Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование ресурсных характеристик ускорителя плазмы с замкнутым дрейфом электронов бесконтактным методом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе решена задача создания метода бесконтактной диагностики скорости эрозии диэлектрических стенок разрядной камеры УЗД в режиме реального времени, имеющая существенное значение для успешной разработки новых образцов электроракетных двигателей на базе ускорителей с замкнутым дрейфом электронов. Предложенный метод диагностики позволяет значительно (в несколько раз) сократить время проведения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Оптическая диагностика УЗД
    • 1. 1. Принцип работы УЗД
    • 1. 2. Оптические методы исследования УЗД
      • 1. 2. 1. Пассивная оптическая диагностика
      • 1. 2. 2. Активная оптическая диагностика
    • 1. 3. Диагностика скорости эрозии разрядной камеры УЗД методом эмиссионной спектроскопии
  • Глава 2. Бесконтактный метод определения скорости эрозии разрядной камеры УЗД
    • 2. 1. Выбор спектральных линий для диагностики скорости эрозии
    • 2. 2. Учет изменения коэффициентов скоростей возбуждения исследуемых спектральных переходов
    • 2. 3. Определение концентрации нейтрального ксенона в области исследований
    • 2. 4. Оценка погрешностей
  • Глава 3. Экспериментальные исследования плазмы УЗД методом эмиссионной спектроскопии
    • 3. 1. Описание экспериментального оборудования
    • 3. 2. Результаты экспериментов и их анализ
      • 3. 2. 1. Качественный анализ спектрального состава излучения, пространственные и временные характеристики излучения спектральных линий
      • 3. 2. 2. Исследование скорости эрозии разрядной камеры УЗД

Исследование ресурсных характеристик ускорителя плазмы с замкнутым дрейфом электронов бесконтактным методом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Электроракетные двигатели (ЭРД) находят широкое применение как в составе электроракетных двигательных установок, предназначенных для управления движением космических аппаратов, так и для решения технологических задач, связанных, например, с ионно-пучковой обработкой материалов. Среди всех типов ЭРД ускорители плазмы с замкнутым дрейфом электронов (УЗД), известные таюке как холловские двигатели, обладают наилучшими энергомассовыми характеристиками и кпд для решения ряда задач в космосе в диапазоне удельных импульсов 1500.3000 с [1,2]. Несмотря на малую тягу УЗД (десятки миллиньютонов), за счет длительного времени работы (тысячи часов), возможно достижение большого суммарного импульса.

В настоящее время основной причиной, ограничивающей ресурс УЗД, является эрозия разрядной камеры ускорителя. Этот процесс вызван воздействием высокоэнергетических ионов на материал стенки камеры. Скорость эрозии зависит от многих параметров: геометрии разрядной камеры и режимов работы ускорителя, топологии магнитного поля, состава, геометрии и температуры распыляемых частей и т. д. В связи со сложностью учета всех этих процессов не удается создать модель, адекватно описывающую характер изменения скорости эрозии, и для ее определения применяются экспериментальные методы.

Наиболее надежным способом определения ресурсных характеристик УЗД являются длительные ресурсные испытания. Продолжительность таких испытаний составляет тысячи часов, а стоимость сопоставима с затратами на разработку самого ускорителя. Существуют также методы укороченных ресурсных испытаний, позволяющие на основании информации о скорости эрозии разрядной камеры в течение некоторого начального времени работы осуществить прогноз ресурсных характеристик. При укороченных ресурсных испытаниях используется информация о скорости эрозии разрядной камеры ускорителя, полученная при помощи прямых измерений, то есть по изменению геометрии или массы распыляемых частей разрядной камеры. В связи с малостью скорости эрозии, для ее надежного определения требуется значительное время наработки ускорителя (порядка 100 ч).

Скорость эрозии зависит от большого количества параметров и выбор режима с наилучшими ресурсными характеристиками на ранних этапах отработки УЗД является очень кропотливой и дорогостоящей задачей. В связи с этим актуальна задача разработки метода определения скорости эрозии разрядной камеры УЗД в режиме реального времени. Таким образом, можно сформулировать цель настоящей работы.

