутова, 2003; А. Г. Левицкий, В. Б. Шестаков, 2004 и др.).

Довольно широкий спектр проблем был решен рядом авторов связанных с подготовкой военнослужащих армейскому рукопашному бою (А.Ю. Чиха-чев, 1983; Н. Г. Цед, 1991; И. Л. Борщев, 1992; С. М. Ашкинази, 1994 и др.).

Отдавая должное вкладу многих исследователей в разработку рассматриваемой проблемы, хотелось бы отметить, что обоснованием и разработки методики обучения студентов различных спортивных специализаций, основам самообороны в физкультурном вузе, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий они не занимались.

Объект исследования — процесс обучения студентов вузов физической культуры основам самообороны.

Предмет исследования — методика подготовки студентов вузов физической культуры самообороне на основе применения дифференцированного подхода к отбору содержания обучения.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность обучения студентов самообороне можно повысить, если использовать дифференцированный подход к отбору содержания обученияметодика обучения основам самообороны будет основана на учете специализаций обучающихся в вузах физической культуры.

Научная задача, решаемая в диссертации, состоит в разработке методики обучения основам самообороны для студентов разных спортивных специализаций с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий и внедрения научно-методического инструментария, направленного на повышение эффективности образовательного процесса в вузах физической культуры.

Целью исследования является повышение эффективности обучения студентов различных спортивных специализаций основам самообороны за счет применения дифференцированного подхода к отбору минимума технико-тактических действий из спортивных видов борьбы и других единоборств.

Задачи исследования:

1. Провести историко-геотрафический анализ использования единоборств, в системе самообороны.

2. Выявить факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов основам самообороны в вузах физической культуры.

3. Определить наиболее эффективные средства и тактико-технические действия, необходимые для обучения основам самообороны.

4. Разработать методику обучения основам самообороны для студентов разных спортивных специализаций с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: системный подход, философские категории субъекта и объекта деятельности (П.К. Анохин, Б. А. Ашмарин, Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич, О. Ю. Ермолаев, В. В. Миронов, Н. В. Романенко, B.JI. Пашута, В. А. Щеголев и др.) — работы по исследованию системы формирования личности, с использованием средств самообороны (A.A. Карелин, С. И. Кусакин, А. Г. Левицкий, В. П. Липовка, Л. А. Михайлов, В. А. Морозов, A.B. Старос-тенко, A.M. Столяренко, В. А. Щеголев и др.) — работы по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки борцов (С.М. Ашкинази, E.H. Гогунов, Б. И. Мартьянов, Л. П. Матвеев, A.A. Новиков, P.A. Пилоян, Б. Р. Ротенберг, Б. И. Тараканов, Т. Р. Тменов и др.).

Методы исследования: логико-исторический анализ литературы по изучаемой проблеметеоретический анализ философской и психологической литературы для формулирования позиций исследованияанализ учебных программ обучения студентов вузов физической культуры основам самообороныобобщение эффективного педагогического опытапраксиметрические методы (анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, наблюдение), методы математической статистики.

Работа выполнена в соответствии с пунктом 1 паспорта специальности 13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Информационной базой исследования послужили законодательные, нормативные и регулирующие документы Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность в вузах страны, материалы научных журналов и периодической печати, электронные научные издания, материалы научных семинаров и конференций, посвященные проблемам совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Научная новизна исследования состоит в разработке методики обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий для студентов разных спортивных специализаций.

Установлено, что становление системы самообороны в России осуществлялось на основе внедрения ее в наиболее эффективных приемов из национальных видов борьбы и единоборств.

Выявлены факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны. К ним относятся: дифференцированный подход к отбору содержания обучения основам самообороны для студентов разных спортивных специализацийвыбор наиболее эффективных средств тренировки для студентов разных специализацийотбор наиболее эффективных технико-тактических действий для обучения студентов основам самообороны, с учетом их спортивной специализацииопределение наиболее оптимального времени для обучения приемам самооборонырациональное распределение физической нагрузки на занятиях с учетом уровня физической подготовленности студентовпреимущественное использование упражнений, направленных на развитие силы, ловкости и силовой выносливостипроведение мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях самообороныопределение условий правомерности применения средств самообороны, в экстремальных ситуациях криминогенного характера.

Определены наиболее эффективные средства, необходимые для обучения студентов основам самообороны. К ним относятся: самозащита с применением подручных средствсамозащита против вооруженного противникаудары и способы защиты от нихсамозащита против нескольких противниковброски и освобождения от захватов противниковупражнения на развитие силы, ловкости и силовой выносливостиупражнения на развитие координации и точности движенийупражнения, направленные на формирование оптимальной боевой стойкиупражнения, улучшающие подвижность в суставахсамостраховка и упражнения, формирующие правильные передвижения во время схватки с противником.

