Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ структуры потребностей инвалидов по зрению в различных видах реабилитации (медицинской, психологической, социальной) в санаторных условиях позволяет прогнозировать тенденции нуждаемости инвалидов, имеющих нарушения зрения, в тех или иных формах и методах реабилитации и может служить основой для корректировки и составления индивидуальных реабилитационных программ. В качестве основных… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • ГЛАВА 1. Современное состояние проблем оценки психического здоровья и медико-психологической реабилитации инвалидов, имеющих нарушения зрения (литературный обзор)
    • 1. 1. Основные причипы возникновения и закономерности развития психологических нарушений и психических расстройств у инвалидов по зрению
    • 1. 2. Особенности развития психологических нарушений и психических расстройств вследствие воздействия неблагоприятных факторов и условий
    • 1. 3. Оценка состояния психического здоровья
      • 1. 3. 1. Особенности оценки психического здоровья инвалидов по зрению
      • 1. 3. 2. Особенности оценки психического здоровья инвалидов по зрению в зависимости от признаков психологического неблагополучия
      • 1. 3. 3. Основные подходы к изучению психического здоровья
    • 1. 4. Теоретико-методологические основы медико-психологической реабилитации
    • 1. 5. Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению на различных этапах
  • ГЛАВА 2. Организация и методики исследований
    • 2. 1. Основные направления и объем исследований
    • 2. 2. Общая характеристика обследованного контингента
    • 2. 3. Используемые методы исследования
    • 2. 4. Средства и методы реабилитации
  • ГЛАВА 3. Особенности личности и социально-психологического статуса инвалидов по зрению
    • 3. 1. Распространенность инвалидности и структура заболеваемости инвалидов по зрению во Всероссийском обществе слепых
    • 3. 2. Роль различных факторов и условий в развитии и динамике отклонений в психологической сфере инвалидов по зрению
    • 3. 3. Изучение особенностей личности и социально-психологического статуса инвалидов по зрению
      • 3. 3. 1. Особенности личности и социально-психологического статуса слепых и слабовидящих людей в зависимости от срока потери зрения
      • 3. 3. 2. Особенности личности и социально-психологического статуса инвалидов по зрению с различными заболеваниями
        • 3. 3. 2. 1. С психическими расстройствами
        • 3. 3. 2. 2. С психосоматическими заболеваниями
        • 3. 3. 2. 3. С соматическими заболеваниями
  • ГЛАВА 4. Разработка и обоснование нового подхода к оценке психического здоровья инвалидов по зрению
    • 4. 1. Общие закономерности формирования психологических отклонений у инвалидов по зрению и условия их трансформации в психическую дезадаптацию
    • 4. 2. Особенности оценки состояния психического здоровья инвалидов по зрению
      • 4. 2. 1. Обоснование понятия психического здоровья инвалида
      • 4. 2. 2. Распределение инвалидов, имеющих нарушения зрения, по состоянию психического здоровья
        • 4. 2. 2. 1. Без признаков психологического неблагополучия
        • 4. 2. 2. 2. С признаками психологического неблагополучия легкой степени выраженности
        • 4. 2. 2. 3. С признаками психологического неблагополучия средней степени выраженности
        • 4. 2. 2. 4. С выраженными признаками психологического неблагополучия
        • 4. 2. 2. 5. С признаками психического заболевания
  • ГЛАВА 5. Анализ потребностей инвалидов по зрению в различных видах реабилитации
    • 5. 1. Изучение критериев предпочтительности при выборе направлений реабилитационной работы
      • 5. 1. 1. Мероприятия медицинской реабилитации
      • 5. 1. 2. Мероприятия социальной реабилитации
      • 5. 1. 3. Мероприятия психологической реабилитации
    • 5. 2. Основные принципы проведения медико-психологической реабилитации слепых и слабовидящих
  • ГЛАВА 6. Обоснование комплексов медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению с учетом состояния психического здоровья
    • 6. 1. Апробация методов медико-психологической реабилитации инвалидов, имеющих нарушения зрения
    • 6. 2. Обоснование специализированных комплексов медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению с различным уровнем психического здоровья
      • 6. 2. 1. Комплекс мероприятий медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению без признаков психологического неблагополучия
      • 6. 2. 2. Комплекс мероприятий медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению с легкими признаками психологического неблагополучия
      • 6. 2. 3. Комплекс мероприятий медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению с признаками психологического неблагополучия средней степени выраженности
      • 6. 2. 4. Комплекс мероприятий медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению с выраженными признаками психологического неблагополучия
    • 6. 3. Оценка эффективности медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению
    • 6. 4. Организационные аспекты медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению

Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Неуклонный рост числа инвалидов является одной из актуальных государственных проблем, зависящей от множества медицинских и социально-экономических факторов и требующей комплексного межведомственного подхода на общегосударственном уровне. Ее решение потребовало изменения подходов и порядка работы сети специализированных учреждений, повышения профессионального уровня специалистов — экспертов, врачей, психологов и координации деятельности всех ведомств, участвующих в профилактике, установлении инвалидности и реабилитации инвалидов. Эта работа продолжается и сегодня.

Потеря зрения у взрослого человека приводит к определенной перестройке психики и поведения. На начальных этапах этот процесс сопровождается резкими, отрицательными психологическими проявлениями, наличием внутреннего дискомфорта. В психологии любого человека, страдающего заболеваниями органов зрения, независимо от степени угрозы потери зрения, всегда наступает опасение и даже страх стать слепым. Так, например, некоторые серьезные заболевания (тапеторетинальная абиотрофия сетчатки, глаукома, атрофия зрительных нервов, тотальное помутнение роговицы), практически лишая больных зрения, порождают сложную систему переживаний, ведущих к нарушению привычного жизненного стереотипа, затруднению адаптации. У некоторых больных после ознакомления с диагнозом сразу же возникают состояния угнетенности, тревоги, страха (Литвак А.Г., 1972; Силкин JI.H., 1982, 1984; Хрусталев С. А., 1990; Неумывакин А. Я., Гилилов Е. И., 2001; Шакиро H. JL, 2002; Сорокин В. М., 2004). Эти психологические сдвиги носят довольно затяжной характер: от нескольких недель до двух — трех лет. При отсутствии своевременной и качественной психологической и психотерапевтической помощи происходит трансформация отдельных признаков психологического неблагополучия (личностных реакций на потерю зрения) в устойчивые психические состояния, которые в дальнейшем приводят не только к существенному ухудшению психического благополучия больного, но и накладывают отпечаток на всю систему его жизнедеятельности. Кроме того, утрата зрения, вызывая полный отказ от прежнего жизненного стереотипа или значительно изменяя его, приводит к реконструкции личности инвалида.

Задача медико-психологической реабилитации незрячего человека состоит в том, чтобы способствовать максимально быстрому и качественному преодолению отрицательных поведенческих и эмоциональных последствий потери зрения. Для того, чтобы комплексная реабилитация осуществлялась успешно, необходимо знать специфику психических состояний, их типизацию и закономерности протекания. Огромное значение для оказания своевременной и качественной медико-психологической помощи лицам, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности, имеет правильный подбор необходимых методов и способов диагностики их психического статуса, личностных особенностей и возможностей реабилитационного процесса. Это во многом определяет исход и направленность лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий (Зимин Б.В., 1979; Антонов В. В., 1985; Кабанов М. М., 1985; Багдонас А., 1986; Дорохова В. Е., 1987; Литвак А. Г., 1991; Лисовский В. А., Евсеев С. П., Голофеевский В. Ю. и др., 2001; Акатов Л. И., 2003).

Специфика деятельности любого реабилитационного учреждения определяется задачами данного этапа реабилитации (диспансерный, стационарный (госпитальный), этап санаторно-курортного лечения). Исходя из этого, определяется и круг тех возможностей, которыми данный этап располагает. Санаторно-курортное лечение в структуре медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению традиционно рассматривается в качестве этапа завершающего и, в то же время, он является самым непродолжительным, что, в свою очередь, влияет не только на подбор методов обследования, но и на разработку и проведение комплексных реабилитационных программ.

