Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интеграционное образовательное пространство как фактор развития творческой деятельности учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения основных положений диссертации на заседаниях научно-исследовательской лаборатории по проблемам высшей школы при ИГПУ, заседаниях кафедры всеобщей истории филиала ИГПУ в г. Усть-Илимске (2002;2006 гг.), на региональных научно-практических конференциях «Инновационные процессы в образовании северных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы исследования творческого компонента деятельности учащегося в условиях педагогической интеграции
    • 1. 1. Теоретические аспекты проблемы творчества в учебной деятельности
    • 1. 2. Интеграция как свойство творчества и возможности ее использования в практике школьного образования
    • 1. 3. Особенности творческой- деятельности учащихся в условиях интеграции образовательного пространства
    • 1. 4. Выводы по I главе'.".'
  • ГЛАВА II. Экспериментальная работа по активизации творческой деятельности учащихся ' в условиях интеграционного пространства.¦
    • 2. 1. Анализ ' состояния готовности ¦ учащихся к творческой деятельности
    • 2. 2. Разработка и реализация модели интеграционного образовательного пространства
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по организации творческой деятельности учащихся в условиях интеграционного образовательного пространства."
    • 2. 4. Выводы по II главе

Интеграционное образовательное пространство как фактор развития творческой деятельности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Смена приоритетов государственной и социальной политики привела к теоретической и практической переориентации школ на новые цели обучения и воспитания подрастающего поколения. Востребованность обществом грамотных выпускников была всегда, но сегодня перед школой стоит задача в подготовке творческих, способных к преобразовательной деятельности молодых людей. Закон РФ «Об образовании» (ст.14) выдвигает общие требования к содержанию образования, которое должно обеспечивать самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.

В этом же направлении ориентирует школу и Концепция модернизации российского образования. Приоритетными направлениями в обучении должно стать не только усвоение определенной суммы знаний, но и развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Самостоятельность, предприимчивость, индивидуальность и умение работать в команде, проявление творчества — данные характеристики являются современными ключевыми компетенциями.

Творческий тип мышления накладывает отпечаток на общее мировоззрение человека, влияет на его культурный уровень, способствует развитию личности и общества.

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме творчества, основная часть исследований все еще направлена на изучение специфики самого феномена, его стадий и свойств, механизма существования, предрасполагающих условий и факторов для воплощения творчества. С нашей точки зрения, данный подход оправдан, т.к. философское понимание творчества вносит фундаментальное основание для использования его в качестве универсального педагогического средства. Знание психических процессов позволяет оптимизировать учебную деятельность, направленную на реализацию творческого потенциала личности учащихся.

К настоящему времени глубоко изучены теоретические основы феномена творчества и творческой деятельности, определены и разработаны комплексные программы по развитию творческого мышления: на начальной ступени обучениядля одаренных детейв рамках конкретного вида творчества (обычно — искусства). В меньшей степени представлены работы для среднего звена общеобразовательных учебных учреждений. Более того, на этой ступени упор в обучении традиционно делается на рационально-аналитическое мышление, в результате чего происходит невольное «отуче-ние» учащихся от творческого способа познания мира и наук. В образовательном процессе следует рассматривать творческую деятельность учащихся как высшую степень проявления сознательного субъектного отношения к присвоению и трансформации учебной информации. Недостаток внимания к проявлению субъектности к изучаемому материалу ведет к отторжению от знаний, приучает мыслить готовыми штампами и формулами.

Связывая творчество с комбинаторными способностями познавательной сферы, такие исследователи как А. Н. Аверьянов, В. И. Андреев, А.Г. Асмо-лов, B.C. Леднев, И. Я. Лернер и др. ставят задачу поиска оптимального пути для их реализации. Особую значимость в связи с этим приобретают идеи интеграции в образовании.

Известно, что механизм интеграции заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Интеграция знаний становится необходимым условием для овладения и эффективного использования новой информации, как научной, так и учебной. Этот путь в педагогике ведет либо к появлению новых учебных предметов («Политическая история», «Социальная экономика» и др.), либо к объединению предметов в интеграционные курсы, например, «Мир человека», «Естествознание» и т. п., что ведет к увеличению учебных часов в расписании. Связывая творчество с комбинаторными способностями познавательной сферы, встает задача поиска оптимального пути для их реализации.

Анализ ситуации показывает, что интеграция как общенаучное и педагогическое явление, несмотря на большое количество работ, посвященных этой проблеме, изучена недостаточно. Необходимость объединения предметов, связанных имплицитно, в педагогической практике реализовывалась на протяжении XX века в виде межпредметных и межкурсовых связей, в разработке интегрированных курсов и уроков. Обращение к идеям интеграции в современном образовании позволяет шире взглянуть на данное дидактическое явление, задействуя его для организации познавательной деятельности. Существующий государственный учебный план, несмотря на его деление на инвариантный и вариативный компонент, в основе своей сохраняет предметное образование, исходя из отождествления понятий «учебный предмет» и «основы наук». Такой подход не раскрывает в полной мере познавательные возможности учащихся, исключая возможность самостоятельного соединения разнопредметных знаний в единую образовательную область.

Кроме того, разработанные модели межпредметной интеграции отводят главную роль в интегрировании знаний учителю. Для ученика остается невидимым интеграционный механизм получения новых знаний, для него предъявляемая учителем информация служит очередной «порцией» материала, необходимого для запоминания и усвоения. Вместе с тем, именно разработанность проблемы педагогической интеграции позволяет перевести интеграцию с педагогического на ученический уровень, в рамках которого ученик может пройти путь интеграции знаний самостоятельно. Педагогической задачей становится в этой связи организация такого образовательного пространства, в котором активность педагога уступает место активности учащегося, а результатом интеграции знаний и умений школьников выступает творческий продукт.

Следовательно, проблема теоретической разработки и практической реализации механизмов интеграции является актуальной в современных педагогических исследованиях. Значимость исследованию придает целенаправленность использования интеграции в образовательном процессе. Активизируя мыслительную деятельность, проявляя интеллектуальное творчество, оно может стать ведущим ресурсом в усвоении и присвоении учебной информации.

