Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка перспектив развития предприятий сферы услуг в условиях реализации функционального подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для оценки перспектив развития предприятий, оказывающих услуги правового характера населению, в работе использовался 8″ \ЮТ-анализ, так как этот метод позволяет определить взаимосвязь внешних факторов с имеющимся потенциалом данной отрасли. Результаты проведенного анализа позволили определить ориентиры стратегического развития услуг правового^ характера за счет внедрения информационных технологий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Экономическое содержание понятия «услуги правового характера» и их значимость в сфере услуг
    • 1. 2. Внешняя среда и ее влияние на функционирование предприятий сферы услуг
    • 1. 3. Внешние факторы стабилизации развития предприятий, предоставляющих услуги правового характера
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТРШ СФЕРЫ УСЛУГ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Современное состояние и оценка деятельности предприятий, предоставляющих правовые услуги, в Самарской области
    • 2. 2. Реализация потенциала развития предприятий сферы услуг
    • 2. 3. Пути формирования благоприятных условий для развития правовых услуг с учетом факторов внешней срюды
  • Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ 103 УСЛУГ
    • 3. 1. Применение функционального подхода к развитию предприятий,? оказывающих услуги правового характера
    • 3. 2. Система ресурсного обеспечения предприятий, предоставляющих услуги правового характера и оценка эффективности ее 115 функционирования
    • 3. 3. Модель прогнозирования развития правовых услуг
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Разработка перспектив развития предприятий сферы услуг в условиях реализации функционального подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На сегодняшний день сфера услугодна из самых быстроразвивающихся отраслей экономики. Оценить ее потенциал можно на примере развитых стран, в большинстве которых увеличиваются объемы производства услуг и их доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается международная торговля услугами. Например, в странах Западной Европы в ней задействовано более 66% от общего числа занятых, в США — 73%, а в приросте новых рабочих мест на этот сектор приходится 80−90%. В настоящее время по оценкам Всемирного банка эта доля составляет около 68% мирового ВВП.

Тенденция трансформации структуры ВВП существует и в России. По г данным Федеральной службы государственной статистики, доля доходов от сферы услуг выросла с 32,6% в 1994 г. до 51,9% в 2008 г. Уровень развития сферы услуг является одним из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных общественных процессов, он отражает всю совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы.

Целью развития сферы услуг является непосредственное удовлетворение потребностей человека, поскольку сфера услуг функционирует в условиях совпадения производства и потребления. Именно сфера услуг и уровень ее развития отражают качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеустройства.

В силу социально-экономической роли в сфере услуг можно выделить услуги правового характера. Анализ динамики российского рынка услуг правового характера свидетельствует об увеличении спроса на эти услуги. Так, объем оказанных услуг правового характера увеличился с 2002 по 2008 г. в 3,5 раза и составил около 90 млрд руб. Рост рынка правовых услуг в России обусловлен, прежде всего, динамичным развитием российской экономики, в том числе значительным улучшением инвестиционного, климата, стабилизацией условий ведения бизнеса, формированием правового пространства. В среднем, рынок правовых услуг в России ежегодно увеличивается на 16%. Если на начальных этапах основной спрос на услуги правового характера формировали предприятия и организации, то в настоящее время правовыми услугами все чаще пользуются физические лица, что говорит о повышении правосознания граждан, желании защитить' свои интересы, воспользоваться льготами и т. п.

Вместе с тем, в структуре платных услуг населению услуги правового характера занимают весьма скромное место: 2,7% в 2004 г. и 2,8% в 2008 г., что обусловлено рядом причин, тормозящих развитие данной отрасли. Среди них можно выделить отсутствие действенного протекционизма в отрасли, коррупцию в органах власти, низкую правовую культуру общества.

Определенную проблему представляют нехватка квалифицированных кадров и отсутствие объективной информации о данном сегменте рынка.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется^ потребностью в теоретических исследованиях и методических разработках с целью применения эффективных подходов, обеспечивающих развитие услуг правового характера.

Степень разработанности проблемы. Изучением перспектив развития предприятий сферы услуг занимались отечественные и зарубежные ученые.

На наш взгляд, наибольший интерес представляют научные труды, следующих зарубежных ученых: Д. Белла, X. Ворачека, Ф. Котлера, К. г.

Лавлока, К. Хаксевера, а также отечественных ученых: Г. А. Аванесовой, Э. М. Агабабьяна, A.M. Бабич, А. О. Блинова, О. И. Васильчук, М. В. Виноградовой, О. М. Горелик, JI.C. Демидовой, Л. И. Ерохиной, В. В. Кулибановой, Д. И. Хлебович, Р. М. Шафиева.

Упоминание услуг правого характера как специфического вида сервиса имело место в работах следующих авторов: Д. Майстер, М. К. Скотта, Ю. Ойасало, Е. М. Берлина, H.A. Восколович, К. В. Кашниковой, Ю. А. Лукаша, Г. И. Маринко, В. Е. Николайчука, А. П. Пасадского.

Различные аспекты влияния факторов внешней среды на деятельность предприятий отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей, таких как М. Альберт, М. Х. Мэскон, — Е. В. Башмачникова, В. Д. Грибов, А. И. Клевлина, Б. Е. Попов и др.