Эмоционально-волевые расстройства весьма характерны для больных реабилитационных учреждений и нередко существенно затрудняют проведение реабилитационных мероприятий, возможности социальной адаптации реабилитируемых. Оценка этих нарушений важна как для их раннего выявления и правильного выбора методов терапии, так и для определения эффективности реабилитации инвалидов по зрению (Кабанов М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М., 1983; Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации, 2002; Бойко О. В., 2004).

Изучение качественных и количественных параметров психологических реакций на потерю зрения имеет важное значение для организации и проведения реабилитационных мероприятий, в том числе и психологических, направленных на преодоление кризиса личности, на устранение чувства неполноценности, тревожных проявлений, а также формирование у инвалидов по зрению адекватного понимания психологических последствий потери зрения, целостных установок с осознанием своей значимости и социальной полноценности.

Реабилитация инвалидов с нарушениями зрения является актуальной проблемой не только для государственной службы реабилитации инвалидов и Всероссийского общества слепых, но и для органов здравоохранения всех регионов РФ. Традиционно медицинский аспект реабилитации является базисным, однако в последнее время особого внимания заслуживают именно психологические составляющие реабилитационного процесса, причем их внедрение в практическую систему комплексной реабилитации позволяет значительно повысить ее эффективность. Понятие медико-психологической реабилитации инвалидов позволяет не только четко сформировать цели и задачи реабилитационных мероприятий, но и во многом определяет предпочтение направлений реабилитации. Существенное изменение подходов к медикопсихологической реабилитации инвалидов по зрению обусловило необходимость разработки как общих (концептуальных, методологических, правовых), так и частных вопросов (индивидуальных подходов к реабилитации инвалидов вследствие заболеваний органа зрения).

Цель исследования.

Разработка нового концептуального подхода к оценке состояния психического здоровья и системы медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению.

Задачи исследования.

1. Изучить частоту возникновения и особенности структуры признаков психологического неблагополучия у инвалидов по зрению.

2. Исследовать психологические особенности и механизмы формирования и проявления признаков психологического неблагополучия у слепых и слабовидящих людей.

3. Изучить особенности личности и психологического статуса инвалидов по зрению с различными заболеваниями и сроками потери зрения.

4. Разработать дифференцированную оценку состояния психического здоровья инвалидов по зрению.

5. Изучить характер и структуру потребностей инвалидов по зрению в медико-психологической реабилитации.

6. Обосновать систему медико-психологической реабилитации инвалидов, имеющих нарушения зрения.

7. Оценить эффективность ряда современных методов медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению, используемых в процессе оказания специализированной психологической помощи.

Объект исследования.

Психолого-коррекционный процесс, направленный на реабилитацию инвалидов по зрению.

Предмет исследования.

Мероприятия медико-психологической реабилитации и методика их проведения в условиях специализированного учреждения инвалидов по зрению.

Гипотезы исследования.

1. Психотравмирующие факторы, обусловленные потерей зрения, оказывают существенное негативное влияние на развитие и формирование у инвалидов по зрению различных психологических нарушений и психических расстройств.

2. От интенсивности воздействия, частоты встречаемости и субъективной значимости психотравмирующих факторов, обусловленных потерей зрения, зависит состояние психического здоровья незрячего человека.

3. Между сроками потери зрения (или его значительным ухудшением), различными заболеваниями и расстройствами и формированием определенных особенностей личности инвалида по зрению существует устойчивая взаимосвязь.

4. Оперативно и качественно оценивать состояние психической сферы инвалидов по зрению с последующим распределением их на уровни психического здоровья позволит выделение определенных психологических критериев.

5. Оптимально и эффективно подбирать необходимое сочетание методов и способов коррекции, с учетом состояния психического здоровья инвалидов по зрению и возможностей реабилитационного процесса позволит своевременное изучение показателей нуждаемости инвалидов по зрению в различных видах реабилитации.

6. Добиться значительного улучшения состояния психического здоровья инвалидов по зрению позволит правильная и своевременная организация их медико-психологической реабилитации в специализированном реабилитационном учреждении с учетом специфических факторов, условий и требований к лечению, оздоровлению и реабилитации людей, имеющих нарушения зрения.

Научная новизна исследования.

Разработан новый подход к оценке состояния психического здоровья инвалидов, имеющих нарушения зрения, и их медико-психологической реабилитацииопределено место медико-психологической реабилитации в общей структуре реабилитации и системе восстановления психического здоровья и социального статуса слепых и слабовидящих.

Выделены и систематизированы основные направления, виды, принципы и методы медико-психологической реабилитации и оценки ее эффективности.

Определены критерии и обоснована новая оценка уровней психического здоровья инвалидов по зрению в целях определения показаний к реабилитации и прогноза ее эффективности.

Установлены механизмы развития психологической и социальной дезадаптации у инвалидов по зрению в зависимости от приобретенного дефекта.

Выделено новое понятие психического здоровья незрячего человека как одно из ведущих и определяющих категорий и системообразующих факторов медико-психологической реабилитации, обоснована его значимость для прогноза успешности социально-психологической адаптации.

Изучены характер и структура потребностей инвалидов по зрению в медико-психологической помощи, установлены показатели нуждаемости в проведении реабилитационных мероприятий, выявлены основные критерии предпочтительности при выборе направлений коррекционной работы. Впервые в работе представлено научное обоснование и подтверждена эффективность медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению с учетом состояния их психического здоровья.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке нового концептуального подхода к определению понятия психического здоровья незрячего человека и составляющих его компонентов, теоретическом обосновании программ медико-психологической реабилитации с использованием наиболее эффективных методов и способов психологической коррекции. Работа открывает новое направление исследований в коррекционной и медицинской психологиисовершенствование теоретико-методологической и научно-практической базы медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению и других категорий лиц с ограниченными возможностями, обосновывает целесообразность и доказывает перспективность дальнейшей разработки данного направления исследований в логике отечественных и зарубежных традиций.

Практическая значимость работы.

Разработаны критерии дифференцированной оценки психического здоровья инвалидов, имеющих нарушения зрения, с разделением его на уровни в соответствии с наличием факторов риска развития психологических нарушений и психических расстройств.

Предлагаемый подход к изучению состояния психического здоровья инвалидов по зрению позволяет дифференцировать различные состояния их психической сферы в целях осуществления динамического наблюдения, ранней диагностики начальных проявлений психической и социальной дезадаптации, своевременного проведения психогигиенических, психопрофилактических, психокоррекционных, лечебновосстановительных и иных реабилитационных мероприятий.

Разработан комплекс методов и определена программа проведения медико-психологических мероприятий у данного контингента.

Определены показания и объем мероприятий медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению с учетом состояния их психического здоровья.

Проведена оценка эффективности использования и сочетания методов психорегулирующей коррекции для слепых и слабовидящих людей.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Основу признаков психического неблагополучия у инвалидов по зрению составляют психологические нарушения и психические расстройства невротического уровня. Наряду с выраженными их формами преобладают психические отклонения в виде кратковременных психологических проявлений, не достигающих патологического уровня, которые приводят к значительному снижению компенсаторных возможностей незрячих, снижению адаптивных возможностей и требуют проведения целенаправленных реабилитационных мероприятий.

2. Особое значение в формировании психологических нарушений и психических расстройств у инвалидов по зрению имеет психогенная травматизация в процессе жизнедеятельности, вызванная нарушением зрения, в которой преобладают психотравмирующие факторы социального и психологического характера.

3. Выделение понятия «психическое здоровье незрячего человека» позволяет проводить дифференцированную оценку психического состояния инвалидов по зрению на всех этапах реабилитационного процесса. Критерии психического здоровья позволяют своевременно выявлять начальные признаки психологических нарушений и психических расстройств, прогнозировать их развитие, а также, в зависимости от степени его нарушения, определять основные направления и объем мероприятий медико-психологической реабилитации.

4. Анализ структуры потребностей инвалидов по зрению в различных видах реабилитации способствует установлению критериев предпочтительности в выборе медико-психологических мероприятий, что позволяет прогнозировать тенденции нуждаемости инвалидов по зрению в различных формах и методах реабилитации и выступает в качестве основы для составления и корректировки индивидуальных реабилитационных программ.

