Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор выражает искреннюю признательность и благодарность за помощь в работе научному сотруднику факультета психологии МГУ Ариной Галинв Александровне, научному руководителю доктору психологических наук Николаевой Валентине Васильевне, ведущему научному сотруднику инфекционного отделения института Педиатрии Российской АМН доктору медицинских наук Дороховой Наталье Федоровне, профессору Клиники… Читать ещё >

Содержание

  • Часть 1. Теоретическое обоснование проблемы
  • Глава 1. Психологический онтогенез телесности
    • 1. 1. Феноменология телесного опыта
    • 1. 2. Онтогенез телесности, психосоматическое развитие ребенка
      • 1. 2. 1. Телесность в контексте теорий детского развития
  • Психоаналитические теории развития
  • Теории социального научения
  • Эмпирические модели социализации ребенка
    • 1. 2. 2. Психологический симбиоз матери и ребенка как фактор, влияющий на нормальное развитие ребенка
    • 1. 2. 3. Особенности эмоционального опыта ребенка в процессе социализации
    • 1. 3. Формирование психосоматической патологии
  • Нарушение процесса формирования привязанности в раннем возрасте
  • Психосоматика младенчества
  • Влияние воспитания и родительского поведения на формирование соматических симптомов
  • Факторы, влияющие на взаимодействия между матерью и ребенком ' '

Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена исследованию эмоционального и телесного опыта ребенка на модели психосоматической патологии (психосоматическое развитие детей с бронхиальной астмой).

Актуальность исследования. В последние десятилетия многие традиционные взрослые соматические заболевания все чаще диагностируются в детском возрасте. Особую группу среди них составляют расстройства, в патогенезе которых большую роль играют эмоциональные сЬакторы. Тенденция к увеличению заболеваемости, раннее начало заболевания, утяжеление течения, инвалидизация и 'социальная дезадаптация вследствие заболевания — все это превращает проблему детских психосоматических расстройств в медико — социальную проблему, требующую междисциплинарного подхода.

В последние годы появилось достаточно много медицинских и психологических работ, направленных на изучение психологических факторов, лежащих в основе или влияющих на течение тех или иных заболеваний. Однако, психосоматические расстройства в детском возрасте еще недостаточно изучены.

Психологический фактор участвует не только в патогенезе заболевания, но изменяет всю социальную ситуацию развития ребенка. Ситуация болезни изменяет образ жизни и самосознание человека, что может приводить к формированию аномальных и эгоцентрических установок, защитных и компенсаторных личностных образований, которые усугубляют течение заболевания и препятствуют эффективному лечению.

В последнее время многие исследователи признают, что большинство соматических симптомов ребенка вызваны аффективными или личностными нарушениями, во многом обусловленными их отношениями в семье. Поэтому в психологической помощи и коррекции нуждается не только больной ребенок, но и вся семья в целом.

Таким образом, разработка целостного подхода к изучению психологических факторов детских психосоматических расстройств и разработка психокоррекционного подхода является важной задачей клиникопсихологического исследования.

Научная актуальность данной темы определяется тем, что в детском возрасте закладываются основы психической регуляции телесности человека, происходит становление психосоматических отношений как взаимных влияний физиологических и психических (эмоциональных) процессов. Характер детско-родительских отношений (особенно с матерью) во многом определяет будущие способности ребенка регулировать сзое поведение, свои телесные функции и проявления. Особенности взаимодействия между матерью и ребенком в детском возрасте (хроническая недостаточность привязанности, сильная симбиотическая связь, гиперопека или недостаток внимания) могут стать источником возникновения психологически обусловленных соматических симптомов у детей. Изучение диады «мать — хронически больной ребенок» позволяет наиболее ярко увидеть процесс взаимодействия матери и ребенка, роль матери в ходе социализации ребенка в особых условиях развития — при хронической соматической патологии.

Теоретико — методологической основой данного исследования являются основные положения развиваемого в последние годы на факультете психологии культурно — исторического подхода к изучению онтогенеза телесности (Арина Г. А., 1991; Николаева В. В., 1987, 1993; Ти.

• щенко П.Д., 1991; Тхостов А. Ш., 1991). Онтогенез телесности рассматривается как развитие природных функций в форме общественно — детерминированных действий (Тищенко П.Д., 1991) и как часть процесса социализации в целом. Гпавный вектор развития телесности совпадает с центральной линией развития всех психических функций: телесность, встраиваясь в общий ход психического развития, как необходимое условие и инструмент, обретает знаково — символический характер, «культурную» форму.

В данной работе вводится понятие «психосоматическое развитие ребенка», которое описывает процесс становления и развития особого класса явлений — психосоматических феноменов как результат овладения ребенком своим собственным телом, своими психосоматическими функциями, своими способами телесного и эмоционального реагирования на психотравмирующую и/или кризисную ситуацию. Первоначальный этап социализации телесности осуществляется в ходе взаимодействия с близ-" кими взрослыми и тесно связан с эмоциональным опытом ребенка, который во многом определяет его дальнейшее психосоматическое развитие и благополучие.

Понятие «эмоциональный опыт ребенка» включает: эмоциональное реагирование ребенка на разных возрастных этапах, становление способов эмоциональной регуляции, а также способность ребенка правильно оперировать эмоциональными переживаниями (различать, называть и описывать свои собственные эмоции и переживания других людей). Эмоциональный опыт ребенка формируется в семье в процессе непосредственного общения.

Предметом исследования является содержание и возрастная динамика эмоционального и телесного опыта ребенка в норме и при бронхиальной астме.

Объектом исследования стали диады «мать — ребенок с бронхиальной астмой» и «матьздоровый ребенок». Возраст детей 6−9 лет.

Цель работы — изучение эмоционального и телесного опыта ребенка и психологических факторов, определяющих его нормальное и аномальное психосоматическое развитие.

Общая гипотеза исследования-.

Содержание и возрастные особенности эмоционального опыта ребенка обуславливают его нормальное или аномальное психосоматическое развитие.

Общая гипотеза исследования конкретизируется в следующих эмпирических гипотезах:

1. Эмоциональный опыт ребенка с бронхиальной астмой по своему содержанию и структурным характеристикам отличается от эмоционального опыта здоровых детей.

2. Эмоциональный опыт ребенка — астматика отражает особенности взаимодействия между матерью и ребенком в процессе социализации.

3. Взаимодействия между матерью и ребенком имеют ряд особенностей, которые являются фактором аномального и нормального психосоматического развития ребенка.

4. Искажения в эмоциональном и телесном опыте матери могут приводить к формированию психосоматических нарушений у ребенка.

