Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой
Автор выражает искреннюю признательность и благодарность за помощь в работе научному сотруднику факультета психологии МГУ Ариной Галинв Александровне, научному руководителю доктору психологических наук Николаевой Валентине Васильевне, ведущему научному сотруднику инфекционного отделения института Педиатрии Российской АМН доктору медицинских наук Дороховой Наталье Федоровне, профессору Клиники… Читать ещё >
Содержание
- Часть 1. Теоретическое обоснование проблемы
- Глава 1. Психологический онтогенез телесности
- 1. 1. Феноменология телесного опыта
- 1. 2. Онтогенез телесности, психосоматическое развитие ребенка
- 1. 2. 1. Телесность в контексте теорий детского развития
- 1. 2. 2. Психологический симбиоз матери и ребенка как фактор, влияющий на нормальное развитие ребенка
- 1. 2. 3. Особенности эмоционального опыта ребенка в процессе социализации
- 1. 3. Формирование психосоматической патологии
Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Настоящая работа посвящена исследованию эмоционального и телесного опыта ребенка на модели психосоматической патологии (психосоматическое развитие детей с бронхиальной астмой).
Актуальность исследования. В последние десятилетия многие традиционные взрослые соматические заболевания все чаще диагностируются в детском возрасте. Особую группу среди них составляют расстройства, в патогенезе которых большую роль играют эмоциональные сЬакторы. Тенденция к увеличению заболеваемости, раннее начало заболевания, утяжеление течения, инвалидизация и 'социальная дезадаптация вследствие заболевания — все это превращает проблему детских психосоматических расстройств в медико — социальную проблему, требующую междисциплинарного подхода.
В последние годы появилось достаточно много медицинских и психологических работ, направленных на изучение психологических факторов, лежащих в основе или влияющих на течение тех или иных заболеваний. Однако, психосоматические расстройства в детском возрасте еще недостаточно изучены.
Психологический фактор участвует не только в патогенезе заболевания, но изменяет всю социальную ситуацию развития ребенка. Ситуация болезни изменяет образ жизни и самосознание человека, что может приводить к формированию аномальных и эгоцентрических установок, защитных и компенсаторных личностных образований, которые усугубляют течение заболевания и препятствуют эффективному лечению.
В последнее время многие исследователи признают, что большинство соматических симптомов ребенка вызваны аффективными или личностными нарушениями, во многом обусловленными их отношениями в семье. Поэтому в психологической помощи и коррекции нуждается не только больной ребенок, но и вся семья в целом.
Таким образом, разработка целостного подхода к изучению психологических факторов детских психосоматических расстройств и разработка психокоррекционного подхода является важной задачей клиникопсихологического исследования.
Научная актуальность данной темы определяется тем, что в детском возрасте закладываются основы психической регуляции телесности человека, происходит становление психосоматических отношений как взаимных влияний физиологических и психических (эмоциональных) процессов. Характер детско-родительских отношений (особенно с матерью) во многом определяет будущие способности ребенка регулировать сзое поведение, свои телесные функции и проявления. Особенности взаимодействия между матерью и ребенком в детском возрасте (хроническая недостаточность привязанности, сильная симбиотическая связь, гиперопека или недостаток внимания) могут стать источником возникновения психологически обусловленных соматических симптомов у детей. Изучение диады «мать — хронически больной ребенок» позволяет наиболее ярко увидеть процесс взаимодействия матери и ребенка, роль матери в ходе социализации ребенка в особых условиях развития — при хронической соматической патологии.
Теоретико — методологической основой данного исследования являются основные положения развиваемого в последние годы на факультете психологии культурно — исторического подхода к изучению онтогенеза телесности (Арина Г. А., 1991; Николаева В. В., 1987, 1993; Ти.
• щенко П.Д., 1991; Тхостов А. Ш., 1991). Онтогенез телесности рассматривается как развитие природных функций в форме общественно — детерминированных действий (Тищенко П.Д., 1991) и как часть процесса социализации в целом. Гпавный вектор развития телесности совпадает с центральной линией развития всех психических функций: телесность, встраиваясь в общий ход психического развития, как необходимое условие и инструмент, обретает знаково — символический характер, «культурную» форму.
В данной работе вводится понятие «психосоматическое развитие ребенка», которое описывает процесс становления и развития особого класса явлений — психосоматических феноменов как результат овладения ребенком своим собственным телом, своими психосоматическими функциями, своими способами телесного и эмоционального реагирования на психотравмирующую и/или кризисную ситуацию. Первоначальный этап социализации телесности осуществляется в ходе взаимодействия с близ-" кими взрослыми и тесно связан с эмоциональным опытом ребенка, который во многом определяет его дальнейшее психосоматическое развитие и благополучие.
Понятие «эмоциональный опыт ребенка» включает: эмоциональное реагирование ребенка на разных возрастных этапах, становление способов эмоциональной регуляции, а также способность ребенка правильно оперировать эмоциональными переживаниями (различать, называть и описывать свои собственные эмоции и переживания других людей). Эмоциональный опыт ребенка формируется в семье в процессе непосредственного общения.
Предметом исследования является содержание и возрастная динамика эмоционального и телесного опыта ребенка в норме и при бронхиальной астме.
Объектом исследования стали диады «мать — ребенок с бронхиальной астмой» и «матьздоровый ребенок». Возраст детей 6−9 лет.
Цель работы — изучение эмоционального и телесного опыта ребенка и психологических факторов, определяющих его нормальное и аномальное психосоматическое развитие.
Общая гипотеза исследования-.
Содержание и возрастные особенности эмоционального опыта ребенка обуславливают его нормальное или аномальное психосоматическое развитие.
Общая гипотеза исследования конкретизируется в следующих эмпирических гипотезах:
1. Эмоциональный опыт ребенка с бронхиальной астмой по своему содержанию и структурным характеристикам отличается от эмоционального опыта здоровых детей.
2. Эмоциональный опыт ребенка — астматика отражает особенности взаимодействия между матерью и ребенком в процессе социализации.
3. Взаимодействия между матерью и ребенком имеют ряд особенностей, которые являются фактором аномального и нормального психосоматического развития ребенка.
4. Искажения в эмоциональном и телесном опыте матери могут приводить к формированию психосоматических нарушений у ребенка.