5. Система медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению предусматривает дифференцированное использование комплекса мероприятий медико-психологической реабилитации, направленных на устранение причин, предрасполагающих факторов, предпатологических и патологических проявлений выявленных психологических нарушений и психических расстройств, осложнений и рецидивов, на предотвращение хронизации этих неблагоприятных признаков, на восстановление психического статуса инвалида.

6. Структура психологических нарушений и психических расстройств у инвалидов по зрению, а также характер этих нарушений определяют особенности организации медико-психологической помощи с преобладанием психопрофилактических, психокоррекционных и психотерапевтических методов на санаторном и последующих этапах реабилитации.

Личный вклад автора в выполнение данной работы.

Автор диссертации на протяжении ряда лет принимал личное участие в разработке нового подхода к оценке психического здоровья слепых и слабовидящих людей и их реабилитации, в сборе, анализе и обобщении экспериментальных данных по теме исследования, в написании учебно-методических программ и рекомендаций для инвалидов по зрению, реализуемых в специализированных реабилитационных учреждениях Всероссийского общества слепых и других Министерств и ведомств.

Основные идеи, тема и содержание работы разрабатывались автором на основании собственных исследований в 2002;2006 гг. Во всех совместных исследованиях по теме диссертации автору, наряду с личным участием в их проведении, принадлежало определение общих целей и задач, а также анализ полученных результатов. Автор являлся ответственным исполнителем и соисполнителем ряда научно-практических работ, посвященных разработке принципов оценки состояния психического здоровья, коррекции и оценке эффективности реабилитационной работы инвалидов по зрению.

На различных этапах работы большую помощь в ее проведении и реализации оказали Неумывакин А. Я., Абрамова Л. П., Ванынин С. Н., Момот В. М., Михайлова Н. В., а также сотрудники Лечебно-профилактического учреждения «Санаторий „Солнечный берег“ ВОС», административного аппарата Всероссийского общества слепых, Негосударственного учреждения «Институт повышения квалификации ВОС» «Реакомп», 6 Центрального военного клинического госпиталя МО РФ, Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, которым автор выражает глубокую благодарность и признательность.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертации доложены и обсуждены на следующих научно-практических конференциях и симпозиумах.

1. Всероссийский семинар-совещание «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов по зрению. Проблемы и перспективы» 13−16 октября 2003, Геленджик.

2. Первый Российский конгресс «Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации» 30−31 октября 2003, Москва.

3. Семинар Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых». «Технологии формирования имиджа и репутации некоммерческой организации» 22−25 декабря 2003, Пятигорск.

4. XV Международный симпозиум «Медико-экологическая безопасность, реабилитация и социальная защита населения» 20−27 марта 2004, Италия.

5. VII Международная конференция «Современные технологии восстановительной медицины» 11−16 мая 2004, Сочи.

6. Научно-практическая конференция, посвященная 140-летию курорта Горячий ключ 13 августа 2004, Горячий ключ.

7. Первый Международный конгресс «Восстановительная медицина и реабилитация 2004» 20−21 сентября 2004, Москва.

8. Научно-практическая конференция «Общество, государство и медицина для пожилых и инвалидов» 27−29 сентября 2004, Москва.

9. XVI Международный форум «Медико-экологическая безопасность, реабилитация и социальная защита населения» 02−09 октября 2004, Турция.

10. V Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы санаторно-курортного лечения и реабилитации в здравницах России» 9−11 ноября 2004, Сочи.

11. VIII Международная конференция «Современные технологии восстановительной медицины» 10−15 мая 2005, Сочи.

12. Научно-практический семинар «Современные методы санаторно-курортного лечения» 16−18 мая 2005, Геленджик.

13. Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы социальной интеграции инвалидов» 14 июня 2005, Москва.

14. Международный конгресс «Восстановительная медицина и реабилитация — 2005» 15−16 июня 2005, Москва.

15. X Международный симпозиум «Новые технологии восстановительной медицины и курортологии» 1−8 октября 2005, Турция.

16. IV Всероссийский конгресс «Профессия и здоровье» 25−27 октября 2005, Москва.

17. VI Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы санаторно-курортного лечения и реабилитации в здравницах России» 9 ноября 2005, Сочи.

18. XI Международный симпозиум «Новые технологии восстановительной медицины и курортологии» 29 сентября — 6 октября 2006, Греция.

19. Российский научный форум «Мир людей с ограниченными возможностями» 17−18 октября 2006, Москва.

20. V Всероссийский конгресс «Профессия и здоровье» 31 октября-2 ноября 2006, Москва.

Внедрение результатов исследования.

Разработанные подходы к оценке состояния психического здоровья и представленная в настоящей работе система медико-психологической реабилитации инвалидов по зрению внедрена в процесс реабилитации и восстановления лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (инвалиды по зрению) в следующих специализированных учреждениях:

1. Закрытое акционерное общество «Санаторий «ДружбаГеленджиккурортсервис», г. Геленджик.

2. Закрытое акционерное общество «Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова», г. Геленджик.

3. Краснодарский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка», г. Краснодар.

4. Красноярское учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых, г. Красноярск.

5. Культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых г. Москва.

6. Лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий „Машук“ Всероссийского общества слепых», г. Пятигорск.

7. Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов «Санаторий «Лесная Поляна», г. Пятигорск.

8. Негосударственное учреждение Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп», г. Москва.

9. Федеральное государственное учреждение санаторий «Вулан», г. Геленджик, п. Архипо-Осиповка.

Результаты исследования используются в учебном процессе Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, Геленджикского филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

По материалам диссертации опубликовано 64 научные и учебно-методические работы, автор принимал непосредственное участие в разработке и составлении программ комплексной реабилитации инвалидов по зрению в системе Всероссийского общества слепых на 2003, 2004, 2005,2006 годы.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ признаков психологического неблагополучия у инвалидов по зрению, проходящих курс лечения и реабилитации в учреждении санаторного типа, показал преобладание психологических нарушений различной степени выраженности, встречающихся в 94,1% случаев. Они представлены, преимущественно, психологическими стрессовыми реакциями — 51,4%, пограничными психологическими состояниями, не достигающими патологического уровня — 29,6%, психическими расстройствами невротического регистра — 12,8%, отдельными признаками психического заболевания — 0,3%.

Установлено также, что 38,4% инвалидов по зрению имеют психосоматические заболевания.

2. Высокий уровень развития у инвалидов по зрению психологических нарушений и психических расстройств, прежде всего, обусловлен воздействием комплекса неблагоприятных психотравмирующих факторов, среди которых факторы психологического характера составляют — 62,5%, социального характера — 44,5%, другие психотравмирующие факторы, обусловленные полной или частичной утратой зрения, — 19,7%. Воздействие этих психотравмирующих факторов вызывает напряжение адаптационных резервов и повышает риск развития психической дезадаптации.

3. Основу психических расстройств у обследуемого контингента составили невротические расстройства — 12,8%. При этом, ведущими являются астенические расстройства, отмечавшиеся у 84,7% всех инвалидов по зрению с такими нарушениями. Невротические реакции у инвалидов по зрению не имели четких диагностических границ и характеризовались обилием различных стертых, невыраженных, полиморфных, перемежающихся проявлений. Классификация их по наиболее распространенной симптоматике установила преобладание следующих ее видов: астено-депрессивный синдром (37,3%), астено-невротический синдром (28,1%), астено-ипохондрический синдром (19,3%), тревожно-депрессивный синдром (11,4%), обсессивно-фобические формы невротических реакций (3,9%).

4. Понятие «психического здоровья незрячего человека» в качестве системообразующего фактора, объединяющего состояние психической сферы и особенности личности инвалида, обеспечивает дифференцированную оценку различных психических состояний, прогнозирование успешности социально-психологической адаптации. Для своевременного выявления психологических нарушений и начальных признаков психических расстройств у инвалидов по зрению разработаны критерии оценки их психического здоровья на основе данных психоэмоционального статуса, особенностей личности, коммуникативной деятельности, составляющих качества жизни, возможностей адаптации, ряда наследственно-анамнестических признаков.