Задачи работы: анализ основных теоретических представлений и экспериментальных исследований, посвященных психологическому онтогенезу телесностиисследование эмоционального опыта детей в норме и при психосоматических нарушенияхописание феноменов психосоматического развития здоровых детей и детей с бронхиальной астмойизучение роли эмоционального опыта детей в процессе нормального или аномального психосоматического развитияизучение особенностей взаимодействия в диаде «мать — ребенок», влияющих на эмоциональный опыт детей и их психосоматическое развитиеразработка психодиагностического комплекса и психологических рекомендаций по психокоррекции для детей астматиков и их семей.

• Экспериментальная часть работы выполнялась на базе инфекционного, аллергического и пульмонологического отделений института Педиатрии Российской АМН и отделения респираторной патологии Клиники Детских болезней ММА им. И.№. Сеченова в 1993;1995 годах.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

В данной работе:

Впервые в отечественной психологии дано определение понятия «психосоматическое развитие», под которым понимается процесс становления и развития особого класса явлений — психосоматических феноменов как результат овладения ребенком своим собственным телом, своими психосоматическими функциями, своими способами реагирования на психотравмирующую или кризисную ситуацию. Показано, что социализация телесности осуществляется в ходе взаимодействия с близкими взрослыми и тесно связана с эмоциональным опытом ребенка.

Впервые описаны основные факторы, определяющие психосоматическое развитие здорового ребенка и ребенка с бронхиальной астмой (эмоциональный опыт ребенка, особенности взаимодействия между матерью и ребенком, возрастные закономерности и.

АР).

Показано, что такие особенности эмоционального опыта, как эмоциональные способы реагирования на стресс, соотношение негативных и позитивных переживаний, включенность телесного опыта в эмоциональные переживания во многом определяют нормальное или аномальное психосоматическое развитие.

Описаны основные феномены психосоматического развития ребенка — астматика 6−9 лет, отличающие его от здорового ребенка: задержка в формировании саморегуляции телесных навыковширокий арсенал и ригидность телесных стереотипов реагирования в стрессовых ситуацияхнасыщенность эмоционального опыта негативными переживаниями и дефицит положительных эмоцийтрудности в понимании собственных переживаний, и в особенности, сложных чувств, отражающих характер взаимоотношений с другими людьми (вина, обида, стыд и др.) — большая открытость и зависимость от эмоциональных проявлений близких взрослых.

Показана роль матери в симптомообразовании психосоматических нарушений у детей: искажения в эмоциональном и телесном опыте матери, особенности взаимодействия между ней и ребенком могут приводить к отклонениям в психосоматическом развитии ребенка.

Показано, что при симбиотическом характере материнского отношения к ребенку возникают условия для определенного типа задержки психосоматического развития, при которой недостаточность эмоциональных способов взаимодействия сочетается с преобладанием телесных способов коммуникации.

Разработан методический комплекс, позволяющий описать особенности психосоматического развития ребенка, роль эмоционального опыта и характера взаимодействия в диаде «матьребенок» .

Полученные результаты расширяют научные представления о факторах, влияющих на становление телесности, важны для понимания психологических закономерностей развития личности ребенка в ситуации болезни.

Практическое значение работы.

Созданный психодиагностический комплекс позволяет обнаружить психологические и социальные факторы возникновения и утяжеления клинических проявлений заболевания, выделить в здоровой детской популяции группы риска психосоматических расстройств, построить индивидуальную программу психологической помощи ребенку и семье.

Результаты исследования использовались в диагностической и пси-хокоррекционной работе психосоматического отдела Комплекса социальной помощи детям и подросткам Юго-Западного округа (Москва), в Институте Педиатрии РАМН (Москва). В настоящее время результаты работы используются в диагностической и психокоррекционной работе в детском отделении ТКБ № 7 (Москва).

Положения, выносимые на защиту:

1. Онтогенез телесности ребенка, становление психосоматических отношений как взаимных влияний физиологических и психических процессов в организме неразрывно связаны с развитием и становлением эмоциональных процессов в ходе взаимодействия между матерью и ребенком. Характер и содержание материнско — детских отношений являются источником развития телесности ребенка.

2. Содержание эмоционального опыта ребенка — астматика 6−9 лет отличается противоречивостью переживаний, преобладанием негативных эмоций, трудностью в понимании собственных чувств и открытостью к чувствам других, большой включенностью телесного опыта в структуру эмоциональных переживаний.

3. Содержание и характер эмоционального опыта ребенка с бронхиальной астмой определяется содержанием взаимоотношений в диаде «мать — ребенок» .

4. Искажения в эмоциональном и телесном опыте матери могут быть фактором, который приводит к нарушениям психосоматического развития у ребенка.

Автор выражает искреннюю признательность и благодарность за помощь в работе научному сотруднику факультета психологии МГУ Ариной Галинв Александровне, научному руководителю доктору психологических наук Николаевой Валентине Васильевне, ведущему научному сотруднику инфекционного отделения института Педиатрии Российской АМН доктору медицинских наук Дороховой Наталье Федоровне, профессору Клиники детских болезней ММА им. И. М. Сеченова Геппе Наталье Анатольевне, а также всем сотрудникам инфекционного, аллергического и пульмонологического отделений института Педиатрии Российской АМН и отделения респираторной патологии Клиники Детских болезней ММА им. И. М. Сеченова. Особая благодарность — всем мальчикам и девочкам, их мамам, которые согласились участвовать в исследовании.

Выводы:

1. Онтогенез телесности ребенка, процесс становления психосоматических отношений как взаимных влияний физиологических и психических процессов в организме неразрывно связаны с развитием и становлением эмоциональных процессов в ходе взаимодействия между матерью и ребенком. Характер и содержание материнско — детских отношений являются источником развития телесности ребенка.

2. Эмоциональный и телесный опыт детей с бронхиальной астмой отличаются от эмоционального и телесного опыта детей без хронической соматической патологии:

• анамнез ребенка с БА чаще отягощен осложнениями во время беременности и родов, предрасположенностью к психосоматическим заболеваниям (в семье есть взрослые психосоматические больные);

• в раннем развитии ребенка — астматика преобладали негативные переживания, связанные с эмоциональным неблагополучием и психотравмирующими ситуациями;

• у астматиков несколько замедленно формирование навыков телесной самостоятельности, которые до 8−9 лет носят коммуникативный характер, заменяя собой развитие эмоционального взаимодействия;

• для большинства астматиков характерны такие эмоциональноличностные особенности (выраженная тревожность, невротич-ность, переживание стресса, сензитивность, инфантильность), которые не позволяют им адекватно реагировать на возникающие трудности и конфликты, самостоятельно справляться с проблемами без помощи других;

• содержание эмоционального опыта ребенка — астматика отличается противоречивостью и сложностью переживаний, преобладанием негативных эмоций, которые самими детьми отрицаются, трудностью в понимании собственных чувств и открытостью к чувствам других, большой включенностью телесного опыта в структуру эмоциональных переживаний;

• глубокая противоречивость и конфликтность базовой системы самооценок и самоотношения у детей с БА во многом обусловлена сложившимися детско — материнскими взаимоотношениями и взаимодействиями;

• болезнь ребенка включена в эмоциональный опыт ребенка и во многом определяет его отношение к себе.

