Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Международные стандарты в области прав человека и роль омбудсмена в их обеспечении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время существует множество различных подходов к правам человека, в их числе естественно-правовой, позитивистский, марксистский, теологический подходы. Вместе с тем представляется вполне обоснованным утверждение о существовании универсальной, общепризнанной концепции в сфере прав человека. Она сформировалась в результате более чем полувековой деятельности ООН и является сегодня неким… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция представлений о правах человека
  • Естественно-правовая концепция
    • 2. Позитивистская концепция
    • 3. Марксистская концепция
    • 4. Теологическая концепция
    • 5. Универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в сфере прав человека и проблема его деполитизации
  • Глава 2. Международные стандарты в области прав человека и международно-правовые меры их обеспечения
    • 1. Международные стандарты в области прав человека
    • 2. Международно- правовые меры обеспечения стандартов в сфере прав человека
    • 1. Международный контроль: процедуры и механизмы
    • 2. Международная уголовная ответственность физических лиц за 1рубые нарушения норм о правах человека. Международные трибуналы
  • Глава 3. Роль омбудсмена в обеспечении международных стандартов в области прав человека
    • 1. Институт омбудсмена: история возникновения и механизм деятельности
    • 2. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: история создания и особенности конституционного статуса
    • 3. Роль российского омбудсмена в совершенствовании российского законодательства в сфере прав человека

Международные стандарты в области прав человека и роль омбудсмена в их обеспечении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

настоящего диссертационного исследования определяется тем, что после окончания «холодной войны» вопрос прав человека нуждается в переосмыслении и переоценке в связи с изменениями в международно-политической панораме. Ранее вопрос прав человека зачастую использовался как инструмент национальной политики, как идеологическое прикрытие геа! роПпк государств. Международные форумы, призванные для поисков путей сотрудничества, использовались обеими супердержавами для демонстрации своих идеологических установок.

Сегодня Конституция новой России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданинаобязанностью государства. В процессе формирования демократического правового государства Россия должна ориентироваться на международные и региональные стандарты в сфере прав человека, которые устанавливают «планку, ниже которой государство не может опускаться» 1. Для соблюдения этих стандартов в России должны предприниматься усилия по многим направлениям: нарушенные права граждан должны восстанавливаться, законодательство Российской Федерации о правах человека и гражданина должно совершенствоваться и приводиться в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, следует также развивать международное сотрудничество в области прав человека и информировать граждан по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их зашиты. Все этим в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» занимается российский омбудсмен, деятельность которого изучается в данном исследовании. При анализе работы Уполномоченного по правам человека в РФ особое внимание уделяется его усилиям по приведению российского законодательства в соответствие с международными стандартами, существующими сег одня в сфере прав человека.

Объектом данного диссертационного исследования является «человеческое измерение» современных политических и правовых процессов — права человека.

1 Права человека. Отв. ред. Е. ЛЛукашева, — М.:НОРМА-ИНФРЛ М, 1999.С.134.

Предметом исследования являются формировавшиеся на протяжении длительного времени и в настоящее время признанные всеми демократическими правовыми государствами международные стандарты в сфере прав человека, а также усилия России по их соблюдению, в частности, те из них, что нашли свое отражение в деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.

Своей целью настоящее исследование ставит изучение современных международных стандартов в сфере прав человека и выявление слабых мест в законодательстве России о правах человека и гражданина, что ведет к прямому нарушению или ущемлению прав и свобод российских граждан. Для достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи: рассмотреть исторический аспект вопроса, изучив естественно-правовую, позитивистскую, марксистскую (социалистическую), теологическую, универсальную концепции прав человекаизучить современные международные и региональные (на примере Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) стандарты в сфере прав человекаописать современные международно-правовые процедуры и механизмы обеспечения международных и региональных стандартов, существующих сегодня в сфере прав человека;

— проанализировать деятельность института Уполномоченного по правам человека, способствующего соблюдению современных международных стандартов в области прав человека в Российской Федерации, в особенности усилия российского омбудсмена по приведению законодательства России о правах человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу исследования составил комплекс методов научного познания, используемых отечественными и зарубежными специалистами в области международного права, конституционного права, сравнительного правоведения, международных отношений, истории, политологии и других общественно-политических дисциплин: это методы системного и логико-правового анализа, историко-проблемный, сравнительно-правовой и формально-юридический методы научного исследования.

В качестве общетеоретической основы исследования диссертантом использовались труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные становлению и развитию в современном международном праве принципа всеобщего уважения прав человека, оформлению международных стандартов в этой области, созданию на национальном уровне института парламентских уполномоченных, призванных своей деятельностью способствовать обеспечению международных стандартов в области прав человека в каждом конкретном государстве. Эти вопросы подробно рассматривались в современных и созданных в советские годы трудах отечественных ученых, в частности, Баглая М. В., Балтановой Г., Блищенко И. П., Бойцовой В. В., Бойцовой Л. В., Бутусовой Н. В., Глотова С. Д., Горшковой С. А., Гулиева В. Е., Дудкина В. Я., Жданова Н. В., Золотухина C.B., Карташкина В. А., Ковалева С. А., Козловой Е. И., Колосова Ю. М., Кузнецова В. И., Кутафина O.E., Лукашевой Е. А., Лукашука И. И., Масленникова В. А., Мицкевича A.B., Мовчаиа А. П., Нерсесянца B.C., Новика В. Н., Островского Я. А., Патюлина В. А., Рудинского Ф. М., Строговича М. С., Сюкияйнена Л. Р., Тиунова О. И., Тихонова А. А, Тункина Г. И., Уманского Я. Н., Хамапевой Н. Ю., Черниченко C.B., Чхиквадзе В. М., Энтина М. Л. и др.

В процессе диссертационного исследования автор использовал труды иностранных юристов и политологов, в которых анализируется современное понятие прав человека и рассматривается формирование международных стандартов в этой сфере. Этой проблематике посвящены работы Брауна С., Бургентатя Т., Голтунга Дж., Гомиен Д., Джексона Р., Джениса М., Джохансена Р., Допелли Дж., Кима С., Краснера С., Лайонса Г., Майера Г., Макдугала М., Мастандуно М., Махачека Р., Наглера М., Ойлингсра Т., Фолка Р., Хофманна Р. и др.

В ходе работы автор также опирался на труды иностранных авторов, исследовавших отдельные аспекты вопросов прав человека — такие, как сравнительно-правовой, социологический, историко-культурологический и морально-этический, в частности, на труды Бондурант Д., Вебера М., Винсента Р., Давида Р., Дорсена П., Доухерти Д., Еллинека Г., Жоффре-Спипози К., Зваак Л., Кинга М. Л., Крюгера У., Мусхин ат-Турки A.A., Поллиса А.,.

