Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на основе маркетинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью углубленного исследования влияния коммерческой работы на результаты деятельности организаций потребительской кооперации Республики Дагестан в диссертации предложена система основных составляющих ее оценки, которая может быть использована для самооценки коммерческой работы каждым торговым предприятием системы. Для оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы маркетинговой и коммерческой деятельности
    • 1. 1. Сущность и содержание коммерческой деятельности
    • 1. 2. Использование маркетинга в коммерческой деятельности
    • 1. 3. Особенности коммерческой деятельности потребительской кооперации
  • Глава 2. Состояние коммерческой деятельности в системе потребительской кооперации
    • 2. 1. Состояние и проблемы функционирования товарного рынка Республики Дагестан
    • 2. 2. Товарное обеспечение коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации Дагестанского респотребсоюза
    • 2. 3. Результативность коммерческой деятельности Дагестанского респотребсоюза
  • Глава 3. Основные направления совершенствование коммерческой деятельности в организациях потребительской кооперации на основе маркетинга
    • 3. 1. Разработка маркетинговой концепции коммерческой деятельности Дагестанского респотребсоюза
    • 3. 2. Организация функционального и информационного взаимодействия между отделами сбыта и маркетинга Дагестанского респотребсоюза
    • 3. 3. Методические подходы к оценке коммерческой деятельности

Совершенствование коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на основе маркетинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Осуществляемые в России экономические преобразования коренным образом изменили характер коммерческой деятельности торговых организаций. На товарном рынке сохраняют и укрепляют свои позиции лишь те субъекты хозяйствования, которые делают упор на использование маркетинга в организации коммерческой деятельности, что обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей и достижение целей организации.

Для российских торговых предприятий маркетинг представляет собой сравнительно новый инструмент организации коммерческой деятельности.

Потребительская кооперация представляет собой значимую социально-экономическую систему, имеющую особенности, связанные с ее двойственной природой, сочетанием некоммерческой сущности с коммерческой деятельностью. Цель ее деятельности на товарном рынке — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и сельского населения.

В период реформирования экономики потребительская кооперация утратила свои прежние позиции на товарном рынке. В связи с этим разработка основных направлений совершенствования коммерческой деятельности потребительской кооперации на основе маркетинга является актуальной задачей научных исследований.

Практически любые научные разработки в области управления социально-экономическими системами затрагивают вопросы товарного рынка и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, исследованию проблем совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на основе маркетинга уделено недостаточно внимания.

Отдельные вопросы развития торговли, маркетинговой и коммерческой деятельности отражены в работах отечественных и зарубежных ученых И. Ансоффа, Ю. А. Аванесова, В. В. Бакаевой, Г. А. Васильева,.

С.Н. Виноградовой, Е. П. Голубкова, И. Н. Герчиковой, Б. Карлоффа, Ф. Котлера, М. М. Максимцова, М. Мак-Дональда, А. В. Манько, Н. А. Нагапетьянца, Л. В. Осиповой, А. Н. Романова, Ф. Г. Панкратова, Ф. П. Половцевой, О. В. Памбухчиянц, О. В. Пигуновой, М. Портера, Ч. Сэндиджа, Т. К. Серегиной, Б. И. Синецкого, И. М. Синяевой, В. Л. Стаханова, В. Г. Федорова, В. П. Федько, Л. С. Шеховцева, И. Ф. Шерра и др.

Проблемы совершенствования социально-экономической и коммерческой деятельности потребительской кооперации рассматривались в трудах Е. В. Исаенко, В. Т. Жигалова, О. П. Матвеевой, Г. В. Макаровой, Л. П. Наговициной, В. В Салий, В. И. Теплова, Л. Е. Тепловой, Е. Е. Тарасовой, М. В. Хайруллиной и др.

В тоже время проблема организации коммерческой деятельности на основе маркетинга в организациях потребительской кооперации исследована недостаточно. Требуется разработка комплексного подхода к оценке коммерческой деятельности и обоснование рекомендаций по ее совершенствованию с использованием маркетингового инструментария в современных условиях.

Актуальность и важность указанных проблем обусловили выбор темы и основные направления диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является разработка и обоснование направлений совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на основе маркетинга.

В соответствии с поставленной целью проведены теоретические и практические исследования, позволившие решить следующие задачи:

— теоретическое исследование сущности и содержания коммерческой деятельности;

— определение направлений использования маркетинга в коммерческой деятельности;

— выявление особенностей коммерческой деятельности потребительской кооперации;

— оценка состояния и проблем функционирования товарного рынкаисследование товарного обеспечения коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации;

— оценка результатов коммерческой и маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации на товарном рынкеразработка маркетинговой концепции коммерческой деятельности потребительской кооперацииобоснование направлений совершенствования реформирования коммерческой службы в организациях потребительской кооперации с учетом использования маркетингового инструментария;

— разработка методики оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является коммерческая деятельность потребительской кооперации. В качестве объекта исследования выступают организации потребительской кооперации Южного федерального округа.

