Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Полевые структуры слов-синонимов с диффузной семантикой в русском языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальное исследование проводилось на базе Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина (в настоящее время — Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина). В ассоциативном эксперименте участвовало более 400 человек. Из них около 200 являлись студентами 3−5 курсов филологического факультета очной формы обучения. Среди опрошенных также… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных сокращений
  • Глава 1. Семантическое поле и проблемы синонимии в русском языке
    • 1. 1. Понятие «семантическое поле» в трудах отечественных и зарубежных исследователей
      • 1. 1. 1. Основные признаки семантического поля и его разновидности
      • 1. 1. 2. Корреляции семантического поля
      • 1. 1. 3. Критерии построения семантического поля и методы его анализа
    • 1. 2. Тезаурус как принцип структурной организации семантического поля
      • 1. 2. 1. Понятие «тезаурус» в современной лингвистике
      • 1. 2. 2. Тезаурус языковой личности
    • 1. 3. Синонимы как фрагмент семантического поля
      • 1. 3. 1. Лексическое значение слова: традиционный и современный подходы
      • 1. 3. 2. Проблема определения синонимов в русистике
      • 1. 3. 3. Классификация слов-синонимов
    • 1. 4. Слова-синонимы с диффузной семантикой и проблемы ее описания
    • 1. 5. Понятие «оттенок значения» в теории синонимии
    • 1. 6. Фрагмент описания семантического поля с опорой на понятие «синонимическая сеть»
  • Выводы к Главе 1
  • Глава 2. Слова-синонимы с диффузной семантикой с позиций полевого подхода (на материале ассоциативного и метаязыкового экспериментов)
    • 2. 1. Краткий экскурс в историю появления понятия «ассоциация»
    • 2. 2. Понятие ассоциативного эксперимента в лингвистике
    • 2. 3. Понятие «ассоциативное поле» и классификация ассоциаций
    • 2. 4. Ассоциативная модель синонимической сети
      • 2. 4. 1. Обоснование выбора слов-стимулов
      • 2. 4. 2. Требования к испытуемым
      • 2. 4. 3. Задачи ассоциативного эксперимента
      • 2. 4. 4. Гипотеза
      • 2. 4. 5. Описание проведения эксперимента
      • 2. 4. 6. Методика обработки результатов эксперимента
      • 2. 4. 7. Фрагмент описания синонимической сети с порой на ассоциативный эксперимент
      • 2. 4. 8. Коммуникативный фрагмент как часть ассоциативной модели слова
        • 2. 4. 8. 1. Обоснование методики анализа
        • 2. 4. 8. 2. Исследование семантических отношений между словами-синонимами с диффузной семантикой на уровне их коммуникативных фрагментов
        • 2. 4. 8. 3. Выводы
    • 2. 5. Метаязыковая модель синонимической сети
      • 2. 5. 1. Метаязыковое сознание и метаязыковое поле в лингвистике
      • 2. 5. 2. Обоснование выбора слов-стимулов
      • 2. 5. 3. Требования к испытуемым
      • 2. 5. 4. Задачи рецептивного эксперимента
      • 2. 5. 5. Гипотеза
      • 2. 5. 6. Описание проведения рецептивного эксперимента
      • 2. 5. 7. Методика обработки результатов рецептивного эксперимента
      • 2. 5. 8. Фрагмент описания синонимической сети с опорой на рецептивный эксперимент
    • 2. 6. Комплексная экспериментальная ассоциативно-рецептивная модель синонимической сети
      • 2. 6. 1. Методика описания исследования
  • Выводы к Главе 2

Полевые структуры слов-синонимов с диффузной семантикой в русском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Настоящее диссертационное исследование посвящено выявлению системных и ассоциативных связей слов-синонимов с диффузной семантикой в русском языке и выполнено в русле двух главных направлений современной лингвистической науки — системоцентрического (Ю. Д. Апресян, С. Г. Бере-жан, А. А. Брагина, Л. М. Васильев, О. В. Вишнякова, Е. М. Галкина-Федорук, Б. Ю. Городецкий, Э. В. Кузнецова, М. Ф. Палевская и др.) и антропоцентрического (В. П. Белянин, А. Вежбицкая, Н. Д. Голев, Е. И. Горош-ко, В. Гумбольдт, А. А. Залевская, Ю. Н. Караулов, А. А. Леонтьев, Г. А. Мартинович, А. А. Потебня, А. Н. Ростова, Р. М. Фрумкина и др.).

Для русистики и для лингвистики в целом оба названных направления представляют ценность в равной мере как исключительно важные и дополняющие друг друга. Системоцентрический подход, обозначенный в исследованиях ранних лет как «несловоцентрический», предполагает рассматривать слово в ряду других языковых единиц, последовательно анализировать ярусы языковой системы. Он связан с применением собственно лингвистических методов анализа. Второй подход, первоначально названный «словоцентриче-ским», служит целям построения психилогически адекватных моделей языка [Алпатов 1993, 15].

По мнению ученых, ни антропоцентрическая, ни системоцентрическая (а точнее было бы сказать имманентноцентрическая) модели языка реально не действуют друг без друга, и полная картина языка предполагает их представление как равноправных и равновесных членов антиномии и поиск механизмов их взаимодействия. Поэтому актуальным для современной лингвистики является создание модели языка, обосновывающей наличие в ней специфического системного образования, организующегося взаимодействием внутренних и внешних детерминант [Голев 1998; Шкуропацкая 2004; Сайко-ва 2002; Татаринцева 2007]. Оба подхода порождены реально существующей стратификацией языка, являющегося системным самонастраивающимся образованием, представленным системоцентрической и антропоцентрической составляющими [Трофимова 2008, 7].

Системоцентрический подход к изучению значения слов в современной отечественной семасиологии так или иначе связан с теорией полевых структур, в которые включаются как различные лексико-семантические группы слов и группы лексико-грамматического характера, так и такие семантические явления, как семантема и семема. Лексико-семантические поля, с одной стороны, рассматриваются в качестве языкового феномена, а с другой стороны, в качестве исследовательского метода. В том случае, если лексемы являются многозначными, метод описания семантических полей позволяет устанавливать семантические отношения между лексико-семантическими вариантами (ЛСВ) данных слов. Если лексемы являются однозначными, благодаря данному методу устанавливаются семантические отношения между их конкретными единичными значениями [Васильев 1971; Караулов 1972; 1976; Попова 1989; Кобозева 2004; Кронгауз 2005].

Появление в русской лексикологии самого понятия «семантическое поле» (СП) было связано с неудовлетворительным описанием системных отношений в лексике с опорой на понятие «лексико-семантическая парадигма», которое накладывало строгие ограничения на характер связи между словами. В рамках теории семантического поля стало возможным описывать широкий круг внутрисловных и межсловных отношений [Шайкевич 1963; Долгих 1973; Босова 1982; Кривченко 1987; Денисенко 2002; Пономаренко 2004].

Антропоцентрическое направление современного языкознания связано с изучением языкового сознания личности. Столь большой интерес к языковому сознанию обусловлен стремлением лингвистов на протяжении последних десятилетий изучать язык во взаимосвязи с языковой способностью человека [Караулов 1987; Петренко 1988; 2005; Леонтьев 1993; 2005; Мартино-вич 1997; Залевская 1998; 2005; Горбатова, Терпугова 1999; Горошко 2001; Гуц 2005; Лебедева Н. Б. 2006; Лебедева С. В. 2007; Седов 2007, Бубнова 2007, Фридман 2007]. «Только в языке конкретных людей — бесконечных вариациях общего языка, создаваемых за счет индивидуального отбора и использования языковых средств, лингвистическая абстракция наполняется реальным содержанием» [Иванцова 1997, 162].

Лингвисты все чаще стали задумываться над тем, в какой мере разрабатываемые ими модели описания языковой системы соответствуют реальным возможностям функционирования языка в индивидуальном сознании. Одним из достижений в этом направлении было установление психологической реальности лингвистических описаний полевой организации лексики, осуществляемых на разных уровнях — от лексико-семантической системы языка в целом до лексико-семантических вариантов полисемантичного слова [Залев-ская 1998; 2005].

Психолингвистические методы, в частности, раскрывают потенциальные системы связей более полно, чем это мог бы сознательно сделать сам испытуемый, а получаемые таким образом «поля или системы, неопознаваемые в каждый данный момент, образуют фон любого познавательного процесса» [Лурия, Виноградова 1971]. Принципиальное сходство лингвистических и психологических представлений о связанности элементов в рамках поля или сети сопровождается, вместе с тем, расхождением в трактовке характера увязываемых элементов и определении оснований для связи, что должно непременно учитываться при сопоставительном анализе полей, выделяемых разными методами.