Установлены наиболее эффективные технико-тактические действия, необходимые для обучения студентов основам самообороны. К ним относятся: боксерско-ударные, борцовско-бросковые и комбинированные действия.

Определены технические действия, которые наиболее часто встречаются в реальных уличных конфликтах. В результате анкетирования установлено, что во время вынужденной самообороны студенты использовали удары в 47,3% случаевброски — 41,8% и болевые, удушающие борцовские приемы — только в 10,9% случаев. Эти данные свидетельствуют о необходимости перераспределения средств обучения студентов основам самообороны.

Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной методики обучения студентов физкультурных вузов с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий для обучающихся разных спортивных специализаций.

На защиту выносятся следующие основные научные результаты:

1. Определение места технических действий и спортивных видов борьбы позволяет целенаправленно структурировать и систематизировать учебные планы и программы по обучению студентов основам самообороны.

2. Дифференцированный подход к отбору приемов из спортивных видов борьбы способствует более эффективному обучению основам самообороны студентов физкультурных вузов.

3. Поэтапно-параллельная методика обучения студентов основам самообороны будет более эффективна, если на начальном этапе они освоят борцовские приемы, и параллельно будут отрабатывать технику из ударных приемов без контакта с партнером.

Отличие результатов, полученных лично автором от результатов, полученных другими исследователями состоит в основных подходах к исследованию изучаемой проблемы. В ранее проведенных исследованиях по совершенствованию процесса обучения основам самообороны (С.М. Ашкинази, 1996; И. Л. Борщев, 1992; А. Ю. Бурлаков, 2000; И. В. Дутов, 2003; С.П. Кире-ев, 1998; А. Г. Левицкий, В. Б. Шестаков, 2004; А. Ю. Чихачев, 1983; Н. Г. Цед, 1991 и др.) отражены отдельные стороны данной проблемы. Эти исследования не охватывают процесс обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны с позиций использования дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий в его комплексном, сущностном и психолого-педагогическом измерении.

Соискатель впервые научно обосновал и разработал методику обучения основам самообороны для студентов разных спортивных специализаций с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории и методики физической культуры новым знанием: об особенностях становления системы самообороны в Россиио факторах, определяющих высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороныо наиболее эффективных средствах и технико-тактических действиях самообороны для студентов разных спортивных специализацийо содержании методики обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий для тренировки. Кроме того, уточнены данные о технических действиях самообороны, которые наиболее часто встречаются в реальных уличных конфликтах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложен конкретный минимум борцовских приемов необходимых для обучения студентов в вузах рукопашным единоборствам и основам самообороны. Для проведения занятий по основам самообороны в вузах физической культуры предложена поэтапно-параллельная и видовая методика обучения.

Разработаны методические рекомендации для обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены: системным подходом к изучаемому объектуфункциональным подходом к анализу состояния системы обучения студентов основам самообороны в вузах физической культурыприменением современных методов исследования, их адекватностью поставленным научным задачамрепрезентативностью выборки испытуемых (более 200 человек) — статистической значимостью полученных результатов, практическим подтверждением этих результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные научные и практические результаты диссертации неоднократно обсуждались и получили одобрение на Всероссийских научно-практических конференциях, проводимых в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (2005;2012) и Военном институте физической культуры (2010;2012).

Результаты проведенного исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях, методических разработках, научных статьях, сборниках научных работ, а также в результатах по обучению студентов основам самообороны.

Автором опубликовано 19 научных работ общим объемом более 7 п.л., в том числе по теме диссертации — 10 научных работ общим объемом 2,3 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, общего заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 144 страницах компьютерного текста, содержит 9 рисунков, 9 таблиц, 4 приложения.

Список литературы

насчитывает 188 наименований, из них 13 — на иностранных языках.

выводы.

1. Проведенный историко-географический анализ использования единоборств в системе самообороны свидетельствует, что становление этой системы неразрывно связано с развитием общества. Вся история развития цивилизации изобилует военными конфликтами. Это, в свою очередь, потребовало развития системы самообороны. В России совершенствование системы самообороны осуществлялось на основе внедрения в нее наиболее эффективных приемов из национальных видов борьбы и единоборств.

