Рынок сельскохозяйственных генетически модифицированных продуктов и особенности его регулирования
Международные организации (ФАО, ВОЗ, АТЭС, ОЭСР и др.) оказывают исключительно важное влияние на развитие сельскохозяйственных биотехнологий. Они вырабатывают согласованные рекомендации и правила, направленные на снятие барьеров в торговле генетически модифицированной продукцией и расширению данного рынка, способствуют распространению информации о генетически модифицированной продукции… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты анализа агропродовольственного рынка и его государственного регулирования
- 1. 1. Сущность рынка и его классификация
- 1. 2. Регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве
- Глава 2. Мировой рынок генетически модифицированных сельскохозяйственных продуктов и особенности его регулирования
- 2. 1. Развитие биотехнологической сельскохозяйственной промышленности
- 2. 2. Экономическая эффективность выращивания генетически модифицированных культур как показатель потребительского спроса сельхозтоваропроизводителей
- 2. 3. Факторы спроса на генетически модифицированное продовольствие
- 2. 4. Государственное регулирование рынка сельскохозяйственных биотехнологий
- 2. 5. Связанность обязательствами международных соглашений при выработке госполитики в сфере генетически модифицированной продукции
- 2. 6. Роль неправительственных общественных организаций и общественного мнения в формировании политики в области генетически модифицированной продукции
- Глава 3. Государственное регулирование рынка сельскохозяйственных биотехнологий в России
- 3. 1. Предпосылки для совершенствования политики в сфере сельскохозяйственных биотехнологий
- 3. 2. Институционально-правовые аспекты совершенствования государственного регулирования рынка генетически модифицированной продукции
- 3. 3. Экономические меры совершенствования государственной политики в сфере агробиотехнологий
Рынок сельскохозяйственных генетически модифицированных продуктов и особенности его регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее время сельскохозяйственная продукция, полученная методами биотехнологии, активно поступает на рынок. Особенно широкое распространение получили так называемые генетически модифицированные или трансгенные культуры, в т. ч. генетически модифицированная соя, генетически модифицированная кукуруза, генетически модифицированный рапс, генетически модифицированный хлопок и ряд других.
Площади под трансгенными культурами ежегодно увеличиваются. Все большее количество стран становятся вовлеченными в разработку, производство и торговлю генетически модифицированной продукцией. В связи с этим представляет интерес выявить причины, движущие сельхозтоваропроизводителей выращивать трансгенные культуры.
Впервые генетически модифицированные культуры начали выращивать в 1996 г. Однако уже через несколько лет против растущего предложения генетически модифицированного продовольствия стало выступать общественное мнение, что отразилось на структуре отрасли и государственной политике в этой сфере.
Мировая практика показывает, что рынок сельскохозяйственной продукции должен находиться под контролем государства. Для этого государство может использовать различные методы и инструменты. Рынок генетически модифицированной продукции, являясь неотъемлемой частью общего рынка сельскохозяйственной продукции, в обязательном порядке должен находиться под пристальным вниманием государства. Российская Федерация широко вовлечена в процесс мировой торговли. Импорт сельхозпродукции достиг в 2004 г. 14 млрд долл. США. Завозится большое количество пищевого сырья и продовольствия, содержащего генетически модифицированные ингредиенты. В то же время используемые в мировой практике механизмы государственного регулирования рынка генетически модифицированной продукции изучены недостаточно и только некоторые из них применяются в нашей стране. Поэтому для России очень важно совершенствовать государственную политику в области регулирования рынка генетически модифицированной продукции, что определяет актуальность данного исследования.
Целью диссертационной работы является проведение комплексного анализа формирования рынка генетически модифицированной продукции в мире и в Российской Федерации и его государственного регулирования, а также разработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области рынка генетически модифицированной продукции в Российской Федерации.
