Повышение конкурентоспособности строительного предприятия на рынке подрядных работ в современных условиях
ДОуровень изменения объема СМР подрядчика относительно конкурента за счет воздействия численности персонала (эффект воздействия экстенсивных факторов) за исследуемый период. С учетом уровня инфляции совокупная величина изменения объема СМР за счет воздействия совокупных факторов будет выражена: где ДО" М|, — изменение уровня объема СМР по номинальной стоимости за счет воздействия инфляции… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ НА РЫНКЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ
- 1. 1. Решение проблемы конкуренции товаропроизводителей с позиций теории и практики
- 1. 2. Анализ отличительных особенностей решения проблемы конкурентоспособности в деятельности строительных подрядчиков России
- 1. 3. Модель соподчинения и взаимосвязи проблем и подпроблем повышения конкурентоспособности строительной организации
- ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
- 2. 1. Исследование взаимосвязи условий строительства и конкурентоспособности строительных подрядчиков северных регионов России
- 2. 2. Исследование динамики конъюнктуры рынка капительного строительства в Западно-Сибирском экономическом районе Российской Федерации
- 2. 3. Систематизация факторов, воздействующих на конкурентоспособность строительных организаций
- ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ
- ЗЛ. Рекомендации по формированию конкурентной стратегии строительной организации, функционирующей на рынке подрядных работ
- 3. 2. Разработка и апробация метода анализа и оценки уровня производственной конкурентоспособности подрядной организации
Повышение конкурентоспособности строительного предприятия на рынке подрядных работ в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конкуренция товаропроизводителей в условиях рыночных отношений является действенным фактором, который объективно побуждает развивать и совершенствовать технологии и производство, улучшать качество производимой продукции, снижать издержки, повышать эффективность использования располагаемых ресурсов — материальных, трудовых, финансовых, технологических и информационных. Применительно к сфере строительства, конкуренция проявляется в конкурировании подрядчиков различных организационно-правовых форм деятельности, функционирующих в сфере малого, среднего и крупного строительного бизнеса за:
• получение заказов на наиболее выгодных условиях для обеспечения своего устойчивого положения;
• возможность оптимальной загрузки используемых производственных мощностей;
• возможность максимально полного удовлетворения потребностей инвесторов, заказчиков, застройщиков по уровню приемлемой цены и продолжительности строительства, гарантий качественного выполнения работ, возможности оказания наиболее полного комплекса профессиональных услуг, других возможностей формирования конкурентных преимуществ обеспечивающих и усиливающих рыночную репутацию организаций;
• возможность более эффективного управления деятельностью подрядной организации, проявляемого в более эффективной реализации функций управления, в том числе функций маркетинга, в более качественной разработке и реализации конкурентной стратегии, более эффективного, относительно конкурентов, использования своих ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Исследование проблем повышения конкурентоспособности строительных организаций на рынке подрядных работ в современных условиях воздействия конкурентной среды выполнено применительно к условиям деятельности российских строительных организаций Западно-Сибирского экономического района. Конкурентная среда в северных районах Западно-Сибирского экономического района отражает существенное превышение производственных возможностей строительных организаций на рынке капитального строительства. Об этом свидетельствует рост количества строительных организаций в нефтегазовых районах Тюменской области в 6,8 раза за 19 901 998 гг., что в 3,6 раза выше, чем в среднем по России на общем фоне наблюдавшегося спада инвестиций в производственную и непроизводственную сферу вплоть до 2001 г. Это обстоятельство ужесточает уровень конкуренции за получение заказов, обуславливает необходимость повышения конкурентных преимуществ в области формирования и реализации конкурентной рыночной стратегии, совершенствования управления процессом повышения конкурентоспособности строительных организаций, что определяет актуальность тематики проводимого исследования.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности строительных организаций в условиях Западно-Сибирского экономического района РФ усложняется воздействием природных и географических факторов, особенностями жилищного и промышленного строительства объектов, условиями обустройства месторождений, добычи, подготовки, переработки и транспортирования нефти и газа. Учет этих особенностей отражае1 необходимость привлечения дополнительных затрат на производство строительно-монтажных работ. Это проявляется наглядно в том, что удельный вес затрат на материальные ресурсы, как наиболее весомого экономического элемента себестоимости СМР, в северных районах Тюменской области почти в 1,2 раза выше, чем в среднем по строительным организациям России.