Целью работы является исследование потока плазмы УЗД применительно к созданию метода определения скорости эрозии разрядной камеры УЗД в режиме реального времени. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать локальные характеристики плазменной струи УЗД и определить модель интерпретации результатов спектроскопических измерений. Связать интенсивность излучения спектральных линий примесных частиц со скоростью эрозии распыляемых частей разрядной камеры УЗД.

2. Разработать и создать стендовую систему, позволяющую проводить необходимую диагностику плазменной струи УЗД.

3. Экспериментально проверить достоверность данного метода диагностики, определить его точность и границы применимости. Научная новизна. В работе впервые получены следующие результаты:

1. Разработана и внедрена процедура учета изменения коэффициентов скоростей возбуждения исследуемых спектральных переходов, что важно в условиях диагностики скорости эрозии диэлектрических стенок разрядной камеры УЗД. При определении изменения коэффициентов скоростей возбуждения использован метод «оптического термометра», при этом, интерпретация спектра нейтральной компоненты рабочего газа впервые для УЗД с диэлектрическими стенками разрядной камеры основана на современной столкновительно-излучательной модели, позволяющей повысить точность спектроскопической диагностики.

2. Предложен способ определения концентрации нейтральной компоненты рабочего газа вблизи среза ускорителя, основанный на экспериментальных данных о тепловых режимах разрядной камеры с последующим расчетом динамики нейтральной компоненты газа, истекающей из УЗД, и экспериментальных данных об энергетическом спектре ионов в плазменной струе за срезом ускорителя. Предложенный способ позволяет с высокой точностью определять концентрацию опорного элемента — нейтральной компоненты рабочего газа в области исследования.

3. Определен коэффициент, отвечающий за изменение скорости и состава распыляемых атомов бора, при изменении энергии распыляющих ионов, для чего проведены испытания УЗД при различных напряжениях разряда с измерением скорости эрозии прямым и оптическим методами, что позволило распространить предлагаемый метод на исследование скорости эрозии разрядной камеры УЗД при различных напряжениях разряда.

Достоверность полученных результатов подтверждается сопоставлением данных, полученных предложенным методом, с данными, полученными прямым методом измерения скорости эрозии разрядной камеры УЗД, а также путем анализа погрешностей измерений.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что предложенный метод диагностики позволяет значительно (в несколько раз) сократить время проведения испытаний по определению скорости эрозии на предварительных этапах отработки УЗД, а также позволяет в режиме реального времени отслеживать изменения скорости эрозии в ходе проведения ресурсных испытаний.

Апробация работы и научные публикации. Основные результаты, изложенные в диссертации, докладывались и обсуждались на 47″ ои, 48″ ои и 49″ 011 открытой конференции Московского физико-технического института в 2004, 2005, 2006 гг.- 10″ ом международном конгрессе двигателестроителей в.

2005 г.- 17″ ои научно-технической конференции молодых ученых и специалистов в 2005 г.- 5″ ом Российском семинаре «Современные средства диагностики плазмы и их применение для контроля веществ и окружающей среды» в 2006 г.- 42nd AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference в.

2006 г.- конференции «Актуальные вопросы планетных экспедиций» в 2006 гiL.

35 International Electric Propulsion Conference в 2007 гнаучных семинарах Центра Келдыша. Основное содержание и результаты диссертационной работы отражены в 14″™ печатных работах. На защиту выносятся:

1. Метод определения скорости эрозии диэлектрических стенок разрядной камеры УЗД, основанный на использовании опорных линий нейтральной компоненты рабочего газа и позволяющий учитывать изменения коэффициентов скоростей возбуждения исследуемых спектральных линий и изменение концентрации опорного элемента в области исследования.

2. Результаты экспериментов по определению скорости эрозии диэлектрической разрядной камеры УЗД в ходе ресурсных испытаний и при изменении режимов работы ускорителей.