Таким образом, выбор темы исследования обусловлен сложившимися противоречиями между:

— социальной потребностью в выпускниках школы, способных к творческой деятельности, и существующей традиционной системой образования, не обеспечивающей данную потребность;

— широкими возможностями гуманитарного образования в становлении творческих способностей школьников и несистематизированными теоретическими представлениями в педагогической науке о творческой деятельности учащегося по присвоению учебного материала;

— необходимостью формирования целостного мировосприятия учащимися и разрозненным предметным преподаванием школьных дисциплин.

На этой основе нами сформулирована проблема исследования: как должно быть организовано образовательное пространство, чтобы способствовать активизации творческой учебной деятельности учащихся?

Учитывая социальную и личностную значимость разрешения указанных выше противоречий, в качестве специального вопроса для исследования мы избрали следующую тему: «Интеграционное образовательное пространство как фактор развития творческой деятельности учащихся».

Цель исследования состоит в теоретической разработке, практическом обосновании и реализации модели интеграционного образовательного пространства (на примере предметов гуманитарного и эстетического циклов) как фактора развития творческой деятельности учащихся.

Объект исследования: творческая деятельность учащихся в образовательном процессе.

Предмет исследования: структура и содержание интеграционного образовательного пространства как фактора развития творческой деятельности учащихся.

В основу исследования положена следующая гипотеза: • Интеграционное образовательное пространство понимаемое нами как целостная межи надпредметная образовательная среда, центром которой является ученик, способно выступить значимым фактором развития творческой деятельности учащихся, если:

— в процессе обучения осуществляется развитие мотивации творческой деятельности, способствующей становлению внутренней позиции ученика как субъекта учения;

— образовательное пространство будет формироваться на базе имплицитно связанных предметов, а его расширение будет происходить за счет объединяющих усилий педагогов, учащихся и родителей, что активизирует творческую деятельность учащихся;

— побудительной силой для активизации творческой деятельности школьников выступит содержание предметов гуманитарного и эстетического циклов, освоение которого будет способствовать развитию личностно-смысловой сферы учащихся;

— стимулировать усвоение учащимися содержания гуманитарных знаний и личное к ним отношение посредством целенаправленно организуемой творческой деятельности.

Цель и гипотеза исследования определили следующие его задачи:

1) дать теоретический анализ феномена ученической творческой деятельности, как осознанной деятельности школьника, направленной на усвоение и преобразование предметных знаний, умений и навыков;

2) определить пути и способы построения интеграционного образовательного пространства;

3) в экспериментальной работе выявить влияние созданного интеграционного образовательного пространства на характер творческой деятельности учащихся;

4) разработать рекомендации для преподавателей по развитию творческой деятельности учащихся в процессе интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов.

Методологической основой исследования явились:

— идеи русских философов и философов-экзистенциалистов о свободе как основном требовании времени, о свободном самовыражении как необходимости для полноценного развития человека (Г.С. Батшцев, М. М. Бахтин, H.A. Бердяев, Э. В. Ильенков, М. Мамардашвили, Ж. П. Сартр, C.JI. Франк, М. Хайдеггер, К. Ясперс);

— идеи психологов-гуманистов о самореализации личности, детерминированной изнутри (А.Г. Маслоу, K.P. Роджерс);

— идеи культурно-исторической психологии об обретении человеком опыта творческой самореализации, обусловленной социо-культурными факторами (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д.Б. Эльконин);

— положения диалектической логики о соотношении общего, единичного и особенного, положения диалектики о всеобщей связи всех процессов и явлений, о единстве мира;

— идеи продуктивного обучения (И. Бем, Й. Шнайдер, A.B. Хуторской);

— идеи интеграции в образовании (В.В. Давыдов, А. Я. Данилюк, B.C.

Леднев, В. И. Максимова, М. И. Махмутов, Т. Фоменко).

Опираясь на выбранную методологию, мы использовали следующий комплекс методов исследования.

Метод теоретического анализа и синтеза работ отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов, касающихся в том или ином отношении темы исследования. Этот метод позволил сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему, выявить положения, ставшие основой экспериментальной работы.

Обсервационные методы (знакомство со школьным опытом по проблеме исследования). Эмпирические методы (беседа, анкетирование), позволившие получить количественные данные о способности к продуктивной творческой деятельности учащихся общеобразовательной школы в условиях интеграционного образовательного пространства.

Методы математической статистики, применяемые для обработки полученных в исследовании данных, для вычисления зависимости между созданным интеграционным образовательным пространством и способностью к творческой продуктивной деятельности учащихся.

Педагогический эксперимент, который помог проверить влияние включения учащихся в созидательную творческую деятельность в условиях интеграции предметов гуманитарного цикла.

Базой исследования явились 5-е — 9-е классы МОУ «Средняя школа № 7 г. Усть-Илимска Иркутской области». На разных этапах эксперимента участвовало 320 учащихся, 23 родителя и творческая группа учителей-предметников и педагогов школы составом из 12 человек.

Исследование проводилось в период 2000;2008 гг. и включало в себя три этапа.

Первый этап (2000 — 2002 гг.) был посвящен изучению и анализу имеющейся литературы по исследуемой проблеме, опыта работы преподавателей. На основе данных констатирующего эксперимента был проведен анализ состояния готовности учащихся к продуктивной творческой деятельности в условиях интеграционного образовательного пространства. Полученный материал позволил выдвинуть общую гипотезу исследования, наметить программу её экспериментальной проверки, определить цель и задачи, объект и предмет исследования.

Второй этап (2002 — 2005 гг.) был преимущественно экспериментальным. Формирующий эксперимент сопровождался коррекцией, последующим анализом полученных результатов и их обобщением.

