Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы детской литературы в азербайджанской советской поэзии (на основе творчества Мехти Сеидзаде)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная цель исследования состоит в изучении важнейших проблем азербайджанской советской детской литературы, без чего невозможно правильное определение ее роли и функций. Творчество М. Сеидзаде прекрасно отражает в разнообразных по форме и жанру произведениях, созданных на основе принципов партийности и народности, важнейшие вопросы современности, проблемы, играющие болыцую роль в деле… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Вопросы обучения и воспитания детей лирике поэта. 17 а) Семья и школа. 17 б) Любовь к родине, природе и труду
  • ГЛАВА II. Конфликт и его художественное решение. 71 а) Поэмы. 71б) Драмы
  • ГЛАВА III. Переводческое искусство
  • ГЛАВА 1. У. К вопросу о художественном мастерстве

Проблемы детской литературы в азербайджанской советской поэзии (на основе творчества Мехти Сеидзаде) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика.

Азербайджанская советская поэзия, новаторская по своему характеру, впитала в себя и творчески переработала богатый опыт фольклорной и классической поэтической традиции, усвоила дучшие достижения русской и мировой литературы. Развиваясь в контексте общесоюзного литературного процесса, азербайджанская советская поэзия постоянно обогащается в процессе общения с русской советской литературой и литературой других братских народов.

Основные признаки и особенности развития азербайджанской советской поэзии присущи и поэзии, создаваемой для детей, которая составляет важную часть азербайджанской детской литературы.

В поэзии для детей, как и в целом в детской литературе, выдвигаются на передний план вопросы воспитания и обучения, проблемы семьи и школы. Главной ее целью является формирование характера советского человека.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР всегда ставили и ставят в центр внимания современное состояние и развитие нашей литературы, и в том числе детской литературы, совместно с соответствующими организациями обсуждают назревшие вопросы, принимают конкретные решения*.

Огромное значение воспитания нового советского человека было особо подчеркнуто на ХХУ1 съезде нашей партии, где отмечалось, что художник должен отвечать на зацросы времени, писать о вопросах важных, волнующих, вызывающих глубокие раздумья, создавать.

I Постановления: «Об издательстве «Молодая гвардия», от 29 декабря 1931 г. — «Об учебниках начальных и средних школ», от 12 февраля 1933 г.- См.: О партийной и советской печати.- Сб.документов.- М., 1964, с. 425,435 — «О мерах дальнейшего развития детской литературы», от 8 апреля 1969 г. — «Детям — больщую литературу.-Пленум Ш Азербайджана от 20 февраля 1972 г. и т. д. совершенные произведения*.

Больше задачи в свете этих решений стоят и перед детской литературой, как одной из составных частей многонациональной советской литературы.

В своей речи на Ш Всероссийском съезде (2 октября 1920 года) Коммунистического союза молодежи В. И. Ленин говорил: «.•.в известном смысле можно сказать, что именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. Ибо ясно, что поколение работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в лучшем случае может решить задачу уничтожения основ старого капиталистического быта, построенного на эксплуатации. Оно в лучшем случае сумеет решить задачи создания такого общественного устройства, которое помогло бы пролетариату и трудовым классам удержать власть в своих руках и создать прочный фундамент, на котором может строить только поколение, вступающее в работу уже при новых условиях, при такой обстановке: когда нет эксплуататорского отношения между людьми» ^.

Время показало, насколько прав был В. И, Ленин. Известно, какими активными, полезными гражданами стали люди, родившиеся и воспитывавшиеся при советском строе, получившие образование в советских школах. Известно и то, какая огромная ответственность ложится на советскую школу, призванную обучать и воспитывать строителей будущего общества.

Правда, наши школы совершили большие дела в этой области. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться, довольствоваться достигнутым.

Как отметил на У1 съезде учителей Азербайджана 18 мая 1978 г.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981, с. 62.

2 Ленин В. И. О литературе и искусстве.- М.: Худ.

литература

1967, с. 440. член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР тов.Г. А. Алиев: «Требования к уровню подготовки, квалификации, сознания современного рабочего, колхозника, инженера, агронома, ученого определяются задачами нынешнего этапа комк^унистического строительства. Наша школа призвана готовить образованных людей, хорошо понимающих законы развития природы и общества, имеющих навыки творческого мышления. Сегодня уже невозможно делать главную ставку на усвоение учащимися определенной суммы фактов. Важно прививать им умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации» *.

Таким образом, перед советской школой и учителями поставлены большие задачи. Не менее важные задачи стоят и перед творцами художественных ценностей, которые имеют немалые заслуги и несут определенную ответственность в деле воспитания молодежи. Ибо в школах в основном изучаются и пропагандируются их произведения.

Еще в первые годы советской власти, учитывая важную роль литературы в воспитании подрастающего поколения, выдающийся педагог и революционер Н. К. Крупская писала: «Необходимо создать богатую детскую литературу, из которой ребята могли бы черпать как можно больше знаний». Преподнося в доступной форме разносторонние знания, детская литература одновременно учит жить, бороться, зовет к светло^ будущему.

Уместно вспомнить в этой связи слова критика И. Мотяшова: «Мы хорошо знаем, что значил Гайдар в советской детской литературе 30-х годов. Об этом написаны десятки книг и исследований.

1 Алиев Г. А. Воспитывать идейно убежденных, всесторонне развитых строителей коммунизма. Речь на У1 съезде учителей Азербайджана 18 мая 1978 г. — Баку: Азернещр, 1978, с. 10.

2 Крупская Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах, т.8,-М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960, с. 171.

Мы знаем о выдающейся роли Гайдара в воспитании Кошевых и Космодемьянских, вставших в трудный для Родины час на защиту ее свобог ды и чести" .

Это высказывание, подчеркивающее огромную воспитательную, во-одппевляицую роль детской литературы, касается произведений А. Гайдара, но оно с полным основанием может быть отнесено и к творчеству многих других детских писателей. И не случайно, что изучение детской литература, ее роли и путей развития, поднятых и решаемых ею проблем были и остаются одним из важнейших воцросов литературоведения. Без детской литературы невозможно представить себе полную научцую картину литературного процесса, постичь всю действенную силу художественного слова.

Поскольку азербайджанская детская литература является органической частью всей советской детской литературы, в ней нашли свое специфическое художественное решение проблемы, волнующие всех пи-щущих для детей авторов. Яркое отражение эта проблематика получила в творчестве видного детского писателя Мехти Сеидзаде (19 061 976), являющегося одним из основоположников, создателей азербайджанской советской детской литературы.