Семантическая структура целого ряда слов русского языка характеризуется тем, что отдельные значения, отчетливо отграничиваемые друг от друга в определенных позициях, оказываются совместимыми, выступающими нераздельно в других позициях [Шмелев 2006, 77]. Совместимость, диффуз-ность значений может проявиться также в синонимических отношениях слов. Лексикографические статьи не всегда отражают различия между значениями слов-синонимов с диффузной семантикой. Это существенно искажает лексикографическую картину их представлений, на что обращали внимание многие исследователи синонимических отношений в лексике, предлагавшие свои варианты решения данной проблемы, например, [Апресян 1996, Бабенко 2007].

Недостаточная изученность проблемы семантических отношений слов с диффузной семантикой определяет ее актуальность в современной русистике. Важным становится выявление различий в лексическом значении слов с учетом ассоциативных признаков, отражающих представления, связанные с обозначаемыми данными словами предметами и явлениями.

В настоящем диссертационном исследовании решение проблемы синонимии слов (определения семантических сходств и различий между синонимами с диффузной семантикой) опирается на сопоставительный анализ их семантических, ассоциативных и метаязыковых полей, рассмотренных в двух аспектах — онтологическом и гносеологическом. С помощью анализа ассоциативных полей выявляются существующие между словами-синонимами семантические отношения, которые в сопоставлении с семантическими полями тех же слов позволяют проследить динамику структуры их значений.

Дополнительные сведения об этой структуре привносит рассмотрение метаязыковых полей слов-синонимов, позволяющих выявить неподготовленные спонтанные представления носителей русского языка об их семантике. Моделирование лексико-семантической системы, опирающееся на различные основания в рамках системоцентрического и антропоцентрического подходов, позволяет создать многомерную картину языкового представления изучаемого фрагмента и приблизиться к более полному решению проблемы описания семантических отношений между словами-синонимами с диффузной семантикой в русском языке.

Объектом исследования являются группы слов-синонимов с диффузной семантикой.

Предмет исследования: общее и различное в значениях слов-синонимов с диффузной семантикой, репрезентированных их семантическими, ассоциативными и метаязыковыми полями.

Цель диссертационного исследования состоит в описании семантических отношений между словами-синонимами с диффузной семантикой путем сопоставления их семантических, ассоциативных и метаязыковых полей.

В настоящее время в русистике отсутствуют исследования, посвященные изучению семантических отношений между словами-синонимами с диффузной семантикой в аспекте рассмотрения полевых структур (семантического, ассоциативного, метаязыкового поля). Поэтому поставленная цель конкретизируется в решении следующих задач:

1) осуществить теоретический анализ проблем, связанных с изучением семантического, ассоциативного и метаязыкового полей;

2) обобщить и систематизировать различные исследовательские подходы к изучению понятий «синоним», «оттенок значения», «диффузность семантики" — «синонимическая сеть»;

3) описать семантические, ассоциативные и метаязыковые поля членов синонимических сетей для выявления общего и специфического в их содержании;

4) разработать методику сопоставительного анализа семантических, ассоциативных и метаязыковых полей слов-синонимов;

5) с помощью разработанной методики описать данные, полученные экспериментальным путем, и представить модель семантических отношений между словами-синонимами с диффузной семантикой;

6) представить фрагмент русской языковой картины мира на примере синонимической сети.

Основная проблема настоящего исследования связана с выявлением особенностей функционирования слов-синонимов, обладающих диффузной семантикой, в широком круге лексикографических источников (словарях синонимов, толковых словарях, в словаре трудностей русского языка), а также особенностями понимания и трактовки данных слов носителями русского языка. Предполагается, что обнаруженные несоответствия в лексических значениях слов-синонимов, представленных в словарных дефинициях, и частичное несовпадение их с пониманием и толкованием носителями русского языка, является следствием постепенного изменения структуры лексического значения конкретного слова. Такая закономерность не является всеобъемлющей, однако она определяется естественными языковыми процессами, оказывающими непосредственное влияние на восприятие, понимание и толкование данных слов носителями русского языка.

Теоретическая основа исследования сформирована с опорой на работы по лексикологии и семантике русского языка, посвященные проблемам лингвистической детерминологии, семантического поля и синонимии (Ю. Д. Апресян, А. В. Бондарко, А. А. Брагина, Л. М. Васильев, О. В. Вишнякова, Н. Д. Голев, И. М. Кобозева, М. А. Кронгауз, Э. В. Кузнецова, В. В. Морковкин, М. Ф. Палевская, Д. Н. Шмелев, Г. С. Щур и др.), на фундаментальные положения об антропоцентризме языка, связи языка и мышления, о существовании языковой картины мира (В. П. Белянин, Б. М. Гаспаров, Е. И. Горошко, А. А. Залевская, Ю. Н. Караулов, Н. Б Лебедева, А. А. Леонтьев, Г. А. Мар-тинович, В. Ф. Петренко, 3. Д. Попова, И. А. Стернин, Е. Б. Трофимова, Р. М. Фрумкина и др.), на работы, посвященные изучению ассоциативного поля (Е. И. Горошко, Н. И. Береснева, Г. А. Мартинович), метаязыкового сознания и метаязыкового поля (А. Н. Ростова, К. Ф. Седов, В. Б. Кашкин).

Методы исследования:

Для получения экспериментального материала использовались методы свободного и отсроченного ассоциативного экспериментаметаязыкового (рецептивного) эксперимента. Основными методами при обработке экспериментального материала стали:

1. Метод моделирования семантического, ассоциативного и метаязыкового полей в рамках той или иной синонимической сети.

2. Количественно-качественный анализ реакций, полученных в рамках ассоциативного и метаязыкового полей.

3. Компонентный анализ как метод, основанный на разложении лексического значения слова на минимальные семантические составляющие.

4. Сравнительно-сопоставительный анализ количественно-качественных сходств и различий между семантическим, ассоциативным и метаязыко-вым полями сравниваемых слов.

5. Моделирование фрагмента языковой картины мира на примере синонимической сети с учетом системоцентрического и антропоцентрического подходов при ее изучении.

6. В отдельных случаях при интерпретации материала применялся метод интроспекции.

Материалом для исследования послужили 50 групп слов, каждая из которых в своем составе содержит по 2 или 3 синонима. 43 группы включают по 3 синонима, 7 групп — по 2 синонима. Общее количество слов-синонимов с диффузной семантикой составило 143 единицы. По частеречной принадлежности слова в каждой группе распределились следующим образом:

• имена существительные — 64 синонима (23 группы);

• имена прилагательные — 62 синонима (21 группа);

• наречия — 8 синонимов (3 группы);

• глаголы — 9 синонимов (3 группы).

Основной особенностью отобранного для исследования материала является семантическая диффузность лексем, образующих синонимичные группы слов.

Перечень слов, используемых в качестве экспериментального материала исследования, сформирован методом выборки из следующих словарей: Словаря трудностей русского языка [Розенталь, Теленкова 2001], Толкового словаря русского языка [Ожегов 2004], словарей синонимов [Александрова 1986] и [Евгеньева 2002].

Экспериментальное исследование проводилось на базе Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина (в настоящее время — Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина). В ассоциативном эксперименте участвовало более 400 человек. Из них около 200 являлись студентами 3−5 курсов филологического факультета очной формы обучения. Среди опрошенных также были студенты 13 курсов художественно-графического и физико-математического факультетов указанного университета. В целом в эксперименте приняли участие испытуемые различных возрастов (от 18 до 75 лет) и уровней образования (неполное среднее, среднее, среднетехническое, средне-специальное, неполное высшее, высшее образование). Около 100 испытуемых являлись учащимися 9−11 классов средней общеобразовательной школы № 20 г. Бийска. Общее количество стимулов составило 150 единиц. На каждый стимул было получено в среднем по 400 реакций. Общее количество реакций составило более 61 500 единиц.