Пфальцграффа Р., Сабо И., Сайда A.A., Тикнер Д., Хантингтона С., Харриса Д., Холлемана B.JI., Чакраборти С., Шарпа Д., Шваба П.

При изучении историко-философского аспекта проблем, связанных с соблюдением прав человека, диссертантом были изучены философские работы Бердяева H.A., Вольтера Ф., Кавелина К. Д., Ленина В Н., Локка Д., Маркса К., Монтескье LJJ., Соловьева B.C., Федотова Г. П., Чичерина Б. Н., Энгельса Ф.

В иностранной литературе множество работ посвящено созданию на национальном уровне института парламентских уполномоченных, призванных своей деятельностью способствовать обеспечению международных стандартов в области прав человека в каждом конкретном государстве. При подготовке данного исследования диссертантом использовались работы Арадильяса А., Бромхеда П., Висландера Б., Грегори Р., Малиньс Б., Пеллстье Ж., Рейда У., Роуэта Д., Флифлета А., Хатчессона П., Хиль — Роблеса А., Холланд М., Цоллср Э.

Публикации советских ученых по этой теме были немногочисленны. Этому вопросу в советские годы уделяли внимание Автономов A.C., Аметистов Э. М., Воробьев О. В., Колесова Н. С., Лсдях И. А., Мурашин Г. А., Шемшученко Ю. С. Российские ученые проявляют больший интерес к опыту, накопленному институтом омбудсмсна в западных странах, в деле обеспечения международных стандартов в области прав человека на национальном и универсальном уровнях. Эта проблематика исследуется в работах Автономова A.C., Башимова М. С., Бойцовой В. В., Бойцовой Л. В., Бутусовой Н. В., Капицына В. М., Карташкина В. А., Лукашевой Е. А., Лукьянцева Г., Полянского В. В., Соколова А. Н., Тихонова А. А, Трумпеля К. Б., Хаманевой 11.Ю. и др.

При подготовке данного диссертационного исследования были использованы различные международно-правовые документы универсального и регионального характера: Устав ООН, резолюции ГА ООН, ЭКОСОС, Подкомиссии ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств (с 1999 года — Подкомиссия ООН по поощрению и защите прав человека), Комитета министров Совета ЕвропыВенская декларация и Программа действийЗаключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.75, Римский Статут Международного уголовного суда, ежегодные доклады британского омбудсмена и доклады американского Комитета адвокатов, посвященные правам человека.

Особое внимание уделялось анализу российских и зарубежных нормативных правовых актов, ежегодных и специальных докладов Уполномоченного по правам человека в РФ Миронова О. О., его заключений на некоторые российские законы, послуживших теоретической основой при написании третьей главы данного исследования.

В процессе работы автор использовал материалы «Дипломатического вестника», «Дипломатического ежегодника», подготовленного преподавателями и слушателями Дипломатической Академии МИД РФ, статьи и иные материалы, опубликованные в «Московском журнале международного права» и в «Журнале российского права», в журналах «Международная жизнь», «Правозащитник», «Профиль», «Советское государство и право», «Социальная зашита», в информационном бюллетене «Вестник прав человека» и «Права человека в России» Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ и других аналитических и информационных материалах российской печати.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном и всестороннем характере изучения в настоящей работе процесса формирования международных стандартов в области прав человека и одного из инструментов их реализации в Российской Федерации — института Уполномоченного по правам человека в РФ. При этом выявлены основные тенденции, характеризующие оформление универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека, проанализированы процедуры и механизмы обеспечения международных стандартов в этой сфере, кроме того, на примере деятельности российского Уполномоченного по правам человека рассмотрены формы и методы обеспечения этих стандартов на внутригосударственном уровне.

Характер научной новизны носит целый ряд вопросов, сформулированных и разработанных в данном диссертационном исследовании. В частности, к их числу относятся: исследование историко-правового аспекта формирования современных международных стандартов в сфере прав человекасравнительный апатиз существующих подходов к вопросам прав человека (естественно-правовая, позитивистская, марксистская (социалистическая), теологическая и универсальная концепции) — сравнительный ан&тиз универсальных, регион&пьных стандартов в этой сфере (на примере Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года) и норм российской Конститу ции о правах и свободах человека и гражданинапоиск путей решения проблемы политизации межгосударственного сотрудничества в области прав человекарассмотрение роли и значения института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в процессе обеспечения па национальном уровне международных стандартов в сфере прав человека.

Практическая значимость диссертации. Рассмотрение различных концепций к вопросам прав человека позволяет получить представление о том, насколько острой и политизированной может быть дискуссия вокруг них. В исследовании рассматриваются основные направления деятельности международного сообщества, способствующие деполитизации данной дискуссии.

Вместе с тем формирование универсальной концепции и современных международных стандартов в сфере прав человека указывает на необходимость межгосударственного сотрудничества в этой области и реализации международных стандартов на национальном уровне. Одним из чрезвычайно эффективных механизмов для осуществления международных стандартов внутри государства является деятельность омбудсменов (парламентских уполномоченных) по правам человека. Выводы, полученные в результате настоящего исследования, указывают на необходимость использования позитивного опыта, накопленного другими странами в этой сфере, в целях обеспечения международных стандартов в сфере прав человека на национальном уровне, в частности, при выработке правовой базы и совершенствовании уже существующего законодательства о правах и свободах человека и гражданина.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, в работе научно-исследовательских институтов, при организации учебного процесса в высших учебных заведениях, в которых преподается международное гу манитарное право.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Несмотря на многочисленность различных подходов к правам человека можно говорить о существовании универсальной, общепризнанной концепции межгосударственного сотрудничества в сфере прав человека. Сформировавшись в результате более чем полувековой деятельности ООН, она является неким общим знаменателем, маяком правозащитной мысли для всех членов международною сообщества, и ее реализация требует межгосударственного сотрудничества в целях «поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех».

2. В течение «холодной войны» межгосударственное сотрудничество в сфере прав человека характеризовалось высоким уровнем политизированности: международное гуманитарное право являло собой инструмент политической борьбы, широко использовалась практика «двойных стандартов», когда критика в адрес государств-нарушителей была в большей степени обусловлена политическими и идеологическими факторами, нежели чем заботой о правах человека, а нарушения прав человека в дружественных странах игнорировались. Пришло время пересмотреть прежний подход к правам человека. Признавая человека, его права и свободы высшей ценностью, необходимо вести работу по деполитизации гуманитарной проблематики.