М.Сеидзаде — поэт, почти полностью посвятивший детям свое творчество. Вполне понятно, что поэзия для детей имеет свою специфику, сравнительно с детской прозойкак и поэзия вообще, она отличается особой силой эмоционального воздействия, лаконизмом, емкостью мысли, оперативностью, скрепленная рифмой, она легко запоминается, привлекая красотой и музыкальностью. Эти качества детской поэзии — то, что дети заучивают наизусть и декламируют стихи поэтов — еще более увеличиваю®ответственность поэтов, пи-щутцих для детей. С другой стороны, эта поэзия требует особенно.

I Мотяшов И. Правофланговый. Детская литература-1979. — М. :Дет.

литература

1979, с. 87. внимательного изучения.

Этим и определяется актуальность избранной наш темы «Проблемы детской литературы в азербайджанской советской поэзии», в которой на основе творческого наследия М. Сеидзаде мы постарались осветить важнейшие проблемы азербайджанской советской детской литературы.

Актуальность темы

.

Вся жизнь, творчество, талант, многогранная литературная и общественная деятельность М. Сеидэаде были направлены на осуществление такого трудного, благородного и почетного дела, как создание и развитие азербайджанской советской детской литературы, завоевание его достойного места среди детских литератур народов СССР.

Можно смело утверждать, что жизнь и творчество М. Сеидзаде неотделимы от цути развития, пройденного азербайджанской советской детской литературой.

На протяжении более пятидесяти лет он написал и издал свыше семидесяти пяти книг, сконцентрировал в своем творчестве важнейшие черты детской литературы, постарался дать ответ на самые злободневные вопросы нашего времени.

Жизнь и творчество М. Сеидзаде широко известны в нашей республике. Его произведения, переведенные на языки братских народов, и в первую очередь на русский язык, повсюду были встречены с одобрением и симпатией. С первых дней установления Советской власти в Азербайджане и до конца жизни (т.е. с 1920 г. по 31 августа 1976 г.) он вдохновенно и неустанно творил. Расцвет, развитие его творческой судьбы в какой-то мере стали историей развития советской детской литературы в Азербайджане.

Плечом к плечу со своими друзьями по перу — А. Шаиком, М. Рза-кулизаде, М. Дильбази, З. Джаббарзаде, Т. Эльчином, а также с пищу-щими в основном для взрослых М. Цушвигом, Р. Рза, М. Рагимом и др. он создал ныне существующую азербайджанскую советскую детскую литературу. Несмотря на то, что, наряду с детской литературой, он писал произведения для взрослых, создавал газели, работал в области перевода и драматургии, в основном он все же остается детским поэтом и драматургом. Вот почеьдг в 20−70-х годах в нашей республике не было такого собрания, совещания, съезда, встречи, посвященных детской литературе, на котором первым не упоминалось бы имя М.Сеидзаде. Точно так же не было ни одной книги, сборника, статьи, выступления, связанных с детской литературой, где бы не участвовал М.Сеидзаде. В указанный период и позже его стихотворения занимали особое место в газетах и журналах:" Азербайджан пио-нери", «Пионер», «Эдебийет ве инджесенет», «Азербайджан», «Улдуз», заучивались наизусть в детских садах и начальных классах. Секрет такого большого успеха следует искать прежде всего в истоках творчества поэта.

Источниками творчества М. Сеидзаде были в основном фольклор и классическая литература. Он черпал темы и сюжеты из устной литературы, умело пользовался красочностью, образностью, ритмичностью и другими качествами народного, языка. В основе многих его стихотворных сказок, пьес, песен, басен, целого ряда поэм и стихотворений лежат фольклорные мотивы.

Поэт црекрасно знал, что великие художники с мировым именем всегда обращались к фольклору. Гомер писал свои поэмы «Илиада» и «Одиссея» на основе разнообразных легенд и мифов*. То же самое можно сказать и о произведениях Эзопа, Софокла, Фирдовси и др. Великий Низами, используя народную литературу, создал множество интересных сюжетов, бессмертных произведений. Сатирически-аллегорические произведения («Беседа плодов» и др.) Физули так же могут.

I Гомер. Илиада.- Баку: Азернещр, 1978, Предисловие, с. 5 (на азерб. яз.). быть ярким примером использования фольклора в лучшем смысле этого слова.

В произведениях великих художников эпохи Возрождения — в поэмах А. Данте, в пьесах В. Шекспира, в некоторых книгах Д. Дефо, в том числе и в романе «Робинзон Крузо», решимость человека бороться, его стойкость, величие и другие мотивы воссозданы с помощью фольклорных образцов. Широко известна истина о том, что произведения, созданные гениальным русским поэтом А. С. Цушкиным по темам, взятым из фольклора, обрели бессмертие. Великий пролетарский писатель М. Горький, используя народные сказки и былины, написал свои революционные рассказы.

Почему же эти писатели придавали столь большое значение фольклору? Потоку что произведения фольклора пронизаны народным духом. Народ любит их, легко воспринимает и дает им веч*$гю жизнь. В связи с этим таджикский литературовед В. Асрори отмечал: «Подчинение проблемам современной жизни фольклорного сюжета, образов и мотивов и выражение их с помощью передовых идей и высоких эстетических чувств — не только творческое развитие традиции классической литературы и ее совершенствование, но и новая особенность связи творчества народа и писателя в литературе социалистического реализма» *.

Поэтому писатели во все времена считали одной из своих основных задач творческое использование фольклора.

После Низами и Физули в классической азербайджанской литературе, и в особенности в литературе Х1Х-ХХ веков, уделялось огромное внимание образцам устного народного творчества, в результате чего был создан целый ряд прекрасных произведений. По сей день не потеряли своего значения басни, поэма «Индийская легенда» ,.

I Асрори В. Фольклор и творчество писателя.- Сб.: Взаимодействие литературы и фольклора.-гшанбе: Дониш, 1974, с.НО. дидактические произведения, посвященные вопросам просветительства А. Бакиханова, стихотворные сказки, басни и сатиры К. Закира, С. А, Ширвани. В XX веке детские стихотворения М. А. Сабира, произведения Р. Эфендиева, песни А. Сиххата пользовались огромной поцулярностьго и любовью у детворы, стали лучшими образцами детской литературы.

Основоположники азербайджанской советской детской литераиуры А. Шаик и М. Сеидзаде, вслед за ними М. Рзакулизаде, М. Дильбази, 3. Халил, З. Джаббарзаде, Т. Эльчин, М. Алиев, П. Тапдыг, С. Мамедзаде, Х. Алибейли и др. последовательно использовали и используют в своем творчестве фольклорные традиции.