В метаязыковом эксперименте участвовало более 70 человек. Средний возраст испытуемых составил 20 лет (студенты очного/заочного отделения филологического факультета Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина — БПГУ им. В. М. Шукшина). В качестве экспериментального материала использовались 16 групп слов, которые распределялись по двум анкетам. Первая анкета включала 8 групп слов. Каждая из групп содержала по 3 синонима. Из них в 2 группах слова выражены именем существительным, в 5 группах — именем прилагательным, в 1 группеглаголом. Вторая анкета содержала также 8 групп слов, из которых 7 групп включали по 3 синонима, 1 группа — 2 синонима. По частеречной принадлежности слова распределились следующим образом: в 4 группах синонимов слова выражены именами существительными, в 4 группах — именами прилагательными. На каждое слово-стимул было получено в среднем по 70 реакций. Общее количество реакций составило около 1 120 единиц.

Научная новизна работы определяется выбором объекта исследования и подходом к его изучению. В диссертационной работе комплексному анализу (с позиций системоцентризма и антропоцентризма) было подвергнуто значительное количество слов-синонимов с диффузной семантикой разных частей речи в русском языке, которые ранее не были предметом монографического исследованияпредставлена полевая модель описания словсинонимов на основе разработанной автором методики сопоставительного анализа семантических, ассоциативных и метаязыковых полей слов, направленной на выявление сходств и различий их лексических значенийдоказано, что полевая методика изучения слов-синонимов в русском языке позволяет реконструировать значения более адекватные реальности, чем те, которые представлены в словарях, и вносит дополнительные возможности для семантической дифференциации данных значений.

Теоретическая значимость диссертации определяется ее вкладом в направление современной русистики, занимающееся изучением семантических отношений слов. Слова-синонимы в русском языке рассматриваются в работе как единицы синонимической сети, организованной по принципу поля, что дает возможность представлять их как открытую динамическую систему, способную расширяться за счет возникновения у лексем новых семантических компонентов. Разработанная в диссертации методика способствует выявлению частотных ассоциаций, которые формируются в составе ассоциативных полей слов-синонимов и не соотносимы с ЛСГ семантических полей и, соответственно, не отражены в имеющихся синонимических словарях. Дополнительные возможности дифференциации слов-синонимов представляет метаязыковой эксперимент. Таким образом, использование полевой методики вносит дополнительные возможности в решение проблем лексической синонимии в русском языке, а рассмотрение слов-синонимов с диффузной семантикой в аспекте поля обогащает теорию поля дополнительными сведениями о характере представления в нем слов с различным типом семантики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и положения могут быть учтены при разработке и составлении синонимического словаря, включающего подробное описание лексического значения каждого из слов, образующих синонимическую сеть, и характеризующего семантические различия между синонимами с диффузной семантикой. При этом дефиниции подобного словаря будут отражать представления о лексическом значении как явлении системы языка и как факте языкового сознания его носителей. Данные, полученные в ходе свободного и отсроченного ассоциативных экспериментов, могут быть использованы при составлении ассоциативных словарей.

Практическая значимость работы определяется также возможностью использования ее результатов в учебно-педагогической деятельности и в научных исследованиях в области семантики русского языка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Лексическое значение синонимов русского языка, обладающих диф-фузностью, может быть представлено в виде комплексной модели, учитывающей словарные дефиниции различных словарей — толковых словарей, словарей синонимов, а также особенности языкового сознания носителей русского языка в отношении к каждому конкретному синониму.

2. Характер ассоциативного и метаязыкового полей слов-синонимов, полученных экспериментальным путем, позволяет говорить о динамической структуре их лексического значения.

3. При сравнительно-сопоставительном анализе семантических, ассоциативных и метаязыковых полей синонимов с диффузной семантикой наиболее продуктивной является методика сопоставления лексико-семанти-ческих групп ассоциаций, выявленных на основе их объединения по общему свойству или признаку.

4. В рамках полученных в ходе анализа лексико-семантических групп ассоциативно более близкими оказываются слова-синонимы, ЛСГ которых имеют наибольший количественный индекс.

5. Ассоциативные и метаязыковые поля слов обладают потенциалом семантической дифференциации, позволяющим выявлять различия в значениях слов-синонимов с диффузной семантикой и представлять их в виде наборов дифференциальных семантических признаков.

Апробация результатов исследования:

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены на кафедре русского языка АГАО им. В. М. Шукшина, на аспирантских семинарах БПГУ им. В. М. Шукшина (2008;2009 гг.), на вузовских, региональных и международных научно-практических конференциях: «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 15−16 мая 2008 г.), «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания языковых курсов» (г. Кемерово, 4 июля 2008 г.), V Международная летняя лингвистическая школа «Теоретические и прикладные проблемы современной лингвистики» (г. Кемерово, 26 июня — 5 июля 2008 г.), «Общетеоретические и типологические проблемы языкознания (г. Бийск, 14−15 октября 2008 г.), «Славянская филология: исследовательский и методический аспекты» (г. Кемерово, 1−3 июля 2009 г.), «Изменяющаяся Россия и славянский мир: новые парадигмы и новые решения в когнитивной лингвистике» (г. Кемерово, 3−5 июля 2009 г.), «Язык города» (г. Бийск, 15−16 октября 2009 г.), «Взаимодействие языка и культуры в коммуникации и тексте» (I Международные филологические чтения имени профессора Р. Т. Гриб, г. Лесосибирск, 22−24 апреля 2010 г.).

Всего по материалам исследования имеется 10 публикаций общим объемом 4,41 п.л., три из которых — в реферируемых журналах.

Структура диссертации:

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, библиографического списка и двух приложений.

Выводы к Главе 2.

1. Изучение семантико-ассоциативных особенностей синонимичных групп лексики методом ассоциативного (свободного, отсроченного) и рецептивного экспериментов в рамках синонимической сети позволило выявить интегральные и дифференциальные признаки каждого из слов.

Полученные экспериментальным путем ассоциаты образовали лексико-семантические группы, из которых часть не нашла своего отражения в лексикографической практике. Такие лексико-семантические группы расширяют смысловую структуру слова.

2. Ассоциативный подход к исследованию семантико-ассоциативных связей слов, образующих синонимическую сеть, позволил обнаружить сближение и пересечение лексико-семантических групп лексем в рамках комплекса ассоциаций, включающих наибольший количественный индекс. Такие лексико-семантические группы расширяют семантическую структуру слов, образующих семантическое поле. Лексико-семантические группы, включающие единичные ассоциации, в качестве источника, дополняющего семантическую структуру слова, не рассматриваются. Они не могут выступать в качестве самостоятельных лексико-семантических вариантов вследствие отсутствия стабильно высокого количественного показателя. Однако при его увеличении лексико-семантические группы способны быть включенными в структуру лексического значения слов.

3. Ассоциативный подход к исследованию семантико-ассоциативных связей слов отражает особенности индивидуального сознания носителей русского языка и в целом — особенности языковой картины мира реципиента. Сознание носителя русского языка оперирует коммуникативными фрагментами — устойчивыми сочетаниями слов, готовыми отрезками речи, которые существуют в памяти человека. Актуализация коммуникативного фрагмента в сознании человека происходит с учетом индивидуального опыта взаимодействия с объектом.

Коммуникативные фрагменты содержатся в различных зонах ассоциативного поля: ядерной и периферийной. Исходные стимулы, выраженные именами прилагательными, а также глаголами в сравнении с именами существительными в сочетании с зависимым словом образуют большее количество коммуникативных фрагментов. Для исходных стимулов, выраженных именами существительными, доминирующим является парадигматический тип реакцийдля стимулов, выраженных именами прилагательными — синтагматический тип.

Языковая память носителя русского языка отражает коммуникативные фрагменты, семантическое содержание которых коррелирует с одним из лек-сико-семантических вариантов слов, представленных в толковых словарях.

4. Результаты метаязыкового подхода к исследованию семантико-ассоциативных связей слов, образующих синонимическую сеть, также обладают потенциалом семантической дифференциации, способным расширить структуру лексического значения слова. Они позволяют провести четкую грань между совокупностью значений синонимичных слов, которая выявляется на основании анализа дефиниций толковых словарей, а также данными, полученными непосредственно в ходе проведения РЭ, которые помогают определить возможность выхода за границы этой целостности. Метаязыковое сознание реципиента оказывает влияние на языковые структуры языка. Результаты рецептивного эксперимента содержат компоненты, которые не нашли своего отражения ни в дефинициях словарей (толковых, словарях синонимов), ни в ассоциативном материале, полученном в свободном и отсроченном ассоциативном эксперименте.

