Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление промышленным предприятием на основе процессного подхода к учету и анализу затрат на качество

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях наводнения российского рынка дешевыми и/или качественными товарами импортного производства, перед отечественными производителями особенно остро встает проблема выпуска продукции не только не уступающей зарубежным аналогам, но и имеющей доступную цену. В наибольшей степени достижению двух этих целей способствует перевод системы качества предприятия на требования процессного подхода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организация управления предприятием на основе учета и анализа данных по затратам на качество процессов
    • 1. Процессный подход
    • 2. Затраты на качество
  • Глава 2. Методология перехода предприятия на процессный подход и организации системы учета и анализа затрат на качество процессов
    • 1. Методологические аспекты перехода предприятия на процессный подход
    • 2. Методология учета и анализа затрат на качество процессов
  • Глава 3. Организация управления промышленным предприятием на основе учета и анализа данных по затратам на процесс на примере ОАО «РАТЕП»
    • 1. Расчет общих затрат на процесс по процессу «Закупки»
    • 2. Анализ общих затрат на процесс

Управление промышленным предприятием на основе процессного подхода к учету и анализу затрат на качество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период трансформации существовавшей ранее системы хозяйствования, развитие рыночных отношений привнесло определенные положительные изменения, к которым, в первую очередь, следует отнести устранение дефицита и рост ассортимента товаров. Однако реформы повлекли за собой и целый ряд негативных последствий, таких, как падение производства, разрушение межхозяйственных связей, усиление конкуренции, прееде всего, со стороны зарубежного производителя и т. д. В результате многие отечественные предприятия в сложившихся условиях оказались неспособными выпускать конкурентоспособную продукцию, отличительными признаками которой являются высокое качество и приемлемая цена.

В условиях наводнения российского рынка дешевыми и/или качественными товарами импортного производства, перед отечественными производителями особенно остро встает проблема выпуска продукции не только не уступающей зарубежным аналогам, но и имеющей доступную цену. В наибольшей степени достижению двух этих целей способствует перевод системы качества предприятия на требования процессного подхода, регламентированные последней версией стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000, когда все предприятие рассматривается как совокупность процессов, организованных по видам деятельности. Система учета и анализа затрат на качество позволяет выявить потери по каэдому процессу и устранить их причины, что приводит к снижению себестоимости продукции, а это, в свою очередь, дает возможность снижать цены, сохраняя при этом прежний объем прибыли. Поскольку качество продукции определяется качеством процессов ее производства, предусмотренный идеологией процессного подхода цикл постоянного улучшения процессов, позволяет каждый раз получать продукцию все более высокого качества.

В условиях жесткой конкуренции неразвитость подходов к управлению предприятием, обеспечивающих выпуск качественной и вместе с тем недорогой продукции, и предопределила актуальность выбора темы исследования.

Состояние изученности проблемы. Вопросу затрат на качество посвящено множество публикаций как у нас в стране, так и за рубежом. Однако в рамках процессного подхода проблема формирования системы учета и анализа затрат на качество, как инструмента оценки эффективности и управления предприятием, затрагивается не более, чем в двух десятках работ отечественных авторов. При формулировании принципиальных положений диссертации использовались работы таких ученых и специалистов в этой области как Адлер Ю. П., Версан В. Г., Граб В. П., Граб Т. В., Куликов Ю. А., Лапидус В. А., Новиков Д. Т., Рахлин К. М., Скрипко Л. Е., Хачатуров А. Е., Швец В. Е. и др. К сожалению, в большинстве своем авторы рассматривают проблему одноаспектно — только в теоретической плоскости.

В настоящее время вопросы организации на отечественных предприятиях систем учета и анализа затрат на качество, основанных на процессном подходе, еще недостаточно проработаны. Слабая изученность проблемы, на наш взгляд, связана с тем, что последняя версия международных стандартов серии ИСО 9000, посвященная процессному подходу, вышла только в июле 2000 года, а версия национальных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000 — менее года назад.

В диссертационной работе научно обоснованы методологические положения по управлению промышленным предприятием на основе процессного подхода к формированию системы учета и анализа затрат на качество.

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является формирование концептуальной модели повышения экономических результатов деятельности промышленного предприятия на основе процессного подхода к учету и анализу затрат на качество.

В соответствии с целью в диссертационной работе предстоит решить следующие задачи:

— доказать значимость затрат на качество процессов как действенного инструмента управления предприятием в сегодняшних условиях;

— изучить сложившиеся представления о затратах на качество;

— рассмотреть содержание процессного подхода;

— разработать процедуру перехода на процессный подход и реализовать ее на конкретном предприятии;

— разработать теоретические основы организации системы учета и анализа затрат на качество процессов и применить их на практике;

— на реальных данных показать процедуру расчета и анализа затрат на качество процессов;

— определить экономический эффект от внедрения на предприятии процессного подхода к учету и анализу затрат на качество.