2. Проведенный опрос профессорско-преподавательского состава физкультурных вузов и опытных специалистов-тренеров позволил выявить ранговую структуру факторов, определяющих высокую эффективность обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны. К ним относятся: дифференцированный подход к отбору содержания обучения основам самообороны для студентов разных специализаций (ранговый показатель составил 21,4%) — выбор наиболее эффективных средств тренировки для студентов разных специализаций (18,7%) — отбор наиболее эффективных технико-тактических действий для обучения студентов основам самообороны, с учетом их спортивной специализации (17,8%) — определение наиболее оптимального времени для обучения приемам самообороны (14,3%) — рациональное распределение физической нагрузки на занятиях с учетом уровня физической подготовленности студентов (10,7%) — преимущественное использование упражнений, направленных на развитие силы, ловкости и силовой выносливости (7,2%) — проведение мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях самообороны (6,3%) — определение условий правомерности применения средств самообороны в экстремальных ситуациях криминогенного характера (3,6%).

3. Установлено, что наиболее эффективными средствами, необходимыми для обучения студентов основам самообороны являются: самозащита с применением подручных средствсамозащита против вооруженного противникаудары и способы защиты от нихсамозащита против нескольких противниковброски и освобождения от захватов противниковупражнения на развитие силы, ловкости и силовой выносливостиупражнения на развитие координации и точности движенийупражнения, направленные на формирование оптимальной боевой стойкиупражнения, улучшающие подвижность в суставахсамостраховка и упражнения, формирующие правильные передвижения во время схватки с противником.

4. В результате проведенного исследования были определены наиболее эффективные технико-тактические действия, необходимые для обучения основам самообороны студентов. К ним относятся: боксерско-ударные, бор-цовско-бросковые и комбинированные.

Боксерско-ударные действия осуществляются в процессе соперничества без захватов. К ним относятся: классический бокс, кик-бокс, бокс сават, тай-бокс, таэквондо.

Борцовско-бросковые действия осуществляются в процессе соперничества в захватах, без ударов. К ним относятся: греко-римская борьба, дзюдо, вольная борьба, самбо и национальные виды борьбы.

Комбинированные действия осуществляются в ходе жестких физических противоборств, боев, поединков, действий с захватами и без них, с использованием боксерской, борцовской и каратистской техники. К ним относятся: каратэ-до, рукопашный бой, бои без правил, ушу-саньда, таэквондо, рукопашный бой, неопанкратион и другие.

5. Проведенный опрос студенческой молодежи позволил проанализировать технические действия, которые наиболее часто встречаются в реальных уличных конфликтах.

Во время вынужденной самообороны студенты использовали удары в 47,3% случаевброски — 41,8% и болевые, удушающие борцовские приемы только в 10,9% случаев. Эти данные свидетельствуют о необходимости перераспределения средств для обучения студентов основам самообороны.

6. В результате проведенного исследования, была разработана методика обучения студентов физкультурных вузов основам самообороны, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий, включающая три этапа: «начальной подготовки», «совершенствования», «комбинированных действий».

Содержание этой методики включает преимущественное использование средств, методов и методических приемов для обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны: единоборцев, спор-тигровиков, лыжников и легкоатлетов, а также прочих специализаций.

В основе методики обучения основам самообороны лежит интегральный принцип, определяющий, что обучение защите от нападения вооруженного противника следует обучать только после усвоения базовой техники безударных и ударных действий.

7. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики обучения студентов основам самообороны. Студенты экспериментальных групп имели достоверно более высокие результаты по физическим, функциональным и психологическим показателям по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Также они показали более высокий уровень подготовленности при выполнении приемов рукопашного боя.

При демонстрации техники самозащиты в полуобусловленных условиях у испытуемых ЭГ уровень их подготовленности достоверно улучшился — с 3,17±0,11 балла до 4,18±0,10 балла (Р < 0,05). У испытуемых КГ отмечена положительная динамика, однако она не достигла достоверного уровня — с 3,21±0,12 балла до 3,39±0,14 балла (Р > 0,05). Важно, что в конце эксперимента разница в этом показателе между ЭГ и КГ также достоверна (Р < 0,05).

8. В конце эксперимента были проведены полуобусловленные схватки против нападающего с ножом. В 20 схватках, когда атаковали испытуемые КГ, в 12 боях они победили испытуемых ЭГ, то есть счет боев был 12:8 в пользу испытуемых КГ. В 20 схватках, когда атаковали испытуемые ЭГ, счет боев был 15:5 в их пользу. Общий счет результатов полуобусловленных схваток 23:17 в пользу испытуемых ЭГ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование позволяет сформулировать целый ряд практических рекомендаций для педагогов, проводящих занятия.

1. Средства и методы, включаемые в программы, должны быть нацелены на развитие осознанной внутренней готовности действовать адекватно уровню и степени общественно-опасного посягательства. Такой подход мы считаем более оправданным, так как большинство жизненных проблем образуется из-за внутренней неустроенности.

2. В процессе обучения по программам самообороны необходимо создавать побудительный толчок и поощрять деятельность студентов по изучению разных видов единоборств в полном объёме.