А.Шаик еще до революции создал целый ряд прекрасных образцов детской литературы. Наряду со своими современниками М. А. Сабиром, А. Сиххатом, он написал поэмы и стихотворения, обогащенные фольклорными темами, переходящие из уст в уста. С успехом использовал фольклор в своем творчестве и М.Сеидзаде.

Литературная общественность всегда с огромной симпатией встречала каждую его книгу, о них писались и публиковались многочисленные рецензии и статьи. В отзывах друзей поэта по перу*, в статьях, работах и книгах отдельных ученых^, посвященных детской литературе, где говорилось и о нем, в научной литературе^ дана.

1 Шаик А. Друг детей.- Эдебийет ве инджесенет, 1958, 18 января: Рзакулизаде М. Всегда юный поэт.- Эдебийет ве инджесенет, 1968, б январяБюстам С. Счастливый поэт.- Молодежь Азербайджана, 1958, 19 январяДильбази М. Поэт-гуманист.- Азербайджан щал-лими, 1958, 12 января и др.

2 Оруджали Г. 0 наших поэмах.- Ингилаб ве меденийет, 1947,№ 2- Азизов А. Дуть развития азербайджанской советской детской литературы." Баку: Гянджлик, 19Б8 (на азерб.яз.) и др.

3 Ахмедов М. Видный детский писатель.- Азербайджан муаллими, 1957, 19 декабряСейидов Я. Творческие годы.- Эдебийет ве инджесенет, 1957, 14 декабряКасумзаде Г. Старейший воспитатель детей.-Эдебийет ве инджесенет, 1972, 18 марта: Азизов А. За воспитание молодого поколения.- Баку, 1972, 10 январяИсмайилов Г. На память.- Эдебийет ве инджесенет, 1974, 9 февраля. высокая оценка его многогранному творчеству.

Однако, несмотря на наличие ряда статей, заметок, высказываний о М. Сеидзаде, его творчество в целом до сих пор оставалось вне последовательного монографического исследования.

Вместе с тем, для обобщения успехов, достигнутых детской литературой, для определения и изучения важнейших ее проблем и выявления закономерностей ее развития особое значение имеют научно-исследовательские работы, в том числе и посвященные творчеству., отдельных писателей, способствующие определению их места, роли и заслуг в общелитературном процессе. Вполне естественно, что когда предметом специального исследования становится творческая деятельность одного, отдельно взятого писателя, она изучается особенно глубоко и всесторонне. Важно отметить, что написаны монографии и диссертации о С. Маршаке, КЛуковском, С. Михалкове, А. Барто" '' в русском литературоведении, об отдельных видных детских поэтах в литературоведении народов СССР* К сожалению, в азербайджанском литературоведении в этой области наблюдается пробел. Можно сказать, что почти нет ни одной обобщающей работы об отдельных представителях азербайджанской детской литературы, несмотря на обилие фактического материала. Одна лишь поэзия М. Сеидзаде не только по своему объе! фг (более 75 оригинальных и переводных книг), но и по значительности поднятых и разрешенных вопросов отвечает требованиям, предъявляемым к диссертационной работе.

Как один из создателей лучших традиций азербайджанской советской детской литературы, М. Сеидзаде много сделал для ее развития.

1 См.: Галанов Б. С. Я. Маршак. Жизнь и творчество.-М.: Детская литература, 1965; Галанов Б. Сергей Михалков. Очерк творчества.-М.: Дет.

литература

1972; Петровский Г. Корней Чуковский.-М.: Дет.

литература

19Б0- Соловьев Б. И. Агния Барто.-М.: Дет.

литература

.

2 Оувейкэ Р. Чудо каждого дня. Очерк творчества С.Вангели.- Кишинев: Лумина, 1970 и т. д.

Шестьдесят лет назад он смело пошел по пути, открытому Великой Октябрьской социалистической революцией в Азербайджане, создал целый ряд замечательных произведений. Несомненно, что эти произведения будут полезны и для будущих поколений. Ибо его стихи и песни различны и разнообразны по своей тематике. В них с современных позиций, на высоком художественном уровне разработаны мотивы семьи и школы, труда, природы, животного мира. В стихотворениях, поэмах, драмах, баснях М. Сеидзаде налицо высокий гуманизм, патриотизм, романтика, поэтичность. Все его искусство неразрывно связано с основными этапами развития нашей страны, подчинено высокой идее: воспитанию достойных строителей комъ/унистического общества.

Наследие художника, творившего более пятидесяти лет, много сделавшего для формирования и развития азербайджанской советской детской литературы, представляет для ученого благодатный материал для анализа важнейших проблем азербайджанской советской детской литературы.

Цель и задачи исследования

.

Основная цель исследования состоит в изучении важнейших проблем азербайджанской советской детской литературы, без чего невозможно правильное определение ее роли и функций. Творчество М. Сеидзаде прекрасно отражает в разнообразных по форме и жанру произведениях, созданных на основе принципов партийности и народности, важнейшие вопросы современности, проблемы, играющие болыцую роль в деле воспитания детей. Основными объектами исследования в этой работе стали такие актуальные для современного литературоведения вопросы, как методы использования классической литературы, фольклора, позиция автора в вопросе традиции и новаторства. Диссертант сосредоточил свое внимание на решении следующих задач: идейно-художественный анализ творчества М. Сеидзадеопределение места и роли фольклора в творчестве поэтараскрытие наиболее важных признаков, которыми обогатила его творчество классическая литератураанализ поэтических особенностей и секретов художественного мастерства М. Сеидзадеосвещение таких областей его многогранной творческой деятельности, как драматургия, переводческое искусствовыявление заслуг поэта в истории развития литературных связей.

Научная новизна.

Данное исследование ново самим объектом изучения, поставленными в нем проблемами и поднятыми вопросами. Прежде всего отметим, что творчество М. Сеидзаде до сих пор не было предметом специального исследования. В работе последовательно, под углом современных проблем детской литературы рассмотрено и проанализировано все творчество М. Сеидзаде в целом, начиная с 20-х годов по 70-е годы.

Творчество М. Сеидзаде впервые привлекается в сферу научного исследования. Впервые как цельная система анализируются приемы использования поэтом произведений фольклора, классической литературы, такие проблемы, как взаимодействие устной и письменной литератур, классического наследия и современной поэзии. Также впервые в работе в процессе изучения проблем азербайджанской советской детской литературы применены сравнительный анализ, выяснены общие и отличительные особенности в творчестве отдельных писателей, параллели, типологическая близость между их произведениями и т. д.

