Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование бухгалтерского учета субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Загрязнение окружающей природной среды ведет к экологическому кризису в сельском хозяйстве, для решения экологических проблем необходима поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства особенно в чрезвычайных ситуациях, которым подвержено сельскохозяйственное производство. Вместе с тем важно как можно более точно учесть и оценить не только экологический ущерб, но и последствия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 1. 1. Факторы, обуславливающие необходимость и направления государственной поддержки
    • 1. 2. Сущность и анализ условий предоставления государственных субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях
    • 1. 3. Характеристика форм государственной помощи и специфика их бухгалтерского учета
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ СУБСИДИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 2. 1. Реализация основных принципов и правил в практике учета субсидий и компенсаций
    • 2. 2. Отраслевые аспекты формирования информации для обоснования предоставления субсидий и компенсаций
    • 2. 3. Особенности методики достоверного отражения субсидий и компенсаций в цикле (учетная политика — учет — отчетность)
    • 2. 4. Анализ контроля использования бюджетных средств на сельскохозяйственных предприятиях
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ, ВЫДЕЛЯЕМОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Информационное обеспечение оценки потери почвенного плодородия
    • 3. 2. Рекомендации по учету затрат на природоохранные мероприятия, финансируемые за счет бюджетных средств

Совершенствование бухгалтерского учета субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сохранение и устойчивое развитие аграрного сектора невозможно без государственной экономической поддержки. Это обусловлено особенностями сельскохозяйственного производства, имеющего более низкую доходность по сравнению с другими отраслями, но играющего жизненно важную роль в обеспечении населения продуктами питания, что позволяет решить стратегическую проблему национальной безопасности.

Одной из форм государственной поддержки является выделение целевых бюджетных средств сельскохозяйственным предприятиям, при этом повышение эффективности их использования возможно только на основе объективной информации, полезной для принятия управленческих решений, формирование которой обеспечивает система бухгалтерского учета.

Субсидии и компенсации, поступающие на сельскохозяйственные предприятия в виде государственной помощи, являются важным элементом финансовых потоков, но методически сложным объектом бухгалтерского учета. Следует также учитывать и отраслевую специфику, присущую объектам бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях, которая предполагает определенные интерпретации общепринятых принципов и правил учета.

Степень разработанности проблемы. В основу разработки и исследования теоретико-методических основ государственного регулирования положены труды известных отечественных и зарубежных ученых. Теоретические вопросы государственного регулирования изучались такими учеными, как: Н. И. Баканов, A.A. Голованов, В. Н. Жуков, М. И. Кутер, А. Д. Шеремет и др.

Значительный вклад в решение проблем с учетом их отраслевого аспекта внесли: Н. С. Аверьянов, В. Н. Владыко, В. Г. Закшевский, М.М.

Коробейников, И. И. Кузьмин, В. В. Кузнецов, В. И. Назаренко, А. Г. Попцов, Н. П. Радугин и др.

Результаты исследования проблем учета и контроля государственной помощи изложены в трудах: A.C. Бакаева, С. Б. Заика, H.A. Климцова, Д. Л. Комягина, Н. П. Кондракова, Г. И. Костюк, В. И. Назаренко, С. А. Николаевой, В. Ф. Палий, М. В. Сухова, Г. Г. Шулевой и др.

Появление большого количества переводов зарубежных исследований позволило изучить и использовать мировой опыт в рамках изучаемой тематики, нашедшей отражение в трудах таких ученых, как: О. Амат, Д. Блейк, М. Ван Бред, М. Мэтьюс, Б. Нидлз, М. Перера, Ж. Ришар, Дж. Фостер, Э. Хендриксен, Ч. Хорнгрен и др.

Однако, как показали исследования, в названных работах не все вопросы учета и контроля за целевым использованием бюджетных средств достаточно широко освещены. Практически не изученными оказались отраслевые проблемы учета государственной помощи, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях. Назрела необходимость разработки методических рекомендаций по организации учета и оценки эффективной государственной помощи, выделяемой на проведение природоохранных мероприятий.

Актуальность и практическая значимость решения проблем учета субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях обусловливает необходимость их дальнейшего исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, обеспечивающих формирование эффективной системы бухгалтерского учета, способствующей целевому использованию субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе определены следующие задачи:

— выявить объективные основы необходимости государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и ее перспективные направления;

— определить теоретические и методические аспекты отраслевого учета государственной помощи на основе отечественного и зарубежного опыта;

— на основе анализа и обобщения сложившейся практики оценить современное состояние организации учета субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях, разработать предложения по его совершенствованию;

— дать анализ современного состояния внутреннего и внешнего контроля за целевым использованием субсидий и компенсаций, разработать предложения по повышению его эффективности;

— обосновать методические подходы к учету затрат на природоохранные мероприятия, финансируемые за счет бюджетных средств, с целью информационного обеспечения стабилизации и улучшения экологической ситуации;

— по итогам исследований сформировать методические рекомендации по учету субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях с учетом экологического фактора.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования послужили сельскохозяйственные предприятия Ростовской области, получающие бюджетные субсидии и компенсации. Предметом диссертационного исследования являются теоретические и практические аспекты бухгалтерского учета и контроля субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, ведущих практиков в области организации учета, анализа и аудита, материалы научно-практических конференций и семинаров. В процессе исследования изучены законодательные, нормативные и инструктивные материалы Министерства финансов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Центрального банка РФ и Министерства по налогам и сборам РФ, международные и российские стандарты по бухгалтерскому учету и аудиту.

