Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образовательное учреждение как субъект гражданского права

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы и научная новизна В российской правовой науке проблемы правового регулирования образовательных учреждений достаточно хорошо изучены в административно-правовом аспекте. Примером тому могут служить научные исследования профессора Г. А. Дороховой, профессора В. И. Шкатулла и других. В то же время гражданско-правовой статус образовательного учреждения изучен мало… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовая природа и социально-экономическая сущность учреждения
    • 1. Теории юридического лица в российской правовой науке
    • 2. Правовая природа и сущность учреждения
  • Глава 2. Понятие и классификация образовательных учреждений
    • 1. Понятие образовательного учреждения и его гражданская правоспособность
    • 2. Классификация образовательных учреждений
  • Глава 3. Гражданско-правовой статус образовательного учреждения
    • 1. Индивидуализация образовательного учреждения и его структура
    • 2. Управление образовательным учреждением
    • 3. Правовой режим имущества образовательного учреждения и его ответственность
  • Глава 4. Создание, реорганизация и ликвидации образовательного учреждения
    • 1. Порядок создания образовательного учреждения
    • 2. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

Образовательное учреждение как субъект гражданского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход российского государства к рыночной экономике вызвал серьезные изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере образования. Признание частной собственности, равенства всех форм собственности изменило систему образования, включив в нее частные юридические лица. Допуск частных лиц в сферу образования и возрастание интереса к образованию вызвал своеобразный бум на рынке образовательных услуг: появились частные гимназии, колледжи, вузы. Государство как регулятор этих отношений одновременно является их участником, выступая собственником государственных образовательных учреждений. Наряду с государством в сфере образования действует новый субъект, также представляющий публичную власть — муниципальные образования, которым государство в значительной мере делегирует свои полномочия в этой сфере. Это объясняется тем, что этот способ организации политической власти в ряде случаев более удобен для решения социальных задач на местном уровне. Муниципальное образовательное учреждение в этом случае также представляется единственной приемлемой формой участия местных органов власти в образовательном процессе. Новый подход к использованию института учреждения в современном гражданском праве России проявился в том, что его учредителем может быть также частное лицо — физическое или юридическое. В этой связи возникает вопрос, насколько эффективна конструкция учреждения, генерированная социалистической экономикой как способ управления исключительно государственной собственностью и удобна для решения функциональных задач государства, и для обслуживания частного интереса.

Актуальность исследования объясняется тем, что современный институт учреждения значительно отличается от аналогичного института социалистического периода. Будучи изначально организацией, нацеленной на решение управленческих и социальных задач, учреждение становится участником предпринимательских отношений. Это приводит к некой его дуалистичности, размыванию его правовой природы как некоммерческой организации. Это вызвано рядом объективных факторов, в том числе дефицитом государственного бюджета, в силу которого признается возможность частичного самофинансирования учреждений и их допуск к предпринимательской деятельности.

Основу правового статуса учреждения составляют положения ГК РФ, который весьма кратко устанавливает его, поскольку предполагается, что особенности правового статуса учреждений отдельных видов, в том числе образовательных, должны определяться законом и иными правовыми актами. Поэтому анализ специального законодательства на примере законодательства в образовательной сфере, которое устанавливает статус образовательного учреждения, дает возможность, с одной стороны, выявить недостатки законодательства и наполнить более конкретным содержанием сам институт учреждения, а, с другой стороны, выявить эффективность его использования в образовательной сфере.

Отсутствие внутренней согласованности в современном законодательстве России, в частности, в законодательстве о некоммерческих организациях, к которым относятся образовательные учреждения, отмечается большинством цивилистов. Это проявляется, в том числе, в том, что специальное законодательство не всегда соответствует ГК РФ, который в свою очередь недостаточно последователен и имеет пробелы. Примером тому служит законодательство в области образования и в первую очередь Закон РФ «Об образовании» 1 (далее закон «Об образовании»).

Объектом исследования служит образовательное учреждение как социальный феномен, институциональный элемент образовательный системы в России.