3. Собственный эмоциональный и телесный опыт матерей основной группы отличается от эмоционального и телесного опыта мам контрольной группы:

• у матерей основной группы часто выражена личностная тревожность, внутренняя конфликтность, неспособность к конструктивному решению фрустрирующих ситуаций;

• для них характерно сдерживание негативных чувств при социально — желательных вербальных проявлениях, преобладание в эмоциональной жизни чувства вины, недифференцированность и спутанность основных эмоций, сочетание противоречивых эмоций в отношении значимых понятий;

• связанность телесных и эмоциональных проявлений, сильное эмоциональное реагирование на проблемную ситуацию при слабой активности.

• болезнь ребенка всегда сопряжена со страхами и переживаниями, они начинают переживать и беспокоиться;

• телесный опыт матери ребенка — астматика во многом обусловлен ее собственным ранним опытом, эти мамы часто проецируют на себя и ребенка симптомы, имеющиеся у собственной матери;

• собственные телесные проявления матерей основной группы часто наполнены негативными эмоциями и переживаниями.

4. Особенности взаимодействия между матерью и ребенком могут приводить к отклонениям в психосоматическом развитии:

• Основным содержанием взаимодействия между матерью и ребенком — астматиком являются его телесные проявления, с помощью которых ребенку удается привлечь внимание матери к собственным проблемам, желаниям, потребностям;

• При симбиотическом характере материнского отношения к ребенку возникают условия для определенного типа задержки психосоматического развития, при которой недостаточность эмоциональных способов воздействия сочетается с преобладанием телесных способов коммуникации;

• Эмоциональное реагирование ребенка на ситуацию болезни — обуслошюномагериноким отношением к ребенку, ее представлениями о здоровье — болезни и собственным телесным опытом.

5. Способы вербального и невербального выражения эмоций и эмоциональных состояний вырабатывается у ребенка в процессе взаимодействия с матерью и отражают ее собственные способы эмоционального реагирования.

6. Искажения в эмоциональном и телесном опыте матери могут стать причиной задержки или отклонения в психосоматическом развитии ребенка.

7. Апробированный комплекс психодиагностических методик может быть использован для описания особенностей психосоматического разбития ребенка м особенностей взаимодействия между матерью и роебенком, для выявления основных «мишеней» психологического воздействия в каждом конкретном случае.

8. Психологическая помощь должна оказываться не только детям с бронхиальной астмой, но и их родителям. Основная задача — научить родителей понимать эмоциональные проявления ребенка.

Заключение

.

В данной работе была предпринята попытка исследовать основные факторы, определяющие нормальное и аномальное психосоматическое развитие ребенка, то есть приводящее к психосоматической патологии. В качестве модели психосоматической патологии рассматривалось психосоматическое развитие ребенка с бронхиальной астмой.

Было показано, что эмоциональный опыт ребенка является условием его психосоматического развития. Преобладание негативных переживаний в эмоциональном опыте ребенка в раннем детстве, различные нарушения в эмоциональной сфере и недостаточная сформированность эмоциональных регуляторов поведения могут приводить к искажению нормального психосоматического развития ребенка, формированию психосоматической патологии.

Были описаны основные феномены психосоматического развития ребенка — астматика, отличающие его от ребенка без хронической соматической патологии, показаны особенности взаимодействия между матерью и ребенком в процессе социализации телесных функций.

На основе анализа эмпирических данных (из литературы и собственных) были выделены основные факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка, показана симптомообразующая роль матери в процессе формирования психосоматических нарушений у детей. Данные факторы важны для понимания психологических закономерностей развития личности ребенка в ситуации болезни.

Полученные результаты расширяют научные (общепсихологические) представления о факторах, влияющих на становление телесности. Кроме этого, данные, полученные в ходе проведенного исследования могут быть использованы в рамкам клинической психологии при работе с детьми, страдающими психосоматическими нарушениями.

Предлагаемые блоки методик могут быть использованы для психодиагностических целей:

• выявление личностных и социальных факторов, связанных с условиями возникновения заболевания и его динамикой,.

• оценка эмоционально — личностных особенностей ребенка и его реакции на болезнь (ВКБ),.

• анализ детско — родительских отношений и их роль в проявлении симптома бронхоспазма.