3. Наличие универсальной, общепризнанной концепции межгосударственного сотрудничества в сфере прав человека предполагает существование определенных стандартовориентиров для деятельности государств, претворяющих их в жизнь на национальном уровне. Однако не все существующие международные процедуры и механизмы по обеспечению международных стандартов носят юридически обязательный характер.

4. Опыт европейской и межамериканской системы защиты прав человека свидетельствует о том, что на региональном уровне может быть легче осуществлять реализацию стандартов в области прав человека и избавляться от излишней политизации процесса. В деятельности по соблюдению прав человека России следует ориентироваться не только на стандарты, выработанные многолетней практикой ООН, но и на региональные европейские стандарты, которые, провозглашая более узкий круг прав по сравнению с.

Международным биллем о правах человека, предусматривают, однако, более эффективный механизм их имплементации.

5. Процессу реапизации универсальных и регионатьных стандартов в сфере прав человека в России в значительной степени способствует деятельность российского омбудсмена — Уполномоченного по правам человека в РФ. Институт омбудсмена является изобретением европейцев, но получил достаточно широкое распространение и за пределами Старого Света благодаря своей эффективности и демократичности. Позитивный опыт, накопленный зарубежными странами при использовании такого механизма обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как институт омбудсмена, может и должен использоваться Россией.

Уполномоченный по правам человека в РФ играет заметную роль в реализации международных стандартов в сфере прав человека в России. Постепенно приносит свои плоды его деятельность в области совершенствования законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, на чем фокусируется данное исследование. Устраняя слабые места в своем законодательстве о правах и свободах человека и гражданина, чему, в частности, способствуют усилия омбудсмена, Россия строит демократическое правовое государство, гарантирующее соблюдение прав личности.

Научная апробация результатов диссертационного исследования имела место в ходе обсуждения диссертации на кафедре международного права ДА МИД РФ. Положения диссертации излагались в ходе участия в научно-практической конференции в ДА МИД РФ (февраль 2001 г.). Основные положения диссертации освещались в публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена сформулированными целями и задачами. Данное исследование включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1.Эволюция представлений о правах человека была длительной и нелегкой. Идеи естественных прав человека зародились в античном мире («Человекмера всех вещей»), заметно обогатились в эпоху Просвещения в работах Джона Докка о примате нрав и свобод индивида и в теории Шарля Монтескье о разделения властей. Позднее они получили дальнейшее теоретическое обоснование в трудах русских философов второй половины XIX века, чьи размышления о политической свободе и о путях ее достижения базировались на двух основополагающих идеях естественного права — на идее индивидуальной свободы и идее народовластия.

Закрепление прав человека в позитивном законодательстве началось в средневековой Англии. Двумя замечательными вехами в процессе позитивного закрепления естественных прав были Великая Французская революция, подарившая миру Декларацию прав человека и гражданина, и североамериканская война за независимость, в результате которой молодым государством были приняты прогрессивные конституция и Билль о правах.

В течение двадцатого века идея прав и свобод человека развивалась особенно успешно. После окончания второй мировой войны она начала обретать свое воплощение в универсальных и региональных институтах, а также в нормах международного права, относящихся к защите прав человека. Устав созданной в 1945 году Организации Объединенных Наций заложил основы международного сотрудничества в области прав человека, которое впоследствии достаточно успешно развивалось благодаря дальнейшей деятельности ООН и региональных систем международного контроля над соблюдением прав человека — европейской, межамериканской, африканской.

2.Выделение «трех поколений» в ходе эволюции идей прав человека представляется общепризнанным. Западные буржуазные страны, первыми заговорив о правах человека, стремились к обеспечению в первую очередь гражданских и политических прав индивида. Вклад социалистического лагеря заключается в привлечении внимания международного сообщества к необходимости соблюдения государствами экономических и социокультурных прав индивида. Третье поколение прав человека появилось благодаря усилиям развивающихся стран, обративших внимание на существование коллективных прав, осуществление которых возможно лишь при условии «комплексного развития» народов, государств и индивидов.

3. В настоящее время существует множество различных подходов к правам человека, в их числе естественно-правовой, позитивистский, марксистский, теологический подходы. Вместе с тем представляется вполне обоснованным утверждение о существовании универсальной, общепризнанной концепции в сфере прав человека. Она сформировалась в результате более чем полувековой деятельности ООН и является сегодня неким общим знаменателем гарантий соблюдения прав человека государствами — членами объединенных наций. Ее реализация требует от членов международного сообщества совместных усилий в целях «поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех». Хотя универсальная концепция продолжает развиваться, ее основные положения уже выработаны: принцип уважения прав человека является одним из основных принципов международного праваправа человека образуют единый комплекс — они неделимы, взаимосвязаны и, следовательно, не должны противопоставляться друг другукак нарушение принципа уважения прав человека воспринимаются не только грубые и массовые нарушения, но и нарушения прав отдельных лиц, если заинтересованное государство дало согласие на их рассмотрение на межгосударственном уровнемежгосударственное сотрудничество в области прав человека должно быть деидеологизировано и деполитизировано.

4. После окончания «холодной войны» вопрос прав человека нуждается в переосмыслении и переоценке. Ранее вопрос прав человека зачастую использовался как инструмент национальной политики, как способ демонстрации своих идеологических установок. Широко использовалась практика «двойных стандартов»: критика в адрес государств-нарушителей была в большей степени обусловлена политическими и идеологическими факторами, нежели чем заботой о правах человека, а нарушения прав человека в дружественных странах игнорировались.

Сегодня, когда вопросы прав человека занимают первостепенное место в сумме факторов, способствующих укреплению международного мира и безопасности, права человека не должны более использоваться как средство политического или идеологического давления, — иначе говоря, их обсуждение следует деполитизировать. Вопрос прав человека широко освещается сегодня в литературе, однако о необходимости деполитизации гуманитарной проблематики заговорили сравнительно недавно. В каком направлении следует искать решение проблемы? По всей видимости, требуются четкие, подробные юридические процедуры для обсуждения гуманитарных вопросов, в первую очередь, нарушений прав человека. «Чем детальнее и строже будут такие рамки, процедурная форма, тем меньше возможностей будет для произвольного, часто политически мотивированного подхода к рассматриваемым проблемам"1.

5. Для решения проблемы политизации вопросов, связанных с правами человека, следует совершенствовать современные механизмы и процедуры в этой области. Венская декларация и Программа действий признает «важность обеспечения универсальности, объективности и неизбирательности при рассмотрении вопросов прав человека» и призывает все органы, подразделения и специализированные учреждения ООН, деятельность которых связана с правами человека, к сотрудничеству «в целях укрепления, рационализации и упорядочения своей деятельности с учетом необходимости избегать ненужного дублирования в работе"2. Новая концепция национальной безопасности в числе долгосрочных национальных интересов России в международной сфере отдельно выделяет «повсеместное соблюдение прав и свобод человека и недопустимость применения при этом двойных стандартов"3.