Предметом исследования является правовой статус образовательного учреждения как субъекта гражданского права. Этот предмет устанавливает необходимые границы исследования, включая в них разработку определения образовательного учреждения, на основе общего понятия данной разновидности юридического лица и тех особенностей, которые обусловлены его функциональным назначени.

1 СЗ РФ 1996 г. j4o з СТ, 150. Изменения к закону см. ФЗ № 144-ФЗ от 16.11.1997 /С3 РФ 1997 ст. /Первоначальный текст см. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992 № 30 ст. 1797 ем, исследование таких его характеристик, как гражданская правосубъектность /право-дееспособность/, имущественный статус и ответственность.

Целью диссертационного исследования является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования образовательного учреждения как субъекта гражданского права, попытка наметить пути их разрешения, изучение состояния правовой базы такого регулирования и выработка предложений по совершенствованию как законодательства в сфере образования, так и гражданского законодательства в целом.

В этой связи диссертант ставит перед собой следующие задачи:

1. Выявить правовую природу и социальную сущность учреждения на основе анализа теории юридического лица.

2. Попытаться ответить на вопрос о целесообразности использования конструкции учреждения, основанной на частной собственности.

3. Сформулировать понятие образовательного учреждения, дать характеристику его гражданской правосубъектности, проанализировать классификацию образовательных учреждений, которая дается в законодательстве.

4. Изучить правовой статус образовательного учреждения как участника гражданского правоотношения. При этом основное внимание сосредоточить на том, как проявляются в образовательной организации общие признаки юридического лица и их трансформация в такой его форме как учреждение при помощи философской категории соотношения общего, особенного и частного. В этой связи выявить особенности способов индивидуализации образовательного учреждения как субъекта гражданского права, установить его внутреннюю структуру, органы управления, рассмотреть правовой режим имущества образовательного учреждения и его ответственность.

5. Дать оценку составу и содержанию учредительных документов образовательного учреждения как локальным источникам регулирования его деятельности.

6. Рассмотреть процедуру создания образовательного учреждения как юридического лица и приобретение им специального статуса в результате государственной аккредитации.

7. Изучить способы реорганизации образовательного учреждения, основания и процедуру его ликвидации.

Теоретической основой диссертации является разработанная российской наукой теория государства и права, теория гражданского права, а также труды российских и зарубежных авторов в области теории юридического лица.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод как общефилософский метод познания. Наряду с ним в работе применялись присущие юридической науке частные методы исследования: исто-рико-правовой, сравнительно-правовой, экономико-правовой, формальнологический, а также различные способы неофициального толкования нормативных актов.

Правовая основа исследования включает в себя нормативно-правовые акты и судебную практику. Нормативная база включает Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, специальное законодательство в области образования, в частности. Закон РФ «Об образовании» 1992 г. (в редакции 1996 г., с изменениями 1997 г.), Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1 от 22.08.1996 г., утвержденное Правительством РФ Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования /высшем учебном заведении/ Российской Федерации2 от 26.06.93 г. № 597, законодательство о юридических лицах, в частности, Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» 3от 18.01.96 г.- Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» 4 от 22.05.95 г., другие федеральные законы, а также многочисленные подзаконные акты. Вместе с тем, в работе учитывается ранее действовавшее законодательство, зарубежный опыт правового регулирования учреждений, в первую очередь в государствах германской семьи континентальной правовой системы /ФРГ и Швейцария/. СЗ РФ 1996 № 35 ст. 4135.

2 СЗ РФ 1993 № 28 ст. 2594 с последующими изменениями: Пост.Прав. РФ № 1428 от 27.12.94 СЗ РФ 1995 № 3 ст. 190.

СЗ РФ 1996 N° 3 ст 145.

4 СЗ РФ 1995 № 21 ст. 1930.

Судебная практика включает в себя материалы судов различного уровня: Постановления Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов субъектов РФ, городских судов.