5. В процессе исследования выделены 5 уровней (групп) психического здоровья инвалидов по зрению:

— без признаков психологического неблагополучия и с отдельными признаками в анамнезе;

— с признаками психологического неблагополучия легкой степени выраженности (психологические стрессовые реакции);

— с признаками психологического неблагополучия средней степени выраженности (пограничные психологические состояния);

— с выраженными признаками психологического неблагополучия (психогенными расстройствами);

— с наличием признаков психического заболевания.

Они позволяют определять основные направления и объем медико-психологических мероприятий на санаторном этапе с высокой вероятностью достижения максимального эффекта.

6. Анализ структуры потребностей инвалидов по зрению в различных видах реабилитации (медицинской, психологической, социальной) в санаторных условиях позволяет прогнозировать тенденции нуждаемости инвалидов, имеющих нарушения зрения, в тех или иных формах и методах реабилитации и может служить основой для корректировки и составления индивидуальных реабилитационных программ. В качестве основных критериев при выборе тех или иных форм реабилитационной работы выступили: популярность и общеизвестность реабилитационных мероприятий, уверенность в достижении положительного эффекта реабилитациистрогое соблюдение предписаний врачебного персонала и выполнение назначенных процедурапелляция к предыдущему опыту (при положительном результате лечения в санатории ранее) — стремление к поиску новых, более эффективных способов реабилитации (при отсутствии медицинских противопоказаний).

7. В рамках реабилитации слепых и слабовидящих людей разработана и внедрена в практику реабилитационной работы концепция медико-психологической реабилитации, представляющая собой систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, дифференцированный подход в зависимости от уровня психического здоровья к определению основных направлений, вида и объема мероприятий на санаторном этапе реабилитации, с последующим динамическим контролем состояния психического здоровья, оценкой эффективности проводимых мероприятий и рекомендациями по оптимизации психической деятельности.

8. Комплексная экспериментально-психологическая оценка современных методов медико-психологической реабилитации показала перспективность применения на санаторном этапе реабилитации инвалидов по зрению наиболее эффективных комплексов восстановления психического здоровья, сочетающих в себе мероприятия преимущественно психологической направленности в зависимости от степени выраженности имеющихся нарушений, укрепляющих и лечебно-оздоровительных мероприятий медицинской реабилитации и методов социальной реабилитации. Доказана эффективность применения собственно психологических методов воздействия, включающих психопрофилактику, психокоррекцию, психологическое просвещение, консультативную работу, методы психотерапии. Остальные направления выступали в качестве второстепенных, дополняя основной курс реабилитации.

9. Практическое внедрение разработанного комплекса мероприятий медико-психологической реабилитации позволило существенно повысить уровень психического здоровья инвалидов по зрению. У 91,1% обследованных инвалидов с психологическими нарушениями и психическими расстройствами полностью или в значительной степени нормализовалось психическое состояние, улучшились показатели функционального состояния организма.

10. Организация специализированной медико-психологической помощи с учетом характера и структуры психологических нарушений и психических расстройств у инвалидов по зрению требует преобладания в структуре реабилитации психокоррекционных, психопрофилактических и психотерапевтических методов и должна включать в себя центр медико-психологической (медико-социальной) реабилитации, а также специализированные реабилитационные учреждения на различных этапах медико-психологической реабилитации с обязательным введением должностей психологов, врачей-психотерапевтов, работников социальной сферы. Специалисты, задействованные в проведении реабилитационных мероприятий, должны быть обучены и подготовлены к работе в реабилитационном учреждении, владеть едиными принципами диагностики, простыми и надежными методами психокоррекции, оценки их эффективности, обеспечивать преемственность необходимых реабилитационных мероприятий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Полученные в результате работы данные об особенностях проявлений и динамики психологических нарушений и психических расстройств у инвалидов по зрению могут использоваться для оценки и прогнозирования состояния психического здоровья инвалидов по зрению и других категорий лиц с ограниченными возможностями при назначении показаний к медико-психологической реабилитации на санаторном и последующих ее этапах.

2. В реабилитационную практику целесообразно ввести понятие «психического здоровья незрячего человека» для проведения дифференциальной оценки различных психических состояний, прогнозирования развития психологических нарушений различной степени выраженности и успешности социально-психологической адаптации, а также применения индивидуального подхода к выбору медико-психологических мероприятий.

3. В целях качественной медико-психологической оценки и динамического наблюдения, ранней диагностики начальных проявлений психической дезадаптации, прогноза развития неблагоприятных психологических признаков, своевременного проведения медико-психологических мероприятий слепых и слабовидящих людей следует применять пятиуровневую классификацию психического здоровья, а именно: без признаков психологического неблагополучия и с отдельными признаками в анамнезес признаками психологического неблагополучия легкой степени выраженности (ПСР — психологические стрессовые реакции) — с признаками психологического неблагополучия средней степени выраженности ППС — пограничные психологические состояния) — с выраженными признаками психологического неблагополучия (психогенными расстройствами) — с наличием признаков психического заболевания.