Объективным условием обеспечения конкурентоспособности и жизнедеятельности строительных организаций различных регионов России в современных условиях конкуренции является возможность получения заказов путем переговоров и участия в тендерных торгах. Получение заказов чере* тендерные торги отражает условия цивилизованной конкуренции и предусматривает реализацию условий здоровой конкуренции. Об ужесточении уровня конкуренции на рынке капитального строительства в северных районах Западной Сибири свидетельствуют следующие факты. Только за последние 7−8 лет уровень конкуренции в строительной отрасли Ханты-Мансийского автономного округа повысился в 2,2 раза и Ямало-Ненецкого — 1,8 раза.
Рост конкуренции ужесточает требования к подрядчикам за возможность получения заказов в ходе участия и выигрыша тендерных торгов, ужесточает значимость ценового фактора, качества и продолжительности строительства. В этих условиях строительные организации вынуждены отказываться от прежних подходов, используемых в практике управления, от старых стереотипов поведения руководителей и специалистов, вынуждены искать новые подходы, разрабатывать и применять новые стратегии, методы оценки, анализа и выявления резервов в повышении своей конкурентоспособности, приобретать опыт работы в конкурентной среде.
В ходе исследования выявлены отличительные особенности проявления и реализации проблемы повышения конкурентного преимущества в деятельности строительных организаций на рынке подрядных работ, отражающие чсловия воздействия конкурентной среды северных регионов России. С позиций решения проблемы конкурентоспособности строительных организаций на рынке подрядных работ, это проявляется преимущественно в возможности:
• применения более конкурентной стратегии, позволяющей получать заказы и более эффективно удовлетворять потребности строительного рынка (инвесторов, заказчиков, застройщиков, иных потребителей);
• реализации более конкурентной стратегии маркетинга, позволяющей более эффективно удовлетворять достижение стратегических и тактических целей организации;
• более эффективно добиваться достижения стратегических успехов в реализации стратегических целевых установок организации (устойчивого развития организации, экономического роста, увеличения доли рынка, ровня загрузки и наращивания производственных мощностей, обеспечение интенсивного типа развития, повышение ресурсоотдачи, рентабельности, прибыльности и иных целевых стратегических установок).
В ходе исследования систематизированы ключевые факторы получения строительной организацией конкурентного преимущества. В их состав включены: цена строительной продукции (работ, услуг), качество строительства (продукции, работ, услуг), сроки строительства (производства продукции, работ, оказания услуг), репутация (имидж) организации, участие в тендерных торгах и выигрыш тендерных торгов, эффективное управление производительностью труда и качеством продукции, рациональное использование ресурсов.
Целью настоящего исследования является разработка методических основ повышения конкурентоспособности строительного предприятия на рынке подрядных работ в условиях конкурентной среды в сфере капитального строительства Западно-Сибирского экономического района Российской Федерации.
Теоретические основы проявления форм и методов конкуренции товаропроизводителей заложили зарубежные исследователи — Дж. Робинсон, Э. Чемберлен, М. Фридман, Ф. Хайек, Дж. Хикс. В дальнейшем развиты в исследованиях М. Портера, Р. Уотермена, И. Ансоффа, К. Боумена, других исследователей. Исследованию общих условий конкуренции в рыночной среде посвящены работы ряда отечественных исследователей — О. Г. Голиченко, А. П. Градова, О. В. Михайлова, Э. А. Уткина, А. Ю. Юданова и др. В области разработки и реализации маркетинговых стратегий, развития маркетинга и конкурентоспособности предприятия существенный вклад внесли зарубежные и отечественные исследователи — Ф. Котлер, Жан-Жак Ламбен, К. Робинсон.
М.П. Афанасьев, Е. Голубков, М. Г. Долинская, В. П. Еферин, А. И. Ковалев, И. И. Кретов, О. Т. Лебедев, Т. Д. Маслова, A.M. Немчин и другие.
Исследованию условий конкурентоспособности строительных подрядчиков России посвящены исследования Т. Ч. Амалиева, А. Е. Лейбмана, P.M. Меркина, Л. Е. Тылевич, Л. В. Шамис и других экономистов. Однако, в их работах не отражены особенности конкурентной среды северных регионов России.
До последнего времени недостаточно полно исследованы вопросы комплексной систематизации проблем повышения конкурентоспособности строительных организаций, в недостаточной мере учтены особенности повышения конкурентоспособности организаций строительного комплекса Западно-Сибирского района РФ. До последнего времени еще не обеспечено создание приемлемой методики анализа и оценки конкурентоспособности строительных организаций различных форм собственности.