Содержание диссертации соответствует области исследования — п. 3.13 Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) — маркетинговые аспекты управления продуктом/проектом и ассортиментом.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили отдельные положения экономической теории, экономические законы, методы анализа, прогнозирования и моделирования экономических процессов.

В процессе исследования использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. Как единство теоретического и методологического подходов использованы системный подход и анализ.

Исследование базировалось также на прикладных экономико-статистических методах: наблюдение, аналитические группировки, ряды динамики, индексный метод, моделирование, что позволило обеспечить глубину, достоверность и обоснованность выводов. Для обработки экономической информации и графического представления результатов исследования использованы современные компьютерные технологии и различные пакеты программного обеспечения.

Информационная база сформирована на основе действующих законодательных актов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития селаиспользования материалов Федеральной службы государственной статистикиданных статистической отчетности Центросоюза Российской Федерациибухгалтерской и статистической отчетности потребительских союзов и потребительских обществматериалов специальных обследований организаций потребительской кооперации, проведенных авторомпубликаций в периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: предложено авторское определение товарного обеспечения коммерческой деятельности потребительской кооперации, отражающее особенности ее функционированиявыявлены и исследованы особенности коммерческой деятельности с целью обоснования необходимости использования концепции маркетинга в управлении торговой организацией;

— определены тенденции и проблемы функционирования организаций потребительской кооперации на товарном рынке;

— обоснованы приоритетные направления совершенствования товарного обеспечения коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на основе маркетинга;

— разработана маркетинговая концепция коммерческой деятельности потребительской кооперации, включающая формирование ассортиментной, ценовой, сбытовой политики, стимулирование продаж потребителям, создание банка коммерческой информацииобоснованы основные направления совершенствования управления коммерческой деятельностью в организациях потребительской кооперации с учетом использования маркетингового инструментарияпредложена и апробирована система показателей оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации, включающая пять блоков, характеризующих формирование товарного предложения, качество реализуемых товаров, соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса, конкурентоспособность организации, экономическую эффективность коммерческой деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в реальной практике организациями потребительской кооперации для оценки результатов коммерческой деятельности и разработки направлений ее совершенствования на основе маркетинга.

Совершенствование коммерческой деятельности на основе предложенной в диссертации маркетинговой концепции будет способствовать эффективному развитию потребительской кооперации и более полному удовлетворению потребностей обслуживаемого населения в товарах высокого качества.

Рекомендации по совершенствованию организационной структуры коммерческой службы позволят организациям потребительской кооперации принимать обоснованные управленческие решения при закупках и продаже товаров.

Применение разработанной автором методики оценки коммерческой деятельности позволит хозяйствующим субъектам определять слабые и сильные стороны торговой деятельности, вырабатывать стратегию и тактику поведения на товарном рынке.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования используются в практической деятельности Дагестанского респотребсоюза (акт о внедрении от 20 апреля 2005 г), Буйнакского (акт о внедрении от 9 февраля 2005 г.) и Ботлихского (акт о внедрении от 17 марта 2005 г.) райпотребсоюзов.

Научные результаты используются в учебном процессе Белгородского университета потребительской кооперации (акт о внедрении от 20.04.2005 г.), Дагестанского кооперативного института (филиала БУПК) (акт о внедрении от 18.04.2005 г.).

Основные результаты проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Белгородского университета потребительской кооперации, Липецкого кооперативного института, Кооперативно-торгового университета Молдовы.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ общим объемом 10,78 п.л. (в том числе авторские — 7,28 пл.).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, решаемыми в процессе исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержит 31 таблицу, 19 рисунков, 14 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Коммерческая деятельность, являясь атрибутом рынка, формируется на его принципах. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т. е. коммерческая деятельность.

Коммерческая деятельность — это деятельность по закупке и продаже товаров, оказанию услуг, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и получение им прибыли путем удовлетворения потребностей покупателей и потребителей в товарах и услугах высокого качества.

В ходе исследования установлено, что коммерческая деятельность имеет свою структуру и систему элементов (операций), посредством которых она реализуется. Операции коммерческой деятельности можно подразделить на две группы: приносящие прибыль и опосредованно участвующие в ее формировании.

Автор считает, что организация коммерческой деятельности основывается на таких принципах, как: гибкость управленческих решений с учетом изменяющейся конкурентной средыумение предвидеть коммерческие риски и оценивать их последствияповышение ответственности партнеров за выполнение договорных обязательствразработка коммерческих и маркетинговых стратегийактивное использование методологии маркетинга при принятии управленческих решений.

