Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сюжетно-ролевая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе социально-экономического развития России идёт становление системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим школа должна обеспечить общекультурный, образовательный, политехнический уровень подготовки молодёжи, необходимой для выполнения основных социальных функций и активного, творческого участия в прогрессивном… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психолого- педагогические основы познавательной деятельности школьников и ее активизация
    • 1. 1. Познавательная деятельность учащихся
    • 1. 2. Направления и условия активизации познавательной деятельности
    • 1. 3. Теоретические основы игры
  • Глава 2. Влияние Сюжетно-ролевой игры на активизацию
  • Ф познавательной деятельности школьников
    • 2. 1. Сюжетно-ролева игра как средство активизации познавательной деятельности сельских школ
    • 2. 2. Педагогическая модель организации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по применению ^ сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы

Сюжетно-ролевая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе социально-экономического развития России идёт становление системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим школа должна обеспечить общекультурный, образовательный, политехнический уровень подготовки молодёжи, необходимой для выполнения основных социальных функций и активного, творческого участия в прогрессивном преобразовании общества, способствовать самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию личности, привить каждому учащемуся устойчивое желание и умение учиться самостоятельно пополнять и углублять свои знания. Особую актуальность приобретает проблема активизации познавательной деятельности школьников. Учебно-познавательная деятельность для ребенка на протяжении всей его учебы это основной вид деятельности по времени, значимости, систематичности. Она является источником воспитательного воздействия, которое происходит через содержание учебного материала, и организацию этой деятельности. Развитие у учащихся познавательной активности — требование самой жизни, определяющее направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс в современной школе.

В науке рассмотрению проблемы активизации учащихся посвящены работы А. М. Доценко, С. Ф. Егоровой, Г. А. Малининой, В. Н. Неровных, Л. А. Степашко, М. Н. Шуваловой. Ведущие психологи: Л. С. Выготский, Г. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др. обращались к проблеме активизации. Поиск путей активизации познавательной деятельности школьников ведется по разным направлениям. В контексте данной проблемы были рассмотрены вопросы: организации самостоятельной работы (А.В.Даринский, Б. П. Есипов, Р. А. Лозовская, И. Л. Наумченко, П.И. Пидкасистый) — познавательной самостоятельности (Д.В.Вилькевич, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н.А.Половников) — совершенствования методов обучения (В.И.Журавлев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, И. Т. Огородников, М.Н.Скаткин) — развития познавательных интересов (Л.И.Божович, Ф. К. Савина, Ю. В. Шарова,.

Г. И.Щукина) — учебные умения (Ю.К.Бабанский, А.В.Усова). Другие проблемы познавательной деятельности были раскрыты в трудах Л. П. Аристова, В. П. Беспалько, М. И. Еникеева, Л. В. Занкова, И. И. Зарецкой, Е. В. Коротяевой, В. Ф. Кривошеева, Э. И. Кубышкиной, В. С. Кузина, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, Ф. И. Харламова, Т. И. Шамовой, Д. Б. Эльконина и др.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме игры, интенсивно ведется разработка теории игрового обучения. В научных исследованиях, посвященных проблеме игры, наиболее значимы работы психологов: К. Гросса, Й. Хейзинга, Д. Б. Эльконина. Роль игры как социального явления раскрыта в работах Л. С. Выготского, Г. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконина. Психологию детской гары исследовали.

B.Г.Ананьев, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Р. И. Жуковская, A.B.Запорожец, Д. М. Менджерицкая, A.B.Усова, С. Т. Шацкий. Социально-педагогические аспекты игры изучали О. С. Газман, В. Г. Горецкий, С. Ф. Занько, АС. Макаренко, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, С.М. и Ю. С. Тюнниковы, К. Д. Ушинский,.

C.А.Шмаков, Н. Е. Щуркова. Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что детство неотделимо от игры. Чем больше значение детства в культуре, тем важнее игра для общества, так как она является естественным способом проникновения в детский мир для его познания и воздействия на него. Игра — это природный механизм биологической эволюции. Однако в «систему учебно-воспитательной деятельности школьников игра включается пока лишь эпизодически, более широко она используется как средство организации детского досуга или внеклассной работы. Во многом это объясняется недостаточной подготовкой педагогов, незнанием общих закономерностей развития игры, соотношением традиционных и игровых приемов в организации учебно-познавательной деятельности школьников. Не малую роль играет сложившееся в практической педагогике 70−80-х годов отрицательное отношение к игре в учебном процессе, вызванное ограничением функций игры лишь досугом. Следовательно, актуальна проблема определения возможности использования сюжетно-ролевой игры в познавательной деятельности учащихся. Даже такой лаконичный перечень различных аспектов названной проблемы показывает, что важнейший аспект — активизация познавательной деятельности школьников средствами детской игры не был предметом специального исследования. Это определяет педагогическую целесообразность постановки проблемы в аспекте: возможно ли организовать познавательную деятельность школьников так, чтобы она была максимально активна и возможно ли использовать сюжетно-ролевую игру как средство активизации познавательной деятельности школьников.

Разработка данной проблемы тесно связана с особенностями сельской малокомплектной школы: малый состав учеников в школе и в классемалый школьный коллектив учителейспецифичность взаимоотношений между учащимися и учителямиограниченность культурного и методического общениямногопредметное преподаваниеотсутствие внешкольных учрежденийтерриториальная разобщенность школьного микрорайонасельскохозяйственное окружение и т. д. Эти особенности влияют на содержание и организацию обучения сельских школьников, а также на выбор форм, методов, средств обучения и воспитания, требуют от учителя перестройки самого хода организации познавательной деятельности школьников, внедрения современных педагогических технологий. Учет специфики сельской малокомплектной школы позволяет нейтрализовать или ослабить влияние отрицательных факторов и усилить влияние факторов, положительно сказывающихся на результатах обучения и воспитания учащихся сельской малокомплектной школы.