Научное обоснование исследования.

Методологическая основа исследования — это марксистско-ленинское учение, марксистско-ленинская философия и эстетика. Исходя из Программы КПСС, диссертант в своей работе руководствовался постановлениями и указаниями партии в области литературы, искусства и культуры. Больпуга помощь оказали ему статьи и речи руководителей Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам развития художественной литературы. Автор опирался на опыт и успехи советских литературоведов и фольклористов, а также исследователей классической и детской литературы. Огромную пользу извлек он также из творческого наследия русских революционных демократовВ.Г.Белинского, Н. Г. Чернышевского и др.

Теоретическое и практическое значение работы.

Диссертация имеет как теоретическое, так и практическое значение. Она имеет определенное значение в аспекте изучения истории азербайджанской советской литературы и современных процессов, дополняет новыми фактами и аспектами историю азербайджанской детской литературы. Тем более, что проблемы детской советской литературы в Азербайджане еще недостаточно изучены, а творчество М. Сеидзаде до сих пор не привлекалось к серьезному исследованию. Таким образом, работа восполнит пробел в освещении творчества М. Сеидзаде, явится подспорьем для изучения проблем детской литературыона может быть использована на спецкурсах и спецсеминарах филологических факультетов университетов и педагогических институтов. Диссертация безусловно заинтересует специалистов, занимающихся вопросами детской литературы.

Основная методика исследования. Взаимно сравнительное изучение.

Объект и источники исследования.

Поскольку работа посвящена изучению цроблем азербайджанской советской детской литературы, то она состоит конкретно из анализа лирических, эпических, драматических и переводных произведений различных жанров, связанных с отдельными вопросами. Здесь основное место отводится освещению особенностей творчества М. Сеидзаде, его художественного мастерства, авторской позиции, достижений и т. д. Наряду с произведениями М. Сеидзаде, диссертант использовал также и сле, пующие материалы: постановления и решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР о литературе, искусстве, литературно-художественной критике, в том числе касающиеся детской литературы и школыпроизведения великих русских и азербайджанских поэтов, педагогов, революционных демократов, посвященные детской литературе — диссертации, монографии, книги — опубликованные в газетах и журналах статьи о детской литературе — материалы съездов азербайджанских писателей и пленумов, собраний и заседаний, посвященных детской литературе — цроизведения классических и современных советских поэтов — образцы народной литературыпроизведения, посвященные детской драматургии, детским и молодежным театрампроизведения о переводческом искусстве, мысли и соображения переводчиков, связанные с указанной проблемой — научные архивы Института литературы им. Низами и литературного музеяматериалы театрального музея им. Дж.Дкабарлы и Республиканского рукописного фонда АН Азербайджанской ССРвоспоминания и беседы азербайджанских писателей, касающиеся как общих вопросов детской литературы, так и творчества М.Сеидзаде.

Апробация работы.

Тема диссертации была утверждена решением Координационного совета АН Азербайджанской ССР. Работа выполнена на кафедре истории азербайджанской литературы Азербайджанского педагогического института им. В. И. Ленина. Научные результаты исследования последовательно освещались в республиканской? печати*.

Основная структура и содержание работы.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

В введении обосновываются актуальность, научная новизна, це.

I Исмаилов Г. На память детям.- Эдебийет ве инджесенет.1974, 9 февраляГазели М.Сеидзаде.- Азербайджан, 1976, № 10- Вопросы воспитания в творчестве М.Сеидзаде.- Азербайджан мек-теби, 1976,№ 6- Картины природы в творчестве поэта.- Азербайджан тебиети (црирода Азербайджана), 1979, № 17- Мастер, связанный со школой, с учениками.- Начальная школа и дошкольное воспитание, 1979,№ 4 — Песня жаворонка.- Азербайджанмъ/уаллими, 1980, 13 июня. ли и задачи работы, ее теоретическое и практическое значение и т. д.

В первой главе рассматриваются вопросы обучения и воспитания, в том числе проблемы семьи и школы, пути внушения детям таких чувств, как патриотизм, любовь к труду и црироде, и отношение М. Се-идзаде к этим вопросам.

Во второй главе исслегоггатся проблемы конфликта и его художественного решения в эпических и драматургических произведениях азербайджанской советской детской литературы, сценического воплощения пьес М. Сеидзаде и др.

В третьей и четвертой главах анализируются вопросы переводческого искусства и художественного мастерства поэта.

В каждой главе в отдельности указывается на новые жанры, виды, темы, сюжеты, привнесенные М. Сеидзаде в азербайджанскую советскую детскую литературу, рассматриваются созданные им самим современные сказки, вскрывается историческая роль таких его пьес, как" Наргиз", «Сокол», «Аяз» и др., заложивших основу азербайджанской советской детской драматургии, разбираются его переводы сказок Цушкина, басен Крылова, Маршака и др.

В работе не ставится целью изложение содержания и детальный анализ всех произведений М.Сеидзаде. Диссертант обращался к произведениям поэта в связи с поднятыми им вопросами и проблемами для подтверждения своих наблюдений, той или иной мысли, суждений и выводов.

Такова вкратце прочерченная картина работы «Проблемы азербайджанской советской детской литературы» (на основе творчества М. Сеидзаде), представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За пятьдесят лет своей литературной деятельности М. Сеидзаде стремился в присущей ему творческой манере в произведениях, созданных в различных видах и жанрах, а также в публицистических статьях, в выступлениях на различных писательских форумах разрешить важнейшие проблемьв, стоящие перед азербайджанской советской детской литературой. Его успехи в этой области бесспорны. По сей день произведения поэта переходят из рук в руки, читаются, изучаются, исследуются, считаются самыми ценными произведениями азербайджанской советской детской литературы. 1(учшим свидетельством сказанного является неоднократное посмертное переиздание его книг «Вспомни обо мне», «Весенние чувства» и др., его переводных произведений. Последняя книга поэта названа «Весенние чувства». Удачное название! Поистине, его произведения звучат, как сама весна, зарождают в сердцах подлинно весенние чувства. Эти чувства, эти мысли играют, и в будущем будут играть, положительную роль в воспитании и обучении своих маленьких читателей.

Произведения М. Сеидзаде, автора со счастливой писательской судьбой, как будто родились под благоприятной звездой. Они участвуют в прекрасной жизни наших советских ребят, дарят им знания, воспитывают в духе гуманизма, социалистического интернационализма и советского патриотизма.