Для обеспечения объективности и неизбирательности при рассмотрении прав человека международные контрольные органы могли бы шире использовать работу независимых экспертов и специальных докладчиков, выступающих не от лица государства, а в личном качестве. При выдвижении международных должностных лиц среди прочих должны выдвигаться требования добросовестности и объективности, что уже.

1 Черниченко C.B. Права человека и гуманитарная проблематика в современной дипломатии. С. 46.

2 Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий. С. 37. Г1.1, 32.

3 Концепция национальной безопасности РФ от 10.01.2QQQ!/Дипломатический вестник. 2000. № 2. осуществляется при избрании Верховного комиссара ООН по правам человека и Комиссара Совета Европы по правам человека.

Совершенствование критериев рассмотрения индивидуальных жалоб, направляемых в международные контрольные органы, также являет собою перспективное направление деятельности в направлении деполитизации. Индивидуальные жалобы не должны быть политически мотивированы.

Отсутствие предвзятости в освещении политических событий мировыми средствами массовой информации и в работе парламентских и правительственных структур тоже способствовало бы деполитизации проблем, связанных с правами человека.

В целях устранения политизации гуманитарной проблематики, в центре которой находятся права человека, следует продолжить поиск объективных, четких критериев того, что надо рассматривать как грубые нарушения прав человека. Вопрос о реагировании на случаи и ситуации, свидетельствующие о грубых нарушениях прав человека и требующие оперативных действий со стороны международного сообщества, также ждет своего решения. Какие органы в рамках ООН могли бы в будущем быстро реагировать на неотложные случаи и ситуации? — Функции быстрого реагирования возлагаются сегодня на Верховного Комиссара ООН по правам человека в соответствии с пунктом 4 резолюции 48/141, но говорить о его успехах пока представляется преждевременным.

Кроме того, наблюдения показывают, что региональные системы защиты прав человека могут быть эффективнее универсальных в том смысле, что общее историческое прошлое, одинаковый уровень экономического развития, близость культурных традиций способствуют формированию единого восприятия ситуации с соблюдением прав человека и единых критериев при оценке их нарушений.

5. Наличие универсальной, общепризнанной концепции в сфере прав человека предполагает существование определенных стандартов — ориентиров для деятельности государств, претворяющих их в жизнь на национальном уровне. Однако существующие международные процедуры и механизмы по обеспечению международных стандартов не всегда носят юридически обязательный характер. Сегодня при постановке вопроса об имплсмснтации международных стандартов следует уделять внимание не столько увеличению количества возможных международных процедур и механизмов, зачастую дублирующих друг друга, сколько качеству их работы.

6. Опыт европейской и межамериканской системы защиты прав человека свидетельствует о том, что на региональном уровне может быть легче осуществлять реализацию стандартов в области прав человека. В целях поощрения и развития уважения к правам человека России следует ориентироваться не только на стандарты, выработанные многолетней практикой ООН, но и на региональные европейские стандарты. Они провозглашают более узкий круг прав по сравнению с Международным биллем о правах человека, по предусматривают более эффективный механизм их имплемептации.

7. Процессу реализации международных и региональных стандартов в сфере прав человека в России в значительной степени способствует деятельность российского омбудсмена — Уполномоченного по правам человека в РФ. В результате деятельности давно известного в Европе института омбудсмена накоплен солидный опыт в деле обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, который, без сомнения, может и должен использоваться Россией.

Четырьмя главными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» являются восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Рамки данного исследования позволили достаточно подробно проанализировать лишь одно из них. Уполномоченный по правам человека в РФ активно выступает за соблюдение международных обязательств России в сфере совершенствования законодательства о правах и свободах человека, в частности за выполнение Российской Федерацией ее обязательств, принятых в 1996 году при вступлении в Совет Европы.

Россия уже ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и ряд Протоколов к пей, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и Европейскую хартию местного самоуправления, конвенции Совета Европы о выдаче преступников и о взаимной помощи в уголовно-правовой сфере, Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. За время, прошедшее с момента вступления России в Совет Европы, были приняты новое уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство, Федеральный закон «Об атьтернативной гражданской службе», был официально учрежден институт российского омбудсмсна. Все это способствует осуществлению в Российской Федерации стандартов европейского права.

Однако еще больше предстоит сделать. Россия должна будет ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни в мирное время, подписать и ратифицировать конвенции Совета Европы, касающиеся «отмывания» денег и конфискации доходов от преступной деятельности. Кроме того, при вступлении в Совет Европы Россия обязалась совершенствовать свое внутреннее законодательство для приведения его в соответствие с существующими на сегодня в сфере прав человека международными стандартами. Еще предстоит провести реформу прокуратурывнести изменения в законы о национальных меньшинствах, об основных политических свободах, в частности, о свободе вероисповедания, улучшить условия содержания заключенных, особенно в следственных изоляторах, отменить все запреты на свободное передвижение и выбор места жительства, содействовать укреплению в России неправительственных правозащитных организаций и становлению гражданского общества1.

В целях реализации международных стандартов, гарантированных международно-правовыми документами ООН и Совета Европы, требуется дальнейшее совершенствование российского законодательства. Внимания Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации заслуживает вопрос о желательности внесения ряда изменений в уголовное судопроизводство в Российской Федерации (например, устранение положений, нарушающих право обвиняемого на защиту, принцип презумпции невиновности, принцип.

1 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «Об обязательствах России перед Советом Европы в сфере совершенствования законодательства». — М.:2001. См. также Глотов С. А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. С.94−95. равенства граждан перед законом и судом, внесение в УПК необходимых изменений с целью закрепления за омбудсменом права знакомиться с уголовными, делами, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, — права, которое было закреплено в УПК РСФСР). Кроме того, неоднозначную общественную опенку вызвал недавно принятый закон «Об альтернативной гражданской службе». В частности, закон сохраняет принцип доказательности, что не соответствует общепринятой европейской практике, и предусматривает прохождение альтернативной службы, как правило, за пределами территории постоянного проживания. Необходима также дальнейшая работа с целью принятия федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания».

Уполномоченный по правам человека в РФ играет заметную роль в деле обеспечения в России международных стандартов в сфере прав человека. Он стремится активно содействовать достижению вышеперечисленных целей, и его усилия по всем этим направлениям постепенно приносят свои плоды. Устраняя не без помощи омбудсмена слабые места в своем законодательстве о правах и свободах человека и гражданина, Россия превращается в правовое государство, способное обеспечить гуманистическую организацию государственной власти и твердые юридические гарантии соблюдения прав личности.