Анализ педагогического опыта учителей сельской малокомплектной школы показывает, что при организации познавательной деятельности школьников они испытывают определенные трудности. В то же время имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по активизации познавательной деятельности школьников часто не приносят эффективных результатов в условиях современной практики работы сельской малокомплектной школы. Устранение этих противоречий требует поиска новых средств активизации познавательной деятельности сельских школьников. В этой связи мы можем рассматривать сюжетно-ролевую игру в педагогическом процессе сельской малокомплектной школы как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Анализ педагогических трудов Ф. С. Авдеева, М. И. Алдошиной, М. П. Гурьяновой, П. А. Жильцова, М. И. Зайкина, Е. С. Зайцева, А. Ф. Иванова, А. Е. Кондратенкова, С. А. Рогачева, В. И. Семенова, Г. Ф. Суворовой, И. М. Чередова, Шпикаловой Т. Я., Е. В. Щербаковой, А. И. Умана, А. М. Цирульникова. Исследований частных методик преподавания в условиях малых групп (Г.А.Аквилева, Е. Н. Посникова, А. В. Ерхова, А. М. Игнатова и др.) показывает, что они рассматривали различные аспекты учебно-воспитательного процесса сельской малокомплектной школы, а вопрос активизации познавательной деятельности учащихся не входил в задачи их исследования. Таким образом, проблема использования сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы остается неразработанной. Это определило выбор темы: «Сюжетно-ролевая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы» .

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ — выявить и научно-обосновать возможности сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся. Определить педагогические условия, при которых сюжетно-ролевая игра активизирует познавательную деятельность учащихся сельских малокомплектных школ.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — посредством разработки современной модели сюжетно-ролевой игрыактивизировать познавательную деятельность учащихся сельских малокомплектных школ.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — познавательная деятельность учащихся сельской малокомплекгной школы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯсюжетно-ролевая игра и ее роль в активизации познавательной деятельности школьников.

В соответствии с проблемой, с целью, объектом, предметом исследования поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. Определить уровень теоретической разработанности проблемы активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы средствами сюжетно-ролевой игры.

2. Исследовать возможности применения сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности школьников.

3. Разработать модель организации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы средствами сюжетно-ролевой игры и определить педагогические условия, при которых сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством активизации их познавательной деятельности.

В основу исследования была положена следующая ГИПОТЕЗАпознавательная деятельность учащихся сельской малокомплектной школы может быть активизирована, если:

— у учащихся создан мотив, побуждающий к активному действию, пополнению и применению знаний. Таким мотивом может стать сюжетно-ролевая игра. Процесс познавательной деятельности в ходе игры при этом строится на основе опыта ребенка, уровне его учебных умений и навыков, занимающего позицию исследователя и ведущего поиск новых познавательно-прикладных, практических сведений и их применения в условиях игры;

— сюжетно-ролевая игра становится эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся малокомплектной школы, если соблюдены педагогические условия, важнейшие из которых: учащиеся должны иметь знания о той области жизни, к которой принадлежит сюжет игрышкольники включены в поисково-исследовательскую работу путем создания учебных игровых ситуаций, а содержание игры строится на межпредметной основе, в индивидуальной и коллективной формеигра осуществляется не ситуационно, время от времени, а планомерно включена в педагогический процесс сельской школыобеспечены положительные межличностные отношения, определяющихся содержанием и правилами игры, на которых основывается игровое взаимодействиеличностная заинтересованность участников игры в определенном ее исходеинициатива в игре будет принадлежать детям.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются философские и психолого-педагогические положения о единстве теории и практики, взаимосвязи социокультурной среды и результатов воспитания детей в изменяющихся социально-экономических условиях. Концептуальные подходы к проблеме разрабатывались на основе изучения теорий, опирающихся на личностный, деятельностный, системный подходна психолого-педагогических концепциях и идеях: проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М. И. Махмутов и др.) — поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, И. Ф. Талызина и др.) — оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Б. Т. Лихачев и др.) — личностно-ориентированного обучения (В.И.Сериков, И.С.Якиманская) — об игре как социально-историческом явлении (Л.С.Выготский, Д. Б. Эльконин и др) — о социокультурном развитии сельской школы и ее особенностях (А.Е.Кондратенков, Г. Ф. Суворова, А.М.Цирюльников).

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы в ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ, изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблемам теории игры, познавательной деятельности школьников, организации педагогического процесса в сельской малокомплектной школеанализ личного опыта, позиций и мнений специалистов, высказавшихся в устной формеизучение и анализ передового и массового опыта учителей сельских малокомплектных школсоциологические методы вероятной, серийной и гнездовой выборки, беседы с учащимися, учителямианкетированиеизучение творческих работ учащихсяанализ игровой деятельности и речевых диалогов в ходе сюжетно-ролевой игрыфото и видеоматериаловобсуждение направления работы и ее результатов на семинарах и практикумах сельских учителей, библиотекарей, методистов, студентов ОГУопытно-экспериментальная работа и наблюдение за деятельностью учащихся, учителей, родителей, общественности на всех этапах экспериментатеоретическое осмысление результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой стали Успенская школа Покровского района, Хотьковская школа Шаблыкинского района, Михайловская школа Орловского района Орловской области, а также отдельные школы Белгородской, Московской, Смоленской и Кировской областей России.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1993;1995г.г.) — поисково-теоретический. Внимание было уделено теоретическому изучению вопросов, связанных с проблемой исследования, в частности, был проведен анализ научной литературы по вопросам теории игры и ее применения в системе учебно-воспитательного процесса, вопросам организации деятельности учащихся малочисленных школ в учебное и внеучебное время. Исследовался опыт учителей сельских малокомплектных школ, проводилось наблюдение за учебной и игровой деятельностью сельских школьников. В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы раскрылась степень разработанности проблемы исследования в науке и ее состояние в практике педагогического процесса сельских малокомплектных школ. На данном этапе был разработан научный аппарат и программа исследования.