Этим объясняется целесообразность и актуальность настоящего исследования, направленного на повышение конкурентоспособности строительного предприятия на рынке подрядных работ в современных условиях.
Цель проведения исследования предопределила постановку и решение следующих задач:
• выявление подходов решения проблемы конкуренции товаропроизводителей с позиций экономической теории;
• анализ отличительных особенностей обеспечения конкурентоспособности в деятельности строительных подрядчиков России;
• выявление и уточнение взаимосвязи проблем и подпроблем повышения конкурентоспособности строительных организаций на рынке подрядных работ;
• разработка модели соподчинения и взаимосвязи проблем конкурентоспособности строительного предприятия;
• исследование процесса взаимообусловленности особенностей строительства, условий формирования конкурентной среды и возможное! ей повышения конкурентоспособности подрядчиков на рынке капитального строительства в северных нефтегазодобывающих районах Западно-Сибирского экономического района;
• осуществление систематизации факторов, воздействующих на конкурентоспособность строительных организаций;
• разработка рекомендаций по формированию конкурентной стратегии строительной организации, функционирующей на рынке подрядных работ;
• разработка рекомендаций и апробация метода анализа и оценки конкурентоспособности строительных организаций различных форм собственности.
Предметом исследования является совокупность теоретических и методических основ анализа, оценки и обеспечения условий повышения конкурентоспособности строительного предприятия на рынке подрядных работ в современных условиях формирования конкурентной среды в ЗападноСибирском экономическом районе РФ.
Объектом исследования выступают строительные организации, осуществляющие строительство объектов по добыче, подготовке, переработке и транспортированию нефти и газа, объектов производственной и социальной инфраструктуры Западно-Сибирского экономического района РФ.
Методологической основой исследования явились трды отечественных и зарубежных ученых по проблеме теории и практики конкуренции, методы экономического анализа, основы теории управления, системного подхода, справочные и статистические материалы по исследуемой проблематике.
Методика исследования основана на анализе современных подходов к обеспечению конкурентоспособности организаций в рыночной среде. принципов и методов эффективного управления, обобщении статистических данных и практического опыта, применении методов логического, экономического и системного анализа.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• уточнена систематизация отличительных особенностей обеспечения конкурентных преимуществ в деятельности строительных организаций на рынке подрядных работ различных регионов России;
• разработана модель соподчинения и взаимосвязи решения проблем повышения конкурентных преимуществ строительными организациями на рынке подрядных работ;
• предложена систематизация факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на конкурентоспособность строительных организаций;
• разработаны рекомендации по формированию конкурентной стратегии строительной организации на рынке подрядных работ, отражающие особенности конкурентной среды при строительстве объектов в Западной Сибири;
• разработаны рекомендации по анализу, оценке и реализации резервов производства в повышении конкурентоспособности строительных организаций, функционирующих на рынке подрядных работ;
• предложен метод анализа и оценки уровня конкурентоспособности строительных организаций, отражающий степень воздействия интенсивных и экстенсивных факторов на изменение объемов строительно-монтажных работ и производительность труда работников;
• разработаны рекомендации по выявлению уровня конкурентоспособности подрядных организаций разных форм собственности на основе применения предложенного метода анализа и оценки конкурентоспособности.
Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов исследования и рекомендаций при анализе, оценке и реализации конкурентных преимуществ, разработке конкурентных стратегий и методов управления, направленных на повышение конкурентоспособности строительных организаций различных регионов России.
Использование результатов исследования. Разработанные рекомендации и теоретические положения работы использованы на ряде строительных организаций Западно-Сибирского экономического района РФ, что подтверждается справкой о внедрении.
По теме диссертации опубликованы 3 статьи общим объемом 0,9 п.л., в которых изложены основные результаты исследования.
Результаты исследования воздействия факторов внешней и внутренней среды на конкурентоспособность строительных организаций (рис. 3.8) и условий проявления их воздействия отражают:
• целесообразность группировки факторов на интенсивные и экстенсивные;
• применения методов анализа уровня воздействия интенсивных и экстенсивных факторов на конкурентоспособность строительных организаций.
В целях решения задачи по выявлению и реализации имеющихся резервов конкурентоспособности строительных организаций предлагается метод анализа и оценки конкурентоспособности за счет воздействия интенсивных и экстенсивных факторов (рис. 3.8) на:
• уровень изменения объема СМР, выполняемого подрядной организацией относительно конкурентов;
• уровень изменения производительности труда работников подрядной организации относительно конкурентов.