Диссертационная работа на тему: «Совершенствование бухгалтерского учета субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях» выполнена в рамках Паспорта специальности ВАК 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика, раздела 1 Бухгалтерский учет, статистика, п. 1.4 Методические основы и целевые установки бухгалтерского учета и экономического анализап. 1.8 Бухгалтерский учет в организациях различных организационно-правовых форм, всех сфер и отраслей.

Инструментарно-методический аппарат базируется на комплексе общенаучных и экономических методов исследования: аналитическом, логическом, экономико-статистическом и расчетном, методе сравнения, классификации, группировок, балансовом, экспертных оценок.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы Государственного комитета по статистике РФ, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Ростовской области, бухгалтерская отчетность сельскохозяйственных предприятий Октябрьского, Константиновского, Семикаракорского, Милютинского и Чертковского районов Ростовской области.

Рабочая гипотеза диссертационной работы основывается на системе теоретических положений и научной позиции автора, согласно которым повышение эффективности государственной помощи, выделяемой сельскохозяйственным предприятиям, связано с формированием экономических условий и инструментов организации учета компенсации объективно существующих потерь и экологических затрат в сельском хозяйстве, что инициирует адекватное теоретико-методическое обоснование эффективной системы учета субсидий и компенсаций, предоставляемых сельскохозяйственным предприятиям, с целью обеспечения действенного контроля их использования и создания информационной базы для принятия оптимальных управленческих решений.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Бюджетные субсидии и компенсации являются экономическим инструментом государственного регулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, применение которого обусловлено необходимостью покрытия недостатка финансовых ресурсов, в том числе на экологические мероприятия и возмещение потерь или убытков, возникших в результате непредвиденных обстоятельств.

2. Существует необходимость уточнения и согласования понятий, используемых для определения государственной помощи в бухгалтерском учете и налогообложении. Основная проблема учета государственной помощи, предоставляемой сельскохозяйственным предприятиям, заключается в отсутствие стандартизации и гармонизации понятий и определений, используемых в нормативных документах.

3. Совершенствование учетно-аналитического обеспечения государственной помощи связано с отражением всего спектра возможных условий предоставления, использования и списания средств, выделенных в виде государственной помощи сельскохозяйственным предприятиям, определением момента их признания в учете, а также обоснованием закрепленных в учетной политике способов и приемов учета субсидий и компенсаций.

4. В условиях, когда большинство действующих санкций за нецелевое использование государственной помощи неэффективны, обеспечение целевого применения выделенных средств обуславливает необходимость разработки механизма оптимизации результатов их использования, включая средства бухгалтерского учета, а также раскрытие достоверной информации в бухгалтерской отчетности.

5. Ухудшение экологической ситуации обусловливает необходимость выделения государственной помощи на экологические мероприятия, эффективность использования которой в существенной степени зависит от качества и оценки, учета и контроля за ее использованием.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке концептуальных подходов и организационно-методических основ бухгалтерского учета бюджетных субсидий и компенсаций как одного из важнейших звеньев контроля за эффективностью и целевым использованием государственной помощи на сельскохозяйственных предприятиях. В работе получены следующие результаты, обладающие элементами научной новизны:

• уточнена методика учета субсидий и компенсаций на базе конкретизации содержания понятия «субсидии», понимаемых, как целевые средства, выделяемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия недостатков финансовых ресурсов или частичного возмещения издержек, а также «компенсация», понимаемых, как безвозмездное и безвозвратное возмещение потерь или понесенных сельскохозяйственными предприятиями убытков в результате непредвиденных обстоятельств;

• выявлено, что правила бухгалтерского учета, установленные ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», не отражают в полной мере возможных условий учета предоставления, использования и списания средств, выделенных в виде государственной помощи сельскохозяйственным предприятиям, что позволило обосновать рекомендации по формированию соответствующих элементов учетной политики;

• проведена систематизация документооборота, включающего все этапы получения государственной помощи, что позволило обеспечить контроль и достоверное формирование в бухгалтерском учете информации о полученных (причитающихся к получению) сельскохозяйственными предприятиями средствах целевого бюджетного финансирования;

• предложена методика корректировки данных о субсидиях и компенсациях в условиях инфляции, заключающаяся в пересчете показателей форм финансовой отчетности в соответствии с изменением среднего уровня цен за отчетный период, что позволило отразить невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств со стороны государства, а также последствия инфляции в связи с несвоевременным их поступлением;

• с целью повышения эффективности выделяемых субсидий на покрытие экологических расходов как перспективной формы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, разработаны методические основы оценки, учета и представления в отчетности затрат на экологические мероприятия, позволяющие проследить связь между произведенными затратами и источниками их финансирования, а также отражать как факт осуществления, так и списания затрат в учете.

Практическая значимость работы. Реализация результатов диссертационного исследования позволит выделить приоритетные направления государственной поддержки сельскохозяйственных предприятийсоздать рациональную и эффективную систему бухгалтерского учета и контроля за целевым использованием бюджетных средствсократить число нарушений законодательства и внутренних положений благодаря ведению эффективной системы бухгалтерского учета бюджетных средствопределить состав затрат на природоохранные мероприятия с учетом отраслевых особенностей сельскохозяйственных предприятий.

Систематизированные и обоснованные элементы учетной политики могут быть использованы сельскохозяйственными предприятиями при разработке приказа по учетной политике, а также в процессе формирования бухгалтерской отчетности.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы как на сельскохозяйственных предприятиях, так и в учебном процессе при изучении дисциплин «Бухгалтерский финансовый учет», «Учет государственной помощи на сельскохозяйственных предприятиях» .