Маркетинговая деятельность реализуется в таких функциях, как исследование рынка и изучение поведения покупателей, разработка новых товаров и формирование ассортиментной политики предприятия, разработка ценовой политики, организация системы сбыта и распределения товаров, формирование системы маркетинговых коммуникаций, управление маркетингом и др.

В ходе исследования установлено, что существуют следующие концепции маркетинга, на основе которых предприятия осуществляют свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция ориентации на сбыт, концепция маркетинга, концепция социально-этического маркетинга. Выбор концепции маркетинга зависит от характеристик внешней и внутренней среды предприятия. Каждая из концепций ориентирует маркетинговую деятельность на определенном аспекте или сфере маркетинговой деятельности. Перемещение акцентов зависит от изменений внешней и внутренней среды предприятия.

Анализ функций маркетинга и элементов коммерческой деятельности выявил принципиальную возможность использования методологического аппарата маркетинга в управлении коммерческой деятельностью. Прямая связь маркетинга с коммерческой деятельностью существует в силу однородности их целей — получение прибыли и максимальное удовлетворение потребностей покупателей и потребителей в товарах и услугах. Однако маркетинг выступает как управленческий процесс, формирующий спрос, побуждающий к закупке и реализации необходимых товаров, т. е. представляет собой определенное маркетинговое управление, направленное на куплю-продажу товаров с минимальными издержками. Проведение отдельных маркетинговых мероприятий не позволяет достичь того эффекта, который заложен в его комплексе с коммерческой деятельностью.

На наш взгляд, разнообразие функций маркетинга отражает разносторонность маркетинговой деятельности, направленной, в конечном счете, на доведение товара до сферы потребления и на удовлетворение потребностей покупателей.

Потребительская кооперация предоставляет услуги розничной торговли более 31,5 млн. чел., которые проживают более чем в 101 тыс. сельских населенных пунктов и небольших городов. При этом потребительская кооперация сочетает социальные функции с коммерческой деятельностью, наличием сложного многоотраслевого хозяйственного комплекса. В течение всего периода своего существования, наряду с реализацией социальной миссии, она осуществляла коммерческую деятельность — закупку и продажу товаров для удовлетворения материальных потребностей своих членов.

В диссертации коммерческая деятельность потребительской кооперации рассматривается как деятельность хозяйствующих субъектов системы по формированию товарных ресурсов из внутрисистемных и внесистемных источников и реализации товаров, обеспечивающая реализацию социальной миссии системы — удовлетворение потребностей обслуживаемого населения в товарах и услугах, и достижение экономической цели — получение прибыли.

Главная цель деятельности потребительской кооперации на товарном рынке, ее социальная миссия и социальный аспект коммерческой деятельности совпадают, а главной особенностью потребительской кооперации, которую необходимо учитывать при организации коммерческой деятельности является ее социальная направленность.

В результате исследования коммерческой деятельности потребительской кооперации были выявлен основные ее особенности: социальная направленность деятельности системыреализация в основном социально значимых продовольственных товаровгарантированный рынок сбыта за счет собственных потребителей — пайщиковналичие собственных товарных ресурсовправовое обеспечение деятельности и законотворческая деятельность системы.

Автор считает, что потребительская кооперация играет активную роль в ре1улировании продовольственного рынка и вместе с государственными органами способствует добросовестной конкуренции на товарном рынке. Исследование товарного рынка Республики Дагестан позволило выявить следующие тенденции его развития в 2001;2003 годах: закрепление позитивных сдвигов в динамике оборота розничной торговлирост реальных денежных доходов населения и, как следствие, возрастание потребительского спросаинфляционные процессы, ускоряющийся рост конкурирующего импорта, приостанавливающий импортозамещение и вытесняющий местного производителя на внутреннем рынкеслабая адаптированность отдельных хозяйствующих субъектов к рыночным условиям функционирования.

На долю потребительской кооперации в 2003 году приходилось только 0,7% от общего объема оборота розничной торговли Республики Дагестан. При этом отмечается рост по сравнению с 2001 годом на 0,3 процентных пункта, что свидетельствует о стабилизации положения потребительской кооперации на рынке товаров и услуг Республики Дагестан. Потребительская кооперация в.

Республике Дагестан обслуживает 1361,5 тыс. чел., осуществляя коммерческую деятельность, участвует в конкурентной борьбе на товарном рынке.

Автор считает, что основу коммерческой деятельности составляет товарное обеспечение, которое представляет собой рационально организуемое обеспечение розничной торговли товарами в соответствии с предпочтениями покупателей. При этом под товарным обеспечением следует понимать комплекс оперативно-организационных мероприятий, обусловливающих реализацию операций по формированию товарных ресурсов в организациях потребительской кооперации для их дальнейшей реализации через собственную розничную торговую сеть с целью удовлетворения покупательского спроса пайщиков и обслуживаемого населения и получения прибыли.