Второй этап (1996;1997г.г.) — опытно-экспериментальный. Разработана модель организации познавательной деятельности сельских школьников средствами сюжетно-ролевой игры. Отобраны сюжеты для сценариев.

Проведены семинары и практикумы для учителей базовых школ. Организованы игры и прослежены воздействия их на познавательную активность школьников. Экспериментальные данные были обработаны и обобщены.

Третий этап (1998;1999г.г.) — обобщающий. Он включал в себя локальный эксперимент, в ходе которого уточнены отдельные положения, проведен анализ данных и их обобщения. Осуществлено литературное оформление результатов исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

ИССЛЕДОВАНИЯ.

— Раскрыта и научно обоснована роль сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся сельских малокомплектных школ;

— разработана и теоретически обоснована модель организации познавательной деятельности учащихся сельских малокомплектных школ;

— Определены педагогические условия эффективного использования сюжетно-ролевой игры как средства как средства активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы.

Данная работа раскрывает средства активизации познавательной деятельности учащихся и возможности сюжетно-ролевой игры как важнейшего условия активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что разработана и научно обоснована модель организации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы средствами сюжетно-ролевой игрыданы научно обоснованные и экспериментально проверенные рекомендации учителям сельских малокомплектных школ по применению сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе сельской малочисленной школы. НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Идея использования сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы.

2. Модель организации познавательной деятельности учащихся сельских малокомплектных школ с использованием сюжетно-ролевой игры.

3. Основные педагогические условия, способствующие эффективному применению сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся сельских малокомплектных школ.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основные положения и результаты исследования обсуждены и получили одобрение на заседаниях кафедры общей педагогики ОГУ и Центра сельской школы ИОСО РАО, в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях: «Образование на селе: приоритетные направления развития» (Орел, 1993 г.) — «Особенности воспитания, обучения сельских школьников и подготовки учителя к работе в малокомплектной школе» (Смоленск, 1994 г.) — «Педагогические технологии в высшей школе» (Рязань, 1995 г.) — «Педагогические инициативы и сельская малокомплектная школа» (Орел, 1995 г.) — «Преемственность в обучении и воспитании школьников как основа непрерывного образования» (Рязань, 1995 г.) — «Новое содержание и проблемы готовности сельской школы к его реализации» (Орел, 1996 г.) — на педагогических чтениях «Учитель и время», посвященных памяти А. Е. Кондратенкова (Смоленск, 1997 г.).

Материалы исследования положены в основу разработанного спецкурса «Теория и технология игры» для студентов ОГУ.

ВЫВОДЫ:

1. Сюжетно-ролевая игра является средством активизации познавательной деятельности, т. к. ее игровые приемы, действия осуществляются с учетом конкретной цели каждого этапа учебного познания и воздействуют на компоненты учения.

2. Использование сюжетно-ролевой игры делает принципиально иным учебно-воспитательный процесс сельской малокомплектной школы. В ходе игры учебные и воспитательные задачи выступают перед детьми в неявном виде. Обучение здесь как бы непреднамеренно. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности, так как в игре деятельность детей глубоко мотивирована.

3. Содержательной стороной активизации познавательной деятельности выступает роль, игровой сюжет, имеющий в своей структуре проблемностъ, которая лежит в основе познавательной активности. Сюжетно-ролевая игра является формой реализации проблемы игрового сюжета, так как признаки познавательной активности на лицо: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления поведения в нестандартной игровой (учебной) ситуации, самостоятельность при решении игровых познавательных задач в игровой деятельности, выполнение учащимися ряда операций, действий направленных на достижение определенного игрового и познавательного результата.

4. Разработанная модель организации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектно школы средствами сюжетно-ролевой игрой активизирует познавательную деятельность сельских школьников. При этом мы рассматриваем познавательную активность учащихся как цель игровой деятельности, как средство ее достижения. Процесс реализации цели есть процесс реальной деятельности, который имеет игровой и познавательный результат.

5. В нашей модели цель игровой деятельности становится одновременно и познавательной задачей, стимулирующей творческую активность эмоциональное отношение к знаниям. Познавательная деятельность представляет собой содержание игры, следовательно в данной модели создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками игры в ее игровом воплощении. Учащиеся действуют по игровым правилам, в нашем случае по логике разыгрывания ролей. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой, и как учебно-познавательный результат.

6. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил определить условия при которых сюжетно-ролевая игра активизирует познавательную деятельность школьников сельских малокомплектных школ. Прежде всего это соблюдение общих дидактических условий, а также если: — у учащихся создан мотив побуждающий к активному действию. Таким мотивом является сюжетно-ролевая игра, игра осуществляется не ситуативно, время от времени, а планомерно включена в педагогический процесс сельской школы, а инициатива в игре принадлежит детям;

Процесс познавательной деятельности в ходе игры строится на основе опыта ребенка, уровня его учебных умений и навыков, занимающего позицию исследователя и ведущих поиск новых познавательно-прикладных, практических сведений и их применения в условиях игрыучащиеся имеют знания о той области жизни, к которой принадлежит сюжет игрыобеспечены положительные межличностные отношения, определяющиеся содержанием и правилами игры, на которых основывается игровое общение;

Имеется личная заинтересованность участников в определенном исходе игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики и обусловлены прежде всего новыми социально-экономическими требованиями предъявляемыми к человеку, его образованию, уровню общего развития. Разработку данной проблемы мы связываем с особенностями сельской малокомплектной школы. На сегодня как особый тип школы рассматривается сельская малокомплектная школа, Стала признаваться ее специфика, особые условия ее функционирования и развития. Есть у сельской малокомплектной школы по сравнению с городской недостатки: малый состав учеников в школе и в классе, малый школьный коллектив учителей, специфичность взаимоотношений между учащимися и учителями, ограниченность культурного и методического общения, многопредметное преподавание и т. п. Но есть и безусловные преимущества: более благоприятные экологические и валеологические условия школьной жизни, возможности воспитания природой, личная ориентация в образовании. А так как одним из более эффективных средств личностно ориентированного образования является игра, мы выдвинули идею о возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы. Однако образовательный потенциал игры в сельской школе используется эпизодически. Недостаточно он изучен и в педагогической науке применительно к сельской малокомплектной школе. В связи с этим мы видим актуальность выдвинутой идеи.

Игра и познание взаимосвязаны и это выражается в том, что игра является средством познания, а процесс познания в свою очередь оказывает влияние на игру. Они связаны отношением взаимозависимости. Их объединяет характерная особенность — игра и познание представляют собой открытый процесс, накладывающий отпечаток на всю жизнь человека, определяющий его жизненный путь от младенчества до старческого возраста. Опираясь на мнение Д. Б. Эльконина, что «играть человеку то, что плохо известно в плане возможных действий, очень трудно» мы говорим о необходимости соблюдения оптимального сочетания между известными и неизвестными знаниями у детей и создавать условия для их приобретения и использования в игре. Следовательно, сюжетно-ролевая игра объективно служит ребенку средством активизации его познавательной деятельности и воздействует на компоненты учения с учетом цели каждого этапа учебного познания. Она в силу своих природных особенностей воздействует на внутренние механизмы ребенка, вызывает потребности в игре и активизирует к любым видам деятельности, в частности к учебному познанию, к достижению цели игры. Учебные и воспитательные задачи в игре выступают перед детьми в неявном виде. В этой непреднамеренности и кроется глубокий смысл сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности.

Особенности сельской малокомплектной школы требуют организации учебного процесса отличного от традиционной классно-урочной системы, при которой устраняются основные трудности в обучении детей в классах с малой наполняемостью. В своем исследовании мы разработали модель организации познавательной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы, используя потенциал сюжетно-ролевой игры как средство активизации. Игру мы рассматриваем как систему, элементы которой направлены на активизацию учебного познания школьников. Теоретический анализ модели показал, что она отвечает критериям системы и характеризуется следующими признаками: наличием целостного компонента взаимосвязанных элементов, связью со средой, деятельностным характером функционирования, возможностью управления данной системой. Следовательно, модель отвечает требованиям предъявленным к ней. Опытно-экспериментальная работа и ее данные подтвердили, что она способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса сельской малокомплектной школы. Модель активизирует познавательную деятельность учащихся, влияет на усвоение в полном объеме учебного материала в соответствии с темой игры, включает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, становится принципиально иным средством, так как учение — не учебная цель, а результат практической игровой деятельности учащихся.

В процессе работы были выявлены педагогические условия эффективного использования сюжетно-ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности учащихся сельской малокомплектной школы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе сельской малокомплектной школы в сочетании с традиционными средствами и формами активизации познавательной деятельности сельских школьников. В образовательной деятельности учреждений дополнительного образования. А также при организации учебной и производственной практики студентов педагогических вузов.