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международной, всероссийской, республиканских, областных, межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях в 2000;2004 годах.

Разработанные диссертантом рекомендации по бухгалтерскому учету и раскрытию в отчетности информации о бюджетных субсидиях апробированы в ЗАО «Березовое» Милютинского района и Учхозе «Донское» Октябрьского района Ростовской области.

Основные положения диссертации опубликованы в 13 работах, общим объемом 2,3 печатного листа.

Логическая структура, концептуальная логика и объем диссертации. Цель и задачи диссертационного исследования определили объем и последовательность его изложения. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 173 позиции, и 7 приложений. Диссертация изложена на 183 страницах машинописного текста, включает 18 таблиц, 17 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход к рыночным условиям хозяйствования сопровождался рядом негативных явлений в экономике России. Анализ влияния государственного регулирования на развитие АПК в России в период реформ позволил обосновать его необходимость. По данным литературных источников и обобщения информации Госкомстата изучены достоинства и недостатки основных форм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Отмечены объективные причины, препятствующие или затрудняющие использование таких форм государственной поддержки как льготное кредитование и лизинг.

Исследования показывают, что сельскохозяйственные предприятия испытывают острый недостаток финансовых ресурсов (оборотных средств), что приводит к неэффективному использованию производственного потенциала, росту издержек на производство продукции и, следовательно, увеличению доли убыточных предприятий. Так, на 01.01.04 удельный вес убыточных предприятий в Ростовской области составил 33,8%, что незамедлительно сказалось на состоянии расчетов. Кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий на 01.01.04 достигла 76,8 млрд руб., в том числе просроченная 32,8%. Эти показатели являются объективными факторами, определяющими необходимость использования субсидий как одной из основных форм государственной поддержки. В то же время выявлена необходимость корректировки действующего механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме субсидий с целью повышения эффективности их использования на основе объективной информации, полезной для принятия управленческих решений, которую может предоставить система бухгалтерского учета.

Установлено, что в настоящее время существует необходимость уточнения и согласования понятий, используемых для определения государственной помощи в бухгалтерском учете и налогообложении.

Исследования показали, что сельскохозяйственные предприятия получают поддержку со стороны государства в виде субсидий и компенсаций затрат. В связи с этим перед бухгалтером стоят задачи своевременного и точного отражения получения и использования указанных средств в бухгалтерском учете, а также соблюдение требований налогового законодательства. Одной из основных предпосылок их решения является согласование терминов, используемых в нормативных документах, регулирующих систему учета, отчетности, налогообложения и финансирования.

Изучение законодательной и нормативной базы показало, что в настоящее время четкая стандартизация терминов и определений в этой области отсутствует. Исследования свидетельствуют, что применение термина «дотации» некорректно, так как государственная помощь предоставляется юридическим лицам, упоминание которых в определении «дотации», приведенного в нормативных документах, отсутствует. Следовательно, сельскохозяйственные предприятия реально получают не дотации, а субсидии, если целевые расходы финансируются частично, и субвенции — если полностью.

Таким образом, изучение сущности используемых понятий позволило сделать необходимые уточнения. По нашему мнению, под субсидиями подразумеваются целевые средства, выдаваемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия недостатков финансовых ресурсов или частичного возмещения издержек, понесенных сельскохозяйственным предприятием, под компенсацией — безвозмездное и безвозвратное возмещение потерь или понесенных убытков сельскохозяйственными предприятиями в результате непредвиденных обстоятельств.

В работе отмечается, что субсидии и компенсации, поступающие на сельскохозяйственные предприятия в виде государственной помощи, являются важным элементом финансовых потоков, но методически сложным объектом бухгалтерского учета, существенным фактором является отраслевая специфика, присущая объектам бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях.

Изучение субсидий и компенсации в качестве объектов бухгалтерского учета позволило выявить необходимость соблюдения основных общепринятых принципов учета, которые требуют разработки определенных методических подходов, отражающих отраслевую специфику рассматриваемых объектов.

Выявлено, что правила бухгалтерского учета, принятые на основе ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», не позволяют в полной мере отражать возможные условия предоставления, использования и списания средств, выделенных в виде государственной помощи сельскохозяйственным предприятиям. В частности, указанные в Положении документы, служащие основанием для отражения в учете факта поступления бюджетных средств, не всегда показывают своевременное поступление бюджетных средств. Кроме того, нет четких критериев признания в бухгалтерском учете бюджетных субсидий, не установлено, какие критерии следует использовать для признания в учете соответствующих расходов.

В диссертации рассмотрена проблема выбора способа признания в учете факта получения государственной помощи. Анализ практики учета на сельскохозяйственных предприятиях показал, что моментом признания в учете субсидий и компенсаций чаще всего служит их фактическое получение (кассовый метод). Решающим фактором, определяющим выбор способа учета, остается факт задержки выделенных средств в конкретное хозяйство. Вероятность задержки государственного финансирования и его негативные последствия подтверждаются исследованиями, проведенными на восемнадцати сельскохозяйственных предприятиях Октябрьского района Ростовской области, которые выявили существование задолженности бюджета по выплате субсидий и компенсаций практически по всем их видам. Исследования показали, что на 1 января 2004 года доля долгов государственного бюджета в структуре за 1999 — 2000 годы в среднем составила около одной третьей общей суммы.