Третий этап (2005;2008 гг.) включал в себя обработку и анализ результатов эксперимента, уточнение теоретических положений, разработку и вне 10. дрение практических рекомендаций, полученных в ходе исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: уточнено содержание понятий «ученическая творческая деятельность» и «интеграционное образовательное пространство»;

— разработана модель интеграционного образовательного пространства учащегося;

— определены условия взаимодействия образовательного пространства (как направления, заданного учащимся) и образовательной среды (как внешнего педагогического и окружающего воздействия);

— выявлено, теоретически обосновано и экспериментальным путем проверено воздействие дидактосферы, включающей синхронно-параллельное изучение предметов гуманитарного и эстетического цикла, блочно-модульное тематическое планирование, рейтинговую систему успеваемости, взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, организацию межличностных контактов, на построение интеграционного образовательного пространства,.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

— систематизированы теоретические основы и выделены методологические подходы к осмыслению феномена ученической творческой деятельности, сложившиеся в отечественной и зарубежной педагогике и психологии;

— выявлены особенности творческой деятельности учащегося в условиях интеграционного образовательного пространства;

— выделены компоненты интеграционного образовательного пространства (личностный, социальный, педагогический), обосновано их взаимодействие;

— доказано, что успешность в выстраивании учащимся собственного интеграционного образовательного пространства обеспечивает повышение уровня его творческой учебной деятельности.

Практическая значимость исследования заключена в разработке дидактического инструментария, позволяющего осуществить межпредметную интеграцию в школьной практике средствами предметов гуманитарного и эстетического цикловразработаны примерные учебные программы синхронно-параллельного изучения предметов гуманитарного и эстетического циклов с 5-го по 9-й класс общеобразовательной школы, систематизированы творческие задания.

Полученные результаты могут служить основой организации и внедрения данной системы гуманитарного образования, применяться в сфере подготовки педагогических кадров, переподготовки и квалификации учителей, использоваться для обновления содержания учебных курсов по педагогическим наукам.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ученическая творческая деятельность — это совокупность проявлений личности, отражающих процесс усвоения образовательной информации, в которых раскрывается внутреннее «я» ученика (его мироощущение, мировоззрение, личностные особенности), а результатом является индивидуальный творческий продукт (творение).

2. Значимым фактором развития творческой деятельности учащегося выступает интеграционное образовательное пространство, которое включает в себя личностный, социальный и педагогический компоненты и способы взаимодействия между ними, обеспечивающие переход интеграции на ученический уровень, где процесс объединения содержания разнопредметных знаний принадлежит самому учащемуся.

3. Расширение образовательного пространства возможно за счет упорядочивания содержания учебных предметов, связанных имплицитно. 12.

4. Модель интеграционного образовательного пространства, построенная на принципах историзма и антропоцентризма, обеспечивает понимание учащимися общего исторического процесса, обогащает их знания о человеческой цивилизации, содействует включению гуманитарного знания в личност-но-смысловую сферу учащихся, способствует становлению творческого компонента личности.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается выбором адекватной поставленным цели и задачам методологии исследованияиспользованием системного подхода, теоретических положений из других наук (философии, психологии, эвристики, культурологии), что соответствует характеру исследовательской проблемынепосредственным внедрением теоретических результатов в инновационной педагогической практикесозданием новых учебных программсовершенствованием приемов обучения истории в средних классах общеобразовательной школы.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения основных положений диссертации на заседаниях научно-исследовательской лаборатории по проблемам высшей школы при ИГПУ, заседаниях кафедры всеобщей истории филиала ИГПУ в г. Усть-Илимске (2002;2006 гг.), на региональных научно-практических конференциях «Инновационные процессы в образовании северных регионов Иркутской области» (г. Усть-Илимск, 2002 г.), «Система непрерывного образования: проблемы и перспективы развития» (г.Усть-Илимск, 2005 г.), «Школа и вуз: проблемы взаимодействия» (2007г.), Общероссийских научно-практических конференциях по проблемам гуманизации современного образования (г.Иркутск, 2005, 2006, 2007 г.), III Международной научно-практической конференции «Философия образования: история и современность» (г.Пенза, 2007 г.). Результаты проведенной исследовательской работы были апробированы при личном участии автора (на всех этапах эксперимента) в рамках целостного педагогического процесса в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Усть-Илимска Иркутской области.

Программа синхронно-параллельного изучения предметов гуманитарного и эстетического циклов прошла экспертизу в городском управлении образования (г. Усть — Илимск Иркутской области). Результаты эксперимента были представлены на региональном байкальском семинаре «Культурно-образовательные инициативы как средство развития города» (2003 г.), внедрены в учебный процесс филиала Иркутского государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске, издано методическое пособие для учителей и студентов по организации творческих работ для учащихся. Методическая часть исследования была отмечена дипломом III степени на 1-м Общероссийском конкурсе «Современный урок». Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 10-ти публикациях автора, в том числе в научно-методическом издании «Сибирский педагогический журнал», 2007 г. (издание включено в список ведущих рецензируемых журналов, рекомендованных ВАК РФ).

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основной текст сопровождается 11 таблицами и 6 рисунками.

Выводы по главе II.

Обобщая результаты экспериментального исследования проблемы влияния интеграционного образовательного пространства на творческую деятельность учащихся, базирующейся на анализе состояния образова.

• I тельного процесса можно прийти к следующим выводам.

Эмпирическое исследование показало, что творчество учащихся при влекается в современном образовании как дидактический прием, но оно не является систематическим и не выступает средством интегрирования разноплановых знаний, его возможности в практике обучения школьников среднего звена не используются в полной мере. Связывая творческую деятельность учащихся с проявлением субъектности в учебном процессе, на творчество можно возлагать большие надежды, широко используя его ресурсные возможности. Констатирующий эксперимент выявил готовность учащихся проявлять субъектность в традиционной системе обучения.

Экспериментальное исследование было связано с организацией интеграционного образовательного пространства в общеобразовательной школе. Мы постарались проследить на практике влияние интеграционного образовательного пространства на активизацию творческой деятельности.

Способствует ли организованный эксперимент гармонизации образовательной среды, созданной педагогами, и образовательного пространства, задаваемого учащимся? Полученные в экспериментальной работе эмпирические данные позволяют утверждать о существовании зависимости между созданным интеграционным образовательным пространством и развитием творческой деятельности учащихся.

Экспериментальная работа позволила показать целесообразность созданной модели по организации творческой деятельности учащихся, в основе которой лежит идея проявления свободы субъекта, предполагающая его самораскрытие в образовательном процессе. Апробированная модель интеграционного образовательного пространства не противоречит современному уровню образования. Она экономна, не требует финансовых затрат на организацию новых предметов в расписаниине меняет школьного расписанияне нарушает стандарты по предметам. Творческая деятельность вызывает определенное напряжение, которое должно сниматься специально созданными педагогическими условиями и соблюдением определенных правил ее организации.