Следует отметить, что не смотря на значительное количество работ, посвященных проблемам развития различных отраслей сферы услуг, услугц.

I. правового характера, их специфика, состав, особенности функционирования и перспективы развития с экономической точки зрения не нашли отражение в научных трудах. Это, в свою очередь, еще более актуализирует необходимость исследования проблем, связанных с разработкой перспектив развития предприятий, предоставляющих услуги правого характера, необходимостью использования современных подходов к разработке экономических механизмов развития правовых услуг, так как эффективное использование потенциала данной отрасли в трансформационной экономике в трансформационной экономике является условием социально-^ экономической стабильности общества. 1.

Целью диссертационного исследования является обоснование теоретических и методических положений и определение перспектив развития предприятий, оказывающих услуги правового характера, в условиях реализации функционального подхода.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

— раскрыть сущность и специфику услуг правового характера, а также систематизировать признаки их классификации- 5.

— изучить влияние факторов внешней среды на деятельность предприятий сферы услуг;

— выделить факторы, стабилизирующие развитие предприятий, оказывающих услуги правового характера;

— оценить специфику и проблемы функционирования предприятий сферы услуг в Самарском регионе;

— определить предпосылки привлечения внешних финансовых ресурсов для развития потенциала предприятий сферы услуг;

— установить необходимости формирования благоприятных условий для развития предприятии, оказывающих услуги правового характера;

— обосновать применение функционального подхода для эффективного развития предприятий, оказывающих услуги правового характерапредложить систему ресурсного обеспечения предприятий, оказывающих услуги правового характера, в рамках функционального подхода;

— разработать комплексную методику оценки эффективности системы ресурсного обеспечения предприятий, оказывающих услуги правового характерапостроить модель прогнозирования развития предприятий, предоставляющих правовые услуги." .

Объектом исследования выступают предприятия сферы услуг Самарской области, основным видом деятельности которых является предоставление услуг правового характера населению.

Предметом диссертационного исследования является совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе развития предприятий, оказывающих правовые услуги, с точки зрения функционального подхода.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. Для изучения рассматриваемой в работе проблемы были использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, системный подход, метод табличных группировок признаков, факторов, структурных элементов и показателей. Для определения перспектив развития предприятий, оказывающих услуги правового характера, применялся 8″ \ЮТ-анализ. Для разработки модели развития предприятий, оказывающих правовые услуги, применялись методы экономико-математического моделирования (корреляционный и регрессионный анализ). ?

При подготовке работы учитывались положения теории постиндустриального развития (Д. Белл), а также теоретические разработки, относящиеся к объекту и предмету исследования, содержащиеся в трудах российских ученых-экономистов: А. Г. Аванесовой, Э. М. Агабабьяна, М. В. Виноградовой, Л. С. Демидовой. Разработка перспектив развития сферы услуг в рамках данной работы опирается на функциональный подход, получивший наибольшее теоретическое и практическое значение в теории организаций (Э. Дюркгейм), и дальнейшее развитие как антропологический функционализм (Б. Малиновский, А.Р. Редклифф-Браун) и как структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). 1.

Эмпирической базой исследования послужили официальные материалы статистических органов, данных о динамике развития предприятия, оказывающие услуги правового характера, в Самарской области за 2004;2008 гг.

Научные результаты, выносимые на защиту.

— предложено авторское определение «услуга правового характера (правовая услуга)», позволяющее упорядочить их классификацию с различных позиций: как вида сервиса, как вида профессиональных услуг, как вида сервисного продукта для потребителей и как процесса производства' услугиопределение учитывает полезность данной услуги для потребителя, так как общим для разнообразных услуг данного вида является удовлетворение потребностей населения в защите своих прав, свобод и интересов и предупреждения их возможного нарушения;

— систематизирована и дополнена классификация факторов внешней среды, выделены новые классификационные признаки — по уровню воздействия (факторы макро-, мезои микросреды), по отношению к развитию предприятия (тормозящие, нейтральные и способствующие развитию), по изменчивости во времени (циклические, нарастающие й непредсказуемые) — на основе предложенной классификации определены факторы, способствующие стабилизации развития предприятий, оказывающих услуги правового характера, в современных условиях: научно-технический прогресс, поддержка государственных, региональных и муниципальных органов власти, прямое финансирование;

— обоснована необходимость привлечения внешних ресурсов для реализации потенциала услуг правового характера, позволяющая сформулировать особенности их предоставления с учетом долгосрочных рисковых финансовых ресурсов, которые отличаются от финансирования товарного производства в сокращении времени реализации проекта и объемов его финансирования, а также в перераспределении внешних финансовых ресурсов на стадиях жизненного цикла услуги;

— обоснован функциональный подход к разработке системы ресурсного обеспечения предприятий, предоставляющих услуги правового характера, преимуществами которого являются: снижение уровня неопределенности внешней среды, облегчение инновационного развития, оптимальное использование ресурсного потенциала;

— разработана комплексная методика оценки эффективности системы ресурсного обеспечения предприятий, предоставляющих услуги правового характера, базовыми положениями которой являются: анализ индивидуальных показателей эффективности работы каждого элемента системы, мониторинг эффективности работы системы в целом на основе относительных показателей, оценка влияния предложенной системы на экономику регионапостроена модель предоставления услуг, позволяющая прогнозировать их рост на предприятиях, оказывающих правовые услуги, отличающаяся возможностью учета влияния внешних стабилизирующих факторов (научно-технический прогресс, поддержка государственных, региональных и муниципальных органов власти, прямое финансирование) на развитие предприятий.