3. Результаты экспериментальных исследований по определению коэффициента, отвечающего за изменение скорости и состава распыляемых атомов бора, при изменении разрядного напряжения ускорителя.

Диссертация состоит из введения, 3″ х глав и заключения, содержит — 116 машинописных листов, включающих 60 рисунков, 6 таблиц и список используемой литературы из 106 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе решена задача создания метода бесконтактной диагностики скорости эрозии диэлектрических стенок разрядной камеры УЗД в режиме реального времени, имеющая существенное значение для успешной разработки новых образцов электроракетных двигателей на базе ускорителей с замкнутым дрейфом электронов. Предложенный метод диагностики позволяет значительно (в несколько раз) сократить время проведения испытаний по определению скорости эрозии на предварительных этапах отработки УЗД, а также позволяет в режиме реального времени отслеживать изменения скорости эрозии в ходе проведения ресурсных испытаний без вскрытия вакуумной камеры.

Спектроскопический метод диагностики скорости эрозии разрядной камеры ДАС модифицирован, верифицирован и применен на практике. Основная особенность предложенного метода состоит в использовании экспериментально измеренных интенсивностей спектральных линий распыляемых элементов разрядной камеры ускорителя и опорных линий нейтральной компоненты рабочего газа. Использование опорных линий позволяет учесть изменения локальных параметров плазмы (концентрации частиц, температура электронов), при наличии информации о концентрации опорной компоненты в области исследования.

В работе впервые разработана и внедрена процедура учета изменения коэффициентов скоростей возбуждения спектральных переходов распыляемых компонент, а именно атомов бора. При интерпретации спектра нейтральной компоненты рабочего газа впервые для УЗД с диэлектрическими стенками разрядной камеры использована современная столкновительно-излучательная модель, позволяющая повысить точность спектроскопической диагностики.

Для определения концентрации опорной компоненты в области исследования разработан подход, основанный на экспериментальных данных о тепловых режимах разрядной камеры с последующим расчетом динамики нейтральной компоненты газа, истекающей из ускорителя, и экспериментальных данных об энергетическом спектре ионов в плазменной струе за срезом ускорителя.

Впервые проведен анализ точности измерения скорости эрозии разрядной камеры УЗД бесконтактным методом.

Создана стендовая система, позволяющая проводить необходимую спектроскопическую диагностику плазменной струи УЗД. Проведены экспериментальные исследования пространственных и временных характеристик распределения интенсивностей спектральных линий Xel, Xell, BI в плазме УЗД. Методом «оптического термометра» измерены распределения температуры электронов вблизи среза ускорителя.

Проведены измерения скорости эрозии диэлектрической разрядной камеры УЗД:

• при ресурсных испытаниях на неизменном режиме работы ускорителя, показано совпадение скоростей эрозии, измеренных прямым и спектроскопическим методами в пределах погрешности измерений;

• при изменении топологии и величины магнитного поля УЗД, показано совпадение скоростей эрозии, измеренных прямым и спектроскопическим методами в пределах погрешности измерений;

• при изменении разрядного напряжения ускорителя, благодаря чему впервые определена зависимость, позволяющая учесть изменение скоростей и зарядового состава, распыляемых из BN атомов BI при изменении разрядного напряжения в диапазоне 300−700 В, что позволило распространить предлагаемый метод диагностики на исследование скорости эрозии диэлектрической разрядной камеры УЗД при различных напряжениях разряда.