Задачи работы: анализ основных теоретических представлений и экспериментальных исследований, посвященных психологическому онтогенезу телесностиисследование эмоционального опыта детей в норме и при психосоматических нарушенияхописание феноменов психосоматического развития здоровых детей и детей с бронхиальной астмойизучение роли эмоционального опыта детей в процессе нормального или аномального психосоматического развитияизучение особенностей взаимодействия в диаде «мать — ребенок», влияющих на эмоциональный опыт детей и их психосоматическое развитиеразработка психодиагностического комплекса и психологических рекомендаций по психокоррекции для детей астматиков и их семей.
• Экспериментальная часть работы выполнялась на базе инфекционного, аллергического и пульмонологического отделений института Педиатрии Российской АМН и отделения респираторной патологии Клиники Детских болезней ММА им. И.№. Сеченова в 1993;1995 годах.
Научная новизна и теоретическая значимость работы.
В данной работе:
Впервые в отечественной психологии дано определение понятия «психосоматическое развитие», под которым понимается процесс становления и развития особого класса явлений — психосоматических феноменов как результат овладения ребенком своим собственным телом, своими психосоматическими функциями, своими способами реагирования на психотравмирующую или кризисную ситуацию. Показано, что социализация телесности осуществляется в ходе взаимодействия с близкими взрослыми и тесно связана с эмоциональным опытом ребенка.
Впервые описаны основные факторы, определяющие психосоматическое развитие здорового ребенка и ребенка с бронхиальной астмой (эмоциональный опыт ребенка, особенности взаимодействия между матерью и ребенком, возрастные закономерности и.
АР).
Показано, что такие особенности эмоционального опыта, как эмоциональные способы реагирования на стресс, соотношение негативных и позитивных переживаний, включенность телесного опыта в эмоциональные переживания во многом определяют нормальное или аномальное психосоматическое развитие.
Описаны основные феномены психосоматического развития ребенка — астматика 6−9 лет, отличающие его от здорового ребенка: задержка в формировании саморегуляции телесных навыковширокий арсенал и ригидность телесных стереотипов реагирования в стрессовых ситуацияхнасыщенность эмоционального опыта негативными переживаниями и дефицит положительных эмоцийтрудности в понимании собственных переживаний, и в особенности, сложных чувств, отражающих характер взаимоотношений с другими людьми (вина, обида, стыд и др.) — большая открытость и зависимость от эмоциональных проявлений близких взрослых.
Показана роль матери в симптомообразовании психосоматических нарушений у детей: искажения в эмоциональном и телесном опыте матери, особенности взаимодействия между ней и ребенком могут приводить к отклонениям в психосоматическом развитии ребенка.
Показано, что при симбиотическом характере материнского отношения к ребенку возникают условия для определенного типа задержки психосоматического развития, при которой недостаточность эмоциональных способов взаимодействия сочетается с преобладанием телесных способов коммуникации.
Разработан методический комплекс, позволяющий описать особенности психосоматического развития ребенка, роль эмоционального опыта и характера взаимодействия в диаде «матьребенок» .
Полученные результаты расширяют научные представления о факторах, влияющих на становление телесности, важны для понимания психологических закономерностей развития личности ребенка в ситуации болезни.
Практическое значение работы.
Созданный психодиагностический комплекс позволяет обнаружить психологические и социальные факторы возникновения и утяжеления клинических проявлений заболевания, выделить в здоровой детской популяции группы риска психосоматических расстройств, построить индивидуальную программу психологической помощи ребенку и семье.
Результаты исследования использовались в диагностической и пси-хокоррекционной работе психосоматического отдела Комплекса социальной помощи детям и подросткам Юго-Западного округа (Москва), в Институте Педиатрии РАМН (Москва). В настоящее время результаты работы используются в диагностической и психокоррекционной работе в детском отделении ТКБ № 7 (Москва).
Положения, выносимые на защиту:
1. Онтогенез телесности ребенка, становление психосоматических отношений как взаимных влияний физиологических и психических процессов в организме неразрывно связаны с развитием и становлением эмоциональных процессов в ходе взаимодействия между матерью и ребенком. Характер и содержание материнско — детских отношений являются источником развития телесности ребенка.
2. Содержание эмоционального опыта ребенка — астматика 6−9 лет отличается противоречивостью переживаний, преобладанием негативных эмоций, трудностью в понимании собственных чувств и открытостью к чувствам других, большой включенностью телесного опыта в структуру эмоциональных переживаний.
3. Содержание и характер эмоционального опыта ребенка с бронхиальной астмой определяется содержанием взаимоотношений в диаде «мать — ребенок» .
4. Искажения в эмоциональном и телесном опыте матери могут быть фактором, который приводит к нарушениям психосоматического развития у ребенка.
Автор выражает искреннюю признательность и благодарность за помощь в работе научному сотруднику факультета психологии МГУ Ариной Галинв Александровне, научному руководителю доктору психологических наук Николаевой Валентине Васильевне, ведущему научному сотруднику инфекционного отделения института Педиатрии Российской АМН доктору медицинских наук Дороховой Наталье Федоровне, профессору Клиники детских болезней ММА им. И. М. Сеченова Геппе Наталье Анатольевне, а также всем сотрудникам инфекционного, аллергического и пульмонологического отделений института Педиатрии Российской АМН и отделения респираторной патологии Клиники Детских болезней ММА им. И. М. Сеченова. Особая благодарность — всем мальчикам и девочкам, их мамам, которые согласились участвовать в исследовании.
Выводы:
1. Онтогенез телесности ребенка, процесс становления психосоматических отношений как взаимных влияний физиологических и психических процессов в организме неразрывно связаны с развитием и становлением эмоциональных процессов в ходе взаимодействия между матерью и ребенком. Характер и содержание материнско — детских отношений являются источником развития телесности ребенка.