С учетом этого нами предложено учитывать субсидии и компенсации не по кассовому методу, а как возникновение задолженности по средствам целевого финансирования (метод начисления), так как только в этом случае можно наглядно проследить задолженность финансирующего органа.

Изучение содержания приказов (положений) по учетной политике на примере отдельных сельскохозяйственных предприятий Ростовской области позволило установить, что данный документ в большинстве случаев не содержит элементы учетной политики, устанавливающие порядок признания государственной помощи в бухгалтерском учете (метод начисления или кассовый метод). Основываясь на требованиях нормативной базы, практике учета, в сложившихся условиях получения и использования субсидий и компенсаций на сельскохозяйственных предприятиях следует рекомендовать включить в учетную политику следующие элементы, устанавливающие методику учета государственной помощи: учитывать субсидии и компенсации как возникновение задолженности по средствам целевого финансирования (метод начисления) — при отражении в бухгалтерском учете бюджетных средств целесообразно сразу признавать средства, полученные в форме государственной помощи на финансирование текущих расходов, в составе дохода отчетного периода, а не доходов будущих периодов.

В работе отмечается, что для признания в учете субсидий и компенсаций необходима соответствующая информация. Ее основой служит методически правильно разработанный документооборот, который позволит выделить базовые первичные документы как основу отражения в учете операций по предоставлению, использованию и списанию государственной помощи.

В ходе исследований нами проведена систематизация документооборота, обеспечивающего формирование в бухгалтерском учете достоверной информации о полученных (причитающихся к получению) сельскохозяйственными предприятиями средствах целевого бюджетного финансирования. Основой исследования послужили соответствующая нормативная база и практика учета государственной помощи на предприятиях Ростовской области. Существенное внимание в работе уделено решению проблемы достоверности отражения в отчетности данных о выделенных бюджетных средствах, их использовании с учетом последствий инфляции. Установлено, что с учетом инфляции сельскохозяйственные предприятия получают средств, в 2,2 раза меньше реально выделенной суммы. Это приводит к тому, что предприятия не смогут компенсировать произведенные затраты или приобрести имущество, на которое выделялись средства государственной поддержки. В связи с этим нами разработаны методические подходы к раскрытию в пояснительной записке по состоянию на отчетную дату невыполненные обязательства по предоставлению бюджетных средств, а также последствий инфляции, связанных с несвоевременным их поступлением.

Анализ действующей практики отражения в бухгалтерской отчетности получения и использования государственной помощи позволил установить, что при фактическом поступлении задолженности по бюджетным средствам, относящимся к финансированию расходов, произведенных в предыдущих отчетных периодах, сводит на нет целевой характер их предоставления, так как фактически расходы, на которые предоставлялись средства, уже осуществлены. Поэтому несвоевременное предоставление государственной помощи сельскохозяйственным предприятиям способствует использованию средств не по назначению и усложняет осуществление контроля за ними.

Кроме этого своевременного решения требует проблема целевого и эффективного использования бюджетных средств. Проведенные исследования выявили, что большинство санкций со стороны органов контроля применяется за нецелевое использование бюджетных средств, однако, нет действенных мер за неэффективное их использование.

Исследования, проведенные на сельскохозяйственных предприятиях, позволили сформировать следующие предложения:

• за нецелевое использование бюджетных средств сумму штрафных санкций исчислять в процентном отношении от суммы средств, используемых не по назначению;

• на сельскохозяйственных предприятиях при предоставлении средств государственной поддержки одним из требований должно стать создание получателем системы внутреннего контроля, обеспечивающей целевое использование бюджетных средств и способствующей принятию эффективных управленческих решений по использованию полученных бюджетных средств;

Загрязнение окружающей природной среды ведет к экологическому кризису в сельском хозяйстве, для решения экологических проблем необходима поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства особенно в чрезвычайных ситуациях, которым подвержено сельскохозяйственное производство. Вместе с тем важно как можно более точно учесть и оценить не только экологический ущерб, но и последствия его устранения, а именно: пересева сельскохозяйственных площадей и других операций, оказывающих дополнительное влияние на плодородие. Для этого нами приведена методика проведения оценки влияния экологических последствий сельскохозяйственного производства на природные ресурсы, которая позволила проанализировать зависимость потребности в средствах на экологические мероприятия от финансового результата деятельности предприятий.

Данные проведенной оценки свидетельствуют (обследовалось 19 предприятий Семикаракорского района Ростовской области), что сельскохозяйственные предприятия получают экологический ущерб в размере от 121 тыс. руб. до 206 тыс. руб. в год. При условии финансирования средств из бюджета они должны быть направлены на уменьшение воздействия на экологию, восстановление естественных экологических норм и выпуск экологически чистой продукции. При этом наблюдается зависимость: чем ниже финансовый результат, тем хуже экологическая ситуация на предприятии и нужно больше затрат для ее восстановления. Чем выше прибыльность предприятий, тем больше потребность в использовании интенсивных технологий и больше затрат идет на восстановление плодородия почв.

Исследования показали, что на сельскохозяйственных предприятиях Ростовской области не обеспечен учет таких важнейших экологических показателей как превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ, оценка степени деградации земель, способности к самовосстановлению окружающей среды и т. п. Все это влечет за собой необходимость развития экологического учета, который должен объединить в себе процессы идентификации, измерения и анализа экономико-экологической информации, позволяющие пользователям принимать на ее основе необходимые решения.