Рис. 3.8. Предлагаемая схема выявления резервов производства в повышении конкурентоспособности подрядной организации на рынке подрядных работ.
Предлагаемый метод анализа и оценки резервов производства в повышении конкурентоспособности строительной организации относительно конкурентов основан на применении функциональной зависимости: а) изменения уровня объема СМР подрядчика относительно конкурента за счет воздействия производительности труда работников (результат проявления воздействия интенсивных факторов) и численности работников (результат проявления воздействия экстенсивных факторов):
Осмр=ПхЧ (3.1).
ДОСмр= ДО['М1,+ДО.
3.2) где Осмр — объем СМР, выполняемый собственными силами подрядчиком (конкурентом) за исследуемый период;
П — производительность (выработка) на одного работника подрядной организации (конкурента) за исследуемый период;
Ч — среднесписочная численность работников, занятых на СМР и подсобном производстве за исследуемый период;
ДОсмр — совокупное изменение объема СМР подрядчика относительно конкурента за счет воздействия интенсивных и экстенсивных факторов за исследуемый периоддО" и> «уровень изменения объема СМР подрядчика относительно конкурента за счет воздействия производительности труда (приравниваемой к воздействию интенсивных факторов) за исследуемый период;
ДОуровень изменения объема СМР подрядчика относительно конкурента за счет воздействия численности персонала (эффект воздействия экстенсивных факторов) за исследуемый период. С учетом уровня инфляции совокупная величина изменения объема СМР за счет воздействия совокупных факторов будет выражена: где ДО" М|, — изменение уровня объема СМР по номинальной стоимости за счет воздействия инфляции (подрядчика относительно конкурента) в стоимостном выражении, б) изменения уровня производительности труда работников подрядчика относительно конкурента за счет воздействия фондоотдачи производства (результат проявления воздействия интенсивных факторов) и фондовооруженности труда работников (результат проявления экстенсивных факторов):
AOfvn" = ДО['М|, + ДОё’Ч1|, +ДО и.
L Ml'.
3.3).
П = Ф&bdquo- + Ф&bdquo- (3.4).
ДП = ДПФ" +ДПФ", (3.5) где Ф0 — уровень фондоотдачи производства подрядчика (конкурента) за исследуемый период;
Фв — уровень фондовооруженности труда работников подрядчика (конкурента) за исследуемый период;
АП — совокупная величина изменения производительности труда подрядчика относительно конкурента за счет воздействия фондоотдачи производства и фондовооруженности труда работниковДПФ" - уровень изменения производительности труда подрядчика относительно конкурента за счет воздействия фондоотдачи производства (результат проявления интенсивных факторов);
ДПФ|! — уровень изменения производительности труда подрядчика относительно конкурента за счет воздействия фондовооруженности труда работников (результат проявления экстенсивных факторов). Для выявления воздействия факторов на результирующий признак рекомендуется применять уточненный (логарифмический) метод анализа, разработанный профессором J1.M. Чистовым [110] как более объективный метод в сравнении с графоаналитическим или методом цепных подстановок [116]:
ДО^=ДОСЧ1,х-^ (3.6).
AOIMP=AOCMPx-i|b- (3.7).
1n I дп = АПх—(3.8) lnl" дпф" = Д11 х (3.9) lnl" где ln 1ц, ln I4, ln I (ip, In 1ф0, ln 1фн — натуральный логарифм индекса соответственно производительности, численности, объема СМР, фондоотдачи и фондовооруженности труда работников (в расчетах рекомендуется исчислять значения индексов с точностью до 5-го знака после запятой).
Предлагаемый метод анализа и оценки конкурентоспособности организации актуален для:
• выявления типа развития производства подрядной организации (при сравнении результатов текущей деятельности с базовым периодом, прогнозируемого периода с базовым и др.);
• выявления резервов производства в повышении конкурентоспособности подрядчика относительно конкурента;
• выявления уровня конкурентоспособности подрядных организаций, применяемых различные организационно-правовые формы деятельности.
Апробация предлагаемого метода анализа и оценки уровня конкурентоспособности подрядных организаций России с различными формами собственности (табл. 3.1 и 3.2) позволяет сделать следующие обобщения полученных результатов:
1. Подрядные организации с государственной формой собственности имеют абсолютное преимущество в производительности труда:
• в 1,066 раза в сравнении с частной формой собственности;
• в 1,129 раза в сравнении со смешанной формой собственности.