2. Эмоциональный и телесный опыт детей с бронхиальной астмой отличаются от эмоционального и телесного опыта детей без хронической соматической патологии:
• анамнез ребенка с БА чаще отягощен осложнениями во время беременности и родов, предрасположенностью к психосоматическим заболеваниям (в семье есть взрослые психосоматические больные);
• в раннем развитии ребенка — астматика преобладали негативные переживания, связанные с эмоциональным неблагополучием и психотравмирующими ситуациями;
• у астматиков несколько замедленно формирование навыков телесной самостоятельности, которые до 8−9 лет носят коммуникативный характер, заменяя собой развитие эмоционального взаимодействия;
• для большинства астматиков характерны такие эмоциональноличностные особенности (выраженная тревожность, невротич-ность, переживание стресса, сензитивность, инфантильность), которые не позволяют им адекватно реагировать на возникающие трудности и конфликты, самостоятельно справляться с проблемами без помощи других;
• содержание эмоционального опыта ребенка — астматика отличается противоречивостью и сложностью переживаний, преобладанием негативных эмоций, которые самими детьми отрицаются, трудностью в понимании собственных чувств и открытостью к чувствам других, большой включенностью телесного опыта в структуру эмоциональных переживаний;
• глубокая противоречивость и конфликтность базовой системы самооценок и самоотношения у детей с БА во многом обусловлена сложившимися детско — материнскими взаимоотношениями и взаимодействиями;
• болезнь ребенка включена в эмоциональный опыт ребенка и во многом определяет его отношение к себе.
3. Собственный эмоциональный и телесный опыт матерей основной группы отличается от эмоционального и телесного опыта мам контрольной группы:
• у матерей основной группы часто выражена личностная тревожность, внутренняя конфликтность, неспособность к конструктивному решению фрустрирующих ситуаций;
• для них характерно сдерживание негативных чувств при социально — желательных вербальных проявлениях, преобладание в эмоциональной жизни чувства вины, недифференцированность и спутанность основных эмоций, сочетание противоречивых эмоций в отношении значимых понятий;
• связанность телесных и эмоциональных проявлений, сильное эмоциональное реагирование на проблемную ситуацию при слабой активности.
• болезнь ребенка всегда сопряжена со страхами и переживаниями, они начинают переживать и беспокоиться;
• телесный опыт матери ребенка — астматика во многом обусловлен ее собственным ранним опытом, эти мамы часто проецируют на себя и ребенка симптомы, имеющиеся у собственной матери;
• собственные телесные проявления матерей основной группы часто наполнены негативными эмоциями и переживаниями.
4. Особенности взаимодействия между матерью и ребенком могут приводить к отклонениям в психосоматическом развитии:
• Основным содержанием взаимодействия между матерью и ребенком — астматиком являются его телесные проявления, с помощью которых ребенку удается привлечь внимание матери к собственным проблемам, желаниям, потребностям;
• При симбиотическом характере материнского отношения к ребенку возникают условия для определенного типа задержки психосоматического развития, при которой недостаточность эмоциональных способов воздействия сочетается с преобладанием телесных способов коммуникации;
• Эмоциональное реагирование ребенка на ситуацию болезни — обуслошюномагериноким отношением к ребенку, ее представлениями о здоровье — болезни и собственным телесным опытом.
5. Способы вербального и невербального выражения эмоций и эмоциональных состояний вырабатывается у ребенка в процессе взаимодействия с матерью и отражают ее собственные способы эмоционального реагирования.
6. Искажения в эмоциональном и телесном опыте матери могут стать причиной задержки или отклонения в психосоматическом развитии ребенка.
7. Апробированный комплекс психодиагностических методик может быть использован для описания особенностей психосоматического разбития ребенка м особенностей взаимодействия между матерью и роебенком, для выявления основных «мишеней» психологического воздействия в каждом конкретном случае.
8. Психологическая помощь должна оказываться не только детям с бронхиальной астмой, но и их родителям. Основная задача — научить родителей понимать эмоциональные проявления ребенка.
Заключение
.
В данной работе была предпринята попытка исследовать основные факторы, определяющие нормальное и аномальное психосоматическое развитие ребенка, то есть приводящее к психосоматической патологии. В качестве модели психосоматической патологии рассматривалось психосоматическое развитие ребенка с бронхиальной астмой.
Было показано, что эмоциональный опыт ребенка является условием его психосоматического развития. Преобладание негативных переживаний в эмоциональном опыте ребенка в раннем детстве, различные нарушения в эмоциональной сфере и недостаточная сформированность эмоциональных регуляторов поведения могут приводить к искажению нормального психосоматического развития ребенка, формированию психосоматической патологии.
Были описаны основные феномены психосоматического развития ребенка — астматика, отличающие его от ребенка без хронической соматической патологии, показаны особенности взаимодействия между матерью и ребенком в процессе социализации телесных функций.
На основе анализа эмпирических данных (из литературы и собственных) были выделены основные факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка, показана симптомообразующая роль матери в процессе формирования психосоматических нарушений у детей. Данные факторы важны для понимания психологических закономерностей развития личности ребенка в ситуации болезни.
Полученные результаты расширяют научные (общепсихологические) представления о факторах, влияющих на становление телесности. Кроме этого, данные, полученные в ходе проведенного исследования могут быть использованы в рамкам клинической психологии при работе с детьми, страдающими психосоматическими нарушениями.
Предлагаемые блоки методик могут быть использованы для психодиагностических целей:
• выявление личностных и социальных факторов, связанных с условиями возникновения заболевания и его динамикой,.
• оценка эмоционально — личностных особенностей ребенка и его реакции на болезнь (ВКБ),.
• анализ детско — родительских отношений и их роль в проявлении симптома бронхоспазма.
Кроме этого, полученные данные позволяют разработать наиболее эффективные и действенные стратегии и тактики психологической помощи детям — астматикам. Для эффективного лечения детей с бронхиальной астмой необходима и показана психологическая помощь больным детям в форме психокоррекции или психотерапии. Однако, в случае, когда болен ребенок, основная психологическая работа должна вестись с родителями ребенка. Нам представляется, что наиболее адекватной тактикой психологической помощи было бы вначале проводить работу отдельно с ребенком и матерью, а затем — совместная работа психолога, матери и ребенка. В Приложении № 13 более подробно описаны «основные мишени «психологического воздействия и предлагаются неко-торыз методы работы.