5. Комплексная экспериментальная модель синонимической сети в полной мере отражает и расширяет семантическую структуру слов. Данная модель основана на системоцентрическом и антропоцентрическом подходах к языку и является фрагментом целостной языковой картины мира. Применение комплексной экспериментальной модели к исследованию синонимической сети открывает перспективы для создания на начальном этапе работы словаря дифференциального типа, отражающего семантические различия между синонимами с диффузной семантикой.

Заключение

.

Теоретическое и практическое исследование полевых моделей слов-синонимов с диффузной семантикой в русском языке, результаты которого изложены в данной диссертационной работе, позволяют сделать следующие обобщения.

Полевое исследование было выполнено в русле двух ведущих направлений современной русистики: системоцетрического, основывающегося на использовании собственно лингвистических методов и приемов, и антропоцентрического, связанного с мыслительной деятельностью человека и предполагающего ее экспериментальное изучение. В ходе исследования было обнаружено, что полевая модель системы языка (семантическое поле) хорошо согласуется с психолингвистическими моделями организации лексики в мозгу человека (ассоциативным и метаязыковым полем). Совместное их использование для достижения поставленной цели явилось, на наш взгляд, достаточно продуктивным и позволило выявить дополнительные возможности для более адекватного и полного описания семантических структур анализируемых лексических единиц.

Изучение системных лексических отношений между словами-синонимами в семантическом поле позволило выйти на уровень исследования семантических отношений между близкими по значению лексемами в аспекте синонимической сети — многоуровневой иерархической структуры, образующей семантические поля слов. Синонимическая сеть, включающая группы слов-синонимов, по своим свойствам является открытой. За счет возникновения новых семантических компонентов у лексем она постоянно расширяется.

В качестве основного метода исследования синонимических связей слов как психической составляющей человека в работе использовались методы ассоциативного и метаязыкового (рецептивного) эксперимента. Оба метода обращены к языковому сознанию носителей русского языка. Выявление и описание ассоциативных связей слов-синонимов с диффузной семантикой осуществлялось на уровне концептного значения слова, представленного ассоциативными и метаязыковыми полями анализируемых слов.

В диссертационном исследовании представлен сопоставительный анализ семантических, ассоциативных и метаязыковых полей на примере имен существительных и имен прилагательных. Описание ассоциативных полей выстроено на основе анализа каждого из слов, входящего в поле, с применением метода моделирования и путем применения количественно-качественной методики.

В основе количественного анализа лежит принцип включения в лекси-ко-семантические группы всех ассоциаций, за исключением единичных ассоциаций, способных образовывать лексико-семантические группы, но не способных расширить структуру лексического значения слова. Ассоциации с наибольшим количественным индексом являются главным критерием для включения их в определенную лексико-семантическую группу. Построение качественного (семантико-смыслового) анализа осуществлено путем сопоставления лексико-семантических групп, включающих различные ассоциации.

Ассоциативное поле, выделяемое с учетом системно-языковых параметров, наиболее полно отражает структуру лексического значения слова, представленного в сознании носителей языка. Именно вокруг одного ассоциативного поля объединяется группа различных по грамматической принадлежности и составу группа слов-ассоциатов, которые имеют значительную степень общности.

Ассоциации, образующие ассоциативное поле, помогают выявить минимальные семы, которые являются источником для образования новых лексико-семантических групп, не нашедших отражения в дефинициях известных отечественных толковых словарей. Полученные экспериментальным путем потенциальные лексические образования могут быть включены в структуру словарной статьи толковых словарей дифференциального типа. Лексико-семантические группы и образования, выделенные в рамках ассоциативных полей, отражают индивидуальные особенности языкового сознания носителей русского языка, представляя таким образом специфические особенности индивидуальной языковой картины мира субъекта.

Ассоциативный подход к исследованию семантических связей слов, образующих синонимическую сеть, позволил обнаружить сближение и пересечение лексико-семантических групп лексем в рамках комплекса ассоциаций, включающих наибольший количественный индекс. Такие лексико-семантические группы расширяют семантическую структуру слов, образующих семантическое поле. Вследствие отсутствия стабильно высокого количественного показателя лексико-семантические группы, включающие единичные ассоциации, дополнить семантическую структуру слова не способны. Ассоциативный подход к исследованию ассоциативных связей слов позволил выявить особенности языковой картины мира носителя языка.

В сознании носителя языка формируются коммуникативные фрагменты — устойчивые единицы языка, отражающие распространенные в языке словосочетания и предложения. Сознание носителя языка оперирует коммуникативными фрагментами, которые существуют в памяти целиком, в качестве готовых к употреблению отрезков языкового материала. Коммуникативные фрагменты содержатся в различных зонах ассоциативного поля: ядерной и периферийной. Исходные стимулы, выраженные именами прилагательными, а также глаголами в сравнении с именами существительными в сочетании с зависимым словом образуют большее количество коммуникативных фрагментов.

Вероятность образования коммуникативных фрагментов наиболее высока у слов-стимулов, выраженных именем прилагательным и глаголом. В рамках коммуникативных фрагментов распространенным является парадигматический и синтагматический тип реакций. Для исходных слов-стимулов, выраженных именем существительным, доминирующим является парадигматический тип реакцийу слов-стимулов, выраженных именем прилагательным, доминирует синтагматический тип.

Языковая память говорящих отражает коммуникативные фрагменты, семантическое содержание которых коррелирует с одним из лексико-семантических вариантов, представленных в толковых словарях. Как правило, это первый лексико-семантический вариант. Сознание человека актуализирует коммуникативные фрагменты, исходя из собственного практического опыта взаимодействия с объектом. В качестве наиболее значимых причин выступают приверженность культурной традиции, особенности мышления, менталитета, кругозора, индивидуальные особенности и языковая компетенция человека.

В диссертационном исследовании также применен метод моделирования метаязыковой модели синонимов русского языка. Метаязыковое сознание — это область знания человека о языке, на котором он говорит и который понимает. Сформированный метаязыковым сознанием образ языка является преобразованной реальностью, отражающей уровень развития сознания своего времени, горизонты смысла данной социально-культурной общности.

Метаязыковое поле представляет собой определенным образом структурированную совокупность субъективных дефиниций реципиентов, выделенную на основе общности актуального смысла лексических единиц, формирующегося в рамках текстовой системы с учетом системно-языковых параметров.

В рамках метаязыкового поля сформированы лексико-семантические группы. Лексико-семантические группы образованы путем соотнесения субъективных дефиниций реципиентов с ключевыми словами, которые раскрывают ее семантическую составляющую.

Применение метода субъективных дефиниций позволило получить развернутое понимание слов-синонимов, а также выявить значимые семантические различия между лексемами с диффузной семантикой. Метаязыковой подход к исследованию ассоциативных связей слов, образующих синонимическую сеть, обладает потенциалом семантической дифференциации их значений. С учетом компонентов, не нашедших отражения в дефинициях словарей и в ассоциативном материале АЭ, они позволяют провести грань между семантической общностью значения синонимичных слов, имеющих диффузную семантику, и указать выход за пределы единого сходного значения. Результаты метаязыкового подхода способны расширить семантическую структуру слов.

Сопоставление лексико-семантических групп в рамках семантического, ассоциативного и метаязыкового полей позволило сформировать комплексную экспериментальную модель синонимов с диффузной семантикой.

С помощью результатов проведенного исследования лексическое значение синонимов представлено с учетом трех составляющих — собственно языковой, ассоциативной и метаязыковой, что позволило выйти на качественно иной уровень представления структуры лексического значения слова, которое сформировано с учетом показаний языкового сознания носителей русского языка. Полученные данные доказывают продуктивность использования в русском языкознании метода сопоставления семантических, ассоциативных и метаязыковых полей при исследовании слов-синонимов с диффузной семантикой. В дальнейшем они позволят создавать словари дифференциального типа, включающие значимые семантические различия между словами-синонимами. Проведенное исследование вносит новые данные в изучение лексического значения слова, синонимов русского языка, синонимических сетей, семантического поля.

Однако ряд задач требует дальнейшей разработки. С целью продолжения изучения особенностей лексического значения синонимичных слов и создания на этой основе новых лексикографических словарей необходимо:

1. Расширить круг лексики, которую планируется включить в словарь, остановив свой выбор на конкретных и абстрактных существительных, прилагательных.

2. Разбить отобранные слова на соответствующие тематические группы (по роду обозначаемого предмета или его признака).

3. Путем обращения к контекстной практике употребления слов определить лексико-семантические варианты, в соответствии с которыми употребляются слова.