Эмпирическую базу диссертации представляют локальные акты и деятельность Мурманского государственного технического университета как образовательного учреждения, ряда негосударственных образовательных организаций. В силу того, что диссертант является работником вуза, для него особый научный и практический интерес представляет изучение именно данного вида образовательного учреждения.

Степень разработанности проблемы и научная новизна В российской правовой науке проблемы правового регулирования образовательных учреждений достаточно хорошо изучены в административно-правовом аспекте. Примером тому могут служить научные исследования профессора Г. А. Дороховой, профессора В. И. Шкатулла и других. В то же время гражданско-правовой статус образовательного учреждения изучен мало. Отсутствуют не только специальные глубокие научные исследования, но и научно-популярная литература, посвященная участию образовательного учреждения в гражданском правоотношении. А именно гражданско-правовой аспект исследования представляется наиболее важным, поскольку образовательное учреждение является одним из основных участников в сфере предоставления образовательных услуг. Все остальные отношения являются производными от его первоначального гражданско-правового статуса.

Проблеме изучения правового статуса учреждения как субъекта гражданского права посвящены работы видных российских теоретиков права и цивилистов, таких как С. И. Аскназий, М. И. Брагинский, С. Н. Братусь, А. В. Венедиктов, В. П. Грибанов, Г. А. Дорохова, М. И. Кулагин, В. П. Мозолин, Е. А. Суханов, Ю. К. Толстой, В. И. Шкатулла и других.

Научная новизна работы проявляется в том, что в ней впервые рассматриваются проблемы статуса образовательного учреждения как субъекта гражданского права на основе сравнительного анализа норм ГК РФ и специального законодательства в области регулирования отдельного вида учреждения.

Выводы, которые строятся на основе анализа образовательного учреждения, в ряде случаев выходят за пределы данного объекта и могут распространяться на категорию учреждения в целом. Это обусловлено, во-первых, использованием конструкции учреждения с его правом оперативного управления исторически сложившейся в России как организации, созданной публичным собственником, и для создания учреждения физическими лицами, что вызывает вполне оправданный самостоятельный научный интерес и, во-вторых, тем, что правовой статус учреждения как юридического лица явно недостаточно и противоречиво урегулирован в рамках ГК РФ. На основе этих выводов автором внесены конкретные предложения по совершенствованию законодательства в сфере законодательства об образовании и в некоторые статьи ГК РФ.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы при неофициальном толковании положений нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы правового статуса образовательных учреждений и в практической деятельности различных образовательных организаций. Их можно учитывать в практике работы органов государственной власти, в том числе в целях дальнейшего совершенствования российского законодательства, а также при чтении курса гражданского права.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертации обсуждены на заседаниях кафедры гражданского права Мурманского государственного технического университета, центра цивилистических исследований Института государства и права РАН, прошли апробацию в опубликованных работах диссертанта.

На защиту выносятся следующие положения^.

1. Поскольку правовая природа и социально-экономическая сущность учреждения изначально унитарна, постольку учреждение создается особым способом волеизъявления субъектов права (государство, муниципальное образование, общественные и религиозные организации (объединения), частное лицо), которые являются только единственным собственником имущества созданного им учреждения, финансируются данным собственником, и имеют специальную правоспособность. Поэтому образовательное учреждение также должно создаваться одним единственным собственником.

2. Признать противоречащими ГК РФ в законе «Об образовании» допущения о соучредительстве при создании и деятельности образовательных учреждений разными собственниками. В связи с этим необходимо внести изменения в закон «Об образовании»: в случае создания образовательного учреждения разными собственниками обязательно должна меняться и форма такой организации на иную, к примеру, на автономную некоммерческую организацию.

3. С учетом того, что право оперативного управления является спецификой российского гражданского права, не имеющей аналогов в других право-порядках, и того, что ГК закрепляет исчерпывающий перечень ограниченных вещных прав, признать природу происхождения права на «самостоятельное распоряжение» (п. 2 ст.298) близкой к природе права хозяйственного ведения. Поэтому образовательное учреждение, созданное и действующее с правом «самостоятельного распоряжения» доходами и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, является образовательным учреждением с правом оперативного управления и хозяйственного ведения на имущество, приобретенное за счет этих доходов. Те же учреждения, которым не предоставлено право осуществлять, приносящую доходы деятельность и самостоятельно распоряжаться полученными от этой деятельности доходами и имуществом, являются образовательными учреждениями только с правом оперативного управления.