Продолживший благородное дело своих предшественников — М. А. Сабира, А. Сиххата, А. Шайка, М. Сеидзаде стал одним из основоположников азербайджанской советской детской литературыего творчество явилось особым этапом в ее развитии. Будучи достойным преемником своих предшественников, развивая их благородные традиции, он в то же время оставил своим преемникам, продолжателям своего дела, прекрасное наследие. В азербайджанской советской детской литературе еще долго будут жить и развиваться традиции, связанные с его именем.

Произведения М. Сеидзаде — это новые песни на устах детей, это прекрасные чувства в их сердцах, это их неразлучные друзья и товарищи, это радость, счастье, теплота, цветы, смех и улыбки.

Своим таинственным и чудесным сказочным миром М. Сеидзаде уверенно и смело шагает в прекрасное будущее. На предстоящих путях его ожидают многие-многие юные поколения!

Показать весь текст

Список литературы

  1. Маркс К."Энгельс Ф. Об искусстве.- М.: Искусство, 1957.
  2. В.И. Задачи союзов молодежи.- Полн.собр.соч., т.41.
  3. В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.- Полн. собр. соч., т.17. .
  4. Л.И. Ленинским курсом.- М.: Политиздат, 1976.
  5. Г. А. Воспитывать идейно убежденных, всесторонне развитых строителей коммунизма.-Речь на У1 съезде учителей Азербайджана 18 мая 1978 года.- Баку: Азернешр, 1978.
  6. О партийной и советской печати. Сб. документов, М., 1954.
  7. Программа КПСС.- М.: Политиздат, 1973.
  8. Материалы ХХУ1 сънзда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.
  9. С. Дадим детям высокохудожественные драматические произведения.- Эдебийет газети, 1940, 2 июля.
  10. А. Во имя дружбы (одноактная пьеса).
  11. Ингилаб ве меденийет, 1947, № 7.
  12. А. Аббасзаде Г. Абдуллаев Дж.1. Абдуллаев А.1. Абилов И.1. Абилов И.1. Агаев А. Агаев Г. 1. Агаев М.1. Азизов А.1. Азизов А.1. Азизов А. Азизов А.1. Азимов Дж. Айрапетова И.
  13. Радость.- Ингилаб ве меденийет, 1951,№ 9.
  14. Белые палатки.- М.: Детгиз, 1957.
  15. Поэтика Самеда Вургуна.- Баку: Гянджлик, 1976 (на азерб.яз.).
  16. Видный просветитель-демократ.- Баку: Азернешр, 1960 (на азерб.яз.).
  17. Создадим для детей высокохудожественные драматические произведения.- Эдебийет га-зети, 1940, 2 июля.
  18. Картины, обогащающие детское мышление.-Азербайджан, 1961, № 12.
  19. Твой гражданский долг.- Пионер, 1973,№ 6.
  20. Ценный подарок маленьким читателям.-Азербайджан, 1961, № I.
  21. Об издании произведений «Нушабе», «Царь и слуга», «Два художника».- Азербайджанпионери, 1947, 4 октября.
  22. На службе молодого поколения.- Бакы, 1972, 19 апреля.
  23. Принципы перевода.- Баку: Азернешр, 1955. (на азерб.яз.)
  24. Дом, который построил Маршак, — Молодежь Азербайджана, 1977, 17 ноября.
  25. Азербайджанские сказки.- Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1964.
  26. Азербайджанский народный кукольный театр и игры.- Ингилаб ве меденийет, 1935, № 5.
  27. Кто не работает, тот не ест.- Бакы, 1962.
  28. О режиссуре и актерской игре.- Азербайджан, 1965, № I.
  29. Об одной поэме.- Эдебийет ве инджесенет, 1970, 12 сентября.
  30. Герои маленькие борцы.- Эдебийет ве инджесенет, 1972, 20 мая.
  31. Вспомни обо мне. Эдебийет ве инджесенет, 1972, 12 ноября.
  32. Мастер, радующий детей, заставляющий за, пу-маться взрослых, — Бакы, 1967, 13 мая.
  33. В.П. веские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор,— М.: Учпедгиз, 1957.
  34. К. Алиева 3. Алиев А. Алиев М. Алиоглу М.1. Аникин В.П.
  35. БУсская народная сказа.- М.: Просвещение, 1959.
  36. Антология азербайджанского фольклора, т.1,2, — Баку, 1968−1969на азерб.яз.).
  37. Учитель Шаик.- Азербайджан, 1971, № 3.
  38. Поэт Мамед Рагим, — Баку: Азернешр, 1957.
  39. Историзм: теория и типизация социалистического реализма.- Баку: Азернешр, 1970 (на русск.яз.).
  40. Сказки, легенда, реализм, — Дружба народов, 1971, № 9.
  41. М. Ариф М. Асадуллаев С.1. Асадуллаев С. Асрори Ф.
  42. А. Ахмедова А. Ахмедов Дж. Ахмедов Дж.1. Ахмедов Дж.1. Ахмедов Дж.1. Ахмедов Дж.1. Ахундов А. Бабаев И.1. Бабаев Э.1. Бабушкина Н.Ф.11. Бабушкина И, П. 1. Багирзаде А.1. Барто А. Барто А.1. Барто А.1. Барто А.
  43. Я люблю эти края.- Баку: Гянджлик, 1978 (на азерб.яз.).
  44. Певец человеческого счастья.- Элм ве хаят, 1971, № 7.
  45. Видный детский писатель.- Азербайджан муал-лими, 1957, 19 декабря.
  46. Наш любимый поэт.- Азербайджан пионери, 1957, 27 декабря.
  47. Сказки о животных.- Баку: Детюниздат, 1960.
  48. Творчество народа и творчество писателя.-Новосибирск: Зап.-Сиб.книжное издательство, 1966.
  49. Звенигород.- М.: Правда, 1950.
  50. Басни И. А. Крылова. Поли.собр.соч., т.8,-М.: Изд-во АН СССР, 1955
  51. Тарас Шевченко.- Л.: Гослитиздат, 1956.