3. Эффективное обучение приёмам и способам самообороны возможно только при создании на занятиях со студентами строгой дисциплины и ответственности.

4. В ходе обучения основам самообороны нельзя переходить к изучению последующих приёмов или действий пока не изучены надлежащим образом предыдущие.

5. На начальном этапе разучивания при показе той или иной техники самообороны необходима привязка к конкретному жизненному опыту.

6. Профессиональная подготовка педагога, обучающего студентов самообороне, должна носить основательный характер хотя бы по одному из видов единоборств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.У., Поликарпова Г. Н. Олимпийские игры. Из прошлого -в будущее. СПб., 1996. — 280 с.
  2. . Специальный курс скоростного боя (прикладное каратэ). -Минск: Шерхол, 1996. 80 с.
  3. А.И., Герасимов С. Т., Сухарев, А .Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт проблемы // Сб. науч. работ Краснодарского юр. ин-та МВД России. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2008. — С. 5−8.
  4. ., Гиллот Л. Педагогика французского бокса. М.: МТПИ, 1991.-88 с.
  5. И.И. Техника и тактика вольной борьбы: учеб. пособие для спортсменов-разрядников. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 304 е.: ил.
  6. В.М. Рекомендации по многолетней подготовке дзюдоистов.-Волгоград: СО «Динамо», 1981.-21 с.
  7. Э. Сто способов защиты на улице для безоружного. М.: Семигор, 1991.-38 с.
  8. С.М. Развитие содержания, теории и методики обучения рукопашному бою с древности до нашего времени. СПб.: ВИФК, 1992. -234 с.
  9. Ю.М., Бабаев М. М., Гуров А. И. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М.: б.и., 2005. — 85 с.
  10. Г. Б. Совершенствование индивидуального комбинационного стиля ведения поединков борцов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. № 2(36). — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2008. — С. 22−24.
  11. A.A. Методика специальной физической тренировки юных борцов вольного стиля // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. № 11(45). — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2008.-С. 5−10.
  12. А.К. Изначалие. Славяно-горицкая борьба. М.: ВИНИТИ, 1992.-234 с.
  13. С.Н., Виноградов А. И. Индивидуальная манера ведения боя и некоторые личностные характеристики боксеров // Методы и средства тренировки квалифицированных спортсменов. Л., 1975. — С. 31−32.
  14. С.Н. Учет индивидуально-психологических особенностей спортсменов для формирования манеры ведения боя. Л., 1975. — 135с.
  15. C.B. Каратэ-до (Сетокан): справочное пособие. СПб.: Искусство России, 1994. — 560 с.
  16. Борьба греко-римская: учебник для СДЮШОР, спорт, фак-тов пед. институтов, техникумов физ. культуры и училищ олимп. Резерва- доп. Минобороны РФ / под общ. ред. Ю. А. Шулика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -796 е.: ил., табл.
  17. К.Т. Обучение рукопашному бою: метод, пособие. М.: Воениздат, 1942. — 86 с.
  18. А.Ю. Направленное использование приемов единоборств, методов физической культуры и боевых искусств востока при подготовке юношей (14−17 лет): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1999. -21 с.
  19. Г. А. Основы рукопашного боя: учеб. пособие. М.: Воен-издат, 1992.-206 с.
  20. Э. Энциклопедия личной безопасности. М.: Аквариум, 1994.-350 с.
  21. В.Н. Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск: метод, пособие. Рязань: Вектор, 1993. — 172 с.
  22. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 175 с.
  23. В.Д. Школа каратэ. М.: Советский спорт, 1993. — 304 с.
  24. С.С. Эффективность средств восстановления в управлении тренировочным процессом каратиста // Теория и практика физ. культуры. 1998,-№ 7.-С. 23.
  25. В.П. Курс самозащиты без оружия «самбо»: учебное пособие. М.: Ассоциация «Олимп», 1993. — 644 с.
  26. В.В. Энциклопедия боевого самбо. М.: Ассоциация «Олимп», 1993.-582 с.
  27. А., Масюков Ю., Зенько Л. Боевое дзю-до. Рига: ЛЭТ-РА, 1991.- 138 с.
  28. А.Р. Кик-боксинг. Рига: Лэтра, 1991. — 46 с.
  29. С. Спортивно-боевые единоборства. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 352 с.