4. Признать противоречащими Гражданскому кодексу РФ положения норм Закона «Об образовании» (п. 7 ст. 12) и Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п.З ст.8) о наделении филиалов, отделений, структурных подразделений образовательных учреждений правомочиями юридического лица по доверенности. В связи с этим предлагается исключить указанные статьи из названных законов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении работы хотелось бы дать оценку состояния нормативно-правовой базы в области регулирования образовательной деятельности. Проведенный в работе сравнительный анализ положений Федерального закона «Об образовании» и ГК РФ, основных источников регулирования правового статуса образовательного учреждения как субъекта гражданского права показал недостаточную их согласованность. Как следует рассматривать несоответствие норм Закона «Об образовании» нормам Гражданского Кодекса? Здесь надо учитывать два момента. Закон «Об образовании» порождает специальную норму по отношению к ГК, норму которого следует в данном случае воспринимать как общую. В то же время п. 2 ст. 3 ГК указывает, что нормы гражданского законодательства, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. Следовательно, устанавливается приоритет норм ГК над нормами специального закона. Однако это не так. Данное правило не носит абсолютного характера, поскольку в необходимых случаях ГК предоставляет возможность иного регулирования, причем не только на уровне закона, но и подзаконных актов. В нашем случае это правило п. 3 ст. 120, согласно которому особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Таким образом, допускается иное регулирование правового статуса образовательного учреждения как вида, в том числе установление особого статуса государственных образовательных учреждений.

В то же время, не все положения Закона «Об образовании», отступающие от образца регулирования правового статуса учреждений, можно рассматривать как свидетельство его особенностей. В ряде случаев это затрагивает глубокие сущностные, конституирующие признаки учреждения как организационно-правовой формы юридического лица. В качестве примера можно привести нормы о соучредительстве, о праве собственности учреждения на имущество, источником которого является любое иное кроме переданного ему учредителем, о делении учреждений на организационно-правовые формы и др. Такого рода регулирование необходимо признать прямым противоречием ГК РФ.

В свою очередь нельзя не признать, что ГК РФ, весьма объемный источник гражданско-правового регулирования, на наш взгляд, неоправданно скупо, а подчас и противоречиво обрисовывает статус учреждения, поэтому иногда его пробелы или противоречия снимаются в специальном законе также достаточно противоречиво.

Закон «Об образовании» был принят в 1992 г., т. е. до принятия нового ГК РФ и этим можно было бы объяснить противоречия. Однако в 1996 г. ему была дана новая редакция, а впоследствии, в 1997 г., были внесены изменения. К сожалению, ни новая редакция, ни последующие изменения не были направлены на приведение Закона «Об образовании» в соответствие с нормами ГК РФ. В результате мы наблюдаем не только противоречивость Закона «Об образовании», но и всего законодательства в области образования в аспекте гражданского права.

Правовая концепция, будучи только идеальной формой выражения социально-экономической концепции, является производной, зависимой от нее, но в то же время она должна учитываться при проведении реформы, в том числе, в образовательной системе.

Оценивая Закон «Об образовании» как весьма противоречивый и непоследовательный можно сделать вывод о необходимости выработки и принятия нового Закона «Об образовании», поскольку вряд ли можно будет удовлетвориться лишь очередной его новой редакцией, поскольку речь должна идти о концептуальном его изменении.