Выполненная работа не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Ее дальнейшей научной разработке подлежит исследование процесса активизации познавательной деятельности учащихся средствами сюжетно-ролевой игры разных возрастных групп. Возможна разработка новых средств активизации познавательной деятельности сельских школьников, позволяющих более полно раскрыть потенциальные возможности каждого ученика сельской малокомплектной школы. Ждет своего исследования и проблема активизации познавательной деятельности сельских школьников в единстве школы и семьи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Игротехнические приемы: (рекомендации для организации игровых замятий в школе). / ЛГПУ им. А. И. Герцена, — СПб.: Образование, 1992. -43с.
  2. И.И. Сельская школа-комплекс новый тип учебно-воспитательного учреждения (организационно-педагогические основы деятельности). — Курск, 1980. — 617с.
  3. B.C. Надеждой смотрим в будущее // Сельская школа, № 1, 1998, с.70−72.
  4. Ф.С. Профессиональная подготовка учителя математики сельской малокомплектной школы в педагогическом институте. Орел.: ОГПИ тп. Труд, 1995. 320с.
  5. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя. Под редакцией Осиповой М. П., Качановской Н. И. -Мн.: Народная асвета, 1987. 111с.
  6. Активизация процесса обучения школьников. / Сборник науч.тр. Ташкент.: Таш. ГПИ., 1989. 98с.
  7. Активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения естественно-математических предметов в школе: Сб. науч. тр. Минск, 1987. — 182 с.
  8. Активные формы и методы обучения: науч.-методическое пособие. -Тула.: Б.И., 1993.-23с.
  9. Актуальные проблемы развития образования на селе. / Тезисы докладов семинара-совещания. Кемерово: Сибирский филиал Ин-та общего образования МО России, 1996. 64с.
  10. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Из-во ТГУ, 1996. — 210с.
  11. А., Якобсон В. Большие возможности «малой» школы // Народное образование, 1995, № 1, с. 52.
  12. Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 143с.
  13. О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1987. -178с.
  14. Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Из-во МГУ, 1971.-152с.
  15. М.М. Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся: Науч.-методическое пособие. 2-е изд. — Тула.: Б.И., 1992. — 58с.
  16. Е.С. Ролевые игры важное средство интенсификации учебного процесса в средней школе. // В помощь учителю. — Нальчик, 1989, № 28, с.38−48.
  17. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение. Вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980. — 84с.
  18. Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. — 139с.
  19. А.Г. Психология личности. М.: Из-во МГУ, 1990, — 367с.
  20. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. -96 с.
  21. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  22. Ю.К., Поташник М. Н. Оптимизация учебного процесса: (в вопросах и ответах). Киев.: Радяньска школа, 1984. — 287с.
  23. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1988.-660с.
  24. П.А. Гармонизация базового образования. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов школы. Воронеж.: Липецкое из-во, 1994. — 136с.
  25. A.A. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986. — 96с.
  26. A.A. Народные праздники в школе. Методическое пособие. -Курск: ГУИПП, 1998. 86с.
  27. A.A. Крестьянская мудрость плюс образованность. // Сельская школа, 1998, № 1, с.73−74.
  28. Е.Л., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы шуправления познавательной деятельностью. Ярославль.: ЯГПИ, 1974.-169с.
  29. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск: 1994. — 186с.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  31. В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. — 192с.
  32. Т.Г., Корнилова Т. З. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. — 68с.
  33. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Сов. педагогика, 1991, № 9, с. 123−128.
  34. H.H. Ситуационно-ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки. // Теоретические и методические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1977. -с. 183−204.
  35. З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детой младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 205с.
  36. А.Д. Дидактические требования к научно-методическим исследованиям. М.: 1978. — 24с.
  37. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216с.
  38. М., Алпатова Р. Игра в учебном процессе. // Народное образование, 1986, № 8, с.46−48.
  39. А.К., Веселова М. В. Проблемы сельской малокомплектной школы в разработке нижегородских педагогов-исследователей. -Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. из-во, 1992. 84с.
  40. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. -159с.
  41. Н.К. Использование системы познавательных задач для развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения. Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. пед. наук. -М., 1997. 17с.
  42. Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов. Сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1988. — 219с.
  43. Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся. / Под ред. Пальянова М. П., Томск.: ТГПИ, 1982. — 118с.
  44. Воспитание детей в игре. М.: Ассоциация профессиональное образование, 1994. — 54с.
  45. Воспитание эмоциональной и познавательной активности малыша. Состав. Павлова Л. Н., Власова Е. Б., Сыктывкар.: СГПИ, 1993. -86с.
  46. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. трудов /Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИТ и ИП, 1992. — 134с.
  47. Воспитательная система учебного заведения как объект педагогического управления // Тез. докл. Всесоюзн. конф.: в 2 ч. -Рига:ЛГУ им. ПСтучки, 1989. ч.1. — 192с.
  48. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски. / Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80с.
  49. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1956. 438с.
  50. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Из-во МГУ, 1988.-284 с.
  51. О.С. Проблема формирования личности школьника в игре. // Советская педагогика, 1982, № 9, с.60−64.
  52. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966, с.236−277.
  53. А.И. Психология познавательной активности учащихся. -Кишинев.: Штиинца, 1975. 203 с.
  54. Е.М., Шмаков С. Г. От игры к самовоспитанию, 2-е изд. -М.: Педагогика, 1971. 203с.
  55. Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. // Советская педагогика, 1990, № 5, с.84−87.
  56. Дж., Стэнм Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Перевод с англ. Хайрусовой Л. И. М.: Прогресс, 1976. -496с.
  57. Ю.А. К построению общей теории игры. // Философия и наука. Л.: Из-во ЛГУ, 1975, с. 189−195.
  58. А.С. Научить думать и действовать: активная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. — 175с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: АПН СССР Педагогика, 1986. — 289с.