На основании проведенной работы сделан вывод о возможности применения данного метода спектроскопической диагностики для определения скорости эрозии разрядной камеры УЗД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А., Коротеев А. С. Электроплазменные ракетные двигатели для космических аппаратов. Известия РАН. Серия «Энергетика». № 5. 2000. с. 66.
  2. Gorshkov О., Koroteev A. New Trends in Hall Effect Thruster Development // Proc. Propulsion for Space Transportation of the XXIst Century Conf., Versailles, 2002.
  3. Belikov M.B., Vasin A.I., Gorshkov O.A., Muravlev V.A., Rizakhanov R.N., Shagayda A.A. Low-Power Hall-Effect Thruster for Small Spacecrafts. International Symposium on Space Propulsion, Shanghai PR China, August 2528, 2004.
  4. A.B., Ерофеев B.C., Гришин С. Д. Ускорители с замкнутым холловским током. В кн.: Плазменные ускорители. М. 1973.
  5. А.И., Кислов А. Я., Зубков И. П. Письма в ЖЭТФ. Т. 7. 1968. с. 224.
  6. О.А. Холловские ЭРД с гибридной схемой разрядного канала. Дисс. на соиск. уч. степ, д.т.н. Москва. 2006.
  7. Методы исследования плазмы/ Под ред. В. Лохте-Хольтгревена, М.: Мир, 1971. С. 552.
  8. А.И. Физические основы космических электрореактивных двигателей. М.: Атомиздат, 1978, 328 с.
  9. Диагностика плазмы/ Под ред. Р. Хаддлстоуна и С. Леонарда, М.: Мир, 1967. С. 516.
  10. Capelli М., Hargus W.Jr. Images of Ground State Xenon Density in the Near Field of a Low Power Hall Thruster. AIAA-2004−4120.
  11. А.И., Данелия И. А., Ермоленко В. А., Калихман JI.E. Определение электронной температуры плазменной струи ускорителя с замкнутым дрейфом электронов (УЗДП). ЖТФ, 1977, Т. 47, в. 11, 2310 с.
  12. B.C., Волошко А. Ю., Коновалов В. Г., Солодовченко С. И., ЖТФ, 1974, 44, 1455 с.
  13. Г. С., Самойлов В. П., Смирнов Ю. М., Оптика и спектроскопия. 1973. 34. 7.
  14. А.И., Ермоленко В. А., Калихман JI.E. Излучательные характеристики ксенона в разреженной плазме, ТВТ, 1979, Т. 17, в. 5, 916 с.
  15. А.И., Волкова JI.M., Ермоленко В. А. и др. Динамика функции распределения электронов по энергиям в канале УЗДП, ТВТ, 1981, Т. 19, в. 6, 1149 с.
  16. Л.М., Девятов A.M., Кралькина Е. А., Меченов А. С. Определение функции распределения электронов по энергиям по интенсивностям спектральных линий, СО АН СССР, Новосибирск, 1976, с.73 В кн.: Некорректные обратные задачи атомной физики
  17. С.В. Численное моделирование динамики плазмы в холловском двигателе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Москва, 2006.
  18. О.В. Электрический зонд в плазме. М., Атомиздат, 1961.
  19. А.Н., Арсенин В. Я. Методы решения некорректных задач. М.: Наука, 1979.
  20. JI.M., Девятов A.M., Кралькина Е. А. и др. Применение регуляризирующих алгоритмов для расчета функции распределения электронов по энергиям в плазме газового разряда. — Вестн. МГУ. Сер. физ., астрон., 1975, № 4, с. 502.
  21. А.И., Ермоленко В. А., Соколов А. С. «Оптические исследования нейтральной компоненты ксеноновой плазмы в условиях неравновесности», ТВТ, 1987, Т. 25, в. 6, 1080 с.
  22. A.M., Ким В., В сб.: Источники и ускорители плазмы. Харьков: Изд-во ХАИ, 1981, № 5, с.З.
  23. В.А., Нискин В.Т., Соколов А. С., В кн.: Тез. Докл. III Всес. Симп. По плазмохимии. М.: ИНХС АН СССР, 1979, с. 51.