Для этого решались следующие задачи:
— проанализировать факторы спроса и предложения, а также институты мирового рынка сельскохозяйственных биотехнологий;
— выявить экономическую эффективность выращивания генетически модифицированных культур, как фактора, определяющего спрос сельхозтоваропроизводителей на них;
— изучить государственную политику в развитии сельскохозяйственной биотехнологической промышленности и установить механизмы госрегулирования, оказавшие значительное влияние на развитие этого рынка и отрасли;
— проанализировать значение международных соглашений и неправительственных организаций в формировании государственной политики в этой области;
— выявить влияние потребительского мнения на формирование государственной политики на этом рынке сельскохозяйственных биотехнологий;
— на основании проведенных исследований подготовить рекомендации по государственному регулированию рынка генетически модифицированной продукции в России.
Степень разработанности проблемы. Вопросы развития, функционирования и регулирования рынков рассматриваются в работах Дж. Дениелса, Р. Дорнбуша, Д. Норта, Ли Радебы, С. Фишера, О. Уильямсона, Р. Шмалензи и других. Вопрос о необходимости влияния государства на экономику в целом и на рынок отдельных продуктов остается дискуссионным.
Научные, методологические и практические вопросы функционирования агропродовольственных рынков и регулирования сельского хозяйства содержатся в трудах российских ученых: А. И. Алтухова, И. Н. Буздалова, А. М. Гатаулина, С. В. Киселева, Н. Я. Коваленко, Э. Н. Крылатых, В. И. Назаренко, А. А. Никонова, Е. В. Серовой, И. Г. Ушачева, В. В. Шайкина и других. Современные аспекты развития рынка сельскохозяйственных биотехнологий рассматриваются как один из потоков продовольствия мировой продовольственной системы в работах Л. С. Ревенко, как инновационное направление сельского хозяйства США в работах Б. А. Чернякова, в рамках продовольственной безопасности в работах А. В. Клюкача и ряда других. Однако вопросы развития рынка сельскохозяйственных биотехнологий в России и особенности его регулирования практически мало изучены.
Методология и методика исследования. Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили положения экономической теории, законодательные и нормативные акты, постановления Правительства Российской Федерации, труды коллективов ведущих и зарубежных ученых по проблемам организации регулирования аграрных рынков и повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства, материалы международных организаций.
Основные методы исследования: монографический, статистико-экономический, системного подхода, экономико-математический, структурно-функциональный анализ, обобщение зарубежного и отечественного опыта на основе ретроспективного конкретно-исторического, сопоставительного анализа, а также социологическое исследование на основе анкетирования.
В качестве источников информации использовались статистические и аналитические материалы таких международных организаций как ФАО, Всемирный банк, ОЭСР, АТЭС, служебные, нормативные и справочные материалы Минсельхоза России, Минсельхоза США и других российских и зарубежных ведомств, нормативно-правовые документы России, США, Комиссии европейских сообществ и ряда других стран, статистические данные Федерального агентства по государственной статистике (Росстат) и центральных и зарубежных периодических изданий, а также отчетные материалы транснациональных компаний, аналитических агентств и исследовательских институтов.