4. Выявить особенности сознания носителей русского языка с учетом данных свободного и отсроченного эксперимента (для каждого вида в отдельности).

5. На основе системной, ассоциативной и метаязыковой модели смоделировать комплексную экспериментальную модель лексического значения слов с учетом возраста и уровня образования носителей языка.

Заявленные задачи дают возможность выявлять:

1. Актуальные для носителя русского языка компоненты значения;

2. Нестабильные компоненты значения, свидетельствующие о смысловых изменениях, происходящих в языковой системе.

С учетом полученных результатов появится возможность создания комплексной экспериментальной модели лексического значения слова, в которой будут зафиксированы процессы его эволюции. Значимым итогом станет описание динамичной языковой картины мира носителей русского языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. П. Теория ассоциативного поля Электронный ресурс. / В. П. Абрамов. — Кубанский государственный университет. — Режим доступа http: // www.philol.msu.ru/~rlc200 l/abstract/files/lexfraz.doc.
  2. , А. И. Лексическая и словообразовательная синонимия (на материале суффиксальных отсубстантивных глаголов): дис.. канд. филол. наук: 10.02.01. Бийск, 2002. — 182 с.
  3. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие / Сост. Л. Н. Чурилина. 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 416 с.
  4. , П. С. О понятии синонима / П. С. Александров // Лексическая синонимия. -М.: Наука, 1967. С. 38−42.
  5. , Л. П. Об оттенках значений лексических синонимов / Л. П. Алекторова // Синонимы русского языка и их особенности. Сборник статей. Отв. ред. А. П. Евгеньева. — Л.: Наука, 1972. — С. 123−137.
  6. , Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие. / Н. Ф. Алефиренко. М.: Флинта: Наука, 2005. — 416 с.
  7. , Н. А. Психологическая теория значения в исследовании языка / Н. А. Алмаев // Когнитивные исследования: Сборник научных трудов: Вып. 1 / Под ред. В. Д. Соловьева. Институт психологии РАН, Казанский государственный университет, 2006. — С. 28−45.
  8. , В. М. О двух подходах к выделению основных единиц языка / В. М. Алпатов // Вопросы языкознания. 1982. — № 6. — С. 66−73.
  9. , В. М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку / В. М. Алпатов // Вопросы языкознания. 1993. — № 3. — С. 15−26.
  10. , Ю. Д. К проблеме синонима / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1957. — № 6. — С. 67.
  11. , Ю. Д. О понятиях и методах структурной лингвистики / Ю. Д. Апресян // Проблемы структурной лингвистики. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.-С. 141−162.
  12. , Ю. Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики / Ю. Д. Апресян // Проблемы структурной лингвистики. М.: изд-во АН СССР, 1963. — С. 102−150.
  13. , Ю. Д. О некоторых дискуссионных вопросах теории семантики / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1971. — № 1. — С. 23−36.
  14. , Ю. Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка. / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1974. — 368 с.
  15. , Ю. Д. Интегральное описание языка и толковый словарь / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1986. — № 2. — С. 57−70.
  16. , Ю. Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 767 с.
  17. , Ю. Д. Значение и употребление / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 2001. — № 4. — С. 3−22.
  18. , Ю. Д. О московской семантической школе / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 2005. — № 1. — С. 3−30.
  19. , О. С. Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ахма-нова. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. — 296 с.
  20. , О. С. Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 608 с.
  21. , К. И., Блазнова, Н. А. Введение в экспериментальную лингвистику: Учеб. пособие / К. И. Белоусов, Н. А. Блазнова. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. — 139 с.
  22. , В. П. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. М.: Флинта: МПСИ, 2003.-232 с.
  23. , С. Г. К семасиологической интерпретации явления синонимии / С. Г. Бережан // Лексическая синонимия. М.: Наука, 1967. — С. 43−56.
  24. , Н. И. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе : дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Береснева Наталья Ириковна. Пермь, 1997.-205 с.
  25. , И. И. Языковая картина мира / И. И. Богатырева // Русская словесность. 2010. — № 2. — С. 71−74.
  26. , В. М. Семантико-стилистическая группа слов, соотносимых с одним понятием / В. М. Богуславский // Синонимы русского языка и их особенности. Сборник статей. Отв. ред. А. П. Евгеньева. — Л.: Наука, 1972.-С. 154−183.
  27. , Н. С., Бабенко, И. И., Васильева, А. А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль /
  28. Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2001. — 331 с.
  29. , Н. С., Филологический анализ текста. Часть IV: методы исследования: пособие для филологов. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. — 119 с.
  30. , В. И. А. А. Потебня и когнитивная лингвистика / В. И. Болотов // Вопросы языкознания. 2008. — № 2. — С. 82−96.
  31. , А. В. Полевые структуры в системе функциональной грамматики / А. В. Бондарко // Проблемы функциональной грамматики (полевые структуры). СПб.: Наука, 2005. — С. 12−28.
  32. , Л. М. Опыт выделения семантического поля / Л. М. Босова // Семантические и прагматические аспекты анализа основных языковых единиц: Межвузовский сборник. Барнаул: изд. АГУ, 1982. — 203 с.
  33. , А. А. О двойственном характере синонимии / А. А. Брагина // Русский язык в школе. 1973. -№ 3. — С. 81−86.
  34. , А. А. Семантические отношения между синонимами и антонимами (роль негативных форм) / А. А. Брагина // Русский язык в школе. -1979.-№ 5.-С. 95−97.
  35. , И. А. Значение слова как единица индивидуального сознания (психолингвистический аспект) / И. А. Бубнова // Вопросы психологии. -2007.-№ 5.-С. 13−19.
  36. , Р. А. Введение в науку о языке / Р. А. Будагов. М.: Добросвет-2000, 2002. — 544 с.
  37. , И. JI. Родной язык и формирование духа / Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 232 с.
  38. , И. Л. Язык и философия / И. Л. Вайсгербер // Вопросы языкознания. 1993. — № 2. — С. 123−162.
  39. , Л. М. Проблема лексического значения и вопросы синонимии / Л. М. Васильев // Лексическая синонимия. М.: Наука, 1967. — С. 16−26.
  40. , Л. М. Теория семантических полей / Л. М. Васильев // Вопросы языкознания. 1971.-№ 5.-С. 105−113.
  41. , Л. М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
  42. , А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. Отв. ред. М. А. Кронгауз, вступ. ст. Е. В. Падучевой. М.: Русские словари, 1997. — 416 с.
  43. , В. В. Лексикология и лексикография: Избранные труды. М: Наука, 1977.-312 с.
  44. , О. С., Эйслер, Н. А. Выявление систем словесных связей при регистрации сосудистых реакций / О. С. Виноградова, Н. А. Эйслер // Вопросы психологии. 1959. — № 2. — С. 101−110.
  45. , Т. Г. Синонимы / Т. Г. Винокур // Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — 2003. — 704 с. — с. 469.
  46. , О. В. Паронимы и синонимы / О. В. Вишнякова // Русский язык в школе. 1967. — № 3. — С. 101−102.
  47. , М. В. Поля, категории и концепты в грамматической системе языка / М. В. Всеволодова // Вопросы языкознания. 2009. — № 3. — С. 7699.
  48. , Г. П. К вопросу о роли взаимозаменяемости при выделении и определении синонимов / Г. П. Галаванова // Синонимы русского языка и их особенности. Сборник статей. Отв. ред. А. П. Евгеньева. — Л.: Наука, 1972. -С. 112−122.
  49. Галкина-Федорук, Е. М. Синонимы в русском языке / Е. М. Галкина-Федорук // Русский язык в школе. 1959. — № 3. — С. 6−14.
  50. , Н. Б. Семантизация мотивированных слов носителями языка: ав-тореф. дис.. канд. фил. наук: 10.02.01 / Н. Б. Глотова- Кемеровский гос. унт. Кемерово, 2003. — 23 с.
  51. , Н. Д. Опыты ассоциативного измерения содержательного расстояния между словами и словоформами на концептном уровне. Статья 1 / Н. Д.
  52. , И. Б., Розенталь, Д. Э. Использование синонимов и антонимов в речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь // Русский язык в школе. 1985. — № 5. -С. 24−28.
  53. , А. С. О переменном характере лексической синонимии / А. С. Горбачевич // Лексическая синонимия. М.: Наука, 1967. — С. 74−78.