  24. Grizinski М., Phys. Rev., 1965, v. 138, N 2А, p. 336.
  25. Karabadzhak G.F., Chiu Y.-H., Williams S. and Dressier R.A. Hall Thruster Optical Emission Analysis Based on Single Collision Luminescence Spectra. 37th Joint Propulsion Conference, 9−11 July 2001 Salt Lake City, Utah AAIA-01−34 523.
  26. Fons J.T., Lin C.C. Measurement of the Cross Sections for Electron-Impact excitation into 5p56p Levels ofXenon. Phys. Rev. A58, 4603−4615 (1998).
  27. Karabadzhak G., Gabdulin F., Korsun A., Plastinin Y., Tverdokhlebova E. Optical Emission of a Hall Thruster Plume in Space Condition. 27th International Electric Propulsion Conference, 2001, IEPC-2001−053.
  28. Karabadzhak G.F. Improvement of Optical Diagnostic Technique for a Xenon Operating Hall Effect Thruster. 4th International Spacecraft Propulsion Conference, 2−4 June 2004, Sardinia, Italy.
  29. Karabadzhak G.F., Chiu Y.H., Austin B.L., Williams S., Dressier R.A. Passive optical diagnostic of Xe-propelled Hall thrusters. I. Emission cross sections. Journal of applied physics 99, 113 304 (2006).
  30. Karabadzhak G.F., Chiu Y.H., Austin B.L., Williams S., Dressier R.A. Passive optical diagnostic of Xe-propelled Hall thrusters. II. Collisional-radiative model. Journal of applied physics 99, 113 305 (2006).
  31. Г. Ф. Развитие методов оптической диагностики холловских электро-реактивных двигателей. Космонавтика и ракетостроение. В. 2 (35). 2004. с. 85.
  32. Преображенский Н.Г.//УФН. 1983. Т. 141, № 3. С. 469−494.
  33. В.В., Мельникова Т. С. Томография плазмы. Новосибирск: Наука, 1995. 228 с
  34. Darnon F., Lyszyk М., Bouchole A. Optical Investigation on Plasma Oscillation of SPT Thrusters. AIAA-1997.
  35. Komurasaki K., Sakurai Y., Kusamoto D. Optical Oscillations in a Hall Thruster. AIAA-98−3638.
  36. Meezan N., Harguus W., Capelli M. Optical and Electrostatic Characterization of Oscillatory Hall Discharge Behavior. AIAA-1998.
  37. Darnon F., Lyszyk M., Bouchole A. Dynamic Plasma and Plume Behavior of SPT Thrusters. AIAA-98−35 428.
  38. Leray P., Bonnet J., Pigache D. Spectroscopic Emission Spatially Resolved Along a SPT Channel. Second European SPC 1997.
  39. Meezan N., Schmidt D., Harguus W. Optical Study of Anomalous Electron Transport in a Laboratory Hall Thruster. AIAA-99−2284.
  40. Pagnon D., Darnon F., Roche S., Bechu S., Magne L., Bouchoule A., Touzeau M., Lasgorceix P. Time Resolved Characterization of the Plasma and the Plume of a SPT Thruster. AIAA-99−2428.
  41. Prioul M., Bouchoule A., Roche S., Magne L., Pagnon D., Touzeau M., Lasgorceix P. Insights on Physics of Hall Thrusters through Fast Current Interruptions and Discharge Transients. IEPC-01−059.
  42. Gawron D., Mazouffre S., Boniface C. Parametric Study of the Acceleration Layer of a High Power Hall Effect Thruster by a Fabry-Perot spectroscopy, 29th International Electric Propulsion Conference, 2005, IEPC-2005−144.
  43. И.И. Введение в теорию атомных спектров, Москва, 1963.
  44. Cedolin R.J., Hargus W.A., Jr., Storm P.V., Hanson R.K., and Capelli M.A. Laser-Induced Fluorescence Study of a Xenon Hall Thruster. 33rd Joint Propulsion Conference, 1997.