Одним из направлений дальнейшего развития экологического учета должно стать методическое совершенствование сбора, обобщения и анализа затрат на экологические мероприятия с целью достоверного предоставления информации, необходимой для принятия управленческих решений и оценки потребности в государственной помощи.

Для учета текущих затрат на природоохранные мероприятия сельскохозяйственным предприятиям рекомендовано открыть счет 22 «Затраты на природоохранные мероприятия».

Для формирования своевременной и точной информации о затратах на природоохранные мероприятия на сельскохозяйственных предприятиях предложено организовать:

• аналитический учет затрат на природоохранные мероприятия;

• создать систему резервирования расходов на природоохранные мероприятия.

Таким образом, на современном этапе развития сельскохозяйственного производства приоритетным направлением государственной помощи является не отраслевая поддержка, а компенсация потерь, понесенных предприятиями в результате чрезвычайных обстоятельств, а также выделение субсидий на природоохранные мероприятия. Предложенная методика организации учета затрат на природоохранные мероприятия, финансируемых за счет бюджетных средств, обеспечит информационную основу их эффективного использования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «О Федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ // Консультант +
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 100 ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства"// Экономика сельского хозяйства России. — 1997. — № 9. — С. 116−119.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 159-ФЗ // Консультант +
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ // Консультант +
  5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 63 ФЗ.
  6. Приказ Минфина Российской Федерации от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций"// Консультант +
  7. Приказ Минсельхоза РФ от 06.06.03 г. № 792 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях» // Консультант +
  8. Приказ Минсельхоза РФ от 31.01.03 г. № 28 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету доходов и расходов деятельности сельскохозяйственных и других организаций АПК"// Консультант +
  9. Приказ Минсельхоза РФ от 13.06.01 г. № 654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению"// Консультант +
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 69 «О предоставлении в 2002 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных программ и мероприятий в сельском хозяйстве"// Консультант +
  11. Постановление Правительства РФ от 7.03.01 № 192 «Порядок возмещения в 2001 году из федерального бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, полученных организациями агропромышленного комплекса»
  12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 92н. об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000//Консультант +
  13. Постановление Администрации Ростовской области от 6 мая 2002 г. № 214 «Об утверждении мероприятий по развитию животноводства в Ростовской области на 2002−2005 годы"// Консультант +
  14. Постановление Администрации Ростовской области от 8 июля 2002 г. № 325 «Об утверждении мероприятий по повышению плодородия почв Ростовской области на 2002 год и их финансовом обеспечении"// Консультант +
  15. Постановление Администрации Ростовской области от 1 апреля 2002 г. № 138 «О порядке предоставления субсидий на поддержку племенного дела в животноводстве из областного бюджета в 2002 году"//Консультант +
  16. Постановление Администрации Ростовской области от 4 марта 2002 г. № 84 «О порядке оказания финансовой поддержки предприятиям и организациям Ростовской области"//Консультант +
  17. Распоряжение Главы Администрации Ростовской области от 12 сентября 2001 г. № 470 «О распределении средств федерального бюджета"//Консультант +
  18. Приказ Минфина Российской Федерации от 26 апреля 2001 года, № 35н «Об утверждении инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации»
  19. С., Ястребова О. Основные направления реорганизации системы государственной помощи // Вопросы экономики. 2001. С. 122−124.
  20. Н. С. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономист. 1996. № 10. С. 71−75.
  21. В. Продовольственная безопасность // Экономика сельского хозяйства России. 1999. № 3. С. 28.
  22. В.Н., Вальков В. Ф., Чешев A.C., Цвылев Е. М. Экологические аспекты плодородия почв Ростовской области. / Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ. ВШ, 1996.- 168 с.
  23. В.А. Черников, P.M. Алехин, A.B. Голубев и др.- Под ред. В. А. Черникова, А. И. Чекереса.- М.: Колос, 2000, — 536 с.
  24. Д.Р. Учет и налогообложение безвозмездно полученного имущества // Главбух. 2001. № 5. С.14−22.
  25. A.C. Программа реформирования бухгалтерского учета: проблемы ее выполнения. // Бухгалтерский учет. 1999. № 8. С.4−7.
  26. Н.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник 4-е изд., перераб.- М.: Фин. и стат., 1997.
  27. Г. В. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 12. С. 8−10.
  28. Д., Амат О. Европейский бухгалтерский учет. Справочник/ Перевод с англ. М.: Информацинно-издательский дом «Филинъ», 1997. -400 с.
  29. В.Р. Государственное регулирование агропромышленного производства // Достижения науки и техники АПК. 1997. № 5. С. 38−41.
  30. H.A. Основы управленческого учета на предприятиях сферы услуг и малого бизнеса // Учебное пособие. Шахты ДГАС, 1999. 81 с.
  31. Бокарева J1. О стратегии государственного регулирования экономики // Экономист. 1993. № 7. С. 26−31.
  32. В.Ф. Экология почв Ростовской области. / Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ. ВШ, 1996. 80 с.
  33. Е.В. Государственное экономическое регулирование как фактор повышения эффективности аграрного сектора экономики (на примере саратовской области): Автор. дис.к.э.н.: 08.00.05. Е. В. Васильева.- Саратов, 2000. 21 с.