Заключение

.

В современном мире творчество становится активным фактором труда и всей человеческой жизни. В современном обществе мерилом производимого богатства и учетом профессионализма становится степень творчества, степень развития и применения человеческих способностей, знаний, науки. Как видим, творчество является не просто проблемой гносеологии, оно неразрывно связано с судьбами цивилизации, со смыслом человеческой истории. Общеобразовательная школа, вкладывая основы наук в сознание I учащихся, старается шире использовать творчество в учебном процессе, ' 1 пытается находить оптимальные методы и приемы применения этого уникального средства'. 1 '' 11' '.

Теоретический анализ’феномена творческой деятельности выявил его специфические особенности, отличающие его от других видов человеческой деятельности. Свои отличия имеет и ученическая творческая деятельность, как деятельность, направленная на освоение и творческую переработку содержания образования. Выстраивая в современном образовании «субъект — субъектные» связи, за учеником дблжно в деятельности закрепляться право на выражение субъектности. Это право может реализоваться через творческую ученическую' деятельность. Субъективно и эмоционально окрашенная, она является продуктом интеллектуального замысла и воображения. Диагностирование на предмет субъектности современного школьника в традиционной парадигме образования, пришли к выводу о готовности ее проявления.'- 1 «» «' 1.

Исследовав такие 'характеристики творчества как способность к комбинаторике, объединению информации и способов деятельности, мы пришли к обоснованию педагогической интеграции.

Школьное образование искусственно сохраняет деление предметов на логические и творческие, что" противоречит естественному развитию и потребностям ребенка. Создавинтеграционное пространство, можно избежать этого, рассматривая разнообразные аспекты наук сквозь призму как логического, так и эмоционального восприятия. Выявив рассогласование между образовательной средой, которую создает педагог, и образовательным пространством, которое выстраивает учащийся, пришли к выводу о необходимости их гармонизации. В ходе экспериментальной программы были выработаны основы психологической и педагогической гармонизации (способы взаимодействия, правила общения). Разработана дидактосфера, обеспечивающая гармонию средового педагогического и социального воздействия и личностного пространства учащегося. Основными средствами и приемами в реализации дидактосферы интеграционного образовательного пространства, направленного на развитие творческой деятельности 1 учащегося, явилось блочно-модульное планирование, рейтинговая система' успеваемости, диалоговые формы занятий, рефлексию.. ' '. :

Для реализации модели интеграционного пространства, способствующей развитию творческой деятельности учащихся, эффективной явилась программа синхронно-параллельного1 изучения предметов гуманитарного и эстетического циклов. Не нарушая архитектоники предметов, при этом раскрывается и углубляется' содержание школьных дисциплин, создается целостный портрет цивилизаций различных этносов и эпох. Синхронно-параллельное прохождение тем расширяет информационное поле, позволяя ученику генерировать новую информацию, наполнять ее собственным смыслом.

Взаимосвязь учебного й' * внеучебного компонентов, ориентир на конечный результат усвоения знаний, предъявленных учащимся в творческом продукте, активизирует процесс образования.

В ходе обучения созданыусловия для формирования проективных и прогностических умений, изменения способов мыслительной деятельности. Представленная модель раскрывает роль и функции гуманитарных знаний в продуктивном решении познавательных (учебных) проблем и развития собственной системы' ценностей, нравственности, общей культуры. Все перечисленные характеристики соотносятся с целями современного образования, одним из важных аспектов которой является развитие личности, ее способности к активному усвоению человеческого опыта и его преобразование, что невозможно совершить без творческого приложения усилий.

Пролонгированное наблюдение подтвердило зависимость интеграционного образовательного пространства и активизации творческой деятельности по поводу присвоения содержания предметов, входящих в него. Данные, полученные при опросе, анкетировании, анализе продуктов творческой деятельности, подтверждают обнаруженную зависимость.

Таким образом, учась в школе, учащемуся необязательно ждать, когда будут выработаны концепции и1 оформлены социальные ориентиры. Творчество учит жить полнокровно настоящим, ощущая ценность жизни. Подростковый и ранний юношеский возраст являются важнейшими этапами становления «временной перспективы» (по Л.Н. Боголюбову), системы жизненных целей человека. В этом ракурсе творчество является уникальным средством для развития подростка. Учебная деятельность, занимая большую часть его времени, при-насыщении-ее творческими делами, учит строить «временную перспективу» в-настоящем и будущем времени.

Проблема реализации творчества в учебной деятельности глобальна. Мы полагаем, что актуальные задачи, стоящие перед современным образованием, касающиеся актуализации творческой ученической деятельности в условиях интеграционного образовательного пространства, в определённой мере поможет разрешить проведённое нами исследование.

Представленный опыт открывает перспективы дальнейших разработок, '. «ч. ч. ' - направленных на изучение возможностей расширения интеграционного образовательного пространства от монолитной гуманитарной области к поливариантному объединению разноплановых предметов.

В русле педагогического поиска предметом дальнейшего изучения.

1, I ' может выступать зависимость между интеграционным пространством и другими характеристиками личности, такими как коммуникационная и знаниевая компетентность, способность к непрерывному образованию и др.

Отдельным направлением исследования может выступать изучение цикличности «интеграция — дифференциация» в учебном процессеиспользование ресурсных возможностей воспитательной системы общеобразовательного учреждения для усиления ценностного мотивационного компонента личности учащегося, направленного на творческое саморазвитие.