2. Однако, подрядные организации с частной и смешанной формой собственности имеют сугубо интенсивный тип развития производства, то есть обеспечивают прирост производительности труда исключительно за счет роста фондоотдачи (воздействия интенсивных факторов):
• в 12,63 раза больше в условиях частной формы собственности относительно государственной (12,949:1,025);
• ив 4,7 раза больше в условиях смешанной формы собственности относительно государственной (8,834:1,881).
3. Данные анализа отражают, что подрядные организации с государственной формой собственности имеют несравнимо малый уровень конкурентоспособности относительно частной и смешанной форм собственности, так как обеспечивают наращивание производительности труда за счет экстенсивных факторов в ущерб рациональному использованию располагаемых ресурсов.
4. Подрядные организации с частной формой собственности являются по данным анализа наиболее конкурентоспособными за счет более эффективного использования своих материальных, нематериальных и внеоборотных активов.
5. Негативным условием выполненного анализа является использование данных статотчетности за 1994 г. из-за отсутствия практики публикации ежегодных данных деятельности строительных организаций по России и регионам. Особенно пагубно это сказывается на ограниченности анализа конкурентоспособности организаций из-за отсутствия возможности для сбора информации о ценах на строительные объекты по результатам подрядных торгов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Выполненная диссертационная работа отражает исследование проблемы повышения конкурентоспособности строительного предприятия на рынке подрядных работ России, разработку и апробацию рекомендаций по повышению конкурентных преимуществ строительных организаций на рынке подрядных работ России и регионов.
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. В области теории:
1.1. Обоснованы методические основы решения проблемы повышения конкурентных преимуществ строительных организаций, отражающие особенности конкурентоспособности строительных подрядчиков России, условий строительства и конкурентной среды в Западно-Сибирском экономическом районе Российской Федерации;
1.2. Разработана систематизация факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на конкурентоспособность строительных организаций в конкурентной рыночной среде на рынке подрядных работ России с учетом особенностей воздействия конъюнктуры рынка капитального строительства в Западно-Сибирском районе Российской Федерации.
1.3. Уточнены особенности условий строительства и динамики конъюнктуры рынка капитального строительства северных регионов России.
1.4. Обоснована концепция механизма повышения конкурентоспособности строительных организаций, функционирующих в конкурентной рыночной среде на рынке подрядных работ на основе формирования конкурентной стратегии.
2. В методической области:
2.1. Разработаны рекомендации по формированию конкурентной стратегии строительной организации на рынке подрядных работ в обеспечении и развитии конкурентных преимуществ подрядных организаций.
2.2. Разработаны рекомендации по реализации механизма выявления резервов в повышении конкурентоспособности строительных организаций, функционирующих на рынке подрядных работ.
2.3. Разработаны рекомендации по анализу и оценке конкурентоспособности строительных организаций на основе выявления воздействия интенсивных и экстенсивных факторов на уровень производственной мощности и производительности труда работников подрядных организаций.
3. В области практики:
Разработанные рекомендации апробированы при анализе и оценке конкурентоспособности подрядных организаций России, имеющих различные формы собственности. Наряду с этим отдельные разработки и рекомендации диссертационной работы использованы в деятельности ряда строи! ельных организаций Западно-Сибирского экономического райна Российской Федерации. Использование основных результатов исследования позволит более объективно выявлять условия и возможности в реализации конкурентных преимуществ российских подрядных на рынке подрядных работ в северных регионах России.
В ходе выполнения диссертационной работы не все проблемы обеспечения конкурентных преимуществ в деятельности отечественных строительных предприятий, функционирующих на рынке подрядных работ в современных условиях хозяйствования, удалось решить в одинаковой мере. Многие проблемы оказались за пределами поставленных задач исследования. В этой связи решения ряда актуальных проблем в повышении конкурентоспособности российских подрядных организаций требует дальнейшего исследования, в частности:
• проблема выбора и согласования целей деятельности и конкурентной стратегии действий строительных организаций различных форм собственности на рынке подрядных работ;
• проблема совершенствования механизма подготовки подрядных организаций к участию в подрядных торгах и переговорах;
• проблема упреждения и анализа рисков в деятельности строительных организаций;
• проблема эффективной организации контрактных отношений в деятельности подрядных организаций;
• проблема защиты коммерческой тайны;
• проблема повышения загрузки мощностей строительных организаций и сокращения сроков продолжительности строительства объектов в сравнении с зарубежными конкурентами;
• проблема обеспечения гарантий качества выполняемых работ и надежности заключаемых контрактов;
• проблема повышения эффективности управления деятельностью подрядных организаций и эффективности использования применяемых ресурсов;
• проблема обновления технологий и воспроизводства основных средств для подрядных организаций;
• проблема повышения эффективности реализации функций маркетинга и стратегий маркетинга в деятельности подрядных организаций на рынке подрядных работ;
• проблема совершенствования форм и методов мотивации труда работников подрядных организаций, с учетом их вклада в обеспечение устойчивого функционирования и развития строительной организации;
• других актуальных проблем для подрядчиков России и регионов.