  60. И.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедиз., 1960.-299с.
  61. Н.С., Первин И. Б. Товарищеская взаимопомощь школьников. М.: Педагогика, 1981. — 112с.
  62. А.П. Особенности взаимоотношений учителя с учениками в малокомплектной школе. // Советская педагогика, 1990, № 4, с.46−51.
  63. Дидактика средней школы. / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. 808с.
  64. Духовное возрождение села: воспитание, образование, развитие личности сельского школьника. / Сборник материалов. М.: Мин-во общего и профессионального образования РФ, 1997. — 65с.
  65. В.К. Общие формы организации процесса обучения: Актуальные проблемы теории и практики обучения. Красноярск.: Из-во Краен, ун-та, 1984. — 188с.
  66. В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. К.: Педагогика, 1989. — 160с.
  67. М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. -Казань: Таткнигоиздат, 1963. 122с.
  68. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. — 239с.
  69. В.М., Комаров Ф. В. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. — 266с.
  70. JI.B. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПЙ им. А. И. Герцена, 1986. — 78с.
  71. Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: АПН РСФСР, 1963. -319с.
  72. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975, — 111с.
  73. П.А. Учитель современной сельской школы. // Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров. М.: Педагогика, 1978, cll-19.
  74. М.И. Феномены малокомплектной школы. М.-Горький: Волго-Вятское из-во, 1990. 143с.
  75. М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. из-во, 1991, — 182с.
  76. С.Ф., Тюнникова Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение, (в 2-х частях). -М.: Из-во Логос, 1992. 1 кн. — 126с. 2 кн. — 140с.
  77. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, — 424с.
  78. А.В., Боцманова М. Э. Особенности нравственного развития учащихся малокомплектных школ. // Начальная школа, 1992, № 9−10, с.45−51.
  79. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. Из опыта работы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. — 112с.
  80. А.Ф. Сельская школа: Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области. -М.: Педагогика, 1967. 128с.
  81. И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань.: Рязанское отделение Российского фонда культуры, 1994. — 116с.
  82. Л.И. Игра и пионерский отряд. М.: Просвещение, 1975. -134с.
  83. Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -160с.
  84. Игра в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы (5−11 классы). Состав. Самоденко Ю. С. М.: НИИ теории и истории педагогики, 1992. — 24с.
  85. Игровое моделирование: методология и практика / Отв. ред. Ладенко И. С. Новосибирск.: Из-во Наука, Сибирское отделение, 1987. — 290с.
  86. Игры-обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В. В. М.: Новая школа, 1994. — 368с.
  87. Игра, творчество, развитие. Материалы межрегиональной педагогической конференции. Обнинск.: Из-во Интерколледж, 1994. -67с.
  88. Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента (в исследовании проблем программированного обучения). М.: Знание, 1975.-123с.
  89. Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся: Науч.-метод. пособие. 2-е изд. — Тула: Б.И., 1992. — 58с.
  90. В. П. Праздничная культура русского народа как ценностно-адаптационный феномен. М.: ОДИ — International, 1998. — 131с.
  91. Использование ролевых игр при изучении педагогической психологии.- Волгоград: ВГПИ, 1989. 20с.
  92. Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики вначальных классах: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. 64с.
  93. Как провести социологическое исследование. В помощь идеологическому активу. / Под ред. М. К. Горикова и Ф. Э. Шереги. М.: Политиздат, 1985. — 223с.
  94. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979. -46с.
  95. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. 185с.
  96. Каникулы, игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Книга для учителя. / Под ред. О. С. Гаэмана.- М.: Просвещение, 1988. 160с.
  97. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса, 1993. 80с.
  98. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М.: НМО Творческая педагогика, 1991. -125с.
  99. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание. Воспитание. Воспитание. Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160с.
  100. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1980. 159с.
  101. А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. -Казань: Тат. Кн. из-во, 1980. 200с.
  102. М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения. // Сов. педагогика, 1984, № 4, с.117−122.
  103. М.В. Игра в учебном процессе. // Сов. педагогика, 1985, № 6, с.57−61.
  104. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ Эксперимент, 1996. — 176с.
  105. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. / Под ред. И. В. Первина. М.: Педагогика, 1985. — 144с.
  106. А.К. Развивающая личность и педагогические технологии: Метод, реком. Санкт-Петербург: ГУПМ, 1992. — 99с.
  107. А.Е., Осовский К. Г. Сельская малокомплектная школа: целевая программа исследования. // Сов. Педагогика, 1987, № 7, с.58−67.
  108. А.Е. Подготовка учителя к работе в малокомплектной школе. // Сов. Педагогика, 1990, № 4, с.93−96.
  109. Концепция воспитания в современной школе: школа совместной деятельности. Томск: ТПИ, 1992. — 23с.
  110. Е.П., Юдина О. Н. К психологической характеристики эффективности учебно-ролевых игр. // Вопросы психологии, 1980, № 1, с.112−115.
  111. Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. -Екатеринбург, 1995. 83с.
  112. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1980. — 120с.
  113. В.В. Организация учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе. JL: ЛГПИ, 1986. — 81с.
  114. В.В. Организация на уроках коллективной деятельности140учащихся: пособие по спецкурсу. Рязань.: Из-во Рязан. ОГПИ, 1977. -100с.
  115. А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Ред. журн. Адукацыя i выхаванне, 1996. — 312с.
  116. В.Ф., Кузнецов В. И., Фоминых Б. И. Интенсификация учебного процесса в сельской малокомплектной начальной школе. // Начальная школа, 1987, № 5, с.70−73.
  117. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255с.
  118. А. Влияем на сельский уклад. // Сельская школа, 1998, № 1, с.91−92.
  119. Н.В. Особенности организации игровой деятельности детей в малокомплектной школе. // Начальная школа, 1986, № 5, с. 44−47.
  120. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск.: Народная асвета, 1972. — 136с.
  121. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Талин: Валгус, 1980. 380с.
  122. В.Л. Технологии обучения: формирование и развитие. Учебное пособие. М.: Из-во МАИ, 1996. — 41с.