  34. В.Н. Бюджетное регулирование экономического развития региона (на примере Ростовской области): Автор. дис.к.э.н.: 08.00.10. В. Н. Владыко. Ростов-на-Дону, 2002. 23 с.
  35. С.М. Экономика землеустройства. М.: Колос, 1996.- 239 е.: ил. «Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений».
  36. Г., Урусов В. К вопросу об использовании методов экономико-математического моделирования в оценке государственной поддержки региональных АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999. № 5. С. 19−26.
  37. В.И. Эффективность государственной поддержки животноводства на Кубани // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 4. С. 16−20.
  38. А. Аграрная политика Швеции: роль государства в регулировании рыночных отношений // АПК. Экономика. Управление. 1998. № 8. С. 41−47.
  39. A.A. Актуальные проблемы аграрного развития России на современном этапе // Международный сельскохозяйственный журнал. -2000. № 8. С. 8−12.
  40. A.A. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий АПК / /Финансы. 2000. № 1. С. 29−32.
  41. A.A. Совершенствование системы территориальных межбюджетных отношений в Саратовской области // Финансы. № 1. С. 7−10.
  42. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект Пресс, 1995. 188с.
  43. A.B. Приоритеты аграрной политики и перспективы развития крупных сельскохозяйственных предприятий России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 4. С. 8−12.
  44. А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Аграрная наука. 2000. № 1.
  45. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник для вузов под ред. Кушлина В. И., Волгина H.A.- М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. 735 с.
  46. В.П. Инвестиционная деятельность и экономическое развитие России: Автор, дис. д.э.н.: 08.00.05. В. П. Грицыпа. М, 2000. 45 с.
  47. У., Гатацин Р., Шахметов И. Социальная проблема села в центре аграрной политики//АПК. Экономика. Управление. 1998. № 7. С.11−14.
  48. А. Г. Сыпко М.Е. Оценка тяжести налогообложения в условиях роста убыточности сельскохозяйственных предприятий // Вестник академии (РИНХ). 2001. С. 169- 173
  49. С. Аграрный сектор экономики нуждается в государственной поддержке.// Международный журнал. Проблемы теории и практики управления. 2002. № 4. С. 51−54.
  50. О.В., Саратцева Е. А. Необходимость и сущность государственного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве // Итоги научных исследований ГУЗа в 2001 году. 2002. С. 122−129.
  51. Е.Н. Лизинг в системе инвестиционного механизма АПК: Автор. дис.к.э.н. Ростов-на-Дону, 2002.30 с.
  52. Дю М. Е. Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей с целью обеспечения продовольственной безопасности // Достижения науки и техники АПК. 2001. № 3. С. 14−17.
  53. В.Н. Зарубежный опыт и проблемы развития агропромышленного комплекса России // Международный сельскохозяйственный журнал. 1996. № 1. С. 37−40.
  54. В. Торгово-политические инструменты ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 8. С. 12−43.
  55. С.Б. Дотации и компенсации: методика стимулирования эффективности сельхозпроизводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 12. С. 37−41.
  56. В.Г. Совершенствование финансового механизма регулирования регионального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 10. С. 15−16.
  57. В.Ф., Ильичева C.B. Совершенствование механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. № 8. С. 7−9.
  58. В.В., Богаченко П. В. Механизм оценки эффективности проектного финансирования на основе дифференцированной стоимости капитала//Финансы и кредит. 2002. № 14(104). С. 27−33.
  59. .Ф. Контроль финансовых потоков государства органами федерального казначейства//Финансы. 2000. № 8. С. 11−12.
  60. П., Синельников-Мурылев С., Трунин И. Система федеральной финансовой помощи субъектам РФ и фискальное поведениерегиональных властей в 1994—2000 годах // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 21−39.
  61. М.П., Масленкова В. Ф. О финансово-кредитном механизме в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 4. С. 36−40.
  62. Кара-Мурза Е. Бюджетные ассигнования: учет и налогообложение // Главбух. 2003. № 7. С. 31−35.
  63. Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP). M.: ИНФРА-М, 1998. 448с.
  64. Н.П., Тамбиев А. Х. Региональный маркетинг: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2000. 320 с.
  65. H.A. Учет бюджетных дотаций и компенсаций в сельскохозяйственных организациях // Бухгалтерский учет. 2001. № 17. С.36−42.
  66. H.A. Учет бюджетного финансирования в организациях агропромышленного комплекса//Бухгалтерский учет. 1999. № 9. С. 19−24.
  67. М.П. О путях выхода аграрного сектора России из финансового кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 3. С. 12−16.
  68. М.П. О путях преодоления кризиса в аграрном секторе экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. № 12. С. 18−22.
  69. C.B. Формирование бухгалтерской информации в системе управления рынком земель сельскохозяйственного пользования: Автор, дис. .д.э.н.: Казань, 2002. 36 с.
  70. О. Устойчивое сельское хозяйство — от теории к практике // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999, № 3. С.8−12
  71. Комментарий к законодательству по бухгалтерскому учету / под ред. С. А. Николаевой. Книга 3.- М.: «Аналитика-Пресс», 2001. 264 с.
  72. Комментарий к международным стандартам финансовой отчетности. Палий В. Ф. -М.: Аскери. 1999. 352 с.
  73. Д.Л. О понятии бюджетных средств // Финансы. 2000. № 10. С.17−19.
  74. Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001. 635 с.
  75. Ю.В. Экономические и организационно-методические аспекты развития экологического бухгалтерского учета и аудита // Автореф. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2000, 28 с.