Основные положения диссертации освещались в следующих публикациях автора:

1. Facing New Dangers (Перед новыми угрозами. Заметки молодого исследователя). — М.: Международные отношения, 1998 (9.24 п. л.).

2. Эволюция представлений о правах человека//К 5-лстию вступления России в Совет Европы. — М.: Монолит, 2001. (1,4 пл.).

3. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека: история возникновения и механизм деятсльности//Актуальные проблемы международных отношений: материалы 4-ой научно-практической конференции молодых ученых. Отв. ред. Бажанов Е. П. — М.: Дипломатическая Академия МИД РФ, 2002. (0,25 п.л.).

4. Международные стандарты в области прав человека и институт омбудсмена. — М.: Монолит, 2002. (15 пл.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий. С выступлением Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали на открытии конференции.-Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 1995.
  2. Зак., тючительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В сб. Действующее международное право. В 3-х томах. Том. 2.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В сб. Действующее международное право. В 3-х томах. Том. 2.
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Сост.: Исаков Б. В., Лаптев П. А., Митин О. В., Черниченко СВ. — М.: Юрайт, 1999.
  5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. В сб. Действующее мокдународное право. В 3-х томах. Том. 2.
  6. Международный Пакт о гражданских и политических правах. В сб. Действующее международное право. В 3-х томах. Том. 2.
  7. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. В сб. Действующее международное право. В 3-х томах. Том. 2.
  8. Протокол № 11 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Действующее международное право. Том 2.
  9. Резолюция 1503 (XLVIII) ЭКОСОС. Процедура рассмотрения сообщений о нарущении прав человека и основных свобод. В сб. СССР и международное сотрудничество в области прав человека.
  10. Римский Статут Международного уголовного суда. Док. ООН А/ Conf.183 / 9, 17 July 1998.
  11. Трудовь1е права. Конвенции МОТ, ратифицированные Российской Федерацией. Часть П. — М.: Библиотека журнала «Социальная защита», 1998.
  12. Факультативный протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах. Действующее международное право. В 3-х томах. Том 2.
  13. Resolution (99)50 of the Committee of Ministers of the Council of Europe «On the Council of Europe Commissioner for Human Rights» (Adopted on May 7, 1999 at the 104''' Session, Budapest). Strasbourg, 1999.
  14. UN Commission on Human Rights. 56* session. Agenda item 9, 25.04.2000.
  15. Доклад о деяге-и.ности Уполномоченного по правам человека в РФ в 1999 г. — М.: Издательство «Республика», 2000.
  16. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 года № 11 о законодательстве по вопросам прописки граждан//Вестник Верховного Суда СССР, 1991.№ 2.
  17. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года № 26 (2- 1) о разрешительном порядке прописки 1ра/кдан//Ведо.мости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991. № 4 7, СТ. 1004.
  18. Заявление Уполномоченного по правам человека в РФ. Отмена смертной казни — гуманистический выбор России. Июнь 2001 года.
  19. Концепция национатьной безопасности РФ от .0.ЮОО/Щипюматический вестник, 2000. № 2.
  20. Послание Президента РФ В. В. Путина Федераитьному Собранию Х’ФИМеждународная жить, 2001. № 5.
  21. Послание Презилента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). — М.: Издательство «Известия», 2002.
  22. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации».
  23. Специальный доклад Упол1Юмоченного по правам человека в Российской Федерации «О 3 выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Пвропы». — М.: Юриспруденция, 2002.
  24. Указ о мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека от 4 авг>'ста 1994 года IIРоссийская газета, 8 авг>'ста 1994 года. •
  25. Закон РСФСР «О милиции"//5е<)аиос/им Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федераг/ии, 1993.№ 10.Ст.360. № 32.Ст.1231- Собрание законодательства Российской 0edepaifuu, 1996. № 25. Ст.2964- 1999. № 14. Ст. 1666.
  26. Закон РФ «О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации» № 5242−1 от 25.06.91)IIВедомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Oedepaifuu. 1993. № 32. Ст. 1227.
  27. Федеральный закон «О внесении дополнений в Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР» № 50-ФЗ от М.0)Ъ .911 IСобрание законодательства Российской Федераг/ии, 1997. № 12.Ст.1373.
  28. Федеральный закон «О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"№ 51-ФЗ от 1.03.9111 Собрание законодательства российской Федерации, 1997. № 12.Ст.1374.
  29. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» № 117-ФЗ от 2.01.98/1Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. № 30.Ст. 3613.
  30. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания» от 24.06.99 ^^чМХ-ФЗИСобрание законодательства Российской Федерации, 1999.№ 26.Ст.3178.
  31. Федеральный закон «О международных договорах» № 101-ФЗ от 15.01.9511Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 29. Ст. 2757.
  32. Федеральный закон «Об органах федератьной службы безопасности» от 03.04.9511Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 15. Ст. 1269.
  33. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации"//Софа/ше законодательства Российской Федерации, 1995. № 47.Ст.4472- СЗ РФ, 1999. № 7. Ст.878- СЗ РФ, 1999. № 47. Ст. 5620.
  34. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"//Соб/7аим? законодательства Российской Федерации, 1997. № 9. Ст.ЮП.
  35. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Фслерации//Соб/?ша/^ законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198- 1998. № 2. Ст. 227. № 31.Ст.3803- 1999.№ 12. Ст. 1406- 2001. № 11.Ст. 1002. № 13. Ст. 1140. № 26. Ст. 2589.
  36. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации//Соб/7а/ше законодательства Российской Федерации. 2001. № 52.Ст.4921.
  37. Parliamentary Commissioner for Administration (Great Britain). Annual Report 1998−1999. 1. ondon:! he Stationery Office, 1999.
  38. Parliamentary Ombudsman (Great Britain). Annual Report 1999−2000. London: The Stationery Office, 2000.
  39. Акт, содержащий инструкции для Парламенских Омбудсменов (Швеция). 13 ноября 1986 года. В сб. Национальные омбудсмены. Свод правовых положений.
  40. Акт о Риксдаге (Швеция). 6 марта 1974 года. В сб. Национальные омбудсмены. Свод правовых положений.
  41. Закон о Парламентском комиссаре по администрации (Великобритания). 22 марта 1967 года. В сб. Национальные омбудсмены. Свод правовых положений.