Специальным вопросом может выступать подготовка педагогических кадров в системе высшего профессионального образования, ориентированных на1 преподавание школьных предметов на глубокой междисциплинарной основе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.A., Хлебникова, В.И. Интегрированный урок «Открытие европейцами Америки» Текст. /А.А.Абрамова, В. И. Хлебникова //Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002.-№ 7.-С.45.
  2. , Т.В. Интегрированный урок «Разнообразие государственно-политических форм в современном мире» Текст. /Т.В. Авдеева //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002.-№ 7.-С.48.
  3. , А.Н. Системное познание мира Текст. / А. Н. Аверьянов. -М., 1985.- 147с.
  4. , П.А., Панин, A.B. Философия Текст. /П.А. Алексеев, A.B. Панин. М.: Проспект, 1999. — 412 с.
  5. , А. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании Текст. /А.Алферов / Диссер. на соиск. уч. ст. д. п .н. 1997.
  6. , Г. С. Алгоритм изобретения Текст. / Г. С. Альтшуллер. М., 1973.-320 с.
  7. Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности Текст. /Г.С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Мн.: Беларусь, 1994. — 479 с.
  8. , В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие Текст. / В. И. Андреев. Казань, 1994. — 247 с.
  9. , В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238 с.
  10. Ю.Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.-608 с.
  11. П.Асмолов, А. Г. Деятельность и установка Текст. /А.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1979. -217 с.
  12. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов М.: Изд. МГУ, 1990. — 367 с.
  13. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. /А.Г. Асмолов. М.: Изд. Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЕК, 1996. — 768 с.
  14. , М.Н. Образовательная среда и образовательное пространство: общее, особенное, индивидуальное Текст. / М. Н. Ахметова //Сибирский педагогический журнал. 2006. -№ 5. — С.30−36.
  15. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы Текст. Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1998. — 480 с.
  16. , Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя Текст. / Ю. К. Бабанский //Советская педагогика. -1987. -№ 11. С .3−8.
  17. , Г. С. Введение в диалектику творчества Текст. /Г.С. Бати-щев. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.- 464 с.
  18. , Г. С. Особенности культуры глубинного общения Текст. Г. С. Батищев //Вопросы философии. 1995. -№ 3. — С. 109−129.
  19. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  20. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. /М.М. Бахтин. -Изд. 4-е. -М.: Сов. Россия, 1979.-314 с.
  21. , М.М. К философии поступка Текст. /М.М. Бахтин //Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984−1985. -М., 1986. — С.80−160.
  22. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1998. 192 с.
  23. , H.A. Самопознание Текст. H.A. Бердяев. JL: Лениздат, 1991.- 398 с.
  24. , H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека Текст. / М., Прогресс, 1991.
  25. , H.A. Философия свободного духа Текст. / H.A. Бердяев.— М.: Республика, 1994. 480 с.
  26. , H.A. Опыт эсхатологической метафизики Текст. / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1995. — 383 с.
  27. , В. О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы Текст. / В. О. Белов // Учитель.- 2000.-№ 6.-С.46−53.
  28. , B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век Текст. / B.C. Библер — М.: Политиздат, 1990.-413 с.
  29. , B.C. Что есть философия? Текст. / B.C. Библер //Вопросы философии. 1995. -№ 1. — С. 159 -178.
  30. , JI.H. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществоведения в общеобразовательной школе Текст. / JI.H. Боголюбов //Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. -№ 3.- С.20−29.
  31. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов-н/Д., 1983.
  32. , Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. -1995.-№ 5.- С.49−59.
  33. , Д.Н., Менчинская, H.A. Психология усвоения знаний в школе Текст. / Д. Н. Богоявленский, H.A. Менчинская. М., 1959.
  34. , М., Сергеева, Г. Интеграция: дань моде или реальная потребность? Текст. / М. Богуславский, Г. Сергеева // Учительская газета.- 1998.- № 3.- С.6−7.
  35. Большой толковый психологический словарь /Роббер Артур (Penguin): Пер. с анг. Текст. /Артур Роббер. М.: Вече, АСП, 2000. — Т.1. -592 с.
  36. Большой энциклопедический словарь /под ред. A.M. Прохорова. Текст. М.: Науч. Изд-во «БРЭ», СПб., «Норинт», 1997.
  37. , М.Е. Терапия творческим самовыражением Текст. /М.Е. Бурно.-М., 1989.-443 с.
  38. , A.B. Основы изобретательской культуры Текст. /A.B. Бычков. — М.: Московский рабочий, 1990. 99 с.
  39. , H.H. Культура и творчество как психологические идеи Текст. / H.H. Вересов // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 124−128.
  40. Внутри предметные и межпредметные связи в обучении истории /Под ред. проф. А. Г. Колоскова Текст. М.: Просвещение, 1990. -112 с.
  41. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / JI.C. Выготский. М.: Просвещение, 199 194 с.
  42. , JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  43. , JI.C. Психология искусства / Под ред. проф. М.Е. Яро-шевского Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1987. — 345 с.
  44. , JI.C. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Е. Ярошевского Текст. / JI.C. Выготский.- М.: Институт практической психологии- Воронеж: МО ДЕК, 1996. 512 с.
  45. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова Текст. / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1998. — 704 с.
  46. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Текст. / О. С. Газман //Новые ценности образования. Выпуск 6, 1996.
  47. Галеева, И.III., Кочеткова, О.Н., Клеткина, Н.В., Богданова, М. А. Интегрированный подход к гуманитарному образованию Текст. / И. Ш. Галеева, О. Н. Кочеткова, Н. В. Клеткина, М. А. Богданова // Преподавание истории в школе.- 2000 г.- № 2.
  48. , В.А. Методы общения и умственное развитие Текст. / В. А. Гальперин. М.: Просвещение, 1985.
  49. Гегель. Сочинения. T. IV Текст. / Гегель. М., 1959.
  50. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Текст. / С. И. Гессен. М.: Школа — Пресс, 1995.- 448 с.
  51. , Б.С. Философия образования: Учебн. пособие для студ. высш. и ср. пед. учебн. завед. Текст. / Б. С. Гершунский М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.- 427 с.
  52. , М.А. Интегрированный курс на основе ТРИЗ-педагогики Текст. / М. А. Глазунова // Педагогика, — 2002.- № 6.
  53. , Н.М. Проявление креативности и явление подражания. Текст. / Н. М. Гнатко.- М.: РАН Ин-т психол., 1994. 43 с.
  54. , М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению: Учебное пособие Текст. / М. Г. Голубчикова.- Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. ун-т», 2004. — 98 с.
  55. , В.Д. Культура и творческая деятельность Текст. / В.Д. Гу-бин.- М., 1987.