  76. М. М. Государственное регулирование финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса // Аграрная наука. 2000. № 1. С. 7−9.
  77. М.М. Совершенствовать хозяйственный механизм в АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 2. С. 13−15.
  78. М.М. Совершенствование протекционистской поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 10. С. 49−50.
  79. В., Фалиеев О., Ленчевский И., Юнак Г. Проблемы финансирования агропромышленного комплекса России // Экономика сельского хозяйства России. 1999. № 3. С. 30−32.
  80. Г. И. Учет целевого финансирования // Бухгалтерский учет. -2001. № 9 С. 23−30.
  81. Л.А., Беспахотный Г. В. Развитие системы государственной поддержки в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 10. С. 11−14.
  82. И.И. Государственное субсидирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой: Автор. дис.к.э.н.: Санкт-Петербург, 2002. 22 с.
  83. .Т., Лукьянова М. Н. Выбор ставки дисконтирования для инвестиционного проекта при учете инфляции // Финансы и кредит. 2002. № 14. С. 33−35.
  84. В.В., Грачев В. А. и др. Эколого-экономические вопросы земледелия и землепользования. Ростов-на-Дону, ЦОП «Коралл-Микро», 1998. 92 с.
  85. В.В., Маркин С. Ю. и др. Рекомендации по развитию кредитно-финансового обслуживания предприятий АПК. / Ростов-на-Дону, 2001. 59 с.
  86. Ю. Развитие агропромышленного комплекса России и пути выхода из кризиса // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. № 5. С. 27−29.
  87. Д.В. Учет, моделирование и оценка активов предприятия: автор, дис. к.э.н.: Ростов-на-Дону, 2000. 23 с.
  88. М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. Учебное пособие. — М.: «Экспертное бюро М», 1997. 496 с.
  89. М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. 640 с.
  90. Н.Т. Управленческий аудит в условиях рыночной экономики, организационный аспект // Вестник академии (РИНХ). 2001. С. 59−60.
  91. Н.Т. Стандарты аудиторской деятельности. М., 2000. 448 с.
  92. В.И., Орлова Е. В. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М.: «Налоговый вестник», 2002. 192с.
  93. A.B. Муниципальное казначейство Ростова-на-Дону: опыт и перспективы развития//Финансы. 2000. № 6. С. 12−14.
  94. И.А. Как отразить в учете дотации, полученные из бюджета // Главбух. 2002. № 3. С. 46−56.
  95. А.И., Харцхаев М. С. Продовольственная ситуация в России в 2001 году и в начале 2002 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 8. С. 50−52.
  96. М.А. Экономико-экологический механизм управления сельскохозяйственным природопользованием: Автор. дис.к.э.н.: Нальчик, 2000. 26 с.
  97. М.Ю. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): Постатейные комментарии. М.: ИД ФБК — ПРЕСС, 2002. 432 с.
  98. А.Э., Федоров Г. Б. Государственные субсидии: как получить и правильно использовать // Главбух. 2001. № 2. С. 48−54.
  99. Е. Эффективность использования бюджетных средств // АПК. Экономика. Управление. 1999. № 8. С. 52−55.
  100. P.M. Экологическая составляющая устойчивого развития сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 8. С. 10−13.
  101. Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива. -М.: Финансы и статистика, 1999. 136 с.
  102. М.Р. и Перера М.Х. Теория бухгалтерского учета. М.: Аудит, ЮТИТИ, 1999. 663 с.
  103. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Официальный текст. М.: Издательство НОРМА, 2000. 144 с.
  104. В.И. Росагропромсоюз защищает интересы товаропроизводителей АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 2. С. 10−12.
  105. В.И., Попцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой.- М.: Информагробизнес, 1996. 84 с.
  106. В. Задачи восстановления агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности России // Российский экономический журнал. 1999. № 5−6. С. 43−51.
  107. . и др. Принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1997. 496 с.
  108. Е. Эффективность сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 10. С. 8.
  109. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов Под. ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1984. 797 с.
  110. С. Лизинг в рыночном механизме АПК // Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 9. С. 7.
  111. Основные показатели агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1999 году: Стат.сб. Госкомстат России. М., 2000. 111 с.
  112. Основные документы бухгалтерского учета. М.: Издательство ПРИОР, 2001. 96 с.
  113. О текущей ситуации в агропромышленном комплексе // Хранение и переработка сельхозсырья. 2000. № 8. С. 48−49.
  114. В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М, 2002. 456 с.
  115. В.Ф., Палий В. В. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий Финансовый учет. Часть 2, М: ФБК-ПРЕСС, 1998. 352 с.
  116. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, (утв. Коммисией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации) / Консультант +
  117. Е.П. Методические основы государственного регулирования экономических процессов в регионе: Автор. дис.д.э.н.: Ростов-на-Дону, 2001.47 с.
  118. С. Совершенствование механизмов бюджетного финансирования // Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 11. С. 15
  119. В. Земля России — национальное богатство // Экономика сельского хозяйства России. 2002. № 2. С. 5.
  120. И.Б. ВТО и перспективы развития российского агропромышленного комплекса// Финансы и кредит. 2002. № 14. С. 46−52.
  121. В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2001. 672 с.
  122. H.H., Сергиенко Я. В., Френкель A.A. Анализ динамики инфляции, производства и финансовой эффективности в промышленности // Вопросы статистики. 2002. № 8. С. 16−25.
  123. Н.П. Агропромышленному производству государственную поддержку // Экономика сельского хозяйства России. 1995. № 12. С. 26.