Кроме того, на наш взгляд, назрела необходимость в принятии Федерального закона «Об учреждениях» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.1293 г.) «Российская газета», № 237, 25.12.93 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (чЛ) от 30.11.94 № 51-ФЗ -СЗ РФ, 1994 г., № 32. Ст. 3302.
  3. Федеральный закон РФ «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». СЗ РФ, 1994, № 32. Ст. 3303.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ -СЗ РФ, 1996, № 5. Ст. 410.
  5. Федеральный закон РФ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». СЗ РФ, 1996, № 5. Ст. 411.
  6. Закон РФ от 10.07.92 г. № 3266−1 «Об образовании» «Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ», 1992 г., № 30, с. 2251−2258.
  7. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ от 13.01.96 г., № 12-ФЗ -„Собрание законодательства РФ“, 1996 г., № 3, ст. 150.
  8. Федеральный закон РФ „О некоммерческих организациях“ от 12.01.96 г. № 7-ФЗ „Собрание законодательства РФ“, 1996 г., № 3, ст. 145.
  9. Федеральный закон РФ „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ от 22.08.96 г., № 125-ФЗ „Собрание законодательства РФ“, 26.08.96 г., № 35, ст. 4135.
  10. Закон РФ „О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ /с изменениями/. СЗРФ, 1995, № 35. Ст. 3506- 1997, № 12. Ст. 1378.
  11. Федеральный закон „Об общественных объединениях“. СЗ РФ № 21 от 22.05.95 г. ст. 1930.
  12. Федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“. СЗРФ № 37 за 1997 г. ст. 4465.
  13. Федеральный закон „О банкротстве“. СЗ РФ № 2 1998 г. ст.222
  14. Федеральный закон „О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ“. СЗ РФ. N2 30, 1997, ст. 3595.
  15. Федеральный закон „Об акционерных обществах“. СЗ РФ. JVel, ст. 1, 1996 г.
  16. Федеральный закон „Об обществах с ограниченной ответственностью“ СЗ РФ № 7 1998 г. ст.785
  17. Федеральный закон „О производственных кооперативах“ СЗ РФ № 20. 1996 г. ст.2321
  18. Федеральный закон „О потребительской кооперации“ Ведомости СНД и ВС РФ № 30 ст. 1788. 1992 г.
  19. Федеральный закон „О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“ СЗ РФ № 42 1995 г. ст.3923
  20. Закон РФ „О валютном регулировании и валютном контроле“ Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1992, № 45. Ст. 2542.21. СЗРФ, № 2, 1994, ст. 155.
  21. Федеральный закон „О лицензировании отдельных видов деятельности“ СЗ РФ, № 39, 1998, № 39, ст. 4857.
  22. Федеральный закон „О залоге“. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992, № 23. Ст. 1239.
  23. Федеральный закон РФ „О воинской обязанности и военной службе“. -СЗ РФ, № 13 1998 г., ст. 1475
  24. Федеральный закон „Об утверждении Федеральной программы развития образования“ от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.
  25. Федеральный закон „О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию. СЗ РФ. 1995, № 21. Ст. 1922.
  26. Постановление Государственной Думы „О неудовлетворительном финансировании образования и науки“. 1996. № 10, ст. 865.
  27. Указ Президента РФ от 08.07.94 „Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации“ СЗ РФ, 1994, № 11, ст. 1194.
  28. Постановление ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. об утверждении Положения о фирме. СЗ СССР. 1927, № 40, ст. 395.
  29. Постановление Правительства РФ от 10.02.94 96 „О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности“. — Российская газета. № 34 от 19.02.94 г.
  30. Постановлением Правительства РФ от 13.05.92 № 312 „О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования. „Образование в документах“ № 10. 1992 г.
  31. Инструктивное письмо- 65 от 23.12.97. МОПО „О некоторых вопросах, связанных с применением ГК РФ“. Образование в документах. № 2, М., 1998.