  54. , Б. Ю. К проблеме семантической типологии / Б. Ю. Городецкий. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1969. — 562 с.
  55. , Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента / Е. И. Горошко. Харьков- М.: Изд. группа «РА-Каравелла», 2001. -С. 197−258.
  56. , В. Избранные труды по языкознанию / В. Фон Гумбольдт. -М.: Прогресс, 1984. 397 с.
  57. , В. Избранные труды по языкознанию / В. Фон Гумбольдт // Пер. с нем. / Общ. ред. Г. В. Рамишвили- Послесл. А. В. Гулыги и В. А. Зве-гинцева. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. — 400 с.
  58. Гуц, Е. Н. Психолингвистическая и семантическая проблематика вербальных ассоциаций // Вестник Омского университета. 2005. — № 2. — С. 8285.
  59. , В. Н. Семантическое поле как функция / В. Н. Денисенко // Филологические науки. 2002. — № 4. — С. 44−52.
  60. , В. М. Синонимика в области словообразования имён существительных (на материале суффиксально-префиксальных образований) / В. М. Дерибас // Русский язык в школе. 1967. — № 6. — С. 67−72.
  61. , Т. А., Брагина, Н. Н. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Вопросы философии. -1993.-№ 4.-С. 125−134.
  62. , Н. Г. Теория семантического поля на современном этапе развития семасиологии / Н. Г. Долгих // Филологические науки. 1973. — № 1. — С. 89−98.
  63. , А. П. Проект словаря синонимов / А. П. Евгеньева. М.: Советская энциклопедия, 1964. — С. 9.
  64. , А. П. О некоторых особенностях лексической синонимии русского языка / А. П. Евгеньева // Лексическая синонимия М.: Наука, 1967. -С. 56−74.
  65. , О. Н. Ассоциативное поле существительных с семантикой чувства / О. Н. Емельянова // Русский язык в школе. 1993. — № 6. — С. 73−75.
  66. , О. П. Синонимия производных слов с одинаковой словообразовательной структурой / О. П. Ермакова // Русский язык в школе. 1977. -№ 1. — С. 74−79.
  67. , А. И. Стилистика художественной речи / А. И. Ефимов. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: МГУ, 1961. — 519 с.
  68. , А. В., Жуков, К. А. Семантика неопределенности (о словах и фразеологизмах с размытым и широким значением) / А. В. Жуков, К. А. Жуков // Вестник Новгородского государственного университета. 2003. -№ 25. — С. 106−110.
  69. , М. И. К основаниям системной типологии синонимов / М. И. Задорожный // Филологические науки. 2001. — № 2. — С. 64−74.
  70. , А. А. Значение слова и возможности его описания / А. А. За-левская // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Ин-т языкознания РАН, 1998. — С. 35−54.
  71. , А. А. Языковое сознание: вопросы теории / А. А. Залевская // Вопросы психологии. 2003. — № 1. — С. 30−34.
  72. , А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды / А. А. Залевская. М.: Гнозис, 2005. — 543 с.
  73. , А. Феномен многозначности и способы его описания / А. Зализняк // Вопросы языкознания. № 2. — 2004. — С. 20−45.
  74. , В. А. Очерки по общему языкознанию: монография / В. А. Звегинцев. -М.: издательство Московского университета, 1962. 384 с.
  75. , В. А. Л. В. Щерба и В. Гумбольдт / В. А. Звегинцев // Теория языка. Методы его исследования и преподавания. К 100-летию со дня рождения Льва Владимировича Щербы. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. -С. 97−102.
  76. , Л. Г. Сущностные свойства языковой системы и вариативность ее элементов / Л. Г. Зубкова // Явление вариативности в языке: Материалы всероссийской конференции (13−15 декабря 1994 г.). Кемерово: Кузбас-свузиздат, 1997.- С. 3−15.
  77. , Л. Г. Язык как форма. Теория и история языкознания: Учеб. Пособие (часть I) / Л. Г. Зубкова. М.: РУДН, 1999.-237 с.
  78. , Е. А. К вопросу о взаимоотношении понятия варианта с понятием синонима / Е. А. Иванникова // Синонимы русского языка и их особенности. Сборник статей. Отв. ред. А. П. Евгеньева. — Л.: Наука, 1972. -С. 138−153.
  79. , Е. В. Язык личности: аспекты изучения / Е. В. Иванцова // Явление вариативности в языке: Материалы всероссийской конференции (13−15 декабря 1994 г.) / Кемеровский государственный университет. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.-С. 162−169.
  80. , А. В. Лексика русского языка: учеб пособие / А. В. Калинин. -М.: Издательство Московского университета, 1966.
  81. , Ю. Н. Структура лексико-семантического поля / Ю. Н. Караулов // Филологические науки. 1972. — № 1. — С. 57−68.
  82. , Ю. Н. Вторичные размышления об эксперименте в языкознании / Ю. Н. Караулов // Теория языка. Методы его исследования и преподавания. К 100-летию со дня рождения Льва Владимировича Щербы. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. С. 135−140.
  83. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность: монография / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. — 263 с.
  84. , В. Б. Бытовая философия языка и языковые контрасты Электронный ресурс. / В. Б. Кашкин // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3. — Воронеж: ВГТУ, 2002. — Режим доступа http: // www.philology.ru/linguisticsl/kashkin-02.htm.
  85. , С. В. Семантическое поле как система / С. В. Кезина // Филологические науки. 2004. — № 4. — С. 79−86.
  86. , А. Е. Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры / А. Е. Кибрик // Вопросы языкознания. 2008. — № 4. — С. 51−77.
  87. , И. М. Две ипостаси содержания речи: значение и смысл / И. М. Кобозева // Язык о языке: сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. — 624 с.
  88. , И. М. Лингвистическая семантика: Учебное пособие / И. М. Кобозева. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 352 с.
  89. , И. М. Категории интенциональности и когнитивности в современной лингвистике Электронный ресурс.: учеб. пособие / И. М. Кобозева, 2004: Режим доступа: pi.sfedu.ru/rspu/resources/forlinguists/./koboz ucheb posob.doc.
  90. , Е. А. Золотые слова. Синонимия языка как важнейшее средство стилистики (Урок стилистики в 11 классе) / Е. А. Клочкова // Русская словесность. 2007. — № 6. — С. 56−60.
  91. , В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. Л.: Просвещение, 1971.- 128 с.
  92. , В. И. Лексико-семантические группы слов / В. И. Кодухов. -Л.: Просвещение, 1995. -28 с.
  93. , С. М. Средства выражения степени величины признака: синонимы и антонимы / С. М. Колесникова // Русский язык в школе. 1999. -№ 1. — С. 78−82.
  94. , О. М. Синонимичны ли слова «иной» и «другой»? / О. М. Корчажкина // Русский язык в школе. 2001. — № 5. — С. 70−75.
  95. , Е. Л. К понятию «Семантическое поле» и методам его изучения / Е. Л. Кривченко // Филологические науки. 1973. — № 1. — С. 99−103.
  96. , Е. Л. Принципы организации некоторых лексических микросистем / Е. Л. Кривченко // Функциональные и структурные особенности номинативных единиц в языках различных типов. Межвузовский сборник. -Саратов: СПИ им. К. А. Федина, 1987. С. 3−11.
  97. , М. А. Семантика: Учебник для вузов / М. А. Кронгауз. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. — 399 с.
  98. , М. А. Семантика: Учеб. для студ. лингв, фак. высш. учеб. заведений / М. А. Кронгауз. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
  99. , JI. П. Эвфемистические способы выражения в современном русском языке / Л. П. Крысин // Русский язык в школе. 1994. — № 5. — С. 7682.
  100. , Л. П. Что изучает лексическая семантика / Л. П. Крысин // Русский язык в школе. 2001. — № 3. — С. 32−39.
  101. , А. И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования / А. И. Кузнецова. М.: Изд. МГУ, 1963 — 59 с.
  102. , Э. В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для фи-лол. фак. ун-тов / Э. В. Кузнецова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1989.-216 с.
  103. , Дж. Лингвистическая семантика: Введение / Пер. с англ. В. В. Морозова и И. Б. Шатуновского- Под общ. ред. И. Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 400 с. — (Язык. Семиотика. Культура.).
  104. B. М. Шукшина (3−5 декабря 1998 г.) В 2 т. Бийск: НИЦ БиГПи, 1998. Т.11. C. 285−290.
  105. , С. В. Интегративная модель близости значения слов / С. В. Лебедева // Вопросы психолингвистики. 2007. — № 5. — С. 27−30.
  106. Лексическая синонимия / Отв. ред. С. Г. Бархударов. М.: Наука, 1967.- 180 с.
  107. , А. А. Методологические проблемы сознания. Языковое сознание и образ мира / А. А. Леонтьев // Язык и сознание: парадоксальная реальность. М.: ИЯ РАН, 1993. — с. 35−39.