Список литературы
- Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. Пер. с англ. М., 1995
- Абраме К. Аффективное развитие. // Одаренные дети. Пер. с англ. М., 1991
- Авдеев Д., Пезешкиан X. Позитивная психотерапия в психосоматике. Чебоксары, 1993
- Авдеева Н.И. Ранний этап в развитии личности. // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982
- Авдеева Н.И., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991
- Авксентьева М.В. Семья и болезнь. Структура, функции и динамика семьи. Болезнь в семье и роль семейного врача. М., 1994
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Пер. с нем. М., 1993
- Алешина Ю.Е. '/ндивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993
- Аргайл М. Психология счастья. Пер. с англ. М., 1990
- Арина Г. А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: междисциплинаоные исследования. М., 1991, с.45−54
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968
- АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1990
- Баженова О. В. Кто он этот малыш? Психическая жизнь младенца. // Популярная психология для родителей. М., 1988, с.59−71
- Байнфилд Г., Корнголд Е. Между небом и землей. Справочник по китайской медицине. М., 1997
- Балаболкин И. И. Аллергическая патология детского возраста на современном этапе. II Советская педиатрия. М., 1986, с. 163−190
- Балаболкин И.И. Терапия БА у детей. // Педиатрия, № 4, 1993
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев, С-Птб., 1993
- БассинФ.В. Проблема бессознательного. М., 1968
- Бассин Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни. // сб. Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972
- Белов В. И. Психология здоровья. М., С-Птб., 1994
- Березин Ф.Б. Некоторые механизмы интрапсихической адаптации и психосоматические отношения. // сб. Бессознательное: природа, функции и методы исследования. Тбилиси,'т.2, 1978
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Минск, 1992
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. С-Птб., 1994
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986
- Бодалев A.A., Столин В. В., Соколова В. Г. и др. Семья в психологической консультации. // Опыт и проблемы психологического консультирования, 1989
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990
- Бурменская Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990
- Буянов М.И. В кабинете детского психиатра. Киев, 1990
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988
- Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М., 1967
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1985
- ВасилюкФ.Е. Психология переживания. М., 1984
- Вейн А.М., Соловьева А. Д., Колосова O.A. Вегетососудистая дисто-ния. М., Медицина, 1981
- ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. // Психология эмоций. Тексты. М., 1984
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990
- Винникотт Д.В. Разговор с родителями. Пер. с англ. М., 1995
- Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. // Собр. соч. т. 5 М., 1983
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. т. З М., 1983
- Выготский A.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. М., 1977
- Гарбузов В.И. К проблеме этиопатогенеза, клиники, психопрофилактики и лечения психосоматических состояний у детей и подростков. //Психиатрические аспекты педиатрии. Л., 1985, с. 62−68
- Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1990
- Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себя, истинное достоинство и здоровье. Санкт-Петербург., 1994
- Гершвин М.Э. Бронхиальная астма. Пер. с англ. М., 1984
- Гозман Л.Я. Психолргия эмоциональных отношений. М., 1987
- Грив К. Чрезмерный плач младенцев и взаимодействие матери и младенца. // Службы психического здоровья в раннем психическом развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
- Губачев Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Л., 1981
- Данилова H.H., Крылова A.A. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989
- Ефимов Ю.А. О предрасположенности к психосоматическим заболеваниям у детей. // Неврозы у детей и подростков. Тезисы докладов. М., 1986, с.51−53
- Жаков Я. И. Клинико-патогенетические особенности БА у детей, перенесших перинатальную патологию ЦНС. Автореферат дис. док. мед. наук. М., 1989
- Жбанкова Н.Ю. Психовегетативный синдром у детей с БА. Автореферат дис. канд. мед. наук. М., 1989
- Запорожец A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971
- Запорожец A.B. Условия и движущие причины психического развития ребенка. // в кн. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978
- Запорожец A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. // Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985
- Запорожец A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. // Вопросы психологии, № 6, 1974
- Захаржевский В. Б. Специфичность психовегетативного эффекта в аспекте психосоматической и кортико-висцеральной концепций. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 117−126
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982
- Захаров А. И. Эмоциональный мир дошкольника. // Популярная психология для родителей. Под ред. A.A. Бодалева. М., 1988, с.92−99
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986
- Зильберман И.А. Личностно-ориентированная психотерапия детей, страдающих бронхиальной астмой. // Неврозы у детей и подростков. М&bdquo- 1986, с.62−64
- Зосимов А.Н. Роль семьи в реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. // Медико-психологические аспекты брака и семьи. Харьков, 1985
- Иванова Е.В. Психогенные факторы в течении атопического дерматита у детей. Автореферат дис. канд. псих, наук, 1992
- Иванова H.A. Психоневрологические нарушения у детей с БА. // Вопросы охраны материнства и детства. 1989, т.34, № 5, с.57−60
- Игнатьева Н.Д. Сравнительное изучение личности детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой. Автореферат дис. канд. мед. наук. Л.,. 1981
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980
- Исаев Д.Н. Медико-психологический аспект психосоматических заболеваний и ВКБ в детском возрасте. // Психиатрические аспекты в педиатрии. Л., 1985
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. Лекции. С-Птб., 1993
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка в семье. // Как выраститьздорового оебенка. Под ое, ц. В. П. Алферова. Л., 1991, с.258−264
- Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984
- Кабанов М.М. Психологическая модель ожидаемых результатов лечения и ее значение для психотерапии и реабилитации. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т.2
- Кабанов М.М., Яичко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983
- Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматического заболевания у детей. // Неврозы у детей и подростков. М., 1986
- Каган В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесловия). // Н.Пезешкиан. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993, с.319−329
- Каган В.Е. Соматизация неврозов у детей. // Психиатрические аспекты педиатрии. Л., 1985, с.52−57