Список литературы
- Амбарцумов A.A., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. М.: Крон-Пресс, 1993. — 302 с.
- Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. -317с.
- Антикризисное управление: Учеб. пособие для студентов технических вузов / В. Г. Крыжановский, В. И. Лапенков, В. И. Лютер и др.: под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. М.: «Издательство ПРИОР». 1998. -430 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. пред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Арбатов A.A., Коноплянник A.A., Курский А. Н. и др. Нефть России: проблемы воспроизводства сырьевой базы, потребления, правового регулирования и привлечения инвестиций. М.: АОЗТ «Геоинформмарк», 1996.-80 с.
- Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995. — 298 с.
- Баскакова М.А. Толковый юридический словарь бизнесмена (русско-английский, англо-русский). 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1994. — 640 с.
- Бизнес-карта 1999−2000. Строительство. Россия. Западная Сибирь. Справочное издание. Т. 3. М.: АДИ «БИЗНЕС-КАРТА», 1999. — 341 с.
- Болотников Г. И., Мещеряков С. В., Чепаченко Н. В. Концепция управления конкурентоспособностью строительных организаций на основеусиления функций маркетинга // Экономика и управление в строительстве: Со. науч. тр. СамГАСА. СамГАСА, 2000.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 1 75 с.
- Брячихин А.М. Управление качеством продукции строительства. -М.: Стройиздат, 1989. 230 с.
- Бузырев В.В., Ивашенцева Т. А., Кузьминский А. Г., Щербаков А. И. Экономика строительного предприятия: Учеб. пособие. Новосибирск: НГАСУ, 1998.-312 с.
- Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Словарь рыночной экономики. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.-358 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. для вузов по направлению и спец. «Менеджмент». М.: МГУ, 1995. — 249 с.
- Гизатулин B.C., Мещеряков C.B. Развитие функций контроллинга как фактора повышения конкурентоспособности организаций // Экономика и управление в строительстве: Сб. науч. тр. СамГАСА. СамГАСА, 2000.
- Голиченко О.Г. Экономическое развитие в условиях несовершенной конкуренции. М.: Наука, 1999. — 190 с.
- Голубков Е. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Изд-во «Дело», 1995.-248 с.
- Голышев А.И. К вопросу обеспечения качества строительства: Материалы семинара. Опыт и проблемы управления качеством строительства. -М.: Общ-во «Знание», 1989. 102 с.
- Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: СПбГУЭФ, 1994. — 178 с.
- Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. СПб.: Спец. лит. 1995.-411 с.
- Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 1998.-336 с.
- Гурков И.Б., Титова Н. Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. 1997. — № 4. -с. 20−34.
- Дайн А., Букерель Ф., Ланкар Р. и др. Маркетинг / Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр.- Научн. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. -572 с.
- Дамари Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций / Пер. с англ., науч. ред. Рысина В. Н. Я.: «Елень», 1993. — 224 с.
- Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Издательство «Питер», 2000.832 с.
- Дегтяренко В.Н. Терминологический словарь бизнесмена. М.: «Приор», 1996.- 112 с.
- Десслер Г. Управление персоналом (Human Resource Management): Пер. с англ. / Под общ. ред. Ю. В. Шленова М.: Бином, 1997. — 431 с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-560 с.
- Долинская М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1991, — 128 с.
- Дракер Питер Ф. Управление нацеленное на результаты: Пер с англ. М.: Технологическая школа бизнеса. 1994. — 200 с.
- Еферин В.П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях. М., 1994. — 155 с.
- Забелин В.П., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Информ.-внедренч. центр «Маркетинг», 1998. — 195 с.
- Завьялов П.С. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. — 1997. — № 5. — с. 3−14.
- Замураева Л.Е. Управление материальными ресурсами строительных организаций в конкурентной среде (на примере северных районов Тюменской области) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 2000. — 182 с.