  56. , В.В. Интегральная образовательная технология. Текст. М.: Знание, 1999.- 159 с.
  57. , Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования: Учебн. пособие Текст. Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2000.-224 с.
  58. , В.В. Виды обобщения в обучении (Логико психологические проблемы построения учебных предметов) Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  59. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  60. Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. T. IV Текст. / Вл. Даль. М., 1980.
  61. , А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (Опыт теоретической дидактики) Текст. / А. Я. Данилюк. //Дис.канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1998. — 128 с.
  62. , А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании Текст. / А. Я. Данилюк // Педагогика.- 1998.- № 2.-С.8−12.
  63. , О.В. Очерки по философии образования. Учебное пособие Текст. / О. В. Долженко. М.: Промо-Медиа, 1995. -240 с.
  64. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. СПБ., 2000.-368 с.
  65. , И.С. Содержание исторического образования как фактор межпредметной интеграции в школе Текст. / И. С. Дышлюк //Автореферат дис.к.п.н. Ростов-на-Дону, 2001 г.-24 с.
  66. , О. Воображение дошкольника Текст. / О. Дьяченко. М.: Знание, 1986.
  67. , В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989. -160 с.
  68. , C.B. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности Текст. / C.B. Евтушенко // Диссертация. доктора пед. наук М., 2001.
  69. , О.Г. Интегрированный курс в инновационной школе. Культурология Текст. / О. Г. Егоров // Школьные технологии.- 2000.-№ 2.- С. 130 137.
  70. , В.И., Гильманов, С.А. Творчество в управлении школой Текст. / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов М.: Знание, 1991. -61 с.
  71. , В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. М., 1995.-160 с.
  72. , В.И. Учитель как исследователь Текст. / В.И. Загвя-зинский.- М., 1980.
  73. , В.И., Поташник, М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие Текст. / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2005. -144 с.
  74. , Н.В., Зайцев, Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей Текст. / Н. В. Зайцева, Д. В. Зайцев //Педагогика. -2006. -№ 5.-С. 11−13.
  75. , Н.И. Урок-диспут «Пушкин и история» Текст. / Н. И Зоси-мова //Преподавание истории и обществознания в школе. -2004. № 2с.зз
  76. , Ю.Б. Организация современного урока. Кн. для учителя / Под ред. П. И. Пидкасистого Текст. / Ю. Б. Зотов. М.: Просвещение, 1984. -144 с.
  77. , М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики Текст. / М. В, Ильина. М.: Книголюб. -2004.- 56с.
  78. , Э.В. Философия и культура Текст. / Э. В. Ильенков М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  79. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. Сборник научных трудов Текст. -М, 1983.
  80. , М.Г. Воспитание гуманизмом и творчеством Текст. / М. Г. Казакина // Магистр i. 1992 — № 2 — С.7−13.
  81. , Е.М. Интегрированный урок «Исторический путь России» Текст. / Е. М. Калинкина // Преподавание истории и обществознания в школе. -2002. № 7. — С.43.
  82. , И.П. Психология творческой деятельности: Учеб.пос.для вузов Текст. / И. П. Калошина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -431 с.
  83. , В.А., Шишов, С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель ученик». Методическое пособие для учителя.
  84. Текст. / В. А. Кальней, С. Е. Шишов.- М.: Педагогическое общество России, 1999. 86 с.
  85. , А. Творчество и свобода Текст. / А. Камю. М.: Радуга, 1980. -603 с.
  86. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  87. , В.А. Философия: Исторический и систематический курс Текст. / В. А. Канке.- М.: Логос, 2000.
  88. , И. Критика чистого разума Текст. /Кант И. Соч. в 6 т.- М., 1964. Т.З.
  89. , С.А. Информирование и развитие в процессе обучения Текст. / С. А. Козлов //Педагогика. 1998. -№ 5.
  90. , К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение Текст. / К. Колин //Aima mater.- 2000. № 2. — С.16.
  91. , К. Наука и образование: проблема интеграции Текст. / К. Колин //Aima mater.- 1999. № 6. — С. 18.
  92. , И., Сеченикова, Л. Интегрированный курс, как его разработать Текст. / И. Коложвари, Л Сеченикова // Народное образование. -1996. -№ 1−2. С. 218.
  93. , И., Сеченикова, Л. Как организовать интегрированный урок Текст. / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование, -1996. -№ 1.-С. 212.
  94. , Б. И. Учение процесс творческий Текст. / Б. И. Коротя-ев.-М., 1989.
  95. , A.C. Педагогические основы творческого самовыражения как фактора становления будущего учителя Текст. /A.C. Косогова //Дисс. на соиск.учеи. степ, доктора пед. наук.-Хабаровск, 2000. -377 с.
  96. , A.C. Становление педагога: Монография Текст. /A.C. Косогова. Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2001.- 178 с.
  97. , В.В. Сам себе Архимед? Текст. / В. В. Краевский //Педагогика. -1997. -№ 5. С. 115−121.
  98. Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд. дораб. и доп./ Н. Т. Бунимович, Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. / Сост, общ. ред. В. А. Мокаренко. Текст. — М.: Республика, 2000. — с.203.
  99. Краткий философский словарь. 2-е издание / Под ред. А. П. Алексеева Текст. -М.: Проспект, 2001.
  100. , В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса Текст. / В. П. Кузьмин. М.: Политиздат, 1980. -306с.
  101. , B.C. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст. / B.C. Кукушин. М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 224 с.
  102. Куликова, J1.H. Проблемы саморазвития личности Текст. / JLH. Куликова. Хабаровск: ХГПУ, 1997. — 315 с.
  103. , В.И. Природа научного открытия Текст. / В. И. Купцов. М., 1992.
  104. , Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А. П. Голубева Текст. / Э. Ландау. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -144 с.
  105. , И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ Текст. / И. Лакатос. М., 1995.
  106. , М. М. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах Текст. / М. М. Левина // Межпредметные связи в процессе преподавания основных наук в средней школе. 4.I.-M., 1973, с.60−62.
  107. , B.C. Содержание общего среднего образования: проблема структуры Текст. / B.C. Леднев М., 1980.
  108. , B.C. Содержание образования Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1989. -54 с.
  109. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. -224 с.
  110. , Н.С. Психология одаренности детей и подростков Текст. / Н.С. Лейтес-М.: Академия, 1996. -416с.
  111. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.Н. / Под ред. В. В. Давыдова и др. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. -318 с.
  112. , A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  113. , И .Я. Познавательные задачи в обучении истории Текст. / И. Я. Лернер.-М., 1968.