В ходе исследования установлено, что источниками поступления товарных ресурсов в розничную торговлю являются предприятия собственного производства продовольственных товаров и заготовительной отрасли системы, которая осуществляет закупки сельскохозяйственной продукции и сырья во всех категориях хозяйств.

В 2001;2003 годах наблюдается положительная тенденция развития заготовительной отрасли потребительской кооперации стабилизировалось. Так, в 2003 году прирост заготовительного оборота по сравнению с 2001 годом по системе Центросоюза РФ составил 30,2%, потребсоюзам Южного федерального округа — 61,4%, Дагестанскому респотребсоюзу — 76,8%.

В течение 2001;2003 годов в производстве продукции Дагестанского респотребсоюза наблюдается тенденция снижения объемов их выпуска с 94,6 млн руб. до 73,2 млн руб.

Проведенная оценка коммерческой деятельности Дагестанского респотребсоюза и отдельных его районных кооперативных организаций позволила сделать вывод о неполном соответствии структуры товарного предложения покупательскому спросу обслуживаемого населения, несмотря на то, что в течение 2003 года активизировалась коммерческая работа розничной торговли: оборот составил 223,1 млн руб., что в сопоставимых ценах в 2 раза превышает данный показатель 2001 года, а в Кизлярском районном потребительском обществе в сопоставимых ценах в 2003 году по отношению к.

2001 году увеличился в 2,8 раза, в Хунзахском райпо — на 73,5%, наблюдается рост оборота розничной торговли в расчете на одного человека Дагестанским респотребсоюзом. Так, если в 2001 году этот показатель составлял только 52,5 рубля, то в 2003 году он увеличился до 161,1 рублей, что в сопоставимых ценах больше на 98%. В Кизлярском и Хунзахском районных потребительских обществах оборот розничной торговли в расчете на одного человека возрос за 2001;2003 годы соответственно в 2,8 раза и 73,%. Организациями системы потребительской кооперации в 2003 году было продано товаров на душу населения на 161 рубль, в целом же по республике оборот розничной торговли на одного человека составил 12 972 рубля.

Автор считает, что соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами в общем объеме оборота выступает индикатором уровня жизни населения, отражает структуру товарного предложения и потребления. На протяжении 2001;2003 годов отмечен рост удельного веса продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли Дагестанского респотребсоюза. Так, если в 2001 году доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли составляла 80%, то в 2003 году уже 89,4%, что на 9,4 процентных пункта больше. Деформация ассортимента товаров в потребительской кооперации Дагестанского респотребсоюза вызвана не только низкой покупательной способностью обслуживаемого населения, но и недостатками в формировании товарного предложения. По мнению автора, такое положение отчасти отражает сегодняшнюю ситуацию в российской экономике, обусловленную ростом потребительских цен на товары и услуги, опережающими темпами роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, низкими денежными доходами населения.

Наблюдается уменьшение на 1,1 процентных пункта удельного веса оборота розничной торговли потребительской кооперации в товарообороте территории (доля рынка) в 2003 году до 1,7% по сравнению с 2001 годом только при одновременном росте охвата оборотом розничной торговли потребительской кооперации денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров как в целом по системе Дагестанского респотребсоюза, так и по Кизлярскому и Хунзахскому районным потребительским обществам, увеличился в 2003 году по сравнению с 2001 годом соответственно на 0,1- 0,3- 0,2 процентных пункта.

Положительной тенденцией является ускорение товарооборачиваемости, а также сокращение уровня издержек обращения, что в исследуемом периоде обеспечило рост доли собственных оборотных средств в общей сумме оборотных средств. В целом по Дагестанскому респотребсоюзу в исследуемом периоде отмечено ускорение товарооборачиваемости на 72 дня, уровень издержек обращения снизился на 0,8 процентных пункта и составил 18,7%. Доля собственных оборотных средств в общем их объеме составила в 2003 году 1,8% против 1,4% в 2001 году. В 2003 году по сравнению с 2001 годом снизились рентабельность розничной торговли на 2,3 процентных пункта и составила 1,9%, уровень доходов розничной торговли на 1 процентный пункт и составил 20,0%.

Действенным способом повышения эффективности коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации Республики Дагестан возможно является использование концепции маркетинга. Предлагаемая концепция предусматривает формирование ассортиментной, ценовой, сбытовой политики, применение средств стимулирования продаж потребителям, создание банка коммерческой информации.

Автором обосновано, что главную роль в обеспечении сохранения и завоевания предпочтительной доли рынка, а также достижения превосходства над конкурентами должна принадлежать коммерческой службе Дагестанского респотребсоюза при условии организации эффективного взаимодействия отдела сбыта с отделом маркетинга, основной задачей которого является разработка и воплощение стратегии производства, закупки и сбыта (реализации) продукции (товара).