  123. . Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX XX веках). Самара: Из-во СИУ, 1997. -85с.
  124. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  125. И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования (постановка проблемы). // Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972, с.5−37.
  126. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-48с.
  127. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96с.
  128. К.Л. Предметные недели в малокомплектной сельской школе. // Воспитание школьников, 1984, № 6, с.36−38.
  129. А. История рядом с нами. // Сельская школа, № 1, 1998, с.34
  130. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 143с.
  131. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  132. В.Г., Мамигонова Г. А. Педагогические игры: содержание и возможности. // Советская педагогика, 1981, № 2, с.96−104.
  133. В.Г. Методика и теория игры. М., 1926. — 379с.
  134. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 207с.
  135. Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте. // Вопросы психологии личности школьника. М.: АПН РСФСР, 1961, с.219−276.
  136. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367с.
  137. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.-240с.
  138. H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1971. — 11с.
  139. Методика организации игры в пионерском коллективе. / Под ред. О. С. Газмана. -М.: ЦС пед. общества РСФСР, 1982. 90с.
  140. Методология педагогики. Сборник статей. Выпуск 4. М.: Педагогика, 1997. — 104с.
  141. Методы педагогических исследований. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. Г. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256с.
  142. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: Учебно-методический материал. М.: ЦИУУ, 1990. — 44с.
  143. Е.М. Игры детей и подростков. М.: Профиздат, 1976. -72.
  144. P.M. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя. -Минск.: Народная асвета, 1989. 176с.
  145. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 11с.
  146. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения. Технология создания и использования. Учебное пособие. М.: Из-во УРАО, 1998. — 204с.
  147. Найденова. Год сельской школы. // Сельская школа, 1998, № 1, с.75−76.
  148. В.М. Целостность педагогического процесса: Метод, пособ. 2-е изд. доп. -М.: Асоц. Народная педагогика, 1994. 103с.
  149. .П. Развивающие игры. М.: из-во знание, 1994. — 189с.
  150. Л.И. Теория и практика воспитательных систем. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 1 кн. — 143с. 2 кн. — 206с.
  151. Образование на селе: Приоритетные направления развития:(тез. докл.) -Орел, 1993, — 120с.
  152. Обучение в малокомплектной школе: 5−9 классы: Кн. для учителя. / Г. Ф. Суворова, Р. Н. Князева, К. Л. Лисова и др.- Под ред. Г. Ф. Суворовой. -М.: Просвещение, 1995. 159с.
  153. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1993. — 367с.
  154. Основные принципы технологии обучения в сельской школе и подготовки учителя для села. Сборн. науч. трудов / Отв. ред. Добродеева И. Ю. Шуйский ГПУ, 1999. — 77с.
  155. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Книга для учителя. Из опыта работы. П. Т. Фролов и др. М.: Просвещение, 1991. — 158с.
  156. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе. / Межв. сборн. науч. труд. Ярославль, 1984. -103с.
  157. Педагогическая культурология. Методические рекомендации для ^ преподавателей учебных заведений Западно-Сибирского региона, реализующих Базовые учебные планы и научные парадигмы143
  158. Познание и общение. Сб. науч. ст. АН СССР, Ин-т психологии, отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1988. — 208с.
  159. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1995. 141с.
  160. Проблемы дидактики. / Тезисы конференции: состав. С. Алуляэ. НИИ Педагогики, Талин, 1979. 142с.
  161. A.C. Учим и учимся, играя (игровая технология экономического воспитания школьников). М.: МПА, 1997. — 320с.
  162. Психологические аспекты формирования социальной и познавательной активности личности школьника. / Межвуз. сб. науч. труд. Л.: ЛГПИ, 1987, — 153с.
  163. Психологические основы рационализации и познавательно-практической деятельности учащихся. Сб. науч. тр. Отв. ред. Н. П. Ерастов, Ю. П. Вавилов. Ярославль.: ЯГПИ, 1975. — 94с.
  164. Психолого-педагогические проблемы игры: Межвуз. сб. науч. тр. -Новосибирск.: НГПИ, 1992. 102с.
  165. Г. В. Познавательная активность человека: сущность, природные и социальные предпосылки. М.: Политиздат, 1985 — 96с.
  166. Пути и формы повышения познавательной самостоятельности учащихся сельских школ. // Сб. науч. труд. / Под ред. И. С. Матрусовой. М., 1981. -103с.
  167. B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: Педагогика, 1975. 184с.
  168. Развитие познавательной* активности и самостоятельности школьников. / От ред. Р. И. Иванов. Куйбышев.: КГПИ, 1975. — 176с.
  169. Развитие содержания общего среднего образования. Концепция. Под редакцией В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова, — М.:РАО ИОСО, 1997. 121с.
  170. Развитие содержания образования. Сборник научных трудов. / Под ред. Ю. И. Дика, Г. Ю. Семеновой. М.: РАО ИОСО, 1997. 125с.
  171. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград: ВГПИ, 1988.- 157с.
  172. В. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. // Русское богатство, 1997, № 1, с.70−89.
  173. Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение: Межвуз. сб. науч. тр. -М.: ПОПИ, 1990. 125с.
  174. С.А. О некоторых подходах к управлению сельской малочисленной школой. Воронеж, 1993. — 59с.
  175. С.А., Морозова H.A. Концепция сельской малочисленной школы. Воронеж.: ВОИПК и ПРО, 1995. — 116с.
  176. JI.H. Формирование познавательных интересов старшеклассников в процессе обучения. Минск.: Народная асвета, 1970. — 150с.
  177. С.Н. Гуманизация взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения .Автореф. дис. на соискание учен. степ. Канд. пед. наук. М., 1996. — 17с.
  178. Л. Детские игры эпохи перестройки. М.: Знание, 1993. -61с.
  179. Е.В. Педагогическое стимулирование нравственных достижений учащихся сельской начальной школы. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 20с.
  180. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации.- М.: Народное образование, 1998. 255с.
  181. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: Знание, 1987. — 79с.
  182. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении . М.: Просвещение, 1965. — 48с.
  183. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 208с.
  184. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96с.
  185. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в малокомплектной восьмилетней и средней сельской школе: Материалы Всесоюзной конференции. Смоленск.: СГПИ, 1982. — 140с.
