Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие рынка образовательных услуг для малых инновационных предприятий в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В порядке конкретизации значимости роли современных университетов подчеркнуто, именно выпускники университетов оказываются главным связующим звеном между новыми знаниями и их конкретным использованием на практике посредством организации МИП. Аргументирована необходимость концентрации интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на создании сети федеральных исследовательских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы функционирования малого инновационного предпринимательства (МИП) в современных условиях
    • 1. 1. Малый инновационный бизнес: сущность, место в экономике 6 страны и условия функционирования
    • 1. 2. Особенности кадровой составляющей обеспечения 21 деятельности малых инновационных фирм
  • Глава 2. Рынок образовательных услуг в структуре кадровой поддержки
  • МИП: основные понятия, состояние и проблемы
    • 2. 1. Особенности рынка образовательных услуг для малого 36 инновационного предпринимательства: теоретические аспекты
    • 2. 2. Зарубежная практика подготовки кадров для малого 61 предпринимательства в инновационном секторе
    • 2. 3. Анализ российского опыта рынка образовательных инициатив 83 в секторе МИП
  • Глава 3. Основные направления развития рынка образовательных услуг для МИП
    • 3. 1. Научно-технические творчество молодежи: проблемы 105 возрождения
    • 3. 2. Роль университетов в подготовке кадров для малого 123 предпринимательства инновационной сферы
    • 3. 3. Совершенствование технологии российского дополнительного 143 образования для МИП

Развитие рынка образовательных услуг для малых инновационных предприятий в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертации определена, во-первых, значимостью малого инновационного предпринимательства (МИП) в структуре реформируемого народного хозяйства страны. К числу важнейших позиций «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 марта 2002 г., относится «стимулирование развития малого инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, подготовки специалистов по инновационному менеджменту» (п. 28, 1). Небольшие фирмы призваны стать важнейшими работодателями и производителями товаров (услуг), катализаторами научно-технического прогресса, основой среднего класса, традиционно являющимся гарантом политической и экономической стабильности общества.

Исследования показывают, что малые инновационные предприятия благодаря духу предпринимательского новаторства, гибкости, использованию рискового капитала более рационально используют свой научно-технический потенциал, результаты фундаментальных и прикладных исследований, внедряя около 70% сделанных ими изобретений, тогда как крупные корпорации — только половину, оказывая сопротивление техническим нововведениям. Например, в США за последнее десятилетие около 55% всех инноваций и примерно 75% новых рабочих мест были созданы в секторе МП1.

Актуальность исследования, во-вторых, обусловлена необходимостью обеспечения адекватных современным требованиям условий деятельности для субъектов малого инновационного предпринимательства посредством создания инфраструктуры МИП, в том числе кадровой составляющей последней. Инновационное предпринимательство предполагает необходимость знаний и практических навыков по широкому кругу проблем. Поэтому необходимость создания адекватных условий для развития талантливой молодежи как потенциала развития российского сектора МИП, а также повышения уровня образованности действующих малых инновационных фирм сегодня общепризнанна.

Актуальность темы

исследования в принципиальном плане, в-третыгх, определена необходимостью выделения в сфере образовательных услуг сегмента, удовлетворяющего специфическим потребностям малого инновационного.

1 См.: Иванов В. В., Михальченко А. И. Система управления развитием малого бизнеса территории // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 2. — С. 132. предпринимательства в подготовке кадров. Анализ показывает, что сложилось некоторое несоответствие методических подходов к формированию содержания и организации подготовки специалистов в инновационной сфере, включая кадры для МИП. В настоящее время разноуровневые учебные программы согласно действующей нормативной базе не являются взаимодополняющими и учебные дисциплины, освоенные слушателями, не могут им засчитываться при обучении на разных программах. Нужен пересмотр сложившейся практики.

В-четвертых, дефицитом внимания исследователей к специфике формирования рынка образовательных услуг применительно к российскому малого инновационному предпринимательству.