  30. Н.М., Керимов Ф. А. Вольная борьба: учебное пособие. -Ташкент: Медицина, 1997. -223 с.
  31. Н.М., Катулин А. З. Спортивная борьба. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 588 с.
  32. Е. Мегаполис: жизнь без риска. Безопасное существованиеженщины. M.: КИТ, 1994. — 85 с.
  33. Д.Ф. Секреты боевых искусств мира. Рига: Ларо, 1991.96 с.
  34. Я.И. Социальный контроль над девиантностью в современной России: теория, история, перспективы // Сб. науч. работ Краснодарского юр. института МВД России. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2008. -С. 15−19.
  35. К., Хват Ким Чур. Искусство таэквондо. М.: Советский спорт, 1993. — 176 с.
  36. В.В., Дементьев В. Л., Сизяев C.B. Значимость и особенности психологической подготовки юных спортсменов на начальном этапе специализации в восточных единоборствах // Детский тренер. 2005. — № 2. — С. 10−15.
  37. И.И. Боевые искусства мира. Йошкар-Ола, 1994.558 с.
  38. А.И. Особенности становления спортивного мастерства боксеров // Средства и методы повышения технического мастерства боксеров: сб. науч. трудов. Л.:ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1987. — С. 6−13.
  39. A.B. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1996.-320 с.
  40. A.A. Уголовный кодекс Российской Федерации (тексты, комментарии) / Сост. A.A. Гравина, В. П. Кашепов, Т. О. Кошаева, И.Л. Маро-гулова и др. М.: Интел-синтез, 1996. — 286 с.
  41. К.В. Бокс. М.: Физкультура и спорт, 1961. — 340 с.
  42. В.И., Семенов А. Г., Замятин Ю. П. Греко-римская борьба в физической культуре студентов вузов. СПб.: СПбУЭиФ, 1996. -336 с.
  43. Д.И., Звягинцев Г. Н. Борьба самбо: метод, пособие. М.: Воениздат, 1968. — 113 с.
  44. К.В. Обучение старшеклассников приемам самозащиты на основе индивидуального подхода в рамках программ ОБЖ и физического воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 24 с.
  45. В.Д. Особенности национальных видов борьбы народов России, СНГ, Азии и их влияние на современную методику тренировки борцов вольного стиля: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 2000. -46 с.
  46. Дзюдо: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2003. -96 с.
  47. О.Б. Методика подготовки судей, тренеров, спортсменов по правилам соревнований в каратэ и система оценки уровня их компетентности: учеб. пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. — 85 с.
  48. А.И. Преступность, её организованность и криминальное общество // Сб. науч. трудов Московского ин-та МВД России. М.: Изд-во Моск. ин-та МВД России, 2009. — С. 25−29.
  49. И.В. Применение борьбы самбо в структуре физического воспитания студентов вузов // Физкультурное образование Сибири. № 4(18). -Омск, 2003.-С. 34−37.
  50. С.И. Выручает каратэ. М.: Советский спорт, 1991.48 с.
  51. Д.А. Содержание двигательных компетенций в соревновательной деятельности единоборцев // Физкультурное образование Сибири. № 2(43). — Омск, 2006. — С. 53−56.
  52. Д.А., Трутнев П. В. Анализ факторов оптимизации спортивного мастерства борцов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ученые практикам. — № 4. — М., 2002. — С. 49−53.
  53. Д.А. Двигательные компетенции борцов-студентов на предсоревновательном этапе // Взаимовлияние народов России и Казахстана: матер. Междунар. науч.-пакт. конф. Павлодар: ПГПИ, 2004. — С. 101−104.
  54. Д.А., Илюхин В. Н. Обучение технике вольной борьбы в группах начальной подготовки // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина КГПУ: матер, науч.-практ. конф. Вып. 3. — Красноярск: Каре-тианум, 2000.-С. 12−16.
  55. Д.А., Завьялов А. И. Оценка тактического мастерства борцов // Физкультурное образование Сибири. № 1(5). — Омск, 1997. — С. 5356.
  56. Д.А. Теория ключевой двигательной компетенции в спортивной борьбе: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 276 с.
  57. Д.А., Миндиашвили Д. Г. Управление работоспособностью борцов // На соискание премии им. Д. Г. Миндиашвили: сб. науч. трудов. Красноярск: Кларетианум, 1996. — С. 4−6.
  58. A.C. Преступность в современном российском обществе: опыт системного анализа: Автореф. дисс.. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004. — 58 с.