4. Совершенствовать подготовку специалистов различного профиля с обязательным введением в учебные программы разделов по реабилитационной работе для качественной подготовки к деятельности в реабилитационном учреждении, с углубленным изучением правил и принципов диагностики и коррекции, оценки их эффективности, для обеспечения правильного проведения лечебно-диагностических, коррекционных и оздоровительных мероприятий на всех этапах медико-психологической реабилитации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 158 с.
  3. Е.Д. Система реабилитации слепых.-М.: РИО ВОС, 1981.-84с.
  4. В.А. Острый и хронический эмоциональный стресс у оператора: Стресс и его патогенетические механизмы. Кишинев, 1975. — 215 с.
  5. М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и клинике. М.: Наука, 1982.-272 с.
  6. Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  7. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  8. Ю.А., Лобастов А. С., Спивак Л. И., Щукин В. П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. — 96 с.
  9. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Обозр. психиат. и мед. психол. 1992. — № 2. — С.5−10.
  10. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. — 400 с.
  11. Х.М., Михайловская С. М. К проблеме психофизиологической регуляции // Психологический журнал. 1986. — № 3. — С. 119−129.
  12. Т.О., Потехина О. А. Основы реабилитологии: Учебн. пособие. -Тольятти, 1995.-220 с.
  13. П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы // Вестник АМН СССР. -1965.-№ 6.-С. 10−18.
  14. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.-400 с.
  15. В.В. Психическая саморегуляция как составная часть реабилитации незрячих: Методические рекомендации. М.: РИО ВОС, 1985. — 47 с.
  16. А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей: Метод, пособие. М.: РИО ВОС, 1973. — 58 с.
  17. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1975.-205 с.
  18. М.Г. Психофизиологические основы научной организации труда слепых на предприятиях ВОС: Метод, пособие. М.: Издат. отдел СКБ ВОС, 1970.- 103 с.
  19. А. Узнавание голоса и определение некоторых особенностей говорящего по голосу слепыми и зрячими: Сб. науч. работ: Психологические особенности лиц с нарушением зрения. Вильнюс: ЛИТОС, 1986. — С. 37−54.
  20. А., Пранскявичюте Р. Сравнительное психометрическое изучение личности слепых, слабовидящих и зрячих: Сб. науч. работ: Психологические особенности лиц с нарушением зрения. Вильнюс: ЛИТОС, 1986. — С. 54−81.
  21. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979.-298 с.
  22. Е.Ф., Корнева Т. В. Социально-психологические аспекты ранней диагностики психических заболеваний. Киев: Здоров’я, 1989, — 217 с.
  23. В.А., Демьянов Ю. Г. Трудности в общении инвалидов по зрению и пути их устранения: Методические рекомендации / Под ред. А. Г. Литвака. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1991. — 44 с.
  24. А.В., Ваньшин С. Н., Гильд С. А. и др. Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению I ступень: Метод, пособие. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2004. 64 с.
  25. А.В., Ваньшин С. Н., Гильд С. А. и др. Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению II ступень: Метод, пособие. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2005. 60 с.
  26. Т.А. Проблемы психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте // Дефектология. 2002. — № 4. — С. 23−28.
  27. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии): Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. — 620 с.
  28. А.А., Герман Г. Н., Красивская О. В., Галанжа Г. Т. О работе кабинетов реабилитации в условиях Крайнего Севера // Здравоохранение Российской Федерации. 1985. — № 8. — С. 41−42.
  29. А.В. Диагностические критерии и классификационная схема оценки психического здоровья летного состава: Тез. докл. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов». М., 1994. — С.41.
  30. А.В. Уровневый подход к оптимизации психической деятельности военных специалистов: Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы медицинской реабилитации». М.: Издательство 6 ЦВКГ, 1995. — С. 30 — 34.
  31. В.И. Структура нервно-психических расстройств у слепых и слабовидящих: Материалы науч. конф. «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания». М., 1995.-С. 169−171.
  32. С.А., Белинский А. В., Манихин В. В. Актуальные вопросы медико-психологической реабилитации военнослужащих: Матер, междунар. конф. «Современные технологии в восстановительной медицине». -Сочи, 2001.-С. 81.
  33. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.-270 с.
  34. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека.-Л.: Медицина, 1974.- 151 с.
  35. М.В. Книга, несущая свет. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1995. — 132 с.
  36. В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоровья, 1986.- 280 с.
  37. Ю.А. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 320 с.
  38. В.М., Пономаренко Г. Н. Общая физиотерапия: Учебник. М.: Медицина, 1999.-432 с.
  39. В.М. Медицинская реабилитация или восстановительная медицина? // Физиотерапия, бальнеология, реабилитация. 2006. — № 1. — С. 3−12.
  40. О.А. Психологические особенности лиц с нарушением зрения: Тез. докл. научно-практической конф. «Специализированная медицинская помощь и проблемы сердечно-сосудистой патологии при заболеваниях, травмах, ранениях». М., 2002. — С. 208.
  41. О.В. Охрана психического здоровья: Учеб. пособие. М.: «Академия», 2004. — 268 с.
  42. Т.В., Матаев С. А., Оконечникова Н. С. Психологические и социальные аспекты гериатрической реабилитации: Материалы III междунар. конф. по восстановительной медицине (реабилитологии). М., 2000. -С. 250−251.
  43. В.Н. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе физического воспитания: Материалы науч. конф. «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания». М., 1995.-С. 6−11.
  44. П.И. Основы психотерапии. М.: Медицина, 1974. — 312 с.
  45. М.И. Основы психотерапии детей и подростков. Киев: Выща шк., 1990.-189 с.
  46. А.А. Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (преодоление посттравматического синдрома у недавно ослепших) / Под ред. С. Н. Ваньшина, О. В. Сергеевой. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2004. — 48 с.
  47. К. Психология слепых. Пер. с нем. / Под ред. проф. В. А. Гандера. -М.: Учпедгиз, 1934.- 264 с.
  48. Э.А. Основы организации медицинской реабилитации // Здравоохранение Белоруссии. 1989. — № 2. — С. 46−50.
  49. С.Н., Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: Метод.пособие. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2005. — 24 с.
  50. Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозр. психиат. и мед. психол. 1994. — № 3. -С. 16−25.
  51. A.M., Соловьева А. Д., Колосова О. А. Вегетососудистая дистония. М.: Медицина, 1981.- 320 с.
  52. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. М.: Издательство «Статистика», 1979.-447с.
  53. В.П., Лепеженкова Л. Н. Опыт психологической консультации в Ленинграде // Психологический журнал. 1984. -Т.5.- № 4. — С.24−27.
  54. П.Б. Избранные труды. / Под ред. проф. О. В. Кербикова. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. — 416 с.
  55. Е.И. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях ВОС как основа их профессиональной интеграции: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы социальной интеграции инвалидов». М., 2005. -С. 36−39.
  56. В.А. Старые и новые проблемы психиатрии. М.: Медгиз, 1946.-197 с.
  57. Н.П. Практические возможности реабилитации лиц с нарушением зрения через предпринимательскую деятельность: Материалы конф. «Роль предпринимательства в реабилитации инвалидов по зрению». М., 2004. -С. 49−52.
  58. В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 184 с.
  59. А.П. Слепой и зрячий: Метод, пособие. М.: РИО ВОС, 1985. — 43 с.
  60. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  61. И.М., Шепетова О. Н. Реабилитация больных и инвалидов на промышленных предприятиях. М.: Медицина, 1986. — С. 60−135.
  62. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976. — 224 с.
  63. В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. М.: МПСИ: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 288 с.
  64. A.M., Багель Г. Е. Физиотерапия и курортология нервных болезней. -Минск: Вышэйш. шк., 1989. 398 с.
  65. В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Издательство КРОН-ПРЕСС, 1996. — 208 с.
  66. Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М: Аспект-пресс, 1998.-373 с.
  67. В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004.-62 с.
  68. Л.Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Вопросы кибернетики. 1983.-С.28−54.
  69. Г. П., Коваленко Т. П. Роль и место специальных библиотек для слепых в системе социальной реабилитации инвалидов по зрению: Сб. статей. -М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1990. 55 с.
  70. И.В., Морозов В. И., Патласова Г. В. и др. Исследование инициативных проявлений пограничных нервно-психических расстройств: Материалы IV Всероссийского съезда невропатологов и психиатров. М., 1980.-тЛ.-С. 197−200.
  71. Ю.А. Здоровье населения мира в 20-м веке. М.: Медицина, 1968.-416 с.
  72. В.Е. Методика и практика социальной реабилитации слепых: Обзор методических разработок М.: РИО ВОС, 1987. — 11 с.