В этой связи целью диссертационного исследования стало раскрытие современных тенденций развития рынка образовательных услуг для малого инновационного предпринимательства.

Объектом исследования настоящей работы является кадровая составляющая обеспечения деятельности малых инновационных предприятий, а предметом — рынок образовательных услуг для малых инновационных предприятий как ключевой элемент вышеназванной составляющей обеспечения их деятельности.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили: а) системный подход к исследуемым объекту и предметуб) положения трудов ученых и специалистов по вопросам управления инновационной деятельностью, развитию и совершенствованию инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, сферы услуг2- в) концептуальные подходы, воплощенные в законодательных актах России, нормативных, методических документах соответствующих госорганов.

Статистической и фактологической базой стали: данные Федеральной службы государсгвешюй статистики, Министерства образования и науки России, Министерства экономического развития и науки, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, документы других правительственных ведомств, материалы зарубежной, общероссийской и региональной печати, авторские аналитические.

2 К числу отечественных авторов, на работы которых опирался диссертант, относятся, в частности, следующие ученые: В. М. Аньшин, В. Афанасьева, И. Т. Балабанов, И. В. Бойко, И. М. Бортник, В. М. Бузник, Е. М. Бухвальд, И. Герчикова, М. Гохберг, А. Г. Гранберг, М. В. Грачева, JI. Гаранькина, МЛ. Горенбургов, A.A. Дагаев, И. Дежина, .Н. Завлин, В. Г. Зинов, JI.A. Иванченко, С. Д. Ильенкова, А. Д. Иоффе, Б. И. Ичитовкин, В. Ш. Каганов, В. Кабалина, JI. Колесникова, Л. Я. Косалс, А. Б. Крутик, M.JI. Лапуста, Б. К. Лисин, Т. В. Ломоносова, Е. А. Лурье, В. В. Масленников, В. Г. Медынский, П. А. Минакер, Л. Э. Миндели, А. И. Неклесса, А. И. Пригожин, В. В. Радаев, Н. М. Розанова, В. Роик, В. Рубе, Ю. Б. Рубин, В. Н. Рутгайзер, Р. В. Рывкина, В. Е. Савченко, Р. А. Фатхутдинов, Н. М. Фонштейн, А. Ю. Чепуренко, Л. Г. Шаршуков, О. Шестоперов, В. Е. Шукшунов, A.A. Шулус, П. Г. Щедровицкий, и др. К числу зарубежных: А. Альберт, Д. Ф. Берджес, Дж. Грейсон, Д. Гэлбрейт, П. Дракер, Д. Дойл, Г. Дроссан, В. Зомбарт, Д. Кейнс, Р. Катильон, Ф. Кайфманн, Ф. Котлер, М. Портер, Ж. Сэй, Б. Твисс, Э. Тоффлер, Ж. П. Уайт, П. Фостер, С. Хизрич, А. Хоскинг, Р. Чандлер, Й. Шумпетер, и др.

Научная новизна диссертации, связанная с реализацией сформулированной цели, состоит в разработке комплекса предложений по совершенствованию определенных форм рынка образовательных услуг для малого инновационного предпринимательства на основе анализа состояния и динамики развитая данной системы за рубежом и в России.

Основные научные результаты (конкретный личный вклад соискателя в разработку проблем, вынесенных на защиту) приведены в заключении к диссертации.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения ее выводов и рекомендаций при совершенствовании законодательной и нормативно-методической базы регулирования процессов кадрового обеспечения отечественного малого инновационного предпринимательства, рационализации системы управления инновационной деятельностью на малых предприятиях, прогнозирования роли и места инновационного российского предпринимательства. Материалы диссертации могут был" использованы при разработке критериев оценки привлекательности предложений по созданию в регионах конкретных организационных элементов системы государственной и негосударственной поддержки инновационной деятельности малых предприятий. Представляется целесообразным использование материалов диссертации при формировании программ содействия развитию МИП на федеральном, субфедеральном и местном уровнях, планов кадровой работы, а также в преподавании дисциплин социально-экономического и инновационного профиля в высшей школе и системе переподготовки специалистов.