Научная новизна результатов исследования состоит в отражении научно-методических положений и практических рекомендаций по разработке перспектив развития предприятий, оказывающих услуги правового характера, в условиях применения функционального подхода:

— предложены авторское определение «услуга правового характера (правовая услуга)» и классификация услуг правового характера;

— систематизирована и дополнена классификация факторов внешней среды и определены факторы, способствующие стабилизации развития предприятий, оказывающих правовые услуги;

— выявлены особенности привлечения внешних финансовых ресурсов для развития правовых услуг, вытекающие из особой природы услуги как экономической категориипредложена система ресурсного обеспечения предприятий, оказывающих услуги правового характера, в рамках функционального подхода;

— разработана методика оценки эффективности системы ресурсного обеспечения предприятий, оказывающих услуги правового характера;

— построена модель прогнозирования развития правовых услуг.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности применения его выводов и обобщений при решении проблемы развития предприятий, оказывающих правовые услуги, в условиях применения функционального подхода. Научную ценность имеют обобщение и систематизация различных точек зрения на обозначенную проблему, которые могут быть использованы в преподавании дисциплин экономического цикла. Научно-теоретической и методической ценностью обладает система ресурсного обеспечения предприятий, предоставляющих услуги правового характера, в условиях реализации функционального подхода, отражающая целостность проблемы и основные ее элементы.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее основные методические положения и практические рекомендации могут быть использованы региональными органами власти в целях повышения эффективности функционирования предприятий, оказывающих правовые услуги в современных условиях.

Полученные в ходе исследования выводы и обобщения могут служить исходным материалом для дальнейших научных изысканий по обозначенной проблеме.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Проведенное исследование, выводы и предложения диссертации соответствуют следующим пунктам специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» в области «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг» Паспорта специальности ВАК «Экономические науки»: 15.105 — Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг- 15.117 — Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг.

Апробация и реализация результатов исследования. г.

Сформулированные в диссертации научно-теоретические и методические разработки, выводы и предложения апробированы, что подтверждается справками о внедрении. Основные теоретические и практические положения диссертации опубликованы в печати в виде научных статей, обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Управленческие аспекты учета и анализа в условиях стабилизации экономики» (Тольятти, 2007 г.), «Управление и экономика в современных системах» (Москва-Волгоград, 2008), «Управленческие аспекты учета и анализа в условиях мирового финансово-экономического кризиса». (Тольятти, 2008 г.), «Актуальные проблемы экономики и права в современных условиях» (Пятигорск, 2009).

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 10 печатных работ, (в том числе 3 статьи по списку ВАК Минобрнауки России), общим объемом 5,23 пл., личный вклад автора — 5,08 пл. г Р.

Структура (оглавление) диссертации. Диссертационная работа изложена на 160 страницах машинописного текста, включает 14 рисунков, 23 таблицы, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи факторов и элементов исследуемой проблемы и объекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, на основе проведенного исследования с учетом поставленных целей и задач, можно сделать следующие выводы.

Одной из основных черт, определяющих развитие экономики страны, являются роль и место, отводимое для сферы услуг в ее структуре. В мире сфера услуг представляет мощную и разнообразную систему, включающую в себя различные виды деятельности человека: бытовые услуги, услуги банков, физкультуру и спорт, гостиничные, туристические услуги, услуги здравоохранения, образования, транспорта и связи, торговля, страхование и т. д. По мере развития науки и техники сфера услуг постоянно развивается и расширяется за счет новых направлений человеческой деятельности.

В России сфера услуг получила в процессе рыночных преобразований экономики мощный импульс к ускорению своего развития, однако наметившиеся тенденции роста рынка услуг пока еще далеки от общемировых. Поэтому сфера услуг нуждается в поступательном реформировании и динамичном ускоряющемся развитии. Именно он^ I призвана сыграть решающую роль в процессе построения постиндустриального общества.

В сфере услуг в отдельную отрасль выделены правовые услуги, которые мало изучены в экономической литературе, но имеют значительный потенциал развития. Услугам правового характера присущи традиционные признаки нематериальности, неосязаемости, наразделимости производства и потребления, необходимость личных контактов поставщиков и потребителей услуг. Специфика правовых услуг заключается в том, что независимо от своего содержания, они всегда обладают определенной социальной г* значимостью. Характерной особенностью правовых услуг является их высокая дифференциация и быстрая реакция на потребность покупателей. Они значительно изменились за последнее время, расширившись от правового совета или устной консультации до полного самостоятельного решения всех юридических вопросов клиента без его непосредственного участия, поэтому, одной из привлекательных черт современного рынка I юридических услуг оказывается предоставление полного спектра юридических услуг.