Кроме этого, полученные данные позволяют разработать наиболее эффективные и действенные стратегии и тактики психологической помощи детям — астматикам. Для эффективного лечения детей с бронхиальной астмой необходима и показана психологическая помощь больным детям в форме психокоррекции или психотерапии. Однако, в случае, когда болен ребенок, основная психологическая работа должна вестись с родителями ребенка. Нам представляется, что наиболее адекватной тактикой психологической помощи было бы вначале проводить работу отдельно с ребенком и матерью, а затем — совместная работа психолога, матери и ребенка. В Приложении № 13 более подробно описаны «основные мишени «психологического воздействия и предлагаются неко-торыз методы работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. Пер. с англ. М., 1995
  2. К. Аффективное развитие. // Одаренные дети. Пер. с англ. М., 1991
  3. Д., Пезешкиан X. Позитивная психотерапия в психосоматике. Чебоксары, 1993
  4. Н.И. Ранний этап в развитии личности. // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982
  5. Н.И., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991
  6. М.В. Семья и болезнь. Структура, функции и динамика семьи. Болезнь в семье и роль семейного врача. М., 1994
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии. Пер. с нем. М., 1993
  8. Ю.Е. '/ндивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993
  9. М. Психология счастья. Пер. с англ. М., 1990
  10. Г. А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: междисциплинаоные исследования. М., 1991, с.45−54
  11. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968
  12. АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1990
  13. О. В. Кто он этот малыш? Психическая жизнь младенца. // Популярная психология для родителей. М., 1988, с.59−71
  14. Г., Корнголд Е. Между небом и землей. Справочник по китайской медицине. М., 1997
  15. И. И. Аллергическая патология детского возраста на современном этапе. II Советская педиатрия. М., 1986, с. 163−190
  16. И.И. Терапия БА у детей. // Педиатрия, № 4, 1993
  17. Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев, С-Птб., 1993
  18. БассинФ.В. Проблема бессознательного. М., 1968
  19. Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни. // сб. Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972
  20. В. И. Психология здоровья. М., С-Птб., 1994
  21. Ф.Б. Некоторые механизмы интрапсихической адаптации и психосоматические отношения. // сб. Бессознательное: природа, функции и методы исследования. Тбилиси,'т.2, 1978
  22. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Минск, 1992
  23. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. С-Птб., 1994
  24. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986
  25. A.A., Столин В. В., Соколова В. Г. и др. Семья в психологической консультации. // Опыт и проблемы психологического консультирования, 1989
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968
  27. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990
  28. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990
  29. М.И. В кабинете детского психиатра. Киев, 1990
  30. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988
  31. М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М., 1967
  32. А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1985
  33. ВасилюкФ.Е. Психология переживания. М., 1984
  34. А.М., Соловьева А. Д., Колосова O.A. Вегетососудистая дисто-ния. М., Медицина, 1981
  35. ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976
  36. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. // Психология эмоций. Тексты. М., 1984
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990
  38. Д.В. Разговор с родителями. Пер. с англ. М., 1995
  39. Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982
  40. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. // Собр. соч. т. 5 М., 1983
  41. Л.С. Собрание сочинений. т. З М., 1983
  42. A.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993
  43. П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978
  44. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. М., 1977
  45. В.И. К проблеме этиопатогенеза, клиники, психопрофилактики и лечения психосоматических состояний у детей и подростков. //Психиатрические аспекты педиатрии. Л., 1985, с. 62−68
  46. В.И. Нервные дети. Л., 1990
  47. В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себя, истинное достоинство и здоровье. Санкт-Петербург., 1994
  48. М.Э. Бронхиальная астма. Пер. с англ. М., 1984
  49. Л.Я. Психолргия эмоциональных отношений. М., 1987
  50. К. Чрезмерный плач младенцев и взаимодействие матери и младенца. // Службы психического здоровья в раннем психическом развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
  51. Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Л., 1981
  52. H.H., Крылова A.A. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989
  53. Ю.А. О предрасположенности к психосоматическим заболеваниям у детей. // Неврозы у детей и подростков. Тезисы докладов. М., 1986, с.51−53
  54. Я. И. Клинико-патогенетические особенности БА у детей, перенесших перинатальную патологию ЦНС. Автореферат дис. док. мед. наук. М., 1989
  55. Н.Ю. Психовегетативный синдром у детей с БА. Автореферат дис. канд. мед. наук. М., 1989
  56. A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971
  57. A.B. Условия и движущие причины психического развития ребенка. // в кн. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978
  58. A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. // Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985
  59. A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. // Вопросы психологии, № 6, 1974
  60. В. Б. Специфичность психовегетативного эффекта в аспекте психосоматической и кортико-висцеральной концепций. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 117−126
  61. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986
  62. А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988
  63. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982
  64. А. И. Эмоциональный мир дошкольника. // Популярная психология для родителей. Под ред. A.A. Бодалева. М., 1988, с.92−99
  65. .В. Патопсихология. М., 1986
  66. И.А. Личностно-ориентированная психотерапия детей, страдающих бронхиальной астмой. // Неврозы у детей и подростков. М&bdquo- 1986, с.62−64
  67. А.Н. Роль семьи в реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. // Медико-психологические аспекты брака и семьи. Харьков, 1985
  68. Е.В. Психогенные факторы в течении атопического дерматита у детей. Автореферат дис. канд. псих, наук, 1992
  69. H.A. Психоневрологические нарушения у детей с БА. // Вопросы охраны материнства и детства. 1989, т.34, № 5, с.57−60
  70. Н.Д. Сравнительное изучение личности детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой. Автореферат дис. канд. мед. наук. Л.,. 1981
  71. К. Эмоции человека. М., 1980
  72. Д.Н. Медико-психологический аспект психосоматических заболеваний и ВКБ в детском возрасте. // Психиатрические аспекты в педиатрии. Л., 1985
  73. Д.Н. Психология больного ребенка. Лекции. С-Птб., 1993
  74. Д.Н. Психология больного ребенка в семье. // Как выраститьздорового оебенка. Под ое, ц. В. П. Алферова. Л., 1991, с.258−264
  75. Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984