Наличие отдела маркетинга в организационной структуре Дагестанского респотребсоюзе позволит обеспечить: организацию системы дифференцирования и позиционирования рыночных предложений на всю номенклатуру товаров собственного производства и закупаемой сельскохозяйственной продукции и сырьяорганизацию сбора и обработки информации о потребностях потребителей в товарах, ценовой политике поставщиков, потенциальных конкурентованализ маркетинговой деятельности покупателей организации, поставщиков и конкурентовучастие в маркетинговых мероприятиях по установлению контактов с новыми покупателями и поставщикамипланирование потребности в закупках товаров с учетом спроса потребителей, конъюнктуры рынка на основе анализа возможностей отдельных поставщиковформирование и совершенствование маркетинговой стратегии организацииконтроль и регулирование расходов на маркетинговые (в том числе и рекламные) мероприятияформирование и выявление методов и направлений повышения эффективности маркетинговой деятельности организации на выгодных для нее условиях.

С целью углубленного исследования влияния коммерческой работы на результаты деятельности организаций потребительской кооперации Республики Дагестан в диссертации предложена система основных составляющих ее оценки, которая может быть использована для самооценки коммерческой работы каждым торговым предприятием системы. Для оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации автором предлагается пять блоков показателей, характеризующих различные стороны коммерческой деятельности, а также ее результативность: показатели формирования товарного предложенияпоказатели оценки качества реализуемых товаровпоказатели соответствия объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спросапоказателями конкурентоспособности организаций потребительской кооперации на рынке регионовпоказатели экономической эффективности коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации.