- Кагно Л.Д. Контейнирование тревоги как терапевтический прием в работе с родителями детей с тяжелой органической патологией. // Мать, дитя, клиницист. М., 1994, с.74−91
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982
- Карвасарский Б.Д., Простомолов В. Ф. Невротические расстройства внутренних органов. Кишинев, 1988
- Квасенко А.В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л., 1980
- Кедрова Н.Б. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка (Как быть плохой матерью). // Гештальт-93. Сборник материалов Московского Гештальт Института за 1993 г. М., 1994, с.95−98
- Ковалев В. В. Медико-психологический аспект лечения соматически больного ребенка. // Вопросы психотерапии. Тезисы докладов. М., 1977, с.36−40
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987
- Козлов В.П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков. // Тр. Ленингр. НИ психоневрологического института. Л., 1983, т. 103, с. 13−17
- Козловская Г. В. Фатальна ли шизофрения у потомства больных родителей. // Школа здоровья, № 2,1995, с.32−40
- Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я не-Я. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 70−80
- Колюси М.Р. (Colucci M.R.) Кратковременное вмешательство в систему «родители-ребенок». // Мать, дитя, клиницист. М., 1994, с.91−101
- Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988
- Конончук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. // Психологический журнал, т.6, № 3, 1985
- Коростелева И.С. Психологические предпосылки и последствия переживания фрустрации в норме и при психосоматическом заболевании. Автореферат канд. психол. наук. М., 1991
- Коростелева И.С., Ротенберг B.C. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств. //Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 136−144
- Костюнина З.Т. Пограничные нервно психические расстройства прибронхиальной астме. Автореферат дисс. канд. мед. наук. М., 197*1
- Кочюнас Р. Алекситимическая личность: психотерапевтический тупик. // Психология аномальных различий. Вильнюс, т.2, с.308−310,1986
- Куприянов С.Ю. Семейная психотерапия больных бронхиальной астмой. // Психогигиена и психопрофилактика. Л., с.76−84, 1983
- Куприянов С.Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекция методом семейной психотерапии. Автореферат дисс. канд. мед. наук. Л., 1985
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992
- Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984
- Ланцбург М.Е. Из опыта службы семьи в период ожидания ребенка и его раннего возраста. // Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
- Лебединский В.В. Нарушение психологического развития у детей. М&bdquo- 1985
- Лебединский В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коооекция. М., 1990
- Левеллин-Джонс Д. Каждой женщине. Гинекологическое руководство. Пер. с англ. М., 1994
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми (поощрять их развитие и решать проблемы). Пер. с англ. М., 1991
- ЛитвакМ.Е. Психологическое айкидо. Ростов-на-Дону, 1992
- ЛитвакМ.Е. Неврозы. Клиника, профилактика и лечение. Ростов-на-Дону, 1993
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982
- Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Пер. с англ. Воронеж, 1993
- Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981
- Матейчик 3. Родители и дети. Пер. с чешского. М., 1992
- Мать, дитя, клиницист. Новое в психоаналитической терапии. М., 1994
- Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. Пер. с итал. Херсон, 1993
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
- Михайлов В.В. Психогигиена и вопитание. // Как вырастить здорового ребенка. Под ред. В. П. Алферова, с. 139−146 Л., 1991
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. М&bdquo- 1994
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1988
- Наков A. (Nakov А.) Психоаналитический подход к оценке психотических взаимоотношений между родителями и ребенком. // Мать, дитя, клиницист. М., 1994, с. 146−154
- Неврозы: экспериментальные и клинические исследоззн'/а Л., 1989
- Николаева B.B. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987
- Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания. Автореферат дисс. док. психол. наук. М., 1992
- Николаева В. В. О психологической природе алекситимии. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991
- Николаева В.В., Арина Г. А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету. // Школа здоровья, т.2, с.86−95, 1995
- Николаева П.А., Обросова Л. П. Влияние социально-психологических факторов на психосоматическое развитие детей. //Клиника, диагностика, лечение нейрогенных соматических заболеваний. Пермь, 1981, с. 157−158
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995
- Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972
- Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева A.A., Столина B.B. М., 1 987 133. Одаренные дети. М., 1991
- Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. Пер. с датского. М&bdquo- 1993
- Пачеко К. Б. Исцеление через осознание. Теомания причина стресса. Пер. спортуг. Ростов, 1991
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. Пер. с нем. М., 1993
- Пезешкиан X. Основы позитивной психотерапии. Пер. с нем. Архангельск, 1993
- Поппе Г. К. и др. Некоторые особенности личности детей с аллергическими респираторными заболеваниями. // Психиатрические аспекты педиатрии. М., 1985
- Поппе Г. К. Особенности развития детей с бронхиальной астмой. // Неврозы у детей и подростков. М., 1986, с. 149−151
- Практикум по патопсихологии. Под ред. Зейгарник, Николаевой, Лебединского. М., 1987
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988, с. 107−114
- Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1989
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. A.A. Крылова. Л., 1990
- Прихожан А.М., Толстых H.H. Дети без семьи. М., 1990
- Проблема постнатального сомато-психического развития. М., 19 741А7. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Под ред. Д. Н. Исаева и В. Е. Когана. С-Птб., 1991 '
- Психология. Словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М., 19 9019. Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976
- Психосоматическое развитие и норма реакции. М., 1975
- Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Под ред. Д. Н. Исаева, Б. Е. Мичуртумова. Л., 1990
- Пфаннер П. (Pfanner P., Marcheschi M., Masi G.) Интегративная модель нейропсихиатрической реабилитации. // Мать, ребенок, клиницист. М&bdquo- 1994, с. 233−254
- Развитие личности ребенка. М., 1987
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред. А. В. Запорожца, Я.3. Неверович. М., 1986
- Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. М., 1983
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987
- Раффаэль-Лефф Д. Психотерапия матери и младенца во время беременности. Страхи и фантазии во время беременности и в раннем младенчестве. // Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Пер. с пол. М&bdquo- 1979