Услуги правового характера мало изучены в экономической литературе, но имеют значительный потенциал развития, поэтому для разработки перспектив развития предприятий, оказывающих услуги правового характера, нами изучены их специфика и особенности. Это позволило предложить авторское определение термина «услуга правового характера (правовая услуга)», учитывающее полезность данной услуги для потребителя. В контексте предложенного определения нами упорядочена классификация услуг правового характера с различных позиций: как вида сервиса, как вида профессиональных услуг, как вида сервисного продукта для потребителей и как процесса производства услуги.

Для определения перспектив развития предприятий, оказывающих услуги правового характера, необходимо изучение современных условий функционирования этих предприятий и выявление факторов внешней среды, влияющих на их деятельность. Под внешней средой в рамках данного исследования понимается изменяющаяся во времени совокупность факторов, определяющая пространство вариантов для развития предприятий и организаций. Разнообразие состояний внешней среды и нарастание скорости их смены определяет предпосылки для уточнения классификации факторов внешней среды и обуславливает следующие классификационные признакипо уровню воздействия (факторы макро-, мезои микросреды), по отношению к развитию предприятия (тормозящие, нейтральные и способствующие развитию), по изменчивости во времени (циклические, нарастающие и непредсказуемые).

Разработка перспектив развития предприятий, оказывающих правовые услуги, требует анализа факторов внешней среды, влияющих на данную отрасль. В диссертационной работе предложена классификация факторов, в которой они структурированы по степени влияния на развитие предприятий, оказывающих правовые услуги. Кроме того, из предложенных факторов выделены те, которые в наибольшей степени способствуют развитию данной отрасли на сегодняшний день. Основным из них является фактор внедрений информационных технологий в процесс оказания правовой услуги, однако это не возможно без государственного регулирования процесса правовой информатизации и дополнительных финансовых ресурсов. Именно такая комбинация позволит раскрыть научно-технический потенциал, которым обладает сфера правовых услуг, обеспечить стабильное развитие данной отрасли в долгосрочной перспективе и положительно сказаться на правовой культуре общества в целом.

Анализ состояния и потенциала развития услуг правового характера в Самарской области позволил сформулировать их, характерные для данного региона:

— социальная значимость развития данной отрасли, обусловленная потребностью в квалифицированной правовой помощи всех групп населения;

— устойчивый рост спроса на правовые услуги в связи с развитием гражданского общества и правового государствапреобладание субъектов малого предпринимательства в сфере правовых услуг.

— недостаточное развитие рынка правовых услуг, особенно для территорий, удаленных от крупных городов;

Услуги правового характера имеют особенности, способствующие привлечению внешних венчурных ресурсов, поскольку позволяют сократить срок реализации венчурного проекта и оптимизировать расходы в процессе его осуществления. Следовательно, венчурный капитал может быть использован для реализации потенциала правовых услуг, как уникальный рыночный инструмент, способный значительно ускорить процессы внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в данную отрасль и обеспечить ее эффективное развитие.

Для оценки перспектив развития предприятий, оказывающих услуги правового характера населению, в работе использовался 8″ \ЮТ-анализ, так как этот метод позволяет определить взаимосвязь внешних факторов с имеющимся потенциалом данной отрасли. Результаты проведенного анализа позволили определить ориентиры стратегического развития услуг правового^ характера за счет внедрения информационных технологий на базе привлечения венчурных инвестиций с учетом ресурсного потенциала Самарского региона, а также основные факторы, ограничивающие использование имеющегося потенциала (тормозящие развитие). Среди факторов, тормозящих развитие предприятий, оказывающих правовые услуги, особенно необходимо отметить следующие: нехватка квалифицированных кадров, в том числе в области управленияневозможность проведения совместных исследований с другими предприятиями и научными организацияминехватка помещений оборудования.

Таким образом, перспективы развития правовых услуг рассматриваются нами в комплексном решении проблем предприятий данной отрасли с учетом имеющегося потенциала и ресурсных возможностей Самарского региона, с ориентацией на социально-экономические потребности населения.

Нами предложено использование функционального подхода для развития предприятий, оказывающих услуги правового характера населению, отправной точкой которого является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому.

Целями и преимуществами функционального подхода являются: снижение уровня неопределенности внешней среды для предприятий, оказывающих услуги правового характераоблегчение инновационного развитияоптимальное использование ресурсного потенциала региона. д.

Результат использования функционального подхода для развития предприятий, оказывающих услуги правового характера — это оптимальное проектирование организационной структуры, определение границ между объектами по принципу функциональных областей.

Идеальная система, обеспечивающая развитие предприятий, оказывающих правовые услуги населению в условиях реализации функционального подхода, должна соответствовать следующим критериям, быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатовобладать достаточной силой воздействиябыть достаточно простой для пониманияиспользовать систему социально-психологических мотивацийбыть адаптивнойстимулировать прогрессивное развитие. Главное требование, которое предъявляется к элементам системы, состоит в том, что они в совокупности должны содействовать формированию рыночной среды, обеспечивающей рост эффективности производства правовых услуг, сбалансированности их спроса и предложения, повышения качества предлагаемых услуг. В связи с этим, основной целью разработки системы, обеспечивающей развитие правовых услуг, является стабилизация работы этой отрасли за счет оптимальных функциональных связей, возникающих между элементами системы и уменьшающих неопределенность внешней среды.