  32. Письмо Министерства образования РФ от 21.01.94 № 09-М „Об учредителях государственных и муниципальных образовательных учреждений сферы Министерства образования РФ“. „Образование в документах“ № 5. 1994 г.
  33. Материалы судебной практики
  34. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 „О некоторых вопросах. Связанных с применением части первой ГК РФ“. Вестник ВАС РФ, № 9, 1996, с. 5−20.
  35. Постановление ВАС РФ от 25.02.98 „О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“. Вестник ВАС РФ. 1998, № 5
  36. Постановление Президиума ВАС РФ № 2379/98 г. от 22.09.98 г. Вестник ВАС № 11. 1998 г.
  37. Информационное письмо Президиума ВАС № 34 от 14.05.98. Вестник ВАС РФ, 1998, № 7,
  38. Практика Мурманского областного Арбитражного суда (Дело, А 409 783/00−109−154)3. Работы российских авторов
  39. Т.Е., Кабалкин А. Ю. Мозолин В.П. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть Первая. Научно-практический комментарий. /. М., 1996.
  40. А.С., Беляева, Гущин, Кудрявцева Г.А., Шутько Д. В. Комментарий Закона РФ „Об общественных объединениях“. М. 1996 г.
  41. Н.Г. Законность и правонарушения в социалистическом обществе. М., 1955.
  42. Алексеев С.С."Общая теория права“ т.2 М. 1982 г. 245 с. 44. .Алексеев С. С „Частное право“ Научно-публицистический очерк. М. „Статут“ 1999 г. 160 с.
  43. Аскназий С.И."Об основах правовых отношений между государственными социалистическими организациями“. Ученые записки Лен.юрид.института. Вып. IV. 1947 г.
  44. Актуальные проблемы гражданского права./ Под ред. Брагинского М. М. М."Статут» 1999 464 с.
  45. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М., 1997.
  46. С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве" М. 1947 г.
  47. С.Н. Юридические лица. М., 1950.
  48. А.В. Правовая природа государственных предприятий. Л., 1928.- 99 с.
  49. А.В. Органы управления государственной социалистической собственностью. «Советского государство и право». 1940, № 5−6, с. 24−51- № 10, с. 62−87.
  50. Ю.С. Курс гражданского права. Т. 1. Общая часть. СПб., 1911.
  51. Генкин Д.М."Юридические лица в советском гражданском праве". Проблемы соц. права № 1, 1939 г.
  52. Д.М. «Право собственности в СССР». Сборник научных трудов института народного хозяйства. Вып. X М.1955 г.
  53. .С. Философия образования. М. «Флинта» 1998 г. с. 427.
  54. Гражданский кодекс Россмийской Федерации. Комментарий /Колл. Авторов: Брагинский М. И., Витрянский В. В., Звеков В. П., Суханов Е. А., Ярошенко К. Б., Карпович В.Д./. М., 1995.
  55. Гражданское и торговое право капиталистических государств. 2-е изд. / Отв. ред. Васильев Е. А. М., 1993.
  56. Гражданское право, учебник, ч. 1 и 2, под редакцией Сергеева А. П. -Москва, 1998 г.
  57. Гражданское право. Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное, ответственный редактор Суханов Е. А., Москва, изд. БЕК, 1998 г. 785с.
  58. A.M. Русское гражданское право. СПб., 1913.
  59. Г. А. «Новое в законодательстве о народном образовании». Советское государство и право № 3,1974 г.
  60. Дорохова Г. А."Администрация и трудовой коллектив". Советское государство и право № 5 1981 г.
  61. Дорохова Г. А."Автореферат на соискание степени доктора юридических наук". М. ИГП АН СССР. 1984 г.
  62. Дорохова Г. А."Законодательство о народном образовании. Теоретические проблемы совершенствования" М. Наука, 1985 г. 154 с.
  63. О.С. Избранные труды по гражданскому праву. (Серия «Классика российской цивилистики») М. «Статут» 2000 г. 777 с.
  64. Калмыков Ю.Х."Хозяйственный расчет и гражданское право" МЛ969 г. с. 270
  65. Карасс А.В."Советское промышленное право". M.-JI. 1925 г. с. 330.
  66. Комментарий к ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под общ. Ред. Сырых В. М. и Буслова Е. В. М., 1998