  59. , E.H., Карасев A.B., Сафонов A.A. Рукопашный бой. М.: Культура и традиции, 1994. — 240 с.
  60. O.E. Библиотека кикбоксера. М.: ПК Издатель, 1993.476 с.
  61. A.JI. Кикбоксинг. Киев: «Перун», 1995. — 312 с.
  62. С., Касьянов Т. Основы рукопашного боя. Воронеж: Советский патриот, 1990. — 125 с.
  63. С.А., Касьянов Т. Р. Основы рукопашного боя. М.: Терра-спорт, 1998.-368 с.
  64. Иванов-Катанский С.А. Джиу-джитсу: Техника боевых приемов. -М.: Фаир-пресс, 1996. 336 с.
  65. .В., Нелюбин В. В. Выносливость в спортивной борьбе // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры и докторантуры. Вып. 12. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. -С.102−109.
  66. А. Киокушинкай каратэ. Будапешт, 1985. — 271 с.
  67. П. Кикбокс, каратэ. Будапешт: Спорт, 1989. — 189 с.
  68. В.В., Ашкинази С. М. Рукопашный бой. Тула: Поли-графинформ-экспресс, 1992. — 40 с.
  69. И.М. Подвижные игры в занятиях по борьбе // Физкультура в школе. М., 1978. — 150 с.
  70. И.В., Снустиков Г. К. Каратэдо Дошинкан. М.: ХГС, 1992. — 447 с.
  71. П.И. Общая и специальная физическая подготовка юных борцов с ориентацией на развитие гибкости: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 2004. — 23 с.
  72. П.И. Резервы скоростно-силовой подготовки // Довузовская подготовка в системе непрерывного физкультурного образования: матер, науч.-пакт. конф. Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002. — С. 95−96.
  73. В.К. Вольная борьба: В помощь инструкторам и тренерам. М.: б. и., 1984. — 154 е., ил.
  74. Кук Д. Ч. Сила каратэ. М.: Паломник, 1992. — 207 с.
  75. А.Н. Кикбоксинг. М.: Агентство «Фаир», 1997. — 320 с.
  76. Кун JL Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.-400 с.
  77. С.А. Каратэ-До. Донецк: Радяньска Донеччина, 1991.448 с.
  78. X. Таэквондо. Будапешт, 1984. — 298 с.
  79. .М. Девиантное поведение и криминогенная обстановка в России: вчера, сегодня, завтра. -М.: б.и., 2010. 105 с.
  80. А.Г. «Основы самозащиты» экспериментальный курс для учащихся старших классов // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга: матер, городской науч.-практ. конф. СПб, 1998. — С. 56−60.
  81. А.Г., Нестеров A.A. Индивидуализация физической подготовки дзюдоистов высшей квалификации: монография. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. — 95 с.
  82. А.Г. От безопасности человека к безопасности общества // Теория и практика управленческой деятельности: Вестник Балтийскойпедагогической академии. Вып. 7. — СПб., 1996. — С. 34−36.
  83. А.Г. Прикладные задачи подготовки специалистов по спортивной борьбе: метод, рекомендации. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лес-гафта, 1998.-28 с.
  84. А.Г. Проблема самозащиты граждан в современных условиях // Физическое воспитание, спорт и бизнес: теория и социальная практика: тез. междунар. науч.-практ. конф. Минск, 1994. — С. 54−56.
  85. А.Г. Пути обеспечения безопасности населения в современных условиях // Вопросы укрепления здоровья населения, теории, методики и психофизиологии физического воспитания и спорта: сб. науч. трудов. Т. 2. — Чебоксары, 1995. — С. 67−69.
  86. А.Г. Самозащита населения в современных условиях // Физическая культура, спорт и здоровье нации: матер, междунар. конгресса. -СПб., 1996.-С. 45−48.
  87. А.Г., Шестаков В. Б. Самозащита. СПб., ИПК «Вести», 2004.-27 с.
  88. В. 500 советов по самообороне (приемы джиу-джитсу, каратэ, самбо). М.: Фаир-пресс, 2001. — 272 с.
  89. В.Е. Мир боевых искусств. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. — 54 с.
  90. А.Н. Классическая борьба: учебное пособие для занятий со спортсменами-разрядниками. М.: Физкультура и спорт, 1960. — 74 с.
  91. Ли Б. Путь опережающего кулака. М.: ООО Школа боевых искусств, 1996. — 206 с.
  92. И.Б., Оранский И. В. Боевые искусства Востока: Маленькие «секреты» больших школ. М.: Каисса, 1992. — 224 с.
  93. М.И. Родословная самбо. М.: Просвещение, 1986. — 160с.
  94. В.В. Тренажеры в боевых искусствах. Минск: Харвест, 1998.-384 с.
  95. H.A., Антонов Г. В. Психологическая самоподготовка к рукопашному бою: учеб. пособие. Минск: ПКФ «Издательский Дом», 1994. -80 с.