Нами предложена система ресурсного обеспечения предприятий, оказывающих услуги правового характера населению, ориентированная на их особенности. В ее основу положено взаимное сотрудничество различных по своему профилю организаций, имеющих необходимые ресурсы и способныхг объединившись, стабилизировать развитие предприятий, оказывающих услуги правового характера, и уменьшить неопределенность внешней среды.

С точки зрения функционального подхода структурными элементами системы должны являться:

— информационный бизнес-центр, способствующий появлению новых и развитию существующих предприятий в сфере правовых услуг;

— ВУЗы и научно-исследовательские организации с их кадровым и научным потенциалом;

— венчурный фонд как основной источник финансовых ресурсов;

— региональные органы власти, торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, осуществляющие поддержку предприятий.

Описание алгоритма взаимодействия элементов системы с точки зрения концепции жизненного цикла услуги позволило уточнить функции всех ее элементов и проанализировать их поведение на каждом этапе.

Для оценки эффективности системы ресурсного обеспечения предприятий, предоставляющих услуги правового характера, предложена методика анализа, состоящая из трех этапов. Преимуществом данной методики является ее комплексность, обеспечивающая заинтересованных пользователей информацией различного уровня, и возможность координировать методы и формы развития предприятий, оказывающих услуги правового характера.

Перспективы развития предприятий, оказывающих правовые услуги, представлены экономико-математической моделью. Сущность данного V метода состоит в том, что объем оказанных правовых услуг представляется как функция факторов, характеризующих их развитие. Представленная модель позволяет прогнозировать объем оказанных услуг в зависимости от частных организационно-экономических механизмов, опосредующих влияние таких факторов, как использование информационных технологий, объем инвестиций в основной капитал и уровень государственной поддержки предприятий, оказывающих правовые услуги. Данный набор интегральных показателей, на взгляд автора, является необходимым к достаточным, так как позволяет синхронизировать основные факторы развития предприятий, оказывающих услуги правового характера, в пространственно-временном аспекте.