  108. , А. А. Методы психолингвистики / А. А. Леонтьев // Основы психолингвистики: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. 4-е изд., испр. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. — С. 7381.
  109. , Л. П. Языковая картина мира и ее описание в философии языка В. Фон Гумбольдта / Л. П. Лобанова // Филологические науки. 2010. -№ 1. — С. 64−74.
  110. , А. Р. Объективное исследование динамики семантических систем / А. Р. Лурия, О. С. Виноградова // Семантическая структура слов. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971.-е. 27−62.
  111. , Г. А. Вербальные ассоциации и организация лексикона человека / Г. А. Мартинович // Филологические науки. 1989. — № 3. — С. 3945.
  112. , Г. А. Типы вербальных связей и отношений в ассоциативном поле / Г. А. Мартинович // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 143−146.
  113. , Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента Электронный ресурс. / Г. А. Мартинович // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 93−99. — Режим доступа: http: // www.voppsy.ru/issues/1993/932/932 093.htm.
  114. , Г. А. Вербальные ассоциации в ассоциативном поле: монография / Г. А. Мартинович. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. — 72 с.
  115. , В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие / В. А. Маслова. М.: Флинта: Наука, 2004. — С. 55−73.
  116. , А. Ю. Введение в прагмалингвистику: учеб. пособие / А. Ю. Маслова. М.: Флинта: Наука, 2007. — 152 с.
  117. , В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
  118. , Б. И. Работа над синонимами одно из средств обогащения словарного запаса / Б. И. Матвеев // Русская словесность. — 2001. — № 2. — с. 63−69.
  119. , Г. П. О типах дуализмов языкового знака чувства / Г. П. Мельников // Филологические науки. 1971. — № 5. — С. 58.
  120. , Н. В. Семантическое поле «Костюм» в культурологическом пространстве русского языка / Н. В. Милова: Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Н. В. Милова- Московский гос. лингвистический ун-т. Москва, 2009.-18 с.
  121. , М. С. Объективное и субъективное в слове / М. С. Мило-ванова // Русская словесность. 2007. — № 5. — с. 76−78.
  122. , П. Ф. Из опыта анализа семантической структуры слова / П. Ф. Монахов // Вопросы лингвистической семантики: Сб. / Отв. ред. И. П. Су-сов. Тула: ТГПИ, 1976. — С. 54−61.
  123. , В. В. Идеографические словари / В. В. М.: Издательство Московского университета, 1970. — 71 с.
  124. , А. В. Межъязыковой синонимический ряд как реализация се-мантико-деривационного потенциала русского слова / А. В. Морозов // Филологические науки. 2003. — № 4. — С. 77−83.
  125. , Л. А. Синонимические функции слов / Л. А. Новиков // Русский язык в школе. 1968. — № 1. — С. 11−23.
  126. , H. К., Никитина, Е. Н. Синонимия простого и сложного предложения (в полипредикативных предложениях) / Н. К. Онипенко, Е. Н. Никитина // Русская словесность. 2007. — № 4. — С. 37−44.
  127. , Е. В. К структуре семантического поля «Восприятие» (на материале глаголов восприятия в русском языке) / Е. В. Падучева // Вопросы языкознания. 2001. — № 4. — С. 23−44.
  128. , М. Ф. Синонимы в русском языке / М. Ф. Палевская. М.: Просвещение, 1964. — 128 с.
  129. , М. Ф. Проблема синонимического ряда, его границ и возможности выделения доминанты / М. Ф. Палевская // Лексическая синонимия М.: Наука, 1967. — С. 94−104.
  130. , М. Ассоциативное поле как инструмент анализа значения слова (на материале греческого языка) Электронный ресурс.: автореф. дисс.. канд. филол. наук / М. Патсис. М., 2005. — Режим доступа http: // http://psycholing.narod.ru/auto/patsis.html.
  131. , В. Ф. Психосемантика сознания Электронный ресурс. / В. Ф. Петренко. М.: из-во Мое. ун-та, 1988. — Режим доступа: http://ethnopsyhology.narod.rU/libr/P/petrenko.htm.
  132. , В. Ф. К проблеме построения образа мира: психосемантический аспект / В. Ф. Петренко // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. Сб. статей / Институт языкознания РАН. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. — 296 с.
  133. , Е. В. О развитии системного подхода в лингвистике / Е. В. Пономаренко // Филологические науки. 2004. — № 5. — С. 24−33.
  134. Попова, 3. Д. Полевые структуры в системе языка: коллективная монография / науч. ред. 3. Д. Попова. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1989. — 200 с.
  135. Попова, 3. Д., Стернин, И. А. Очерки по когнитивной лингвистике: монография / 3. Д. Попова, И. А Стернин- Воронежский государственный университет. Воронеж: Истоки, 2001. — 192 с.
  136. Попова, 3. Д., Стернин, И. А. Язык и национальная картина мира: брошюра для студентов и аспирантов / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: «Истоки», 2003. — 60 с.
  137. , А. А. Эстетика и поэтика: монография / А. А. Потебня. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
  138. , А. А. Полное собрание трудов: Мысль и язык / А. А. Потебня // Подготовка текста Ю. С. Рассказова и О. А. Сычева. Комментарии Ю. С. Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. — 300 с.
  139. , Л. С. Синонимы в словаре и художественном тексте / Л. С. Пухаева // Русский язык в школе. 1993. — № 4. — С. 84−89.
  140. , О. А. Язык как миросозидание: Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства / Под ред. О. А. Радченко. М.: Едиториал УРСС, 2005.-312 с.
  141. , Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. 4-е изд. — М.: Дрофа, 1999.-368 с.
  142. МАН ВШ, д.ф.н., профессора Н. Б. Лебедевой. Вып. 1. — Кемерово: РА «Меркурий», 2006а. — С. 54−57.
  143. , Е. М. Звенья одной цепи (об омонимии и синонимии) / Е. М. Ручимская // Русская речь. 2009. — № 4. — С. 65−67.
  144. , Н. А. Структура фразео-семантического поля пространства / Н. А. Сабурова // Филологические науки. 2002. — № 2. — С. 81−88.
  145. , Н. В. Взаимодействие слова и текста в деривационном аспекте: автореф. дис.. канд. фил. наук: 10.02.01 / Н. В. Сайкова- Алтайский гос. ун-т. Барнаул, 2002. — 22 с.
  146. , Е. Г. О минимальных значениях / Е. Г. Сапогов // Вопросы лингвистической семантики: Сб. / Отв. ред. И. П. Сусов. Тула: ТГПИ, 1976. с. 44−54.
  147. , К. Ф. Принципы построения современной отечественной психолингвистики / К. Ф. Седов // Вопросы психологии. 2007. — № 5. — С. 105 110.
  148. , И. А. Восприятие стилистических синонимов носителями русского языка / И. А. Смирнова: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19. / И. А. Смирнова. Бийск, 2004. — 191 с.
  149. , П. А. Компонентный анализ значений глагола на основе словообразовательного признака / П. А. Соболева // Проблемы структурной лингвистики. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — С. 175−189.
  150. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.- под ред. П. А. Леканта. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2001. — 560 с.
  151. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. пед. ин-тов / П. А. Лекант, Н. Г. Гольцова, В. П. Жуков- Под ред. П. А. Леканта. 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988. — 416 с.
  152. Современный русский язык: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1978. 463 с.
  153. , Ю. П., Альбрехт, Ф. Б. Современный русский язык. Лексика и фразеология (сопоставительный аспект): учеб. для студ. филол. факультетов и факультетов иностранных языков / Ю. П. Солодуб, Ф. Б. Альбрехт. М.: Флинта: Наука, 2002. — 264 с.
  154. , В. А. Современные тенденции выделения поля / В. А. Соло-маха // Психолингвистические исследования: Слово и текст: сб. науч. ст. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. С. 95−101.
  155. , Т. С. Функциональные основы теории грамматической синонимии / Т. С. Сорокина // Вопросы языкознания. 2003. — № 3. — С. 92−112.
  156. , Ф. Труды по языкознанию / Пер. с французского языка под ред. А. А. Холодовича. М.: Прогресс, 1977. — 696 с.
  157. , Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. изд. 4-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 213 с.
  158. , Ю. С. Имена, предикаты, предложения (семиологическая грамматика) / Под. ред. д-ра филол. наук Ю. Н. Караулова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 360 с.
  159. , И. А., Быкова, Г. В. Концепты и лакуны / И. А. Стернин, Г. В. Быкова // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. — М.: ИнЯз, 1998. — С. 55−67.