Апробация результатов работы.

По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 1,9 пл.

Результаты исследования показали, что Интернет как средство дополнительного профессионального образования представляет интерес как способ.

1 Так, в 2001 г. в развитых странах мира дистанционным обучением было охвачено 17 млн. человек, только в США в системе дистанционного обучения в настоящее время учится около миллиона человек (См.: Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. A.A. Бодалева A.A., В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенко. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002.—С. 414).

2 В России более ста различных высших учебных заведений используют дистанционные образовательные технологии. Правофланговым в области открытого образования России является Московский экономико-статистический институт (МЭСИ). В рамках системы открытого образования МЭСИ создана сеть региональных партнеров (138), филиалов (10) и представительств (21), охватывающая практически все субъекты РФ и ряд зарубежных стран. Общая численность слушателей в этой сети превышает 70 000 студентов (См.: Интервью в ректором МЭСИ академиком Тихомировым В. П. / Праздничный выпуск журнала «Открытое образование» и газеты «Студенческая беседка». — М., 2002. — С. 7).

3 См.: Десятов Д. Б., Митина H.H., Преображенский Б. Г., Толстых Т. О. Принципы управления качеством образования при внедрении новых образовательных технологий // Инновации.—2003.—№ 8 (65). — С. 79.

4 NUA Internet Surveys.

5 NUA Internet Surveys. Working Adults Like Online Education.

6 NUA Internet Surveys. Web Use rising in College Classrooms.

7 NUA Internet Surveys. Students Turn to PCs, Net for Homework обучения, в котором отсутствует контакт с преподавателями. Результаты исследования показали, что 53% опрошенных хотели бы обучаться посредством Интернета. Для 75% респондентов предпочитаемый способ получения образованияпосещение учебного заведения плюс образование через Интернет.

Предлагаемое обучение реализуется в виде размещенных в Интернет открытых к свободному доступу учебных модулей, обеспечивающих возможность пользователям повысить управленческую квалификациюобеспечивается возможность самопроверки и заочной аттестации в удобное время с помощью онлайновых тестов, включенных в модули. Большинство пользователей имеют первое (иногда и не одно) высшее образование. Что касается возраста пользователей, то к обучению прибегают в основном люди в возрасте от 20 до 40 лет1.

Сформулируем базовые принципы, на основе которых создаются системы ДО для МИП, приняв за основу уже выявленные исследователями2 принципы и особенности открытого образования.

1. Обучение и карьерное сопровождение работника на протяжении всей трудовой жизни. Для МИП это является естественной потребностью. Во-первых, в отличие от других сфер хозяйственной деятельности здесь более вероятно полное или частичное перепрофилирование предприятия, следовательно, необходимость получения новых профессиональных знаний. Во-вторых, в МИП сотрудники вынуждены совмещать несколько функций, поэтому образовательный процесс объективно не может уложиться в традиционные временные рамки. Формы карьерного сопровождения могут быть различными, например, обновление учебных материалов, проведение информационных семинаров, «круглых столов», практических конференций и пр.

2. Возможность обучения на дистанционной основе. Технологии «on-line» теоретически позволяют слушателю курса повышении квалификации получить соответствующее образование, ни разу не появившись в виртуальном университете. Все формы организации учебного процесса — работа с учебными пособиями, базами данных,.