Научная новизна работы определяется следующим: определены тенденции развития рынка генетически модифицированной продукции, характеризующиеся прогрессивным ростом предложения, усилением на рынке роли транснациональных компаний (ТНК) и выделением специализированных агробиотехнологических центров внутри ТНКустановлены основные факторы развития рынка генетически модифицированной продукции, свидетельствующие о том, что значительное влияние на его формирование оказали агрессивная политика ТНК, общественное мнение и активность саморегулируемых общественных организаций, государственная политика, международные соглашениявыявлены основные направления государственной политики в сфере сельскохозяйственных биотехнологий, направленные на развитие и, в дальнейшем, на коммерциализацию науки, развитие финансовых механизмов инвестирования, защиту прав сельхозтоваропроизводителей и потребителей, обеспечение продовольственной безопасностипоказана определяющая роль международных организаций в развитии рынка генетически модифицированной продукции, включая мониторинг генетически модифицированной продукции, унификацию требований и правил торговли и маркировки, информационный обмен, охрану интеллектуальной собственности, проведение научных исследованийпроанализировано влияние неправительственных организаций, в т. ч. потребительских, на формирование и изменение государственной политики в области распространения генетически модифицированной продукциина основе пилотного социологического опроса определена позиция отдельных групп российских потребителей в части приобретения генетически модифицированных продуктов, их маркировки, роли государства в регулировании рынка генетически модифицированной продукции в Россиивыработаны рекомендации по государственному регулированию рынка генетически модифицированной продукции, в частности по совершенствованию национальной системы технического регулирования, разработке мер по коммерциализации научных исследований в этой сфере, модернизации законодательства, увеличению государственного финансирования научных исследований, созданию информационной базы, предоставлению механизмов долгосрочного финансирования агробиотехнологических проектов, информированию потребителя, мониторингу общественного мнения.
Практическая значимость работы определяется тем, что Россия является активным субъектом мирового рынка продовольствия, для которого важное значение имеет коньюктура рынка как в целом, так и по отдельным продуктам.
Основные положения и выводы данного исследования могут быть использованы в практической работе исполнительных органов федеральной власти Российской Федерации, ответственных за формирование внешнеэкономической и аграрной политики, а также в деятельности коммерческих организаций при осуществлении внешней торговли продовольствием и при разработке инвестиционных проектов.
Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на рабочей подгруппе Азиатско — Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) по исследованиям, развитию и распространению знаний в сельскохозяйственных биотехнологиях (группа по техническому сотрудничеству и обмену информацией по изучению безопасности сельскохозяйственных биотехнологий), научной конференции аграрного факультета Российского университета дружбы народов, на 6-й ежегодной международной научно-практической конференции НАЭКОР (Независимое научное аграрно-экономическое общество России), на Международной научно-практической конференции «Никоновские чтения-2003» и представлены в виде 4 статей.
Заключение
.
Биотехнологии, используемые в сельском хозяйстве, в частности генетически модифицированная продукция, являются растущей инновационной отраслью. Следовательно страны, не принимающие мер по ускоренному развитию этой отрасли науки и производства, окажутся в отрыве от передовых стран.
С другой стороны, государству необходимо также наладить систему обеспечения качества и безопасности биотехнологических продуктов, т.к. их производство и торговля в мире все увеличивается.
Площади под трансгенными культурами в мире растут, за девять лет их коммерческого выращивания они выросли в 47 раз. Страны, как правило, выращивают генетически модифицированные культуры: сою, кукурузу, рапс и хлопок на экспорт. Наибольшее коммерческое распространение получили сорта, устойчивые или к гербицидам, или к насекомым-вредителям, или с обоими признаками.
Созданы генетически модифицированные культуры так называемого второго поколения. Они считаются более перспективными, т.к. обладают более широким спектром вносимых признаков и создаются с целью удовлетворения потребностей перерабатывающей промышленности и конечного потребителя. Предполагается, что генетически модифицированная продукция с повышенным качеством не встретит такого негативного общественного мнения как первая.
Это предположение подтвердилось данными проведенного во время исследования пилотного социологического опроса российского потребителя. Около трети опрошенных высказали готовность приобрести генетически модифицированный продукт, если он более высокого качества.
Проведенный анализ экономической эффективности выращивания генетически модифицированных культур как показателя спроса на них свидетельствует о том, что она резко колеблется по годам и от хозяйства к хозяйству и зависит от множества факторов. В отдельные годы доход при выращивании генетически модифицированных культур был даже ниже, чем при выращивании традиционных культур.