  52. Самед Вургуи-г-Баку: Азернешр, 1968 (на азерб. яз.).
  53. М.С.Ордубади.- Баку: Элм, 1972 (на азерб.яз.).
  54. Фантастическая тема в азербайджанских советских поэмах.- Баку, 1969.
  55. Находки рождаются из поисков.- Пионер, 1973, № 2.
  56. Азербайджанская советская поэзия на русском языке.- Баку: Элм, 1977.
  57. И., Исмиханов М. Школа, семья и общественность.-Баку:
  58. Маариф, 1972 (на азерб.яз.).
  59. За большое искусство.- Баку: Гянджлик, 1970 (на азерб.яз.).
  60. Детский сад.- Баку: Гянджлик, 1975 (на азерб. яз.).
  61. А. Путь борьбы наших бабушек.- Азербайджан муаллими, 1972, 8 марта.1. Белинский В.Г.1. Бельчиков.Н. Ф. Бекташи И.1. Бечак Б.1. Бечак Б.1. Вагабзаде Б.1. Везирова Ф. Велиев В.1. Велиев М.1. Велиханова Ф.
  62. А. Вургун С. Вургун С.
  63. А. Гадкиев А. Гаджиев А. Галанов Б. Галанов Б.
  64. Глубоко изучим детский мир.- Азербайджан гянджляри, 1973, 24 марта.
  65. Любимый писатель детей.- Коммунист, 1958,19 января.
  66. О методике и практике преподавания.- Баку: Маариф, 1971 (на азерб.яз.).
  67. Певец прекрасных чувств.- Эдебийет ве индже-сенет, 1968, 6 января.
  68. Школа, семья и эстетическое воспитание.-Азербайджан, 1965, № I.10.летие Азербайджанского государственного театра юного зрителя.- Революция и культура, 1939, № 5.
  69. О детях и молодежи.- Баку, 1949 (на азерб. яз.).
  70. Детские библиотеки в помощь коммунистического воспитанию (сб-кстатей.- М., 1959.
  71. Детям о войне. Баку: Детюниздат, 1942 (на азерб.яз.).
  72. X. Гашимов А. Гашимов А.1. Горький М. Горький М.
  73. Детские и школьные песни. Баку: Детюниздат, 1961.
  74. А. Рыбацкие суда.- Баку:1968 (на азерб.яз.).
  75. М.Дж. Значение научно-фантастических произведенийв воспитании детей.- Ингилаб ве меденийет, 1952, № 9.
  76. Джыртдан. Баку: Гянджлик, 1972 (на азерб.яз.).1. Джуварлы Т.1. Дильбази М.1. Дильбази М.1. Дильбази М.1. Дильбази М.1. Дильбази М.1. Дильбази М.1. Дильбази М. Дильбази М.1. Дмитров-ЗгУдор П. 1. Евтушенко Е.
  77. Детям хорошую и умную книгу, — Молодежь Азербайджана, 1972, 26 февраля.
  78. Некоторые заметки об азербайджанской детской поэзии.- Коммунист, 1954, 14 апреля.
  79. Создадим более прекрасные произведения.-Эдебийет ве инджесенет, 1955, 25 июня.
  80. Чутко относиться к детским писателям.- Эдебийет ве инджесенет, 1958, 15 марта.
  81. Поэт-гуманист.- Азербайджан муаллими, 1968, 12 января.
  82. Моим маленьким друзьям.- Баку: Детюниздат, 1956 (на азерб.яз.).
  83. Нерассказанные сказки, — Баку, 1960 (на азерб. яз.).
  84. Избранные стихи, — Баку, 1957 (на азерб.яз.).
  85. Стихи, сказки, маленькие пьесы.- Баку: Детюниздат, 1959 (на азерб.яз.).
  86. Качество стиха.- Неделя, 1976, № 16.
  87. Г. и Тельпугов В. Сергей Михалков.- М.: Советский писатель, 1956.
  88. Ехали, ехали. (Азербайджанские детские считалки, прибаутки, и скороговорки).- Баку: Гянджлик, 1967 (на азерб.яз.).
  89. В.А. Сказки.- Баку: Гянджлик, 1971 (на азерб.яз.).
  90. С. Зульфугаров И. Иманов М.1. Исмаилов Г. Исмаилов Г.
  91. В.А. Сказки и стихи.- Баку, 1947 (на азерб.яз.).
  92. Загадки. Баку: Элм, 1971 (на азерб.яз.).
  93. А. Абдулла Шаик, — Баку: Элм, 1956 (на азерб.яз.).
  94. На память" детям. Эдебийет ве инджесенет, 1974. 9 февраля.
  95. Вопросы воспитания в творчестве Мехти Сеид-заде.- Азербайджан мектеби, 1976, № 6.
  96. АН Азерб. ССР, 1960 (на азерб.яз.).
  97. Прекрасное пробуждает доброе.(Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления).-М.: Педагогика, 1973.
  98. Из истории развития дошкольного воспитания в Азербайджане.- Канд.дисс.фил.наук, Баку, 1964 (хранится в библиотеке АПИ им. В.И.Ленина) .
  99. Пусть научатся понимать прекрасное. Эстетическое воспитание в семье.- М., 1973.
  100. Старейший воспитатель детей.- Эдебийет ве инджесенет, 1972, 18 марта.
  101. Цветущие равнины.- Эдебийет газети, 1951, 15 апреля.
  102. А. Воспитатель детей.- Коммунист, 1972, 2 апреля.
  103. К вопросу о детской психологии.- Баку, 13&&
  104. Дети и звезды.- Баку: Гянджлик, 1971 (на азерб.яз.).
  105. Молодежный театр и современность.- Азербайджан, 1963, № 8.
  106. А.Шаик и Азербайджанский театр юного зрителя им. М.Горького.- Азербайджан, 1960, № 8.
  107. Типология языка и речевое мышление.- Л.: Наука, 1972.
  108. Книги для детей.- Бакинский рабочий, 1945, 14 января.
  109. Подарок детям.- Баку: Гянджлик, 1972 (на азерб.яз.).
  110. А. Керимов И. Керимов И. Керимов И. Квинельсон С.Д.1. Косарев А. В. Кочарли Ш. 1. Крылов И. А. Крылов И.А.1. Крылов И.А.
  111. Н.К. Крупская Н.К.1. Крупская Н.К.1. Крупская Н.К. Кулиева Т.
  112. Квартет (басни). Баку: Гянджлик, 1971 (на азерб.яз.).
  113. Воспоминания о Ленине.- М.: Политиздат, 1972.
  114. Педагогические сочинения, в 10 т., т.8.-М.: Изд-во Акад.пед.наук, 1960.