  76. М.М. Психологическая модель ожидаемых результатов лечения и ее значение для психотерапии и реабилитации. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т.2
  77. М.М., Яичко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983
  78. В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматического заболевания у детей. // Неврозы у детей и подростков. М., 1986
  79. В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесловия). // Н.Пезешкиан. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993, с.319−329
  80. В.Е. Соматизация неврозов у детей. // Психиатрические аспекты педиатрии. Л., 1985, с.52−57
  81. Л.Д. Контейнирование тревоги как терапевтический прием в работе с родителями детей с тяжелой органической патологией. // Мать, дитя, клиницист. М., 1994, с.74−91
  82. .Д. Медицинская психология. Л., 1982
  83. .Д., Простомолов В. Ф. Невротические расстройства внутренних органов. Кишинев, 1988
  84. А.В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л., 1980
  85. Н.Б. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка (Как быть плохой матерью). // Гештальт-93. Сборник материалов Московского Гештальт Института за 1993 г. М., 1994, с.95−98
  86. В. В. Медико-психологический аспект лечения соматически больного ребенка. // Вопросы психотерапии. Тезисы докладов. М., 1977, с.36−40
  87. В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979
  88. С.В. Психология семейных отношений. М., 1987
  89. В.П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков. // Тр. Ленингр. НИ психоневрологического института. Л., 1983, т. 103, с. 13−17
  90. Г. В. Фатальна ли шизофрения у потомства больных родителей. // Школа здоровья, № 2,1995, с.32−40
  91. М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я не-Я. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 70−80
  92. М.Р. (Colucci M.R.) Кратковременное вмешательство в систему «родители-ребенок». // Мать, дитя, клиницист. М., 1994, с.91−101
  93. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988
  94. Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. // Психологический журнал, т.6, № 3, 1985
  95. И.С. Психологические предпосылки и последствия переживания фрустрации в норме и при психосоматическом заболевании. Автореферат канд. психол. наук. М., 1991
  96. И.С., Ротенберг B.C. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств. //Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 136−144
  97. З.Т. Пограничные нервно психические расстройства прибронхиальной астме. Автореферат дисс. канд. мед. наук. М., 197*1
  98. Р. Алекситимическая личность: психотерапевтический тупик. // Психология аномальных различий. Вильнюс, т.2, с.308−310,1986
  99. С.Ю. Семейная психотерапия больных бронхиальной астмой. // Психогигиена и психопрофилактика. Л., с.76−84, 1983
  100. С.Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекция методом семейной психотерапии. Автореферат дисс. канд. мед. наук. Л., 1985
  101. Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992
  102. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984
  103. М.Е. Из опыта службы семьи в период ожидания ребенка и его раннего возраста. // Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
  104. В.В. Нарушение психологического развития у детей. М&bdquo- 1985
  105. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коооекция. М., 1990
  106. Левеллин-Джонс Д. Каждой женщине. Гинекологическое руководство. Пер. с англ. М., 1994
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  108. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981
  109. Д. Работать с маленькими детьми (поощрять их развитие и решать проблемы). Пер. с англ. М., 1991
  110. ЛитвакМ.Е. Психологическое айкидо. Ростов-на-Дону, 1992
  111. ЛитвакМ.Е. Неврозы. Клиника, профилактика и лечение. Ростов-на-Дону, 1993
  112. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
  113. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982
  114. М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Пер. с англ. Воронеж, 1993
  115. Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981
  116. Матейчик 3. Родители и дети. Пер. с чешского. М., 1992
  117. Мать, дитя, клиницист. Новое в психоаналитической терапии. М., 1994
  118. А. Онтопсихологическая педагогика. Пер. с итал. Херсон, 1993
  119. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
  120. В.В. Психогигиена и вопитание. // Как вырастить здорового ребенка. Под ред. В. П. Алферова, с. 139−146 Л., 1991
  121. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. М&bdquo- 1994
  122. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1988
  123. A. (Nakov А.) Психоаналитический подход к оценке психотических взаимоотношений между родителями и ребенком. // Мать, дитя, клиницист. М., 1994, с. 146−154
  124. Неврозы: экспериментальные и клинические исследоззн'/а Л., 1989
  125. B.B. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987
  126. В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания. Автореферат дисс. док. психол. наук. М., 1992
  127. В. В. О психологической природе алекситимии. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991
  128. В.В., Арина Г. А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету. // Школа здоровья, т.2, с.86−95, 1995
  129. П.А., Обросова Л. П. Влияние социально-психологических факторов на психосоматическое развитие детей. //Клиника, диагностика, лечение нейрогенных соматических заболеваний. Пермь, 1981, с. 157−158
  130. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995
  131. К. Психология влечений человека. М., 1972
  132. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева A.A., Столина B.B. М., 1 987 133. Одаренные дети. М., 1991
  133. Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. Пер. с датского. М&bdquo- 1993
  134. К. Б. Исцеление через осознание. Теомания причина стресса. Пер. спортуг. Ростов, 1991
  135. Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. Пер. с нем. М., 1993
  136. X. Основы позитивной психотерапии. Пер. с нем. Архангельск, 1993
  137. Г. К. и др. Некоторые особенности личности детей с аллергическими респираторными заболеваниями. // Психиатрические аспекты педиатрии. М., 1985
  138. Г. К. Особенности развития детей с бронхиальной астмой. // Неврозы у детей и подростков. М., 1986, с. 149−151
  139. Практикум по патопсихологии. Под ред. Зейгарник, Николаевой, Лебединского. М., 1987
  140. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988, с. 107−114
  141. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989
  142. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1989
  143. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. A.A. Крылова. Л., 1990
  144. А.М., Толстых H.H. Дети без семьи. М., 1990
  145. Проблема постнатального сомато-психического развития. М., 19 741А7. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Под ред. Д. Н. Исаева и В. Е. Когана. С-Птб., 1991 '
  146. Психология. Словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М., 19 9019. Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976
  147. Психосоматическое развитие и норма реакции. М., 1975
  148. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Под ред. Д. Н. Исаева, Б. Е. Мичуртумова. Л., 1990
  149. П. (Pfanner P., Marcheschi M., Masi G.) Интегративная модель нейропсихиатрической реабилитации. // Мать, ребенок, клиницист. М&bdquo- 1994, с. 233−254
  150. Развитие личности ребенка. М., 1987