Основными причинами, по которым сельхозтоваропроизводители применяют трансгенные культуры, являются следующие: предоставление фермерам пакета услуг, включающих генетически модифицированные семена и агрохи-микатыгибкость новой технологии выращиванияожидание снизить затратыпотенциально высокие урожаиотсутствие требований к отделению генетически модифицированной продукции от обычнойгосударственная поддержка на уровне традиционных культур при выращиваниигосударственное содействие при решении международных конфликтов по сбыту генетически модифицированной продукции.
На основе анализа спроса и предложения предлагаем для генетически модифицированных культур ввести новый термин «био-тек», означающий новый вид инновационной агробиотехнологической культуры, выращиваемой с применением новой ресурсосберегающей агротехники.
На развитие предложения сельскохозяйственных биотехнологий повлияли многие факторы, описанные в работе. В частности, существенную роль сыграли достижения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые были успешно защищены патентами.
При выработке государственной политики в отрасли сельскохозяйственной биотехнологии необходимо не только стимулировать частые инвестиции в НИОКР, но и предусмотреть финансирование государственных исследований.
Анализ показал, что государственное финансирование в области сельскохозяйственной биотехнологии в мире постоянно растет и составляет порядка 34 млрд. дол. США в год.
Государственная политика лидирующих на рынке данной продукции стран, направленная на стимулирование деятельности частных компаний через развитие патентно-лицензионной деятельности, техническое регулирование, создание рынка ценных бумаг и др., позволила сыграть решающую роль в развитии сельскохозяйственной биотехнологии частному сектору. На долю финансирования биотехнологических разработок частными инвесторами приходилось от 30% (Индия) до 60% (США) инвестированных средств.
Анализ показал, что в странах мира сложилась различная практика привлечения финансовых средств в область биотехнологии: венчурный капитал, внутренние ресурсы компании (амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль) и государственные гранты.
Для развития сельскохозяйственной биотехнологии в России, необходимо предоставить биотехнологическим компаниям инструменты • долгосрочного финансирования с целью обеспечить их на начальном этапе средствами на НИОКР, покупку быстро устаревающего оборудования, приобретение зарубежных лицензий и патентов и т. п. В этом случае следует воспользоваться экономическими методами государственного регулирования экономики.
В развитии сельскохозяйственных биотехнологий используются как прямые, так и косвенные методы государственного регулирования.
Общественные и международные организации значительно влияют на рынок генетически модифицированных продуктов и, следовательно, на выработку государственной политики в этой отрасли.
В выработке государственной политики в области сельскохозяйственной биотехнологии, центральную роль, играют интересы потребителя. Государство как гарант обеспечения своих граждан доступным, безопасным и качественным продовольствием, а также безопасной средой обитания, должно иметь систему технического регулирования разработки, производства и продажи генетически модифицированных продуктов.
В мире ведется огромная работа по согласованию требований каждой страны для выработки единых международных правил и стандартов по отношению к генетически модифицированным организмам. Каждая страна имеет цель защитить своих потребителей и производителей. Процесс согласований осложнен тем, что данная продукция является относительно новой, и даже внутри страны стандарты и правила все еще находятся в процессе разработки и совершенствования. Во многих странах, в т. ч. в Российской Федерации созданы или развиваются системы технического регулирования рынка биотехнологических продуктов. Такие системы постоянно совершенствуются, т.к. отрасль быстро развивается, а потребители и общественное мнение требует ужесточения контроля над генетически модифицированными продуктами.
Для успешного решения актуальных задач государственного регулирования интродукции генетически модифицированных растений в условиях России необходимо принять ряд экономических и институционально-правовых мер.
В случае, если государство хочет развивать отрасль сельскохозяйственной биотехнологии, что необходимо в условиях мировой глобализации, следует выработать с учетом международного опыта государственную политику, направленную на коммерциализацию научных разработок, повышение инвестиционной привлекательности сектора, содействие развитию и функционированию фондовых бирж, защиту предпринимателей в рамках антимонопольного законодательства, защиту прав интеллектуальной собственности. Используя мировой опыт, следует ускорить работу по разработке технических регламентов на генетически модифицированную продукцию на основании разработанного в рамках подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию «Закона о техническом регулировании».