  67. Комментарий к Закону РФ «Об образовании», под редакцией Шкатул-лы В. И. Москва, 1998 г., 558 с.
  68. Комментарий части первой Гражданского РФ, под ред. Карповича В. Д. Москва, 1995 г.
  69. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.
  70. Корнеев С.М."Право государственной социалистической собственности в СССР" М. 1964 г. с. 220
  71. С.М. Основные проблемы права государственной социалистической собственности в СССР. Автореферат докт.дис. М.1971 г. с.42
  72. Красавчиков О.А."Сущность юридического лица", Советское государство и право № 1 1976 г.
  73. М.И., Избранные труды, Москва, Статус (в серии «Классика российской цивилистики»), 1997 г., 330 с.
  74. С.Н. Субъекты права /лица/. М., 1928.
  75. Леонова Г. Б."Учреждение как субъект гражданского права". Вестник Московского университета. Серия II. Право. 1998 г. № 1.
  76. М.С. Гражданское право. Ч. 1. М., 1938.
  77. Н.С. Гражданско-правовое положение личности в СССР. М., 1975
  78. Материалы Международной научно-практической конференции «Юридические лица: итоги и перспективы кодификации совершенствования законодательства». М., 1998.
  79. Д.И. «Русское гражданское право», часть 1 и 2 (в серии «Классика российской цивилистики», Москва, 1997 г., 745 с.
  80. В.П., журнал «Государство и право», № 1 за 1999 г.
  81. Г. И. Административная правосубъектность граждан. Правоведение. 1975, № 1.
  82. И.А. «Основные проблемы гражданского права», Москва, Статус, (в серии «Классика российской цивилистики»), 1998 г., 353 с.
  83. Путинский Б.И."Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях". М. 1984 г. 285 с.
  84. Рахмилович B.A."0 т.н. субстрате юридического лица". Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ вып. 29 М.1984 г.
  85. С. Отношения по воспитанию и обучению граждан / предмет правового регулирования. Советское государство и право. 1974, № 8.
  86. А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М., 1996.
  87. К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2000
  88. П.И. Курс советского гражданского права. Т. 2.
  89. Е.А. Право собственности в Гражданском кодексе. «Закон» № 11 за 1995 г.
  90. Е.А. Гражданское право. Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, изд. БЕК, 1998 г. 785с.
  91. Е.А., У.Маттеи Основные положения права собственности. /М. Юристъ.1999 г. 383 с.
  92. Ю.К. «О государственных юридических лицах в СССР» Вестник ЛГУ № 3 1955 г.
  93. Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., 1955.
  94. Хохлов С.А."Право собственности и другие вещные права". Вестник ВАС РФ № 8. 1995 г.
  95. Е.А. Торгово-промышленное предприятие. Л., 1924.
  96. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. /По изданию 1907 г./. М., 1995.
  97. Л.В. «Вещные права в гражданском праве России» Москва, 1996 г., 200с.
  98. Журнал «Образование в документах», 1997−98 гг., № 1−24- 1999 г., 1−4.
  99. Проблемы современного гражданского права. Сборник статей. М., Городец. 2000−384 с. 1. Работы зарубежных авторов
  100. Beseler G. Volksrecht und Juristenrecht. 1843-
  101. Brinz A. Lehrbuch der Pandekten. Bd.I. 1857−3. Brinz. Pandekten. 1873.
  102. P. Основные правовые системы современности. М., 1988.
  103. Ihering R. Geist des romischen Rechts. Bd. III. Leipzig, 1865.
  104. К.Маркс и Ф.Энгельс. Полн.собр.сочинений. М. «Наука».
  105. Michoud P. La theorie de la personalite morale et son application au droit francais. Paris, 1909
  106. Salleiles R. De la personnalite juridique. Histoire et theories. Paris, 1910-
  107. Savigny F.-K. System des Heutigen Romischen Rechts. Bd. II. Berlin, 1840-
  108. Windscheid B. Lehrbuch des Pandektenrechts. Bd. I. 9 Aufl. Berlin, 1907.
Заполнить форму текущей работой