Применение на практике теоретических и практических рекомендаций диссертационного исследования позволит организациям потребительской кооперации обеспечить реализацию социальной миссии системыудовлетворение потребностей обслуживаемого населения в товарах и услугах, и достижение экономической цели — получение прибыли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Коммерция: Учеб. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. -475 с.
  2. Ю.А. и др. Основы коммерции: Учеб. / Ю. А. Аванесов, Е. А. Васькин, А. Н. Клочко. М.: ТОО «Люкс-Арт», 1999.
  3. Р. Расчет экономической устойчивости коммерческих организаций // Маркетинг. 2002. — № 4. — С. 101−108.
  4. А.У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с.
  5. О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие. М.: Дело, 2000.
  6. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  7. Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 1999.- 804 с.
  8. И.В. Управление развитиехМ предприятия: Стратегический хменеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учеб. пос. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — 380 с.
  9. А.М. Развитие коммерческой деятельности производственных предпритяий в соврменных условиях: Автореф. канд. экон. наук. М: МУПК, 1996.
  10. М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торг. вузов. М.: Экономика, 1990. — 352 с.
  11. A.B. Стратегия устойчивого развития экономики и ее социальной направленности. М.: Экономика, 1999. — 73 с.
  12. А.Р. Организация и управление торговлей на селе. М.: Экономика, 1982. — 120 с.
  13. А.Р., Цихотский A.B. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск: Наука, 1993. — 168 с.
  14. М.В. Особенности управления сбытовой системой на рынке лекарственных средств // Менеджмент в России и за рубежом. № 3. — 2004. — С. 51−56.
  15. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. — 1536 с.
  16. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 1248 с.
  17. В.В. Управленческий аудит системы сбыта готовой продукции. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.
  18. Д. Альтернативы экономического развития России XXI века // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 6. — С. 44−47.
  19. Г. А., Гайдаенко Т. А. Маркетинг: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 238 с.
  20. Т.С. и др. Краткая экономическая энциклопедия / Т. С. Вечканов, Г. В. Вечканова, В. Т. Пуляев. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.-509 с.
  21. С.Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пос. Минск: Высш. шк., 1998.- 176 с.
  22. С.Н. Организация и технология торговли: Учеб. Минск: Высш. шк., 1998. — 224 с.
  23. Ю. Управление сбытом: Пер. с нем. М.: Инфра-М, 1997. — 112 с.
  24. О.С. Стратегическое управление: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1999. — 296 с.
  25. С.С. Государственное регулирование продовольственного рынка России: Дис.. к.э.н. / РЭА им. Г. В. Плеханова. -М., 1999.
  26. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. / Пер. с датского А. Н. Чеканского. М.: Высш. школа, 1994. — 272 с.
  27. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело: Учеб. М.: Внешторгиздат, 1990. — 263 с.
  28. И.Н. Международное коммерческое дело: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 672 с.
  29. Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: Учеб.-метод. пос. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 272 с.
  30. Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 2.
  31. Е.П. Основы маркетинга: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финпресс, 2003. — 688 с.
  32. В.А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998.
  33. Е.В. Система социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе // Вопросы статистики. 1999. -№ 4 — С. 47−55.
  34. Гражданское законодательство России. Часть 1: Гражданский кодекс РФ, образцы правовых документов / Сост. B.C. Анохин, Б. Д. Завидов, Н. П. Курцев. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995. — 288 с.
  35. A.C. Маркетинговые стратегии предприятий Ленинградской области в условиях экономического кризиса // Петербургский аналитик 1998. -№ 1.
  36. А. Академия рынка: Маркетинг / Пер. с франц. А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- Научн. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. -572 с.
  37. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1989.
  38. Г. Торговый бизнес: Как организовывать и управлять: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 304 с.
  39. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова. Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк., 1995.
  40. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Дукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1992.
  41. В.Ф. Социальные и нравственные основы потребительской кооперации: Учеб. пос. М.: Наука и кооперативное образование, 2003.-406 с.
  42. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Финпрес, 2001.
  43. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М, 2002. — 496 с. — (Серия «Высшее образование»).
  44. С. Маркетинговое управление // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2001. — № 4. — С. 47−51.
  45. A.B., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пос. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 157 с.
  46. Е.В. Совершенствование механизма хозяйственных связей кооперативной розничной торговли с поставщиками товаров. Ставрополь: АО ИПФ «Нонпарель», 1995. — 136 с.
  47. Е.В. Стратегия устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2002. — 283 с.
  48. Е.В. Теоретические аспекты устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2002. — 246 с.
  49. К вопросу о концепции и содержании системы статистических показателей для анализа социально-экономического развития России и ее регионов / Н. С. Апарин, Л. С. Мымрикова, Е. С. Заварина, Б. Т. Рябушкина // Вопросы статистики. 1999. 7. — С. 40−45.
  50. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп.: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 320 с.
  51. С.А. Организация коммерческой деятельности: Учеб. пос. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 416 с.
  52. . Деловая стратегия: Пер. с англ.- Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  53. В.В. Политика и практика маркетинга. М.: Ин-т стратегического анализа и развития предпринимательства, 1988.
  54. В.В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга на предприятии (http://vvwvv.aup.ru).
  55. М.В. Коммерческая логистика. М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2003.-256 с.
  56. М.И. Конкурентные стратегии: Учеб. пос. СПб., 2001. — 284 с.
  57. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебн. пос. / В. К. Козлов, С. А. Уваров, Н. В. Яковлева и др.- Под ред. В. К. Козлова, С. А. Уварова. СПб.: Политехника, 2000. — 322 с.