- Ричардсон P.P. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. Пео. с англ. С-Птб., 199^
- Рожнов В. Е., Бурно М. Е. Учение о бессознательном и клиническая психотерапия: постановка вопроса. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т.2. Тбилиси, 1978
- РозенфельдА. Другое мнение. Пер. с англ. М., 1983
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М&bdquo- 1984
- Ротенберг B.C. Проблема воспитания в свете психосоматической парадигмы. // Вопросы психологии, № 6, 1989
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Пер. с англ. М., 1990
- Савенко Ю.С. Проблемы психических компенсаторных механизмов и их типологии. // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974
- Самохвалов В. П. Эволюционная психиатрия (история души и эволюция безумия). Симферополь, 1993
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992
- Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972
- Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992
- Семенова Н.Д. Групповая психокоррекция в системе реабилитационных профилактических мероприятий с больными бронхиальной астмой. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1985
- Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алексити-мии. // Телесность человека: междисциплинарные исследования, с. 8996. М., 1991
- Семке В.Я. О роли соматогэний в клинической динамике истерических состояний. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, № 7, 1971
- Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. Кишинев, 1991
- Сидоренко E.B. Экспериментальная групповая психология. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. С-Птб., 1993
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981
- Скиннер Р., Клинз Д. Семья и как в ней уцелеть. Пер. с англ. М., 1995
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1973
- Смирнов В.М., Трохачев А. И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций. // Дерябин B.C. Чувства, влечения эмоции, с. 3−27. Л., 1974
- СобчикЛ.Н. Методы психологической диагностики. Вып.2. М., 1990
- Соколова Е.Т. Нарушение эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности. // Семья и формирование личности. М., 1981
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М&bdquo- 1989
- Спиваковская A.C. Как быть родителями (о психологии родительской любви). М., 1986
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. М., 1988
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983
- Суслова В.А. Психологические условия развития повышенного артериального давления у подростков. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М&bdquo- 1991
- Тищенко П.Д. Жизнь как феномен культуры. // Биология в познании человека. М., 1989, с.243−253
- Тищенко П.Д. Психика и соматические процессы. // Общественные науки и здравоохранение. М., 1987
- Тищенко П.Д. Психосоматическая проблема (объективный метод и культурологическая интерпритация). // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с.26−36
- Тополянский В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М., 1986
- Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система. // Вестник МГУ, сер 14. «Психология», № 1, с.3−16, 1993
- Тхостов А.Ш. Интерпритация в структуре ВКБ. Автореферат дисс. док. псих. наук. М., 1991
- Тхостов А.Ш. Семантика телесности и мифология болезни. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991
- Тхостов А.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования). II Вестник МГУ, сер.14. «Психология», № 2−3, 1994
- Тьютере К. Концепция наблюдения за младенцами. Влияние циркулярной депрессии матери на семью и ребенка. // Службы психического здооовья в раннем психическом развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
- Текекс К. Счастливые родители одаренных детей. // Одаренные дети. Пер. с англ. М., 1991
- Умарова З.С. Клинико-функциональные и психологические нарушения при БА у детей. Пути их коррекции. Автореферат дисс. докт. мед. наук. М., 1992
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1987
- Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1988
- Хоментаускас Т.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1985
- Хоментаускас Т.Т. Использование детского рисунка в исследовании внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии, №, 1986
- Хоментаускас Т.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987, с.200−213
- Хомская Е.Д. Нейропсихология эмоций. М., 1992
- Хорни К. Конфликты материнства. // Женская психология. С-Птб., 1993, с. 142−148
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1992
- Чорнески А. Важность теории привязанности для развития младенца и ребенка. // Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
- Шабалов Н.П. Аллергические заболевания. // Как вырастить здорового ребенка. Под ред. В. П. Алферова. Л., 1991
- Шабалов Н.П. Семейный фактор в патологии школьников. // VI Все-росийский съезд детских врачей. Горький, 1981, с. 110−112
- Шелби Б. Тесты для детей. Пер. с англ. Тюмень, 1994
- Шер А. Изменения в материнской сепарационной тревоге: аспекты передачи через поколения. II Службы психического здоровья в раннем психическом развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
- Царегородцев Т.И., Шингаров Г. Х. Некоторые философские аспекты психосоматической проблемы. // Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972
- Федиман Д., Фрегер Р. Личность и личностный рост. Пер. с англ. М., 1985
- Федосеев Г. Б. Проблемы этиологии и патогенеза БА и возможности немедикаментозного лечения. // Пульманология, № 2, 1993
- Федосеев Г. Б., Куприянов С. Ю. БА как форма патологической адаптации к микросоциальной среде. // Терапевтический архив, т.57, № 5, с.31−36,1985
- Федосеев Г. Б., Хлопотова Г. П. Бронхиальная астма. М., 1988
- ФилососЬия и медицина. Под ред. В. Ф. Сержантова, А. Н. Королькова. Л., 1S86
- Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. Под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975
- Философские проблемы теории адаптации. Под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992
- Фореман Д. Постнатальная депрессия в сообществе. Влияние семьи и тактика лечения. // Службы психического здоровья в раннем психическом развитии ребенка. Тезисы докладов. М., 1995
- Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ., нем. М., 1990
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1993
- Фрейд 3. Я и ОНО. Труды разных лет. кн. 1,2. Тбилиси, 1991
- Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Выпуск 1. Пер. с англ. М&bdquo- 1991
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. Пер. с англ. М., 1993
- Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М.,-1981
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990
- Эйзер К. Когнитивный подход к пониманию детской концепции болезни. Пер. с англ. М, 1990
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии, № 4, 1971
- Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985
- Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. // Социально-психологические исследования в психоневрологии. М., 1980, с. 110−114