  42. Закон об учреждении поста Посредника Французской Республики. 3 января 1973 года. В сб. Национальные омбудсмены. Свод правовых положений.
  43. Administrative Directives for the Secretariat of the Parliamentary Ombudsmen (Sweden). 19 March, 1993. В кн. Wieslander В. The Parliamentary Ombudsman in Sweden. e-Сборники документов и энпиклопсдические словари
  44. Действующее международное право. В 3-х томах. Сост. Колосов Ю. М., Кривчикова Э.С.-М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.
  45. Международное гуманитарное право в документах. Сост. Колосов Ю. М., Котляров И.И.-М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.
  46. Международное право. Под ред. Колосова Ю. М., Кузнецова В. И. — М.: Международные отношения, 1998.
  47. Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. Карташкин В. А., Лукашева Е. А. — М.: НОРМА — ИНФРА- М, 2000.
  48. Национальные омбудсмены. Свод правовых положений. — Варшава: Biuro Rzecznika Praw Obywatelskich, 1999.
  49. Российская юридическая энциклопедия. Под ред. Сухарева Л. Я. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  50. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и
  51. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: «Проспект», 2000.
  52. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Брокгауза Ф. А. — Эфрона И. А. 1890 г. Том 19. — Ярославль: Издательский центр «Терра», 1990. Работы российских и иностранных авторов
  53. Л.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. — М.: Инфограф, 1999.
  54. Актуальные проблемы Европы. Православие и католичество: социальные аспекты. — М.: РАИ, ИИИОИ, Центр научно-информационных исследований глобальных и региона/1ьных проблем. № 3, 1998.
  55. Антология мировой политической мысли. В 5 томах. — М.: «Мысль», 1997.
  56. Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. — М.: РАН, Институт Африки, 1994.
  57. Африканская Хартия прав человек и народов и права человека по-южноафрикански. — М.: Академия наук СССР, Инстиут Африки, 1988.
  58. М.В. Констит>ционное право Российской Федерации. — М.:НОРМА-ИНФРА, 1998.
  59. М.С. Институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека и гражданина) в Российской Федерации и за рубежом. — М.:НИИГИ МАДИ, 1997.
  60. И.А. Смысл творчества. Опыт оправдвания человека. В сб. Русский космизм: Антология философской мысли. Под ред. Семеновой Г., Гачевой А. Г. — М.- Педагогика- Пресс, 1993.
  61. И.П., Фисенко И. В. Международный Уголовный Суд. — М.: «Закон и право», ЮНИТИ, 1998.
  62. В.В. Народный правозащитник: статус и функционирование: опыт сравнительного изучения. -Тверь: Тверский государственный университет, 1994.
  63. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. — М.: Издательство БЕК, 1996.
  64. В.В., Бойцова Л. В. Комментарий к Федералыюму конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». — М.: Норма, 1997.
  65. М. Избранные произведения. Под ред. Давыдова Ю. Н. — М.: Прогресс, 1990.
  66. Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К. И. — М.: «Былина», 2000.
  67. А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. — Саратов: Издательство Саратовской Государственной Академии Права, 1999.
  68. А. Право Совета Европы и Россия. Сборник документов и материалов. Изд.-ие ^ 2-ое. — Краснодар: Издательство «Советская Кубань», 1996.
  69. Д. Путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав человека. — Совет Европы, 1994.
  70. Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: правой практика. — М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1998.
  71. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство.- М.:Издательство «НИМИ», 2001.
  72. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. — М.: Международные отношения, 1999.
  73. Г. М. Международная защита прав человека. — М.: Юристъ, 2000.
  74. А.И., Кириченко М.Г.Советское государственное право. — М.: Юриздат, 1957.
  75. В.Я. Права человека в современной религиозной мысли Запада. — М.:РАН, ИНИОН, 1992.
  76. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и законодательство и правоприменительная практика Российской Федерации. Сравнительный анализ. -Совет Европы, Институт европейского права МГИМО МИД РФ, Институт государства и права РАН.
  77. Г. Декларация прав человека и гражданина. — М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1905.
  78. Н.В. Исламская концепция миропорядка. Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. — М.: Международные отношения, 1991.
  79. Защита прав человека в России и США: глазами друг друга. — Нью-Йорк-Москва: Международный фонд за выживание и развитие человечества и Комитет адвокатов за права человека, 1993.
  80. Защита прав человека в современном мире. -М.: РАН, Институт государства и права, 1993.
  81. Идеи европеизма во второй половине XX века. — М.:ИНИОН РАН, 2000. Ч'
  82. Институты адми1тстративного права России. Отв. ред. Бачило И. Л., Хаманева Н. Ю. — М.: Институт государства и права РАН, 1999.
  83. В.М. История и теория прав человека. — М.: Издательство МУПК, 1998.
  84. В.А. Международная защита прав человека (основные проблемы сотрудничества государств). — М.: Международные отношения, 1976.
  85. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М.: Институт государства и права РАН, 1995.
  86. А. Мир, страна, личность. — М.: Изограф, 2000.
  87. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2001.
  88. Ю.М. Ответственность государств. — М., 1975.
  89. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Скуратова Ю. И. и Лебедева В. М. — М.: НОРМА-ИНФРА- М, 2001.
  90. К пятилетию вступления России в Совет Европы». Под ред. Каландарова К. Х. — М.:Издательство «Монолит», 2001.
  91. А.И., Шабанова З. М., Захарова Л. И. Об обязательствах России перед Советом Европы в сфере совершенствования законодательства. В печати.
  92. З.В. Межамериканская система сотрудничества в области прав человека. Кандидатская диссертация. — М.: ДА МИД РФ, 1995.
  93. И.И. Международное право. Общая часть.- М., 1997.
  94. В.А. Конституционные права и обязанности граждан СССР. — М: Московский рабочий, 1979.
  95. Межамериканская система содействия и защиты прав человека. Под ред. Чхиквадзе В. М. — М.: Институт государства и права, ИНИОН АН СССР, 1990.
  96. Механизмы запщты прав человека в России. Доклады Комитета адвокатов по правам человека. — М.: «Права человека», 1996.
  97. Н.К., Овсюк A.M., Ныпорко Ю. И., Бутейко А.Д. Права человека и современный мир. — Киев: «Наукова Думка», 1980.
  98. А.П. Права человека и международные отношения. — М.: Паука, 1982.
  99. B.C. История идей правовой государственности. — М.: Издание РАН, Института государства и права. Академического правового университета, 1993.
  100. B.C. Философия права. -М.:ИНФРА • М-НОРМА, 1997.