  45. Hargus W.A., Cappelli M.A. Laser-Induced Fluorescence Measurements on a Laboratory Hall Thruster. 34th Joint Propulsion Conference, 1998, AIAA-98−3645.
  46. Hargus W.A., Jr., and Capelli M.A. Interior and Exterior Laser-Induced Fluorescence and Plasma Potential Measurements on a Laboratory Hall Thruster. 35th Joint Propulsion Conference, 1999, AAIA-99−2721.
  47. Williams G.J., Jr., Smith T.B., Gulczinski F.S., III, et al., Laser Induced Fluorescence Measurement of Ion Velocities in the Plume of a Hall Thruster, 35th Joint Propulsion Conference, 1999, AAIA-99−2424.
  48. Betting E.J. and Pollard J.E., Measurement of Xenon Ion Velocities of the SPT-140 Using Laser-Induced Fluorescence. International Conference on Space Propulsion, 2000.
  49. Crofton M.W. New Laser Application for Electric Propulsion 27th International Electric Propulsion Conference, 2001, IEPC 01−305.
  50. Yamamoto N., Yokota S., Matsui M., Komurasaki K., Arakawa Y. Estimation of Erosion Rate by Absorption Spectroscopy in a Hall Thruster, 29th International Electric Propulsion Conference, 2005, IEPC-2005−037.
  51. Yalin A. P, Surla V. Determination of Number Density and Velocity of Sputtered Particles by Cavity Ring-Down Spectroscopy, 29th International Electric Propulsion Conference, 2005, IEPC-2005−300.
  52. Yalin A.P., Surla V., Williams J.D. Erosion Measurements by Cavity Ring-Down Spectroscopy for the VHITAL Program, 29th International Electric Propulsion Conference, 2005, IEPC-2005−299.
  53. А.И. О принципах разработки ЭРД с большим ресурсом и о проблеме ускоренных испытаний // РКТ: Ракетные двигатели и энергетические установки № 3 (131), с. 34, 1991.
  54. Minea Т.М., Bretagne J., Magne L., Pagnon D., Touzeau M. Spectroscopic Evidence of the Ceramics Erosion in a Stationary Plasma Thruster. Second European Spacecraft Propulsion Conference, 27−29 May, 1997.
  55. Karabadzhak G., Semenkin A., Tverdokhlebov S., Manzella D. Investigation of TAL optical emissions / Proc. of 25 Int. Electric Propulsion Conf., Cleveland, OH, 1997. IEPC 97−131.
  56. Karabadzhak G.F. Semi-Empirical Method for Evaluation of a Xenon Operating Hall Thruster Erosion Rate Through Analysis of its Emission Spectra. International Conference on Space Propulsion 2000.
  57. Karabadzhak G.F. and A.V. Semenkin Evaluation of a Xenon Operating Hall Thruster Body Erosion Rate Through Analysis of its Optical Spectra. 37th Joint Propulsion Conference, 9−11 July 2001 Salt Lake City, Utah AAIA-01−34 519.
  58. G.F., Semenkin A.V., Solodukhin A.E., Tverdokhlebov O.S. «Evaluation of Impurity Composition and Content in the TAL at Various Operating Regimes», 29th International Electric Propulsion Conference, 2005, IEPC-2005−147.
  59. Bugrova A.I., Bishaev A.M., Desyatkov A.V., Kozintseva M.V., Prioul M. Spectral Investigation of SPT MAG Insulator Erosion, 29th International Electric Propulsion Conference, 2005, IEPC-2005−167.
  60. Dyshlyuk E.N., Gorshkov О.A. Spectroscopic Investigation of a Hall Thruster Ceramic Acceleration Channel Erosion Rate. 42nd AIAA/ASME/SAE/ASEE Join Propulsion Conference and Exhibit, 9−12 July 2006, Sacramento, Ca, AIAA-2006−4660.
  61. O.A., Дышлюк E.H., Шагайда А. А. Спектроскопический метод анализа ресурсных характеристик холловских двигателей // Матер, конф. «Актуальные вопросы планетных экспедиций». Москва. 2006:
  62. Belikov М., Gorshkov О., Dyshlyuk Е., et al. Development of Low-Power Hall Thruster with Lifetime up to 3000 Hours. // Proc. 35th Intern. Electric Propulsion Conf. Florence. 2007. IEPC-2007−129.
  63. Е.Н. Измерение скорости эрозии керамической разрядной камеры ускорителя с замкнутым дрейфом бесконтактным методом в ходе длительных ресурсных испытаний. Электронный журн. «Исследовано в России». 7145/71 010. 2007.
  64. О.А., Дышлюк Е. Н. Исследование примесей в плазменной струе ускорителя с замкнутым дрейфом электронов. Журн. Письма в ЖТФ. Т. 34. В. 8. 2008. с. 77−84.
  65. Pagnon D., Lasgorceix P., Touzeau M. Control of the Ceramic Erosion by Optical Emission Spectroscopy: Parametric Studies of PPS1350-G and SPT100-ML 40th Joint Propulsion Conference, 11−14 July 2004 Fort Lauderdale, Florida AAIA-2004−3773.
  66. Sputtering by Particle Bombardment III / Ed. Behrisch R. and Wittmaack K. Berlin: Heidelberg, 1991.
  67. A.A., Шкарбан И. И. Распыление потоками ионов поверхностей элементов конструкций ионно-плазменных источников // РКТ: Ракетные двигатели и энергетические установки № 3 (131), с. 42, 1991.
  68. Khartov S.A., Egorov V.K., Nadiradze А.В., Zikeeva Yu.V. Angular distribution of ceramic isolator sputtered material in the SPT Jet // Proc. 30th Intern. Electric Propulsion Conf., IEPC-2003−052.
  69. Gamier Y., Viel V., Roussel J.F., Pagnon D., Magne L., Touzeau M. Investigation of Xenon Ion Sputtering of One Ceramic Material Used in SPT Discharge Chamber// Proc. 27th Intern. Electric Propulsion Conf., IEPC-1999−083.
  70. С.Э. В кн.: Спектроскопия газоразрядной плазмы/Под ред. Фриша С. Э. Л.: Наука, 1970.
  71. Balance С.Р., Griffin D.C., Berrington К.А., Badnell N.R. Electron-impact excitation of neutral boron using the R-matrix with pseudostates method. J. Phys. B: At. Mol. Opt. Phys. 40 (2007) 1131−1139.
  72. P.J., Bartschat К., Berrington K.A., Nakazaki S. 1997, J. Phys. B: At. Mol. Opt. Phys. 30 L279.
  73. Kuchenev, А К and Smirnov Yu M 1981 Opt. Spectrosc. 51 116
  74. Choueiri E. An Overview of Plasma Oscillations in Hall Thrusters. Physics of Plasmas, 8(4):1411−1426, 2001.
  75. Warshavsky W., Zur I., Ashkenazy J., Appelbaum G. Thermal Modelling and Measurements of an Engineering Model Hall Thruster. Phyics of Plasmas, Vol.5, pp. 2055−2063, May 1998.
  76. M.H. Динамика разреженных газов. M., Наука, 1966,440 с.
  77. Физические величины: Справочник/А.П. Бабичев- Под ред. И. С. Григорьева, Е. З. Мелихова. -М.- Энергоатомиздат, 1991.
  78. А.А. Метод численного моделирования течений разреженного газа и его применение для расчета электрофизических устройств. Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.м.н. Москва, 2000.
  79. Bhatnagar P.L., Gross Е.Р., Krook М. A Model for Collision Processes in Gases, Physical Review, Vol. 94, 1954, p. 511.
  80. Scharfe K., Gascon N., Cappelli M., Fernandez E. Comparison of hybrid Hall thruster model to experimental measurements. Physics of Plasmas, August. 2006.
  81. Blinov N.V., Gorshkov O.A., Rizakhanov R.N., Shagayda A.A. Hall-Effect Thruster with High Specific Impulse // Proc. 4th Intern. Spacecraft Propulsion Conf. Sardinia, 2004.