- Эткинд А.М., Бажин Е. Ф. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Л., 1984
- Янотти Р., Буш П. Происхождение и устойчивость детских представлений о здоровье, связанных с употреблением лекарств. Пер. с англ.
- Abelin L. Some observations and comments on father. // Intern. Journal Psychoanal. V.56, p.293−302, 1975
- Alexander F. Psychosomatic medicine. N. Y., 1950
- Alexander F., Fresh T.M., Pollak G.H. Psychosomatic specifity. University of Chicago Press, 1968
- Antony J.E., Benedek T. (Eds) Parenthood: its psychology and psychopathology. Little Brown. N.Y., 1970
- Ammon G. Psychodinamics of unconscions in the case of psychosomatic illness: methodological preconsiderations. // сб. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т.2, с.253−268
- Aplay S. A common denoninator in recuvient pains of childhood. // Proc. Roy. Soc. Med. 1958, V.51, p. 1023
- Aply J., MacKeith R. The child and his symptoms. Blackwell, Oxford, 1962
- Bagby R.M. et al. TAS: Relationship with Personality and psychopathology Measures. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1986, V.45, № 4, p.207−215
- Bagby R.M. et al. Construct validity of the TAS. // Psychotherapy. Psychomatic, 1988, V.50, p.29−34
- BeckA.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. N.Y., 1976
- Block J. et al. Clinicians conceptions of the asthmatogenic mother. // Arch. Genet. Psychiatry, 1966, V.15, p.610
- Bohannon E.W. The only child in his family. // Pedaaogical Seminary, 1938, V.5, p.306−310
- Brown E.L., Fukunaza S.T., Feiguine R.J. Alexithymic asthmatics: the miscommunication of affective and somatic states. II Psychother and Psychosomatic, 1981, V.36, № 1−4, 0.116−121
- Bowlby J. The making and breaking of affectional bonds. Tavistock. London-N.Y., 1986
- Burgin L.B. Emotion as an «allergen». // Pediatr. Clin. North Amer., 1959, V.6, p.657
- Campos J.J., Barret R.C. et al. Socioemotional development. // Mussen P.H. (ed). Handbook of Child Development, N.Y., 1983
- Christie-Seely J. The family as a system. // J. Roy. Soc. Med., 1985, V.78, N. suppl. 8, p.3^i
- Community and Family programs for children with asthma. // Annals of allegy, 1981, V.46, № 3
- Cogne J.C., Anderson B.J. The «psychosomatic family» reconsidered II: recalling a defective model and looking ahead. // Journal of Marital and Family Therapy. 1989, V. 15, № 2, p. 139−149
- Crees T.L. Self management behavioral. Strategies for asthmatics. // Beh. Med., 1980, V.7, p.14
- Dekker E. et al. Allergy and neurosis in asthma. // J. Psychosom. Res., 1961, V.5, p.83
- Dirks J.F. et al. Alexthymia and psychomaitenance of Bronchial Asthma. // Psychotherapy. Psychosomatic, V.36, p.63−71, 1981
- Dunbar F. Psychosomatic Diagnosis. N.Y., 1943
- Escalona S., Leitch M. The reactions of infants to ctress: a report on clinical findings. // Psychoan. Study of the Child, 1947, V. 3−4, p. 121−140
- Essential papers of object relations and the development of the child, N.Y., 1986
- Faleide A.O. et al. Personality structure of asthmatic and normal children assessed the Rorsehach techique in experimental study. // Psychotherapy and Psychomatic., 1988, V. 49, № 1, p.41−46
- Falliers C. Treatment of asthma in a residental center. // Annals of Allergy, 1970, V.28, p.513−521
- Feiguine R.J. et al. Alexithymic Asthmatics: age and alexithymia across the life span. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1982, V.37, p. 185−187
- Field T., Fogel A. Emotion and early interaction. New Jersey., 1982
- Field T.M. Early Interactions between Infants and their post-parfum Depressed Mothers. // Infant Behaviorer Development, 1984, № 7, p.517−522
- FisherS. Body experience in fantasy and behavior. N.Y., 1970
- Frank S.M. Child psychiatric colloboration in asthma treatment: group approach. //Am. J. Asthma Allerg. Ped., 1989, V.2, p. 117−120
- Fundamentals of Family Medicine. // Ed. by R. Taylor, 1983
- Gauthies G., Fortin C. et al. The mother-child relationship and the development of awtonomy and self-assertion in young (14−30 months) asthmatic children. // J. of Amer. Acad, of Child Psych., 1977, V.16, p.109−131
- Gildea M.C. et al. Two approaches to the study of maternal attitudes. // Psychiatric Reseach Reports, 1992
- Gillespie D. Let’s listen to the children. // Resp. Dis. Pract., 1989, oct/ nov, V.23
- Green M. Vulnerable child syndrome. // Ped. In Rewiew., 1986, V.8, № 3, p. 75−80
- Haviland M. G. The relationship between alexithymia and Depress symptom. //Psychotherapy. Psychosomatic, 1988, V.49, p.37−40
- Heiberg A.N. Alexitimithymic characteristics and somatic ilness. // Psychotherapy. Psychosomatic. 1980, V.34, p.261−266
- Heim E et al. Airway resistance and emotional state in bronchial asthma. // Psychos. Med., 1967, V.19, p.450
- Henderson J. The role of the father in separation-individuation. // Bull. Menninger Clinic., 1982, V.46, p.231−254
- Horwood L., Fergusson D., Hons B., Shannon F. Social and familial factors in the development of early childhood asthma. // Paediatrics, 1985, V.75, p.859−868
- Izzard C.E., Kagan J., Zajohe R.B. Emotions, cognition and behavior., Cambridge University Press, 1984
- Jacobs M. et al. Interaction of psychological and biological predisposition factors in allergic disordes. // Psychosomatic Medicine, 1967, V.29, № 6
- Kagan S.G., Weiss J.H. Allergic potential and emotional precipitants of asthma in children. // J. Amer. Acad. Child Psychiatry, 1976, V.20, p. 135
- Klaus M.H., Kenell J.H. Parent-Infant Bondina, 2-nd edn, St. Louis, C.V. Mosby, 1982
- Knapp P.N., Nemehts S.J. Personal variations in bronchial asthma. // Psychosomatic Medicine, 1957, V.19, № 6
- Kohut M.D. The analysis of the Self. Internat. Univ. Press., N.Y., 1971
- Krystal H. Alexithymia and the effectiveness of psychoanalytic treatment. // Int. J. Psychother., 1983, V.9, p.353−378
- Lack B., Kirk M. Childhood asthma: family therapy as an adjunct to routine management. // J. Fam. Ther., 1979, V.1, p.33
- Levin H., Sears R.R. Identification with parents as a determinant of doel-play aggression. // Child Development, 1956, V.27, p. 135
- Levy D. Maternal Over-Protection. // Modern Trends in Child Psychiatry. Ed. by N. Lewis, N.Y., 1945
- Liebman R., Minuchin S. et al. The use of structural family therapy in the treatment of intractable asthma. // American Journal of Psychiatry, 1974, V.131, № 5, p.535−540
- Ly Ketsos G.C. et al. Personality characteristics and disthrymic starts in Bronchial asthma. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1984, V.41, p. 177−185
- Mahler M., Pine F., Bergman A. The mother’s reaction to her toddler’s drive for individuation. // Antony J.E., Benedek T. (Eds.) Parenthood: its psychology and psychopathology. Little Brown, N.Y., 1970
- Mahler M., Pine F., Bergman A. The psychological firth of human infant. Basic Book, N.Y.-, 1975
- Matus J. Assessing the nature and clinical significance of psychological contribution to childhood asthma. // American J. of onthopsychiatry., 1981, V.5, № 1,2, p.327−341