  96. A.A. Ушу традиции духовного и физического воспитания Китая — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 125 с.
  97. В. Айкидо М.: Физкультура и спорт, 1990. — 62 с.
  98. Д. Искусство дзю-дзюцу: 108 приемов школы Фу-кури-рю. Минск: Харвест, 1998. — 304 с.
  99. Д.Г., Завьялов А. И. Учебник тренера по борьбе. -Красноярск: КПГУ, 1995. 213 с.
  100. А.И. Сила слабого пола: методическое пособие для женщин по самообороне. М.: ТОО «Шанс», 1992. — 46 с.
  101. В.А. Боевые искусства и спортивные единоборства мира.- СПб.: Петрофонд, 1998. 178 с.
  102. В.А. Самбо. Основы самозащиты. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. — 41 с.
  103. В.А., Морозов Д. В., Труфанов Ю. Н. Самбо. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. — 145 с.
  104. В.А., Труфанов Ю. Н., Хегберг Т. В. Спортивная борьба.- СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. 31 с.
  105. В.А. Школа единоборств и самозащиты // Основы безопасности. -№ 1.-СП6., 1996. -С.101−111.
  106. М. Книга пяти колец: руководство по стратегии для практикующих боевые искусства. СПб.: Евразия, 1997. — 320 с.
  107. М.И. Рукопашный бой. Организация методика подготовки: учеб. пособие. -М.: б.и., 2003. 120 с.
  108. М. Динамика каратэ. Новосибирск: СО РАН, 1993.272 с.
  109. М., Дрэгер Д. Практическое каратэ на улице. М.: Фаир-пресс, 1999.-288 с.
  110. В.В. Развитие теории и практики классификаций тактико-технических действий в спортивной борьбе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.-СПб., 1999.-44 с.
  111. Е.И. Ближний бой.- М.: Физкультура и спорт, 1969.210 с.
  112. М.В., Айданов А. П., Артюк В. Д. Учебное пособие по обучению технике каратэ для отделения спортивных школ. М: ГЦОЛИФК, 1981.- 122 с.
  113. Г. К. История боевых искусств. Колыбель цивилизаций. М.: Олимп- ООО «Издательство ACT», 1997. — 480 с.
  114. Г. П. Основы классического дзю-до: учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов. Пермь: Урал пресс, 1993.-302 с.
  115. В.В., Буянов H.A., Быстринин В. А., Федусенко Н. Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Смоленск.: Вен-тана-граф, 1995. — 216 с.
  116. С.А. Борьба занятие мужское. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  117. С.Г. Техника ног кунфу. СПб.: Пилон, 1994. — 157 с.
  118. В.И. Рукопашный бой. Минск: Полымя, 1995. — 364 с.
  119. А.И., Заяшников С. И. Русский стиль рукопашного боя (стиль Кадочникова): метод, пособие. Новосибирск: ВЕСТЬ, 1991. — 75 с.
  120. В. Искусство защиты без оружия. СПб.: Нотабэне, 1992. — 208 с.
  121. В.А. Искусство защиты без оружия: по системам защиты и нападения джиу-джитсу, кэмпо, дзю-до, каратэ-до, айкидо, боксу и военно-прикладному самбо. СПб.: Нотабене, 1992. — 286 с.
  122. В.М. Бокс. Бой на дальней, средней и ближней дистанции. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 189 с.
  123. Д.Л. Самбо. Учись защищать себя. М.: Терра-спорт, 2000.-215 с.
  124. С.А. Самбо (спортивный, боевой и специальный разделы): учебно-методическое и наглядное пособие. М.: Витязь, 1998. — 510 с.
  125. С.А. Самбо (спортивный, боевой и специальный разделы). -М.: ОАО «Оригинал», 1997. 510 с.
  126. Ю.Ю. Да-цзе-шу искусство пресечения боя. Минск: «Современное Слово», 1998. — 352 с.
  127. C.B. Средства и методы восточных единоборств в психологической подготовке юных спортсменов-единоборцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. -№ 1. — С. 52−54.
  128. И.С. Основы таэквондо. М.: Советский спорт, 1994.256 с.
  129. Е.Б. Физиология спорта. М.: Терра-спорт, 1999. — 250 с.
  130. A.C., Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. М.: Терра-спорт, 2001. — 519 с.
  131. H.H. Спортивная борьба (классическая и вольная): учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1960. — 483 с.
  132. Спилберг-Ханин Г. Пульсовая оценка психофизиологической напряженности в процессе двигательной активности // Физиология человека. -1982.- № 4.-С. 28−56.
  133. В.П. Рукопашный бой: учебно-метод. пособие. М.: Воениздат, 1985. — 120 с.
  134. Сулимо-Самуйло З.К., Загрядский В. П. Оценка степени утомления человека. JL: BMA им. С. М. Кирова, 1976. — 177 с.