  151. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред. А. В. Запорожца, Я.3. Неверович. М., 1986
  152. Й., Поппер П. Секреты личности. М., 1983
  153. М. Помощь трудным детям. М., 1987
  154. Раффаэль-Лефф Д. Психотерапия матери и младенца во время беременности. Страхи и фантазии во время беременности и в раннем младенчестве. // Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
  155. Я. Экспериментальная психология эмоций. Пер. с пол. М&bdquo- 1979
  156. P.P. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. Пео. с англ. С-Птб., 199^
  157. В. Е., Бурно М. Е. Учение о бессознательном и клиническая психотерапия: постановка вопроса. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т.2. Тбилиси, 1978
  158. РозенфельдА. Другое мнение. Пер. с англ. М., 1983
  159. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991
  160. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М&bdquo- 1984
  161. B.C. Проблема воспитания в свете психосоматической парадигмы. // Вопросы психологии, № 6, 1989
  162. К. Групповая психотерапия. Пер. с англ. М., 1990
  163. Ю.С. Проблемы психических компенсаторных механизмов и их типологии. // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974
  164. В. П. Эволюционная психиатрия (история души и эволюция безумия). Симферополь, 1993
  165. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992
  166. Г. На уровне целого организма. М., 1972
  167. Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992
  168. Н.Д. Групповая психокоррекция в системе реабилитационных профилактических мероприятий с больными бронхиальной астмой. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1985
  169. Н.Д. Возможности психологической коррекции алексити-мии. // Телесность человека: междисциплинарные исследования, с. 8996. М., 1991
  170. В.Я. О роли соматогэний в клинической динамике истерических состояний. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, № 7, 1971
  171. О.С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. Кишинев, 1991
  172. E.B. Экспериментальная групповая психология. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. С-Птб., 1993
  173. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981
  174. Р., Клинз Д. Семья и как в ней уцелеть. Пер. с англ. М., 1995
  175. Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1973
  176. В.М., Трохачев А. И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций. // Дерябин B.C. Чувства, влечения эмоции, с. 3−27. Л., 1974
  177. СобчикЛ.Н. Методы психологической диагностики. Вып.2. М., 1990
  178. Е.Т. Нарушение эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности. // Семья и формирование личности. М., 1981
  179. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М&bdquo- 1989
  180. A.C. Как быть родителями (о психологии родительской любви). М., 1986
  181. A.C. Профилактика детских неврозов. М., 1988
  182. В.В. Самосознание личности. М., 1983
  183. В.А. Психологические условия развития повышенного артериального давления у подростков. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М&bdquo- 1991
  184. П.Д. Жизнь как феномен культуры. // Биология в познании человека. М., 1989, с.243−253
  185. П.Д. Психика и соматические процессы. // Общественные науки и здравоохранение. М., 1987
  186. П.Д. Психосоматическая проблема (объективный метод и культурологическая интерпритация). // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с.26−36
  187. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М., 1986
  188. А.Ш. Болезнь как семиотическая система. // Вестник МГУ, сер 14. «Психология», № 1, с.3−16, 1993
  189. А.Ш. Интерпритация в структуре ВКБ. Автореферат дисс. док. псих. наук. М., 1991
  190. А.Ш. Семантика телесности и мифология болезни. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991
  191. А.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования). II Вестник МГУ, сер.14. «Психология», № 2−3, 1994
  192. К. Концепция наблюдения за младенцами. Влияние циркулярной депрессии матери на семью и ребенка. // Службы психического здооовья в раннем психическом развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
  193. К. Счастливые родители одаренных детей. // Одаренные дети. Пер. с англ. М., 1991
  194. З.С. Клинико-функциональные и психологические нарушения при БА у детей. Пути их коррекции. Автореферат дисс. докт. мед. наук. М., 1992
  195. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1987
  196. И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1988
  197. Т.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1985
  198. Т.Т. Использование детского рисунка в исследовании внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии, №, 1986
  199. Т.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989
  200. Е.Д. Нейропсихология. М., 1987, с.200−213
  201. Е.Д. Нейропсихология эмоций. М., 1992
  202. К. Конфликты материнства. // Женская психология. С-Птб., 1993, с. 142−148
  203. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993
  204. М.И. Психогимнастика. М., 1992
  205. А. Важность теории привязанности для развития младенца и ребенка. // Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
  206. Н.П. Аллергические заболевания. // Как вырастить здорового ребенка. Под ред. В. П. Алферова. Л., 1991
  207. Н.П. Семейный фактор в патологии школьников. // VI Все-росийский съезд детских врачей. Горький, 1981, с. 110−112
  208. . Тесты для детей. Пер. с англ. Тюмень, 1994
  209. Шер А. Изменения в материнской сепарационной тревоге: аспекты передачи через поколения. II Службы психического здоровья в раннем психическом развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
  210. Т.И., Шингаров Г. Х. Некоторые философские аспекты психосоматической проблемы. // Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972
  211. Д., Фрегер Р. Личность и личностный рост. Пер. с англ. М., 1985
  212. Г. Б. Проблемы этиологии и патогенеза БА и возможности немедикаментозного лечения. // Пульманология, № 2, 1993
  213. Г. Б., Куприянов С. Ю. БА как форма патологической адаптации к микросоциальной среде. // Терапевтический архив, т.57, № 5, с.31−36,1985
  214. Г. Б., Хлопотова Г. П. Бронхиальная астма. М., 1988
  215. ФилососЬия и медицина. Под ред. В. Ф. Сержантова, А. Н. Королькова. Л., 1S86
  216. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. Под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975
  217. Философские проблемы теории адаптации. Под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975
  218. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992
  219. Д. Постнатальная депрессия в сообществе. Влияние семьи и тактика лечения. // Службы психического здоровья в раннем психическом развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
  220. В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ., нем. М., 1990
  221. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1993
  222. Фрейд 3. Я и ОНО. Труды разных лет. кн. 1,2. Тбилиси, 1991
  223. А. Введение в детский психоанализ. Выпуск 1. Пер. с англ. М&bdquo- 1991
  224. А. Психология «Я» и защитные механизмы. Пер. с англ. М., 1993
  225. Г. Страхи здоровых детей. М.,-1981
  226. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990
  227. К. Когнитивный подход к пониманию детской концепции болезни. Пер. с англ. М, 1990
  228. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии, № 4, 1971