  186. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.: Международная науч.-практ. конф. Москва, //Тез. докл. и выступлений в 2 ч. / Редкол.: Л. И. Новикова и др. М.: ИТП иМИОРАО, 1993.- 145с.
  187. Ю.П. Теория воспитательных пространств. М. Белгород, 1988. -41с.
  188. Социализация личности сельского школьника средствами народной культуры. Методические рекомендации для педагогов-воспитателей. -Красноярск: КГПУ, ГУНО, 1996. -48с.
  189. В.П. Организация занятий в малокомплектной школе. -М.: Просвещение, 1968. 39 с.
  190. В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. М.: Педагогика, 1972. — 323с.
  191. В.П. Организация процесса обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. -245с.
  192. Структуры познавательной деятельности: межвуз. сб. науч. труд. -Владимир.: ВГПИ, 1989. 143с.
  193. Г. Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной начальной школе. М, 1980. — 88с.
  194. Г. Ф. Совершенствовать работу малокомплектной сельской школы. // Сов. педагогика, 1986, № 2, с.32−35.
  195. Г. Ф. Чему учить в сельской школе. // Педагогика, 1992, № 3−4, с.31−34.
  196. Г. Ф. Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе. М.: Ассоциация Профессиональноеобразование, 1995. 87с.
  197. Судьбы образования в России. Сборник статей. Выпуск 2. М.: Педагогика, 1996. — 96с.
  198. Программа сельской малокомплектной школы. М.: РАО ИОШ. Лаборатория проблем школы, 1994. -163с.
  199. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Из-во МГУ, 1975.-343с.
  200. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 173с.
  201. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96с.
  202. В.Н., Кель О. С. Игра, творчество, жизнь. М.: 1966. — 304с.
  203. Тесты для фиксации уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления). Составитель С. И. Волкова. М.: Учеб. фирма Рекорд, 1993. — 13с.
  204. Технология игровой деятельности: Учебное пособие. Рязань: Из-во РГПУ, 1994. — 120с.
  205. Типология и технология активных форм обучения. Сб. Науч. труд. -Пермь.: ПГМИ, 1991. 22с.
  206. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высшая школа, 1968. — 148с.
  207. А.И. Учебные задания и процесс обучения. М.: Педагогика, 1989. — 56с.
  208. Управление малокомплектной сельской средней общеобразовательной школой. Учебное пособие. / Под ред. И. И. Чередова. Омск., 1984. -99с.
  209. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сб. науч. труд. / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1972. — 262с.
  210. А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. -95с.образования. Тюмень-Тобольск: ТОО НТФАТИКО, 1995. — 295с.
  211. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Межвуз. сб. науч. труд. Редколегия: Г. И. Щукина, Отв.ред. В. Н. Липник, Е.С. Заир-Бек. -Л.: ЛГПИ, 1985. 156с.
  212. Педагогика и психология игры. / Межвуз. сб. науч. труд. -Новосибирск.: НТПИ, 1985. 128с.
  213. Педагогика школы. / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. -384с.
  214. A.B. Психология межличностных отношений в группах и коллективах. // Сов. Педагогика, 1974, № 4, с.37−39.
  215. Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. -608с.
  216. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240с.
  217. П.И., Ахметов А. К., Хайдаров Ж. С. Игра как средство активизации учебного процесса. // Сов. педагогика, 1985, № 3, с.22−25.
  218. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. Учебное пособие. М.: Русское педагогическое агентство. МПУ, 1999.-266с.
  219. Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект-Л.: Из-во ЛГУ, 1990. 184с.
  220. Н.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. — 192с.
  221. Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в средней школе. / Межвуз. сб. науч. труд. Рязань.: РГПИ, 1992. — 182с.
  222. Познавательная активность в системе процессов памяти. / Под ред. Н. И. Чуприковой. -М.: Педагогика, 1989. 134с.
  223. Учебно-воспитательная работа в малокомплектной школе. Пособие для учителей. Состав. И. В. Прокопович. М.: Просвещение, 1979. — 144с.
  224. Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 216с.
  225. Формы и метода активизации учебной деятельности учащихся общеобразовательной школы: Сб. ст. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. -68с.
  226. P.A. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979. — 176с.
  227. Н. Сюжетно-ролевые игры: развитие творческих способностей: Метод, рекоменд. Рос. Акад. Наук. Ин-т психологии, науч. метод, центр психологии. М.: Б.И., 1993. — 17с.
  228. Ф.И. Как активизировать учение школьников. 2-е изд. доп. и перераб. — Минск: Народная асвета, 1975. — 208с.
  229. Харламов Ф. И. Активизация учения школьников. Минск: народная асвета, 1970. 163с.
  230. С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников: Книга для учителя. М., 1985. — 112с.
  231. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1987. — 152с.
  232. Чудакова В.И. .Воспитание коллективизма средствами сюжета о-ролевой игры. Минск: Народная асвета, 1991. — 27с.
  233. Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: АО Столетие, 1997. — 480с.
  234. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 209с.
  235. В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М.: Информ связь издат, 1997. — 173с.
  236. P.M. Сельский учитель. Социально-педагогический портрет. (Инновационная деятельность сельского учителя). Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 1993.- 133с.
  237. P.M. Сельская малокомплектная инновационная школа. (Социально-педагогические основы управления). Новгород: Из-во НРЦРО, 1994. — 84с.
  238. Школа как воспитательная система: Науч.- метод, материалы в помощь руководителям школ и педагогам / Под ред. A.B. Гаврилина. -М.: НИИТ и ИП АПН, Рос. науч.-метод. центр ВСШ, 1992. 62с.
  239. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник науч. трудов / Под ред. И. Ю. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. — 308с.
  240. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. / Под ред. A.A. Леонтьева. Выпуск 3. М., Баласс, 1999. — 288с.
  241. С.А. Игры учащихся феномен культуры. -М.: Новая школа, 1994. 240 с.
  242. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  243. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 204с.
  244. Н.Е., Пипоков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. — 112с.
  245. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. // Педагогика, 1993, № 2, с.60−70.
  246. Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 2-е изд., перераб. — М.: Новая школа, 1994. — 96с.
  247. Н.Е. Три принципа воспитания. Рабочая книга школьногопедагога. Смоленск: Из-во СОИУУ, 1996. — 55с.
  248. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304с.
  249. В.З. Педагогические инновации в сельской школе. Киров, 76с.
  250. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -114с.
  251. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. -М.: Просвещение, 1974. 125с.
Заполнить форму текущей работой