  73. Н.П. Актуальные вопросы психокоррекции состояний утративших зрение: Сб. статей: Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых.-М.: РИО ВОС, 1988.-С. 15−27.
  74. С.В. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов в Москве: Материалы конф. «Международный день инвалида». М., 2003. -С. 6−10.
  75. В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  76. З.Г. Психолого-педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению: Сб. статей: Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. М.: РИО ВОС, 1988. — С.3−14.
  77. Н.М. Эпидемиология психических болезней. Руководство по психиатрии. М.: Медицина, 1983.-Т.1.-С. 229−231.
  78. Н. М. Распространенность психических болезней. Руководство по психиатрии. М.: Медицина, 1983. — т. 1. — С. 228−229
  79. Д.С. Библиотечная программа художественно-эстетической реабилитации незрячих: Сб. статей: Роль специальных библиотек вхудожественно-эстетическом развитии незрячих. — М.: РИО ВОС, 1984. С. -3−21.
  80. В.Е. Значимость личностных критериев пациента в процессе реабилитации: Материалы международной научно-практической конф. «Современные технологии восстановительной медицины». Сочи, 2001. — С. 164−166.
  81. В.П. Психологическая реабилитация больных. Медицинская реабилитация / Под ред. проф. В. М. Боголюбова. М., 1998. — Т. 1. — С. 531−567.
  82. В.Б., Дмитриева J1.JI. Тур И. О. и др. Механизмы адаптации и саморегуляции при неврозах. Неврозы: Экспериментальные и клинические исследования. -JL: Наука, 1989.-С. 134−148.
  83. .В. Патопсихологический метод в изучении личности // Психологический журнал. 1982, — Т.З. — № 1. — С. 43−51.
  84. .В. Патопсихология / Под ред. А. С. Спиваковской. М.: Издательство ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — 576 с.
  85. М.И. Пути компенсации слепоты. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-419 с.
  86. .В. Проблемы интеграции // Наша жизнь. 1979. — № 2. — С. 8−11.
  87. .В. Социально-трудовая реабилитация и интеграция слепых. М.: РИО ВОС, 1979.- 15 с.
  88. Т.В. Диагностика и профилактика нервно-психических расстройств, комплекс мер по повышению стрессоустойчивости личности: Тезисы научно-практической конференции. М., 2003, — С. 61−65.
  89. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.-312 с.
  90. М.М. Реабилитация психически больных. Л.: Медицина, 1985.216 с.
  91. В.П., Баевский P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.: Медицина, 1980.- 207 с.
  92. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 191 с.
  93. В.П., Матрос Л. Г. Некоторые аспекты управления развитием здоровья. Методологические и философские проблемы биологии. Новосибирск: Наука, 1981.- С. 315−330.
  94. А.А., Янушонис В. В., Черкис М. И., Вишнякова И. А. Совершенствование организационных форм работы отделения восстановительного лечения городских поликлиник // Сов. Здравоохранение.1987. -№ 12.-С. 9−12.
  95. Х.Ю. Жилая среда для инвалида. М.: Стройиздат, 1990.-128 с.
  96. Л.Г., Михеева Л. В., Шаровар Т. М. Методические и организационные аспекты медико- социальной реабилитации // Сов. Здравоохранение. 1988. — № 2.-С. 58−62.
  97. Учеб. пособие. Минск: Выш. шк., 1998. — 256 с. Ю5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.- 368 с. Юб. Клиническая психология и психофизиология: Учеб. пособие. / Под ред. Г. М.
  98. Яковлева. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. — 296 с. Ю7. Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н. В. Тарабриной. — СПб.: Питер, 2000. — 352 с.
  99. Феникс", 2005. 87 с. 111. Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М.: Просвещение, 1980. — 224 с. 112. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской
  100. М.В., Цивилько М. А., Марилов В. В., Карева М. А. Практикум по психиатрии: Учеб. пособие. -М.: Изд-во РУДН, 1997. 185 с.
  101. И.А. О концептуальных и правовых аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости // Социальная и клиническая психиатрия. -1993.-№ 1.-С. 110−114.
  102. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002.-192 с.
  103. И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. -2004.-№ 1.- С. 54−61.
  104. М.В., Дворкин Э. А., Деденева Ж. Г. Шеломанова Т.Н. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ВМедА, 1999. — 84 с.
  105. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Д.: Медицина, 1978.-272 с.
  106. Ц.П., Галин А. Л. Психическое здоровье: критерии нормы и патологии // Бюлл. Сиб. отделения АМН СССР.- 1982.- № 5. С. 83−89.
  107. А.А., Петленко В. П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М.: Медицина, 1977.- 393 с.
  108. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976. — 192 с.
  109. Ю.И., Ларионова Г. В., Кошелев Н. Л. Фитотерапия при ишемической болезни сердца. М.: Изд-во РМАПО, 1998. — 46 с.
  110. Г. И., Рудой И. С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. Л.: ВМА, 1984.- 28 с.
  111. М.Е. Социально-психологическая адаптация комбатантов к условиям гражданской жизни. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2004. -21 с.
  112. В.М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель // Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С. 44−58.
  113. В.А. Возрастные изменения чувства ритма и его воспитания у слабовидящих школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1972.-19 с.
  114. В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения: Учеб. пособие. СПб.: РГПУ им. А. Г. Герцена, 1991. — 185 с.
  115. В.А. Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения: Дисс.. д-ра психол. наук. М., 1992.
  116. О.Н. Медико-психологические проблемы адаптации к измененным условиям существования: Материалы научно-практической конф. «Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.- С. 78−79.
  117. Е.Н., Докиш Ю. М., Чистякова Н. А. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. Л.: Медицина, 1989. -176 с.
  118. Л.В. Доминирующее настроение при различных акцентуациях // Журнал практического психолога. 1999. — № 7−8. — С. 156−165.
  119. Н.А. Организация культурно-просветительной работы в клубах и домах культуры ВОС. М.: РИО ВОС, 1975. — 86 с.
  120. В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования // Вопросы психологии. 1980.- № 4.- С. 50−59.
  121. Т.М. Показатели госпитализации больных с пограничными нервно-психическими расстройствами: Материалы научной конф. «Актуальные вопросы клинической диагностики, терапии и профилактики пограничных состояний». Томск, 1987. — С. 26−28.
  122. И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с двигательными нарушениями. Монография. М.: Издательство «Альфа», 2000.
  123. И.Ю. Патопсихология: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Academia, 2004.
  124. И.Ю. Особенности мотивационно-потребностной сферы лиц с двигательными нарушениями юношеского и молодого возраста // Специальная психология. 2005. — № 2 (4). — С. 5−11.
  125. К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. 544 с.
  126. Л.А., Димов А. С. Факторы риска: причины, условия болезней или ранние симптомы заболеваний? Критика понятия и предложения к классификации риск-факторов: Тез. докл. XVIII Всесоюзного съезда терапевтов. М., 1981. — С. 67−68.
  127. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
  128. МЗЛибман Е.С., Мелкумянц Т. А., Рейфман М. Б. Рациональное качественноетрудоустройство слепых. М.: РИО ВОС, 1986. — 54 с.
  129. А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих: Учеб. пособие. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972.-228 с.
  130. А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1978.-217 с.
  131. А.Г. Проблемы вступления в брак инвалидов по зрению и специфические семейные деструкции: Сборник матер, юбил. Герцен, чтений. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С. 77−78.
  132. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-416 с.
  133. В.А. Альтернативная модель социальной интеграции инвалидов по зрению: Сб. науч. тр. «Современные теоретические экспериментальные и методические проблемы тифлологии». СПб, 1997. — С. 78−87.
  134. Т.М., Ермолаев О. Ю. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 240 с.
  135. Медико-социальная реабилитация инвалидов (основы законодательства) / Под ред. И. К. Сырникова. -М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1996.-243 с.
  136. Медицинская реабилитация и восстановление функционального состояния специалистов операторского профиля в РВСН: Метод, пособие. М.: Изд-во 6 ЦВКГ МО РФ, 1997.-55 с.
  137. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. -Минск: Харвест, 1999. 816 с.
  138. К.И. Место и методы саморасслабления в различных вариантах комплексной психотерапии // Вопросы психологии. 1972. № 3. — С. 73−76.
  139. О.В. Актуальные вопросы реабилитации инвалидов: опыт и проблемы: Материалы научно-практической конф. «Актуальные вопросы социальной интеграции инвалидов».- М., 2005. С. 56−63.
  140. Л.А. Аспекты зоопсихологии (сравнительная психология). М.: Издатель Воробьев А. В., 2001. — 104 с.
  141. Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии. М.: Медицина, 1982. — 384 с.
  142. Е.Н. Метод эмоционально-образной терапии в психологической реабилитации родителей детей-инвалидов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005.- № 4. — С. 62−66.
  143. М.А., Чикинова Л. Н. Медико-социальная характеристика инвалидов с нарушениями слуха и глухотой // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2003. — № 1. — С. 26−28.