  229. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985
  230. А.М. Цветовой тест отношений. // Социально-психологические исследования в психоневрологии. М., 1980, с. 110−114
  231. А.М., Бажин Е. Ф. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Л., 1984
  232. Р., Буш П. Происхождение и устойчивость детских представлений о здоровье, связанных с употреблением лекарств. Пер. с англ.
  233. Abelin L. Some observations and comments on father. // Intern. Journal Psychoanal. V.56, p.293−302, 1975
  234. Alexander F. Psychosomatic medicine. N. Y., 1950
  235. Alexander F., Fresh T.M., Pollak G.H. Psychosomatic specifity. University of Chicago Press, 1968
  236. J.E., Benedek T. (Eds) Parenthood: its psychology and psychopathology. Little Brown. N.Y., 1970
  237. Ammon G. Psychodinamics of unconscions in the case of psychosomatic illness: methodological preconsiderations. // сб. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т.2, с.253−268
  238. Aplay S. A common denoninator in recuvient pains of childhood. // Proc. Roy. Soc. Med. 1958, V.51, p. 1023
  239. Aply J., MacKeith R. The child and his symptoms. Blackwell, Oxford, 1962
  240. Bagby R.M. et al. TAS: Relationship with Personality and psychopathology Measures. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1986, V.45, № 4, p.207−215
  241. Bagby R.M. et al. Construct validity of the TAS. // Psychotherapy. Psychomatic, 1988, V.50, p.29−34
  242. BeckA.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. N.Y., 1976
  243. Block J. et al. Clinicians conceptions of the asthmatogenic mother. // Arch. Genet. Psychiatry, 1966, V.15, p.610
  244. Bohannon E.W. The only child in his family. // Pedaaogical Seminary, 1938, V.5, p.306−310
  245. Brown E.L., Fukunaza S.T., Feiguine R.J. Alexithymic asthmatics: the miscommunication of affective and somatic states. II Psychother and Psychosomatic, 1981, V.36, № 1−4, 0.116−121
  246. Bowlby J. The making and breaking of affectional bonds. Tavistock. London-N.Y., 1986
  247. Burgin L.B. Emotion as an «allergen». // Pediatr. Clin. North Amer., 1959, V.6, p.657
  248. Campos J.J., Barret R.C. et al. Socioemotional development. // Mussen P.H. (ed). Handbook of Child Development, N.Y., 1983
  249. Christie-Seely J. The family as a system. // J. Roy. Soc. Med., 1985, V.78, N. suppl. 8, p.3^i
  250. Community and Family programs for children with asthma. // Annals of allegy, 1981, V.46, № 3
  251. Cogne J.C., Anderson B.J. The «psychosomatic family» reconsidered II: recalling a defective model and looking ahead. // Journal of Marital and Family Therapy. 1989, V. 15, № 2, p. 139−149
  252. Crees T.L. Self management behavioral. Strategies for asthmatics. // Beh. Med., 1980, V.7, p.14
  253. Dekker E. et al. Allergy and neurosis in asthma. // J. Psychosom. Res., 1961, V.5, p.83
  254. Dirks J.F. et al. Alexthymia and psychomaitenance of Bronchial Asthma. // Psychotherapy. Psychosomatic, V.36, p.63−71, 1981
  255. Dunbar F. Psychosomatic Diagnosis. N.Y., 1943
  256. Escalona S., Leitch M. The reactions of infants to ctress: a report on clinical findings. // Psychoan. Study of the Child, 1947, V. 3−4, p. 121−140
  257. Essential papers of object relations and the development of the child, N.Y., 1986
  258. Faleide A.O. et al. Personality structure of asthmatic and normal children assessed the Rorsehach techique in experimental study. // Psychotherapy and Psychomatic., 1988, V. 49, № 1, p.41−46
  259. Falliers C. Treatment of asthma in a residental center. // Annals of Allergy, 1970, V.28, p.513−521
  260. Feiguine R.J. et al. Alexithymic Asthmatics: age and alexithymia across the life span. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1982, V.37, p. 185−187
  261. Field T., Fogel A. Emotion and early interaction. New Jersey., 1982
  262. Field T.M. Early Interactions between Infants and their post-parfum Depressed Mothers. // Infant Behaviorer Development, 1984, № 7, p.517−522
  263. FisherS. Body experience in fantasy and behavior. N.Y., 1970
  264. Frank S.M. Child psychiatric colloboration in asthma treatment: group approach. //Am. J. Asthma Allerg. Ped., 1989, V.2, p. 117−120
  265. Fundamentals of Family Medicine. // Ed. by R. Taylor, 1983
  266. Gauthies G., Fortin C. et al. The mother-child relationship and the development of awtonomy and self-assertion in young (14−30 months) asthmatic children. // J. of Amer. Acad, of Child Psych., 1977, V.16, p.109−131
  267. Gildea M.C. et al. Two approaches to the study of maternal attitudes. // Psychiatric Reseach Reports, 1992
  268. Gillespie D. Let’s listen to the children. // Resp. Dis. Pract., 1989, oct/ nov, V.23
  269. Green M. Vulnerable child syndrome. // Ped. In Rewiew., 1986, V.8, № 3, p. 75−80
  270. Haviland M. G. The relationship between alexithymia and Depress symptom. //Psychotherapy. Psychosomatic, 1988, V.49, p.37−40
  271. Heiberg A.N. Alexitimithymic characteristics and somatic ilness. // Psychotherapy. Psychosomatic. 1980, V.34, p.261−266
  272. Heim E et al. Airway resistance and emotional state in bronchial asthma. // Psychos. Med., 1967, V.19, p.450
  273. Henderson J. The role of the father in separation-individuation. // Bull. Menninger Clinic., 1982, V.46, p.231−254
  274. Horwood L., Fergusson D., Hons B., Shannon F. Social and familial factors in the development of early childhood asthma. // Paediatrics, 1985, V.75, p.859−868
  275. Izzard C.E., Kagan J., Zajohe R.B. Emotions, cognition and behavior., Cambridge University Press, 1984
  276. Jacobs M. et al. Interaction of psychological and biological predisposition factors in allergic disordes. // Psychosomatic Medicine, 1967, V.29, № 6
  277. Kagan S.G., Weiss J.H. Allergic potential and emotional precipitants of asthma in children. // J. Amer. Acad. Child Psychiatry, 1976, V.20, p. 135
  278. Klaus M.H., Kenell J.H. Parent-Infant Bondina, 2-nd edn, St. Louis, C.V. Mosby, 1982
  279. Knapp P.N., Nemehts S.J. Personal variations in bronchial asthma. // Psychosomatic Medicine, 1957, V.19, № 6
  280. Kohut M.D. The analysis of the Self. Internat. Univ. Press., N.Y., 1971
  281. Krystal H. Alexithymia and the effectiveness of psychoanalytic treatment. // Int. J. Psychother., 1983, V.9, p.353−378
  282. Lack B., Kirk M. Childhood asthma: family therapy as an adjunct to routine management. // J. Fam. Ther., 1979, V.1, p.33
  283. Levin H., Sears R.R. Identification with parents as a determinant of doel-play aggression. // Child Development, 1956, V.27, p. 135
  284. Levy D. Maternal Over-Protection. // Modern Trends in Child Psychiatry. Ed. by N. Lewis, N.Y., 1945
  285. Liebman R., Minuchin S. et al. The use of structural family therapy in the treatment of intractable asthma. // American Journal of Psychiatry, 1974, V.131, № 5, p.535−540
  286. Ly Ketsos G.C. et al. Personality characteristics and disthrymic starts in Bronchial asthma. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1984, V.41, p. 177−185
  287. Mahler M., Pine F., Bergman A. The mother’s reaction to her toddler’s drive for individuation. // Antony J.E., Benedek T. (Eds.) Parenthood: its psychology and psychopathology. Little Brown, N.Y., 1970
  288. Mahler M., Pine F., Bergman A. The psychological firth of human infant. Basic Book, N.Y.-, 1975