1 В 2000 г. в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве было начато создание системы дистанционного образования. Высокое качество учебных модулей, доступность изложения, актуальность содержания, удобный интерфейс, свободный доступ к ресурсу — все вместе привело к тому, что ресурс оказался востребованным не только в Москве, но и в регионах России и странах СНГ. Есть студенты и из дальнего зарубежья. Сейчас в СДО обучаются русскоязычные пользователи 700 городов и 48 стран. Перспективность развития СДО подтверждена Постановлением Правительства Москвы N 288-ПП от 27 апреля 2004 г. «О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы». (См.: Щенников С. А., Лнбсак В. А. Виртуальный факультет для предпринимателей //.).

2 См.: Зайцева Ж., Рубин Ю., Титарев Л., Тихомиров В. Хорошилов А., Усков В., Филиппов В. Открытое образование — стратегия XXI века для России —М.: Изд. МЭСИ, 2000. — С. 93. консультации с преподавателем, обмен мнениями с коллегами по обучению, экзамены и т. п., обеспечиваются с помощью подключенного к сети Интернет компьютера.

3. Принцип следования запросам рынка и развитию технологий. Естественным требованием к организации системы современного бизнес-образования является требование его построения с учетом существующих и перспективных процессов в среде профессиональной деятельности обучающихся. В частности, это реализуется в постановке обучающимися реальных проблем из деятельности их компаний с последующим изучением методов и средств их решения.

4. Принцип синтеза андрагогического (особенности обучения занятых взрослых,), личностного фазвитие личности обучаемого) и контекстного (превращение учебных знаний в профессиональные^ подхода к образованию дает возможность самостоятельно формировать учебную программу, построенную в системе открытого образования на модульной основе.

5. Одним из очевидных преимуществ ДО является единство информационного и образовательного процесса. Обеспечивается практически неограниченным доступом к компьютерным базам данных, формируемых в глобальных сетях и каждым из открытых учебных заведений.

6. Дистанционные технологии позволяют учиться прямо па рабочем месте, обеспечивая тем самым фактическую реализацию принципов доступности и непрерывности образования. Для России это очень важно.

Для организации дистанционного обучения могут быть использованы самые современные средства коммуникации и компьютерные технологии. Однако для большей части населения нашей страны эти возможности пока, к сожалению, недоступны. Поэтому при организации подготовки к предпринимательской деятельности целесообразно использовать технологии, предусматривающие обычные средства коммуникации и не требующие применения сложных технических устройств. Это особенно актуально для депрессивных и труднодоступных районов Российской Федерации, испытывающих дефицит компьютерных средств обучения и не располагающих современными средствами коммуникации.

Подводя итог, представляется возможным заключить, что на первый план выходит новая, современная модель взаимоотношений участников образовательного процесса1 — обучающего и обучающегося, позволяющая активно применять нетрадиционные методы и приемы обучения.

1 В инновационных методах обучения — от начальной до высшей школы и в процессе послевузовской подготовки — педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта.

Широкое использование дистанционного обучения для МИП вносит новые взгляды в представление о преподавателях: расширяется содержательное разнообразие предметных курсов, форм и методов обучения. Это предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме, следовательно, совместное творческое взаимодействие обучающего и обучающегося1. Роль преподавателя существенно изменяется (табл. 8).

Заключение

.

Основные научные результаты диссертационного исследования состоят в следующем.

1. Определено, что в основе формирования малого инновационного бизнеса лежит феномен «отложенного предпринимательства», который проистекает из изначального психологического противоречия науки и бизнеса. Основу этого явления составляет коренное изменение традиционной роли ученых под влиянием социальных и политических реформ, а также роста привлекательности предпринимательской карьеры и ее перспектив, которые становятся вровень с другими видами экономической и общественной деятельности. «Отложенное предпринимательство» рассмотрено как исключительное, экстремальное и, одновременно, идеальное явление в сфере бизнеса, понимаемого как часть успешной предпринимательской активности в современном обществе знаний. В связи с этим подчеркнуто, что российский малый инновационный бизнес характеризуется как «самый интеллектуальный в мире» вследствие интенсивного вынужденного перетока представителей из науки в сферу предпринимательства.