  101. Обеспечение прав и свобод человека в национальном праве. Под ред. Аметистова Э. М. — М.: АН СССР, ИНИОН, 1989.
  102. Общая теория прав человека. Под ред. Лукашевой Е.А.- М.: Норма, 1996.
  103. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения). Под ред. Максимова СВ. и др. — М.: Спарк, 1999.
  104. Основы государства и права. Под ред. Кутафина О. П. — М.: Юристь, 2001.
  105. Я.А. ООН и права человека. — М.: Международные отношения, 1968.
  106. В.А. Государство и личность в СССР. Правовые аспекты взаимоотношений. — М.: Наука, 1974.
  107. Права личности в социалистическом обществе. Под ред. Кудрявцева В. Н. — М.: Изд-во ^ «Наука», 1981.
  108. Права человека. Под ред. П. А. Лукашсвой. — М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  109. Права человека в истории человечества и современном мире. Под ред. Лукашевой Е. А. — М.: Институт государства и права АН СССР, 1989.
  110. Права человека: время трудных решений. — М.: Институт государства и права АН СССР, 1991.
  111. Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. Под ред. Гросса В., Джувилера П. (США), Лукашевой Е., Карташкина В. (РФ). — М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994.
  112. Права человека: проблемы и перспективы. — М.: Институт государства и права АН СССР, 1990.
  113. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наншх дней. Том 3. Новое время.-Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
  114. Рыбкина (Захарова) Л.И. Facing New Dangers. — М.: Международные отношения, 1998.
  115. А.Н., Трумпель К. Б. Парламентский омбудсмен: генезис, функционирование, тенденции развития. — Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000.
  116. B.C. Сочинения в 2-х тт. — М.: Издательство «Правда», 1989.
  117. Социалистическая концепция прав человека. Под ред. Чхиквадзе В. М., Лукап1евой В.Л. -М.:Наука, 1986.
  118. О.И. Международное гуманитарное право. — М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА"М, 1999. 138. Тункин Г. И. Идеологическая борьба и международное право. — М.: «Международные отношения», 1967.
  119. Г. И. Основы современного международного права. — М.: Высшая партийная школа при ЦК КПСС, 1956.
  120. Г. И. Теория международного права. — М.: «Международные отношения», 1970.
  121. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Под ред. Рарога А. И. — М.: Юристь, 2001.
  122. Я.И. Советское государственное право. Под ред. Мокичева К. А. — М.:Госюриздат, 1960.
  123. Н.Ю. Уполномоченный по правам человека — защитник прав граждан. — М.: Институт государства и права РАН, 1998.
  124. Хи^ ть — Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). — М.: Ad Margincm, 1997.
  125. Э. Сочинения. — М.: Книжная палата, 2000.
  126. СВ. Личность и международное право. — М.: Международные отношения, 1974.
  127. СВ. Содержание принципа самоопределения народов (современная интерпретация). — М.: Дипломатическая Академия МИД РФ, Институт актуальных международных проблем, 1999.
  128. СВ. Теория международного права. В 2-х томах. Старые и новые теоретические проблемы — М.: Издательство «НИМИ», 1999.
  129. М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. — М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997.
  130. A Testament of Hope. The Essential Writings and Speeches of Martin Luther King, Jr. Ed. by Washington J.M. — San Fransisco: Нафсг Collins Publishers, 1991. t> i t>^
  131. Beyond Westphalia? State Sovereignty and International Intervention. Ed. by Lyons G.M., Mastanduno M. — Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1995.
  132. Bondurant J.V. Conquest of Violence. The Gandhian Philosophy of Conflict. — Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1988.
  133. Brown S. The Causes and Prevention of War. — New York: St. Martin’s Press, 1994.
  134. R. Л Study of Future Worlds. — New York: Free Press, 1975.
  135. Buergenthal Т., Maier H.G. Public International Law in a Nutshell.- St. Paul, Minnesota: West Publishing Company, 1990.
  136. Carter В., Trimble P. International Law. Boston, etc.: Little, Brown and Company, 1995.
  137. Galtung J. Peace by Peaceful Means. Peace and Conflict, Development and Civilization. — International Peace Research Institute, Oslo: Sage Publications, 1996.
  138. Dougherty J.F., Pfaltzgraff R. L, Jr. Contending Theories of International Relations. A Comprehensive Survey. — New York: Longman, 1997.
  139. Gregory R., Hutchesson P. The Parliamentary Ombudsman. A Study in the Control of Administrative Action. — London: Gerge Allen & Unwin Ltd., 1975.
  140. Human Rights: Cultural and Ideological Perspectives. Pollis A. and Schwab P. cds. — New York, etc.: Praeger Publishers, 1979.
  141. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. — New York: Simon and Shuster, 1996.
  142. Holleman W.L. The Human Rights Movement: Western Values and Theological Perspectives. -New York: Praeger, 1987.
  143. Janis M.W. An Introduction to International Law. Boston, New York, Toronto, London: 1. ittle, Brown and Company, 1993.
  144. Malignier B. Les Fonctions du Mediateur. — Paris: Presses Universitaires de France, 1979.
  145. Revue FrariQaise d’Administration Publique. Oct.-dec.1992. № 64. Mediateurs et Ombudsmans. — Paris: Institut International d’Administration Publique.
  146. Rowat D.C. The Ombudsman Plan. Essays on the Worldwide Spread of an Idea. — Toronto: McClelland and Stewart Limited, 1973.
  147. Sharp G. Gandhi as a Political Strategist. With Essays on Ethics and Politics. -Boston: Porter Sargent Publishers, Inc., 1979.
  148. Socialist Concept of Human Rights. — Budapest, 1966.
  149. Tickncr J.A. Gender in International Relations. Feminist Perspectives on Achieving Global Security. — New York: Columbia University Press, 1992.
  150. The Constitutional Foundations of World Peace. Ed. by Falk R.A., Johanscm R.C., Kim S.S.Albany: State University of New York Press, 1993.
  151. Wieslander B. The Parliamentary Ombudsman in Sweden. — The Bank of Sweden <>^ Tercentenary Foundation & Gidlunds Bokforlag, 1999. Статьи
  152. Л.С. Правовое положение омбудсмана в буржуазном государстве//Советское государство и право. 1988. № 3.
  153. А.А. На пути Великого спора. В сб. Актуальные проблемы Европы. Православие и католичество: социальные аспекты.
  154. Л. Стоит ли слушаться Солженицына?//Я?'?авг/сииая газета. 16.06.2001.
  155. Г. Права женщины в исламе//К пятилетию вступления России в Совет Европы.
  156. Х.М. Философская концепция для Европы. В сб. Идеи европеизма во второй половине XX века.
  157. И.А. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (1907−1909 гг.).- СПб., 1910. Цитируется по: Антология мировой политической мысли. В 5 томах. Том 4.
  158. И.П., Паневкина И. К. О п^ панах создания поста верховного комиссара по правам человека в системе OOW/Советское государство и право, 1979. №.4.