  135. В.Г. Боевое каратэ и его нераскрытые тайны. М.: Глория, 1995.-275 с.
  136. В. А. Индивидуальный подход к технико-тактической подготовке боксеров с учетом их спортивно-важных качеств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Д., 1981.-24 с.
  137. В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1997.
  138. В.А. Основы обучения бою на средней дистанции: монография. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 99 с.
  139. А.Е. Боевая машина: руководство по самозащите. Минск: Харвест, 1997.-592 с.
  140. А.Е. Боевые Искусства: энциклопедический справочник. 200 школ боевых искусств Востока и Запада. Минск: Харвест, 1996. — 640 с.
  141. А.Е. Рукопашный бой СМЕРШ: практическое пособие. -Минск: Харвест, 1998. 400 с.
  142. А.Е. Французский бокс сават: история и техника. Минск: Харвест, 1997.-304 с.
  143. Х.А. Исследование проблем вины и криминогенного поведения личности: монография. М.: Изд-во ВЗПШ, 2009. — 144 с.
  144. Ю.Н. Особенности применения сложнокоординирован-ных упражнений в спортивной тренировке борцов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 1999. — 19 с.
  145. П.В., Козлов Г. А. Основы теории тренировки в дзю-до: учебное пособие. Красноярск: ИЦ «Платина», 2004. — 240 с.
  146. М.А. Подготовка юных спортсменов в рукопашном бое на основе развития психомоторных функций: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 2011.-22 с.
  147. А. Самозащита. Практическое руководство для самостоятельного изучения: пер. с фр. Е. Гупало. М.: Фаир-Пресс, 1998. — 320 с.
  148. В.П., Линдер И. Б. Диалог о боевых искусствах Востока. -М.: МГУ, 1991.-368 с.
  149. В.Г. Атлетизм дома (упражнения без снарядов). М.: Советский спорт, 1990. — 81 с.
  150. A.A. Система самбо. Боевое искусство. М.: Советский спорт, 1995. — 96 с.
  151. Г. Школа безопасности. М.: ЭКСМО, 1995. — 135 с.
  152. Цед Н. Г. Средства и методы единоборств в системе физической и боевой подготовки военнослужащих: монография. Л., 1992. — 152 с.
  153. Цой Хонг Хи. Таэквондо: Корейское искусство самообороны. -М.: АО «ТКД», 1995. 764 с.
  154. Чин Джуный. Оптимизация индивидуальной подготовки таэквондистов с учетом их психофизиологических качеств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1994. — 24 с.
  155. Ю.Т. Рукопашный бой. Л.: ВИФК, 1983. -382 с.
  156. Е.М., Корягин Б. П. Вчера и сегодня каратэ // Спортивная борьба. Ежегодник. М., 1972. — С. 31−33.
  157. Е.М. Сто уроков самбо 4-е изд., испр. и доп. — М.: Фа-ир-пресс, 2005.-400 с.
  158. А.Г. Бокс как он есть. М.: Гонг, 1994. — 82 с.
  159. Р.А., Галковский Н. М., Харлампиев А. А. Самбо -вольная борьба в одежде. М.: Гранд-фаир, 2006. — 541 е.: ил.
  160. А.Б., Ни колаев А.В., Касьянов Т. Р. Борьба каратэ: Поурочная программа для отделения спортивных школ. М.: ГЦОЛИФК, 1979. -39 с.
  161. Г. А. Защита: программа подготовки по самообороне. -СПб.: б.и., 2001.-35 с.
  162. Г. А. Программа по формированию безопасного типа поведения: программа по основам самообороны. СПб.: б.и., 2000. — 24 с. на иностранном языке:
  163. Bishop M. The Okinavsky karate (Teachers, styles, secret traditions and the confidential technics of schools of military art). N.Y., 1999. — 304 p.
  164. Brand R. Ajkido: the Doctrine and technics of harmonious development.-N.Y., 1994.-320 p.
  165. Brook R. L. The Thai boxing.-N.Y., 1998.- 120 p.
  166. Cooc D.C. Power karate. Sweden, 1992. — 207 p.
  167. Funakoshi G. Karate dojo. My Way of Life. Tokyo, 1978. — 285 p.
  168. Inokuma I. Judo. Tokio, 1989.- 198 p.
  169. Levsku U. Karate-do. Kata. Sport Bratislava, 1988. — 186 p.
  170. OyamaM. Vife of karate. -N.Y., 1983.
  171. Parutski R. Karate’s modern master contemporary. Chicago, 1990.175 p.
  172. Sato T., Okano I. Vital judo. Gripping Technicues. Japan Publications InC, Printed in U.S.F., 1992. — 191 p.
  173. Tegner B. Karate Boxe. — Los Angeles, 1993. — 173 p.
  174. Tissier Chr. Aikido. Paris: Sedirep, 1995.- 168 p.
  175. Urvov C., Pelletier G. Judo superior. Paris: La maison lu judoka, 1979, — 159 p.
Заполнить форму текущей работой