В заключение отметим, что разработанные в диссертации теоретические и практические рекомендации по обеспечению стабильного развития правовых услуг в перспективе позволяют не только совершенствовать отдельные направления деятельности, но и повысить эффективность функционирования конкретного предприятия. Таким образом, цель и задачи исследования получили свое логическое завершение в разработке модели прогнозирования развития правовых услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года (в редакции федер. конституционного закона от 21 июля 2007 № 5 — ФКЗ)
  2. Гражданский Кодекс РФ: Часть первая: федер. закон № 54 -ФЗ: принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. (в редакции от 6 декабря 2007 г. № 333 -ФЗ)
  3. Гражданский Кодекс РФ: Часть вторая: федер. закон № 14 -ФЗ: принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г. (в редакции от 6 декабря 2007 № 33^{ -ФЗ)
  4. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» № 63-Ф3: принят ГД РФ 26 апреля 2002 г. (в редакции от 03 декабря 2007 № 320-Ф3)
  5. Основы законодательства российской федерации о нотариате в РФ: утв. ВС РФ 11 февраля 1993 N 4462−1 (в редакции от 30 декабря 2008)
  6. ГОСТ 30 335–95 Услуги населению. Термины и определения: утвержден постановлением Госстандарта РФ от 12 марта 1996 г. № 164
  7. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002−93: утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163.
  8. Письмо Минюста РФ «О методических рекомендациях по лицензированию платных юридических услуг» от 27 декабря 1995 г. N 0917−176−95.
  9. Письмо Минюста РФ «О лицензировании платных юридических услуг» от 19 января 1998 г. N 09−27.
  10. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» от 29 сентября 1999 г. N 48.
  11. Международный стандарт ИСО 9004−2: 1991. Общее руководство качеством и элементами системы качества. 4.1, 2 / пер. с англ. Г. М. Цимбалист. Науч. Ред В. И. Галиева. М.: Всерос. науч.-исслед>, ин-т сертификации Госстандарта России, 1996.
  12. С.И. Управление инвестициями в основной капитал -М.: Экзамен, 2002. 544с. I
  13. Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 318с.
  14. Э. М. Особенности развития мировой экономики и международных экономических отношений в начале XXI века. Выпуск первый. Учебное пособие М.: ДА МИД России, 2007. — 116с.
  15. Т. А. Теория организации : учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 367 с.
  16. Т.Е. «Команда стройся!» или как сформировать департамент маркетинга в компании, занимающейся предоставлением профессиональных услуг // Маркетинг услуг. 2008. — № 4. -с. 284−290.
  17. Г. И. Основы управления предприятием : учеб. пособие для вузов / под ред. Г. И. Андреева, В. А. Тихомирова М.: Финансы и статистика, 2005. — 400 с.
  18. Ю.Н. Услуги как объект гражданских прав //* Современное право. 2006. — № 2. — с.77−81
  19. В.М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие М.: «Анкил», 2003.-360с.
  20. Н.С. Мировая экономика : Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 391с.
  21. , А. М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы: учеб. пособие / А. М. Бабич, Е. В. Егоров. Казань, 1996.-242 с.
  22. И.Т. Риск-менеджмент -М.: Финансы и статистика, 1996. — 186с.
  23. О.Н., Предводителева М. Д. Сфера услуг в мировой экономке: тенденции развития / О. Н. Балаева, М. Д. Предводителева // МЭ и МО. 2007. — № 3. — с.23−28.
  24. Е.В. Управление в сфере услуг: динамика нестабильной экономической среды: Спец. вып. «Экономика и управление организациями и регионами» / Е. В. Башмачникова // Известия Самар. науч. Центра РАН. 2006. — с. 43−49.
  25. Е.М. Законодательное регулирование качества правовых услуг// Право и экономика. 2002. № 5. — с. 18−24.
  26. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.- 158с.
  27. , А. О. Управленческий консалтинг корпоративныхг уорганизаций : учеб. для вузов / А. О. Блинов, Г. Н. Бутырин, Е. В. Добренькова — МГУ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 192 с.
  28. , JI. С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: учеб. пособие для экон. спец. вузов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 380 с.
  29. C.B. Опыт практического использования информации о внешней и внутренней среде организации / C.B. Валов, С. А. Власов // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2007. — № 6. -с.474−481.
  30. , М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса : учеб. пособие для вузов по спец. «Сервис» / М. В. Виноградова, 3. И. Панина. М.: Дашков и К, 2006. — 464 с.
  31. X. О. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1.
  32. H.A. Экономика платных услуг : Учеб. пособие для экон. спец., по направлению «Экономика» и спец. «Гос. и муницип. упр» / H.A. Восколович. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 398с.
  33. , Н. В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт.Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 239 с.
  34. Д. Привлечение капитала: Учебное пособие для вузов / Гарнер Дениеэл, Оуэн Роберт и др. Пер. с англ. Н. Павлов — М.: Джон Уайли энд Санд, 1995. 457 с.
  35. С. Особенности продуктовой концепции маркетинга в консалтинге // Маркетинг. 2007. — № 2. — с. 34−49.
  36. В.Д. Основы бизнеса : учеб. пособие по экон. спец./ В. Д. Грибов. М.: Финансы и статистика, 2005. — 159с.
  37. JI.C. Сфера услуг в России: трудный путь модернизации//МЭиМО. 2008. — № 2. — с.38−50.
  38. JI.C. Глобализация рынков услуг: динамика и основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. 2005. -№ 5.-с. 32−46.
  39. JI.C. Сфера услуг США: факторы ускорения динамики // МЭиМО. 2005. — № 12. — с.39−50.
  40. JT.C. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // МЭиМО. 1999. — № 2. — с.37−43.
  41. , С., Симкин, JI. Брэдли, Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. СПб.: Питер, 2001. -256 с.
  42. JI.H. Рынок рискового капитала: проблемыстановления и развития в России // Финансы и кредит. 2005. — № 1(16). -с. 19−26.