  58. Коммерческий портфель: Книга коммерческого менеджера. Книга аналитика. Книга коммерсанта / Отв. ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. М.: СОМИНТЕК, 1995. — 752 с.
  59. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб. пос. / Под общ. ред. A.B. Зырянова. Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995.
  60. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. Принята 12 дек. 1993 г. М.: Известия, 1993. — 127 с.
  61. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации // Торговая газета. 2000. — № 2. — С. 3- № 3 — С. 3.
  62. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз РФ, 2001. — 126 с.
  63. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В.Б. Боброва- Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1992. — 734 с.
  64. Ф. Управление маркетингом: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1980.-223 с.
  65. JI.M. Организация коммерческого успеха. — М.: Экономика. -1999.-327 с.
  66. И.И. Организация маркетинга на предприятии: Практическое пособие. — М.: Юристъ, 2011.
  67. Э. Торговля и рынок потребительских товаров // Маркетинг. -1998.-№ 5.-С. 83−87.
  68. В. Совершенствование маркетинга в организациях // Инвестиции в России. 1998. — № 12.
  69. А.И. Теоретико-методологические аспекты конкурентоспособности предприятий и организаций розничной торговли: Дис. на соиск. уч. степ. М., 1996.
  70. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзенберга. М.: Инфра-М, 1997, 538 с.
  71. М.М., Рубинштейн Г. Л. Экономика и организация торговли. -М., 1939.
  72. В.Е. и др. Система розничной торговли: использование компьютерных технологий принятия решений как основных инструментов регулирования в условиях рынка / В. Е. Лихтенштейн, Ю. М. Первак, Л. А. Толкачев. М.: ПРИОР, 2002. — 224 с.
  73. И. Управление каналами сбыта товаров промышленного назначения // Маркетинг. 2000. — № 2.
  74. М.Л., Пирожкова H.A. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во «Дело и сервис», 2000. — 816 с.
  75. Мак-Дональд М. Стратегическое маркетинговое планирование: Теория, практика и вопросы для изучения // Экономика XXI века. 2001. — № 5.
  76. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. т. 1 — 399 с.
  77. А.В. Коммерция: Учеб.-метод. пос. М.: Финансы и статистика, 2002.-256 с.
  78. Маркетинг / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др. -М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1996.
  79. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. / Под ред. проф.
  80. B.А. Алексунина. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001. — 516 с.
  81. Маркетинг: Учеб. для вузов / Н. Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю. А. Цыпкин и др.- Под ред. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-631 с.
  82. Маркетинг: Учеб. / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. — 560 с.
  83. Р. Управление розничной торговлей / Пер. с англ. Б. А. Гольдберга. М.: Экономика, 1980. — 272 с.
  84. В.Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии торгового предприятия требование времени // ЭКО. — 1998. — № 11. — С. 13−18.
  85. С. Роль службы маркетинга в управлении продажами B2B//vvvw/bkg.ru/cgi-bin/article.
  86. О.П., Макарова Г. В. Оценка использования собственных товарных ресурсов организациями потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2004. — № 8.
  87. О.П., Макарова Г. В. Стратегия формирования собственных товарных ресурсов потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2004. — № 8.
  88. М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1997. — 704 с.
  89. П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент. СПб.: Экономическая школа СПб. госуниверситета экономики и финансов, 2001.
  90. Г. и др. Школы стратегий / Г. Минцберг, Альстренд, Д. Лэмпел. СПб.: Питер, 2000. — 331 с.
  91. Л.П. Показатели социальной миссии потребительской кооперации, их анализ // Экономический анализ как основа принятия управленческих решений: Сборник докладов. Новосибирск: СибУПК, 2001.1. C. 94−115.
  92. Л.П. Статистика советской кооперативной торговли: Учеб. для кооперативных вузов. М.: Экономика, 1991. — 224 с.
  93. Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. -2000.-.№ 4.
  94. О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами: Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 795.
  95. О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 года № 730.
  96. О потребительской кооперации, потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28 марта 2000 года № 254-ФЗ.
  97. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 748 с.
  98. Организационное управление и реинжиниринг бизнес-процессов / B.C. Иванов, C.B. Сухов. Ярославль: МУБиНТ, 2002. — Ч. 1.
  99. Организация коммерческой деятельности: Справ. пособие / С. Н. Виноградова, С. П. Гурская, О. В. Пигунова и др.- Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. Минск: Высш. шк., 2000. — 464 с.
  100. Л.В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 623 с.
  101. Основные показатели социальной и хозяйственной деятельности потребительской кооперации России за 2001 год. М.: Центросоюз РФ, 2002. -192 с.
  102. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за январь-декабрь 2003 года. М.: Центросоюз РФ, 2004. — 105 с.
  103. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг: Учеб. пос. / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2003. — 240 с.
  104. Е. Методика оценки состояния маркетинга на предприятиях // Маркетинг. 2002. — № 1 (62). — С.80−85.
  105. П.В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001. — 220 с.
  106. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Ось-89, 1998.-80 с.
  107. О.В., Аниськова О. Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятий розничной торговли. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 117 с.
  108. М., Усенко В. Эффективное управление сбытом. Роль руководителя в процессе управления // Аптека. 2003. — № 13(384).
  109. Ш. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учеб. — М.: ИНФРА-М, 2000. 248 с.
  110. И., Похабов В. Методика оценки эффективности системы ¦ управления маркетингом на предприятиях // Маркетинг. 2001. — № 5. — С. 102* 120.
  111. Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. 1999. — № 1.
  112. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. Под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.
  113. М. Э. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. — 790 с.
  114. Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998−2002 годы. М.: Центросоюз РФ, 1998. — 175 с.
  115. .А. Рыночная экономика: Учеб. М., 1995.
  116. .А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь. — 2-е изд. испр. и доп. М.: Инфра-М, 1998. — 479 с.