Объект, предмет и методы исследования. Объектом исследования является множество всех процессов (видов деятельности) промышленного предприятия, рассматриваемых как отдельно, так и в комплексе. Предмет исследования данной диссертационной работы — закономерности формирования затрат на выявление и устранение любых отклонений характеристик процессов и системы от установленных и предполагаемых требований предприятия, потребителей и других заинтересованных сторон, а также затраты на поддержание и повышение достигнутого уровня качества процессов и системы.

Источниками информации в проводимом исследовании послужили данные бухгалтерского учета и другой внутренней отчетности предприятия, содержащей информацию о характеристиках процессов и системы. Использована информация, полученная на научно-практических семинарах и конференциях, из средств массовой информации и специализированной литературы.

В ходе научной работы в качестве инструмента для добывания фактического материала выступали такие общенаучные методы исследования как моделирование, абстрагирование, анализ, синтез и др., а также специальные экономические методы — экономико-математическое моделирование, группировка, сравнительный анализ, графический и другие методы сбора и обработки информации.

Построение модели процессов предприятия проводилось согласно IDEF0-методологии функционального моделирования. Модель оценки и анализа текущего состояния процессов и системы строилась на основе моделей затрат COC-CONC и PAF. В качестве механизма постоянного совершенствования процессов использовался цикл улучшения Шухарта-Деминга PDCA.

Научная новизна работы заключается в подходе к управлению предприятием на основе учета и анализа затрат на качество процессов. Основные элементы научной новизны состоят в следующем:

— предложен практический подход к организации построения процессной модели предприятия;

— создана классификация затрат на качество, отвечающая требованиям процессного подхода;

— разработана процедура сбора и обработки данных по затратам на качество процессов;

— разработана методология анализа процессов и системы;

— разработана методология оценки экономической эффективности мероприятий по улучшению процессов и системы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и предложения доведены до научно-практических рекомендаций по организации системы учета и анализа затрат на качество процессов и по использованию ее результатов в управлении промышленным предприятием, и нашли практическое применение на крупном радиотехническом заводе Московской области. Разработанные рекомендации способствуют устойчивому и эффективному функционированию промышленного предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Практическая реализация предложений по управлению затратами на качество процессов поможет выявить и минимизировать потери по основным видам деятельности предприятия, что позволит не только увеличить его прибыль и конкурентоспособность, но и обеспечит население более качественной продукцией по меньшей цене.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на IV международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права», проходившей с 1 по 6 октября 2001 г. в Сочи [5, 8] и на Второй межвузовской конференции «Государственное регулирование экономики и проблемы налогообложения», состоявшейся 29 марта 2002 г. в Москве [7].

По результатам исследования опубликовано девять научных работ общим объемом 5,23 п.л.

Обоснованность результатов научного исследования подтверждается внедрением авторских методик в практику хозяйствования крупного радиотехнического завода ОАО «РАТЕП». Научные разработки автора легли в основу создания новой системы качества предприятия, основанной на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001−2001 — требованиях процессного подхода, и применялись, прежде всего, при построении функциональной модели процессов и создании системы оценки их экономической эффективности, результаты которой, в настоящее время, используются руководством для принятия обоснованных управленческих решений.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 85 наименований, пяти приложенийсодержит 20 таблиц, 26 рисунков.

Заключение

.

В ходе проведения диссертационного исследования были получены следующие результаты:

1. Предложен практический подход к организации построения процессной модели предприятия.

2. Создана классификация затрат на качество, отвечающая требованиям процессного подхода.

3. Разработана процедура сбора и обработки данных по затратам на качество процессов;

4. Предложена методология анализа процессов и системы;

5. Разработанные автором методологические подходы были внедрены в практику хозяйствования ОАО «РАТЕП» — крупного радиотехнического завода Московской области. Они послужили основой для создания новой Системы качества предприятия, отвечающей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2001. В результате за период с сентября 2001 по март 2002 года, только по процессу «Закупки» был получен экономический эффект в размере 182 тыс. руб., а потенциально возможная экономия составила 337 тыс. руб.