- Инвестиционно-строительный комплекс в рыночных условиях: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Бузырева. СПб.: СПбГИЭА, 1994. — 250 с.
- Итоги деятельности в строительной отрасли // Строительная газета. 1999.-№ 11.
- Капитальное строительство в Тюменской области: Статистический сборник. / Тюменский областной комитет государственной статистики. Т. 1999. — 164 с.
- Капитальное строительство в Тюменской области в 1997 г.: Статистический сборник. / Тюменский областной комитет государственной статистики. Т., 1998. — 160 с.
- Капитальное строительство в Тюменской области в 1998 г.: Статистический сборник. / Тюменский областной комитет государственной статистики. Т., 1999. — 164 с.
- Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров / Пер. со швед. М.: Дело, 1996.-352 с.
- Киперман Г. Я., Сурганов Б. С. Популярный экономический словарь (справочное издание). М.: «Экономика», 1993. — 252 с.
- Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономический среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997. — 286 с.
- Ковалев А.И., Войленко В. В. Маркетинг в системе управления предприятием. Развитие маркетинга и конкурентоспособность. М., 1990. -324 с.
- Коммерческий словарь / Под общ. ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1992. — 307 с.
- Концепция реформирования предприятия и иных коммерческих организаций / Экономика и жизнь. 1997. — № 46.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
- Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-496 с.
- Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 рос. компаний): Практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.-361 с.
- Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. -М.: АО «Финстатинформ», 1994. 181 с.
- Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
- Лебедев О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга / Под ред. О. Т. Лебедева, 2-е изд., доп. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 224 с.
- Литвак Б.Г. Управленческие решения: Учебн. М.: ЭКМОС. 1998. -247 с.
- Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь / Отв. ред. акад. Н. П. Федоренко. М.: «Наука», 1987. — 509 с.
- Маркетинг / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.-560 с.
- Маслова Т.Д. Системное управление реализацией маркетинговой концепции развития предприятия / СПбГИЭА. СПб. 1998. — 198 с.
- Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебн. / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. — 502 с.
- Менеджмент в строительстве: Учебн. пособие / Под ред. И. С. Степанова. М.: Юрайт, 1999. — 540 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. М.: НФПК Дело, 1999. — 799 с.
- Методические рекомендации по разработке инвестиционной политики предприятия / Экономика и жизнь. 1997. — № 50.
- Методические рекомендации по разработке кадровой политики предприятия / Экономика и жизнь. 1997. — № 52.
- Методические рекомендации по разработке снабженческо-сбытовой политики предприятия / Экономика и жизнь. 1997. — № 49.
- Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия / Экономика и жизнь. 1997. — № 51.
- Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: «Познавательная книга плюс», 1999. — 592 с.
- Настольная книга хозяйственного руководителя, предпринимателя, коммерсанта, бизнесмена. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993. — 236 с.
- Негиши Т. История экономической теории: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л. Л. Любимова и B.C. Автономова. М.: АО «Аспект Пресс», 1995. -462 с.
- Немчин A.M. Основы маркетинга: Учебн. пособие /' ЛИЭИ. Л.: 1991.- 101 с.
- Никешин С.Н. Жизнеобеспечение производственных систем на основе методологии управления проектами. СПб.: СПбГИЭА, 1997. — 108 с.
- Никитина И.А. Эффективность систем управления персоналом. -СПб.: СПбГИЭА, 1998. 119 с.
- Окрепилов В.В. Управление качеством: Учеб. для вузов: В 4кн. Кн. 3: Законодательство и нормативные документы. СПб.: СПбГУЭФ, 1996. -211 с.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986.
- Пономарев В.Т. Бизнес-сленг для «новых русских». Д.: Сталкер, 1996.-368 с.
- Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ., под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
- Портфели конкуренции и управление финансами (Кн. конкурента. Кн. менеджера по финансам. Кн. антикризисного управляющего) / Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: «СОМИНТЕК», 1996. — 734 с.
- Пособие по повышению конкурентоспособности строительных подрядчиков России / P.M. Меркин, А. Е. Лейбман, Т. Ч. Амалиев, Л. Е. Тылевич, Л.В. Шамис- Под ред. P.M. Меркина. М.: Стройиздат, 1996. — 232 с.
- Потенциал России / Международный журнал для региональных и зарубежных инвесторов. 1999. — № 1.
- Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. М.: Международные отношения, 1993. — 112 с.
- Ремизов В.В. Новые концептуальные подходы к освоению газовых и газоконденсатных месторождений. М.: Ротапринт, ИРЦ «Газпром», 1999. -36 с.