  115. Коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста. В кн.: О дошкольном воспитании.-М.: Просвещение, 1973.
  116. Библиотечная работа. Сб-к статей.- М.: Гос. библ. изд-во, 1970.
  117. Интересные детские произведения.- Азербайджан, 1960, № 3.
  118. Культурная жизнь в СССР (1928−1941). Хроника, — М.: Наука, 1976. Кукла (детские песни).- Баку: Гянджлик, 1973.1. Курбанов Ш. 1. Лебединский А.И.
  119. A.B. Любимова В. Макаренко A.C.1. Мамедов X.1. Мамедова В.
  120. А. Мамедов К. Мамедов М. Мамедов Дж. Мамедов Дж. Мамедз аде Д. Марданов В.1. Маршак С. Маршак С.
  121. Пушкин в Азербайджане.- Баку: Детюниздат, 1959 (на русск.яз.).
  122. В мире звезд, — Баку: Детюниздат, 1949 (на азерб.яз.).
  123. Пьесы для детей, — М.: Искусство, 1975,
  124. Жизнь и творчество С. М. Ганизаде.- Канд.дисс. фил. наук, Баку, 1968.
  125. Мир Мехти Сеидзаде, — Баку: Азернешр, 1958 (на азерб.яз.).
  126. Сабит Рахман.- Баку: Азернешр, 1960 (на азерб.яз.).
  127. Может ли быть такой друг? Баку: Гянджлик, 1972 (на азерб.яз.).
  128. Метафоризация и эпитеты в азербайджанской детской поэзии, — Уч.зап.АГУ им. С. М. Кирова, 1971, № 5.
  129. От одного до десяти, — Баку: Детюниздат, 1950 (на азерб.яз.).
  130. Загадки, — Баку: Детюниздат, 1952 (на азерб. яз.).
  131. Двухтомник М.Сеидзаде.- Эдебийет ве инджесенет, 1966, 18 июня.
  132. Любимец детей.- Азербайджан, 1972,№ 8.
  133. Жизнь и фантастика.- Эдебийет ве инджесенет, 1970, 24 января.
  134. Что такое хорошо, что такое плохо?- Баку: Детюниздат, 1968.
  135. Дэбистан.- Треды АГУ им. С. М. Кирова (фил.сер.), 1947.
  136. Об обучении и воспитании в детских произведениях А.Аббасова.- Азербайджан мектеби, 1972,. № 4.
  137. Малыш вдет настоящего героя. Заметка о совещании детских писателей Азербайджана,-«'Молодежь Азербайджана, 1961, 3 ноября.
  138. Все начинается с детства.- М.: Педагогика, 1972.
  139. Мы тоже боремся.- Баку: Детюниздат, 1945 (на азерб.яз.).
  140. А что у вас? Баку: Детюниздат, 1960 (на азерб.яз.).
  141. Стихи М. Сеидзаде, — Эдебийет газети, 1951, 26 декабря.
  142. Крестьянин и змея.- Баку, 1965 (на азерб.яз.).1. Набиев Б.1. Намазов Г. 1. Намазов Г. 1. Найда Ю.А.швиг М. Произведения, в 3-х т., т.З.- Баку: Азернешр, 1973, (на азерб.яз.).
  143. Четыре книги для детей, — Азербайджан, 1954,8.
  144. Поэтическое творчество М.Сеидзаде.- Уч.зап. АГУ им. С. М. Кирова, 1971, № I.
  145. Лапы зайца.- Бакй: Детюниздат, 1951, (на азерб.яз.).
  146. Г. Паустовский К. Пенджали А.1. Петровский Г.
  147. Корней Чуковский.- М.: Советский писатель, i960.
  148. Писатели братских республик детям.- Л., 1955. Писатели Советского Азербайджана.- Баку: Азернешр, 1959.
  149. Т. Д. Попова Т.В. Попова Т. П. Привалова Е.Т.1. Пролп В.Я.1. Пушкин A.C. Пушкин A.C.
  150. Открытие мира.- М.: Просвещение, 1979.
  151. Пути к музыке.- М.: Знание, 1973.
  152. Писатели Азербайджана детям.- Баку, 1972.
  153. Исторические корни волшебных сказок.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1946.
  154. Полн.собр.соч. в 10 т., т.З.- Л.: Наука, 1978.
  155. Русские народные рустам С. 1. Бустам С. рустамов Р.
  156. Сказки, — Баку: Азернешр, 1963 (на азерб.яз.)
  157. Трудовое воспитание у детей школьного возраста.- Начальная школа и дошкольное воспитание, 1974, № I.
  158. Талантливый писатель.- Бакинский рабочий, 1958, 19 января.
  159. Хрустальный замок» в исполнении детей.-Шарк гадыны, и1968, I июня.
  160. По тещ мнению.- Баку: Азернешр, 1967 (На азерб.яз.).
  161. Гнездо ласточки, — Баку: Детюниздат, 1945 (на азерб.яз.).
  162. Поэт весны.- Эдебийет ве инджесенет, 1977, 12 ноября.
  163. Всегда юный поэт.- Эдебийет ве инджесенет, 1968, 6 января.
  164. Теория перевода и переводческая критика.-М.: Международные отношения, 1974.сказки.- Баку: Детюниздат, 1949 (на азерб.яз.).
  165. Любимый поэт.- Азербайджан гянджляри, 1957, 18 декабря.
  166. Счастливый поэт.- Азербайджан гянджляри, 1958, 19 января.
  167. Некоторые заметки о языке детских произведений.- Ингилаб ве меденийет, 1952,№ 4.
  168. М. Стихи.- М.: Правда, 1951.
  169. Дж. Театр и репертуар.- Азербайджан, 1964, № 4.
  170. М. Весенние чувства.- Баку: Гянджлик, 1979на азерб.яз.).
  171. М. Новогодний подарок.- Баку: Детюниздат, 1954, на азерб.яз.).
  172. М. Любовь к жизни.- Баку: Гянджлик, 1968на азерб.яз.).
  173. М. Кто не работает, тот не ест.- Баку: Детюниздат, 1954 (на азерб.яз.).
  174. М. Кто .сильнее? Баку: Детюниздат, 1939 (наазерб.яз.).
  175. М. Серебристый снег.- Баку: Гянджлик, 1976на азерб.яз.).
  176. М. Наргиз.- Баку: Азернешир, 1937 (на азерб.яз.)
  177. М. Избранные произведения, в 2 т., т.1−2.
  178. Баку: Азернешр, 1966 (на азерб.яз.).
  179. М. Басни.- Баку: Гянджлик, 1967 (на азерб.яз.).