- Margolis M. The mother-child relationship in Bronchial Asthma. // J. Abnorm. Soc. Psychol., 1961, V.63, p.360
- Meijer A. Psychological Factors in Maternal Grand Mother (parents) of asthmatic children. // Child Psychiatry and human development, 1975, V.6, № 1, p. 15−25
- Minuchin S. Family and family therapy. Cambridge, 1974
- Minuchin S. et al. A conceptual model of psychosomatic illness in children. //Arch. Gen. Psychiatry, 1978a), V. 32, p. 1031−1038
- Minuchin S., Rosman B.L., Baker L. Psychosomatic families: Anorexia nevrosa in context. Cambridge, 1978 b)
- Mitscerlich A. Society without the father. Jason Aronson. Inc. N.Y., 1973
- Moore N. Behaviour therapy in bronchial asthma: a controlled study. // J. Psychos. Res., 1965, V.9, p.257
- Morrison et al. Psychometrics of the Sifneos Scale and TAS. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1989, V.51, p.81−90
- Mrazek D.A. Asthma: psychiatric considerations, evaluation and management. // Allergy: Principles and Practice. 3-rd Edition., Ed. Middllton E. and et al., St. Louis: C.V. Mosby., 1985, p. 1176−1196
- Mrazek D.A. Childhood asthma: two central questions for child psychiatry. // J. Child Psychiat., 1986, V.27, № 1, p. 1−5
- Mrazek D. Pediatric hospitalization: understanding the stress from a developmental perspective. // The psychosomatic approach: contemporary practice of Whole-person care. Ed. by M.J. Christie and P.G.Mellett., 1986
- Mrazek D., Casey В., Anderson I. Insecure Attachment in Severaly Asthmatic Prechool Children: It is a Risk Factor? // J. Am. Acad. Child. Adol. Psych., 1987, Vol.26, № 4, p.516−520
- Mrazek D.A., Klinnert M. Asthma: psychoneuroimmunological considerations, Review of National Jewish Center for Immunology and Respiratory Medicine, Colorado, 1990
- Neighbour R.H. The family life-cycle. // J. Roy. Soc. Of Med., 1985, V.78, № 8, p.11−15
- Neuspiel D.R., Rush D., Butter N.R. et al. Parental smoking and post-infacy wheezing in children. A prospective cohort study. // Amer. J. Publ. Health, 1989, V.79, № 2, p. 168−171
- Ostev S. Recurrent abdominal pain, headachke and limb pains in children and adoleschents. // Pediatrics, 1972, V.50, № 3, p. 129−136
- Ottenberg P., Stein M. Psychological determinants in Asthma. // Trans. Acad. Psychosom. Med., 1958, V.69, p. 122
- Pollock J.H. The psychosomatic specificity concept. II Бессознательное. Природа, функции, методы исследованиям, 2, Тбилиси, 1978
- Quinn С.М. Children and asthma: new approaches, new a understanding. //Ann. Allergy, 1988, V.60, p.283−292
- Reddihough D.S., Landau L. et al. Family anxietries in childhood asthma. //Austr. Paediatr., 1977, V.13, p.259
- Rees L. The significance of parental attitudes in childhood asthma. // J. Psychosom. Res., 1963, V.7, p. 181
- Ribble M. Anxiety in infants and its disorganizing effects. II Modern Trends in Child Psychiatry. Ed. by N.Lewis., N.Y., 19?5
- Richards W. et al. A self-help program for childhood asthma in residential treatment center. // Clin. Pediatr., 1981, V.20, p.?53
- Rodrigo J. et al. Alexithymia: Reliability and Validity of the spanish version of the TAS. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1S89, V.51, p.162−168
- Rutter M. Maternal deprivation. New finting, new concepts, new approach. // Child development, 1979, V.5, № 2
- Sameroff A., Emde R.N.(Eds) Relationships and relationship disorders. Basic Book, N.Y., 1989
- SatirV. Making contact. California, 1976
- Schaffer H.R. The growth of sociability. Penquin Science of Behavior. London, 1971
- Schaffer H.R. (Eds) Studies in mother infant interaction. London., 1977
- Shipko S. Alexithymic and somatyation. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1982, V.37, p. 193−201
- Selesnick S.T. «Franz Alexander and Thomas French: Psychoanalysis Integrated and Expanded». // Science and Psychoanalysis. Ed. by J. Masserman., 1964, Vol. VII
- Sifneos P. S. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1973, V. 22, p.255−262
- Sifneos P.E. The scaling-sifneos Personality Scale Revised. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1986, V.45, p. 161−165
- Sperling M. Asthma in children. An evoluation of concepts and therapies. //J. Am. Acad. Child. Psychiatry, 1968, V.7, p.44
- Stern D.N. A micro-analysis of mother-infant interaction. // Journal of Amer. Acad, of Child Psychiatry, 1971, V. 10, p.502−517
- Stern D.N. The first relationship. Mother and infant. Harvard University Press., Cambridge., 1977
- Stern D.N. The interpersonal world of the infant. Basic Book, N.Y., 1985
- Stern D.N. The representation of relational patterns: some developmental considerations. // Sameroff A., Emde R.N. (Eds). Relationships and relationship disorders, N.Y., 1989
- Stern D.N. Maternal representations: a clinical and subjective phenome-nological view. // Infant Mental Health Journal, 1991, V.12, № 3, p.173−185
- Stern D.N., Hofer L., Haff W" Dore J. Affect attumment: the sharing of feeling state between mother and infant means of intermodal dluency. // Jield T.M., Fox N.H. (Eds) Social perception in infants. Basic Book, N.Y., 1985
- Stierlin H., Weber G. and other Features of families with Major Affective Disorders. // Family process, 1986, V.25, № 3, p.325−335
- Strunk P.C., Mrazek D.A., et al. Physiologic and psychologic characteristics associated with death due to asthma in childhood. // JAMA, 1985, V.754, p. 1193−1198
- Tal A., Miklich D.R. Emotionally induced decreases in pulmonary flow rates in asthmatic children. // Psychosom. Med., 1976, V.38, p.190
- Taylor J.L., et al Criterion validity of the TAS. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1986, V.50, p.500−509
- Taylor J.L. Sleep disturbance and separation problems associated with pediatric asthma. // Am. J. Asthma Allerg. Ped., 1990, V.3, p.117−119
- Trad P.V. Infant and childhood depression: develoomental factors. Wiley., N.Y., 1987
- Trad P.V. The preschool child: assessment, diaanosis and treatment. Wiley., N.Y., 1989
- Thomson P.R.V. Genogram in general practice. // J. Roy. Soc. Med., 1985, V.78, № 8, p.34−39
- Warnes H. Aiexithimta, clinical and therapeutic aspects. // Psychotherapy. Psychosomatic, 1986, V.46, p.99−104
- Wikran R. et al. Communication in the family of the asthmatic child. // Act. Psychiatr. Scanc!., 1978, V.37, p. 11
- Williams J.S. Aspects of dependence independence conflict in children with asthma. // J. Child Psychol. Psychiatry, 1975, V.16, p. 199
- Winnicott D.W. The family and individual development. Tavistock, London, 1965
- Winnicott D.W. The maturational processes and the facilitating environment. Studies on theory of emotional development. Hogarth, London., 1965
- Winnicott D.W. Deprivation and delinquency. The Winnicott Trust., London., 1984
- Winnikot C. The child, the family and the outside world. Athens, 1988
- Wisdom S. The role of the father in the mind of parents in psychoanalytic theory and in life of the infant. // Inter. Rev. Psychoanal., 1973, V.3, p.231