  160. , И. А. Методика лингвоконцептологического исследования / И. А. Стернин // Ментальность и язык: коллективная монография / отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: КемГу, 2006. — С. 103 — 146.
  161. , И. А. Психолингвистика и концептология / И. А. Стернин // Вопросы психологии. 2007. — № 5. — С. 33−40.
  162. , Е. Н. Лингвоперсонологическое функционирование принципов русской орфографии / Е. Н. Татаринцева: автореф. дисс.. канд. филол. наук. Барнаул, 2007 — 20 с.
  163. , Р. Некоторые эпистемологические проблемы психолингвистики // Психолингвистика: Сб. статей / Под общ. ред. А. М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. — С. 336−351.
  164. , Е. Б. Альтернативная лингвистика: учеб. пособие к спецкурсу / Е. Б. Трофимова. Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. — 76 с.
  165. , А. А. К вопросу о лексико-семантической системе языка / А. А. Уфимцева // Вопросы языкознания. 1962. — № 4. — С. 44−46.
  166. , А. А. Некоторые вопросы синонимии / А. А. Уфимцева // Лексическая синонимия. М.: Наука, 1967. — С. 26−38.
  167. , А. А. Слово в лексико-семантической системе языка / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1968. — 272 с.
  168. , Н. В. Развитие стратегий осознания значения слова в онтогенезе / Н. В. Уфимцева // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: КГУ, 1983. — С. 115−154.
  169. , Н. В. Языковое сознание как отражение социокультурной реальности / Н. В. Уфимцева // Вопросы психологии. 2003. — № 1. — С. 102 110.
  170. , М. И. Лексика современного русского языка: учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. М. Шанского. М.: Высшая школа, 1973. — 152 с.
  171. , М. И. Современный русский язык. Лексикология: учебник для институтов и ф-тов иностр. яз. / М. И. Фомина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1983. — 335 с.
  172. , Ж. И. Методика анализа значения слова в языковом сознании носителей русского языка / Ж. И. Фридман // Вопросы психолингвистики. -2007. -№ 5. -С. 78−82.
  173. , Р. М. Психолингвистика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р. М. Фрумкина. 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
  174. , Р. И. Однокоренные слова и синонимия / Р. И. Хашимов // Русский язык в школе. 1972. — № 3. — С. 87−92.
  175. , Н. В. Измерение семантического расстояния между лексемами «количество численность — число» на основе сопоставления их ассоциативных полей / Н. В. Цепелева // Филология и человек. — 2009а. — № 4. — С. 171−179.
  176. , Н. В. Синонимическая сеть как фрагмент семантического и ассоциативного полей (на материале лексем «откровенность чистосердечность — искренность») / Н. В. Цепелева // Мир науки, культуры, образования. -2010 В.-№ 3 (22).-С. 13−17.
  177. , И. В. Системоцентрическая и антропоцентрическая модель представления синонимических отношений в лексике / И. В. Цепелева // Филология и человек. 2010 г. — № 4. — С. 194−209.
  178. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи (Раздел 2. Обеспечение речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона): Академия наук СССР, институт языкознания / Ответств. редактор д.ф.н. Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  179. , А. Я. Распределение слов в тексте и выделение семантических полей / А. Я. Шайкевич // Иностранные языки в высшей школе. М.: Росвузиздат, 1963. — Вып.2. — С. 14−26.
  180. , М. В. Экспериментальные исследования и когнитивный анализ / М. В. Шаманова // Вопросы психологии. 2007. — № 5. — С. 84−90.
  181. , Н. М. Стилистическое использование синонимов и омонимов / Н. М. Шанский // Русский язык в школе и дома. -1−2003. № 6. — С. 1−4.
  182. , Н. О. Слово и познание // Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. унт, 2004. — Вып. 3. — С. 140−146.
  183. , М. Г. Деривационное измерение лексики: системный аспект: монография / М. Г. Шкуропацкая- Науч. ред. Н. Д. Голев. Изд-во Алт. ун-та, 2003.-388 с.
  184. , М. Г. Аспекты семантики предложения: учебное пособие по спецкурсу / М. Г. Шкуропацкая- Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. — 186с.
  185. , Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка / Д. Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1964. — 244 с.
  186. , Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка): монография / Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1973. — 278 с.
  187. , Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики: монография / Д. Н. Шмелев. Изд. 2-е, стереотип. М.: Комкнига, 2006. — 280 с.
  188. , Н. Ф. Из наблюдений над однокоренными синонимами в современном русском языке / Н. Ф. Шумилов // Русский язык в школе. 1963. -№ 3. — С. 15−17.
  189. , А. А. Синонимия как ментально-языковая категория (на примере лексической и словообразовательной синонимии русского языка): дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / А. А. Шумилова. Кемерово, 2009. — 273 с.
  190. , Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. — С. 24−39.
  191. Щур, Г. С. Теории поля в лингвистике: монография / Г. С. Щур. М.: Наука, 1974. — 255 с.
  192. Dornseiff, F. Der deutsche Wortschatz nach Sachgrappen. Berlin, 1933. -922 s.
  193. Jolles, A. Antike Bedeutungsfelder // Beitrage zur Geschichte der Deutschen Sprache und Literatur. Bd. 58. — 1934. 97−109.
  194. Ipsen, G. Der alte Orient und die Indogermanen // Stand und Aufgaben der Sprachwissenschaft: Festschrift fur W.Streitberg. Heidelberg: Winter, 1924. 200−237.
  195. Ipsen, G. Der neue Sprachbegriff. «Zeitschrift fur Deutschkunde», LeipzigBerlin. 1932.-Bd. 46, Hf.I.
  196. Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors we live by. Chicago- London: The University of Chicago, 1980.
  197. , W. 1934 Wesenhafte Bedeutungsbeziehungen // BeitrGDSL 1934. -Bd. 58, 70−97.
  198. Trier, J. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes. Heidelberg: Winter, 1931. Bd. 1. — 347 s.
  199. Wierzbicka, A. Semantics, culture, and cognition. Universal human concepts in culture-specific configurations. New York: Oxford University Press, 1992. -487 p.1. Словари:
  200. , Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: ок. 5 ООО синонимических рядов. Более 20 ООО синонимов / Н. Абрамов. 6-е изд., стереотип. — М.: Русские словари, 1996. — 502 с.
  201. Александрова, 3. Е. Словарь синонимов русского языка: ок. 9 ООО синонимических рядов / Под ред. JL А. Чешко. 5-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1986.-600 с.
  202. , О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. -М.: издательство «Советская энциклопедия», 1966. 608 с.
  203. , В. И. Словарь живого великорусского языка / В. И. Даль М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. — Т. 1—4.
  204. , Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. В 2-х тт. — М.: Русский язык, 2000. — Т.1. А-О. — 1209 е.- Т.2. П-Я. — 1088 с.
  205. Малый академический словарь в 4 томах Электронный ресурс. Режим доступа: http: //mas-dict.narod.ru/.
  206. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый выпуск / Под общим рук. акад. Ю. Д. Апресяна. 2-е изд., испр. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 552 с.
  207. , С. И. Толковый словарь современного русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2004. — 944 с.
  208. , Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. 2-е изд., испр. — М.: Рольф, 2001. — 832 с.
  209. Словарь синонимов русского языка / ИЛИ РАН / Под ред. А. П. Евгенье-вой. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002. -656 с.
  210. Словарь синонимов русского языка // Электронный ресурс. Режим доступа: http: // metromir.ru/downloads/.
  211. Словарь-тезаурус синонимов русской речи / Под общ. ред. проф. JI. Г. Ба-бенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. — 512 с.
  212. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. От ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Азбуковник», 2007. — 370 с.
  213. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. В 4-х тт. -М., 1935−1940.
  214. Casares J. Diccionario ideologico de la lengua Espanola / Julio Casares. Barcelona: Biblograf, 1995. — XIX, 1625 p.
  215. The Original Roget’s Thesaurus of English Words and Phrases / Ed. by R.A. Dutch. New York: St. Martin’s Press, 1965. lxxx, 1405 p.
Заполнить форму текущей работой