  289. Matus J. Assessing the nature and clinical significance of psychological contribution to childhood asthma. // American J. of onthopsychiatry., 1981, V.5, № 1,2, p.327−341
  290. Margolis M. The mother-child relationship in Bronchial Asthma. // J. Abnorm. Soc. Psychol., 1961, V.63, p.360
  291. Meijer A. Psychological Factors in Maternal Grand Mother (parents) of asthmatic children. // Child Psychiatry and human development, 1975, V.6, № 1, p. 15−25
  292. Minuchin S. Family and family therapy. Cambridge, 1974
  293. Minuchin S. et al. A conceptual model of psychosomatic illness in children. //Arch. Gen. Psychiatry, 1978a), V. 32, p. 1031−1038
  294. Minuchin S., Rosman B.L., Baker L. Psychosomatic families: Anorexia nevrosa in context. Cambridge, 1978 b)
  295. Mitscerlich A. Society without the father. Jason Aronson. Inc. N.Y., 1973
  296. Moore N. Behaviour therapy in bronchial asthma: a controlled study. // J. Psychos. Res., 1965, V.9, p.257
  297. Morrison et al. Psychometrics of the Sifneos Scale and TAS. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1989, V.51, p.81−90
  298. Mrazek D.A. Asthma: psychiatric considerations, evaluation and management. // Allergy: Principles and Practice. 3-rd Edition., Ed. Middllton E. and et al., St. Louis: C.V. Mosby., 1985, p. 1176−1196
  299. Mrazek D.A. Childhood asthma: two central questions for child psychiatry. // J. Child Psychiat., 1986, V.27, № 1, p. 1−5
  300. Mrazek D. Pediatric hospitalization: understanding the stress from a developmental perspective. // The psychosomatic approach: contemporary practice of Whole-person care. Ed. by M.J. Christie and P.G.Mellett., 1986
  301. Mrazek D., Casey В., Anderson I. Insecure Attachment in Severaly Asthmatic Prechool Children: It is a Risk Factor? // J. Am. Acad. Child. Adol. Psych., 1987, Vol.26, № 4, p.516−520
  302. Mrazek D.A., Klinnert M. Asthma: psychoneuroimmunological considerations, Review of National Jewish Center for Immunology and Respiratory Medicine, Colorado, 1990
  303. Neighbour R.H. The family life-cycle. // J. Roy. Soc. Of Med., 1985, V.78, № 8, p.11−15
  304. Neuspiel D.R., Rush D., Butter N.R. et al. Parental smoking and post-infacy wheezing in children. A prospective cohort study. // Amer. J. Publ. Health, 1989, V.79, № 2, p. 168−171
  305. Ostev S. Recurrent abdominal pain, headachke and limb pains in children and adoleschents. // Pediatrics, 1972, V.50, № 3, p. 129−136
  306. Ottenberg P., Stein M. Psychological determinants in Asthma. // Trans. Acad. Psychosom. Med., 1958, V.69, p. 122
  307. Pollock J.H. The psychosomatic specificity concept. II Бессознательное. Природа, функции, методы исследованиям, 2, Тбилиси, 1978
  308. Quinn С.М. Children and asthma: new approaches, new a understanding. //Ann. Allergy, 1988, V.60, p.283−292
  309. Reddihough D.S., Landau L. et al. Family anxietries in childhood asthma. //Austr. Paediatr., 1977, V.13, p.259
  310. Rees L. The significance of parental attitudes in childhood asthma. // J. Psychosom. Res., 1963, V.7, p. 181
  311. Ribble M. Anxiety in infants and its disorganizing effects. II Modern Trends in Child Psychiatry. Ed. by N.Lewis., N.Y., 19?5
  312. Richards W. et al. A self-help program for childhood asthma in residential treatment center. // Clin. Pediatr., 1981, V.20, p.?53
  313. Rodrigo J. et al. Alexithymia: Reliability and Validity of the spanish version of the TAS. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1S89, V.51, p.162−168
  314. Rutter M. Maternal deprivation. New finting, new concepts, new approach. // Child development, 1979, V.5, № 2
  315. Sameroff A., Emde R.N.(Eds) Relationships and relationship disorders. Basic Book, N.Y., 1989
  316. SatirV. Making contact. California, 1976
  317. Schaffer H.R. The growth of sociability. Penquin Science of Behavior. London, 1971
  318. H.R. (Eds) Studies in mother infant interaction. London., 1977
  319. Shipko S. Alexithymic and somatyation. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1982, V.37, p. 193−201
  320. S.T. «Franz Alexander and Thomas French: Psychoanalysis Integrated and Expanded». // Science and Psychoanalysis. Ed. by J. Masserman., 1964, Vol. VII
  321. Sifneos P. S. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1973, V. 22, p.255−262
  322. Sifneos P.E. The scaling-sifneos Personality Scale Revised. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1986, V.45, p. 161−165
  323. Sperling M. Asthma in children. An evoluation of concepts and therapies. //J. Am. Acad. Child. Psychiatry, 1968, V.7, p.44
  324. Stern D.N. A micro-analysis of mother-infant interaction. // Journal of Amer. Acad, of Child Psychiatry, 1971, V. 10, p.502−517
  325. Stern D.N. The first relationship. Mother and infant. Harvard University Press., Cambridge., 1977
  326. Stern D.N. The interpersonal world of the infant. Basic Book, N.Y., 1985
  327. Stern D.N. The representation of relational patterns: some developmental considerations. // Sameroff A., Emde R.N. (Eds). Relationships and relationship disorders, N.Y., 1989
  328. Stern D.N. Maternal representations: a clinical and subjective phenome-nological view. // Infant Mental Health Journal, 1991, V.12, № 3, p.173−185
  329. Stern D.N., Hofer L., Haff W" Dore J. Affect attumment: the sharing of feeling state between mother and infant means of intermodal dluency. // Jield T.M., Fox N.H. (Eds) Social perception in infants. Basic Book, N.Y., 1985
  330. Stierlin H., Weber G. and other Features of families with Major Affective Disorders. // Family process, 1986, V.25, № 3, p.325−335
  331. Strunk P.C., Mrazek D.A., et al. Physiologic and psychologic characteristics associated with death due to asthma in childhood. // JAMA, 1985, V.754, p. 1193−1198
  332. Tal A., Miklich D.R. Emotionally induced decreases in pulmonary flow rates in asthmatic children. // Psychosom. Med., 1976, V.38, p.190
  333. Taylor J.L., et al Criterion validity of the TAS. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1986, V.50, p.500−509
  334. Taylor J.L. Sleep disturbance and separation problems associated with pediatric asthma. // Am. J. Asthma Allerg. Ped., 1990, V.3, p.117−119
  335. Trad P.V. Infant and childhood depression: develoomental factors. Wiley., N.Y., 1987
  336. Trad P.V. The preschool child: assessment, diaanosis and treatment. Wiley., N.Y., 1989
  337. Thomson P.R.V. Genogram in general practice. // J. Roy. Soc. Med., 1985, V.78, № 8, p.34−39
  338. Warnes H. Aiexithimta, clinical and therapeutic aspects. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1986, V.46, p.99−104
  339. Wikran R. et al. Communication in the family of the asthmatic child. // Act. Psychiatr. Scanc!., 1978, V.37, p. 11
  340. Williams J.S. Aspects of dependence independence conflict in children with asthma. // J. Child Psychol. Psychiatry, 1975, V.16, p. 199
  341. Winnicott D.W. The family and individual development. Tavistock, London, 1965
  342. Winnicott D.W. The maturational processes and the facilitating environment. Studies on theory of emotional development. Hogarth, London., 1965
  343. Winnicott D.W. Deprivation and delinquency. The Winnicott Trust., London., 1984
  344. Winnikot C. The child, the family and the outside world. Athens, 1988
  345. Wisdom S. The role of the father in the mind of parents in psychoanalytic theory and in life of the infant. // Inter. Rev. Psychoanal., 1973, V.3, p.231
Заполнить форму текущей работой