- Робинсон К. Конкурентоспособность и маркетинг // Маркетинг. -1996. -№ 1. — с. 15−21.
- Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. / Госкомстат России. М., 1997. — 749 с.
- Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. / Госкомстат России.-М., 1998.-427 с.
- Румянцева З.П., Филинов Н. Б., Шрамченко Т. Б. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3. М.: «ИНФРА-М», 1999. -336 с.
- Рынок. Предпринимательство. Коммерция. Толковый словарь-справочник. 600 понятий и терминов на русском и английском языках / Под общ. ред. д.э.н., проф. А. Г. Новицкого и д.э.н., проф. В. К. Фединина. М. 1992. -189 с.
- Рыночная экономика: 2000 терминов / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Политиздат, 1991. — 224 с.
- Саймон Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях / Пер. с англ. М.: Экономика, 1995.
- Санталайнен Т. Управление по результатам / Пер. с фин., общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна. М.: «Прогресс»: Универс, 1993. — 319 с.
- Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.), М. С. Гиляров, Е. М. Жуков и др. М.: «Советская Энциклопедия», 1980. — 1600 с.
- Словарь делового человека / Бородин Е. Т., Буряк Ю. В., Григорян Р. Г. и др., под общей ред. В. Ф. Халипова. М.: Интерпракс, 1994. — 176 с.
- Словарь рыночной экономики. Автор-составитель В. А. Калашников. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993. — 56 с.
- Словарь терминов современного предпринимательства / Белхина С. Н., Макеева З. П. и др. Под ред. Морковкина В. В. М.: «Радикс», 1995. -432 с.
- Статистический обзор социально-экономического развития Тюменской области. / Тюменский областной комитет государственной статистики. Т., 1998. — 188 с.
- Статистический обзор социально-экономического развития Тюменской области. / Тюменский областной комитет государственной статистики. Т., 1999. — 97 с.
- Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.-440 с.
- Строительство в России. Статистический сборник. / Госкомстат России.-М" 1995.- 152 с.
- Теория и практика антикризисного управления: Учебн. для экон. специальностей вузов / Под ред. Беляева С. Г., Кошкина В. И. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — 469 с.
- Титова З.А., Либерзон В. И. Технология управления изменениями на фирме. М., 1996.
- Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. -366 с.
- Управление персоналом / Под ред. Генкина Б. М. М.: Высшая школа, 1997.-283 с.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1998. — 669 с.
- Управление проектами: Учеб.-метод, пособие для предприятий наукоемкой промышленности // Исаев В. В., Немчин A.M., Суслов Е. Ю. Суслов Ю.Е. / Под ред. В. В. Исаева. СПб.: Центр подготовки менеджеров наукоемкой промышленности, 1997. — 140 с.
- Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: Издательство ЭКМОС, 1997.-399 с.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: «АКАЛИС», 1996. — 516 с.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело ЛТД», 1993. — 864 с.
- Харрингтон Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. / Авт. вступ. ст. и науч. ред. Л. А. Конарева. -М.: Экономика, 1990. 272 с.
- Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. Э. Г. Лейкина и Л. Я. Розовского. Под ред. О. Я. Ольсевича. М.: Изд. иностр. лит, 1959. — 415 с.
- Чепаченко Н.В., Чистов Л. М. Экономика предприятия (эффективное управление предприятием): Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1999.-151 с.
- Чистов Л.М., Майданчик Б. И. Экономический анализ работы машиностроительных объединений. М.: Машиностроение, 1979. — 237 с.
- Чистов Л.М. Эффективное управление социально-экономическими системами. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 475 с.
- Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: Зарубежный опьп. -СПб.: Два-три, 1993. 444 с.
- Шаповал А.Ф., Моисеев Б. В., Аксенов Б. Г. Особенности строительства объектов в нефтегазодобывающих районах Западной Сибири. / Под ред. д.т.н., проф. А. Ф. Шаповала. М.: Недра, 1996. — 371 с.
- Шатрова Е.В. Жизнеспособность хозяйственных систем. СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
- Шекшня C.B. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практ. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез", 1996. — 300 с.
- Шеремет А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000. — 208 с.
- Щепкина Г. Т. Некоторые аспекты управления качеством ia рубежом // Монтажные и специальные работы в строительстве. 1992. № 8. -с. 25−31.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие. М.: «АКАЛИС», 1996. — 272 с.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. М.: Ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ»: Гром-Пресс, 1998. — 381 с.