  180. М. Вспомнишь обо мне.- Баку: Гянджлик, 1967на азерб.яз.).
  181. М. Сердечные слова.- Баку: Детюниздат, 1959на азерб.яз.).
  182. М. Вышки в море--'Баку: Детюниздат, 1951на русск.яз.).
  183. М. Любовь.- Баку: Детюниздат, 1958 (на русск.яз.)
  184. М. Нергиз.- Баку: Азернешр, 1935 (на русск.яз.)
  185. М. Песня о Родине.- М.-Л., 1950.
  186. М. Пришла весна. Стихи и поэмы.- Баку: Детюниздат, 1955 (на русск.яз.).
  187. М. Родник красоты.- М.: Советский писатель, 1974.
  188. М. Мечтаю о том, чтобы.- Эдебийет ве инджесенет, 1967, 13 мая.1. Сеидзаде М.
  189. М. Сеидзаде М. Сеидзаде М. Сеидзаде М. Сеидзаде М. Сеидзаде М. Сеидзаде М. Сеидов Я. Сеидов Я. Сеидов М.1. Сейфедцин А,
  190. В.М. Сиххат А. Сиххат А.
  191. Сказки народов СССР. Смирнова В.В.
  192. Великий художник, — Азербайджан пионери, 1962, 2 ноября.
  193. Нужны и забота, и требовательность.- Эдебийет ве инджесенет, 1970, 30 мая.
  194. Полвека на педагогическом поприще.- Азербайджан муаллими, 1956, 30 апреля.
  195. Любовь к труда.- Эдебийет ве инджесенет, 1958, 8 декабря.
  196. Некоторые заметки о молодежном театре.-Баку, 1960, 25 октября.
  197. Создадим современные сказки.- Эдебийет ве инджесенет, 1966, II июня.
  198. Творческий путь Мехти Хусейна.- Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1966 (на азерб.яз.).
  199. Дадим нашим детям высокохудожественные драматические произведения.- Эдебийет газети, 1940, 2 июня.
  200. Писатель и народ. Очерки.- М.: Советская Россия, 1962.
  201. Избранные произведения.- Баку: Детюниздат, 1958 (на азерб.яз.). .
  202. Чудо каждого дня. Очерк творчества С. Ванге-ли.- Кишинев: Лумина, 1970.
  203. Любимец детей.- Азербайджан пионери, 1968, 12 января.
  204. Стихи М. А. Сабира на русском языке.- Баку: Элм, 1972 (на русск.яз.).
  205. В памяти детей. Азербайджан гадыны, 1977, К" 12.
  206. Юбилейный вечер.- Азербайджан пионери, 1958, 24 января.
  207. Аббас Сиххат.- Баку: Азернешр, 1963 (на азерб.яз.).
  208. Чимназ просыпается.- Баку: Азернешр, 1967 (на азерб.яз.).
  209. Плешивый в азербайджанских сказках.- Ингилаб ве меденийет, 1939, № 1−2.
  210. Детские и школьные годы Ильича.- Баку: Дет-юниздат, 1953 (на азерб.яз.).
  211. Избранные педагогические произведения.-М.: Просвещение, 1968.
  212. Слово о Маршаке.- Комсомольская правда, 1977, 15 ноября.
  213. Краски поэта.- Бакы,. 1964, 2 июля.
  214. Азербайджанские народные анекдоты.- Баку: Элм, 1971 (на азерб.яз.).
  215. Дж. Хандан Дж. Халил 3.1. Халилов А.
  216. Г. Халилов Г. Халилов 3.1. Халилов П. 1. Честертон Г. 1. Чичеров В. И.1. Чичеров В.И.1. Чудинов В.Н.1. Чуковский К.
  217. К. Чуковский К. Шаик А.1. Шаик А.1. Шаик А.
  218. Микаил Мушвиг.- Баку, 1956 (на азерб.яз.^.
  219. Мир Джалал.- Баку, 1958 (на азерб.яз.).
  220. Детский фольклор и детских стих.- Начальная школа и дошкольное воспитание, 1971,№ 5.
  221. Из истории развития азербайджанского романа.-Баку: Элм, 1973 (на азерб.яз.).
  222. Пьеса «Вагиф» и жанр исторической драмы.-Баку: Азернешр, 1964 (на азерб.яз.).
  223. Азербайджанская детская поэзия и фольклор.-Канд.дисс.фил.наук, Баку, 1969 (хранится в библиотеке АПИ им. В.И.Ленина).
  224. Картинки из детской жизни.- Эдебийет ве ин-джесенет, 1972, 8 апреля.
  225. Высокое искусство.- М.: Искусство, 1964.
  226. Друг детей.- Эдебийет ве инджесенет, 1958, 18 января.
  227. Создадим произведения, радующие детей.-Эдебийет ве инджесенет, 1940, 12 февраля.
  228. Избранные произведения, в 3-хт., т.З.Баку: Азернешр, 1960.
  229. Воспоминания.- Баку: Детюниздат, 1961.
  230. О детских стихах Самеда Вургуна.- Уч.зап. АГУ им. С. М. Кирова, 1956, № 5.
  231. Произведения в Эт., т.2.-Баку: Элм, 1969.
  232. Старое и новое, — М., 1966.
  233. Советский театр для детей.- М.: Искусство, 1971.
  234. Колыбельные.- Баку: Гянджлик, 1970.
  235. Детям.- Баку: Гянджлик, 1968.
  236. Новая дорога.- М.:Правда, 1951.
  237. Эстетическое воспитание в семье.- М.: Искусство, 1973.
  238. Создадим совершенные произведения для детей, Азербайджан, 1956,№ 12.
  239. Педагог-фольклорист.- Азербайджан муаллими, 1974, 10 ноября.
  240. Абдулла Шаик и народное творчество.- Эде-бийет ве инджесенет, 1956, 18 марта.
  241. Юбилей поэта.(К 50-летию со дня рождения поэта М. Сеидзаде).1. Вышка, 1957, 19 января.
  242. В. Уважаемый поэт Сеидзаде.- Эдебийет ве инджесенет, 1964, 10 октября.1. Шаик А.1. Шермухамедов П. 1. Ширван Ю.
  243. С. А. Шкловский В.Б. Шпет Л.
  244. Т. Эльчин Т. Эмин Г.
  245. И. Эфендиев П. Эфендиев П. Эфендиев П.1. Архивные документы
  246. Научный архив Азербайджанского театрального музея, инв.№ 21.
  247. Научный архив Азербайджанского театральногоузея, мемуарныйфонд, инв.№ 09- инв.№ 16.
Заполнить форму текущей работой