  114. , И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  115. , И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории Текст. / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982. — 191с.
  116. , П.С. Имиджелогическое проектирование содержания предметных областей общего среднего образования Текст. / П. С. Лернер //Школьные технологии. -2006. -№ 2. С. 84−85.
  117. , А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ) Текст. /
  118. A.П. Лиферов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. -55с.
  119. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  120. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды Текст. /Сост. Ю. Н. Кулюткин, Т. С. Сухобская. СПб.: Изд. Инта образования взрослых совместно с издательством «Тунскара», 1996. -175 с.
  121. , В.В., Лопатина, Л.Е. Русский толковый словарь Текст. /
  122. B.В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: «Русский язык», 1994.
  123. , А.Ф. Дерзание духа Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1988.
  124. , H.A. Место межпредметных связей в системе дидактических принципов советской дидактики Текст. / H.A. Лошкарева // Межпредметные связи в процессе преподавания основных наук в средней школе. ч.1. -М., 1973. С.36−37.
  125. , К.К., Марков, В.А. Интеграция наук: основные тенденции и ориентиры /Проблемы интеграции научного знания: Теор.-метод, аспект Текст. / К. К. Лусис. Рига: Зинатне, 1998. -210 с.
  126. , Л.И. Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах Текст. / Л. И. Луцкане // Автореферат дисс. к.п.н. Чувашский гос. ун-т, 2000.
  127. , И.А. Интегративные процессы в науке: история и современность Текст. / И. А. Майзель // Диалектика как основа интеграции научного знания. Вып. XII. — Л., 1984.
  128. , В.Н. Акмеология школьного образования Текст. / В. Н. Максимова. СПб., 2000. — 232 с.
  129. , В.Н. Интеграция в системе образования Текст. / В. Н. Максимова. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 1999. -83 с.
  130. , М. Как я понимаю философию Текст. / М. Мамарда-швили. М.: Изд. группа «Прогресс- Культура», 1992. -413 с.
  131. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
  132. , А.Г. Психология бытия Текст. / А. Г. Маслоу. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — 304 с.
  133. , А. Условия творческого труда Текст. / А. Матейко. М.: Мир, 1970.
  134. , М.И., Артемьева, J1.A. Вопросы интегративного потенциала дидактики Текст. / М. И. Махмутов, JI.A. Артемьева // Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ: Сб. науч. тр. / Ред. кол: М. И. Махмутов и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.
  135. , М.И. «Золотой фонд» и резервы дидактики Текст. / М. И. Махмутов // Советская педагогика. -1988. -№ 8. -С.37−39.
  136. , М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  137. , М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  138. Меерович, М. И Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М. И. Меерович. М., 2000.
  139. , У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии Текст. / У. Найссер. -М., 1981.
  140. Н.В., Пастухова В. А. Изучение истории культуры: инте-гративный подход Текст. / Н. В. Недосекина, В. А. Пастухова // Преподавание истории в школе. 1999. — № 2.
  141. , P.C. Психология: В 3 кн.: Кн.З.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика Текст. / P.C. Немов.- М. Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-512 с.
  142. , A.A. Целеполагание как творчество Текст./ A.A. Немцов // Педагогика. 2002.-№ 4. — С. 15.
  143. , Н.Д. Педагогическое творчество Текст. / Н.Д. Никанд-ров. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  144. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. Образования Текст. / Сост. Рогов Е. И. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 448 с.
  145. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа Текст. / Сост. Наин А. Я., Наин А. А.- Магнитогорск: МГПИ, 1998. 151с.
  146. , A.A. Монитрринг инновационных процессов в образовании Текст. / A.A. Орлов //Педагогика. -1996. -№ 3. С.25−28.
  147. , А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения Текст. / А. И. Пайгусов // Автореферат дис.к.п.н. -Чувашский гос. пед. ин-т им Яковлева, 1997.- 24 с.
  148. , А.И. Конструирование интегрированного содержания на уровне предмета Текст. / А. И. Пайгусов //Школьные технологии. -2006. -№ 2. С.81−83.
  149. , В.И. От развивающего обучения к развивающей образовательной среде Текст. / В. И. Панов // Инновации в российском образовании. -М., 2000.
  150. , Т.В. Эвристический практикум (учебно-методическое пособие для учителей и родителей по развитию творческого мышления детей) Текст. / Т. В. Певзнер. М., 2000.- 80 с.
  151. Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / Сост.Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005. -720 с.
  152. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. коллед-жейТекст. 2-е изд. /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1996.- 638 с.
  153. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений Текст. /В.А. Сластенин, И. Р. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа — Пресс, 1997. — 512 с.
  154. Педагогический энциклопедический словарь Текст. /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -528 с.
  155. , A.B. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды Текст. / A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  156. , A.B. Психология о каждом и каждому о психологии. Текст. / A.B. Петровский. М.: Изд. РОУ, 1996. -328 с.
  157. , П.И., Портнов, МЛ. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя Текст. / П. И. Пидкасистый, МЛ. Порт-нов.- М.: Педагогическое общество России, 1999. 212 с.
  158. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико экспериментальное исследование Текст. / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  159. , Я.А. Психология творческого мышления Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1960.
  160. , Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. -280с.
  161. Психология и педагогика Текст. /Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. -320 с.
  162. Психология. Словарь Текст. /Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского. — М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  163. , В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. Текст. / В. Н. Пушкин. — М.: Политиздат, 1967. — 271с.
  164. Развитие школы как инновационный процесс: Метод. Пособие для руководителей образовательных учреждений Текст. / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  165. , Е.И. Настольная книга практического психолога Текст. / Е. И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1996. -527 с.
  166. , Н. Управленческая коммуникация как основа успешной деятельности руководителя Текст. / Н. Рождественская //Народное образование. -2001. -№ 1. С. 100−104.