  82. Wilbur P.J., H.R.Kaufman. Double Ion Production in Argon and Xenon Ion Thrusters. Journal of Spacecraft and Rockets, Vol.16, #4, July-August 1979.
  83. O.A., Григорьян В. Г. и др. Доработка лабораторных моделей ионых двигателей по результатам испытаний. Исследование параметров ионного пучка. НТО/Центр Келдыша Инв. № 2843, 1998.
  84. R.R., Gallimore A.D. «Ion Species Fraction in the Far-Field Plume of a High-Specific Impulse Hall Thruster». AIAA-2003−5001, 39th AIAA, Huntsville, Alabama, July 20−23, 2003
  85. Dushman S., Scientific Foundations of Vacuum Technique, Vol. 4, Wiley, New York, 1958.
  86. JI.JI., Игошин Ф. Ф., Козел C.M. и др. В кн.: Лабораторные занятия по физике: Учебное пособие / Под ред. Гольдина Л. Л. М.: Наука. 1983. 704 с.
  87. Gorshkov О.А., Ilyin А.А., Rizakhanov R.N. New Large Facility for High-Power Electric Propulsion Tests, Propulsion for Space Transportation of the XXIst Century, Versailles, France, 2002
  88. Biagioni L., Kim V., Nicolini D. et al. Basic Issue in Electric Propulsion Testing and the Need for International Standards. IEPC-03−230, 28th IEPC, Toulouse, France, 17−21 March 2003.
  89. B.H., Горшков O.A., Григорьян В. Г. Разработка ионных двигателей новых схем для космических аппаратов с длительными сроками активного существования. НТО/Центр Келдыша № 3936, 2003.
  90. R.R.Hofer, P.Y.Peterson, A.D.Gallimore. Characterizing Vacuum Facility Backpressure Effects on the Performance of Hall Thruster. IEPC-01−045, 27th IEPC, Pasadena, CA, 15−19 October 2001.
  91. Ю.М., Мошкин Б. Е., Протасов Н. И., Экономов А. П. Методика определения оптических характеристик прибора для измерения освещенности в атмосфере Венеры. АН СССР, Институт космических исследований, 1977.
  92. NIST Atomic Spectra Database // www.nist.gov
  93. А.И., Ермоленко В. А., Соколов А. С. Объемное распределение излучения ксеноновой плазменной струи УЗДП. ТВТ. с. 642, 1979.
  94. Warner. N., Szhabo J., Martinez-Sanches M. Characterization of a High Specific Impulse Hall Thruster Using Electrostatic Probes. IEPC-2003−082.
  95. ЮО.Ранеев A.H., Семенов A.A., Соловьев O.B. 13 Интернациональная конференция по взаимодействию ионов с поверхностью, Москва, 1997, с. 136−137.
  96. Lovtsov A.S., Gorshkov О.А., Shagayda А.А. Semi-Empirical Method of Hall Thrusters Life-Time Prediction // Proc. 42nd Joint Propulsion Conf., Sacramento, AIAA-2006−4661.
  97. Hofer R.R., Peterson P.Y., Gallimore A.D. A High Specific Impulse Two-Stage Hall Thruster with Plasma Lens Focusing, IEPC-01−036, 27th International Electric Propulsion Conference, 2001.
  98. А.И., Есипчук Ю. В., Капулкин A.M., Неверовский B.A., Смирнов В. А. Влияние конфигурации магнитного поля на режим работы ускорителя с замкнутым дрейфом электронов (УЗДП), Журнал Технической Физики, 17(3): 612, 1972.
  99. Kim V., Grdlichko D., Kozlov V. et al. SPT-115 Development and Characterization. AIAA-99−2568, 35th Joint Propulsion Conference, 1999.
  100. Gorshkov O.A., Shagayda A.A., Irishkov S.V. The Influence of the Magnetic Field Topology on Hall Thruster Performance, AIAA-2006−4772, 42nd Joint Propulsion Conference, 2006. eJ1. STeP4'
Заполнить форму текущей работой