  124. Н.П., Любимов В. Государственное регулирование агропромышленного комплекса // АПК. Экономика. Управление. 1999. № 7. С. 15−24.
  125. Рекомендации по развитию кредитно-финансового обслуживания предприятий АПК. Кузнецов В. В., Маркин С. Ю. и др. Ростов-на-Дону: ВНИИЭиН, 2001.59 с.
  126. X. Повышение эффективности государственного управления в АПК// Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 10. С. 25.
  127. Риполь-Сарагоси Ф. Б. Основы финансового и управленческого анализа. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. 224 с.
  128. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. Госкомстат России. — М., 2003. 705с.
  129. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия Пер. с франц. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 375с.
  130. И. Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России //АПК. Экономика. Управление. 2000.- № 1. С. 31−37.
  131. Е. Новая идеология механизма государственной финансовой поддержки АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 1997. № 1.С. 8−9.
  132. А. Опыт государственного регулирования в сельском хозяйстве США //АПК. Экономика. Управление. 2002. № 8. С. 22−29.
  133. В. Экономический механизм восстановления и развития сельского хозяйства//АПК. Экономика. Управление. 1999. № 9. С. 20−23.
  134. А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства// АПК. Экономика. Управление.2000. № 1. С. 36−43.
  135. Г. П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно -правовые основы. М.: «Экзамен», 2000. 768 с.
  136. C.B. Развитие системы финансового контроля как функции государственного регулирования в аграрной сфере: Автор. дис.к.э.н.: Санкт-Петербург, 2001. 23 с.
  137. Н.С., Ольгаренко В. И. Природно-технические комплексы. Учебное пособие, г. Новочеркасск, 2003. 155 с.
  138. Сотникова J1.B. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий // Бухгалтерский учет. 2000. № 15. С. 29−32.
  139. Г. Н. Корректировка показателей бухгалтерской отчетности в условиях инфляции // Бухгалтерский учет. 1999. № 8.
  140. И. Реальные предпосылки увеличения агропромышленного производства//Экономист. 2000. № 5. С. 9−16.
  141. Статистический ежегодник Ростовская область 2000: Стат.сб. Ростоблкомстат. Ростов-на-Дону, 2001. 864 с.
  142. Статистический раздел // Экономический журнал. 2002. № 1. т.6, С.118−148.
  143. Статистический раздел // Экономический журнал. 2001. № 2. т.5, С.268−276.
  144. Статистический раздел // Экономический журнал. 2000. № 3. т.4, С.399−429.
  145. Статистический сборник «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций за 19 972 001 годы»: Стат.сборн. Ростоблкомстат. Ростов-н/Д, 2002. 142 с.
  146. И.Р., Сухарева O.A. Налоговая классификация доходов и расходов организации // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2002. № 19. С. 23−32.
  147. М.В. Комментарий к ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» // Главбух. 2000. № 24. С. 58−69.
  148. В.В., Назаренко О. Г. Методические указания к практическим занятиям курса «Экология», п. Персиановский, 2000 г.
  149. З.В. Организационно-экономический механизм регулирования развития сельскохозяйственного производства: Автор. дис.к.э.н.: Ростов-на-Дону, 2001. 26 с.
  150. В. Бюджетная поддержка в системе регулирования АПК региона // АПК. Экономика. Управление. 1998. № 7. С. 40−44.
  151. И.Г., Алтухов А. И. Прогноз развития российского агропромышленного производства на период до 2010 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 8. С.5−8.
  152. Федоров В. Г, Дрягилев J1.A. Экология и экономика природопользования: Учебно-методическое пособие. Под ред. П. В. Забелина.- М.: Издательство РДЛ, 2002. 232 с.
  153. A.A., Черний Р. Н. Проблемы формирования эффективной кредитной системы по обслуживанию сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 3. С. 17−21.
  154. Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. Под ред. Проф. Соколова Я. В. М.: Финансы и статистика, 1997.
  155. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. Под. Ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995. 412с.
  156. Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства// АПК. Экономика. Управление. 1998. № 7. С. 16−22.
  157. А. Факторы роста эффективности и устойчивости сельскохозяйственных предприятий // АПК. Экономика. Управление. 1999. № 1. С. 59−65.
  158. А.Д., Сайфулин P.C. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999.-343с.
  159. Г. Г. Целевое использование бюджетных средств // Приложение к бухгалтерскому учету. 2000. № 10. С. 39−40.
  160. Э., Тиллак П., Герасин С. Факторы, влияющие на рентабельность российских сельхозпредприятий // АПК. Экономика. Управление. 2002. № 8. С. 36−43.
  161. А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса//АПК. Экономика. Управление. 2000. № 9. С. 3−9.
  162. В.Н. О дальнейшем развитии реформ в АПК России // Экономика сельского хозяйства России. 1998. № 4. С. 9−14.
  163. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов под ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. 519 с.
  164. Экологический учет для предприятий. Материалы конференции ООН по торговле и развитию. М. 1997. С. 179.
  165. Р., Пронина Ю. Проблемы финансового обеспечения сельского хозяйства в регионе // АПК. Экономика. Управления. 2001. № 5. С. 43−46.
  166. А.П. Региональная аграрная политика: предпосылки, принципы и механизмы формирования: Автор. дис.к.э.н.: Ростов-на-Дону, 2002. 27 с.
  167. Ю. Господдержка и госрегулирование крупных корпораций в аспекте реализации их антикризисно-инвестиционного потенциала // Российский экономический журнал. 1999. № 5−6. С. 93−95.
  168. Р.Г. Особенности аграрной кредитно-финансовой политики в странах с переходной экономикой / /Деньги и кредит. 1999. № 9. С. 37−42.
Заполнить форму текущей работой