Проведенный пилотный социологический опрос показал, что большинство российских потребителей недовольно степенью участия государства на рынке генетически модифицированный продуктов, считая, что государство должно оказывать большее влияние на данный рынок, особенно в части контроля за производителями, осведомления потребителей, оценкой биобезопасности и проведением исследований.
Для преодоления отставания страны в этой отрасли для Российской Федерации целесообразно разработать целевую государственную программу развития сельскохозяйственной биотехнологии.
По итогам работы можно сделать следующие выводы.
1. Рынок биотехнологической продукции, в том числе и генетически модифицированных культур, достаточно быстро развивается, имеет глобальный характер, котировки акций биотехнологических компаний на рынках ценных бумаг растут. В 2003 г. объем рынка генетически модифицированных культур превысил 4,5 млрд долл. США.
2. Процесс формирования биотехнологической отрасли прошел через несколько фаз. Основные биотехнологические компании развивались из средних и мелких предприятий, возникших на основе полученного патента. Затем большинство из них вступили в соглашения, слияния или были поглощены крупными химическими концернами. Последние в дальнейшем приобрели селекционно-семеноводческие фирмы, обеспечив себе каналы сбыта семян сельскохозяйственных культур и их использование в селекционных и семеноводческих целях, монополизируя тем самым данный сегмент агропродовольственного рынка. Около 10 транснациональных компаний контролируют 30% рынка семян и 100% рынка семян генетически модифицированных культур.
3. Наибольшее распространение получили генетически модифицированные гербицидоустойчивые соя, кукуруза, рапс, а также устойчивые к насекомым-вредителям Bt кукуруза, рапс и хлопок. Данные био-тек культуры существенно отличаются от обычных аналогов. Их возделывание осуществляется по новым, менее затратным, энергосберегающим технологиям. Это — одна из причин быстрого роста спроса и площадей под трансгенными культурами. Широкому распространению генетически модифицированных культур способствовало также предложение биотехнологических компаний фермерам «пакета услуг», включающего семена генетически модифицированных культур, агрохимикаты, схему агротехники.
4. Экономическая эффективность генетически модифицированных культур, определяющая спрос на них, значительно варьировала по годам. При применении трансгенных культур значительно снижались затраты на их выращивание. В целом, ожидание значительной прибыли от использования генетически модифицированных культур не оправдалось. Одна из причин заключается в том, что цены на генетически модифицированные семена, как правило, выше и включают в себя поступающий биотехнологическим компаниям так называемый технологический взнос.
5. Государственная политика отдельных стран может значительно влиять на развитие рынка генетически модифицированной продукции. США и некоторые другие страны оказывают значительную финансовую, законодательную, политическую и научную поддержку продвижению своей генетически модифицированной продукции на мировой рынок. При государственном регулировании используют не только экономические, но и административные методы. Введенный мораторий на генетически модифицированную продукцию в странах Европейского Союза стал серьезным барьером на пути развития данного рынка.
6. В мире сформировалось общественное мнение, что потребители имеют право на выбор употреблять генетически модифицированное продовольствие или нет. Для этого во многих странах введена его маркировка. Среди потребителей можно выделить три группы: противники продовольствия с генетически модифицированными ингредиентами, его приверженцы и индифферентно настроенные к генетически модифицированным продуктам потребители.
Выборочный опрос российских потребителей продовольствия показал, что наиболее образованная в сфере генетически модифицированной продукции часть населения настороженно относится к генетически модифицированной продукции, подчеркивая при этом низкую осведомленность о ней потребителей. Большинство респондентов хотели бы большего государственного вмешательства, особенно в части контроля за производителями, информирования потребителей, оценки биобезопасности и проведения исследований.