  117. .А., Фатхудинов P.A. Управление экономикой: Учеб. М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“», 1999.
  118. В.Н. и др. Стратегический менеджмент: Учеб. пос. / В. Н. Радионова, Н. В. Федоркова, А. Н. Чекменев. М.: ИНФРА-М, 2002. — 91 с.
  119. А.Н., Лукасевич И. Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 1993.
  120. Российская торговая энциклопедия: В 5 т. М.: РООИиП «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999.
  121. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Кн. 2: Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / Науч. ред. A.M. Зобов, Б. Н. Киселев. — М.: ГУУ, 1998. — 1032 с.
  122. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 690 с.
  123. Россия 2003: Стат. справ. / Госкомстат России. М., 2003. — 51 с.
  124. Рыночная экономика: Учеб.: В 3 т. Т. 1. Ч. 1. Теория рыночной экономики. Ч. 1. Микроэкономика. М.: Соминтэк, 1992. — 160 с.
  125. Рыночная экономика: Учеб.: В 3 т. Т. 2. Ч. 1. Основы бизнеса.- М.: Соминтэк, 1992.- 164 с.
  126. И.В. Экономика предприятия: Учеб. пос. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 304 с.
  127. М.В., Тарасова Е. Е., Сероштан М. С. Концепция обеспечения конкурентоспособности потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2000. — 39 с.
  128. .И. Основы коммерческой деятельности: Учеб. М.: Юристь, 1998.-659 с.
  129. Л.А., Наговицина Л. П. Актуальные проблемы в потребительской кооперации. Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та потреб, кооп., 1999.
  130. А. Государственное управление при формировании рыночных отношений // Экономист. 1994. — № 9. — С. 33−38.
  131. B.C. Стратегический менеджмент: Учеб. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448 с.
  132. Социальное развитие села до 2010 года. Целевая программа: Распоряжение Правительства РФ от 22.01.01 № 76-р.
  133. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2002 году. М.: Центросоюз РФ, 2003. — 259 с.
  134. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации. М.: Центросоюз РФ, 2001. — 236 с.
  135. Социально-экономическое положение потребительской кооперации. -М.: Центросоюз РФ, 2002. 191 с.
  136. Социально-экономическое положение потребительской кооперации. -М.: Центросоюз РФ, 2004. 220 с.
  137. Социально-экономическое положение России: Стат. сб. / Госкомстат России.-М., 2003.-416 с.
  138. Социально-экономическое положение России: Стат. сб. / Госкомстат РФ. -М., 2000. -370 с.
  139. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, A.B. Коротко в и др.- Под. ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997.
  140. B.JI. Формирование инфраструктуры регионального рынка средств производства. Ростов-на-Дону, 1993.
  141. В.Н. Коммерческое посредничество на акционерной основе: Учеб. пос. Ростов-на-Дону, 1992.
  142. Стратегическое управление: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
  143. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года // Коммерсантъ. 2000. — № 83. — С. 7.
  144. Стратегия социально-экономического развития России — инновационный путь // Рос. экон. журн. 2000. — № 8. — С. 26−36.
  145. Стратегия экономического развития России: По материалам общероссийской дискуссии // Рос. экон. журн. 2000. — № 7. — С. 3−48.
  146. Е.Е. Исследование коммерческой деятельности потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2004. — 295 с.
  147. Е.Е. Совершенствование коммерческой деятельности оптовых предприятий: Учеб. пос. Белгород: БУПК, 1997.
  148. Е.Е. Управление коммерческой деятельностью организаций: теоретико-методологический аспект. Белгород: Кооперативное образование, 2003.-302 с.
  149. Е.Е., Прушковский JI.B. Оценка экономической эффективности коммерческой деятельности. Белгород: Кооперативное образование, 2001. — 136 с.
  150. В.И. Совершенствование организационных структур управления в системе потребительской кооперации: Учеб. пос. Белгород: Изд-во БУПК, 1998.- 109 с.
  151. В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 1999. — 206 с.
  152. В.И. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации. Белгород: Изд-во БУПК, 1999. — 295 с.
  153. JI.E. Самоуправление и организационная культура потребительской кооперации: теоретико-методологические проблемы. -Белгород: Кооперативное образование, 2003. 230 с.
  154. . Маркетинговая информационная модель// Маркетинг. -2003.2.-С. 22−26.
  155. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации: Учеб. для вузов: Пер. с 9-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2000.-412 с.
  156. Торговое дело: экономика и организация: Учеб.: Под общ. ред. проф. Т. П. Данько. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  157. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учеб. / Под ред. проф. Л. А. Брагина, проф. Т. П. Данько. М.: ИНФРА-М, 2000. — 560 с.
  158. Управление организацией: Учеб. для вузов / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998.-669 с.
  159. H.H., Лигоненко Л. О. Методологические основы обоснования стратегии развития торгового предприятия // Экономика предприятия. — 1999. -№ 10−11.-С. 2−9.
  160. P.A. Стратегический менеджмент: Учеб. — 5-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2002. — 448 с.
  161. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2000. — 312 с.
  162. В.П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 512 с. — (Серия «Учебники, учебные пособия»).
  163. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1998. — 576 с.
  164. А. А. Оптимизация каналов распределения как часть маркетинга оптовой торговой фирмы // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. — № 6.
  165. И.Ф. Учение о торговле: Пер. с нем. М.: Перспектива, 1993. -Кн. 1,2.
  166. В. Д., Кусик А. В., Ушанов А. В. Методический подход к учету влияния факторов внешней среды при выборе маркетинговой стратегии фирмы // Маркетинг. 2000. — № 4.
  167. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб. / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2001. — 295 с.
  168. Экономика и статистика фирм: Учеб. / В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина и др.- Под ред. д-ра экон. наук проф. С. Д. Ильенковой. — М.: Финансы и статистика, 1996. 240 с.
  169. Экономика потребительской кооперации: резервы и пути развития / А. И. Евдокимов, В. И. Блистер, Н. В. Данильченко и др.- Под общ. ред. А. И. Евдокимова, В. И. Блистера. М.: Экономика, 1991.-241 с.
  170. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пос. / Под ред. А. П. Градова. — 3-е изд., испр. СПб.: СпецЛит, 2000. — 600 с.
  171. Экономическая теория: Учеб. для студентов вузов / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр. «ВЛАДОС», 1999. — 640 с.
  172. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.178
Заполнить форму текущей работой