2. Сформулировано представление о механизме кадровой поддержки малого инновационного предпринимательства, под которым автор понимает стабильное функционирование конкретного сектора инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, нацеленного на создание соответствующей образовательной среды, включающей структурные элементы, обеспечивающие непрерывный процесс подготовки и развития кадров для МИП путем предоставления необходимых образовательных услуг. Под образовательной средой соискатель понимает последовательность трех этапов организации образовательного процесса (довузовскийвузовскийдополнительное профессиональное образование (ДПО)), каждый их которых имеет специальные цели и задачи.

Конкретизировано понятие кадровой составляющей МИП, представленной двумя основными группами: а) потенциальные организаторы малых инновационных предприятий (приобретающие комплекс необходимых профессиональных характеристик через прохождение трех последовательных этапов) — б) действующие малые инновационные предприниматели (имманентно возникающие потребности в получении недостающих профессиональных характеристик представителей этой группы восполняются на третьем этапе).

3. Предложен авторский вариант выделения сегмента образовательных услуг для малого инновационного предпринимательства (МИП) в современном рыночном пространстве образовательных отношений как часть существующего рынка образовательных услуг, выделившийся в результате уточнения сложившихся возможностей науки (целесообразное использование результатов НИОКР в реальном секторе экономики), требований хозяйственной практики в сфере МИП и реальных технологических возможностей учебных заведений удовлетворить сформированную образовательную потребность.

4. Для определения путей совершенствования системы подготовки кадров для МИП и повышения степени соответствия формирующегося рынка образовательных услуг потребностям данного сектора проанализированы образовательные механизмы подготовки кадров для малого предпринимательства в инновационном секторе за рубежом и рассмотрена современная практика механизма кадрового обеспечения функционирования сектора малого инновационного бизнеса в России для двух основных групп: а) потенциальных предпринимателей в инновационном секторе (талантливой молодежи довузовского и вузовского периода обучения) — б) действующих МИП.

Выделены основные сегменты кадровой составляющей системы обеспечения малого инновационного бизнеса, требующие совершенствования. Принимая во внимание действенные примеры мирового опыта и учитывая приоритетность стремительного развертывания деятельности малого инновационного предпринимательства в России для достижения стратегических государственных интересов по выводу экономики из кризиса, охарактеризованы все указанные элементы рынка образовательных услуг и определены принципиальные направления их совершенствования в российских условиях.

5. В порядке конкретизации актуальных направлений активизации механизма научно-технического творчества молодежи (НТТМ) с целью поиска и вовлечения способной и одаренной молодежи в инновационную деятельность малых предприятий предложен следующий комплекс первоочередных действий: а) разработка «концепции одаренности» (т.е. совокупности методов идентификации талантливых личностей) для формирования системы социального заказа на выявление и развитие одаренных детейб) расширение практики замены дорогих очных форм массовой работы с одаренными детьми и молодежью более дешевыми дистанционными в целях наибольшего охвата молодежив) проведение молодежных конференций и школ-семинаров, включающих широкий спектр исследований (в результате выявляется группа детей, способных одновременно завоевывать призовые места по четырем-пяти предметам) — г) возрождение системы специализированных школ, что предполагает перенос центра тяжести в учебной подготовке молодых ученых непосредственно в стены научных учрежденийд) расширение практику проведения общероссийских юношеских чтений, имеющих важные сущностные отличия от множества других молодежных научных форумов, е) создание унифицированного банка данных (ресурсного центра) актуальной информации по состоянию всей структуры НТТМе) создания федерального центра по координации молодежного движения и НТТМ с определением статуса, прав и обязанностей данного органа, первоочередных мероприятий и мер и выход на практическую реализацию разработки и внедрения в практику федеральной программы государственной поддержки создания и развития НТТМ и молодежной творческой инициативы в целом.