В заключение, хотелось бы еще раз отметить, что использование системы учета и анализа затрат на качество процессов (видов деятельности) позволяет руководителю каждого подразделения принять непосредственное участие в экономических процессах деятельности предприятия. Кроме того, обеспечивается оперативный контроль за используемыми ресурсами, появляется реальная возможность выявления неэффективных видов деятельности, снижения и оптимизации затрат на качество без ущерба самому качеству, а также возможность оценки инвестиций в качество и их эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П., Щепетова С. Е. Бюджетные системы инструмент управления качеством http://www. bizoffice. ru/index.phtml?id= 169
  2. Ю.П., Щепетова С. Е. Нужна ли нам «система экономики качества»? Неужели да? // Стандарты и качество. 2001. — № 12.
  3. Арманд Фейгенбаум. // Стандарты и качество. -1999. № 10.
  4. Д.Н., Гребнев Е. Т. Методика анализа и предупреждения возникновения возвратов на промышленном предприятии // Проблемы экономической теории и практики на современном этапе развития. Выпуск 3 // Сборник научных трудов. М. МГАПИ, 2000. — 204с.
  5. Д.Н., Гребнев Е. Т. Моделирование оптимизации лабораторного анализа закупок // Проблемы экономической теории и практики на современном этапе развития. Выпуск 3 // Сборник научных трудов. М.:МГАПИ, 2000. — 204с.
  6. Д.Н., Коринец Ю. А. Методы государственного воздействия на рынок // Государственное регулирование экономики и проблемы налогообложения. Труды второй межвузовской конференции. М.: ВГНА МНС РФ, 2002.
  7. Д. Н., Пискунова НА Процессный подход к управлению предприятием // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права. Труды IV международной научно-практической конференции. Часть I. М. МГАПИ, 2001. — 269с.
  8. Д.Н. Процессный подход: deja vu? // Проблемы экономической теории и практики на современном этапе развития. Выпуск 4 // Сборник научных трудов. М.:МГАПИ, 2002.
  9. Д. П., Попова Т. Д. Учет в системе управления качеством. // Бухгалтерский учет. 1978. — № 9.
  10. Британский стандарт BS 6143:1990, «Руководство по экономике качества». Часть 2. Модель предупреедения, оценки и отказов. / Перевод с англ. М.: НТК «Трек», 1998.
  11. Британский стандарт BS 6143:1992, «Руководство по экономике качества». Часть 1. Модель затрат на процесс. / Перевод с англ. М.: НТК «Трек», 1999.
  12. В.А., Скрипко Л. Е. Основные направления совершенствования системы качества на ЗАО ТФ «Купавна» // Стандарты и качество. 2000. — № 5.
  13. В.Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии: стратегия введения в действие // Стандарты и качество. 2001. — № 12.
  14. А.В., Марцынковский О. А., Шеханов Ю. Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход II Методы менеджмента качества. 2001. — № 2.
  15. В. Н., Пермонд X. М. Организация контроля качества за рубежом. М.: Экономика, 1969. — 190с.
  16. Л.П. Совершенствование учета затрат на обеспечение качества продукции. Вильнюс: Автореферат на соиск. уч. степени канд. экон. наук. -1987. — 22с.
  17. ГОСТ РВ 15.002−2000. СРПП ВТ. Требования к системам качества предприятий, выпускающих оборонную продукцию
  18. ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
  19. ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Требования
  20. Государственная аттестация качества продукции за рубежом. М.: Изд-во стандартов, 1972. — 112с.
  21. В.П., Граб Т. В. Учет и анализ затрат на качество на предприятии ГУП НПЦ «СПУРТ» II Вестник Военного Регистра. 2001. — № 7.
  22. А. Н. Затраты на качество: история развития и основные подходы II Материалы конференции «МС ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход)», Нижний Новгород, 22−24 мая 2001 г. http://prioritet.tripod.com
  23. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. — 497с.
  24. Д. Два века качества // «European Quality», vol.6, No2, April 1999, p.4
  25. К. Учёт затрат методом стандарт-костс. М.: НИТИ, 1998.
  26. Затраты на качество или стоимость плохого качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 9,1998. М.: НТК «Трек», 1999.
  27. В., Попова Т. Применение ARIS TOOLSET для сертификации по стандартам ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. 2000. — № 7.
  28. ИСО/ПМС 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. / Перевод с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000.
  29. ИСО/ПМС 9004:2000. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности. / Перевод с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000.
  30. ИСО/ПСК 2 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основы и словарь. / Перевод с англ. М.: ВНИИС, 1999.
  31. ИСО/ТО 10 014 Руководящие принципы управления экономикой качества. / Перевод с англ. М.: НТК «Трек», 2000.
  32. Е.М., Демиденко Д. С. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции, их классификация // Стандарты и качество. -1977. № 8.
  33. Е.М., Демиденко Д. С., Шкловский В. М. Затраты на повышение качества продукции на машиностроительных предприятиях. -Л.: ЛДНТП, 1979.
  34. Г., Страттон А., Хелблинг Дж. Учебник по методологии функционального учёта затрат. Activity-based costing. М.: ВИП Анатех, 2000.
  35. П.А. Структура затрат на обеспечение качества продукции и услуг в компаниях стран с развитой рыночной экономикой // Методы менеджмента качества. 2001. — № 10.
  36. Н.В., Родников Е. К. Автоматизация управления качеством продукции на предприятии. Л.: Машиностроение. -1980. — 207с.
  37. Т. МС ИСО 9000 перспективы и опасности // Материалы конференции «МС ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход)», Н. Новгород, 22−24 мая 2001 г. http.7/prioritet.tripod.com39.
Заполнить форму текущей работой