7. Международные организации (ФАО, ВОЗ, АТЭС, ОЭСР и др.) оказывают исключительно важное влияние на развитие сельскохозяйственных биотехнологий. Они вырабатывают согласованные рекомендации и правила, направленные на снятие барьеров в торговле генетически модифицированной продукцией и расширению данного рынка, способствуют распространению информации о генетически модифицированной продукции, ее разработке, производстве и осуществлению мониторинга. Россия, являясь членом ВОЗ и АТЭС, может оказывать определенное влияние на выработку решений в данной сфере. Финансовую помощь на развитие биотехнологии оказывает Всемирный Банк путем выдачи займов и кредитов, а также прямых грантов, что позволило ряду стран устранить отставание в научных разработка и усовершенствовать национальные системы технического регулирования рынка генетически модифицированной продукции.
8. Россия включается в процесс развития мирового рынка генетически модифицированных продуктов. Несмотря на то, что данный сегмент занимает небольшую долю (около 0,24%) от всего рынка биотехнологической продукции в России, он будет возрастать в соответствии с мировыми тенденциями и экспансией производящих генетически модифицированную продукцию фирм. В связи с этим, политика Российской Федерации с одной стороны должна поддерживать либерализацию мировой торговли, с другой стороны защищать своего потребителя, способствуя развитию отечественных производителей и биотехнологических исследований.
9. В Российской Федерации разработана определенная законодательная база, регулирующая рынок генетически модифицированной продукции. Однако, механизмы ее выполнения в настоящее время применяются в недостаточной степени. Требуется дальнейшая ее гармонизация в соответствии с международным законодательством с целью создания комплексной системы национального регулирования данного рынка в России. Необходим единый орган с полномочиями принятия решений по генетически модифицированным организмам, который несет полную юридическую ответственность за выданные решения на использование конкретной генетически модифицированной продукции.
10. Идеальная стратегия регулирования сельскохозяйственных биотехнологий должна учитывать интересы различных групп общественности, представителей биотехнологической индустрии, сельскохозтоваропроизводителей, представителей научных кругов, а также деятельность международных организаций. Только комплексный подход к регулированию отрасли позволит решить текущие и потенциальные проблемы, которые существуют и могут возникнуть в условиях бурного развития сельскохозяйственных биотехнологий, как одного из главных направлений современного научно-технического прогресса.
Список литературы
- П.Зинченко, В. И. Назаренко, В. В. Шайкин и др. Под ред. А. П. Зинченко — М.: КолосС, 2004.-304 с.
- Апбегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика. М.:Дело и Сервис, 1998
- Алтухов А.И., Малкин Г. И., Бабков М. А. Развитие продовольственного рынка России. 4.2. М.:АгриПресс, 2000.
- Артемов И.В., Портенко Л. Г. Итоги конгресса по рапсу 4−7 июля 1995 г., Кембридж. //Вестник РАСХН № 1, 1996.-е. 14−15
- Белокрылова О.С., Гуцелкж Е. Ф. Институциональные основы становления и методы государственного регулирования аграрного рынка в переходной экономике. — Ростов н/Д:Изд-во Рост. ун-та, 2003.-144 с.
- Биотехнология сельскохозяйственных растений. М.:Агропромиздат, 1987.
- Борлауг Н. «Зеленая революция»: вчера, сегодня, завтра. Экология и жизнь, № 4 (21), 2001,16−23
- Боссерт В.Д. Инвестиционные проблемы реформируемой экономики России. //Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 1996 г., № 1
- Бутенко Р.Т. Биология клеток высших растений in vitro и биотехнологии на их основе. М. ФБК-Пресс. 1999. С. 111−117.
- Бюллетень иностранной коммерческой информации. БИКИ, 2003−2004.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.-с.200−204
- Вельков В.В. Нужна ли маркировка пищевых продуктов с трансгенами. //Агро, XXI, 2000, № 7
- Вольский А. Условия совершенствования государственного управления15