  159. Н.В. Конституцион1Ю-правовой институт Уполномоченного по правам человека в РФ: опыт, проблемы, перспективъ//Журиа7российского права, 1999. № 7/8.
  160. В. Права человека в США (после второй мировой войны): советская точка зрения. В сб. Права человека накануне XXI века.
  161. В. Принцип уважения прав человека в современных международных 01\ошсн\я1/Дипломатический ежегодник. Под ред. Пересыпкина О. Г. — М.: Международные отношения, 1992.
  162. П. Европейская идентичность. В сб. Идеи европеизма во второй половине XX века.
  163. Н. Природа и пределы гражданских свобод в США. В сб. Права человека накануне XXI века.
  164. СВ. К вопросу о концепции третьего поколения прав человека или «прав солидарности»//СовеотсАмм ежегодник .меэ/сдуиародиого права 1989−1990−1991. -СПб.:Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 1992.
  165. СВ. К вопросу об эволюции концепции права на ра-гвитие//Российский еж-егодник .международного права 1992. — СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 1994.
  166. Ю.В. Политическая культура в Африке: общее и особенное. В сб. Африка: проблемы перехода к граж^танскому обществу. — М.: РАН, Институт Африки, 1994.
  167. В.А. Всеобщая декларация и права человека в современном мире! IСоветский ежегодник.меж:дуиародного права. — М.: Издательство «Наука», 1989.
  168. В.А. Права человека: движение к единому мировому пространству. В сб. Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. -^. категорий населения в международном праве//Московский журиси международного права, 2000. K'2l.
  169. А.А. О социальной доктрине русского православия. В сб. Актуальные проблемы Евро1и.1. Православие и католичество: социальные аспекты.
  170. Круглый стол «Социально-этические проблемы вспомогательных репродуктивных TCXHOjioi ш"//9 лгесяг/ев, 2001. .№ 7−8.
  171. У. Социатистическая инициатива масс и основные права граждан. В. кн. Государство и право в свете Великого Октября.
  172. О. Новый исполнительный УК: хорошо сидим//Профиль, 20.01.97. № 2(24).
  173. И.И. Конституция России и международное праъо//Московский журиа! меэ1сдуиарод}{ого права. 1995. № 2.
  174. Г. Учрежден пост Комиссара по правам человека Совета Enpoubif/npaeujaufumHUK, 1999. № 3.
  175. И.В., Филиппов Б. А. Социальное учение католической церкви и либеральные институты. В сб. Актуальные проблемы Европы. Православие и католичество: социальные аспекты.
  176. Р. Эффективность прав человека в Австрии. В сб. Права человека в истории человечества и современном мире.
  177. B.C. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.). В сб. Права человека в истории человечества и современном мире.
  178. В.Н. (игумен Вениамин). Сущностно-аналитический взгляд на русское православие. В сб. Актуатьные проблемы Европы. Православие и католичество: социальные аспекты.
  179. Т. Статус основных прав человека в Австрии. В сб. Права человека в истории человечества и современном мире.
  180. В.В. Институт Уполномоченного по правам человека и административное право. В сб. Институты административного права России.
  181. И. Сб. В сб. Социализм и демократия.
  182. А. «Чеченские бандиты смеются над нашим судом, потому что знают, что смертной казни не будет…"//Независимая газета. 05.05.2001.
  183. М.С. Права личности. Вопросы теории//Вопросы фичософии, 1979. № 4.
  184. Л.Р. Права человека в исламе: теоретические основы//К пятилетию вступления России в Совет Европы.
  185. А.А. Верховный комиссар по правам человека//Московский журиа! мелсдупародиого права, 1995. № 1.
  186. Г. П. Русское религиозное сознание. Киевское христианство, Х-Х1П вв. В сб. «Of. Актуальные проблемы Европы. Православие и католичество: социальные аспекты. 207. Филиппов Б. А. Папы и проблема прав человека. В сб. Актуальные проблемы Европы. Православие и католичество: социальные аспекты.
  187. М. Права человека и законодательная реформа в Российской Федерации. В сб. Защита прав человека в России и США: глазами друг друга.
  188. Р. Защита прав человека и Конституция ФРГ. В сб. Права человека в истории человечества и современном мире.
  189. Ю.С., Мурашин Г. А. Институт омбудсмена в современном буржуазном госуд.арстве//Советское государство и право, 1971. № 1.
  190. Э. Защита прав человека во Франции. В сб. Защита прав человека в современном мире. — М.: Российская Академия наук, Институт государства и права, 1993.
  191. К. Ахимса (ненасилие) в индийском этосе. В сб. Ненасилие как мировоззрение и образ жизни. — М.: Российская Академия наук. Институт всеобщей истории, 2000.
  192. СВ. Отмена смертной казни в России преждевремснна///?ес/мямА: прав человека, 2001. № 3.
  193. В.М. Социалистический гуманизм и права человека. Ленинские идеи и современность.-М.:Наука, 1978.
  194. М. Права человека в национальной и международной перспективах. В сб. Права человека в истории человечества и современном мире.
  195. Donelly J. State Sovereignty and International Intervention: The Case of Human Rights. In Beyond Westphalia? State Sovereignty and International Intervention.
  196. Jackson R. International Community Beyond the Cold War. In Beyond Westphalia? State Sovereignty and International Intervention.
  197. Krasncr S. Sovereignty and Intervention. In Beyond Westphalia? State Sovereignty and International Intervention.
  198. Nagler M. Ideas of World Order and the Map of Peace. In Approaches to Peace.
  199. Pollis A., Schwab P. Human Rights: A Western Construct with Limited Applicability. In s^ -^ Human Rights: Cultural and Ideological Perspectives.
  200. Said A.A. Human Rights in Islamic Perspectives. In Human Rights: Cultural and Ideological Perspectives.
  201. Vincent R. Human Rights and International Relations. Cambridge University Press, 1986. Reprinted in Carter В., Trimble P. International Law. Периодические издания
  202. Вестник прав человека
  203. Вопросы философии. 3. 9 месяцев.
  204. Дипломатический вестник.
  205. Дипломатический ежегодник.
  206. Журнал российского права.
  207. Информационный бюллетень Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
  208. Международная жизнь.
  209. Московский журнат международного права.
  210. Независимая газета.
  211. Права человека в России. Информационный бюллетень Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
  212. Российская газета.
  213. Российский ежегодник международного права.
  214. Советское государство и право.
  215. Советский ежегодник международного права.
  216. Revue Fran9aise d’Administration Publique. Websites 1. http://ncpi.gov.by 2. http://\vvv.bdi.spb.ru 3. http://vvuvv.coe.ru 4. http://vvw'w.duma.gov.ru 5. http://vvvvvv.polit.ru 6. http://wvvvv.sivilombudsmannen.no ^
Заполнить форму текущей работой