  43. С. Е.Анализ рискообразующих факторов в системе управления риска // Финансы и кредит. 2006. № 5 — с.8−13.
  44. Ибадова, ' Л. Т. Венчурное финансирование малого предпринимательства // Финансы и кредит. 2006. — № 4. — с. 49−55.
  45. Л.В., Воронцова В. А. Терминология венчурного финансирования. Учебное Пособие -М.: Академический проект, 2002. — 256с.
  46. А.Т., Фоломьев А. Н. Национальная система венчурного инвестирования/ А. Т. Каржаув, А. Н. Фоломьев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 239с.
  47. К.В. Срвис в России. Десятка самых популярных и востребованных услуг / К. В. Кашникова, A.B. Палагина. -М.: ГроссМедиа, 2008. 175с.
  48. С. Внешняя окружающая среда организации как фактор роста ее эффективности / С. Король, P.M. Хусейн // Проблему теории и практики управления. 2007. — № 5. — с.43−50.
  49. , Ф., Вонг, В. Сондерс, Д. Армстронг, Г. Основы маркетинга / пер. с англ. О. И. Медведь, В. В. Кулеба, С. В. Каденко — под ред. В. А. Кравченко, О. И. Медведь. М.: Изд. дом Вильяме, 2007. -1199 с.
  50. , Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. Т. Виноградова и др. — под общ. ред. Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 2001. 750 с.
  51. В.В. Маркетинг сервисных услуг : рук. nq повышению конкурентоспособности / В. В. Кулибанова. — СПб.: Вектор, 2006.- 179с. ч
  52. , К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии / пер. с англ. под ред. О. И. Медведь, Н. В. Шульпиной. М. Вильяме, 2005. — 997 с.
  53. Е. Стратегическое управление предприятием : внешние и внутренние факторы / Е. Лагунова // Проблемы теории и практики управления: международный журнал. — М., 2007. № 9. — с. 9098.
  54. Ю.А. Большой словарь-справочник профессионального бухгалтера / Ю. А. Лукаш. М.: Источник-Книга, 2003.- 1048с.
  55. Ю.А. Как оптимизировать расходы в целях развита^ бизнеса / Ю. А. Лукаш. Документ Microsoft Word — M.: ГроссМедиа, 2006.
  56. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: учебное пособие для вузов -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. 574с.
  57. Мак-Дональд, М. Сфера услуг. Полное пошаговое руководство по маркетинговому планированию / пер. с англ. А. Н. Назайкина — под ред. С. М. Кировой М. :-Эксмо, 2009. — 445 с.
  58. Г. И. Управленческий консалтинг : учеб. пособи^ для вузов по спец. «Политология» / Г. И. Маринко — МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: ИНФРА-М, 2005. -380с.
  59. К. Избранные произведения : в 3 т. Т. 2. / К. Марк, Ф. Энгельс- Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1980.-547с.
  60. Менеджмент в сфере услуг: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент в сфере услуг» / под ред. В. Э. Гордина, М. Д. Сущинской: Федеральное агентство по образованию — СПб.: Бизнес-Пресс, 2007. 271 с.
  61. М.Х. Основы менеджмента : пер. с англ. /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1999. — 800с.
  62. , В. А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. —М.: Финансы и статистика, 2004. 352с.
  63. В.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие/ В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршукова.- М.: ИНФРА-МД997. — 237с.
  64. В. Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис / В. Е. Николайчук. СПб.: Питер, 2005. — 604с.
  65. В.В. Научное обоснование политики предприятия как инструмент адаптации к изменениям внешней среды / В. В. Ноченко,
  66. A.Т. Бабко // Проблемы современной экономики. 2008. — № 2 (26). -с.131−134.
  67. Организационно-экономические инструменты функционирования и развития хозяйствующих субъектов сферы услуг: Монография / Л. И. Ерохина, О. И. Васильчук и др. — под ред. проф. Л. И. Ерохиной. Тольятти: Изд-во СГАУ 2009. — 479с.
  68. Основы теории управления: уч. пособие для вузов / под ред.
  69. B. Н. Парахиной, Л. У. Ушвицкого. — М.:Финансы и статистика, 2 004 558 с.
  70. М. Научились слушать // Эксперт Волга. 2009. -№ 14. — с.16−17.
  71. , Э. Риск нвестиционных проектов / пер. с пол. И. Д. Рудинского, Л. Г. Высоцкого -М.: Экономика, 2004. 269с.
  72. С.Б. Развитие организации в нестабильной внешней среде / С. Б. Папин // Российское предпринимательство. 2007. — № 6. -с.474−481.
  73. , Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. Документ Microsoft Word. — М.: Академ, проект, 2000.
  74. B.B. Рынок потребительских услуг / В. В. Пациорковский — РАН, Институт соц.-экон. проблем народонаселения. — М.: ИСЭПН РАН, 2006. 201с.
  75. .Е. Современный рынок в описании внешней среды организации: его важнейшие признаки и основы типизации // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 4. — с.97−120.
  76. А.П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. -М.: Финстатинформ, 1995. 176 с.
  77. А. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. М.- Издательство Высшей школы экономики, 1999. — 240с.
  78. , В. Ф. Структурно-функциональный подход к оценке эффективности внедрения инфрокоммуникационных технологий на предприятии // Экономика и математические методы. 2005. — № 4. -с.39−51.
  79. Производство потребление: перестройка механизма взаимодействия / Э. М. Агабабьян, И. Н. Пузин. — М.: Экономика, 1991. -239 с. '
  80. , Е. Г. Сфера услуг: планирование, проблемы, перспективы / под ред. И. М. Германа. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1988.-255 с.
  81. Россия в цифрах. Федеральная служба государственной статистики. М.: Росстат. — 2008. s
  82. , И. В. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / И. В. Рыжов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 2004. — 421с.
  83. А. Российский юридический рынок открыт для иностранных юрфирм Документ Microsoft Word. — http://blogi.rbc.ru
  84. А. Развитие конкуренции на рынке товаров и услуг в сфере малого предпринимательства // Маркетинг. — 2001. № 5(60). — с.81−86.
  85. Самарский статистический ежегодник. — Самара.: САМАРАСТАТ. 2008.