6. В порядке конкретизации значимости роли современных университетов подчеркнуто, именно выпускники университетов оказываются главным связующим звеном между новыми знаниями и их конкретным использованием на практике посредством организации МИП. Аргументирована необходимость концентрации интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на создании сети федеральных исследовательских (инновационных) университетов (т.е. небольшой группы ведущих университетов, характеризующихся высокой концентрацией научно-педагогических кадров, высоким уровнем качества и широким профилем подготовки специалистов, высоким уровнем научных исследований междисциплинарного и межотраслевого характера, имеющих устойчивые формы интеграции с промышленностью и бизнесом). Конкретизировано представление о секторе элитного высшего образования — элитного в смысле повышенного уровня подготовки высокоодаренной молодежи из всех социальных слоев общества. Обобщены ключевые принципы деятельности инновационного университета.

7. Сделан вывод о возрастании потребности в «мультиспециалистах», работающих на стыке различных профессий и способных «управлять разным». Успешная деятельность в сфере МИП предполагает умение специалистов эффективно использовать совокупность профессий, их определенную кооперацию. Обоснована авторская позиция, в соответствии с которой формула профессии современного предпринимателя в сфере инновационного бизнеса может быть определена как кроссотраслевая («синтетическая»), поскольку предполагает компетентность по широкому кругу творческих, производственных и организационныхподразумевает необходимость сочетания качеств ученого с навыками бизнесмена. Сказанное позволяет предположить, что «синтетические» профессии требуют соответствующих комплексных, «синтетических» методов повышения эффективности деятельности своих представителей.

Определены признаки особой полифункционалыюй модели дополнительного профессионального образования для МИП: 1) автономность модулей, выбор и последовательность использования которых должны учитывать: а) исходный уровень подготовки обучаемого (возрастной ценз) — б) должностьв) масштаб предприятия и степень его развития и стабильностиотраслевая ориентация- 2) органичное сочетание лекционного материала, кейсов, элементов деловых игр, тестов, компьютерной обработки данных, самостоятельных работ- 3) простая форма изложения, иллюстративность- 4) возможность мобильного включения в образовательные программы фрагментов кейсов фирм, сотрудники которых проходят обучение, получение «результатов» в реальном режиме времени- 5) дистанционный характер образования- 6) краткосрочные виды обучения- 7) деятельностный принцип (обучение совмещается с выполнением обучающимся своих профессиональных задач) — 7) решение прикладных проблем в виде последовательности этапов, представляющих собой поступательное перемещение в направлении к достижению желанной цели- 8) использование принципов коучинга (нового стиля психологизированного управления людьми, сочетающего элементы наставничества, консалтинга, тренинга и психотерапии) — 9) минимизация усилий и сроков получения недостающих знаний и практических навыков- 10) способность динамично трансформироваться по всем переменным в зависимости от социального заказа, требований рынка, уровня развития сферы МИП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14.06.1995 № 88-ФЗ, П. 2.СТ.7).
  2. Федеральный закон об образовании (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ), статья 12, п.З.
  3. Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23.08.1996 № 127-ФЗ).
  4. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 04.04.1996 № 491.
  5. Постановление Правительства РФ «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 03.02.1994 № 65.
  6. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития научных разработок» от 17.04.1995 г. № 360.
  7. Постановление Правительства РФ «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» от 04.12.1995 г. № 1184.
  8. Концепция инновационной политики РФ на 1998−2000 годы. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.
  9. План мероприятий на 2003−2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. № 1187-р).
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. http://modern.ed.gov.ru/themes/basic/materials-index.asp?folder=1455
  11. А.Н., Кулькин A.M. Программы регионального развитая в контексте государственной научно-технической политики: опыт США. — М.: ИНИОН РАН, 1999.
  12. М.В., Цыганов С. А. РФФИ. От научной идеи до практического результата. — М.: «Янус-К», 2000. http://science.csa.ru/techno/frame.html.16.17,18,19
Заполнить форму текущей работой