  144. С.Ю., Метиева Л. А. Современные подходы к реабилитации // Специальная психология. 2005. — № 2 (4). — С. 29−35.
  145. Н.И. Психическая напряженность. М.: Медицина, 1976. — 104 с.
  146. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 167 с.
  147. А.Я., Гилилов Е. И. Социально-трудовая реабилитация инвалидов: отечественный и международный опыт. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-54 с.
  148. В.В. Неэмпирические методы психологии: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003.-37 с.
  149. В.В., Новочадов В. В. Метод тестирования в психологии: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003. — 38 с.
  150. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Медицина, 1987.- 168 с.
  151. Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева JI.H. и др. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб., 1991.- 152 с.
  152. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хронической эмоциональной напряженности. Новосибирск: Наука, 1981. -215 с.
  153. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. 2-е изд., испр. и доп. М.: «Когито-Центр», 2000. — 289 с.
  154. Л.А., Синицын Б. Г. Спорт во Всероссийском обществе слепых. -М.: РИО ВОС, 1988.-38 с.
  155. .Д., Петракова Л. Б. Психическое здоровье народов мира в XX веке: Научный обзор. М.: ВНИИМИ, 1984. — 69 с.
  156. Н.С. Реабилитация и ее место в системе лечебно-профилактических мероприятий // Военно-медицинский журнал. -1983. № 3. -С.30−33.
  157. Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве: Метод, пособие. М.: РИО ВОС, 1988. — 80 с.
  158. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под ред. А. Б. Смулевича. М.: «Русский врач», 2000. — 160 с.
  159. В.В. Санаторный этап лечения в системе профилактических мероприятий // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 1987. — № 4. -С. 40−44.
  160. B.C., Рябова Л. М. Разработка проблем медицинской реабилитации в рамках ВОЗ: Матер, науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы медицинской реабилитации и физической терапии». Л., 1989. — С. 124−128.
  161. А.Г., Медведев В. М. Биологические активные добавки к пище серии «Русская природная аптека» в практике врача лечебно-профилактического учреждения: Информ. письмо. М.: Изд-во РУДН, 2005. -12 с.
  162. Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. М.: «Экспертное бюро-М», 1997.-496 с.
  163. А.А., Федотов Д. Д. Психиатрия.-М.: Медицина, 1971.-471 с.
  164. Постановление ЦП ВОС «Об организации работы по социальной реабилитации во Всероссийском обществе слепых» № 25−5 от 27 12.1989 г. М., 1989. — 17 с.
  165. М.Б., Рогушин В. К. Обучение чтению и письму по системе Брайля. -М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1991. 112 с.
  166. Практикум по нормальной физиологии: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Агаджаняна. М.: Изд-во РУДН, 1996. — 339 с.
  167. В.Н., Лядов В. К., Шалыгин Л. Д., Лапин А. Ю. Современные программы медицинской реабилитации больных соматическими заболеваниями на курорте. М.: Наследие, 2002. — 120 с.
  168. Профилактика утомления зрения у работников зрительно напряженных профессий: Метод, рекомендации. М.: РИО ВОС, 1987. — 24 с.
  169. А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния // Психологический журнал, 1999. № 2. — С. 115−124.
  170. Психические состояния / Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-512 с.
  171. Психолого-педагогические аспекты элементарной реабилитации слепых: Метод, рекомендации. Д.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1987.-40 с.
  172. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: Издательство «ИПП», Воронеж, 1996. -176 с.
  173. Психология социальной работы: Учебное пособие / О. В. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др. СПб.: Питер, 2004. — 351 с.
  174. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья./ Под ред. Р. Калимо, М.А. Эль-Батави, K. J1. Купера. М.: Медицина, 1989.- 224 с.
  175. Психотерапия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -544 с.
  176. А.Н., Бобровницкий И. П. Восстановительная медицина: научные основы и пути интеграции первичной и вторичной профилактики // Вестник восстановительной медицины. 2004. — № 2. — С. 4−7.
  177. М.И., Танюхина Э. И. Рациональное трудоустройство инвалидов с сосудистыми заболеваниями органа зрения: Методическое пособие. М.: РИО ВОС, 1986.-59 с.
  178. М.И., Кривошеев М. В., Рассадин А. Ю. Организационно-методические основы проведения оздоровительных мероприятий на предприятиях ВОС: Учебное пособие. М.: РИО ВОС, 1989. — 47 с.
  179. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. Самара: «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
  180. В.Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы. 2006. — № 1. — С. 14−38.
  181. В.Е. Психотерапия и ее место в соматической клинике // Терапевт, архив. 1990. — Т. 62. — № 10. — С. 6−11.
  182. А.С., Елисеев И. М., Чуркин А. А. Применение психической саморегуляции для психопрофилактики психосоматических нарушений в стрессовых и экстремальных условиях производства. М., 1986.- 40 с.
  183. А.В. Психологические условия предупреждения травматизма военнослужащих по призыву. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2002. -23 с.2Ю.Рубинштейн С .Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. — 448 с.
  184. В.В. Задачи организации психолого-социальной службы в реабилитационной работе: Материалы III международной конф. по восстановительной медицине (реабилитологии). М., 2000. — С. 30−31.
  185. К. Групповая психотерапия: психокоррекц. группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. JI.A. Петровской. М.: Прогресс, 1990. -367 с.
  186. JI.C. Внутренние болезни: Учеб. пособие. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1990.-95 с.
  187. Санаторно-курортное и восстановительное лечение: Сборник нормативно-правовых и методических материалов / Сост.: А. Н. Разумов, Л. В. Иванова. М.: МЦФЭР, 2004. — 720 с.
  188. Сборник документов по комплексной реабилитации инвалидов в реабилитационных учреждениях системьь социальной защиты населения России. М.: Изд-во Министерства труда и социального развития РФ, 2000. -159 с.
  189. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, I960.- 254 с.
  190. С.Б. Группировка состояний психического здоровья. Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии / Под ред. М. М. Кабанова. Л.: Медицина, 1986.- С. 8−17.
  191. С.Б. Преболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.- 184 с.
  192. В.Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. -Томск, 1990.-209 с.
  193. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.
  194. К.В. Психологические аспекты интеграции инвалидов по зрению в общество: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы социальной интеграции инвалидов». М., 2005. — С. 82−88.
  195. JI.H. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых: Метод, пособие. М.: РИО ВОС, 1982. — 75 с.
  196. Силкин J1.H. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению: Метод, пособие. М.: РИО ВОС, 1984. — 84 с.
  197. С.А., Шакенова Э. К. Как общаться со слепоглухими: Учебн. пособие. -М.: РИО ВОС, 1986.-80 с.
  198. С.А., Шакенова Э. К. Слепоглухота: Учебн. пособие. М.: РИО ВОС, 1989.-87 с.
  199. В.К. Психическое здоровье. Актуальность целостного изучения. Механизмы и коррекция восстановленных процессов мозга. Горький, 1982.- С. 35−43.
  200. В.К. Психическое здоровье и пограничные состояния. Психическое здоровье и пограничные состояния. Горький, 1983.- С. 5−12.
  201. А.Б. Психогенные заболевания: Руководство по психиатрии. М.: Медицина, 1983.- С. 342−387.
  202. Современные технологии восстановительной медицины / Под ред. Труханова А. И. М.: Медика, 2004. — 288 с.
  203. Л.И., Семенов Л. А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: Учебн.-метод. пособие. М.: Издательство ВОС, 1989. — 79 с.
  204. Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях // Специальная психология. 2005. — № 1 (3). -С. 5−20.
  205. Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики // Специальная психология. 2006. — № 2 (8).-С. 4−25.
  206. В.М. Психологические аспекты эстетического воспитания лиц с дефектами зрения: Сб. статей: Эстетическое воспитание лиц с глубокими нарушениями зрения. М: РИО ВОС, 1989. — С. 6−10.
  207. В.М., Кокоренко В. Л. Практикум по специальной психологии: Учеб.-метод. пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2003. — 122 с.
  208. В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. JI.M. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2004. — 216 с.
  209. Социальная реабилитация / Под общ. ред. Л. А. Матвеева. М.: РИО ВОС, 1985.-123 с.
  210. Социокультурная реабилитация инвалидов: Метод, рекомендации / Под общ. ред. В. И. Ломакина и др. М.: М-во труда соц. развития РФ, 2002. — 144 с.
  211. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. М.: Изд-во «Академия», 2005. -464 с.
  212. Справочник по курортологии и курортотерапии / Под ред. проф. Ю. Е. Данилова, проф. П. Г. Царфиса. М.: Медицина, 1973. — 648 с.
  213. Е.М., Каменков К. А., Щебетаха В. Я. Специфика формирования индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2003. — № 1. — С. 12−15.
  214. А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения. Горький, 1975.260 с.