  167. , И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности Текст. / И. М. Розетт. Изд-во БГУ им. Ленина, 1977.
  168. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, 1999.
  169. , А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / А. И. Савенков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  170. , Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм Текст. / Ж. П. Сартр //Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989.- С.319−344.
  171. , А. От частичного знания к целостному Текст. / А. Савельев // Народное образование. — 1997. -№ 3. — С.91−92.
  172. , Т.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  173. , Е.А., Черенкова, И.В. Интегрированный курс «История» (5−7 кл.). Тематическое планирование Текст. / Е. А. Семичева, И. В. Черенкова // Преподавание истории и обществознания в школе. -2006. -№ 2.-С.30.
  174. , О.И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся Текст. / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. -2007. № 4. — С.307 -315.
  175. , В.В. Личностно ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков //Педагогика. -1994. -№ 5. С. 16−21.
  176. , А.Э. Развитие творческого мышления Текст. / А. Э. Симановский. Ярославль: Гринго, 1996.
  177. , М.Н. Учение творческий путь детей Текст. / М.Н. Скат-кин //Советская педагогика. -1949. — № 6.
  178. , Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием Текст. Н. Скороходова //Народное образование. -2006. -№ 4. С. 193 203.
  179. , A.B. Проектирование межпредметной дидактической среды в системе начального профессионального образования Текст. / A.B. Слезнев. Краснодар, 2006.
  180. Современная философия: Словарь и хрестоматия Текст. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  181. Современный словарь по педагогике Текст. (Сост. Е.С. Рапацевич) -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  182. , А. А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности Текст. / А. А. Солдатова // Диссер. на соиск. уч. ст к. п. н.: 13.00.01. Иркутск, 2000. — 161 с.
  183. , Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла Текст. / Е.А.
  184. Солнцева // Автореферат дис.к.п.н. Ин-т общ. обр-я Министерства образования РФ. — 1995.
  185. , Е.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях лицея искусств Текст. / Е. В. Сорокина // Диссер. на соиск. уч. ст к. п. н.:13.00.01. Тамбов, 2006.
  186. Социологический энциклопедический словарь: На русском, английском, немецком и чешском языках Текст. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа ИНФРА. — М.: НОРМА, 1998. — 448 с.
  187. , Н.Ф. Методика составления обучающих программ Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1980. — 47 с.
  188. Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. -352 с.
  189. Тесты для взрослых и детей Текст. /Сост. Л.Джонсон. М.: Дефер- М.: Гитис, 1994. — 347 с.
  190. , Т.В., Разина, H.A., Лукьянова, М. И. Способы диагностики субъектности учащихся в образовательном процессе Текст. Т. В. Терехина, Н. А Разина, М. И Лукьянова // Педагогическая диагностика. 2004. — № 4. — с.132 -162.
  191. , А.И. Подготовка учителя технологии и предпринимательства на основе интеграции содержания обучения. Монография. Текст. / А. И. Тимошенко Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2005. -186 с.
  192. , Д.Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе — М.: Наука, 1966.-451 с.
  193. , К. Развитие творческого мышления на уроках истории Текст.//Преподавание истории в школе. 1996. -№ 2.
  194. , A.B. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования Текст. / A.B. Усова //Наука и школа. 1998. -№ 3.
  195. , Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения Текст. / Л. Г. Устинова // Школьные технологии. -2002. -№ 2. С.25−30.
  196. , Е.Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся: Учеб. Пособие к спецкурсу Текст. / Е. Л. Федотова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. — 80 с.
  197. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА.- М., 1997. -576 с.
  198. , В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе Текст. / В. Т. Фоменко Ростов-н/Д., 1996.- 86 с.
  199. , С.Л. Непостижимое. Сочинения Текст. / С. Л. Франк. М., 1990.
  200. , С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия Текст. / С. Л. Франк. П., 1956.
  201. , М. Время и бытие: статьи и выступления Текст. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  202. , H.H. Фундаментальный курс творческой ориентации личности Текст. / H.H. Халаджан. -М.: Изд-во МЭГУ, 1995. 164с.
  203. , И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие Текст. / И. Ф. Харламов. -М.: Юристъ, 1997.-519 с.
  204. , И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве Текст. / И. Ф. Харламов //Педагогика. -1992.- № 7−8. С. 11−13.
  205. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. Томск, 1997.
  206. , A.B. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя Текст. / A.B. Хуторской. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. 320 с.
  207. , A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов Текст. / A.B. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  208. , A.B. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования Текст. / A.B. Хуторской. // Педагогика. -1999. -№ 7.-С. 15−22.
  209. , С.Л. Воспитание творческой личности школьника в условиях учебно-воспитательного комплекса Текст. / С. Л. Чуйкова //Автореферат дис. к.п.н. Ин-т развития личности РАО, 1995, — 23с.
  210. , Н.И. Умственное развитие и обучение Текст. / Н.И. Чу-прикова М.: Прометей,-1995.-117 с.
  211. , Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т.И. Шамо-ва. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  212. , A.B. Формирование потребности личности в самореализации в условиях обновления общества Текст. / A.B. Шинкин //Дис. .канд. фил. наук. Ростов-на-Дону, 1998.- 171 с.
  213. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
  214. , Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ.высш.учеб. заведений: В 3 ч. Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Ч.З. — 336 с.
  215. , В.П. Актуальные вопросы дидактики. Проблемы стимулирования познавательной деятельности учащихся: Учеб. Пособие для студентов и учителей. 4.2. Текст. / В. П. Шуман. Владимир, 1975.
  216. , П.Г. Философия. Наука. Методология Текст. / П. Г. Щедровицкий. М.: Школа культурной политики, 1997.
  217. , О. Интегративные курсы: классификация, направления, перспективы Текст. / О. Яворук //Директор школы. -1998. -№ 7. С.59−65.
  218. , И.С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979.
  219. , В.А. Образовательная среда: от моделирования до проектирования Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. -365 с.
  220. , К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс. М.: Республика, 1994. -527 с.
  221. , A.A. Об интегрированном подходе в обучении Текст. / A.A. Ятайкина //Школьные технологии. 2001. — № 6. ~ С.10−15.165
Заполнить форму текущей работой