  86. В.Т. Риски финансового сектора Российской Федерации Практ. пособие -М.: Финстатинформ, 2001. 72с.
  87. , К. Б. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России / Монография. М.: Экономика, 2006. -270 с.
  88. Системный анализ в сфере сервиса: учеб. пособие / МГУС, ПТИС, Каф. «Информ. системы в экономике» — сост.: О. М. Горелик, С. Б. Волохин. Тольятти: б. и., 2000. — 48(138)с.
  89. М.К. Фирма профессиональных услуг. Руководство для менеджера по по максимизации прибыли и стоимости- пер. с англ. А. Калинин, М. орский. М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 250с.
  90. Словарь аудитора и бухгалтера / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, А. А. Ратковский М.: ИНФРА-М, 2003. — 640с.
  91. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. 4 изд. — М.: Эксмо, 2007. — 957с.
  92. Социально-экономическое положение Самарской области 2008. Самара.: САМАРАСТАТ. — 2009.
  93. Сфера услуг: маркетинг, учеб. пособие для вузов. М.: КноРус, 2007. — 235 с.
  94. Сфера услуг: менеджмент: учеб. пособие для вузов / под ред. Т. Д. Бурменко. М.: КноРус, 2007. — 416 с.
  95. Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития: в 4 т. / под ред. акад. Ю. П. Свириденко. Документ Microsoft Word M., 2000.
  96. Сфера услуг: экономика: учеб. пособие для вузов / под ред. Т. Д. Бурменко. М.: КноРус, 2008. — 322 с.
  97. В.В. Услуги современный подход. // Стандарты и качество. — 2006. — № 7. — с.84−86.
  98. , Т. Н. Сервисная деятельность : учеб. пособие для вузов по спец. «Соц.-культ, сервис и туризм». М.: Академия, 2008. -302 с.
  99. Л.И. Производительный труд и услуги. Вопросы, теории. Вильнюс: Минтис, 1973.
  100. , Л. Н. под ред. В. А. Швандара Риски в экономике: Учебное пособие для вузов -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -380с.
  101. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика / К. Хаксевер и др. — пер. с англ. Н. Левкина, О. Сергеева под ред. В. В. Кулибановой. 2-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2003. — 751 с.
  102. , Э. А. Риск-менеджмент учебник -М.: ТАНДЕ1УГ ЭКМОС, 1998.-288с.
  103. , И. 3. Стратегический менеджмент: учеб. для студентов вузов по спец. и направлению «Менеджмент». М.: Дело, 2005. — 257 с.
  104. П.А. Особенности учета финансовых рисков при прогнозе динамики развития хозяйствующего субъекта // Финансы и кредит. 2003. — № 14(128). — с.7−12.
  105. С.С. Социология организаций. Структурно-функциональный подход // www.polbu.ru
  106. , Н. В. Управление риском учеб. пособие для вузоь -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 239с.
  107. , В. А. Инвестиционные стратегии / под ред. М. И. Баканова. М.: Юнити Дана, 2003. — 158с.
  108. . Менеджмент в сервисной экономике: сущьность и содержание // Проблемы теории и практики управления. -2004.-№ 1.-с. 12−21.
  109. И.Н. Экономика предприятия: учеб. для вузов. — Мл-Дашков и К, 2007. -415 с.
  110. , А. С. Шапкин, В. А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций учебное для вузов по спец. «Матем. методы в экон.» -М.: Дашков и К, 2006. 879с.
  111. , А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций —М.:Дашков и К, 2006. — 543с.
  112. В.В. Юридические компании России: результаты первого исследования рынка / В. В. Ханферян // Аудитор. — 2007. № 12. -с. 15−25.
  113. , Д. И. Сфера услуг: маркетинг: учеб. пособие для вузов / Д. И. Хлебович — под ред. Т. Д. Бурменко. М.: КноРус, 2007. — 235 с.
  114. Экономика инновационной деятельности наукоемких предприятий: Учебник / A.A. Колобов, В. В. Кочетов, И. Н. Омельченко и др.- Под ред. A.A. Колобова, И. Н. Омельченко. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — 384 с.
  115. Экономика предприятия: уч. для вузов /под ред. В. М. Семенова. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 383с.
  116. Экономика предприятия: уч. пособие для вузов / В. П. Волков, А. И. Ильичев, В. И. Санкевич и др. М.: Новое знание, 2003. — 677с.
  117. Экономика фирмы: уч для эк. спец. / A.C. Арзямов и др. под ред. Н. П. Иващенко / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Экон. факультет. М.: ИНФРА-М, 2007. — 527с.
  118. Экономика фирмы и микростатистика: учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова и др. М.: Финансы и статистика, 2007. -384с.
  119. Е. Условия инновационного развития и необходимые институциональные изменения // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 7. — с.8−20.
  120. Bell D. The World and United States in 2013. N. Y., 1987. P.X.
  121. Berry, L. Services Marketing is Different. Business. — 1980. -30 (May-June). — Pp. 24−29.
  122. Lvelock C. Services Marketing. People, Technology, Strategy. New Jersey, 2001. «
  123. Radcliffe-Brown A.R. Structure and Function in Primitive Society. L., 1952. Ch. X.
  124. Malinowski B. A Scientific Theoiy of Culture. N.Y., 1960. P. 116−117.
  125. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. P. 20 -23.126. www.bsplan.ru127. www.gks.ru128. www. m-advokat.ru129. www.samarastat.ru130. www.worldbank.org
  126. Характеристика предприятий, оказывающих правовые услуги в г, Тольятти
  127. Наименование организации Организационно-правовая форма Вид деятельности Численность персонала / в том числе специалисты в области права Выручка от продажи услуг / в том числе населению (тыс. руб.)2006 2007 2008 2006 2007 2008
  128. Центр юридической консультации адвокатов Услуги адвокатов, юридические консультации 20/16 23/18 27/20 4389/2633 4892/3179 5128/3589
  129. ТЕРРА ООО Операции с недвижимостью и землей, юридические консультации 12/8 14/8 18/12 2765/829 3429/1372 4109/2012
  130. Фемида Центр ЗАО Юридические консультации 7/3 7/4 8/5 891/891 1017/1017 1135/1135
  131. Риэл-Сервис ООО Операции с недвижимостью, ипотека, юридические консультации 7/2 7/3 7/3 1320/984 1490/1033 1452/963
  132. Юридическая служба спасения ООО Юридические консультации 3/2 4/3 4/3 670/670 714/714 698/698
Заполнить форму текущей работой