  215. В.В. Перечень документов по организации работы лечебно-профилактического учреждения. М.: МЦЭФР, 2002. — 656 с.
  216. Э.М., Феоктистова В. А. Ориентировка в пространстве инвалидов по зрению: Метод, рекомендации / Под науч. ред. проф. А. Г. Литвака. М., 1991. -28 с.
  217. А.И., Смольянников А. В., Саркисов Д. С. О начальном периоде болезни //Архив патологии. 1980.- т.42.- № 4.- С. 3−12.
  218. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975.- 205 с.
  219. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981.-231 с.
  220. Х.С. Роль лечебной физкультуры как метода поддерживающей терапии в общем комплексе санаторно-курортного лечения: Матер, науч. конф. «Физиопрофилактика и физиотерапия в условиях жаркого климата». Ташкент, 1987.-С. 67−71.
  221. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 2001.-560с.
  222. Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. М.: Советский спорт, 2004. — 108 с.
  223. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М.: Медицина, 1986. — 384 с.
  224. В.И., Калашникова З. С., Гарасева Т. С. Профилактика неблагоприятного влияния гипокинезии, монотонии у инвалидов по зрению на предприятиях ВОС: Метод, пособие. М.: РИО ВОС, 1986. — 63 с.
  225. Н.А. Психические заболевания: клиника, лечение, профилактика. М.: КРОНН-ПРЕСС, 1997. — 256 с.
  226. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978.-400 с.
  227. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. 2-е изд. — М.: Медицина, 1987.-304 с.
  228. Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Бюллетень Министерства труда Российской Федерации. 1995. — № 9.
  229. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» от 20 июля 1995 г.- 45 с.
  230. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов» от 11 апреля 2003 года.-12 с.
  231. А.П. Эффективность лечения больных неврозами и ее клинико-психологические критерии // Проблемы медицинской психологии. JI.: Медицина, 1976.- С. 299−301.
  232. .М. Эмоции и сердечная деятельность. М.: Медицина, 1977.- 215 с.
  233. В.А. Участие незрячей интеллигенции в общественно-трудовой деятельности: Матер, конф. «Незрячие работники интеллектуального труда на службе общества. М., 1982. — С. 7−11.
  234. Физическая реабилитация: Учебник / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. -Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 602 с.
  235. .С. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях. Л.: ВМА, 1982.- 61 с.
  236. .С. Оценка психического здоровья при диспансеризации трудоспособного населения: Матер, науч.-практ. конф. «Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии».- Л., 1986.- С. 17−22.
  237. .С., Павлов В. А., Ященко Ю. В. и др. Результаты массового психопрофилактического обследования с использованием ЭВМ в соединении // Воен.-мед. журн,-1991.- № 6.- С. 60−62.
  238. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие.2-е изд. М.: «Дашков и К», 2003. — 340 с.
  239. Хорошавина Ольга Владимировна. Клинико-эпидемиологическая характеристика состояния лиц, уволенных из вооруженных лиц по поводу психических расстройств. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. СПб, 2004.-18 с.
  240. С.А. Результаты комплексного лечения детей школьного возраста с хроническими заболеваниями глаз в условиях крайнего севера // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2004. — № 5. -С. 34.
  241. С.А. Работа с лицами со сниженной адаптацией: Методическое пособие. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1990. — 50 с.
  242. А.С. Проведение индивидуальных бесед психокоррекционного характера. -М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1990. 19 с.
  243. Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.: Изд-во МГУ, 1985.-327 с.
  244. Н.Л. Социальная реабилитация личности инвалида: Сб. статей: Реабилитация и мы. Иркутск, 2002. — С. 17−39.
  245. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. / Под ред. А. Н. Беловой, О. Н. Щепетовой. М.: Антидор, 2002. — 440 с.
  246. А.В. Слепота и что за нею .М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1998. 152 с.
  247. А.В. Понять и помочь: Практ. рук-во по реабилитации незрячих. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2004. — 171 с.
  248. В.И., Лытаев С. А. Физиология психической деятельности человека: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: Деан, 1999. — 28 с.
  249. Д., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. М.: Медицина, 1985. -224 с.
  250. И.М. Совершенствование управления системой социальной реабилитации: Учеб. пособие. М.: РИО ВОС, 1985. — 72 с.
  251. В.Б. Психотерапия соматических больных с учетом особенностей личности // Врачебное дело. 1991. — № 1.- С. 93−95.
  252. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. -СПб.: Питер, 2004.-316 с.
  253. Ярская-Смирнова Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 83−90.
  254. Р.С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. -М.:ВЛАДОС, 2003.-224 с.
  255. Alexander F. Psychosomatic Medicine: Its Principles and Application. New York, Konald, 1953.-286 p.
  256. Alluisi E.A., Fleishman E.A. Stress and performance effectiveness. Hillsdale, NJ, Erlbaum, Human Performance and Productivity Series, 1982. — Vol.3.
  257. Amiel R. La rehabilitation dans le monde // Readaptation. 1994. — № 409. — P. 3537.
  258. Anderson G.K. Paper free flight surgeon’s office.//Aviat. Space and Environ. Med. -1988. — V.59.- № 7.-P. 664−666.
  259. Appelezweig M.N. Psychological stress and related concepts, a bibliography. New London, Connecticut college, 1957.
  260. Atkinson R.L., Atkinson R.C., Smith E., Hilgart E.R. Introduction to Psychology. Yarcourt Brace Yovanovich Int. Ed., 1978. 744 p.
  261. Beck A.T. Depression: Clinical, Experimental and Theoretical Aspects. N.Y., 1967.
  262. Bleiberg J. Psychological and neuropsuchological factors in stroke management // Stroke rehabilitation / Ed. by Kaplan P., Cerullo L. Boston, 1986. — P. 197−232
  263. Bourne P.G. Psychological aspects of combat // Psychological aspects of stress. -Springfield, 1970.-P. 70−85.
  264. Cullen J.H., Ryan G.M. Occupational factors and healht: a review of current issues.-Dudlin, Irish Foundation for Human Development, 1981.
  265. Davidson J.R. The physiology of meditation and mystical ststes of consciousness // Perspectives in Biology and Medicine. 1976. — № 5. — P.345−379.
  266. Dodds A.G. Psychological factors in rehabilitation // The World Blind. 1993. — № 10.-P. 29−35.
  267. Druce M. A., Borg B. Psychosozial Occupational Therapy: Frames of Reference for Intervention. Thorofare: Slack, 1993. — 450 p.
  268. Elliot G.R., Eisdorfer С., ed. Stress and Human health: analysis of implications of Research. New York, Springer, 1982.
  269. Fletcher B.C., Payne R.L., Stress R.L. Stress at work: a review and theoretical framework. Part 1 // Personnel review.- 1980.- N 9.- P. 19−29.
  270. Finlayson V. Neuropsychological assessment and treatment of stroke patients // Stroke.- 1990.-V. 21.-№ 9.-Suppl. 11.-P. 14−15.
  271. Foucault M. Mental illness and psychology.- 1976.- 90 p.
  272. Friedman M.J., Schnurr P.P., McDonagh-Coyle A. Post-traumatic stress disorder in the military veteran // Psychiatr. Clin. North. Am. 1994. — Vol. 17, № 2. — P. 265 277.
  273. Hoiberg A., Blood C. Age specific morbidity amond Navy pilots.// Aviat. Space and Environ. Med.- 1983. — V 54.- № 10.- P. 902−918.
  274. Kadan A.R., Levi L. Health and environment-psychosocial stimuli: a review // Society, stress and disease: childhood and adolescence.- London, New York, and Toronto, Oxford University Press, 1975.- Vol. 2.- P. 241−260.
  275. Keith R. A. Functional assessment measures in medical rehabilitation: Current status // Arch. Phys. Med. Rehab. 1984. — V. 65. — № 2. — P. 74−78.
  276. Lawrence W.G. et al. Psychical and psychological stress at work. Dublin, The European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 1982.
  277. Lindberd D.A.B. Medical informetics // JAMA.- 1986.- V.256. № 15.- P. 120−212.
  278. Melvin J. L. Pehabilitation in the year 2000 // Amer. J. Phys. Med. Rehab. 1988. -V. 67.-№ 5.-P. 197−201.
  279. J. Т., Wilson C. R. Rehabilitation for employment. The rehabilitation centre of the Association for the physically disabled at Bridgetown, Athlone, CP // S. Afr. med. J. 1989. — V. 75. — № 5. — P. 222−226.
  280. Michael S.T., Langner T.S. Social modility and psychiatric symptoms // Dis. Nerv. Syst.- 1963.- V 24.- № 4. p. 128−132.31 l. Naveau P.P. Prescrire la climatotherapie // Press. Therm. Clim. 1993. — V. 130. — № l.-P. 56−59.
  281. Palmer S., Conn L., Siebens A.A. et al. Psychosocial services in rehabilitation medicine: An interdisciplinary approach //Arch. Phys. Vtd. Rehab. 1985. — V. 66 -№ 10.-P. 690−692.
  282. Plunncett R.J. Gordon J.E. Epidemiology of mental illness. Monograph 6. New York: Basels Book, 1960.
  283. Shields J. Heredity and environment. A textbook of human psychology /
  284. Ed.H.J.Eysenk, G.D.Wilson.- Baltimore, 1976.- 51 lp. 315. Strauss P.V. Carpenter W. Schizophrenia. New York, London, 1981.
  285. Wannenwetsch E. Pravention und Rehabilitation im Kurort // Therapiewoche. 1987. -B. 37. -H. 35.-S. 3250−325.
  286. Whitton R.C. Medical Discqualification in USAF pilots and navigators // Aviat. Space and Environ. Med.- 1984.- V.55.- № 4. P. 332−336.
Заполнить форму текущей работой